Отглагольные прилагательные примеры. Причастие и отглагольное прилагательное

Важно знать разницу между ОЗУ и ПЗУ. Если вы понимаете эту разницу вы сможете лучше понять, как работает компьютер. ОЗУ и ПЗУ, как различные типы запоминающих устройств, и они оба хранят данные в компьютере. В этой статье мы расскажем вам об основных различиях между этими двумя воспоминаниями, а именно ОЗУ и ПЗУ.

Random Access Memory (RAM)

Оперативная память представляет собой тип памяти , которая позволяет получить доступ к хранимым данным в любой последовательности и из любого физического расположения в памяти. RAM могут быть считаны и записаны с новыми данными. Основное преимущество оперативной памяти является то, что она занимает почти такое же время в доступе в него любые данные, независимо от места нахождения данных. Это делает RAM очень быстрой памяти. Компьютеры могут читать из памяти очень быстро, а также они могут записывать новые данные в оперативной памяти очень быстро.

Как RAM выглядит?

Коммерчески доступные обычные чипы памяти могут быть легко подключен в и подключен выход материнской платы компьютера. На следующем рисунке показаны чипы памяти.

Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ)

Как следует из названия, данные записываются в ПЗУ только один раз и навсегда. После этого, данные могут быть прочитаны только с помощью компьютеров. Только для чтения памяти часто используется, чтобы установить постоянные инструкции в компьютер. Эти инструкции никогда не изменится. Чипы ROM хранить базовую систему ввода / вывода (BIOS) компьютера. На следующем рисунке показан коммерчески доступный чип ROM BIOS.


Разница между ОЗУ и ПЗУ

В следующей таблице перечислены основные различия между произвольным доступом и только для чтения памяти.

Сравнительная таблица 3G и 4G" border="1"> Сравнительная таблица ОЗУ и ПЗУ
ОЗУ ПЗУ
1. Подставки для RANDON-доступа памяти Подставки для памяти только для чтения
2. RAM для чтения и записи в память Обычно ПЗУ постоянное запоминающее устройство и оно не может быть перезаписана. Тем не менее, СППЗУ может быть перепрограммирован
3. RAM быстрее ROM относительно медленнее, чем RAM
4. Оперативная память представляет собой энергонезависимое запоминающее устройство. Это означает, что данные в оперативной памяти будут потеряны, если блок питания отсечку ROM является постоянной памяти. Данные в ПЗУ будет оставаться как есть, даже если мы удалим источника питания
5. Есть в основном два типа оперативной памяти; статическая оперативная память и динамическое ОЗУ Есть несколько типов ROM; Стираемое программируемое ПЗУ, программируемом ПЗУ, СППЗУ и т.д.
6. RAM хранит все приложения и данные, когда компьютер работает в нормальном режиме ROM обычно хранятся инструкции, необходимые для запуска (загрузки) компьютера
7. Цена ОЗУ сравнительно высока чипы ROM сравнительно дешевле
8. чипы памяти больше по размеру микросхемы ROM меньше по размеру
9. Процессор может непосредственно получить доступ к содержимому памяти Содержание ROM, как правило, сначала переносится в оперативную память, а затем доступ к процессору. Это делается для того, чтобы иметь возможность получить доступ к содержимому диска с более высокой скоростью.
10. RAM часто устанавливается с большим объемом памяти. Емкость запоминающего устройства ПЗУ, установленного в компьютере намного меньше, чем RAM

ОЗУ и ПЗУ являются неотъемлемой частью современной компьютерной системы. Вы хотите знать, когда диск работает и когда RAM находится в игре? Ну, когда вы переключаетесь на вашем компьютере, вы можете увидеть черный экран с каким-то белым текстом. Этот текст из ПЗУ. Инструкции ПЗУ управления компьютером для первого несколько секунд, когда вы включить его. В этот период, как инструкции " , как читать с жесткого диска", "как печатать на экране" загружаются из ПЗУ. После того, как компьютер способен делать эти основные операции, операционная система (Windows / Linux / OSX и т.д.) для чтения с жесткого диска и загружается в оперативную память. Следующее видео объясняет RAM против концепции ROM дополнительно.

При открытии программы, как Microsoft Word , программа загружается с жесткого диска компьютера в оперативную память.

Мы надеемся, что эта статья помогла вам понять основные различия между ОЗУ и ПЗУ. Если у вас есть какие-либо вопросы, связанные с этой темой, пожалуйста, не стесняйтесь задавать в разделе комментариев. Мы постараемся помочь вам. Благодарим Вас за использование TechWelkin!

Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) – ЗУ, предназначенное для хранения неизменяемой информации (программ, констант, табличных функций). В процессе решения задач ПЗУ допускает только чтение информации. В качестве характерного примера применения ПЗУ можно указать БИС ПЗУ, используемые в РС для хранения BIOS (Basic Input Output System – базовой системы ввода-вывода).

В общем случае накопитель ПЗУ (массив его запоминающих ячеек) емкостью ЕПЗУ слов, длиною в r + 1 разрядов каждое, обычно представляет собой систему из ЕПЗУ горизонтальных (адресных) и r + 1 вертикальных (разрядных) проводников, которые в точках пересечения могут быть соединены элементами связи (рис. 1.46). Элементы связи (ЭС) – это плавкие вставки или p -n -переходы. Наличие элемента связи между j -м горизонтальным и i -м вертикальным проводниками означает, что в i -м разряде ячейки памяти номер j записана единица, отсутствие ЭС означает, что здесь записан нуль. Запись слова в ячейку номер j ПЗУ производится должной расстановкой элементов связи между разрядными проводниками и адресным проводом номер j . Чтение слова из ячейки номер j ПЗУ происходит так.

Рис. 1.46. Накопитель ПЗУ емкостью ЕПЗУ слов, длиною в r + 1 разрядов каждое

Код адреса A = j дешифрируется, и на горизонтальный проводник номер j накопителя подается напряжение от источника питания. Те из разрядных проводников, которые соединены с выбранным адресным проводником элементами связи, оказываются под напряжением U 1 уровня единицы, остальные разрядные проводники остаются под напряжением U 0 уровня нуля. Совокупность сигналов U 0 и U 1 на разрядных проводниках и образует содержимое ЯП номер j , а именно слово по адресу А .

В настоящее время ПЗУ строят из БИС ПЗУ, у которых используются полупроводниковые ЭС. БИС ПЗУ принято делить на три класса:

– масочные (МПЗУ);

– программируемые (ППЗУ);

– репрограммируемые (РПЗУ).

Масочные ПЗУ (ROM – от Read Only Memory) – ПЗУ, информация в которые записывается с фотошаблона в процессе выращивания кристалла. Например, БИС ПЗУ 555РЕ4 емкостью 2 кбайта представляет собою генератор символов по коду КОИ-8. Достоинством масочных ПЗУ является их высокая надежность, а недостатком – низкая технологичность.

Программируемые ПЗУ (PROM – Programmable ROM) – ПЗУ, информация в которые записывается пользователем при помощи специальных устройств – программаторов. Данные БИС изготавливаются с полным набором ЭС во всех точках пересечения адресных и разрядных проводников. Это повышает технологичность таких БИС, а значит, и массовость в производстве и применении. Запись (программирование) информации в ППЗУ производится пользователем по месту их применения. Делается это путем выжигания элементов связи в тех точках, в которых должны быть записаны нули. Укажем, например, на ТТЛШ-БИС ППЗУ 556РТ5 емкостью 0,5 кбайт. Надежность БИС ППЗУ ниже, чем у масочных БИС. Перед программированием их необходимо тестировать на наличие ЭС.

В МПЗУ и ППЗУ невозможно изменять содержимое их ЯП. Репрограммируемые ПЗУ (РПЗУ) допускают многократную смену хранимой в них информации. Фактически РПЗУ – это ОЗУ, у которых t ЗП>>t ЧТ. Замена содержимого РПЗУ начинается со стирания хранившейся в нем информации. Выпускаются РПЗУ с электрическим (EЕPROM) и ультрафиолетовым (UVEPROM) стиранием информации. Например, БИС РПЗУ с электрическим стиранием КМ1609РР2А емкостью 8 кбайт может перепрограммироваться не менее 104 раз, хранит информацию не менее 15000 ч (около двух лет) во включенном состоянии и не менее 10 лет – в выключенном. БИС РПЗУ с ультрафиолетовым стиранием К573РФ4А емкостью 8 кбайт допускает не менее 25 циклов перезаписи, хранит информацию во включенном состоянии не менее 25000 ч, а в выключенном – не менее 100000 ч.

Основное назначение РПЗУ – использование их вместо ПЗУ в системах разработки и отладки программного обеспечения, микропроцессорных системах и других, когда приходится время от времени вносить изменения в программы.

Работу ПЗУ можно рассматривать как однозначное преобразование N -разрядного кода адреса А в n -разрядный код считываемого из него слова, т.е. ПЗУ является преобразователем кода (цифровым автоматом без памяти).

На рис. 1.47 показано ус­ловное изображение ПЗУ на схемах.

Рис. 1.47. Условное изображении ПЗУ

Функциональная схе­ма ПЗУ приведена на рис. 1.48.

Рис. 1.48. Функциональная схема ПЗУ

По принятой в среде специалистов по запоми­нающим устройствам терминологии входной код называется адресом, 2n вертикальных шин – числовыми линейками, m выходов – разрядами храни-мого слова. При поступлении на вход ПЗУ любого двоичного кода всегда выбирается одна из числовых линеек. При этом на выходе тех элементов ИЛИ, связь которых с данной чис­ловой линейкой не разрушена, появляется 1. Это значит, что в данном разряде выбранного слова (или числовой ли­нейки) записана 1. На выходах тех разрядов, связь кото­рых с выбранной числовой линейкой выжжена, останутся нули. Закон программирования может быть и инверсным.

Таким образом, ПЗУ – это функциональный узел с n входами и m выходами, хранящий 2n m -разрядных слов, которые при работе цифрового устройства не изменяются. При подаче на вход ПЗУ адреса на выходе появляется со­ответствующее ему слово. При логическом проектировании постоянное ЗУ рассматривают или как память с фиксиро­ванным набором слов, или как кодовый преобразователь.

На схемах (см. рис. 1.47) ПЗУ обозначается как ROM. Постоян­ные запоминающие устройства обычно имеют вход разре­шения Е. При активном уровне на входе Е ПЗУ выполняет свои функции. При отсутствии разрешения выходы микро­схемы неактивны. Разрешающих входов может быть не­сколько, тогда микросхема отпирается по совпадению сиг­налов на этих входах. В ПЗУ сигнал Е часто называют чте­нием ЧТ (read), выбором микросхемы ВМ, выбором кристалла ВК (chip select – CS).

Микросхемы ПЗУ приспособлены для наращивания. Чтобы увеличить число разрядов хранимых слов, все входы микросхем включают параллельно (рис. 1.49, а ), а с увеличившегося суммарного числа выходов снимается выход­ное слово соответственно увеличенной разрядности.

Для уве­личения числа самих хранимых слов (рис. 1.49, б ) адресные входы микросхем включают параллельно и рассматривают как младшие разряды нового, расширенного адреса. Добав­ленные старшие разряды нового адреса поступают на де­кодер, который по входам Е выбирает одну из микросхем. При малом числе микросхем дешифрацию старших разря­дов можно делать на конъюнкции разрешающих входов са­мих ПЗУ. Выходы одноименных разрядов при увеличении числа хранимых слов должны объединяться с помощью функций ИЛИ. Специальных элементов ИЛИ не требуется, если выходы микросхем ПЗУ выполнены или по схеме от­крытого коллектора для объединения методом монтажного ИЛИ, или по схеме буфера с тремя состояниями, допуска­ющего непосредственное физическое объединение выходов.

Выходы микросхем ПЗУ обычно инверсные, инверсным часто бывает и вход Е. Наращивание ПЗУ может потребовать введения буферных усилителей для увеличе­ния нагрузочной способности некоторых источников сигна­лов, учета вносимых этими усилителями дополнительных задержек, но в общем при сравнительно небольших объемах памяти, что типично для многих ЦУ (например устройств автоматики), наращива­ние ПЗУ обычно не порождает принципиальных проблем.

Рис. 1.49. Увеличение числа разрядов хранимых слов при параллельном включении входов микросхем и увеличении числа хранимых слов при включении параллельно адресных входов микросхем

Вам понадобится

  • Текст с причастиями и прилагательными;
  • Знание правил образования причастий;
  • Знание сходств и различий у обеих частей речи;
  • Знание образований адъективных прилагательных;
  • Знание исключений из правил.

Инструкция

Часть речи, обозначающая свойство, принадлежность или признак другой части речи - имени существительного, но не связано с ним каким-либо процессом. Прилагательное есть зависимая от существительного часть речи, поэтому оно наследует все его признаки. Это значит, что имеет три рода: мужской, женский и средний, числа: единственное и множественное, и также изменяется по в соответствии с существительным, к которому оно относится. Прилагательное отвечает на вопрос «какой?» или «чей?».

«Масляной краски» (Р.п.)

«Промасленным блином» (Тв.п.)
4. Также причастие может иметь краткую форму как и прилагательное. Например: «сделан» (от «сделанный») –причастие, «светел» от «светлый».
5. Как члены предложения причастие и прилагательное являются .

Различия между причастиями и прилагательными
Теперь на примере рассмотрим причастий от прилагательных, которые характеризуют наличие у них (причастий) признаков глагола:
1. Совершенный вид – «пробежавший», «бегущий» – несовершенный вид.
2. Возвратная форма – «вращающийся», «вращающий» – невозвратная форма.
3. Время – «бегущий» (наст.вр.), «бежавший» (прош.вр.).
4. Действительное или страдательное значение разрывающий рубаху, разрываемая рубаха.
5. Переходность: читающий человек, читающий книгу.
Существуют в прилагательные, образованные из причастий. Их называют отглагольными прилагательными или прилагательными, адъективно образованными.

Образуются такие прилагательные по следующим причинам:
Возникновение у предмета действия нового значения, например «движущая сила»;

Возникновение у слова, являющегося причастием переносного значения, например «блестящее выступление»;

Если причастие обозначало предназначенность для выполнения какого-либо действия и стало постоянным сопутствующим словом для существительного, например «сгущеное молоко». Обратите внимние, в данном примере меняется даже написание слова, т.к. в случае причастия правильно было бы написать «сгущенное»;

Если причастие способность предмета подвергаться какому-либо воздействию, например «несклоняемое прилагательное».

Отличить причастие от прилагательного можно довольно простым способом. Попробуйте вставить в предложении слово после предполагаемого причастия или прилагательного, подходящее ему по смыслу. Например, в предложении «Мы увидели летящих птиц» можно вставить подходящее по смыслу слово «по небу». «Мы увидели летящих по небу птиц». Слово «летящих» в данном случае является причастием.
В предложении «Она подошла к нам летящей походкой» мы не можем вставить подходящего слова к слову «летящая», т.к. это – прилагательное и находится в прямой зависимости от существительного «походка»

Второй способ отличить прилагательное от причастия довольно непрост, т.к. основывается на знаниях по образованию причастий и прилагательных. В большинстве случаев причастия имеют в суффиксе двойное «н» в отличие от прилагательных, но в обоих этих правилах имеются исключения, которые необходимо знать.

Видео по теме

Полезный совет

В настоящее время существует много программных продуктов в виде грамматических словарей, позволяющих проверить свое правописание, а также разобрать предложение по частям речи и выявить как причастия, так и прилагательные.

Для того, чтобы найти причастие среди других частей речи, необходимо знать, что отличает его от них. Во-первых, это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Во-вторых, оно имеет признаки глагола и прилагательного.

Вам понадобится

  • 1. Слова
  • 2. Причастия

Инструкция

Посмотрите, какой имеет данное слово. Если это действительные причастия настоящего времени, то вам встретятся –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ. Например, выпускающий. Если это страдательные причастия настоящего времени, то это суффиксы -ем-, -им-. Например, выпускаемый.

Правильно определяйте действительные причастия прошедшего времени. Для них характерны суффиксы –вш-, -ш-. Например, читавший, принесший. Для страдательных прошедшего времени характеры суффиксы –нн-, -т-, -енн-. Например, нарисованный, обиженный, спетый.

Источники:

  • «Современный русский язык», Белошапкова В.А. 1989.

Причастия и деепричастия , равно как и причастные и деепричастные обороты, выполняют в предложении разные функции, исполняют разные роли. Они также имеют ярко выраженные морфологические отличия.

Инструкция

Причастие ( оборот) обязательно относится к определяемому слову – имени существительному или местоимению, зависит от него, изменяется по числам, родам и , имеет полную и – некоторые – краткую форму.
Например: улыбающийся человек; нас, подписавшихся под данным документом, …
В качестве определяемого слова могут выступать и другие именные части речи, если они в значении существительного.
Например: прибранная столовая; «154-й», попросивший посадку, ... (о ).Деепричастие или деепричастный оборот относится только к глаголу-сказуемому и обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. В отличие от причастия, деепричастие – неизменяемая словоформа.
Например: лежал, не шевелясь; мёрзли, стоя на ветру.

Причастие и функции определения – одиночного или распространенного, согласованного или несогласованного, обособленного или необособленного.
Например: Успокоившиеся бесшумно и покорно роняли желтые .
Причастия в краткой форме употребляются только в качестве именной части составного сказуемого.
Напр.: Волосы посеребрены ранней сединой.Деепричастие и деепричастный оборот выступают в роли различных обстоятельств.
Бледнея, заря затихает (И. Никитин).

Формальными признаками, различающими причастия и деепричастия , являются суффиксы.
В школьных классах вся информация о суффиксах сведена в таблицы, которые размещены на . Для удобства их можно выписать, например, на обложку тетради.
Словообразовательные суффиксы действительных причастий: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ); -вш-, -ш-; страдательных: - ом-(-ем-), -им-; -енн-, -нн-, -т-.
Словообразовательные суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида: -а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

Причастие – это особая глагольная форма, имеющая одновременно свойства глагола и прилагательного. От глагола у причастия вид, переходность, возвратность и залог, а от прилагательного – изменение по падежам, числам и родам, а также согласование с существительным. Причастие, как и прилагательное, обозначает признак предмета.

существительного и согласуется с ним в роде, числе и падеже. Например: «кипящий поток – кипящего потока – кипящему потоку – кипящие потоки; кипящая лава, кипящее молоко».

Виды и способы образования причастий

Лексическое значение – признак предмета по действию – складывается из грамматических особенностей этой части речи. К примеру: «поющие птицы» (те, которые поют сейчас), «певшие птицы» (те, которые пели в прошлом), «обсуждаемый вопрос» (тот, который кто-то обсуждает сейчас), «обсужденный вопрос» (тот, который уже обсудили).

Соответственно, в имеется 4 формы причастий: действительные настоящего и прошедшего времени, страдательные настоящего и прошедшего времени.

Первая группа причастий (действительные настоящего времени) образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-). Выбор суффикса зависит от глагола. Например: «плач-ут – плач-ущ-ий», «кол-ют – кол-ющ-ий» - I спряжение; «леч-ат – леч-ащ-ий», «кле-ят – кле-ящ-ий» – II спряжение.

Действительные причастия в прошедшем времени образуются от инфинитива путем замены суффиксов –ть, -ти на суффиксы –вш-, -ш-. К примеру: «бежа-ть – бежа-вш-ий», «нес-ти – нес-ш-ий».

Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов, стоящих в настоящим времени, при помощи суффиксов –ем- (I спряжение) и –им- (II спряжение): «леле-ем – леле-ем-ый», «хран-им – хран-им-ый».

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса –нн-, если глаголы оканчиваются на –ать, -еть. Глаголы на –ить получают суффикс –енн-, так же как и глаголы на –ти, -чь, а глаголы, оканчивающиеся на –оть, -уть-, -ыть-, получают суффикс –т-. Например: «написа-ть – написа-нн-ый», «захвати-ть – захвач-енн-ый», «сбере-чь – сбереж-енн-ый», «забы-ть – забы-т-ый».

Краткие причастия, так же как и краткие прилагательные, являются в предложении именной частью составного именного сказуемого.

Страдательные причастия имеют краткую форму с усеченными : -а, -о, -ы. Например: «прислан, прислан-а, прислан-о, прислан-ы».

Предмет: русский язык

Класс: 7

Шацкова Татьяна Викторовна

МОУ СОШ № 43 г. Волгограда

Интерактивная доска Smart Board

Тема «Причастие как часть речи».

Тема урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных

прилагательных».

урока в теме: 18

Урок применения знаний, умений и навыков, ориентирован на общеобразовательный класс.

Цели урока: повторение и проверка знаний учащихся по данной теме;

выявление глубины понимания темы и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках; развитие орфографических умений и навыков сравнивать, обобщать, конкретизировать.

Развитие речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему; работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях; знаки препинания при причастном обороте.

Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формировать навыки работы со Smart Board .

Структура урока:

I. Оргмомент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

ІV. Активизация пройденного материала.

V. Обобщение теоретического материала.

VІ. Тренировочные упражнения на умение различать причастия и отглагольные прилагательные.

VІІ. Контроль полученных знаний.

VIІІ. Домашнее задание.

ІX. Рефлексия.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Проверяется готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

От данных глаголов образуйте и запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Проп...тать, запр...тить, опл...тить, выр...стить, и...ти, полить, перес...дить,

взрыхлить, до...стрелить, ог...родить, ск...сить, засеять, вовлеч(?), и...топить,

понять, поднять, начать.

У доски работают три ученика.

Первый выписывает слова с пропусками, графически объясняя вставленные орфограммы.

Второй – записывает действительные причастия прошедшего времени, образованные от данных глаголов.

Третий - записывает страдательные причастия прошедшего времени, образованные от этих же глаголов.

Класс в это время работает устно, отвечая на вопросы:

Какие орфограммы встретились в данном упражнении?

При помощи каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия? (-ущ-(-ющ), -ащ-(-ящ), -вш-,-ш-, -ем- (-ом-), -им-, -нн-, -енн-(ённ),-т)

От какого глагола вы не образовали страдательное причастие? Почему?

(От глагола идти несов. вида).

Затем проверяется задание, которое было выполнено на доске.

Внимание на произношение следующих причастий. Рис.1(приложение 2)

Рис.1

III. Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных». Рис.2(приложение 2)

Сообщение целей урока.

Рис.2

IV. Активизация пройденного материала.

1.Синтаксическая пятиминутка. Рис.3 (приложение 2)

Повторение знаков препинания при причастном обороте; умение употреблять причастия в устной речи, составлять схемы.

Задание: переделайте предложение, вставив в каждую его часть причастный

оборот; затем запишите предложение, составьте его схему, графически объясните знаки препинания.

Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.

Один ученик, используя электронное перо, записывает предложение, составленное им, на интерактивной доске.

С помощью пера выделяет грамматическую основу предложения, составляет его схему. Все остальные ученики выполняют задание на местах.

Затем следует проверка.

Рис.3

2. Орфографическая работа. Рис.4 (приложение 2)

Повторение орфограммы «Гласные перед одной и двумя н в страдательных причастиях». Работа с орфоэпическими нормами.

Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка.

В объектах-буквах красного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик, работающий у доски, выбирает нужную букву и вставляет её в слова; делает вывод.

Орфоэпическая работа со словом запломбиро́ванный. Выясняется лексическое значение слова, составляется с ним словосочетание.

Другие ученики на местах выполняют разбор слов по составу:

1 вариант - размешанный,

2 вариант - продуманный.

Затем слова записываются на интерактивной доске другими учениками. Используя разные цвета электронного пера, ученики выделяют морфемы в словах.

Рис.4

V. Повторение теоретических знаний, необходимых для формирования умений и навыков по данной теме.

Фронтальная беседа.

Назовите признаки прилагательного у причастия.

Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

Какие причастия не образуются от глаголов совершенного вида?

(Действительные причастия настоящего времени; страдательные причастия настоящего времени.)

От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия?

Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? Рис.5

В каких случаях пишется одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных? Вспомните слова – исключения. Рис.6

Ученики должны дать ответ на каждый из вопросов в форме рассказа на лингвистическую тему. Слова – исключения записываются в тетрадь, берутся в рамку.

По мере ответов учащихся учитель опускает шторку «Сдвинь шторку-увидишь ответ», которая закрывает таблицы по данной теме. Рис.5,6 (приложение 2)

Таблицы заранее подготовлены учителем.

Рис.5

Рис.6

VI. Следующая группа упражнений направлена на выявление учащимися степени усвоения данной темы, уровня сформированнности навыков правописания одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных; умения различать эти части речи.

1. Рис.7 (приложение 2) Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец - изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука,

стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова,

дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Рис.7

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Рис.8 (приложение 2). Далее делаются выводы.

Рис.8

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Рис.9 (приложение 2)

Найдите словосочетания: прич.+ сущ., прил.+ сущ., в которых главное слово существительное.

Напуга...ая лошадь, гашё...ая известь, непогаше...ый костёр, вытка...ый ковёр, копчё...ая колбаса, тка...ая скатерть, асфальтирова...ая дорога, кова...ый меч, подмоче...ая репутация.

Ученику, работающему у интерактивной доски, необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор; определить части речи.

В объектах красного цвета (части речи) и в объектах - буквах зелёного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик выбирает нужную часть речи и букву (н и нн) и вносит в текст. Делается вывод о строении словосочетаний, определяется их вид (подчинительные словосочетания). Учитель следит за работой класса.

Проводится орфоэпическая работа со словом асфальти́рованный. Выясняетсяего лексическое значение, составляется с ним словосочетание.

Рис.9

3 . Упражнения на развитие речи:

3.1. «Восстанови пословицу». Рис.10 (приложение 2)

Задание: закончите предложение и напишите, о чём говорят:

Не ладно скроен... (, но ладно сшит).

Стреляного воробья... (на мякине не проведёшь).

Пуганая ворона… (куста боится).

Повинную голову… (меч не сечёт).

Используется приём скрытого текста, правильные ответы спрятаны за шторкой.

Затем следует самопроверка. «Сдвинь шторку – увидишь ответ». Озвучивается смысл пословиц. Ученики рассказывают, в каких ситуациях можно употребить эти пословицы; объясняют подчёркнутые орфограммы и пунктограммы.

Рис. 10

3.2. Определите значение метафоры. Рис.11(приложение 2)

Составьте предложение с данным словосочетанием (подмоченная репутация).

Используется приём скрытого текста. Ученики работают на местах.

Рис.11

Задание проверяется устно. Выясняется значение метафоры подмоченная репутация (испорченная репутация). Рис.12(приложение 2). Один из учеников опускает шторку для того, чтобы узнать правильный ответ. Ученики зачитывают составленные ими предложения.

Рис.12

4. Гимнастика для глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.

2. Горизонтальное вправо – влево.

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.

4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

VII. Самостоятельное применение знаний и умений . Рис.13(приложение 2)

1. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Записи делаются на доске с помощью маркеров. Отработка умения образовывать от данных глаголов прилагательные и причастия.

Почему от глагола купить образуются только причастия?

(Это глагол совершенного вида).

Рис.13

2. Тест по теме «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных».

Этот тест дает возможность проанализировать сформированность знаний учащихся по данной теме и отработать навыки правописания н и нн в причастиях и прилагательных, умение различать эти части речи. Учащиеся должны выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Затем работы

сдаются на проверку. Рис.14(приложение 2)

Рис.14

Рис.14

3. После сдачи работ проводится проверка теста с целью акцентировать внимание учащихся на орфограммах, связанных с данной темой. Проверка «по цепочке» с объяснением своего выбора.

Используется затемнение экрана.

Ученики комментируют, а учитель работает с интерактивной доской, последовательно открывая шторку . Рис.15(приложение 2)

Рис.15

Рис.15

VIII. Творческое домашнее задание. Рис.16 (приложение 2)

Проверка – на следующем уроке.

Рис.16

Упражнение 124.

Задание: при списывании вставьте пропущенные запятые и замените неопределённую форму глагола полными или краткими страдательными причастиями. Объясните употребление н и нн в суффиксах.

Напишите продолжение в публицистическом стиле, используя причастия и отглагольные прилагательные, объясняя, как надо себя вести в общественных местах.

Есть немало ребят, которые сч…тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк… или шапк… с (ра…пустить) болта…щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не) хватает, ботинки не (чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(…)ся и такие, которые сч…тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и троллейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

IΧ. Рефлексия.

Цель: способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность

Учитель предлагает оценить степень достижения поставленной цели в начале урока каждым учеником, проанализировав психологическое состояние по трём уровням.

Рис.17(приложение 2)

Рис.17

Дети осуществляют итоговую самооценку.

Задаются вопросы, побуждающие учащихся к анализу своей деятельности на уроке:

Чем данный урок был полезен для вас?

Какие пробелы в знаниях помог восполнить?

Чем хотели бы заняться на следующем уроке?

Как хотели бы работать?

Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?

Дети отвечают на вопросы, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на этом уроке.

Учитель благодарит учеников за работу, выставляет оценки.

На интерактивную доску проецируется слайд. Рис.18 (приложение 2)


Рис.18