Одоевский князь александр иванович. Приложение

Родился 26 ноября (8 декабря н.с.) в Петербурге в семье, принадлежавшей к старинному роду удельных князей Черниговских. Получил хорошее домашнее образование. С юных лет проявлял интерес к литературе.


Отец - генерал-майор кн. Иван Сергеевич Одоевский (1769 - 6.4.1839), мать - кж. Прасковья Александровна Одоевская (двоюродная сестра отца, ум. 9.10.1820). Воспитывался дома, зачислен на службу в Кабинет его величества канцеляристом - 11.2.1815, губернский секретарь - 31.12.1818, уволен - 1820, поступил на правах вольноопределяющегося унтер-офицером в л.-гв. Конный полк - 1.10.1821, признан в дворянском достоинстве и вследствие повеления цесаревича Константина Павловича произведен в юнкеры - 4.11.1821, эстандарт-юнкер - 1.5.1822, корнет - 23.2.1823. Друг А.С. Грибоедова, А. А. Бестужева и К.Ф. Рылеева. За ним в Ярославской и Вологодской губерниях 371 душа.

Член Северного общества (1825), участник восстания на Сенатской площади.

Добровольно явился к петербургскому обер-полицмейстеру А.С. Шульгину - 16.12.1825; 17.12 помещен в Петропавловскую крепость («Одоевского посадить в Алексеевском равелине») в №16 Алексеевского равелина.

Осужден по IV разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 12 лет, срок сокращен до 8 лет - 22.8.1826. После приговора оставался в Петропавловской крепости, с высочайшего соизволения (5.9.1826 в Москве) отцу его было разрешено свидание с сыном. Отправлен в Сибирь - 2.2.1827 (приметы: рост 2 аршина 7 7/8 вершков, «лицо белое, продолговатое, глаза темнокарие, нос остр, продолговат, волосы на голове и бровях темнорусые, на левой брови небольшой шрам от конского ушиба»), доставлен в Читинский острог - 20.3.1827, написал ответ («Струн вещих пламенные звуки...») на стихотворное послание А.С. Пушкина к декабристам в Сибирь, прибыл в Петровский завод в сентябре 1830. По указу 8.11.1832 обращен на поселение в Тельминскую казенную фабрику Иркутской губернии, откуда 2.4.1833 написал Николаю I письмо о своем раскаянии с просьбою о прощении. С 1833 находился в с. Елани Иркутской губернии, где построил себе дом, а оттуда с высочайшего разрешения 23.5.1836 по ходатайству отца, поддержанному кн. И.Ф. Паскевичем, переведен в Ишим Тобольской губернии. При отъезде из Елани «все домообзаведение свое» передал 20.9.1836 декабристу В.И. Штейнгейлю. По высочайшему повелению (письмо военного министра гр. Чернышева 21.7.1837) определен рядовым в Кавказский отдельный корпус, причем разрешено от Казани следовать к месту назначения на почтовых с жандармом, зачислен в Нижегородский драгунский полк - 7.11.1837. Был близок с М.Ю. Лермонтовым, служившим с ним в одном полку. Лермонтов посвятил Одоевскому стихотворение «Памяти А.И. Одоевского», в 1839 в Пятигорске познакомился с Н.П. Огаревым. Умер в Псезуапе от малярии во время экспедиции на восточный берег Черного моря.


Александр Иванович Одоевский (1802-1839) - поэт, декабрист (не путать с писателем Владимиром Федоровичем Одоевским (1803-1869) -автором сказки «Городок в табакерке»).
Родился в Петербурге в семье, принадлежавшей к старинному роду удельных князей Черниговских. Отец - князь, генерал-майор, воевавший вместе с Суворовым, вскружил голову своей очаровательной кузине и не нашел ничего лучшее, чем жениться на ней. Впрочем, вопреки всем опасениям Александр наследственными заболеваниями не страдал.
Воспитывался он, по традиции того времени, дома. Получил хорошее домашнее образование.
Тесно был привязан к Грибоедову, которому приходился дальним родственником.
В 1821 поступил на военную службу. Будучи офицером конногвардейского полка, вступил в Тайное Общество за несколько месяцев до восстания и принял участие в выступлении на Сенатской площади. Когда граф Милорадович, по приказанию императора Николая, явился в казармы с тем, чтобы вести полк против возмутившихся войск, Одоевский уговаривал конногвардейцев не делать глупостей и
не стрелять в братьев. Но полк был приведен на Сенатскую площадь, а когда случилась заварушка и гвардейцы были рассеяны, Одоевский, мягко говоря, бежал. И спрятался то ли у тетки, то ли у друга-поэта. Но муж тетки заставил его пойти и сдаться спустя три дня петербургскому обер-полицмейстеру А.С. Шульгину. Словом, Александр Иванович явился с повинной…
Он был приговорен судом к 12 годам каторжных работ, но больше года отбыл наказание в Петропавловской крепости, а потом отцу удалось добиться сокращения срока до 8 лет. 20 марта 1827 года Одоевский был доставлен в Читинский острог.
Именно здесь он прочитал на чудом попавшем к ним листке стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Во глубине сибирских руд». Но свои пламенные строки пришли к Одоевскому не сразу, своеобразный ответ гению русской поэзии он дал спустя полтора года, в декабре 1828 года, а закончил литературную огранку уже в январе 1829 года.

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И – лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард! – цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

По сравнению с пушкинскими строками это творение явно проигрывает, но одной строчке удалось стать бессмертной – «Из искры возгорится пламя!»
Впрочем, «В душе смеемся над царями» оказалось лишь метафорой. Не далее, как через четыре года Александр Одоевский написал Николаю I письмо о своем раскаянии с просьбою о прощении. Царь откликнулся не сразу, но в июле 1837 года Одоевский по высочайшему повелению определен рядовым в Кавказский отдельный корпус.
На Кавказе тоже в это время было несладко. Но чувствовал себя здесь Одоевский куда комфортнее, благо и климат здесь был гораздо мягче, и друзей новых приобрел, в частности, Лермонтова, с которым ему довелось служить в одном полку и Огарёва. Даже в Тифлис, на могилу своего кузена и преданного друга Грибоедова, декабристу Одоевскому разрешили съездить.
В 1839 в крепости Псезуапе (теперь пос. Лазаревское близ Сочи) Одоевский заболел малярией и умер. Могила не сохранилась.

Одоевский А.И.

Одоевский Александр Иванович (1802 - 1839)

Русский поэт, декабрист

Родился 26 ноября (8 декабря н.с.) в Петербурге в семье, принадлежавшей к старинному роду удельных князей Черниговских. Получил хорошее домашнее образование. С юных лет проявлял интерес к литературе.

В 1821 поступил на военную службу. Будучи офицером конногвардейского полка, вступил в Тайное Общество за несколько месяцев до восстания и принял участие в выступлении на Сенатской площади, после разгрома которого заключЕн в Петропавловскую крепость. В 1827-37 отбывал каторгу и ссылку в Сибири, затем, по приказу царя, отправлен рядовым в действующую армию на Кавказ, где сблизился с М. Ю. Лермонтовым и Н. П. Огаревым.

Литературные взгляды О. во многом совпадали с позицией А. С. Грибоедова, В. Ф. Одоевского, А. А. Бестужева-Марлинского, К. Ф. Рылеева, противостоявших сентиментально-меланхолическим тенденциям в литературе.

Как поэт Одоевский почти не проявлял себя до восстания. Стихи Огарева, написанные до 1825, почти не сохранились.

После ареста, находясь в Петропавловской крепости, пишет "Воскресенье" (1826), "Сон поэта" (1828). В Сибири стал поэтом декабристской каторги.

Для поэмы "Василько" (1829?30), стихотворение "Зосима" (1827?29), "Старица-пророчица" (1829) и др. произведения Огарева, продолживших традиции декабристской романтической поэзии с еЕ вниманием к национально-исторической тематике, характерен акцент на нравственно-философском осмыслении прошлого. Усиление философского начала в лирике Огарева в известной мере предвещало развитие лермонтовской линии в русской поэзии.

Именно он от лица всех ссыльных ответил стихами на слова пушкинского послания "В Сибирь" - "Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли". В стихотворении "Тризна" он оправдывает дело декабристов; пишет стихи, посвященные памяти Веневитинова, Грибоедова. Есть в его поэзии и мучительные раздумья о смысле и назначении их борьбы, попытки оценить эту борьбу с позиций будущего ("Элегия", 1829).

В 1833 Одоевский был переведен на поселение сначала под Иркутск, затем в Тобольскую губернию.

В 1837 был направлен на Кавказ солдатом в действующую армию. В Ставрополе произошло его знакомство с М. Лермонтовым, вскоре перешедшее в дружбу.

В 1839 в крепости Псезуапе (теперь пос. Лазарев-скос близ Сочи) Одоевский заболел малярией и умер. Могила не сохранилась.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Из детских всех воспоминаний
Одно во мне свежее всех;
Я в нем ищу в часы страданий Душе младенческих утех.
Я помню липу; нераздельно
Я с нею жил, и листьев шум
Мне веял песней колыбельной,
Всей негой первых детских дум.

Только эта липа, свидетельница юности поэта и декабриста Одоевского, уцелела до наших дней от некогда богатого и роскошного имения князей Одоевских в селе Николаевском. Теперь нет и села, оно сгорело, как и барский дом.

Но именно здесь прошло детство Саши Одоевского, хотя родился он в Петербурге. Ребенком его постоянно привозила сюда мать. Став офицером, Одоевский часто навещал имение. Последний раз с любимым’ Николаевским и со своим отцом он встретился зимой 1825 года. Потом он слал сюда отцу теплые и бодрые письма из ссылки.

Александр Одоевский прожил короткую, но яркую жизнь. Он умер на Кавказе в 1839 году, в один год со своим отцом.

Прекрасно образованный и воспитанный, он был талантливым поэтом, его стихи друзья-декабристы ставили в один ряд с произведениями Пушкина и Лермонтова.

Что привело этого человека к декабристам? И неудовлетворенность своей жизнью - он не знал куда девать свои молодые силы, и протест против крепостного права, и пылкость его души.

Став декабристом, Одоевский очень серьезно относился к своим обязанностям. В 1821 году в письме к своему двоюродному брату В. Ф. Одоевскому он писал: «Знаю, что испытания ожидают меня в жизни сей, испытания, которые верно будут требовать еще большего напряжения моего духа, нежели все, что случалось со мной до сих пор».

Одоевский, хотя и принадлежал к числу молодых, еще неопытных членов Северного общества, но был очень деятельным, умел увлекать за собой товарищей и был готов на подвиг.

Его друзья вспоминали, что, отправляясь 14 декабря на Сенатскую площадь, он воскликнул: «Умрем, ах, как славно мы умрем!» или «Умрем славно за Родину!»

Есть и несколько иная запись: «О нас в истории напишут!», воскликнул он на квартире Рылеева накануне восстания.

Одоевский не ошибся - о декабристах написаны не страницы, а книги.

Одоевский был в центре всех событий, знал многих декабристов, часто с ними общался, был в курсе всех планов тайного общества. Его квартира являлась своеобразным сборным пунктом декабристов. Перед восстанием на его квартире жил декабрист Кюхельбекер, из нее же он ушел на площадь к восставшим. С 1824 года с ним жил Александр Сергеевич Грибоедов, двоюродный брат Одоевского, великий русский поэт.

В ночь на 14 декабря Одоевский был начальником караула в Зимнем дворце. Сдав караул и отведя свой отряд в казармы, в 10 часов утра прискакал он на коне на Сенатскую площадь. Здесь ему дали взвод солдат восставшего Московского полка для организации заградительной стрелковой цепи. Он спешился и с пистолетом в руке все время подбадривал солдат.

А когда против восставших войск была выстроена верная Николаю I Конная гвардия, то, чтобы убедить ее не стрелять в восставших, офицеры, показывая на Одоевского, говорили: «Ведь он ваш». Завалишин позднее записал: «Немного можно найти людей, способных так увлекаться, как Одоевский».

Когда стало ясно, что восстание проиграно, Одоевский вернулся на свою квартиру и, переодевшись в платье мещанина, пытался уйти из Петербурга, но затем вернулся и сдался полиции.

Он тяжело переживал свой арест, следствие и заключение в Петропавловской крепости, пал духом, растерялся.

Но, попав в ссылку, в иные условия, в круг своих друзей и товарищей, Одоевский, как и многие декабристы, стал чувствовать себя лучше. К нему скоро вернулось присутствие духа, окрепло его здоровье, и он включился в общую струю жизни на каторге. Он сочинял грамматику русского языка, читал лекции по литературе, принимал участие в составлении Устава артели, ведавшей организацией питания, быта декабристов и оказания им материальной помощи.

Известно, что Одоевский, располагая большими средствами, делал большие взносы в кассу артели. Здесь, в ссылке, он снова начал сочинять стихи. Он преодолевает временное колебание, и именно его рукой, закованной в цепи, в начале 1827 года в Читинском остроге написано стихотворение, которое можно занести в число лучших событий биографии Одоевского - ответ декабристов А. С. Пушкину «Из каменных нор». Беря на себя смелость подготовить такой ответ от имени всех декабристов, он прекрасно понимал, какой ответственности подвергался.

Именно из этого стихотворения Одоевского В. И. Ленин взял эпиграф к своей газете «Искра»:

«Из искры возгорится пламя».

ОДОЕВСКИЙ Александр Иванович, князь родился в старинной дворянской семье – поэт-декабрист.

Александр Иванович получил основательное домашнее обра­зование. Самостоятельные литературные интересы Александра поддерживались близ­ким общением с А. С. Грибоедовым , В. Ф. Одоевским , А. А. Жандром, А. А. Бестужевым , К. Ф. Рылеевым , сре­ди писателей-декабристов шло, и формиро­вание политического мировоззрения Одоевского.

В юношеском стихотворении «Молитва русского крестьянина» (известном лишь во франц. прозаическом переводе) выражено резко отрицательное отношение поэта крепост­ному праву. В своих литературных симпа­тиях Александр Иванович близок декабристской поэзии и критике (Рылеев, Кюхельбекер), утвер­ждая гражданское понимание человече­ских страстей и эстетической категории «высокого», в противовес «элегическому романтизму» и шеллингианской эстетике. В печати Одоевский А.И. в это время почти не высту­пал, хотя творчество его было довольно интенсивным; по-видимому, это было свя­зано с чрезвычайной требовательностью поэта к себе и особенностями его творчес­кого процесса, в значительной мере но­сившего импровизаторский характер. С большой степенью вероятности можно ут­верждать принадлежность поэта лишь одной печатной статьи - «О трагедии «Венцеслав» , сочинение Ротру, переделанной г. Жандром» («Сын Отечества», 1825, № 1).

До 1825 стихи Одоевского сохранились в ничтож­ной части и, по-видимому, были уничто­жены самим автором. Наиболее значитель­но из них стихотворение «Бал» (1825, опубликовано в 1830), где тема бездушия светского об­щества художественно реализуется в об­разе пляшущих скелетов. Существуют сведения об утраченных антиправитель­ственных стихах поэта: одно из них, «Без­жизненный град» , было обнаружено у князя Трубецкого после ареста.

С 1821 Александр Иванович слу­жит в Конногвардейском полку.

Зимой 1824-25 был принят А. А. Бестуже­вым в Северное общество декабристов. В период подготовки восстания Одоевский в кур­се готовящихся событий; он активный участник ряда совещаний (у Оболенского, Рылеева и других); привлекает новых членов в Северное общество и ведет агитацион­ную работу в войсках.

14 декабря Александр Иванович коман­дует заградительной цепью на площади; после подавления восстания и неудачной попытки к бегству арестован и пригово­рен к 12 годам каторги. Во время заклю­чения поэт пережил тяжелый душевный кризис, отразившийся и на его лирике 1826

«Утро» ,

«Что мы, о боже? - В дом небесный...» ;

однако уже через несколько месяцев он создает исполненное граждан­ского пафоса стихотворение «Сон поэта» (июль 1826 - февраль 1827, опубликовано в 1883).

С 1827-33 Одоевский А.И. проводит на каторжных работах в чи­тинском остроге и на Петровском заводе (за Байкалом), где не прекращает лите­ратурной деятельности и активно участву­ет в «каторжной академии», устроенной узниками с просветительскими целями; сохранились воспоминания о составлен­ной Одоевским русской грамматике и его лекциях по русской литературе, в которых про­явилась его широкая литературная эру­диция.

В 1833-37 Александр Иванович находится на посе­лении (в Елани, затем в Ишиме).

В 1837 переведен в действующую армию на Кав­каз рядовым Нижегородского драгунского полка. На Кавказе поэт попадает в среду ссыльных декабристов, а также встречается с Н. М. Сатиным, Н. П. Огаревым и Лермонтовым , на которых личность Одоевского оказала глубокое влияние.

Умер в укреплении Псезуапе от злокачественной ма­лярии.

С 1827-39 центральной частью литературного на­следия Одоевского являются стихи на национально-исторические темы, завер­шающие эту традицию декабристской поэзии

«Василько» ,

стихотворения

«Старица-пророчица» ,

«Неведомая странница» ,

«Зосима» ,

«Кутья» и другие.

Будучи непо­средственным откликом на поражение восстания, они разрабатывают тему раз­грома древнерусской вольности и отли­чаются суровым и трагическим лириз­мом. Но, в отличие, например, от «Дум» Рылеева, Одоевский стремится везде выдержать древнерусский колорит, избегая прямых аллюзий и анахронизмов и в ряде слу­чаев основываясь непосредственно на ис­торических реалиях. Интерес к нацио­нальной тематике обусловил и частые об­ращения поэта к народнопоэтическому твор­честву. В центре национально-историчес­ких стихов Одоевского - драматическая судьба гибнущего за свободу героя. Для Александра Ивановича характерно также усиленное внимание к теме народа и его роли в историческом процессе, что явилось отражением раз­мышлений Одоевского над судьбами восстания де­кабристов. Соотношение между «героем» и «народом» для поэта, однако, не вполне ясно, и он остается в пределах представ­ления о надклассовости передового обще­ственного борца. Александр Иванович разрабатывает и ха­рактерную для декабристской лирики тему поэта и поэзии, осложняя образ поэта-гражданина философско-эстетической проблематикой

«Сон поэта» ,

«Триз­на» ,

«Умирающий художник» и другие.

Вообще для творчества Одоевского Александра Ивановича характерно усиление философского начала, которое в значительной мере трансформирует у него традиционный жанр элегии и даже анакреонтическую и любовную лирику, приводя к появлению своеобразных фи­лософских медитаций и лирических моно­логов

«Два образа» ,

«Зачем ночная ти­шина...» ,

«Элегия» («Что вы печальны, де­ти снов...» ),

«Как недвижимы волны гор» ,

«Куда несетесь вы, крылатые станицы?» и другие; нередко, особенно в последние годы творчества, в них звучат ноты одиночества и почти безнадёжности.

В то же время поэт продолжает интенсивно развивать и традиции гражданской поэ­зии декабризма, не только прямо откли­каясь на события декабристской каторги (среди них посвященные женам декабристов стихи «Кн. М. Н. Волконской», «По дороге столбовой» и другие), но и создавая прямые апологии казненных декабристов как мучеников за свободу

«Колыбельная песнь» ,

«Недвижимы, как мертвые в гробах» .

Одоевскому принадлежат лучшие политические стихи декабристской каторги, проникну­тые убеждением в исторической правоте дела декабристов

«Элегия» ,

«Что за ко­чевья чернеются» ,

«Струн вещих пламен­ные звуки» - ответ на послание Пушкина декабристам. В поэзии Александра Ивановича отразился и острый интерес к национально-освободительному движению в Польше, и сочув­ствие польской революции («Славянские девы», «Недвижимы, как мертвые в гро­бах» ).

Стихи Одоевского отличаются большим рит­мическим разнообразием и смелыми поис­ками в области строфики и рифмы. Как философская насыщенность, так и поэ­тика Одоевского в значительной мере подготовили последующие искания русской поэзии (в частности, Лермонтова).

Впервые сочинения Одоевского Александра Ивановича изданы в 1883. Только в советском литературоведении был установлен подлинный состав сти­хотворного наследия поэта, а также пока­зана связь его с декабристской литерату­рой и общественной мыслью, в противо­вес дореволюционному литературоведе­нию, преувеличившему религиозно-мис­тические мотивы его творчества.

Умер – , укрепление Псезуапе на Кавказе.