Строение и состав литосферы земли. Урок по географии на тему "строение и вещественный состав литосферы"

Дата:

ФИО учителя: Потанина И.А.

класс: 7 «Б»

Участвовали: 2

Не участвовали:

Тема урока . Строение и вещественный состав литосферы

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

7.3.1.1 - определяет строение и вещественный состав литосферы

Мыслительные навыки

Понимание, применение, элементы анализа

Цель урока

Все: определяют строение и вещественный состав литосферы.

Большинство: определяют разницу между океанической и материковой земной корой.

Некоторые: классифицируют горные породы по группам.

Критерии оценивания

Определяет строение литосферы;

Определяет вещественный состав литосферы.

Языковые задачи

Говорение, чтение, письмо, слушание

Используемые термины: литосфера, мантия, ядро, земная кора.

Воспитание ценностей

Формирование ценностей «Мәнгілік ел ». Любовь к родине и окружающему миру. Экологическое воспитание.

Межпредметная связь

Естествознание, физика, химия.

Предыдущие знания

Внутреннее строение Земли.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Начало урока

Орг. момент

Психологический настрой «Муха».

Цель: активизация деятельности головного мозга, развитие пространственного мышления.

Актуализация знаний (И)

Термины:

Дескриптор:

ФО. Проверка по шаблону. Прием «Смайлики»

Итак, как вы думаете, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Совместная постановка темы и целей урока.

Раздаточный материал

Смайлики

Середина урока

Задание №1 (П)

Дескриптор:

- заполняют схему.

ФО. Самопроверка.

Задание №2(И)

Дескриптор:

Ф.О. взаимопроверка. Прием «Смайлики»

Из чего же состоит земная кора? Завершите логическую цепочку, используя текст учебника.

ХИМИЧЕСКИЕ - МИНЕРАЛЫ - ? (горные породы)

ЭЛЕМЕНТЫ

Задание №3(П)

Дескриптор:

ФО. Самопроверка. Прием «Правило большого пальца»

Конец урока

Закрепление «Опечатка»(И)

Дескриптор:

Рефлексия

Незаконченные предложения:

Мне надо поработать над …

Мне осталось непонятным …

Раздаточный материал

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация прослеживается в течение всего урока, двумя способами: 1) при выполнении заданий; 2) при работе с источниками.

Учащемуся с высокой мотивацией даются усложненные задания: использовать дополнительный материал (задание №2 в), сделать выводы.

Учащемуся со слабой мотивацией предлагаются наиболее легкие задания: выбрать из предложенного, поработать с текстом учебника. Так же оказывается поддержка при работе в паре.

Самооценивание, взаимооценивание.

ФО «Смайлы»

ФО «Правило большого пальца»

Физ.минутка.

Смена деятельности

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Цель урока и учебные цели были доступны и достигнуты учащимися.

Все учащиеся достигли цели обучения.

Учащийся со слабой мотивацией легко справился с заданиями низкого и среднего уровня, таким образом, необходимо подумать над усложнением заданий к следующему уроку.

Время урока было использовано эффективно, все задания выполнены, темп урока выше среднего.

Отклонения от плана были незначительными, так как учащиеся выполняли задания быстрее отведённого времени, возникла необходимость в корректировке заданий.

Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (в том числе преподавание и учение)?

1: Работа с иллюстрациями.

2: Заполнение схемы в паре.

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?

1: Несколько усложнить задания для ученика уровня С.

2: Разнообразить приемы формативного оценивания

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?

Ученик уровня С достаточно хорошо изучил данную тему в курсе географии 6 класса. Необходимо пересмотреть уровень дефференциации при составлении заданий к урокам в ходе изучения данного раздела.

Индивидуальная карточка учащегося

Вспомните, что вы знаете о строении Земли из курса географии 6 класса. Из предложенных терминов выберите те, которые относятся к внутреннему строению Земли.

Термины: биосфера, литосфера, гидросфера, океан, ядро, материк, земная кора, атмосфера, мантия.

Дескриптор:

- дает определение «внутреннее строение Земли»;

- определяет термины, которые имеют отношение к внутреннему строению Земли.

Задание №1 (П)

Рассмотрите рис.14 на стр. 31. Определите, какие части Земли относятся к литосфере, а какие составляют внутренние оболочки. Результат обозначьте на схеме:

Дескриптор:

- определяют, из каких слоев состоит литосфера;

- определяют, из каких слоёв состоит внутренняя оболочка Земли;

- заполняют схему.

Задание №2(И)

Используя предложенную иллюстрацию, и текст учебника на странице 32 определите:

а) из каких слоев состоит земная кора;

б) на какие типы делиться земная кора;

в) в чем отличие между разными типами земной коры.


Дескриптор:

- определяет, из каких слоёв состоит земная кора;

- определяет, на какие типы делится земная кора;

- делает выводы о различии между материковой и океанической земной корой.

Задание №3(П)

Классифицируйте горные породы по группам. Результат занесите в таблицу:

Дескриптор:

- определяют осадочные горные породы;

- определяют магматические горные породы;

- определяют метаморфические горные породы.

Закрепление «Опечатка»(И)

В тексте допущена опечатка, неправильно поставлено одно слово. Но из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста. Найдите это предложение и исправьте опечатку.

«Земная кора выплавилась из вещества первичной мантии. При этом выделились гранитные и базальтовые слои. В дальнейшем земная кора была существенно переработана под действием физико-химических процессов, под влиянием воздуха, воды и деятельности живых организмов. Осадочный слой возник ранее, главным образом из продуктов разрушения гранитных и базальтовых слоев и постепенного накопления осадков».

Дескриптор:

- определяет опечатку, допущенную в тексте.

Рефлексия

Незаконченные предложения:

Сегодня на уроке мне понравилось…

Лучше всего у меня получилось …

Мне надо поработать над …

Мне осталось непонятным …



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Литосфера — это каменная оболочка Земли. От греческого «литос» — камень и «сфера» — шар

Литосфера - внешняя твердая оболочка Земли, которая включает всю земную кору с частью верхней мантии Земли и состоит из осадочных, изверженных и метаморфических пород. Нижняя граница литосферы нечеткая и определяется резким уменьшением вязкости пород, изменением скорости распространение сейсмических волн и увеличением электропроводности пород. Толщина литосферы на континентах и под океанами различается и составляет в среднем соответственно 25 - 200 и 5 - 100 км.

Рассмотрим в общем виде геологическое строение Земли. Третья за отдаленностью от Солнца планета - Земля имеет радиус 6370 км, среднюю плотность - 5,5 г/см3 и состоит из трех оболочек - коры , мантии и и. Мантия и ядро делятся на внутренние и внешние части.

Земная кора — тонкая верхняя оболочка Земли, которая имеет толщину на континентах 40-80 км, под океанами - 5-10 км и составляет всего около 1 % массы Земли. Восемь элементов - кислород, кремний, водород, алюминий, железо, магний, кальций, натрий - образовывают 99,5 % земной коры.

Согласно научным исследованиям, учёным удалось установить, что литосфера состоит из:

  • Кислорода – 49%;
  • Кремния – 26%;
  • Алюминия – 7%;
  • Железа – 5%;
  • Кальция – 4%
  • В состав литосферы входит немало минералов, самые распространённые – шпат и кварц.

На континентах кора трехслойная: осадочные породы укрывают гранитные, а гранитные залегают на базальтовых. Под океанами кора «океанического» , двухслойного типа; осадочные породы залегают просто на базальтах, гранитного пласта нет. Различают также переходный тип земной коры (островно-дуговые зоны на окраинах океанов и некоторые участки на материках, например Черное море) .

Наибольшую толщину земная кора имеет в горных районах (под Гималаями — свыше 75 км) , среднюю - в районах платформ (под Западно-Сибирской низиной - 35-40, в границах Русской платформы - 30-35), а наименьшую - в центральных районах океанов (5-7 км) . Преобладающая часть земной поверхности - это равнины континентов и океанического дна.

Континенты окружены шельфом- мелководной полосой глубиной до 200 г и средней шириной близко 80 км, которая после резкого обрывчастого изгиба дна переходит в континентальный склон (уклон изменяется от 15-17 до 20-30°). Склоны постепенно выравниваются и переходят в абиссальные равнины (глубины 3,7-6,0 км) . Наибольшие глубины (9-11 км) имеют океанические желоба, подавляющее большинство которых расположенная на северной и западной окраинах Тихого океана.

Основная часть литосферы состоит из изверженных магматических пород (95 %), среди которых на континентах преобладают граниты и гранитоиды, а в океанах-базальты.

Блоки литосферы - литосферные плиты - двигаются по относительно пластичной астеносфере. Изучению и описанию этих движений посвящен раздел геологии о тектонике плит.

Для обозначения внешней оболочки литосферы применялся ныне устаревший термин сиаль, происходящий от названия основных элементов горных пород Si (лат. Silicium - кремний) и Al (лат. Aluminium - алюминий).

Литосферные плиты

Стоит отметить, что самые крупные тектонические плиты очень хорошо различимы на карте и ими являются:

  • Тихоокеанская – самая большая плита планеты, вдоль границ которой происходят постоянные столкновения тектонических плит и образуются разломы – это является причиной её постоянного уменьшения;
  • Евразийская – покрывает почти всю территорию Евразии (кроме Индостана и Аравийского полуострова) и содержит наибольшую часть материковой коры;
  • Индо-Австралийская – в её состав входит австралийский континент и индийский субконтинент. Из-за постоянных столкновений с Евразийской плитой находится в процессе разлома;
  • Южно-Американская – состоит из южноамериканского материка и части Атлантического океана;
  • Северо-Американская – состоит из североамериканского континента, части северо-восточной Сибири, северо-западной части Атлантического и половины Северного Ледовитого океанов;
  • Африканская – состоит из африканского материка и океанической коры Атлантического и Индийского океанов. Интересно, что соседствующие с ней плиты движутся в противоположную от неё сторону, поэтому здесь находится наибольший разлом нашей планеты;
  • Антарктическая плита – состоит из материка Антарктида и близлежащей океанической коры. Из-за того, что плиту окружают срединно-океанические хребты, остальные материки от неё постоянно отодвигаются.

Движение тектонических плит в литосфере

Литосферные плиты, соединяясь и разъединяясь, всё время изменяют свои очертания. Это даёт возможность учёным выдвигать теорию о том, что около 200 млн. лет назад литосфера имела лишь Пангею - один-единственный континент, впоследствии расколовшийся на части, которые начали постепенно отодвигаться друг от друга на очень маленькой скорости (в среднем около семи сантиметров в год).

Это интересно! Существует предположение, что благодаря движению литосферы, через 250 млн. лет на нашей планете сформируется новый континент за счёт объединения движущихся материков.

Когда происходит столкновение океанической и континентальной плит, край океанической коры погружается под материковую, при этом с другой стороны океанической плиты её граница расходится с соседствующей с ней плитой. Граница, вдоль которой происходит движение литосфер, называется зоной субдукции, где выделяют верхние и погружающиеся края плиты. Интересно, что плита, погружаясь в мантию, начинает плавиться при сдавливании верхней части земной коры, в результате чего образуются горы, а если к тому же прорывается магма – то и вулканы.

В местах, где тектонические плиты соприкасаются друг с другом, расположены зоны максимальной вулканической и сейсмической активности: во время движения и столкновения литосферы, земная кора разрушается, а когда они расходятся, образуются разломы и впадины (литосфера и рельеф Земли связаны друг с другом). Это является причиной того, что вдоль краёв тектонических плит расположены наиболее крупные формы рельефа Земли – горные хребты с активными вулканами и глубоководные желоба.

Проблемы литосферы

Интенсивное развитие промышленности привело к тому, что человек и литосфера в последнее время стали чрезвычайно плохо уживаться друг с другом: загрязнение литосферы приобретает катастрофические масштабы. Произошло это вследствие возрастания промышленных отходов в совокупности с бытовым мусором и используемыми в сельском хозяйстве удобрениями и ядохимикатами, что негативно влияет на химический состав грунта и на живые организмы. Учёные подсчитали, что за год на одного человека припадает около одной тонны мусора, среди которых – 50 кг трудноразлагаемых отходов.

Сегодня загрязнение литосферы стало актуальной проблемой, поскольку природа не в состоянии справиться с ней самостоятельно: самоочищение земной коры происходит очень медленно, а потому вредные вещества постепенно накапливаются и со временем негативно воздействуют и на основного виновника возникшей проблемы – человека.

Строение и состав литосферы

Литосфера – это внешняя оболочка «твёрдой» Земли, расположенная ниже атмосферы и гидросферы над астеносферой.

Мощность литосферы изменяется от 50 км (под океанами) до 100 км (под материками).

В её составе – земная кора и субстрат, входящий в состав верхней мантии.

Границей между земной корой и субстратом служит поверхность Мохоровичича, при пересечении которой сверху вниз скачкообразно увеличивается скорость продольных сейсмических волн. Пространственное (горизонтальное) строение литосферы представлено её крупными блоками – т.н. литосферными плитами, отделёнными друг от друга глубинными тектоническими разломами. Литосферные плиты движутся в горизонтальном направлении со средней скоростью 5-10 см в год.

В строении земной коры принимают участие три основных типа горных пород: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические породы образуются в недрах Земли в условиях высоких температур и давлений в результате кристаллизации магмы. Они составляют 95% массы вещества, слагающего земную кору. В зависимости от условий, в которых происходил процесс застывания магмы, формируются интрузивные (образовавшиеся на глубине) и эффузивные (излившиеся на поверхность) горные породы. К интрузивным относятся: гранит, габбро, к изверженным – базальт, липарит, вулканический туф и др.

Осадочные породы образуются на земной поверхности различными путями: часть из них формируется из продуктов разрушения пород, образовавшихся ранее (обломочные: пески, гелечники), часть за счет жизнедеятельности организмов (органогенные: известняки, мел, ракушечник; кремнистые породы, каменный и бурый уголь, некоторые руды), глинистые (глины), химические (каменная соль, гипс).

Метаморфические породы образуются в результате превращения пород другого происхождения (магматических, осадочных) под воздействием различных факторов: высокой температуры и давления в недрах, контакта с породами другого химического состава и др. (гнейсы, кристаллические сланцы, мрамор и др.).

Большую часть объема земной коры занимают кристаллические породы магматического и метаморфического происхождения (около 90%).

Земная кора разделена на отдельные геологически разновозрастные, более или менее активные (в динамическом и сейсмическом отношении) глыбы, которые подвержены постоянным движениям, как вертикальным, так и горизонтальным.

Крупные (несколько тысяч километров в поперечнике), относительно устойчивые глыбы земной коры с низкой сейсмичностью и слабо расчленённым рельефом получили название платформ (plat – плоский, form – форма (фр.).

Они имеют кристаллический складчатый фундамент и разновозрастный осадочный чехол. В зависимости от возраста, платформы делятся на древние (докембрийские по возрасту) и молодые (палеозойские и мезозойские).

Древние платформы являются ядрами современных континентов, общее вздымание которых сопровождалось более быстрым поднятием или опусканием их отдельных структур (щиты и плиты).

Движения литосферы. Эпейрогенез. Орогенез. Геосинклинали и платформы, Вулканизмом (Самостоятельно)

Землетрясением называют быстрые движения земной коры, вызывающие в ней устойчивые (т.е. сохраняющиеся и после прекращения движения) изменения.

Глубина очагов землетрясений (гипоцентров) обычно не превышает 40-60 км, чаще всего 15-20 км.

Однако в отдельных случаях (преимущественно по окраинам бассейна Тихого океана) очаги лежат гораздо глубже – до 300-700 км. На Земле в среднем каждый год бывает более 100 тыс. землетрясений, из них около 10% ощущается людьми. Вместе с тем землетрясения распределены по Земле далеко не равномерно. Их почти не бывает в центральной части Тихого океана (кроме Гавайских островов) и на всех древних платформах материков, что говорит об отсутствии здесь процессов горообразования (Канада, Бразилия, Русская платформа, Африка, Индия, Австралия и Антарктида).

Литосфера – это твердая оболочка планеты Земля. Она покрывает ее полностью, защищая поверхность от высочайших температур ядра планеты. Изучим, какое строение имеет литосфера и чем она отличается от других планет.

Общая характеристика

Литосфера граничит с гидросферой и атмосферой вверху, и с астеносферой внизу. Толщина этой оболочки значительно варьирует и составляет от 10 до 200 км. на разных участках планеты. На континентах литосфера толще, чем в океанах. Литосфера не представляет собой единое целое – она образована отдельными плитами, которые лежат на астеносфере и постепенно передвигаются по ней. Выделяют семь крупных литосферных плит и несколько маленьких. Границы между ними являются зонами сейсмической активности. На территории России соединяются две такие плиты – Евразийская и Североамериканская. Строение литосферы Земли представлено тремя слоями:

  • земная кора;
  • пограничный слой;
  • верхняя мантия.

Рассмотрим каждый слой подробнее.

Рис. 1. Слои литосферы

Земная кора

Это верхний и самый тонкий слой литосферы. Его масса составляет всего 1% от массы Земли. Толщина земной коры варьирует от 30 до 80 км. Меньшая толщина наблюдается на равнинных территориях, большая – на горных. Различают два типа земной коры – материковая и океаническая.

Разделение коры на два типа имеется только на Земле, на остальных планетах кора однотипная.

Материковая кора состоит из трех слоев:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • осадочный – образован осадочными и вулканическими породами;
  • гранитный – образован метаморфическими горными породами (кварц, полевой шпат);
  • базальтовый – представлен магматическими породами.

В океанической коре есть только осадочный и базальтовый слой.

Рис. 2. Слои океанической и континентальной земной коры

Земная кора содержит все известные минералы, металлы и химические вещества в разных количествах. Самые распространенные элементы:

  • кислород;
  • железо;
  • кремний;
  • магний;
  • натрий;
  • кальций;
  • калий.

Полное обновление земной коры происходит за 100 млн. лет.

Пограничный слой

Его называют поверхностью Мохоровичича. В этой зоне происходит резкий рост скорости сейсмических волн. Также здесь сменяется плотность вещества литосферы, оно становится более упругим. Поверхность Мохоровичича залегает на глубине от 5 до 70 км, полностью повторяя рельеф земной коры.

Рис. 3. Схема поверхности Мохоровичича

Мантия

К литосфере относится только верхний слой мантии. Он имеет толщину от 70 до 300 км. Какие явления происходят в этом слое? Здесь зарождаются очаги сейсмической активности – землетрясения. Это связано с повышением здесь скорости сейсмических волн. Каково строение этого слоя? Образована она в основном железом, магнием, кальцием, кислородом.

Термин «литосфера» употребляется в науке с середины 19 в., но современное значение он приобрел менее полувека назад. Еще в геологическом словаре издания 1955 г. сказано: литосфера - то же, что земная кора. В словаре издания 1973 г. и в последующих: литосфера … в современном понимании включает земную кору и жесткую верхнюю часть верхней мантии Земли. Верхняя мантия - это геологический термин, обозначающий очень большой слой; верхняя мантия имеет мощность до 500, по некоторым классификациям - свыше 900 км, а в состав литосферы входят лишь верхние от нескольких десятков до двух сотен километров.

Земная кора - внешняя оболочка литосферы. Состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев. Отличают океаническую и материковую земную кору. В составе первой отсутствует гранитный слой. Максимальная толщина земной коры около 70 км - под горными системами, 30- 40 км - под равнинами, наиболее тонкая земная кора - под океанами, всего 5- 10 км.

Поверхность земной коры формируется за счет разнонаправленных воздействий тектонических движений, создающих неровности рельефа, денудации этого рельефа путем разрушения и выветривания слагающих его горных пород, и благодаря процессам осадконакопления. В результате постоянно формирующаяся и одновременно сглаживающаяся поверхность земной коры оказывается достаточно сложной. Максимальная контрастность рельефа наблюдается только в местах наибольшей современной тектонической активности Земли, например на активной континентальной окраине Южной Америки, где перепад уровней рельефа между Перуано-Чилийским глубоководным желобом и вершинами Анд достигает 16- 17 км. Значительные контрасты высот (до 7-8 км) и большая расчлененность рельефа наблюдаются в современных зонах столкновения континентов, например в Альпийско-Гималайском складчатом поясе.

В обоих этих случаях предельные перепады высот рельефа определяются не только интенсивностью тектонических деформаций земной коры и скоростью ее денудации, но и реологическими свойствами коровых пород, переходящих под влиянием избыточных и нескомпенсированных напряжений в пластичное состояние. Поэтому крупные перепады рельефа в гравитационном поле Земли приводят к появлению избыточных напряжений, превышающих пределы пластичности пород, и к пластическому растеканию слишком крупных неровностей рельефа.

Формируют литосферу - земная кора и субстрат, входящий в состав верхней мантии. Границей между земной корой и субстратом служит поверхность Мохоровичича, при пересечении которой сверху вниз скачкообразно увеличивается скорость продольных сейсмических волн. Пространственное (горизонтальное) строение литосферы представлено её крупными блоками - т.н. литосферными плитами.

Литосферные плиты - это крупные жесткие блоки земной коры, которые двигаются по относительно пластичной астеносфере. Литосфера под океанами и континентами значительно различается.

Литосфера под океанами претерпела множество этапов частичного плавления в результате образования океанической коры, она сильно обеднена легкоплавкими редкими элементами и в основном состоит из дунитов и гарцбургитов.

Литосфера под континентами значительно холоднее, мощнее и, видимо, разнообразнее. Она не участвует в процессе мантийной конвекции, и претерпела меньше циклов частичного плавления. В целом она богаче несовместимыми редкими элементами. В её составе значительную роль играют лерцолиты, верлиты и другие богатые редкими элементами породы.

Литосфера расколота примерно на 10 больших плит, самые крупные - Евразийская, Африканская, Индо-Афстралийская, Американская, Тихоокеанская, Антарктическая. Литосферные плиты движутся с возвышающейся на них сушей. В основе теории движения литосферных плит - гипотеза А. Вегенера о дрейфе континентов.

Литосферные плиты постоянно меняют свои очертания, они могут раскалываться в результате рифтинга и спаиваться, образуя единую плиту в результате коллизии. С другой стороны, разделение земной коры на плиты не однозначно, и по мере накопления геологических знаний выделяются новые плиты, а некоторые границы плит признаются несуществующими. Движение литосферных плит обусловлено перемещением вещества в верхней мантии. В рифтовых зонах оно разрывает земную кору и расталкивает плиты. Большинство рифтов находится на дне океанов, где земная кора тоньше. На суше крупнейшие рифты расположены в районе Великих Африканских озер и озера Байкал. Скорость движения литосферных плит - -1-6 см в год.

При столкновении литосферных плит на их границах образуются: горные системы, если в зоне столкновения обе плиты несут материковую кору (Гималаи), и глубоководные желоба, если одна из плит несет океаническую кору (Перуанский желоб). С этой теорией согласуется предположение о существовании древних материков: южного - Гондваны и северного - Лавразии.

Границы литосферных плит - это подвижные области, где происходят горообразование, сосредоточены области землетрясений и большинство действующих вулканов (сейсмические пояса). Самые обширные сейсмические пояса - Тихоокеанский и Средиземноморского - Трансазиатский.

На глубине 120-150 км под материками и 60-400 км под океанами залегает слой мантии, называется астеносферой. Все литосферные плиты как бы плавают в полужидкой астеносфере, как льдины в воде.

В литосфере выделяют массив горных пород, земную поверхность и почвы. Основная часть литосферы состоит из изверженных магматических пород (95 %), среди которых на континентах преобладают граниты и гранитоиды, а в океанах-базальты. Верхний слой литосферы - это земная кора, минералы которой состоят преимущественно из окислов кремния и алюминия, окислов железа и щелочных металлов.

Основная масса организмов и микроорганизмов литосферы сосредоточенная в грунтах, на глубине не большее нескольких метров. Грунты - органо-минеральный продукт многолетней (сотни и тысячи лет) общей деятельности живых организмов, воды, воздуха, солнечного тепла и света есть одними из важнейших природных ресурсов. Современные грунты являются трехфазной системой (разнозернистые твердые частицы, вода и газы, растворенные в воде, и порах), которая состоит из смеси минеральных частиц (продукты разрушения горных пород), органических веществ (продукты жизнедеятельности биоты ее микроорганизмов и грибов). Наибольшей трансформации подвергается самый верхний, поверхностный горизонт литосферы в пределах суши. Суша занимает 29,2% поверхности земного шара и включает земли различной категории, из которых важнейшее значение имеет плодородная почва.

Поверхностный слой литосферы, в котором осуществляется взаимодействие живой материи с минеральной (неорганической), представляет собой почву. Остатки организмов после разложения переходят в гумус (плодородную часть почвы). Составными частями почвы служат минералы, органические вещества, живые организмы, вода, газы.

Преобладающие элементы химического состава литосферы: О, Si, Аl, Fe, Са, Мg, Na, К.