Занятие ст гр я и моя семья. Тематическое занятие на тему «Моя семья

Ольга Транкова
Тематическое занятие на тему «Моя семья»

Тематическое занятие на тему «Моя семья » для старшего дошкольного возраста.

Цель : 1) Закрепить у детей представление о членах семьи ,родственниых отношениях в семье .

2)Развивать диалогическую речь.

3) Воспитывать у детей чувство гордости и любви, уважение, заботы о членах семьи .

Предшествующая работа : беседа о семье , просмотр фото.

Подготовка воспитателя : выставка с фотографиями,атрибуты к играм : сумка,очки, губная помада,расческа, клубок, газета, кепка, мячик.

Организация детей- 7-9 человек

Ход занятия : Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно что у вас хорошее настроение и мне хочется чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня!Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встечи!

Организационный момент :

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне повеселиться.

Читаю стрихотворение :

Есть в доме любом семейный альбом

Как в зеркле мы отражаемся в нём.

Пусть не всегда мы красивы-зато эти фото – правдивы

Храниться альбом в нашем доме,семейные снимки храняться в альбоме (показ фото) Ребята кто изображен на этой фотографии? Как можно назвать одним словом этих людей (семья ) Сегодня мы с вами поговорим о семье ! Значит семья- это мама ,папа, бабушка,дедушка,брат и сестра!Но еще бывают тети, дяди,двоюродные братья и сестры/,если у человека много родственников- значит у него большая семья !

Ребята! Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка»Моя семья » На ней представлены ваши семейные фото и мои тоже! Вот на этой фотографии изображены мои бабушки и дедушки. Они всю жизнь прожили в деревни. А вот на этой фотографии изображены мои тети и дяди! Тетю зовут Таня а дядю Владимир. Они живут в городе Вольске!

А кто хочет рассказать о своей семье (задаю вопросы)

С кем ты живешь?

Ты самый старший в семье или младший ?

Для мамы с папой ты кто?

А у тебя есть сестренка или братик?

А для бабушки с дедушкой ты кто?

Чем занимаются твои мам а и папа?

Стихотворение :

Семья должна учить любить !

Жалеть и вежливыми быть!

Когда семья такою станет ,

Другая жизнь сразу настанет!

Когда все хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно , оно наполнено радостью за каждого из нас!

Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц и поговорок!

Пословицы :

-Семья сильна , когда над ней крыша одна!

В хорошей семье ,хорошие дети растут

Родители трудолюбивы,- дети не ленивы!

Согласие и лад- в семье- клад !

Вся семья вместе так и душа на месте!

Асейчас давайте отгодаем загадки про самых воспитаных людей в вашей зизни.

Кто всегда со всеми ладитшьёт,пирог готовит,гладит

Никогда неотдыхает,ни о чём не забывает,поцелует,прилоскает,

За плохое поругает.

А потом сто раз простит.

Когда болеешь,то не спит?

(мама)

Он за меня готов сразитьсяс драконом огнедышащем,большим

И если надо будет биться

С морским чудовищем самим

Я так ценю его заботу

Я с ним как будто в ярком сне.

Жаль,в понедельник-на работу

Пора ему, и в садик мне.

(папа)

У нее уже с утра очень сложная пора

Внуков в садик разбудить

Завтрак приготовить!

И прибраться не забудь

И не хмурить брови! (Бабушка)

Бабушка – самый уважаемый член семьи ! Мы любим свою бабушку и помогаем ей!

Сейчас нам Света расскажет стихотворение :

Очень бабушку свою маму мамину люблю!

У нее морщинок много

И на лбу седая прядь

Так и хочется потрогать

А потом поцеловать!

Молодец Света! Послушайте следующую загадку :

Он такой заводной

И совсем не старый!

Он гуляет со мной

Утром по бульвару!

Он приходит за мной

В садик вечерами

Он такой озорной

С белыми усами (Дедушка)

Дедушку мы любим и уважаем! Народ сложил про него много пословиц и поговорок!

На земле выше всех- гора,в семье- дедушка !

Сила в семье- папа , мудрость в семье- дедушка !

Сейчас Петя нам расскажет стихотворение о дедушке!

У меня есть дед родной!

На груди у деда орден боевой

На работу дед ходит на завод

В нашем доме деда знает весь народ!

Следующая загадка :

Это что за девочка?

С нею я играю

Перед сном ей сказочку

Я всегда читаю

Я ее на улице

Зорко охраняю!

Я ее братишка – всем я обьясняю (СЕСТРЕНКА)

МОЛОДЦЫ РЕБЯТА! Все загадки отгадали! А сейчас давайте поиграем в игру» Какая ваша семья »(дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова – например :

Спортивная

Заботливая

Здоровая

Счастливая

Молодцы все справились с заданием!

Ребята! Забота и помощь нужна нашим родным и близким не только в трудные минуты,но и в дни радости! Давайте представим что у нас новоселье!Что значит новоселье? Мы переехали в новую квартиру!Нужно помочь разобрать семейные вещи!

Дидактическая игра»Новоселье»

Из большого чемодана дети достают вещи принадлежащие разным членам семьи и рассматривают их и называют кому они принадлежат (помада- галстук- очки-ремень-кепка- молоток- журнал-шарф и тд)

Физминутка :» Кто живет у нас в квартире?»

(дети выходят вкруг)

Кто живет у нас в квартире?

1 2 3 4 (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире (шагаем на месте)

1,2,3 4 5 (прыжки на месте)

Папа! Мама! Брат!Сестра (хлопки в ладоши)

Кошка Мурка, 2 КОТЕНКА (НАКЛОНЫ ТУЛОВИЩА ВПРАВО И ВЛАВО)

Мой сверчок, деда, бабушка и я вот и вся моя семья !

Вот и отдохнули немножко!

Ребята!А что нужно делать, что-бы в вашей семье у всех было радостное настроение (не обижаться, не сориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки,трудиться, любить друг друга,вместе отдыхать)

Психогимнастика :

Ребята а кто у вас в семье у вас добрый ? А строгий? Покажите ребята какое выражение лица у папы и мамы,когда они ругаются,а когда у них хорошее настроение (дети показывают)

Ребята,а вы заботитесь о своих родителях?

Могут ли дети лечить взрослых? (да могут! Принести чай, сказать ласковое слово и тд)

Как ласково вы называете свою маму? (нежная- ласковая- заботливая- красивая)

Как мы можем показать в семье , что мы относимся ко всем с нежностью, заботой? Давайте назовем нежно папу –маму- бабушку- дедушку (дети называют- бабулечка, деда, папулечка)

А сейчас я узнаю кто как трудиться в вашей семье !

Дидактическая игра «Кто как трудиться в вашей семье » ?

Нужно договаривать слова : папа- мама- дедушка- бабушка-брат- сестра!

Ходит на работу?

Зарабатывает деньги?

Проверяет уроки?

Ходит в магазин?

Учит уроки?

Готовит пищу?

Вытирает пыль?

Убирает дома?

Шьет (Молодцы ребята)

Ребята посмотрите что изображено на этих картинках (показываю илюстрации с изображением животных и птиц)

Как вы думаете можно сказать что на этих картинках изображена семья ? Конечно можно!

И животные и птицы испытывают чувство радости когда находятся в окружении своей семьи , потому что дети радуют своих родителей тем,тем что они подрастают, крепнут,учатся новому в жизни!

Как хорошо что у вас есть семья !Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга ,весело и дружно живут все вместе!Главное чтобы в семье всегда был мир , дружба, уважение, любовь друг к другу!

А сейчас я предлагаю вам нарисовать свою семью (дети рисуют)

Давайте посмотрим какие рисунки у вас получились (смотрю рисунки) Описываем

У всех получились хорошие рисунки!

Дорожите своей семьей , любите маму, папу,дадушку и бабушку, сестру и брата! Они самые близкие и родные вам люди!В счастливые минуты вашей жизни они порадуются за вас, в горести всегда придут к вам на помощь!

Итог : ребята о чем мы с вами сегодня говорили? Правильно о семье !Что нужно дорожить семьей ! Помните только ваши родные и близкие всегда вас поймут и простят!

Наше занятие подходит к концу ! До новых встреч!

«Моя семья»

Задачи:

Обучающие:

Формировать позитивное отношение к семье;

Формировать чувства принадлежности к семье;

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

Воспитательные:

Воспитывать желание заботиться о близких.

Развивающие:

Развивать творческое самовыражение;

Развивать чувство гордости за свою семью;

Развивать речь, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Предварительная работа:

Рисунки детей «Моя семья»;

Дети и родители изготавливают дома семейные «островки»; (фотографии, их композиции);

Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери»; «Семейные хлопоты»

Беседа: «Я и мой дом»;

Чтение Л.Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья».

Ход занятия

Организационный момент

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Виктория Юрьевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Полина, Юра…)

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю поиграть.

Психогимнастика.

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.

А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?

Сюрпризный момент: В гости пришел мишка, он грустный, потому что его мама ушла, и он остался дома один. Он хочет побыть с детками и послушать рассказы об их семьях.

Сообщение темы занятия

Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен).

По ходу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья.

С кем ты живешь?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Кто кому мама?

Кто кому сын (дочка)?

Для мамы ты кто?

А для бабушки?

Для брата, сестры?

Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)

Кто чем занимается в семье?

Кто о тебе заботится?

Как ты заботишься о других?

Развитие связной речи.

В мире нет её родней

Справедливей и добрее,

Я скажу друзья вам прямо

Лучше всех конечно?...(мама)

Скажите самые хорошие слова о маме, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?

Физкультминутка» Три медведя»

Три медведя шли домой. Дети имитируют ходьбу на месте.

Папа был большой – большой. Тянут руки вверх.

Мама чуть поменьше ростом. Наклоняются.

А малыш малютка просто. Приседают.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил. Изображают игру погремушками.

Дзынь-дзынь-дзынь

С погремушками ходил.

Этюд «Ласковый ребенок» - дети дарят свою любовь маме.

А как ты обычно называешь свою маму? (мамочка, мамуля)

А как называют вас мамы? (котик, зайчик)

А как ты называешь своего папу? (папочка, папуля)

Как называют твою маму бабушка с дедушкой? (Леночка, доченька)

Как зовут твоих бабушку и дедушку?

Как называют их твои родители? (мама, папа)

А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?

А кто из вас знает стихи о семье или о маме?

Сообщение новых знаний .

Воспитатель предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами; птица с птенцами в гнезде).

Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья. Почему?

Что чувствует кошка рядом со своими котятами?

Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?

Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них. Мамы есть у всех.

А теперь поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «кто живет у нас в квартире?»

1,2,3,4 (хлопки)

Кто живет в моей квартире?

1,2,3,4,5

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся моя семья!

Игра «Корзинка добрых дел».

Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзинку, называю доброе дело: я мою посуду, я убираю игрушки, я поливаю цветы….

Итог.

- У нас у всех есть семья. У кого-то она большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы самые счастливые дети на свете.

Ну что, Мишутка, понравилось тебе гостить у детей в детском саду? Понравились их рассказы о своей семье?

Мишутка:

Я люблю свою семью.

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю

И щенка и кошку Мусю!

Всех, кого я так люблю-

Имеют право на семью.

Спасибо вам, ребята! Мне так у вас понравилось, что я хочу угостить вас вкусными медовыми пряниками! До свидания!

Детям раздается угощение. Образовательная деятельность окончена.

Проект «Я и моя семья»

Автор проекта : педагог- психолог Сырцева Е.П.
Тип проекта: практико –ориентированный
Продолжительность проекта: 3 месяца
Участники проекта: дети, родители, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, хореограф.
Возраст детей: 5 – 6 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект
«Для чего человеку семья? Что я знаю о своей семье»
Обоснование актуальности проблемы
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности - это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека.
Родители также недооценивают значимость семейных традиций, в воспитании своих детей
Необходимость создания и реализации проекта «Я и моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта:
Способствовать самопознанию ребенка, формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи.
Задачи:
Для детей:
1.Формировать у ребёнка позитивное отношение к своему «Я»
2.Помогать ребенку осознавать свои характерные особенности, предпочтения
3.Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, особенностях поведения мужчин и женщин;
4.Сформировать представления о профессии родителей, о родословной;
5.Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшему поколению, прививать детям чувство привязанности к семье и дому, учить проявлять заботу о родных людях;
6.Развивать коммуникативные навыки детей;
7.Формировать и развивать у детей навыки творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Для родителей:
1.Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности
2.Установление тесного эмоционального контакта с ребенком через включение в совместную деятельность.
3.Поддержать интерес ребенка посредством бесед о семье, семейных традициях и т.д.
Для педагогов (воспитатель, педагог-психолог)
1.Проведение диагностической работы по выявлению знаний детей о своей семье
2.Создание условий, стимулирующих развитие творческую деятельность детей
3.Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта
4.Активизация психолого-педагогической компетентности родителей
Форма проведения итогового мероприятия проекта: досуговая
Название игрового мероприятия проекта:
- развлечение «Папа, мама, я – отличная семья»
-
Формы работы
С детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций по проекту «Я и моя семья» ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечение; конкурсы; рисование, сочинение рассказов по проекту «Я и моя семья», совместная деятельность с родителями
С родителями:
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительское собрание на тему «Счастливая семья. Какая она?»; анкетирование; развлечение «Папа, мама, я – отличная семья», видеопросмотры, совместная деятельность с ребенком
Продукты проекта:
для детей:
альбомы «Я и моя семья»
рисунки «Моя семья»
совместное развлечение с родителями «Папа, мама, я – отличная семья»
для родителей:
коллажи «Мамина профессия», «Папина профессия»
совместное развлечение с детьми «Папа, мама, я – отличная семья»
родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»
для педагогов:
Сбор и накопление материалов по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Имеют представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностях, семейных традициях
Дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких и друзей
Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями.
Для родителей:
Приобретение родителями психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей
Укрепление детско-родительских отношений
Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями
Для педагогов:
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
Оценка проекта в целях определения его актуальности.
Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
Этапы реализации проекта «Я и моя семья»:
1 этап - подготовительный (февраль).
Цель: диагностические исследования и определение перспектив.
На первом этапе, на основе проведенной диагностической работы (анкетирование детей и родителей на тему «Моя семья», проективный тест «Рисунок семьи»), будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.
2 этап - деятельностный (март - май).
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
Работа педагога-психолога с детьми включает в себя занятия по проекту, самостоятельная деятельность детей на занятиях
Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении «домашних заданий».
Работа педагога – психолога с родителями включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительское собрание по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственному воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
3 этап - завершающий (май).
Цель: Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме родительского собрания «Счастливая семья. Какая она?»

Перспективный план группового проекта «Я и моя семья» в старшей группе

Месяц Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей Совместная деятельность с родителями Консультативная информация для родителей
февраль анкетирование родителей и диагностика детей
- анкета «Что я знаю о себе и моей семье»
- «Рисунок семьи»
март
занятие 1 «Тайна моего имени»-
беседа на тему»Для чего человеку дано имя»
игра «Эхо»
игра «Ласковое имя»
игра «Объясни имя»
конкурс «Кто знает больше имен»
раскрашивание своего имени
интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»
запишите в альбом «Я и моя семья» все красивые и ласковые варианты имени ребенка
март занятие 2 «Автопортрет»
стих «Еще одно эхо»
игра «Радио»
игра «Ветер дует на»
рисунок «Мой портрет»
совместный просмотр семейных фотографий: на кого похож ваш ребенок. «Влияние родительских установок на развитие детей»
март занятие 3 «Мой внутренний мир»
беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
игра «Радио»
игра «Мне нравится»
упражнение «Ладошки»
составление рассказа с ребенком «Когда я был маленький»
в альбоме «Я и моя семья» напишите лучшие качества вашего ребенка
март занятие 4 «Моя семья»
беседа «Моя семья»
рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья
пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
рисунок «Моя семья»
совместный просмотр семейных фотографий
составление рассказа «Познакомьтесь с моей семьёй»
«Чего нельзя говорить при детях»
апрель занятие 5 «Расскажу вам о моей семье»
чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения».
игра «Мы очень любим»
беседа «Семейная фотография»
игра «Родители и дети»
мини – проект «Генеалогическое древо моей семьи»
апрель занятие 6 «Мамина профессия»
беседа «Моя мама - лучшая на свете»
игра «Как я помогаю маме»
рисование «Портрет мамы»
Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?»
сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»
изготовление коллажа «Мамина профессия» «Стили воспитания»
апрель занятие 7 «Папина профессия»
беседа «Мой папа – самый, самый»
рассматривание иллюстраций: «Папина профессия»
сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Спасатели».
дидактические игры «Назови профессии», «Кому, что нужно?»
рисование « Мой папа»
изготовление коллажа «Папина профессия»
апрель занятие 8 «Семейные традиции»
беседа «Традиции моей семьи»
рисование «Особый день моей семьи» «Традиции моей семьи»
май
развлечение «Папа, мама, я – отличная семья»
родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»

Программное содержание:

Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках как представителях определенного возраста и пола;

Продолжать формировать понятие об их гендерной идентичности, через игру, общение;

Оборудование и материалы: фотографии: детей, их членов семьи, близких родственников, семейные фотографии детей; фото-ряд: «Младенчество», «Первые полгода в детском саду»- «Прошлое», «Настоящее», «Родители на рабочем месте - будущее»; «Семейные фотографии»; погремушка, мяч.

Картинки: мужчины, женщины, девочки, мальчики. Ствол для создания «Древа нашей группы, с заранее просверленными «гнездами» для веток, на стволе уже приклеенные фотографии сотрудников детского сада, натуральные ветки; листья, вырезанные из плотной цветной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родных.

Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание фотоальбома «Моя семья», рисование: «Моя семья», «Портрет моей мамы», Выставка домашнего задания «Моя семья» (герб семьи, генеалогическое древо семьи, флаг семьи).

Ход

Дети стоят полукругом.

Воспитатель с загадочным видом:

Ребята давайте немного попутешествуем. Мы побываем в прошлом, настоящем, и в будущем.

Сначала попробуем разобраться: то, что прошло - это…(прошлое), а то, что только ещё будет - это…(будущее), а то, что есть - это…(настоящее). Чтобы отправиться в наше путешествие, нам необходимо выполнить задание, если мы выполним правильно, то мы окажемся в другом времени.

Воспитатель:

Мальчики подойдите слева к мольберту, а девочки справа.

Посмотрите здесь картинки, но они все перепутались, давайте сообща наведем порядок, расставим их по порядку, как растет человек.

Игра «Что сначала, что потом»

Дети расставляют картинки на мольбертах: «От девочки до бабушки (старушки)», «От мальчика до дедушки (старичка)».

Вопросы и ответы на них:

Воспитатель: Кто здесь самый маленький? Кто молодой? Какая девочка? Какой мальчик? Кто взрослый? Кто самый старший? (ответы детей)

Обобщает девочка: - сначала я была, малышом, стала девочкой, буду мамой, бабушкой.

Обобщает мальчик: - сначала я был малышом, стал мальчиком, буду папой, и дедушкой.

Как только выполнили задание, звучит музыка.

Воспитатель таинственно:

Мы можем отправляться в доброе прошлое, тихонечко проходим на стульчики, шепотом говорим волшебные слова: «Раз, два, три глазки сомкни, в прошлое попади!»

Видео - ряд. «Младенчество»

Воспитатель:

Вот мы и попали в прошлое, это как раз то время когда вы только родились. Может, кто узнал себя в этих малышах. (Ответы детей).

Да, это вы! Как же радовались ваши родители, когда вы появились на свет. Но перед ними встала важная задача, знаете какая?- дать вам имя. Ведь имя есть у всех и без имени нельзя. Давайте вспомним те времена, когда вы только учились говорить свое имя,

Посмотрите на себя в прошлом, когда вы только пришли в нашу группу

Видео - ряд «Первые месяцы в детском саду»

Воспитатель: А вспомнить, как вас ласково называли, поможет нам вот этот подарок из прошлого, что это?

Дети: - Погремушка!

Воспитатель: Становитесь в круг, у кого в руках погремушка, тот и говорит. Сейчас погремушка у меня. Значит, говорю я!

Игра «Скажи ласково»

Воспитатель:

Меня в детстве называли ласково: Доченька, Розочка (передаю погремушку по кругу)

Ответы детей

Звучит музыка.

Воспитатель: Прошлое остается позади, дети подрастают, узнают много нового. Пришло время отправиться дальше, скажем вместе, тихонько, волшебные слова: «Раз, два, три, повернись, в настоящее вернись».

Воспитатель: садитесь и закройте глаза.

Дети садятся на стульчики, беру зеркало. Подхожу к детям.

Игровое упражнение «У зеркала»

Воспитатель: У настоящего тоже есть подарок, открываем глазки, посмотрите, кого вы там увидели?

Дети: – Себя!

Воспитатель: – Правильно! Каждый увидел сам себя. Но каждый из вас неповторим. Ведь мы бываем разные, улыбнитесь себе!

А еще мы умеем сердиться, бывает, мы грустим, или радуемся (дети показывают мимикой разные эмоциональные состояния).

Хоть мы и разные, но у каждого есть самый близкий, дорогой человек, который вас любит, оберегает, это – мама!

Стихотворение читает ребенок.

Мама спит. Она устала.

Ну и я играть не стала

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки.

Тихо в комнате пустой

А по маминой подушке

Луч крадется золотой

И сказала я лучу

Я тоже двигаться хочу

Я бы многого хотела

Я бы песенку пропела

Я б могла похохотать

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул по мне

«Ничего - шепнул он будто, - посидим и в тишине»

Воспитатель:

Продолжаем наше путешествие отправимся в будущее.

Давайте сядем по удобнее. Скажем волшебные слова: «Раз, два, три, улыбнись будущее появись!» (говорят хором, вместе с воспитателем)

Фото-ряд «Родители на рабочем месте»

Воспитатель: Посмотрите, а вот это может быть вашим будущим. Это профессии ваших родителей. Вспомните, кем работают мамы?

Ответы детей.

Воспитатель: - А папы?

Ответы детей.

Воспитатель:

И вы вырастите, выберете себе профессию, кто то станет как, у Сережи папа полицейским, кто то водителем, охранником. А девочки - продавцом, учителем, врачом. А пока мы должны расти.

Музыка

Воспитатель:

С помощью волшебных слов вернемся в настоящее

«Раз, два, три не вертись в настоящее вернись!»

Дети таинственно повторяют волшебные слова.

Отгадайте ребус.

Воспитатель: Что здесь написано? Какая буква?

Ответы детей: (буква Я).

Воспитатель: давайте сосчитаем, сколько букв Я?

Дети: (считают)

Я Я Я Я Я Я Я –СЕМЬ-Я. (7-Я)

Воспитатель: - Молодцы!

«Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Воспитатель:

Кто знает, что такое семья?

Ответы детей: (это близкие люди, которые живут вместе).

Воспитатель:

Кто же эти близкие люди? Это?

Дети: – мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Воспитатель: А вот и посмотрим вместе, какие у вас семьи.

Видеоряд семейных фотографий.

Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографии некоторых семей.

Кого вы там видите? (ответы 2-3 детей, называют имя, отчество родителей, называют членов семьи)

Воспитатель: На семейных фотографиях, вы видите мужчин, женщин, девочек, мальчиков.

Игровое упражнение «Скажи кто может быть…»

Воспитатель: (картинки раскладываю на мольберте)

Скажите, в семье кто может быть мужчинами? (ответы детей: папа, дедушка)

Какой он? (ответы - сильный, строгий, большой…старый, мудрый, серьезный)

Кто в семье может быть женщиной? (ответы: мама, бабушка)

Какая она? (ответы: заботливая, красивая, трудолюбива… добрая, ласковая, старенькая)

Кем может быть мальчик в семье? Какой он? (ответы: сын, внук, брат…забавный, веселый)

Кем в семье может быть девочка? Какая она? (ответы: дочь, внучка, сестра…старательная, умная…)

Воспитатель:

Мужчин, женщин, девочек, мальчиков, как можно назвать одним словом? (Люди)

Игра «Кто я»

Дети становятся в кружок, воспитатель в центре. Бросаю мяч и задаю вопрос, например: Я мама, а ты мне кто? Ребенок, бросая мяч обратно воспитателю отвечает: сын (дочь)

Аналогично – папа, дедушка, бабушка, тетя, дядя.

Воспитатель:

Хорошо, молодцы вы у меня сегодня!

Вы каждый день ходите в детский сад, в нашу группу. Вам нравится здесь? (ответы)

Воспитатель: Мы все находимся здесь почти весь день. Мы дружим, уважаем друг друга, помогаем друг другу. Этим мы похожи на семью.

Привлекаю внимание на дерево.

В нашей группе выросло необычное дерево. Рассматриваем: корни ствол. Фотографии: заведующей, методиста, медсестры, логопеда, психолога, воспитателей и помощника воспитателя. Дети называют имя, отчество сотрудников.

Это «Древо нашей группы». Что мы видим (ствол). Чего не хватает? (веток)

Воспитатель каждая ветка- это ваша семья. Проходите на свои рабочие места там вы найдете веточки, помните правило «Опасно махать острыми предметами». Что может случиться? (ответы). В тарелочках листики на которые вы с вчера клеили фотографии ваших родителей и членов ваш их семей. Приклеивайте листочки на веточку. Готовые веточку мы прикрепим к нашему дереву. При этом хотелось бы услышать от вас, как зовут членов семьи, назвать их имена и отчество, кем они вам приходятся.

Помогаю готовые работы вставлять в ствол.

Отмечаю – по вашим рассказам, можно почувствовать с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим близким, родным.

Предлагаю послушать стихотворения которые дети приготовили. Как вы уже догадались- О СЕМЬЕ.

Стихи

1 ребенок

На опушке дом стоит

На столбе фонарь висит

В доме том живет семья,

Очень- очень дружная.

Папа гвозди забивает,

Сынок папе помогает,

Мама гладью вышивает,

Дочка куколку качает

Чинит дедушка сапог

Вяжет бабушка носок

Вот семья, какая

Дружная большая

2 ребенок

Семья - святое слово,

И обижать его нельзя!

В нём наши корни, наша сила,

Наши заветные слова.

3 ребенок

Каждому слово «семья» родное

В этом слове много тепла

Оно словно солнце большое,

Полно надежд и добра.

4 ребенок

Семья – это радость, тепло и уют

Семья - это дом, где тебя всегда ждут

5 ребенок

Если мир и дружба в семье,

Вами будут гордиться все.

6 ребенок

Знают взрослые и дети,

Что важней всего на свете-

Мама, папа, ты, и я-

Вместе дружная семья!

7 ребенок

Я люблю свою семью

Маму, папу я люблю

Люблю деда и бабусю

И щенка и кошку Мусю!

Всех кого я так люблю

Имеют право на семью.

Анжелика Щукина

Виды детской деятельности : (игровая, коммуникативная, продуктивная, театрализованная) .

Программное содержание :

Познание :

Формировать правильное представление о семье , роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.

Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи .

Коммуникация :

Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно ласкательных существительных;

Закреплять умение составлять предложение с опорой на вопрос и действие.

Художественное творчество :

Закрепить умение работать с бумагой и клеем.

Социализация :

Развивать творческие способности в теневом театре

Воспитательная задача :

Воспитывать положительные взаимоотношения в семье , взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи .

Словарная работа : активизация слов по теме «Семья »

Предварительная работа :

1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

2. Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.

3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи .

4. Тематическая неделя «Моя семья »

5. Изготовление книжки-малышки совместно с родителями «Моя семья »

6. Рисунки детей на тему «Моя семья »

7. Разучивание текста пальчиковой игры «Кто приехал?» и физ. минутки «Семейная зарядка»

Материал для занятия :

Ширма для теневого театра, листы А-4 с изображением дерева, фотографии близких, домик, фигурки (дедушка, бабушка, папа, мама, девочка, мальчик, бабочки на магнитах, изображение цветка на магнитной доске, клей карандаш, клеёнка, салфетка, жетоны смайлики.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель :

Утром встали малыши

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра.

Поздоровайтесь, друзья!

С кем вы сегодня пришли в детский сад?

В детском саду мы с вами очень любим играть. Давайте поиграем в нашу любимую игру «Кто приехал?»

Воспитатель :

Пальчиковая игра «Кто приехал?»

(пальцы обеих рук складываются кончиками вместе)

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец этот ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами/

Все мы вместе? /большими пальцами/

Да, да, да /хлопки в ладоши/

Воспитатель :

Так кто же к нам приехал? Как сказать одним словом? (семья )

Как вы думаете, что такое семья ?

Вывод : Семья – это дом . Семья – это мир , где царит любовь, дружба. Семья – это самое дорогое , что есть у каждого человека.

Воспитатель :

А вы хотели бы узнать больше о семье , и рассказать гостям о своих семьях . (садятся)

Ребята посмотрите, перед вами стоит домик. Но он пустой, в нём никто не живёт. Давайте заселим в этот дом семью .

Кто самый старший в ваших семьях ? (Бабушка, дедушка)

А какая она бабушка?

Как можно назвать бабушку ласково?

А дедушка у вас, какой?

А как можно дедушку назвать ласково?

Как дедушка и бабушка заботятся о вас?

Воспитатель :

Жили-были в нашем доме бабушка и дедушка. (выставляю фигурки дедушки и бабушки) Вот мы и видим начало новой семьи .

А ещё какие близкие люди есть в вашей семье ?

Что умеет делать мама?

Что умеет делать папа?

Давайте заселим маму и папу в наш дом.

Ребята, а кого ещё нет в нашем доме? Конечно детей. Какая же семья без ребятишек .

Скажите, какие должны быть дети? (дружными, заботливыми, внимательными, весёлыми)

Вот теперь в нашем доме появились дети.

Вывод : У нас получилась целая семья – большая и дружная . А ещё хочется, чтобы она была здоровая, а для этого нужно заниматься зарядкой. Покажем?

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй .

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

Воспитатель :

Вы уже много рассказали о своих семьях . А сейчас мы будем делать семейное дерево.

Подойдите к столам.

Что нарисовано у вас на листах? (дерево)

Я, разместила свою большую семью вот на этом дереве . (Показ)

Видите, корни дерева, это бабушки и дедушки. Так как они самые старшие в семье . А вот толстые веточки – это ваши мамы и папы. Тонкие веточки – это вы, ваши братья и сёстры. Только на ваших веточках пока никого нет. На столах у вас лежат фотографии ваших родных. Мне хочется, чтобы каждый из вас сделал своё семейное дерево.

Сначала намазываем сердечко с обратной стороны и приклеиваем его на дерево. Не забывайте прижать его салфеткой. Приступаем к работе.

Вывод : Приятно посмотреть на ваши счастливые семьи . Ребята у вас у каждого есть семья . У кого-то большая, у кого-то поменьше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Ваши работы оставим на столах. После занятия гости познакомятся с вашими семьями .

А сейчас мы покажем и расскажем, что умеют делать ваши близкие. (Садятся)

Теневой театр. Игра «Изобрази» (дети актёры изображают, а дети зрители узнают действие и говорят полным предложением)

Сейчас мы попробуем отгадать, что умеет делать …. (мама, папа, бабушка, дедушка)

Дети отгадывают действие, и называют его.

Например :

Мама стирает бельё.

Папа колет дрова.

Бабушка поливает цветы.

Дедушка заколачивает гвозди.

Про своих близких, вы рассказали. Но мне бы хотелось узнать, как вы помогаете своим близким. У меня необычный «Цветок добрых дел» . Я вам даю по маленькой бабочке. Подумайте, что делаете вы в своей семье .

Образец педагога : Я стираю бельё.(прикрепляет бабочку на цветок)

Дети по очереди подходят к цветку, называют действие, которое выполняют дома и прикрепляют цветок.

Вывод : Много добрых дел вы делаете. Сразу видно первые помощники в семье .

А теперь вернёмся к семье в нашем домике . Давайте для новой семьи споём нашу песенку .

«Самый лучший в мире дом

Дом, в котором мы живём.

Мама, папа, дед, бабуся,

Мы и наша кошка Муся»

(хвалю детей)

Воспитатель :

Чем мы сегодня занимались на занятии ?

Воспитатель : Ребята у меня есть смайлики грустные и весёлые. Мне очень понравилось, как вы занимались, и я беру смайлик, который улыбается. И вы ребята возьмите по одному смайлику, если занятие не понравилось – возьмите грустный смайлик, если понравилось – возьмите весёлый.

Занятие наше окончено . Давайте попрощаться с гостями.