Физика, лирика и богословие. В мифи появилась кафедра теологии

В острых дискуссиях о кафедре теологии в МИФИ упускается из внимания целый ряд принципиально важных моментов. Обратим на них внимание.

Теология – необязательная дисциплина

Обучение на кафедре теологии не является обязательным для студентов института, теологические предметы не входят в обязательную программу. Кто хочет, кому интересно – те могут посещать, кому не интересно, кто считает, что физику философия и теология не нужны – тот не ходит. Собственно, на этом можно спор и закончить.

Кстати, на факультативные богословские лекции о.Андрея Кураева в МГУ всегда ходило немало физиков, химиков и математиков – по собственной воле, а не по принуждению.

Не хочу быть как Ньютон!

Многие великие физики очень интересовались богословскими вопросами – Ньютон считал свои богословские трактаты более ценными, чем исследования по физике, например. Много интереснейших теологических размышлений у Гаусса, Эдисона, Джоуля, Эйнштейна.

Вот только некоторые цитаты из них: .

А академик Боголюбов считал, что . Где еще – на какой другой площадке обсуждать эти вопросы? Кто сможет по-настоящему понять и оценить богословское наследие великих физиков? Не филологи и не юристы, правда?

Храм в МИФИ…

Идея создания храма-часовни в память об основателях института, учителях и товарищах, ушедших из жизни, созревала в МИФИ с 1994 года и была поддержана почетным профессором В. Г. Кирилловым-Угрюмовым, то есть задолго до прихода нынешнего руководства.

Да, мифисты к верующим относились с недоверием. Но не всегда. Рассказывает выпускник МИФИ протоиерей Максим Первозванский: “Еще лет десять назад большинство студентов и преподавателей считали, что физик не может быть верующим. Когда я принял священный сан, это встретило полное непонимание. Мне в глаза говорили, что я иуда. Дело в том, что то, что физик стал верующим и решил даже принять священство, казалось настолько невероятным, что все подозревали в моем рукоположении какой-то корыстный мотив. Иудой меня называли в лицо, трудно и представить, что обо мне говорили за глаза. Сегодня я знаю восьмерых выпускников МИФИ в священном сане”.

А вот несколько историй мифистов-священников:

Ученый против теолога

в России сегодня не хватает серьезной полемической площадки, возможности регулярно участвовать в диспутах между учеными и теологами. Как нам не хватает дискуссий аналогично тем, что постоянно проводит Оксфорд и Кембридж.

Там насмерть бьются такие умы как Докинз и архиепископ Уильямс (), за интеллектуальной битвой следят тысячи зрителей.

Попытки диалога были предприняты в рамках занятий в Общецерковной аспирантуре, где светские ученые читали священникам краткие введения в свои курсы. Например, .

Почему бы на базе кафедры теологии не организовать такую постоянную площадку?

Не преподавали марксизм-ленинизм?

Авторы протестного письма пишут, что “Ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода”. Однако странно, что преподаваемые в МИФИ марксизм-ленинизм-научный атеизм – совершенно не имеющие к ядерных технологиям отношения – никогда не встречали протеста и открытых писем против.

sparky 17 октября 2012 | 18:24

1. Энерго-информационный обмен бессмертных душ в конечной временной и энергетической концепции Вселенной.
2. Расчёт необходимой энергии вакуума на ближайшую перспективу для информационного обмена бессмертных душ, принимая их количество за 10Е10 и временной континуум за 10Е11 лет.

Вот не надо юродствовать. 1 год курса истории КПСС акцептировали, Политэкономию акцептировали и ещё кучу всякой хрени на ФизТехе охотно акцептировали. Особенно трепетно было на Ленинском Зачёте - и это охотно делали. и месяц морковку охотно, чисто за еду тоже принимали и первый отдел и второй отдел и много ещё чего и целый день военной кафедры и даже подписку о невыезде из страны охотно давали! А тут блин - конец. В религии соль не "религиозное описание" природы, а моральная основа бытия. После отмены кодекса строителя коммунизма, пустоту в душе нужно наполнить моралью. - вот цель. Да и в сущности, давайте предельно прямо скажем - современная физика существует всего в рамках 80-ти лет. причём, мы всегда описывали и описываем физику и механику "твёрдого тела" - тела без души. Физика живого попросту и не пытается быть понятой, точнее, на ИРЭ там чего-то меряли-меряли, но так и не поняли - спросите сами чего - ваша база. Если современные догматики полностью отрицают так называемые "паранормальные явления", то могу сказать я - сам ходячий паранормал. Не могу понять природу этого, но вынужден акцептировать. Потом, все религии имеют гораздо большую историю, даже чем современный курс матана. зачем отмахиваться от этого? мнишь себя исследователем - постарайся понять. марксизм оказался более идеалистичным на практике, чем чем его противоположность - избегайте догматизма. радуйтесь - Бог Вас любит:)))

sparky 17 октября 2012 | 19:23

xtris55
В религии соль не "религиозное описание" природы, а моральная основа бытия.
=======================================================================

Историю КПСС помню, политэкономию социализма помню, научный коммунизм как вспомню, так вздрогну. Ленинских зачетов не было, чего не было, того не было, врать не буду. Может поскольку в провинциальном университете учился. Зато военка была 4 года по дню в неделю, а там - партполитработа. Сколько вся эта гадость времени отняла от изучения математики и физики, вспомнить больно.
Теперь значит моральные основы бытия взрослым людям предлагаете читать.
Папа с мамой не успели внушить, пущай священник поучит. Замечательное предложение:-). Самому не смешно?

sparky 17 октября 2012 | 19:51

Моральные основы бытия можно внушить ребенку до 5 - 7 лет. С тинейджерами уже практически невозможно. Поговорите с профессиональными педагогами и психологами, или почитайте про это.
Родители воспитывают не столько речами, хотя и ими тоже, но более собственным поведением.

sparky 17 октября 2012 | 20:28

Я лет десять был тренером-волонтеров у детей с 7 до 14. Чтобы получить диплом трнера получил дополнительное образование по психологии и педагогике. Преподавал по совместительству в университете суммарно лет 20. Выпустил порядка 30 дипломников руководителем их работ. И свои дети выросли.
Так что написал не из умозрительных выводов.
А что у Вас?

блин, что за традиция писками мерятся... я - физик-препод, с немецким докторским дипломом, автор около 20 публикаций в иностранных журналах, разведён, отец сына-аутиста, 46 лет, характер нордический, холерический, супертяжёлый вес, паранормал. в измене Родине не замечен, вредных привычек и связей порочащих не имею за исключением блоггерства на эхе. достаточно, или ещё больше оголиться?

прочитав ещё раз написанное Вами, я как физик делаю логическое заключение - "детей воспитывают с 5 до 7 лет" + "дальше бесполезно" +"был тренером у детей 7-14 лет" + "выпустил 30 дипломников"+"учил и психологию и педагогику" =>>> "учёба Вам в про не пошла, так как Вы расписались в собственном бессилии воспитать детей, старше 7 лет". Отлично! +100500!

Бог никого не любит.Вас он любит не больше, чем минерала кремния или воды. Минералы или вода обладают разумом и душой? Думаю что ДА. Они может и стоят по развитию выше нас, потому-что не создают себе богов и религий

Флаг Вам в руки - напишите свою библию. даже в религии необходимо сравнение своих представлений с реальностью. Возможно, когда Вы пишите Думаю, что да, девушка имеет противоположное мнение, - однозначно - нет. доверяй, но проверяй.

Стыдно за страну!

При коммунистах было стыдно перед цивилизованным миром за издевательства над узниками совести (например, Зоя Крахмальникова, Глеб Якунин, Александр Мень), а при управлении страной передовым отрядом коммунистов - чекистами (так они сами себя называли) стало снова стыдно за принудительный клерикализм.

Чем объяснить такое различие между комми и их передовым отрядом? Пусть подумают историки и философы.

Преподаватели старших возрастных групп в обязательном порядке сдавали "Научный атеизм", входивший в обязательный курс марксизма-ленинизма. Не сдав этот предмет, нельзя было получить диплом, а следовательно, и степень, кафедру, должность.

Что будут делать теперь с такими преподавателями? Отстранять, заставлять отрекаться, лишать должности или подвергать публичному остракизму, как во времена "Культурной революции" в маоистком Китае? Трагикомично, что и наши властители сдавали Атеизм, а некоторые депутаты ГД (фракция КПРФ) даже преследовали верующих.

да.. в какую позу камасутры не становись, а всё равно неловко... иногда надо выключить мозги и просто следовать традиции предков. понимание и ответ на все вопросы получите в момент смерти.

Собрат ученый Галилея
Был Галилея не глупее:
Он знал, что крутится земля,
Но у него была семья.

Директор МИФИ и Илларион не хуже вас знают, что кафедра эта никому не нужна. И уж точно - не на кафедре теологии узнают, что мусульмане молятся в мечети. Но попасть в струю (альфа-бобровую?), пропиариться, госпопкопеечку получить, это и есть политика мудрости. А стыд глаза не ест, деньги не пахнут, ну ии т.д.

Вот удивительно, чем занята голова у власти. Не какими-то неотложными важнейшими вопросами, а внедрением религии в высшую школу. Не успели мы насладиться счастьем от отмены преподавания истории КПСС и научного коммунизма, как ведущим вузам впаривают изучение православия.. У нас загибается производство и наука. Не могут довести до ума ракету Булава.У нас проблема мигрантов,которых сюда завозят вопреки протестам населения. У нас загибается деревня, которую истощили две мировые войны, революция, гражданская война, коллективизация и красный террор.Россия перед своими крестьянами в неоплатном долгу. Но долги никто возвращать не собирается. Никита Хрущев после кровопролитнейшей войны отнял у деревни последнее, на чем она еще выживала-общественные выпасы. Теперь скотину пасти негде, а покупать готовые корма слишком дорого. Думаете кто-то эту глупость пытался исправить? Конечно нет! Зато кому- то в голову пришла другая глупость заменить вымирающее деревенское население мигрантами. Если бы от изучения религии можно было бы поумнеть, я бы обеими руками голосовал бы за. Но в первую очередь для наших правителей.

вот в третъем лице не надо. учил физику и теормех? и стонешь по поводу нелетающих ракет? иди - сделай лучше. мне все ваши стоны про то, что правительство не издало какой-то указ народу, чего делать то надо, уже в печёнках сидят. сам то пробовал без ссылки на правительство чото изменить?

А может вся физика сфальсифицирована? Судя по последним " ИСТЕЧЕНИЯМ" продвинутых умов вселенная всего лишь опто-волновая голограмма воспроизведённая нами-же. Материя возникла из эфира-пустоты, при воздействии на неё первичной идеи-сверхсознания? Может это и так, но оно не создавало религий и ему безразлично веришь ты или нет. Любви у Него к тебе не больше, чем к минералу. Не ты о нем думаешь, а ОН тобой думает. Все эти вопли от недоразвитости.

в современной науке уже можно выделить новое направление - математическая фантастика - сам придумал и сам же поверил. дело не в математике - бумага стерпит всё. единственный критерий проверки - сравнение с реальностью. в россии возникло новое движение - "квазимедицина" - покупают баночку витаминов, к примеру, за 50 рублей, и пишут краткий текст медицинской фантастики - витаминки лечат абсолютно всё - от геморроя и ревматизма до рака. и начинают каждый день этот текст по радио в течение часа долдонить. и цена чудесных витаминок вырастает до 4000 р. у вас нет таких денег - мы понимаем вас и хотим вам сильно помочь - продадим за полцены - 2000 р. и про бога и про минералы с душой всё туда в одну кучу. очень успешный бизнес однако. но далёкий от науки. есть эффект плацебо и необходимо не свою выдумку проверить на практике.

Да, конечно. Есть вещи. которые не возможно проверить материальным опытом, они на грани "фула ", уходят в область "промысла божего" Это касается и НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ в квантовой механике и" первичный хаос" и феномен сознания. Несостоятельность физики опытным путём проверить это подразумевает наличие БОГА. Наверное по-этому из института делают молельный дом А ТЫ ДЕНЬГИ,ДЕНЬГИ.....

так для студентов - в 1930 году люди имели лишь зачаточные знания о современной математике. не смог точно решить проблему - родил "принцип неопределённости", наблюдение за траекторией электрона влияет на саму траекторию - ой, родил волну вероятностей. если квантовую механику, как математическую теорию рассматривать -
математическая задача дифракции электронов через дырочку в экране - допускает абсолютно точные решения. то есть по координатам электронов на детекторе и их числу в каждой точке волновая функция электронов непосредственно после экрана восстанавливается однозначно. то есть гейзенберг со своим принципом сел в лужу. теперь, про саму волновую функцию - чего там в электроне собственно расплывается? вот и оказывается - всё это из области математической фантастики. я не говорю, что фантастика неинтересна - и она делает иногда правильные предсказания... потом. изложение физики твёрдого тела также математические и чисто логические ошибки имеет. я потому и говорю - отличная учёба в МФТИ, Кембридже, Оксфорде и тд на выбор - делает из человеков догматиков, которым мозги уже не нужны. это гораздо хуже догм теологии.

Так где же истина? Математические выкладки это одна из правд, а они меняются со временем.Вчера была одна правда и она вписывалась в мировоззрение современных представлений, сегодня она другая, но то-же вписывается в сегодняшний день, а завтра будет совсем иная. Математика кое-что объясняет, но отчасти...Я скажу больше, что большинство математических обоснований подгонялось искусственно под " общепринятые" и "узаконенные " догмы. которые нужны были для стройной теории. Не говоря уже о том, что её двигал какой-нибудь титулованный учёный муж...Видно сейчас наука подошла к такому пределу, что" высратые" догмы уже не действуют, а нужно иное понимание структуры материи.. 17 октября 2012 | 21:18

"6. Курс теоретической физики Ландау и Лифшица как источник ереси." - издёвка, а случайно почти верно. Лифшиц 8 том курса очень безобразно написал. Ландау в этом безобразии вроде не участвовал...

N. Потусторонний мир как подход к описанию темной материи.
N+1.Преимущества системы единиц СГС перед католической системой СИ.
N+2.Занятие газом всего предоставленного объема и вездесущесть всего сущего.
N+3.Двулучепреломление в кристаллах под напряжением и другие источники предрассудков.
N+4.Кот Шредингера как символ слепой веры.
N+5.Конфликт теории вероятностей и Абсолютной истины.
N+6.Использование проводимости освященной воды для создания жидкого транзистора
N+7.Диссипативные силы как проявление Зла.
N+8.Выход электрона из потенциальной ямы - проявление "свободы воли" или пример Божественного вмешательства?
N+9.Так откуда же берется первый нейтрон при ядерной цепной реакции?
N+10.Вычисление сепарабельности пси-функции двухмодового сжатого вакуума как проявление бесноватости
N+11.Ускорение свободного грехопадения.
N+12.Оценка глобальных энергоресурсов, запасенной в пяти хлебах и двух рыбках по формуле E=mc^2
N+13.На что нужно домножать hv, или пересчет постоянных Больцамана и Планка с учетом бесконечности мироздания

В своё время в лучшем израильском техническом вузе «Технион» решили попробовать открыть факультет теологии. Руководство вуза пошло навстречу и предложило программу обучения на двух кафедрах: «Прикладная теология» и «Экспериментальная теология». Больше попыток ввести теологический факультет в Технионе не было.

Сопромат, друзья мои! Только Божественный Сопромат поможет достичь воцерковлённому студиозусу сумасше... вершин знаний!
Астрономию отменить как лженауку, сразу же и кое-какие средства освободятся, на них мы обновим парк иномарок для патриархии, сии освящённые механические колесницы будут зело полезней стране, чем какие-то телескопы с непонятными учебниками.
Что там ещё? Математику урезать. Хватит и простейших дробей - церковную десятину посчитать дабы. Вместо глупой математики пост и молитва - пара симбиотических действ, проверенных временем.
Русский язык, который и так в стране младыми отроками слабо изучаем, заменим на древне-церковно-славянский суржик, ведь не секрет, что многие почитаемые паствой святые отцы заменяют правильное произнесение молитв просто междометиями в особо трудных местах, а то и вовсе икотой - и ничего, благости это ничуть не убавляет.
Что там ещё отменить требуется?

и. Заведовать кафедрой будет митрополит Иларион (Алфеев):

"Очень часто молодые люди обладают большой компетенцией в тех или иных областях знаний, но не знают, для чего им все это нужно: они не знают, для чего они учатся, для чего они должны работать, для чего нужно соблюдать те или иные нравственные нормы. Во многом эта позиция человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себя в отношении религии. В этом смысле очень важно, чтобы для каждого человека, который этим интересуется, была бы возможность в рамках университетского курса получать основополагающие сведения о религиозной традиции.Я хотел бы подчеркнуть, что кафедра теологии предполагает изучение теологических дисциплин на добровольной основе, то есть никто не будет принуждать человека, которого не интересуют теологические проблемы, их изучать и ими заниматься"

Только что на Ученом совете я представил то, чем будет заниматься кафедра теологии, и хотел бы сейчас об этом рассказать вам.

У кого-то может возникнуть естественный вопрос: почему кафедра теологии создается в Национальном исследовательском ядерном университете? Какое отношение имеет теология к ядерным исследованиям? Кто-то может даже сказать, что это является одним из признаков «клерикализации общества», смычки между Церковью и государством, о которых сегодня пишут журналисты.

Я хотел бы объяснить, почему создается кафедра и для чего она нужна. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» неслучайно называется университетом. Университет отличается от обычного института тем, что он дает не только специализацию в какой-то конкретной области, но еще и эрудицию в различных других областях. Сама идея университета заключается в том, чтобы люди получали образование в самых разных областях человеческой деятельности, в самых разных науках. Неслучайно во всех университетах существует такая система, согласно которой каждый человек получает определенную специальность, но помимо того, что связано непосредственно с его специальностью, он изучает еще и многие другие общеобразовательные предметы, которые позволяют ему повысить свою эрудицию и стать по-настоящему компетентным человеком во многих областях человеческого знания и деятельности. Таковой была задача университета еще в средние века, таковой же она остается и в наше время. Несмотря на то, что изменились обстоятельства, изменился контекст, в котором мы живем, изменились условия, изменился окружающий мир, университет по-прежнему призван давать людям образование, которое было бы более или менее универсальным, то есть человек, обладающий высокой степенью компетенции в одной области, не оказывался профаном в других областях.

В советское время, когда создавалась система высшего духовного образования, в том числе, когда создавались университеты, религиозный, теологический компонент был искусственно изъят из системы светского образования. Надо сказать, что этот компонент в какой-то степени был изъят из светского образования и в дореволюционное время, потому что в отличие от большинства стран Запада, где теологические факультеты изначально существовали в структуре университетов, а во многих случаях университеты развивались из теологических факультетов, в дореволюционной России богословские школы всегда существовали обособленно от университетов. Это было связано, прежде всего, с тем, что духовные академии у нас были созданы раньше, чем начали создаваться университеты. Духовные академии никогда не ставили перед собой ту задачу, которую ставят университеты, потому что духовная академия или семинария — это церковное учебное заведение, которое создается для того, чтобы воспитывать священнослужителей или церковных работников. Университет — это светское учебное заведение, которое создается для того, чтобы воспитывать профессионалов и людей эрудированных в разных областях знаний. Та теология, которая преподается в духовных учебных заведениях, и та теология, которая может развиваться на светской академической площадке, — это два совершенно разных вида теологии. Когда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, здесь я должен сказать, что мы не предаемся теоретическим рассуждениям, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в пятидесяти университетах и высших светских учебных заведениях Российской Федерации такие кафедры созданы и функционируют. И мы уже можем оценить какие-то плоды их деятельности.

Задача преподавания теологии в рамках общего университетского курса как раз и заключается в том, чтобы предоставить возможность студентам получить знания в той области, которая продолжает играть существенную роль в жизни людей, то есть в области религии.

С чем мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни? Мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разным познаниями в разных областях, который прекрасно знает русскую и мировую литературу, который разбирается в других областях знания, проявляет поразительную некомпетентность, как только речь заходит о религии. Эта некомпетентность вызывает у нас - профессиональных религиозных - деятелей смех: например, человек, публично выступая, говорит, что он посетил «мусульманскую церковь», или он не может отличить каких-то совершенно элементарных вещей, которые относятся к сфере религиозной жизни. Преодоление этой некомпетентности и невежества в религиозной сфере, которую мы унаследовали еще от советского прошлого, - это самая первая и простая задача кафедры теологии.

Но есть у этой кафедры и другие задачи. Дело в том, что сфера религиозного знания и сфера естественнонаучного знания очень различны, но они очень соприкасаются в том, что собственно относится к опыту человеческой личности и жизни. Каждый человек, занимающийся наукой, тем или иным образом определяет себя в отношении к религии. Мы хорошо знаем, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие, как религиозные, так и нерелигиозные. Это связано с личным выбором человека. Но этот личный выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что так или иначе эти сферы знания смыкаются. Например, человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно подходит к вопросу о том, как все это появилось. В этом смысле характерна знаменитая книга Стивена Хокинга «Краткая история времени», где британский ученый пытается популярным языком донести до людей основные физические законы, по которым устроен наш мир. Каждая глава этой книги подводит к вопросу, который ученый оставляет без ответа, - к вопросу о том, откуда все это появилось, есть Бог или нет. Он не дает ответ, потому что такой ответ может быть только персональным, это ответ, который не может быть получен при помощи каких-то научных опытов. Для самого исследователя очень важно, куда приводит его исследования и как он в конечном итоге отвечает на этот основополагающий вопрос человеческого бытия, потому что от этого ответа зависит, как человек расставляет приоритеты для себя в жизни, как он определяет для себя смысл жизни.

Очень часто молодые люди обладают большой компетенцией в тех или иных областях знаний, но не знают, для чего им все это нужно: они не знают, для чего они учатся, для чего они должны работать, для чего нужно соблюдать те или иные нравственные нормы. Во многом эта позиция человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себя в отношении религии. В этом смысле очень важно, чтобы для каждого человека, который этим интересуется, была бы возможность в рамках университетского курса получать основополагающие сведения о религиозной традиции.

Я хотел бы подчеркнуть, что кафедра теологии предполагает изучение теологических дисциплин на добровольной основе, то есть никто не будет принуждать человека, которого не интересуют теологические проблемы, их изучать и ими заниматься. В рамках общеобразовательного курса такое изучение станет возможным. Учитывая специфику МИФИ и ту уникальную роль, которую играет этот университет в нашей системе образования, я склонен думать, что кафедра теологии в стенах именно этого вуза может играть очень существенную новаторскую роль в том плане, что она будет способствовать диалогу между религией и естественнонаучным знанием, а такой диалог сейчас очень необходим как для носителей естественнонаучного знания, так и для носителей религиозных традиций.

На Ученом совете меня спросили: «Будет ли создание такой кафедры способствовать межконфессиональному согласию в нашем обществе?». Я бы хотел пояснить, что сегодня в России - помимо большинства, идентифицирующего свою принадлежность к Православной Церкви, - проживают и представители других религиозных конфессий, а также те, кто позиционируют себя как атеисты или, как сейчас более модно говорить, агностики. Каким образом кафедра теологии может отражать взгляды этих людей, и помогать студентам, которые пожелают получать знания в том числе и касающихся других религиозных традиций? Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям. Все это может быть создано и на кафедре теологии МИФИ. Для того чтобы такая кафедра успешно функционировала и развивалась, нам очень важно будет слышать ваше мнение и получать от вас запрос на те курсы, ту тематику, которую мы должны разрабатывать и по которой потом будем создавать спецкурсы, лекционные курсы и учебные программы. Я думаю, что сама жизнь должна нам будет подсказать, какие направления теологий, какие направления в области изучения религии мы должны будем в первую очередь развивать, чтобы отвечать на те вопросы, которые наиболее насущны и наиболее интересны для вас, студентов этого университета."



Что думаем об этом?

В Национальном исследовательском ядерном университете (МИФИ) открылась кафедра теологии, сообщается на сайте Московской патриархии. Начало богословскому образованию в среде физиков положил председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Ранее он принял участие в заседании ученого совета вуза, где заявил, что введение богословия в программу технического вуза прежде всего обеспечит обучающимся всестороннее развитие. Митрополит Иларион напомнил, что во времена СССР «религиозный компонент был искусственно изъят из системы светского образования». «Задача преподавания теологии в рамках общего университетского курса как раз и заключается в том, чтобы предоставить возможность студентам получить знания в той области, которая продолжает играть существенную роль в жизни людей, то есть в области религии», — заявил он. Кроме этого священник напомнил, что в повседневной жизни «блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разным познаниями в разных областях, прекрасно знает русскую и мировую литературу и разбирается в других областях знания, проявляет поразительную некомпетентность, как только речь заходит о религии».

«Эта некомпетентность вызывает у нас, профессиональных религиозных деятелей, смех», — добавил он.

Но помимо преодоления «невежества и некомпетентности» российского общества кафедра богословии в МИФИ призвана помочь физикам ответить на вопрос, «как все это появилось». «Очень часто молодые люди обладают большой компетенцией в тех или иных областях знаний, но не знают, для чего им все это нужно: они не знают, для чего они учатся, для чего они должны работать, для чего нужно соблюдать те или иные нравственные нормы», — уточнил священнослужитель.

«Я склонен думать, что кафедра теологии в стенах именно МИФИ может играть очень существенную новаторскую роль в том плане, что она будет способствовать диалогу между религией и естественнонаучным знанием, а такой диалог сейчас очень необходим как для носителей естественнонаучного знания, так и для носителей религиозных традиций», — сообщил митрополит Иларион.

Под занавес он объявил, что посещение лекций по теологии будет факультативным.

Ученый совет утвердил открытие кафедры единогласно, равно как и митрополита Илариона в качестве заведующего теологией в МИФИ. А ректор вуза профессор Михаил Стриханов выразил надежду, что новая кафедра может стать ведущей в системе светского высшего образования в России.

Тем не менее выпускники, преподаватели вуза и их коллеги-ученые отнеслись к нововведениям в МИФИ не столь однозначно. Профессор МИФИ Сергей Боговалов считает, что кафедра не нужна. «Я не знаю, чем руководствовался ректор института, но вообще нас это мало волнует. У нас есть реальные заботы и дела, а не виртуальные проблемы», — сказал он «Газете.Ru».

Заведующий Отделом обработки астрофизических наблюдений Физического института им. П. Н. Лебедева Сергей Лихачев также уверен, что для науки теология совершенно не нужна:

«С таким же успехом можно изучать и другие области человеческого знания. Я думаю, что открытие такой кафедры — это политическая конъюнктура в связи со сложившейся ситуацией в стране, когда мы все с уважением должны относиться к различным идеологическим концепциям».

Выпускник МИФИ сотрудник Института теоретической физики им. Ландау Сергей Пархоменко также против богословия в вузе. «Это противоречит духу института. Не все люди считают себя верующими, и у них есть право на эту точку зрения. Сама суть науки не в том, чтобы поверить во что-то, а потом это проверить. Студентов учат другому. Их учат испытывать природу — пытаться объяснить, что получилось из эксперимента. Эксперимента по присутствию Бога еще никто не смог поставить», — пояснил Пархоменко «Газете.Ru». «Для развития науки идея Бога не нужна», — добавил он.

Кроме этого Пархоменко осудил действия ректора вуза: «Стриханов должен заниматься проблемой воспитания ученых. А открытие кафедры теологии его не красит. Это полный позор, дискредитация науки и потеря ее полного престижа».

Напомнил он и историю годичной давности: «На территории МИФИ стоял памятник студенту. Они его убрали и поставили православный крест. Это и смешно, и позорно».

Выпускник МИФИ Константин Рупасов раскритиковал доводы митрополита Илариона. «Он приводит довольно скользкие обоснования, и что, скрывается за ними на самом деле, непонятно», — считает Рупасов. Кроме этого, он не понимает почему в физическом вузе преподавали богословие, но при этом в семинарии естественные науки не преподают. «Это ужасно смешная фраза о том, что нужен союз науки и богословия. Он не понимает, что эти вещи лежат в разных плоскостях и они диаметрально противоположны», — возмутился Рупасов.

Рупасов напомнил, что в советские времена в МИФИ была кафедра научного коммунизма и это был обязательный предмет. «Научный коммунизм в отличие от богословия имеет некоторое отношение к науке, а богословие антинаучно», — считает он.

«То, что среди научных предметов появляется антинаучная дисциплина, иначе, как подрывной деятельностью, не назовешь», — сообщил Рупасов.

В свою очередь, библеист Андрей Десницкий заявил, что «открытие теологических кафедр это скорее хорошо, чем плохо». Тем не менее он признал: «Многие люди справедливо опасаются, что будет новая история КПСС и прочий марксизм, который был у нас при советской власти, когда всем навязывали определенную идеологию под видом науки. Очень может быть, что так и выйдет: будет насаждаться православная идеология, и тогда, конечно, лучше этого не делать». В то же время, по его мнению, теология может помочь сформировать взгляды человека на окружающий мир. «Очень многие проблемы, которые сейчас обнаружились у нас в церкви, не от избытка богословского образования, а, наоборот, от его недостатка, — считает Десницкий. — Это пойдет на пользу и церкви, потому что будет меньше безграмотного хамства, и обществу, потому что появится пространство для разговора».

Священники, в свою очередь, говорят, что открытие в МИФИ кафедры теологии вполне в рамках европейской образовательной традиции.

«Такая кафедра есть в Сорбонне и других университетах мира, — говорит настоятель храма Святой Троицы в Хохлах Алексей Уминский. — Ее посещают и агностики, и атеисты, и верующие. Она имеет такое же практическое применение, как иная дисциплина».

В сентябре в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ полноценно заработала кафедра теологии: заведующий кафедрой митрополит Волоколамский Иларион (по совместительству занимающий еще немало других постов) прочитал первую лекцию курса «История христианской мысли», рассказывающую о смысле православия и о жизни Христа. На первую лекцию пришли «несколько сот студентов» - правда, большинство из них послушать митрополита вынудила администрация вуза. Но на кафедре теологии лекции читает не только митрополит; есть там и два общегуманитарных курса - «История искусства» и «Язык как феномен культуры». «Лента.ру» попыталась разобраться, чем занимается вызвавшая столько споров кафедра МИФИ.

Об открытии кафедры теологии стало известно в октябре 2012 года, и тогда же «Лента.ру» о том, что привело МИФИ к такому шагу. Вплоть до начала нового учебного года о кафедре было известно немногое, а именно что ее возглавит митрополит Иларион и что занятия будут необязательными для студентов. В конце августа независимый сайт «Мифист» опубликовал предварительное расписание кафедры теологии: в нем было три курса, и действительно, все они - по крайней мере, формально - являлись курсами по выбору.

Христианская мысль

Курс лекций «История христианской мысли» читает, согласно расписанию, Григорий Алфеев, - это и есть митрополит Иларион, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Кирилла и Мефодия, настоятель храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке и, по совместительству, заведующий кафедрой теологии. Лекции митрополита значатся как курс по выбору у нескольких групп второго курса факультета управления и экономики высоких технологий (бывший гуманитарный факультет; ныне обозначается как факультет «У»). При этом, судя по расписанию, выбирать студентам особенно не из чего; впрочем, по словам учащихся в МИФИ, «История христианской мысли» обязательным курсом не является и те, у кого он стоит в расписании, на него могут не ходить. Будет ли пропуск лекций чем-то чреват во время сессии, пока что неизвестно: переклички на занятиях не устраивают. В конце курса студентов ожидает зачет (о чем они узнали на третьей лекции), но в какой форме он пройдет, неясно.

Первая лекция в рамках курса состоялась 3 сентября. Началась она с общего введения, за которым последовал показ фильма о личности Христа - первого из цикла «Церковь в истории » авторства самого Илариона, созданный при финансовой поддержке Роспечати. За фильмом последовали аплодисменты - и основная часть лекции. Митрополит Иларион рассказывал о возникновении христианства, о личности Христа и ее значении, об основных догматах и о смысле христианского учения, о Льве Толстом и о Библии. С полным текстом можно ознакомиться на сайте ОВЦС Московского патриархата, а видеозапись лекции выложена на YouTube.

На первой лекции, как отчитался ОВЦС, было «несколько сот человек»: студенты, у которых курс стоит в расписании, ректор, преподаватели и учащиеся самых разных факультетов, захотевшие послушать митрополита. На видео видно, что актовый зал, в котором проходило занятие, полностью заполнен. Однако вскоре выяснилось, что большинство присутствующих были на лекции вовсе не по своей воле.

Например, значительное число студентов на лекции составили учащиеся военной кафедры. Как пишет «Мифист», в 15:45 (лекция митрополита Илариона начиналась в 16:15) весь личный состав кафедры должен был появиться на плацу в гражданском. Оттуда студентов - вне зависимости от того, стоят у них какие-то пары в расписании или нет, - провели в актовый зал, у входа в который уже находилось какое-то количество первокурсников с преподавателями (лекции по истории христианской мысли, напомним, есть в расписании только у второго курса). Накануне во «ВКонтакте» появилось сообщение о том, что 3 сентября в 16:15 ряд групп первого курса физико-технического факультета (факультет «Ф») должны прийти в актовый зал, чтобы послушать «интересную и к сожалению (или к счастью) обязательную» лекцию, которую студентам зачтут как факультатив. Призывали прийти и несколько групп первого курса факультета автоматики и электроники (факультет «А»), при этом призыв исходил от заместителя декана факультета Владимира Шуренкова. Какие санкции могут применить к тем, кто не придет (будь они с военной кафедры, с факультета «А» или с факультета «Ф»), не сообщалось.

Как рассказал «Ленте.ру» студент, пожелавший остаться неизвестным, 3 сентября учащимся на военной кафедре пообещали, что больше принудительного «загона» на лекции митрополита Илариона не будет. Однако через неделю, 10 сентября, ситуация повторилась: в 15:45 вновь всех собрали на плацу, не уточняя цели собрания, и повели в актовый зал. Когда студенты вошли в аудиторию, там не было почти никого. Спустя некоторое время на лекцию стали приходить студенты: среди них были первокурсники, которых сняли с поточной лекции по экономике. У входа в аудиторию тем временем лежало около 200 религиозных книг, в том числе Евангелие, с табличкой «подарок от митрополита». В конце лекции преподаватель задал прочитать что-то (что именно, собеседники «Ленты.ру» сказать затруднились) по этим книгам к следующему разу.

Третья лекция прошла совсем иначе, нежели первые две. Во-первых, она состоялась в той аудитории, которая и указана в расписании, а не в актовом зале. Во-вторых, ни слушателей военной кафедры, ни первокурсников приходить туда уже не заставляли. В-третьих, читал лекцию не митрополит, а один из его помощников.

Еще в самом начале семестра на собрании старост было объявлено, что с каждого курса нужно собрать по 20 человек, которые захотят добровольно посещать «Историю христианской мысли». Эти студенты по окончании курса смогут занести его в свой личный кабинет в качестве достижения, но на что это будет в итоге влиять, неясно. Вместе с тем, студент второго курса факультета экспериментальной и теоретической физики (факультет «Т»), пожелавший остаться неизвестным, рассказал «Ленте.ру», что учащимся предложили посетить необязательную лекцию по теологии во вторник, 1 октября, в актовом зале в 16:15 и потом представить о ней доклад, за который автору дадут 15 баллов по философии (для получения зачета «автоматом» необходимо набрать 50 баллов). Студент подчеркнул, что это - сугубо добровольное дело. По его словам, лекция 1 октября стала второй в числе добровольных лекций по теологии, однако о первой ему и его одногруппникам вовремя не рассказали (если считать с начала семестра, то эта лекция была уже пятой в рамках «Истории христианской мысли» с начала курса).

На лекции 1 октября актовый зал вновь был забит под завязку, и речь на ней шла о причинах раскола христианской церкви и о различии между разными ветвями христианства. Читал ее, по словам студента, какой-то священник (лектор не представился), но не митрополит.

Без сомнения, образованному человеку (будь то технарь или гуманитарий) полезно знать историю христианства, уметь разбираться в особенностях религиозного мировоззрения и владеть представлением о церковной жизни. И МИФИ предоставил людям с богословским образованием площадку, чтобы они поделились со студентами своими знаниями. Однако - судя по той же первой лекции митрополита Илариона - с университетской кафедры к студентам-второкурсникам обращаются как к слушателям воскресной школы, не с информацией, основанной на фактах и источниках, а с отеческим увещеванием о важности личной встречи с Христом. Происходящее, собственно, и теологией-то не назовешь - в силу элементарной неготовности аудитории к постановке сколько-нибудь сложных богословских проблем. Если критики самой идеи открытия кафедры теологии в МИФИ опасались, что священники начнут вести карикатурную религиозную пропаганду и выступать с антинаучными заявлениями, то этого, конечно, не происходит; и все же митрополит Иларион и его помощники читают не университетские лекции, а проповеди, пусть и с учетом того, что их слушатели - не прихожане храма. Но проповеди не место в светском учебном заведении.

Искусство

Впрочем, на кафедре теологии читается не только курс «История христианской мысли», вызвавший неоднозначную реакцию из-за попыток руководства МИФИ заполнить ради митрополита актовый зал. В расписании значатся еще два курса. Первый из них, «История искусства», проходит по пятницам в 12:45. Он - вместе с «Культурологией» - является курсом по выбору для пяти групп второго курса факультета теоретической и экспериментальной физики (факультет «Т»). Об искусстве студентам МИФИ рассказывает профессор Степан Ванеян, или, иначе, - отец Стефан . Ванеян в 1989 году закончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, а спустя десять лет - аспирантуру этого же факультета. В 1999 году он был рукоположен в иереи и начал служить в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне, где несет послушание до сих пор. В 2007 году Ванеян защитил докторскую диссертацию по искусствоведению. Помимо МГУ, профессор читает курсы в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете , заведует в ПСТГУ кафедрой истории и теории христианского искусства и кафедрой церковных искусств и археологии в Общецерковной аспирантуре и докторантуре (той самой, которой руководит митрополит Иларион).

Для чтения курса об искусстве в МИФИ кандидатуру Ванеяна, как рассказал сам он «Ленте.ру», предложила Ирина Новохатько . Сама Новохатько работает на кафедре социологии и гуманитарной культуры МИФИ с 1979 года, читает студентам курсы политологии и социологии. «Это прозвучало и затихло, а нынешней весной мне уже поступило предложение от имени ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры [митрополита Илариона] - „а не хотите ли вы?“. Это прозвучало как „хочу, могу и не хотеть“. Но это то предложение, от которого невозможно отказаться, тем более что мне самому показалось это интересным, потому что это могло выглядеть не как богословие, где я не вправе претендовать на полную и законную компетентность, а именно как умозрительное искусствознание, к которому я весьма склонен», - рассказывает Ванеян. Он позиционирует себя при этом не столько представителем Общецерковной аспирантуры или кафедры теологии МИФИ, сколько профессором отделения теории и истории искусства истфака МГУ, представителем университетской науки и соответствующих традиций.

Ванеян согласился прочитать курс искусствоведения в МИФИ, рассчитывая «особенно не напрягаться», поскольку теорию искусства и методологию искусствознания в МГУ он преподает уже почти 15 лет. «На истфаке МГУ со всеми традициями историзма, возможно, имеются проблемы со всеобщим искусствознанием. Мне показалось, что здесь у меня чуть более развязаны руки как раз перед физиками, которых мне представили как по большей части совсем непорочных позитивистов (но это, на самом деле, конечно, миф)», - говорит он. В итоге искусствовед стал преподавателем МИФИ.

В рамках своего курса Ванеян рассказывает о теории искусства с присовокуплением «необходимых и неизбежных общих разговоров» о психологии, социологии, культурологии. «Теология у меня по курсу только в конце запланирована в качестве некоторого итога», - говорит он. В частности, профессор рассказывает не только о характере активно-конструирующего зрительного восприятия, но и знакомит студентов с именами Карла Поппера , Пола Фейерабенда , Томаса Куна и Имре Лакатоса . «Я всего лишь надеюсь расширить их эпистемологический горизонт», - подытоживает Ванеян.

По итогам лекций, на которые ходит около 50 человек, будет зачет. «Там есть группа тех, кто считает, что нужно ходить, чтобы сдать зачет; есть группа тех, кому забавно; и есть группа тех, кому интересно», - говорит Ванеян о студентах.

Мнения студентов, посещающих «Историю искусства», разнятся. Так, студент по имени Леонид говорит, что Ванеян рассказывает интересные вещи не только про искусство, но и про мировоззрение вообще. «Читает он, на мой взгляд, не столько об истории искусства, [сколько] о жизневосприятии всего вокруг, будь то искусство или повседневность. После первой лекции я начал как-то иначе понимать некоторые вещи», - рассказывает он. Леонид добавляет, что Ванеян умеет заинтересовать публику и что лекции у него увлекательнее, чем у других преподавателей с кафедры теологии.

Однако есть и противоположные мнения. «Читаются они [лекции] ужасно, очень много воды, смысла мало, почти все студенты засыпают во время лекции, многие не ходят на нее», - рассказал «Ленте.ру» второкурсник факультета «Т», пожелавший остаться неизвестным. Сам он со второй лекции начал ходить на курс культурологии, где «преподаватель молодой, адекватный, говорит интересные вещи, о которых просто так (с уроков в школе или ненаучной литературы) не узнаешь» - например, факты из древней и современной истории и социологические феномены (преподает «Культурологию» аспирант-социолог по фамилии Царьков).

Каждый раз, говорит второкурсник, на культурологию приходят еще по 3-4 студента, до этого посещавших историю искусства. Леонид уточняет, что на первой лекции Ванеяна, действительно, было больше всего слушателей; а со второй и далее на курс ходит постоянный состав - не больше 40 человек, при этом многие из них - вовсе не те, у кого «История искусства» стоит в расписании: слушают Ванеяна и старшекурсники, и студенты иных факультетов, кроме «Т».

«Профессор Новохатько была на второй лекции, она была удовлетворена и даже весьма довольна, - рассказывает Ванеян о реакции коллеги на свой курс. - Я только боюсь, что это может быть слишком умозрительно, мне нужно больше думать об иллюстративных вещах», - замечает он, уточняя, что по ходу курса он планирует привлекать и наглядный материал, а главное - водить студентов в музеи - «к живым произведениям».

И по отзывам студентов, и по словам самого Ванеяна, никакой особой религиозности в его курсе нет, «хотя без веры - хотя бы в собственную возможность познания и в собственную аксиоматику - не может быть никакой науки, хотя не всякая наука готова говорить о том, кто - источник всякой веры», добавляет он. Ванеян, в конце концов, пытается просто увлечь студентов иной областью научных знаний и иным способом их приобретения. «Я не посягаю на их убеждения, они вполне могут оставаться ортодоксальными естественниками», - добавляет он.

Язык

Еще один курс кафедры теологии называется «Язык как феномен культуры». Он, как и «История искусства», стоит в расписании у второкурсников факультета «Т» - у тех, кому не предложили слушать курс Ванеяна. Эти студенты могут выбирать между «Языком» и «Русским языком и культурой речи» (последний читает старший преподаватель Ольга Арбатская). «Язык как феномен культуры» читает доктор филологических наук Александр Волков, специалист по риторике, заведующий на филологическом факультете МГУ имени Ломоносова кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания и читающий всем первокурсникам филфака лекции по курсу «Введение в языкознание». Говорить с «Лентой.ру» о своей работе в МИФИ он отказался, сославшись на занятость.

Помимо МГУ, Волков - как и Ванеян, и митрополит Иларион - преподает в духовном заведении. Правда, не в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, а в Московской духовной академии, где он читает курсы риторики и введения в языкознание. Кроме того, Волков является редактором раздела «Филология» на православном образовательном портале «Слово». Сын Волкова, также Александр, служит дьяконом в домовом храме МГУ - храме святой мученицы Татианы - и руководит пресс-службой патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Студенты филфака МГУ знают о религиозности Волкова-старшего (на факультете даже ходят слухи, что сдать зачет Волкову проще, если он утром был на службе), однако это знание из разряда факультетских легенд, которые передаются из уст в уста - лекции Волкова совершенно не выходят за рамки языкознания и не уклоняются в теологию.

В МИФИ, как рассказал «Ленте.ру» второкурсник факультета «Т», посещающий курс «Язык как феномен культуры», Волков «довольно интересно» рассказывает о происхождении слов, о звуках в словах и о том, как по ним можно догадаться, где живет носитель языка. «Нам ничего не навязывают на лекциях, просто сидишь и слушаешь», - говорит студент. По его словам, о том, как будет проходить аттестация по итогам курса, пока что ничего неизвестно; не исключено, что слушателям просто проставят зачет по посещаемости. Всего на лекции ходят около 30 человек, но некоторые из них не слушают лектора, а занимаются математикой.

***

Введение в общее языкознание и введение в искусствознание, которые по сути читают Волков и Ванеян, - это вполне логичное расширение гуманитарного блока МИФИ, где уже есть и философия, и культурология, и культура речи, и социология. Однако к теологии эти предметы не имеют никакого отношения, за вычетом разве что воцерковленности самих лекторов (что, в общем, их личное дело и не должно влиять на качество читаемых ими курсов). После года тревожного ожидания выяснилось, что гора родила мышь: новое административное подразделение в рамках МИФИ, броско названное кафедрой теологии, на деле предложило студентам либо вполне традиционные гуманитарные предметы, либо пастырское наставление (с опорой на мягкие принудительные меры со стороны администрации), для которого современные московские студенты-физики наверняка найдут адекватное место в списке своих интересов. Невольно напрашивается вопрос: неужели весь этот шум надо было поднимать исключительно ради того, чтобы знаменитый ядерный университет получил одобрение в глазах патриархов Русской православной церкви? Но науке об этом пока ничего неизвестно.