Как сейчас называется город царьград. Византий, Константинополь и Стамбул–единение трёх эпох

Задача этого экзамена - оценить знания выпускников старших школ по конкретному предмету, чтобы впоследствии сформировать рейтинг абитуриентов высших учебных заведений.

Иными словами, чтобы попасть в ряды тех, кто в первую очередь будет зачислен в университет или институт, необходимо набрать наиболее высокие баллы на ЕГЭ.

Сегодня расскажем о том, как подготовиться к ЕГЭ по биологии. У него есть свои особенности, которые важно учитывать, если абитуриент претендует на достойный балл.

ЕГЭ по биологии: насколько все серьезно

Биология - предмет, который не является обязательным для всех специальностей, потому его нужно сдавать только поступающим на конкретные специальности. В первую очередь он требуется для поступления в медицинские и биологические вузы. Требования к абитуриентам необходимо выяснять непосредственно в приемной комиссии выбранного учебного заведения, также они могут быть размещены в открытом доступе на сайте вуза.

Подготовиться к ЕГЭ по биологии с нуля невероятно сложно, поскольку экзамен включает проверку знаний абитуриента, начиная с седьмого класса школы. То есть лучший вариант - учить предмет с первого дня его появления в школьном расписании, а если момент упущен - браться за подготовку как можно скорее.

Шаг 1. Выясняем глубину своих познаний в биологии

Прежде всего определитесь с тем, что из курса предмета вам уже известно. Так как подготовиться к ЕГЭ по биологии можно с помощью специальных тестов, разработанных министерством образования, они прекрасно подойдут и для предварительной диагностики знаний.

Пройдите тесты, выделите темы, которые вам хорошо известны.

Шаг 2. Составляем план

На первые строчки плана по подготовке к ЕГЭ по биологии должны попасть те темы, которые вам не знакомы или не изучены вами вообще. При этом учитывайте, что необходимо изучать их по порядку школьной программы, иначе могут возникнуть сложности.

Советы по составлению плана:

  • Используйте цветные ручки или маркеры, чтобы отдельно выделить темы, которые вами не изучены вообще, изучены частично, полностью вам знакомы. Так вы сможете увидеть "масштаб трагедии" в целом.
  • Убедитесь, что вы не пропустили ни одного раздела биологии из тех, которые вам понадобятся для сдачи ЕГЭ.
  • Когда план подготовки составлен, проконсультируйтесь с преподавателем. Возможно, он даст рекомендации по его усовершенствованию.

Шаг 3. Заполняем пробелы в соответствии с планом

Так по биологии все равно не удастся в силу объемного материала для изучения, необходимо заниматься постепенно: ежедневно, методично, следуя составленному плану. Лучше уделять подготовке по несколько часов ежедневно, чем несколько суток без перерыва непосредственно перед экзаменом.

Чтобы подготовиться к ЕГЭ по биологии, год - срок вполне реальный, но если времени катастрофически мало или слишком много не изученных вами тем, то изучите самое главное в каждой теме: общие определения, основные термины. Закрепите эти знания, чтобы они не перемешались в голове. Затем наращивайте "скелет": подучивайте другие материалы по этим же темам. Таким образом вы сможете избежать ситуации, когда вы идеально выучили, условно говоря, один раздел из пяти, и потому правильно ответили только на пятую часть вопросов. Базовые знания в каждом из разделов позволят сориентироваться и дать больше правильных ответов.

Шаг 4. Совершенствуем знания

Закрепляйте пройденный материал после каждой изученной темы. Особенно актуален этот совет для тех, кто начал подготовку к экзамену заранее - за год или больше. Если тема была вами изучена несколько месяцев назад, скорее всего, сейчас вы могли многое забыть. Перечитывайте учебники, конспекты, проверяйте свои знания теми же подготовительными тестами. Это поможет поддерживать необходимый уровень.

Казалось бы, для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно только учиться. Это действительно так, но кроме этого есть множество лайфхаков, облегчающих процесс подготовки. Так как самому подготовится к ЕГЭ по биологии? Воспользуйтесь следующими советами:

  • Начинайте готовиться заранее. В идеале - за год или даже два. Практика показала, что наивысшие баллы были набраны абитуриентами, которые начали подготовку перед десятым классом.
  • Учите постепенно, чтобы не образовалась известная многим выпускникам каша в голове.
  • Изучайте не только текст, но и рисунки, диаграммы, инфографику. ЕГЭ по биологии предполагает, что абитуриент знает строение внутренних органов человека, насекомого, животного какого-либо вида, а также строение растений. Некоторые задания включают в себя требование описать это.
  • Используйте Интернет для подготовки: посмотрите познавательные видео по биологии, научные фильмы. Важно выбирать материалы для учебы внимательно: они должны предоставлять максимально достоверную информацию. В противном случае вы просто потратите время напрасно, а впоследствии даже можете сделать много ошибок во время сдачи экзамена.

  • Учитывайте то, как удобно учиться именно вам: ваше индивидуальное время мозговой активности, способ ведения конспектов (если вы их ведете), индивидуальные особенности запоминания информации.

На последнем остановимся подробнее.

Методы запоминания информации

Используйте свои индивидуальные особенности запоминания информации. Они помогут как быстро подготовиться к ЕГЭ по биологии, так и станут прекрасной тренировкой памяти.

Если вы визуал (то есть человек, который лучше воспринимает визуальную информацию), сделайте мнемокарточки. Для этого вырежьте из плотного картона прямоугольники удобного для вас размера и напишите на них основные понятия из каждой темы по биологии. Можно также использовать схемы, рисунки, цветные ручки или фломастеры - главное, чтобы вам было удобно и понятно. Носите эти карточки с собой и пересматривайте в свободную минуту.

Аудиалам (людям, который лучше воспринимают информацию на слух) подойдут аудиолекции по предмету. Скачайте их себе на телефон и прослушивайте посредством наушников в свободное время. Желательно не во время пребывания на улице, так как есть опасность сильно сконцентрироваться на прослушиваемом материале и не заметить машину на проезжей части. Если не нашли подходящих лекций, попробуйте записать их на диктофон самостоятельно.

Заключение

Вопрос о том, как подготовиться к ЕГЭ по биологии, волнует многих абитуриентов, а особенно медицинских вузов, поскольку там обычно большой конкурс. Если вы будете следовать вышеприведенным рекомендациям, то сдать экзамен будет значительно проще.

Экзамен по биологии включает себя обширный материал по программе 7-11 классов. Сегодня мы расскажем, как подготовиться к ЕГЭ по биологии и систематизировать свои знания к экзамену.

ЕГЭ по биологии 2015

Работа состоит из 40 заданий. 25 заданий первой части требуют выбора правильного ответа и записи его в виде цифры, 8 заданий — записи в виде последовательности цифр (3 вопроса на множественный выбор, 4 — на установление соответствия, 1 — выявление последовательности процессов или явлений).

7 заданий второй части требуют развернутого ответа.

18 вопросов относятся к базовому уровню (максимальный первичный балл — 18), 15 — к повышенному (максимальный балл — 23), 7 — к высокому (максимальный балл — 20).

  • Биология как наука. Методы научного познания.
  • Клетка как биологическая система.
  • Организм как биологическая система.
  • Система и многообразие органического мира.
  • Организм человека и его здоровье.
  • Эволюция живой природы.
  • Экосистемы и присущие им закономерности.

На работу отводится 180 минут

Изменение в ЕГЭ по биологии 2015

Количество заданий сокращено с 50 до 40 заданий. Сократились вопросы на выбор одного ответа: с 36 до 25. Возросло количество вопросов, требующих полного ответа (7).

Подготовка к ЕГЭ по биологии

Объем теоретических знаний, необходимый для того, чтобы сдать экзамен по биологии достаточно обширен. Перед ЕГЭ его необходимо систематизировать. Предлагаем алгоритм подготовки:

  • Изучите кодификаторы и спецификации (их можно найти ).
  • Повторяйте вопросы с помощью пособий и методичек. Можно порекомендовать следующие издания:
    • Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным экзаменам. Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова
    • Биология полный курс» В 3-х томах (Анатомия, Ботаника, Зоология). Билич Г.Л., Крыжановский В.А.
    • Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы» А. А. Каменский, Н. А. Соколова, М. А. Валовая
  • Составляйте опорные конспекты по вопросам. Они должны быть четкими и краткими, составляйте схемы и диаграммы (постарайтесь повесить их на видное место, чтобы периодически прочитывать).
  • Смотрите научно-популярные фильмы. Они расширяют кругозор и в доступной форме преподносят материал.
  • Регулярно решайте тесты. Задания лучше брать из Открытого банка заданий, размещенного на сайте

Константинополь (Царьград) - одна из древних столиц мира. Константинополь - исчезнувшая столица исчезнувшего государства - Византийской империи (Византии). О былом величии Константинополя напоминают памятники византийской архитектуры, которые находятся в .

Константинополь (Царьград) - столица Римской империи, затем Византийской империи - государства, возникшего в 395 г. при распаде Римской империи в её восточной части. Сами византийцы называли себя римлянами - по-гречески «ромеями», а свою державу «Ромейской».

Где находится Константинополь? В мае 1453 г. турецкие войска захватили столицу Византии. Константинополь был переименован в Стамбул и стал . Таким образом, древняя столица Византии Константинополь исчезла с политической карты мира, город же не перестал существовать в реальности. На политической карте вместо Константинополя появился .

Основание Константинополя. Константинополь (Царьград средневековых русских текстов) был основан римским императором Константином I (306 - 337) в 324 - 330 гг. на месте возникшей около 660 г. до н. э. на европейском берегу пролива Босфор мегарской колонии Византий (отсюда название государства, введённое гуманистами уже после падения империи).

Перенесение столицы Римской империи из Рима в Константинополь. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь, состоявшееся официально 11 мая 330 г., было обусловлено его близостью к богатым восточным провинциям, благоприятным торговым и военно-стратегическим положением, отсутствием здесь оппозиции императору со стороны Сената. Константинополь, крупный экономический и культурный центр, не избежал массовых народных восстаний (наиболее значительное - «Ника», 532 г.).

Расцвет Константинополя. Константинополь при Юстиниане I (527 - 565). Статуи Юстиниана в Константинополе. Расцвет Константинополя связан с императором Юстинианом I. В столице было множество посвященных ему статуй, однако они не сохранились и известны только по описаниям. Одна из них представляла императора на коне в образе Ахиллеса (543 - 544 гг., бронза). Сама статуя и поднятая правая рука Юстиниана были обращены на Восток как «вызов» и предупреждение персам; в левой император держал шар с крестом - один из атрибутов власти басилевсов, символ могущества Византии. Статуя находилась на форуме Августеон, между воротами Большого дворца и храмом св. Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе. Значение названия храма. Собор Святой Софии в Константинополе - самый знаменитый храм Византии - построили архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета по приказу Юстиниана I за пять лет, и 26 декабря 537 г. храм был освящен. «Святая София» означает «святая премудрость», что согласно богословской терминологии означает «святой дух». Храм не был посвящен святой по имени София, это - синоним «божественной мудрости», «слова божьего».

Архитектура собора Святой Софии в Константинополе. Внутреннее убранство храма. Мозаики собора Святой Софии. Архитектурный образ святой Софии символически приближает его к образу вселенной. Подобно небосводу, он как бы «свисает» вниз от невидимой, вне мира находящейся точки. По словам византийского писателя Прокопия Кесарийского (5 - 6 вв.), купол храма Святой Софии «кажется… золотым полушарием, спущенным с неба». Замечательно внутренне убранство храма. В 867 г. апсиду храма Святой Софии украсили фигурой сидящей Богоматери с младенцем и двумя архангелами. Античной чувственностью, не византийским аскетизмом, и вместе с тем одухотворенностью проникнуто лицо Богоматери. Вход в храм предваряла мозаичная сцена (конец 11 в.), в которой император Лев VI Мудрый (866 - 912) был представлен коленопреклоненным перед Христом. Так он падал ниц всякий раз во время церемонии своего входа в собор. Ритуальный характер сцены выражен в самой ее идее - передать связь императора с богом. Император преклонялся перед Христом как его земной преемник.

Интересный факт о мозаике собора Святой Софии. Мозаики храма Святой Софии - источник для изучения повседневной истории византийского императорского двора. На мозаике 12 в. императрица Ирина выглядит бесстрастно, изображена согласно моде того времени, её лицо покрыто толстым слоем косметики, брови - подбриты, щеки - сильно нарумянены.

Константинополь в 7 - 11 веках. Ипподром в Константинополе. Бронзовая квадрига императорской ложи на ипподроме. Несмотря на экономический спад, который переживала Византия с конца 7 в., хозяйственное значение столицы возрастало. Поскольку большая часть византийских городов аграризовалась, торгово-ремесленная деятельность сосредоточилась преимущественно в Константинополе. До конца 11 в. он политически и экономически господствовал над страной. Басилевсы украсили свою столицу многочисленными статуями на площадях, памятными триумфальным арками и колоннами, храмами и увеселительными сооружениями. Так, императорская ложа на ипподроме (длина - 400 м, ширина около 120 м, вмещал до 120 тыс. зрителей) была украшена бронзовой квадригой, впоследствии перевезенной в Венецию, где она и поныне стоит над порталом собора св. Марка. Арабский географ 11 в. Идризи сообщает, что на ипподроме, кроме знаменитой квадриги, стояли также в два ряда очень живо исполненные бронзовые статуи людей, медведей и львов, там же находились два обелиска. И европейцы «глядели на императорское Игралище как на чудо, когда они его видели» .

Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. В 12 ст. начался упадок ремесла и торговли города, обусловленный проникновением в Константинополь итальянских купцов, которые поселились в одном из его районов - Галате. В апреле 1204 г. Константинополь был взят и разграблен участниками IV Крестового похода (1202 - 1204). Только из храма Святой Софии, как сообщает очевидец событий, были вывезены «священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которыми были обложены кафедры, притворы и врата». Войдя в азарт, крестоносцы, рыцари Христа, заставили танцевать на главном престоле, пишет очевидец, обнажённых женщин и ввели в церковь мулов и коней, чтобы вывезти награбленное.

Константинополь - столица Латинской империи. В том же, 1204 году, город стал столицей созданной крестоносцами Латинской империи (1204 - 1261), экономическое господство в нём перешло к венецианцам.

Константинополь в 1261 - 1453 гг. Восприятие византийцами ислама. В июле 1261 г. византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоевали город. До середины 14 в. Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в нем захватили венецианцы и генуэзцы.

С конца 14 в. столицей не раз пытались овладеть турки. И при этом византийцы сдержанно относились к исламу. В Константинополе и под его стенами воздвигались мечети и исламские мавзолеи. Да и сами византийцы сначала думали, что ислам - это разновидность христианской ереси, что он мало чем отличается от несторианства и монофизитства, идейных течений в восточных провинциях империи.

Взятие Константинополя турками в 1453 г. Памятники архитектуры византийского времени в Стамбуле - бывшем Константинополе. В мае 1453 г. после длительной осады турецкие войска заняли город. Константинополь был переименован в От византийского времени в современном Стамбуле сохранились остатки крепостных стен, фрагменты императорских дворцов, ипподрома, подземные цистерны. Большинство культовых сооружений были приспособлены под мечети: храм Святой Софии сегодня - это мечеть Айя-София, базилика св. Иоанна Студита (Эмир Ахор-джамиси, 5 в.). Церкви св. Ирины (532 г., перестроена в 6 - 8 вв.), св. Сергия и Вакха (Кючюк Айя-София, 6 в.), св. Андрея (Ходжа Мустафа-джами, 7 в.), св. Феодосия (Гюль-джами, вторая половина 9 в.), Мирелейон (Будрум-джами, первая половина 10 в.), св. Федора (Килисе-джами, вторая половина 11 - 14 вв.), храмовой комплекс Пантократора (Зейрек-джами, 12 в.), церковь монастыря Хора («за городскими стенами») - Кахрие-джами (перестроена в 11 в., мозаики начала 14 в.).

С взятием турками Константинополя его история, как и история Византии, была окончена, история Стамбула и Османской империи только начиналась.

Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.

Был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции . На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.

История

Константин Великий (306-337)

В 324 году , после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство - перестроен ипподром , построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов , строятся крепостные стены , со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

Разделённая империя (395-527)

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии , который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме .

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира . Его даже стали называть просто Город .

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( - иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul - ыста́мбул) появляются в арабских , а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν ), «ис тин пόлин» - «в город» или «к городу» - является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в -741 годах начинается период иконоборчества , который продлится до середины IX века , уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонянах и Комнинах

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии ( -). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами - болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами , расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа - своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия .

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в г. произошло разделение христианской церкви , а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия , в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года , когда началось нашествие турок-сельджуков , империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов ( -) Константинополь переживает последний расцвет - правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек . Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате .

Падение

Константинополь стал столицей нового сильного государства - Османской империи .

Отрывок, характеризующий Константинополь

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.