Быть непосредственным. А вам – слабо? Нестандартные поступки как способ развития позитивного мышления

Без нестандартных поступков жизнь была бы серой и тусклой. К тому же, человек так лучше узнает себя и даже иногда открывает скрытые таланты. Но все мы разные, и одним совершать такие поступки легко, другим – не очень.

Оказывается, все зависит от самооценки и понимания себя как личности. Если человек знает и принимает себя, то перестает играть роли и надевать маски. Ему важнее самореализоваться во всех сферах, и он не отступает, если что-то не получается. Просто ищет другие подходы. Неуверенные в себе люди, сталкиваясь с препятствиями, думают в первую очередь о том, что они неуспешны. Не получилось – значит, нечего и пытаться. Как правило, таким личностям в детстве не давали возможности самореализоваться.

Мы все родом из детства
Все начинается в раннем детстве. Сначала малыш знакомиться с миром через маму, а примерно с двух лет уже начинает познавать мир самостоятельно. Если в это время родители многое запрещают ребенку, то тем самым начинают формировать неуверенную в себе личность. И даже, став взрослым, человек будет все время оглядываться на мнение других. Таким людям сложно проявлять себя и самовыражаться.

Поэтому важно, чтобы родители как можно раньше помогли ребенку стать самостоятельным, постепенно передавая ответственность в его руки. Часто родители опекают ребенка, решают за него проблемы, тем самым делая ему медвежью услугу: такому человеку будет сложно в жизни. Простой пример: родители учат уроки вместо детей, лишь бы их ребенка не назвали глупым. Но на деле даже тройка, заработанная усилиями ребенка, принесет ему больше пользы. Ведь это формирует навыки, которые помогут ему пробиться в жизни.

Раскрывайте таланты!
Неуверенным людям стоит разобраться в себе. Они многое теряют. К тому же, часто, даже обладая какими-то качествами, могут так никогда их и не проявить. Это самое страшное, когда человек, прожив жизнь, даже не подозревает, на что он способен. Люди, которые сумели реализовать себя, понимают, что значит быть счастливым. Можно даже быть дворником, но делать свое дело с удовольствием и чувствовать себя гармонично.

Но выход есть даже для неуверенных в себе людей, когда безумно хочется сделать что-то необычное, проявить себя. Возможно, благодаря им возникло такое явление, как флешмоб (flash – «вспышка», mob – «толпа»), когда с помощью «аськи» в определенном месте мгновенно появлется n-ное количество людей, которые действуют по определенному сценарию. Причем люди не знакомы друг с другом, а сценарий не имеет конкретной цели. Каждый раз это что-то новое и оригинальное: масса людей сидят с удочками у фонтана, делают зарядку, стоят в очереди за бубликом.

Флешмоб продолжается не более 5 минут. Но приносит массу эмоций и позитива. Ведь не каждый способен сделать это в одиночку. А эффект толпы с одной стороны усиливает значимость поступка, с другой стороны – снимает ответственность. В флешмобе участвуют в основном подростки: им важно осознать своя Я и понять, на что они способны.

Кстати, молодежь совершает нестандартные поступки чаще . Возраст накладывает свой отпечаток. Появляется негативный опыт, когда люди сталкиваются со своей неупешностью в жизни. К тому же с возрастом психика становится более ригидной (ригидный - негибкий, упорный, неподатливый и т.п. – ред.). У молодых людей психика еще только формируется. Они познают мир, нарабатывают опыт и потому более открыты. Хотя и среди молодежи не все могут вести себя спонтанно. Все зависит от того, как человек развивался, от его самооценки и познания себя как личности. Если с этим есть какие-то проблемы, то, безусловно, будет много внутренних ограничений, которые не будут давать ему возможности раскрыться.

Совершайте нестандартные поступки!
Но помните: поступок поступку рознь. Одно дело, если мы просто не оглядываемся на мнение других. Но чаще всего нестандартные поступки совершают для того, чтобы шокировать общество.

К примеру, Сальвадор Дали, гениальный человек, общепризнанный художник все время подпитывал свою самооценку тем, что совершал необычные поступки, и о нем начинали говорить. Он ходил в немыслимых костюмах и парике, похожем на веник, украшал шляпу тухлой селедкой, на одной лекции появился одетым в скафандр, насыпал в свой «Роллс-Ройс» гору цветной капусты, гулял по Парижу с муравьедом на золотой цепочке, держал на балконе своего люкса в роскошном парижском отеле коз, на нью-йоркской презентации подписывал свои книги, нарядившись Санта-Клаусом, устраивал эротические спектакли. Однажды в ресторане он бросил тарелку с супом в сидевших рядом посетителей; они же кинулись к нему за автографами.
Такие демонстрации самого себя связаны с сомнением. Тем, кто уверен в своих возможностях, никаких других подтверждений не надо. Поэтому важно понимать, какой психологический смысл стоит за поступком и зачем он делается.

Чтобы поступать нестандартно, вовсе не обязательно делать что-то из рода вон выходящее. Иногда вместо привычного отдыха стоит занять себя чем-нибудь другим, поменять ход своей жизни, преодолеть рутину. А если ваш поступок, кроме острых ощущений, принесет кому-нибудь пользу, его вдвойне стоит совершить.
Нестандартные поступки вредны только в одном случае – если они приносят кому-то вред, ущемляют права, ранят чувства. А так…совершайте такие поступки на здоровье, наполняйте жизнь новыми ощущениями. И помните: жизнь полосатая, но палитра-то у нас!

Смысл практики в совершении непривычных, нестандартных с социальной точки зрения действий.

Пример такой практики приводится в отчете: "Прогулка с ботинком" . Надо заметить, что сделать это сразу, без какой-либо предварительной подготовки очень страшно. Наверное, есть смысл начинать с малого. Я начинал именно так. Существуют более простые нестандартные поступки. Придумать их можно массу, главное, чтобы это действительно было нестандартно и непривычно (для себя).

Из тех, которые я пробовал сам, могу отметить "соску" и "подарки" (их описание приводится ниже), довольно простые и эффективные упражнения. Из оригинальных упражнений, со слов одного знакомого, могу привести следующее: "Метро. Толпа людей внизу у эскалатора (на подьем). Стоит мальчик с плакатом, следующего содержания: "Ищу женщину!" :). Мои знакомые также песни в общественном транспорте пели и стихи читали.

Нюансы. Естественно, смысл этих упражнений не в том, чтобы эпатировать публику, как-то выделиться или произвести впечатление своей оригинальностью. Смысл в том, чтобы выследить себя. Эти упражнения создают благоприятные условия для самовыслеживания.

Наиболее характерные реакции в процессе выполнения таких упражнений: страх, смущение, повышенная рефлексия на оценку окружающих и сильная зависимость от этой оценки. В голове крутятся мысли примерно такого содержания: "как на меня будут реагировать?", "как нелепо я выгляжу", "как-то они на меня особенно смотрят..."

В процессе практики становится очевидной взаимосвязь внутреннего состояния и реакции окружающих (мир реагирует на наше душевное состояние). Например, при спокойном и действительно уверенном поведении окружающие люди реагируют также очень спокойно, даже равнодушно. И наоборот: при волнении, смущении и т.д. окружающие реагируют чаще и выраженнее. Впрочем, у каждого будут свои нюансы.

Не рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с кем-то (в паре или компанией), это будет значительно легче. Не рекомендуется это делать вблизи собственного дома или тех мест, где существует большая вероятность встретить знакомых (принцип экологичности: не нужно без крайней надобности портить свой социальный имидж в глазах тех людей, с которыми потом придется строить отношения дальше).

Соска

Купить в аптеке соску и ходить с ней. Пример отчета по упражению "Соска" .

Подарки

Подойти на улице или в метро к незнакомому человеку и сделать ему подарок. Подарками могут быть: комплименты, конфеты, цветы, воздушные шарики и т.д.

Мне особенно нравилось дарить конфеты вместе с комплиментами. Приятно делать приятно:).

Валерий Чугреев, 07.10.2005

a 27.01.2009 01:21

Годная практика, большое спасибо.


йот 20.02.2009 22:17

Хотелось бы уточнить
В процессе выполнения техники, понятное дело, случатся разного рода \"конфузы\" .
Что с ними нужно делать? Просто зафиксировать?


[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 20.02.2009 22:47

> йот
Какого рода конфузы?


[Ответить] [Отменить ответ]

Андрей И. 03.03.2009 04:47

Например такие которые сопровождаються внезапной утратой способности разумного размышления (о выслеживании даже речи быть не может).


[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 03.03.2009 09:04

> Андрей И.

Ну, не стоит полагаться только на разум. Он работает далеко не во всех случаях. У воина еще есть самообладание, уравновешенность, осознание. Их можно и нужно развивать. Потом, чем выше интенсивность осознания (внимания), тем легче контролировать свои эмоции, чувства в той или ситуации. А разум здесь на вторых ролях. В быстро меняющейся ситуации, в режиме \"здесь и сейчас\" больше приходится полагаться на осознание, чем на размышления.


[Ответить] [Отменить ответ]

Андрей И. 06.03.2009 05:18

Да, вы правы Валерий. Спасибо.


[Ответить] [Отменить ответ]

Ёлка 23.03.2009 11:28

Прочитала заодно отчет по практике \"соска\". думала где именно оставить коммент там или тут. решила тут.
Насчет подарков - не знаю. а вот практика с соской мне кажется не достигает своего результата.
может сбивчиво, но попытаюсь донести мысль.
пока человек делает что-то нестандартное в поведении и боится - он думает о том, как на него посмотрят и всё время пока он насильно преодолевает свой страх от чсв в этот момент он не избавляется, а только маскирует его. страх при таком раскладе не уйдет и во второй и в третий и в 10 раз. каждый следующий поступок будет вызывать страх показаться не таким как все.
иными словами, во время практики чел думает только об одном - о том как он сейчас выглядит и как (успешно или нет) он преодолевает это положение дел, и при этом просто занимает новую ячейку в том же обществе, то есть это ничего не меняет от привычного нашего поведения.
в идеале, наверное, нужно достичь такого состояния, когда реально абсолютно всё равно как другие воспринимают тебя в этот момент.
то есть когда человек идет с соской в зубах и забывает о своей практике совсем. когда становится без разницы то ли упру с соской делать, то ли с утюгом. ведь почему с соской сделать упражнение легче? потому что подсознательно мы уже нашли себе место в обществе со своей соской. то есть мы решили, что нас будут воспринимать окружающие как \"выпендривающегося\" человека, а таких счас в городах полным полно. а вот если с утюгом пойдем, то могут воспринять как психа. а это страшнее) это уже будет не прикол.
тогда что же мы добились выполняя упражнение? избавились от чсв? добились отсутствия зависимости от мнения окружающих? нет
просто перескочили из одного поведенческого стиля общества в другой (причем перескочили в незнакомом никому месте).

и вот что еще интересно. по сути мнение окружающих нам не так уж и неважно. например, наша цель (временная) обеспечивать себе на работе пропитание, пока мы занимаемся маг.практикой. для этого абсолютно необходимо, чтобы на работе нас воспринимали как нормального, хорошего работника. в подъезде мы не можем прослыть психом, а то соседи вызовут 03 и практики придется проводить в палате)).. и т.д. нам абсолютно необходимо умеючи управлять мнением окружающих, которое очень легко нарушить той же соской (именно поэтому практики мы проводим где-нить в другом месте). когда мы не будем контактировать с людьми (необ. остров) страх выглядеть \"не так\" отпадет сам собой. если мы приедем на остров с людьми племени тумба-юмба, нам тоже будет всё равно как мы выглядим (т.к. они никак на наше занимаемое положение повлиять не могут, и 03 они вызвать не могут) отсюда мы приходим к выводу - мы боимся потерять то, что имеем сейчас. и только поэтому нам так важно мнение окружающих. (если угрозы нет - то и мнение окружающих нам по барабану)
и в этом плане практики с соской ну.. почти полностью бесполезны.
очень сумбурно вышло, но я надеюсь, уловите ту мысль, которую хотела донести..


[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 23.03.2009 12:16

[Ответить] [Отменить ответ]

Ёлка 23.03.2009 17:09

да постоянно что-то делаю. Нет, с соской ходить не пробовала, но ходить с метлой (в районе где живу) да. ходить с искаженным лицом-гримасой, нестандартно одетой (что-то типа карнавального костюма, это правда было в чужом городе), ну и всякое подобное. суть таких вещей - та же. я ж не с потолка всё выше написала, это тоже результаты отслеживания.


[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 23.03.2009 17:40

1. Здесь важна регулярная, систематическая практика. У меня первые более-менее ощутимые результаты появились примерно через месяц (занимался примерно 2-3 раза в неделю порядка 1–2 часов каждый раз). Потом еще неоднократно возвращался к этой практике (спустя год, два, три), чтобы закрепить некоторые моменты. Результатами доволен. Говорю не только за себя, но и за других ребят, которые это практиковали (участники ).

2. Нестандартные поступки совмещал с другими практиками: перепросмотр, ОВД и др.

3. Это не позволяет полностью избавиться от ЧСВ, но позволяет ослабить некоторые из его проявлений (\"срубить несколько голов\".

4. Очень многое зависит от самого практикующего и его личной силы.

5. Еще мне кажется, что метла и \"что-то типа карнавального костюма в чужом городе\" - это мелко. Соска или ботинок - самое то!


[Ответить] [Отменить ответ]

Ёлка 23.03.2009 18:52

Честно говоря не вижу разницы между соской метлой и костюмом. соску хоть спрятать можно)) Конечно, можно и с соской для чистоты эксперимента, но я правда разницы не вижу.


[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 23.03.2009 19:29

Для меня появление с метлой или в карнавальном костюме - в большей степени социально оправданные действия. Есть дворники, есть участники разного рода представлений, на мой взгляд, это не так уж необычно. И решиться на такие поступки легче. Хотя, конечно, все индивидуально...


[Ответить] [Отменить ответ]

Платон 18.07.2009 17:29

Ёлка во много права. упражнения с соской позволяют тренировать стойкость к постороннему, случайному мнению. Ты после некоторой практики перестаёшь думать "А как на меня посмотрят окружающие? Что обо мне подумают?". Попрактиковавшись ты перестаёшь отвлекаться на мнение людей, с которыми вероятность пересечься в жизни мала. Да, это практика тоже полезна, ибо люди чувствуют неуверенность в толпе которая тебя в принципе не замечает и равнодушна. В сумме наработок по уверенности в себе это является полезным.
А вот подобный же поступок с соской в окружении людей от которых так или иначе зависишь требует иного подхода. Тут всё зависит от привычного для окружающих твоего поведения. Если ты всегда был "серой мышкой" то данный поступок для многих будет выглядеть дерзостью. А это либо последствия негативные по работе, либо победа. Что редко случается, но случается. В любом случае экспериментатору будет необходимо поддерживаться взятой планки. То есть доказывать постоянно, что он уже не мышь.
Когда же от тебя ожидают нечто подобное, то твой поступок будет восприниматься более-менее естественно. Ты сделал, может даже удивил, но подвигом это не будет, ты на своём уровне.
Я говорю это не о соске как таковой, а в более широком смысле.
Взятую на себя роль надо обыгрывать в соответствии с поставленной целью. У меня есть приятель, он всегда себя вёл как аристократ, в армии служа рядовым, в серой суконной шинели выглядел как генерал. При этом всё было строго по уставу. Его за глаза называли "Царский офицер". Так он себя держал. Сам лично видел как идущий ему навстречу офицер первым отдал ему честь...
Повторюсь, главное настрой.


[Ответить] [Отменить ответ]

Олег 06.08.2009 09:50

Ну если один из принципов - упрощение, то просто запишитесь в секцию. Желательно не спортивного уклона. Хороший выбор - ки-айкидо, много работы с объединением тела и сознания, подходит для разных возрастов. Учишься расслабляться, меняешь обстановку, имидж, множество людей, которые тебя не знают. Нахожу это полезным.


[Ответить] [Отменить ответ]

ks 13.10.2009 13:00

А мне кажется здесь речь вообще не о том.
Люди обсуждают то, что нужно это всё вытворять для потери чувства собственной важности.
Дон Хуан же говорил, что необычное поведение заставляет дрожать точку сборки. То есть всё это нужно как-раз для того, чтобы сам человек чувствовал себя странно. Потому что его точка сборки не привыкла к такому положению - при совершении непривычных странных действий она дрожит, а в самых критичных ситуациях вообще сдвигается.
Так что сталкинг (именно в проявлении его, как совершения необычных поступков) - не столько способ потери собственной важности (там другие способы были), сколько метод, помогающий движению точки сборки.


[Ответить] [Отменить ответ]

Igor 23.11.2009 02:31

Должен сказать что неосознанно пользовался элементами этой техники в Лондоне (жил там несколько лет). Вообще там ощущал себя куда более свободно от ЧСВ чем на родине. Уверен что многие со мной согласятся.. К примеру одевал на ноги разную обувь и так ходил в магазин. Причём "выслеживал" свои состояния в это время. Свобода рулит! Но в родной стране на подобные вещи я не готов пойти. Особенно в своёми провинциальном городшке) Самизнаетепочему)


[Ответить] [Отменить ответ]

Макс... 15.01.2010 14:49

Я, например, встретился с бесконечностью и получил "просветление" не потому, что боролся с ЧСВ и занимался сталкингом. Скорее наоборот, я растерял ЧСВ именно потому, что столкнулся с непознаваемым... Но это отступление. Не читал про ваши практики и, возможно, такое уже было, но хочу предложить свой метод нестандартного поведения: Наденьте светлые брюки и побрызгайте спереди апельсиновым соком, а сзади кабачковой икрой изнутри и вперёд в люди!!! Можно даже на собеседование сходить!


[Ответить] [Отменить ответ]

Денис 20.02.2010 19:58

лично я ходил с соской один месяц в среднем 2-3 часа в день. Первый раз было так страшно, что не мог её в рот вставить, удолось со второго раза. Она у меня такая смешная была, с большим кольцом и нарисованными рыбками. На второй раз получилось с большим трудом и тут началось, всё как будто изменилось. Наверное моё лицо сменило все цвета радуги, хотя я пытался держаться. Окружающие реогировали по разному, в основном посмеевались на до мною, ну вобщем то мне это и надо было. Каждое утро я с трудом заставлял себя сново и сново гулять с соской, но потсознание было не утомимо и требовало от меня действий.
Через пару недель мне стало легче, я стал спокойный мне было почти всё равно, что говорят обо мне люди, но неожиданно для меня мне начали задавать вопрос "Почему соска". Ответ на этот вопрос я написал на майке "Ответ на www.сайт" Через месяц практики я ходил и с ботинком на верёвке и попрошайничал и конфеты раздовал. Я БЫЛ ВНУТРЕННИ СПОКОЕН.
Потом поступила новоя команда, собирать пустые металические банки, упрожнение СУППЕР здесь я получил по полной. Собирал по 2-3 больших покета в людных местах, а потом их просто выкидовал. За два месяца упорной работы было ВСё , можно книгу написть и драка и оскорбления и за чёкнутого алегарха меня принемали,
Всё это было почти два года назад и я хочу от всей души поблагодарить Вас Валерий за прекрасное упрожнение СОСКА! Это был первый шаг на моём пути.


[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 20.02.2010 21:45

О, а мне про Вас рассказывали знакомые. Про этот ход с майкой. Хороший PR-способ, кстати. Спасибо за интересную идею!

Успехов Вам, Денис!


[Ответить] [Отменить ответ]

FallingSnow 21.02.2010 13:39

Денис, - отличная идея с майкой!


[Ответить] [Отменить ответ]

Роман:) 23.03.2010 14:32

Вот второй день уже не отлипаю от монитора, читаю всё что есть в этом замечательном сайте! Могу выразить только почтение Валерию, за то, что он создал такой сильный сайт, хоть мы с ним и не знакомы. Расскажу я про свои экстремальные практики, возможно они будут через чур, но всё же могут пригодиться)

1. Прикинуться корреспондентом из местной газеты. С собой иметь планшетку (как у Американских полицейских), ручку, несколько листов вставленных в планшетку. Одежда должна быть светлой, не особо вызывающей. Суть такова: едете в центр города, на самое людное место и начинаете проводить опрос населения. Вопрос при чём тупейшего характера (скажите, пожалуйста, сколько у вас в гардеробе имеется чёрной одежды и белой, в процентах?), в роде просто (я так подумал в начале), но когда люди начинают задавать тебе вопросы, зачем такая информация и для чего? Ведь нужно ещё и имя человека записать, объяснить зачем и по чему. Главное условие: Вас не должны разоблачить! Вы корреспондент, проводите соц опрос на тему одежды населения, а точнее цвета гардероба!! Вот прикол))) Здесь начинается работа по вытаскиванию из себя знания психологии, когда я не учился на это, а людям объясняешь все немыслимые законы психологии. И ещё много всякого, с точки зрения важности неприятного. В списке должно быть 60 опрошенных минимум!

2. Попить чай в любой квартире, под любым предлогом, у совершенно незнакомых людей. 3 раза минимум!

3. Приехать в незнакомый город России и провести какой нибудь тренинг. Да-да, собрать людей по контакту, найти помещение, выбрать для себя знакомую тему (согласуя с 1-м принципом ст.) и вперёд! При чём тренинг платный, в противном случае Вас ни кто слушать не будет и поездка не окупится!

Чётко заявлю это всё реально, сам этим занимаюсь несколько лет, это не все техники, их великое множество.

P.S. откажитесь от мяса, осознание станет чище)


[Ответить] [Отменить ответ]

Валерий Чугреев 23.03.2010 14:51

> Роман
Здорово! Спасибо за свежие идеи и добрые слова.


[Ответить] [Отменить ответ]

Торстейн 17.06.2010 16:05

"Мы нальем на одежду чернил, чтоб после стирки казалось чище"
Не вижу особого смысла в этих упражнениях.
Регулярно занимаюсь чем-то подобным (одеваться как фрик или гей, изображать психа, необычные походки), трудно только начать, потом даже смешки не мешают. Ниочем вообщем.
Гораздо интереснее именно выслеживать ЧСВ в повседневной жизни, в обычных условиях, где она не горит ясным пламенем и не кричит "Я здесь". Вот например прямо сейчас проследить как я сижу и прусь с себя, с серьёзным видом убергуру))


[Ответить] [Отменить ответ]

Настя 03.11.2010 13:57

Не знаю, тупо немножко (ИМХО) Просто вот мне совершенно пофик,что обо мне будут думать, я себе такой принцип давно поставила, что позволиоло мне обладать индивидуальным стилем, и я никода не обращала внимание на то, смотрят на меня косо или нет...
На счет пения в метро - я даже как-то планировала для прикола постоять там с гитарой)
Смотря конечно ради чего всё это делается.
"Гораздо интереснее именно выслеживать ЧСВ в повседневной жизни, в обычных условиях, где она не горит ясным пламенем и не кричит "Я здесь". Вот например прямо сейчас проследить как я сижу и прусь с себя, с серьёзным видом убергуру)) "
+1)
Лично у меня другая проблема, похуже ЧСВ, я это называю чувство собственной ненужности. Мало того, что я никогда не ставила точки на чужих мнениях, как бы и учитывая их и не веря им одновременно, но и не ставила над своими, таким образом было долгое время ощущение потерянности себя, ведь получается, что нет уверенности в своём мнении, т.е отсутствует уверенность в себе. Однако я как и в цитате обычно выслеживаю это в повседневной жизни и стараюсь устранить. В результате просто нет времени на неуверенность, когда желание что-то узнать, понять и достичь гораздо больше)


[Ответить] [Отменить ответ]

Добрый день!

На улице весна, когда солнце, а когда дождь - самое время размяться и поделать упражнение "Нестандартные поступки".

Туристы в Японии могли видеть, как на площади по деловому одетые молодые люди вдруг начинали просто так петь или читать стихи. Это - тренировка менеджеров для развития их уверенности в себе, умения вести себя, не сковывая себя рамками ожиданий окружающих. Индивидуальный тренинг «нестандартные поступки» заключается в том, чтобы делать непривычные для себя и нестандартные для окружающих вещи. Вещи никому не вредные, часто добрые, полезные, но - но я так никогда не делал! Боязно как-то! Страшно!

Упражнение нестандартные поступки - это работа со страхом , это тренинг уверенности , это тренировка смелости .

Еще труднее будет, если эти вещи и действия пойдут вразрез не только с вашими привычками, но и с ожиданиями окружающих. Если это будут действия не по шаблону, действия неожиданные, странные, непонятные, - такие, которых "нормальные" (то есть, укладывающиеся в нормы, рамки, стандарты!) люди не совершают.

Вместо подробного инструктажа удобнее привести документальные отчеты тех, кто этот тренинг проходил.

Записки с поля боя

Е.М., пока зам.начальника отдела, перспективнейший специалист, похоже - надежда России:

  • В метро сидела на поручне (хотя было много свободных мест)
  • От метро до дома шла спиной вперед
  • Пела в метро восхитительно страстную испанскую песню о любви (спасибо г-ну Альмадверу). Слова там такие: «Ку-ку-ру- кукуууу…!»
  • Закусила губу. Надолго не хватило.
  • В метро взяла ручку в рот и изображала дятла.
  • Стихи в толпу. После первой строчки вслух - волна экстаза! А по завершении - моральный оргазм. Особенно, когда мне стали аплодировать.
  • Уронилась в детство, в розарии лежа на пузе рисовала мелками на асфальте всякие красивости…
  • Друзья подстрекали на признание в любви кому угодно. Пожааалуйста! В любое время. Если подразумевать под словами «Я тебя люблю!» то, что именно в этот момент просто захотелось сказать именно эти слова (а сколько под этим глубинных смыслов!).
  • Опасалась ловить машины. Но - два раза преодолела это (себя). Далее - намеренно буду их ловить, не соглашаться на цену и отпускать. Пока не надоест опасаться.

Подсказки и техника безопасности

  1. Если вам страшно, нестандартные поступки лучше вначале делать в компании. Вместе - весело! И уже не так страшно...
  2. Не стоит практиковать нестандартные поступки, из-за которых у вас могут быть какие-либо житейские неприятности. Не напрягайте милиционеров, соседей и коллег по службе - излишне смелый тренинг нестандартных поступков на работе может повредить вашей деловой репутации.
  3. Не увлекайтесь, даже если этот тренинг понравился. Да, те люди, у кого настроение хорошее, веселятся вместе с вами, но те, у кого плохое - дергаются или ворчат. Поняли, что от сковывающих рамок освободились - прекращайте эпатаж и займитесь делом. Лидер - это человек с ощущением "я хозяин!" (не только мира, в котором живу, но и той ситуации, в которой нахожусь здесь и сейчас), а хозяину совершенно необязательно по дурости портить свое собственное имущество. Хозяин поступает так, как считает нужным, это верно, но постоянно искусственно (и без особой пользы!) "напрягать" людей и ситуацию - стоит ли? Тренинг нестандартных поступков - это не практика хулиганства.

Варианты

Различные упражнения в стиле "Нестандартные поступки ":

  • Спрашивать на улице у идущих навстречу прохожих, который час. Прикол в том, чтобы спрашивать у всех подряд, у одного за другим... См.→
  • По улице ходить с соской во рту.
  • В метро, заходя в вагон, начинать канючить в стиле: "Простите, люди добрые, что мы к вам обращаемся! Сами мы люди местные, возьмите у нас денег, кто сколько хочет!" - и раздавать желающим мелочь...
  • На автобусной остановке вслух, для всех, почитать стихи Пушкина, например, "Евгений Онегин".

Хорошего вам дня!

На этих занятиях участники получают возможность увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном опыте общения. Обучение происходит на примере моделирования значимых ситуаций взаимодействия, в процессе ролевых игр, групповой дискуссии, психотехнических упражнений.

Количество участников: 10–15 человек.

Цели: формировать потребность в понимании себя, других людей, их взаимоотношений; расширить представления о духовной и психологической культуре; способствовать развитию навыков техники общения; расширить диапазон практических умений.

В качестве примера приводим два занятия из этой программы.

Тема: «Манипулирование в воспитательном процессе» Цель: осознать свои собственные манипулятивные действия в воспитательном процессе и научиться защищаться от них, чтобы строить полноценное взаимодействие с детьми и подростками в отряде.

ИНФОРМИРОВАНИЕ

Ведущий. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться успеха в своем деле? Правильно, профессионализмом (то есть мастерством) и чувством уверенности в себе. Не ждите от меня готовых рецептов, следуя которым вы быстро приобретете эти качества. Но мы поработаем над важной проблемой, имеющей прямое отношение к профессионализму: «Педагогическое манипулирование в воспитательном процессе».

Предлагаю для свободного обсуждения принципы работы в группе:

Искренность в общении,

Обязательное участие в работе групп в течение всего времени,

Каждый участник говорит за себя от своего имени,

Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

ПРОЦЕДУРА ЗНАКОМСТВА

Участники стоят вокруг стола, лицом к друг другу. Каждый на карточке пишет свое настоящее имя и ответы на вопросы:

Что я больше всего ценю в людях?

Что я не приемлю в людях?

Моя главная проблема в общении.

Карточку участники держат перед собой на уровне груди. В течение некоторого времени все двигаются по комнате, останавливаясь друг возле друга.

После этого усаживаются вокруг стола и обмениваются впечатлениями.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Ведущий. Педагогическое общение - это взаимодействие.

Воздействие - это педагогическое манипулирование.

Последствия педагогического манипулирования: воспитанники либо становятся излишне тревожными, зажатыми и неуверенными, либо бунтуют, проявляют агрессию и полное неприятие школы, семьи, социального окружения.

Что делать? Как преодолеть формальное общение с воспитанниками и измениться самому?

Давайте вместе сделаем несколько шагов в этом направлении.

Упражнение «Он-эмоция»

Ведущий. Возьмите карточки с обозначением эмоций (грусть, удивление и т.д.), вспомните своих воспитанников и подберите слово к одному из них. Кто внутренне похож на это слово? Образ какого ребенка соответствует этому эмоциональному состоянию? Подберите таким образом 5–7 карточек.

Обсуждение. степень сложности для каждого, что дало вам это упражнение?

Упражнение «Я-эмоция»

Ведущий. Из имеющихся карточек подберите к самому себе 3–4, которые в наибольшей степени соответствуют вашему состоянию, настроению, характеру. Запишите. Затем выберите карточки, отражающие индивидуальность «идеального» вожатого. Запишите, сравните две колонки записанных состояний.

Без обсуждения.

Упражнение «Откровенность против манипулирования»

Ведущий. Ситуация: ребенок провинился. Что вы будете делать? (Ответ каждый пишет на листочке. Собрав листки с ответами, делим их на две группы: манипулирование, общение.)

Обсуждение. Что звучит в словах педагога?

Ведущий. Вам надо пригласить ребенка и побеседовать с ним. На листочке запишите свой вариант начала беседы с ним.

Обсуждение. Какова цель беседы? Удалось ли, используя ваш вариант, добиться цели? Какие проблемные ситуации можно разрешить через откровенную беседу?

Упражнение «Прозвище»

Ведущий. Почти всегда дети придумывают друг другу прозвища. Поупражняйтесь сами в искусстве давать прозвище своим воспитанникам.

Обсуждение. Какова степень сложности данного упражнения? Может ли это помочь понять индивидуальность ребенка?

Упражнение «Барабан - скрипка»

Ведущий. Каждого из воспитанников своей группы отнесите либо в группу «скрипок», либо «барабанов».

Скрипки - эмоциональные, чувствительные;

барабаны - упорные, терпеливые, уравновешенные, медлительные.

Обсуждение. К какой группе вы отнесете себя? Как следует общаться с каждой группой?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Обобщение наработанного. На листочке каждый участник тренинга записывает свои мысли, мнение об участии в проделанной работе.

Тема: «Независимость и свобода» Цели: способствовать преодолению зависимости, неуверенности, страха; повысить самооценку.

Все встали в общий круг, звучит спокойная, негромкая музыка.

Упражнение «В центре внимания»

Ведущий. Как люди смотрят друг на друга? Боятся ли взгляда? Почему? А как вы смотрите на других людей? Взгляд - вариант вторжения или доброжелательный интерес? А кто считает, что он себя спокойно и уверенно будет чувствовать в центре внимания всей группы? Хорошо, тогда кто первый?

Задача «испытуемого»: сидя перед всей группой, спокойно и доброжелательно в течение 1 минуты переводить взгляд с одного участника группы на другого, задерживаясь на каждом настолько, насколько интересно будет рассматривать его глаза и лицо.

Отслеживать свое душевно-психологическое состояние и в то же время думать о том человеке, на которого сейчас смотришь: какой он? Чем интересно мне его лицо? Что я вижу в нем?

Задача группы: в полной тишине рассматривать лицо человека, находящегося в центре внимания, почувствовать динамику его психологического состояния: какие чувства и переживания были вначале, чуть позже?

Первая минута проходит в полной тишине. Если хотя бы один человек не выдерживает: хихикает, улыбается, заговаривает, - происходит смена пар в «карусели» и новый отсчет времени.

Пары меняются 3–4 раза. По окончании каждый участник благодарит партнера.

Обсуждение. Ведущий ставит вопросы, группа ищет на них ответы:

В чем и как проявляется наша зависимость от мнения окружающих? От мнения близких людей? От оценки значимых для нас людей? Как все-таки на практике преодолеть эту зависимость? Какие вы можете назвать методы, способы и приемы?

Тренинг нестандартных поступков

Выполнить действия, привлекающие внимание, эпатирующие, вызывающие недоумение, даже изумление окружающих на улице.

Например: пройти с соской во рту, в «странной» одежде: сапоги, варежки разного цвета; флажок или вымпел на груди; громко, радостно петь на улице; парень красит губы на автобусной остановке и т.д. Смысл в том, чтобы преодолеть существующий здесь барьер, разрешить окружающим думать о себе что угодно.

Затем обсудить версии участников группы о состоянии человека в центре внимания: его ощущениях, чувствах, переживаниях. Затем сам участник пусть расскажет о своем состоянии: когда было тяжело и почему? Удалось ли выполнить задание?

Задача ведущего в обсуждении - раскрыть причину возникающего в нестандартной ситуации психологического напряжения: все мы (но в разной степени) зависим от оценки, мнения других людей, от того, что о нас подумают и «как посмотрят». Это сказывается даже в том случае, когда мы не знаем, положительно или отрицательно нас оценивают, «хорошо» или «плохо». Наиболее подвержены влиянию этой зависимости и наиболее неуверенно в ситуации повышенного внимания чувствуют себя люди с заниженной, неустойчивой самооценкой.

Способ преодоления: осознанное наблюдение за собой, за своими мыслями, чувствами, ощущениями (так называемая рефлексия), особенно в сложных ситуациях; повышение самооценки.

Упражнение «Карусель»

Ведущий. Надо разбиться на пары и организовать «карусель»: два круга, внешний и внутренний, лицом друг к другу на расстоянии около полуметра.

4 минуты спокойно и доброжелательно смотреть на своего партнера в полной тишине. Почувствуйте интерес к нему... Какой он? Обращайте также внимание на свои душевные движения, мысли, чувства.

Затем в течение 10 минут надо придумать и записать варианты нестандартных поступков, возможных для реализации сейчас, на группе. Это могут быть и ролевые задания (например, изобразить кого-то или что-то), спеть (в образе героя), станцевать (в определенном стиле) и т.д.

На выполнение задания - 30 минут.

Короткое обсуждение работы участников. какое задание было самым оригинальным, интересным? Кто себя проявил как лучший актер-исполнитель? Был ли барьер? Как ты с ним справился? Поблагодарите друг друга аплодисментами.

Упражнение «Нестандартный проход»

Ведущий. Ваша задача – пройти по комнате так, как не проходил никто до вас.

Группы садятся лицом в круг, из каждой команды по очереди встает один человек, проходит внутри круга и возвращается на место. Оригинальность прохода утверждается аплодисментами групп (30 минут).

Короткое обсуждение. какое задание было самым оригинальным, интересным? Кто себя проявил как лучший актер-исполнитель? Был ли барьер? Как участник с ним справился?

Игра-бой «Налет орды на отрешенных»

Задача отрешенных: погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздействий. Надо застыть, душевно «заморозиться».

Задача орды - «разморозить» участника, вызвать у него любую душевную реакцию.

Время игры: 1–2 минуты. Обсуждение.