Сторонники теории близкодействия. Электростатика
Русская литература XX века ("Серебряный век". Проза. Поэзия).
Русская литература XX века - наследница традиции золотого века русской классической литературы. Ее художественный уровень вполне сопоставим с нашей классикой.
На протяжении всего столетия возникает в обществе и в литературе острый интерес к художественному наследию и духовному потенциалу Пушкина и Гоголя, Гончарова и Островского, Толстого и Достоевского, творчество которых воспринимается и оценивается в зависимости от философских и идеологических течений времени, от творческих поисков в самой литературе. Взаимодействие с традицией носит сложный характер: это не только развитие, но и отталкивание, преодоление, переосмысление традиций. В XX веке в русской литературе рождаются новые художественные системы - модернизм, авангардизм, социалистический реализм. Продолжают жить реализм, романтизм. Каждой из этих систем присущи свое понимание задач искусства, свое отношение к традиции, языку художественной литературы, жанровым формам, стилю. Свое понимание личности, ее места и роли в истории и национальной жизни.
Литературный процесс в России XX века во многом определялся воздействием на художника, культуру в целом различных философских систем и политики. С одной стороны, несомненно влияние на литературу идей русской религиозной философии конца XIX начала XX века (труды Н. Федорова, В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова и др.), с другой - марксистской философии и большевистской практики. Марксистская идеология, начиная с 1920-х годов, устанавливает в литературе жесткий диктат, изгоняя из нее все несовпадающее с ее партийными установками и строго регламентированными идейно-эстетическими рамками социалистического реализма, директивно утвержденного основным методом отечественной литературы XX века на Первом съезде советских писателей в 1934 году.
Начиная с 1920-х годов, наша литература перестает существовать как единая национальная литература. Она вынужденно разделяется на три потока: советская; литература русского зарубежья (эмигрантская); и так называемая «задержанная» внутри страны, то есть не имеющая выхода к читателю по цензурным соображениям. Эти потоки вплоть до 1980-х годов были изолированы друг от друга, а читатель не имел возможности представить целостную картину развития национальной литературы. Это трагическое обстоятельство составляет одну из особенностей литературного процесса. Оно же во многом обусловило трагизм судеб, своеобразие творчества таких писателей, как Бунин, Набоков, Платонов, Булгаков и др. В настоящее время активная публикация произведений писателей-эмигрантов всех трех волн, произведений, долгие годы пролежавших в писательских архивах, позволяет увидеть богатство и многообразие национальной литературы. Появилась возможность подлинно научного ее изучения во всем объеме, постигая внутренние закономерности ее развития как особой, собственно художественной области общеисторического процесса.
В изучении русской литературы и ее периодизации преодолеваются принципы исключительной и прямой обусловленности литературного развития социально-политическими причинами. Конечно, литература реагировала на важнейшие политические события времени, но в основном в плане тематики и проблематики. По своим художественным принципам она сохраняла себя как самоценную сферу духовной жизни общества. Традиционно выделяются следующие периоды :
1) конец XIX века - первые десятилетия XX века;
2) 1920-1930-е годы;
3) 1940-е - середина 1950-х годов;
4) середина 1950-х-1990-е годы.
Конец XIX века были переломным историческим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, политизацией жизни и необычайным ростом личностного сознания. Человеческая личность осознается как единство многих начал - социального и природного, нравственного и биологического. И в литературе персонажи не определяются исключительно и по преимуществу средой и социальным опытом. Появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности.
Впоследствии поэт Н. Оцуп назвал этот период «серебряным веком» русской литературы. Современный исследователь М. Пьяных так определяет этот этап отечественной культуры: «Серебрянный век» - в сравнении с «золотым», пушкинским, - принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX - начало XX столетия. Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е годы XIX в.) и эпилог (годы Февральской и Октябрьской революций и гражданской войны), то началом его можно считать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом - речь Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии» - Пушкину. С именами Пушкина и Достоевского связаны две основные, активно взаимодействующие между собой тенденции в русской литературе как «серебряного века», так и всего XX столетия - гармоническая и трагедийная».
Тема судьбы России, ее духовно-нравственной сущности и исторических перспектив становится центральной в творчестве писателей разных идейных и эстетических течений. Обостряется интерес к проблеме национального характера, специфике национальной жизни, природы человека. В творчестве писателей разных художественных методов они решаются по-разному: в социальном, конкретно-историческом плане реалистами, последователями и продолжателями традиций критического реализма XIX века. Реалистическое направление представляли А. Серафимович, В. Вересаев, А. Куприн, Н. Гарин-Михайловский, И. Шмелев, И. Бунин и др. В метафизическом плане, с использованием элементов условности, фантастики, уходя от принципов жизнеподобия - писателями-модернистами. Символистами Ф. Сологубом, А. Белым, экспрессионистом Л. Андреевым и др. Рождается и новый герой, «непрерывно растущий» человек, преодолевающий оковы угнетающей и подавляющей его среды. Это герой М. Горького, герой социалистического реализма.
Литература начала XX века - литература философской проблематики по преимуществу. Любые социальные аспекты жизни приобретают в ней глобальный духовный и философский смысл.
Определяющие черты литературы этого периода:
интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного человека и человечества; загадка национального характера и истории России; мирское и духовное; человек и природа;
интенсивный поиск новых художественных средств выразительности;
появление нереалистических методов - модернизма (символизм, акмеизм), авангардизма (футуризм);
тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и наполнение их новым содержанием.
Борьба двух основных художественных систем - реализма и модернизма - определила развитие и своеобразие прозы этих лет. Несмотря на дискуссии о кризисе и «конце» реализма, новые возможности реалистического искусства открывались в творчестве позднего Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, И.А. Бунина.
Молодые писатели-реалисты (А. Куприн, В. Вересаев, Н. Телешов, Н. Гарин-Михайловский, Л. Андреев) объединились в московский кружок «Среда». В издательстве товарищества «Знание», руководимом М.Горьким, они публиковали свои произведения, в которых развивались и своеобразно трансформировались традиции демократической литературы 60-70-х годов, с ее особым вниманием к личности человека из народа, его духовным исканиям. Продолжалась чеховская традиция.
Проблемы исторического развития общества, активной созидательной деятельности личности поднимал М.Горький, в его творчестве очевидны социалистические тенденции (роман «Мать»).
Необходимость и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин, А. Ремизов и др.
Особое место занимает в литературном процессе проза символистов. Философское осмысление истории характерно для трилогии Д. Мережковского «Христос и Антихрист». Историю и стилизацию истории мы увидим в прозе В.Брюсова (роман «Огненный ангел»). В романе «без надежды» «Мелкий бес» Ф. Сологуба формируется поэтика модернистского романа, с его новым осмыслением классических традиций. А. Белый в «Серебряном голубе» и «Петербурге» широко использует стилизацию, ритмические возможности языка, литературные и исторические реминисценции для создания романа нового типа.
Особенно интенсивные поиски нового содержания и новых форм происходили в поэзии. Философские и идейно-эстетические тенденции эпохи воплотились в трех основных течениях.
В середине 90-х годов в статьях Д.Мережковского и В.Брюсова теоретически обосновывался русский символизм. Большое влияние на символистов оказали философы-идеалисты А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, а также творчество французских поэтов-символистов П. Верлена, А. Рембо. Символисты провозгласили как основу своего творчества мистическое содержание и символ - основное средство его воплощения. Красота - единственная ценность и главный критерий оценки в поэзии старших символистов. Творчество К. Бальмонта, Н. Минского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба отличает необычайная музыкальность, оно ориентировано на передачу мимолетных, озарений поэта.
В начале 1900-х годов символизм переживает кризис. Из символизма выделяется новое течение, так называемый «младосимволизм», представленный Вяч. Ивановым, А. Белым, А. Блоком, С. Соловьевым, Ю. Балтрушайтисом. На младосимволистов огромное влияние оказал русский религиозный философ В.Соловьев. Они разрабатывали теорию «действенного искусства». Для них была характерна трактовка событий современности и истории России как столкновения метафизических сил. В то же время для творчества младосимволистов характерно обращение к социальным вопросам.
Кризис символизма обусловил появление нового течения, противостоящего ему, - акмеизма. Акмеизм сформировался в кружке «Цех поэтов». В него входили Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов и др. Они пытались реформировать эстетическую систему символистов, утверждая самоценность реальной действительности, сделали установку на «вещное» восприятие мира, «вещную» ясность образа. Для поэзии акмеистов характерна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, живописная яркость изобразительно-выразительных средств.
В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии - футуризм. Футуризм неоднороден: внутри него выделяются несколько групп. Наибольший след в нашей культуре оставили кубофутуристы (Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский). Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов «так называемому общественному вкусу и здравому смыслу». Футуристы разрушали сложившуюся систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со словом.
Литературный футуризм был тесно связан с авангардистскими течениями в живописи. Почти все поэты-футуристы были профессиональными художниками.
Свое особое место в литературном процессе начала века занимала новокрестьянская поэзия, опирающаяся на народную культуру (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др.)
Конец XIX-начало XX века - это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, техника и технология, культура, искусство. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе - получившему всемирную славу русскому реализму - приходила эпоха эстетического многообразия. Русская реалистическая литература достигла вершины и, казалось, предела в своем развитии. Последнему титану русской литературы XIX века А.П. Чехову М. Горький писал: "Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм... Дальше вас никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете". Превзойти Достоевского, Толстого, Чехова было невозможно, надо было искать, создавать что-то новое. Была осознана потребность в обновлении языка искусства, языка литературы.
Особенно динамично в это время развивалась поэзия, получившая название поэзии серебряного века . Расцвет поэтических жанров (в сравнении с прозой) объясним: в обществе сформировалось ощущение завершенности, исчерпанности традиционного уклада жизни, существующего миропорядка; общество жило ожиданиями предстоящих грандиозных перемен, и эти еще неясные предчувствия, предощущения и отразились в поэзии на уровне лирических переживаний, пророчеств, мечтаний, заклинаний...
Выдающийся русский философ Николай Бердяев об этом времени писал: "В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни".
Устойчивая историко-культурная метафора "серебряный век" возникла в кругах русских писателей-эмигрантов, считавших себя наследниками богатейшей культуры рубежа XIX-XX веков и называвших эту эпоху также "русским культурным ренессансом".
Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Алексей Гастев, Александр Безыменский, Яков Шведов, Михаил Светлов, Владимир Кириллов), и крестьянских (Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Петр Орешин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению (Иван Бунин, Владислав Ходасевич, Михаил Кузмин, Марина Цветаева).
Практические занятия №10-11
Драматургия А. Блока
Практическое занятие №8
Театр в жизни и творчестве Блока.
Споры вокруг пьесы "Балаганчик".
Идейная концепция "Балаганчика".
Полемика Блока с эстетикой символизма и попытка воскресить в "Балаганчике" театр маски, марионетки, куклы.
Развитие образа Незнакомки в поэзии (в стихотворениях "Твое лицо бледней, чем было", "Там дамы щеголяют модами", "Там, в ночной завывающей стуже", "Шлейф, забрызганный звездами", "Незнакомка") и в пьесе "Незнакомка".
Идейно-художественное единство лирической трилогии Блока, ее жанровое и стилевое своеобразие.
Роль драматургии Блока в развитии символистской драмы и театра.
Литература
Блок А. Стихи: Твое лицо бледней, чем было, Там дамы щеголяют модами, Там, в ночной завывающей стуже, Шлейф, забрызганный звездами, Незнакомка; пьесы Балаганчик, Незнакомка.
1. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. М., 1971. С. 179-190, 365-375.
2. Федоров А.В. Театр Блока и драматургия его времени. Л., 1972. С. 41-86.
3. История русской литературы XX век. Серебряный век. М., 1995. С. 369-374.
4. Фролов В. Судьбы жанров драматургии. М., 1979. С. 135-153.
Роман А. Белого "Петербург"
Замысел, история создания и публикации романа.
Проблематика романа.
Образная система романа.
"Петербургский текст" русской литературы и образ Петербурга в романе.
Изображение революции и революционеров.
Стилевое своеобразие романа.
Литература
1. Белый А. Петербург. М., 1994. Здесь же см. Пискунова С.И., Пискунов В.М. Комментарии. С. 436-463 или издание Белый А. Петербург. Стихи. М., 1998. См. Здесь же Орлицкий Ю.Б. Комментарии. С. 427-455.
2. Русская литература конца XIX-начала XX вв. 1908-1917. М., 1972. С. 279-286.
3. Бердяев Н. О русских классиках. М., 1993. С. 310-317.
4. Долгополов Л. Андрей Белый и его роман "Петербург". Л., 1988. Гл. III "Петербург". С. 198-340.
5. Топоров В.Н. "Петербург и "петербургский текст" в русской литературе // Белый А. Петербург. Стихи. М., 1988. С. 598-613.
Задание: познакомиться с литературными манифестами символистов, акмеистов, футуристов (Хрестоматия), прочитать стихотворения В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, А. Белого, С. Городецкого, О. Мандельштама, М. Кузьмина, А. Ахматовой, В. Хлебникова, В. Каменского, И. Северянина (по любому изд. хрестоматии сост. Н.А. Трифоновым).
1. Символизм, его теория и практика. Старшие и младшие символисты.
2. Идейно-эстетическая программа акмеизма, его представители.
3. Русский футуризм, его программа и группировки, отличия от итальянского футуризма.
4. Творчество А. Ахматовой до Октября. (Сообщение студента).
5. Творчеству А. Белого до Октября. (Сообщение студента).
6. Творчество В. Хлебникова. (Сообщение студента).
7. Творчество И. Северянина. (Сообщение студента).
Литература
Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Составитель Н. А. Трифонов.-М.: 1962 или последующие издания.
Тагер К. К. Возникновение модернизма. - В кн.: Русская литература конца XIX - начала XX в. Девяностые годы. -М.; 1968.
Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века. М., 2000, с. 219-364.
Михайловский Б. В. Символизм. В кн.: Русская литература конца XIX начала XX в. 1901-1907. - М.: 1971.
История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. М.: 1995.(Гл. П, 1Х, Х).
Литература для сообщений
Павловский А. Анна Ахматова. Очерк творчества. М.: 1966.
Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. Л.: 1968.
Хмельницкая Т. Поэзия Андрея Белого. В кн.: А. Белый. Стихотворения и поэмы. «Библиотека поэта». Большая серия. -М.-Л.: 1966.
Степанов Н. Вступит. статья в кн.: Хлебников В. В. Стихотворения и поэмы. «Библиотека поэта». Малая серия.-Л.: 1960.
Михайловский Б. В. И. Северянин. В кн.: Михайловский Б. В. Литература XX века. М.: 1939. с. 346- 348.
Орлов В. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. - М., 1966. с. 71-87.
История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. М.: 1995
Коллоквиум 2 (Заключительный)
2. Традиции А. Блока в советской поэзии.
3. Судьба критического реализма начала XX века после Октября.
4. Роман М. Горького «Мать» и современность.
5. Важнейшие отличия дооктябрьской социалистической литературы от послеоктябрьской.
6. Судьба творчества И. Бунина в советском литературоведении.
7. Назовите и раскройте важнейшие причины кризиса русского символизма.
8. Судьба творчества Л. Андреева в советском литературоведении.
9 Завоевания и просчеты русского символизма.
10. Почему все модернистские течения начала XX века зарождались и оформлялись прежде всего в поэзии?
11. Какими сторонами своего творчества В. Брюсов и А. Блок выходили за рамки символизма? (Раскройте на примере конкретных произведений).
12. Что отделяло поэзию А. Ахматовой от поэзии акмеизма?
13. Традиции поэзии Н.Гумилева в поэзии 1920-50-х годов.
14. Назовите три основных отличия стиля символистских и акмеистских манифестов от манифестов кубофутуристов.
15.Роль поэзии И.Анненского в развитии поэзии ХХ века.
16.Экспериментальное начало в нереалистической поэзии (дать характеристику по трем течениям).
1У.ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ТВОРЧЕСТВО А. С. СЕРАФИМОВИЧА (1863-1949)
Первые «северные» рассказы Серафимовича 80-х гг. Использование писателем «экзотического» северного материала для выявления общественного неравенства, построение сюжета на социальных противопоставлениях («На льдине»). Образ Сороки в этом рассказе как начало галереи людей труда. Глубокое сочувствие угнетенному народу, реалистически точное воспроизведение народного быта, поиски положительного героя в народной среде как начала, сближающие раннее творчество Серафимовича с традициями Г. Успенского, А. Левитова, Ф. Решетникова. Воздействие Короленко на раннее творчество Серафимовича: создание предельно драматических ситуаций, ставящих героя в экстремальные условия, пейзаж, подчеркивающий напряженность борьбы героя со стихией.
Появление темы рабочего класса в рассказах 90-х годов («Маленький шахтер», «Стрелочник», «Сцепщик»). Профессиональная принадлежность героя, изображение его производственного труда как попытка наследовать традиции жанра «физиологического очерка». Обыденность сюжетов и конфликтов этих рассказов как отражение реальных жизненных противоречий. Лаконизм, внутренний драматизм, скупость внешних выразительных средств, скрытая публицистичность рассказов Гуманизм Серафимовича, трактовка темы рабочего класса с общедемократических позиций.
Сближение Серафимовича с Горьким в конце 90-х гг., деятельность в книгоиздательстве «Знание», советы Горького Серафимовичу рисовать пролетариат не только страдающим, но и как силу, выходящую на борьбу.
Восставший народ и сознательный пролетарий как главные герои прозы Серафимовича периода революции 1905 1907 гг. («У обрыва», «На Пресне», «Бомбы»). Духовное прозрение женщины из народа («Бомбы»), несгибаемая стойкость восставшего народа («На Пресне»), единство народа («У обрыва»). Перенесение внимания автора с быта и труда рабочих на процессы зарождения и развития революционного сознания, смена производственно-бытовых конфликтов конфликтами мировоззренческими, идеологическими. Исторический оптимизм рассказов о перввой русской революции. Изменение стиля писателя в рассказах этот периода: широкое вхождение революционной романтики, экспрессивность повествования, символика ситуаций, пейзажа, деталей, лейтмотивное построение рассказов, их кольцевая композиция, углубление психологизма, нацеленного на раскрытие социальной психологии, повышении роли полилога как главного средства создания «многоголосия массы». Произведения Серафимовича о революции в сравнении с горьковскими произведениями 1903-1907 гг. («Бомбы» -«Мать», «На Пресне», «У оврага» -«Враги»).
Художественное исследование Серафимовичем психологии обывателя-собственника в повести «Пески» (1908). Исследование социально-психологических корней мещанского ренегатства и губительного влияния собственности на душу и судьбу человека. Социальная обусловленность духовной гибели человека, попавшего в сеть буржуазных отношений. Символический образ песков и его роль в повести. Симметричность конфликта и сюжета повести, скрытая полемика с модернистским прославлением аморализма и эгоизма личности. Философский смысл повести.
Роман «Город в степи» как крупнейшее дооктябрьское произведение писателя. Художественное выявление в романе непримиримых классовых конфликтов между буржуазией и пролетариатом. Отражение истории России 1880-1890 гг. в романе (капитализация промышленности, возникновение новых социальных отношений, рост рабочего движения, смыкание хищнических устремлений буржуазии с интересами либеральной интеллигенции, неотвратимость крушения буржуазного миропорядка). Система образов романа как отражение классовых противоречий русской действительности. Духовное и физическое вырождение русской буржуазии в характере Захара Короедова. Идейно-художественное значение массовых сцен в романе. Близость Серафимовича и Горького в трактовке темы капитализма, судеб буржуазной интеллигенции и пролетариата. Широта и многоплановость сюжета. Осложнение романа натуралистическими чертами (образы Захара Короедова и Кары). Новые стилевые качества романа (широта социально-исторического фона, социальная проницательность и глубина психологического анализа, мастерство в создании коллективного образа массы, динамичность сюжета) как предвестие стиля романа «Железный поток».
Пролетарская поэзия 1890-1917 гг.
Русская рабочая революционная поэзия 1890 - 1917 гг. как выражение революционной практики пролетариата, как воплощение его формирующихся социально-политических и эстетических идеалов. Истоки этой поэзии - борьба рабочего класса и изображение его тяжелой доли. Появление в пролетарской поэзии второй половины 90-х гг. отчетливо выраженной социалистической направленности благодаря творчеству профессиональных революционеров Г. Кржижановского, Л. Радина, А. Богданова и др. Выдвижение в их поэзии образа сознательного пролетария как главного героя.
Формирование стилевой системы пролетарской поэзии: традиции гражданской лирики, высокая романтическая патетика как ведущая черта стиля, соединение реализма с революционной романтикой, широкое использование аллегорических и обобщенных образов. (Стихотворения «Варшавянка», «Беснуйтесь, тираны» Г. Кржижановского, «Смело, товарищи, в ногу» Л. Радина, «Язычница» Е. Нечаева и др.).
Пролетарская поэзия периода первой русской революции. Рост конкретно-политического содержания, пафос протеста, прославление свободы и дерзости революционной борьбы в стихотворениях «Гутарям» Е. Нечаева. «Песня пролетариев» А. Богданова, «Дерзости слава», «Смолкли залпы запоздалые», «Ты говоришь, что мы устали» Е. Тарасова и др.
Противостояние в эпоху реакции 1908-1914 гг. пролетарской поэзии «литературе распада», формирование в 10-е годы пролетарской поэзии в самостоятельное течение социалистической литературы.
Роль Горького в развитии пролетарской поэзии, пролетарская поэзия на страницах большевистских газет «Правда» и «Звезда».
Рождение в пролетарской поэзии 1890-1917 гг. русской массовой революционной песни. («Варшавянка», «Беснуйтесь, тираны» Г. Кржижановского, перевод «Интернационала» на русский язык А. Коца, «Смело, товарищи, в ногу» Л. Радина, «Мы кузнецы» Ф. Шкулева, «Мои песни» А. Гмырева и др.).
Творчество Д. Бедного (1883-1945)
Демьян Бедный как крупнейший представитель пролетарской поэзии. Глубокое знание жизни народа, защита его интересов, тесная связь с народным творчеством как истоки его популярности. Приход Бедного в большевистскую газету «Звезда» как начало нового этапа творчества, пафосом которого стала борьба за осуществление социалистического идеала. Басня как основной жанр поэзии Бедного 10-х годов. («Лапоть и сапог», «Кларнет и рожок», «Пушка и соха» и др.), ее основные особенности (точность и простота, аллегоричность образов, ясность и доходчивость сюжета, опора на фольклорные традиции и традиции басни Салтыкова-Щедрина, превращение традиционной для басни дидактической концовки в политический лозунг, концовку-призыв). Достижение политической злободневности басни с помощью эпиграфов, взятых из газет и политической хроники.
Обогащение жанрового репертуара поэта в годы первой мировой войны: появление сказки, частушки, песни, политического памфлета, эпиграммы.
«Мой стих» как поэтический манифест предоктябрьского творчества.
Итоговое произведение дооктябрьского творчества Бедного - стихотворная повесть «Про землю, про волю, про рабочую долю». Сюжет, проблематика, жанровое своеобразие поэмы.
Творчество В. В. Вересаева (1867-1945)
Дооктябрьское творчество Вересаева-летопись идейной жизни русской демократической интеллигенции 90-900-х гг. Мировоззренческие, идейные, духовные искания русской интеллигенции как главная тема творчества писателя. Повесть «Без дороги» как художественная история драмы народнической интеллигенции. Повесть «Поветрие» - отражение процессов становления марксистской идеологии как наиболее значительной тенденции общественной и идейной жизни страны.
Повесть «На повороте» как вершинное достижение прозы Вересаева. Идейная борьба революционного марксизма и ревизионизма в повести. Отражение этой борьбы в образной системе и
сюжете повести. Противопоставление как принцип раскрытия характеров. (Таня, Сергей, Балуев- Токарев).
Идеологический конфликт как основной в повестях Вересаева, исследование писателем в первую очередь идеологических, нравственно-психологических сторон характеров. Сближение повестей Вересаева с идеологическим романом И. Тургенева. Философско-эстетичсские проблемы книги «Живая жизнь», спор с Д. Мережковским в истолковании творчества Л. Толстого и Ф. Достоевского. Переводческая деятельность В. Вересаева
РОМАН А.БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ» КАК ОБРАЗЕЦ
СИМВОЛИСТСКОГО РОМАНА
История создания и публикации романа (отказ редактора ж. «Русская мысль» П.Б.Струве напечатать роман несмотря на предварительную договоренность с А. Белым и просьбы В. Брюсова).Поэтика первоначальных заглавий романа - «Тени», «Злые тени», «Адмиралтейская игла», «Путники», «Лакированная карета». Окончательное определение заглавия романа В.Ивановым. Место романа «Петербург» в задуманной А.Белым трилогии «Восток или Запад» и связь с предшествующей повестью «Серебряный голубь». Образ Петербурга и его связь с литературным мифом о Петербурге Пушкина, Гоголя Достоевского и других писателей. Место и роль Петербурга в истории России. Судьба Петербурга и петербургского начала, философия русской и мировой истории в романе. Изображение революции 1905 г. и революционеров в романе. «Петербург» как «астральный роман» (Н.Бердяев). Аполлон Аполлонович и Николай Аполлонович как два поколения и два взаимосвязанных и противопоставленных начала. Поэтика романа, его ассоциативный фон.
В связи с большой сложностью восприятия и понимания романа при его изучении рекомендуется прочитать статью Н.Бердяева «Астральный роман (Размышления по поводу романа А. Белого «Петербург») в кн.: Н.Бердяев О русских классиках. М: 1993 и главу Ш «Петербург» в кн.: Л.Долгополов «Андрей Белый и его роман «Петербург». Л.: 1988.
У. СПИСОК СТИХОТВОРЕНИЙ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
(Стихотворения в течение семестра сдаются преподавателю и лаборанту, на экзамен студент приходит со списком сданных стихотворений. Эта работа учитывается при определении экзаменационной оценки).
Горький М. Песня о Соколе, отрывок «Блестело море, все в ярком свете.» до...Безумству храбрых поем мы песню!...», Песня о Буревестнике. (Одно из двух стихотворений по выбору студента).
Бедный Д . Мой стих.
Радин Л. Смело, товарищи, в ногу. Одно стихотворение пролетарских поэтов
Кржижановский Г. Варшавянка. по выбору
Шкулев Ф . Мы кузнецы.
Брюсов В. Сонет к форме, Юному поэту.
Блок А . Предчувствую Тебя..., Фабрика, Россия (Опять, как в годы золотые), О доблести, о подвигах, о славе, Незнакомка, О весна, без конца и без краю, О, я хочу безумно жить.
Маяковский В . Скрипка и немножко нервно.
БУНИН И . Родине, Одиночество.
Соловьев Вл. Бескрылый дух, землею полоненный.
Бальмонт К. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце.
Сологуб Ф . В поле не видно ни зги.
Белый А. Отчаянье, Из окна вагона.
Анненский И. Третий мучительный сонет.
Гумилев Н . У камина, Дон-Жуан.
Ахматова А . Ты письмо мое, милый, не комкай, Столько просьб у любимой всегда.
Хлебников В . Свобода приходит нагая.
Северянин И. Весенний день
У1.ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
1.Тексты художественных произведений
Горький М. Макар Чудра, Старуха Изергиль, Челкаш, Коновалов, Супруги Орловы, Песня о Соколе, Песня о Буревестнике, Фома Гордеев, Мещане, На дне, Дачники или Дети солнца, Мать, Страсти-мордасти, Детство, В людях, О карамазовщине.
Серафимович А. На льдине, Маленький шахтер. Пески, Бомбы.
Бедный Д. Лапоть и сапог. Кларнет и рожок, Свеча, Дом, О Демьяне Бедном, мужике вредном, Мой стих.
Куприн А. Олеся, Молох, Поединок, Гамбринус, Гранатовый браслет Суламифь, Штабс-капитан Рыбников, Колесо времени, Юнкера.
Бунин И. Стихотворения: Деревенский нищий. Родине, Оттепель, Одиночество, Листопад, У птицы есть гнездо; Вести с Родины, Танька, Антоновские яблоки. Деревня, Суходол, Господин из Сан-Франциско. Чаша жизни, Братья, Захар Воробьев, Косцы, Окаянные дни, Жизнь Арсеньева.
Андреев Л. Петька на даче, Баргамот и Гараська, Жили-были, Жизнь Василия Фивейского, Рассказ о семи повешенных, Красный смех, Губернатор, Тьма, Жизнь человека, Савва.
Вересаев В. Без дороги. Поветрие, На повороте, Живая жизнь.
Брюсов В. Творчество, Юному поэту. Сонет к форме, Работа, Каменщик, Ассаргадон, Антоний и Клеопатра, Кинжал, Грядущие гунны. Конь блед, Довольным, Городу, Хвала человеку, статьи: Предисловие к сборнику «Русские символисты», Предисловие к первому изданию книги «Chefs d ’ oeuvre», Поэзия Владимира Соловьева, Ключи тайн см в кн.: В.Брюсов «Среди стихов. 1894-1924». М.:1990.
Блок А. Гамаюн, птица вещая. В те дни, когда душа трепещет, Душа молчит. В холодном небе, Предчувствую Тебя. Года проходят мимо, Я, отрок, зажигаю свечи, Вхожу я в темные храмы. Фабрика, Барка жизни встала, Незнакомка, Митинг, О, весна, без конца и без краю, Сытые, О доблестях, о подвигах, о славе. На железной дороге. Перед судом. Ямбы (цикл). Россия, Русь, Девушка пела в церковном хоре, На поле Куликовом, Русь моя, жизнь моя, Ночь, улица, фонарь, аптека, О, я хочу безумно жить, Коршун, Соловьиный сад, Возмездие, Балаганчик, Незнакомка (пьеса), статьи: Краски и слова, Ирония, Народ и интеллигенция, Душа писателя, О современном состоянии русского символизма.
Мережковский Д. Христос и антихрист (роман «Юлиан Отступник»), статья «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
Гумилев Н. Стихотворения: Я конквистадор в панцире железном, Песнь Заратустры, Жираф, Носорог, Озеро Чад, Капитаны, Дон-Жуан, У камина, Невольничья, Памяти Анненского, Пятистопные ямбы, Наступление, Я вежлив с жизнью современною, Слово, Заблудившийся трамвай; статьи «Наследие символизма и акмеизм», «Читатель».
Ахматова А. Стихотворения из сборников «Вечере», «Четки». В ее кн.: Бег времени.- М.-Л.; 1965.
Мандельштам О. Стихотворения: Дано мне тело - что мне делать с ним, Silentium, Я вздрагиваю от холода, Царское село, Старик, Петербургские строфы, Домби и сын, Ахматова, О временах простых и грубых, Посох, Бессонница. Гомер. Тугие паруса, Соломинка. Статьи «Утро акмеизма», «Письмо о русской поэзии».
Анненский И. Стихотворения: Поэзия, Третий мучительный сонет, Листы, В дороге, Смычок и струны, Среди миров, Старые эстонки, Прерывистые строки.
Бальмонт К. (Стихотворения из сб.: Будем как солнце. В кн.: Бальмонт К. Стихотворения. М.-Л.: 1969, статья «Элементарные слова о символической поэзии».
Белый А. Стихотворения из сб.: Пепел. В кн.: Белый А. Стихотворения и поэмы. М.-Л.: 1966, р-н «Петербург», статьи из кн.: А.Белый Символизм как миропонимание. М.: 1994.
Иванов Вяч. Стихотворения: Русский ум, Тризна Диониса, Красота, Зарница, Поэты духа, Прозрачность, Ты - море, Кочевники красоты, Палачам, Вызывание Вакха, цикл «Золотые завесы», Подстерегателю, Александру Блоку, статьи из кн.: Вяч. Иванов Родное и вселенское.М.: 1994.
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки (любое издание).
Розанов В. Несовместимые контрасты жития. М.: 1990. (статья «О символистах»).
Сборник «Вехи». «Интеллигенция в России». М.: 1991 или другие издания.
Сологуб Ф. О Смерть! Я твой, Из мира чахлой нищеты, В поле не видно ни зги. Люблю блуждать я над трясиною. Плененные звери. Искали дочь (все эти стихотворения см. по Хрестоматии), роман «Мелкий бес».
Соловьев Вл. Стихотворения: Вся в лазури сегодня явилась, У царицы моей есть высокий дворец, Близко, далеко, не здесь и не там, В тумане утреннем неверными шагами, Бескрылый дух, землею полоненный, Бедный друг, истомил тебя путь, Ex oriente lux, Милый друг, иль ты не видишь, Панмонголизм, Пародии на русских символистов; Das Ewig-Weibliche, поэма «Три свидания», статьи: Общий смысл искусства, Смысл любви, Идея сверхчеловека, Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории.
Хлебников В. Стихотворения и поэмы.-М.: 1960.
Северянин И. Из «Пролога», Интродукция, Весенний день, Эгополонез.
Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.
Кржижановский Г. Варшавянка, Беснуйтесь, тираны.
Радин Л. Смело, товарищи, в ногу.
Шкулев Ф. Мы кузнецы...
УП.Учебники и учебные пособия
Бердяев Н. О русских классиках. М., 1993.
Смирнова Л. А. Русская литература конца Х1Х – начала XX века. М.; 2001.
Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века.. Изд. 4-е- М.: 2000.
История русской литературы. В 10 т.- М.; 1954, т. 10.
Михайловский Б. В. Русская литература XX века.- М.: 1939.
Русская литература ХХ века. Школы. Направления. Методы творческой работы. (Под ред С.И. Тиминой) СПб. 2002. (Главы 1-3).
Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов. В 2-х книгах. М., 2000, М., 2001.
Русская литература конца XIX - начала XX века. Девяностые годы.- М., 1968.
История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. Под ред. Ж.Нива и др. М., 1995.
Марков Вл. О свободе в поэзии. Статьи. Эссе. Разное. Пб. 1994.
Русская литература конца XIX-начала XX века. 1901-1907.-М., 1971.
Русская литература конца XIX - начала XX века. 1908-1917.-М.; 1972.
Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX века.-М.: 1975.
Петров С. М. Возникновение и формирование социалистического реализма.- М., 1970.
Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века.-М.; 1975.
Развитие реализма в русской литературе.-М., 1974, т. 3.
Орлов В. Л. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М.: 1976.
Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Составитель Н. А. Трифонов (любое издание).
УШ. Монографии и статьи
Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М.: 1994. (Статьи о поэтах и прозаиках изучаемого периода).
Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков. М., 1990.
Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца Х1Х - начала ХХ века. Л.: 1977.
Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века. М.: 1993.
Михайловский Б.В. Избранные статьи о литературе и искусстве. М.: 1969.
Бугров Б.С. Русская драматургия конца Х1Х - начала ХХ века. М.: 1979.
Михайловский Б. Драматургия Горького эпохи первой русской революции.- М.; 1955.
Бурсов Б. Роман Горького «Мать» и вопросы социалистического реализма. М.; 1955.
Волков А. Творческий путь Серафимовича.-М., 1963.
Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.:1977. (Статьи: Преодолевшие символизм, На путях к классицизму, Валерий Брюсов и наследие Пушкина.., Поэтика Александра Блока, Анна Ахматова и Александр Блок).
Эвентов И. Жизнь и творчество Д. Бедного.- М., 1967.
Афанасьев В. Н. Александр Иванович Куприн.-М.: 1972.
Михайлов О. Иван Алексеевич Бунин.- М., 1967.
Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М.: 1991.
Максимов Д. Брюсов. Поэзия и позиция- М., 1969.
Метченко А. В. В. Маяковский. Очерк творчества.- М., 1964.
Орлов В. Александр Блок. Очерк творчества.- М., 1956.
Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М.,1991.
Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. М.,1991.
Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь А. Блока (любое издание).
Громов П. А.Блок. Его предшественники и современники. Л.: 1986.
Максимов Д. Поэзия и проза А.Блока. Л.: 1981.
Долгополов Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л.: 1988.
Осьмаков Н.В. Русская пролетарская поэзия 1890-1917 гг.-М., 1968.
Юшин П. Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция.- М., 1969.
Щербина В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь.- М.: 1965.
Афонин Л. Леонид Андреев.- Орел, 1959.
Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). Л.: 1976.
Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллин, 1984.
Бровман Г. В. В. Вересаев. Жизнь и творчество.- М.: 1959.
1Х.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Белый А. Серебряный голубь.
Гумилев Н. Письма о русской поэзии.
Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы, Студенты..
Найденов С. А. Дети Ванюшина.
Подъячев С.П. Карьера Захара Дрыкалина.
Пришвин М.В краю непуганных птиц.
Сергеев-Ценский С.Н. Печаль полей.
Шмелев И. Человек из ресторана.
Брюсов В. Огненный ангел, Юпитер поверженный.
Городецкий С. Стихотворения и поэмы. Л.: 1974 (Большая серия библиотеки поэта).
Кузмин М. Избранные произведения. Л.: 1990.
Нарбут Вл. Стихотворения М.: 1990.
Зенкевич М. Избранное. 1973.
Волошин М. «Средоточье всех путей...» Избранные стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники. М.: 1989.
Гиппиус З., Мережковский Д. Избранное. СПб., 1997 (серия «Библиотека поэзии»).
Северянин И. Стихотворения. М.: 1988 (серия «Поэтическая Россия»).
Цветаева М. Соч. В 2-х т. М.: 1988.
Хлебников В. Творения.М.: 1986.
Х. Справочно-библиографическая литература
История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографический указатель. Под ред. К.Д. Муратовой.- М.-Л.: 1963.
Кандель Б. Л., Федюшина Л. М., Бенина М. А. Русская художественная литература и литературоведение. Указатель справочно-библиографических пособий с конца XVIII века по 1974 год.- М.; 1976.
Х1. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА ПО КУРСУ
1. Знание общих закономерностей литературного процесса конца XIX - начала XX века, его периодизации и особенностей каждого периода.
2. Знание важнейших идейно-эстетических особенностей критического реализма начала XX века, социалистической литературы, течений нереалистической литературы.
3. Знание взаимосвязей литературного и исторического процессов на рубеже XIX - начала XX века.
4. Умение видеть динамику взаимодействия литературы и освободительной борьбы на рубеже веков.
5. Детальное знание творчества художников, изучаемых монографически.
6. Умение устанавливать межпредметные связи (литература и история, литература и философия, литература и живопись, литература и театр, литература и скульптура, литература и архитектура).
7. Знание (наизусть) программных стихотворений поэтов этого периода. (См. Список)
8. Знание 1-2-х монографий по творчеству изучаемых писателей.
9. Умение соотнести конкретное произведение с творческим путем художника, исторической обстановкой, кругом его идей и центральной идеей его творчества.
10. Знание личности художника и того, как она отражается в его произведениях.
11. Умение самостоятельно анализировать художественный или научный текст (по специальности!) любого типа.
Умение «сворачивать» информацию с помощью ключевых слов, мнемонических знаков и других приемов и «разворачивать» ее.
ХП. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
1. Основные периоды развития литературы конца XIX-начала XX вв. Литературный процесс 90-х годов.
2. Важнейшие особенности литературного процесса 900-х годов.
3. Литературный процесс 1908- 1917 годов.
4. Пять «ключей» эпохи (соловьевство, достоевство, толстовство, ницшеанство, марксизм). Общая характеристика.
5. Три оболочки литературы Серебряного века.
6. Две концепции развития литературы конца XIX - начала XX века. (Концепция «кризиса реализма» и всей литературы и концепция «преобразования реализма»).
7. .Формирование трех «потоков» в литературе конца XIX - начала XX века: русская литература этого периода как прообраз мировой литературы ХХ века и как «экспериментальная лаборатория».
8. Критический реализм конца XIX - начала XX века и его судьба.
9. Возникновение и развитие социалистической литературы в начале XX века.
10. Исторические судьбы нереалистических течений. Общая характеристика.
11. Ранние революционно-романтические произведения Горького. Проблематика, эволюция романтического идеала и типа романтизма, поэтика.
12. Ранние реалистические рассказы Горького. Проблематика и художественное своеобразие, связь с революционно-романтическими произведениями (Дед Архип и Ленька, Коновалов, Супруги Орловы и др.).
13. Роман М. Горького «Фома Гордеев». Основные образы, проблематика, конфликт, связь с ранними реалистическими рассказами.
14. Идейно-художественное новаторство пьесы Горького «Мещане».
15. Пьеса Горького «На дне» как социально-философская драма.
16. Роман «Мать» как произведение социалистической литературы. Идейно-художественная концепция романа. Политическое и эстетическое в романе.
17. Творчество М. Горького в годы реакции и в период нового революционного подъема (1908-1917).
18. Драматургическая трилогия М. Горького об интеллигенции (Дачники, Дети солнца. Варвары). Проблематика, герои и конфликт.
19. Путь А. Серафимовича к социалистической литературе. (На льдине, Маленький шахтер. Пески, Бомбы, У обрыва, Город в степи).
20. Проблематика дооктябрьского творчества В. Вересаева.
22. Изображение дворянства и крестьянстваа в произведениях И. Бунина «Танька», «Вести с родины», «Антоновские яблоки», «Суходол».
23. Повесть Бунина «Деревня». Проблематика, основные образы, изображение революции 1905 года и революционеров.
24. Социально-философские идеи и антибуржуазные мотивы в рассказах Бунина «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско», «Братья». Художественное мастерство Бунина.
25. Проблема русского национального характера в творчестве Бунина.
26. Эмигрантский период творчества Бунина (герои и проблематика рассказов и романа «Жизнь Арсеньева»).
27. Проблематика и герои дооктябрьскоготворчества А. Куприна. (Молох, Поединок).
28. Лики любви в произведениях А.Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь».
29. Пролетарская поэзия конца XIX - начала XX века.
31. Творческий путь Л. Андреева. Основные проблемы и герои рассказов «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Жили-были», «Жизнь Василия Фивейского», «Губернатор», «Рассказ о семи повешенных», «Тьма», «Красный смех».
32. Драматургия Л. Андреева и его теория современного театра.
33. Творческий путь В.Брюсова. Революция 1905 года и ее влияние лирику и творческий путь поэта. (Стих-я: Творчество, Юному поэту, Сонет к форме. Каменщик, Кинжал, Довольным, Близким, Грядущие гунны. Конь блед, Хвала человеку).
34. Два пути поисков положительного идеала в поэзии Брюсова (стих-я: Работа, Каменщик, Ассаргадон, Александр Великий, Клеопатра, Городу).
35. Дооктябрьская лирика А. Блока как «трилогия вочеловечения». Основные мотивы и образы в их эволюции. (Стихи о Прекрасной Даме, Фабрика, Незнакомка, Митинг, О, весна без конца и без краю. Сытые, Россия и др.).
36. Тема Родины в дооктябрьской лирике А. Блока.
37. Проблематика и поэтика поэмы Блока «Соловьиный сад».
39. Философско-эстетические взгляды «старших» символистов.
40. Философско-эстетические взгляды «младших» символистов.
41. Идейно-эстетическая программа и поэзия русскою акмеизма.
42. Идейно-эстетическая программа и поэзия русского эгофутуризма.
43. Идейно-эстетическая программа и поэзия русского кубофутуризма.
44. Дооктябрьская поэзия А. Ахматовой. Основные мотивы, образ лирического героя, своеобразие лирического выражения.
45. Лирика И. Анненского и ее место в истории русской поэзии ХХ века. Ее основные мотивы и жанры, важнейшие принципы поэтики.
46. Основные мотивы и мифы поэзии Ф. Сологуба. Образ лирического героя.
47. «Мелкий бес» Ф.Сологуба. Проблематика и образ Передонова.
48. Роман А. Белого «Петербург». Проблематика и основные образы. Изображение революции и революционеров.
49. Основные тематические направления и эволюция лирического героя поэзии Н. Гумилева. Важнейшие особенности поэтики.
На смену XIX столетию, ставшему периодом необычайного взлета отечественной культуры и грандиозных достижений во всех сферах искусства, пришел сложный, полный драматических событий и переломных моментов XX век. Золотой век общественной и художественной жизни сменился так называемым серебряным, породившим стремительное развитие русской литературы, поэзии и прозы в новых ярких течениях, а впоследствии ставшим отправной точкой ее падения.
В этой статье мы сделаем акцент на поэзии серебряного века, рассмотрим ее расскажем об основных направлениях, таких как символизм, акмеизм и футуризм, каждое из которых отличалось особой музыкой стиха и ярким выражением переживаний и чувств лирического героя.
Поэзия серебряного века. Переломное время в русской культуре и искусстве
Считается, что начало серебряного века русской литературы приходится на 80-90 гг. XIX в. В это время появляются работы многих замечательных поэтов: В. Брюсова, К. Рылеева, К. Бальмонта, И. Анненского - и писателей: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Страна переживает нелегкие времена. В годы правления Александра I сначала происходит сильный патриотический подъем во время войны 1812 г., а после, в связи с резким изменением ранее либеральной политики царя, общество испытывает болезненную утрату иллюзий и тяжелые нравственные потери.
Своего расцвета поэзия серебряного века достигает к 1915 г. Общественная жизнь и политическая обстановка характеризуются глубоким кризисом, неспокойной, кипящей атмосферой. Растут массовые выступления, происходит политизация жизни и одновременно укрепляется личностное самосознание. Общество осуществляет напряженные попытки найти новый идеал власти и социального строя. А поэты и писатели идут в ногу со временем, осваивая новые художественные формы и предлагая смелые идеи. Человеческая личность начинает осознаваться как единство многих начал: природного и социального, биологического и нравственного. В годы Февральской, Октябрьской революций и Гражданской войны поэзия серебряного века переживает кризис.
Речь А. Блока "О назначении поэта" (11 февраля 1921 г.), произнесенная им в на собрании по случаю 84 годовщины смерти А. Пушкина, становится заключительным аккордом серебряного века.
Характеристика литературы XIX - начала XX вв.
Давайте рассмотрим особенности поэзии серебряного века.Во-первых, одной из главных черт литературы того времени являлся огромный интерес к вечным темам: поиск смыла жизни отдельной личности и всего человечества в целом, загадки национального характера, истории страны, взаимовлияния мирского и духовного, взаимодействия человека и природы. Литература в конце XIX в. становится все более философской: авторы раскрывают темы войны, революции, личной трагедии человека, потерявшего в силу обстоятельств мир и внутреннюю гармонию. В произведениях писателей и поэтов рождается новый, смелый, неординарный, решительный и зачастую непредсказуемый герой, упорно преодолевающий все невзгоды и лишения. В большинстве работ пристальное внимание уделяется именно тому, как субъект через призму своего сознания воспринимает трагические общественные события. Во-вторых, особенностью поэзии и прозы стал интенсивный поиск оригинальных художественных форм, а также средств выражения чувств и эмоций. Стихотворная форма и рифма играли особо важную роль. Многие авторы отказывались от классической подачи текста и изобретали новые приемы, например, В. Маяковский создал свою знаменитую "лесенку". Нередко авторы для достижения особого эффекта использовали речевые и языковые аномалии, фрагментарность, алогизмы и даже допускали
В третьих, поэты серебряного века русской поэзии свободно экспериментировали с художественными возможностями слова. Стремясь выразить сложные, нередко противоречивые, "летучие" душевные порывы, сочинители стали по-новому относится к слову, стараясь в своих стихотворениях передавать тончайшие оттенки смыслов. Стандартные, шаблонные определения четких объективных предметов: любви, зла, семейных ценностей, нравственности - стали заменятся абстрактными психологическими описаниями. Точные понятия уступили место намекам и недосказанностям. Такая зыбкость, текучесть словесного значения достигалась посредством ярчайших метафор, которые часто стали строиться не на явном сходстве предметов или явлений, а на неочевидных признаках.
В-четвертых, характеризуется новыми способами передачи мыслей и чувств лирического героя поэзия серебряного века. Стихи многих авторов стали создаваться с использованием образов, мотивов различных культур, а также скрытых и явных цитат. К примеру, многие художники слова включали в свои творения сцены из греческих, римских и чуть позже славянских мифов и преданий. В произведениях М. Цветаевой и В. Брюсова мифология используется для построения универсальных психологических моделей, позволяющих постигать человеческую личность, в частности ее духовную составляющую. Каждый поэт серебряного века ярко индивидуален. Можно легко понять, кому из них принадлежат те или иные стихи. Но все они старались сделать свои произведения более ощутимыми, живыми, полными красок, чтобы любой читатель смог прочувствовать каждое слово и строчку.
Основные направления поэзии серебряного века. Символизм
Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства - модернизма. Насчитывается три основных поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. Каждое из них имело свои ярчайшие особенности. Символизм первоначально возник во Франции как протест против обыденного отображения реальности и недовольство буржуазной жизнью. Родоначальники этого направления, в том числе Ж. Морсас, считали, что лишь при помощи особого намека - символа, можно постичь тайны мироздания. В России символизм появился в начале 1890-х гг. Основоположником этого течения стал Д. С. Мережковский, который провозгласил в своей книге три основных постулата нового искусства: символизацию, мистическое содержание и "расширение художественной впечатлительности".
Старшие и младшие символисты
Первыми символистами, позднее названными старшими, стали В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский и др. поэты. Их творчество часто характеризовалось резким отрицанием окружающей действительности. Они изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений.
Период с 1901 по 1904 гг. знаменует собой наступление новой вехи русской поэзии. Стихи символистов пропитываются революционным духом и предчувствием грядущих перемен. Младшие символисты: А. Блок, В. Иванов, А. Белый - не отрицают мир, а утопически ждут его преображения, воспевая божественную красоту, любовь и женственность, которые обязательно изменят действительность. Именно с появлением на литературной арене младших символистов в литературу входит понятие символа. Поэты понимают его как многоаспектное слово, отражающее мир "неба", духовную сущность и в то же время "земное царство".
Символизм в годы революции
Поэзия русского серебряного века в 1905-1907 гг. претерпевает изменения. Большинство символистов, ориентируясь на происходящие в стране общественно-политические события, пересматривают свои взгляды на мир и красоту. Последняя теперь понимается как хаос борьбы. Поэты создают образы нового мира, который приходит на смену погибающему. В. Я. Брюсов создает стихотворение "Грядущие гунны", А. Блок - "Барка жизни", "Поднималась из тьмы погребов…" и др.
Изменяется и символика. Теперь она обращается не к античному наследию, а к русскому фольклору, а также славянской мифологии. После революции происходит размежевание символистов, на желающих оберегать искусство от революционной стихии и, наоборот, активно интересующихся социальной борьбой. После 1907 г. споры символистов исчерпывают себя, на смену приходит подражание искусству прошлого. А с 1910 г. русский символизм переживает кризис, отчетливо отображая свою внутреннюю противоречивость.
Акмеизм в русской поэзии
В 1911 г. Н. С. Гумилев организовывает литературную группу - "Цех поэтов". В нее входили поэты О. Мандельштам, Г. Иванов и Г. Адамович. Это новое направление не отвергало окружающую действительность, а принимало реальность такой, какая она есть, утверждая ее ценность. "Цех поэтов" стал выпускать свой журнал "Гиперборей", а также печатать произведения в "Апполоне". Акмеизм, зародившись как литературная школа для поиска выхода из кризиса символизма, объединил очень разных по идейным и художественным установкам поэтов.
Особенности русского футуризма
Серебряный век в русской поэзии породил еще одно интересное направление под названием "футуризм" (от лат. futurum, то есть "будущее"). Поиск новых художественных форм в произведениях братьев Н. и Д. Бурлюков, Н. С. Гончаровой, Н. Кульбина, М. В. Матюшина стали предпосылкой зарождения этого направления в России.
В 1910 г. в печать вышел футуристический сборник "Садок судей", в котором были собраны произведения таких ярчайших поэтов, как В. В. Каменский, В. В. Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро. Эти авторы составили ядро так называемых кубофутуристов. Позднее к ним примкнул В. Маяковский. В декабре 1912 г. вышел альманах - "Пощечина общественному вкусу". Стихи кубофутуристов "Бух лесиный", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас", "Затычка" стали предметом многочисленных диспутов. Поначалу они воспринимались как способ раздразнить привычки читателя, но при более внимательном прочтении обнаруживались острое стремление показать новое видение мира и особая социальная вовлеченность. Антиэстетичность превращалась в неприятие бездушной, поддельной красоты, грубость выражений трансформировалась в глас толпы.
Эгофутуристы
Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др. Они создали издательство "Петербургский Глашатай", выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: "Небокопы", "Орлы над пропастью", "Засахаре Кры" и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими самими слов. Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и "Мезонин поэзии" (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич).
Вместо заключения
Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но все они успели внести огромный вклад в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями.