Конспект занятия по логопедии "звук а". Знакомство с понятием «звук»

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 13 «Умка»

КОНСПЕКТ

коррекционно-развивающей деятельности

С детьми в подготовительной к школе группе.

Тема: «Звук О».

Провел учитель-логопед

II квалификационной категории:

Евсюкова И.В.

Дата проведения:

16.11.2011

г. Химки, 2011

Цели:

коррекцианно-образовательные:

  1. закрепить понятие «гласные звуки»;
  2. учить детей выделять звук О на слух;
  3. давать характеристику звука О;
  4. закрепить умение преобразовывать мн.ч. имен существительных в ед.ч.;
  5. закрепление знаний по теме «Осень»;
  6. закрепление умения записывать графическую схему предложения;

коррекиионно-развиваюшие:

  1. автоматизировать звук О в слогах, словах, пред ложениях и тексте;
  1. развивать фонематический слух и восприятие;
  1. развивать общую и мелкую моторику, координацию дви жений;
  2. развивать дыхание, голос, мимику;
    коррекиионно-воспитательная:
  3. воспитывать у детей нравственные качества.

Оборудование: символ звука О, светофоры красного цвета, картинки со звуком О (в начале, середи не, конце слова), буква О, домик с тремя окошками, листы бумаги в клеточку, карандаши (простой и красный), наборы для составления схемы слова и слогов, белые конверты, образец написания буквы О, конверт с письмом.

Ход занятия.

I. Организационный этап. Развитие мимических мышц. Выполнение дейс твий по тексту.

Как хорошо, когда мы улыбаемся,

Как хорошо, когда мы удивляемся,

Но как же нам невесело,

Когда мы сердимся и огорчаемся.

Логопед: Ребята, какое время года сейчас? (Осень).

Повторение гласных звуков. Введение в тему.

Осенние листочки на веточках сидят.

Осенние листочки ребятам говорят:

Осиновый: а-а-а! Рябиновый: и-и-и.

Дубовый: о-о-о! Березовый: у-у-у.

Что произнесли нам листочки? (Гласные звуки). Назовите их.

Повторение детьми звуков - а-о-у-и.

Какой звук исчез из ряда а-у-и? (О). Давайте его позовем: о-о-о… (Появляется красный человечек – символ звука О.).

II. Основной этап. 1. Знакомство со звуком О.

«Сказка про звук О» (с использованием наглядного символа).
Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».
Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!» Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:
- О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко…»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

2. Характеристика звука О.

О каком звуке я рассказала вам сказку? (О звуке О).

Что происходит с губами, когда мы произносим звук о? (Губы вытягиваются в трубочку. Округляются. Они похожи на вытянутый кружок). Спойте звук о . Звук о тянется. А есть ли преграда при произнесении звука о ? (Нет). Какой это звук? (Гласный звук.) Каким цветом его обозначим? (Красным).

От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)
- Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)

Звук О - гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется), обозначается фишкой красного цвета.

Звук О: Какие вы молодцы, вы все сказали правильно. Я хочу поиграть с вами в прятки. Попробуйте меня сегодня поискать. Когда меня вы обведете, вы меня найдете, а пока я спрячусь.


3. Развитие фонематического слуха . Игра «Светофор» (поднять красный семафор на звук О):

а-и-о-на-пу-от-бы-ак-мак-сок-лист-ухо-стена-гном…

4. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и тексте.

  1. Звуковой анализ и синтез слогов ОП и ПО.

Оп – и я уже сижу

и по полу не хожу.

Выкладывание схемы слогов из цветных фишек на доске. (Разбор слова «оп» и преобразование его в «по». Глаза у детей закрыты.)

  1. Произношение и выделение звука О в словах.

Дидактическое упражнение «Много - один» (образование единственного числа имен существительных).
Окна - окно, стекла - …, седла - ..., крылья - ..., перья - ..., колеса - ...

Логопед: Назовите одинаковый последний звук во всех образованных словах. (О).

Звуко-слоговой анализ слов дом, осы с составлением схемы слов (дети на местах, логопед - на доске).

Физминутка. Дети выполняют движения под текст:

Не под окном, а около

Каталось "О" и охало.

"О" охало, "О" охало

Не под окном, а около.

Игра «Искатели» (по предметным картинкам на доске): выбрать только те картинки, в названии которых есть звук о, определить место звука о в словах и поместить в соответствующее окошко.

3) Работа над предложением.

Логопед: Мне утром принесли письмо. Что же в нем, давайте посмотрим. Нам написала письмо девочка Оля. Она предлагает поиграть в «шифровальщиков» и на каждое предложение ее письма записать схему. Для этого нужно определить количество слов в предложении. (Дети выполняют задание на листах бумаги, логопед выкладывает схему предложения на доске).

Осенью часто идет дождь.

Становится холодно.

Люди одеваются тепло.

Животные прячутся в норы.

Осенью собирают овощи.

Перед началом выполнения задания - упражнение на развитие мелкой моторики :

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок-чок,

Скачет резвый каблучок.

5. Соотношение звука с буквой.

После выполнения задания дети складывают листы пополам и кладут в конверт. На конверте необходимо написать букву О. Для этого дети берут красный карандаш.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатится бы смогла.

Л.: На что похожа буква О? (Ответы детей).

Посмотри на колесо –

И увидишь букву О.

Появляется звук О: Вы меня обвели и вы меня нашли. В каких словах вы меня искали? Что вы обо мне узнали?

III. Итог занятия . Уточнение звука, о котором говорили на занятии, его характеристика. Оценка работы детей.

ПИСЬМО ОТ ДЕВОЧКИ ОЛИ.

Игра «Шифровальщики»

(определить количество слов в каждом предложении

и записать схему предложения).

  1. Наступила долгожданная осень.
  1. Осенью часто идет дождь.
  1. Становится холодно.
  1. Люди одеваются тепло.
  1. Животные прячутся в норы.
  1. Осенью собирают овощи.

Конспект совместной образовательной деятельности для детей раннего возраста. Тема: «Звук и слух»
Цель: Познакомить, как звучат разные предметы, как самим можно сделать звуки. Познакомить детей, чем слышат рыбки. Развивать умение различать музыкальные и шумовые звуки.
Дать понятие об охране органов слуха. Развитие звукоподражания, силы голоса и фонематического слуха. Развитие направленной струи воздуха. Закрепление знаний основных цветов.
Оснащение: Пластмассовое ведро; деревянные ложки; стаканы с цветной водой (3 штуки); пластиковые бутылочки; стаканчики, заполненные горохом, пшеном, гречей, бумажными шариками.
Коробочки со звуками, наполненные пуговицами, пшеном, перышками, ватой, бумагой. Две алюминиевые крышки, бумажные трубочки, маленькие машинки, цветные маркеры Ход занятия Педагог.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? - Правильно, это Мишенька. - Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? - Да, я Мишутка. - Сегодня у нас с вами будет необычная игра. Мы будем говорить о звуках.
Будем слушать, как звучат разные предметы, будем сами делать звуки. - Скажите мне, чем вы слышите? (ответы детей) -А где они у вас? Покажите. - А у меня где?

Ребята, а у вас в группе есть аквариум? (ответы детей) - А рыбки в нем плавают? (ответы детей) - Покажите ручками как рыбки плавают? (дети показывают сложенные ладошки – плавают рыбки)
- Ребята, послушайте, я хочу вам сказать что-то интересное. Вы знаете, а у рыбок нет ушей! Они слышат всем телом (провести по сомкнутым ладошкам Мишкиными лапами) - Маша, что интересного нам сказал Мишенька?
- Правильно, у рыбок нет ушей, они слышат всем телом. - Мишутка, посиди, посмотри и послушай, что же дети сейчас покажут и расскажут.
- Смотрите, какая есть книжечка о звуках. Скажите, какой звук издает машинка, барабан, дудочка, погремушка, как плачет маленькая девочка, как скрипит снег…
- Ушки помогают нам слышать звуки. Их доносит нам воздух, который движется. - Язычок нам тоже помогает издавать звуки. Юля, спой своим голосом (ля-ля-ля).
- Звук может меняться. Крикни в ведро. Голос звучит по-другому. Правда? - В группе у нас есть много вещей, которые легко превращаются в музыкальные инструменты.
Поиграем? Можно получить громкий звук, если будем ударять деревянной ложкой по ведру. И тихий звук (ложка завернута в ткань). – дети выполняют задание. Педагог. Возьмите трубочки.
Подуйте в них – услышим звук, который напоминает шум ветра. - А можно услышать перезвон. Возьмем три стакана с цветной водой. Какого цвета вода? (красная, желтая, зеленая).
- Постучите палочкой. Слышите, какой перезвон? (ответы детей). - Здорово, отличный у нас получился перезвон.
- Возьмите погремушки, которые мы с вами вместе сделали (пластиковые бутылочки, пластмассовые стаканчики, заполненные горохом, пшеном, гречей, бумажными шариками).
Потрясите. Отличный звук, правда? (ответы детей). Педагог. Ребята, посмотрите, а здесь лежат коробочки тоже со звуками. - Что в этой коробочке? - пуговицы. (ответы детей).
- А в этой коробочке? – крупа – пшено. (ответы детей). - В этой коробочке лежит вата. (ответы детей). - В этой – бумага. (ответы детей). - А в этой – перышки. (ответы детей).
- Сейчас узнаем, одинаковые или разные будут звуки в этих коробочках. Закроем коробочки, потрясите. - Какие звуки слышите? Одинаковые или разные? (ответы детей).
- Правильно, разные. Все коробочки шумят по-разному. Педагог. Ребята, послушаем, что получится, если Даня будет бить крышками. (ответы детей).
- Получается ужасный бум, шум. Когда еще получается шум? (ответы детей). - Да. Когда дети громко кричат в группе, когда громко играет музыка. Нам не нравится, когда мы слышим громкие звуки? (ответы детей).
- И нашим ушкам тоже не нравится. Надо беречь ушки и свое здоровье. Педагог. Ой, а Мишутка оказывается нам принес интересную игру, мы еще в такую игру с вами не играли.
- Сейчас вы будете катать игрушечные машинки по листу бумаги, а шины колес будут отпечатывать цветные следы. Обмакните колеса машин в цветную краску, покатайте, затем «рулите» на белую бумагу.
Красивые следы оставляют ваши машинки? (ответы детей). - Сейчас вставим маркер в машинку так, чтобы он касался бумаг. Катайте машинки, а маркер рисует линии. Слышите звук? (да). Педагог.
- Получаются звуки, похожие на звук, какой мы слышим на улице, когда по дороге едет много машин. (ппссс) - Понравилось вам играть с машинками? (да) - Скажем Мишеньке спасибо за интересную игру.
Педагог. Ребята, мне и Мишутке очень понравилось, как вы играли в различные музыкальные инструменты. Здорово! Умеете слушать и слышать, называть и самим делать звуки. Умницы! Молодцы!

Занятие по теме "Звук [р]"

Этап : Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цель: учить ребенка правильно произносить [ р] в слогах, словах.

Задачи:

1. Коррекционно – образовательные:

    Учить произносить звук [Р] изолированно, в прямых, обратных слогах, словах.

· Закрепить умение определять наличие и место звука [р] в словах, делить слова на слоги, подбирать действия к существительному.

2. Коррекционно – развивающие:

    Совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.
    Развивать мелкую моторику рук, силу голоса, просодическую сторону речи. Развивать фонема тическое восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

3. Коррекционно – воспитательные:

· Воспитывать положительную мотивацию в учебной деятельности ;

· Воспитывать правильную звуковую культуру речи ;

Оборудование:

Карточки для проведения артикуляционной гимнастики; разрезанная на части, улыбка; магнитофон, запись песни «Улыбка», игрушка – щенок; звуковые дорожки; мяч; предметные картинки на звук Р на прямоугольниках (кирпичикахштук, и на большом треугольнике (крыша); предметная картинка врача; предметы– градусник, линейка, фонендоскоп, очки, шприц, иголка, витамины , конфеты, микстура, варенье, шпатель, ложка).

Ход занятия.

I. Организационный момент .

II. Массаж биологически активных зон /приводит организм к достаточно высокой степени мобилизации, настраивает на занятие/.

Выполняются движения, соответствующие строчкам стихотворения.

Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли, Раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.

III. Артикуляционная гимнастика .

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз. / упражнение “качели”/,

И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так. / упражнение “часики”/,

Малярами побывали / упражнение “маляр” /, И грибочки все собрали / упражнение “грибок” /, На гармошке поиграли / упражнение “гармошка” /, На лошадке поскакали / упражнение “лошадка” /.

IV. Пальчиковая гимнастика .

Для того, чтобы нас не покидало хорошее настроение, соберем на бумаге разрезанную на части, нарисованную улыбку. Под музыку «улыбка»

V. Сообщение темы занятия .

Язычок готов продолжать учиться правильно произносить звук “р” в слогах и словах.

VI . Основная часть.

Кто это скулит? Логопед достаёт щенка, гладит. Передает ребенку, чтобы он погладил.

Это Дружок. Я догадываюсь, почему он грустный.

Разучился он рычать. Дружка нам нужно выручать И рычанью обучать. Ты громко порычи: И собаку научи. “Р-Р-Р-Р-Р”

1. Произнесение изолированного “Р”

2. Игра “Проведи слог по звуковой дорожке” :

Давай мы пса развеселим По дорожкам пробежим.

Высокая гора - ра-ра-ра.

В гору я иду - ру-ру-ру.

Я бегу с горы - ры-ры-ры.

Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

Псу совсем не весело, Голову повесил он.

Мы со стульчиков встаём И с мячом играть идём.

3. Игра с мячом “Слоговые цепочки”. Ребенок повторяет за логопедом .

Один, два, три, Ну-ка, повтори:


Ра – ру – ро

Ро – ру – ра Ры – ру – ра

и т. д.


4. “Построй домик”. Закрепление произношения “Р” в словах.

Рычать мы Дружка научили, в игры поиграли, а он все равно грустный. Давай мы построим ему дом.

Мы со звуком Р играем И картинки подбираем. (из 10 шт.)

Для дома кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Р” бери, На слоги дели. Из предложенных картинок выбрать те, в которых слышится звук “Р” .

- В нижний ряд домика нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, во второй ряд - из двух частей; на крышу - картинку, название которой не делится на части.

Теперь картинки называй, Где слышится звук “Р” определяй.

Из предложенных картинок выбрать те, в которых слышится звук “Р” и определить, где слышится звук “Р” (в начале слова, в середине слова, в конце слова). Построить дом.

Как называется домик для собаки? (конура)

5. "Запомни картинки"

Ты картинки рассмотри А потом мне назови.

Играющий рассматривает картинки. Потом их убирают, а ребенок называет картинки, которые запомнил.

6. Закрепление названия и представлений о профессии ВРАЧ.

А наш пес все грустит, Наверно, у него что-нибудь болит.

Кто в дни болезней всех полезней. И излечит, исцелит,
И ангину , и бронхит . Кто это? (врач)

Как по-другому можно назвать врача? (доктор)

Что делает доктор? (Доктор лечит людей, ставит градусник, выписывает лекарства, назначает уколы и т. д )

Где он работает? (Доктор работает в больнице.)

Мы щенка с собой берём И к врачу скорей ведём.

7. Игровое упражнение “Что нужно врачу?”

- Выбери предметы, которые нужны врачу для работы, в названии которых слышим звук Р

Ребенок подходит ко второму столу. На столе, перевернута от них, лежит картинка врача, под салфеткой предметы для игрового упр. (градусник , линейка, фонендоскоп, очки, шприц, иголка, витамины, конфеты, микстура , варенье, шпатель, ложка), белый халат, под столом игрушка из кукольного театра – щенок.

Как по-другому называется градусник (термометр)

Расскажи, для чего нужен градусник? В твоем предложении должны быть слова: “Врачу нужен…, чтобы…”

А я выберу конфеты, они тоже нужны врачу (ребенок отрицает ответ)

VII. Итог занятия. Домашнее задание.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Пес наш улыбается, виляет хвостиком, который вылечил ему врач, благодарит за хорошее настроение и домик. Прежде чем мы расстанемся, мне бы хотелось, чтобы ты подумала, кем бы хотела стать ты, когда вырастишь и почему. И на следующем занятии ты расскажешь, я охотно тебя послушаю. Спасибо за занятие. Удачного тебе дня.

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Звук и буква И»


Описание: конспект для логопедов подготовительно логопедической группы детей с ОНР

Тема: «Звук и буква «И»

Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».
Задачи:
закрепить представление об артикуляционном образе звука [И];
совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;
учить выделять звук [И] из ряда гласных, слогов, слов;
развивать фонематическое восприятие;
совершенствовать навык определения позиции звука [И] в слове;
закрепить представления о зрительном образе буквы «И»;
совершенствовать навыки звукового анализа;
развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
развивать мелкую моторику.
совершенствовать навык образования множественного числа существительных.

Оборудование: мнемотаблица загадки «Ослик», предметные картинки (ослик, ива, апельсин, индюк, коньки, калитка, сидящий человек), экран, план-схема описания гласного звука, мнемотаблица «Звук и буква», магнитные буквы, цветные магнитные круги, индивидуальные зеркала на подножке, звуковые линейки, кассы букв, таблички для печатания, прищепки.

Ход занятия:

I. Организационный момент:
Учитель-логопед: - Сядет тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук [А] или [У].

II. Основная часть:
Учитель-логопед: - Ребята, посмотрите на мнемотаблицу и отгадайте загадку:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Ослик)

Учитель-логопед: - К нам на занятие пришел ослик Иа. Какой первый звук вы слышите в его имени? Ослик хочет проверить, что вы знаете о звуке [И].

Артикуляция звука [И]:
Учитель-логопед: - Ребята, ослик Иа предлагает вам взять зеркала и посмотреть на свои органы артикуляции, когда вы произносите звук [И] (раздаются зеркала). Предлагается произнести звук [И] и рассмотреть артикуляцию.
Учитель-логопед: - Посмотрите в зеркало. Произнесите протяжно: и-и-и. Почувствуйте, что делают губы, зубы, язык, голосовые складки.

Характеристика звука [И]
Учитель-логопед: - Расскажите ослику о звуке [И]:
1. Звук [И] - гласный, «живет» в красном домике.
2. Произносится с участием голоса (можно ощутить вибрацию голосовых складок).
3. Звук [И] можно петь, тянуть.
4. Обозначается красным кругом.
5. Губы растянуты в улыбке.

6. Воздух свободно выходит изо рта - калитка в заборе открыта.

Учитель-логопед: - Молодцы. Раз, два, три - зеркала все убери.

Игра «Поймай звук»
Учитель-логопед: - Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Ослик будет произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [И]. Приготовились. Начали:
У, А, И, А, У, О, И, О, У, И.
ИК, ОМ, ИМ, АТ, КИ, ИТ.
ЕЛЬ, ИВА, ЯБЛОКО, ИНДЮК, КАЗАК, ИГОЛКА, СЛИВА, КАША, МЫШЬ, ФИЛИН.

Игра «Один-много»:
Учитель-логопед: - Ослик Иа принес мячик. Я назову предмет и брошу мяч. Кто его поймает, называет предметы, когда их много:
носок - носки, чулок - чулки, замок - замки, мелок - мелки, песок - пески, комок – комки, лепесток – лепестки, воротник - воротники.

Учитель-логопед: - Какой звук вы слышите в конце каждого слова?

Игра «Определи место звука в слове»
Учитель-логопед: - Ребята, Иа принес для вас картинки (выставляет предметные картинки). Назовите, что это. Что общего между этими словами? (Во всех словах есть звук [И]).
Учитель-логопед: - Ребята, давайте покажем Иа, как вы умеете работать со звуковыми линейками. Определим место звука [И] в слове индюк/ коньки/ апельсин.

Динамическая пауза:
(Пальчиковая гимнастика «Апельсин» под песню Е. Железновой «Мы делили апельсин»).
Учитель-логопед: - Апельсин - любимый фрукт ослика Иа. Споём ослику песенку про апельсин и поможем себе пальчиками:

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, Загибание пальчиков, начиная с большого.
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас беда!!! Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь кто куда!!! Перебирают пальцами по столу.
Зубкова Л.

Зрительный образ буквы «И»
Учитель-логопед: - Ребята, повторим по схеме: «Звук мы говорим и слышим, букву видим мы и пишем».


Учитель-логопед: - Какой буквой обозначается звук [И]? (Буквой «И»). Посмотрите - это буква «И». На что она похожа? (Предлагается рассмотреть картинки «На что похожа буква И»).



Повторим стихотворение про букву «И»:
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов

Учитель-логопед: - Из скольких элементов состоит буква «И»? Запомните, что «И» – «правая» буква (предлагается рассмотреть мнемотаблицу «Левые и правые буквы»).
Учитель-логопед: - Найдите букву «И» у себя в кассе.
Учитель-логопед : - Нарисуйте букву «И» в воздухе (сидя и в полный рост).
Учитель-логопед : - Построим из пальцев букву «И»:
Указательные пальцы,
Словно столбики застыли.
Средний левый чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.

Учитель-логопед: - Сконструируйте букву «И» из прищепок.
Учитель-логопед: - Молодцы. Раз, два, три – в домики все убери.

Звуковой анализ и печатание слова из букв кассы:
Учитель-логопед: - Ребята, ослик приготовил для вас загадку:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит,
Никому не говорит.
(Ива)

Учитель-логопед: - Напечатайте из букв кассы слово «ИВА». Кто хочет выйти к доске и сделать звуковой анализ слова «ИВА»? Остальные выполняют самостоятельно. Теперь проверяем, у всех также?

III. Итог занятия:
Учитель-логопед: – Молодцы, ребята. Ослику Иа очень понравилось у вас в гостях!
Учитель-логопед: - Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Какой буквой он обозначается? На что похожа буква «И»?
Учитель-логопед: - Иа приготовил для вас домашнее задание на стр. 6 в рабочей тетради «Пишем и читаем» (Коноваленко). Еще выучите загадку про ослика по мнемотаблице.

Поощрение детей. Прощание.

Тема: Мир звуков. Звуки речи.

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук»;
- познакомить с органами артикуляционного аппарата.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие речевого слуха;
- развитие неречевого слуха;
- развитие слухового внимания, памяти;
- развитие просодики;
- развитие мелкой и общей моторики.
3. Воспитательные:
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи во время совместной работы на занятии;
- развивать коммуникативную функцию речи.
Материалы: Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкального инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека. Предметные картинки: лиса, волк, медведь, белочка, ежик.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Психогимнастика
Посмотрите на эти лица.
Детям показываются пиктограммы.
Какие они разные!
Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
2. Развитие слухового внимания.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится игра «Молчанка».
Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.
А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

Все эти звуки называются – неречевые звуки. Послушайте внимательно запись, запомните, какие звуки природы вы услышите. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы и окружающего мира)

3. Знакомство с термином «речевой звук».
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: Змеи в лесу шипели:
- Р-р-р! - Ш-ш-ш!
В стойле коровы мычали: А комары все пели:
- Мммуу! - Ззз!
В комнате мухи жужжали: Непоседа мячик днем и ночью
- Жжж! Успокоиться не хочет
Мимо машины бежали: - Пам! Пам!
- Тррр! Куклы кашляют в постели –
Гудели от ветра все провода: Днем мороженное ели:
- Зззнь! - Кхх! Кхх!
Капала в кухне из крана вода:
- Динь!
Перекликались в ночи поезда:
- Ууу! Ууу!
Листья на ветру шумели:
- Тсс!

Как перекликались поезда? (Ууу!).
- Как кашляли куклы?
Животные издают звуки, а мы с вами – говорим, произносим звуки речи. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова.
Физминутка.
Аист.
Аист, (Дети стоят на одной ноге)
Аист длинноногий, (Руки на поясе)
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Топни правой ногой,
Топни левой ногой,
Снова правой ногой,
Снова левой ногой,
Вот тогда придешь домой. (Шагают на месте)

4. Произношение отдельных звуков. Развитие просодики.
Однажды на лесной полянке собрались: Зайка, Мишка, Лисонька, Волк, Белочка, Ежик. (Выставляются картинки животных)
Решили она показать друг другу, как хорошо они умеют петь.
Лисонька запел
а: А-А-А.

Зайка: О-О-О
Волк: У-У-У.
Мишка: Ы-Ы-Ы.
Белочка: И-И-И.
Ежик: Э-Э-Э.
Давайте споем вместе с ними.
Вот такие разные звуки мы пропели за зверей.
Звуки речи звучат по-разному:
Р-Р-Р, Д-Д-Д (громко)
П-П-П, Т-Т-Т (тихо)
Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж (с голосом)
Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш (без голоса)
(Дети произносят звуки).
5. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата (зеркала по количеству детей.)
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы).
Наш рот – домик звуков.
В каждом домике есть дверь и даже не одна.
Первая дверь – губы.
Вторая дверь – зубы.
Произнесите звук [п]-[п]-[п].
Этот звук мы произносим губами.
Произнесите: Д-Д-Д Б-Б-Б. А теперь положите ладошку на шею.
Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно.
Произнесите звук [К]. Вы услышали голос? (нет)
А теперь произнесите звук [Г]. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.
Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, небо, язык)
Как надо заботится о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
III. Итог.
Какие звуки мы сегодня слушали?
Какие звуки мы произносили?
Что нам помогает произносить звуки?