Не ставим запятую перед союзом "и" в сложносочиненном предложении. (отдельные случаи)

Онлайн справочник по правописанию,
произношению, литературному редактированию

Справочник по правописанию и литературной правке
Розенталь Д.Э.

§104. Запятая в сложносочиненном предложении

1. Запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, между которыми стоят союзы:

1) соединительные: и, да (в значении «и»), ни... ни . Например: Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание Кутузова (Л. Толстой); Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма (Короленко); Ни калина не растет между ними [крестами], ни трава не зеленеет... (Гоголь);

2) противительные: а, но, да (в значении «но»), однако, же, зато, а то, не то . Например: Старик явно возмущался, а Григорий морщился... (Шолохов); Я ему верю, да суд-то ему на слово не верит... (Достоевский); Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжали летать сюда, как и отсюда... (Сергеев-Ценский); Ржавеют в арсеналах пушки, зато сияют кивера... (Симонов); Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато (Чехов), Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде... (Писемский);

3) разделительные: или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то . Например: Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон (Серафимович); Во сне ль все это снится мне, или гляжу я в самом деле, на что при этой же луне с тобой живые мы глядели? (Тютчев); То он собирался поступить в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Каверин).

Примечание. В сложносочиненном предложении пара ли... или рассматривается как повторяющийся союз, в отличие от простого предложения с однородными членами, в котором ли... или не образуют повторяющегося союза, вследствие чего запятая перед или в последнем случае не ставится (см §87, п. 4). Ср. также: Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли во дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на ум, что Михаил Ильич серьезно болен (Чехов).

4) присоединительные: да, да и, тоже, также . Например: Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил, точно от ниспосланного мира (Федин); Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (Чехов);

5) пояснительные: то есть, а именно . Например: Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума, а именно для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев (Салтыков-Щедрин); Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Арсеньев).

2. Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если части сложносочиненного предложения:

а) имеют общий второстепенный член, например: Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем, сиренью и розами (Чехов) (общий второстепенный член – тут); У Гаврилы смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (Горький) (общий второстепенный член – у Гаврилы); По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми легкими и пятна солнца, прорвавшиеся сквозь листву на столики, освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннополые руки (Федин) (общий второстепенный член – по утрам); но при повторении союза запятые ставятся: В спальне было и душно, и жарко, и накурено (Чехов) (общий второстепенный член – в спальне);

б) имеют общее придаточное предложение, например: Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Чехов); Но Леля спала так спокойно и в ее ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Паустовский); Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом (Первенцев) (общий второстепенный член и общее придаточное предложение); Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно, что он поторопился спрятать их за спину (Чехов);

в) выражены назывными (номинативными) предложениями, например: Хриплый стон и скрежет ярый! (Пушкин); Тишина, темнота, одиночество и этот странный шум (Симонов);

г) выражены двумя вопросительными, или двумя восклицательными, или двумя побудительными предложениями, например: Ты понял меня или ударить тебя? (Булгаков); Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан?;

д) выражены двумя неопределенно-личными предложениями, если имеется в виду один и тот же производитель действия, например: ...Постояли, потолковали и пошли назад? (Лермонтов); Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);

е) выражены двумя безличными предложениями, имеющими синонимические слова в составе сказуемых, например: Необходимо срочно рассмотреть авторские заявки и надо дать по ним заключение.

Отдельные ситуации, когда запятая между частями сложносочиненного предложения перед "и" не ставится.

1. Обе части имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение: Ранним утром Телегин постучался в знакомую дверь и Даша, накинув халат, бросилась в прихожую . У Гаврилы смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали.

2. Объединены два безличных предложения , имеющие в своем составе синонимичные члены: "Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой", - советовали врачи внезапно потерявшему голос Деду Морозу .

3. Общим для соединенных сочинительным союзом "и" двух частей может оказаться придаточное предложение: Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок . Данный пример обычно при самостоятельной работе оказывается очень каверзным, ведь достаточно сложно угадать, общим или нет будет придаточное для двух частей. Проверяем так: если часть после "и" имеет оттенок следствия, вывода, то есть в нее можно вставить "поэтому", лучше рассмотреть её как отдельную часть и поставить запятую. Когда Онегин приезжает в деревню, он недолго радуется новизне, и (+вскоре, потом) хандра быстро возвращается к нему .

4. Части ССП имеют общее вводное слово . Чаще всего в самостоятельных сочинениях это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения: По словам странницы Феклуши, люди в этой стране с песьими головами и огненного змия для скорости стали запрягать . Общим может быть вводное слово, указывающее на степень достоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой): К счастью, Новый год бывает лишь один раз в 365 дней и подарки в таком количестве приходится покупать нечасто .

5. Две соединенных союзом "и" части сложной конструкции могут иметь общую объединяющую их третью часть. Она включает в себя смысл обоих частей и соединена с ними бессоюзной связью: "Это было похоже на чудо: за занавесом оказалась сцена и на ней в вальсе кружились маленькие балеринки", - рассказывала Машенька о балете "Щелкунчик" .

6.Если частями ССП оказываются два неопределенно-личных предложения , то запятая между ними не ставится, если мыслится один и тот же производитель двух действий: "Женщин в этом городе мучают и не дают им возможности самостоятельно выбирать путь в жизни " .

7. Редкими случаями, когда запятая между частями ССП не ставится, являются объединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных или назывных : "Кто вы и откуда приехали? "- спросил у иностранца Берлиоз . "Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!" - загадываю я всегда в новогоднюю ночь .

1. Всё живое тянется к воде, и всем вода дарит жизнь (ССП; и - соединительный союз). 2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (простое предложение; и - соединительный союз, связывает однородные сказуемые и дополнения). 3. Верблюжье молоко непривычно сладкое , но пришлось выпить (ССП; но - противительный союз). 4. Барсук пытался уплыть , но был водворен на пятачок земли возле пня (простое предложение; но - противительный союз; связывает однородные сказуемые). 5. Умер от болезни отец , а мать после него от горя умерла (ССП; а - противительный союз). 6. Я тогда не здесь , а у бабушки жил (простое предложение; а - противительный союз; связывает однородные обстоятельства места). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (простое предложение; и - соединительный союз, связывает однородные сказуемые). 8. Прошло несколько лет , и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места (ССП; и - соединительный союз). 9. Парнишка упал , однако не был убит (простое предложение; однако - противительный союз; связывает однородные сказуемые). 10. Канонада стала слабее , однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (ССП; однако - противительный союз). 11. Пусть он перебирается в деревню, во флигель, или я переберусь отсюда (ССП; или - разделительный союз). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (простое предложение; иль - разделительный союз; связывает однородные именные части сказуемого).

Упражнение 47

1. Страшно выли провода на столбах, да громыхали от ветра вывески (ССП; да - соединительный союз). 2. Прошло полгода , и книга «Трагедия Согдианы» вышла в свет (ССП; и - соединительный союз). 3. Я напишу Ивану Ивановичу - и завтра же всё отменится (ССП; и - соединительный союз; тире подчеркивает неожиданный и резкий результат). 4. Этим предпочтением он мог нанести укол властным монархам, и от этого у него прошла хандра , зато она слишком резко уступила место нетерпению, составлявшему самую сильную черту характера герцога (ССП; и - соединительный союз; зато - противительный союз). 5. Словом, картина была самая мирная , а между тем в двух шагах отсюда был базар , и притом базар очень завозной и дешёвый (ССП; а - противительный союз; и - соединительный союз; словом - вводное слово). 6. В начале тридцатых годов Арише удалось устроиться в кордебалет Большого театра, и молодые переехали в Москву (ССП; и - соединительный союз). 7. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом и не ставится, так как части имеют общий член предложения - у Ивана Ивановича ). 8. Это все ожидали , однако настроение было испорчено (ССП; однако - противительный союз). 9. Мы с сестрой плакали , мать также плакала (ССП; также - соединительный союз). 10. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общие члены - у всех , по направлению к письму ). 11. Не только не видно нигде следов роскоши, но и самые комнаты были пусты (ССП; не только... но и - соединительный союз). 12. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (ССП; и - соединительный союз; запятая не ставится, так как части имеют общий член - у Евсеича ). 13. Иль чума меня подцепит , иль мороз окостенит , иль шлагбаум в лоб мне влепит непроворный инвалид (ССП; иль... иль... иль - повторяющийся разделительный союз). 14. Степан Степанович не то не доволен чем-то, не то он чем-то обижен (ССП; не то... не то - повторяющийся разделительный союз). 15. Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение (ССП; и Кати ). 16. Она обещала зайти ещё раз и стала приходить всё чаще, но адреса она им не дала , да у неё и не было настоящего адреса (ССП; но - противительный союз; да и - соединительный союз). 17. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - в сенях ). 18. Это была слава , но всё это было опасно , утомительно , а для него самого, по его мнению, это было не нужно и вредно (ССП; но - противительный союз; а - противительный союз; по его мнению - вводное слово). 19. Тут так же, как и в зале , окна были раскрыты настежь и пахло тополем, сиренью и розами (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - тут ). 20. Отец не хотел его брать с собой, да Надежда Осиповна навязывала (ССП; да - противительный союз). 21. Доктор Браун явно не в духе и даже не слишком любезен , однако он замечательный человек (ССП; однако - противительный союз). 22. Он бы , конечно, возмутился , однако на его возмущение никто бы не откликнулся (ССП; однако - противительный союз). 23. Крылья у гуся была растопырены и клюв раскрыт (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - у гуся ). 24. У Гаврилы смешно надулись щёки ... и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - у Гаврилы ). 25. Река давно замёрзла , а снега всё не было , и люди замучились без дороги (ССП; а - противительный союз; и - соединительный союз). 26. У него осунулось лицо и отяжелели веки , опустившись на выпуклые глаза , полузакрывая их (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - у него ). 27. Сын «бывшего» Пушкина рассказывал басню для смеха, Сергей же Львович , более хладный и жестокий , негодовал (ССП; же - частица в значении противительного союза). 28. Ни она никого не тронет , ни её никто не тронет (ССП; ни... ни - повторяющийся соединительный союз). 29. Небо ли такое белое или солью выцвела вода ? (ССП; или - разделительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как он связывает вопросительные предложения). 30. Ни минуты времени не терялось даром, ни малейшей неисправности не случалось у поселянина (ССП; ни... ни - повторяющийся соединительный союз). 31. На воде, гладкой , как зеркало, изредка ходили круги , да вздрагивали речные лилии , потревоженные весёлой рыбой (ССП; да - соединительный союз). 32. И перья страуса склонённые в моём качаются мозгу, и очи синие , бездонные цветут на дальнем берегу (ССП; и... и - повторяющийся соединительный союз). 33. То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой; то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок ; то выронит она платок... (ССП; то... то - повторяющийся разделительный союз; точка с запятой ставится для того, чтобы противопоставить простые предложения с союзом то... то однородным сказуемым впервой части, связанным таким же союзом и разделённым запятой). 34. Искусство - ноша на плечах, зато как мы , поэты , ценим жизнь в мимолётных мелочах! (ССП; зато - противительный союз). 35. Она мне нравилась всё больше и больше, я тоже , по-видимому, был симпатичен ей (ССП; тоже - соединительный союз; по-видимому - вводное слово). 36. Скоро весь сад , согретый солнцем , обласканный , ожил , и капли росы, как алмазы , засверкали на листьях; и старый , давно запущенный сад в это утро казался таким молодым , нарядным (ССП; и - соединительный союз; между вторым простым и третьим простым предложениями ставится точка с запятой, так как всё сложносочинённое предложение по смыслу разбивается на два блока. Межу ними можно поставить точку). 37. Я спешу туда ж - а там уже весь город (ССП; а - противительный союз; тире ставится потому, что вторая часть (неполное предложение - с опущенным сказуемым собрался содержит неожиданный результат). 38. Аккорд - и песня бросается вниз головой , в тишину (ССП; и - соединительный союз; тире ставится потому, что первая часть - назывное предложение, а вторая часть содержит неожиданный результат). 39. Вздох всего - и в грудь вольется столько сил ! (ССП; и - соединительный союз; тире ставится потому, что первая часть - назывное предложение, а вторая часть содержит неожиданный результат). 40. Уйдёшь ты - и станет темно (ССП; и - соединительный союз; тире ставится потому, что вторая часть содержит неожиданный результат).

Упражнение 48

А) 1. Мороз пробежал по всему телу при мысли , в чьих руках я находился (прид. определительное; чьих - союз. сл.) * . 2. Я ведь прекрасно знаю , чьи это шутки (прид. дополнительное; чьи - союз. сл.). 3. Я тот , чей взор надежду губит (прид. сказуемное; чей - союз. сл.). 4. Чей бы ты ни был - заходи (прид. подлежащное; чей - союз. сл.; постановка тире вместо запятой факультативна).

Б) 1. Разве не понимаешь ты , кто я такая ? (прид. дополнительное; кто - союз. сл.). 2. Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек (прид. определительное; для кого - союз. сл.; та - указ. сл.). 3. Мы , кто случился дома, выскочили из своих комнат (прид. подлежащное; кто - союз. сл.). 4. Это не обещало благополучия ни пешему, ни конному, кто бы ни подвернулся (прид. уступительное; кто ни ).

В) 1. Он не дозволит себе того , что могло бы бросить тень на его поведение (прид. дополнительное; что - союз. сл.; того - указ. сл.). 2. Что бы вы ни говорили , я не поверю в его виновность (прид. уступительное; что - союз. сл., в сочетании с частицей ни ). 3. Возбуждение Фермора достигло такой степени , что судорога перехватила ему горло (прид. образ действия и степени; что - союз; такой - указ. сл.). 4. В котлетах , что подавали за завтраком , было очень много луку (прид. определительное; что которые ). 5. Главным в их встрече было то , что оба не смогли сказать друг другу (прид. подлежащное; что - союз. сл.). 6. Егорушка услышал тихое, очень ласковое журчание и почувствовал , что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух (прид. дополнительное; что - союз). 7. Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист, вероятно, оттого , что я свистел недостаточно естественно (прид. причины; что - союз; оттого - указ. сл.). 8. Борис ещё поморщился немного, что пьяница пред чаркою вина (прид. сравнительное; придаточное неполное - опущено сказуемое; что - союз, его можно заменить другим сравнительным союзом - словно, будто, как ).

Г) 1. И он не знает , чем излить свою досаду (прид. дополнительное; чем - союз. сл.). 2.Я тот , чем был , чем есть , чем буду (прид. сказуемные; чем - союз. сл.). 3. Аврора приехала несколько раньше , чем обещала (прид. сравнительное; чем - союз). 4. Чем ночь темней , тем ярче звёзды (прид. сравнительное; чем... тем - двойной союз). 5. Чем ушибся , тем и лечись (прид. дополнительное; чем - союз. сл.; тем - указ. сл.).

Д) 1. За разговором мы не расслышали , как снова ударил колокол (прид. дополнительное; как что ). 2. В эти минуты бойцы уже знали , как можно пробраться к берегу (прид. дополнительное; как - союз. сл.). 3. Часто, как усядемся у лампы , разговор незаметно и свернёт на «ужасные сердца и противные вкусы» (прид. времени; как - союз, его можно заменить союзом когда ). 4. Но всё было не совсем так , как я думал (прид. образа действия и степени; как - союз. сл.; не так - указ. сл.). 5. Она испытала чувство удивительной душевной усталости, как чувствует усталость тело после трудового дня (прид. сравн.; как - союз). 6. Найдёшь дело, как захочешь (прид. условия; как - союз, его можно заменить союзом если ). 7. Как я ни упирался , я должен был с ним рядом сидеть (прид. уступки; как - союз. сл., в сочетании с частицей ни ).

Е) 1. Брянчиков поехал в Петербург , где пребывание его казалось очень опасным (прид. определительное; где - союз. сл.). 2. Теперь не могу разобрать , где именно стоял этот деревянный дом (прид. дополнительное; где - союз. сл.). 3. Где больная хочет , пусть там и будет (прид. места; где - союз. сл.; там - указ. сл.). 4. Где бы лосось ни жил , нереститься он обязательно придёт в свою реку (прид. уступки; где - союз. сл., в сочетании с частицей ни ).

Ж) 1. Теперь же, когда он прервал своё молчание фразой из Гамлета , Пик обиделся ещё более (прид. времени; когда - союз; теперь - указ. сл.). 2. Вот и подошёл тот момент , когда надо прощаться (прид. определительное; когда - союз. сл., его можно заменить союзным словом в который; тот - указ. сл.). 3. Природа мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру , заглохла б нива жизни (прид. условия; когда - союз, его можно заменить союзом если ). 4. И когда б я ни открыл глаза , ты [мать] была всегда возле меня (прид. уступки; когда - союз. сл., в сочетании с частицей ни ). 5. Ожидая в приёмной , когда пригласят , он снял свою соломенную, в прошлом шоколадную, а теперь сиреневую шляпу и дал её держать Вите (прид. дополнительное; когда - союз. сл.).

Упражнение 49

1. Меня тянуло поискать , нет ли пропавших денег здесь (прид. дополнительное). 2. Лишь только я удалился от берега , в моей душе зародилось какое-то беспокойство (прид. времени). 3. Они не желают знать о наших проделках, ибо не желают быть о них спрошенными (прид. причины). 4. Он уехал начисто, так что после его отъезда в губернаторском доме не нашли даже некоторых паркетов (прид. следствия). 5. Не увлекайся до безрассудства, дабы не ощущать в себе измены русским обычаям (прид. цели). 6. Люди придумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (прид. цели). 7. Она была до того избалована , что не знала меры своим прихотям (прид. образа действия и степени). 8. По мере того как он приходил в волнение , он начинал пыхтеть , свистать , кричать (прид. времени). 9. У дяди всегда всё выходило так хорошо и выспренно, как будто он Аксакову в газету передовицу писал (прид. сравнительное). 10. Он пошёл легко, словно только из милости касался земли (прид. сравнительное). 11. Перед вечером она оправилась настолько , / 1 что позвала Надю / 2 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное образа действия и степени; придаточное относится к сказуемому оправилась , выраженному глаголом; средства связи: союз что и указательное слово настолько гл. + ук. сл. ], (что - с.)). 12. Это обещание удержало Настёну от поездки в Новосибирск, хоть поначалу она и собралась к мужу (прид. уступки). 13. Но в то время , / 1 к которому относятся мои воспоминания , / 2 в числе современников Трубецкого было несколько таких губернаторов / 1 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное определительное; придаточное относится к обстоятельству времени в то время , выраженному сочетанием существительного с местоимением; средства связи: союзное слово к которому и указательное слово то сущ. + ук. сл. , (к которому - с. сл.), ]). 14. Всё , что можно было сделать , уже сделано (прид. подлежащное). 15. Разумихин был ещё тем замечателен , что никакие неудачи его никогда не смущали (прид. дополнительное). 16. Произошло то , что обычно бывает с ребенком (прид. подлежащное). 17. В общей суматохе все мечутся и принимают за важнейшее то , что вовсе и не важно (прид. дополнительное). 18. Из всех моих сверстников ни один не переживал таких страшных ощущений , какими я мог похвастаться (прид. определительное). 19. Неужели он опять будет таким , каким был когда-то? (прид. сказуемное). 20. Не до такой степени я глуп , чтобы не разобраться в этом (прид. образа действия и степени). 21. Из конца коридора, с той стороны , где был просторный ротмистрский номер , послышалось несколько голосов (прид. определительное). 22. Бедняжке всё мерещился Август Матвеич и как раз такой , какой он был на самом деле (прид. сказуемное). 23. Каждый , / 1 кто называл Селивана «пугалом», / 2 сам был для него «пугалом » / 1 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное подлежащное; придаточное относится к подлежащему каждый , выраженному местоимением; средства связи: союзное слово кто ; придаточное стоит в середине главного предложения; схема: [мест , (кто - с. сл.), ]). 24. До сих пор меня нельзя было считать бездарностью по той причине , что я совсем не умел работать (прид. причины). 25. В её чёрных глазах было такое стремительное выражение , будто она летела (прид. сравнительное). 26. Что есть тайна , то и должно остаться тайною (прид. подлежащное). 27. Как начнёт рассказывать , так животики надорвешь от смеха (прид. времени). 28. Бабушка мне чрезвычайно обрадовалась , оттого что она меня никак не ожидала (прид. причины). 29. Благодаря тому , что лето было жаркое и сухое , понадобилось поливать каждое дерево (прид. причины). 30. Кадеты решили бросить военную карьеру, несмотря на то , что она могла им очень «улыбнуться » (прид. уступки). 31. И, царевна! Девица плачет , что роса падёт (прид. сравнительное). 32. А у тебя, сосед, знать, черствая природа , что на тебе слезинки не видать ? (прид. условия). 33. Я подглядел , как Лёшка тайком от мамы сушил на печи хлеб (прид. дополнительное). 34. Бабушка охватила внучков руками, как наседка покрывает цыплят крыльями (прид. сравнительное). 35. По мере того как танцевальный вечер подходил к концу , в столовой становилось шумнее (прид. времени). 36. Всякий раз , как мне приходилось нанимать извозчика , я вступал с ним в беседу (прид. времени). 37. Как бы нас с бабкой в покое вовсе оставили , так лучше бы было (прид. условия). 38. Я говорила хозяйке, чтобы она послала за полицией (прид. дополнительное). 39. Этой пенсии было довольно для того , чтобы жить с дочерью в своём городке безбедно (прид. цели). 40. Я отнюдь не говорил того , будто вы не подходите для этой службы (прид. дополнительное). 41. Ему сделали замечание , / 1 что так служить нельзя / 2 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное дополнительное; придаточное относится к части сказуемого замечание , выраженной именем существительным; средства связи: союз что ; придаточное стоит после главного предложения; схема: [сущ. ], (что - с.).). 42. Сколько я ни прислушивался , я не мог различить ни одного звука (прид. уступки). 43. Она так и не узнала , почему её так и не отдали в гимназию тогда (прид. дополнительное). 44. Но, вероятно, потому , / 1 что мягкий характер Марьи Ивановны был противоположен её характеру, / 2 она очень привязалась к Марье Ивановне / 1 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное причины; придаточное относится ко всему главному предложению; средства связи: союз что и указательное слово потому ; придаточное стоит в середине главного предложения; схема: [ук. сл. , (что - с.), ].). 45. Один из них ждал , когда же начнётся этот откровенный разговор (прид. дополнительное). 46. На другой день мать сказала ей, что нужно делать в таких случаях (прид. дополнительное).

Упражнение 1.

Объясните знаки препинания в следующих сложносочиненных предложениях. Выделите союзы , соединяющие части предложений.

1) Самолет набирал высоту, и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах (Ажанов). 2). Он появился на нашем строительстве всего полгода назад, и мы сразу стали друзьями (Чаковский). 3) Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было (Тургенев). 4) То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал (Лермонтов). 5) Всю ночь шел теплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо, сильно пахло сиренью, и хотелось скорее выбежать в сад (Нагибин). 6) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство (Тургенев).

Упражнение 2.

Укажите, в каких случаях союз и употреблен в сложносочиненных предложениях, а в каких - в предложениях с однородными членами . Поставьте нужные знаки препинания.

1) С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр (Гоголь). 2) Стало темно и улица мало-помалу опустела (Чехов). 3) Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью (Нагибин). 4) Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (Солоухин). 5) Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (Бабель).

Упражнение 3.

Поставьте необходимые знаки препинания.

1) К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 2) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки (Чехов). 3) С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4) Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать (Светлов). 5) В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы (Пришвин). 6) Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 7) Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет).

Упражнение 4.

Спишите, расставив недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложносочиненных предложениях.

1) Память о прошлом России хранят не только манускрипты античных авторов древние курганы и городища но и старые географические названия скрывают в себе некоторые исторические факты. 2) КамАЗ известен как поставщик тяжелых самосвалов и этот факт позволяет ему активно использовать свою торговую марку. 3) Троице-Сергиева лавра была основана в XIV веке и до сих пор монахи сохраняют традицию странноприимства. 4) На Сахалин обрушился сильный циклон однако сообщение с материком не было прервано.

Упражнение 5.

Выделите грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания. Выпишите только сложносочинённые предложения.

1) Художник нам изобразил глубокий обморок сирени и красок звучные ступени на холст как струпья положил. 2) И море и Гомер всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит и море чёрное витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью (О. Мандельштам) 3) В моей стране - покой осенний дни отлетевших журавлей и словно строгий счёт мгновений проходят облака над ней. 4) Пускай мой друг разрезав том поэта упьётся в нём и стройностью сонета и буквами спокойной красоты! (В. Брюсов) 5) И я ушёл унёс вопросы смущая ими божество но выше этого утёса не видел в мире ничего. 6) Но тих был взгляд моих очей и сер дце ждущее спокойно могло ль прельститься цепью стройной светло чарующих речей? (Н. Гумилёв) 7) И радуют изысканные клумбы и резкий крик вороны в небе чёрной и в глубине аллеи арка склепа. 8) Смуглый отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова) 9) И скоро я расстанусь с вами и вы увидите меня вон там за длинными горами летящим в облаке огня. (А. Блок) 10) Милей милей мне славы простор родных полей и вешний гул дубравы и крики журавлей. (С. Клычков) 11) И весел звучный лес и ветер меж берёз уж веет ласково а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и улыбаются сквозь слёзы. (И. Бунин)

Упражнение 6.

Расставьте знаки препинания. Выпишите предложения, части которых являются: а) назывными, б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.

1) Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безум ствует море и ветер хлещет гребни волн подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) 6) Трубачи играйте сбор и в строй вставайте новобранцы! 7) В лесу сыро и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал... Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. 9) Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) 10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение

Упражнение 7.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, составьте схемы, отражающие правила постановки знаков препинания.

1) Он замолчал и все мятутся и отплывают корабли и слуги верные несутся спешат во все концы земли. 2) И в свете последних холодных и влас(?)ных лучей звенел хохот Пана и слышался говор нездешних речей. 3) Мгновенье и в зале весёлой и шумной все стихли и встали испуган(?)о с мест... 4) Какая-то крикнула птица и вот перед ней замелькали на влаге д..льфины... (Н. Гумилёв) 5) Простор канвой окутан(?)ый безжизнен(?)ей кулис и месяц весь опутан(?)ый беспомощно повис. 6) Колосья так недавно сжаты рядами ровными лежат и пальцы тонкие дрожат к таким же как они прижаты. 7) И не одно сокров..ще быть может минуя внуков к правнукам уйдёт и снова скальд чужую песню сложит и как свою её произнесёт. (О. Мандельштам) 8) Я толковал чужие сны и в бледных бороздах ладоней читал о тайнах глубины и муках длительных агоний но не чужую а свою судьбу читал я в снах бездомных и жадно пил из токов тёмных не прич..щаясь бытию. 9) Тревожа древний сон могил я поднимал киркою плиты её искал её любил в чертах Микенской Афродиты под гул молитв и дальний звон склонялся в сладостном бессилье пред ликом восковых мадон(?) на знойных улицах Севильи но неизмен(?)а и не та она сквозит за тканью зыбкой и тихо светятся уста неотвратимою улыбкой. (М. Волошин) 10) Как всё это произошло? Я вошёл в сад а на меня пчёлы; я рванулся к калитке а там собаки; я побежал к домику садовника а на двери замок.

Упражнение 8.

Расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип сложносочиненного предложения.

1) Где-то рядом с чувством пела девушка и голос ее несся по степи. (М. Горький.) 2) Из-под ног вправо и влево летела жирная грязь и раздавались хриплые восклицания сонных голосов. (М. Горький.) 3) А вот что: магазины хлебные у нас в исправности то есть лучше быть не может. (И. Тургенев.) 4) Стоя под парами тяжелые пароходы-гиганты свистят шипят и в звуке рожденном ими чудится насмешливая нота презрения к серым пыльным фигурам людей ползающих по их палубам. (М. Горький.) 5) День выдался знойный безветренный и накалившаяся земля жгла подошвы ног. (А. Куприн.) 6) Я сел в некотором расстоянии от них остановил двух знакомых офицеров и начал рассказывать им что-то смешное и они хохотали как сумасшедшие. (М. Лермонтов.) 7) Еще только одиннадцатый час на исходе а уже никуда не денешься от тяжелого зноя, каким дышит июльский день. (М Лермонтов) 8) Иногда тянулись по обеим сторонам дороги безлюдные поля овеянные морским воздухом или попадалась навстречу пара волов в ярме влачивших тяжелую ПОВОЗКУ нз скрипучих колесах в сопровождении поселян в широких войлочных шляпах. (А. Ладинский.) 9) Не чувствовалось даже слабого ортрпка а листья лип ворочались на черенках подставляя с.лнцу то лицо то рубашку. (Ю. Нагибин.)

Упражнение 9.

Расставьте знаки препинания, найдите общий член для предикативных конструкций, связанных сочинительными союзами. Составьте схемы предложений.

1) Тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами. (А. Чехов.) 2) Но Леля спала так спокойно и в ее ресницах казалось роились такие хорошие сны что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь. (К. Паустовский.) 3) Когда он вернулся в залу сердце его билось и руки дрожали так заметно, что он поторопился спрятать их за спину. (А. Чехов.) 4) У Гаврилы смешно надулись щеки оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. (М. Горький.) 5) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце пока она не стала такой крепкой будто схваченной цементом. (А. Первенцев) 6) Звезды уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу до мика в Васильевском. (И. Тургенев.) 7) На сей раз он был в расположении и даже несколько раз его жесткое лицо украсила улыбка. (Б. Окуджава.)

Упражнение 10.

Постарайтесь объяснить постановку точки с запятой в следующих предложениях.

1) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой.) 2) Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, был так счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всем только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость... (А. Чехов.) 3) Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат, что ли, мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. (Н. Гоголь.) 4) Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но раз я видел, как он плакал над умирающим солдатом. (М. Лермонтов.)

Упражнение 11.

Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. В каждом предложении найдите предикативные основы, подчеркните подлежащее и сказуемое .

1) А за сараем под сугробом тихо спало маленькое деревне, о) и ему то(же) снилась весна. (В. Астафьев.) 2) Егорушка долго оглядывал его а он в то(же) время рассматривал Егорушку. (А Чехов.) 3) Заунывная песня то замирала то опять проносилась в стоячем воздухе ручей монотон(н)о журчал а время тянулось бесконечно точно и оно застыло и остановилось. (А Чехов.) 4) Это делало жен(ь)щин странными и сказочными и я волей-неволей любовался этой (не)виданной картиной. (М. Горький.) 5) У незнакомца (не)пахнет (ни)чем у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем лаком и свежими деревянными стружками. (А Чехов.) 6) Но сапожник вскоре умер и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душой и мелкими житейскими интересами. (А Куприн.) 7) Воспитывался я дома да и чем бы стала заниматься моя маменька, если бы меня отдали в пансион или в казенное заведение. (И. Тургенев.) 8) Он оглянулся и в конце улицы увидел освещ(о, е)нный угол дома, где он только что жил и куда он уже не вернется больше (ни)когда. (В. Набоков.) 9) Их работа действовала успокоительно и этот ж(е, о)лтый блеск свежего дерева был живее самой живой мечты о минувшем (В Набоков) 10) Дальше громоздятся горы все синее и туманнее а на краю горизонта тянется серебрян(н)ая цепь снеговых вершин. (М.Лермонтов) 11) По обеим сторонам дороги (кое)где (из)под снега выглядывали кустарники но ни один сухой листочек (не)шевелился и весело было слышать среди этого мертвого сна природы (не)ровное позвякивание русского колокольчика (М.Лермонтов) 12) Ветки цветущих черешен смотрят мне прямо в окнои ветер иногда усыпает мой письменный стол их (бело)розовыми лепестками. (М.Лермонтов)

Упражнение 12.

Вставьте недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

- Прощайте! - одним криком ответили Воланду Маргарита и мастер. Тогда чёрный Воланд не разбирая никакой дороги кинулся в провал и вслед за ним шумя обрушилась его свита. Ничего ни скал ни площадки ни лунной дороги ни Ершалаима не стало вокруг. Пропали чёрные кони и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет начавшийся тут же непосредственно после полуночной луны. Мастер пошёл со своей подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый мшистый мостик и скоро оставив позади ручей они вышли на песчаную дорогу.
(По М. Булгакову)

Упражнение 13.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союзы, дайте их характеристику. Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Беспокойство князя возрастало, и он бродил по парку, рассеянно смотря кругом себя. (Ф. Достоевский.) 2) Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье. (Ф. Тютчев.) 3) Опавший лист дрожит от нашего движенья, но зелени еще свежа над нами тень. (А Фет.) 4) Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй все еще сидел в той же малоудобной позе. (А Грин.) 5) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (М. Лермонтов.) 6) То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. (Н. Некрасов.)

Упражнение 14.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Плакучие березы опустили вниз свои зеленые косы а в елках нависла синяя тишина. (М. Пришвин.) 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (А. Пушкин.) 3) Среди дня пошел крупный дождик и теперь обмытые листья тополей и каштанов блестели точно по-праздничному. (А Куприн.) 4) Он заговорил а углы его губ дергались странными злобными насмешливыми нечеловеческими улыбками и зловещий желтый блеск играл в его глазах под черными суровыми бровями. (А. Куприн.) 5) На обратный путь нагрузились дровами но тяжесть их была мне уже не страшна. (В. Солоухин.)

Тест по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»

1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения?

1) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.
2) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
3) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.
4) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

2. В каком случае перед союзом и нужна запятая?

1) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
2) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
3) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
4) Тишина и безлюдье.

3. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?

1) Солнце зашло и начало смеркаться.
2) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
4) Из окна дует холодом и сыплет снег.

4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и ?

А. Вол распластался на пыльной дороге и с какой-то покорной безнадёжностью жевал свою бесконечную жвачку.
Б. Заработали с обеих сторон метательные машины, и резкий свист летящих камней наполнил воздух.
В. Она огляделась кругом и её поразили какие-то багровые полосы на западном горизонте.
Г. Дмитрий шёл смело, почти не глядя по сторонам, и как бы сосредоточившись на одной мысли.

1) А, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Б

5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и ?

А. Следовало помнить о безопасности экипажа и пассажиров, и свести к минимуму неудобства от перегрузок.
Б. Сгустились сумерки, и на чистом тёмно-фиолетовом небе зажглись первые звёзды.
В. Через несколько минут мы вышли к вершине, и по противоположному склону приблизились к обвалу.
Г. Небо расчистилось, и закурлыкал в поднебесье журавлиный клин, покидающий родину.

6. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

Картошка жарилась на сковородке, от неё шёл острый, вкусный запах и зверь очевидно прибежал на этот запах.

1) … запах, и зверь очевидно …
2) … запах, и зверь очевидно, …
3) … запах и зверь, очевидно …
4) … запах, и зверь, очевидно, …

7. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

С криком носятся над морем чайки и это очевидно ещё одна прелесть морского пейзажа.

1) … чайки, и это очевидно …
2) … чайки, и это, очевидно …
3) … чайки и это, очевидно …
4) … чайки, и это, очевидно, …

8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Ветер забирался в пустые комнаты(1) и в печные трубы(2) и старый дом(3) весь расшатанный(4) дырявый(5) полуразвалившийся(6) вдруг оживлялся странными звуками.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 6 4) 3, 4, 5

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Пришла весна(1) и(2) исполняя своё обещание(3) Игнат взял сына с собой на пароход(4) и вот перед Фомой развернулась новая жизнь.

1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

10. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член?

А. Вертолёт преодолел скалистый хребет и сразу внизу открылась поросшая чахлой растительностью долина.
Б. По ночам вокруг дома бродили караульщики и трещали трещотки.
В. Подземная река уходила куда-то в сторону и на самом повороте плот прибило к причалу.
Г. А кругом бушует пламя да пули свистят.

1) А, Б 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, В

11. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Земля была в ледяной коре и из блестящей этой коры торчала тёмная прошлогодняя трава.
Б. Внутри было уютно и царило оживление.
В. Сквозь занавес слышалось гудение толпы и доносились торжественные звуки оркестра.
Г. На сердце у него потеплело и слегка увлажнились всегда непримиримо-стальные глаза.

1) А, Б 2) В, Г 3) Б, В 4) А, Г

12. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.
2) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?
3) Метет и нет конца метели.
4) Снега сошли и смыли след.

13. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.
2) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.
3) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.
4) Мне кто-то руку подает, и кто-то улыбается.

14. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?

А. В такой момент лицо его расслаблялось (…) и он походил на обычного доброго дедушку пенсионера.
Б. Из за неровной гряды скал выкатилось красное солнце (…) и каждая снежинка приветствовала его нестерпимым сверканием.
В. Кругом сверкала сталь (…) и мелькали солдатские куртки.
Г. Было совсем темно (…) и лишь слабые отблески уличных фонарей ложились на стены комнаты.

1) А, В 2) Б, В 3) А, Г 4) Б, Г

15. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?

А. На этом пустыре всегда было солнечно (…) и лежали собаки.
Б. Небо на востоке уже розовело (…) и в зарослях вовсю стрекотали какие-то птицы.
В. На улице было темно (…) и пахло молодой зеленью.
Г. Тугой звук выстрела ударил в склоны ущелья (…) и сотни камней сорвались с места.

1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В

16. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [двусоставное], союз [безличное]? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Попутный ветер наполнял паруса и судно весело шло по волнам.
Б. Синички перелетали с ветки на ветку висели вниз головами на тонких ветвях берёзы и им было очень весело.
В. Днём столбик термометра подскакивал до тридцати пяти градусов в тени и ночь не приносила прохлады.
Г. Мотор тянул бесшумно и машину лишь изредка покачивало на колдобинах.

17. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [безличное], союз[двусоставное]? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Штукатурка на стенах и потолке потрескалась и все предметы в домике покрывал толстый слой пыли.
Б. Почти совсем рассвело и птицы вовсю выводили свои утренние трели.
В. Бегу открывать и неожиданно влетает ко мне весёлая и шумная компания.
Г. За окном было почти по-летнему тепло и почки на деревьях лопались чуть ли не на глазах.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

18. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.

На некоторых деревьях ещё висели яблоки, но листвы уже нигде не было.



висели яблоки , второго – листвы не было

19. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.

Ледяная корочка виднелась у берега лишь в одном месте, а большая часть поверхности пруда была свободной ото льда.

1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений
2) повествовательное, невосклицательное
3) грамматическая основа первого предложения – корочка виднелась , второго – часть была
4) между предложениями отношения противопоставления

20. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.

Всё короче и короче становились ночи, а дни становились продолжительнее и продолжительнее.

1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений
2) повествовательное, невосклицательное
3) грамматическая основа первого предложения – ночи становились , второго – дни становились
4) между предложениями отношения противопоставления

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Запятая ставится!

перед союзами а, но, да (=но ), однако, же, зато, а то, не то; да, да и, тоже, также, то есть.

перед второй частью двойных союзов ни… ни, то… то, не то… не то.

Запятая не ставится!

перед одиночными союзами и, да (= и ), или, либо; если в предложении есть общий второстепенный член или общее придаточное предложение.

Точка с запятой ставится!

в значительно распространённом предложении.

Тире ставится!

при резком противопоставлении между частями предложения.

Задание 1.

Расставьте пропущенные знаки препинания и буквы.

1. Когда взошло солнце р…са выс…хла и трава позел…нела. 2. У Гаврилы смешно надулись щ…ки оттопырились губы и суже…ые глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. 3. Словом время истекло и пора было уходить. 4. Вопреки предсказаниям с…ноптиков небо уже прояснилось и дождь перестал. 5. Вскоре мы оказались перед ущель…м внизу шумела вода и слышалось падение камней. 6. С деревьев капало и вокруг пахло листвой. 7. Мгновенье и я н…когда не увижу этого солнца этой воды этого ущелья. 8. Все вск…чили схватились за оружье и пошла потеха. 9. Нельзя сказать чтобы это нежное распол…жение к подлости было почувствовано дамами однако же во многих гости…ых стали говорить что конечно же Чичиков не первый красавец но зато таков как следует быть мужчине.

Пунктуация в сложноподчиненном предложении

ЗАПОМНИТЕ! Подчинительные союзы и союзные слова, перед которыми надо ставить запятую:

Ознакомьтесь со схемами. Сформулируйте правило

1) … союз_союз…, то (так, но )

2) … союз_, союз ……

Задание 1.

Подчеркните главные члены предложения. Обведите союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Я всегда твердил, что судьба – игра (И. Бродский). 2. Странным мне казалось одно что всё это как будто было и не по нутру хозяину (К. Баранцевич). 3. Она свернула по тому направлению куда указал мужичок (Л. Авилова). 4. Из груди его вырывается снова тот жалобный и грубый вой который так смутил Баргамота (Л. Андреев). 5. Женщина всегда является такой какою вы сами её делаете (Г. Мачтет). 6. А теперь обратимся к странному миру поэзии и попробуем проследить чем отличен он от повседневного нашего мира (И. Бражнин). 7. Каждый раз когда мы проходили мимо согнанных в ночное лошадей Рувим спрашивал меня о чём думают лошади ночью (К. Паустовский). 8. Хорошо было бы если бы мудрость была такого свойства чтобы могла переливаться из такого человека который полон ею в того в котором её нет… (Л. Толстой). 9. Я не возражал потому что почти соглашался с ним (Л. Толстой).

10. Снег идёт снег идёт
Словно падают не хлопья
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод

(Б. Пастернак).

11. Мы поехали к морю и когда увидели его Даша вдруг раскапризничалась. 12. Я подумал что если он не придёт то наш план рухнет.

Задание 2.

Подчеркните главные члены предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Выпишите союзы. Сгруппируйте их по значению.

1. Добро которое ты сделал не пропадет хотя бы ты и забыл про него (Л. Толстой). 2. Несмотря на то что на аэродроме почти не было публики из-за заборов глазело несколько тысяч народа (А. Куприн). 3. Если бы люди ели только тогда когда очень голодны и питались простой чистой и здровой пищей то они не знали (бы)болезней (Л. Толстой). 4. Аглаида Васильевна выписала брата из его маленького имения с тем чтобы он поселился у нее и вел ее дела (Н. Гарин-Михайловский). 5. Чтобы поверить в добро надо делать его (Л. Толстой). 6. Для того чтобы добиться доброй жизни надо не брезговать никаким добрым делом (Л. Толстой). 7. Посмотрим так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой как некогда ждал её за черешнями (А. Пушкин). 8. И грохот речки исчез словно вода просочилась сквозь камень в планетную глубь в поддон ушла (В. Поволяев). 9. Как одна свеча зажигает другую и одной свечой зажигаются тысячи так и одно сердце зажигает другое и зажигаются тысячи (Л. Толстой). 10. Природа устроила так что обиды помнятся дольше чем добрые поступки (Л. Толстой). 11. Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого что Денисов восторгался ее пением (Л. Толстой). 12. Перед тем как залечь на ямы оцепенеть в долгой зимней дремотности красная рыба жадно кормилась… (В. Астафьев).

Изъяснительные___________________

Временные_______________________

Причинные _______________________

Условные ________________________

Уступительные____________________

Целевые_________________________

Сравнительные ____________________

Пространственные__________________

Задание 3.

Подберите синонимы к союзам.

Когда__________________________

Потому что______________________

Если___________________________

Хотя___________________________

Чтобы__________________________

Как____________________________

Задание 4.

Распределите в два столбика. Устно сформулируйте правило.

Пр…брежный, пр…ступник, пр…уральский, пр…красный, пр…маленький, пр…лететь, пр…плыть, пр…встать, пр…уныть, пр…вратности судьбы, пр…коснуться, пр…милый, пр…школьный, пр…бить, пр…восходный, пр…ёмник, пр…одолеть.

Задание 5.

Закончите предложения. Расставьте знаки препинания. Обведите союзные слова.

УЧИТЕЛЬ СПРОСИЛ

Задание 6.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Устно прокомментируйте орфограммы и пунктограммы.

Я бросил в костёр гн…лое брёвн…шко недосм…рел что (в)нутри его густо зас…лили мур…вьи.

Затр…щало бр…вно. Вывалили мурав…и в ужасе забегали (по)верху корёжились …горая в пламен…. Я зац…пил бр…вно охваче…ое огнём смог отк…тить его на край. Теперь многие мурав…и были сп…сены б…жали на п…сок на с. сновые иглы. Но было странно что они (не)уб…гали от костра. Едва пр…одолев ужас они начинали кружит…ся и какая(то) сила вл…кла их (на)зад к п…кинутой родин…. И многие из них стр…мились п…пасть на г…рящ…е брёвн…шко метались (по)нему и пог…бали там (А. Солженицын).

Задание 7.

Подчеркните главные члены предложения, обведите союзы, расставьте недостающие знаки препинания.

1. Мысль что Марья Ивановна не успеет выехать ужаснула меня (А. Пушкин.) 2. За садом виднелась река откуда веяло влажной теплынью (С. Степняк-Кравчинский.)

3. Мы бредем по тем дорожкам
Где не скошена трава
Где из сердца так и рвутся
Незабвенные слова

(М. Исаковский).

4. Дима шагал впереди нас на таком расстоянии чтоб вроде бы слышать но никак не мешать разговору (А. Приставкин). 5. Даже ходили слухи будто они были когда-то и за что-то пожалованы дворянством (В. Короленко).

6. Лучше нету того цвету
Когда яблоня цветет
Лучше нету той минуты
Когда милый мой придёт

(М. Исаковский).

7. Едва мы ввалились в вагон как тотчас налетели на контролёра (Б. Окуджава). 8. Она задумчиво шла по двору пока вдруг не наткнулась на странного человека (Ю. Яковлев). 9. Всякое произведение только тогда произведение искусства когда оно открывает новую страницу жизни (Л. Толстой). 10. Она не должна была уходить с работы тогда пять лет назад ибо праздный человек теряет равновесие (Ю. Трифонов). 11. Дядюшка пел так как поёт простой народ (Л. Толстой). 12. Если ты не добр к человеку ты не исполняешь главной своей обязанности (Л. Толстой). 13. Каждый день какая бы ни была погода старушка выходила рано поутру из своего домика и направляла путь к заставе имея на голове корзинку наполненную маковниками (А. Погорельский). 14. До самой кончины своей он почти каждый день со мною виделся дорожа простою моею беседою хотя ни привычками ни образом мыслей ни нравом мы большей частию друг с другом не сходствовали (А. Пушкин).