Берн психология. Психика в действии

Чтобы поединок закончился победой, кроме силы удара и мастерства спортсмену нужна способность переносить боль. Все схватки двух соперников, будь то бокс или борьба, сопровождаются ударами, травмами, болевыми приемами, которые нужно стоически перетерпеть.

Инструкция

Боль иногда становится нестерпимой, преимущественно подобное происходит при сильном разрушительном воздействии на организм. Тело сигнализирует человеку, что нужно как-то реагировать и менять тактику действий. Это не всегда отвечает нуждам атлета в конкретный момент, поэтому спортсмены хотят немного понизить чувствительность, чтобы она не мешала им одерживать победы.

На психологическом уровне болевые ощущения угнетают и ввергают человека в состояние паники. Чувствительность у разных людей неодинакова. Встречается повышенная (гипералгезия) и пониженная (гипоалгезия), но может и отсутствовать вовсе (аналгезия). Медики заметили, что мужчины острее чувствуют длительную боль, чем женщины.

Адаптироваться к болевым ощущениям сложно, это процесс делится на физиологический и психологический. И в обоих случаях нужна тренировка и последовательность. Постепенно под влиянием повторных и длительных воздействий (ударов) возникает перестройка функций организма, которая раздвигает поставленные природой рамки. Одним словом, происходит привыкание к боли, снижается чувствительность от ударов.

Японские ниндзя своих младенцев буквально с рождения начинали приучать к боли. Легкие шлепки и щипки сменялись постепенно довольно сильными ударами. На заключительном этапе старшие дети переносили регулярное избиение граненой деревянной палкой. Из таких малышей получались легендарные воины, казалось, могущие преодолеть все и вся.

Современная наука подтвердила эффективность этого метода на крысах. Взрослые особи, выросшие из крысят, участвовавших в эксперименте, разительно отличались от обычных животных. Они оказались устойчивы не только к боли и травмам, но и к голоду, и холоду.

Физическая адаптация к боли неразрывно связана с психологической. Кора головного мозга способна смягчать или полностью снимать чувствительность человека. Когда спортсмен, чувствует, что его повреждение не смертельно, он способен отключиться от болевых ощущений и сосредоточиться на победе. Известны случаи, когда чемпионами становились борцы со сломанными костями, вывихами и трещинами.

Атлету нужно заранее смириться с тем, что будет больно. В этом случае случившееся не будет неожиданностью и не вызовет панического желания сдаться. Таким образом, становится ясно, что победа над болью складывается из физических тренировок и волевого усилия спортсмена.

Боль – это естественная защитная реакция организма, благодаря которой человечество сумело выжить. Ведь если бы организм не был восприимчив к боли , человек просто-напросто не замечал многих опасных ситуаций и не сумел бы выбираться из них. Однако порой бывает необходимо временно заглушить боль.

Вам понадобится

  • - анальгетики;
  • - эфирное масло мяты, гвоздики;
  • - перец чили.

Инструкция

Как только вы почувствовали боль от ушиба, пореза или растяжения, начинайте читать скороговорки или вспоминать стихотворение. Чем сильнее боль, тем быстрее повторяйте заученные строчки. Мозг отвлечется на эту работу, и вы не будете воспринимать неприятные ощущения.

Удобно лягте. Представьте свою боль в виде светящегося шара, а затем начинайте мысленно выталкивать шарик из организма. Проведите сгусток боли по телу. Возможно, вы захотите, чтобы он стек у вас с кончиков пальцев или решите выплюнуть его. Если вы сосредоточитесь на своем занятии, вы перестанете чувствовать боль.

Представьте, что ваш разум и ваше тело – две не связанные между собой вещи. Мысленно вы можете отправиться в самое неожинное место: в незнакомый город, на пустынный пляж, в цветущий сад. Вы чувствуете аромат того места, где вы находитесь, легкий ветерок обдувает вас. Тело же осталось где-то далеко дома, и вы совсем не ощущаете, что оно боли т.

Воспользуйтесь анальгетиками. Существуют средства, применяемые наружно, к примеру, лидокаин-спрей, а также в виде таблеток или уколов, вводимых внутримышечно или внутривенно. В идеале перед приемом любых препаратов желательно проконсультироваться с врачом.

Народная медицина предлагает свои рецепты от боли ь. К примеру, гвоздика и мята перечная действуют как местный анестетик. Достаточно намазать эфирным маслом мяты пораженный участок, и болезненные ощущения отступят, оставив место приятному холодку. Обладает обезболи вающим свойством и перец чили. Его можно употреблять в пищу, а можно натереть кусочком больное место.

Заглушая боль, помните, что она сигнализирует о неполадках в вашем организме. Не следует терпеть до тех пор, пока неприятные ощущения не станут невыносимыми, лучше обратитесь к врачу при первых же болезненных ощущениях.

Эрик Берн прославился во всем мире психотерапии и психологии за счет своей теории об общении людей между собой и отношении их к себе и окружающим. Трансактный анализ Эрика Берна изучался многими психологами, которые сходились на том, что человек проживает жизнь действительно по тому сценарию, который заложен в детстве. Многие слова родителей закладывают стереотипное это и определяет качество его жизни и общения. Что это такое - трансактный анализ как метод психотерапии? В чем его суть и польза для человека?

Что такое теория трансактного анализа Эрика Берна?

Ее принято считать которая отображает анализ поведения и взаимодействие человека в группе и внутри себя. Эта теория приобрела большую популярность за счет доступности понятий и объяснения поведенческих реакций человека.

Главным постулатом здесь является то, что в определенных обстоятельствах человек может поступать в зависимости от того, какую из трех Я-позиций он принимает. Первым на эти позиции обратил внимание Берн Эрик. Трансактный анализ берет свое начало с психоанализа, поэтому рассматривает и изучает глубинные аспекты психики человека.

Для психотерапии важным моментом применения этой теории является утверждение о том, что каждая личность может научиться мыслить и отвечать за свои поступки, доверять прежде всего ощущениям и потребностям, принимать решения и выстраивать личные взаимоотношения. С этой позиции теория Эрика Берна является очень действенным методом помощи человеку в решении жизненных проблем.

Позиции в трансакциях

В этой теории легкая для восприятия - это три эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый. Каждое из них значительно отличается от другого, имея набор поведенческих характеристик, мышления и чувств.

Для психотерапевта очень важно понять, в каком состоянии человек поступает так или иначе, и что можно изменить в его поведении, чтобы он мог быть гармоничной личностью, о которой говорил Берн Эрик. Трансактный анализ предполагает три основных правила относительно этих эго-состояний:

  • Любой по возрасту человек был когда-то маленьким, поэтому может что-то делать под влиянием эго-состояния Ребенок.
  • Каждый (с нормально развитым мозгом) наделен способностью принимать адекватные решения и оценивать реальность, что свидетельствует о наличии у него эго-состояния Взрослый.
  • Все мы имели родителей или лиц, замещающих их, поэтому имеем данное начало, выраженное в эго-состоянии Родитель.

В основе психотерапии с использованием трансактного анализа лежит помощь в осознании человеком непродуктивных стереотипных поведения. Анализ трансакций, происходящий с помощью специалиста, помогает человеку стать более продуктивным в поисках решений, в осознании реальности, в постановке дальнейших целей.

Типы трансакций в психотерапии

Любые взаимодействия между людьми, речевые или невербальные, называются трансакциями в теории, которую вывел Берн Эрик. Трансактный анализ в рамках психотерапии предполагает изучение человеческих взаимоотношений, а также поиск решений возникающих проблем.

Специалисту важно определить, какие схемы привели к трудностям во взаимоотношениях. Бывает два вида вербальных и невербальных взаимодействий:

  • параллельные;
  • перекрестные.

Параллельные способы взаимодействия

Психотерапевт, работая с клиентом, определяет, какой вид трансакций был использован. Параллельные являются конструктивным видом взаимоотношений. В этом случае эго-позиции должны совпадать. Например, трансакция с вопросом "Как дела?" и ответом "Все хорошо!" произведена с позиции Взрослого. В этом случае никаких проблем при взаимодействии не возникает.

Перекрестные трансакции

Перекрестные могут спровоцировать конфликты. Это такое взаимодействие, при котором на стимул (вопрос или обращение) происходит неожиданная реакция с позиции другого эго-состояния. Например, вопрос "Где мои часы?" и ответ "Где бросил, там и доставай!" - трансакция с позиций Взрослого и Родителя. В этом случае может развиться конфликт.

Бывают еще скрытые трансакции (на психологическом и социальном уровнях). В этом случае важно анализировать стимулы людей, общающихся между собой.

Стимулы в общении

Для развития личности важно одобрение. Это одна из базовых потребностей человека. В теории трансактного анализа такое одобрение или стимул называется "поглаживанием". Такие моменты в общении могут нести позитивную или негативную окраску. "Поглаживания" бывают безусловными (просто за то, что человек есть) и условными (даются за поступки). Последние как раз и окрашены эмоциями со знаком "+" или "-".

В терапевтической практике специалист учит человека принимать такие стимулы или же не делать этого, особенно когда они негативные. Позитивные условные "поглаживания" также не всегда уместно принимать, так как человек приучается быть "хорошим", то есть старается всем угодить, ущемляя при этом себя.

Важно также научить клиента отказываться от условий, которые выдвигаются при положительном стимуле, если они не соответствуют внутренним позициям человека, что особенно подчеркивал Берн Эрик. Трансактный анализ помогает сфокусироваться клиенту на создании необходимых для него условий, где он может открыть в себе новые силы для принятия решений и так далее. В терапевтическом контакте психолог должен научить человека принимать себя, тогда консультация будет успешной.

Честные и нечестные трансакции

Следующим моментом в изучении трансакций как метода терапии является анализ взаимодействий, определяющих времяпрепровождение личности. Это явление назвал структурированием времени Эрик Берн. Психоанализ склонен рассматривать его немного с другой стороны: с позиции защитных механизмов.

Существует шесть способов структурирования времени:

  • уход (манипулятивный способ воздействия на человека);
  • игры (серии скрытых трансакций, которые также "нечестно" манипулируют людьми);
  • интимность (сексуальные взаимодействия);
  • ритуалы (трансакции, обусловленные стереотипами и внешними факторами);
  • развлечения (достижение определенных целей для себя);
  • деятельность (получение воздействий от окружающих и достижение своих целей).

Последние три называются "честными", так как не манипулируют окружающими. Психотерапевт во время беседы помогает выстраивать позитивные трансакции без манипулятивного поведения. Игры - это влияние на поведение людей. О них поговорим ниже.

Жизненные сценарии людей

Каждый человек живет по заданному в детстве сценарию, утверждал Эрик Берн. Психология жизненных сценариев людей напрямую зависит от позиций, принятых в детстве.

  1. Победитель - человек, добившийся целей, вовлекающий в борьбу других. В процессе терапии такие люди пересматривают свои жизненные позициии и манипулятивные игры, пытаясь выстроить продуктивные трансакции без негативного влияния на других.
  2. Побежденный - человек, постоянно переживающий неудачи, вовлекающий других в свои беды. Психотерапия для таких людей очень важна. В процессе беседы и анализа трансакций такие люди понимают причины своих неудач по жизни. Клиенты обучаются правильно реагировать на проблемы, не вовлекать в них окружающих, стараться выбраться из постоянных проблем.
  3. "Не-победитель" - лояльный человек, выполняющий все свои обязанности, старающийся не напрягать окружающих людей. Понимая в процессе психотерапии свой жизненный сценарий, такой человек принимает определенные решения в зависимости от потребностей и целей.

Все сценарии (более подробно о них можно прочитать в книге, которую написал Эрик Берн, - "Психология человеческих взаимоотношений, или Игры, в которые играют люди") мы получаем в результате родительского программирования в раннем детстве. Сначала перенимая их невербально, затем с помощью вербальных посланий. Они с течением жизни вытесняются из сознания, поэтому человек может и не догадываться, чем продиктовано его поведение. Поэтому с проблемами, касающимися жизненных сценариев или конфликтных взаимодействий, важно обратиться к психотерапевту, знающему досконально теорию трансактного анализа.

Эрик Леонард Берн

Родился 10 мая 1910 года в Монреале.
Берн изучал медицину и получил степень доктора медицины и магистра хирургии в Медицинской Школе Университета Макгилл в 1935 году.
Закончив интернатуру в Соединенных Штатах в 1936 году, он открыл свою психиатрическую резиденцию в Психиатрической Клинике Медицинской Школы Йельского Университета, где работал в течение двух лет. В 1939 году Берн стал американским гражданином и сократил свое имя от Эрика Леонарда Бернштейна до Эрика Берна . Его первой должностью была - клинический ассистент по психиатрии, ее он занимал до 1943 года.
В 1940 году Берн открыл частную практику в Коннектикуте. Там он встретился со своей первой женой, от которой у него родилось двое детей. В 1940-1943 гг. он практиковал одновременно в Нью-Йорке. В 1941 году начал обучение психоанализу в Нью-Йоркском Психоаналитическом Институте.

Во время Второй Мировой Войны, доктор Берн служил в Медицинском Корпусе, где был повышен до звания майора. Он занимался групповой терапией в психиатрических палатах. Освободившись от военных обязательств с 1946 года, он возобновил психоаналитическое обучение в Психоаналитическом Институте Сан-Франциско. В 1947 году приступил к аналитической работе с Эриком Эриксоном, с которым проработал два года.
После начавшегося анализа с Эриксоном, Берн встретил молодую разведенную женщину, с которой вступил во второй брак. Эриксон настаивал, что Эрик не должен жениться до окончания дидактического анализа, и поэтому только в 1949 году Эрик и Дороти, обменялись клятвами, основались в Кармеле и Дороти родила после, трёх детей в этом браке.
До 1956 года Берн написал две работы, основанные на материале, ранее прочитанном в Психиатрической Клинике Сан-Франциско: "Интуиция V: Образ Я" и "Состояния Эго в Психотерапии". В первой статье Берн указал, как он достиг концепции эго-состояний, и где он почерпнул идею о раздельности "взрослого" и "ребенка". В следующей статье он развивал трехстороннюю схему, используемую сегодня (Родитель, Взрослый, Ребенок ), представил метод с тремя кругами схематически, изображавшими эти состояния, назвав это "новым подходом в психотерапии".
Третья статья, названная "Транзактный Анализ: Новый и Эффективный Метод Групповой Терапии", была написана несколькими месяцами позже и представлена на конференции в Лос-Анджелесе в 1957 году.
С января 1962 года стал издаваться журнал "Transactional Analysis Bulletin", редактором которого стал Берн. В 1964 году Берн и его коллеги по семинарам из Сан-Франциско решили создавать Ассоциацию Транзактного Анализа, переименовав её в Международную Ассоциацию Транзактного Анализа (ITAA).
С 1964 года, после своего второго развода жизнь Берна стала хаотичнее, поскольку он пытался найти другую спутницу жизни. Его неудачи в этой области привели к тому, что он много работал, уделяя много времени написанию новых работ. В 1967 году он вступил в третий брак. К началу 1970 года он снова развелся.
В 1970 году Берн перенес два сердечных приступа. За две недели до первого приступа, Берн сказал своим друзьям, как хорошо он себя чувствует. Он только что закончил две книги, "Секс в человеческой любви" и "Что вы говорите после того, как сказали Привет?", и был очень доволен. Но в июне 1970 года он перенес первые острые боли в груди. Несколькими днями позже он перенес второй приступ, на сей раз обширный, который вызвал его смерть. Эрик Берн умер 15 июля 1970 года.

Описание из Большого психологического словаря - Мещеряков Б., Зинченко Б.

БЕРН ЭРИК (Berne, 1910-1970) - амер. психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей «транзактный анализ» (см. Транзактный анализ ). В отличие от классических психоаналитиков, которые доводят анализ переживаемых клиентом проблем до его первых дней и лет жизни, Б. считал необходимым довести анализ до истории жизни его родителей и др. предков. Важнейшая часть анализа - выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (напр., отец хочет видеть своего сына ученым вопреки желанию сына стать футболистом), а также «структурный анализ» состояний Я данного индивида (эго-состояний). Этих состояний 3: Родитель (поведенческие схемы индивида, повторяющие схемы родителей), Взрослый (состояния Я, объективно оценивающие реальность) и Ребенок («архаические пережитки» детства). В разных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру «транзакций» (единиц общения , см. Транзакция ). Важнейший вид такой структуры - «игра» (система транзакций со скрытой мотивацией, предсказуемым исходом). Анализу различного рода «игр», используемых людьми в повседневном общении, посвящены основные работы Б. (Е. Е. Соколова.)

Эрик Берн – автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит , который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом живем по этому сценарию. В нашем материале подборка цитат этого выдающегося психолога о том, как программируется наш мозг.

1. Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

2. В первые два года поведение и мысли ребенка программируются в основном матерью. Эта программа и формирует первоначальный каркас его сценария, "первичный протокол" относительно того, кем ему быть, то есть быть ли ему "молотом" или "наковальней".

3. Когда ребенку исполняется шесть лет, его жизненный план уже готов. Это хорошо знали священники и учителя средневековья, говорившие: "Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно". Хороший дошкольный воспитатель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет ли победителем или будет неудачником.

4. План на будущее составляется в основном по семейным инструкциям. Некоторые из самых важных моментов можно обнаружить довольно быстро, уже в первом разговоре, когда психотерапевт спрашивает: "Что родители говорили вам о жизни, когда вы были маленьким?"

5. Из каждого указания, в какой бы косвенной форме оно ни было сформулировано, ребенок старается извлечь его императивное ядро. Так он программирует свой жизненный план. Мы называем это программированием, поскольку воздействие указания обретает характер постоянства. Ребенок воспринимает желания родителей как команду, таковой она может остаться на всю его жизнь, если в ней не случится какого-то драматического переворота или события. Только большие переживания, например война, или неодобренная родителями любовь могут дать ему мгновенное освобождение. Наблюдения показывают, что жизненный опыт или психотерапия может также давать освобождение, но значительно медленнее. Смерть родителей не всегда снимает заклятие. Наоборот, в большинстве случаев она его делает крепче.

6. Чаще всего детские решения, а не сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека. Что бы люди ни думали или ни говорили о своей жизни, нередко создается впечатление, будто какое-то мощное влечение заставляет их куда-то стремиться, очень часто совсем не в соответствии с тем, что пишется в их автобиографиях или трудовых книжках. Те, кто хочет делать деньги, теряют их, тогда как другие неудержимо богатеют. Те, кто заявляет, что ищет любви, пробуждают только ненависть даже у тех, кто их любит.

7. В жизни человека сценарный итог предрекается, предписывается родителями, однако он будет недействительным до тех пор, пока не будет принят ребенком. Конечно, принятие не сопровождается фанфарами и торжественным шествием, но тем не менее однажды ребенок может заявить об этом со всей возможной откровенностью: "Когда я вырасту, я буду такой же, как мамочка" (что соответствует: "Выйду замуж и нарожаю столько же детей") или "Когда я стану большой, я буду как папа" (что может соответствовать: "Буду убит на войне.").


8. Программирование в основном происходит в негативной форме. Родители забивают головы детей ограничениями. Но иногда дают и разрешения. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам (они неадекватны), тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Разрешения не приводят ребенка к беде, если не сопровождаются принуждением. Истинное разрешение – это простое "можно", как, например, лицензия на рыбную ловлю. Мальчишку никто на заставляет ловить рыбу. Хочет он – ловит, хочет – нет и идет с удочками, когда ему нравится и когда позволяют обстоятельства.

9. Разрешение не имеет ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения – это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами. Человека, обладающего подобным разрешением, видно сразу, так же как и того, кто связан всевозможными запретами. ("Ему, конечно, разрешили думать", "Ей разрешили быть красивой", "Им разрешено радоваться".)

10. Нужно еще раз подчеркнуть: быть красивой (так же как иметь успех) это вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако лишь в ответ на улыбку отца или матери может расцвести настоящей красотой лицо дочери. Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери – уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.

Эрик Берн (настоящее имя Леонард Бернстайн) родился 10 мая 1910 г. в канадском городе Монреаль в семье практикующего врача Его отец умер от туберкулеза в возрасте 38 лет, и сын решил, подобно отцу, связать свою жизнь с медициной в 1935 г. он получил степень доктора медицины в Медицинской школе университета Макгилл Закончив интернатуру уже в США, Леонард Бернстайн в течение двух лет работал в больнице Инглвуд в Нью-Джерси. Затем он принимает американское гражданство и меняет имя на то, под которым он и вошел в историю психологии, - Эрик Берн. В 1940 г. он открывает частную практику, а с 1941 г. обучается психоанализу в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Некоторое время (1943-1946) он состоит армейским психиатром. После этого он в течение двух лет обучается психоанализу у Эрика Эриксона. Отойдя от традиционного психоанализа, он разрабатывает свой метод психотерапии, названный «трансакционный анализ».

Трансакционный анализ - это анализ взаимодействия двух или более людей.

Созданный Берном метод делится на 4 этапа: структурный анализ-трансакционный анализ; анализ игр; анализ сценариев.

Эрик Берн выделил три состояния, личности:
- Родитель (Р) - это комплекс убеждений, нравственных норм предрассудков, получаемых в наследство от предков, диктующая и повелевающая часть личности.
- Взрослый (В) - не имеет отношения к возрасту человека. Это способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта.
- Ребенок (Ре) живет в человеке всю жизнь и проявляется даже у стариков, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали это в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя.

Цель структурного анализа заключается главным образом в том чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так?

Какая часть моего Я действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение?

Трансакция начинается с траисакционного стимула - того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-либо действием - трансакционной реакцией.

Все трансакции делятся на:
- дополнительные, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию. Являются самыми зрелыми и здоровыми
- пересекающиеся, когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.
- скрытые - двухуровневые трансакции - угловые и двойные, при которых один уровень видимый - то, что произносится (социальный), а второй - скрытый, или психологический, - то, что имеется в виду (подтекст).

Психологические игры - наиболее частая форма общественных взаимодействий, состоящих из скрытых трансакций с предсказуемым исходом. Игры имеют три обязательных признака: 1) скрытые мотивы, с помощью которых можно манипулировать партнером по игре; 2) благовидность трансакций в социальном плане; 3) выигрыш - «купоны», являющиеся целью игры.

Есть одна форма трансакций, которая не может быть названа игрой, - это искренность.

По представлению о себе, о жизни, по способам реализации своей жизни всех людей можно разделить на Выигрывающих (человек, способный быть аутентичным (достоверным)) и Проигрывающих (безвольные, вечно страдающие, измученные и мучающие других, вся их энергия уходит на сохранение ролей и масок, сохранение status quo (исходного положения вещей).

Сценарий-это жизненный план личности, драма, чаще всего неосознанная, но, как правило, имеющая четкие закономерности сценической драмы: завязку, действие, кульминацию и финал. Сценарий запускается в раннем детстве через трансакции между родителями и ребенком.

Предписание - это программа, по которой человек стремится к цели. Это ответы на вопросы: «Кто ты?»; «На что способен?»; «Каким должен быть?»; «Как этого достичь?». Предписания усваиваются от родителя противоположного пола, а способ исполнения, образ жизни - от родителя того же пола.

В детстве формируется еще одна очень важная часть мировосприятия - излюбленное чувство. Это доминирующая, основная, эмоция, которая, как условный рефлекс, может сохраниться на всю жизнь Свойство пользоваться излюбленной эмоцией Берн называет трансакционным рэкетом. Валюта трансакционного рэкета-психологические купоны - это архаические чувства, собираемые детским состоянием Я для манипулирования другими и получения выигрыша.

Получив «набор» информации (переживания), приняв решение и заняв определенные психологические позиции, личность готова к исполнению своего жизненного сценария. Для полноценной жизненной драмы необходимы другие участники, которыми личность могла бы манипулировать.

Главными задачами трансакционного анализа являются реконструкция и создание автономной личности, способной разбираться в компонентах своего Я и расстаться с деструктивными сценариями личности, имеющей мужество выйти из-под власти предрассудков и ложных авторитетов, отказаться от игр и манипулирования людьми. Цель трансакционного анализа - сформировать у пациента Взрослую этическую позицию, научить его стать Выигрывающим, ответственным за себя, за всех и за все.