История марии стюарт королевы шотландии. Мужья и любовники марии стюарт

Одной из самых известных казней женщин королевской крови стала казнь 44-летней шотландской королевы Марии Стюарт, обвиненной в соучастии в заговоре католиков против английской королевы Елизаветы, которая состоялась 8 февраля 1587 года в замке Фотерингейт.

Мария Стюарт осталась в истории благородной и трагической личностью. Складывается впечатление, что в Марии превалировала больше женщина, чем королева, в отличие от ее соперницы и двоюродной сестры Елизаветы.

Воспитывалась Мария при блистательном французском дворе. Она изучала языки и искусства, очаровывала окружающих декламацией латинских стихов, сочиненных ею самой. А в 14 лет сочеталась браком с дофином Франции. Спустя несколько месяцев после свадьбы вдруг оказался вакантным английский престол. Мария была его законной наследницей, так как происходила по прямой линии от короля Генриха VII. Но англичанам совсем не хотелось, чтобы ими правила какая-то пигалица, взращенная при враждебном французском дворе и исповедующая католичество, в то время как на Альбионе государственной религией стало протестантство. И они посадили на трон другую наследницу – Елизавету, дочь Генриха VIII.

Однако Мария продолжала выражать свое стремление править Англией. Под давлением французского короля она приняла герб Англии и соединила его с гербом Шотландии. Это не могло не вызвать конфронтацию с Елизаветой, которая своим правлением быстро завоевала авторитет в Англии.

Пока Мария Стюарт пребывала во Франции, в Шотландии произошла религиозная революция. Там тоже католическую веру сменила протестантская. После того как в 1560 году скончался король Франции и муж Марии Стюарт – Франциск II, вдове ничего не оставалось, как отправиться к себе на родину. Воспитанная на чужбине, Мария не питала к Шотландии особо теплых чувств. Она сравнивала бедность и дикость своей страны с воспоминаниями о пышности Парижа и праздности Лувра и эти сравнения навевали на нее грусть.

В Шотландии Марии Стюарт было скучно. И она позволила себе флирт с молодым дворянином из Дофине Шателаром. Воодушевленный этим Шателар проник к ней в спальню и спрятался под кроватью. Королева прогнала его и запретила показываться при дворе. Но Шателар не послушался и снова забрался к ней в опочивальню. На сей раз Мария приказала убить упрямого юнца. Спустя два дня Шателара приговорили к казни.

Между тем Мария Стюарт отказав в предложении руки и сердца шведскому и датскому королям, а также сыну испанского монарха, неожиданно «выскочила» замуж (по любви!) за лорда Дарнлея, отпрыска королевских домов Стюартов и Тюдоров. Однако уже через полгода супруги разочаровались друг в друге, и между ними произошел разлад. У каждого образовалась своя партия сторонников. Дарнлея особенно раздражал итальянский секретарь его супруги Давид Риччо, в котором Мария души не чаяла. И однажды он заявился с друзьями в покои королевы, чтобы разобраться с ним. Риччо цеплялся за юбку Марии Стюарт и кричал: «Государыня, я погиб! Спасите мне жизнь, государыня, спасите мне жизнь!». Но беременная королева не могла противостоять группе разгневанных мужчин. Те вырвали итальянца из ее рук, вывели его в приемную комнату, где прикончили, нанеся 56 ударов кинжалами и стилетами.

После этого от недавней любви между монаршими особами в Шотландии не осталось и следа. Она уступила место ненависти. Мария собрала своих сторонников и фактически выгнала Дарнлея из столицы. А потом завела себе любовника – графа Босуэла с репутацией разбойника. Они даже хотели пожениться, но понимали, что папа Римский вряд ли даст Марии Стюарт развод без веских оснований. Тогда любовники решились на злодеяние, Мария обманом завлекла Дарнлея в Эдинбург, а Босуэл убил его.

В полночь 9 февраля Босуэл со своими людьми проник в дом, где остановился король. Дарнлей пытался спастись бегством, но его схватили и задушили. А потом взорвали бочку с порохом в его покоях, чтобы скрыть свое злодеяние. Однако, очевидцы, обнаружившие труп короля в саду, сразу поняли, что тот был убит не взрывом. На его теле не было ни ожогов, ни следов пороха.

Мария Стюарт не сделала ничего, чтобы доказать свою невиновность в смерти мужа, а напротив вскоре сочеталась браком с Босуэлом, которого все считали убийцей Дарнлея. Этот брак настроил против нее шотландцев, которые подняли восстание против Марии Стюарт и Босуэла. Королева была схвачена восставшими лордами, а Бэсуэл бежал и сделался пиратом. У норвежских берегов он попал в руки датчан и закончил свои дни в тюрьме города Мальме.

А Марию Стюарт лорды заключили в замке Лохлевен, где она подписала отречение от престола в пользу своего сына Якова VI. Однако через некоторое время Марии удалось ускользнуть от опеки лордов. Она собрала армию, но была разбита, после чего бежала в Англию, надеясь найти убежище у королевы Елизаветы.

Елизавета дала убежище своей двоюродной сестре, но фактически держала ее в почетном плену. Марии был оставлен небольшой двор, который она содержала за свои деньги, но фактически, лишившись какой-либо власти, она чувствовала себя в тюрьме. Ее сын Яков VI, ставший шотландским королем, фактически отказался от нее, заявив: «Пусть моя мать подавится тем пивом, которое сама наварила». И вероятно, он имел право на эту резкость, поскольку мать со своим любовником убила его отца (Однако, став королем Англии, Яков воздал своей матери королевские почести, перезахоронив ее останки в усыпальницу английских монархов).

Между тем спустя 19 лет довольно скромной и безрадостной жизни в Англии, Мария Стюарт пустилась еще в одну авантюру. Она поддержала заговор Бабингтона, планировавшего убийство Елизаветы I и высадку испанцев в Англии. Однако заговор был раскрыт, и переписка Бабингтона попала в руки английской королевы. Письма Марии Стюарт стали неопровержимыми уликами против нее. На суде ей припомнили все. Мария Стюарт обвинялась в соучастии в убийстве своего второго мужа, лорда Дарнлея, и в причастности к целой серии заговоров против Елизаветы I.

Но, тем не менее, Елизавета с огромным трудом решилась на подписание смертного приговора своей двоюродной сестре. Она ждала от Марии просьбы о помиловании, но тщетно. А потому из соображений безопасности государства и сохранения протестантской религии решилась на казнь Марии Стюарт.

Саму казнь, состоявшуюся в 8 февраля 1587 года в замке Фотерингейт, блестяще описал Стефан Цвейг:

«Великолепный, праздничный наряд выбирает она для своего последнего выхода, самое строгое и изысканное платье из темно-коричневого бархата, отделанное куньим мехом, со стоячим белым воротником и пышно ниспадающими рукавами. Черный шелковый плащ обрамляет это гордое великолепие, а тяжелый шлейф так длинен, что Мелвил, ее гофмейстер, должен почтительно его поддерживать. Снежно-белое вдовье покрывало овевает ее с головы до ног. Омофоры искусной работы и драгоценные четки заменяют ей светские украшения, белые сафьяновые башмачки ступают так неслышно, что звук ее шагов не нарушит бездыханную тишину в тот миг, когда она направится к эшафоту. Королева сама вынула из заветного ларя носовой платок, которым ей завяжут глаза, - прозрачное облачко тончайшего батиста, отделанное золотой каемкой, должно быть, ее собственной работы. Каждая пряжка на ее платье выбрана с величайшим смыслом, каждая мелочь настроена на общее музыкальное звучание; предусмотрено и то, что ей придется на глазах у чужих мужчин скинуть перед плахой это темное великолепие. В предвидении последней кровавой минуты Мария Стюарт надела исподнее платье пунцового шелка и приказала изготовить длинные, по локоть, огненного цвета перчатки, чтобы кровь, брызнувшая из-под топора, не так резко выделялась на ее одеянии. Никогда еще осужденная на смерть узница не готовилась к казни с таким изощренным искусством и сознанием своего величия.

В восемь утра стучатся в дверь. Мария Стюарт не отвечает, она все еще стоит, преклонив колена, перед аналоем и читает отходную. Только кончив, поднимается она с колен, и на вторичный стук дверь открывают. Входит шериф с белым жезлом в руке - скоро его преломят - и говорит почтительно, с глубоким поклоном; «Madame, меня прислали лорды, вас ждут». «Пойдемте», - говорит Мария Стюарт и готовится к выходу…

…С гордо поднятой головой она всходит на обе ступеньки эшафота. Так пятнадцати лет всходила она на трон Франции, так всходила на алтарные ступени в Реймсе. Так взошла бы она и на английский трон, если бы ее судьбой управляли другие звезды…

…В средневековье много жестокости и насилия, но бездушным его не назовешь. В иных его обычаях отразилось такое глубокое сознание собственной бесчеловечности, какое недоступно нашему времени. В каждой казни, сколь бы зверской она ни была, посреди всех ужасов нет-нет да и мелькнет проблеск человеческого величия; так, прежде чем коснуться жертвы, чтобы убить или подвергнуть ее истязаниям, палач должен был просить у нее прощения за свое преступление против ее живой плоти. И сейчас палач и его подручный, скрытые под масками, склоняют колена перед Марией Стюарт и просят у нее прощения за то, что вынуждены уготовить ей смерть. И Мария Стюарт отвечает им: «Прощаю вам от всего сердца, ибо в смерти вижу я разрешение всех моих земных мук». И только тогда палач с подручным принимаются за приготовления…

А теперь ей осталось немногое: уронить голову на колоду, которую она обвивает руками, как возлюбленная загробного жениха. До последней минуты верна Мария Стюарт королевскому величию. Ни в одном движении, ни в одном слове ее не проглядывает страх. Дочь Тюдоров, Стюартов и Гизов приготовилась достойно умереть. Но что значит все человеческое достоинство и все наследованное и благоприобретенное самообладание перед лицом того чудовищного, что неотъемлемо от всякого убийства! Никогда - и в этом лгут все книги и реляции - казнь человеческого существа не может представлять собой чего-то романтически чистого и возвышенного. Смерть под секирой палача остается в любом случае страшным, омерзительным зрелищем, гнусной бойней. Сперва палач дал промах; первый его удар пришелся не по шее, а глухо стукнул по затылку - сдавленное хрипение, глухие стоны вырываются у страдалицы. Второй удар глубоко рассек шею, фонтаном брызнула кровь. И только третий удар отделил голову от туловища. И еще одна страшная подробность: когда палач хватает голову за волосы, чтобы показать ее зрителям, рука его удерживает только парик. Голова вываливается и, вся в крови, с грохотом, точно кегельный тиар, катится по деревянному настилу.

Когда же палач вторично наклоняется и высоко ее поднимает, все глядят в оцепенении: перед ними призрачное видение - стриженая седая голова старой женщины. На минуту ужас сковывает зрителей, все затаили дыхание, никто не проронит ни слова. И только попик из Питерсбороу, наконец, опомнившись, хрипло восклицает: «Да здравствует королева!»

Недвижным, мутным взором смотрит незнакомая восковая голова на дворян, которые, случись жребию вынуться иначе, были бы ей покорнейшими слугами и примерными подданными. Еще с четверть часа конвульсивно вздрагивают губы, нечеловеческим усилием подавившие страх земной твари; скрежещут стиснутые зубы. Щадя чувства зрителей, на обезглавленное тело и на голову Медузы поспешно набрасывают черное сукно. Среди мертвого молчания слуги торопятся унести свою мрачную ношу, но тут неожиданное происшествие рассеивает охвативший всех суеверный ужас. Ибо в ту минуту, когда палачи поднимают окровавленный труп, чтобы отнести в соседнюю комнату, где его набальзамируют, - под складками одежды что-то шевелится. Никем не замеченная любимая собачка королевы увязалась за нею и, словно страшась за судьбу, своей госпожи, тесно к ней прильнула. Теперь она выскочила, залитая еще не просохшей кровью. Собачка лает, кусается, визжит, огрызается и не хочет отойти от трупа. Тщетно пытаются палачи оторвать ее насильно. Она не дается в руки, не дается на уговоры, ожесточенно бросается на огромных черных извергов, которые так больно обожгли ее кровью возлюбленной госпожи. С большей страстью, чем родной сын, чем тысячи подданных, присягавших ей на верность, борется крошечное создание за свою госпожу».

Одной из самых известных казней женщин королевской крови стала казнь 44-летней шотландской королевы Марии Стюарт,
обвиненной в соучастии в заговоре католиков против английской королевы Елизаветы,
которая состоялась 8 февраля 1587 года в замке
Фотерингейт


Мария Стюарт осталась в истории благородной и трагической личностью. Складывается впечатление, что в Марии превалировала больше женщина, чем королева, в отличие от ее соперницы и двоюродной сестры Елизаветы.

Воспитывалась Мария при блистательном французском дворе. Она изучала языки и искусства, очаровывала окружающих декламацией латинских стихов, сочиненных ею самой.

Мария Стюарт. 6 лет.

А в 14 лет сочеталась браком с дофином Франции. Спустя несколько месяцев после свадьбы вдруг оказался вакантным английский престол. Мария была его законной наследницей, так как происходила по прямой линии от короля Генриха VII. Но англичанам совсем не хотелось, чтобы ими правила какая-то пигалица, взращенная при враждебном французском дворе и исповедующая католичество, в то время как на Альбионе государственной религией стало протестантство. И они посадили на трон другую наследницу - Елизавету, дочь Генриха VIII.


Елизаве́та I

Однако Мария продолжала выражать свое стремление править Англией. Под давлением французского короля она приняла герб Англии и соединила его с гербом Шотландии. Это не могло не вызвать конфронтацию с Елизаветой, которая своим правлением быстро завоевала авторитет в Англии.

Пока Мария Стюарт пребывала во Франции, в Шотландии произошла религиозная революция. Там тоже католическую веру сменила протестантская. После того как в 1560 году скончался король Франции и муж Марии Стюарт - Франциск II,

Мария Стюарт и Франциск II

вдове ничего не оставалось, как отправиться к себе на родину. Воспитанная на чужбине, Мария не питала к Шотландии особо теплых чувств. Она сравнивала бедность и дикость своей страны с воспоминаниями о пышности Парижа и праздности Лувра и эти сравнения навевали на нее грусть.

В Шотландии Марии Стюарт было скучно. И она позволила себе флирт с молодым дворянином из Дофине Шателаром. Воодушевленный этим Шателар проник к ней в спальню и спрятался под кроватью. Королева прогнала его и запретила показываться при дворе. Но Шателар не послушался и снова забрался к ней в опочивальню. На сей раз Мария приказала убить упрямого юнца. Спустя два дня Шателара приговорили к казни.

Между тем Мария Стюарт отказав в предложении руки и сердца шведскому и датскому королям, а также сыну испанского монарха, неожиданно «выскочила» замуж (по любви!) за лорда Дарнлея, отпрыска королевских домов Стюартов и Тюдоров.

Генрих Стюарт, лорд Дарнли и Мария Стюарт королева Шотландии

Однако уже через полгода супруги разочаровались друг в друге, и между ними произошел разлад. У каждого образовалась своя партия сторонников. Дарнлея особенно раздражал итальянский секретарь его супруги Давид Риччо, в котором Мария души не чаяла. И однажды он заявился с друзьями в покои королевы, чтобы разобраться с ним. Риччо цеплялся за юбку Марии Стюарт и кричал: «Государыня, я погиб! Спасите мне жизнь, государыня, спасите мне жизнь!». Но беременная королева не могла противостоять группе разгневанных мужчин. Те вырвали итальянца из ее рук, вывели его в приемную комнату, где прикончили, нанеся 56 ударов кинжалами и стилетами

.

После этого от недавней любви между монаршими особами в Шотландии не осталось и следа. Она уступила место ненависти. Мария собрала своих сторонников и фактически выгнала Дарнлея из столицы. А потом завела себе любовника - графа Босуэла с репутацией разбойника.

Джеймс Хепберн граф Босуэлл

Они даже хотели пожениться, но понимали, что папа Римский вряд ли даст Марии Стюарт развод без веских оснований. Тогда любовники решились на злодеяние, Мария обманом завлекла Дарнлея в Эдинбург, а Босуэл убил его.

В полночь 9 февраля Босуэл со своими людьми проник в дом, где остановился король. Дарнлей пытался спастись бегством, но его схватили и задушили. А потом взорвали бочку с порохом в его покоях, чтобы скрыть свое злодеяние. Однако, очевидцы, обнаружившие труп короля в саду, сразу поняли, что тот был убит не взрывом. На его теле не было ни ожогов, ни следов пороха.

Мария Стюарт не сделала ничего, чтобы доказать свою невиновность в смерти мужа, а напротив вскоре сочеталась браком с Босуэлом, которого все считали убийцей Дарнлея. Этот брак настроил против нее шотландцев, которые подняли восстание против Марии Стюарт и Босуэла. Королева была схвачена восставшими лордами, а Бэсуэл бежал и сделался пиратом. У норвежских берегов он попал в руки датчан и закончил свои дни в тюрьме города Мальме.

А Марию Стюарт лорды заключили в замке Лохлевен, где она подписала отречение от престола в пользу своего сына Якова VI. Однако через некоторое время Марии удалось ускользнуть от опеки лордов. Она собрала армию, но была разбита, после чего бежала в Англию, надеясь найти убежище у королевы Елизаветы.

Елизавета дала убежище своей двоюродной сестре, но фактически держала ее в почетном плену. Марии был оставлен небольшой двор, который она содержала за свои деньги, но фактически, лишившись какой-либо власти, она чувствовала себя в тюрьме. Ее сын Яков VI, ставший шотландским королем, фактически отказался от нее, заявив: «Пусть моя мать подавится тем пивом, которое сама наварила». И вероятно, он имел право на эту резкость, поскольку мать со своим любовником убила его отца (Однако, став королем Англии, Яков воздал своей матери королевские почести, перезахоронив ее останки в усыпальницу английских монархов).
Мария Стюарт

Между тем спустя 19 лет довольно скромной и безрадостной жизни в Англии, Мария Стюарт пустилась еще в одну авантюру. Она поддержала заговор Бабингтона, планировавшего убийство Елизаветы I и высадку испанцев в Англии. Однако заговор был раскрыт, и переписка Бабингтона попала в руки английской королевы. Письма Марии Стюарт стали неопровержимыми уликами против нее. На суде ей припомнили все. Мария Стюарт обвинялась в соучастии в убийстве своего второго мужа, лорда Дарнлея, и в причастности к целой серии заговоров против Елизаветы I.

Но, тем не менее, Елизавета с огромным трудом решилась на подписание смертного приговора своей двоюродной сестре. Она ждала от Марии просьбы о помиловании, но тщетно. А потому из соображений безопасности государства и сохранения протестантской религии решилась на казнь Марии Стюарт.

Саму казнь, состоявшуюся в 8 февраля 1587 года в замке Фотерингейт, блестяще описал Стефан Цвейг:

«Великолепный, праздничный наряд выбирает она для своего последнего выхода, самое строгое и изысканное платье из темно-коричневого бархата, отделанное куньим мехом, со стоячим белым воротником и пышно ниспадающими рукавами. Черный шелковый плащ обрамляет это гордое великолепие, а тяжелый шлейф так длинен, что Мелвил, ее гофмейстер, должен почтительно его поддерживать. Снежно-белое вдовье покрывало овевает ее с головы до ног. Омофоры искусной работы и драгоценные четки заменяют ей светские украшения, белые сафьяновые башмачки ступают так неслышно, что звук ее шагов не нарушит бездыханную тишину в тот миг, когда она направится к эшафоту. Королева сама вынула из заветного ларя носовой платок, которым ей завяжут глаза, - прозрачное облачко тончайшего батиста, отделанное золотой каемкой, должно быть, ее собственной работы. Каждая пряжка на ее платье выбрана с величайшим смыслом, каждая мелочь настроена на общее музыкальное звучание; предусмотрено и то, что ей придется на глазах у чужих мужчин скинуть перед плахой это темное великолепие. В предвидении последней кровавой минуты Мария Стюарт надела исподнее платье пунцового шелка и приказала изготовить длинные, по локоть, огненного цвета перчатки, чтобы кровь, брызнувшая из-под топора, не так резко выделялась на ее одеянии. Никогда еще осужденная на смерть узница не готовилась к казни с таким изощренным искусством и сознанием своего величия.

В восемь утра стучатся в дверь. Мария Стюарт не отвечает, она все еще стоит, преклонив колена, перед аналоем и читает отходную. Только кончив, поднимается она с колен, и на вторичный стук дверь открывают. Входит шериф с белым жезлом в руке - скоро его преломят - и говорит почтительно, с глубоким поклоном; «Madame, меня прислали лорды, вас ждут». «Пойдемте», - говорит Мария Стюарт и готовится к выходу…

…С гордо поднятой головой она всходит на обе ступеньки эшафота. Так пятнадцати лет всходила она на трон Франции, так всходила на алтарные ступени в Реймсе. Так взошла бы она и на английский трон, если бы ее судьбой управляли другие звезды…

…В средневековье много жестокости и насилия, но бездушным его не назовешь. В иных его обычаях отразилось такое глубокое сознание собственной бесчеловечности, какое недоступно нашему времени. В каждой казни, сколь бы зверской она ни была, посреди всех ужасов нет-нет да и мелькнет проблеск человеческого величия; так, прежде чем коснуться жертвы, чтобы убить или подвергнуть ее истязаниям, палач должен был просить у нее прощения за свое преступление против ее живой плоти. И сейчас палач и его подручный, скрытые под масками, склоняют колена перед Марией Стюарт и просят у нее прощения за то, что вынуждены уготовить ей смерть. И Мария Стюарт отвечает им: «Прощаю вам от всего сердца, ибо в смерти вижу я разрешение всех моих земных мук». И только тогда палач с подручным принимаются за приготовления

А теперь ей осталось немногое: уронить голову на колоду, которую она обвивает руками, как возлюбленная загробного жениха. До последней минуты верна Мария Стюарт королевскому величию. Ни в одном движении, ни в одном слове ее не проглядывает страх. Дочь Тюдоров, Стюартов и Гизов приготовилась достойно умереть. Но что значит все человеческое достоинство и все наследованное и благоприобретенное самообладание перед лицом того чудовищного, что неотъемлемо от всякого убийства! Никогда - и в этом лгут все книги и реляции - казнь человеческого существа не может представлять собой чего-то романтически чистого и возвышенного. Смерть под секирой палача остается в любом случае страшным, омерзительным зрелищем, гнусной бойней. Сперва палач дал промах; первый его удар пришелся не по шее, а глухо стукнул по затылку - сдавленное хрипение, глухие стоны вырываются у страдалицы. Второй удар глубоко рассек шею, фонтаном брызнула кровь. И только третий удар отделил голову от туловища. И еще одна страшная подробность: когда палач хватает голову за волосы, чтобы показать ее зрителям, рука его удерживает только парик. Голова вываливается и, вся в крови, с грохотом, точно кегельный тиар, катится по деревянному настилу.

Гробница Марии Стюарт

Вестминстерское аббатство

Когда же палач вторично наклоняется и высоко ее поднимает, все глядят в оцепенении: перед ними призрачное видение - стриженая седая голова старой женщины. На минуту ужас сковывает зрителей, все затаили дыхание, никто не проронит ни слова. И только попик из Питерсбороу, наконец, опомнившись, хрипло восклицает: «Да здравствует королева!»

Недвижным, мутным взором смотрит незнакомая восковая голова на дворян, которые, случись жребию вынуться иначе, были бы ей покорнейшими слугами и примерными подданными. Еще с четверть часа конвульсивно вздрагивают губы, нечеловеческим усилием подавившие страх земной твари; скрежещут стиснутые зубы. Щадя чувства зрителей, на обезглавленное тело и на голову Медузы поспешно набрасывают черное сукно. Среди мертвого молчания слуги торопятся унести свою мрачную ношу, но тут неожиданное происшествие рассеивает охвативший всех суеверный ужас. Ибо в ту минуту, когда палачи поднимают окровавленный труп, чтобы отнести в соседнюю комнату, где его набальзамируют, - под складками одежды что-то шевелится. Никем не замеченная любимая собачка королевы увязалась за нею и, словно страшась за судьбу, своей госпожи, тесно к ней прильнула. Теперь она выскочила, залитая еще не просохшей кровью. Собачка лает, кусается, визжит, огрызается и не хочет отойти от трупа. Тщетно пытаются палачи оторвать ее насильно. Она не дается в руки, не дается на уговоры, ожесточенно бросается на огромных черных извергов, которые так больно обожгли ее кровью возлюбленной госпожи. С большей страстью, чем родной сын, чем тысячи подданных, присягавших ей на верность, борется крошечное создание за свою госпожу»

.Посмертная маска Марии Стюарт

Мари, шотландцы всё-таки скоты.
В каком колене клетчатого клана
предвиделось, что двинешься с экрана
и оживишь, как статуя, сады?
И Люксембургский, в частности? Сюды
забрёл я как-то после ресторана
взглянуть глазами старого барана
на новые ворота и в пруды.
Где встретил Вас. И в силу этой встречи,
и так как "всё былое ожило
в отжившем сердце", в старое жерло
вложив заряд классической картечи,
я трачу что осталось русской речи
на ваш анфас и матовые плечи.

Иосиф Бродский

http://www.all-crime.ru/kazni/kazni-mariya-stuart.htm

http://diletant.media/articles/26139748/

http://storyfiles.blogspot.com/2014/11/blog-post_21.html

Лишенная шотландского престола, Мария Стюарт предпочла умереть, имея хоть и призрачные, но права на престол Англии. Через 16 лет мечту Марии Стюарт осуществит её сын, став королем

Англии

Яковом I.

Судьба Марии Стюарт на протяжении многих веков интересовала не только историков, но и деятелей культуры и искусства.

Была ли виновна королева в убийстве мужа?

Насколько истинны «письма из ларца»?

Что стало причиной её падения: страсть и коварный заговор противников Марии или естественный ход шотландской истории?

На эти и многие другие вопросы пытались ответить такие писатели, как

Йост ван ден Вондел, Фридрих Шиллер, Юлиуш Словацкий и Стефан Цвейг.

Романтический образ королевы воодушевил на создание опер «Мария Стюарт» Гаэтано Доницетти и Сергея Слонимского, а также цикла стихотворений «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» Иосифа Бродского. Леся Украинка посвятила ей стихотворение «Последняя песня Марии Стюарт».

Судьба королевы легла в основу нескольких художественных фильмов и телесериалов.

По числу исторических и беллетристских биографий, регулярно издаваемых начиная с XVI века, Мария Стюарт не имеет равных себе персоналий в шотландской истории

P.S.
Да..вот беда- жажда власти - в 18 лет- вдова,под арестом 18 лет,а в возрасте 44 лет-казнена;
А Елизавета?- Младшая дочь короля Англии Генриха VIII и казнённой им второй жены Анны Болейн .Время правления её называют «золотым веком Англии»Ещё бы-! Шекспир, Марлоу , Бэкон ,разгром Непобедимой Армады, Дрейк , Рейли , Ост-Индская компания и т. д.

Последнее время меня начала увлекать история Англии. А как познакомится с ней проще всего в общих чертах? Как выяснить о чем было бы интересно почитать?Конечно, посмотрев историческое кино. И вот пришло время «Мария — королева Шотландии». Фильм должен был рассказать «историю про королеву, которая потеряла три королевства. Историю о жене, которая потеряла трех мужей». Но… Действия фильма разворачиваются не постепенно, все кусками и урывками. Для меня, как человека плохо знакомого с историей Марии Стюард, в плане сюжета фильм дался тяжело. Все время теряется нить повествования. Сюжетные скачки сбивают с толка. Приходилось открывать википедию, что бы понять что происходит. Но даже читая параллельно интернет, остается непонятным: в чем же весь интерес к королеве Марии? В итоге получилась история и не о потере мужей, и не о потери королевств. В данном фильме Мария Стюард представлена как взбалмошная девочка, единственная цель которой это увидеть (дотронутся, обнять и тд.) свою кузину — Елизавету I. Не радует и операторская работа. Идея снимать лес или море, как переходные сцены и как отражения внутреннего движения Марии сама по себе хорошая, но ее реализация… От трясущихся кадров, а-ля глазами бегущего человека, только кружится голова. Виды моря затянуты. Учитывая быстрые переходы на новые страницы истории, вставочные кадры (где есть, ибо они не везде еще и есть) не имеют права занимать столько хронометража картины. Самая достойная часть — это детство и жизнь в Париже. Хорошее начало, если бы так же стройно смогли продолжить повествование, картина вышла была как минимум не плохая. Но со смертью Франциска, умирает и зародыш хорошего фильма. Дальше начинается непонятная сумятица и набор каких-то событий слабо связанных друг с другом, ну и бесконечное вздыхание о встречи с королевой Англии.

Не убедительна и актерская игра. Хотя это относится, пожалуй, в большей степени к самой Стюард — Камилль Рутерфорд. Даже если предположить, что в сценарии невнятно прописан образ королевы, это не может ее оправдать. Слишком знаменитый исторический персонаж. Слишком много о ней написано и сказано. Характер героине обозначен в общих чертах, но не раскрыт. Складывается впечатление, что кроме одержимостью королевой Елизаветой в героине нет больше ничего. Не сыграны отношения со вторым мужем — лордом Дарнли, которого играл мой любимый Анайрин Барнард. Не могу не признать, что в этом и его вина. При всей моей симпатии к его восхитительным выразительным глазам, его герой так же остался не раскрытым. Вроде, и обозначены его амбиции, вроде и ревность присутствует, вот вам и раскаяние, но все очень поверхностно. Герой абсолютно плоский. Ничего не вышло и с третьим мужем несчастной Марии. Граф Ботвелл, представленный Шоном Биггерстаф , самый, пожалуй, скомканный персонаж. Ему просто не дали времени и возможности представить нам своего героя. Наиболее интересным действующим лицом в картине является Давид Риччо — Мехди Дехби , у которого экранного времени чуть меньше чем у самой Камилль. Несмотря на то, что он рано умирает, Риччо всегда рядом со своей королевой, он ее внутренний голос и совесть. Еще один цельный образ данной картины — это герой Тони Кёррана (Джон Нокс). Его позиция и действия понятны с первого появления. Несмотря на небольшое время, выделенное герою, он наиболее полно раскрыт.

В общем, я большая поклонница исторического, костюмированного кино. И, наверно, это мой первый отрицательный отзыв на фильм такого жанра. Я никогда не ценила их строго, за неточные соответствия историческим фактам. Мне всегда было важным, что бы были показаны исторические образы, было понятно, что из себя представлял тот или иной человек и какова его роль в том или ином историческом периоде. Но тут мне осталась непонятна главная героиня, ее роль, и все ее окружение. Не могу зацепится в данной картине ни за работу оператора, ни за режиссуру, ни за великую актерскую игру, которая нередко спасает неудачные картины. И самое грустное, что фильму не удалось заинтересовать такой знаменитой личностью, как Мария Стюард. После «Елизаветы» и «Золотого века» хочется почитать про Елизавету, посмотреть еще фильмом, ознакомится с ее окружением. После сериала «Борджиа» я с упоением читала Сабатини «Жизнь Чезаре Борджиа», Макиавелли «Государь». После «Белой Королевы» захотелось ознакомится с периодом войны Белой и Алой розы и с биографией Ричарда III. Тут не возникло же никаких порывов. К моему огорчению это самая неудачная историческая драма из всех, что я видела.

Биография шотландской королевы шестнадцатого века, Марии Стюарт, настолько изобилует трагическими событиями, что послужила поводом для вдохновения писателям и поэтам мира. Поэтому люди, далекие от изучения мировой истории, хотя бы поверхностно наслышаны о жизни и драме королевы.

Судьба маленькой Марии распорядилась таким образом, что практически с самого рождения ей суждено было стать королевой Шотландии. Отец, правящий страной во время появления на свет будущей правительницы, скоропостижно скончался, когда малышке не исполнилось и недели. Монарх не пережил поражений армии в противостоянии с Англией и гибели обоих сыновей, которые оставались последними наследниками по мужской линии.

После кончины действующего короля развернулась борьба за регентство над малюткой. Эта борьба отражала политическую обстановку в стране, заложницей которой невольно стала и жизнь маленькой королевы. Регентом стал Джеймс Гамильтон – ближайший родственник Стюартов, поддерживающий влияние Англии, невзирая на войну двух государств. Мать девочки Мария де Гиз, напротив, поддерживала содружество Шотландии с Францией.


Стратегической задачей приближенных ко двору сторон стало будущее возможное замужество Марии Стюарт с наследником одного из противостоящих государств. В возрасте пяти лет юная королева отправлена во Францию, ко двору Генриха II, короля и будущего свекра девочки.

Во Франции Мария провела чудесные годы, получив блестящее образование, поистине королевское обращение и почет. В шестнадцать лет Мария обвенчана со своим первым мужем, наследником Франции – Франциском.

Борьба за трон

Франциск много болел и был слаб здоровьем. Через два года после свадьбы жизнь юноши оборвалась. К власти во Франции пришла , а королеве Шотландии пришла пора возвращаться на родину, где царствовала непопулярная у народа мать Марии, и бушевала протестантская революция.


Двор, поделенный, как и Шотландия, на два лагеря – протестантский и католический, пытался склонить королеву на одну из сторон. Несмотря на отсутствие опыта, Мария Стюарт избрала грамотную и осторожную политику компромисса. Она не стала отменять протестантизм, утвержденный к тому моменту официальной государственной религией, но при этом не прекратила общение с католическим Римом. При дворе продолжали проходить католические службы.


Получив власть и укрепившись на Шотландском троне, королева добилась относительного спокойствия и стабильности в стране, хотя взаимная неприязнь с , обладательницей английского престола, сохранялась. Елизавета считалась незаконно рожденной наследницей, и Мария Стюарт, по мнению сторонников, имела больше прав на престол. Только в открытую конфронтацию Шотландия вступать не решалась.

Личная жизнь

Юная, красивая, обаятельная и прекрасно образованная королева Мария пользовалась популярностью у мужчин. Женщина очаровывала и кружила головы наследникам и королям. Но жизнь монарха подчинена интересам государства и неразрывно связана с историей страны. Свадьба по любви не всегда возможна и оправдана для королевы.


Брак считался выгодной сделкой и началом союза и поддержки государства. После кончины Франциска остро встал вопрос о замужестве Марии Стюарт. Елизавета в качестве претендента на руку и сердце шотландки предлагала своего фаворита Роберта Дадли. Такая партия вызвала негодование Марии. Избрать в мужья любовника извечной соперницы королева не могла.

В 1565 году в Шотландию прибывает кузен королевы Генрих Стюарт, лорд Дарнли. Внешне обаятельный, статный и высокий молодой мужчина привлек внимание Марии и мгновенно сразил ее сердце. В этом же году молодые обвенчались, что послужило причиной недовольства английской королевы и шотландских протестантов. Радикально настроенные лидеры королевского двора устроили заговор и пытались поднять протест, который Марии удалось подавить, приложив немалые усилия.


Новоиспеченный муж быстро разочаровал королеву, оказавшись безвольным, не готовым к испытаниям престолом мужчиной. Правительница охладела к супругу, несмотря на недовольство части двора и скорое рождение наследника. При поддержке приближенных Дарнли организовал заговор, и на глазах у беременной Марии Стюарт был жестоко убит ее близкий друг и личный секретарь Давид Риччо.

Пойдя на хитрость, королева публично примирилась с мужем и его сторонниками, внеся раскол в тайную протестующую коалицию. Когда силы соперника иссякли, Мария расправилась с неугодными аристократами.


Сердце королевы отдано другому мужчине – Джеймсу Хепберну, а супруг только мешает. При загадочных обстоятельствах в 1567 году Дарнли убивают в пригороде Эдинбурга. Резиденция, в которой остановился монарх, была взорвана. Причастность Марии к событиям не доказана. Историки до сих пор теряются в догадках прямой причастности к убийству неверной жены.

Нисколько не смущаясь, в том же 1567 году, руководствуясь исключительно велением сердца, Мария выходит замуж за фаворита. Этот поступок окончательно лишает ее поддержки двора.


Недремлющие, агрессивно настроенные протестанты в кратчайшие сроки организуют мятеж и вынуждают королеву отказаться от престола в пользу сына Якова, регентом при котором назначен один из разжигателей протеста. Стоит отметить, что Мария организует Хепберну бегство из страны, беспокоясь о жизни возлюбленного.

Свергнутая королева подверглась заточению в замке Лохливен, где, по слухам, тайно родила близнецов. Неизвестно, выжили дети или родились мертвыми, но в истории Шотландии их имена не упоминались. Соблазнив надзирателя, Мария бежала из заточения и отправилась в Англию, надеясь на поддержку Елизаветы.

Смерть

Для королевы Англии Мария Стюарт всегда была нежеланной соперницей и претенденткой на царство. Наивная шотландка не понимала, что мешает Елизавете, и не осознавала, на какие крайние меры пойдет англичанка, не имевшая ни наследников, ни личной жизни. Пытаясь тянуть время, Елизавета вступила с кузиной в переписку, категорически отказавшись встречаться лично.


На Марии лежала печать преступницы и мужеубийцы, поэтому судьбу женщины предстояло решить комиссии английских пэров. Очарование беглянки и тут сыграло роль, в нее без памяти влюбился и был готов обвенчаться с предполагаемой преступницей председатель той самой комиссии.

В конце концов, терпение Елизаветы подошло к концу. Мария стала жертвой коварного заговора. Обманом женщине передали документ, согласно которому шотландка повелевала убить Елизавету. Английская королева подписала приказ на казнь Марии Стюарт.


Гордая шотландка просила о прилюдной смерти. В день восхождения на эшафот она облачилась в алое платье и с высоко поднятой головой направилась к палачу. Решимость и смелость женщины отметили все присутствующие, даже сам палач. Во всеуслышание Мария заявила, что всех прощает, и положила голову на плаху.

Свергнутая и опороченная королева желала быть погребенной во Франции. Последний завет Марии не исполнили, похоронив останки в Англии. Сын Марии Яков, став правящим монархом и королем Англии в 1603 году, распорядился перенести прах матери в Вестминстерское аббатство.

Память

Такая яркая и драматичная судьба, полная трагизма, коварства и любви, не могла не заинтересовать писателей и поэтов. Историю жизни королевы описывали , посвятил трагедии жизни шотландки цикл стихотворений «Двадцать сонетов к Марии Стюарт».


Образ королевы находит отражение в спектаклях и фильмах. Популярный сериал «Царство» повествует о биографии юной королевы и приходе на трон. в фильме «Заговор против короны» (2004)

  • Шарлотт Уиннер в мини-сериале «Королева-девственница» (2005)
  • Барбара Флинн в мини-сериале «Елизавета I» (2005)
  • в фильме «Золотой век» (2007)
  • в телесериале «Царство» (2013)
  • Камилла Разерфорд в фильме «Мария - королева Шотландии» (2013)
  • в фильме «Мария - королева Шотландии» (2018)
  • Френд Isabeau подала мне идею написать цикл заметок «Проклятые королевы», о знаменитых правительницах, жизнь которых трагически оборвалась: Мария Стюарт, Мария-Антуанетта, Элизабет Баварская, Александра Федоровна.
    Я подумала, а ведь интересно! Все эти дамы совершенно разные… как масти карт. Каждая из них обладала своим характером и судьбой, которая привела к печальному финалу.

    Статуя Марии Стюарт в Люксембургском саду в Париже ("Аллея королев")

    И ты, Мари, не покладая рук,
    стоишь в гирлянде каменных подруг -
    французских королев во время оно -
    безмолвно, с воробьем на голове.
    Сад выглядит, как помесь Пантеона
    со знаменитой "Завтрак на траве".

    (Иосиф Бродский)

    Самой роковой королевой из перечисленных дам, пожалуй, была Мария Стюарт. Она у меня по ассоциации – дама пик. Биография королевы окутана роковым романтическим ореолом. Близкие Марии Стюарт, способные оказать ей помощь и покровительство – погибали, королева одна оставалась лицом к лицу с врагами. Другие предавали ее, позорно спасаясь бегством.

    Мария Стюарт провела девятнадцать лет в плену королевы Елизаветы Тюдор, которая долго не решалась вынести смертный приговор "дорогой кузине", хотя боялась заговора и претензий Марии на английский престол. Говорят, что немалую роль сыграла личная неприязнь Елизаветы.


    Юная Мария Стюарт

    Казалось, что судьба благоволила Марии Стюарт, она претендовала на три короны: Шотландии, Франции и Англии. Дочь шотландского короля и француженки Марии де Гиз.

    В 16 лет Мария Стюарт вышла замуж на наследника французского престола – Франциска, который в 1559 году стал королем. За шотландским троном присматривала мать Марии. Однако идиллия продлилась не долго – супруг Марии Стюарт вскоре умер. Мария пробыла французской королевой всего год. В этот же год умерла мать королевы, которая умело правила Шотландией. Марии Стюарт пришлось вернуться на родину, после яркого французского двора родной край казался унылым.


    Возвращение на родину

    Снова началась беда религиозных воин, которые унесли тысячи жизней. В Шотландии протестанты захватили религиозную власть и были недовольны прибывшей королевой-католичкой.

    В 1565 году 23-летняя Мария вышла замуж второй раз, ее избранником стал лорд Дарнли. Мария рассчитывала на политическую поддержку, но ошиблась, супруг попытался отстранить ее от государственных дел. Королева перестала доверять Дарнли, и по всем вопросам советовалась с фаворитом Риччо, который был ее любимым музыкантом. Говорили, что Мария Стюарт всерьез увлеклась. Снова будто проклятье омрачило счастье королевы, Риччо был убит наемниками у нее на глазах. Заговорщики хотели запугать королеву и бросить подозрение в убийстве на ее мужа. Однако Мария Стюарт не оправдала ожидание врагов, наоборот, она демонстративно помирилась с Дарнли… но ненадолго.


    Дэвид Риччо - убитый фаворит Марии Стюарт


    Мария Стюарт и Риччо

    У королевы появился новый фаворит Джеймс Хепберн – граф Босуэл.
    Новой слабостью королевы снова воспользовались заговорщики. В феврале 1567 года муж Марии Стюарт и его слуга были найдены задушенными. Заговорщики сначала взорвали особняк Дарнли, который остался жив и выбежал в сад, где его и поджидали убийцы. Разразился скандал, говорили, что королева и ее фаворит убили несчастного Дарнли. Мария Стюарт не прислушивалась к сплетням и через несколько месяцев вышла замуж за своего фаворита Босуэла. Подобный поступок был воспринят как признание королевы своей вины в убийстве мужа.


    Граф Босуэл - фаворит, ставший мужем. Не оправдал доверия. Во время мятежа бежал в Норвегию

    Этим воспользовались протестанты – враги королевы-католички. Марии Стюарт пришлось спасаться бегством от мятежников. Она отреклась от престола в пользу своего сына Якова VI.

    В пророчествах Нострадамуса есть строки, посвященные Марии Стюарт.

    Признает пораженье королева,
    Но мужество и стойкость сохранит:
    Верхом на лошади переплывет поток,
    Сверкая наготой, спасется бегством.

    Чтобы спастись от мятежников, Марии Стюарт пришлось переплыть реку.

    Враги королевы нашли "доказательство" ее причастности к убийству мужа, так называемые «письма из ларца». Письма без подписи, почерк которых не похож на почерк Марии Стюарт. Эту клевету также предсказывал Нострадамус:
    Найдены письма в сундуках Королевы,
    Среди них нет подписанных, ни одного имени автора.
    Правители спрячут подарки,
    Так что никто не узнает, кто поклонник.


    Письма из ларца

    Бежав из Шотландии, Мария Стюарт обратилась за помощью к своей кузине – коварной королеве Елизавете Тюдор. Английская королева видела в Марии Стюарт соперницу – претендентку на трон. Она не отказала кузине в помощи и даже предоставила ей приют, но призадумалась...

    Стефан Цвейг представляет чувства Елизаветы, ее недовольство, что лорды Англии столь любезны с Марией Стюарт:
    «Все они явно очарованы пленницей, и, недоверчивая и до глупости тщеславная как женщина, Елизавета вскоре оставляет великодушную мысль призвать ко двору государыню, которая затмит
    ее своими личными качествами и будет для недовольных в ее стране желанной претенденткой.
    Итак, прошло всего несколько дней, а Елизавета уже избавилась от своих человеколюбивых побуждений и твердо решила не допускать Марию Стюарт ко двору, но в то же время не выпускать ее из страны. Елизавета, однако, не была бы Елизаветой, если бы она хоть в каком-нибудь вопросе выражалась ясно и действовала прямо».

    В интригах английской королеве не было равных.

    Так 1568 году молодая Мария Стюарт, которой было 26 лет, стала пленницей. Понимая, что королева Елизавета обманула ее, Мария Стюарт пыталась вернуть свободу, но безуспешно. Все письма Марии перехватывали агенты. Враги Марии Стюарт убеждали Елизавету избавиться от конкурентки на трон. Елизавета сама пребывала в постоянном беспокойстве.


    Герцог Норфолк был очарован Марией Стюарт, за это малодушие был казнен как заговорщик

    «Но либо Мария Стюарт не замечает, либо притворяется, что не замечает, сколь вероломна эта проволочка. С горячностью заявляет она, что готова оправдаться - "но, разумеется, перед особой, которую я считаю равной себе по рождению, лишь перед королевой Английской". Чем скорее, тем лучше, нет, сию же минуту
    хочет она увидеть Елизавету, "доверчиво броситься в ее объятия".
    Настоятельно просит она, "не теряя времени, отвезти ее в Лондон, дабы она могла принести жалобу и защитить свою честь от клеветнических наветов". С радостью готова она предстать на суд Елизаветы, но, разумеется, только на ее суд.
    Это как раз те слова, которые Елизавете хотелось услышать. Принципиальное согласие Марии Стюарт оправдаться дает Елизавете в руки первую зацепку для того, чтобы постепенно втянуть женщину, ищущую в ее стране гостеприимства, в судебное разбирательство»
    - пишет Цвейг.


    Королева Елизавета

    Спустя 19 лет удобный случай наступил. Был раскрыт заговор покушения на Елизавету.
    Вот как описывает эту историю Александр Дюма, назвавший казнь Марии Стюарт одним из громких преступлений в истории.
    «А в 1585 году Елизавета издала закон, гласивший, что всякий, кто посягнет на ее персону, будет считаться лицом или действующим в пользу лица, предъявляющего свои права на корону Англии; в этом случае назначается комиссия из двадцати пяти членов, которой поручается в обход любых судов проверить все имеющиеся улики и вынести приговор обвиняемым, кем бы они ни были. Не обескураженный примером предшественников, Бабингтон объединил вокруг себя нескольких своих друзей, тоже ревностных католиков, став во главе заговора, целью которого было убийство Елизаветы и возведение на английский престол Марии Стюарт.

    Но его планы стали известны Уолсингему; он позволил заговорщикам действовать, но так, чтобы их действия не представляли опасности, а накануне дня, назначенного для убийства королевы, приказал их арестовать».

    По версии Дюма королева Елизавета обрадовалась удачной возможности избавиться от Марии Стюарт:
    «Елизавете этот безрассудный и безнадежный заговор доставил огромную радость, так как в соответствии с текстом закона он позволил ей наконец-то стать владычицей жизни соперницы».

    Мария Стюарт в течение 19 лет переезжала из замка в замок по воле Елизаветы. Условия содержания были не очень комфортны. Современники полагали, что Елизавета надеется, будто Мария простудится и умрет.

    Последним пристанищем Марии стал замок Фотерингей.
    «там для нее были уже приготовлены покои, стены и потолок в которых были затянуты черным сукном, так что она заживо вступила в собственную могилу» - живописно повествует Дюма.

    В этот момент сын Марии Стюарт – король Шотландии Яков VI всерьез забеспокоился за судьбу матери. Раньше он говорил «пусть она пьет пиво, которое сама наварила» (аналог нашей пословицы про заваренную кашу), не задумываясь, что Елизавета решиться на убийство.

    Король направил к Елизавете послов с просьбой помиловать его мать. Послы также предложили, чтобы Мария Стюарт отреклась от претензий на Английский трон в пользу своего сына.
    Эти слова взбесили Елизавету.
    «Да что вы такое говорите, Мелвил? Ведь это же значит подарить моему врагу, имеющему право на одну корону, право на обе!
    – Выходит, ваше величество считает моего повелителя своим врагом? – осведомился Мелвил. – А он пребывает в счастливом заблуждении, полагая себя вашим союзником.
    – Нет, нет, – покраснев, спохватилась Елизавета, – я оговорилась. И если вы, господа, сумеете все уладить, то я, чтобы доказать, что считаю короля Якова Шестого своим добрым и верным союзником, вполне склонна проявить милосердие. Так что старайтесь, а я буду стараться со своей стороны».


    Елизавета подписывает смертный приговор

    Королева сказала послам, что еще не решила судьбу Марии Стюарт. Вскоре в Лондоне произошло убийство знатного аристократа, причем подозрения пали на шотландских послов, которым пришлось срочно спастись бегством.

    Мария Стюарт предстала перед судом, смертельный приговор был предрешен.

    «Елизавете пришлось решиться; она истребовала у Дейвисона приказ об исполнении приговора, а когда тот принес его, то, позабыв, что ее мать-королева кончила свою жизнь на эшафоте, с полнейшим бесстрастием поставила свою подпись, велела приложить большую государственную печать и со смехом сказала:
    – Ступайте, объявите Уолсингему, что с королевой Марией покончено. Только сделайте это осторожно, а то он болен, и я боюсь, как бы он не умер от удивления.
    Шутка была тем более жестокой, что Уолсингем, как всем было известно, являлся самым непримиримым врагом шотландской королевы» - рисует в красках Дюма.

    Новость о смерти королеве сообщил граф Кент, по версии Дюма граф произнес фразу:
    «Миледи, не держите на нас зла за вашу смерть: она необходима для спокойствия государства и успехов новой религии».

    Тема религиозных воин часто прослеживается в романах Дюма. В своей версии истории смерти Марии Стюарт, Дюма приводит жаркий спор графа Кента и королевы на тему «чья религия лучше». У меня это вызвало недоумение, даже принеся новость о смерти фанатик продолжает проповедовать, а королева не менее фанатично доказывает ему превосходство своей веры.

    «Миледи, – подойдя к столу и указывая на Новый Завет, промолвил граф Кент, – эта книга, на которой вы клянетесь, не настоящая, потому что это папистская версия, и посему вашу клятву должно считать не более достоверной, чем книга, на которой она принесена».

    Предсмертными просьбами Марии Стюарт стали: чтобы казнь была публичной, погребение во Франции, достойная пенсия ее верным слугам и их возвращение на родину. В погребении во Франции королеве было отказано, о слугах обещали позаботиться, публичную казнь назначили заранее.

    Казнь была назначена на следующий день в 8 утра.
    Личный врач королевы попросил, чтобы приговор перенесли хотя бы на день. Слишком мало времени, чтобы проститься с жизнью. Однако гонцы ответили «мы не можем сдвинуться ни на минуту».

    Когда посланники удалились, Мария Стюарт погрузилась в молитвы, потом пересчитала свои деньги и разложила по кошелькам, к которым прикрепила записки – кому из слуг какой кошелек предназначался.

    Жутко, но палач не сумел отрубить голову королеве с первой попытки...

    Колоритное описание казни присутствует в романе Стефана Цвейга:
    «В каждой казни, сколь бы зверской она ни была, посреди всех ужасов нет-нет да и мелькнет проблеск человеческого величия; так, прежде чем коснуться жертвы, чтобы убить или подвергнуть ее истязаниям, палач должен был просить у нее прощения за свое преступление против ее живой плоти. И сейчас палач и его подручный, скрытые под масками, склоняют колена перед Марией Стюарт и просят у нее прощения за то, что вынуждены уготовить ей смерть. И Мария Стюарт отвечает им: «Прощаю вам от всего сердца, ибо в смерти вижу я разрешение всех моих земных мук». И только тогда палач с подручным принимаются за приготовления.

    Между тем обе женщины раздевают Марию Стюарт. Она сама помогает им снять с шеи цепь «agnus dei» [* * * - Божественный агнец (лат.) – отлитое из воска изображение ягненка, символизирующее Христа]. При этом руки у нее не дрожат, и, по словам посланца ее злейшего врага Сесила, она «так спешит, точно ей не терпится покинуть этот мир». Едва лишь черный плащ и темные одеяния падают с ее плеч, как под ними жарко вспыхивает пунцовое исподнее платье, а когда прислужницы натягивают ей на руки огненные перчатки, перед зрителями словно всколыхнулось кроваво-красное пламя – великолепное, незабываемое зрелище. И вот начинается прощание. Королева обнимает прислужниц, просит их не причитать и не плакать навзрыд. И только тогда преклоняет она колена на подушку и громко, вслух читает псалом: «In te, domine, confido, ne confundar in aeternum» [* * * - На тебя, господи, уповаю, да не постыжуся вовек (лат.) – Псалом 71.].

    А теперь ей осталось немногое: уронить голову на колоду, которую она обвивает руками, как возлюбленная загробного жениха. До последней минуты верна Мария Стюарт королевскому величию. Ни в одном движении, ни в одном слове ее не проглядывает страх. Дочь Тюдоров, Стюартов и Гизов приготовилась достойно умереть. Но что значит все человеческое достоинство и все наследованное и благоприобретенное самообладание перед лицом того чудовищного, что неотъемлемо от всякого убийства! Никогда – и в этом лгут все книги и реляции – казнь человеческого существа не может представлять собой чего-то романтически чистого и возвышенного. Смерть под секирой палача остается в любом случае страшным, омерзительным зрелищем, гнусной бойней.

    Сперва палач дал промах; первый его удар пришелся не по шее, а глухо стукнул по затылку – сдавленное хрипение, глухие стоны вырываются у страдалицы. Второй удар глубоко рассек шею, фонтаном брызнула кровь. И только третий удар отделил голову от туловища. И еще одна страшная подробность: когда палач хватает голову за волосы, чтобы показать ее зрителям, рука его удерживает только парик. Голова вываливается и, вся в крови, с грохотом, точно кегельный тиар, катится по деревянному настилу. Когда же палач вторично наклоняется и высоко ее поднимает, все глядят в оцепенении: перед ними призрачное видение – стриженая седая голова старой женщины. На минуту ужас сковывает зрителей, все затаили дыхание, никто не проронит ни слова. И только попик из Питерсбороу, наконец опомнившись, хрипло восклицает: «Да здравствует королева!»

    Недвижным, мутным взором смотрит незнакомая восковая голова на дворян, которые, случись жребию вынуться иначе, были бы ей покорнейшими слугами и примерными подданными. Еще с четверть часа конвульсивно вздрагивают губы, нечеловеческим усилием подавившие страх земной твари; скрежещут стиснутые зубы. Щадя чувства зрителей, на обезглавленное тело и на голову Медузы поспешно набрасывают черное сукно. Среди мертвого молчания слуги торопятся унести свою мрачную ношу, но тут неожиданное происшествие рассеивает охвативший всех суеверный ужас. Ибо в ту минуту, когда палачи поднимают окровавленный труп, чтобы отнести в соседнюю комнату, где его набальзамируют, – под складками одежды что-то шевелится.

    Никем не замеченная любимая собачка королевы увязалась за нею и, словно страшась за судьбу, своей госпожи, тесно к ней прильнула. Теперь она выскочила, залитая еще не просохшей кровью. Собачка лает, кусается, визжит, огрызается и не хочет отойти от трупа. Тщетно пытаются палачи оторвать ее насильно. Она не дается в руки, не сдается на уговоры, ожесточенно бросается на огромных черных извергов, которые так больно обожгли ее кровью возлюбленной госпожи. С большей страстью, чем родной сын, чем тысячи подданных, присягавших ей на верность, борется крошечное создание за свою госпожу»


    Королева перед казнью. Она хотела передать золотой крест своей фрейлине как подарок, но палач не позволил. "Это мое по закону" - сказал он.

    История казни в исполнении Дюма не менее живописна.
    «…по всем четырем сторонам эшафот был огорожен барьером и покрыт черным сукном; на нем находились небольшая скамья, подушка, чтобы преклонить колени, и плаха, также покрытая черным сукном.

    Когда, поднявшись по двум ступенькам, королева взошла на него, к ней приблизился палач, опустился на одно колено и попросил прощения за то, что вынужден исполнить свои обязанности; при этом он прятал за спиной топор, но так неловко, что Мария Стюарт увидела его и воскликнула:
    – Ах! Я предпочла бы, чтобы голову мне отрубили мечом, как это делают во Франции!
    – Не моя вина, что последнее желание вашего величества не может быть исполнено, – ответил ей палач. – Меня не предупредили, и я не взял с собой меч, а здесь сумел найти только топор, так что придется воспользоваться им. Но это не помешает вашему величеству простить меня?
    – Прощаю вас, друг мой, – сказала Мария Стюарт, – и в доказательство вот вам моя рука, можете поцеловать ее.

    Приложившись к ее руке, палач поднялся и придвинул скамейку. Мария села, по левую ее руку встали граф Кент и граф Шрусбери, перед ней шериф и палач, Эймиас Полет позади, а за барьерами вокруг эшафота теснились дворяне и рыцари числом не менее двухсот пятидесяти; Роберт Бил во второй раз огласил приговор, едва он начал его читать, в зал вошли шестеро слуг Марии Стюарт; мужчины встали на скамью возле стены, а женщины опустились на колени рядом с нею; вместе со слугами в зал проскользнул маленький спаниель, любимая собачка королевы, и, чтобы его не прогнали, лег у ног хозяйки.

    Королева слушала не слишком внимательно, словно ее занимали другие мысли; лицо при этом у нее было довольно спокойное и даже радостное, как будто ей читают указ о помиловании, а не смертный приговор; закончив, Бил громко крикнул: «Боже, храни королеву Елизавету!» – но крик его никто не подхватил, а Мария Стюарт осенила себя знаком креста, встала, причем лицо ее ничуть не переменилось и казалось даже прекрасней, чем обычно, и молвила:

    – Милорды, я по рождению королева, суверенная государыня, и на меня не распространяются ваши законы, притом я ближайшая родственница королевы Англии и ее законная наследница. Я долго была узницей в этой стране и претерпела множество невзгод и зол, которых никто не имел права мне причинять, а сейчас в довершение всех моих бед я утрачу жизнь. Что ж, милорды, будьте свидетелями, что я умираю католичкой и благодарю Бога за то, что он позволил мне погибнуть за его святую веру. И еще заявляю – сегодня, как и всегда, публично, как и с глазу на глаз, – что никогда не вступала в заговоры, не замышляла и не желала смерти королевы и не участвовала ни в чем, что было бы направлено против ее особы. Напротив, я всегда любила ее и предлагала ей приемлемые и разумные условия, дабы прекратить смятение в королевстве и освободить меня из заключения, но ни разу, и вам, милорды, прекрасно это известно, не была удостоена чести получить от нее ответ. Наконец, мои враги добились своей цели, каковая состоит в том, чтобы убить меня. Тем не менее я прощаю их, как прощаю всех, кто когда-либо злоумышлял против меня. После моей смерти станет известно, кто все это задумал и кто исполнял. Я же умираю, никого не обвиняя из боязни, как бы Господь не услышал меня и не отомстил…


    Казнь Марии Стюарт

    К королеве подошел палач, чтобы раздеть ее, но она встала и сказала ему:
    – Друг мой, позвольте я это сделаю сама, я лучше вас знаю, как это сделать, тем паче что я не привыкла, чтобы меня раздевали перед таким скоплением народа да еще при помощи таких горничных.
    Она позвала помочь ей Энн Кеннеди и Элспет Керл и начала вытаскивать булавки из чепца; женщины, пришедшие оказать последнюю услугу своей госпоже, не удержались и зарыдали, и тогда она обратилась к ним по-французски:
    – Не плачьте, я ведь поручилась за вас.
    Сказав это, она осенила обеих знаком креста, поцеловала в лоб и попросила молиться за нее.

    Королева, начав сама раздеваться, как она привыкла делать перед отходом ко сну, первым делом сняла золотой крест и хотела отдать его Энн, сказав палачу:
    – Мой друг, я знаю: все, что на мне, принадлежит вам, но этот крест вам ни к чему, позвольте мне подарить его мадмуазель, а она заплатит вам двойную цену за него.
    Но палач, даже не дав ей договорить, вырвал у нее крест, заявив:
    – По закону он мой.
    Королева, ничуть не опешив от подобной грубости, продолжала снимать с себя одежды, пока не осталась в корсете и нижней юбке.

    После этого она вновь села на скамью, и Энн Кеннеди, достав из кармана батистовый платок с отделкой золотым шитьем, выбранный накануне королевой, завязала ей глаза, что весьма удивило графов, лордов и дворян, поскольку в Англии это было не принято; думая, что ей отрубят голову на французский манер, Мария Стюарт села на скамейку, выпрямилась и вытянула шею, чтобы палачу было удобней, но тот, растерявшись, стоял с топором в руках и не знал, что делать; наконец его подручный взял королеву за голову и начал ее тянуть на себя, вынудив опуститься на колени. Мария, догадавшись, чего от нее хотят, нащупала плаху и положила на нее голову, а под подбородок подложила обе руки, из которых не выпускала молитвенник и распятие, чтобы иметь возможность молиться до самого последнего мгновения, однако подручный палача оттуда ее руки вытащил, опасаясь, как бы их не отрубили вместе с головой.

    Когда королева произнесла «In manus tuas, Domine», палач поднял топор, а был это обычный топор, каким пользуются дровосеки, и нанес удар, но он пришелся выше, по черепу, и, хотя был так силен, что молитвенник и распятие выпали из рук Марии, но голову не отделил. Однако удар оглушил королеву, и это дало палачу возможность повторить его, но и на этот раз ему не удалось отрубить голову. Только с третьей попытки он сумел перерубить шею.

    Палач поднял отрубленную голову и, показывая ее присутствующим, произнес:
    – Боже, храни королеву Елизавету!
    – И да погибнут так же все враги ее величества! – вторя ему, крикнул декан из Питерборо.
    – Аминь! – заключил граф Кент, но ничей голос не присоединился к нему: все находившиеся в зале плакали.

    И вдруг в руках у палача остался только парик, и все увидели, что волосы у королевы коротко острижены и седые, как у семидесятилетней старухи, а лицо ее так изменила агония, что оно стало совершенно неузнаваемым. У всех исторгся вопль, ибо им явилось ужасное зрелище: глаза королевы оставались открыты, а губы шевелились, словно она пыталась что-то сказать, и это судорожное движение губ отрубленной головы не прекращалось еще с четверть часа.
    Слуги Марии Стюарт устремились к эшафоту и подняли драгоценные реликвии – распятие и молитвенник. Энн Кеннеди вспомнила про спаниеля, который прижимался к ногам своей хозяйки, и стала осматриваться, ища его, но тщетно. Собачка исчезла.

    Подручный палача, который в это время снимал с ног королевы подвязки голубого атласа с серебряным шитьем, обнаружил спрятавшегося под юбку спаниеля и вытащил его. Но едва подручный отпустил песика, как тот лег между шеей и отрубленной головой, которую палач положил рядом с телом. Песик перепачкался в крови, скулил, лаял, но Энн взяла его на руки, так как был отдан приказ всем покинуть зал. Бургуэн и Жерве задержались и попросили у сэра Эймиаса Полета позволения взять сердце Марии Стюарт, чтобы отвезти его, как они ей обещали, во Францию, однако им было весьма грубо отказано, а стражники вытолкали их из зала; в нем за запертыми дверями остались только труп и палач».

    Описание похорон у Дюма подробно, тоже привожу отрывок:
    «Спустя два часа после казни труп и голова были перенесены в тот самый зал, где Мария Стюарт предстала перед комиссией, положены на стол, за которым заседали судьи, и накрыты черным сукном; там они оставались до трех часов пополудни, когда явились стэнфордский врач Уотер и хирург из деревни Фотерингей, чтобы произвести вскрытие и бальзамирование тела; операция производилась в присутствии Эймиаса Полета и солдат, так что всякий, кто хотел, мог бесстыдно разглядывать покойную; правда, цель, поставленная этой гнусной демонстрацией, не была достигнута: был пущен слух, будто ноги у королевы распухли от водянки, однако все присутствовавшие на вскрытии вынуждены были признать, что никогда не видели такого прекрасного, здорового и прямо-таки по-девически цветущего тела, как тело Марии Стюарт, казненной после девятнадцати лет страданий и заключения.

    На следующий день около восьми вечера у ворот замка Фотерингей остановился катафалк, запряженный четверкой лошадей с траурными султанами и накрытых попонами черного бархата; сам катафалк был также обтянут черным бархатом, а кроме того, украшен небольшими вымпелами, на которых были вышиты герб Шотландии, принадлежавший Марии Стюарт, и герб Арагона, принадлежавший Дарнли. За катафалком ехал церемониймейстер со свитой из двадцати конных дворян, сопровождаемых слугами и лакеями; спешившись, церемониймейстер во главе свиты проследовал в зал, где стоял гроб, каковой был поднят и перенесен на катафалк с наивозможнейшим почтением; все провожавшие его обнажили головы и сохраняли глубокое молчание…

    …В десять вечера они отправились в путь, идя за катафалком; впереди ехал церемониймейстер, сопутствуемый пешими слугами, которые несли факелы, чтобы освещать дорогу, а сзади двадцать дворян со своими людьми. В два часа пополуночи процессия прибыла в Питерборо, где находится великолепная церковь, построенная одним из королей саксов, в которой слева от хоров погребена королева Екатерина Арагонская, супруга Генриха VIII; над этой гробницей возносится балдахин с ее гербом.
    К их прибытию вся церковь была уже затянута черным, на хорах тоже был воздвигнут шатер, наподобие того, что устраивается во Франции над катафалком, но с одним-единственным отличием – вокруг не было горящих свечей. Шатер был из черного бархата и покрыт гербами Шотландии и Арагона, которые повторялись и на вымпелах. Под шатром был выставлен гроб, но без останков, обитый черным бархатом с серебряными узорами, на нем лежала черная же бархатная подушка, а на ней королевская корона.

    …Гроб внесли в церковь без песнопений и молитв и в полном молчании опустили в могилу. Как только это было сделано, к работе приступили каменщики, перекрыв могилу на уровне пола и оставив лишь отверстие размером примерно полтора на полтора фута, в которое можно было увидеть, что находится внутри, и бросать в нее, как это принято при погребении королей, сломленные жезлы сановников, а также знамена и стяги с гербами усопшего…»

    Продуманная королева Елизавета сделала вид, что казнь Марии Стюарт произошла не по ее воле:
    «Однако Елизавета, верная своему характеру, пробежав первые строчки и изобразив скорбь и негодование, вскричала, что ее повеление неверно истолковали и слишком поторопились, а виноват в этом государственный секретарь Дейвисон, которому она вручила указ, чтобы он хранил его, пока она примет окончательное решение, а вовсе не для того, чтобы отослать его немедленно в Фотерингей. В результате Дейвисон был отправлен в Тауэр и присужден к штрафу в десять тысяч фунтов за то, что обманул доверие королевы».


    Посмертная маска Марии Стюарт, казненной королеве было 45 лет
    Красивые черты лица

    В честь казни Марии Стюарт королева Елизавета организовала народные гулянья «Одновременно с вестью о казни возобновились бесстыдные народные торжества, подобные тем, что происходили, когда был объявлен приговор. Весь Лондон был в огнях иллюминации, они горели у каждой двери, общее воодушевление было столь велико, что толпа ворвалась во французское посольство и забрала там дрова, чтобы поддержать огонь угасающих костров».

    После смерти Елизаветы I королем Англии стал сын Марии Стюарт, который перенес прах матери в Вестминстерское аббатство, где была похоронена Елизавета. Так королевы-соперницы оказались погребены рядом.