Наглое поведение. Три тактики поведения с наглыми людьми

Про психическое явление «наглость»


Проявления наглости - мало исследованы с позиций психофизиологии. В статье будет показано, что это - важная метка этапа прохождения процесса формирования любых навыков, побочный эффект пока еще не вполне уверенно развитого навыка в условиях насущной необходимости получения желаемого результата при определенных препятствиях к этому.

Слово "наглость" в обиходе носит явно эпатажный характер, но не должно мешать корректному рассмотрению его психофизиологической подоплеки, и пока нет основания подбирать для него более благозвучный, "научный" термин.

Конечно то, к чему может привести развитие отдельных проявлений наглости в стиль наглого поведения, выходит далеко за рамки первопричин, как это происходит буквально со всеми задатками адаптивн ых механизмов творчества: искусства и науки, которые, в свою очередь, качественно подразделяются на множество видов. Так что в статье будет рассматриваться только первичный механизм и его проявления.

Бытующее понимание значения слова .

Как правило под словом наглость понимают дерзкое поведение, посягающее на общепринятые нормы, выражение протеста скандальными (эпатажными) средствами.

Наглость (первоначальное значение этого слова – «внезапность, быстрота, смелость», ср. выражение Как ты посмел!) – дерзость, нахальство. Возможные проявления – повышенность тона, громкость голоса, глядение прямо в глаза, без отведения взгляда (пронзительный взгляд, взгляд в упор), попытки чем-нибудь смутить собеседника, применение лжи, ухмылка, выпячивание больших пальцев и шевеление ими. Может быть следствием самоуверенности, высокого социального положения, другого чувства превосходства, отчаяния, возмущения, сознания своей безопасности. Типичная реакция – раздражение, презрение, противодействие .

Кстати, эпатаж свойственен авангардному , и отчасти модернистскому (так или иначе, но любому деструктивному ) искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям». С точки зрения психологии эпатаж является одной из форм демонстративного поведения .

Наглость и неуверенность в себе как две полярности

...Наглость – это что-то вроде бесстыдства и дерзкого самоуверенного нахальства , которое граничит с хамством. Иногда наглость имеет положительный оттенок, когда акцент идет именно на уверенности в совершаемых действиях, а не на их бесцеремонности. В наше время неуверенность в себе часто противопоставляется такой «положительной» наглости .

При всем этом, казалось бы, вполне однозначном понимании, границы явления оказываются достаточно размытыми, а сами проявления наглости спорными, если не рассмотреть то, как и почему наглость возникает, в какое время развития индивида начинает проявляться и что является этому причиной. Мало того, явление почти не исследовано с позиции психофизиологии, хотя во множестве литературы приводится чисто эмпирическ ие исследования проявлений наглости в описании периодизации развития организма. И эти проявления касаются не только человека.

Специализированный комплекс отделов мозга, управляющий социальным поведением, сначала был обнаружен у млекопитающих, затем у других наземных позвоночных и даже у рыб. Американские биологи показали, что у разных групп позвоночных сходна не только структура этого комплекса, но и характер работы ключевых генов в нем. Те различия, которые всё же имеются, в большей степени затрагивают синтез сигнальных веществ (нейромедиаторов) и в меньшей - распределение рецептор ов, реагирующих на эти вещества. По-видимому, уже у последнего общего предка лучеперых рыб и наземных позвоночных имелась социально-ориентированная нейрон ная сеть, основные структурные и нейрохимические свойства которой в ходе дальнейшей эволюции менялись весьма медленно.

... Самое удивительное свойство сети SDM - это ее эволюционный консерватизм, то есть крайне медленный темп эволюционных изменений... базовые социально-ориентированные задачи у всех позвоночных схожи: привлечь хороших половых партнеров, одолеть конкурентов, повысить свой социальный статус, вырастить побольше здоровых потомков... Это фундаментальное сходство жизненных устремлений, вероятно, и создает предпосылки для развития более или менее универсальных социально-ориентированных нейрон ных структур в ходе эволюции.

Общность механизмов проявления наглости и существующие фактические материалы позволяет систематизировать и конкретизировать механизм, тем самым более корректно уточнив формальное определение. Что и будет сделано в этой статье.

Вот несколько показательных примеров эмпирическ их статей.

Когда ребенок грубит и препирается

Да, детям свойственно порой проявлять наглость!... Чаще всего причина такого поведения заключается в том, что маленький ребенок просто проверяет на своих родителях то, что узнал из телепередач или услышал от детей постарше, живущих по соседству.

Даже если ваш шестилетний ребенок, когда вы укладываете его спать, будет проявлять большие способности в споре, доказывая, что он еще совсем не устал, дайте ему понять, что вы знаете больше. Можете, конечно, похвалить его манеру вести диалог и пообещать, что позже выслушаете его, но при этом укажите, что вы все-таки лучше знаете, когда ему ложиться спать.... Семьи, где дети не стесняются подходить к родителям, чтобы спокойно изложить свои аргументы по тому или иному вопросу, можно считать здоровыми семьями. Однако даже в таких демократичных семьях, где каждый может говорить, что думает, бывают ситуации, когда последнее слово обязательно должно остаться за родителями. Если вы оказываетесь в ситуации, в которой вы должны показать свою власть, то вам нужно сразу же четко определить, что сейчас настал именно такой момент, а затем решительно пресечь всякую дискуссию.

Гиперактивность - одна из самых частых дисфункций поведения, которая оказывает значительное влияние на развитие ребенка...В возрастной группе до 7 лет расстройства поведения в виде гиперактивности с нарушениями внимания сопровождаются задержкой психомоторного развития: отставанием в развитии мелкой и крупной моторики, слухового и зрительного восприятия и т.д. Отмечается легкий переход от слез к смеху. Возрастные интересы, в том числе интеллектуальные (например, к содержанию и иллюстрациям книг), могут быть недостаточно развиты. Наблюдаются нарушения социальных взаимодействий, прежде всего с взрослыми: дети не соблюдают дистанцию, фамильярны, склонны проявлять наглость. Сверстники часто отвергают таких детей из-за их импульсивности и вспышек гнева, не умения придерживаться правил в играх, сеяния раздоров .

Гиперактивность характерна не только для патологий развития, вызванных внутренними факторами, но и как начальный период наработки навыков адаптивн ости в любой области и в любом возрасте. В этом случае проблемы со вниманием и оценкой значим ости воспринимаемого в контекст е наработки новых представлений будет обладать спецификой ДВГА . То, что при этом провоцируется проявления наглости - говорит об условиях пока недостаточной искушенности, недостаточной уверенности и неумения в этих новых обстоятельствах быть взвешено рассудительным.

Подростковый кризис не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Есть разные варианты проявления, обозначим крайние случаи: подростковый кризис "чрезмерной независимости" (отрицание авторитетов, негативные поведенческие проявления, агрессия, хамство, стремление к независимости любым путем, упрямство, наглость, противопоставление себя другим и т.д.) и подростковый кризис "чрезмерной зависимости" (полная несамостоятельность, зависимость от других людей, инфантилизм во взглядах и поведении, стремление быть со всеми и "как все", лояльность к авторитетам, желание быть "правильным" ребенком, возврат к более детским интересам и т.д.)

Психофизиология явления .

Учитывая, что ребенок проходит критические периоды развития структур мозга, для каждого из которых характерна своя специфика наилучшей сенсорной активности (что рассматривается на параллельном сайте Хронотоп) и возникают специфические проявления психи ческих реакций, можно найти место начала и развитие проявлений наглости.

Период доверчивого обучения сменяется периодом игрового попрания авторитетов . Однако истоки наглости возникают раньше, когда есть насущная потребность (неважно чем обусловленная), точнее есть доминирующая мотивация, определяющая контекст поведения требует выполнения этого поведения во что бы то ни стало.

От общеупотребительного понимания слова "наглость" это состояние отличает то, что действию не мешает никакая противоречащая ему мотивация, и оно выполняется как только возникнет. Конечно, раздосадованный родитель может подумать про ребенка, который испортил буквально только что смененное белье что это - наглость. Но наглость - это активное противодействие кому-то или чему-то, оказываемое субъектом, проявившим такую наглость без достаточно уверенного прогно за последствий. Хотя у младенце нет вообще прогно зов последствий, но он не прилагает осознанного волевого усилия для преодоления внутреннего конфликта, его наглость пока невольна.

В период игрового попрания авторитетов уже есть багаж воспринятых норм поведения, который часто оказывается в конфликте с текущей доминирующей мотивацией и еще нет уверенного прогно за того, чем закончится попытка преступить норму. В случае если мотивация превысит блокирующее воздействие норм, становится возможным проявление наглости в поведении во всех случаях, когда нет времени или умения осмысл ить ситуацию более творчески.

В период конца доверчивого обучения на весь период игрового попрания авторитетов личность проявляет более решительные, революционные варианты проверочного поведения при все еще очень малом жизненном опыте, отсекающем многие такие варианты, что, конечно же, кончается плачевно во многих попытках получить опыт экстрима. Эта зависимость плавно корректируется печальным опытом неудачных попыток, оставляя жизненными более консервативные варианты. (см.Революции напрасны в молодых странах)

Итак, наглость - это попытка активных действий 1) в условиях мотивационной доминанты, 2) в конфликте с прежним опытом, при 3) значительной неуверенности (отсутствия уверенного прогно за) и 4) отсутствия времени или навыков осмысл ения . Если доминанта превышает неуверенность и табу морали, то действие совершается.

Представляется, что такое определение, формализ ующее выделенные механизмы психи ки (пусковой стимул в контекст е активной мотивации , превышающий доступный осознанию риск прогно зируемых последствий) наиболее полно коррелирует с бытующим пониманием слова "наглость".

Наглость - всегда акт осознанной воли, требующей волевого усилия для превышения сдерживающих факторов предыдущего опыта, если она уже не стала стилем неосознаваемого поведения.

Наглость - шаг, продиктованный не разумом (творческим осмысл ением ситуации с нахождением приемлемого в рисках варианта действий), а острой субъективно обусловленной необходимостью действий (см. Про опасности). Это - агрессия, прежде всего, в отношении своего прежнего опыта.

Наглое действие, закончившееся благополучно желаемым результатам, получает позитивную оценку ("наглость - второе счастье") и на этом доминанта исчерпывается, освобождая область осознания.

При неудаче приобретается негативный опыт, блокирующий подобные действия, но мотивационная доминанта может остаться, более склоняя к творческому, а не экстремальному нахождению варианта поведения.

В случае же задержки действия доминанта может существовать годами и развиваться как нерешенная, но очень насущная проблема, обрастая множеством субъективно продуцированных предположений, из которых имеют явное предпочтение те, что сулят желаемый результат. Это - путь нарастания субъективизмов, неадекватн остей. Это - путь развития идеи-фикс в условиях конфликта с носителями неприемлемых взглядов, и, соответственно, со всеми атрибутами развития параноидальной шизофрении, с обязательными теор иями заговоров и с повышенными шансами невосполнимых психи ческих нарушений.

В попытках оправдать желаемую идею, при недостаточной решимости или возможности ее осуществить, возникает все больше явного со сторонней точки зрения абсурда, пороков мышлени я, не замечаемых носителем важной идеи.

Примеры проявлений наглости и ее последствий .

Любой, кто воспитывал ребенка, сталкивался с ситуацией невозможности что-то разумно объяснить ему, если у ребенка еще не хватает необходимых для понимания промежуточных понятий, но ему очень что-то хочется до нетерпения. Возникает чувство бессилия, несмотря на всю мудрость взрослого. При настойчивой попытке образумить и что-то пояснить при активной наглости препирательств иногда возникают такие состояния, что к бессилию добавляется ощущение абсурда собственного понимания ситуации, что при накопившейся усталости и нескончаемости попыток объяснить и ответных пререканий может и в самом деле повредить психи ку.

Ребенок считает, что родитель не прав в каком-то важном для него вопросе, пытается нагло оспорить правоту агрессивными попытками навязать свои наивные представления. При этом, соответственно, любые образумливающие доводы оказываются бесполезны. Две конфликтующие таким образом стороны отличаются тем, что более опытный легко видит суть заблуждений наивного, но не может это объяснить в силу недостаточности промежуточных представлений у наивного. Наглый же с силой своей мотивирующей доминанты отсеивает все, что ей противоречит, усиливает все позитивные для его идеи прогно зы, придумывает доводы в поддержку, не замечая (не желая замечать) противоречащего. Его уверенность оказывается в итоге не меньше уверенности опытного при явной неадекватн ости, непроверенности идеи на практике.

Множество примеров проявления наглости легко найти в высказываниях наивных оппозиционеров. Так, они горячо убеждают себя и других, что на "Марше миллионов" 12 июня 2012 годя было 200 тысяч участников, не замечая, что вместимость места проведения не превышает 50 тысяч, а указание на неверность вызывает лишь попытки любым способом оправдать, прежде всего, в своих словах эту цифру и перенести порочность наглой логики на оппонентов, приписывая им ровно то, в чем оказываются сами не корректны.

Характерна наглостью про Онищенко, где автор в эпатажной форме (Г.Онищенко запретил россиянам есть суши ) сетует, что главврач страны не рекомендует есть суши в ресторане - как результат проверки этих ресторанов на выполнение санитарных норм контроля рыбы на гельминты. В качестве дополнительного довода против выжившего из ума высшего специалиста страны автор приводит убийственную по его мнению рекомендацию Онищенко не бояться употреблять ГМО. Автор с очевидностью для специалистов проявил себя как полный профан в поднятых вопросах, далекий по уровню понимания от Онищенко, но некоторые особенности речи Онищенко дали ему основания заподозрить его в абсурде и злом умысле. Все признаки наглости в этом примере присутствуют.

Можно привести и вспомнить много примеров проявления наглости по отношению не к оппоненту, а неживым сдерживающим факторам. Если очень нужно перепрыгнуть через быстроток, но нет уверенности, что допрыгнешь до другого берега, но очень нужно, то может возникнуть это состояние агрессивной наглости с совершением рискованных действий. Полученный опыт скорректирует представления о возможном, но если не решиться, а развивать эти идеи, например, в сильном желании летать усилием мысли (или что-то такое паранормальное), то возникнет комплекс неадекватн остей, провоцирующих множественные проявления наглости уже с трудом поддающиеся коррекции из-за развитой мотивационной доминанты (идеи-фикс).

Почти всегда люди, достигшие каких-то высот в развитии профессиональных навыков, во многом другом воспринимаются как все обычные, непримечательные, даже отталкивающие люди и, к тому же, часто демонстрирующие признаки, воспринимаемые негативно (чудак-профессор, выживший из ума ученый и т.п.), что является достаточными основаниями для того, чтобы их пытались оспорить те, кто в данной области не имеет сколько-то сопоставимых по глубине представлений, но имеют ярко выраженную мотивацию агрессивно оспаривать нежелаемое.

Польза-вред .

Неудовлетворенность существующим, порождающая творчество, - позитивна для адаптивн ости не только индивида, но и связанных общей культур ой других представителей вида, но если это сочетается с мотивационной доминантой, требующей немедленных действий или проявления своего отношения с целью воздействия на окружающих, то возникает агрессивная попытка подчинения своей воли так же как воля уже подчинила доминанте прежний конфликтующий с ней личный опыт. Но неуверенность, порождаемая недостаточностью опыта в таких действиях, несет очень большую вероятность неадекватн ости, т.е. в большинстве случаев такие действия окажутся во вред общей адаптивн ости вида. Это несколько напоминает ситуацию с мутациями, подавляющее большинство из которых вредоносно и только отдельные, случайно оказывающиеся удачными, дают эволюционное преимущество.

В виду подавляющего большинства неадекватн ых исходов наглых действий, наглость в целом воспринимается негативно, поэтому указание на наглость воспринимается как оскорбление, хотя это должно бы быть сигналом образумиться для наглеца.

Революционер - носитель мотивационной доминанты, преодолевший ее конфликты в себе и пытающийся сделать это в отношении других. Результаты революций имеют наиболее тяжкие последствия для всех, кто не разделял убеждения и всех, кто невольно оказался под губительном воздействии от неадекватн ости идей. Если стремление к новаторству в основном характерно для относительно раннего возраста, но наглость может проявляться в любом возрасте, если соблюдены условия ее возникновения.

В любой стране при любом уровне демократии и благосостояния есть процент людей, которые в определенных ситуациях оказываются в условиях, способствующих проявлению наглости. Называть их полноценными оппозиционерами было бы не корректно. Это - наивные оппозиционеры или наглецы.

Российских хулиганов депортируют из Польши по решению суда

Россиян, признанных виновными в хулиганстве, депортируют из Польши с занесением в "черный список" стран Шенгенского соглашения... Массовые беспорядки в Варшаве, по признанию польских властей, были спровоцированы местными хулиганами.... Всего по итогам столкновений до и после матча Польша - Россия задержаны 184 человека: 156 поляков, 24 россиянина, один венгр и один испанец... Среди задержанных россиян находится и человек, которого подозревают в метании файера на поле во время игры Россия - Чехия 8 июня. Тогда из-за неудачной попытки стюардов задержать предполагаемого нарушителя, в подтрибунном помещении возникла потасовка болельщиков с охраной .

Как распознавать у себя и других проявления наглости?

Неожиданные проявления горячности в рассмотрении проблемы, мотивирующей наглость проявлений этой горячности, может удивлять сама по себе человека, проявляющего наглость, заставлять его недоумевать, но не отказываться от идеи.

Как уже замечалось, с точки зрения людей искушенных наивность распознается моментально на основании опыта и, соответственно, распознается наглость. Здесь нет проблем: учитель сразу видит ошибку ученика, как бы тот не оправдывался. И он имеет обычно достаточный навык и возможности преодолеть наглое сопротивление.

Наглость как качество личности – склонность действовать без моральных, нравственных и законных на то оснований.

Собрались играть в карты медведь, заяц, волк и лиса. Ну, медведь оглашает правила: «Того, кто будет жульничать и подсматривать чужие карты, будем бить по наглой рыжей морде!»

Безосновательно смешивать наглость с хамством, нахальством, дерзостью, бесцеремонностью и грубостью. Не разумно мешать в одну кучу наглецов с грубиянами, нахалами и, тем более, хамами. Например, всем известный поручик Ржевский наглец или нахал? Конечно, нахал, потому что в нем нет стыда. Нахальство, как и наглость, тоже предполагает напор без всяких на то оснований, но при отсутствии стыда. Не случайно наглецов молодежь называет бычье, жиробасы, тракторы. Наглый, как танк, то есть прет напролом, «быкует», пытаясь доказать свою важность и самоутвердиться.

Казалось бы, ярким примером наглости может служить герой Гоголя из поэмы «Мертвые души» Ноздрев. Отнюдь, он представляет нам «лживо-нахальную разновидность пошлости». Основные черты характера Ноздрева – нахальство, бесцеремонность, хвастовство, энергичность и непредсказуемость. Действия его хорошо просчитываются, а наглости свойственна импровизация, шокирующая жертву так, что рот открывается от изумления.

У водоворота встречаются две рыбы: большая и маленькая. Большая рыба смотрит на маленькую хищно и говорит: «А большие рыбы всегда едят маленьких». Маленькая отвечает: «Согласна! А где мы их найдем?» Большая рыба от такой наглости открыла рот, а маленькая в это время уплыла. Наглость – второе счастье.

Безоговорочным наглецом был французский генерал Мале. Подделав документы, он сам себя назначил в 1812 году военным комендантом Парижа. Придя в центральную казарму, он заявил: «Император умер. Он убит 8 октября под Москвой…» Затем был зачитан приказ военного коменданта Парижа. Командиру казармы, получившему чин полковника, предписывалось незамедлительно вести вверенные ему войска на Гревскую площадь. Надлежало занять ратушу и вместе с префектом департамента Сены подготовить зал заседаний для временного правительства. Под приказом стояла подпись дивизионного генерала Мале. Так, дождливой ночью 23 октября 1812 года началась одна из самых удивительных авантюр в мировой истории. Все шло гладко. Войска дружно перешли на сторону Мале. Погорел Мале на случайности. Наполеон долго не мог оправиться от такой наглости. По его приказу Мале вместе со своими соратниками расстреляли.

В русской истории Григорий Распутин может смело претендовать на место первого наглеца. В этом человеке сошлись все необходимые атрибуты наглости. Вспоминает Матрена Распутина: «Это была удивительная картина, когда русские княгини, графини, знаменитые артистки, всесильные министры и высокопоставленные лица ухаживали за пьяным мужиком. Он обращался с ними хуже, чем с лакеями и горничными. По малейшему поводу он ругал этих аристократических дам самым непристойным образом и словами, от которых покраснели бы конюхи. Его наглость бывала неописуема».

Наглость хороша в меру, но если она основана на жадности, зависти, гневе и желании всех подчинить своим прихотям, абсурдно ждать от нее каких-то милостей. Такие наглецы как Распутин готовы на все для достижения своих целей. Наглость всегда отталкивается от эгоизма. Только беда не в том, что они имеют цели, а в том, какими средствами они к ним идут. Достигнуть таких высот Распутин мог только при наличии смелости. Наглость и смелость взаимно дополняют друг друга, но, если смелость – признак благородства, то наглость — признак брака в воспитании. Тем не менее, наглость без смелости не существует.

Наглость равнодушна к оценкам окружающего мира. Если она исходит из буйства дурной силы и брожения духа, то способна шокировать людей не для того, чтобы их унизить, а просто по причине полного игнорирования значимости чужого мнения. Матрена Распутина рассказывает: «Чаще всего отец ел руками. К приборам, за исключением ложки, он не привык, а потому и не считал нужными. Говорил: «Еду Бог дает, что ж ее тыкать». Одергивал меня, когда я пыталась есть по всем правилам хорошего тона». Распутин пренебрегал светскими условностями не для того, чтобы возвыситься над царедворцами. Он делал это исходя из своей наглой природы: наплевать и начхать на светские манеры и условности. У него и мысли не было перенять манеры аристократических салонов благовоспитанной петербургской знати. Свое поведение он считал естественным, а не вызывающим и наглым.

Когда поведение человека не соответствует общественным предписаниям, когда он не ведет себя как все, тогда рождается вердикт: «Он наглец. Ведет себя вызывающе». В обществе, как шутил Б. Шоу, «каждый человек имеет право на собственное мнение, при условии, что оно совпадает с нашим». Распутин вел себя вызывающе нагло, то есть не смеялся, когда смеялись все, не радовался, когда другие проявляли радость. Выражение его лица никогда не совпадало с угодливыми масками окружающих. Чтобы противостоять диктату вести себя не вызывающе нужна независимость суждений, самостоятельность и определенная смелость. Наглость Распутина – это протест против конформизма и болота общественного принуждения. Он хотел быть самим собой, а не как все в придворной камарилье. Такие претензии на свободу личности не могли не вызывать зависть. Большинство из нас желают быть наглыми в хорошем смысле этого слова, как Распутин – самодостаточными и смелыми. Распутин не был нахалом, хамом и грубияном. Он представлял яркий образчик положительного наглеца. Стать баловнем судьбы, а, значит, положительным наглецом – мечта многих людей.

Как вы думаете, был ли Распутин уверенным в себе? Безусловно. В его наглости отсутствовали страх и благоговение перед важностью внешнего мира. Очень важно понять, что, зачастую, наглость представляет собой мутацию уверенности в себе, деловитости, силы и решительности. Проявления наглости Распутина — это выплескивание в мир дремлющей в нем могучей силы, не желающей мириться с болотом жизни. Уверенность в себе невозможна при наличии страха и важности. Внешне наглость и уверенность очень похожи, но если уверенность любит себя и людей, то уверенность Распутина не могла любить шайку взяточников, прихлебателей и подхалимов. «Одного слова Распутина было достаточно, чтобы чиновники получали высокие ордена или другие отличия. Поэтому все искали его поддержки, - писал Арон Симанович. - Назначения, для которых была необходима долголетняя служба, Распутиным проводились в несколько часов. Он доставлял людям должности, о которых они раньше и мечтать не смели. Он был всемогущий чудотворец, но при этом доступнее и надежнее, чем какая-нибудь высокопоставленная особа или генерал. Ни один царский фаворит никогда в России не достигал такой власти, как он».

Положительная наглость Распутина базировалась на могучей уверенности в себе, но она не генерировала благожелательность к царской клике проходимцев. Царедворцы завидовали, что простой неотесанный мужик верховодит царем. На самом деле необыкновенно одаренный человек силой своей могучей воли и положительной наглости поддерживал безвольного и никчемного правителя шестой части земли с названьем кратким «Русь».

Царедворцев раздражала наглость Распутина, потому что им не дано и страшно проявить это качество, мешает приспособленчество. В каждом человеке живет Распутин, но далеко не каждый может его выпустить на волю. Наглость Распутина – это проекция нашего внутреннего Распутина на внешний мир. Но своего Распутина мы держим в оковах, и теперь он вырывается оттуда в форме наших осуждений. То есть свою внутреннюю наглость мы не признаем, отвергаем и не признаемся даже себе самим в ее существовании. Но как только увидим наглость снаружи – все, спусковой крючок сработал, узнали свою родимую наглость и приступаем ее осуждать и корить.

Почему мы не обижаемся на наглость попугая, когда он кричит: «Дурак! Кретин!?» А почему мы не возмущаемся вызывающим поведением обезьяны, которая в нас плюнула в зоопарке? Вот мы идем по улице, и видим в луже лежит пьяный грязный бомж. Он приподнимает голову и говорит: «Урод». Почему мы не говорим ему: «Наглец»? Потому что наш внутренний Распутин не видит в них ровню себе, не улавливает свое подобие. Следовательно, если желаете вообще не реагировать на наглость, значит, нужно или задушить своего внутреннего Распутина или дать ему снотворное. При таком раскладе на оскорбление наглеца вы будете реагировать точно также как на попугая, обезьяну или пьяного бомжа в луже. В психиатрической лечебнице доктор, делая обход, видит ужимки и прыжки больных, слышит наглые оскорбительные выкрики на свой счет. Он равнодушно проходит мимо, диктуя медсестре: «Иванову – имизин, Петрову – ниаламид, Сидоровой — сибазон». Вы тоже можете вместо гнева реагировать на тираду трамвайного наглеца словами: «Значит, так. Суточная доза брома, корень валерианы и чай из травы пустырника. Перед едой, три раза в день. Через две недели встречаемся в это же время в этом трамвае». Представляете, как у наглеца вытянется рожа? Приблизительно как в этой истории.

Один из авиарейсов отменен, и все пассажиры этого рейса терпеливо стоят в очереди к очаровательной представительнице компании, чтобы их переписали на ближайший удобный для них рейс. И вдруг, расталкивая других, подваливает какой-то наглый тип и говорит, что ему надо переписать билет на такой-то рейс. Ну, девушка ему вежливо так говорит что, мол, не будет ли он так любезен, встать в очередь, как все другие. На что наглый тип буквально зашипел на нее: «Да ты знаешь кто я такой!?» Девушка спокойно берет микрофон и объявляет на весь аэровокзал: «Леди и джентльмены! Мужчине возле восьмой стойки требуется помощь. Не может ли кто-нибудь идентифицировать его личность. Он забыл кто он!!!» Очередь так и упала со смеху, а борзый тип только и смог сказать «Имел я тебя…» На что милое создание, не меняя выражения лица, заявила: «Очень сожалею, но и для этого Вам тоже придется встать в очередь!!!»

Когда мы слышим наглый выкрик, а в ответ тишина, мы узнаем о себе много малоприятного. Своего подавленного Распутина время от времени полезно выпускать на прогулку в форме уверенности. Так мы проявляем свою скрытую тайную сторону личности. Встречаясь с наглецом, мы учимся лучше понимать себя и осознаем, как быть самим собою. Наглость других способствует нашему личностному росту.

В отличие от наглости Распутина обычный заурядный наглец слаб. Свою слабость он пытается компенсировать, доказать за счет унижения окружающих. Недостача ума компенсируется избытком наглости. Наглость охотно нападает, когда защита слабая. Иногда, чтобы переломить ход поединка, добиться победы необходимо чуть-чуть наглости. Безнаказанность подталкивает наглость переродиться в хамство. Уверенный в себе человек не будет ничего доказывать, оправдываться и возмущаться. Он любит и ценит себя, живя в гармонии с внешним миром. К людям он относится благожелательно и благородно. К простым людям Распутин относился благожелательно. Квартира Распутина всегда была полна самого разномастного народу. Многие приходили сюда, как к себе домой - приносили какую-нибудь снедь и пили чай в столовой, где к услугам гостей в любое время был огромный самовар с кипятком. Можно было прийти сюда и без еды. Для тех, кто явился, что называется, с пустыми руками, на столе всегда было приготовлено нехитрое угощение. Чаще всего - вареный картофель, кислая капуста и черный хлеб, как свежий, так и в виде сухарей. Иными словами, наглость избирательна. К расстригам – наглость, к простым людям – почет и уважение. Так и поступал Распутин. Наглость по Распутину гармонизирует мир. Наглость почтительно преклоняет голову перед любовью, силой и уважением и расправляет плечи при встрече со слабостью и страхом.

Зачастую, наглость становится производной страха. Слабый испытывает страх потерять близкого человека, работу, какие-то блага. Лекарством от страха становится для него наглость. Уголовники, когда их берут за «жабры», от страха наглеют и, чтобы скрыть свой липкий страх, орут: «Волки позорные. Менты поганые». Нам всегда становится жутковато, когда мы за наглостью видим этот страх. Жутковато, потому что узнаем в неадекватном поведении наглеца свой затаившийся страх. Это очень неприятное состояние для нашего Эго.

На шкале «Наглость – скромность» всегда решается вопрос – насколько человек уважает других людей. Если вам не суждено умереть от скромности, значит, в вас проявленной стороной выступает наглость. Не расстраивайтесь. В мире господствующего эгоизма наглость в меру – положительное качество. У большинства людей сформировались стереотипы: Наглость расторопней берет то, что не успела схватить скромность; Избыточная скромность – это ущемление самого себя. Избыточная наглость – это ущемление других; Наглый наг, а скромный скрытен. Анатоль Франс сказал: «Во всем надобно соблюдать меру, даже в скромности». Безмерная наглость притягивает неприятности и трудности.

Общество называет наглостью всякое стремление к независимости. Представим, что наглость умерла. Все люди живут косной, упорядоченной жизнью. Никто не ведет себя вызывающе. Эйнштейн потягивает в местном баре пиво, Ломоносов ловит рыбу в Поморах, Суворов водит крепостных девок на сеновал, Ньютон выращивает яблони, а Сальвадор Дали преподает рисование в местной школе. Все тихо и пристойно. Никто не выделяется. Остановился технический прогресс. Так устроен мир, что если нет развития, начинается деградация, если нет прогресса, начинается регресс. Мир замирает в неподвижности. Понимая свою обреченность, он протягивает к небу распростертые в мольбе руки и восклицает: «Приди! Приди, животворящая наглость!»

Петр Ковалев

Отступы вокруг формы

Наглостью принято называть бесцеремонное и чересчур напористое поведение, когда человек ради достижения своих целей идёт напролом, не считаясь с окружающим. Иногда наглость приносит положительные результаты, помогая добиваться всевозможных жизненных успехов. Не зря, наверное, есть пословица: «Наглость - второе счастье». Но тут, скорее, под наглостью подразумеваются не столько хамство и бесцеремонность, сколько смелость и решительность при достижении поставленных целей. Многие неуверенные в себе люди даже завидуют наглецам и противопоставляют их наглость своей неуверенности. Неуверенные люди, в отличии от самоуверенных наглецов, не умеют идти напролом, страшатся конфликтов и теряются в сложных ситуациях. Но, как говорится, всё хорошо в меру, поэтому чрезмерная наглость также нежелательна, как и неуверенность в себе, так как чревата большими проблемами в отношениях с окружающими. Тем более, что наглость, в большинстве случаев - всего лишь маска, которую мы надеваем, чтобы скрыть неуверенность в себе. Так что, наглость и неуверенность в себе - это две стороны одной медали . Давайте попробуем разобраться в этом вопросе подробнее.

Рассмотрим для примера ситуацию. Женщина пришла на рынок за продуктами и захотела купить яблок. Подойдя к прилавку, она без спросу стала накладывать на весы не все подряд яблоки, а те, что покрасивее и побольше, но была грубо остановлена возмущенной продавщицей, которая высыпала все яблоки назад и заявила, что выбирать самые лучшие фрукты она никому не позволяет, и вообще, здесь не самообслуживание. В результате вышел конфликт, во время которого покупательница обвинила продавщицу в хамстве и в наглости и пошла покупать яблоки в другое место.
Почему же так получилось? Действительно ли покупательница имела моральное право возмутиться поведением продавщицы и обвинить её в наглости? И вообще, кто на самом деле повёл себя наглее - продавщица иди покупательница?

Подобных ситуаций в жизни случается множество, и основная их причина в том, что люди заботятся прежде всего о своей выгоде, об удовлетворении собственных потребностей, и даже не пытаются мысленно поставить себя на место своего оппонента. Бесспорно, если вдуматься, у каждого своя правда и каждый волен за неё бороться. Но весь подвох в том, что когда обе стороны конфликта начинают отстаивают свою правоту и не хотят взглянуть на ситуацию объективно и беспристрастно, то такой конфликт практически неразрешим.

Почему продавщица грубо отшила покупательницу? Потому, что она наглая хамка? Или может быть потому, что если каждый начнёт выбирать себе товар получше, то остальной товар уже невозможно будет сбыть по той же цене, и в результате продавец останется в убытке? Так что, чтобы не потерять объективность при оценке поведения людей, нужно прежде всего пытаться разобраться не в том, что человек сделал, а в том, почему он это сделал, то есть, какие мотивы руководили его поступками. Причём, оценивать любую ситуацию желательно холодно, беспристрастно и не предвзято - с точки зрения логики, а не под влиянием бурных эмоций.

Давайте попробуем ещё раз проанализировать вышеописанную ситуацию. Да, возможно, продавщица немного переборщила и обидела покупательницу. Поверхностная причина, которая заставила продавщицу повести себя нагло и жёстко - это нежелание потакать капризам покупательницы. Но есть и более глубокая причина, в основе которой лежат страх и неуверенность в себе. В глубине души продавщица была не уверена в том, что сможет распродать свой товар, если каждый будет выбирать себе лучшие яблоки, и просто побоялась остаться в убытке. И если бы покупательница поняла, что в поведении продавщицы нет ничего личного, то и поводов для обиды стало бы меньше. Всегда легче простить человеку страх и неуверенность в себе, чем наглость.

Когда с нами кто-то обращается нагло, это всегда задевает наше самолюбие, потому что наглый человек своим отношением к нам как бы показывает, что он сильнее нас, что он в чём-то нас превосходит. Поэтому наша реакция на наглость зачастую оказывается довольно бурной. Чтобы доказать, что тоже что-то из себя представляем, мы изо всех сил пытаемся урезонить наглеца, поставить его на место. И с этого момента здравый смысл и хладнокровие покидают нас, и мы ввязываемся в бессмысленную борьбу самолюбий. Если же у нас хватит мудрости, чтобы понять, что тот, кто ведёт себя с нами нагло, действует так только потому, что на самом деле он слаб, испуган и не уверен в себе, то и наша внешняя реакция на происходящее будет совершенно другой.

Наглость далеко не всегда является показателем смелости и силы духа. Куда чаще наглое поведение оказывается не совсем умелой защитной реакцией неуверенного в себе человека. Причин для наглого поведения может быть много, в диапазоне от банального стремления обезопасить себя от проблем, до желания доказать самому себе и окружающим собственную значимость. И чем слабее и неувереннее человек, тем наглее он себя ведёт в критических ситуациях, а принуждает его к такому поведению не что иное, как задетое больное самолюбие и подозрение на собственную неполноценность. Людей, которые привыкли вести себя подобным образом, можно назвать - неуверенные наглецы.

Люди, которые имеют заниженную самооценку и страдают от острого ощущения собственной ничтожности, часто пытаются замаскировать свою неуверенность под наглость и бесцеремонность. А особенно сильно наглеют они тогда, когда видят, что противник слабее их, и когда уверены в собственной безнаказанности. Таким образом они тешат свою гордыню и подпитывают .

Но наглость и хамство далеко не всегда помогают неуверенным наглецам самоутверждаться за счёт окружающих. Когда два одинаково наглых человека начинают выяснять отношения, они похожи на двух бойцовских петухов, которые готовы скорее заклевать друг друга или быть заклёванными, чем прислушаться к здравому смыслу и пойти хоть на малейшие взаимные уступки. Когда неуверенный наглец задирает и оскорбляет по-настоящему сильного и мудрого человека, он уподобляется маленькой и злобной Моське, которая старательно облаивает спокойно идущего Слона.

Возможно, ситуация конфликта продавщицы с покупательницей, которую мы тут привели - далеко не самый показательный пример наглости. Куда более ярко и наглядно наглость проявляется во многих, очень распространённых жизненных ситуациях - в борьбе за власть, при разделе имущества, при распределении льгот и обязанностей и др. Наверное, у каждого из нас случались в жизни ситуации, когда мы или становились жертвой наглецов, или сами вели себя нагло и вызывающе по отношению к другим людям. И если такие ситуации случаются с нами очень часто, то это явное свидетельство того, что мы сами подсознательно на них нарываемся, а значит, имеем проблемы с самооценкой и с самоуверенностью.

Когда человек самоутверждается за счёт слабых и пресмыкается перед сильными - это первый признак его неуверенности в себе и слабости духа. По-настоящему сильный и уверенный в себе человек никогда не пинает лежачего, не унижается перед более сильными и всегда умеет за себя постоять, но при этом не делает из своей силы повода для бахвальства. И что ещё очень показательно: сильный человек демонстрирует свою силу только тогда, когда этого требует ситуация, и не разменивается по мелочам, скандаля и доказывая свою правоту на каждом углу. Истинная сила всегда сочетается с мудростью и добротой. Добро всегда побеждает зло именно потому, что оно мудрее, умнее и дальновиднее. Стремление ко злу противно самой природе человека и никогда не приводит ни к чему хорошему, а поэтому истинные мудрецы никогда не становятся на путь зла, понимая, что этот путь ведёт в никуда. На любую наглость и на любое хамство всегда найдётся противодействие, и тогда наглец будет похож на барана, пытающегося пробить рогами стену.

В этой статье мы не ставим перед собой цели кого-то ругать или критиковать. Мы лишь пытаемся разобраться в природе наглости, чтобы понять, что движет наглецами и к каким последствиям может привести наглое поведение. Анализируя множество различных ситуаций, можно не раз убедиться в том, что наглость - это вовсе не синоним силы, смелости и решительности. Скорее, наоборот. Неуверенный наглец всё время мечется от наглости к неуверенности, и чем сильнее он унижает других людей, тем большим унижениям, в конечном итоге, по закону бумеранга, подвергается сам. Поэтому наглость желательно искоренять в себе так же активно, как и неуверенность. Когда мы обретаем внутреннюю цельность и становимся уверенными в себе, нам уже нет смысла быть наглыми.

Общение с наглецами всегда неприятно. И для того, чтобы не накапливать в себе обид и негатива, мы должны научиться видеть и анализировать глубинные мотивы человеческого поведения. А для того, чтобы получше понять другого человека, нужна самая малость: мысленно представить себя на его месте. И когда мы увидим за маской наглости и хамства обыкновенную неуверенность в себе, то вместо злости и обиды сможем проникнуться к обидчику жалостью и сочувствием. Злиться на наглецов бессмысленно, их можно только пожалеть, так как они лишены внутренней цельности и имеют низкую самооценку, а поэтому постоянно вынуждены поднимать её за счёт окружающих. Если же мы всякий раз, когда сталкиваемся с наглостью, испытываем злость, обиду и раздражение, если мы привыкли на хамство отвечать хамством - значит мы сами не далеко ушли от тех, кто нам хамит и оскорбляет нас, поэтому и входим с ними в резонанс. Вы можете представить уважающего себя Слона, который обиделся и разозлился на Моську?

Большинство наших психологических проблем и поведенческих отклонений, в том числе наглость и неуверенность в себе, являются прямым следствием низкой самооценки и утробного страха перед разрешением нашего Эго. Всё дело в том, что наше эго (наш имидж, маска, которую мы надеваем для окружающих) очень изменчиво и ранимо, а поэтому постоянно нуждается в точках опоры, которые мы пытаемся обрести при помощи самоутверждения и самовозвеличивания. И для того, чтобы наше раздувшееся Эго не причиняло нам проблем, мы должны взять его под контроль нашего истинного «Я». Мы должны правильно расставить приоритеты и понять, что наше истинное «Я» намного важнее, чем Эго. Только осознание реальности и значимости собственного «Я» может помочь нам полюбить и принять себя такими как есть, обрести уверенность в себе и избавиться от внутренней раздвоенности, которая проявляется в болезненном метании от гордыни к самоуничижению. Наше истинное, «Я» - неразрушимое и неделимое и осознавая это, мы приближаемся к состоянию покоя. Но даже если, работая над собой, мы не достигнем состояния полной невозмутимости, истинная любовь к себе и безусловное принятие себя непременно помогут нам преодолеть все свои страхи и комплексы и обрести подлинную уверенность в себе! Отступы вокруг формы

Наглость – это что-то вроде бесстыдства и дерзкого самоуверенного нахальства, которое граничит с хамством. Иногда наглость имеет положительный оттенок, когда акцент идет именно на уверенности в совершаемых действиях, а не на их бесцеремонности. В наше неуверенность в себе часто противопоставляется такой «положительной» наглости. В на речь шла о неуверенности в себе, страхе перед решительными действиями и переменами в жизни. В таком ключе преодоление страха — это даже не наглость, а скорей такое осознание происходящего, когда становится ясно, что страхи беспочвенны и не имеют смысла. В этом уже нет никакого противопоставления. Однако современный «уверенный» в себе человек часто увязает именно между противоборствующими «наглостью» и «неуверенностью» в своих силах, оказываясь то на одном полюсе этого антагонизма, то на другом. Попробуем разобраться в сущности этих явлений.

Возьмем, например, такую обыденную ситуацию, когда, при входе на работу установлен контрольно-пропускной пункт. Допустим, несколько раз в прошлом вы уже забывали свой пропуск, и охранник, нарушая устав, вас пропускал, потому что «входил в ваше положение», потому что он знает, что вы действительно здесь работаете. Вы уже почти привыкли к лояльности местной службы безопасности. Но вот, недавно появился новый охранник, наглый, строгий на лицо и неприветливый. И вот, очередной раз с вами приключилась рассеянность. Пропуск остался дома, вы смотрите с улыбкой на охранника, извиняетесь, но тот машет головой, дескать, и речи быть не может! У них тут свои правила! Заигрывания с охранником ни к чему не приводят. Ему плевать, что вам надо возвращаться домой за пропуском, а потом писать «объяснительную». И в это время может возникнуть вполне «адекватное» ощущение раздражения. Что происходит на самом деле? Действительно ли в этой ситуации раздражение на «наглость» оправдано?

В подобных ситуациях, чтобы освободиться от болезненной реакции необходимо ясно понимать, что руководит ее участниками. Как правило, достаточно понимания причины внешнего раздражителя. Если видимая причина – поведение охранника, значит необходимо анализировать именно эту, видимую причину. Почему охранник проявил наглость? Потому что сволочь? Это не внешняя причина, а личная субъективная реакция. Пока поговорим о внешних причинах.

Охранник может быть раздражающе скрупулезным просто потому, что боится наказания в следствии нарушения устава. Легко понять человека, который боится. Страх может выразиться внешней обеспокоенностью, или чем-то вроде «праведного» гнева. Но даже такой уровень понимания внешней причины может сохранять гнев, направленный на испуганного охранника. Может раздражать «неуместная глупость» – дескать, «нельзя же быть таким болваном, чтобы создавать из-за необоснованных страхов проблемы окружающим!». Если Вы полагаете, что страх охранника вызван его ограниченным пониманием ситуации, стоит понять, чего конкретно человек боится. Он («напрасно») может бояться потерять работу, или опасается, что выговор начальства заставит его пережить унижение и еще больший страх. Здесь связь между поступком и его причиной достаточно простая для понимания. Легко понять страх. Когда человек боится, он страдает. Сложней понять наглость.

Чтобы понять наглость ее нужно разложить на более простые для понимания составляющие. Как уже было упомянуто, наглость и неуверенность в себе – это два полюса. В сущности – это две стороны одной монеты, одного и того же явления. Наглец – это неуверенный в себе человек. И чтобы эту неуверенность в себе как-то уравновесить, чтобы доказать себе, что все обстоит иначе, неуверенный в себе человек начинает проявлять наглость. Он себя не знает, и поэтому ищет подтверждения из внешних источников. Его заставляет искать подтверждение этой «важности» во внешнем мире, в том, как реагируют на него окружающие.

Иной раз, наглец, чтобы убедиться в том, что он «важный» человек, может с этой целью унизить другого человека, или пнуть дверцу собственного шкафа, которая вдруг встала на пути «важного» человека. Наглец самоутверждается, потому что боится пережить унижение. Человек проявляет наглость, чтобы поддержать свою самооценку, чтобы доказать самому себе, что он важен! .

Возможно, пример наглости и неуверенности в себе на пропускном пункте – не самый показательный. Примеры могут быть любые: ситуации на дорогах, в очередях, при разделе «добычи» и др. У каждого в жизни могут быть свои примеры, в зависимости от опыта и данных в подсознании. Образно говоря, когда встречаются два наглеца, это напоминает встречу двух молодых бычков, которые никак не могут разойтись на узкой тропинке.

Когда наглость встречается с мудростью, это похоже на то, как начинающий каратист-задира подстрекает опытного, обладающего черным поясом. Опытный может сознательно уступить, проявить гибкость, потому что он уже уверен в себе, ему не нужны внешние подтверждения своей силы, в которых так нуждается новичок. Большая умная собака спокойна, а маленькая шавка лает на всех прохожих.

Когда «сила» держится на слабости окружающих – грош цена такой силе. Истинная сила – уметь настоять на своем, дать сдачи равному себе, но при этом не делать этого под влиянием самоутверждения. Сильный человек не станет давить, пока ситуация этого не требует. Добро – это не крестовый поход против «неверных». Добро сильнее зла не потому, что, «кто победил, тот и добрый». Добро – это мудрость, понимание последствий, понимание самого себя и своих истинных потребностей. Никто не может желать насилия всей душой. Наглость – это искаженное, неполное понимание собственной природы. Добро сильней зла, потому что добрый человек познал бесполезность зла.

Может показаться, что в этой статье наглость и неуверенность в себе критикуются. Единственная цель, которую я на самом деле здесь преследую – отображение этого психического механизма на вербальном уровне. В идеале, стоит помнить, что как наглость, так и неуверенность в себе – это наносное, это – , ментальная иллюзия, которая затрачивает море энергии. Наглость и неуверенность в себе – недальновидные «советчики». Их руководство приводит к болезненным крайностям и заблуждениям. Без наглости и неуверенности в себе остается больше энергии и ясности для .

Простить другого человека, перестать раздражаться можно, когда есть глубокое, ясное понимание его поступков. Тем более что раздражает нас на самом деле, именно то, что живет в нас самих. Нас раздражает наглость другого человека, потому что мы сами себе запрещаем проявлять это качество. Наглость «другого» человека – на внешнюю реальность. Чужая неприемлемая наглость – это наша собственная наглость, которую личный внутренний цензор грубо впихнул в кладовую бессознательного. И теперь она вырывается оттуда в форме обозленного раздражителя.

Иными словами, мы запрещаем чужую наглость просто потому, что запретили ее себе. Быть наглым – вовсе не «плохо». Покуда держится подавленная наглость, полезно практично и умеренно выпускать ее на поверхность в форме уместной «уверенности». Тогда, чужая наглость не будет вызывать зависти и раздражения. Вот это – уже более глубокая работа на личном внутреннем уровне.

В конечном итоге все сводится к . Страх неуверенного в себе наглеца простить легче, чем наглость. Все мы еще учимся. Эго устойчиво в динамическом равновесии. – структура, которая непрерывно течет, меняется, дополняется новыми «мазками». Поэтому эго пребывает в непрерывном поиске новых опор. Этой структуре не бывает «достаточно», ей всегда «мало». Эго пребывает в непрерывном поиске внешних подтверждений своего процветания. Но даже на этом уровне достижимо относительное успокоение, когда человек освобождает себя от полярности неуверенной в себе наглости.

Для гармонизации и устранения конкретных страхов может подойти анализ ситуации, пример которого приведен в этой статье, и следование методам, которые упомянуты в статье « ». Чтобы устранить страх полностью, необходимо познать себя, свое истинное . Это – духовное , состояние Будды. Искреннее устремление к этому может научить многому. Но здесь я не стану советовать «просветляться» и медитировать. Каждый уравновешивает жизнь наиболее эффективно теми «инструментами», которые доступны на текущем .

Добрый день, дорогие читатели! В жизни мы встречаем совершенно разных людей. С некоторыми приятно находиться и хочется проводить как можно больше времени. Другие выводят на негативные эмоции и их хочется поскорее забыть. Сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как поступать с наглыми людьми, попытаться выяснить кто они вообще такие и как не поддаться на их манипуляции.

Кто такой наглец

Наглый человек - это какой? Кто-то говорит, что он бессовестный, другие говорят, что нахальный и грубый. В целом такого человека можно охарактеризовать, как быстродействующего в своих целях. Что хотят делать, то и делают ради своей выгоды и удовольствия.

Они не считаются с мнением окружающих, себя ставят на первое место и не заботятся о чувствах других людей.
Наглый человек не будет спрашивать разрешения. У него есть свое видение ситуации и оно исключительное и правильное, он даже не усомнится в своей правоте. Ему все равно на чужое мнение, он даже слушать не будет, если вы попытаетесь его убедить в чем-то, что для него несвойственно.

Некоторые считают, что быть наглым, значит, быстрее добиваться успеха. Отсюда и идет поговорка: наглость - второе счастье. Только здесь речь идет не о бесцеремонном поведении, а о решительности, смелости и настойчивости. Только так удача и успех будут на вашей стороне.

Предлагаю вашему вниманию книгу Хейзел Эдвардс и Хелен Макграт «Трудные люди ». В ней вы найдете примеры различных сложных людей, с которыми крайне трудно общаться, да и вообще находить общий язык. В книге предлагаются различные варианты поведения с подобными товарищами.

Ваша тактика

С наглыми людьми можно общаться по-разному. Отвечать хамством на хамство, пытаться поставить на место, игнорировать, вестись на манипуляции и так далее. Не забывайте, что все зависит от ситуации.

Есть моменты, когда существует необходимость в общении с подобным человеком, например, когда это твой начальник или вышестоящее лицо.

Давайте рассмотрим несколько тактик поведения, которые вы можете применить в общении с наглым и неприятным человеком. Вы уже по ситуации решите, какой ответ и какая реакция будет более уместной и правильной.

Быть жестче

Некоторые наглые типы совершенно не понимают отказов. Надоедливого парня, например, бывает не так-то просто спровадить. Поэтому нужно четко, внятно и недвусмысленно. Не стоит бояться говорить «нет». Без возможности дальнейшего продолжения диалога. Не бойтесь обидеть человека своим отказом, говорите смело.

Стойте на своем и не поддавайтесь на дальнейшее развитие событий. Если человек не понимает отказа, игнорируйте и не замечайте его. Психология общения заключается в том, что рано или поздно ему надоест ваше игнорирование и он пойдет искать другую жертву.

Не опускаться до его уровня

Как бы сильно вам ни хотелось ответить грубостью, ни в какой ситуации не советую вам этого делать. Почему?

  • Во-первых, вы покажете, что его слова на вас влияют и вы поддаетесь на его правила игры.
  • Во-вторых, всегда необходимо оставаться воспитанным и культурным человеком.
  • В-третьих, так вы только опуститесь к нему, ведь его поднять на свой уровень не получится.

Спокойствие

В любой ситуации старайтесь сохранять терпение и спокойствие. Помните, ваши эмоции и нервы куда дороже любого наглеца и хама. Он перебеситься, а вы еще какое-то время не сможете прийти в себя. Не позволяйте ему получить то, что он хочет. А хочет он вывести вас на эмоции, поиграть, заставить вас поступить так, как нужно ему.

Сохраняя хладнокровие, вы с больше вероятностью не поведетесь на манипуляции такого человека и сможете спокойно избавиться от его присутствия.

Не умеете общаться с людьми, которые негативно настроены по отношению к вам? Ничего страшного. У меня есть статья, которая расскажет вам, как стоит себя вести, чего ни в коем случае нельзя делать и как выбрать подходящую тактику поведения: « ».

Если вам очень хочется, то, конечно, вы можете попробовать поиграть с наглецом по его правилам. Только будьте заранее уверены, что вы сможете выиграть. Обычно с такими людьми лучше вообще не связываться и обходить их стороной.

Если же в вашей жизни встретилась необходимость общения с наглецом, то просто оставайтесь спокойным и нейтральным. Не хамите, не грубите в ответ. Не ведитесь на провокации и не позволяйте ему подпитываться вашей негативной реакцией.

Четко стойте на своем и умейте защищать свои границы. Не позволяйте другим людям нарушать ваше личное пространство и лезть не в свое дело. Вы имеете право на свою защиту. Используйте это право.

Часто ли вы встречаете подобных людей? Как обычно складывается ваше общение? Делали ли вы что-то в своей жизни наглого?

Терпения вам и спокойствия!