Николай Зенькович - Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий

Не надо искать в этой книге политики. Теперь это уже история.

Да, кому-то, наверное, не совсем корректными покажутся оценки тех или иных деятелей, чьи портреты еще недавно носили на первомайских и ноябрьских демонстрациях.

О них практически ничего не знали. Какие вопросы вели в Политбюро, за какие направления в работе отвечали, - об этом можно было только догадываться по скупым сообщениям в прессе.

Лица у них были такими же одинаковыми, как и шапки-пирожки, как темные шляпы и темно-серые костюмы. Сверх нормы упитаны, за исключением аскетичных М. А. Суслова и А. И. Микояна. Живые портреты - какими они были в действительности?

Это были самые закрытые фигуры в Советском Союзе. Ни при жизни, ни даже после смерти не было известно об их семьях, увлечениях, человеческих качествах. Тайной было окутано все - и путь наверх, не всегда прямой и честный, и низвержение с Олимпа, как правило, неожиданное, связанное с интригами, подковерными схватками, а то и с откровенным предательством.

На последнем, ХХVIII съезде КПСС (июль 1990 г.) во время отчетов членов Политбюро о проделанной ими лично работе в президиум поступила записка от одного из делегатов с просьбой подробно пояснять, какие вопросы ведет отчитывающийся член Политбюро. Этого не знали даже делегаты самого демократичного съезда за всю историю партии!

Увы, природа власти везде одинакова - будь то рабовладельческий Древний Рим, феодальная монархия, первое в мире рабоче-крестьянское правительство или современная демократия. Различны лишь формы проникновения во власть и борьбы за ее удержание.

И все же феномен советской системы стоит особняком в мировой истории. 229 кремлевских вождей, а именно столько их прошло за 75 лет через Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК правящей партии, впервые предстают в этой книге без ретуши и приукрашивания.

Впервые Политическое бюро ЦК, в состав которого вошли В. И. Ленин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, И. В. Сталин, Г. Я. Сокольников, А. С. Бубнов, было образовано на заседании Центрального Комитета партии 10 (23) октября 1917 года для политического руководства восстанием. С победой Октябрьской революции эта задача была решена.

Как постоянно действующий орган Политбюро стало функционировать после VIII съезда РКП(б) (18 - 23 марта 1919 г.), который в своем решении по партийному строительству признал необходимым организовать в составе ЦК Политическое бюро, Организационное бюро и Секретариат. Решения съезда предусматривали, что «все наиболее важные политические и организационные вопросы, не требующие самого спешного разрешения», должны обсуждаться на пленарных заседаниях ЦК, созываемых не менее двух раз в месяц. «Политическое бюро принимает решения по вопросам, не терпящим отлагательства, и о всей своей работе за две недели делает отчет очередному пленарному собранию Центрального Комитета».

Первый состав Политбюро был избран на Пленуме ЦК РКП(б) 25 марта 1919 г. Членами Политбюро стали В. И. Ленин, Л. Б. Каменев. Н. Н. Крестинский, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий; кандидатами - Н. И. Бухарин. Г. Е. Зиновьев, М. И. Калинин.

В Оргбюро вошли пять членов Центрального Комитета - И. В. Сталин, Н. Н. Крестинский, Л. П. Серебряков, А. Г. Белобородов, Е. Д. Стасова; кандидатом - М. К. Муранов. Секретариат ЦК состоял из ответственного секретаря, члена Оргбюро ЦК Е. Д. Стасовой и пяти технических секретарей.

Постепенно в этих центрах сосредоточилась вся полнота политической, экономической и правовой власти в стране. Деятельность их была засекречена до невероятной степени. Критиковать их никто не имел права - только восхвалять.

Решения Политбюро были высшим законом для всех граждан, выше самого закона и даже Конституции, которые для этого органа выступали лишь в качестве подсобного инструмента. Политбюро было своеобразным сверхправительством.

А между прочим, там были самые обыкновенные люди. И с грамотенкой у многих не ахти - кто окончил два класса церковно-приходской школы, а кто и вообще стыдливо писал в анкете: «самоучка». И с талантами по-всякому бывало. Спасала система, придуманная Лениным и Сталиным. Благодаря ей любой посредственный человек, попавший в руководящую орбиту, выглядел воплощением высокой истины, недоступной простым смертным.

Было ли сведение счетов на самом высоком партийном Олимпе? Было. 49 человек, или почти каждый четвертый, расстреляны. Пятеро покончили самоубийством.

И еще несколько интересных сведений. Самым молодым секретарем ЦК был В. М. Михайлов (27 лет при избрании), самым старым - О. В. Куусинен (76 лет). «Долгожителем» в Политбюро был А. И. Микоян - 40 лет, менее всех - по одному месяцу - работали секретарями ЦК С. Д. Игнатьев (после смерти И. В. Сталина), В. В. Калашников и И. И. Мельников (при М. С. Горбачеве).

В последних составах Политбюро и Секретариата ЦК КПСС не было ни одного Героя Советского Союза, ни одного Героя Социалистического Труда.

В заключение - несколько слов о тщательно охраняемой тайне Политбюро. На двух пакетах с грифом «Особая папка» предупреждающая надпись: «Вскрывать только с разрешения Генерального секретаря ЦК КПСС». В первом пакете - протокол заседания Политбюро, проходившего в 1986 г.: установить размер пенсии членам Политбюро в 800 рублей с сохранением дачи (пять человек обслуживающего персонала), автомобилей «Чайка», «Волга» и т. д. Во втором пакете - постановление от 24.03.1983 г.: членам и кандидатам в члены Политбюро старше 65 лет начинать работу в 10 часов утра и заканчивать в 17 часов с обязательным соблюдением перерыва на обед.

АКУЛОВ Иван Алексеевич

(12.04.1888 - 30.10.1937). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 13.07.1930 г. по 02.10.1932 г. Член ЦК ВКП(б) в 1927 - 1930 гг. Член ЦКК РКП(б) - ВКПБ(б) в 1923 - 1925, 1930 - 1934 гг. Член КПСС с 1907 года.

Родился в Петербурге в семье мелкого торговца-лавочника. Русский. В раннем детстве потерял отца, воспитывался в приюте. В 1905 г. с отличием окончил торгово-промышленную школу в Санкт-Петербурге. Работал канцеляристом в редакции «Торгово-промышленной газеты». Участвовал в демонстрациях, митингах, маевках. Руководил подпольной группой РСДРП. Профессиональный революционер. В 1908 г. с группой товарищей был арестован во время собрания представителей подрайонов Петербургского комитета РСДРП. После шестимесячного следствия приговорен к одному году заключения в крепости. Наказание отбывал в «Крестах». Выйдя на свободу, вел революционную пропаганду среди рабочих столицы. Избирался секретарем правления профсоюза рабочих-металлистов, был одним из организаторов в нем большевистской фракции. С 1912 г. член Петербургского комитета РСДРП(б). В 1913 г. дважды подвергался арестам, был выслан в Самарскую губернию. В 1915 г. вернулся поближе к столице, поселился в Финляндии недалеко от Выборга. После Февральской революции 1917 г. действовал в Новгородской губернии, затем создавал военную организацию РСДРП(б) в Выборге. Делегат VII (Апрельской) Всероссийской конференции и VI съезда РСДРП(б). Участник Октябрьской революции в Петрограде и Гражданской войны. С декабря 1917 г. секретарь Екатеринбургского комитета РСДРП(б). В январе - мае 1918 г. секретарь Уральского обкома партии. С мая по август 1918 г. служил в Красной Армии. Во время мятежа белочехов был комиссаром снабжения фронта. С сентября 1918 г. председатель Вятского, с февраля 1919 г. Оренбургского губкомов РКП(б). С февраля 1920 г. секретарь Киргизского областного бюро РКП(б), с января 1921 г. - Крымского обкома РКП(б). С 1922 г. на профсоюзной работе на Украине: член президиума ЦК союза горняков, председатель Донецкого союза чернорабочих, председатель Всеукраинского союза горняков, председатель Всеукраинского совета профсоюзов. В 1929 г. секретарь ВЦСПС. С 1929 г. заместитель наркома Рабоче-крестьянской инспекции СССР, член Президиума Центральной Контрольной Комиссии ВКП(б). С 1931 г. первый заместитель председателя ОГПУ, сменил на этом посту Г. Г. Ягоду, возглавившего ОГПУ. Предполагалось, что вскоре он сменит его и на посту руководителя этого ведомства, но Г. Г. Ягоде удалось убедить И. В. Сталина перевести И. А. Акулова на партийную работу. В 1932 - 1933 гг. он секретарь ЦК КП(б) Украины по Донбассу. С 21.06.1933 г. по 03.03.1935 г. Прокурор СССР. Был первым руководителем Прокуратуры СССР, созданной постановлением ЦИК и СНК СССР от 20.06.1933 г. «в целях укрепления социалистической законности и должной охраны общественной собственности по Союзу ССР от покушений со стороны противообщественных элементов». Лично разрабатывал «Положение о Прокуратуре Союза ССР», утвержденной ЦИК и СНК СССР 17.12.1933 г. Этим же постановлением была упразднена Прокуратура Верховного суда СССР, выполнившая свою первоначальную функцию. С января 1934 г. одновременно был ответственным редактором журнала «За социалистическую законность» (ныне «Законность»). В начале декабря 1934 г. вместе со своим заместителем А. Я. Вышинским допрашивал убийцу С. М. Кирова Л. В. Николаева. По оценкам современных правоведов, оказался в полной зависимости от работников НКВД, которые разрабатывали только ту версию убийства, которую выдвинул И. В. Сталин. Не противодействовал незаконным методам ведения следствия и фактически потворствовал нарушителям законности. Совместно с Председателем Верховного суда СССР А. Н. Винокуровым 08.12.1934 г. подписал директиву о применении на практике постановления ВЦИК СССР от 01.12.1934 г. «О внесении изменений в уголовно-процессуальное законодательство», согласно которому следствие по делам о террористических актах должно заканчиваться в срок не более 10 дней, обвинительное заключение вручаться за сутки до рассмотрения дела в суде, дела слушались без участия прокурора и адвоката, по ним не допускались кассационное обжалование и ходатайство о помиловании, а приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. В директиве Прокуратуры СССР был дан перечень должностных лиц, покушение на жизнь и здоровье которых квалифицировалось как террористический акт и рассматривалось в порядке указанного закона. Директива придавала обратную силу закону от 01.12.1934 г. С 03.03.1935 г. И. А. Акулов секретарь ЦИК СССР. Сменил на этом посту А. С. Енукидзе, снятого за моральное разложение. Был одним из 30 членов Конституционной комиссии СССР, разрабатывавшей сталинскую Конституцию 1936 года. Был лысым, похожим на монгола. В феврале 1937 г. возглавлял комиссию по организации похорон Г. К. Орджоникидзе. По словам А. М. Лариной, жены Н. И. Бухарина, был единственным, кто подал руку ее мужу при входе в зал, где 23.02.1937 г. состоялся Пленум ЦК ВКП(б), созванный по вопросу об антипартийном поведении Н. И. Бухарина в связи с объявленной им голодовкой. И. А. Акулов сказал ему: «Мужайтесь, Николай Иванович». 28.04.1937 г. обратился с письмом к Н. И. Ежову: «Сов. секретно. Только лично. Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Ежову Н. И. Дорогой Николай Иванович! Пересылаю тебе конверт полученного мною письма. Хочу обратить твое внимание на крайне небрежно проводимую органами НКВД перлюстрацию: конверт при вскрытии порван, печать почты при заклейке смещена. Уж если органы НКВД считают, что они вправе перлюстрировать письма, идущие к члену Бюро КПК и члену правительства, то пусть хоть делают свою работу поаккуратнее. Крепко жму руку. И. Акулов» (АПРФ. Ф.57. Оп.1. Д. 57. Л. 11). Арестован 23.07.1937 г. на даче в селе Покровское Красногорского района и доставлен в Лефортовскую тюрьму. Обвинялся в участии в контрреволюционном военном заговоре в Красной Армии. На допросах признался, что в течение 10 лет являлся участником подпольной троцкистской организации, в ее рядах вел активную работу против руководителей ВКП(б) и Советского правительства. Был личным другом расстрелянного в июне 1937 г. военного деятеля И. Э. Якира. Осужден Военной коллегией Верховного суда СССР 29.10.1937 г. по ст. 58-2, 58-8, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. На суде заявил, что виновным себя не признает, показания, данные на предварительном следствии, отрицает. Их дал, потому что «на следствии потерял волю из-за побоев». В последнем слове сказал, что троцкистом никогда не был, всегда боролся с ними, а тем более не мог быть вредителем, террористом и изменником Родины. Заседание суда продолжалось полчаса. Расстрелян 30.10.1934 г. Перед расстрелом сказал присутствовавшим при исполнении приговора заместителю Прокурора СССР Рогинскому и заместителю наркома внутренних дел М. П. Фриновскому: «Ведь вы же знаете, что я не виноват». В ответ Рогинский стал осыпать его бранью. 31.10.1937 г. было заведено следственное дело на его жену Н. И. Шапиро, которая Особым совещанием при НКВД СССР как член семьи изменника Родины была заключена в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет. Особое совещание добавило ей 16.12.1946 г. еще пять лет ссылки как социально-опасному элементу. Отбыв ссылку, поселилась в Карагандинской области. 22.06.1954 г. обратилась к Г. М. Маленкову с просьбой о реабилитации себя и мужа. Военная коллегия Верховного суда СССР 25.09.1954 г. отменила постановления Особого совещания в отношении Н. И. Шапиро как необоснованные, 18.12.1954 г. Военная коллегия Верховного суда СССР отменила приговор в отношении И. А. Акулова и дело о нем прекратила за отсутствием состава преступления. Восстановлен в партии КПК при ЦК КПСС в мае 1955 года. Наград не имел.

Какие авто предпочитали использовать советские вожди для удовлетворения своих транспортных нужд? У каждого из них были свои отношения с техникой.

Эта Turcat-Mery, которая изображена на фотографии, не ленинская, но точно такая же, хоть и более раннего года выпуска.

С техникой Владимиру Ленину откровенно не везло. Полосу неудач начала первая эмиграция Ильича, когда некий швейцарец на роскошном Rolls-Royce сбил велосипедиста Ульянова, а весь четырёхколёсный транспорт первого вождя Страны Советов то угоняли, то обстреливали. Поэтому единственной машиной, без приключений дожившей до сегодняшнего момента, стало транспортное средство, на котором... вождь мирового пролетариата никогда не ездил, - это броневик английской марки Austin. Согласно официальной легенде, с башни этой бронемашины, возвращаясь из эмиграции, за неимением более подходящей трибуны Ленин прочёл знаменитые «Апрельские тезисы» возле Финляндского вокзала. После революции Ленин чаще всего разъезжал по улицам Петрограда на роскошном Turcat-Mery 1915 года выпуска. До этого машина сначала принадлежала Великой Княжне Татьяне, старшей дочери Николая Второго, а затем 50-сильным «французом» некоторое время обладал министр-председатель Временного правительства Александр Керенский. Историки откопали весьма занимательный эпизод из биографии этой машины: в декабре 1917 года Turcat-Mery угнали прямо со двора Смольного! Лучшие кадры ЧК быстро выяснили, что любимый лимузин Ильича украли контрабандисты, а сам автомобиль спрятан неподалёку от финской границы, в гараже пожарной части.

Есть версия (её придерживается, например, Л.М. Шугуров), что после выстрела Фанни Каплан раненого Ленина везли именно на Renault 40 CV, а не на Роллс-Ройсе. Хотя Renault использовался лишь во время следственного эксперимента по этому делу. После угона основатель СССР перестал жаловать Turcat-Mery и пользовался другой французской техникой: из гаража Романовых для Ильича выкатили Delaunay-Belleville 45. Но отец революции довольствовался комфортом 6-цилиндрового лимузина буквально несколько дней. 1 января 1918 года Ленин пережил покушение: Владимир Ильич не пострадал, но бандиты изрешетили добротный закрытый кузов настолько плотно, что восстановить машину не смогли. После этого личным транспортом революционеру служил Renault 40CV, также позаимствованный из императорского собрания. Притом машина повторила судьбу Turcat-Mery: в январе 1919-го налётчики буквально вышвырнули Ильича из лимузина и были таковы.

Delaunay-Belleville был основным автомобилем императора Николая II, но Владимира Ленина возил буквально неделю - пока не стал жертвой вооружённого налёта. Кузов работы французских мастеров петербургские «каретники» восстановить не смогли.
Чтобы народ узнавал своего вождя (и не повторял подобных авантюрных угонов), товарищ Ульянов пересел на открытый Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года выпуска мощностью 55 л.с. Этот кабриолет из автопарка Михаила Романова (родного младшего брата императора Николая Второго), предназначенный для горных гонок, казался странным выбором: зачем нужна узкая, а потому не самая комфортная, и прожорливая машина? Но именно Серебряный призрак спас жизнь своему главному пассажиру. В Москве после покушения Фанни Каплан оказать помощь пострадавшему на месте было некому - будь не Rolls-Royce, а менее быстрый автомобиль, по дороге до Кремля Ильич скончался бы от кровопотери.

Говорят, в плане автомобилей Ильич был неприхотлив: ездил на том, что давали. Но зачем тогда советское правительство по поручению вождя заказало баснословно дорогие Роллс-Ройсы? На фото летний Rolls-Royce после реставрации. В конце 1910-х Леонид Красин (будущий полпред Советского Союза на территории Великобритании) начинает переговоры... о закупке партии Rolls-Royce для «молодой республики»! Странная потребность для разом обнищавшей страны, но 73 новенькие машины были поставлены советскому правительству. Один такой длиннобазный 73-сильный лимузин возил смертельно больного Ильича до самой кончины. Между прочим, на городских скоростях 7,4-литровый мотор расходовал немыслимые 2,5 ведра бензина на каждые 100 вёрст пути (или 28,7 литра на 100 км). Кстати, о смерти вождя мирового пролетариата сообщил именно его водитель Степан Гиль, добравшийся из Горок до Москвы на этом Silver Ghost

В Советской России топливо было ужасным, и в ноябре 1921-го Rolls-Royce 1920 года выпуска, оборудованный движителями Кегресса, вернулся обратно на завод для прочистки закоксованного двигателя. Между прочим, зимой именно Rolls-Royce оставался единственным быстрым способом добраться до Горок. В 1921 году Ленин поручил Путиловскому заводу перевести автомобиль на «движители Кегресса». В своё время личный «шоффэр» императора Адольф Кегресс (позднее работавший на Citroen и, между прочим, фактически придумавший принцип работы коробки передачи DSG) сделал для Николая II необычные автосани: вместо задних колёс поставил гусеницы - те самые движители Кегресса, - а на передние установил лыжи. Для Ильича Rolls-Royce переделали по аналогичному рецепту, благодаря чему машину отличала фантастическая проходимость. Даже по заснеженной целине.

На таком 12-цилиндровом фаэтоне Packard Twin Six Иосиф Сталин гонял (в буквальном смысле!) по улицам российской столицы, распробовав ранние версии этой модели на Царицынском фронте. Следующий советский правитель, Иосиф Сталин, не любил ни «британцев», ни «французов», зато искренне восхищался американскими автомобилями. После тряского 30-сильного Vauxhall императрицы Александры Фёдоровны (машина досталась отцу народов после нескольких владельцев), будучи на Царицынском фронте, будущий генсек получил поистине роскошный 12-цилиндровый Packard Twin Six. В столице, куда железный Иосиф вернулся после Гражданской войны, он сразу же попросил начальника гаража Совнаркома подыскать точно такой Паккард... Разумеется, подходящий автомобиль вскоре нашёлся, и Сталин постоянно носился по подмосковным дорогам, откинув брезентовую крышу.

Чем Сталину так полюбился подаренный Рузвельтом Packard Twelve, трудно понять, но этой машиной отец народов пользовался без малого 20 лет - до самой своей кончины. Но как только советская верхушка пересела на заказанные Красиным Роллс-Ройсы, Джугашвили пришлось отказаться от американского «дредноута». Зато сразу после Ленина появилась возможность закупить партию американских автомобилей: с 1925 года стали поступать Buick, Cadillac, Lincoln и, конечно, Packard. Для себя Сталин выбрал самый современный из Паккардов. В 1933-м 8-цилиндровый лимузин уступил место 12-цилиндровому фаэтону. Два года спустя американский посол, зная привязанности нового главы СССР, передал Сталину подарок президента США Франклина Рузвельта - бронированный лимузин Packard Twelve наиболее свежей, 14-й серии.

В Москву из Ленинграда лимузины Л-1 были отправлены своим ходом, но из-за поломок ни один из шести экипажей не добрался до столицы. После этого на проекте поставили крест. Этот «броневик» на долгие годы станет любимым автомобилем вождя. На 6-тонной (!) 155-сильной махине Иосиф Виссарионович приезжал на тегеранскую, ялтинскую и потсдамскую конференции. Из окна шестиоконного лимузина осматривал поверженный Берлин. При этом Сталин постоянно повторял, что использование советской элитой автомобилей иностранного производства - плохой пример. После этих заявлений ленинградский завод Красный Путиловец по образу и подобию американского Buick-30-90 создал модель Ленинград-1, но главному заказчику новинка не понравилась. Разработку главного советского лимузина перепоручили Заводу имени Сталина, так появился представительский ЗИС-101.

Вопреки распространённому мнению, на бронированных ЗИС-115 ездил не только Сталин, но и другие советские руководители. Всего московским заводом было собрано 32 машины «Проекта 100». В 1942 году перед работниками столичного автозавода, эвакуированного на Урал, была поставлена задача создать новое поколение представительского лимузина. Об автомобиле ЗИС-110 рассказывает материал «Герои Советского Союза. История парадных кабриолетов», но генсеку полагалась спецверсия этой машины - ЗИС-115. На тот момент созданный советскими специалистами шестиместный автомобиль скрытого бронирования был самым защищённым и безопасным лимузином главы государства. С 1947 года Сталин начал использовать эту 162-сильную модель массой более 5 тонн как основной служебный автомобиль, но от полюбившегося Паккарда не отказывался до самой смерти.

Lincoln Zephyr - мягко говоря, неординарная модель для своего времени: 12-цилиндров под капотом и крайне необычный дизайн делали этот седан очень желанным даже для штатовских автомобилистов. Никита Хрущёв тоже любил американские автомобили. В 1938 году тогдашний первый секретарь ЦК КП(б) Украины разъезжал на 12-цилиндровом Lincoln Zephyr, а после войны Хрущёв пересел на открытый Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера под Винницей (до войны машина 1939 года выпуска возила по дорогам Германии посла США, но когда американское посольство было закрыто, Кадиллак национализировали и передали лично фюреру). На официальные мероприятия будущий генсек приезжал на служебном ЗИС-110, но водить личный Кадиллак старался как можно чаще. И даже забрал любимый «шестьдесят первый», когда перебрался из Киева на столичную работу.

Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера очень нравился Хрущёву, но политик решил, что машина не должна простаивать и продал её через самый обычный комиссионный магазин. В Москве «американца» со временем пришлось продать - за Хрущёвым закрепили бронированный ЗИС-115 и открытый ЗИС-110, так что Cadillac по большей части простаивал. Обе машины «любителю показать кузькину мать» нравились, но... В 1955 году Хрущёва на женевской конференции глав государств-победителей удивило, насколько совершенен огромный открытый Chrysler Эйзенхауэра и насколько устарел советский ЗИС-110. Никита Сергеевич отдал распоряжение как можно скорее создать нечто подобное. Поглядывая на Packard Сaribbean, наши инженеры выпустили ЗИЛ-111 (здесь снова будет правильно сослаться на заметку «Герои Советского Союза. История парадных кабриолетов»).

Дизайн ЗИЛ-111 устарел до выхода самой машины. Что поделать, эпоха «аэрокосмического» оформления была скоротечной, и даже штатовские компании не всегда успевали следить за вектором переменчивой моды. Но каково было удивление генсека, когда новейший ЗИЛ опять смотрелся бедным родственником! Теперь главу советского государства поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди. Поэтому из поездки по Штатам Хрущёв привёз культовый Cadillac Fleetwood 75 и пожелание «догнать и перегнать Америку». Зиловцы смогли только немного подправить внешность модели 111, сделав её менее похожей на Чайку, после чего лимузин получил индекс 111Г и прозвище «Григорий». На этом погоня за заокеанским автопромом закончилась.

ЗИЛ-111Г по прозвищу Григорий - рестайлинговая версия «сто одиннадцатого», лишившаяся псевдоавиационных наворотов. Получилось спорно, но, безусловно, мощно и солидно. Никита Сергеевич любил автомобили, и редкая его заграничная поездка обходилась без покупки подарка самому себе. Вот только Хрущёва отличала странноватая особенность: часто купленные или подаренные иномарки он... попросту дарил. Mercedes-Benz 300 SL, больше известный как Крыло чайки, генсек презентовал Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, чтобы советские инженеры разгадали секрет заграничного «инжектора», кабриолет Renault Florida - дочери Раде, двухместный Fiat 2300 - сыну Сергею... А огромный чёрный Rolls-Royce Silver Cloud по поручению генсека передали дому-интернату пожилых большевиков, чтобы те на старости лет вспомнили Роллс-Ройсы ленинских времён.

Именно довоенный Buick 90 Limited заразил Брежнева вирусом автомобилизма. Кстати, приставка Limited означает, что автомобиль принадлежит к ограниченной серии. Но, пожалуй, самым неистовым ценителем автомобильной техники среди всех вождей СССР следует признать Брежнева. В конце тридцатых один из руководителей Днепропетровского обкома компартии, тогда ещё молодой партийный работник, получил американский автомобиль Buick 90 Limited. И с этого момента стал заядлым автомобилистом. К своему закату генсек владел почти полусотней разнообразных машин! Притом последний экземпляр для своей коллекции четырежды Герой Советского Союза получил буквально за полгода до смерти: к празднику 9 мая 1982 года газовцы презентовали больному генсеку 8-цилиндровую (!) версию своей новинки, модели ГАЗ-3102.

От редкого шестидверного пульмановского Мерседеса, считавшегося едва ли не самым совершенным автомобилем планеты, Брежнев отказаться не смог: такой машиной владели немногие, включая Папу Римского (об этом - наш материал "Святые колёса папамобилей"). Это про машины остальных правителей СССР можно рассказывать весьма обстоятельно, тогда как для автопарка Брежнева придётся ограничиться лишь перечислением наиболее примечательных экземпляров. За время правления «дорогого Леонида Ильича» гараж аппарата ЦК пополнился: Rolls-Royce Silver Shadow (1968) от предпринимателя Арманда Хаммера, Maserati Quattroporte (1968) от итальянских коммунистов, Mercedes-Benz 600 Pullman (1969) от канцлера ФРГ Вилли Брандта, Cadillac Eldorado (1972) и Lincoln Continental (1973) от Ричарда Никсона, Nissan President (1973) от премьер-министра Японии, Rolls-Royce Silver Shadow от королевы Великобритании Елизаветы II...

За время правления генсека Брежнева ЗИЛ-114 трижды обновлялся: на фото слева - версия 1967 года, справа вверху - 1971-го, а внизу - 1978-го, уже получившая новый индекс 4104. При этом генсек очень любил сам ездить за рулём: «С Брежневым за рулём мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно», - вспоминал поездку на подаренном Кадиллаке госсекретарь США Генри Киссинджер. «Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге», - также делился воспоминаниями Ричард Никсон.

В Горьком было собрано пять полноприводных Волг ГАЗ-24-95. Но охотничье хозяйство Завидово (читай, лично Леонида Ильича Брежнева) обслуживала только одна такая машина. Второй страстью Леонида Ильича была охота. По этой причине родился удивительный гибрид - полноприводная Волга. Инженеры Горьковского автозавода оснастили седан ГАЗ-24 (хотя логичнее было использовать универсал, но такой формат тогда считался непрестижным) трансмиссией от УАЗ-469 (при этом кузов оставался несущим), благодаря чему появилась уникальная по проходимости и комфорту машина. Мнения историков по поводу этой модели кардинально расходятся: одни говорят, что полноприводная «двадцать четвёрка» была любимой машиной Ильича, тогда как другие считают, что Брежнев воспользовался неординарным седаном лишь единожды.

В 1975 году универсал экстренной медицинской помощи ЗИЛ-114А был передан четвёртому управлению Минздрава СССР. Сначала машина была белого цвета, но затем её перекрасили. Официальным же автомобилем оставался, безусловно, ЗИЛ. К 50-летию Октябрьской революции Завод имени Лихачева подготовил действительно новое поколение правительственных лимузинов, которые прослужили до конца 90-х. Особенностью ЗИЛ-114 была X-образная рама (для неё характерна большая жёсткость на кручение) и дублирование основных систем автомобиля: две независимых электросистемы, резервная система тормозов... За долгий промежуток правления второго Ильича пережил 3 обновления экстерьера, а на закате жизни пассажира №1 получил неожиданную спецверсию - реанимобиль, который постоянно требовался дряхлеющему вождю.

ЗИЛ-41047 обслуживал Горбачёва и Ельцина, хотя представлял собой, по сути, ЗИЛ-114 брежневских времён. До 2002 года было построено около 150 автомобилей, после чего седаны собирали по штучным заказам. В силу коротких сроков правления Юрий Андропов и Константин Черненко никакими автомобильными предпочтениями не запомнились. Разве что для первого зиловцы успели создать очередную генерацию правительственных лимузинов, ЗИЛ-41045 - лёгкий рестайлинг разработанного во времена Брежнева ЗИЛ-114. Притом следующий генсек, Михаил Горбачёв, также довольствовался брежневским «зилом», но пережившим очередное обновление. Этой машиной, получившей индекс 41047, после распада СССР, между прочим, пользовался и первый президент России Борис Ельцин.

ЗИЛ-4102 впервые для советских лимузинов имел несущий кузов и полностью независимые подвески, но основные агрегаты (пускай и модернизированные) получил от модели 41047. Интересно, что во времена Горбачёва столичные инженеры успели разработать и следующую редакцию правительственных «членовозов» (без этого словечка, пришедшего из сатиры, здесь не обойтись), но тут правительство по велению нового генерального секретаря взяло курс на отказ от привилегий. И новый ЗИЛ-4102, этакий советский Rolls-Royce, навсегда остался... Нет, в двух экземплярах: как шутили острословы, один - для Михаила, второй - для Раисы. Так что новой политической элите девяностых, когда зилы времён четырежды Героя Советского Союза безнадёжно устарели, не оставалось ничего другого, как пересесть на пульмановские Mercedes-Benz S-класса. Но это - другое время и другие автомобили.

Профессию учителя супруга Ленина считала не только почетной, но и одной из «наиболее захватывающих». Воспитание в советской школе, по ее мнению, не могло отрываться от семьи.

Мы решили сегодня вспомнить жен советских лидеров и немного подробней вам рассказать о каждой из них.

Крупская Надежда Константиновна

Теоретик политехнического и трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания. Организатор, теоретик и методист дошкольного воспитания и пионерского движения.

В свое время Надежда Константиновна дала анализ мировому педагогическому наследию с позиций марксистской идеологии.

Профессию учителя Крупская считала одной из наиболее захватывающих


Статьи Крупской касательно преподавания отдельных учебных предметов в школе, по организации самообразования школьников имеют спрос и в настоящее время. Профессию учителя считала не только почетной, но и одной из «наиболее захватывающих». В своих работах много внимания уделяла сельскому учителю как проводнику новых идей в деревне. Воспитание в советской школе, по ее мнению, не могло отрываться от семьи.

С молодым марксистом Ульяновым Крупская познакомилась в 1894 году


С молодым марксистом Владимиром Ульяновым (Лениным) познакомилась в 1894 году. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию, но отбывала ссылку в Сибири, в селе Шушенском, где 10 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым.

В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции.

Аллилуева Надежда Сергеевна

Вторая жена Сталина. Родилась в Баку, в семье революционера С. Я. Аллилуева.


Екатерина Сванидзе (первая жена вождя) умерла естественной смертью, а Аллилуева же застрелилась. Надежда Сергеевна была моложе Сталина на 22 года и будучи матерью двоих детей, она активно участвовала в общественной жизни.


Официально их брак был зарегистрирован 24 марта 1919 года, но последние ее годы семейной жизни постоянно были омрачены грубостью и невниманием Сталина. По свидетельствам очевидцев, 7 ноября 1932 года в квартире Ворошилова накануне смерти между супругами произошла очередная ссора, а на следующий день в ночь с 8 на 9 ноября 1932 года Надежда Сергеевна выстрелила себе в сердце из пистолета «Вальтер», запершись в своей комнате.

Нина Петровна Хрущева

Нина Петровна родилась в украинской семье крестьян в селе Василев на Холмщине , входившей в ту пору в состав Российской империи.



Нина Кухарчук с Никитой Хрущёвым, 1924 год

Летом 1922 года партийный руководитель Серафима Гопнер устроила Нину на работу на губернские курсы учителей в Таганроге. Осенью она прибыла в Юзовку в качестве преподавателя окружной партшколы, где и познакомилась с Никитой Хрущёвым, ставшим её мужем. На тот момент у него уже были сын и дочь. Свой брак они зарегистрируют только после отправки Хрущёва на пенсию, в 1965 году.

Хрущева встречалась с первыми лицами других государств и их женами


После смерти Сталина, когда Никита Сергеевич фактически возглавил Советский Союз и КПСС, стала «первой леди» государства. Участвовала в зарубежных поездках Хрущёва, встречалась с первыми лицами других государств и их жёнами, что до неё в СССР не было принято. Нина Петровна пережила Никиту Сергеевича и дочь Елену. Проживала она на государственной даче в Жуковке и получала пенсию в 200 рублей. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Виктория Петровна Брежнева

Родилась в Белгороде 11 декабря 1907 года. Ее отец работал машинистом на железной дороге, а мать занималась воспитанием детей — четырёх дочерей и сына.


Ее многие считали еврейкой, однако жена генсека особо подчёркивала, что не имеет еврейского происхождения, а имя Виктория было дано ей из-за того, что рядом жило много поляков, среди которых это имя было распространено.

Виктория Брежнева познакомилась с супругом на танцах в общежитии


В общежитии Курского медицинского техникума, на танцах она познакомилась с будущим супругом, Леонидом Брежневым. Она вспоминала, что сначала он пригласил на танцы её подружку, но та ответила отказом, поскольку молодой человек не умел танцевать, а Виктория согласилась. Через три года, в 1928 году , Леонид и Виктория поженились.

Виктория всегда занималась домом и семьей. После того, как Леонид Брежнев занялся государственной деятельность его жена не изменила привычного образа жизни. Равнодушная к политике, она не любила привлекать к себе внимание публики, предпочитая оставаться домохозяйкой. По воспоминаниям современников, она всегда прекрасно готовила, а когда Брежнев вступил в должность генерального секретаря ЦК КПСС и у него появились личные повара, она научила их готовить так, как нравилось её мужу.

Лебедева Татьяна Филипповна

В 1940 году Юрий Владимирович Андропов стал руководителем комсомольской организации Карелл-Финской ССР, но супруга отказалась ехать с ним в Карелию с маленькими детьми. Она осталась в Ярославле, а Андропов вскоре женился на Татьяне Филипповне Лебедевой.


Юрий Андропов, его сын Игорь, жена Татьяна Лебедева и дочь Татьяна

В 1956 г. Андропов Юрий Владимирович был советским послом на территории Венгрии. В процессе антисоветских выступлений, произошедших в этой стране, повстанцы из Будапешта вешали коммунистов и на фонарные столбы.

Жена Андропова боялась большого скопления людей и открытых пространств


Из окна советского посольства эти безобразные сцены наблюдала Татьяна Филипповна, которая получила, вследствие этого, глубочайшую психическую травму на всю оставшуюся жизнь. Жена Андропова боялась выходить из дома на улицу, боялась большого скопления людей и открытых пространств.

Анна Дмитриевна Любимова

Вторая жена Черненко — Анна Дмитриевна (урожденная Любимова ) родилась 3 сентября 1913 года в Ростовской области.


Окончила Саратовский институт сельскохозяйственного машиностроения. Была комсоргом курса, членом факультетского бюро, секретарём комитета комсомола. В 1944 году вышла замуж за К. У. Черненко. Ограждала больного супруга от поездок с Брежневым на охоту. Анна Дмитриевна была маленького роста с застенчивой улыбкой.

Анна Дмитриевна Черненко была маленького роста с застенчивой улыбкой


Когда мужа утвердили Генеральным секретарём ЦК КПСС и около его кровати поставили красный телефон, первой хватала трубку она и решала, будить или нет. По утрам уговаривала охрану: « Куда вы его везёте? Посмотрите на него, ему нельзя вставать с постели! »

Раиса Максимовна Горбачева

После 1985 года, когда муж был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС, Раиса Максимовна занялась общественной деятельностью.


В качестве супруги Генерального секретаря ЦК КПСС, а позднее Президента СССР, сопровождала Горбачёва в его поездках, участвовала в приёмах иностранных делегаций, приезжавших в Советский Союз, регулярно появлялась на телеэкранах, нередко вызывая неприязнь советских женщин, многим из которых казалось, что она слишком часто меняет наряды и много говорит.

За рубежом личность Горбачевой вызывала большой интерес и высокие оценки


За рубежом личность Горбачевой вызывала большой интерес и высокие оценки. Так, Международный фонд «Вместе за мир» наградил Горбачёву премией «Женщины за мир», в 1991 году — премией «Леди года». Подчеркивалось, что супруга Президента СССР выступала в глазах общественности как «посланница мира», и отмечалась её активная поддержка прогрессивных замыслов Горбачёва.

В Советском Союзе частная жизнь руководителей страны была строго засекречена и охранялась на правах гостайны высшей степени защиты.

Захватив власть в стране, Владимир Ленин в декабре 1917 г. установил себе месячный оклад в 500 рублей, что примерно соответствовало оплате труда неквалифицированного рабочего в Москве или в Питере. Какие-либо другие доходы, включая гонорары, высокопоставленным партийцам по предложению Ленина были строго запрещены.

Скромную зарплату “вождя мировой революции” быстро съела инфляция, но Ленин как-то не задумывался, откуда берутся деньги на вполне безбедную жизнь, лечение с привлечением мировых светил и домашнюю обслугу, хотя и не забывал каждый раз строго говорить подчиненным: “Вычтите эти расходы из моей зарплаты!”.

Генеральному секретарю партии большевиков Иосифу Сталину в начале НЭПа был установлен оклад меньше, чем половина зарплаты Ленина (225 рублей) и лишь в 1935 г. он был повышен до 500 рублей, но уже в следующем году последовало новое повышение до 1200 рублей.

Средняя зарплата в СССР тогда была 1100 рублей, и хотя Сталин жил отнюдь не на свою зарплату, он вполне мог бы скромно жить и на нее. За годы войны зарплата вождя превратилась в результате инфляции почти в нуль, но в конце 1947 г., после денежной реформы, “вождь всех народов” устанавливает себе новую зарплату в 10000 рублей, что в 10 раз превышало тогдашнюю среднюю оплату труда в СССР.

Одновременно была введена система “сталинских конвертов” - ежемесячных не облагаемых налогами выплат верхушке партийно-советского аппарата. Как бы там ни было, Сталин всерьез свою зарплату не рассматривал и большого значения ей не придавал.

Первым среди руководителей Советского Союза, кто стал всерьез интересоваться своей зарплатой, был Никита Хрущев, получавший 800 рублей в месяц, что в 9 раз превышало среднюю зарплату по стране.

Сибарит Леонид Брежнев был первым, кто нарушил ленинский запрет на дополнительные, кроме зарплаты, доходы для верхов партии. В 1973 г. он присудил себе Международную Ленинскую премию (25000 рублей), а начиная с 1979 г., когда имя Брежнева украсило плеяду классиков советской литературы, огромные гонорары стали потоком литься в семейный бюджет Брежневых.

Лицевой счет Брежнева в издательстве ЦК КПСС “Политиздат” пестрит многотысячными суммами за огромные тиражи и многократные переиздания его шедевров “Возрождение”, “Малая земля” и “Целина”. Любопытно, что генсек имел привычку часто забывать о своих литературных доходах при уплате партвзносов любимой партии.

Леонид Брежнев был вообще очень щедр за счет “всенародной” государственной собственности - и к себе, и к своим детям, и к приближенным. Своего сына он назначил первым заместителем министра внешней торговли. На этом посту тот прославился постоянными выездами для пышных гулянок за границу, а также огромными бессмысленными тратами там. Дочь Брежнева вела разгульную жизнь в Москве, тратя неведомо откуда поступающие деньги на драгоценности. Приближенные Брежнева, в свою очередь, щедро наделялись дачами, квартирами и огромными премиями.

Юрий Андропов, будучи членом брежневского Политбюро, получал 1200 рублей в месяц, но, став генсеком, он вернул зарплату генсека времен Хрущева - 800 рублей в месяц. При этом покупательная способность “андроповского рубля” была примерно вдвое ниже, чем у рубля “хрущевского”. Тем не менее, Андропов полностью сохранил систему “брежневских гонораров” генсека и успешно ею пользовался. Например, при основной ставке зарплаты в 800 рублей его доход за январь 1984 г. составил 8800 рублей.

Преемник Андропова Константин Черненко, сохранив ставку генсека на уровне 800 рублей, усилил деятельность по выколачиванию гонораров, публикуя от своего имени различные идеологические материалы. По партбилету его доходы составляли от 1200 до 1700 рублей.

При этом борец за моральную чистоту коммунистов Черненко имел привычку постоянно утаивать от родной партии большие суммы. Так, исследователи не смогли обнаружить в партбилете генсека Черненко в графе за 1984 год 4550 рублей гонорара, полученного по платежной ведомости Политиздата.

Михаил Горбачев “примирялся” с окладом 800 рублей вплоть до 1990 года, что было всего в четыре раза больше средней зарплаты по стране. Только совместив в 1990 году посты президента страны и генсека, Горбачев стал получать 3000 рублей при средней зарплате в СССР в 500 рублей.

Преемник генсеков Борис Ельцин промыкался почти до конца с “советской зарплатой”, не решаясь на кардинальную реформу зарплат госаппарата. Лишь по указу 1997 года зарплата президента России была определена в 10000 рублей, а в августе 1999 года ее размер возрос до 15000 рублей, что в 9 раз превышало среднюю оплату труда по стране, то есть была примерно на уровне зарплат его предшественников по управлению страной, имевших генсековский титул. Правда, у семьи Ельцина было много доходов со “стороны”…