Библиотечные экскурсии. Библиотечный урок "Путешествие в Книгоград" (ознакомительная экскурсия для учащихся начальных классов)

Мне всегда казалось, что рай
должен быть чем-то вроде библиотеки.

Хорхе Луис Борхес

Уважаемый пользователь!

Если тебе доведётся побывать в тихом районе центральной исторической части нашего города, то обязательно загляни в Областную библиотеку для детей и юношества им. И. Алтынсарина. Впрочем, мы и не сомневаемся, что ты это сделаешь, ведь такую красавицу трудно не заметить!


23 ноября 2010 года в жизни нашей любимицы произошло радостное событие - после капитального ремонта здания обновлённая Библиотека открыла двери для своих новых-старых читателей. Подробнее о том, насколько она преобразилась, можно узнать, заглянув в Нашу историю. Ты только представь, что теперь это целый библиотечный комплекс, включающий в себя два (!) здания. Однако, не забудем и о том, что какою бы ни была библиотека, главным в ней остаётся неповторимая и притягательная атмосфера доброжелательности и уюта, которую никакая евроотделка и цветовое решение заменить не смогут. В этой связи, Областной библиотеке им. И. Алтынсарина равных нет. Ведь главное «лицо» нашей библиотеки - наши читатели. Все они очень разные, интересные и творческие личности. Суди сам: эмблему библиотеки (см. О библиотеке) придумала и подарила нам наша читательница Ольга Бойко.


Интеллектуальная, духовно насыщенная, живая атмосфера, доброжелательность и взаимопонимание, испокон веков царящие в нашей библиотеке, создают теплый, творческий микроклимат, привлекающий сюда новых юных читателей. Это официально. А в разговорах между собой наши читатели зовут нас просто и даже ласково - «АЛТЫНКА».Что ж, милости просим в нашу Библиотеку!


Её девиз - «Взрослая жизнь полна проблем - оставьте их у дверей нашей библиотеки!». Так давай зайдем! Хм-м... пожалуй, для начала стоит определиться, с какой стороны, ведь у Библиотеки теперь два входа (см. Наша история)!


Нашим постоянным читателям более привычно здание на ул. Касымканова (бывшая Повстанческая), 74. С него и начнём!

Максимальное количество книг и минимальное количество посадочных мест слева от фойе подскажет, что ты попал на Абонемент для учащихся 7-11 классов и юношества.


Для людей, незнакомых с терминологией - поясняем: абонемент (в библиотеке) - отдел, где книги выдаются на дом. По особым правилам, конечно. Сии постулаты отражены в «Великой хартии вольностей читателей». Из нее всякий, ставший читателем библиотеки узнает, что уже наделен определенными правилами, а также о том, что библиотекари, в принципе, народ не воинственный и с ними вполне возможно мирное сосуществование.


Сферу влияния на этом, в общем-то большом отделе, делят между собой: кафедра № 1, обслуживающая учащихся 7-9 классов и кафедра № 2, работающая с читателями 10-11 классов, студентами и преподавателями, но это условно, потому как на самом деле обе кафедры объединены в некое подобие круга, что только подчёркивает преемственность и дружбу наших читателей. К тому же, несмотря на возрастное деление, абонемент - отдел демократичный и каждый может брать любую понравившуюся книгу, независимо от её расположения, хотя возрастное деление фонда художественной литературы всё же наличествует.


Именно на абонементе у тебя появиться необыкновенная возможность познать целые «Миры чтения», где ты узнаешь о читательских предпочтениях выдающихся личностей — писателей, поэтов, учёных. Окунувшись в таинства их библиотек, не упусти шанс в очередной раз опустошить эту замечательную выставку.


А за стеклянными дверцами стеллажей абонемента живёт-поживает...Ёжик - тот самый, библиотечный. Да тут их целая банда! ;) ..то есть настоящий ежовый музей! Каких только личностей не встретишь - и плюшевого, и деревянного, и из бисера, и даже чёрного... Но самый любимый, конечно же, самый первый, такой старенький и потрёпанный Ёжик №1 — 2000, имя которому - ЛЕГЕНДА.

Здесь же, на абонементе, к твоим услугам так необходимые в поиске литературы, каталоги и картотеки. Каталогов два: систематический и алфавитный. Особая гордость - литературоведческая картотека, которую дополняют картотека стихов и крылатых выражений, картотека заглавий произведений. Пользоваться всем этим великолепием тебя научат в Справочной зоне, расположенной тут же, неподалёку.


Так что, если ты до сих пор (подумать только!) в этом деле абсолютный «чайник», у тебя остался последний шанс! А значит, скорее к нам! Кстати, в Справочной зоне всегда можно получить консультацию от квалифицированного библиографа, поработать за компьютером самостоятельно или же найти интересующую информацию в Интернете.


А теперь проследуем в Читальный зал для учащихся 7-11 классов и юношества - он напротив. Его классическая «рабочая зона», занимающая львиную часть пространства, представлена столами и стульями, ибо мы понимаем, что пища духовная не подчиняется правилу “стоя больше влезет”.


Но самое главное, читальный зал - настоящий досуговый и развивающий центр нашей библиотеки. На сегодняшний день в библиотеке активно работает литературная студия «Феникс», которая принимает в свои ряды всех любителей творчества Дж.Р.Роулинг, а также ребят, пробующих себя на литературном поприще. Причём, членами студии могут стать не только подростки и читатели юношесткого возраста, но и их младшие братишки и сестрички.


Настоящая гордость читального зала (как “старшего”, так и “младшего”), ранее упоминаемый нами Журнал литературного и художественного творчества наших читателей - «Ёжик». Каждый из 4-х его выпусков является долгожданным. Как видно, ребята не зарывают свой талант в землю!


Ну и помимо всего прочего, читальный зал - средоточие всех мыслимых и немыслимых справочников и энциклопедий мира, изобилующих всякого рода информацией. А также газет, журналов и прочей периодики. Как же найти ту иголочку в стоге сена — информацию, которая, ужас как необходима, именно сейчас, сию же минуту? Не переживай, всё будет Ok и тебе обязательно помогут мудрые всезнайки из Информационно-библиографического отдела.
..минуем арку...


Это на их плечи, т.е. на их «ручки» ложится вся кипа журналов и газет, которые выписывает наша библиотека (а это около 400 названий). Именно к ним адресуют читатели свои самые «заумные» вопросы, и именно они находят ответы на них. Ведь в «ведении» библиографов - 3 картотеки - «Страноведение», СКС-систематическая картотека статей и литературоведческая, где собирается информация обо всем, чего нет в книгах. Эти же картотеки существуют с 2002 года и в электронном виде.


Этот отдел по праву считается информационным ядром библиотеки. Библиографами же созданы электронные презентации художественной литературы «Литературный странник» и «Радость чтения», пользующиеся неизменным интересом наших юных читателей.


Но особую радость нам, конечно же, доставляет получение новеньких, свеженьких, прямо-таки аппетитненьких книжек. А этим ведает уже другой отдел - Отдел комплектования и обработки литературы. Туда и лежит наш дальнейший путь.


Этому отделу «в глубине души» завидует каждый библиотекарь. И всё потому, что именно здесь первыми имеют возможность посмотреть-полистать новые-преновые книги и журналы. Но не все так просто. Каждый журнал, газета, и особенно книга здесь учитываются и проходят специальную обработку. Книгу систематизируют, то есть, дают ей адрес, «прописку по месту жительства» на полке; наклеивают листок-срок возврата; описывают - причем сразу в 4 каталога - алфавитный и систематический -для читателей и генеральный, алфавитный и систематический каталоги; проводят по инвентарным книгам, и только потом книгу отправляют к читателям. Компьютеры и принтеры значительно облегчают труд комплектатора.


Тут же, рядом с «отделом всеобщей зависти» находится Комната межгруппового общения, где для читателей, являющихся членами Литературной студии «Феникс» - самое раздолье.


С 1991 года наша библиотека носит имя великого просветителя, педагога-новатора, писателя и общественного деятеля Ибрая Алтынсарина (см. Наша история). Но немногие знают, что одновременно с педагогической работой развивалась и активная деятельность Алтынсарина как основоположника первых детских библиотек Казахстана (!)

Его портрет, а также фотографии памятных мест, посвященных нашему выдающемуся земляку, представлены на стенде лекционного зала рядом с фойе.


К слову, в январе 2011 года мы отметили юбилейную дату — двадцать лет со дня присвоения нашей библиотеке имени великого просветителя.


Направо - Научно-методический отдел, или «Мозговой центр» библиотеки. Именно сюда вливаются все новшества и отсюда черпаются новые идеи, замыслы, творческие начинания. То ли специфика нашей библиотеки в целом, то ли богатый информационный фонд и желание найти читателю всё, что ему нужно, то ли всё вместе взятое привели к тому, что отдел стал методическим центром не только для детских библиотекарей области, но и для многих педагогов тоже. Почему? Да потому, что здесь можно найти материал для проведения абсолютно любого мероприятия на любую тему.

Вообще, методисты обожают всё новенькое тащить себе в отдел, будь то журнал, методическая разработка, информационное письмо, протокол семинара или что ещё. А потом всё собирают по папочкам и стопочкам.


Отсюда выходят все материалы, издаваемые отделом, а так же наш библиотечный журнал Ёжик, издание которого стало возможно благодаря поддержке фонда СОРОС и, конечно же, не без активности наших читателей и библиотекарей. Вот таков сейчас отдел методический.


Второй этаж отдан в распоряжение наших маленьких читателей и сектору искусства. А к услугам ребят с ограниченными возможностями - лифт со всеми удобствами, где можно прокатиться с комфортом..и с ветерком;) Кстати, изготовленный по финской технологии, он был привезён к нам из солнечной Испании (!)


Отдел обслуживания учащихся 0-6 классов и дошкольников - настоящая кузница талантов нашей библиотеки.




Наиболее кипучие и деятельные ребята могут реализовать свою энергию в специально отведенной для этого уютной игровой комнате. Это удачная возможность совместить приятное с полезным: отдохнуть самим и не мешать тем, кто усиленно грызет гранит науки - пишет, читает, занимается.


В самом же читальном зале большое количество журналов развлекательного и познавательного характера. А какие интересные книги приобретает библиотека для своих юных читалей! Его завсегдатаи имеют возможность не только учиться быть здоровыми, знакомиться с родным краем - согласно книжным выставкам, но и познакомиться с книгами, так сказать заочно, через рекомендательный указатель «Радость чтения». Особой популярностью среди детей пользуется электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, которая доступна как в читальном зале, так и на абонементе.


Ну а настоящие любители чтения, конечно же ходят на абонемент. Ходят для того, чтобы побольше узнать об интересных книгах и выбрать понравившиеся для чтения дома.




Как же не пройти мимо самой-самой книги? В этом тебе помогут великолепно оформленные выставки, но в первую очередь, конечно же, сами библиотекари, ведь наш «младший» абонемент издавна славится именно индивидуальной работой с маленькими читателями, а также..с их родителями. Кстати, что и способствовало образованию в 2009 году самого настоящего Родительского клуба, названного «Время доброго общения». Именно такое общение на родительских собраниях клуба разбудило желание родителей знать детскую литературу в еще большем объеме, желание читать вместе с детьми и чаще встречаться в стенах любимой библиотеки.


Вот таков он наш Отдел обслуживания учащихся 0-6 классов и дошколят: интересный, шумный, веселый и озорной. Словом, здесь всегда есть место празднику. Ну а о том, как провести настоящий, незабываемый праздник дома или в школе, можно узнать в Секторе искусства нашей библиотеки. Да к тому же, если ты ещё и почитатель (т.е. имеешь в кумирах артистов и звезд), слушатель и листатель, а также тянешься к прекрасному, и не только руками, то мы просто заждались тебя! О чём тебе говорит название «Сектор искусства»? В нашем случае, кроме всего прочего это говорит об особых проявлениях искусства: искусства совмещать несовместимое - абонемент и читальный зал в одном лице; и об искусстве - неповторимого стиля в оформлении этого райского уголка библиотеки. Фонд сектора - это собрание не только привычных читателю книг, журналов и нотных сборников, но и пластинок, аудио-видео кассет, CD-ромов и DVD, прослушивать и просматривать которые читатели могут на самой современной технике. Однако, это не сделало менее популярным старый добрый проигрыватель виниловых дисков, на котором наши юные ценители прекрасного обожают слушать любимые сказки и песенки.


Читатель сектора искусства специфичен, как и сам отдел. Читательский стаж многих из них начинается с 6-ти лет и навсегда бывает куплен возможностью проявить себя и тогда… тогда наверняка вам не раз и не два встретятся подобные вещи:



А ещё, с 2008 года при секторе действует кружок «Мир оригами», где еженедельно собираются любители этого прекрасного искусства, делают красивые поделки, обсуждают новое, придумывают своё, делятся советами и секретами.


Творчество любителей оригами нашло отражение в красочном оформлении сектора искусства:


Научно доказано, что занятие оригами способно развить фантазию, логику, пространственное мышление, воображение и интеллект, а ребята, занимающиеся оригами имеют хорошую успеваемость в школе. Кроме того, родителям дошколят полезно было бы знать, что такая работа пальцев улучшает их моторику, а, следовательно, подготавливает руку к письму. Ведёт этот кружок настоящий профессионал, «оригамист со стажем» Ольга Васильевна Медведева.

Итак, ДИРЕКТОР...




Странно, что рассказ о библиотеке мы начинали не с него? Нет, всё логично, главный у нас все-таки читатель! Ну а директор, директор - это «Энерджайзер» нашей библиотеки. Творческие импульсы, которые посылает к нам наш директор - всегда новые и новые. Она не дает нам стоять на месте и «требует» постоянного развития. Примечательно, что картина Ольги Тросиненко, - подарок библиотеке - как нельзя лучше говорит о её настроениях и, пожалуй, даже о «жизненном кредо». Ведь у директора детской библиотеки должен в душе сохраняться кусочек детства. Вот он и сохраняется!


Ну, вот пожалуй и всё. Хотя нет: есть ещё актовый зал на 70 мест, где проходит большая часть массовых мероприятий библиотеки. Кстати, отныне располагающий настоящей гримёркой и костюмерной (!).



И теперь уж точно всё - и всё только начинается. Посетив нас однажды, читатели с удовольствием становятся нашими постоянными посетителями, найдя тот самый рай по Борхесу. Ведь говорят, что даже «АУРА» у нашей библиотеки - располагает. Так что - до встречи!

Адаптация первоклассника. Включение в круг чтения. Проект "Первое посещение библиотеки"

Разделы: ,

Цель: показать (раскрыть) способности ребенка в той или иной сфере.

Задачи:

    Включить детей в круг чтения.

    Дать ребенку почувствовать себя частью коллектива.

    Дать возможность осознать ребенку, что, если ты чего-то не знаешь, то тебя этому научат в школе.

    Познакомить с правилами библиотеки.

    Привить интерес к книгам, к чтению.

    Воспитывать бережное отношение к книге.

Ход мероприятия

Нас встретила директор библиотеки Романова Светлана Александровна.

Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой». Меня зовут Романова Светлана Александровна, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем и хранителем книг.

«Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище.

А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? (Выслушать предположительные ответы.)

Почти 5 тысяч лет! Это 50 раз по сто лет!

Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? (Ответы детей.)

Книги!

Библиотекарь: Итак, библиотека – это дом книги.

    В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом.

    В нашей библиотеке есть два отделения: абонемент и читальный зал. Давайте совершим небольшое путешествие на абонемент. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом.

(Библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое читательский формуляр, запись книги в ч.ф., возврат книги.)

Есть страна чудесная на свете,
Ее Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Но в стране большой библиотеке
Правила особенные есть:
Знать вам обязательно их нужно,
Этих правил, я скажу вам, шесть.
Как войдешь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь!
Ясно, четко, кратко, быстро
Автора и книгу назови.
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо «спасибо» ты скажи.
Возвращай полученную книгу
Обязательно в указанный в ней срок,
Чтобы эту книгу без проблемы
Прочитать другой ребенок смог.
Если эти правила, ребята,
Будете вы строго выполнять,
То тогда страна Библиотека,
Будет рада вас всегда принять!

Библиотекарь: Библиотека – это книжный город. Книги здесь живут в своих домиках-стеллажах. Здесь есть свои улицы (пространство между стеллажами). Эти домики-стеллажи для учащихся младших классов.

Книги в домике живут – каждая семья в своей квартире, но квартира имеет не цифровой, а буквенный знак: А, Б, В... и т.д. Каждая квартира разделена полочным разделителем, за которым стоят книги, фамилии авторов, которых начинаются с данной буквы. Так за буквой А находятся книги Александровой, Алексина, за Б – Барто, Баруздина и т.д. Если книги написали несколько авторов, это сборники рассказов, стихов, и на обложке фамилия автора не указана, книгу необходимо поставить за тот разделитель, буква которого соответствует начальной букве названия книги. Сборник Круглый год – за разделителем К.

Понятно ребята? Давайте проверим, как вы усвоили правила выбора книги в библиотеке. Найдите ту букву, на которую начинается ваше имя. (Дети ищут и показывают.)

Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!

Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

    Нельзя книги перегибать.

    Нельзя загибать книжные страницы.

    Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? (Ответы детей.)

    Нельзя писать и рисовать в книгах.

Библиотекарь: Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему? (Ответы детей.)

Показать презентацию о правилах пользования библиотекой. После презентации еще раз повторить правила.

Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе, в библиотеке не останется ни одной книги.

Правило №5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

Библиотекарь: А каких вы авторов знаете на букву С? (Дети перечисляют фамилии авторов)

Библиотекарь: Наша экскурсия в Библиотеку подходит к концу! Теперь вы знаете правила пользования библиотекой. Сегодня мы с вами много говорили о том, как надо и как не надо обращаться с книгами. Надеемся, вы все это хорошо запомните!

Приглашаем вас с родителями записаться в нашу библиотеку и надеемся, что вы станете самыми главными нашими читателями!

До свидания, ребята!

В классе, дети вспоминали правила поведения в библиотеке, правила пользования книгами, прослушивали сказки В.Г.Сутеева на аудио носителе и рисовали рисунки. На следующий урок, некоторые ребята принесли «Неправильные правила пользования библиотекой» и дружно искали ошибки, а так же нашли самых-самых в книжном мире.

Детишкам очень понравилось в библиотеке. Они с родителями, на ближайших выходных записались и взяли свои первые библиотечные книжки.

Наша дружба с библиотекой стала по-настоящему крепкой

Экскурсия в школьную библиотеку

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.

»

Традиционно в октябре проведена экскурсия будущих первоклассников в библиотеку. Библиотекарь Гребенкина Наталья Егоровна познакомила ребят с книжным фондом библиотеки, ребята узнали, какие бывают книги, познакомились с правилами пользования библиотекой и библиотечной книгой. Малыши узнали, что КНИГИ – самое удивительное изобретение человечества. О том, что «учебники и книги плачут, когда к ним относятся неосторожно». В ходе экскурсии детей больше заинтересовали различные энциклопедические издания, которые получены недавно в библиотеке. Они с большим интересом и любопытством рассматривали их, делились друг с другом впечатлениями, а кто-то даже пытался читать их. В конце экскурсии ребятам была предложена викторина, с которой они успешно справились.

Надеемся, что эти ребята и в дальнейшем будут нашими хорошими читателями.

Экскурсия будущих первоклассников в школьную библиотеку.

«Сюда приходят дети – узнать про всё на свете»

Цель: Познакомить учащихся класса предшкольной подготовки и малышей старшей группы детского сада со школьной библиотекой.

Задачи:


    Развить интерес к чтению.


    Познакомить с правилами пользования библиотекой


    Познакомить детей с такими понятиями - «читатель, библиотекарь, абонемент, читальный зал, формуляр читателя».

У дверей библиотеки ребят встречает Библиотекарь.

Наша экскурсия начинается с вопроса: «Что такое библиотека? (Дом, где живут книги)

Библиотекарь: Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай. (Дети: «Библиотека»)

Правильно, ребята, это библиотека- дом для разных книг.

Очень просим, заходите

В наш просторный, книжный дом!

Очень просим, поглядите,

Как мы с книжками живем.

Библиотекарь хозяин этого дома, и зовут её – Наталья Егоровна.




Зачем людям нужна библиотека?

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

КНИГА – лучший спутник мой и друг

Библиотекарь рассказывает о книжном фонде библиотеке, о расстановке фонда, знакомит с тематическими полками, книжными выставками. О том, кому принадлежат книги в библиотеке, как стать читателем библиотеки, как можно пользоваться библиотечными книгами.

Посмотрите, какие разные книги стоят на полках. Некоторые из них совсем новые, другие читали ещё ваши папы и мамы. Именно от вас, девочки и мальчики, зависит, сколько лет проживут книжки на полках. Бывает, что с ними случаются неприятные истории.

Из-за полок появляются две девочки в костюмах книжек.

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Ну, как твои делишки?

Одна спросила у другой.

Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой

Обложки вырвал… с мясом!

Да что обложки… оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойду на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Твои мне не знакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки,

Про кляксы я молчу –

О них и говорить - то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на « отлично»!

Ну, мой на тройках едет еле- еле

И даже двойку получил на той неделе…

Это очень грустные стихи, дети. Но я думаю, что у нас таких мальчишек и девчонок в школе нет. И вы сейчас узнаете правила пользования библиотекой.

Правила пользования книгами.


    Чистая книжка - это приятно! Не оставляй на ней ты пятна. Привычку скверную оставь: листая, пальцы не слюнявь!


    В обложку книгу обверни. Где взял её- туда верни! Запомни! Книга- лучший друг, но только не для грязных рук!


    Загнуты в книжке все листы! А про закладку помнишь ты? Переплет не выгибай. Бумажный он- не забывай!


    Наши правила запомни! И старайся выполнять. И тогда…интересные секреты книжки будут раскрывать!

Библиотекарь: Я уверена, что некоторые из вас уже умеют читать. Есть такие ребята? Поднимите руки. А остальные ребята совсем скоро научатся читать. И тогда без помощи мамы и папы смогут путешествовать по Книжному государству.

А еще в библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которые часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы. В читальном зале все работают и ведут себя тихо.




В читальном зале тишина

Нам особенно нужна

Уходите разговоры, -

В вестибюли, коридоры

Фантазировать, мечтать.

Библиотекарь: Сегодня у нас необычный гость, узнаете:


    Лечит маленьких детей.


Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …(Айболит)

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята!
У нас в библиотеке есть необычная больница. Книжки, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам (показывает стопку таких книг).
Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются.
И вот тут на помощь им прихожу я и мои друзья. Мы их лечим (показывает подклеенные книги).
- Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.
- Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.
- Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.
- Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5 – 6 см в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом положить книгу под груз.
Библиотекарь: Доктор Айболит познакомил вас с некоторыми приемами лечения больных книг. Если у вас что-то случится с книгами, приходите к нам в "Книжкину больницу", мы вам поможем полечить вашу больную. А сейчас мы прощаемся с Доктором Айболитом и послушаем стихотворение С.Маршака "Книжкины жалобы, или чего книга желала бы". Королева-книга читает стихотворение.
Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Библиотекарь: А сегодня у нас еще необычный гость – это Бабушка-Загадушка, она принесла с собой для вас загадки.

Бабушка-Загадушка:

Говорит не говорит,

Слышать не слышит,

А все знает

И нам объясняет (Книга)

У стены большой и важный –

Дом стоит многоэтажный,

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже! (Книжный шкаф)

Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться (Книга)

Черные, кривые,

От рождения немые

А как только встанут в ряд

Сразу вдруг заговорят (Буквы)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

Бабушка-Загадушка: Я загадала вам несколько загадок, и все они посвящены книге, чтению. Потому что книги имеют большое значение в жизни человека.

Я к вам обращаюсь, мои милые дети,

Полезнее книги нет вещи на свете,

Пусть книги друзьями приходят в дома:

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

И еще несколько советов от Бабушки-Загадушки:

Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

Книгу надо дочитывать до конца.

Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

Библиотекарь: Сегодня мы с вами много говорили о том, из каких отделов состоит библиотека, как надо и как не надо обращаться с книгами, чтобы проверить как вы это запомнили мы проведем викторину.


    Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент).


    Что такое «читальный зал», для чего он нужен в библиотеке? (поработать со справочным фондом или почитать журналы).


    Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал, хранилище).


    Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (формуляр).


    Как переводится на русский язык слово «библиотека» (книгохранилище).


    Ты получил новые учебники, как за ними ухаживать? (надеть обложку и сделать закладку).


    Назови библиотечную мебель (стеллажи, каталожные ящики, кафедра)


    Для чего в библиотеке делают книжные выставки? (для облегчения выбора книг).


    На сколько дней выдаются книги на дом в библиотеке? (10 дней).


Молодцы, ребята, вы нам очень понравились, мы ждем вас в библиотеке. А скажите, вам понравился наша экскурсия. Если да, то вы поднимите красные карточки, если нет, то зеленые.

23 мая в библиотеке-филиале № 7 провели экскурсию для первоклассников (1В класс МБОУ СОШ № 1, учитель — Душечкина В.С.) «Библиотека, книжка, я — вместе верные друзья».

В фойе библиотеки заведующая Дорохова Е. А. провела беседу у выставки «Время сказочных приключений». Дети узнали, что такое библиотека, сколько книг хранится в библиотеке, какие из них — для детей. Ребята с интересом рассматривали красивые новые книги из серий «Великие сказочники мира», «О принцах и принцессах», «Там, на неведомых дорожках». Затем дети посетили читальный зал, где их вниманию были предоставлены разнообразные детские журналы, энциклопедии, иллюстрированные справочники для младших школьников.

Библиотекарь Никитина А. В. провела беседу-экскурсию на абонементе. Ребята побывали в удивительном городе, где вместо улиц — ряды книжных стеллажей, вместо этажей — книжные полки, дома — это тома книг. А у каждого дома своё название. Дети познакомились с жильцами города — литературными героями.

Библиотекарь рассказала, какие книги есть на абонементе, что все они находятся по отделам: животные, космос, техника, история и др. Дети познакомились с правилами пользования библиотекой. Ученики вслух по цепочке прочитали плакат «Убедительная просьба книги», узнали, чего книжки не любят, а чему будут благодарны. Детям рассказали, что такое читательский формуляр, поручительство

Ребята были приглашены в «Книжкину больницу», где помогают книгам, нуждающимся в лечении. Были продемонстрированы инструменты для лечения, такие как клей, скотч, ножницы, бумага. Ребята выразили желание тоже приходить и помогать в «лечении» книжек.

В заключение ребята с удовольствием отгадывали загадки про книгу и известных сказочных персонажей.

А поскольку экскурсия проходила накануне праздника — Дня славянской письменности — библиотекари не могли оставить это без внимания, и дети приняли участие в небольшом библиотечном уроке «Из истории письма».

Ребята узнали, на чем писали люди, когда не было бумаги, как обходились без букв, когда появился первый славянский алфавит, что означает слово «азбука», за что почитаемы проповедники Кирилл и Мефодий и многое другое.

А затем ребята поучаствовали в интересных развивающих играх: «Наборщик» (из букв одного слова составить другие слова), «Измени слово» (надо было из каждого слова исключить по одной букве, чтобы получились новые слова), «Запомни, повтори и дополни» (каждый участник по очереди повторял уже названные слова в правильной последовательности и добавлял к ним своё слово по теме «Школьные принадлежности»)

По ходу мероприятия ребята задавали свои вопросы. Урок получился познавательным и интересным.