Что и как влияет на самораскрытие. И.П.Шкуратова

Самораскрытие может выполнять в общении различные функции.

1. Эмоциональная разрядка: после эмоционально напряженной ситуации появля­ется потребность рассказать другому человеку о пережитых эмоциях;

2. Прояснение собственных чувств (самопонимание): мы можем прояснить соб­ственные взгляды, мысли, установки, чувства, рассказав о них другим. При этом не­обязательно, чтобы другой был нам хорошо знаком.

3. Корректировка самовосприятия: наблюдая за реак­цией слушателя на наше самораскрытие, мы получаем информацию о верности или адекватности собственных оценок (так, другие люди могут подтвердить, что наши реакции выглядят «совершенно нормально», или, напро­тив, сказать, что мы все «изрядно преувеличиваем, раз­дуваем»)- Тем самым, самораскрытие становится важ­ным условием формирования или корректировки нашей ^Я-концепцйи».

4. Стимулирование взаимности: самораскрытие - дей­ствие, накладывающее психологические обязательства на другого, побуждая его к взаимности. В ряде ситуаций оно может быть использовано преднамеренно, с целью побу­дить другого к большей откровенности.

5. Формирование впечатления: информация о себе мо­жет быть использована для создания нужного образа: на­пример, рассказ о проблемах в семье имеет целью соз­дание образа человека, который нуждается в поддержке, рассказ о планах и перспективах позволяет создать образ уверенного и знающего человека.

6. Воздействие на развитие отношений; сообщение о чувствах и намерениях используется как способ продви­жения отношений (например, целью сообщения «я тебя люблю» или «я устал от тебя» может быть переведение отношений на соответствующий уровень).

Самораскрытие

добровольное открытие другому собственного «Я», своих субъективных состояний, тайн, наме­рений.

Описательное самораскрытие

сообщение другому фак­тов о себе, которые ина­че ему недоступны.

Оценочное самораскрытие

сообщение о наших взглядах, чувствах, пере­живаниях, отношениях с другими людьми.

Агрессивное самораскрытие

желзние говорить о себе, не считаясь с жела­нием другого.

Самораскрытие многомерно. Его можно оценивать, как минимум, по 5 самостоя­тельным параметрам:

а) объем сообщений личного характера;

б) степень их интимности для субъекта;

в) продолжительность, темп и скорость самораскрытия;

г) его эмоциональная тональность (хвастовство, бравада или смущение, стыд);

д) гибкость, способность личности регулировать свою откровенность в зависимо­сти от реакции собеседника и ситуации общения.

Полюсами, между которыми расположены различные уровни самораскрытия, яв­ляются такие психологические ценности, как открытость и интимность. Одна край­ность - агрессивное самораскрытие (до эксгибиционизма): желание говорить о себе, не считаясь с желанием другого. Другая крайность - замкнутость, нежелание рас­крывать себя.

Таким образом, самораскрытие зависит от целого ряда моментов: кто, кому, что *Менно, насколько полно, когда, при каких обстоятельствах и для чего открывает.

К правилам самораскрытия можно отнести взаимность, уместность, своевремен­ность.

" Общее правило взаимности гласит, что откровенность и доверие требуют ответно- г ° отклика, тем самым углубляя общий уровень интимности, или коммуникации.

Y Невозможно раскрываться перед людьми, которые не проявляют к вам интереса. Одни психологи объясняют это тем, что доверие, будучи лестным, вызывает симпа­тию, расположение, а знаком симпатии служит взаимная откровенность; другие скло­няются к теории справедливости: поскольку всякая откровенность считается ценной, человек, выслушав чужую исповедь, чувствует себя обязанным отплатить тем же, независимо от степени своей симпатии к собеседнику.

При этом ряд исследований показывает, что нам больше нравятся люди, которые раскрываются на том же уровне интимности, что и мы. Если кто-то раскрывает перед нами более интимные личностные детали, это оценивается нами как вторжение на вашу интимную территорию. Если, наоборот, мы раскрываемся на более интимном уровне, чем другие, - мы чувствуем себя уязвимыми и глупыми.

В одном эксперименте (Чайкин и Дерлега) две актрисы импровизировали сцену знакомства в студенческом кафе. Каждая проделывала это двумя способами: на очень высоком и очень низком уровне самораскрытия. После этого снятые на видеопленку сцены их встречи были показаны испытуемым ь четырех комбинациях: 1) обе жен­щины проявляют высокий уровень самораскрытия; 2) обе - низкий; 3) и 4) одна про­являет высокий уровень самораскрытия, вторая - низкий, и наоборот.

На высоком уровне самораскрытия одна из актрис рассказывала о своих отноше­ниях с первым сексуальным партнером и о реакции ее родителей, вторая - о своих ссорах с матерью и возможном разводе родителей. На низком уровне женщины гово­рили о студенческих проблемах, вспоминали, как поступали в институт, какие лек­ции слушают и т. д. Основной результат - привлекательность обеих женщин была выше, когда они раскрывались на одном уровне интимности. Нарушение нормы вза­имности снижало привлекательность, но по разным причинам: та, что раскрывалась очень мало, выглядела холодной, та, что очень сильно - неуместной, неадекватной.

Правило уместности и своевременности звучит следующим образом: слишком полное и чересчур поспешное самораскрытие, не соответствующее стадии развития личных взаимоотношений или не учитывающее состояние собеседника, приемлемый для него уровень диалога, воспринимается как нарушение границ интимности, по­пытка вторжения во внутренний мир, что побуждает собеседника замкнуться или Даже прервать контакт.

УМЕСТНАЯ ЦИТАТА

«"Мы с Вами Свои" - тоттип отношений, который необходим для гарантии их проч­ности. Они отличаются психологической близостью, взаимной авторитетностью парт­неров, положительной эмоциональной оснащенностью. Оно обладает наибольшим потенциалом значимости, осознаваемости, длительности своего существования, при­носит наибольшее удовлетворение партнерам, в нем наиболее полно удовлетворя­ется потребность человека быть значимым для других. Именно в умении постоянно возвращаться на высоту "Мы с Вами Свои", несмотря на помехи и подножки во взаи­мопонимании, состоит психологическая культура, наука и искусство общения. При­чем "Вы" должно быть встречным. Это реально лишь тогда, когда оба открыты влия­ниям, охотно идут навстречу просьбам и желаниям ближнего, не требуя "стать та­ким, как я хочу". Здесь возникает удивительное - отношения не стареют и не увяда­ют. Совместная жизнь в этом случае свободна от борьбы за влияние. Вместо перехо­да на стадию "Мы Чужие" (точнее - "Мы с Тобой Чужие") отношения продолжают расти в направлении "Мы с Вами Свои"».

· Самораскрытие – это сообщение другим (партнеру) личной информации о себе (понятие впервые появилось в работе амери­канского психолога С. Джурарда в 1958 г.).

· Самопредъявление (или управление впечатлением) – это различные стратегии и тактики, которые использует чело­век, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих.

Вопрос о соотношении понятий "самораскрытие" и "самопредъявление": теоретически обоснованно­го разграничения данных понятий не имеется. При этом наблюдается парадокс: в литературе по самораскрытию самопредъявление рассматривается как его частный случай, а в работах по самопредъявлению – соответственно – наоборот.

Тем не менее, на основе анализа зарубежных исследований по личной представленности человека в общении самораскрытие и самопредъявление можно сопоставить по двум основа­ниям (критериям):

  1. через специфику содержания;
  2. специфику назначения (цели) передаваемой информации.

При таком сопоставлении выявляется следующее: с одной стороны, содержание самораскрытия ограничено только информацией о себе, и по данному основанию оно уже самопредъявления; однако назначения (цели) самораскрытия достаточно многообразны, и по этому критерию оно шире самопредъявления.

С другой стороны, содержание самопредъявления не ограничено только информацией о себе, и по данному основанию оно шире самораскрытия; но назначением (целью) самопредъ­явления служит главным образом управление впечатлением, производимым на аудиторию, и по этому критерию оно уже самораскрытия.

Таким образом , представляется целесообразным рассматривать самораскрытие и самопредъявление как два самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных феномена. Чаще всего эти два феномена соотносятся следующим образом: чем больше выражено самораскрытие, тем меньше самопредьявление, и наоборот (т.е. по закону линейной зависимости с отрицательным угловым коэффициентом). Следовательно, поверхностное, неглубокое самораскрытие чаще сопряжено с выраженным самопредьявлением и может описываться скорее как самопредьявление, а не самораскрытие.

Самораскрытие личности в общении: виды, характеристики и функции:

Сидней Джурард определил самораскрытие как «процесс сообщения информации о себе другим людям; сознательное и добровольное открытие другому своего Я» .

Содержанием самораскрытия могут служить : мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления от произведений искусства, жизненные принципы и многое другое. Самораскрытие играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оно является показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). По сути, самораскрытие означает посвящение другого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я» от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности.

Виды самораскрытия :

1)По виду контакта субъекта общения и реципиента :

Непосредственное самораскрытие - осуществляется в ситуации это реального контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Оно дает возможность получать немедленную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять или сворачивать, углублять и т.п.). В то же время присутствие человека сковывает говорящего, особенно при сообщении негативной информации.;

Опосредованное самораскрытие - может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете. Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, как правило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событий своей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степени интимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневников по-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми. В Интернете существуют блоги – это личные дневники, которые открыты для всеобщего обозрения.

2)По критерию дистантности общения :

Ролевое самораскрытие - разворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный момент времени. Например, на приеме у врача каждый человек рассказывает о себе главным образом то, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимных физиологических подробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевом уровне.

Личностное самораскрытие - предполагает наличие отношений симпатии, дружбы, любви, которые и являются основой для самораскрытия. Именно характер этих отношений и регулирует направленность самораскрытия.

3)По степени подготовленности субъектом процесса самораскрытия :

Непреднамеренное - когда человек в процессе общения спонтанно раскрывает информацию о своей личности. Иногда это бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника.

Подготовленное - когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другому лицу или группе лиц. Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания в любви своей девушке.

Психологические методы самораскрытия:

1)Глубина - детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы;

2)Широта - определяется количеством информации и разнообразием тем, по которым раскрывается человек. Рассказывая другому о себе, субъект может затронуть только одну тему или же несколько тем..

3)Избирательность - отражает способность личности варьировать содержание и объем самораскрытия в общении с разными людьми. Психологами были обнаружены большие различия в характеристиках самораскрытия одного и того же человека в общении с разными партнерами. Одни люди при описании какого-нибудь события своей жизни повторяют один и тот же рассказ, другие люди его видоизменяют в зависимости от партнера.

4)Дифференцированность - можно определить, как способность личности изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Индивидуальные различия состоят в том, насколько человек может изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Сочетание избирательности и дифференцированности позволяет судить о гибкостисамораскрытия, которая отражает способность перестраивать сообщение о себе в зависимости от собственных целей, характеристик ситуации и партнера.

5)Эмоциональность - характеризуется общей эмоциональной насыщенностью сообщения, а также соотношением позитивной и негативной информации, сообщаемой о себе. Средства, используемые коммуникатором для передачи своих чувств в момент самораскрытия включает как вербальные проявления (употребление метафор, эпитетов и т.п.), так и паралингвистические характеристики (скорость речи, громкость и т.п.), а также экстралингвистические (паузы, смех, плач).

6)Продолжительность - измеряется по времени, затраченному на него человеком в процессе эксперимента или естественного поведения. Показателем этого параметра выступала длительность высказываний о себе при анализе аудио- и видеозаписей разговора. К временным характеристикам самораскрытия относят также пропорцию между слушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченные темы.

Таким образом , основными характеристиками самораскрытия являются: глубина, полнота и широта (которые вместе составляют объем самораскрытия), продолжительность, соотношение позитивной и негативной информации о себе (аффективные характеристики), гибкость (которая складывается из дифференцированности и избирательности). Если составить таблицу видов самораскрытия на основе рассмотренных выше критериев, то она будет иметь следующий вид:

«Виды самораскрытия»:

Функции самораскрытия:

1.Способствует психическому здоровью личности коммуникатора (у каждого человека существует потребность открыть себя, хотя бы одному человеку, и фрустрация (т.е. тщетное ожидание) этого стремления может привести к возникновению психологических проблем.

2. Развивает личность (это возможно благодаря тому, что оно служит мощным средством, с помощью которого возможно самопознание, личностная идентификация).

3. Является средством саморегуляции личности благодаря следующим механизмам:

А) Эмоциональная разрядка , являющаяся следствием передачи своих чувств в процессе самораскрытия. Главным результатом действия этого механизма в плане саморегуляции является снижение остроты переживания и психического напряжения.

Б) Уяснение проблемной ситуации через ее вербальный анализ - излагая другому лицу какие-то факты, человек их структурирует, интерпретирует, что приводит к их лучшему пониманию и самого рассказчика. В саморегуляции этот аспект наиболее соответствует анализу значимых условий для достижения целей дальнейших действий.

В) Механизм социального сравнения - дает возможность рассказчику на основе ответной откровенности сравнить собственную проблемную ситуацию с аналогичными ситуациями других людей.

Г) Механизм зеркала - состоит в получении субъектом самораскрытия прямых оценок собственной компетентности, даваемых партнером в ответ на сообщаемую информацию.

Д) Получение эмоциональной поддержки от собеседника - оно существенно снижает психическое напряжение человека и является главной целью исповедальных форм самораскрытия.

Ж) Получение реальной помощи от партнера, выражающейся либо в совете, либо в конкретных действиях, направленных на разрешение проблемной ситуации .

Стратегии и тактики самопредъявления в общении:

Тактика самопредъявления – это определённый приём, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегия самопрезентации - может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации является кратковременным явлением и направлена на создание желаемого впечатления в конкретной жизненной ситуации.

Э.Джонс и Т.Питтман в 1982 году создали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную на целях и тактиках, которые используют люди в общении с окружающими:

  1. Стремление понравиться – инграциация . Эта стратегия рассчитана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казаться привлекательным.
  2. Самопродвижение – демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казаться компетентным.
  3. Примерность – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель - казаться морально безупречным.
  4. Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.
  5. Демонстрация слабости или мольба . Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.

Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявления осуществлена А.Шутц, которая выделила собственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации:

1. Позитивное самопредъявление - девиз «Я хороший». Этот вид самопредъявления содержит активные но не агрессивные действия по созданию позитивного впечатления о себе. К этой группе относятся стратегии стремление нравиться, самопродвижение, служение примером. Основные тактики следующие:

· Греться в лучах чужой славы - основана на ассоциировании себя с известными и уважаемыми людьми.

· Усиление значимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, с которыми ему довелось общаться.

· Демонстрация влиятельности - человек внушает окружающим возможность больших позитивных последствий от своих действий. Эта тактика особенно характерна для политиков.

· Демонстрация идентификации с аудиторией - человек демонстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на которых направлено самопредъявление.

2. Наступательное самопредъявление - основано на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ создания желаемого образа, все тактики которого направлены на критику конкурента. Здесь применяются следующие тактики:

· Подрыв оппозиции - сообщается негативная информация о конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть.

· Критическая установка в оценке любых явлений действительности - она создает иллюзию компетентности говорящего в отношении обсуждаемой темы.

· Критика в адрес тех, кто критикует его - это создает иллюзию предвзятости со стороны критикующих.

· Изменение темы дискуссии в выйгрышную для себя сторону.

3. Предохранительное самопредъявление - ставит перед собой цель не выглядеть плохо. Человек избегает возможности дать о себе негативное впечатление путем ухода от взаимодействия с другими людьми. Тактики, применяемые в этом случае следующие:

· Избегание публичного внимания;

· Минимальное самораскрытие.

· Осмотрительное самоописание - человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и о своих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможет подтвердить свое мастерство.

· Минимизация социального взаимодействия.

4. Оборонительное самопредъявление - субъект ведет себя активно в создании образа, но имеет установку на избегание негативного образа. Эта стратегия, как правило, разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-то нежелательному событию. Чем более велика роль человека в этом событии, и чем оно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный образ в сторону позитивного. Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправдания.

· Отрицание события - человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым его обвиняют.

· Изменение интерпретации события с целью снижения негативности его оценки - человек признает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе.

· Диссоциация - человек занижает степень своего негативного участия в этом событии, стремится отмежеваться от него.

· Оправдание - человек может настаивать на законности своих поступков, или приводить аргументы в свою пользу.

· Извинения - человек утверждает, что не мог поступить иначе, так как не мог контролировать ход событий.

· Признание вины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок.

Таким образом, человек применяет множество тактик самопредъявления в зависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуют наиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют его имиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своих личностных особенностей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

И САМОРАСКРЫТИЯ В ОБЩЕНИИ

Роль самораскрытия в межличностном общении.

Насколько хорошо я себя знаю? Насколько хорошо другие люди знают меня? Легко ли меня понять? Удобно ли мне рассказать дру­гим, как я реагирую на события, что чувствую, что думаю? Это важ­ные вопросы. Для того чтобы ты мне понравился, чтобы завязать с тобой отношения, стать твоим другом, мне нужно знать, кто ты. Для того чтобы я мог узнать тебя, ты должен знать себя. Чтобы ты мог свободно раскрыться передо мной, ты должен принять и оценить се­бя самого.

«Отчуждение от своего реального Я не только приводит к пре­кращению развития личности, но также превращает отношения с людьми в фарс... Человек, который отчужден от своего Я, кто не полностью и правдиво раскрывает себя, никогда не может любить другого человека и не может быть любим им. Для настоящей любви необходимо знание предмета любви... Как я могу любить человека, которого не знаю? Как может любить меня другой человек, если он не знает меня? ...Для действительно близких отношений между дву­мя людьми необходимо полное честное и свободное раскрытие сво­его Я друг другу» (S. Jourard, 1964).

Без самораскрытия невозможно установить близкие личные от­ношения с другим человеком. Отношения между людьми развивают­ся по мере того, как они становятся более открытыми и раскрывают себя друг перед другом. Если ты не можешь раскрыть себя, ты не мо­жешь быть близким другим людям и другие не могут оценить твои качества. Чтобы близко сойтись с другим человеком, ты должен знать его, а он - тебя. Два человека, которые делятся тем, как они от­носятся к ситуации и друг к другу, становятся ближе друг к другу. Два человека, которые умалчивают об этом, остаются чужими. Что­бы любить тебя, совместно действовать, ты должен знать, кто я.

Самораскрытие можно определить как раскрытие того, как ты относишься к настоящей ситуации, а также сообщение о прошлом, связанном с твоим отношением к ситуации в настоящем . Отношение людей к событиям - это не столько мысли, сколько чувства. Быть от­крытым другому, - значит делиться с другим человеком тем, что ты чувствуешь относительно сказанных им слов, или поступка, или в отношении событий, которые только что произошли. Раскрывать себя - не значит сообщать об интимных сторонах прошлой жизни. Если вы сделаете очень интимное признание о своем прошлом - это может вызвать временное чувство близости, но отношения строятся на основе сообщений о своих действиях по тому или иному поводу в настоящем или по отношению к тому, что говорит или делает дру­гой человек. Человек начинает знать и понимать вас не из-за того, что получит сведения о вашей прошлой жизни, а когда поймет, как вы действуете в настоящем. Сведения о прошлой жизни полезны лишь постольку, поскольку они помогают понять, почему вы так действуете сейчас.

Концепция самораск­рытия уходит своими корнями в психологию гу­манистической ориентации и связана с именами таких известных ее представителей как К. Роджерс. А. Маслоу и С. Джурард. Наиболее полный анализ изучения самораскрытия в зарубеж­ной психологии сделан Н.В. Амяга (1992). В результате изучения самораскрытия были выделены основные области исследования (Н.В. Амяга, 1992, с. 39):

1) определение понятия;

2) функции, послед­ствия самораскрытия для коммуникатора, реци­пиента, межличностных отношений;

3) внутрен­ние и внешние факторы самораскрытия;

4) самораскрытие и контексте, развития межличност­ных отношений;

5) самораскрытие в группах разного типа;

6) экспериментальное изучение самораскрытия: параметры, методы исследова­ния.

Личностное самораскрытие является необхо­димым условием существования человека в обще­стве, в системе социальных связей. Как отмечает П. Келвин, нежелание самораскрываться может привести к изоляции от общества. С помо­щью самораскрытия человек вписывается в опре­деленный социальный контекст, соотносит свои представления с чужими с целью их дальнейшей корректировки. Самораскрытие личности, по мнению Э. Гофмана (1984), важно и для окружающих, ведь информация об индиви­де способствует определению ими ситуации, дает возможность понять заранее, что партнер будет ожидать от них и что смогут ожидать от него они. Самораскрытие выступает как отдельный социально-психологический феномен, требующий серьезного и тщательного изучения.

В последнее время различными отечественными и зарубежными психологами предпринимаются по­пытки преодолеть описательность и поверхно­стность в определении понятия «саморасрытие».. Приведем некоторые из существующих определений. Д. Майерс считает, что сутью само­раскрытия является «раскрытие сокровенных пе­реживаний и мыслей перед другим человеком». Н.В. Амяга (1989) осмысливает явление самораскрытия с точки зрения концепции диалогического общения, как «проявление диалога, как его условие, пред­посылку, а диалог, в свою очередь, как условие и как внутреннюю характеристику самораскрытия». Т.П. Скрипкина (1999) понимает под самораск­рытием «факт добровольного раскрытия конфи­денциальной информации о собственном внутрен­нем мире перед другим человеком». Е.В. Зинченко (1999) считает, что самораскрытие должно рассмат­риваться как одно из разновидностей общения. Кроме того, автор указывает, что в нем можно увидеть три стороны, выделяемые Г.М. Андреевой (1997) в общении: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (обмен действиями) и перцептивную (восприятие партнерами друг друга). Исходя из такого представления, оказывается, что в своем определении самораскрытия С. Джурард затрагивает только коммуникативную сторону процесса, несомненно весьма важную, но не единственную.

Поскольку самораскрытие обязательно строится на восприятии партнерами друг друга, отражении различных свойств и качеств, оно включает и социально-перцептивный компонент. Так, для того чтобы раскрыться другому человеку, необходимо создать его образ и воспринять партнера как того, кому можно открыться. В свою очередь, реципиент самораскрытия должен воспринять субъект как того, кого можно выслушать. В процессе самораскрытия субъект постоянно считывает ответную реакцию реципиента и возникающий при этом образ служит регулятором дальнейшего самораскрытия, способствует его сворачиванию или расширению, изменению направленности и т.д. Любые «сбои» в восприятии партнерами друг друга оказывают существенное влияние на характеристики самораскрытия: глубину, широту и т. п.

Важным моментом является и то, что в ходе самораскрытия осуществляется не только обмен информацией, но и воздействие одной личности на другую, что в конечном итоге может изменить ценностно-смысловые позиции и поведение последней. Параллельно происходит и изменение личности самого субъекта самораскрытия (по данным Н.В. Амяга). Взаимодействие между участниками процесса самораскрытия может завершиться принятием совместного решения (нахождение выхода из возникшей проблемной ситуации и т.п.). Можно говорить об успешности или продуктивности взаимодействия как следствии самораскрытия. Если люди чувствуют, что то, как они преподносят себя, положительно воспринимается другими, то взаимодействие считается успешным. Когда же люди чувствуют, что другие видят их так же, как они видят себя, тогда взаимодействие рассматривается как утверждающее. На важность интерактивной стороны самораскрытия указывают данные В.А. Горяниной (1996), согласно которым одной из причин непродуктивного стиля взаимодействия - устойчивой предрасположенности личности к неплодотворному контакту в межличностном взаимодействии, блокирующему достижение оптимальных результатов совместной деятельности, - оказывается недоверие к людям и к миру в целом, которое проявляется в том числе в отстраненности от окружающих и в стремлении скрывать от них свои истинны чувства и переживания. Следовательно, замкнутость в пространстве своего Я, отчужденность от других характерна для личности, склонной к непродуктивному стилю взаимодействия. Напротив, открытость приводит личность к продуктивной реализации своего потенциала, к построению благоприятных межличностных отношений. Таким образом, всякое сообщение интимно-личностной информации о себе оказывает мощное воздействие на реципиента, поскольку вынуждает его реагировать определенным образом на эту информацию: оказывать психологическую поддержку; социальную, психологическую, юридическую, медицинскую или другого рода помощь: отвечать ответной откровенностью и т.д.



Итак, феноменология самораскрытия включа­ет все три компонента общения, но в отдельных работах уделяется больше внимание только какому-то одному из них. Кроме того, необходимо отметить, что самораскрытие может принимать различные формы в зависимости от степени опосредованности, степени вынужденности, характе­ра межличностных отношений и т п.

Существуют различные классификации видов общения, на основе которых можно классифици­ровать и виды самораскрытия. Так, классическим стало уже деление общения на прямое (непосред­ственное) и опосредованное (опосредствованное) (А.А. Бодалев, 1995). Опосредованное общение - такое, ко­торое реализуется на основе различных (чаще всего технических) устройств – «медиаторов». Роль такого общения в современном обществе су­щественно возросла. С появлением письма, а за­тем радио, телевидения, компьютера, человек стал применять все эти приспособления для передачи информации, в том числе и личной, другим лю­дям, причем масштабы такого общения постоян­но возрастают, благодаря усовершенствованию технических средств, их обеспечивающих. Поэто­му, исходя из критерия вида контакта субъекта самораскрытия и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскры­тие. Непосредственное самораскрытие протекает в ходе реального, «живого» контакта с собеседни­ком. Именно такая форма самораскрытия и изу­чается традиционно в зарубежной психологии.

Отдельное выделение опосредованного само­раскрытия обусловлено тем, что технические сред­ства постепенно проникают во все сферы жизни человека от его производственной деятельности до самых глубинных сторон личной жизни. Средства массовой информации начинают играть большую роль в построении образа социального мира (Г.М. Андреева). Но опосредованное самораскрытие осу­ществляется не только через различные техни­ческие устройства, но и через письма, объявле­ния, автобиографическую прозу и т.д. С некото­рой оговоркой к опосредованному самораскры­тию можно отнести и дневниковые записи. Дж. Рейнуотер предлагает рассматривать дневник как то «место», в котором человек всегда может про­работать существующую проблему, осознать свои чувства и настроения, осмыслить опыт, прийти к оптимальному решению. Обычно дневнико­вые записи не предназначены для прочтения дру­гими лицами, хотя при определенных условиях эта ситуация может быть изменена.

В качестве реципиента в случае опосредован­ного контакта может выступить реальный чело­век, который в настоящий момент находится да­леко от субъекта; воображаемый партнер; сам субъект самораскрытия; либо некоторая группа потенциальных респондентов. Так, опосредован­ное самораскрытие в тексте газетных объявлений ориентировано на поиск потенциального партнера, с которым субъект еще не знаком.

Самоутверждение подростка Харламенкова Наталья Евгеньевна

2.5.1. Самопредъявление, самораскрытие, самовыражение и самоопределение

Самопредъявление – один из механизмов саморегуляции личности и регуляции межличностных отношений, который стал интенсивно исследоваться в работах интеракционистов (Ч. Кули, Дж. Мид). Наиболее активно и целенаправленно эта проблема разрабатывается в 80-х годах ХХ в. Самопредъявление описывается как способность человека быть готовым к «выражению, а также презентации себя другим людям… и использованию этих знаний в качестве своего рода направляющих, обеспечивающих контроль за собственным поведением и его управлением» (Snyder, 1974, с. 528). До 1980-х годов механизмы «управления впечатлением» учитывались только в плане их негативного влияния на взаимодействие людей, поскольку считалось, что актуализация подобных механизмов приводит к систематическим ошибкам в эмпирических исследованиях проблемы межличностного общения. Позднее, благодаря целому ряду работ (Schlenker, 1980; Buss, Briggs, 1984; Tetlock, Manstead, 1985; Arkin, Baumgardner, 1986; Baumeister, 1986; Schlenker, Weigold, 1992), эта проблема становится столь же актуальной, как и агрессия, совладающее поведение, невербальное общение и многие др.

Некоторые авторы считают «управление впечатлением» универсальным механизмом, являющимся частью любого процесса межличностного общения, необходимого для достижения человеком определенных жизненных целей (Goffman, 1959; Schlenker, 1980). Это своеобразная инструментальная характеристика личности, позволяющая ей оценивать особенности ситуации и другой личности (группы людей), для того чтобы правильно преподносить информацию о себе и добиваться определенного эффекта.

Другая позиция основана на оценке «управления впечатлением» как специфического механизма, запускающегося в особых условиях у людей определенного склада характера (Buss, Briggs, 1984; Snyder, 1974). Согласно этой точке зрения, самопредъявление тесно связано с мотивами лжи и обмана, с тенденцией манипулировать другими людьми для оптимально успешного и быстрого достижения поставленных целей.

Какую бы точку зрения мы ни рассматривали, следует учитывать, что в основе этого процесса лежат определенные мотивы личности и ее представления о своей идентичности, об идентичности партнера по общению, а также представления о том, каким образом осуществлять контроль информации о некотором объекте манипуляции или субъекте взаимодействия.

Несмотря на различия в мотивах, побуждающих человека к осуществлению «управления впечатлением», последнее имеет вполне определенные цели и стадии, поскольку является одним из механизмов самопредъявления. Оно побуждается мотивацией, смысл которой состоит в повышении самооценки, или избегании противоречий между реальным и идеальным Я, или в «ожидании подтверждения правильности установок на себя от других людей», либо в «желании осуществлять обратную связь для диагностики свойств, присущих личности». Стадии процесса самопредъявления можно представить следующим образом: возникновение мотивации, актуализирующей механизм самопредъявления; осознание личностью своей идентичности; формирование репрезентаций о партнере по общению; «искажение» информации о себе и «манипуляция аудиторией» с целью снижения уровня активации, побуждения. С нашей точки зрения, основной акцент при анализе самопредъявления делается на непосредственном изменении представлений о себе с целью «управления впечатлением», производимым на аудиторию.

Противоположным по значению и функциям является желание раскрыть (иногда даже излишне демонстративно) перед партнером своеобразие собственной личности, и тем самым опосредствованно влиять на динамику самооценки. Это процесс самораскрытия. Под самораскрытием понимается сообщение другим людям личной информации о себе, предъявление себя другим. В процессе самораскрытия человек улучшает стратегии межличностного общения, одновременно осуществляя познание себя как уникальной личности. В целом можно сказать, что «чем более выражено самораскрытие, тем меньше самопредъявление и наоборот» (Амяга, 1989, с. 13).

Самораскрытие нередко идентифицируют с самовыражением и именно потому, что оба процесса предполагают актуализацию проекции Я на какие-либо объекты реальности. Существенным отличием самораскрытия от самовыражения является, во-первых, обязательное наличие собеседника (реального или воображаемого), во-вторых, раскрытие своих намерений, потребностей и желаний. Самовыражение осуществляется в виде опосредствования, т. е. определения себя (Брушлинский, 2003) через продукты деятельности, общения, созерцания. Согласно К. А. Абульхановой-Славской (1991), «тот способ, которым человек реализует себя как личность в деятельности, в общении, в решении жизненных задач, и есть самовыражение» (с. 99). Если же ребенку навязывают свой способ опосредствования, то его «…лишают возможности своевременно и адекватно самовыразиться, самоутвердиться» (там же, с. 99).

Сопоставляя между собой механизмы самопредъявления, самораскрытия и самовыражения, мы обнаруживаем, что у них один информационный источник – знания человека о самом себе, но в первом случае эти знания часто сознательно искажаются для достижения некоторых прагматических целей, во втором случае они принимаются как таковые и правдоподобно (как правило, с помощью обычных языковых средств) открываются партнеру, а в третьем – осознаются и раскрываются с помощью механизмов обратной связи.

Самоопределение понимается как любая оценка, с помощью которой индивид получает информацию о себе (Ребер, 2000), или как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях (Петровский, Ярошевский, 1990).

В большинстве случаев самоопределение относится к процедурам поиска и нахождения своего места в социуме (А. В. Петровский, М. Р. Гинзбург, Н. С. Лейтес, В. Ф. Сафин, П. П. Соболь). Так, согласно А. В. Петровскому (1979), самоопределение представляет собой осознание личностью свободы действовать в соответствии с ценностями группы и в относительной независимости от воздействия группового давления, или даже свободы от самого себя (Буякас, 2002), а по мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) – осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. Нередко его рассматривают как форму социализации или профессионального становления личности, либо считают синонимом или стороной самореализации.

Итак, самоопределение как категория обозначает место, осознанную позицию личности в социуме, «целостный процесс овладения субъектом личностно и социально значимыми сферами жизни соответственно поставленной цели, в которой он созидает себя, самореализуется и самоутверждается» (Сафин, 1986, с. 89).

Анализ показал, что в отличие от самопредъявления самораскрытие, самовыражение и самоопределение понимаются как процессы, с помощью которых личность осуществляет процесс самопознания: в самораскрытии – через отношение к ней другого человека, в самовыражении – через продукты взаимодействия и деятельности, в самоопределении – посредством установления социальной позиции. Предметом самораскрытия являются потребности и мотивы, предметом самовыражения – достижения, предметом самоопределения – социальные роли.

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Из книги Просвещенное сердце автора Беттельхeйм Бруно

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Воля к жизни При изучении статистики возникает вопрос, почему в концентрационных лагерях был большой процент просто умерших людей. В рапортах цифры колеблются от 20 % до 50 % и не дают возможности вывести общее число.Дело в том, что, например, в Бухенвальде

Из книги Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти автора Ялом Ирвин

САМОРАСКРЫТИЕ В обучении психотерапевтов центральная роль отводится установлению контактов. Более подробно я расскажу об этом в главе 7. Я считаю, что в обучении необходимо делать акцент на готовность и желание психотерапевта углублять контакт, демонстрируя пациенту

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

САМОРАСКРЫТИЕ ТЕРАПЕВТА Психотерапевтам следует раскрывать свои чувства, как попытался сделать я на сеансе с Наоми. Немногие из моих рекомендаций вызывают такое неприятие у других терапевтов, как совет как можно больше раскрываться перед пациентом. Они терпеть этого не

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

Творческое самовыражение Для того чтобы глубина и бурная энергия Посейдона выразилась в драматургии, поэзии и литературе, мужчине необходимо развить в себе архетип Гермеса. Гермес -- это вестник богов, который передает слова (и проводит души) с одного уровня на другой.

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Уверенное самовыражение Почему некоторые люди обладают каким-то природным даром - способностью привлекать к себе внимание окружающих и вызывать уважение, когда они говорят? Что заставляет других людей слушать их и уделять внимание каждому произнесенному ими слову? Это

Из книги Наши негласные правила. Почему мы делаем то, что делаем автора Уэйс Джордан

Глава 2 Целевое и системное самоопределение Целеустремленность Если у человека имеется необходимая мотивация для информационной «накачки» мозга, то построение и использование своей системы начнет со временем приносить хорошие плоды.Прогресс наступает незаметно, так

Из книги Раненый целитель: Контрперенос в практике юнгианского анализа автора Сэджвик Дэвид

Самоопределение Чтобы эффективно заниматься информационным культуризмом, полезно осознать свои индивидуальные особенности, которые сводятся к доминирующим достоинствам и недостаткам.В связи с этим полезно рассмотреть следующие теории.Теория первая – усиление

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

Глава 6. Самовыражение Чего желает ваша душа? Есть ли у вас потаенные страсти? Если в эпоху нью эйджи появилось что-то действительно новое, то явно не открытие каких-то древних, всеисцеляющих методов дальневосточных лекарей, не вера в ангелов и духов и даже не

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Самораскрытие Вся эта проблема отыгрывания связана с более широким вопросом раскрытия своего контрпереноса аналитиком. Его трудно обсуждать вне конкретного контекста. В целом, для меня лично, кажется более приемлемым ошибиться в сторону нераскрытия. Юнг, очевидно,

Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Самовыражение достойно уважения? Увлечения и хобби нужны любому человеку. Но что, если его хобби ставит под угрозу вашу любовь или просто отнимает слишком много времени?Оказывается, что хобби наших возлюбленных зачастую являются для нас, девушек, страшной головной

Из книги Код уверенности [Почему умные люди бывают не уверены в себе и как это исправить] автора Келси Роберт

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Самораскрытие Как только человек начинает обращать внимание на те многообразные пути, по которым психическое способно себя выразить, он оказывается в начале процесса самораскрытия. Можно сказать, что первый контакт с обширной неизведанной и бесконечно богатой стороной

Из книги автора

9. Самоопределение В фильме 2010 года «Социальная сеть» о создании Facebook есть сцена, происходящая в ночном клубе. Основатель Napster Шон Паркер обращается к Марку Цукербергу. Привлекательный, хорошо одетый, потягивающий дорогие коктейли, крайне уверенный в себе, он