Проективная психологическая методика. Психодиагностика: Тесты и проективные методики

Массовая культура полнится предостережениями, что «любовь живет три года», что она зла и заканчивается плохо, что любое счастье имеет свойство кончаться.

Не стоит прислушиваться к подобным высказываниям, а лучше попытаться понять, по какому сценарию должны проходить любовные отношения между мужчиной и женщиной, чтобы они наполняли человека силой, а не приводили к отчаянью.

Специалисты согласны друг с другом в том, что ядром полноценных и гармоничных отношений является ласка, близость на физическом и эмоциональном уровне, доверие и поддержка между партнерами. В статье эти признаки удобно сгруппированы в отдельные пункты, а сравнив их со своими отношениями, вы сможете понять, насколько ваша любовь имеет право так называться.

Женщины, убежденные в том, что все мужики − козлы, притягивают к себе мужчин, считающих, что все бабы − дуры. Каждый находит то, во что верит.

Читайте также:

Признаки, позволяющие гармонизировать отношения между мужчиной и женщиной

1. Взаимная готовность выслушать и поддержать . Этот признак сложно не заметить. Он выражается в том, что партнер внимательно вслушивается в то, что вы говорите, и пытается понять сказанное. Видно, что ваши эмоции и ощущения важны для него.

Причем отклик на переживания не нужно специально выпрашивать. Партнер узнает по вашей позе, мимике и тону голоса, что требуется помощь. Он, как говорят в народе, «чувствует сердцем». И для него важно, что вы делитесь этим и видите в нем опору. Так личные неурядицы становятся общими, а вместе решать их легче.

Ярким признаком того, что взаимопонимания нет, будет тот момент, когда в жизнях партнеров не происходит ничего негативного, то и скандалов не присутствует, и все гармонично. Но стоит только появиться проблемным ситуациям, как возникают вспышки раздражения и взаимные упреки.

Бывают пары, у которых подобное в порядке нормы. Это происходит по причине того, что люди боятся совершить ошибку и вызвать гнев партнера. Или их чувства настолько сильны, что они не хотят вмешивать в них близкого. Пусть это делается из благих побуждений, но помните, что игнорирование потребностей другого во внимании и поддержке чревато тем, что партнер почувствует себя бесполезным и не любимым.

Психологи советуют начинать с того, что внятно формулировать свои потребности, не строя иллюзий, что партнер угадает их самостоятельно. Без стеснения заявляйте о том, что поддержка и внимание – это базис ваших отношений.

Идеальным вариантом будет тот, в котором вы сами расскажите партнеру, какие именно элементы поддержки вам необходимы: мотивация, альтернативные решение или молчаливое выслушивание.


2. Независимость . Каждый из участников тандема может свободно общаться со знакомыми и семьей, строить планы и решать элементарные вопросы самостоятельно. То есть ваш избранник не станет новым «папой» или «мамой», которые будут постоянно контролировать.

Помните, что чем больше зависимость от другого человека, тем выше страх его потерять, а следствием этого будет то, что в отношениях необходимость обойдет желание.

Зависимость может быть удобна для одного из партнеров, или являться следствием страха или неуверенности. Вполне возможно, что она – инструмент подавления, благодаря которому человека будто привязывают «на поводок».

Если вы осознаете, что попали в эту ловушку, то важно задать себе вопросы: «Чего я лишаюсь, оставаясь в зависимости?» и «Как я раньше обходился собственными средствами?». Ответы на них помогут прояснить для себя природу этой патологии в отношениях. Напоследок всегда можно поговорить с партнером о проблеме и решать ее совместно.


3. Ощущение безопасности . Важный пункт для любых гармоничных отношений. Избранник должен с уважением относиться к вашей физической неприкосновенности. Сильная и здоровая привязанность может возникнуть только на основании безопасности.

Только в этом случае вы можете избавиться от «маски», «панциря» и быть уязвимой с партнером, который уважает вас, не пытаясь управлять. Если вы увидитесь после непродолжительной разлуки, то первой эмоцией будет радость. В целом это чувство стает лейтмотивом отношений, что основаны на доверии и безопасности.

Если этого нет, то ваши отношения можно назвать болезненными, они явно вредят вам, но прекратить их по какой-то причине вы не можете. Помните, что «страсть» — это распространенная маскировка для пустоты в отношениях, которые ранее базировались на слишком тесной связи.

Если чувства безопасности нет в настоящем, то вряд ли оно появится в будущем. Знайте, что лучшим вариантом при такой проблеме будет не пассивное ожидание, что все само собой наладиться, а откровенный разговор с избранником или совместный поход к специалисту, чтобы понять стоит ли продолжать быть вместе.

4. Развитие . Отношения между мужчиной и женщиной – это то, что нас развивает, делает лучше и заставляет двигаться вперед. Если в паре зрелые люди, то и отношения между ними здоровые, способные излечить от болезненных ран прошлого и замкнутого цикла негативного опыта. И это ощущается по тому, что вас принимают без оговорок и попыток переделать.

В случае если вы замечаете, что ваши начинания «тормозятся» близким человеком, будьте уверены, рядом с вами не тот, кто обеспечит в будущем спокойствие и свободу. Возможно, что кто-то из вас застрял в колесе прошлого и теперь боится что-то менять, дабы не нарушить хрупкое равновесие.

Решение проблемы нужно начать с понимания ее причин, а для этого лучше спросить себя откровенно о чувствах, особенно негативных, к другому человеку. И возьмите на заметку, что в любви, как в любых других сильных на эмоции отношениях, нет ничего неизбежного. Отчасти на все, что происходит с нами, мы, так или иначе, даем свое согласие, иногда сознательно, но чаще всего – нет.

5. Смело озвученное несогласие с партнером . Обладания собственной точкой зрения – это верный признак того, что отношения между мужчиной и женщиной строятся по здоровому образцу.

Если у вас нет необходимости взвешивать каждую фразу или бояться высказать свое мнение полностью, чтобы не получить в ответ неприкрытую агрессию, раздражение и крики, то это положительный знак, что вы с человеком надолго.

Уверенность в том, что вы всегда можете договориться со своим партнером, прийти к консенсусу притом, что каждый будет в равной мере услышан – это большая редкость в современном мире, где коммуникация приобретает черты и функции доминирования над другим человеком.

В отсутствии этого признака обратите внимание на самооценку вашего избранника, вполне возможно, что постоянными склоками на фоне мнений и слов, он маскирует собственную неуверенность в своей позиции. Допускайте и то, что ваша реакция, выраженная в несогласие, может принимать не совсем адекватные формы, что делает больно близкому человеку.

Перед обвинениями партнера в чем-либо, проведите самоанализ . Следует спросить себя, насколько часто вы совместно говорите о своих чувствах, или вам свойственно отвечать криком на крик, не пытаясь все обсудить мирно? Никогда не поздно обсудить все с близким человеком и попытаться найти точки соприкосновения, которые позволят каждому высказывать свои мнения, не боясь скандала.

Не нужно бояться отстаивать свои границы и решать все возникающие проблемы совместно, в первую очередь просто разговаривая друг с другом. Попытка понять того, кого любишь – это большой шаг к гармонии и миру.


Благополучные отношения с точки зрения эзотерики

Отношения между мужчиной и женщиной будут иметь максимальную гармонизацию, если это :

  • Взаимоотношения . Уровень развития таких душ практически равнозначен, другими словами − это души из одного кармического класса (Любовь − предпочитает равных).

Взаимоотношения и любовь с родственной душой − это награда Свыше, которую надо еще заслужить.

  • единая система ценностей . Единая система дает возможность взаимопонимания на уровне сердца и разума − понимать и чувствовать друг друга без слов.
  • две половинки − как одно целое . Как мужчина, так и женщина должны объединять своим сознанием друг друга до целого (единое сознание). Две половинки одного целого − образуют гармоничную пару.
  • адекватная самооценка о самом себе . Очень часто у человека возникает ошибочное мнение о самом себе и дойдя до определенного уровня, он начинает все заслуги причислять в свой адрес, забывая о том, что рядом с ним находится партнер.

Пример . У мужчины отлично идет бизнес и женщина при нем занимает какую-то дополняющею позицию, но только при наличии ее рядом − он достигает результата. Как только он (мужчина), разрывает связь со своей половинкой и «берет» себе другую даму − система рушится. Причина − завышенная самооценка.

Если мужчину и женщину сводят друг с другом Светлые Силы (Ангелы-Хранители) − это очень сильно чувствуется, в социуме им начинает везти. Партнеры начинают совместно действовать, усиливая друг друга. И если они понимают, что в этом они обязаны друг другу − то все у них будет хорошо.

Патология и искусство

Оценивая Ван Гога

Винсент Ван Гог прожил мучительную и несчастливую жизнь. Легендарным стал случай, когда художник отрезал себе ухо. Ван Гога неоднократно помещали в психиатрические лечебницы, и в конце концов он покончил с собой. Художник часто сообщал в письмах к брату о своей боли и душевных муках, описывая психические и физические мучения и галлюцинации. В течение многих лет специалисты размышляли о том, что заставляло страдать Ван Гога: расстройство настроения, шизофрения или то и другое вместе. В последнее время такая оценка заболевания оспаривается. Так, неврологи из Гарвардского университета предположили, что в действительности Ван Гог страдал от синдрома Гешвинда (Geschwind"s syndrome), известного как расстройство личности, расположенное в континууме между двух психических и неврологических расстройств - судорогами, возникающими в результате мозговой дисфункции, и эпилепсией. Ван Гог проявил многие симптомы этой болезни, включая лихорадочное рисование (гиперграфия), сверхрелигиозность и агрессию (Trotter, 1985).

Медицинские специалисты из Колорадо, наоборот, считают, что Ван Гог страдал от острой формы синдрома Меньера (Meniere"s syndrome), расстройства, которое было вызвано избыточным накоплением жидкости во внутреннем ухе. Чрезмерное давление, которое при этом возникает, может вызвать тошноту, головокружение, нарушение равновесия, боль, глухоту и ощущение постоянного шума или звона в ушах. Вполне возможно, Ван Гог отрезал себе ухо, чтобы заглушить боль. Вероятно, что и боль и другие симптомы были связаны с тяжелыми вторичными психическими проблемами, которыми может сопровождаться синдром Меньера (Scott, 1990).

<Вопросы для размышления. Если бы люди знали, что расстройства Ван Гога были связаны со средним ухом, а не являлись психическими, стали бы они относиться к нему по-другому? Почему людям интересно заниматься клинической оценкой известных людей, особенно тех, кто связан с искусством, даже спустя много времени после их смерти?>

При проведении проективных тестов от испытуемых требуется интерпретация неясных стимулов, таких как чернильные пятна или нечеткие картины, или же они получают неопределенные инструкции, например: «Нарисуйте человека». Теоретически, при таких расплывчатых намеках и инструкциях испытуемые «проецируют» аспекты своей личности на решение поставленной задачи. Проективными тестами чаще всего пользуются исследователи психодинамической направленности, чтобы оценить бессознательные проявления и конфликты, которые, как они считают, лежат в основе патологического поведения. Наиболее широко применяемые проективные тесты - это тест Роршаха, Тест тематической апперцепции (ТАТ), тесты незаконченных предложений и рисуночные тесты.



Проективный тест - тест, при котором испытуемый должен интерпретировать нечеткие стимульные материалы или реагировать на них.

Тест Роршаха. В 1911 году швейцарский психиатр Германн Роршах (Hermann Rorschach), занимаясь клинической диагностикой, пользовался чернильными пятнами.

Он капал чернила на бумагу, а затем складывал листы пополам, получая симметричные, но совершенно случайные пятна. Роршах обнаружил, что каждый человек видел в этих пятнах какие-то определенные образы.

Более того, образы, которые представляет человек, смотрящий на эти пятна, связаны с его психическим состоянием. Предполагается, что пациенты с диагнозом шизофрения, например, увидят совершенно другие образы, чем те, кто страдает от тревожности.

Роршах отобрал 10 чернильных пятен и в 1921 году опубликовал их вместе с инструкцией по применению при клинической оценке. Этот материал был назван Психодинамическим тестом чернильных пятен Роршаха. Спустя восемь месяцев в возрасте 37 лет Роршах умер, но коллеги продолжили его работу, и чернильные пятна Роршаха заняли свое место среди самых популярных проективных тестов XX века. Врачи проводят «Роршаха», как обычно называют этот тест, следующим образом: пациенту на некоторое время дается одна карточка с пятнами, и он должен сказать, что видит, чем ему представляются эти пятна или что они ему напоминают. Раньше, когда тест Роршаха только появился, применявшие его исследователи в первую очередь интересовались темами и образами, которые вызывают в сознании респондента чернильные пятна. В настоящее время исследователи обращают большее внимание на тип ответов: Воспринимают ли испытуемые изображение пятен целиком или видят детали? Обращают ли они внимание на сами пятна или на белые промежутки между ними? Используют в ответах или игнорируют тени и полутона, которые представлены на некоторых карточках?

Тест тематической апперцепции. Тест тематической апперцепции (ТАТ) - это проективный тест с изобразительными материалами (Murray, 1938; Morgan & Murray, 1935). Во время подобного теста испытуемым обычно показывают 30 черно-белых фотографий людей, показанных в некой неясной обстановке, и просят придумать историю о каждом персонаже. Нужно рассказать, что именно изображено, что привело к такой ситуации, каковы мысли и чувства персонажей и чем все это могло бы закончиться.

Исследователи, которые пользуются Тестом тематической апперцепции, считают, что испытуемый отождествляет себя с одним из персонажей, изображенных па каждой карточке. В придуманных историях люди стараются отразить свои собственные обстоятельства, потребности, выразить свои чувства, показать свое восприятие реальности и свои фантазии. Например, пациентка, участвующая в Тесте тематической апперцепции, возможно, пытается проявить свои чувства в рассказе по карточке теста, представленной на рис. 3.1. Это одно из немногих изображений в Тестах тематической апперцепции, которые разрешены к показу в учебниках.

<Рисунок 3.1. Одно из изображений, которые используются при проведении Теста тематической апперцепции. Эту женщину очень беспокоят воспоминания о матери, которую она обижала. Она сожалеет о том, как относилась к матери, воспоминания мучают ее. Эти чувства могут усилиться по мере того, как изображенная женщина будет стареть и видеть, что ее дети относятся к ней так же, как она относилась к своей матери (Aiken, 1985, р. 372).>

Тест незаконченных предложений. Тест незаконченных предложений впервые был разработан в 1920-х годах (Payne, 1928). При его проведении тестируемых просят закончить ряд незаконченных предложений, таких как «Я хочу...» или «Мой отец...». Этот тест рассматривается как хороший трамплин для обсуждения быстрого и простого пути получения тем, которые можно использовать в исследовании.

Рисуночные тесты. Принимая во внимание тот факт, что рисунок что-то раскрывает нам о художнике, исследователи часто просят пациентов нарисовать человеческие фигуры и рассказать о них. Оценка таких рисунков основывается на качестве и форме самого рисунка, твердости карандашной линии, учитывается расположение рисунка на листе, размер фигур, характерные особенности изображенных фигур, использование фона, а также замечания, которые делает тестируемый во время рисования.

<Рисуночный тест. Рисуночные тесты обычно применяются для оценки функционирования организма детей. Два самых популярных теста это «Дом-Дерево-Человек», при проведении которого тестируемый рисует дом, дерево и человека, а также тест «кинетический рисунок семьи», при котором рисуются члены семьи при выполнении каких-либо домашних дел.>

<Искусство оценки. Исследователи часто рассматривают произведения искусства как неофициальные проективные тесты, в которых художники отражают свои конфликты и психическую нестабильность. Причудливые портреты кошек, нарисованные в начале XX века Луисом Уэйном (Louis Wain), интерпретировались некоторыми исследователями как отражение психозов, которые в течение многих лет мучили художника. Другие считали такую интерпретацию неправильной и отмечали, что декоративный стиль последних работ художника явно связан с текстильным дизайном.>

Тест «Нарисуй человека» (DAP) наиболее популярен у исследователей среди тестов по применению рисования (Machover, 1949). Исследуемых просят нарисовать «человека», после того как они это сделают, их просят нарисовать другого человека, противоположного пола. Некоторые исследователи считают, что необычно крупная или, наоборот, очень маленькая голова, изображенная на рисунке, свидетельствует о проблемах в умственной деятельности, социальном поведении и контроле физиологических импульсов, а большие глаза могут указывать на сильную подозрительность или тревожность.

Ценность проективных тестов. До 50-х годов проективные тесты были самым распространенным методом оценки личности. Однако в последние годы исследователи и практикующие врачи широко используют такие тесты для сбора «дополнительных» данных (Clark, 1995; Lerner & Lerner, 1988). Одной из причин такого изменения отношения к методике является то, что практики, которые пользуются новыми типами тестов, находят проективные тесты менее ценными, чем это считают исследователи, придерживающиеся психодинамического направления (Kline,1993). Но более важно то, что проективные тесты редко проявляют высокую надежность и валидность (Weiner, 1995; Lanyon, 1984). Например, при определении надежности разные исследователи могли по-разному зафиксировать результаты проективного теста, в котором участвовал один и тот же пациент (Kline, 1993; Little & Shneidman, 1959). Подобным образом при определении валидности, когда исследователи пытаются описать личность пациента и его чувства на основе результатов проективных тестов, их выводы часто уступают сведениям, полученным психотерапевтом пациента или взятым из обширной истории болезни (Golden, 1964; Sines, 1959).

Другой проблемой валидности является то, что иногда проведение проективных тестов затрудняется с представителями национальных меньшинств. К примеру, люди при составлении рассказов о себе хотят сравнить себя с теми персонажами, которые изображены в Тесте тематической апперцепции (ТАТ), но среди фотографий, собранных в этом тесте, нет изображений представителей данной этнической группы. В ответ на возникновение подобных трудностей некоторые исследователи разработали новые тесты, похожие на Тест тематической апперцепции, но с включением изображений афроамериканцев и испанцев (Ritzier, 1996; Costantino, 1986).

Инструкция к применению

Возьмите фломастер или карандаш и заполните двенадцать предложенных на рис. 1Квадратов, повинуясь воле своей фантазии. Не следует долго раздумывать над содержанием, напротив, постарайтесь изобразить то, что спонтанно возникает в вашем сознании при взгляде на пустой квадрат или на квадраты, в которых вам предстоит дорисовать имеющееся изображение. После заполнения квадратов обратитесь к инструкции по интерпретации полученных данных. Внимательно изучив инструкцию, попытайтесь выявить черты вашего характера по рисункам.

Инструкция по интерпретации полученных данных

    Рисунок первого квадрата символизирует свое действительное отношение к себе и представление о себе. Значения рисунков:

- улыбающаяся или смешная рожицу, фигурка - хорошее чувство юмора, дипломатичность и миролюбивость натуры;

- гротескная карикатура является признаком неуживчивости, замкнутости;

- солнце означает, что вы часто претендуете на роль лидера;

- цветок – знак женственности и любви к природе;

- глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

    Рисунок второго квадрата отражает ваше отношение к миру и своему дому. Значения рисунков:

- одинокий домик, символ жилища, изображение расположено в пределах внутреннего квадрата – признак привязанности к семейному очагу, тоски по домашнему теплу:

- изображение расположено за пределами внутреннего квадрата – свидетельство беспокойного характера, обладатель которого не является домоседом;

- изображение включает внутренний квадрат и выходит за его пределы – ваши интересы пропорционально делятся между домом и окружающим миром.

    Рисунок третьего квадрата характеризует сформированность честолюбия и целеустремленности. Значения рисунков:

- стрела, летящая в цель, т.е. в мишень – у вас развитое честолюбие и вы способны упорно работать для достижения своей цели;

- дополнение рисунка другими стрелами и линиями – у вас развито честолюбие, но вы не уверены в своих силах или в правильности поставленной цели;

- изображение не похоже на символы стрелы и мишени – возможно, вы неуправляемы и мятежны.

    Рисунок четвертого квадрата характеризует общительность и коммуникабельность. Значения рисунков:

- изображено несколько объектов (например, человеческих фигурок) – общительность и наличие большого количества друзей;

- одна проведенная линия означает скрытность, сдержанность и замкнутость;

- изображение предмета правильной геометрической формы (например, кирпича) свидетельствует о склонности к меланхолии и капризам, чудаковатости.

    По рисункам пятого квадрата определяем отношение автора рисунков к вопросам пола и половой жизни. Значения рисунков:

- если в рисунке использованы параллельные линии для изображения замкнутого единства , например, фонарного столба, здания и др ., то это означает здоровое отношение к половой жизни и, возможно, регулярную гармоничную половую жизнь;

- дерево с плодами – любовь к детям;

- смещение и искажение рисунка до неузнаваемости, а также незаполненное пространство между двумя линиями – свидетельство застенчивости, излишней скромности в вопросах пола и стыдливости. Автор неохотно занимается вопросами пола, по крайней мере, не любит о них говорить.

- дуга является частью рисунка лица, фигуры человека, снеговика и др . – способность быстро и легко располагать к себе людей;

- дуга игнорируется, например, получается угловатый геометрический узор – трудность в установлении контактов, возможно у автора в отношении с обществом преобладает стремление к доминированию, власти и диктату, ревность.

    По изображению в седьмом квадрате можно сделать некоторые выводы о тревожности человека, его самооценке и уверенности в себе. Значения рисунков:

- если рисунок располагается над расположенной посередине волнистой линией , то испытуемый чувствует себя уверенно, комфортно и в безопасности;

- если рисунок располагается под расположенной посередине волнистой линией , это может быть сигналом повышенной тревожности и неуверенности в своих силах;

- утопающий или тонущий предмет повышенная тревожность и страх перед будущим;

- цепочка или линейный орнамент – сознательность, ответственность и склонность к упорному труду.

    Изображение, помещенное в пустой квадрат, означает круг интересов и личностно значимых ценностей автора. Значения рисунков:

- члены семьи (отец, мать, сестра, брат, дети) – привязанность и любовь к семье;

- пейзажи, виды природы – любовь к природе;

- автомашины, красивые дома, интерьеры жилища – стремление к обеспеченной комфортной жизни и т.д.

    По рисунку девятого квадрата можно сделать некоторые предположения о способности испытуемого работать в коллективе, о его дисциплинированности и организованности. Значения рисунков:

- симметричный узор или рисунок, полученный дополнением предложенного фрагмента квадратами или другими геометрическими фигурами – дисциплинированность, умение организованно работать в коллективе, зависимость от группового мнения;

- штриховка фрагмента темными линиями, а также несимметричная картинка с кривыми линиями – упрямство, настойчивость, склонность не признавать авторитеты.

    Рисунок десятого квадрата отражает степень конформизма автора. Значения рисунков:

- замкнутые круги – испытуемый несамостоятелен в принятии решений, нуждается в помощи и поддержке;

- рисунок с незамкнутыми кругами – независимость и целеустремленность;

- изображение человеческого уха может свидетельствовать о скрытном характере;

- изображение чайной чашки и других предметов домашнего обихода говорят о любви к семье и стремлении к поддержанию семейных традиций, о развитом отцовском и материнском чувстве.

    Рисунок одиннадцатого квадрата чаще всего дополняется в соответствии с досуговыми интересами. Значения рисунков:

- изображение настольной игры или ее фрагмента – наличие в характере духа соревновательности, азартности, напористости;

- изгородь или забор могут быть сигналом актуальных проблем и препятствий, которые в данный момент кажутся непреодолимыми;

- символ дома или домашнего обихода – хозяйственность;

- геометрический узор – прилежность, любовь к системности и порядку.

    Расположенные в двенадцатом квадрате точки пробуждают у испытуемого фантазию и по рисункам можно судить о степени развитости воображения. Значения рисунков:

Точки являются составной части картинки (цветка, муравья, рыбки, заячьего хвостика, зерна, которое клюют птицы и т.д.) указывают на развитое воображение и образное мышление;

Затушеванные точки и соединенные в круг говорят о логическом мышлении и практическом складе ума.

1.


2.


3.



4.


5.


Вопрос № 27 . Проективные методики исследования личности.

Эти методы основаны на анализе продуктов воображения и фанта­зии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. Приори­тет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов принадлежит Л. Франку, выделившему ряд общих признаков у некоторых известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга техник оценки личности. Специфи­ческие особенности проективных методик:

♦ относительно неструктурированная задача, допускающая неогра­ниченное разнообразие возможных ответов;

♦ неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испыту­емый может проецировать характерные для него личностные чер­ты, проблемы, состояния;

♦ глобальность подхода к оценке личности и, прежде всего, к выяв­лению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.

Возникая, как правило, в клинических условиях, проективные ме­тоды были и остаются в основном инструментом психолога-клиници­ста. На их теоретических обоснованиях отразилось влияние психоана­литических концепций и перцептивных теорий личности.

Недостатки.

1. недостаточная объ­ективность проективной техники,

2.несоответствие многих методик требованиям, обычно предъявляемым к психодиагностическому ин­струментарию.

3. отсутствие или неадек­ватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъек­тивизму интерпретации индивидуальных результатов, когда психолог вынужден доверяться своему «клиническому опыту».

4. в некоторых проективных методиках отсут­ствует объективность в определении показателей, часто неудовлет­ворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности. Попытки их валидизации страдают методическими не­достатками либо из-за плохой контролируемости условий экспери­мента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки.

Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность и ста­тус проективных методик практически не меняются. В первую очередь это объясняется тем, что они, по признанию психодиагностов, в мень­шей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективных методов связано с тем, что их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способы интерпрета­ции диагностических показателей и их связь с теми или иными прояв­лениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при обследовании.

Проективные методики структурирования.

Методика чернильных пятен Г. Роршаха .

Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Г. Роршахом, она впервые была описана в 1921 г.

В методике Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи яр­ко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цве­тов пастельных тонов. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление таб­лицы 1 сопровождается инструкцией: «Что это такое, на что это может быть похоже?». В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью допол­нительных вопросов стимулируют к продолжению ответов. Помимо до­словной записи ответов испытуемого по каждой карточке эксперимен­татор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеан­са диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспери­ментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относи­тельно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.

Интерпретация показателей методики Роршаха опирается на относи­тельное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных категорий. На­правления интерпретации не имеют удовлетворительного теоретиче­ского обоснования, а целиком определяются эмпирическими соотноше­ниями отдельных показателей с теми или иными свойствами личности. Так, например, трудно объяснить с научных позиций, почему использо­вание в ответах редких деталей свидетельствует о неуверенности, тре­вожности, а толкование белого фона у экстравертов - о негативизме.

В психологическом заключении по результатам методики Г. Рор­шаха обычно описываются интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности ее межличностных взаимодействий. Психолог-клиницист, составляя его, учитывает и дополнительную ин­формацию, полученную из внешних источников.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей методики Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуальным уров­нем и образованием индивида. Хотя считается, что описываемая ме­тодика применима к людям в возрасте от дошкольного до взрослого, нормативные данные изначально были получены, по большей части, в группах взрослых.

Проективные методики интерпретации.

Тематический аппер­цептивный тест. Б ыла создана еще в 1935 г. К. Морган и Г. Мюрреем . Она применяется в клини­ческой практике для диагностики неврозов и психосоматических рас­стройств.

Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таб­лиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица - пустой бланк. Каждому испытуемому дается 20 таблиц, ко­торые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностирования лиц, начиная с возра­ста 14 лет.

Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют пер­сонажи. При предъявлении пустого бланка его просят вообразить ка­кую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В про­цессе диагностирования фиксируется время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется запись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого.

Диагностика проводится в два сеанса с интервалом меж­ду ними в одни сутки. По окончании рассказов следует беседа с испытуемым, в ходе которой психолог, прежде всего, выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, ого­ворок, получает дополнительные сведения об испытуемом.

Для анализа результатов ТАТ Г. Мюррей составил перечень и под­робные описания 20 потребностей, среди которых доминантность, аг­рессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др. По­сле нахождения потребностей у героев рассказов психолог должен оценить их в баллах (от 1 до 5) в зависимости от интенсивности, дли­тельности и частоты проявления, значения для развития сюжета.

Завершающий этап обработки заключается в их ранжировании с це­лью выделения доминирующих потребностей, проявляющихся силь­нее и чаще всего на протяжении всего диагностирования (то есть во многих рассказах). По гипотезе Г. Мюррея, испытуемый идентифици­рует себя с героями рассказов; поэтому найденные потребности и их иерархия характеризуют его личность.

Каждой потребности соответствует определенное давление, ощуща­емое со стороны. Давление рассматривается пусковым механизмом потребности, необходимым для того, чтобы она стала активной доми­нантой поведения. Их взаимодействие - тема - является базовым объ­ектом психологического анализа, позволяющим описать взаимоотно­шения индивида со средой.

Тест детской апперцепции , разработанный Л. Беллаком и предназначен­ный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет. На карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморф­ных ситуациях, так как предполагается, что маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека. Эта методи­ка широко используется в практике детских психологов-консультан­тов и позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми, стра­хи, конфликты, психологические защиты.

Несмотря на то, что практическая ценность ТАТ и сходных мето­дик не подвергается сомнению со стороны клиницистов, психодиаг­носты продолжают исследования их психометрических параметров.

Мето­дика рисуночной фрустрации Розенцвейга.

Методика «рисуночной фрустрации» Розенцвейга дает меньше про­стора для фантазии и требует более простых ответов. Созданная С. Розенцвейгом на основе его теории фрустрации и агрессии, эта методика, представляет собой серию условных рисунков, на которых один персонаж произносит какие-то слова и тем самым определенным образом срывает («фрустрирует») намерения и дей­ствия другого персонажа или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации. На специально отведенном пустом месте стимульной карточке испытуемый пишет, что, по его мнению, ответил бы фрустрированный персонаж.

В соответствии с теорией фрустрации С. Розенцвейга это состоя­ние возникает у человека в тех случаях, когда он по каким-то причи­нам не может удовлетворить потребность, добиться намеченной цели. Фрустрация называется первичной (депривацией), если удовлетворе­ние потребности невозможно из-за отсутствия ее объекта. Вторичная фрустрация возникает, когда на пути к цели встречается препятствие, мешающее ее достижению.

Методика С. Розенцвейга существует в двух вариантах - для взрос­лых, начиная с 15 лет, и для детей в возрасте 4-12 лет. Она обладает относительно объективной процедурой оценки результатов и более доступна статистическому анализу, чем большинство проективных методик.

Для формализации словесных ответов испытуемых Розенцвейг пред­ложил использовать выделенные им оценочные категории. По типу реакции, отражающему доминирующее в ответе содержание, разли­чают:

♦ препятственно-доминантные реакции - препятствия, вызыва­ющие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или не­значительные;

♦ самозащитные - активность проявляется в форме порицания ко­го-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека и направлена на защиту своего Я;

♦ конструктивно-упорствующие реакции - постоянно направлен­ные на выявление конструктивного решения или выхода из кон­фликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности позитивно разрешить ситуацию, либо в форме уверенности в том, что время и ход со­бытий приведут к ее разрешению.

По направленности реакции оцениваются как:

экстрапунитивные - направленные на живое или неживое окру­жение, при этом осуждается внешняя причина фрустрации и под­черкивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;

интропунитивные - направленные на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; при этом фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

импунитивные - направленные на ослабление и преобразование «агрессивной энергии» в нечто незначительное, неизбежное, пре­одолимое со временем; при этом обвинение окружающих или са­мого себя отсутствует.

В России эта методика используется в клинической практике для дифференцированной диагностики неврозов, при прогнозировании социально-опасных действий психически больных. Широко применя­ется она и в практической работе со здоровыми людьми для прогноза поведения в трудных и конфликтных ситуациях, для предсказания эмоциональных реакций при столкновении с проблемами, для выяв­ления трудностей во взаимодействии с людьми, при анализе причин социальной дезадаптации. Адаптация и стандартизация детского ва­рианта были предложены Е. Е. Даниловой. Ею получены нормы для детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Проективные методики экспрессии.

Как известно, к ним относятся методики, в которых диагноз лично­стных свойств ставится с опорой на анализ изобразительной деятель­ности индивида. Особое внимание в таких техниках уделяется рисо­ванию человеческой фигуры.

«Нарисуй человека» Маховер.

Испытуемый получает карандаш и бумагу с заданием нарисовать чело­века. После того как он заканчивает рисунок, его просят нарисовать че­ловека противоположного пола. Пока индивид рисует, экспериментатор отмечает его реплики, последовательность, в которой рисуются различ­ные части, и другие подробности процесса рисования. За рисованием может последовать беседа, в которой испытуемого просят придумать рассказ о каждом из нарисованных людей, «как если бы он был персона­жем пьесы или романа». Затем испытуемому задается серия вопросов о возрасте, типе образования, профессии, семье и других фактах из жиз­ни изображенных персонажей.

Анализ выполнения методики «Нарисуй человека» в основном но­сит качественный характер и опирается на изучение некоторых парамет­ров рисунков. Особое внимание обращается на абсолютный и относи­тельный размеры мужской и женской фигур, их расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигур, фронтальный или профильный угол зрения, положение рук, изобра­жение одежды, наличие фона, линии основания. Учитываются такие детали рисунков, как отсутствие различных частей тела, диспропор­ция, штриховка, количество деталей, исправления и другие особенно­сти стиля.

К классу графических проективных методик относятся также методики, получившие большое распространение: «Рисунок семьи» (В. Вульф и др.), «Дом, дерево, человек» (Дж. Бук), тест «Дерево» (К. Кох), «Автопортрет» (Р. Берне) и многие другие.

При анализе методик этого класса исследователи исходят из пред­положения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпрета­ции с помощью системы эмпирически выверенных критериев.

Для методики «Дом, дерево, человек» были выделены 8 характери­стик, которые можно оценить с ее помощью. Это незащищенность, тре­вожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, трудности в общении и депрессивность. Для методи­ки «Кинетический рисунок семьи» их 5: благоприятная семейная си­туация, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценно­сти и враждебность в семейной ситуации.

Обработка результатов испытуемого заключается в подсчете сум­мы баллов всех показателей рисунков по каждой характеристике. Представив полученные суммы в процентах, можно сравнивать выражен­ность разных характеристик, выявлять доминирующие.

Описанная схема анализа результатов графических методик снижа­ет степень субъективизма в их интерпретации. Будучи дополненной информацией, полученной в ходе беседы с испытуемым, она позволя­ет даже начинающему психодиагносту давать достаточно достоверные заключения относительно личностных особенностей испытуемого.

Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях. Поэтому для таких методик значение опыт и профессионализма, беспристрастности сложно переоценить

  • · Метод цветовых выборо (адаптированный вариант цветового теста Люшера);
  • · Методика "Агрессивность" (модификация теста Розенцвейга);
  • · Методика "Завершение предложения" (на эгоцентризм)
  • · Методика Дембо - Рубинштейн (помагает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самоотношения испытуемого);
  • · Проективная методика "Завершение суждения" (предназначен для выявления склонности испытуемого к созерцательному или активному образу жизни);
  • · Проективная методика "Мини-сочинение"(направлена на предварительную оценку эмоциональной направленности испытуемого);
  • · Проективная методика "Мои праздники" (предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы);
  • · Проективная методика "Три дерева"
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Профессия"(поможет психологу и специалисту в области профориентации сделать вывод о профессиональных интересах и склонностях испытуемого);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Счастье"(направлена на предварительное исследование личности испытуемого, определение его основных терминальных ценностей-целей);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Что? Где? Когда?"(направлена на предварительное исследование личности испытуемого, определение проблемных мест в его жизни);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Эмоциональная направленность"(предназначена для оценки эмоциональной направленности испытуемого);
  • · Тест "Дом-Дерево-Человек"(предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование);
  • · Тест "Несуществующее животное"
  • · Тест "Рисунок семьи"(выявление особенностей внутри-семейных отношений, оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье);

Особенности применение проективных методик при изучении проблем подростков

При использовании этих методик в социологии исследователи делают акцент на выделении социального, а не личностного контекста, а также используют их для изучения норм, стереотипов, новообразований социального поведения людей. Применение проективных методик с использованием картинок или фотографий позволяет получить более достоверную информацию, потому что не концентрирует внимание респондентов на гипотезах, заранее заложенных в ответы на закрытые вопросы и минимизирует влияние взрослого-исследователя. К тому же, что немаловажно, дети и подростки более охотно будут участвовать в таких исследованиях.

Еще один важный момент состоит в том, что нередко респондент пользуется иной системой понятий, нежели исследователь. Конкретные объекты, к которым можно отнести понятие, у каждого из индивидов могут не совпадать. То есть выявляются очевидные недостатки, присущие количественным методам в социологических исследованиях таких, например, явлений, как стереотипы, ценности, социальные идентификации, нормы и отклонения в поведении, глубоко затрагивающих аффективный уровень респондента, или таких тем и «закрытых» взаимоотношений, как отношения подростка в семье, школе и в среде ровесников.

«Методы проективные - совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям. Данные искажения могут носить со стороны респондентов как осознанный, так и неосознанный характер».

Проективные методики создают экспериментальные ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. В них используются неопределенные, стимулы, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Эти стимулы приобретают смысл в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемыми подростками.

Как применить метод символического пространства? Стимульным материалом метода является комплект фотографий, обработанных компьютерными средствами для обеспечения сопоставимости по техническим характеристикам. Комплект фотографий формируется по итогам многократного отбора из предварительных заготовок. Символическое значение предлагаемых респонденту образов может трактоваться разными способами. Методика проводится индивидуально, в помещении с минимумом отвлекающих объектов, в достаточно высоком темпе. Для проведения исследования по методу символического пространства необходим хорошо освещенный стол, на котором могут быть разложены предлагаемые фотографии. По классификации проективных методик метод символического пространства принадлежит как к конструктивным методам - создание из оформленных деталей осмысленного целого, так и к импрессивным - предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим. Апробация метода проведена в 2006-2007гг. под руководством автора статьи исследователем Куренковой М.В. по двум актуальным темам - нормам повседневного поведения подростков и для выяснения представлений подростков о видах и источниках символического насилия. Изучить эти две темы традиционными количественными методами представляется крайне сложным, поскольку возникает проблема описания изучаемого явления доступным юному респонденту языком. Использование же в качестве инструмента исследования фотографий, иллюстрирующих различные ситуации применения символического насилия, норм-отклонений, решает эту проблему. Также применение проективной методики позволяет выявить скрытые оценки подростками и ответить еще на ряд вопросов:

  • · Как часто подростки сталкиваются с подобными явлениями?
  • · Какие из них наиболее неприятны?
  • · Какой источник подобных явлений в представлении подростков является наиболее распространенным?
  • · Какова общая поведенческая реакция подростков на данные явления?

Метод, примененный в ходе исследования, состоял в том, что респондентам предоставлялся выбор невербального материала, которым они манипулировали. Источником фотографий могут выступать доступные журналы (например, «Здоровье школьника»), « в котором множество качественных иллюстраций посвящено взаимоотношениям родителей с подростками, учителей с учениками, а также отношениям между подростками. Можно попробовать найти фото из Интернета с сайтов, посвященных психологии отношений родителей с детьми подросткового возраста или ориентированных на подростков (например, сайт детско- юношеского агентства ЮНПРЕСС).

При отборе каждого изображения учитывается ряд критериев, например при отборе фотографии при исследовании символического насилия:

  • · На фотографии должен быть изображен тот или иной вид действия, квалифицируемый как символическое насилие (по основным признакам, выделенным в качестве значимых: цель действия - подавление или принуждение, навязывание своей точки зрения; отсутствие физического насилия; действие нарушает свободу выбора объекта насилия).
  • · На фотографии должны присутствовать (или четко подразумеваться) как объект, так и субъект символического насилия.
  • · Объектом символического насилия на фото должен выступать подросток (14-17 лет), причем как юноши, так и девушки.
  • · Должны быть представлены (в равных долях) источники (субъекты) символического насилия из всех трех выделенных нами сфер - семья, школа, круг сверстников.
  • · Смысл изображенного действия должен был быть максимально однозначным.
  • · Действие, изображенное на картинке, должно происходить в обычной и понятной для подростков обстановке.
  • · Изображение должно безусловно относиться к современности.

Опрос каждого респондента необходимо проводить строго индивидуально по возможности в нейтральной обстановке, при отсутствии родителей, учителей в комнате. Процедура опроса выглядела следующим образом. Перед респондентом на поверхности стола произвольно разложены фотографии (на обратной стороне они были пронумерованы). Подростку предлагается разложить все изображения на «кучки», обращая внимание на действия изображенных на фотографиях людей. Раскладывание картинок на стопки можно представить как ответы на вопросы:

  • 1. Как ты считаешь, на каких фотографиях изображено насилие? В одну «кучку» предлагалось разложить картинки, относящиеся к насилию, в другую - не относящиеся.
  • 2. С какими из ситуаций, изображенных на картинках, ты лично сталкивался в жизни? Картинки разделялись на стопки: те ситуации, с которыми сталкивался, и те, с которыми не сталкивался респондент лично. Фиксировались также номера картинок из первой «кучки».
  • 3. На каких фото изображены часто встречающиеся ситуации? (Стопки «часто», «редко»).
  • 4. Какие из ситуаций, изображенных на картинках, вызывают у тебя неприязнь? («Вызывают неприязнь», «не вызывают неприязни»).
  • 5. Какие из ситуаций, изображенных на фото, вызвали бы у тебя желание не подчиниться, а на какие ты реагировал бы спокойно (принимал как обычные, само собой разумеющиеся и правильные действия)? («Неподчинение», «спокойная реакция, принятие, подчинение»).

Основным назначением метода является получение качественной информации - реакции на то или иное явление, его оценки. Сама процедура исследования позволяет зафиксировать комментарии респондентов к манипуляциям с изображениями, словесную оценку изображений, возможные мотивы своих решений.

По итогам выборов составляется таблица выборов. Анализ результатов проводится исследователем после опроса всей группы и количественной обработки данных. С помощью применения проективной методики - выяснения, что подростки понимают под насилием. Трактовка данного понятия, как показало исследование, во многом отличается у взрослых и подростков: подростки считают насилием применение физической силы для нанесения ущерба (также физического). Такие же виды действий, которые мы объединили в понятии «символического насилия», большинство респондентов насилием не считают, однако и подчиняться таким действиям не хотят.