Материал для сдачи егэ по биологии. Материал на тему: Проблемы, формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии

Как самостоятельно готовиться к ЕГЭ по биологии? Такой вопрос задают себе многие. Ведь репетиторские услуги – это довольно дорого, особенно для тех, кто не в Москве, а в регионах. Как преподаватель биологии с многолетним стажем, могу сказать: да, можно подготовиться к ЕГЭ по биологии самостоятельно.

Но есть ключевой момент: подготовка к ЕГЭ по биологии самостоятельно возможна, если старшеклассник умеет организовывать себя. Если он может сам составить план и следовать ему.

Ведь есть школьники, которые без внешнего контроля - родительского, преподавательского, учительского - не могут себя организовать. Им трудно выработать план действий. Таким детям обязательно нужен педагог, нужно третье лицо, которое будет их регулировать и направлять.

С чего начать самостоятельную подготовку к ЕГЭ по биологии?

Сейчас и на сайте ФИПИ, и в книжных магазинах можно найти классификатор тем ЕГЭ по биологии, установленный ФИПИ. По этому плану и нужно готовиться. Причем тема может быть очень большой. В ней могут быть подразделы, и все их нужно пройти, проштудировать, выучить.

Сразу после изучения темы решаем тематические тесты. Есть множество сборников тренировочных заданий именно в формате ЕГЭ. Их надо решать как можно больше. Главное - практика.

Даже если вы готовитесь к ЕГЭ по биологии самостоятельно - хорошо, когда есть с кем посоветоваться, определить, сколько времени уделять каждой теме. Все темы ЕГЭ по биологии разные! Есть очень большие, глобальные. Например, зоология или ботаника, где объем материала огромен.

Как рассчитать время самостоятельной подготовки к ЕГЭ по биологии?

Если вы начали готовиться в 11 классе, в сентябре, - у вас почти 9 месяцев на подготовку. Но при этом придется убрать из них месяц–полтора на какие-то непредвиденные обстоятельства: не смог сесть за учебники, или заболел, или праздники, или в школе слишком много задали. И остается где-то 7 с половиной месяцев. Выделите месяц-полтора на проработку именно вариантов ЕГЭ по биологии. А остальное время распределите на изучение теории, тематические тесты и задания.

Чем могут помочь родители в самостоятельной подготовке к ЕГЭ по биологии?

Прежде всего - родители знают и понимают своего ребенка. Они могут оценить, нужен ли репетитор, или курсы, или их старшеклассник настолько организован, что может подготовиться к ЕГЭ по биологии сам.

ЕГЭ по биологии выбирают те, кто хотя бы примерно представляет, куда поступать. Причем это серьезные специальности - медицина, психология, ветеринария. ЕГЭ по биологии не сдают “просто так”, чтобы что-то сдать. И лучше с родителями обсудить, куда поступать, на какие направления, насколько это реально. Потому что замахнуться на самостоятельную подготовку к ЕГЭ по биологии и потом ее не вытянуть - может быть очень обидно.

Начиная подготовку к ЕГЭ по биологии, определите, сможете ли вы сами составить план работы и следовать ему. Сможете ли распределить время на прохождение внушительного объема теоретического материала. Найдите способы проверки своих знаний. Или - выбирайте, пока не поздно, качественные курсы ЕГЭ по биологии. Этот вариант - беспроигрышный.

Как сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов? Этот вопрос задаёт себе каждый 20 выпускник школы. Как ни странно, но итоговое испытание по данному предмету - одно из самых сложных.

Первая причина - большой объём знаний, порядка 500 тем. ЕГЭ по биологии рассчитан на проверку знаний, полученных за 6 лет обучения: курс начальной школы («Окружающий мир» и «Природоведение»), «Ботаника» (изучается в средней школе), а также задания по анатомии и генетике.

Вторая причина - большой разрыв между реальной биологической наукой, которая развивается стремительно, и тем, что преподают в школе. Выпускники, которые готовятся к ЕГЭ самостоятельно и выбирают для подготовки к ЕГЭ актуальные, по их мнению, сборники и учебники, могут не набрать желаемых баллов на экзамене.

Сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов - это целая наука. Кстати, тоже относится и к подготовке в Всероссу по биологии. Наука, которой могут научить только специалисты в области ЕГЭ или подготовки к олимпиадам - это может быть школьный учитель биологии или репетитор. Но, найти хорошего непросто. Как подобрать репетитора по биологии? Какие вопросы должны задать родители кандидату в репетиторы?

ПЕРВЫЙ ВОПРОС: «Какое у вас образование?

Однозначно, у репетитора по биологии должно быть . С одной стороны, он углубленно изучал профильный предмет - биологию, с другой - прошел курс педагогики. Курс педагогики очень важен для будущих учителей. Выпускники такой программы владеют методикой преподавания, умеют объяснять самые сложные темы на простом доступном для детей языке. Педагогов учат налаживать контакт с обучающимися, находить подход и к капризным и ленивым, гиперактивным и детям с определёнными нарушениями.

ВТОРОЙ ВОПРОС: Где вы работаете (работали)?»

Почему важно задать этот вопрос? За последние 30 лет содержание учебников по биологии практически не изменилось, в то время, как биологическая наука ушла далеко вперёд.

Как результат, ученик, занимающийся по новым пособиям с продвинутым преподавателем, может набрать низкий балл на ЕГЭ. Так как в критериях оценивания ЕГЭ по биологии заложены каноны, которые были актуальны 20-30-лет назад. Согласно статистике, именно по этой причине победители вузовских олимпиад, Всероссийской олимпиады по биологии часто не добирают баллы на ЕГЭ. Олимпиадные задания всегда шагают в ногу со временем, так как их формируют преподаватели, ученые - специалисты, которые в том числе занимаются популяризацией новых исследований и открытий.

Поэтому, если вы нацелены набрать высокий балл на ЕГЭ по биологии, выбирайте школьного учителя. Если ваша цель - победа во Всероссе по биологии и получение льготы при поступлении в вуз, отдайте предпочтение репетитору из вуза.

ТРЕТИЙ ВОПРОС: «Сколько лет вы занимаетесь подготовкой выпускников к ЕГЭ по биологии? или Какой у вас опыт работы по подготовке учащихся к всероссийским олимпиадам?»

Репетитор должен хорошо разбираться не только в своем предмете - биологии. Он должен быть знаком с актуальными правилами и процедурой проведения ЕГЭ по биологии. По этой причине родители чаще обращаются к школьным учителям. Школьный учитель биологии знаком с процедурой проведения ЕГЭ, знает задания, в которых выпускники чаще делают ошибки. Все изменения по проведению итоговой аттестации первыми узнают учителя образовательных учреждений. Например, в 2016 году в ЕГЭ по биологии выпускники выполняли 40 заданий. В 2017 году число заданий сократилось до 28, а время наоборот увеличилось с 3 до 3,5 часов. А ещё появились новые типы вопросов: задание со схемой и таблицей, генетическая задача, графические задания и т.д. Как видите, только репетитор, владеющий актуальной информацией, сможет подготовить стобалльника.

Если вы ищите репетитора для подготовки к олимпиадам по биологии, он обязан знать порядок проведения всероссийской олимпиады школьников. А нюансов там много. Так, в школьном и муниципальном этапах чаще попадаются задания школьной программы, а для всероссийского этапа экспертами разрабатываются новые и оригинальные по содержанию задания, опережающие и даже противоречащие школьной программе.

Репетитор, который не первый год, работает с олимпиадниками, знаком со всеми нюансами проведения олимпиады. И часто этим лучшим репетитором оказывается вузовский преподаватель. Кстати, именно вузовских преподавателей привлекают к разработке олимпиадных заданий.

ЧЕТВЁРТЫЙ ВОПРОС: «Как будут проходить занятия?»

Учителя по биологии сходятся во мнении, что к ЕГЭ необходимо начинать готовиться с 8-9 класса. Иначе выпускнику придется вспоминать большой объём информации: ботанику, зоологию, анатомию, экологию и общую биологию. Если, выпускник уже сдавал ОГЭ по биологии и не первый год занимается биологией, для подготовки к ЕГЭ по биологии хватит и двух занятий в неделю. Если биологию решили сдавать только в 11 классе, придется практически заново изучать большое количество материала за год, потребуется 3-4 занятия в неделю. Очень сложно подготовить с нуля стобалльника по биологии за год. Поэтому, такого рода обещания репетиторов должны насторожить родителей.

Занятия должны проходить согласно индивидуальному образовательному плану учащегося. Кстати, при наличии такого плана и родителям будет легче контролировать успеваемость ребёнка.

Обязательно уточните вопрос с домашними заданиями. Репетитор должен задавать много работы на дом, обязательно проверять домашние задания и разбирать на занятиях ошибки.

ПЯТЫЙ ВОПРОС: «Какие УМК и дополнительные материалы вы используете при подготовке к ЕГЭ по биологии? или Какую литературу и интернет-ресурсы вы используете при подготовке школьника к Всероссу по биологии?»

Оригинальная методика - это конечно хорошо, но при этом важно опираться на проверенные и рекомендованные Минобром УМК.

А проверить это просто. Найдите в сети последнюю редакцию федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования. Если предложенного репетитором УМК нет в данном списке, это должно вас насторожить. Из интернет-ресурсов обязательно должны быть упомянуты: сайт «ФИПИ» , официальный портал ЕГЭ .

Также и для подготовки к Всероссам: рекомендованные Минобром УМК; методические пособия, издаваемые биологической олимпиадой школьников; методические пособия с вопросами и ответами Всероссийской олимпиады по биологии прошлых лет от крупных издательств (например, Серия 5 колец. Биология. Всероссийская олимпиада от «Просвещения»).

Какие сетевые ресурсы может указать хороший репетитор для подготовки к олимпиадам по биологии? Организаторы Всеросса по биологии рекомендуют использовать задания олимпиады по биологии прошлых лет с официального сайта Всеросса (http://www.rosolymp.ru), с официального сайта Международной биологической олимпиады (www.ibo-info.org). Разделы, посвященные разбору олимпиадных заданий, есть на сайтах крупных издательств. Например, на сайте издательства «Дрофа»: www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/other

ШЕСТОЙ ВОПРОС: «Сколько 100-балльников по биологии вы подготовили? или «Сколько ваших учеников стали призёрами, победителями Всеросса по биологии?»

Статистика - вещь неумолимая. Если ваш репетитор не может похвастаться своими учениками, где гарантия, что он поможет вашему ребёнку. Не поленитесь, спросите телефоны бывших учеников, поговорите с ними.

Первому заданию соответствует первый раздел в кодификаторе, который без проблем можно найти на сайте ФИПИ.

Называется раздел «Биология как наука. Методы научного познания». Что же это значит? Конкретики здесь никакой нет, так что включать он, по сути, может все что угодно.

В кодификаторе можно найти список элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ. То есть там перечислено все, что необходимо знать для успешного выполнения задания. За правильное выполнение можно получить 1 балл.

Приводим их ниже для ознакомления:

  1. Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.
  2. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
  3. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
  4. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

Выглядит очень сложно и непонятно, однако, в процессе подготовки вы все равно ознакомитесь со всеми этими темами, их не нужно учить для отдельного задания.

Разбор типовых заданий №1 ЕГЭ по биологии

Просмотрев все предложенные открытым банком задания, можно выделить для себя две классификации заданий: по тематическому разделу и по форме вопроса.

По тематическому разделу

Если расположить в порядке от большего количества к меньшему, то получится:

  • Ботаника
  • Анатомия человека
  • Цитология
  • Общая биология
  • Генетика
  • Эволюция

Разберем примеры заданий к каждому разделу.

Ботаника

Рассмотрите предложенную схему строения органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Стебель, почки и листья вместе составляют наземную часть растения- побег

Ответ: побег.

Анатомия человека

Рассмотрите предложенную схему строения скелета верхней конечности. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

К свободной верхней конечности относится рука. Если пока не вдаваться в подробности с костями, которые ее составляют, то нужно просто запомнить три отдела: плечо, предплечье, кисть.

Плечо начинается плечевым суставом, а заканчивается локтевым суставом.

Предплечье, соответственно, должно заканчиваться локтем, а начинается от запястья включительно.

Кисть-косточки, составляющие ладонь и фаланги пальцев.

Ответ: плечо.

Цитология

Во-первых, нужно ознакомиться с понятием «цитология», чтобы понимать, о чем идет речь.

Цитология - раздел биологии, изучающий живые клетки, их органеллы, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти. Также используются термины клеточная биология, биология клетки.

Слово «цитология» включает в себя два корня из греческого языка: «цитос» — клетка, «логос» — наука, как и в биология- «био»-живой, «логос»- наука. Зная корни, можно легко собрать определение.

Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Из данной схемы становится понятно, что органоиды делятся по количеству мембран на три типа. Здесь к каждому типу выделено всего одно окошко, но это не значит, что каждому типу соответствует лишь один органоид. Кроме того, у растительной и животной клетки есть различия в строении клеток.

У растений, в отличии от животных, имеются:

  • Клеточная стенка из целлюлозы
  • Хлоропласты, необходимые для фотосинтеза
  • Крупная пищеварительная вакуоль. Чем старше клетка, тем больше вакуоль

По количеству мембран органеллы делятся:

  • Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы.
  • Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).
  • Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.

В схеме вопрос стоит о двумембранных органоидах. Мы знаем, что к двумембранным относятся митохондрии и пластиды. Рассуждаем: пропуск всего один, а варианта два. Это не просто так. Нужно внимательно перечитать вопрос. Есть два типа клеток, но нам не сказано, о каком идет речь значит, ответ должен быть универсален. Пластиды характерны только растительным клеткам, следовательно, остаются митохондрии.

Ответ: митохондрии, или митохондрия.

открытом банке указаны оба варианта)

Генетика

Опять же, обратимся к определению:

Гене́тика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Разобьем определение на определения:

Наследственность-Совокупность природных свойств организма, полученных от родителей, предшественников.

Изменчивость - разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм.

Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Раз в понятие изменчивости вложено свойство приобретать отличия от родительских форм, то это дает нам термин «наследственности». У здорового человека 46 хромосом. 23 достаются от мамы,23 от папы. Значит, ребёнок-комбинация признаков, приобретенных от родителей, притом, мама и папа тоже несут в своем генетическом коде признаки своих родителей. В ходе перестановок какие-то проявляются у потомства, а какие-то могут быть просто перенесены в геном. Те, что проявились-доминантные, а те, что просто прописаны в геноме- рецессивные. Крупных изменений на фоне целого вида такая изменчивость не несет.

Ответ: комбинативная.

Эволюция

Эволюция в биологии — необратимое историческое развитие живой природы.

Она направлена на выживание видов. Не нужно думать, что эволюция-лишь усложнение организма, некоторые виды пошли по пути дегенерации, то есть упрощения, чтобы выжить.

У биологического регресса, очевидно, вариантов нет. К регрессу пришли те, то не смог приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды, а значит, вымер. Биологи знают, что выживает не сильнейший, а приспособленнейший.

У биологического прогресса три пути, начнем с простого:

Приспособиться — главная цель. По-другому «приспособиться» можно сказать «адаптироваться».

Следующий путь — идиоадаптация.

Идиоадаптация — приобретение полезных признаков для жизнедеятельности.

Или же по-научному: Идиоадаптация - направление эволюции, заключающееся в приобретении новых признаков при сохранении уровня организации предковых форм.

Все знают, как выглядит муравьед. У него вытянутая морда, а все это нужно для того, чтобы добывать свою пищу-мелких насекомых. Такое изменение формы морды не внесло кардинальных изменений в жизнь муравьедов, однако есть им стало удобнее, чем из предкам с менее вытянутой мордой.

Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Например, возникновение покрытосеменных растений значительно повысило выживаемость.

Ответ: идиоадаптация.

Итак, мы разобрали по одному примеру заданий из разных разделов, спрашиваемых в первом задании.

Вторая классификация: по форме заданного вопроса. Хоть в первом задании везде схемы, но вопрос все же может быть поставлен по-разному.

Формы вопросов

1.Пропущенный в схеме термин

Нужно просто вписать пропущенный в схеме термин, как в заданиях выше. Таких вопросов большинство.

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Данный вариант мы разбирали выше, поэтому пишем сразу ответ.

Ответ: идиоадаптация.

2. Ответ на вопрос из схемы

Схема полная, исходя из своих знаний нужно ответить на вопрос по схеме.

Рассмотрите рисунок с примерами хромосомных мутаций. Под цифрой 3 на нём обозначена хромосомная перестройка … (запишите в ответе термин)

Хромосомных перестроек есть несколько видов, которые нужно знать:

Дупликация - разновидность хромосомных перестроек, при которой участок хромосомы оказывается удвоенным.

Делеции - утрата участка хромосомы.

Инверсия - изменение структуры хромосомы, вызванное поворотом на 180° одного из внутренних её участков.

Транслокация- перенос участка хромосомы на другую.

На третьем рисунке явно видно, что участков хромосом стало больше. Первые четыре участка хромосомы удвоились, их стало 9, вместо 5, как было. Значит, произошла дупликация участка хромосомы.

Ответ: дупликация.

3. Ответ на вопрос по части схемы

Схема полная, но есть вопрос, касательно какой-то ее части:

Рассмотрите предложенную схему реакции между аминокислотами. Запишите в ответ понятие, обозначающее название химической связи, отмеченной на схеме знаком вопроса.

На данной схеме изображена реакция между двумя аминокислотами, что известно из вопроса. Между ними действуют пептидные связи. С ними более подробно вы познакомитесь при изучении ДНК и РНК.

Пептидная связь - это химическая связь, возникающая между двумя молекулами в результате реакции конденсации между карбоксильной группой (-СООН) одной молекулы и аминогруппой (-NH2) другой молекулы, при выделении одной молекулы воды (H2O).

Ответ: пептидная, или пептидная связь.

По мнению ФИПИ, первое задание-базовое, так что не представляет особой сложности для выпускника. Оно охватывает много тем, но довольно-таки поверхностно. После изучения всех тем лучше просмотреть все доступные схемы этого задания, так как не всегда ответ очевиден. И не забывайте внимательно прочитать вопрос, не всегда он одинаков.

Государственный экзамен по биологии является альтернативным, то есть его выпускники сдают по выбору. В среднем биологию сдают 17% выпускников от общего числа участников (каждый пятый): те выпускники, которые планирует обучаться в высших учебных заведениях на программах подготовки по всем медицинским, ветеринарным и сельскохозяйственным специальностям, а также биологов, психологов и некоторых других. После двух обязательных предметов (русского языка и математики), обществознания и физики по числу участников биология занимает пятое место. В 2011 году ЕГЭ по биологии сдавали 150 тысяч человек из 83 регионов РФ.

ЕГЭ по биологии состоит из 50, подразделяющихся на три группы, заданий.

I часть состоит из 36 заданий (А1–А36) с вариантами ответов, из которых необходимо выбрать верный. Выполнение таких заданий в идеале должно занимать 1-2 минуты каждое.

II часть состоит из 8 заданий (В1–В8): 3 из них требуют выбрать три правильных ответа их шести предложенных, 2 – установить последовательность различных биологических объёктов, явлений, процессов и 3 задания на установление соответствия между фактами. В содержании этих заданий ответ в готовом виде не сформулирован (за исключением заданий с множественным выбором). Его необходимо составить самостоятельно и записать, строго следуя инструкции, которая размещена в самом тексте экзаменационной работы.

III часть содержит 6 (С1–С6) заданий, которые предполагают развёрнутый ответ. Эти задания заслуживают особого внимания, именно они позволяют выпускникам продемонстрировать умения применять свои знания в нестандартной ситуации, логично строить ответ, содержащий определённые выводы, решения и обобщения. При выполнении заданий со свободным ответом следует учитывать указания: «Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните». Отсутствие пояснений в ответе снижает его качество и соответственно понижает баллы.

На выполнение ЕГЭ по биологии отводится 3 часа (180 минут).

При оценивании работы, важным фактором является степень трудности задания. Задание первой части оцениваются 1 баллом, второй – от 0 до 2-х, третьей – от 0 до 3-х. При правильном выполнении 36 заданий I части работы (А) можно получить 36 баллов, за верное выполнение 8 заданий второй части (В) – 16 баллов и наибольшим числом баллов оцениваются 6 заданий третьей части работы (С) – 17 баллов.

Ответы на задания первой и второй части проверяются с помощью компьютера, а третьей – специальной экспертной комиссией. К каждому заданию такого типа разрабатывается инструкция с «идеальным» правильным ответом, что помогает эксперту соотнести ответ ученика с эталоном и объективно его оценить.

В экзаменационную работу по биологии включаются задания, требующие знания материала за весь школьный курс. Около 70% от общего числа составляют задания по общей биологии, 15% – задания по разделу «Человек», и 15% – задания по другим разделам.

сайтпредлагает школьникам реальную помощь при подготовке домашнего задания по всем предметам школьной программы. Для каждого, прошедшего регистрацию на сайте, бесплатное пробное 25-минутное занятие . Занимайтесь бесплатно, выбирайте подходящий тарифный план и получайте быструю квалифицированную помощь.