Основные гигиенические требования к классной комнате ориентация. Гигиеническая оценка классной комнаты

Гигиена классной комнаты

Школьная гигиена изучает особенности развития и гигиену организма школьника; гигиеническое значение природных факторов внешней среды и использование их для закаливания школьников; гигиенические требованию к зданию школы и санитарно-техническим устройствам в школе, к оборудованию школы и к учебным пособиям; гигиенические основы обучения и воспитания детей; питание школьников; профилактику болезней у детей школьного возраста. Знание этих вопросов необходимо для каждого педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания. Поэтому школьная гигиена является обязательным предметом изучения во всех педагогических учреждениях.

Школьная гигиена в своём развитии опирается на такие науки, как физиология, химия, микробиология. Школьная гигиена частично связана и с техническими науками, архитектурой и санитарной техникой. Она учитывает основные требования к проектированию зданий школ и детских дошкольных учреждений, к их внешнему и внутреннему оформлению, в том числе и художественно-эстетическому оформлению помещения и оборудования.

Но и архитектура получает от школьной гигиены данные о санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых к зданиям школ, внешнему и внутреннему оборудованию. Санитарная техника использует общие данные школьной гигиены при разработке санитарно-технических установок в школьных зданиях.

В данном реферате рассматриваются 2 наиболее важных компонента гигиены классной комнаты – это освещение и воздушно-тепловой режим учебного помещения. В реферате собраны сведения, которые представляют собой синтез данных из книг прошлого,XX века, и последнюю информацию 2002-2003 годов. Именно поэтому реферат имеет значительную ценность для учителя, который хочет познакомиться с требованиями к освещению и воздушно-тепловому режиму классной комнаты.

Гигиенические требования к освещению классной комнаты



Среди факторов внешней среды, влияющих на организм, свет занимает одно из первых мест. Свет оказывает влияние не только на орган зрения, но и на весь организм в целом. Идея целостности организма, ярко выраженная в работах И. П. Павлова, подтверждается и реакциями организма в ответ на воздействие света. Свет, воздействуя через орган зрения, вызывает возбуждение, распространяющееся до больших полушарий коры головного мозга.

Под воздействием света перестраиваются физиологические и психические реакции организма.

Многочисленными исследованиями воздействия естественного света на организм человека установлено, что свет влияет на разнообразные физиологические процессы в организме, способствует росту, активизирует процессы обмена веществ, повышает газообмен.

Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространённых расстройств зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.

Неблагоприятные условия освещения вызывают ухудшение общего самочувствия, понижение физической и умственной работоспособности. Ещё в 1870 году Ф. Ф. Эрисман убедительно доказал, что развитие близорукости школьников является следствием систематического напряжения органа зрения при недостаточной освещённости.

Особое гигиеническое значение имеет бактерицидное действие ультрафиолетовых лучей, входящих в состав спектра солнечного света. Под воздействием ультрафиолетовых лучей задерживается развитие бактерий, а при достаточно длительном воздействии бактерии погибают.

Особенно велика роль лучистой энергии солнца в формировании растущего организма. Активизируя процессы обмена, она способствует правильному росту и развитию. Ультрафиолетовые лучи, переводя провитамин D, находящийся в коже ребёнка, из недеятельного состояния в деятельное, обеспечивают нормальное костеообразование. Свет оказывает и психологическое воздействие; обилие света создаёт эмоционально-приподнятое, радостное настроение.

При выборе ориентации детских учреждений исходят из условий солнечной радиации. Наиболее благоприятной ориентацией во всех климатических районах является южная и юго-восточная. При южной ориентации инсоляция наиболее длительная в осенний, зимний и весенние периоды. При ориентации помещений на запад во вторую половину дня солнечные лучи проникают глубоко в помещение и вызывают значительный перегрев.

Для устранения слепящего действия прямой и отражённой блёскости при инсолюции во II, III,IV климатических районах в световых проёмах учебных и производственных помещений следует предусматривать солнцезащитные приспособления.

Несмотря на то, что оконное стекло в значительной степени задерживает биологически наиболее активные лучи солнечного спектра, тонизирующее и бактерицидное действие солнечных лучей, проникающих в помещения, достаточно велико. Интенсивность ультрафиолетовой радиации в помещении повышается при широкой аэрации, поэтому во всех основных помещениях детских учреждений должны быть установлены фармуги.

Санитарно - гигиенические требования к учебным кабинетам.

1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете.

В учебных кабинетах объемной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами.
При этом должно выдерживаться следующее расстояние:
от наружной стены до первого ряда парт (столов) - не менее 0,5 м ;
- от внутренней стены до третьего ряда -0,5 м;
- от задней стены до последних парт (столов) --0,65 м;
- от классной доски до первых парт (столов) -2м;
от классной доски до последней парты (стола) - не более 8 м;
- между рядами - 0,6 м.

В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.

Рассаживание учащихся должно проводить учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.
Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах (в кабинетах) за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.
Не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

При оборудовании учебных помещений для учащихся шестилетнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м) рядах.

Поверхность классной доски должна быть ровной. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко- желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см, для учащихся 5-11 классов - 80-90 см.

2. Освещение учебных кабинетов.

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной
освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% (средняя полоса России).
Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, по этому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются.
Наглядные пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.
В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии - на юг.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале, занятий в 8 ч. 30 мин, на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.
Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы- их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- очистку и мытье стекол про 2 раза в год (осенью и весной).

3. Отделка учебных кабинетов.
Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
- для потолка - 0,7-0,8;
- для стен - 0,5-0,6;
- для пола - 0,3-0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
-для мебели (парты, столы, шкафы) - цвёта натурально го дерева или светло-зеленый;
- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый ;
- для дверей, оконных рам - белый.

4. Воздушно -тепловой режим.
Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.
При температуре наружного воздуха более + 1О°С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:

-18-20°С при их обычном остеклении;
- в учебных мастерских -15-17°С;
- в актовом зале, классе музыки, клубной комнате -18-20 °С;
- в дисплейных классах оптимальная температура -19- 21°С, допустимая - 18-22°С;
- в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий-15-17°С;
в раздевалке спортивного зала -19-23°с;
- в медицинских кабинетах - 21-23°с;
- в рекреациях -16-18°С;
- в библиотеке 17-21° С.

Перепады температуры воздуха в учебном кабинете, как по вертикали, так и по горизонтали не должен превышать 2-3 °С.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5° С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен в отсутствие учащихся.

При достижении в помещении температуры воздуха в 15- 14° С проветривание зала следует прекращать.
В помещениях школы относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.
В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция: Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.



С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке .

Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.

Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель суще­ствуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имею­щая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).

За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учени­ков ростом 175 см и выше.

Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина:

порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.

Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.

Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция . Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3-6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит от края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, то есть связанные между собой стол и сиденье устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее - требуется откинуть крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть не связанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю (особенно в начальных классах) следует добиться автоматизма такой посадки, чтобы она стала для школьника максимально удобной и привычной. Очень важно и дома следить за тем, чтобы школьник работал при отрицательной дистанции сиденья.

Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высо­ко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника с выпуклостью в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления.

Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока (или создать условия для работы стоя за контор­ками).

Что касается правил рассаживания уча­щихся, то основным требованием является соответствие размеров мебели росту школьников. Обычно учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам, и поэтому в каждом классе (особенно это важно для начальных классов) должно быть не менее трех групп мебели. Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, размера, неже­ли меньшего.

Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Компьютерные классы.

Компьютерная техника является источником излучений электромагнитных полей, потенциально опасных для здоровья человека. Неправильная организация рабочих мест с ПЭВМ приводит к усилению электромагнитных полей, превышению предельно допустимых уровней и неблагоприятной электромагнитной обстановке вокруг них. Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более, причем, излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м., между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) - не менее 2,0 м.

Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ. Конструкция одноместного стола должна предусматривать: две раздельные поверхности – одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520-760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по -15 0 .

Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста, что мы наблюдаем практически во всех сельских школах, наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом школьников. В этом случае рабочее место целесообразно оснащать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм., глубину не менее 400 мм., которая должна иметь регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 0 .Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Вступление

Школьная гигиена – это наука об охране, укреплении и развитии здоровья подрастающего поколения, детей и подростков.

Школьная гигиена изучает особенности развития и гигиену организма школьника; гигиеническое значение природных факторов внешней среды и использование их для закаливания школьников; гигиенические требованию к зданию школы и санитарно-техническим устройствам в школе, к оборудованию школы и к учебным пособиям; гигиенические основы обучения и воспитания детей; питание школьников; профилактику болезней у детей школьного возраста. Знание этих вопросов необходимо для каждого педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания. Поэтому школьная гигиена является обязательном предметом изучения во всех педагогических учреждениях.

Школьная гигиена в своём развитии опирается на такие науки, как физиология, химия, микробиология. Школьная гигиена частично связана и с техническими науками, архитектурой и санитарной техникой. Она учитывает основные требования к проектированию зданий школ и детских дошкольных учреждений, к их внешнему и внутреннему оформлению, в том числе и художественно-эстетическому оформлению помещения и оборудования.

Но и архитектура получает от школьной гигиены данные о санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых к зданиям школ, внешнему и внутреннему оборудованию. Санитарная техника использует общие данные школьной гигиены при разработке санитарно-технических установок в школьных зданиях.

В данном реферате рассматриваются 2 наиболее важных компонента гигиены классной комнаты – это освещение и воздушно-тепловой режим учебного помещения. В реферате собраны сведения, которые представляют собой синтез данных из книг прошлого,XX века, и последнюю информацию 2002-2003 годов. Именно поэтому реферат имеет значительную ценность для учителя, который хочет познакомиться с требованиями к освещению и воздушно-тепловому режиму классной комнаты.

Гигиенические требования к освещению классной комнаты

Среди факторов внешней среды, влияющих на организм, свет занимает одно из первых мест. Свет оказывает влияние не только на орган зрения, но и на весь организм в целом. Идея целостности организма, ярко выраженная в работах И. П. Павлова, подтверждается и реакциями организма в ответ на воздействие света. Свет, воздействуя через орган зрения, вызывает возбуждение, распространяющееся до больших полушарий коры головного мозга.

Под воздействием света перестраиваются физиологические и психические реакции организма.

Многочисленными исследованиями воздействия естественного света на организм человека установлено, что свет влияет на разнообразные физиологические процессы в организме, способствует росту, активизирует процессы обмена веществ, повышает газообмен.

Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространённых расстройств зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.

Неблагоприятные условия освещения вызывают ухудшение общего самочувствия, понижение физической и умственной работоспособности. Ещё в 1870 году Ф. Ф. Эрисман убедительно доказал, что развитие близорукости школьников является следствием систематического напряжения органа зрения при недостаточной освещённости.

Особое гигиеническое значение имеет бактерицидное действие ультрафиолетовых лучей, входящих в состав спектра солнечного света. Под воздействием ультрафиолетовых лучей задерживается развитие бактерий, а при достаточно длительном воздействии бактерии погибают.

Особенно велика роль лучистой энергии солнца в формировании растущего организма. Активизируя процессы обмена, она способствует правильному росту и развитию. Ультрафиолетовые лучи, переводя провитамин D, находящийся в коже ребёнка, из недеятельного состояния в деятельное, обеспечивают нормальное костеообразование. Свет оказывает и психологическое воздействие; обилие света создаёт эмоционально-приподнятое, радостное настроение.

При выборе ориентации детских учреждений исходят из условий солнечной радиации. Наиболее благоприятной ориентацией во всех климатических районах является южная и юго-восточная. При южной ориентации инсоляция наиболее длительная в осенний, зимний и весенние периоды. При ориентации помещений на запад во вторую половину дня солнечные лучи проникают глубоко в помещение и вызывают значительный перегрев.

Для устранения слепящего действия прямой и отражённой блёскости при инсолюции во II, III,IV климатических районах в световых проёмах учебных и производственных помещений следует предусматривать солнцезащитные приспособления.

Несмотря на то, что оконное стекло в значительной степени задерживает биологически наиболее активные лучи солнечного спектра, тонизирующее и бактерицидное действие солнечных лучей, проникающих в помещения, достаточно велико. Интенсивность ультрафиолетовой радиации в помещении повышается при широкой аэрации, поэтому во всех основных помещениях детских учреждений должны быть установлены фармуги.

Естественное освещение

Уровень естественного освещения классного помещения прежде всего зависит от величины окон. Чем больше их размер, тем больше проникает в помещение световых лучей, тем больше освещение рабочего места школьника. Установлено, что площадь застеклённой поверхности окна в городских школах должна относиться к площади пола как 1:4 или 1:5. Это отношение называется световым коэффициентом. В сельской местности, где школы, как правило, строятся на открытых площадках, световой коэффициент может составлять 1:6. Верхний уровень окна должен располагаться как можно ближе к потолку (20-30 см), так как наиболее удалённые от окон места в классе освещаются именно этой частью окна. В связи с этим недопустимо устройство в школах окон с полукруглой верхней частью или в виде треугольника, так как в этом случае уменьшается светонесущая часть окна. Освещение класса зависит от величины простенков между окнами, так как ученические места, расположенные против широких простенков, будут освещены недостаточно. Поэтому простенки между окнами следует устраивать по возможности меньшими (от 30 до 50 см.). Окна класса не должны быть затемнены противостоящими зданиями. Расположенные против школьных окон дома должны быть окрашены в светлые тона, лучше всего в белый цвет. Мебель в классе следует располагать так, чтобы свет падал с левой стороны по отношению к учащимся, так как иначе тень от руки во время письма школьника будет затенять тетрадь.

Перечисленные требования к естественному освещению школьных помещений учитываются при строительстве школьного здания и от работников школы зависит мало. Но есть целый ряд моментов, которые влияют на освещённость и могут полностью осуществляться учителями и другими работниками школы.

Освещённость класса зависит от окраски стен, потолка и мебели. Тёмные цвета поглощают большое количество световых лучей и тем самым снижают степень освещённости. Потолок в классе должен быть окрашен белой краской, стены - светлой (жёлтой, бежевой, светло- розовой), парты должны быть окрашены в светлые тона: крышки – в светло-зелёный, а боковые части и сидения в белый цвет.

Высокие цветы, расположенные на подоконниках , тоже уменьшают освещённость. Совершенно недопустимо устраивать в оконном проёме специальные полочки-лесенки, которые вместе с цветами, полностью закрывая окно, затемняют классную комнату. Известно, что если цветы заслоняют даже около 20% оконного проёма, то это приводит к потере 15-22,6% света в классе.

Для создания уюта и красоты цветы в школе необходимы, но располагать их надо на противоположной окнам стене, а большие цветы на полу, чтобы они не загораживали свет.

В некоторых классах и лабораториях, используемых для показа учебных фильмов, имеются затемняющие шторы. Учителя должны очень внимательно следить за тем, чтобы шторы после просмотра поднимались выше верхнего края окна, иначе они будут загораживать наиболее светонесущую часть окна.

Пыль на оконных стёклах тоже задерживает свет, а значит, и ухудшает освещение. Около 50% световых лучей через грязные, запыленные окна не проходит. Оконные стёкла должны быть ровными, так как волнистые стёкла, как и грязные, задерживают до 50% света.

Совершенно недопустимо закрашивать стёкла белой масляной краской или вставлять матовые стёкла, как это делают иногда в некоторых школах, чтобы дети не смотрели в окно и не отвлекались от занятий. Это вредно вдвойне. Во-первых, потому, что в классе будет темнее (через матовые стёкла проходит всего только 60% света), во-вторых, в этом случае учащиеся не имеют возможности дать отдых глазам. Учебная работа, как отмечалось выше, связана с постоянным напряжением мышц глаз. Для отдыха глаз полезно расслабить мышцы направив взгляд вдаль, в бесконечность. Учащиеся инстинктивно время от времени отводят глаза от книги и смотрят в окно, но при закрашенных окнах они не могут посмотреть вдаль, так как взгляд их постоянно наталкивается на непрозрачную белую поверхность.

Для оценки уровня освещённости пользуются специальным прибором – люксметром. При его отсутствии естественную освещённость можно определить более простыми способами. Одним из них является следующий: если из самого отдалённого места помещения небо видно во весь проём окна, то освещённость признаётся хорошей; если 2/3 просвета окна – удовлетворительной, и, если небо видно лишь в 1/3 части окна, - неудовлетворительной.

Классные помещения проектируются из расчета 1,25 2 м на одного ученика, общей площадью не менее 60 м. Они должны быть прямоугольной формы, шириной не более 6,1 м, длиной - 8,2 м. При таких размерах класса сидящие на последних партах могут хорошо видеть написанное на доске и слышать речь учителя. Вместе с тем обеспечивается естественная освещенность парт, стоящих у внутренней стены. Стены классной комнаты до высоты 1,8 м от пола покрываются масляной, а выше - клеевой краской. При использовании эмульсионных красителей стены окрашиваются на всю высоту.

Важное гигиеническое значение имеют микроклиматические условия. Температура воздуха в зависимости от климата поддерживается на уровне 17-24°; относительная влажность - 25-60%; скорость движения воздуха - 0,15-0,25 м/с.

Вентиляция классных помещений осуществляется централизованным притоком подогретого воздуха в количестве не менее 16 м 3 /ч на одного учащегося. Допускается применение децентрализованного притока неподогретого наружного воздуха, если при этом соблюдаются указанные выше микроклиматические условия. В каждой комнате предусматривается естественная вентиляция, обеспечивающая однократный обмен воздуха за 1 ч.

Достаточная естественная и искусственная освещенность является необходимым условием для поддержания оптимальной работоспособности учеников и профилактики близорукости. В связи с этим необходимо парты располагать так, чтобы свет падал с левой стороны и немного сверху, для чего подоконники должны быть выше уровня парт. Световой коэффициент должен равняться 1:4, а коэффициент естественной освещенности- 1,5 %, освещенность на поверхности и рабочих столах - не менее 300 лк при люминесцентных лампах и 150 лк при лампах накаливания. В классных комнатах следует использовать люминесцентное освещение с лампами белого света (типа ЛБ) и светильники рассеянного света. Для ламп накаливания рекомендуется применять предназначенные для классных комнат кольцевые светильники отраженного света.

Школьная парта - основной вид мебели в классе. Нерациональная конструкция парты может отрицательно сказаться на физическом развитии школьников, способствовать быстрому утомлению, ухудшению зрения, снижению работоспособности.

Конструкцию школьных парт для I - IV классов общеобразовательных школ и лечебно-воспитательных учреждений определяет ГОСТ 5994-72. Парты (одно- или двухместные) могут быть двух типов: с постоянными размерами и универсальные - с изменяющейся высотой стола, сиденья и наклоном крышки.

Ученические столы и стулья используются для учебных кабинетов общеобразовательных школ. Их основные размеры приведены в ГОСТе 11015-77 и 11016-77.

Следует постоянно следить, за тем, чтобы школьники правильно сидели за партой. Посадка на скамье должна быть глубокой, туловище - прямым, голова лишь немного наклонена вперед, между туловищем и партой остается свободное пространство в 3 - 4 см. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или на подножку парты. Предплечья свободно лежат на столе.