Жизнь и творчество. Проблема рассказа «Кавказ

Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».

У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И этот побег им удается.

С помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и «нестерпимое сухое» солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.

Но подлинная трагедия происходит не здесь. Это трагедия третьего – обманутого мужа. О нем известно немного. Со слов героини, у него «жестокий, самовлюбленный характер». Он как-то сказал ей: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Затем герой встречает его на вокзале, где он провожает свою жену. У него высокая фигура, широкий шаг, он заботливо устраивает жену в вагоне. Наконец короткими, бесстрастными словами автор описывает, как он искал жену и, не найдя ее нигде, застрелился в номере гостиницы.

Создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи – и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. У него «жестокий, самолюбивый характер»? Но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману? Он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. Особенно резкий контраст между уверенным его поведением на вокзале и трусливой осторожностью героя, который прячется в купе. Так за строками рассказа Бунина виден сильный и мужественный человек, страдающий, потому что его обманули, предали. Особенно впечатляет одновременность событий: влюбленные плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны.

И.А. Бунин рисует читателям трагедию любви как неповторимый художник самых тонких чувств и человеческих переживаний.

    • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
    • Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям […]
    • В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
    • В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни: Грустно видеть, как много страданья, И тоски, и нужды на Руси! С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, […]
    • Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол». Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе […]
    • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
    • Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
    • Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
    • Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”. Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с […]
    • Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
    • Имя чиновника Сфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо […]
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • «Горе от ума» – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова. В комедии отображена борьба двух веков: «века нынешнего» и «века минувшего». Двумя яркими представителями «века минувшего» являются Фамусов и Молчалин. Неверно полагать, что персонажи комедии делятся на «век нынешний» и «век минувший» лишь по возрасту. Это деление проходит […]
    • Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в […]
  • Тема: . Жизнь и творчество. Проблема рассказа «Кавказ».

    Цель урока: познакомить учащихся с основными страницами биографии писателя; учить анализу прозаического произведения: работать с текстом, четко отвечать на поставленные вопросы.

    Ход урока:

    І. Вступительное слово учителя.

    «Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле». Так начал когда-то Бунин свои «Сны Чанга» - рассказ о человеческой жизни, увиденной глазами собаки. Он впервые публично читал его в 1918 г., в голодной, истекающей кровью Одессе, которую то занимали, то оставляли большевики .

    Бунин – отличный чтец – читал холодным, ровным голосом в полупустом зале, где собирались немногочисленные поклонники его таланта. Иногда тишина прерывалась пальбой и взрывами. Бунин не прекращал читать.

    Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый… Важно лишь, чтобы речь шла не о внешней канве жизни, но о метаниях и муках душевных, на которые, по Бунину, обречено все живое.

    Сухощавый, синеглазый, он казался современникам верхом сдержанности, холодной насмешливости, строгости и даже самолюбивой чопорности.

    Остроумный, неистощимый на выдумку, он был столь одарен артистически, что Станиславский всерьез уговаривал его войти в труппу художественного театра и сыграть роль Гамлета. О его феноменальной наблюдательности в литературных кругах ходили легенды: всего 3 минуты понадобились ему, по свидетельству Горького, чтобы запомнить и описать внешность, костюм, приметы, вплоть до неправильного ногтя у незнакомца, но и определить его жизненное положение и профессию.

    С людьми сходился непросто. Сдержанность и холодность Бунина были, однако, внешним защитным покровом.

    В разные годы познал, пережил бурные чувства, выпадающие на долю далеко не каждому.

    ІІ. Выступления учащихся.

    1 ученик.

    Он родился 10 октября 1870 г. В помещичьей семье, в глубинной России, рос в ее плодородном орловском и елецком подстепье, и гордость за свою родословную, дворянский быт и культуру, специфический уклад целого социального пласта – все это повлияло на «жизненный состав» Бунина.

    2 ученик.

    Со стороны отца Бунин происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежал и поэт Василий Андреевич Жуковский.

    Однако бедность, стучавшаяся в родительскую усадьбу, заставила будущего писателя близко познакомиться с радостями и печалями простого народа. Любимый маленьким Буниным хутор Бутырки пришлось продать, когда мальчику было 13 лет, - иначе семье грозило бы разорение.

    2 ученик.

    В гимназии он занимался неровно: словесность знал и любил, математику учить не удостаивал. После пятого класса платить за его обучение стало нечем, ни в школу, ни в институт он больше не поступал.

    1 ученик.

    Девятнадцати лет покинул родовое гнездо, по словам матери, с «одним крестом на груди», переменял множество профессий - корректора, библиотекаря, статистика, владельца книжной лавки и, наконец, признался, что он «вольнодумец», «вполне равнодушный не только к своей голубой крови, но и к полной утрате того, что было связано с ней».

    2 ученик.

    Печататься начал на восемнадцатом году жизни. За шестьдесят лет литературной деятельности выпустил около тридцати книг стихов и прозы. Самостоятельно выучил английский язык . Переводил Байрона, американского поэта Генри Лонгфелло, а также украинского поэта Тараса Шевченко.

    В России был трижды удостоен Пушкинской премии Академии наук, с гордостью носил звание почетного академика.

    1 ученик.

    Больше всего на свете, кроме поэзии и прозы, он любил путешествия. Изъездил весь юг России, много странствовал по Востоку, хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри; бывал на Цейлоне и в Африке.

    2 ученик.

    Бунин любил многих, в юности пережил долгую, трудную страсть к Варваре Пащенко. Ее он вывел под именем Лики в романе «Жизнь Арсеньева».

    В 1898 г. Бунин впервые женился на 19-летней красавице греко - еврейского происхождения Анне Цакни, но год спустя разошелся с ней. Их сын умер 5-летним, других детей у Бунина не было. В 1906 г. в Москве он познакомился с Верой Муромцевой, младше себя одиннадцатью годами. До самой смерти Бунин не расставался с Верой, хотя из-за нерасторгнутого брака с Цакни обвенчаться они смогли только в 1922г.

    1 ученик.

    В мае 1918 г. Бунин бежал из «красной» Москвы в Одессу, тогда еще свободную от большевиков; в январе 1920 г. он перебрался в Турцию. После мытарств в Константинополе, Болгарии и Сербии он с женой обосновался во Франции. Там он получил европейскую известность. В 1933 г. первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. Это стало международным признанием достоинства, мужества и чести русский эмиграции.

    2 ученик.

    Сам писатель считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной драмой своей жизни. Тоска по Родине терзала его неотступно.

    1 ученик.

    Он ненавидел фашизм, отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами, приветствовал победу Советского Союза. После войны Бунину предложили приехать в СССР, но он – не без колебаний – все же отклонил это предложение, так как никогда не примирился с советской властью.

    ІІІ. Слово учителя.

    За границей Бунин написал 10 книг прозы, в том числе множество рассказов и повестей о любви. Любовь всегда была одной из главных бунинских тем. В ней с наибольшей силой проявляется томящее писателя противоречие: прелесть, мощь жизни – и обреченность, краткость ее. Любовь может быть внезапной и стремительной, как солнечный, но никогда прочной и долгой. Мелькнуло блаженство – и потянулась прежняя жизнь, теперь, после счастья, вдвойне невыносима. Герои и героини Бунина гибнут, изменяют любимым, теряют возлюбленных на войне, внезапно уходят в монастырь… Так или иначе у любви нет будущего. Иногда кажется, что Бунин разлучает или губит героев искусственно, хотя за этими мрачными развязками стоит его давнее убеждение: настоящая любовь слишком близка к смерти, настоящая страсть не выдерживает испытания жизнью.

    Знакомство учащихся с книгой «Темные аллеи».

    Сегодня на уроке мы познакомимся, узнаем о центральном событии в творчестве Бунина последних лет.

    В 1943 г. Бунин опубликовал первое издание книги рассказов о любви «Темные аллеи». Он писал эту книгу в тяжелейшее время фашистской оккупации, фактически на грани гибели, и, быть может, оттого очарование любви в ней так смертельно, так остро.

    Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все – о любви. Тридцать восемь новелл этого сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов – Руся, Антигона, Натали… В «Темных аллеях» мы встретим и грубоватую чувственность, подсвеченную тонкой иронией, и просто мастерски рассказанный игривый анекдот , но сквозным лучом проходит через книгу тема чистой и прекрасной любви. Любовь делает жизнь бунинских героев значительной.

    Вы, ребята, прочитали один из рассказов, который входит в данный сборник.

    ІV. Анализ рассказа «Кавказ».

    Какой теме он посвящен?

    Каким настроением он пронизан?

    От чьего лица ведется рассказ?

    Какое значение это имеет?

    Какова интонация произведения?

    Какова ее роль?

    В чем несчастье и счастье героев?

    Что говорят об этом начало и концовка рассказа?

    В начале рассказа героиня сообщает, что ее муж заявил: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь мужа и офицера!» Исполнил ли он свою угрозу?

    Что делал герой перед тем, как свести счеты с жизнью?

    Кто виноват в смерти героя?

    Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми?

    Вызывает ли сочувствие самоубийца?

    Какую роль играют картины природы?

    Какое время отражено писателем?

    Найдите в тексте приметы времени.

    Что оставляет рассказ в душе читателя?

    V. Письменная работа.

    Ответьте письменно на вопрос: «Мое восприятие рассказа «Кавказ».

    VI. Итоговое слово учителя .

    Рассказ «Кавказ» драматичен и даже трагичен. Герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.

    Прелесть земли, словно говорит нам писатель, мимолетна; закат не унесешь с собой; вечность любви не может быть хотя бы потому, что невозможно жить вечно. Единственное, что можно, что удается вырвать у смерти и хаоса – слово, в нем Бунин запечатлел то, что постоянно ускользает в жизни. Здесь вся утраченная им Россия, все изменившие ему возлюбленные, вся иссякающая жизнь. Ритмическая, скупая, стремительная, точная и сжатая проза Бунина в эмигрантский период как никогда близка к поэзии. Она пронзительно-печальна и полна сострадания к участи человека в мире.

    У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

    Как горько было сердцу молодому,

    Когда я уходил с отцовского двора,

    Сказать прости родному дому!

    У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

    Как бьется сердце горестно и громко,

    Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

    С своей уж ветхою котомкой.

    Каким глубоким чувством одиночества и бездомности, тяжелой ностальгии пронизаны поздние произведения Бунина!

    «Трагическая хвала сущему» - так охарактеризовал творчество Ивана Алексеевича Бунина один из выдающихся русских философов Федор Степун, друг писателя в эмиграции. Бунин благодарно соглашался с этим определением. Может быть, все им написанное – одна страстная повесть о неразделенной любви к миру, - любви жестокой, как всякая неразделенная страсть, но и возвышающей, и прекрасной.
    Умер Бунин 8 января 1955 года в Париже, в скромной квартирке на улице Жака Оффенбаха в возрасте 83 лет, на руках у жены. На столе его осталась лежать неоконченная рукопись книги о Чехове.

    VII. Домашнее задание.

    Ответить на вопрос (стр.66)

    Цели:

    развивающая:

    • формировать исследовательские навыки учащихся;
    • развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
    • развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

    обучающая:

    • познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина;
    • раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”;
    • совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

    воспитательная:

    • вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
    • воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

    Тип урока: урок-исследование.

    Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация , акустическая система.


    Всеволод Рождественский

    Ход урока

    I. Мотивационно-ориентировочный этап.

    1. Эмоциональная настрой.

    Видеоряд с музыкальным сопровождением. (1мин.)

    Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? (О любви)

    Есть ли другое мнение?

    Что же такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди.

    Любовь, любовь – загадочное слово,
    Кто мог бы до конца его понять?

    У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. Если бы нам предложили “раскрасить любовь”, какие бы цвета вы использовали?

    Спасибо, мне было интересно ваше мнение. Я вижу, что у вас это слово ассоциируется с яркими, светлыми красками.

    2. Целеполагание.

    А мы посвящаем наш урок теме любви в рассказе Бунина “Кавказ”.

    (Появляется тема урока на доске) “..... любовь в рассказе И.А.Бунина “Кавказ”.

    Прочитайте тему. Что вас удивило?

    Одно слово в теме пропущено. Его мы попытаемся восстановить в конце нашего занятия. Определите цель нашего урока, используя слова из формулировки темы.

    Расширить знания о И.А.Бунине.

    Выяснить, какую любовь изобразил Бунин на страницах рассказа “Кавказ” и с помощью каких средств воплощается авторский замысел.

    3. Знакомство с личностью Бунина. Видеоролик.

    А что вы уже знаете о Бунине? Что он за человек? (Ответы уч-ся)

    Посмотрите фрагмент из фильма о Бунине, который делали мои ученики, и ответьте на вопросы:

    1) Каким предстал перед вами И.А.Бунин? (I вариант)

    2) Почему его сборник рассказов о любви называется “Тёмные аллеи”? (II вариант)

    Произнесите словосочетание “темные аллеи”. Какие ассоциации оно вызывает? (Трагическая любовь, боль, трудная судьба, мука, безысходность, любовь, полная драматизма...)

    Обобщение учителя. “Темные аллеи” здесь вовсе не значит “тенистые” – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви. “Эта книга, - писал Бунин, - говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое оригинальное, что я написал в жизни”.

    II. Исследовательская работа в парах.

    А рассказ “Кавказ” открывает знаменитый бунинский цикл, следуя там непосредственно за новеллой “Тёмные аллеи”.

    Сюжет рассказа прост. У героя и героини тайный роман. Они вынуждены скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои совершают дерзкий побег на Кавказ. А в финале мы узнаём: “Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрёзом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов”.

    Перед нами “любовный треугольник”. Встречались ли вы с подобной ситуацией в произведениях русской классики? (А.П.Чехов “О любви”).

    В рассказе Бунина нет имён, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, её нравственный аспект. Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми?

    Чтобы ответить на вопрос, поставленный вами в начале урока, заглянем в творческую лабораторию Ивана Алексеевича Бунина и проведём исследование.

    Ребята, есть ли среди вас любители литературы? Те, кто много читает? Для вас у меня приготовлено особое задание.

    У всех остальных задание уже на партах. Работать вы будете в парах, а свои наблюдения вносить в специальные карты. (10 минут)

    Задача вашей группы – дать характеристику герою (героине).

    Порядок работы.

    1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.

    2. Составьте выступление по опорному тексту, вставляя необходимые слова на месте пропуска.

    3. Выразительно прочитайте.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы идёте по тёмной аллее. Посмотрите направо....

    2. Отчёт о проделанной работе.

    а) Выступление 1-го ряда.

    ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ЧТОБЫ ПРОЗВУЧАЛА ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ И ЕЁ ВСЕ УСЛЫШАЛИ.

    Он молод и, конечно, очень влюблён, так как согласен был жить затворником от свидания до свидания с Нею. Странное чувство, которое потрясало его жалостью и восторгом при встрече с Нею, подтолкнуло героя на осуществление плана, план был дерзок. Желание уехать с Нею на Кавказ было велико, но сердце героя замирало от тревоги и холода. Способность переживать за судьбу другого человека особенно проявилась в сцене “На вокзале”: Он пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу... И даже похолодел от страха. Он ведёт себя так, словно украл что-то. Отшатнулся от окна, чтобы его не заметили. Самая выразительная деталь, характеризующая Его как человека чувствительного, наблюдательного, крайне взволнованного всем происходящим, - “ледяная рука”.

    Бунин представил портрет человека, испытывающего муки любви.

    б) Выступление 2-го ряда.

    Наша задача – дать характеристику герою ОНА. В рассказе Бунина “Кавказ” мы нашли достаточно слов и словосочетаний, которые помогли нам представить её портрет.

    Она была бледна прекрасной бледностью любящей женщины – так представляет её автор читателю. Мы сразу представили женщину тонкую, хрупкую, красивую. При встрече с героем

    (Им) Она волновалась, голос у неё срывался. Она боялась мужа, поэтому считала, что должна быть осторожна. Улыбается жалостно. Ей трудно играть эту страшную роль до конца. Она даже готова принять смерть, чем терпеть такие муки. Чувства, которые Она переживает,– очень сложные, поэтому часто плачет, закрываясь газовым шарфом. Но находясь рядом с Ним, она плакала радостно.

    Тайный роман тяготит героиню и одновременно делает её счастливой. Бунин явно ставит свою героиню в безвыходное положение.

    в) Выступление 3-го ряда.

    Составить характеристику героя Мужа из рассказа Бунина “Кавказ” нам помогли слова и словосочетания, взятые из текста автора.

    Сначала читатель узнаёт о Муже и уст жены. Он что-то подозревает, прочитал письмо, подобрал ключ к столу. Все эти действия выдают в Муже человека ревнивого. Ревнивый человек при жестоком, самолюбивом характере способен на многое. Он не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любит ли он свою жену – не ясно, но он привлекателен тем, что провожает её на вокзал, смотрит, хорошо ли устроил её носильщик, целуясь с ней и крестя её. Делает все по-хозяйски.

    Измены жены он не вынес – выстрелил себе в виски из двух револьверов.

    Этот поступок вызывает сочувствие к мужу.

    В финале рассказа происходит подлинная трагедия, трагедия обманутого мужа. Не потому ли этот финал отделён от основного повествования чертой – последней чертой (последней в буквальном и метафорическом смысле...).

    В произведении Бунина есть ещё один главный герой. Читая рассказ, вы обратили внимание, что в нём много пейзажных зарисовок. Какую роль играют картины природы?

    Я предоставляю слово экспертам, у которых было индивидуальное задание.

    Пейзаж в рассказе “Кавказ”

    Эпизоды рассказа Описания природы (ключевые фразы) Чувства и настроение героев
    Вечер в Москве накануне отъезда на юг. Холодные дожди, грязно, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер; холодно. Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности...
    Место, которое нашли герои для отдыха. Солнечно, душно; место первобытное... цветущий кустарник; горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря... имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно... Природа ассоциируется с райским садом, а герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье... Но: ещё две-три недели - и опять Москва!
    Южная ночь. На закате громоздились... удивительные облака; они пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды;

    НО: страшные тучи, злобная буря; гробовая чернота лесов; раскалывались... удары грома...

    Тревога, приближение беды

    г) Выступление 4-й группы.

    Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.

    Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно.

    Казалось бы, план удался, влюблённые скрылись, ничто им не угрожает, счастье так возможно, так близко... НО согласятся ли с нами....... Можно ли сказать, что ничто не мешает переживать полное блаженство и счастье?

    д) Выступление 5-й группы.

    Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно почувствовать приближение беды, которая ожидает героев.

    Первую пейзажную зарисовку можно назвать “Вечер в Москве накануне отъезда на юг”. Идут холодные дожди, грязно и сумрачно. Улицы мокро и чёрно блестели. Бунин называет этот вечер тёмным и отвратительным. Герои, собравшиеся на юг, в этот вечер чувствуют страх, тревогу.

    Вторую пейзажную зарисовку назовём “Южная ночь. Приближение грозы”: Бунин пишет о страшных тучах, злобной буре, гробовой черноте лесов. Во всём предчувствие катастрофы.

    Вывод: с помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и “нестерпимое сухое” солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.

    Пейзаж в рассказе помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг неё – реальность, грозящая катастрофой.

    III. Рефлексивно-оценочный этап.

    1. Обобщение.

    Ребята, а какого “цвета любовь” у Бунина? (Ответы учащихся)

    Теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: “Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа”? Какой эпитет должен стоять в названии темы нашего урока на месте пропуска? (Трагическая)

    - “Трагическая хвала сущему” - так охарактеризовал творчество Ивана Алексеевича Бунина один из выдающихся русских философов Федор Степун, друг писателя в эмиграции.

    Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

    2. Творческая работа.

    Я согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь.........., потому что........

    Я не согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь.........., потому что........

    А кто-то, может, даст своё определение любви, продолжив одну из фраз:

    • “Любовь – это...”,
    • “Любить – это...”,
    • “С любви начинается...”.

    Дорогие ребята! Вы ещё молоды, у вас всё впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы “аллеи” вашей любви были самыми светлыми, красивыми и чистыми.

    Дата публикации 20.09.2015

    ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА И. А. БУНИНА «КАВКАЗ»

    Глухова Юлия Олеговна Кубанский государственный университет

    Аннотация: В статье предпринята попытка комплексного анализа новеллы И. А. Бунина «Кавказ». В ходе филологического исследования обнаруживаются и интерпретируются скрытые смыслы этого произведения. Отдельное внимание уделено рассмотрению образов главных героев.

    Ключевые слова: Бунин И.А., Кавказ, скрытый смысл, герменевтика

    PHILOLOGICAL ANALYSIS OF THE I.A. BUNIN"S STORY CAUCASUS Glukhova Julia Olegovna Kuban State University

    Abstract: In the article the author attempts to do comprehensive analysis of the short story Causasus by Ivan Bunin. In the process of philological research the hidden meanings of the text were detected and interpreted. Special attention was paid to the image of the main characters.

    Keywords: Bunin I.A., Caucasus, subtext, hermeneutics

    Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ» является одним из самых известных из цикла «Темные аллеи» и на сегодняшний день входит в школьную программу. На примере этого текста учащиеся изучают художественное мастерство автора в создании пейзажа, который сопровождает описываемые события из жизни героев, составляющих любовный треугольник. Однако сюжетный финальный поворот оставляет у читательской аудитории вопросы. Существуют научные работы, изучающие отдельные аспекты этой новеллы. Количество же комплексных филологических исследований по данному произведению невелико. Основная задача данной статьи – выявление и интерпретация подтекста.
    На небольшом художественном материале Бунин разворачивает настоящую трагедию отношений. «Ничего лишнего» – это своего рода завет писателя самому себе. Именно такая особенность писательского стиля заставляет читателя посмотреть вглубь текста, чтобы раскрыть авторский замысел в создании образов героев, понять причины финала новеллы. В ходе филологического анализа мы предпримем попытку комплексного изучения произведения, определения потенциальных скрытых смыслов текста, которые позволят верно интерпретировать этот рассказ.
    Новелла «Кавказ» написана 12 ноября 1937 г. Она является самой ранней из всего цикла «Темные аллеи» и помещена второй, после одноименного сборнику произведения. Такая позиция исследуемого рассказа свидетельствует о его высокой значимости для автора. В этом произведении отчетливо и ярко представлена тема всего цикла – невозможности, трагедии любви. Говоря об истории создания «Кавказа», необходимо выделить бунинскую оценку главной героини. В заметках «Происхождение моих рассказов» Иван Алексеевич упоминает следующее: «Написал этот рассказ, вспомнив, как однажды-лет сорок тому назад-уезжал из Москвы по Брянской дороге с женой одного офицера, с которой был в связи и которую он провожал на вокзале в Киев, к ее родителям, не зная, что я уже сижу в поезде, еду с ней до Тихоновой пустыни. Это была очаровательная, веселая, молоденькая, хорошенькая женщина с ямочками на щеках, решительно ничем не похожая на ту, что написана в «Кавказе», сплошь, кроме воспоминаний о вокзале, выдуманном; на Кавказском побережье я тоже никогда не был, только в Новороссийске и в Батуми. А муж ее вполне мог застрелиться так, как в рассказе, если бы узнал про измену» . Исходя из этого, можно заметить, что авторское описание реального возможного прототипа героини наполнено сплошь положительными характеристиками, а далее Бунин отвергает это соответствие с главной представительницей прекрасного пола в исследуемом рассказе. Значит, трактовка образа героини «Кавказа» имеет противоположную – негативную коннотацию.
    В малом пространстве произведения заложен многочисленный подтекст. Для интерпретации новеллы «Кавказ» будем пользоваться понятиями «несобственно языковые скрытые смыслы» и «собственно языковые скрытые смыслы» . На наличие первых в тексте может указывать репрезентанты концептов. В рассказе Бунина главным концептом является «Кавказ». Он вынесен в заглавие произведения, что также свидетельствует о подтекстной информации. В сознании русской средней читательской аудитории Кавказ-это место, где долгое время происходили военные конфликты, офицеры погибали от вражеских пуль. Это место смерти известных писателей: Лермонтова, Бестужева-Марлинского. Главный герой рассказа также умирает именно здесь, но не в сражении, а по собственному желанию. Таким образом, в самом названии произведения актуализируется тема смерти. С другой стороны, Кавказ – это еще и место курортных романов, краткосрочных и мимолетных отношений. Именно сюда, в Сочи, в Гагры, в Геленджик едут герои-любовники. В данном случае актуализируется мотив измены.
    Вернемся к самому концепту «Кавказ». В тексте он представлен различными репрезентантами. Например, открыткой, которую посылает главная героиня мужу. Так актуализируется представление о кажущейся внешней красоте и псевдоспокойствии их отношений. «Кавказ» – еще и горцы, населяющие его. Этим подчеркивается страсть и эмоциональность героев-любовников. Однако, в тексте присутствует и противоположный предыдущему репрезентант – покой. Именно на Кавказ сбегают влюбленные в поиске места для уединения и упоения друг другом. Они отстраняются от мира. Данная интерпретация доказывается также такими репрезентантами концепта «Кавказ», как деревня, побережье, первобытное место. С последним связан еще один, базовый, концепт «Рай». В исследуемом художественном тексте это понятие имеет пространное описание. Особенно частотно упоминание граната. У ряда христианских народов он является символом запретного плода, который вкусила Ева. Например, в «Песнь песней Соломона»: «Как лента алая губы твои и уста твои любезны; как половина гранатового яблока ланиты твои под кудрями волос» . Таким образом, главная героиня «Кавказа» сближается с проматерью, она также вкушает запретный плод, изменяя мужу. Присутствие в новелле символики граната является еще и аллюзией на прецедентный текст – «Гранатовый браслет» Куприна. Главный герой рассказа, как и офицер Бунина, стреляется из-за несчастной любви.
    В описании кавказских пейзажей, первобытного рая для героев-любовников, встречается кипарис. Важно заметить, что он имеет подчеркнутый авторский колоризм – черный. У христиан кипарис является символом смерти, а также красоты, лишенной знания. Так и в отношениях главной героини с мужем присутствует обман, ведущий с гибели.
    Еще один из авторских концептов новеллы «Кавказ» – это «Тайна». Его репрезентанты встречаются уже с первых строк: воровски остановился, незаметные номера, жил затворником, переулок возле Арбата (как нечто незаметное), запер на замок дверь, ключ от стола. Раскрытие тайны отношений героев-любовников приводит к трагедии, к смерти офицера.
    Реализуется в тексте и базовый концепт «Время». Перед отъездом влюбленных происходит его постоянный подсчет: была за эти дни всего три раза, выходила поспешно, прожить 3-4 недели, не верили до последней минуты. Далее, на отдыхе, жизнь героев-любовников становится размеренной, точность в описании времени отсутствует: просыпался рано, лежали до самого завтрака, на закате громоздились облака, ночи были теплы.
    Для определения образа офицера важно рассмотреть его как лингвокультурный типаж. Его внешнее описание как военного человека весьма типично: высокая фигура, узкая шинель, замшевая перчатка, хозяйственное поведение. Исходя из этого, можно заключить о некоторых чертах характера героя: он закрыт, аккуратен, обострено чувство самоконтроля. «Я не перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!»,- узнаем мы о нем со слов жены . Финальный абзац рассказа «Кавказ» лишь подтверждает это. Офицер идеализирует понятие чести. Выбирая смерть, герой готовится к ней с присущим педантизмом, однако ждет, сомневается в решении. Об этом свидетельствуют ряд предикативных основ, объединенных в одном предложении.
    Бунин переосмысливает лингвокультурный типаж «жена офицера». Покорность, верность, чувственность, нежность, – всего этого лишена главная героиня по отношению к мужу.
    Среди знаков присутствия, указывающих на несобственно языковые скрытые смыслы, можно выделить также местоимения. В новелле «Кавказ» они выполняют номинативную функцию. Отсутствие имен у главных героев указывают на типичность ситуации, описанной в произведении. В речи героини часто используются неопределенные местоимения: «Мне кажется, что он что-то подозревает. Что он даже что-то знает. …Может быть, прочитал какое-нибудь ваше письмо. …Он почему-то следит за каждым моим шагом» . За счет них передается неуверенность, взволнованность, хаос мыслей. Особо подчеркнута в тексте ситуация, когда героиня начинается обращаться на «ты» с любовником, тем самым разрушая границы запретного, переходя на интимный уровень взаимоотношений.
    Большой пласт скрытых смыслов рассказа представлен единицами языка. На существование подтекста указывает сочетаемость слов в несвойственном им виде: «Воровски остановился» – помимо значения «незаметно» актуализируется сема «вор», под которым предполагается герой-любовник, крадущий замужнюю даму; «бледна прекрасной бледностью» – подчеркивается не только принадлежность героини к высшему обществу, но и болезненное, взволнованное состояние, также ассоциативно она сближается с образом мертвеца как духовно падшего из-за за измены человека . Антонимичные понятия реализуются в сочетании «безнадежно-счастливый вопль» . Его трактовка о счастье «здесь и сейчас» при полном понимании о дальнейшей безвыходности положения вполне применима к ситуации с героями-любовниками.
    Для определения собственно языковых скрытых смыслов следует обратить внимание на позицию синтаксической однородности. В последнем абзаце автор показывает поведение офицера перед смертью: «На другой день по приезде в Сочи, он купался в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару». Это предложение может рассматриваться как сложносочиненное . В нем 7 однородных членов разных видовых форм,7 предикативных основ. То есть оно не объясняет причин поступка героя, но является знаком присутствия скрытой информации: офицер продумал свои действия, однако все еще колеблется в решении о самоубийстве.
    В описании героини наблюдаются морфологические видоизменения языковых единиц: вуалька, зонтик, шляпка. Намеренно подчеркнута ее инфантильность, трогательность, присущая детской речи. Специфической чертой авторского стиля является употребление творительного падежа в компаративной конструкции, в которой творительный падеж выполняет функции других падежей: «бледна прекрасной бледностью»,- здесь динамизм описания достигается за счет повтора одного и того же корня .
    В рассказе «Кавказ» среди собственно языковых знаков присутствия подтекста выделяются однотипные грамматические формы. Их реализация позволяет добиться создания ритма, также как распространение простого предложения однородными второстепенными членами: «Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман» . В первом предложении роль вспомогательного ритмообразующего средства выполняет флексия -о- кратких прилагательных единственного числа среднего рода, а основной ритмический рисунок создается двух- и трехслоговостью самих лексем.
    Среди фонетических повторов новеллы встречаются такой, как «гребни гор», в значении «острый», «опасный». «По ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов разверзались волшебные зеленые бездны, и раскатывались в небесных высотах допотопные удары грома»,- пример описания природы как средства эмоционального нагнетания перед приездом мужа и трагическим финалом . Автор добивается соответствующего настроения за счет повтора звуков с, ш,р,ч. Иной же эффект он создает в описании города перед отъездом героев-любовников: « В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло» . Трансляция фонетических повторов позволяет добиться ощущения шума, суматохи, которую испытывали влюбленные до отправления на Кавказ. Также повторы употребляются на лексическом уровни. «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера». Дважды подчеркнутое «честь» выражает модальность героя к этому понятию, обнаруживает чрезвычайное высокое значение для него. В рассказе часто повторяются лексические единицы с основой «холод»:
    – «Я знал это побережье, жил когда-то некоторое время возле Сочи, – молодой, одинокий – на всю жизнь запомнил те осенние вечера среди черных кипарисов, у холодных серых волн» ;
    – «В Москве шли холодные дожди…» ;
    – «Ударил второй звонок – я похолодел от страха…» .
    Даная лексема вмещает в себя значения бесприютности, ее упоминание встречается только перед отъездом героев-любовников на теплое побережье-подобие рая. Холод есть и в отношениях мужа и жены. При описании кавказского пейзажа, напротив, используются языковые единицы со значением тепла, жара: «кипел ее блеск». «горячее солнце», «знойный сумрак». Страсть кипит и между влюбленными.
    В новелле постоянно повторяется цифра 3: три главных героя, любовники видятся три раза до отъезда на побережье, трижды звенит звонок перед отправлением поезда, упоминаются три черноморских города – Геленджик, Сочи, Гагры. Символика этого числа, сакрального для христиан, сближает рассказ с библейской историей об отречении апостола Петра от Христа. Героиня отрекается от мужа, совершая прелюбодеяние. Библейская тема возникает при прощании офицера с женой на вокзале. Он целует и крестит ее перед расставанием.
    В результате исследования рассказа И. А. Бунина «Кавказ» мы выяснили причины его трагического финала: в сознании офицера его честь и любовь были преданы его женой путем измены, а единственным выходом из экзестенциального тупика явилось самоубийство из двух (!) револьверов. В ходе филологического анализа новеллы были обнаружены скрытые смыслы, необходимые для понимания образов главных героев, а также для верной интерпретации событий произведения. Проанализированы и лингвистические единицы текста, которые доказывают предположения, изложенные ранее. Попытка осуществить комплексный анализ рассказа «Бунин» прошла успешно, однако имеет место дальнейшее его изучение и интерпретация.

    Библиографический список

    1. Бунин И. А. Жизнь Арсеньева. Рассказы 1932-1952. [Электронный ресурс] URL: http://fanread.ru/book/8778923/?page=76.
    2. Бунин И. А. Темные аллеи – М. : РИПОЛ классик, 2013. – 320 с.
    3. Ветхий Завет. Песнь песней Соломона. [Электронный ресурс] URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/biblija/pesn_solom/txt04.html.
    4. Исаева Л.А. Лингвистический анализ художественного текста: герменевтико-интерпретационный подход: учеб. пособие / Л. А. Исаева. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013. - 151 с.

    Навигация по записям

    Автору

    Информационное письмо

    Разделы журнала

    Выберите рубрику Германские языки (36) Журналистика (10) Классическая филология, византийская и новогреческая филология (5) Литература народов Российской Федерации (6) Литература народов стран зарубежья (14) Литературоведение (10) Прикладная и математическая лингвистика (1) Романские языки (11) Русская литература (23) Русский язык (56) Славянские языки (1) Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание (24) Теория литературы. Текстология (7) Теория языка (44) Филологические науки (7) Фольклористика (6) Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки (11) Языки народов Российской Федерации (12) Языкознание (75)