Тема урока: "Пунктуация. Функция знаков препинания"

Пунктуация. Функции знаков препинания .

Методическая разработка

урока русского языка в 8-ом классе.

Тема урока: Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний.

Цели урока:

    Обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации

    Выявить основные функции знаков препинания

    Развивать умение обосновывать выбор знаков препинания

    Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т.д.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Языковая разминка.

Запись предложения под диктовку учителя:

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.

Работа в группах:

«Орфографическая» группа : сгруппировать орфограммы по видам, объяснить написания, графически обозначить условия выбора орфограмм.

    О-Е после шипящих и Ц в корне: чопорный, черт, черной, шелковой, жестком, дешевый, чокаясь, шоколадного.

    О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях: одежонке, глянцевом, парчовой.

    Проверяемая безударная в корне: одежонке, сидел, дешевый, тяжелом, стоящем

    Непроверяемая безударная гласная в корне: отражением

    Правописание наречий: изредка

«Словообразовательная» группа: произвести словообразовательный разбор слова самовар , разобрать по составу слова дешевый и парчовый , найти в предложении слово, соответствующее схеме: ¬∩^^ (изредка )

«Синтаксическая» группа : произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить его графическую схему.

«Лексическая» группа : дать толкование значений слов чопорный, глянцевый, парчовый , найти стилистически окрашенные слова (одежонка – разг.), иноязычные слова (кофе ), указать их признаки.

    Введение в тему урока.

Прием «яркое пятно». Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.

(Это стихотворение называется «Где поставить запятую?»)

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Чей-то дом

Хвостом виляет

Из ружья стреляет

Чуть не слопал

Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит запятая!

    Что нужно сделать, чтобы устранить эту двусмысленность? (Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной)

    Что же помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? (Интонация и знаки препинания)

    Какой раздел языка изучает знаки препинания?

    Запишите тему урока в тетради.

    Знакомство с особенностью древнерусского письма и пунктуации. (предварительное индивидуальное задание)

В древнерусском письме не было интервалов между словами и предложениями, из знаков препинания использовались только точки, которые ставились произвольно. Позднее, когда, появились знаки препинания, пунктуация называлась «препинанием», запятая - «отдохновением», а тире – «молчанкой».

    Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия знаков препинания.

попасть в точку,

поставить точки над И (дать пояснения, уточнить. В тексте, написанном от руки латинскими буквами, возможны неясности и двусмысленности, если пишущий забудет поставить точки над i ,

сдвинуть с мертвой точки (Продвинуть остановившееся дело)

    Обобщение и систематизация знаний о пунктуации.

    1. Беседа по вопросам:

    Что изучает пунктуация?

    Какие знаки препинания вы знаете?

    Какую функцию выполняют знаки препинания в письменной речи?

    Какие группы знаков препинания можно выделить?

    Назовите знаки завершения предложения, разделительные, выделительные.

    Какие знаки препинания являются двойными? (выделительные)

    1. Работа с учебником – чтение текста упр.145.

Вопросы и задания к тексту:

    Что нового вы узнали о пунктуации из этого текста?

    Что сближает пунктуацию с орфографией и графикой?

    Как можно озаглавить этот текст?

    Разделите текст на абзацы, определите микротемы, запишите план текста

    Развитие пунктуационных умений.

    1. Несколько человек работают с тестами на повторение правил пунктуации.

      Один человек работает с компьютерной программой «Фраза»

      Остальные получают задание: даны предложения, нужно выписать только те, в которых есть знаки разделения (1 группа) и выделения (2 группа).

    Подведение итогов урока.

    Для чего же нужны нам знаки препинания?

    Назовите группы знаков препинания.

    Назовите ключевые слова темы.

Выпуск 38

Веснушка, Зубок и Шуня пришли на очередной видеоурок по русскому языку для младших школьников. Тема урока посвящена правилам употребления знаков препинания.

Было раньше такое слово «препинать». Означало оно — останавливать или прерывать движение. Знаки препинания, прерывающие плавное течение слов, очень важны для понимания написанного. Например: прочитайте фразу «Дружить нельзя ссориться ». Веснушка и Шуня прочитали о том, что нельзя ссориться. А Зубок расстроился — ему показалось, что написано о том, что дружить нельзя. Друзья заспорили: как же понять правильно смысл этой фразы? За помощью они обратились к ведущей видеоурока — Василисе.

Она предложила подумать о том, что же именно они хотят сказать. Ученики Шишкиной школы дружно решили, что — «нельзя ссориться». И Василиса попросила послушать внимательно — как выделяется выбранная зверятами фраза при выразительном прочтении. Веснушка сразу догадалась: «Василиса как будто остановилась перед выбранным словосочетанием». Зубок заинтересовался: «А что же нужно поставить, чтобы эта остановка была видна при написании?»

Ну, конечно, в таком случае употребляется знак препинания под названием «запятая». Именно она ненадолго останавливает плавное течение написанной речи. Друзья весело тренировались произносить понравившуюся фразу. И Шуня радостно воскликнула: «Надо дружить!». Так она в своей речи употребила новый знак препинания — восклицательный знак. Оказывается, он не только останавливает, но даже меняет настроение всей фразы, придавая ей радостное выражение.

Затем Василиса познакомила Зубка, Шуню и Веснушку ещё с одним знаком. Знаете каким? Ну конечно — с вопросительным знаком. Именно он помогает задавать вопросы при написании нашей речи.

Но тут внимательная Шуня забеспокоилась. В начале видеопередачи Василиса обещала рассказать об употреблении четырёх знаков препинания. А пока любознательные ученики узнали о трёх знаках препинания: запятой, восклицательном и вопросительном знаках. Василиса познакомила их и с четвёртым знаком — точкой. Именно этот знак препинания говорит о том, что что-то закончилось. Без этой маленькой точки все предложения в тексте слились бы в одну непонятную мешанину слов и смыслов.

В конце видеоурока зверята ещё раз повторили полюбившиеся им знаки препинания.

Дружную компанию
Знаков препинания
Забыть никак нельзя.
Дружная компания
Знаков препинания —
С вами мы друзья!

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.

Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

Урок русского языка в 8 классе. Тема: Знаки препинания в простом предложении

Учителя русского языка и литературы: Дмитриевой Валентины Леонидовны - МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»

Цели:

1. Обучающая - изучить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение применять правило в письменной речи.

2. Развивающая - развивать логическое мышление, речь, память.

3. Воспитывающая - воспитывать интерес и уважение к родному языку.

Ход урока:

1.Слово учителя.

Добрый день. Я утверждаю, что тире и дефис - это один и то же пунктуационный знак. Вы согласны с этим утверждением или нет? Аргументируйте свой ответ.

1. Задание: я вам выдам 2 карточки с научными определениями этих знаков. (устно)

Определите, какое из них является определением тире, а какое дефиса?

Определение тире не закончено. В ходе урока нужно будет его закончить.

2.Задание: Соотнесите примеры предложений с употреблением тире в левой части с определениями в правой части. (Работа с доской)

Определения

Алло. Здравствуйте, я вас слушаю.

Неполное предложение

«Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь.

Обобщающее слово после однородных членов предложения

Дедушка рассказывал нам сказки, а отец - истории

из своих путешествий.

Прямая речь

И деревья, и трава, и цветы - все дышало свежестью.

Итак, вы вспомнили еще несколько определений постановки тире.

3. Объявление темы урока: А на сегодняшнем уроке мы рассмотрим постановку Тире между подлежащим и сказуемым (ученики записывают тему в тетрадь)

Нужна ли нам эта тема? (Нужна)

Зачем? (Чтобы быть грамотным, правильно записывать предложения)

В годы В.О.в. один разведчик, находившийся в тылу врага, передал записку партизанскому отряду о местонахождении карательного отряда. В ней была допущена одна пунктуационная ошибка. Партизаны неправильно поняли разведчика и погибли. Так одна ошибка стала причиной гибели целого отряда.

Итак, в наш информационный век очень важно и престижно быть грамотным.

Обратите внимание на эпиграф к уроку: Писать безграмотно…

Совершенно недопустимо.

Л.В.Щерба.

Ученики записывают его в тетрадь.

- Вы согласны с этим высказыванием?

-Так в чем же противоречие или проблема? (знаем, что надо писать грамотно, а пишем безграмотно)

-Как решить эту проблему? (Нужно изучить правило)

Это правило вы сейчас попытаетесь вывести сами.

-Но сначала определите цель урока (изучить постановку тире между подлежащим и сказуемым и научиться применять это правило).

4. Задание: запишите предложения, найдите главные члены предложения, определите, чем они выражены, расставьте пропущенные знаки препинания. (Письменно в тетрадь)

Знание это сила.

Чтение вот лучшее учение.

Наша задача хорошо учиться.

Уметь слушать великое дело

Чужим умом жить добра не нажить.

Пятью пять двадцать пять.

А теперь сделайте вывод, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Какой темой объединены эти предложения?

5. Домашняя работа:

Составить текст на одну из тем, употребив предложения на изученное правило.

Выписать из художественных произведений предложения на изученное правило.

6 . Самостоятельная работа с учебником.

А теперь прочтите, пожалуйста, это правило по учебнику.

Прочтите, пожалуйста, когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым.

7. Работи с карточками (дидактический материал)

Задание: Напишите предложения в настоящем времени, опуская глаголы - связки, ставя, где следует тире. Н - р.: Иван Федоров был первым известным русским типографом. - Иван Федоров - первый известный русский типограф.

1.Михаил Васильевич Ломоносов был сыном рыбака с далекого Севера.

2.Ломоносов был великим ученым и крупным поэтом.

3.Украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко был певцом трудового народа.

4.Произведения Горького были призывом к жизни свободной, разумной и светлой.

8. Выводы по уроку :1.Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?

2.Расскажите, когда ставится тире между гл. чл. предложения?

3.Расскажите, когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?

9. Рефлексия: Выберите утверждение:

1.Я услышал и забыл.

2.Я увидел и запомнил.

3.Я сделал и понял.

10. Выполнение упр.74 - по учебнику (если останется время)

Как важно правильно поставить знак препинания в нужном месте, вы знаете и помните известный пример: «Казнить нельзя помиловать».

На уроке мы научимся ставить или не ставить запятую в сложносочиненном предложении. Выполнив упражнения, тест и поработав с тренажером, вы закрепите свои навыки и лучше запомните, какие знаки препинания надо ставить в ССП. Вы узнаете, что не только запятая, но и тире может разделять простые предложения в составе сложносочиненного.

Тема: Сложносочинённые предложения

Урок: Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Сложносочиненные предложения (ССП) имеют две и более основ (как и каждое сложное предложение), части ССП связаны при помощи интонации и сочинительных союзов. Эти предложения надо отличать от простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Но не всегда простые предложения разделяются запятой, и не всегда их разделяют знаки препинания.

Два простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза.

День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина.

Предложения имеют один общий член , общую подчинительную часть, общее вводное слово .

Запятую не ставим перед союзами и, да (= и), или, либо

В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.

Предложения, части которых - это два восклицательных, вопросительных или побудительных предложения.

Запятую не ставим

Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?

Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

Убрать в комнате и накрыть на стол!

Во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части.

С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он. (А. Пушкин).

Домашнее задание:

Вопросы.

1. Как отличить простое предложение с однородными сказуемыми от ?

2. Всегда ли в ССП простые предложения разделяются запятой?

3. В каких случаях простые предложения в ССП разделяются тире?

4. В каких случаях в ССП не ставим запятую?

Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

(1) Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла. (2) День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина. (3) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. (4) Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? (5) Какой теплый вечер и какой чистый воздух! (6)Убрать в комнате и накрыть на стол! (7) С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он. (А. Пушкин).

Упражнение 2. Объясните постановку знаков или их отсутствие в предложениях упражнения 1.

Упражнение 3. Расставьте знаки препинания.

1. Минута и стихи свободно потекут. (А. Пушкин.) 2. По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. 3. Ещё секунда и его рука дёрнула удочку на себя. 4. Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо и бились волны внизу о камень. (М. Горький)

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари... ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.: 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».