Русские школы в швеции. Образование и обучение в швеции

Уже много лет система образования Швеции известна всему миру своим качеством и высокими достижениями. Именно здесь в 1447 году было открыто первое в Скандинавии высшее учебное заведение - Упсальский университет (Uppsala universitet). В разное время в нём работали Карл Линней, Андерс Цельсий и другие выдающиеся люди. Сегодня в университетах Швеции обучается более 25 000 иностранцев, что составляет примерно 8% от общего количества студентов, причём даже после введения платы за обучение для неграждан ЕС их число не уменьшается. Так чем же объясняется такая популярность учёбы в Швеции?

Система образования Швеции

В 50-х годах XX века власти страны начали масштабные реформы в образовательной сфере, в результате которых была создана современная трёхуровневая система обучения, включающая в себя:

Видео: шведская образовательная система

Дошкольное образование

Согласно законодательству Швеции, все дети старше одного года должны быть обеспечены местом в дошкольном учреждении в течение четырёх месяцев с момента подачи заявки. За посещение детского сада взимается плата. Её размер зависит от количества детей в семье и уровня доходов родителей:

  • один ребёнок - 3% дохода семьи, но не более 1269 крон (примерно 11 000 р.) в месяц;
  • два ребёнка - 2% дохода семьи, но не более 840 крон в месяц;
  • три ребёнка - 1% дохода, но не более 420 крон в месяц;
  • четыре ребёнка и больше - бесплатно.

Вносить оплату нужно ежемесячно вне зависимости от количества пропущенных дней.

Дети неработающих родителей могут находиться в детском саду только 15 часов в неделю.

Детские сады обычно работают с семи часов утра до шести часов вечера. За это время детей два-три раза кормят горячей пищей и фруктами. Своеобразная особенность: обязательного тихого часа в дошкольных учреждениях Швеции нет. По желанию родителей детей укладывают спать на мягкие маты.

Детский сад в городе Кустгатан

Главная задача шведского детского сада - научить ребёнка общаться со сверстниками. Большую часть времени дети проводят на свежем воздухе вне зависимости от погодных условий. На случай дождя или снега у каждого из них имеются резиновые сапоги и непромокаемые плащи. Раз в неделю группа идёт в поход в ближайший парк или лес на целый день.

С шести лет дети начинают посещать обязательные занятия по подготовке к школе. Здесь их в игровой форме знакомят с основами счёта, письма и чтения. Уроки длятся не более 3 часов в день. Всё остальное время юные ученики проводят так же, как и в детском саду.

Среднее образование: основные школы и гимназии

Среднее образование шведские дети получают в течение 11 лет. Оно состоит из двух этапов:

  • основные школы;
  • гимназии.

На всех этапах обучение полностью бесплатно. Государство обеспечивает школьников и гимназистов учебными пособиями, канцелярскими принадлежностями, горячими обедами и транспортом, который развозит детей по домам.

Учебный год в Швеции начинается в конце августа и заканчивается во второй половине июня.

Большая часть детей-инвалидов учится в обычных школах. Шведам с детства прививают уважительное отношение к людям, которые чем-то отличаются от других. Учеников, не справляющихся с обычной программой, переводят в специализированные школы.

В каждой стране своя система обучения. Как, например, в Японии это один из приоритетов, т. к. образование - инвестиция в будущее: .

Основная школа (Grundskola)

Посещение девятилетней основной школы обязательно для всех шведских детей старше семи лет. В 1995 году было отменено существовавшее ранее деление на начальные, средние и старшие классы. Сейчас все школьники обучаются по единому плану.

В первом классе дети изучают основы математики и шведского языка. Кроме того, с ними занимаются музыкой, ручным трудом, рисованием и гимнастикой. Администрация школы вправе самостоятельно определять год начала преподавания английского языка. Обычно его вводят в программу в третьем или четвёртом классе.

С первого по пятый класс шведским детям не ставят оценок и не дают заданий на дом. Все предметы, кроме физкультуры, рисования и музыки, ведёт один преподаватель. В этот период основное внимание уделяют социализации школьников, а не их обучению.

В шестом классе в школьную программу вводят новые дисциплины, которые преподают учителя-предметники. К ним относятся:

  • второй иностранный язык;
  • курс естествознания (включающий в себя биологию, химию и физику);
  • курс обществоведения (в него входят история, религиоведение, право и география);
  • экономика;
  • черчение.

Ученики вправе выбирать уровень сложности изучаемых предметов.

Во многих школах Швеции в число предметов входит игра в шахматы

Начиная с шестого класса, детям выставляют оценки по буквенной системе, в которой A - самая высокая отметка, а F - самая низкая.

В шведских школах нет экзаменов, но в конце пятого и девятого классов проводится обязательное тестирование по шведскому языку, математике и английскому языку. Результаты этих испытаний никак не влияют на дальнейшее обучение ребёнка.

Выпускники основной школы могут начать трудовую деятельность в качестве низкоквалифицированных работников, но большинство из них продолжает обучение. Определиться с выбором ученикам помогает психолог-консультант, который обязательно присутствует в каждой школе.

Гимназии (Gymnasieskola)

Несмотря на необязательность полного среднего образования, 97% шведских детей поступают в гимназии. Продолжить обучение на этой ступени могут все дети, получившие положительные оценки как минимум по 5 предметам. Для выпускников основной школы, не отвечающим этим требованиям, существуют подготовительные курсы, которые помогают восполнить пробелы в знаниях.

Зачисление в гимназии происходит на основе конкурса аттестатов.

Шведские гимназии ведут обучение по 26 различным программам, которые подразделяются на три основных направления:

  • профессиональные (на них гимназистов обучают различным специальностям);
  • академические (готовят подростков к поступлению в вузы);
  • технические (готовят учеников к поступлению на технические факультеты вузов).

Продолжительность обучения в шведских гимназиях составляет 3 года. Вне зависимости от вида программы все гимназисты изучают базовые предметы. В них входят:

При желании ученики могут менять как программу, так и направление получаемого образования.

Все предметы, изучаемые в гимназии, преподаются на разных уровнях сложности. При поступлении на некоторые факультеты вузов будущим абитуриентам необходимы дополнительные знания по отдельным дисциплинам. Так, на технические отделения обычно принимают выпускников гимназий, изучивших физику второго уровня сложности, математику - четвёртого и английский язык - шестого.

Выпускники профессиональных гимназий могут поступить в профессионально-технические учебные заведения (Kvalificerad Yrkesutbildning). Эта форма образования позволяет получить расширенные знания по выбранной специальности, но не приравнивается к обучению в вузе.

После окончания гимназии многие шведы решают немного отдохнуть от учёбы. Они устраиваются на временную работу и на полученные деньги путешествуют по миру.

Среднее образование для взрослых

В Швеции существует около 150 высших народных школ (Folkhögskola). Чаще всего в них обучаются взрослые жители страны, не имеющие законченного среднего образования, но двери народных школ открыты и для выпускников гимназий. Эти учебные заведения работают по множеству программ. В их число входят как краткосрочные курсы по разным предметам, так и длительное обучение, по окончании которого выдаётся диплом, эквивалентный гимназическому аттестату.

Во многих высших народных школах организуются специальные курсы для мигрантов. На них изучают шведский язык и другие базовые предметы, необходимые для поступления в вузы Швеции.

Кроме того, в Швеции работают муниципальные школы для взрослых (KomVux). В них готовят не учившихся в гимназии совершеннолетних граждан страны и мигрантов к поступлению в университеты и колледжи.

Получить достойное образование в Европе можно и бесплатно. Подробнее о доступных программах обучения в Чехии узнаете из этой статьи: .

Видео: обучение мигрантов в шведской школе для взрослых

Посещение народных и муниципальных школ бесплатно для всех жителей страны, но книги и канцелярские принадлежности ученики приобретают за свой счёт. При некоторых школах работают библиотеки, в которых можно взять на время необходимые пособия.

Высшее образование

Выпускники шведских гимназий и школ для взрослых могут получить высшее образование в университетах (universitet) и университетских колледжах (högskola). Для этого не нужно сдавать вступительных экзаменов. Зачисление в вузы Швеции происходит на основании аттестата о законченном среднем образовании. При большом конкурсе некоторые вузы проводят Университетский тест способностей, по результатам которого распределяется 30% мест.

С 2007 года в Швеции начала работать Болонская система высшего образования. Согласно ей в шведских вузах действует трёхуровневая система обучения:

  1. Преддипломная подготовка. Она состоит из двух ступеней:
    • после двухлетнего обучения и выполнения проектной работы выдаётся диплом об окончании университета без присвоения научной степени (Hogskoleexamen);
    • после трёх лет обучения и написания диссертации присваивается степень бакалавра.
  2. Двухлетняя магистратура, по окончании которой студенты пишут диссертацию и становятся обладателями степени магистра (Masterexamen). Некоторые вузы предлагают однолетние магистерские курсы (Magisterexamen), после завершения которых вместо научной степени выдаётся диплом об их окончании.
  3. Докторантура:
    • после двух лет обучения на этом уровне и защиты диссертации студенты получают степень лиценциата (Licentiatexamen);
    • после четырёх лет обучения и выполнения исследовательской работы присваивается степень доктора наук (Doktorsexamen).

На медицинских факультетах сроки получения степеней увеличиваются на два года, а на юридических и фармацевтических - на один год.

В большинстве вузов страны преподавание ведётся на шведском языке. Его можно выучить на бесплатных курсах, которые работают при университетах. В магистратуре и докторантуре некоторых вузов основным языком является английский.

Порядок поступления граждан России в вузы Швеции

Длительность обучения в шведских школах превышает продолжительность российского среднего образования, поэтому абитуриентам из нашей страны необходимо окончить первый курс любого института на родине. Иностранцы, так же как и местные жители, поступают в вузы Швеции без экзаменов. Решение о зачислении администрация университета или колледжа принимает на основании оценок в документах о полученном образовании. Некоторые вузы проводят собеседование.

Заявки во все вузы отправляются через специальный сайт Министерства образования Швеции (https://www.universityadmissions.se). Их принимают:

  • с 1 декабря до 16 января для зачисления на первый семестр следующего учебного года;
  • с 15 июня до 1 августа - на второй семестр.

Одновременно можно обращаться в несколько вузов. За рассмотрение заявок взимается плата. Для иностранных студентов её размер составляет 900 крон (около 8 000 р.)

После подачи заявки необходимо отправить на адрес общей приёмной комиссии Швеции (University Admissions in Sweden) следующие документы:

  • переведённые на английский язык и заверенные нотариусом копии документов о полученном образовании;
  • сертификаты тестов на знание английского (IELTS или TOEFL) и шведского (TISUS) языков;
  • мотивационное письмо на английском языке;
  • рекомендательные письма от преподавателей;
  • копию заграничного паспорта;
  • распечатку титульного листа личного кабинета на сайте приёмной комиссии;
  • квитанцию об оплате регистрационного взноса.

Результаты рассмотрения документов становятся известны в начале мая. Их публикуют на сайте приёмной комиссии.

В случае получения положительного решения будущие студенты должны оформить учебную визу. Для этого необходимо представить в посольство Швеции стандартный пакет документов:

  • заполненная на шведском или английском языке анкета;
  • приглашение на учёбу из шведского университета или колледжа;
  • копия регистрационного свидетельства вуза;
  • заграничный паспорт;
  • две фотографии размером 35 мм на 45 мм;
  • письменное подтверждение наличия средств для проживания в стране (не менее 7 300 шведских крон в месяц);
  • медицинская страховка.

Срок рассмотрения документов часто достигает двух месяцев, поэтому подавать их нужно сразу после получения положительного решения приёмной комиссии.

Иностранным студентам, нашедшим после окончания вуза, бесплатно предоставляется разрешение на ведение трудовой деятельности. После 5 лет постоянного проживания в стране они могут претендовать на получение шведского гражданства.

Стоимость обучения в вузах Швеции для иностранцев

Самый распространённый вопрос потенциальных иммигрантов: «Сколько стоит учёба в Швеции»? C 2011 года все вузы взимают плату со студентов, не являющихся гражданами Евросоюза. Её размер устанавливается администрацией учебного заведения. В настоящее время стоимость обучения варьируется от 80 000 до 140 000 крон (740 000–1 260 000р.). В неё входят расходы на приобретение необходимых учебных пособий и оплата членства в студенческих организациях.

Большинство университетов и колледжей Швеции имеют собственные общежития. Распределением комнат занимаются студенческие организации вузов. Стоимость жилья зависит от величины населённого пункта и составляет примерно 2 700 крон в месяц.

Стипендии и гранты для россиян и граждан стран СНГ

После введения платы за обучение для иностранных студентов правительство Швеции значительно увеличило стипендиальный фонд. Его средствами распоряжается Шведский Институт (Swedish Institute), созданный в 1947 году для распространения информации о стране и организации международного сотрудничества в различных областях общественной деятельности.

Среди наших соотечественников наибольшей популярностью пользуется стипендиальная программа Visby или Swedish Institute Baltic Sea Region Program. Её участниками могут стать граждане России, Грузии, Молдовы, Украины и Белоруссии, обучающиеся в магистратуре шведских вузов. Получаемые в рамках этой программы денежные средства полностью покрывают расходы на авиаперелёт, проживание в стране и оплату учёбы. Для будущих магистров из Азербайджана, Киргизии, Туркмении, Армении и Казахстана разработана аналогичная программа The Swedish Institute Study Scholarships. Заявки на получение стипендий подаются на сайт Шведского Института - studyinsweden.se.

Некоторые университеты самостоятельно оказывают материальную помощь иностранным студентам, получающим степень магистра. Такие стипендии полностью или частично покрывают стоимость обучения.

К сожалению, действие стипендиальных программ не распространяется на студентов, обучающихся на бакалавриате. Но законодательство Швеции позволяет им официально подрабатывать на протяжении всего учебного года.

Иностранцы, поступившие в докторантуру, получают ежемесячную зарплату за научно-исследовательскую деятельность. Обычно её размер составляет около 1 500 евро.

Какой университет выбрать?

В Швеции работает около 60 высших учебных заведений. Самый крупный из них - Стокгольмский университет.

В нём обучается около 55 000 студентов, среди которых немало и иностранцев.

Стокгольмский университет был основан 1878 году

На сегодняшний день здесь работает четыре факультета:

  • естественных наук;
  • гуманитарных наук;
  • общественных наук;
  • юридический.

Каждый факультет включает в себя множество отделений и научно-исследовательских центров. При университете работают подготовительные курсы по изучению шведского языка для иностранцев.

Университет в городе Умеу (Umea Universitet) проводит совместные образовательные программы с вузами Петрозаводска. Этот университет известен своими научными исследованиями в области биологии и статистики. Кроме того, при нём работает школа промышленного дизайна, которая считается лучшей в Скандинавии.

В университете города Умео учится более 30 000 студентов

На некоторых отделениях магистратуры университета Умеу преподавание ведётся на английском языке.

для сайта фонда "Русский мир", которое я предлагаю вашему вниманию.

Почему русские дети чувствуют себя неуютно в шведских школах и как меняется шведская модель образования?

В Швеции учебный год начинается в августе. В 2014 году вместе с другими шведскими школами в четвёртый раз открылась и общеобразовательная начальная Русская школа Гётеборга. Почему в шведских школах русскоязычных детей сейчас очень часто травят их одноклассники? Каковы слабые места шведской системы школьного образования? Почему в шведские школы возвращаются оценочная система и оценки за поведение? На эти и другие вопросы отвечает создатель и директор школы, наша соотечественница Екатерина Тихонова-Сернемар.

— Екатерина, мы с Вами общаемся в кулуарах VII Всешведской конференции российских соотечественников, посвящённой консолидации в новых геополитических условиях. Вы в своём докладе затронули очень важную тему травли в шведских школах русскоязычных детей их одноклассниками. Как это проявляется?

— В школе русскоязычной девочке, например, могут сказать: а ты, как Анна Каренина, бросься под поезд. В Швеции это называют моббингом, по-русски это травля. Ещё пример: русская девочка одна убирается в классе, а всем остальным шведским детям это противно. И они говорят: ты — русская, ты привыкла убирать за другими.

Моббинг в шведской школе. Кадр из документального фильма шведского телевидения SVT. Фото: vimedbarn

В чём причина? Причина в украинских событиях. Бытовое восприятие ситуации в Швеции такое: Россия воюет с Украиной. Но простите, Россия ведь не вводила войска. О чём вообще разговор?


При этом не стоит говорить о дискриминации русских шведами. Есть дискриминация по отношению к иностранцам в целом. Как русских вас не будут дискриминировать так, как, допустим, сомалийцев. Если вы нормальный человек, говорите хорошо по-шведски, у вас хорошая специальность — я думаю, вы не будете ощущать какого-то давления. Но при этом разговоры вокруг вас всё равно будут постоянно касаться России. Будут говорить о том, что Россия — агрессор, и так далее.

Когда вы читаете эти строки, шведские военные уже пятый день ищут в Стокгольмском архипелаге "российскую подлодку". Фотография радара на борту одного из военных кораблей, прямо сейчас ведущего поиск в Ингарофьорде. Фото: Dagens Nyheter

Для того чтобы этого не было, соотечественникам нужно вести на бытовом уровне определённую разъяснительную работу: разговаривать со своими шведскими коллегами, друзьями, объяснять им ситуацию и задавать им такие вопросы, на которые у них не будет ответов. В Швеции все прекрасно понимают, что настоящий агрессор — это США, которые в последние годы воевали в Сирии, Ливии, Ираке, Иране. И скажите мне, где воевала Россия в последние десять лет? Об этом и надо говорить.

— Получается, что шведские дети лишь повторяют то, что слышат дома от родителей?

— Конечно, дома их настраивают против России. Ведь что такое русофобия в шведской школе? Приведу такой пример: ребёнок живёт в Швеции с русскими мамой и папой. Родители когда-то приехали в Швецию, не важно, по какой причине. Мальчику, скажем, восемь лет. Придя в шведскую школу, он стесняется того, что его зовут, скажем, Стёпа. Он всем говорит, что его зовут Фредрик. То, что он меняет своё имя, — это уже ненормально. Ребёнок теряет свою идентичность, но не приобретает новую. Ведь смысл интеграции заключается в том, чтобы ребёнок приобрёл шведскую культуру, но при этом не потерял русскую. За счёт двух культур он будет духовно богаче, но не наоборот. А если ребёнок знает, что, придя в школу и сказав, что он Стёпа и он русский, он может подвергнуться обструкции, это совсем не нормально.

Шведские школьники. Фото: Sveriges Hembyrgdsförbund

Вот вам конкретный пример: когда я работала в разных шведских школах, подменяя учителей, я встречала таких русских мальчиков, которые и говорили: меня зовут не Стёпа, а Фредрик. Шведские дети там же прибегали ко мне и говорили: а мой дедушка из России, а мой прадедушка или прабабушка из России, и им было интересно услышать про войну, про историю страны. А наш мальчик боялся подойти и поговорить со мной по-русски. Вот поэтому я и открыла русскую школу. Я открыла её, чтобы люди не стыдились своего происхождения. Получая культуру двух стран — России и Швеции, нужно этим гордиться, а не стесняться.

Екатерина Тихонова-Сернемар и учителя русской школы в Гётеборге Карин Эйебринк (Karin Öjebrink), Кристина Арелид (Christina Arelid) и Оса Карлссон (Åsa Karlsson). Фото: Foto Roger Blomqvist / Sveriges Radio

— Традиционный «страх перед русскими» как-то влияет на восприятие России шведами?

— Пропаганда страха России в Швеции ведётся уже в течение трёхсот лет. Страх перед русскими заложен у шведов на генетическом уровне. Кроме того, бюджет шведской оборонной промышленности и Министерства обороны зависти от того, насколько активно русофобия (боязнь России-агрессора) будет внедряться в общество. Поэтому Россия была и остаётся для Швеции стратегическим врагом. От этого никуда не деться, мы не можем это взять и изменить. Но надо над этим работать. Надо разъяснять своим знакомым шведам, что это не так.

Мы не можем повлиять на мнение уходящего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта . Он построил всю свою карьеру на русофобии, естественно, с этого конька он уже не слезет. Но есть масса других шведских политиков, которые гораздо более спокойно воспринимают Россию и русских. Поэтому я призываю соотечественников в Швеции улучшать образ русских своими делами.

Молодой Карл Бильдт в комиссии по поиску иностранных подводных лодок в водах Швеции. 80-е гг. Фото: oikonomia.info

— Екатерина, насколько мне известно, шведская система школьного образования сейчас находится в состоянии кризиса. Стоит ли России пытаться слепо копировать шведские образовательные эксперименты?

— Только что в Швеции прошли выборы в риксдаг (шведский парламент. — Прим. ред.). Одной из главных тем избирательной кампании стала реформа школы. Почему? Потому что, к сожалению, в восьмидесятые годы шведы своими руками разрушили систему школьного образования. И я сожалею, что Россия в девяностые годы взяла шведский опыт на вооружение. В Швеции эту разрушенную систему стали потихонечку восстанавливать, ну а Россия, переняв опыт не оправдавшей себя системы, разрушила блестящее советское школьное образование. Очень жаль, потому что мы были сильны образованием. Страна богата образованными людьми, но не серой необразованной массой.

Но самое главное не это. Со следующего года в шведских школах вводят оценку за поведение. Это безумно интересно, потому что у шведского учителя нет никакого инструмента для того, чтобы призвать детей к порядку. Образ учителя уже давно, как говорится, находится ниже плинтуса. Сейчас спорят о том, что надо сделать, чтобы поднять статус учителя. Думают поднять зарплату, усложнить поступление на педагогические специальности.

Шведский учитель со своими учениками. Фото: Willy Alm / Kristianstadbladet

Я могу вам сказать, что все родители, которые приходят в школу, хотят, чтобы на уроках была дисциплина, чтобы детям задавали домашнее задание, чтобы дети делали уроки, и таких родителей, которые хотят, чтобы детей ничему не научили, просто не осталось. И это уже хорошо. Когда четыре года назад я написала, что мы будем делать домашнее задание с детьми, каждый день им задавать уроки, — это для Швеции было что-то новое, и я должна отдать дань Министерству образования Швеции, которое всё это перенимает. С этого года обязательно в каждой шведской школе учителя обязаны помогать детям делать домашнее задание, если у них возникают какие-то вопросы. И я страшно рада, что Швеция у нас это перенимает.

— Правда ли, что в частных и государственных школах Швеции царит разный подход к дисциплине?

— Правда. В английской школе, например, очень жёсткая дисциплина. Там детей не порют, этого делать в Швеции нельзя, но дисциплина там жёсткая. Про муниципальные школы, о которых вы спрашиваете, я скажу так: в них всё зависит от директора и педагогов. Я была в двух школах на расстоянии одного километра друг от друга. В одной школе все учатся, все заняты делом, в другой школе все стоят на голове. Всё зависит от того, кто руководит этой школой, какие требования предъявляются к ученикам. В одной школе я застала смену директоров: один директор уходил, и порядка там не было. После каникул пришёл другой директор, и через месяц я увидела совсем другую школу. Появилась другая дисциплина, к ученикам предъявлялись другие требования. И потом не надо забывать: чем более высокие требования мы предъявляем к ученикам, тем более высокий результат мы получаем. Когда они знают, что мы ждём от них чего-то большего, мы получаем хороший результат. А если мы не будем ставить никаких требований, так мы ничего и не получим. Вы вспомните самих себя в детстве. Что было интереснее, когда вы учились, например, в институте — библиотека или дискотека? Конечно, выберешь дискотеку. Ребёнок в семь лет не может выбрать сам. Его надо направлять. И Швеция уже к этому пришла.

В Швеции существует обязанность посещения школы. Эта обязанность касается посещения неполной средней школы (девятилетки) и подразумевает, что ты имеешь право на получение неполного среднего образования. Будучи несопровождаемым ребенком, ты имеешь право на получение образования, независимо от того, останешься ли ты в Швеции или вернешься на родину. Являясь соискателем убежища, ты имеешь совершенно такое же право на получение образования, как и другие дети в Швеции, при этом обязанность посещения школы на тебя не распространяется.

В обязательной девятилетней школе учеба обычно начинается с определения в подготовительный класс, занятия в котором проходят отдельно от занятий в обычном классе. Ты считаешься новоприбывшим учеником в течение двух лет с момента получения своего постоянного вида не жительство (PUT). В школе-гимназии учеба начитается обычно с вводного курса для новоприбывших, сокращенно называющегося IVIK.

Ответственность школы

Школа несет ответственность за то, чтобы тебе как новоприбывшему ученику были созданы наилучшие условия для интеграции и построения своего будущего в Швеции. Школа обязана предложить образование, которое подойдет тебе с точки зрения твоих потребностей и предпосылок.

В школе-гимназии тебе также обязаны предоставить учителя, который будет помогать тебе с учебой, давая разъяснения на твоем родном языке.

Если ты не доволен/не довольна организацией работы в школе

Если что-либо в школе покажется тебе проблематичным, сначала поговори с директором. Твое доверенное лицо или особый законный представитель должны помогать и поддерживать тебя. Они могут присутствовать на твоих встречах с сотрудниками школы. Также ты можешь обратиться в структуру, курирующую деятельность школы. Такой структурой обычно является муниципалитет или правление школы, если речь идет о негосударственных школах. Если ты не будешь удовлетворен(а) полученным ответом и тем, как отнеслись к твоему делу, можешь обратиться в Школьную инспекцию. Школьная инспекция – орган власти, осуществляющий надзор над деятельностью школьных и дошкольных учреждений.

Обязательная девятилетняя школа

Неполное среднее образование рассчитано на девять лет, причем посещение школы обязательное. Чаще всего, дети начинают ходить в обязательную школу с осени того года, в котором им исполняется семь лет. Ты вправе доучиться в девятилетке до самого конца, даже если формальная обязанность посещения школы на определенный момент истекла.

Экзаменация

Ученики, желающие получить оценки в рамках обязательной девятилетней школы, имеют право пройти экзаменацию с целью выставления оценок. Можно пройти экзаменацию по всем предметам обязательной девятилетней школы или только по отдельным предметам.

Школа-гимназия

Вся молодежь в Швеции, окончившая обязательную девятилетнюю школу, имеет право на получение полного среднего образования в школе-гимназии. Учеба в школе-гимназии длится три года. Это добровольная форма обучения.

Существует три типа учебных программ.

  • Общегосударственные программы , к которым относятся программы, готовящие к поступлению в вузы, или программы, дающие определенную профессиональную подготовку.
  • Подготовительные программы , ориентированные на учеников, не соответствующих требованиям, которые предъявляются к поступлению на ту или иную общегосударственную программу.
  • Прочие образовательные программы , которые не относятся ни к общегосударственным, ни к подготовительным программам. Например, одобренные государством спортивные учебные программы.

Учебу в школе-гимназии необходимо начать до исполнения 20 лет. Это правило касается и тебя, имеющего/имеющей постоянный вид на жительство (PUT). Будучи соискателем убежища, ты обязан(а) начать учебу в школе-гимназии до исполнения тебе 18 лет.

Каковы требования для подачи заявления на поступление на ту или иную общегосударственную программу в школе-гимназии?

  1. Чтобы подать заявление на поступление на ту или иную общегосударственную программу, ты обязан(а) иметь положительные отметки по шведскому языку или шведскому языку как иностранному, английскому и математике.
  2. Кроме того, у тебя должны быть положительные отметки еще по пяти другим предметам для подачи заявления на программу профессиональной подготовки.
  3. Для того чтобы подать заявление на программу, готовящую к поступлению в вузы, у тебя должны быть положительные отметки по еще девяти предметам, помимо базовых. На разных предвузовских программах перечень требуемых сданных предметов отличается. Так, для возможности подачи заявления на естественнонаучную программу необходимо иметь оценки по биологии, химии и физике.

Подготовительная программа

Задача подготовительных программ – позволить ученикам, не получивших необходимые отметки, поступить на одну из общегосударственных программ или создать предпосылки к получению работы.

Применительно к новоприбывшей молодежи речь обычно идет о вводном курсе шведского языка, ориентированном на учеников, недавно приехавших в Швецию. Учеба сфокусирована на изучении шведского языка, чтобы ты далее быстро мог(ла) перейти на другую программу в школе-гимназии. В рамках вводного курса тебе также могут даваться другие предметы из программы девятилетки и гимназии, которые потребуются тебе для получения дальнейшего образования.

Необходимые результаты – для разных годов учебы и школьных предметов

В школе существуют определенные требования к результатам. Существуют общие требования к результатам учебы в обязательной девятилетней школе, а также специальные критерии по отдельным предметам для определения того, получит ученик зачет или нет. Есть описания целей обучения по разным предметам, а также требований к объему знаний по окончанию школы.

Требования к объему знаний для достижения уровня, необходимого для продолжения учебы, изложены в так называемых учебных планах для обязательной девятилетней школы и школы-гимназии.

Собеседование об успехах ученика

Не менее одного раза в полугодие должно проводиться собеседование об успехах ученика, на котором встречаются учитель, ученик (ты) и твой законный представитель (твое доверенное лицо). На этом собеседовании обсуждается, каким образом можно максимально стимулировать твое развитие. Разговор ведется как о ходе освоения знаний, так и о социальном развитии.

Учитель напишет индивидуальный план развития, в котором даст оценку твоему уровню знаний относительно требований, предъявляемых к знаниям по изучаемым тобой предметам. Также учитель коротко сформулирует, что необходимо для того, чтобы ты смог(ла) соответствовать предъявляемым требованиям и развиваться, как можно лучше, следуя учебным планам.

Преподавание родного языка

Ученикам, у законных представителей которых родной язык не шведский, предоставляется возможность изучения интересующего языка в рамках предмета «Родной язык». Такая возможность предоставляется, если на этом языке общаются у тебя дома и если у тебя есть базовые знания по этому языку.

Если в распоряжении нет учителя родного языка или на занятия по родному языку записалось менее пяти учеников, обязанность предоставить преподавание родного языка с муниципалитета снимается.

Помощь с учебой и выбором профессии

Ты имеешь право на предоставление помощи по учебе на твоем родном языке.

В школе-гимназии ученики, нуждающиеся в предоставлении помощи по учебе на своем родном языке, имеют право на предоставление такой формы поддержки. Под этим подразумевается разъяснения и помощь на языке, на котором ты говоришь.лнительное образование

Твоя ответственность

В Швеции существует обязанность посещения школы, что означает, что ты обязан(а) участвовать в учебном процессе и организуемых школой мероприятиях. Обязанность посещения школы действует в обязательной девятилетней школе и также подразумевает твое право на получение неполного среднего образования. Обязанность посещения школы не распространяется на детей, являющихся соискателями убежища.

Обычно обязанность посещения школы действует начиная с осеннего полугодия того года, в котором тебе исполняется шесть лет, и заканчивая окончанием весеннего семестра на девятом году обучения с момента начала учебы, когда тебе будет около шестнадцати лет. Если твои знания не соответствуют предъявляемым требованиям, а обязанность посещения школы формально уже не действует, ты, все равно, имеешь право закончить обучение. Такая возможность сохраняется до исполнения тебе 18 лет.​​

Шведская образовательная система не только одна из самых старых в Европе, но и одна из наиболее прогрессивных и эффективных. В Швеции исходят из того, что все дети, независимо от платежеспособности их родителей, должны иметь возможность получить глубокие знания. При этом большое внимание уделяется образованию взрослых граждан, а также иммигрантов и их детей, для которых действуют специальные образовательные программы. Следует отметить, что образование в Швеции дает молодежи хорошие стартовые возможности, а шведские дипломы котируются во всем мире.

Что дает обучение в Швеции: плюсы и минусы

Итак, какие преимущества может дать получение образования в этой скандинавской стране и есть ли здесь какие-то подводные камни.

Уровень развития образования в Швеции действительно высокий. С каждым годом страна улучшает свои позиции в мировом рейтинге по качеству образования (входит в ТОП-10). Данные мировой статистики по индексу уровня образования показывают увеличение динамики роста в Швеции доли населения с высшим образованием, а также лучшие в мире финансовые возможности для его получения. Сегодня молодежь со всего мира стремится попасть в Швецию, чтобы изучать здесь высокие технологии, естественные науки, получать медицинское образование. Кроме того, к преимуществам шведской образовательной системы можно отнести:

  • уникальный процесс обучения – между педагогом и студентом устанавливаются неформальные открытые отношения. В первую очередь поощряется творческое мышление;
  • вся система образования ориентирована на развитие потенциала ребенка, формирование у него постоянной потребности получения новых знаний;
  • высокая толерантность;
  • в Швеции на современном этапе существует тесное сотрудничество между учебными заведениями и передовыми предприятиями в разных отраслях через профилирующие практики, что позволяет будущим специалистам войти в курс дела, будучи еще студентами;
  • наличие престижных учебных заведений и реальная независимость вузов. Это позволяет использовать в процессе обучения наиболее актуальные учебные курсы и программы;
  • обучение на английском в Швеции практикуют многие учебные заведения. Большинство магистерских программ, а также отдельные курсы для студентов-иностранцев читаются на английском языке. Для иностранцев в вузах действуют бесплатные курсы по изучению шведского языка;
  • большой выбор стипендиальных программ для студентов из РФ и стран СНГ;
  • возможность для студентов подрабатывать в свободное от учебы время;
  • четкое соблюдение стандартов качества обучения. Шведский диплом открывает двери своим владельцам во всем мире (большинство лауреатов Нобелевской премии – выпускники шведских университетов);
  • прекрасные возможности для учебы: наличие доступных библиотек – например, специальной библиотеки для молодежи и подростков в г. Стокгольме в Швеции (единственное место, куда не пускают взрослых и учителей);
  • возможность учиться бесплатно (имеются в виду бесплатные учебники и канцелярские принадлежности, обеды в школах, школьный автобус).

Вместе с тем есть и ряд довольно серьезных недостатков:

  • неоднозначная оценка самими шведами некоторых нововведений в школьном образовании, таких как отказ от традиционных форм обучения (лекции, учебники), создание классов с разновозрастными учениками, перекладывание финансирования образования на муниципалитеты (привело к его сокращению) и др.;
  • ограниченные возможности бесплатного обучения для иностранцев. В шведских вузах бесплатно могут обучаться только граждане Швеции и стран ЕС. Всем остальным приходится довольствоваться тем, что стоимость обучения здесь ниже, чем в Европе, и есть возможность обратиться с ходатайством о получении стипендии или гранта;
  • не все из выбранных иностранными студентами учебных дисциплин читаются на английском;
  • высокая стоимость проживания в студенческих общежитиях.

Система образования в Швеции: от дошкольного до послевузовского

Главный принцип шведской образовательной системы – доступность образования независимо от социального статуса, этнической принадлежности, религиозных убеждений или пола. Как школьное, так и высшее образование в Швеции в последние годы подверглось изменениям – реформы школьной системы, введение новых предметов и курсов в вузах и другие новшества, с одной стороны, принесли много позитивного, но в то же время во многом оказались спорными.

Среднее образование в Швеции для русских не является таким же доступным, как в других странах. Узнайте про систему среднего образования, возраст обучения детей и классификацию школ и гимназий страны.

В Швеции школьное образование является обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 16 лет . Обучение состоит из двух ступеней - обязательной средней школы (9 лет) и гимназии (3 года). Гимназия не является обязательной, но большинство школьников после окончания средней школы идут в гимназию - без этого нельзя будет потом поступить в вуз.

В Швеции есть и государственные, и частные школы , и дети из России могут учиться и в тех, и в других.

Государственные школы принимают иностранных учеников в возрасте 14-17 лет , то есть на второй ступени среднего образования (гимназия). Правда, отучиться все три года и получить шведский аттестат зрелости по этой программе не получится. Иностранные школьники (кроме тех, кто проживает в стране постоянно) могут провести в шведской школе только один академический год. Зато опыт обучения в иноязычной среде в другой стране будет колоссальный.

Для того, чтобы попасть на программу, нужно хорошо знать английский язык (обучение в школе ведется на шведском по национальной образовательной программе, но знание шведского не является обязательным требованием при зачислении) и иметь хорошие оценки в российской школе. С каждым претендентом обязательно проводится собеседование. Предпочтение отдается тем детям, которые продемонстрировали коммуникабельность и эрудицию. Во время учебы в шведской школе дети обычно живут в семье - это помогает освоиться в стране и быстро выучить язык.

Для шведских детей и тех, кто проживает в Швеции постоянно, обучение в государственной школе бесплатное . Для иностранцев, не имеющих гражданства или вида на жительство, обучение в шведской государственной школе идет по программе обмена , и за нее нужно платить. Однако стоит такая программа недорого - около 6 тыс. евро за учебный год.

Второй вариант - отправиться учиться в частную школу . Однако считается, что по уровню образования частные школы не превосходят государственные, которых в стране подавляющее большинство. Тем не менее, почти четверть учеников старших классов учится в частных школах.

Существуют в Швеции и школы с международными программами, хотя частично финансируются они шведским правительством. Учатся в таких школах, в основном, дети иностранцев. Такие школы привлекательны тем, что многие из них предлагают обучение по программе международного бакалавриата, представляющего собой смесь самых сильных сторон образовательных систем разных стран. С таким аттестатом можно поступать в университеты всего мира. Как правило, обучение в таких школах ведется на английском языке.

Шведские частные школы , в отличие от средних учебных заведений в других странах, часто являются бесплатными и финансируют государством или городом (хотя есть и небольшой процент платных школ): шведы считают, что у каждого ребенка, независимо от финансовой состоятельности родителей, должны быть равные права на хорошее образование. Однако обычно это правило распространяется на детей, имеющих шведское гражданство или вид на жительство. Стоимость обучения в школе для иностранцев следует уточнять в каждом конкретном случае. В платных школах обучение стоит, в среднем, 90 тыс. крон (10 тыс. евро) в год.

Среди лучших школ с международными программами - учебные заведения Стокгольма (The British International Primary School, Kungsholmen"s Upper Secondary School, Sigtuna School, The International School, Vittraskolorna/Vittra schools, Internationella Engelska Skolan), Гетеборга (The International School Gothenburg, Hvitfeldska Upper Secondary School, Internationella Engelska Skolan) и Мальмо (Bladin"s International School, Söderkulla International School, Malmö Borgar School).