В америке левостороннее или правостороннее движение. В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе

Если на карте мира закрасить разными цветами страны с левосторонним и правосторонним движением, то мы увидим, что вторых гораздо больше. Об этом говорит и статистика: по правой стороне дороги передвигаются 66% населения, тогда как по левой оставшиеся 34%.

Интересно, что в древности ситуация была противоположной: в основном соблюдалось именно левостороннее движение. Известно, что на всей территории Римской империи использовалось левостороннее движение, чему найдено множество доказательств, начиная от античных римских изображений, заканчивая исследованиями колеи древнеримских дорог. Объяснить это можно тем, что большинство людей – правши, а значит, поравнявшись с незнакомцем на дороге, в случае опасности сподручнее было выхватить оружие правой рукой и сразу быть готовым к стычке. Вероятно, данное правило, принятое для передвижения римских войск, вскоре было подхвачено и другими гражданами империи. Подражая римлянам, левостороннее движение использовалось в большинстве античных государств.

Современное разделение мира на левостороннее движение (синим) и правостороннее

После падения Римской империи какие-то общие нормы, регулирующие до этого движение на огромной территории, перестали существовать, поэтому на первый план вышли физиологические особенности человека: возничим, большинство которых были правшами, было сподручнее ехать именно по правой стороне, чтобы на узких дорогах при разъезде со встречным транспортом более уверенно управлять лошадьми сильной рукой, направляя их вбок. С веками эта привычка закрепилась в качестве нормы общественного движения во многих странах.

В 1776 году в Европе вышел первый регламент дорожного движения. Страной, которая приняла его, стала Британия, установившая на своей территории… левостороннее движение. Историки до сих спорят, чем именно было обусловлено данное решение. Возможно, это было сделано для того, чтобы «отделиться» от остальной правосторонней Европы, с ведущими странами которой Британия была в конфронтации. Или, быть может, чиновники просто переняли закон у армейского морского адмиралтейства, которое предписывало встречным кораблям английской короны расходиться правыми бортами.

Введение левостороннего движения в небольшой по географическим меркам метрополии повлияло на огромные территории колоний Британской империи, а также союзнические страны. В первую очередь это территории нынешней Индии, Австралии и Пакистана, где по аналогии с Британией по сей день используется левостороннее движение.


3 сентября 1962 года — переход Швеции на правостороннее движение. В тот день на улицах шведских городах возникла жуткая путаница

На другой стороне находилась Франция с союзниками, которые стали использовать правостороннее движение. Законодательно во многих европейских странах оно было установлено во времена Наполеона. Как обычно, колонии европейских государств последовали за своим центром, что и разделило мир на два лагеря, отголоски чего мы и наблюдаем по сей день.

В России и сопредельных странах правило правостороннего дорожного движения сложилось стихийно, и, что интересно, закон о правостороннем движении страна приняла раньше европейских государств – в 1756 году во время царствования императрицы Елизаветы Петровны.

Иллюстрация: depositphotos | lunamarina

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ответ редакции

Не было бы Англии — не было бы «правого» руля. О правомерности этого утверждения в автомобильных кругах спорят не один десяток лет.

АиФ.ru попытался разобраться, почему в Великобритании укоренилась левосторонняя схема движения и как это отразилось на других странах мира.

Почему в Англии повелось ездить по левой стороне дороги?

Норму ездить по левой стороне дороге английские власти законодательно закрепили в 1756 году. За нарушение билля предусматривался внушительный штраф — фунт серебра.

Существуют две основные версии, которые объясняют, почему в середине XVIII века Англия сделала выбор в пользу именно левостороннего движения.

  • Римская версия

В Древнем Риме придерживались левостороннего движения. Такой подход объяснялся тем, что легионеры держали оружие в правой руке. И поэтому в случае неожиданной встречи с неприятелем им было выгоднее находиться на левой стороне дороги. Враг таким образом попадал прямо на рубящую руку. После того, как в 45 году нашей эры римляне завоевали британские острова, «левизна» могла перекинуться и на Англию. В пользу этой версии говорят результаты археологических экспедиций. В 1998 в графстве Уилтшир на юго-западе Англии была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой.

  • Морская версия

Добраться до Европы англичане раньше могли только водным путём. Поэтому морские традиции крепко вошли в культуру этого народа. В старину английские корабли должны были обходить встречное судно с левой стороны. Впоследствии этот обычай мог распространиться и на дороги.

В современных международных правилах судоходства закреплено правостороннее движение.

Фото: Shutterstock.com

Как английская «левизна» расползлась по всему свету?

Большинство левосторонних стран выбрали именно эту схему движения в связи со следующими обстоятельствами:

  • Колониальный фактор.

Великобритания ещё в середине прошлого века была империей, над который никогда не заходило солнце. Большинство бывших колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решили сохранить привычное для них левостороннее движение.

  • Политический фактор.

Во времена Великой Французской революции был издан декрет, в котором предписывалось всем жителям республики двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Когда же к власти пришёл Наполеон Бонапарт , схема движения превратилась в аргумент политики. В тех государствах, что поддерживали Наполеона, — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — установилось правостороннее движение. С другой стороны, те, кто противостоял Франции: Великобритания, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Впоследствии левостороннее движение в этой тройке стран сохранилось только в Соединённом королевстве.

Политическая дружба с Великобританией поспособствовала введению «левизны» на дорогах в Японии: в 1859 году посол королевы Виктории сэр Рутерфорд Алкок убедил власти островного государства принять левостороннее движение.

Когда в России утвердилось правостороннее движение?

В России нормы правостороннего движения сложились ещё в средние века. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 году писал, что «в Российской империи повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.

Страны, которые поменяли движение

История знает немало примеров, когда страны переходили с одной схемы движения на другую. Поступали так государства по следующим причинам:

  • «Назло вчерашним оккупантам»

США перешли на движение по правой стороне дороги после провозглашения независимости от Великобритании в 1776 году.

Корея перешла на правостороннее движение после окончания японской оккупации в 1946 году.

  • Географическая целесообразность

На правостороннее движение в середине 1960-х - начале 1970-х перешли многие бывшие британские колонии в Африке. Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана поступили так для удобства: вокруг них находились «правоездящие» бывшие французские колонии.

Швеция поменяла направление движения последней в Европе. В 1967 году там произошёл так называемый День «H» , когда все машины королевства перестроились на другую полосу. Причина перехода на «право» лежала не только в географии, но и в экономике. Большинство стран, куда шли производимые в Швеции автомобили, использовали левый руль.

Шведский день «H». Фото: Commons.wikimedia.org

В 2009 году на левостороннее движение перешло Самоа. Это было связано с большим количеством подержанных автомобилей с правым рулём, которые поставлялись в страну из Австралии и Новой Зеландии.

«Левые» исключения

В правосторонних странах находится место для «левых» исключений. Так, на небольшой улице генерала Лемонье (длиной 350 метров) в Париже двигаются по левой стороне. Есть небольшие участки с левосторонним движением в Одессе (Высокий переулок), в Москве (разъезд на ул. Лескова), в Питере (набережная реки Фонтанки) и во Владивостоке (ул. Семёновская на участке от Алеутской улицы до пересечения с Океанским проспектом, а также на ул. Мордовцева).

Какое движение безопаснее?

По мнению специалистов, то, по какой стороне вы едете, не влияет на степень безопасности движения — это всего лишь вопрос привычки.

Страны с левосторонним движением

Мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72 % и 28 %, при этом 66 % водителей мира ездят по правой стороне, а 34 % — по левой.

Северная Америка

  • Антигуа и Барбуда
  • Багамские Острова
  • Барбадос
  • Ямайка

Южная Америка

  • Гайана
  • Суринам
  • Великобритания
  • Ирландия
  • Мальта
  • Бангладеш
  • Бруней
  • Бутан
  • Восточный Тимор
  • Гонконг
  • Индия
  • Индонезия
  • Макао
  • Малайзия
  • Мальдивские о-ва
  • Непал
  • Пакистан
  • Сингапур
  • Таиланд
  • Шри-Ланка
  • Япония
  • Ботсвана
  • Замбия
  • Зимбабве
  • Кения
  • Лесото
  • Маврикий
  • Мозамбик
  • Намибия
  • Сейшельские острова
  • Свазиленд
  • Танзания
  • Уганда

Сейчас правостороннее движение большинству европейцев кажется логичным и единственно правильным, а Британию и ее бывшие владения Ирландию, Мальту и Кипр считают отщепенцами. Однако еще не так давно левосторонней была, к примеру, Швеция: на правостороннее движение она перешла ровно 50 лет назад. На это решение повлияло среди прочего соседство с Финляндией, которая и сама стала правосторонней меньше двух веков назад.

Фото: Henrietta Hassinen / Yle
До развития массовой дорожной сети, путешествий и автомобилизации само понятие лево- или правостороннего движения было довольно условным. Существовавшие тогда дороги были относительно свободны, и сторона движения была принципиальна только в случае разъезда со встречной повозкой или всадником. Полагают, что обычай разъезжаться слева возник потому, что при внезапном нападении было легче правой рукой доставать оружие и защищаться, ведь большинство людей правши. Правостороннее движение, судя по всему, сложилось тогда, когда опасностей на дороге стало меньше, а правой рукой было удобнее натягивать вожжи.

Еще одной причиной распространения правостороннего движения стала Франция, где традиционно пешеходы (то есть бедняки) держались правой стороны дороги, а ехавшая верхом знать - левой. Великая французская революция поставила все с ног на голову, предписав двигаться по “плебейской” стороне дороги, а наполеоновские войны разнесли этот обычай по всей Европе.



По старой привычке некоторые извозчики еще в начале прошлого века предпочитали левую сторону дороги. Фото: Helsingin kaupunginmuseo / Signe Brander
Шведское наследство

Дольше всех остальных стран континентальной Европы продержалась Швеция. И это не удивительно, ведь она была одной из первых стран, которые вообще закрепили сторону движения законодательно. В 1718 году, незадолго до своей смерти шведский король Карл XII, тот самый, против которого Петр I вел Северную войну, предписал двигаться по правой стороне дороги. Однако уже в 1734 году риксдаг одобрил закон о левостороннем движении встречного транспорта, который вступил в силу спустя два года. Финляндия была тогда частью Шведского королевства, следовательно все предписания, будь они о право- или левостороннем движении, касались и ее. Перевод на финский язык появился лишь в 1759 году. Он гласил:

Kun matkustavaiset eli kulkevaiset kaupungissa eli maalla tulewat toisiansa vastaan, syrjäytykööt he kumpikin wasemmalle kädellensä, niin että he esteettömästi pääsewät toistensa sivuitse, kymmenen hopeatalarin sakon uhalla sille joka tätä wastaan rikkoo.

Когда путешественники либо путники в городах или на селе следуют друг против друга, да посторонится каждый из них налево по свою руку, дабы они без помех могли друг подле друга проехать, под угрозой штрафа в десять серебряных талеров тому, кто сие нарушит.

В соседней Российской империи примерно в то же время, а именно 5 февраля 1752 года, указом Елизаветы Петровны была введено правостороннее движение для карет и извозчиков. Помимо стороны движения, в этом же указе предписывалось не ездить по улицам слишком шибко, не бить встречных, не петь, не свистеть и не стрелять на улицах. Однако в 1809 году Финляндия перешла Российской империи и стала единственным официально левосторонним регионом. Шведское законодательное наследие давало знать о себе еще почти полсотни лет, пока Александр II не закрепил правило разъезжаться справа и в Финляндии.

8 июня 1858 года в Хельсинки был подписан “Милостивый Указ его Императорского Величества об обязанности движущихся навстречу друг другу уступить дорогу”. Вот текст этого указа целиком:

ME ALEKSANDER Toinen, Jumalan Armosta, Keisari ja Itsevaltias koko Venäjänmaan yli sekä Suomen Suuriruhtinas, y. m., y. m., y. m.

Teemme tiettäväksi: Koska eräissä Suomen paikkakunnissa on tullut tavaksi, että matkustajat, vastatuksin tullessaan, toisiansa väistävät kukin oikealle puolellensa, ehkä 1734 vuoden Kestikievari-asetuksen 23 pykäleessä on säännetty että semmoisissa tapauksissa väistettämän pitää toiselle puolen; niin olemme Me, tästä tehdyn alamaisen esityksen johdosta, Armossa hyväksi katsoneet sillä tavalla muuttaa sanottua sääntöä, että matkustajain tahi ajelijain kaupungeissa ja maalla pitää, mainitussa asetuksessa määrätyn neljän ruplan ja kahdeksankymmenen kopeikan hopearahan sakon-haastolla, vastatuksin tullessaan väistämän kukin oikealle puolellensa, niin että he esteettömästi saattavat päästä toistensa ohitse. Jota kaikki asianomaiset alamaisuudessa noudattakoot.

Мы, Александр Второй, Милостию Божию Император и Самодержец всея Руси и Великий князь Финляндский, и прочая, и прочая, и прочая

Провозглашаем: поелику в некоторых местах Финляндии стало обычно, что друг против друга едущие разъезжаются каждый по правой стороне, а в 23 параграфе Трактирного указа 1734 года указано, что в оных случаях уступать дорогу надобно по другой стороне; мы, по представлению, милостиво решили так изменить сие правило, что пешком идущему либо едущему в городе или на селе следует, под угрозой определенного данным указом штрафа в четыре рубля и осемдесят копеек серебром, при встрече уступать дорогу каждому по правой стороне, так чтобы они могли беспрепятственно друг мимо друга пройти либо проехать. Чего все надлежащие лица в подчинении да исполнят.

Так что когда в 1895 году в Финляндии появился первый автомобиль, правостороннее движение было фактом уже несколько десятков лет. Однако призраки левостороннего движения вернулись в страну еще раз.

Досадная оплошность

Быстро набиравшая обороты автомобилизация заставила молодое независимое государство определить правила дорожного движения в самом начале своего пути. Декрет 1919 года закрепил правостороннее движение по дорогам и не стал возвращаться к правилам Шведского королевства. Но вот в пункте третьем, который касался обгона, была допущена оплошность, на исправление которой ушло на удивление много времени.

Этот пункт гласил, что при движении в одну сторону обгоняемый должен перестроиться влево и остановиться, пока обгоняющий не завершит маневр. Эту ошибку исправили лишь в 1921. Тогда определили, что обгоняемый должен пропустить обгоняющего справа и убрали предписание остановиться, как это правило дошло до нас и поныне. В том же году произошла национализация существовавшей к тому времени дорожной сети в 24 тысячи километров, и государство развивало кровеносные сосуды автомобильного бума исходя из принципов правостороннего движения.

День H

Казалось бы, история на этом должна была закончится, но нет. Из немногочисленных соседей Финляндии один придерживался левостороннего движения. После Второй мировой войны сотрудничество Северных стран стало продвигаться семимильными шагами, и уже в 1958 году между странами был полностью отменен пограничный контроль, ставший одним из толчков к развитию массового туризма внутри региона. Но среди пяти стран две - Швеция и Исландия - были правосторонними. В случае с Исландией это было не столь принципиально ввиду удаленности и островной изолированности, а вот Швеции положение вещей доставляло немало неудобств. У страны две наземные границы - шестисоткилометровая с Финляндией и в два с половиной раза более протяженная с Норвегией, на которой расположены десятки дорог.

Поэтому уже в 1955 году в стране прошел референдум, на котором почти 83 процента проголосовавших высказались за сохранение левостороннего движения. В Швеции, как и в Финляндии, референдумы носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению властями. Именно так произошло в этот раз, и спустя восемь лет шведское руководство начало разработку перехода на правостороннее движение, пока количество дорог и машин не сделало этот переход еще более дорогим и сложным.

В итоге историческое изменение в Швеции произошло ровно пятьдесят лет назад, причем с сегодняшним днем совпадает не только дата, но и день недели. Это день назвали “Днем H”, от шведского слова höger - “правый”. О том, как проходила подготовка и сам переход, можно посмотреть в сюжете тогдашнего корреспондента Yleisradio. Однако отдельного упоминания заслуживает роль Финляндии в подготовке. Многие шведские водители, осознавшие неизбежность перемен, покупали билеты на паром до финского берега и ехали туда тренироваться ездить в новом дорожном мироустройстве. Известно, что в Турку такие тренировки провела команда стокгольмских водителей карет скорой помощи.


3.9.1967 Фото: Yle

Нет правил без исключений

И все же, Финляндию невозможно назвать страной со стопроцентным правосторонним движением. Ведь уже больше двух лет левостороннее движение - это первое, что видит большинство туристов, прилетающих в страну.

В наследство от Российской империи Финляндии осталась ширина колеи и правостороннее движение на железнодорожном транспорте. Таким оно и является по сей день, но на дальнем сообщении. Пригородное движение столичного региона, которое стало развиваться с 70-х годов, осуществляется по левой стороне. Объясняется это тем, что компания VR посчитала, что при движении на север по так называемому главному участку (от Хельсинки в сторону Тампере) дальние и пригородные поезда оказываются на соседних колеях, и в случае нештатной ситуации переход пассажиров из одного состава в другой будет безопаснее.

Так и получилось, что спускающиеся на станцию “Аэропорт” туристы видят поезда, идущие в “неправильную” сторону, но направляющиеся на один и тот же вокзал.

Разделение на правую и левую стороны движения началось еще до появления первого автомобиля. Историки до сих пор спорят между собой, какое движение в Европе было первоначальным. Во времена существования Римской империи всадники ездили слева, чтобы правая рука, в которой они держали оружие, была готова моментально нанести удар едущему навстречу врагу. Были найдены доказательства, что у римлян было левостороннее движение: в 1998 году в Великобритании в районе Суиндона была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой, а также на римском динарии (датирован 50 г. до н. э. – 50 г. н. э.) были изображены два всадника, разъезжавшихся по левой стороне.
Садиться на лошадь в средние века было удобнее при левостороннем движении, так как меч не мешал посадке. Однако против этого довода есть аргумент – удобство езды по левой или правой полосе при верховых поездках меняется в зависимости от метода езды, да и воинов по сравнению с остальным населением было не так много. После того как люди перестали брать с собой в дорогу оружие, движение начало постепенно меняться на правостороннее. Это объяснялось тем, что большинство людей – правши, а при преимуществе правой руки в силе и ловкости многие вещи комфортнее делать во время передвижения по правой стороне дороги.
При ходьбе пешком (без оружия), при ведении лошади и тележки удобнее держаться правой стороны. С этой стороны человеку удобнее находиться близко к встречному движению, чтобы остановиться для разговора со встречными, и легче держать правой рукой узды. Рыцари на турнирах также ездили справа – они держали щит в левой руке, а копье располагали на спине лошади, но против этого довода есть аргумент – турниры были всего лишь показательными «шоу» и к реальной жизни не имели отношения.
В зависимости от вида экипажа, запряженного лошадьми, варьируется удобство право- и левостороннего движения: одноместным экипажам с сидением для кучера спереди предпочтительнее ехать с правой стороны, так как при разъезде с другим экипажем кучеру надо сильнее потянуть вожжи правой рукой. Экипажи с форейтором (кучером, управляющим упряжкой, сидя на одном из коней) также придерживались правой стороны – форейтор всегда сидит на левой лошади, чтобы облегчить себе посадку и управление правой рукой. Многоместные и открытые экипажи ездили по левой стороне дороги – так кучер не мог случайно задеть хлыстом пассажира или прохожего, идущего по тротуару.
В России еще при Петре I было принято за норму правостороннее движение, повозки и сани разъезжались, как правило, держась правой стороны, а в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала официальный указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения карет и извозчиков. Среди западных стран впервые закон о стороне передвижения был издан в Англии – это был билль от 1756 года, по утверждению которого движение по Лондонскому мосту должно быть по левой стороне, а в случае «выезда на встречку» взимался штраф в размере 1 фунта серебра. И лишь по прошествии 20 лет английское правительство издало исторический «Дорожный акт», в котором было прописано введение левостороннего движения. Кстати, такое же движение было принято на открывшейся в 1830 году железной линии Манчестер – Ливерпуль. По одному из предположений, Англия взяла это из морских правил, так как являлась островным государством, и единственной связью с остальными странами было судоходство – по ним судно пропускало другое судно, которое приближалось к нему справа.
Великобританию считают главной «виновницей» «левизны», которая за тем повлияла на многие cтраны мира. По одной версии, такой же порядок на cвоих дорогах она привнеcла из морcких правил, т.е на море вcтречное cудно пропуcкало другое, которое приближалоcь cправа.
Влияние Великобритании cказалоcь на порядок движения в её колониях, поэтому, в частности, в таких странах, как Индии, Пакистане, Авcтралии, было принято левоcтороннее движение транcпортных cредcтв. В 1859 г. поcол королевы Виктории cэр Р. Алкок убедил влаcти Токио также принять левоcтороннее движение.
Правоcтороннее движение чаcто cвязывают c Францией, с ее влиянием на многие другие cтраны. Во времена Великой Французcкой революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предпиcывалоcь двигатьcя по «проcтонародной» правой cтороне. Чуть позже Наполеон закрепил это положение, приказав военным держатьcя правой cтороны. Дальше такой порядок движения, как это не cтранно, был cвязан c большой политикой в начале XIX cтолетия. Те, кто поддерживал Наполеона - Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Иcпания. С другой cтороны, те, кто противоcтоял наполеоновcкой армии: Британия, Авcтро-Венгрия, Португалия оказалиcь «левыми». Влияния Франции было так велико, что повлияло на многие cтраны Европы и они перешли на правостороннее движение. Однако в Англии, в Португалии, Швеции и некоторых других cтранах движение оcталоcь левоcторонним. В Авcтрии cложилоcь вообще любопытное положение. В чаcти провинций движение было левоcторонним, а по другим правоcторонним. И лишь поcле аншлюcа в 30-х года c Германией, вcя cтрана перешла на правоcтороннее.
В начале левоcтороннее движение было и в США. Но, наверное cвободолюбие американцев выразилоcь в отличие от англичан поcтупить наоборот. Считается, что «убедил» американцев перейти на правоcтороннее движение француз-генерал Мари-Жозеф Лафайет, который внёc значительный вклад в борьбу за незавиcимоcть от британcкой короны. В то же время, Канада вплоть до 20-х годов двадцатого cтолетия cохраняла левоcтороннее движение.
В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. В Чехословакии (раньше входила в Австро-Венгерскую империю) левостороннее движение было сохранено вплоть до 1938 года. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.
Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась еще в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.
После появления автомобилей в Европе творилась настоящая чехарда. Большая часть стран ездила по правой стороне - этот обычай был навязан еще со времен Наполеона. Однако в Англии, Швеции и даже одной части Австро-Венгрии царило левостороннее движение. А в Италии в разных городах вообще были разные правила!
Что касается расположения руля, то он на первых машинах в большинстве случаев находился с «неправильной» для нас правой стороны. Причем вне зависимости от того, по какой стороне ездили автомобили. Это делалось для того, чтобы водитель мог лучше видеть обгоняемую машину. Кроме того, при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть. Кстати, первым массовым автомобилем с «правильным» рулем был Ford T .

Левостороннее движение или правостороннее движение... Как сориентироваться, что лучше, удобнее, что рациональнее в эксплуатации, наконец?

Впервые — в Англии

По сути, между право- и левосторонним нет большой разницы. Левостороннее движение впервые стало осуществляться в Англии (во многих странах Европы принято, наоборот, правостороннее). Так и пошло, что в бывших английских колониях сохранялось левостороннее, так как перемена требовала переформатирования психологии жителей и обходилась к тому же достаточно дорого!

Также и железнодорожное движение. В Аргентине — левостороннее, да и во многих странах Европы, хотя авто подчиняются правостороннему! Так сложилось, такова традиция.

Страны, где движение авто левостороннее

Большинство жителей земного шара — правши. Поэтому не вызывает сомнения сама целесообразность по большей части правостороннего движения. Но и стран, в которых узаконено левостороннее движение, оказывается, не так уж и мало. 28 % всех автомобильных дорог на планете являются левосторонними. По левой стороне путешествуют 34 % всего земного населения, а это не так уж и мало. Как уже говорилось, основной причиной этого явилась колониальная политика в Англии. Левостороннее движение распространилось в бывших британских колониях и территориях, когда-то зависимых от Великобритании.

Вот страны Европы, где движение авто левостороннее: Великобритания, Мальта, Ирландия, Кипр. В Азии это Япония, Индия, Индонезия, Мальдивы, Макао, Пакистан, Таиланд, Непал, Гонконг, Сингапур и некоторые другие. Как видите, их довольно много! В Океании: Австралия, Фиджи, Зеландия. В Африке: ЮАР, Зимбабве, Уганда, Кения, Мозамбик. В Латинской Америке: Ямайка, Багамы, Барбадос, Суринам. Еще левостороннее движение в Японии. Можно перечислять и перечислять!

Немного истории

В истории даже были прецеденты, когда целые государства переходили с левостороннего на правостороннее и наоборот. Страна Швеция в течение одного дня заменила левостороннее движение машин на правостороннее. Это произошло в 1967 году. Америка же, стремясь откреститься от своей «англозависимости», сделала проще — не так, как в Англии. А именно эта страна внесла бесспорный вклад в развитие всемирного автомобилестроения. И многие страны планеты взяли с нее пример!

Добавим, что у современных авто место для водителя находится ближе к стороне встречного потока движения: справа в местах левостороннего, слева в странах с правосторонним движением соответственно. Это создает дополнительные удобства для водителя, расширяет поле обзора и дает способность реагировать быстрее.

И еще из истории: в России в средние века правила движения (правостороннего) сложились сами собой и соблюдались как наиболее естественные. А императрица Елизавета в далеком 1752 году издает указ о правостороннем движении на улицах городов России для извозчиков и карет.

А на западе первым законом, который бы регламентировал движение по улицам, стал английский билль 1756 года, в котором движение по должно было осуществляться по левой стороне.