Как называются каменные воины. Терракотовая армия в китае

Мангуп-Кале – самый крупный пещерный город Крыма. Находится на горе столового типа (гора-останец) Баба-даг (означает «Отец-Гора»). Наивысшая точка плато – 583 м над уровнем моря, а само плато возвышается над близлежащими долинам на 250 м, площадь около 90 гектар. Когда появились первые пещерные комплексы на Мангупе, доподлинно неизвестно, но следы пребывания первых людей относят к 4-3-му тысячелетиям до нашей эры (энеолит, или медный век). В I веке (ориентировочно, конечно, точно установить сложно) нашей эры Мангуп заселяли Тавры, родственные Меотам (племена Меотов населяли восточные и юго-востоные берега Азова).

Одна из версий происхождения названия «Мангуп» пошла с тех времен: «Гора Меотов». В III-IV веках нашей эры приходят скифы-сарматы. IV-V века Мангуп заселяют готы и аланы. В VI-VII веках на Мангуп приходят византийцы и появляются первые наземные постройки, остатки которых дошли до наших дней. Это было государство Крымская Готия (в некоторых источниках – Дория), со столицей Дорос, расположенной на Мангупе. В VII веке было крупное нападение хазар на Мангуп, город был захвачен и какое-то время в нем размещался хазарский гарнизон.

Следующий и самый яркий этап развития города-крепости относят к XIII-XV векам нашей эры, и связан он с поздневизантийским княжеством Феодоро, столица которого располагалась на Мангупе. Основали его выходцы из Трапензундской империи, представители рода Гаврасов. Граница княжества на севере проходила с запада на восток по руслу реки Бельбек от места ее впадения в Черное море и доходила до массива Демерджи с крепостью Фуна.

Самая западная точка княжества – крепость Каламита (Инкерман). Южная граница до 1365 года проходила от крепости Чембало (Балаклава) до крепости Алустон (Алушта), но в XIV веке Генуэзцы захватили побережье и отодвинули границу. В 1475 году турки после шестимесячной осады захватывают Мангуп. При захвата было разрушено довольно много строений и сооружений, княжеская семья в мужском составе казнена, за исключением младенцев, а женщины уведены в гарем. И до 1774 года на Мангупе располагается турецкий гарнизон. Именно с тех времен к названию Мангуп появилась приставка Кале. Мангуп-Кале – крепость Мангуп. Последними из постоянных жителей были караимы, и покинули они Мангуп-Кале в 1794 году.

Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Это краткая история Мангуп-Кале, чтобы хоть как-то постараться представить, сколько народностей прошли через века и селились в этом уникальном месте, какими были основные исторические этапы. Может, немного сумбурно, но если описывать подробно, то статья потянет на научный труд, да и профессиональным историкам и археологам тут непочатый край работы.

Пещерным городом Мангуп-Кале, да и многие другие пещерные города Крыма, можно назвать условно. Такими они были только на заре своего развития. Скорее всего, первые люди, приходившие в такие места – горы останцы – оценивали их удобство и защищенность, хорошую обзорность, а основная порода, известняк, давал возможность относительно быстро сделать временные убежища. Убежища потом использовались как хозяйственные, дозорные помещения, ритуальные комплексы.

В большинстве подземных помещений нет системы вентиляции под очаг, что приводило бы к постоянному задымлению. Более ранние подземные комплексы и помещения дорабатывались и расширялись более поздними жителями. А жилые постройки, общественные, оборонительные сооружения возникали уже над ними на уровне поверхности. Но именно пещерные комплексы наилучшим образом сохранились до наших дней, в отличие от надземных построек, да и интерес к ним наибольший. Поэтому так и продолжают называться подобные объекты в наши дни – «пещерные города».

Как добраться до Мангуп-Кале

  • На личном транспорте нужно ехать к селу Ходжа-Сала (Бахчисарайский район). Если ехать со стороны Симферополя, то оно будет после Бахчисарая, между селами Залесное и Терновка. А со стороны Севастополя и Балаклавы – после села Терновка, не доезжая Залесного. После поворота с трассы следовать мимо озера по главной улице Челеби (в честь турецкого путешественника Эвлия Челеби, посещавшего Крым и Мангуп-Кале в 1666-1667 годах) до кассы историко-археологического заповедника Мангуп-Кале. Рядом можно припарковаться, а дальше пешком по главной улице 40 метров и поворот направо. Начинается экскурсионная тропа по оврагу Табана-Дере.
  • На общественном транспорте все сложнее. Прямых рейсов в Ходжа-Сала нет. Это небольшое село. Из Симферополя от Автостанции-3 «Западная» ходит автобус в село Хмельницкое и в село Родное. Оба маршрута проходят через село Залесное. Выйти надо на остановке между селом Залесное и селом Терновка рядом с озером (попросить надо заранее, т.к. это будет остановка по требованию). А дальше поворот к селу Ходжа-Сала мимо озера по главной улице Челеби (так же как и описано выше в случае личного транспорта). Оба маршрута проходят через Бахчисарай , так что можно на эти автобусы сесть и в нем. Это в том случае, если добрались до Бахчисарая.
    1. Из Севастополя от Автостанции «5-ый километр» идет автобус №40 до села Терновка. От Терновки пешком по дороге до села Ходжа-Сала, расстояние 6 км, идти чуть больше часа.
    2. Из Балаклавы от Автостанции «Площадь 1-го Мая» так же до Терновки идет автобус №129 и потом опять пешком.

    Сложность самостоятельного посещения Мангуп-Кале на общественном транспорте в том, что автобусы ходят не так часто, до конечных пунктов, откуда бы вы не поехали, приходят не рано утром, а обратно идут не поздно. Например, с Симферополя автобус выходит в 10:10, 11:30 с утра и 16:10, 17:25 вечером, и в Залесном будут в 11:35, 12:50 и 17:30, 18:35 соответственно. А обратно остановку «Залесное» эти автобусы будут проходить в 7:25, 8:30, 14:25 и 15:30. На осмотр за один день просто не хватит времени. Получается, надо будет ночевать или в палатке, или в гостинице в селе Ходжа-Сала. А тут надо будет считать, что дешевле: или нанимать такси, или ночевать в гостинице, или проще взять экскурсию с трансфером до Мангуп-Кале и обратно.

  • В составе экскурсионной группы с трансфером. Учитывая удаленность Мангуп-Кале, если нет своего транспорта и не предполагается поход с палаткой и ночевкой, то это становится оптимальным вариантом.

Кроме всего вышеперечисленного рядом Мангуп-Кале проходят несколько туристических маршрутов для пешеходного туризма с палаткой. Маршрут №18 со стороны южной стены. Красная нитка маршрута WR1 (маршруты №14, №15, №16) через балку Джан-Дере и с поворотом на овраг Тешкли-Бурун-Дере (с севера Мангуп-Кале). Только официально вставать с палаткой на самом плато Мангупе-Кале запрещается.

Мы приехали на Мангуп-Кале на машине после ночевки в кемпинге на . Немного, конечно, поплутали в селе Ходжа-Сала в поисках парковки и в итоге встали недалеко от кассы. Касса историко-археологического заповедника Мангуп-Кале в этот день – 25 сентября 2016 года – была закрыта. Возможно, уже не сезон, и они не работают. Что же, нам даже лучше – проход бесплатный! Ну а если вы хотели бы послушать экскурсовода (а если вы ничего не знаете о Мангупе, то может и стоит, об этом чуть позже), то лучше узнать заранее режим работы.

Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник (а Мангуп-Кале в него входит) имеет официальный сайт , где вы можете посмотреть информацию по посещению Мангуп-Кале, а также других пещерных городов, Ханского дворца и еще некоторых объектов. На сайте написано, что пещерные города в осенне-весенние периоды в сложных погодных условиях прекращают функционирование, а также в других непредвиденных ситуациях, препятствующих использованию данных памятников как экскурсионных объектов.

Похоже, что это не значит, что в таком случае пещерные города нельзя будет посетить самостоятельно, но официальные кассы, а значит и экскурсоводы, работать не будут. Какой-то похожий случай был, видимо, и в наше посещение. И, кстати, вполне уместным выглядит предупреждение на этом сайте, что «Посещение объекта без головных уборов, спортивной обуви и запасов питьевой воды не менее 1,5 литра на человека - ЗАПРЕЩЕНО!!!». Это очень даже обоснованный и очень полезный совет. Ведь площадь Мангуп-Кале 90 гектар и довольно много открытых участков, где в солнечную погоду и жаркий день можно получить солнечный удар. Ну а на счет воды – это просто универсальный совет почти под все случаи жизни.

И еще одна такая ремарка. Мангуп-Кале, как и другие пещерные города, очень исторически насыщенное место. И посещать его намного, просто в разы, интереснее, если знаешь его историю. Намного интереснее подойти к «какой-то штуке» и хотя бы отдаленно догадываться, какое значение она могла иметь или к какой эпохе относится. И осторожно дотрагиваясь до нее, вы ощущаете, как история оживает для вас, а может даже и меняет, заставляет задуматься о текущей жизни, истории, в которой участвуем мы. Можно конечно посетить такое место и экспромтом, в том случае, если вы оказались там, не планируя заранее. Ничего страшного, просто потом точно возникнет желание узнать все же, что там было, и вернуться снова.

Мне понравились слова Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола (русский писатель и дипломат), которые я прочитал в статье Герцена А.Г. (ученый-археолог): «Что же такое Мангуп? – Отчаяние мое. Выезжать же из него скорее, ибо ничего нет досаднее, как неудовлетворенное любопытство». Это я к тому, что если нет времени на изучение, может, есть смысл послушать экскурсовода. Хотя, в принципе, информационных стендов на Мангупе много, но если ничего о нем не слышать заранее, то очень сложно информацию с подобных стендов за один день собрать в какую-то общую картину.

К сожалению, мы лишь частично успели подготовиться к посещению Мангуп-Кале. Поэтому часть объектов была пропущена, не смотря на то, что на Мангупе мы гуляли около 4 часов.

Самостоятельная экскурсия на Мангуп-Кале

Свой путь мы начали, поднимаясь по оврагу Табана-Дере. В начале тропы нас встречает «выставка» информационно-предупреждающих табличек. В 1975 году был создан комплексный памятник природы общегосударственного значения Мангуп-Кале (на основе памятника природы местного значения, основанного в 1964 году), вот, по-моему, с тех пор и стоят первые знаки. Через какое-то время новые знаки ставили, а старые не убирали вплоть до настоящего времени. Что же, интересный подход, в этом тоже есть своя история.

Поднимаясь по тропе через овраг Табана-Дере, сложно не вспомнить предупреждение на официальном сайте о спортивной (или удобной туристической) обуви. Набор высоты по вертикали составляет 300 м, с 200 м в селе и до 500 м над уровнем моря на плато. Протяженность подъема от села 1,5 километра.

Мангуп-Кале, находящийся на горе-плато Баба-Даг, имеет 4 протяженных мыса-выступа на север, а южная сторона круто обрывается. Такое строение получилось, потому что породы, слагающие гору, залегают моноклинально, то есть под углом в одну сторону (в северную под 10-11 градусов). Мысы называются Чамны-Бурун («Мыс с соснами»), Чуфут-Чеарган-Бурун(«Мыс вызова иудеев»), Элли-Бурун («Греческий мыс» или «Ветренный мыс»), Тешкли-Бурун («Мыс с дыркой»). Мысы образуют овраги: Табан-Дере («Кожевенный овраг»), Гамам-Дере («Банный овраг»), Капу-Дере («Воротный овраг») – тут были ворота главного входа в город-крепость.

Укрепления главной линии обороны

Первый объект, который нам встречается на тропе – это «Укрепление А.XI» 1503 года фортификационная стена, являющаяся составной частью главной линией обороны. XI – это порядковый номер укрепления, введенный учеными историками-археологами, а буква «А» означает, что оно относится к главной, а не второй линии обороны (буква «В» стендах). Дата создания стены взята из таблички в стене, где написано о сооружении стены в дни наместника Цулы в 1503 году. Эту табличку мы успешно пропустили, так как на момент посещения просто о ней не знали. Чуть ниже этой стены была значительно более древняя оборонительная стена, материал с которой частично пошел уже на эту «новую» стену, реконструированную после захвата турками Мангупа-Кале в 1475 году.

С южной стороны гора обрывается довольно резко.

И так же резко обрываются мысы (на фото ниже мыс Элли-Бурун):

Штурмовать их было затруднительно и даже бессмысленно, ведь пока ты лезешь вверх, на голову могут чего-то нехорошее накидать, пустить стрелу или вылить что-то неприятно горячее, поэтому был смысл защищать (а значит и строить стены) только овраги и пологие места на мысах и юге.

Караимский некрополь

После стены главной линии обороны мы проходим через Караимский некрополь XV-XVIII веков.







Некрополь (город мертвых) это, по сути, большие кладбища на окраинах средневековых городов. То тут, то там по оврагу Табан-дере разбросаны каменные надгробия караимов. Стоят уже они не на своих местах, надгробия перемещаются под воздействием оползней. Встречаются 3 типа надгробий: в форме призмы, плиты и рогатые (однорогие и двурогие). Надписи на надгробиях нанесены на древнееврейском языке. Караимы были одним из народов, населявших Мангуп. Несмотря на то, что княжество Феодоро было православным, Мангуп был многонациональным городом: потомки готов, аланов, черкесов, византийские переселенцы, караимы.

Караимы – это представители народов, исповедующих караимизм – течение внутри иудаизма, которое следует принципу буквального истолкования Библии и отрицает Устный закон и Талмуд. «Караимы» буквально переводится как «читающие». Появление караимов в Крыму рассматриваются двумя теориями: Хазарской (тюркской) и Семитической (еврейской). Сказать точно, что Крымские караимы – это потомки евреев или это тюркский кочевой народ, принявший одну из форм иудаизма, однозначно сложно.

Название мыса Чуфут-Чеарган-Бурун (Мыс вызова иудеев) так же связан с караимами. «Мыс вызова иудеев» трактуют по-разному. Некоторые связывают название с тем, что караимы, занимавшиеся ремеслом выделки кожи, с этого мыса вызывали из села на работу жителей. Вторая версия, как мне кажется, более вероятная. В. X. Кондораки связывал это название с оборонительным комплексом в западном обрыве мыса. В месте, где стена примыкала к скале, есть несколько пещер, из которых якобы караимская стража опрашивала въезжающих в город, отсюда «Мыс вызова иудеев».
Название оврага «Табан-Дере», означающее «Кожевенный овраг», также связан с караимами и их кожевенным ремеслом. Чуть выше по тропе есть источник, названный Мужским, рядом с которым располагается расколотая каменная ванна для замачивания кожи. И также караимы были последними людьми, покинувшими город Мангуп-Кале в 1794 году.

Подходим к части (башне) второй линии обороны, которая была границей поселения. Стены второй линии обороны периодически встречаются на плато, пересекая его с юго-запада на северо-восток до оврага Гамам-Дере.



Базилика VI-XV

Доходим до базилики VI-XV веков – самого большого средневекового храма горного Крыма. Базилика была первоначально построена еще в средние века во времена императора Юстиниана I (527-565г.г.) до возникновения княжества Феодоро.





Храм был трехнефовый, нефы отделены двумя рядами колонн. Центральный неф завершается большой апсидой (алтарная часть), а южный неф – малой. Внутри базилики и вокруг нее располагается кладбище, около 400 погребений.

Дворец Князей Феодоро

Недалеко от базилики находится дворец князей Феодоро. Построен во время правления князя Алексея в 1425 году. Здание было двухэтажным, и вместе с базиликой образовывали центр города. К нему примыкали торговые и ремесленные кварталы. Именно во времена правления Алексея борьба между Генуэзцами и Феодоритами достигла своей кульминации (Генуэзцы занимали прибрежную линию Крыма). Княжество Феодоро имело достаточно весомое значение в то время в Крыму.

О Мангупе знали во многих землях. Знали и в Москве. И хотели укрепить связи с княжеством. Иван III хотел женить своего младшего сына на младшей дочери Исаака (Исаак младший сын князя Алексея). Но не успел: в тот год княжество пало под осадой турков. После падения главной линии обороны, в овраге Гамам-Дере, следующим очагом сопротивления был именно Дворец, который в бою был полностью разрушен. Сейчас от него остались только общие очертания и фундамент.



Идем дальше по экскурсионной тропе, направо тропинка идет к ущелью Мышеловка в Южной стене. Под стеной располагается Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь XV века. В настоящее время восстановлен и действует. Мы к нему не пошли, так как спуск довольно крутой, а потом пришлось бы еще и подниматься, а времени до заката оставалось все меньше.

Церковь Святого Константина

Дошли до однонефовой церкви Святого Константина XV-XVII. От нее остались две неполных стены.

Рядом с ней, а также дальше на плато, встречаются тарапаны. Это выдолбленные в известняке винодавильни.



Комплекс скальных сооружений на южном обрыве

Направляемся к вершине горы Баба-Даг. О том, что это высшая точка, подсказывает триангуляционный пункт (подробнее о триангуляционных пунктах в статье про гору Демерджи).

Рядом с ним еще один тарапан, значительно лучше сохранившийся, возможно, более свежий, с четкими отверстиями для установки деревянных конструкций пресса.







Недалеко от тарапана встречается первое подземное помещение, похоже, складского-хозяйственного назначения. На потолке квадратные выемки под столбы, на полу четко видны вытесанные пазы под какую-то станину, рядом круглое отверстие в полу, а к нему ведет что-то типа канавки для сбора жидкости, похожее отверстие в потолке. А на поверхности отверстие это углублено в воронку. Может быть, этот комплекс также использовался в виноделии. Тарапаны использовались и после падения княжества Феодоро, когда Мангуп стал турецким.







В этот же комплекс скальных сооружений на южном обрыве входит и малая базилика IX-X веков. А, вернее, оставшийся от нее фундамент. Малая базилика была трехнефовая, нефы разделены колоннами. Рядом с ней вырубленные могилы.



Идем дальше, доходим до монастырского пещерного комплекса.











Следующий комплекс называется «Площадка со склепами» и тоже является монастырским комплексом. Под ней, ниже в стене, находится несколько отверстий-склепов, их видно снизу.





Цитадель

Ну вот мы и подошли к последнему рубежу княжество Феодоро перед османскими войнами. Цитадель постройки XIV-XV века.

Последняя линия обороны состоит из двух куртин (стен) 53 и 30 метров. Между ними возвышается трехэтажная башня-донжон. Кроме боевого значения цитадель была княжеской укрепленной резиденцией. Дверные и оконные проемы, обращенные в сторону мыса, украшены орнаментом.





Толщина оборонительных стен цитадели достигала 2,8 м. Слева от цитадели располагались главные ворота.





После захвата Мангуп-Кале турки восстановили цитадель как защитное сооружение, но уже с учетом новой эпохи военного дела. Так же были реконструированы и многие другие защитные сооружения. К тому состоянию, которое мы сейчас видим, объекты пришли в результате грубой выборки камня, вплоть до начала XX века. Только к концу XX века объекты начали реконструироваться.

Мыс Тешкли-Бурун

Пройдя через главные ворота цитадели, мы попадаем на мыс Тешкли-Бурун. Именно с него начинается история Мангупа. Искусственные пещерные сооружения тут появились еще задолго до княжества Феодоро. Сама природа определила начало застройки тут. С него был отличный обзор на главные дороги и неприступные природные стены. Водоснабжение производилось через колодец глубиной 23,6 м, пробитый до водоносной трещины. Сейчас этот колодец закрыт металлической решеткой.

Если пойти чуть левее от цитадели после главного входа, то попадем в так называемую акустическую пещеру. Название, конечно, современное. Рядом еще несколько помещений, скорее всего все они несли оборонительно-дозорные функции. Спускаться туда советую аккуратно. В принципе почти везде на Мангуп-Кале надо смотреть под ноги и быть осторожным. Сооружения максимально оставлены так, как они есть после раскопок, чтобы их было интересно осматривать. И это очень хорошо: погружение в историческое время полное. Но соответственно никаких ограждений, поэтому еще раз – осторожность.


Акустическая комната расписана современными любителями эзотерики и индуисткой культуры. Мы тоже встретили там группу, распевающую мантры.







А еще отсюда отличный вид на балку Джан-Дере, плато Чардаклык и мыс Элли-Бурун.

Плотность пещерных комплексов достигает пика своей плотности на окончании мыса Тешкли-Бурун. Исследуя их, можно переходить из одного в другой. Условно их можно разделить на комплексы Барабан-Коба, Гарнизонная церковь и монастырь на оконечности Тешкли-Бурун. Скорее всего, все помещения были двойного назначения: кроме религиозного, еще и дозорно-оборонительное.

Панорама на овраг Тешкли-Бурун-Дере, гору Азыз-Баир, балку Джан-Дере.

Спускаемся в монастырь на оконечности Тешкли-Бурун. Рядом со входом в помещение выдолблена гробница, сверху когда-то была плита.

На дальней стенке видны характерные перекрёстные следы от горной выработки проходческими инструментами (кирки, зубило, молот). То, что расстояние между ними довольно большое, говорит о том, что выработка была сравнительно не тяжела.

Переходим в соседнее помещение, куда раньше лестница вела также и с плато. Сейчас она разрушена. На другой лестнице видна выработка для дверной коробки.

Этот комплекс помещений так же первоначально религиозного значения. На полу видна выработка для маленькой часовни. Четко видна алтарная часть. На стене видна выемка под икону.









В соседнем помещении интересное отверстие в полу

В последствие, когда помещения перестали нести религиозное значение (возможно, уже во времена Феодоро, так как уже были наземные постройки), все выемки в полу стали использоваться как водосборные. Об этом говорят борозды, сделанные к выработке часовни. Проходим в помещение, находящееся над Барабан-Коба. Отсюда видно село Ходжа-Сала и главные дороги к Мангуп-Кале. Над этим помещением когда-то находилась дозорная башня.





Спускаемся в нижний комплекс Барабан-Коба.



Нижнее помещение размером 6 на 5 метров с вырубленной колонной квадратного сечения посередине. Комплекс так назван из-за характерного звука, издаваемого колонной, если по ней сильно постучать. В помещении 5 камер со следами дверных коробок. Возможно, это были темницы. Шестое помещение побольше и с двумя дверьми, внешняя стенка его обрушилась.







На этом наша прогулка по Мангуп-Кале заканчивается, солнце уже близится к горизонту, мы понимаем, что пора спешить на выход, чтобы выйти до темноты. Возвращение по стандартному экскурсионному маршруту проходит через овраг Гамам-Дере, откуда, кстати, турки и прорвали оборону Феодоро. Но у нас времени было уже мало и мы решили не плутать и вернуться тем путем, каким пришли – через овраг Табан-Дере. Прогулка по Мангупу заняла 4 часа. Рассчитывайте свои силы и время и обязательно отправляйтесь в это чудесное место.

Мангуп – один из известных пещерных городов Крыма, крупнейшая крепость средневековой Таврики, расположенная в самом центре горной части полуострова на высоте 576 м над уровнем моря. Люди начали посещать плато, по крайней мере, 5 тыс. лет назад, то есть в эпоху медно–каменного и бронзового века, о чем свидетельствуют оставшиеся здесь орудия из кремня и диорита. К I тысячелетию до н.э. относятся немногочисленные находки лощенной лепной керамики таврского типа. Только со второй половины III в. сюда наблюдается заметный приток населения, максимальный прирост которого для раннего периода жизни поселения приходится на VI –VII вв. Этническую основу этого населения составляли ираноязычные аланы и восточные германцы – готы, среди которых постепенно распространялось христианство. Во второй половине VI в. Византийская империя для защиты от нападений кочевников возводит на подступах к своему главному опорному пункту в юго–западной части полуострова Херсону (так в средневековье назывался Херсонес, находившейся на месте нынешнего Севастополя) ряд крепостей. Наибольшей была главная крепость Крымской Готии, именовавшаяся до X в. Дорос, а позже – Мангуп и Феодоро. Главные усилия фортификаторов требовались при возведении стен, пересекавших ущелья между мысами, поскольку трасса их проходит по весьма крутым склонам. С западной, южной и юго–восточной стороны плато окаймлено обрывом, достигающим высоты 70 м, но в нем есть как отдельные узкие крутые расселины, так и довольно обширные участки, где склон был уступчатым и давал бы возможность проникнуть в крепость. Все такие места были также защищены стенами. В целом протяженность крепостного рубежа, составленного из естественно неприступных обводов плато, дополненных искусственными укреплениями, составила около 7 км. Эта внешняя и главная линия обороны без каких–либо принципиальных планировочных изменений просуществовала вплоть до начала XVI в. В центре плато была сооружена большая базилика, предназначавшаяся для христианизации союзного империи местного населения. В конце VIII в. крепость была захвачена хазарами, удерживавшими ее на протяжении следующего века. Она сохраняла свое стратегическое значение, находясь на границе владений Империи и Каганата. Вероятно, в этот период, крепость получила новое название Мангуп. К началу X в. Византия вернула утраченный контроль над крепостью, включенной в состав военно–административного образования – Херсонской фемы. Последние столетия I–го тысячелетия н.э. отмечены значительными переменами в хозяйственной деятельности населения земледельческой Таврики. В его занятиях резко возрастает роль виноградарства и виноделия, что на Мангупе отмечено появлением крупных винодавилен (тарапанов), вырубленных в материковой скале. В конце X – первой половине XI в. поселение приходит в упадок, возможно, после катастрофического землетрясения, охватившего весь Юго–Западный Крым. В XIV в. жизнь на плато возрождается, формируется город Феодоро – столица одноименного христианского княжества, занимавшего значительную часть Юго–Западного Крыма. Его северным соседом был Крымский улус Золотой Орды, а с 40–х гг. XV в. обособившегося от нее Крымского ханства. На юге побережье находились генуэзские колонии, столицей которых был город Кафа, основанный во второй половине XIII в. на месте античной Феодосии. В этом окружении Мангуп становится объединительным центром для греко–язычного христианского населения. В середине 90–х гг. XIV в., во время междоусобной войны между золотоордынским ханом Токтамышем и самаркандским правителем Тимуром (Тамерланом), молодой город был обращен в руины. В начале XV в. он вновь возрождается, княжество входит в последний периодсвоего существования и одновременно расцвета и наибольшей известности. Общая численность населения княжества достигала 150 тыс. человек. При князе Алексее, правившем в 20–30–х гг., особенно пышно, в духе провинциально–византийского зодчества, отстраивается столица. В ней заново возводятся базилика и дворец, существенно реконструируется цитадель на мысе Тешкли–бурун. Для обеспечения выхода к морским путям Алексей построил в устье р.Черной крепость Каламиту (Инкерман). В 1433 г. феодоритам удалось захватить крепость и бухту -w+item://9015-w!Чембало-w- (Балаклава). Однако через год она была вновь отбита генуэзцами. При князе Исааке (в генуэзских документах его называют Саик, а в русских – Исайко), правившем с 1471 г., особенно расширяются внешние связи Феодоро. В 1472 г. мангупская княжна Мария становится женой господаря Молдавии Стефана III Великого. В 1474–1475 гг. Великий князь московский Иван III вел переговоры о женитьбе своего сына на дочери князя феодоритов. Однако осуществлению этого замысла помешало турецкое вторжение. Весной 1475 г. умершего Исаака сменил князь Александр, но правление его было недолгим. 31 мая этого года турки–османы высадились под Кафой. Через неделю город сдался. Быстро были захвачены и другие крепости генуэзцев. Только Мангуп оказал достойное сопротивление. На помощь ему накануне осады прибыл отряд из трехсот валахов, направленный господарем Молдавии Стефаном III, на помощь своему шурину князю Александру. Полгода продолжалась осада с применением пушек, выбрасывавших гранитные ядра диаметром 40 см и весом более 100 кг. Несмотря на мужественное сопротивление защитников, город пал. На захваченных землях княжества был образован кадылык (округ), управлявшийся кадием (судьей). На три столетия бывшая столица православной Таврики превратилась в турецкую крепость, оставленную гарнизоном после 1774 г., когда Кучук–Кайнарджийский договор подвел итог российским победам над османской армией на Дунае и вывел Крымское ханство из вассальной зависимости от Стамбула. Последними обитателями Мангупа, караимы, покинули Мангуп в начале 90–х гг.

Как дойти до Мангуп-Кале.

Пещерный город Мангуп-Кале находиться в 5 километрах к северо-востоку от села Красный Мак.
От симферопольской автостанции «Западная» или бахчисарайской автостанции следует добраться до сел Красный Мак или Залесное. От Красного Мака выйдете из села по автодороге, ведущей на юг, пройдите село Залесное и, не доходя до искусственного озера, сверните налево, на проселочную дорогу в сторону села Хаджи-Сала (в преводе с татарского - священное место). От села начинается подъем на Мангуп с северной стороны. Проход на территорию городища со стороны села Хаджи-Сала платный.
До села Теровка можно добраться от севастопольской автостанции «5-й километр» на рейсовом автобусе. От Тет6овки следуйте по автодороге Т-0105 на восток. Дорога поворачивает на север у подножья Мангупа. Здесь нужно сойти с дороги, пересечь большую поляну и подниматься на плато Мангупа с южного склона.

Основатель династии Цинь, закончивший строительство Великой Китайской стены, готовился к смерти загодя: выстроил огромную усыпальницу для себя, и несколько склепов «по-меньше» — для слуг и воинов. Вместе с императором были захоронены 70 тыс. рабочих, вместе со своими семьями. А вот воинов убивать император не стал. Вместо этого он заказал ремесленникам создание армии из терракота, каждый воин которой имел бы в качестве прототипа реального человека.

Не смотря на то, что китайские историки очень бережно относятся к своему культурному наследию, терракотовая армия каким-то образом была забыта. Ее открытие оказалось случайностью — летом 1974 года, в провинции Шэньси, во время рытья колодца, на глубине 5-ти метров, на одного из глиняных воинов наткнулся китайский крестьянин. Находка сразу же вызвала небывалый интерес у археологов, потому что внешний вид статуи позволял отнести дату ее создания к периоду глубокой древности. Уже к началу осени того же года археологи обнаружили около 6-ти тысяч таких воинов. Анализ показал, что время создания статуй совпадает с годами жизни Цинь Шихуанди, гробница которого, гора Лишань, была расположена неподалеку от места «захоронения» терракотовых воинов.

Соотнести глиняное войско с основателем династии Цинь помог еще и труд Сыма Цянь, потомственного историографа династии Хань, который описывал восхождение на трон в 246 году до н. э. 13-летнего Ин Чжэна, известного нам как Цинь Шихуанди. По свидетельству историографа, юный правитель сразу же начал строительство собственной гробницы и распорядился создать армию глиняных воинов, которые бы служили ему после смерти.

Все статуи являются копиями настоящих людей, сохранив их черты лица, особенности обмундирования, чины и т.д. Единственное, что изменили скульпторы — рост воинов, сделав их несколько выше реальных прототипов. Высота статуй рядовых воинов приблизительно 180 см, а офицеров — до 2 м, что выражает их превосходство по рангу. Лучники, копейщики, мечники и даже конница — Цинь Шихуанди собрал полноценное войско, которое полностью копировало реально существовавшие боевые соединения. Командиры всех рангов, вплоть до генералов, также последовали за своим императором на «тот свет», в виде глиняных скульптур. Были найдены и «гражданские» статуи — музыкантов, акробатов и чиновников.

Подавляющее большинство статуй было обращено на восток. Некоторые стоят расслабленно, другие опустились на колени и, вынув из ножен меч, отражают атаку. Различие в статусе можно определить по одежде. Офицеры одеты в туники с поясами и костюмы, похожие на мундиры. Рядовые воины одеты в короткие, зауженные книзу штаны, короткие халаты, нагрудные панцири. Их обувь обычна для древних китайцев: обмотки и башмаки с прямоугольными носками. Еще рядовых выделяют характерные прически в виде тугого пучка волос.

Основные раскопки велись в два этапа: с 1978 по 1984 год и с 1985 по 1986 год. А с 2009 года стартовал третий этап раскопок, которые длятся по сей день. Последние раскопки позволили извлечь еще 500 глиняных воинов, 100 коней и 18 бронзовых колесниц. А сколько еще предстоит открыть — вопрос, остающийся без ответа. Но почему же гробница императора оказалась в таком плачевном состоянии?

После смерти Цинь Шихуанди трон унаследовал его сын — Эр Шихуанди, который был безвольным и слабым. В следствии его несостоятельности как руководителя, вспыхнуло народное восстание. И первой целью восставших оказалась терракотовая армия. Причина этого была в том, что хитрец Ин Чжэн переплавлял все излишки оружия, так что простые люди не могли его нигде достать. А в склепе, для нужд глиняных воинов, хранился арсенал, рассчитанный на 8 000 человек: мечи, щиты, копья и луки. В результате гробница оказалась разграблена, императорские войска разбиты, а Эр был убит. Но вот сокровищ императора, которые по легенде были захоронены вместе с ним — так никто и не нашел. По одной из версий, император вообще был похоронен в другом месте, а гора Лишань — это всего лишь декорации.

Организация ЮНЕСКО в 1987 году внесла терракотовую армию в список объектов Всемирного наследия в Китае. Сегодня же каждый желающий имеет возможность посмотреть на терракотовых воинов «вживую». Вокруг зоны раскопок вырос небольшой городок с кафе, сувенирными лавками и крытыми павильонами, где и выставляется на всеобщее обозрение терракотовая армия императора Цинь Шихуанди.

Источник- http://azialand.ru/terrakotovaya-armiya/

Восточнее г. Сиань, в провинции Шэньси располагается многотысячныйвоенный гарнизон, это чудо света, известное как -Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди . Подземные захоронения насчитывают по крайней мере 8099 терракотовых статуй китайский воинов и их лошадей. Им удостоилась честь быть захороненными вместе с первым императором Цинь — Цинь Шихуанди в 210—209 гг. до н.э

В округе Сианя китайские земледельцы давно уже находили глиняные черепки, однако притрагиваться к ним, а тем более брать их в руки они опасались,так как считали, что странные черепки — это магические амулеты — источник различных бед. Но уже в 1974 г. все объяснилось.

История Терракотовой Армии

Однажды земледелец Янь Джи Ван стал выкапывать колодец на своем участке земли. Воды он не обнаружил, но зато нашел нечто другое. Янь Джи Ван наткнулся на фигуру древнего воина на 5-метровой глубине. Находка земледельца потрясла археологов. а последующие раскопки показали, что она здесь не одна. Несколько тысяч воинов были обнаружены учеными. Терракотовые солдаты были захоронены в земле свыше 2 000 лет с дня гибели известного объединителя Китая — Цинь Шихуанди.

Гора Лишан — это рукотворный китайский некрополь. Материал длятерракотовых воинов брали здесь. Строительство терракотовой армии начали в 247 г. до н. э., в их возведении приняли участие более 700 000 ремесленников и рабочих, и совершалось оно, как предполагают искусствоведы, в течение 38 лет. Цинь Шихуанди предали земле в 201 г до н. э. По предположению китайского историка Сыма Цяню, драгоценности и изделия ремесленников были также захоронены вместе с ним.

Лошади и воины Терракотовой армии в Китае создавались в разных районах. Ученые выяснили: лошади были изготовлены рядом с горой Лишан, скорее всего, чтобы облегчить их транспортировку (вес лошади составляет приблизительно 200 кг.), фигуры воинов значительно легче, около 135 кг., но место их создания еще неизвестно.

Позже, на месте грандиозной находки, возник город. Три павильона защищают от непогоды и вандализма погребальную армию из терракота. Раскопки терракотового полчища длятся уже около 40 лет, но окончание их, так и не предвидится.

Терракот - желтая или красная глина,подвергшаяся обжигу при постоянной температуре не ниже 1000 градусов в продолжение нескольких дней.

Ян Джи Ван нашел первый, главный боевой ряд Цинь Шихуанди, который содержит приблизительно 6 000 терракотовых фигур. В 1980 г. археологи откопали вторую колонну в 2 000 статуй. Позже, в 1994 г. обнаружили генштаб — скопление высших военных начальников.

Около 700 000 мастеров были причастны к созданию императорского войска. Но зачем древним китайцам необходимо было тратить силы и средства на создание этой грандиозной композиции? И какие еще тайны хранит земля этой местности?

Затянувшийся кровавый период семи соперничающих царств закончился безоговорочной победой династии Цинь. Юный и амбициозный правитель Инь Жень подчинил себе все царства одно за другим. Их столицы Джао, Хань, Вей, Инь, Чунь и Ци были сравнены с землей. Впервые за все историю Китай достиг единства. Цинь Шихуанди назначил себя императором и незамедлительно перешел к реформам и укреплению власти. За дело он взялся с присущей тирану изощренностью и размахом. Он ставил себе целью уничтожить любую возможность раздробленности Китая и междоусобиц в будущем. Китайскую Империю разделили на 36 округов, в округе назначалось по два наместника (гражданский и военный). Император ужесточил все стандарты: это касалась денег, меры длины и веса, письменности, строительства и даже ширины оси для телег. Образцом служили стандарты, установленные в царстве Цинь. Предыдущую историю Китая объявили малоактуальной. В 213 г. до н.э. книги и древние летописи побежденных династий предали огню. Были подвержены казни более 460 ученых, которых заподозрили в нелояльности к новому императорскому режиму.

Император считал, что его династия будет вечно править Империей и поэтому старался создавать атрибуты, подобающие вечности. Одним из итогов императорской мысли о вечном, стала Великая Китайская Стена.

Изначально, правитель хотел похоронить с собой 4 тыс. молодых воинов, ибо так гласит древняя китайская традиция, но советники сумели убедить его не совершать этого. Этот варварский поступок неизбежно привел бы к бунту. Тогда решили вместо людей погрести статуи из глины. Но для надежности их число увеличили. Их взор был обращен на восток, там были расположены все царства, пострадавшие от великого тирана.

Терракотовые воины были сделаны очень ювелирно, вероятно их создателям было присуще удивительное старание. Во всей свите нельзя найти одинаковых лиц, потому, что их просто нет. Они отражают многонациональность китайской империи, среди них можно наблюдать не только китайцев, но и монголов, уйгуров, тибетцев и многих других. Детали одежды и прически соответствуют своему времени. Доспехи и обувь воспроизведены с невероятной точностью.

Единственное отличие от реальных людей в их росте. Их высота 1,90 — 1,95 метра. Таким ростом армия божественного Циня не могла быть. Готовое ваяние обжигалось в печах, с температурой обжига 1 000 градусов. После, художники расписывали их естественными цветами. Немного поблекшие краски заметить можно и сегодня. Однако, спустя несколько минут, проведенных на воздухе, краски исчезают.

Одиннадцать проходов основного ряда воинов разделены стенами. Сверху были положены целые стволы деревьев, укрытые циновками и 30 см. цемента, и еще сверху 3 м. земли. Это делалось с целью защитить умершего императора среди живых. Но увы, расчет не смог оправдать их ожиданий, через несколько лет эта могучая терракотовая армия потерпела поражение.

Цинь Шихуандин умер и правителем империи стал его сын — безвольный и слабый Эр Шихуандин. Его неумение управлять, вызвало бурю негодования у людей. Бунт народа, которого боялись советники, все-таки произошел и подавить его было некому. Первое же поражение досталось терракотовой армии.

Возмущенная толпа разграбила и сожгла войско, т.к восставшим было негде достать оружие. Его излишки Цинь Шихуанди переплавлял и уничтожал, дабы избежать различных инцидентов. Здесь же, под землей было 8 000 комплектов луков, щитов, копий и мечей. Главной целью бунтующих были именно они. Правительственные войска потерпели поражение. Сына великого императора убили свои же придворные.

Много веков грабители жаждали откопать сокровища, некоторым это стоило жизни.Поразительно, но терракотовые солдаты хранили дух своего правителя, как могли. Говорят, среди раскопок были найдены и человеческие скелеты. В древних рукописях говорится, что с божественным Цинем вместе были захоронены колоссальные сокровища, в их числе и золотой трон. Цинь Шихуанди умел создавать интригу своими загадками. А одна из версий, предполагает, что он похоронен в другом месте, и это всего лишь декорации. И если это так, то масштабы истинного захоронения, можно рисовать лишь в фантазиях.

Извлекая фигуры из земли, археологи были озадачены проблемой - краска мгновенно (5 минут) сохла и лопалась. И было найдено решение - после различных обработок (погружение в контейнер с влажным микроклиматом, покрытие специальным составом и облучение), воинов выставляют в музеях мира, сейчас извлекли около 1500 статуй. Есть музей и непосредственно на месте обнаружения, первая экспозиция открылась в 1979 году, но во всей красе он предстал в 1994.

Наряду с Великой Китайской Стеной и монастырем Шаолинь, Терракотовая армия в Китае входит список самых известных достопримечательностей всего мира. Если вам посчастливится путешествовать по Азии, а конкретно в Китае , то обязательно загляните в Музей терракотовой армии города Сианя.

Терракотовую армию императора Цинь Ши Хуанди в 1987 году внесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Китае.

Видео Терракотовая Армия

Цинь Шихуанди, являвшийся правителем царства Цинь, первый в мире сформировал структуру централизованной власти. Для укрепления целостности государства им были предприняты различные крупные преобразования. Во время его правления было начато возведение национальной дорожной сети. Кроме того, он запретил конфуцианство, объявил о сжигании всех не допущенных правительством книг.

Краткая историческая справка

Родился Цинь Шихуанди в 259 г. до н. э., в первом месяце китайского календарного года. В связи с этим ему дали имя Чжэн, что значит "первый". Местом рождения правителя стал Ханьдан. Там его отец был заложником, а мать - наложницей. Цинь Шихуанди инициировал широкую строительную деятельность. Во всех городах империи возводились дворцы и храмы, так, в окрестностях Чанъаня было сооружено 270 дворцов. Комнаты в них все были украшены пологами, занавесками. Повсюду там жили самые красивые наложницы. Кроме ближайших людей к правителю, никто не знал, где он находится в тот или иной момент. Умер Цинь Шихуанди в 210 году до н. э. (в 48 лет). Похоронен он в одном из сорокаметровых курганов, но его останки так и не найдены по сегодняшний день, так как раскопки на этой территории с некоторого времени запрещены.

Терракотовая армия Китая

Задолго до своей кончины правитель начал строительство роскошного, огромного погребального комплекса в горе Лишань. Возведение сооружения продолжалось в течение тридцати восьми лет. Во время было выявлено, что этот комплекс имеет форму квадрата. Длина сооружения 350 метров с юга на север. Протяженность же с востока на запад - 345 м. Мемориал имеет высоту 76 метров. Общая площадь погребального комплекса - 56 кв. км. На территории мемориала обнаружено три мощных склепа. В них и погребена терракотовая армия, боевая конница, воссоздающая настоящее войско. Укомплектовано оно было по всем государственным правилам того времени.

Тайна Терракотовой армии

Погребенные фигуры, которые находились под землей в течение более двух тысячелетий, были обнаружены случайно в марте 1974 года. В то время крестьяне раскапывали колодец и наткнулись на фигуры лошадей и солдат в рост человека. И было их несколько тысяч. Это и была та самая терракотовая армия императора, захороненная рядом с ним. Она должна была биться за своего правителя и в царстве смерти. Цинь Шихуанди верил, что будет управлять своим государством даже из загробного мира. Но ему, как он считал, были непременно необходимы солдаты. Поэтому и была создана терракотовая армия. Сначала правитель собирался похоронить с собой четыре тысячи молодых солдат. Но советники смогли убедить его не делать этого. Живых людей должны были заменить глиняные статуи. Предполагалось, что в них переселятся души всех умерших в сражениях солдат. По крайней мере, существует такое предание. Но для большей надежности было решено увеличить количество защитников правителя вдвое, то есть их стало 8 тысяч.

Как выглядели статуи?

Армия терракотовых воинов была, как настоящая. Все статуи были выполнены с удивительным старанием и ювелирной точностью. Среди фигур нет одинаковых. Лица солдат показывают многонациональность срединного государства. Так, терракотовая армия Китая состояла не только из непосредственно жителей страны. Среди солдат были и монголы, и тибетцы, и уйгуры, и представители прочих народностей. Каждая деталь одежды была выполнена в соответствии с тем периодом. Доспехи, обувь воспроизведены по моде того времени с поразительной точностью.

Галереи

Сначала перед взором предстает зал площадью 210 х 60 метров. Заложен он на глубине 4,9 м. Здесь находится порядка 6 тысяч пехотинцев. Располагаются статуи в 11 параллельных коридорах. Впереди пеших находятся боевые колесницы, которые В отличие от глиняных человеческих и лошадиных фигур, колесницы были изначально выполнены из дерева. Именно поэтому от них практически ничего не осталось. Пехотинцы, располагающиеся вокруг них, вооружены бамбуковыми шестиметровыми копьями, используя которые, солдаты преграждали врагам дорогу к лошадям. На две колесницы когда-то были поставлены сигнальные барабаны и колокола, боем в которые отдавались приказания и определялось направление атаки. В северном и восточном коридорах также располагаются солдаты, охраняющие подступы с флангов к основным частям. У них, как и у большинства пехотинцев, отсутствуют щиты. Дело в том, что терракотовая армия Цинь Шихуанди состояла только из бесстрашных и крепких солдат, которые, не боясь смерти, не носили ни щитов, ни лат. На головах у офицеров, как правило, были шапочки, а у рядовых солдат - накладные волосы в виде пучков. Во 2-м зале находится порядка 1400 фигур лошадей и солдат. Вторая галерея располагается примерно в двадцати метрах от первой. Солдаты 2-го зала существенно отличаются от тех, что были в первом. В третьей галерее стоит всего 68 фигур. Предположительно, это штабисты и денщики.

Как изготавливались фигуры?

По технологии лепилось сначала туловище. Снизу статуя была монолитной и массивной, соответственно. Именно на эту нижнюю часть приходится весь центр тяжести. Сверху туловище фигуры полое. После того как тело было обожжено, к нему прикрепляли руки и голову. В заключение скульптор лепил лицо, покрывая голову тонким дополнительным слоем глины. У каждого солдата было свое индивидуальное Очень точно передана и прическа каждого воина. В то время волосы были предметом повышенного внимания. Фигуры обжигались несколько суток при постоянно поддерживаемой температуре не ниже тысячи градусов. Благодаря такому продолжительному обжигу глина, затвердевая, становилась как гранит. После этого лучшие художники наносили на статуи краску. Следует сказать, что терракотовая армия раскрашивалась в натуральные цвета. Но за два тысячелетия краски все-таки стали блеклыми, а в некоторых местах исчезли совершенно.

Другие находки

Обнаруженные в погребальном комплексе колесницы из бронзы с лошадьми, впряженными в них, являлись тем самым популярным транспортным средством, которое использовалось правителем, штатом придворных и наложницами. Среди найденных предметов следует отметить также оружие, полотняные и шелковые изделия и прочее. Отлично сохранились мечи. Их лезвия остались все так же остры, как и в те давние времена, и прикоснуться к ним голой рукой просто невозможно - сразу остается порез. Одиннадцать коридоров главного зала разделяются толстыми стенами. Древние мастера сверху выложили цельные древесные стволы, которые покрыли циновками. Поверх этого был залит тридцатисантиметровый слой цемента. На него было уложено три метра земли. Это все должно было обеспечить надежную защиту умершему правителю в царстве живых. Но, к сожалению, расчет не удался.

Крестьянское восстание

Спустя несколько лет после смерти своего правителя китайская терракотовая армия потерпела поражение. На престол взошел его сын Эр. Неумелые действия наследника вызвали шквал народного недовольства. Разразился крестьянский бунт - восстание, которого так опасались советники правителя. Подавить недовольство народа было некому: Эр Шихуанди был безвольным и слабым. Возмущенные повстанцы разграбили, а потом и сожгли неподвижное войско. Следует сказать, что данные действия были не столько актом вандализма, сколько практическим решением бунтующих. Дело в том, что перед своей смертью первый правитель повелел уничтожить все существующее оружие, кроме того, которое должны были иметь солдаты терракотовой армии. В результате в государстве оружия не было, зато под землей было зарыто 8 тысяч превосходных комплектов новых луков, стрел, мечей, копий, щитов. В итоге повстанцы, захватив оружие у армии первого императора, разбили правительственные войска. Бездарный молодой наследник престола был убит своими придворными.

Заключение

В течение многих веков совершались различные попытки отыскать в погребальном комплексе сокровища, было предпринято великое множество экспедиций. Причем участвовали в них как исследователи-археологи, так и простые грабители. Следует сказать, что многие расплатились за эти попытки своей жизнью. По рассказам очевидцев, среди раскопок то и дело находят человеческие скелеты. Сегодня многие ценности изменились. Например, глина, из которой выполнены стены, может по стоимости быть сравнима с золотом. Один кирпич из той древнейшей эпохи стоит несколько десятков тысяч долларов.