Гейне Г. Путевые картины

ПУТЕВЫЕ КАРТИНЫ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Путешествие по Гарцу

Постоянна только переменчивость; устойчива только смерть. Каждое биение сердца ранит нас, и жить - значило бы вечно истекать кровью, если бы не существовало поэзии. Она дает нам то, в чем отказала природа: золотое время, которое не ржавеет, весну, которая не отцветает, безоблачное счастье и вечную молодость.

Сюртуки, чулки из шелка,
С тонким кружевом манжеты,
Речи льстивые, объятья, -
Если б сердце вам при этом!

Если б сердце в грудь вложить вам,
В сердце чувство трепетало б, -
Ах, до смерти мне противна
Ложь любовных ваших жалоб!

Я хочу подняться в горы,
Где живут простые люди,
Где свободно ветер веет
И легко усталой груди.

Я хочу подняться в горы,
К елям шумным и могучим,
Где поют ручьи и птицы
И несутся гордо тучи.

До свидания, паркеты,
Гладкие мужчины, дамы,
Я хочу подняться в горы,
Чтоб смеяться там над вами.

Город Геттинген, знаменитый своими колбасами и университетом, принадлежит королю Ганноверскому и располагает девятьсот девяносто девятью очагами, различными церквами, одним родовспомогательным заведением, одною обсерваториею, одним карцером, одною библиотекою и одним городским погребком, где пиво превосходное. Протекающий здесь ручей именуется «Лейна» и служит летом для купанья; вода в нем очень холодна, и местами он столь широк, что Людеру* в самом деле пришлось сильно разбежаться, когда он перепрыгнул через ручей. Сам город очень красив и нравится больше всего, когда обернешься к нему спиною. По-видимому, он построен очень давно; по крайней мере, помнится, еще пять лет назад, когда я поступил в университет и вскоре затем был исключен*, он имел все тот же серый старчески-умный вид и был переполнен педелями, пуделями, диссертациями, thés dansants, прачками, компендиумами, жареными голубями, гвельфскими орденами, церемониальными каретами, головками для трубок, гофратами, юстицратами, релегационсратами, профессорами и всякими чудесами. Некоторые утверждают даже, будто город построен во время переселения народов, а каждая отрасль немецкого племени оставила там по одному необузданному своему отпрыску, откуда и происходят вандалы, фризы, швабы, тевтоны, саксы, тюрингенцы* и т. д., каковые и посейчас слоняются в Геттингене ордами по Вендской улице, различаясь цветами шапок и трубочных кисточек; они вечно дерутся на полях кровавой брани Разенмюле, Риченкруга и Бовдена*, пребывая в нравах своих и привычках все еще среди эпохи переселения народов и управляясь частью своими вождями, именуемыми главными петухами, частью древним сводом законов, именуемым Komment и заслуживающим места в legibus barbarorum.

В общем жители Геттингена делятся на студентов, профессоров, филистеров и скотов, каковые четыре сословия, однако, далеко не строго различаются между собою. Сословие скотов - преобладающее. Слишком долго пришлось бы перечислять здесь имена всех студентов и всех профессоров, ординарных и не ординарных; к тому же в данный момент не все студенческие имена сохранились в моей памяти, а среди профессоров есть еще и вовсе не имеющие имени. Число геттингенских филистеров должно быть очень велико: их - как песку или, лучше сказать, как грязи на берегу моря; поистине, когда я утром увидал их у двери академического суда, с грязными лицами и белыми счетами, я не мог понять, как это бог натворил столько дряни.

Подробности о городе Геттингене вы с легкостью прочтете в описании последнего, составленном К.-Ф.-X. Марксом*. Хотя я питаю чувства святейшей признательности к автору, который был моим врачом и сделал мне много добра, я не могу без оговорок рекомендовать его труд и должен поставить ему в упрек недостаточно строгий отпор тому ложному мнению, будто у геттингенок слишком большие ноги. Мало того - я посвятил много времени основательному опровержению этого мнения, прослушал для этой цели курс сравнительной анатомии, делал в библиотеке выписки из редчайших книг, изучал часами ноги прогуливающихся по Вендской улице дам, и в глубоко ученом труде, где подводятся итоги этим занятиям, говорю: 1) о ногах вообще, 2) о ногах у древних, 3) о ногах слоновых, 4) о ногах геттингенок, 5) сопоставляю все то, что уже высказано об этих ногах в саду Ульриха*, 6) рассматриваю эти ноги - в их взаимном соотношении и при этом случае распространяюсь об икрах, коленях и пр., и, наконец, 7) если найдется бумага достаточного размера, приложу несколько гравюр на меди с изображениями ног геттингенских дам.

Было раннее утро, когда я покинул Геттинген, и ученый *** покоился еще, конечно, в постели и ему снилось, как всегда, будто он гуляет в прекрасном саду, где на грядках растут сплошь белые, исписанные цитатами, бумажки, ласково поблескивающие на солнце; он же срывает то одну, то другую и осторожно пересаживает их на новые грядки, меж тем как соловьи радуют его старое сердце сладостными трелями.

У Вендских ворот мне попались навстречу два маленьких туземных школьника, и один сказал другому: «Не хочу больше водиться с Теодором, он негодяй - он не знал вчера, как родительный падеж от mensa». Какими бы незначительными ни казались эти слова, я должен упомянуть о них; мало того - я начертал бы их на городских воротах вместо девиза; ведь, «как пели папаши, так свистят и детки», и эти слова вполне рисуют узкую, сухую, цитатную гордость высокоученой Георгии-Августы*.

В дороге повеяло утренней свежестью, радостно распевали птицы, и постепенно на душе у меня снова стало свежо и радостно. Бодрость пришла кстати. В последнее время я не вылезал из стойла пандектов, римские казуисты* словно заткали мой мозг серою паутиною, сердце было как бы защемлено железными статьями своекорыстных правовых систем, в ушах непрестанно звучало «Трибониан*, Юстиниан, Гермогениан* и Дуреньян», и нежную парочку, сидевшую под деревом, я готов был принять за экземпляр Corpus juris со сплетенными руками*. Дорога оживилась. Потянулись молочницы и погонщики ослов со своими серыми питомцами. За Вендою мне навстречу попались Шефер и Дорис*. Это - не парочка из идиллии Гесснера*, а два упитанных университетских педеля, зорко наблюдающие по долгу службы, чтобы студенты не дрались на дуэли в Бовдене и чтобы ни одна новая идея, без обязательного долголетнего карантина, не проникла контрабандою в Геттинген при содействии какого-нибудь спекулятивного приват-доцента. Шефер поклонился мне вполне по-товарищески, ибо он тоже писатель* и не раз упоминал обо мне в своих полугодичных писаниях; равным образом он часто вызывал меня, а когда не заставал дома, то всегда весьма любезно писал вызов мелом на дверях моей комнаты. Время от времени проезжала одноконная подвода, набитая студентами, покидающими город на время вакаций, а то и навсегда. В таких университетских городах постоянный прилив и отлив, каждые три года возникает новое поколение студентов - вечный человеческий поток; волна одного семестра отгоняет другую, и только старые профессора стоят неколебимо и недвижно среди всеобщего движения, подобно пирамидам Египта - но только в этих университетских пирамидах не скрыто никакой премудрости.

Из Миртовой рощи, близ Раушенвассера, выехали верхом двое многообещающих юношей. Женщина, занимающаяся там своим горизонтальным ремеслом, проводила их до самой дороги, похлопала привычною рукою по худым бокам лошадей, громко рассмеялась, когда один из всадников любезно угостил ее плеткою по широкому заду, и двинулась по дороге в Бовден. Юноши же поскакали в Нертен, очень остроумно покрикивая и очень мило распевая россиниевскую песенку*: «Выпей пива, Лиза дорогая!» Звуки долго еще раздавались вдали, но нежных певцов я скоро потерял из виду, ибо они яростно пришпоривали и стегали своих коней, обладавших, очевидно, медлительным немецким характером. Нигде так не истязают лошадей, как в Геттингене; часто, видя, как хромая кляча, вся в поту, принимает ради корма насущного тяжкие муки от наших раушенвассерских всадников или тащит за собою целый воз студентов, я думал: «Бедная тварь, наверно предки твои отведали в раю запрещенного овса».

В Нертенской харчевне я вновь повстречал обоих юношей. Один угощался селедочным салатом, а другой разговаривал с желтокожею служанкою, Фузией Каниной, по прозвищу Воробей. Он сказал ей несколько учтивостей, и в конце концов они подрались. Чтобы облегчить свою сумку, я вынул уложенные туда синие штаны, весьма замечательные в историческом отношении, и подарил маленькому кельнеру, по прозванию Колибри. Буссения, старая трактирщица, вынесла мне меж тем бутерброд и попеняла, что я теперь так редко у нее бываю: она ведь очень меня любит.

Генрих Гейне
"Из еврейства не выскочишь!"
Из письма Рахель фон Варнхаген Генриху Гейне.

Несмотря на все его метания и метаморфозы,
великий поэт никогда не порывал с еврейством.

Последние восемь лет своей жизни, с 1848 по 1856 год, Генрих Гейне провел в "матрацной могиле", Matratzengruft, - как называл поэт гору матрацев, на которых он лежал.

Так, практически обездвиженный, наполовину слепой, лишенный способности самостоятельно есть и пить, великий немецкий поэт Гейне, определил состояние, в котором он пребывал всё это время.

Судя по всему, первые проявления тяжелого заболевания возникли намного раньше. Сведения, подтверждающие эту точку зрения недостаточно определённы. И могут трактоваться по-разному.

Роковым в развитии болезни стал 1848 год. В мае 1848 года Гейне посетил Лувр. Из Лувра его принесли на носилках. У Гейне отнялись ноги, и он упал на пол у подножия статуи Венеры Милосской.

Мистически настроенные люди приписывали, да и приписывают до настоящего времени, статуе Венеры Милосской особые свойства. То ли накопленную за тысячелетия какую-то действующую на людей энергетику, то ли ещё что-то. При этом они ссылаются на случаи ничем другим, с их точки зрения, не объяснимого влияния статуи богини на посетителей.

Естественно, в ряду прочих происшествий, случившееся с Гейне занимает особое место.

Годы, проведенные Гейне в "матрацной могиле", были мучительными. Его преследовали приступы мышечных болей. Сверлящих, рвущих, стреляющих. Особое беспокойство доставляли мышечные конвульсии. Ещё имели место кишечные колики, частые рвоты, непроизвольное выделение слюны, расстройство актов мочеиспускания и дефекации.

Гейне лечили. Но проводимое лечение не отразилось сколько-нибудь заметным образом ни на проявлениях заболевания, ни на его течении. 17 февраля 1856 года Генрих Гейне умер. Его похоронили на Монмартровском кладбище.

Смерть Гейне прошла незамеченной. Флобер негодовал по этому поводу:

"И как подумаю, что на похоронах Генриха Гейне было девять человек, мне горько становится. О, публика! О, буржуа! О, негодяи! Ах, презренные!".

Богатые родственники Гейне намеревались было воздвигнуть на могиле поэта приличествующий члену уважаемой фамилии мавзолей, но его вдова категорически отказалась. Она сочла знаки внимания запоздалыми.

ГЕЙНЕ Генрих
(Heine, Heinrich)

(1797-1856), немецкий поэт и прозаик, критик и публицист, которого ставят в один ряд с И. В. Гете, Ф. Шиллером и Г. Э. Лессингом. Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в еврейской семье. Французская оккупация внесла в атмосферу раздробленной Германии прогрессивные идеи, в т.ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне "либералом" в традициях Французской революции. Полученное им смешанное образование несомненно способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами. Безуспешными оказались попытки Гейне заняться коммерцией, сначала во Франкфурте-на-Майне (1815), затем в Гамбурге (1816-1819). Он учился в Бонне (1819), Геттингене (1820) и Берлине (1821-1823), где испытал сильное влияние Гегеля. В итоге, вернувшись в Геттинген, в 1825 получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство (1825). Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия. Сложности с объединенной австро-прусской цензурой начались очень скоро и преследовали его всю жизнь. В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А.В.Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817; первый сборник, Стихотворения (Gedichte), вышел в свет в 1821, а первый стихотворный цикл, Лирическое интермеццо (Lyrisches Intermezzo), - в 1823. Попробовал он свои силы и в политической публицистике. После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но в конечном счете предпочел литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и в поэзии. Первый из четырех томов его Путевых картин (Reisebilder, 1826), о пешем странствии в горах Гарца (Путешествие по Гарцу - Die Harzreise), принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. Путевые картины ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю.Кампе. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит 3-4 месяца в Англии (1827), затем в Италии (1828), где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов Путевых картин (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи и составил Книгу песен (Buch der Lieder, 1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Ф.Шубертом и Р.Шуманом. В 1829 Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты "Новые всеобщие политические анналы" ("Neue Allgemeine Politische Annalen"). Гейне принял предложение, но уже в 1831, возможно, рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил должность редактора. Отныне Гейне был профессиональным литератором. Июльская революция 1830 дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии - литературе и философии. Начал он с серии статей о Париже в коттовском "Утреннем листке" ("Morgenblatt"), продолжив эту работу циклом публикаций для "Всеобщей газеты" ("Allgemeine Zeitung") того же издателя. Эти последние вызвали недовольство австрийского канцлера К.Меттерниха и полностью были напечатаны только отдельной книгой под названием Французские дела (Franzsische Zustnde). Книга эта посвящена режиму Луи Филиппа и содержит знаменитое предисловие с резкой критикой Вильгельма IV Прусского, призывающее его дать народу обещанную конституцию. Статьи Гейне о Германии выходили на двух языках и включают работы Романтическая школа (Die romantische Schule, 1833) и К истории религии и философии в Германии (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1834). В 1834 Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 они поженились. В 1835 в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов "Молодой Германии" ("Das junge Deutschland"). Имя Гейне стояло в списке рядом с именами К.Гуцкова, Г.Лаубе, Т.Мундта и Л.Винбарга. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л.Берне. Берне резко обрушился на Гейне в своих Письмах из Парижа (Briefe aus Paris), и Гейне был вынужден ответить. Сделал он это уже после смерти Берне в работе Людвиг Берне. Книга воспоминаний (Ludwig Brne, eine Denkschrift, 1840), которую ожидал на родине весьма холодный прием. В том же 1840 Гейне возобновил во "Всеобщей газете" разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 вышедшие отдельной книгой под названием Лютеция (Lutezia). Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги Атта Тролль (Atta Troll, 1843), Новые стихотворения (Neue Gedichte, 1844) и Германия. Зимняя сказка (Deutschland, ein Wintermrchen, 1844), итог состоявшейся годом раньше поездки на родину и одно из самых сильных его произведений. К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано; семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844, обострили болезнь, которая в 1848 приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельством чему Романсеро (Romanzero, 1851) и Стихотворения 1853 и 1854 годов (Gedichte 1853-1854), за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно. Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856; похоронен на Монмартрском кладбище. Произведения Гейне легко читаются - отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях (Lieder), широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше, который восхищался им. Проза Гейне в Книге Le Grand (Das Buch Le Grand), повествующая о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой Гренадеры (Die Grenadiere), посвященной тому же событию. В целом путевые заметки Гейне дают яркую картину его дарования - острого ума, едкой иронии, сатирического дара. Впрочем, на фоне стихов, написанных Гейне в последние 15 лет жизни, все прочее отходит на второй план. Как поэт-лирик он достиг непревзойденного мастерства.
ЛИТЕРАТУРА
Шиллер Ф.П. Генрих Гейне. М., 1962 Дейч А.И. Поэтический мир Генриха Гейне. М., 1963 Гейне Г. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1980-1983 Гейне в воспоминаниях современников. М., 1988 Гейне Г. Избранные сочинения. М., 1989

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ГЕЙНЕ Генрих" в других словарях:

    ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (1797 1856), нем. поэт. По свидетельству А. П. Шан Гирея, Л. читал Г. весной 1840, находясь под арестом за дуэль с Э. Барантом (Воспоминания, 1972, с. 48). Рус. поэт нашел у Г. не только близкую себе тему разочарования в… … Лермонтовская энциклопедия

    Гейне, Генрих - Генрих Гейне. ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (1797 1856), немецкий поэт и публицист. С 1831 в эмиграции в Париже. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости в “Книге песен” … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Гейне (Хейне), Генрих (Heine, Heinrich) (1797 1856) Немецкий поэт, публицист. Афоризмы, цитаты Гейне Генрих. Биография. У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества. Если бы римляне изучали все исключения из… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гейне (значения). Генрих Гейне Heinrich Heine … Википедия

    - (Heine) (1797 1856), немецкий поэт и публицист. С 1831 в эмиграции в Париже. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости в «Книге песен» (1827), проникнутой… … Энциклопедический словарь

    Гейне (Heine) Генрих (13.12.1797, Дюссельдорф, ≈ 17.2.1856, Париж), немецкий поэт, публицист, критик. Родился в небогатой еврейской семье. В университете Г. числился на юридическом факультете, но охотнее посещал занятия по филологии и философии.… … Большая советская энциклопедия

    - (Heine) великий немецкий поэт, по происхождению еврей, сын купца Самсона Гейне, род. 13 декабря 1798 г. в Дюссельдорфе на Рейне. Значительное влияние на его умственное и нравственное (но не на поэтическое) развитие имела его мать, женщина очень… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ГЕЙНЕ Генрих - ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (наст. имя — Харри; 1797 — 1856), немецкий поэт, публицист, критик. Поэтич. сб. «Книга песен» (1827; в т.ч. стих. «Лорелея», «Гонец», «Дон Рамиро», «Гренадёры»), «Современные стихотворения» (1843—44; в т.ч.… … Литературный энциклопедический словарь

    - … Википедия

    ГЕЙНЕ Генрих - (1797 1856) нем. поэт, революционер демократ, друг К. Маркса. Сочетал критику религии и церкви с язвительной и меткой сатирой. Критиковал религ. креационизм («Песни бытия»), доктрину божеств, целесообразности («К телеологии»), христ. богословие… … Атеистический словарь

  • Генрих Гейне 1797 - 1856. Сборник его ранних стихотворений - «Книга песен» 1827 г. свидетельствует о связи поэта с романтизмом. Но своей иронией Гейне как бы разлагает изнутри возвышенный и условный мир Романтики Во многих своих произведениях Гейне опирается на народную песню. Кивая ее мотивы он достигает необыкновенной естественносхи ясности и простоты Относящиеся к тому же периоду «Путевые картины» 1826-1830 гг..
    После июльской революции 1830 г. Гейне быстро эволюционировал влево. Находясь в эмиграции в Париже, он выступал в качестве духовного посредника между французской и немецкой культурой. В серии корреспонденции для «Лугсбургской газеты», объединенных в книге «Французские дела» 1832 г., Гейне излагает идеи утопического социализма и прежде всего теорию Сен-Симона, старается познакомить немецкого читателя с политическим опытом Франции. В книгах «Романтическая школа» 1836 г., «К истории религии и философии в Германии» 1834 он рассказывает французам о развитии классической немецкой философии. Гейне толкует диалектику Гегеля в революционном духе, приближаясь к материализму. Поэт приходит к мысли, что в Германии философская революция предшествует политическому перевороту.
    Знакомство с революционной борьбой пролетариата убеждает Гейне в том, что рабочий класс победит и что наследниками немецкой теоретической мысли являются рабочие. К 1843-1845 гг. относится тесное сближение Гейне с Марксом. Под влиянием Маркса в поэтическом творчестве Гейне начинают звучать боевые революционные ноты. «Современные стихотворения» 1839-1846 гг. и поэма «Германия. Зимняя сказка» 1844 г.-вершина идейного развития великого поэта. Среди «Современных стихотворений» особое место занимают «Ткачи». В этом произведении Гейне поэтически выражает идею исторической миссии пролетариата как могильщика буржуазного строя. В поэме «Германия. Зимняя сказка» Гейне сатирически осмеивает отживший феодальный мир, защищает единство революционной мысли и революционного действия в борьбе за новую, демократическую Германию.
    Революция 1848 г. стала для Гейне, как и для многих мыслителей и художников его времени, источником духовной трагедии. Окончательно разочаровавшись в буржуазной демократии, Гейне, однако, не перешел на позицию рабочего класса. Его пугали уравнительно-коммунистические тенденции, распространенные в рабочем движении, особенно среди немецких ремесленников. Он по-прежнему считал победу пролетариата справедливой и неизбежной, но в то же время боялся этой по¬беды, так как, по его мнению, она должна якобы повлечь за собой гибель искусства. Последняя книга стихов Гейне «Романсеро» 1851г. содержит мотивы разочарования, мысль о торжестве зла над добром. Но поот по-прежнему непримиримо относится к реакционной Германии. Он язвительно осмеивает великогерманских шовинистов и трусливых мещан, монархов и князей, верноподданных холопов и попов - обманщиков народа.

    «Всемирная история» т 6 М 1959г.

    Тема Генрих Гейне.

  • Добавлено: 18.11.2010
  • Автор:
  • Статьи - немецкий поэт Генрих Гейне. Биография и творчество поэта, интересные факты его жизни, критика его произведений и признание современников, влияние поэта на культуру рассматриваются в этой статье.

    Детские годы

    Будущий великий поэт родился в 1797 году, 13 декабря, в городке Дюссельдорфе. Полное имя - Христиан Иоганн Генрих Гейне. Родители его были очень небогаты, занимались торговлей тканями и очень хотели видеть в сыне продолжателя в торговом деле. В семье помимо Генриха было ещё трое детей. Воспитанием детей занималась мать - Бетти. Как говорили о ней, женщина очень умная, образованная, увлекавшаяся идеями французских просветителей. Позже маленький Генрих отдан на обучение во францисканский монастырь, откуда он перейдет в городской лицей, где продолжит свое образование. Вообще, детские годы Генриха прошли во время оккупации большей части Европы французами под началом Наполеона.

    После того, как Дюссельдорф стал частью Пруссии, Генрих поступает в экономическое училище, после окончания которого отправляется на стажировку во Франкфурт-на-Майне. Именно тогда Генрих осознает, что заниматься торговлей он не желает, и возвращается домой. Спустя несколько лет, в 1816 году, Генриха отправляют на попечительство дяди в Гамбург, где у последнего есть собственный банк. Дядя Генриха ставит племянника во главе небольшого отделения своего банка, но Генрих "проваливает" все дела, за которые берется. Ровно полгода Генрих Гейне был руководителем банковского отделения, и спустя этот срок дядя отстраняет его от должности. Зато будущий поэт именно в этот период своей жизни увлекается дядиной дочерью - своей кузиной. Чувство остается без ответа, зато побуждает Генриха к написанию стихотворений. Происходит ссора с дядей, Генрих возвращается домой, но успевает дебютировать в журнале "Гамбургский страж" в 1817 году.

    Первые попытки писать

    Публикации в журнале "Гамбургский страж" остаются совершенно незамеченными ни критиками, ни простыми любителями поэзии. Еще незрелые стихотворения не напоминают даже отдаленно того, кого впоследствии поставят в один ряд с Гете или Шиллером, говоря, что "он смог в своих стихах дать немецкому языку легкость и нежность".

    Публикации и оценки современников

    Пожалуй, именно с 1820 года начинаются стабильные публикации Генриха Гейне в журналах и признание его как пусть и начинающего, но талантливого поэта. В 1820 г. в свет выходит сборник "Юношеские страдания", где Генрих обобщил свой первый любовный опыт и влечение к кузине. Переехав учиться в Берлин, Генрих знакомится со многими представителями светского общества и представителями немецкого искусства того времени. Чтобы зарабатывать, он продает свои стихи в немецкие газеты, но в основном безрезультатно. Из наиболее известных стихотворений этого периода можно выделить следующие: "Баллада мавра", "Минезингеры" и "Грозная ночь".

    Признание поэта

    В 1826 году в свет вышли путевые заметки «Путешествие в Грац», которые принесли автору известность в литературных кругах. Потом была издана первая часть «Путевых картин», а спустя всего год - «Книга песен», где Гейне собрал свои лирические стихотворения "берлинского" периода жизни. "Книга песен" просто околдовала читателей богатой палитрой эмоций, красотой слов и высотой чувств. Лирический герой - это совсем молодой человек, который в силу возвышенности своих чувств очень трагично воспринимает окружающий мир, который, как кажется лирическому герою, не понимает и не принимает его. Данная "Книга песен" состоит из четырех частей, а многие стихотворения из этого сборника известны в России в переводе Михаила Лермонтова.

    В конце двадцатых годов восемнадцатого века Гейне работает над созданием очередного своего шедевра - над сборником очерков "Подорожные картины". В них писатель предстает не только как человек творческий, но и как простой гражданин своей страны, описывающий все слабые и сильные стороны Германии как государства.

    После 1830 года, когда свершается июльская революция во Франции, Гейне уезжает в Париж и в Германии побывает только дважды. Один раз навестит мать, а еще один приезд будет связан с издательской деятельностью. В Париже Генрих Гейне не испытывает проблем с цензурой, потому и писать может в полную силу. К этому периоду жизни и творчества поэта относится издание книги под названием "Французские дела", в которой мыслитель делится своими наблюдениями за революцией, за событиями, происходящими в Европе. Дух книги - это разочарование в идеях социализма. В 1834-м выходит книга под названием «Для истории, религии и философии в Германии», где автор обобщил свои публичные выступления и лекции.

    Также в сороковых годах девятнадцатого века Генрих Гейне создает одну из лучших своих поэм - "Германия. Зимняя сказка". Данной поэмой автор выразил тяжесть своих ощущений и глубину переживаний из-за утраты родины.

    В 1851 году вышел последний сборник стихотворений Генриха Гейне под названием "Романсеро". Книга появилась, когда поэт уже очень сильно болел и был прикован к постели, поэтому большинство стихотворений очень тяжелы и трагичны.

    17 февраля 1856 года в Париже после продолжительной болезни скончался великий немецкий поэт Генрих Гейне, биография которого была неотрывно связана с судьбой не только родной Германии, но и всей Европы.

    Стиль и особенности творчества

    Генрих Гейне, несмотря на то что являлся большим лириком и его стихотворения полны любовными переживаниями, остался личностью очень активной в контексте политики и общественно-значимых событий первой половины восемнадцатого века. Его стихотворения отличаются легкостью, которая, как казалось, просто неприемлема для немецкого языка. Его же статьи, эссе, труды, касающиеся истории и политики, отличались очень ясной и четкой позицией, которая не принимала буржуазный строй. Но, несмотря на свою "антибуржуазную" позиции, Гейне разочаровался и в социализме, приверженцем которого изначально являлся. Социализм Генрих Гейне сравнивал с утопией и считал, что такой строй на земле не будет построен.

    Личная жизнь, семья

    Крессения-Энжени-Мира - именно так звали женщину, на которой женился Генрих Гейне. Биография супруги рисует ее нам как простую женщину: жена Генриха не умела даже писать и читать и имела крестьянское происхождение, переехала в Париж, когда её родители уехали из деревни на заработки в большой город. Многие знакомые Гейне совершенно не понимали данного брака, отношение их к женщине было отрицательным. Пожалуй, единственный человек, которого не смущала шумиха вокруг его личной жизни, был Генрих Гейне. Биография кратко рассказывает о его жене, но специалисты обычно не заостряют внимание на личности девушки, ибо ничего необычного в ней нет.

    Влияние

    Для немецкого языка и немецкой литературы значение Генриха Гейне сопоставимо, пожалуй, с влиянием Пушкина на русский язык. Гейне сделал немецкую речь более мягкой, более выразительной и поспособствовал созданию так называемого литературного языка .

    На его стихи писали музыку такие композиторы, как Шуберт и Шуман, Вагнер и Чайковский, Брамс и многие другие.

    Своим любимым поэтом Гейне называли австрийская императрица Елизавета, Альберт Эйнштейн, Геббельс, Бухарин.

    В 1933 году была издана биография Генриха Гейне на русском языке. Она вышла в серии "Жизнь замечательных людей".

    Генрих Гейне: биография, интересные факты

    • Гейне был далеким родственником Карла Маркса, с которым дружил и одно время разделял взгляды.
    • После прихода к власти нацистов его книги попали в "черный список" и сжигались.
    • Последние годы жизни Гейне называл "пребывать в матрасной могиле". Поэт был прикован к постели из-за болезни спины.

    В странах меняется власть, меняется политический курс. Одни попадают в опалу, другие становятся национальными героями. Так было и так будет всегда, вне зависимости от страны и материка. К сожалению, Генрих Гейне, биография которого связана с двумя странами, Германией и Францией, так и не вернулся на родину, хотя, будучи уже больным человеком, писал письмо правительству Пруссии, чтобы ему позволили умереть дома, но получил отказ. Спустя сто лет нацисты жгли его книги. И только в конце двадцатого века в его родном городе Дюссельдорфе был поставлен памятник великому классику немецкой литературы.