Схема китайских железных дорог. Китай, железная дорога

  • Наши проекты
  • Железные дороги Китая


    Территория Китая огромна, население многочисленно, распределение ресурсов неравномерно, а также несбалансировано экономическое развитие регионов. Таким образом, железная дорога уже давно играла ключевую роль в транспортной системе Китая, к тому же благодаря техническим и экономическим особенностям железной дороги, развитие железнодорожной отрасли имеет большое значение в экономическом росте Китая.

    Первая железная дорога в Китае от Шанхая до Усун была построена в 1876 г английскими бизнесменами, и по сравнению с первой в мире официальной железной дорогой была построена позже на 51 год. В 1881 г правительство династии Цин разрешило построить 10 км железной дороги с региона Цзытан Шаньцуань до поселения Суйгэ, тем самым заложило основы строительства железных дорог Китая.

    С 1876 г до 1911 г в период цинского правительства были построены 9100 км железных дорог, среди которых была также железная дорога Цзин Чжан (от Пекина до Чжанцзя), которая стала первой железной дорогой, построенной китайским народом. 2 декабря 1912 г Сунь Ятсен предложил план строительства 160 000 километров железных дорог. Это стало первым предложением о концепции первой железнодорожной сети в Китае. С 1911 по 1949 год в республике Китай было построено в общей сложности 17 100 км железных дорог, а также в период цинского правительства, в Китае уже имелось 26 200 км железных дорог. Однако, из-за разрушительных войн и других причин, было разрушено 3600 км дорог, и во время основания Китайской Народной Республики на китайском материке осталось только 22 600 км железных дорог.

    В Старом Китае строительство железных дорог отличалось не только малыми объемами и низким качеством, но также неверной была общая концепция. Железные дороги строились основном в прибрежных районах, на юго-западе и северо-западе железные дороги практически отсутствовали. Каждый участок железной дороги управлялся разными организациями, что ограничивало способность управления железнодорожным транспортом.

    После образования нового Китая Китайское Народное правительство учредило Министерство железных дорог, которое стало управлять железными дорогами во всей стране. Китайское народное правительство организовало программу строительных работ для восстановления трасс и мостов, чтобы обеспечивать растущие с каждым днем потребности в транспорте.

    В трехлетний период экономического подъема (1949-1952) были последовательно завершены задачи по железнодорожной укладке рельсов сквозного движения в Чэнду-Чунцин, Тянь-Лань. Затем приступили к новому заданию по строительству железных дорог в Ланьсинь, Баочэн, Фэнша. До 1958 года были восстановлены 2994 км старых железных дорог протяженностью в 1994 км, отремонтированы 1337 км дополнительных железнодорожных линий и 14 железнодорожных центров. В связи с завершением моста от Ухань до Янцзы, дорога от Пекина до Гуанчжоу стала полностью сквозной. Протяженность железных дорог во всей стране (за исключением корпоративных и местных железнодорожных линий) увеличилась до 26708 км.

    С 1958 по 1965 года введены в строй новые железнодорожные линии Баолань, Ланьсинь, Ланьцин, Ганьу, Гуйчжоу, Гуанси, Гуйян, Цзинчэн, Тайцзи. Была завершена первая ветка железной дороги Баочэн - это электрифицированный участок железной дороги в 91 км от Бацзи до Фэнчжоу.

    Во время "культурной революции" строительство железных дорог подвергнулось значительным вмешательствам, однако строительство не было полностью приостановлено. Новые железнодорожные линии были в Гуйкуне, Чэнкуне, Хунане (Гуйчжоу), Цзинюань, Цзяочжи и в других местах, а также был построен большой мост Нанкин-Чжичэн через реку Янцзы. В конце 1976 года общая длина национальной операционной железной дороги составляла 46262 км, среди них двухполосные пути составили 15,7% от общей длины.


    После провозглашения пути реформ и открытости национальная экономика начала быстро развиваться, значительно выросли объемы железнодорожных пассажирских и грузовых перевозок, вследствии чего пропускная способность железных дорог резко упала. Железнодорожное строительство в восьмидесятые годы ориентировано прежде всего на угольный район "Саньси" и улучшение обеспечения морских портов в железнодорожном транспорте, особенно благодаря возможности транспортировки в район "Кабоцзы". В то же время были построены новые железнодорожные линии Пекин-Циньхуандао, Датун-Циньхуандао, Янши, Синьхе, Аньхой, Цзянси, Цинхай-Тибетская железная дорога (отрезок Хаге). Также были построены железные дороги в Южном Синьцзяне (отрезок Туче). Дополнительно проведены железнодорожные ветки Цзянцзи, Тунпу, Деши, Пекин-Гуанчжоу (отрезок Южный, Хунин) второй линии железнодорожных путей. Электрицированы участки дорог Пунсали, Шитай, Тайцзи, Чэнду, Чунцин, Гуйян, Куньмин и другие места. К концу 1990 года общая протяженность железных дорог составляла 53378 км, из них 13024 километров двухпутных дорог, 6941 км электрифицированных путей и 4424 км местных железных дорог.

    В течение восьмой пятилетки обстановка строительства железных дорог Китая являлась основной и перегруженной для того, чтобы облегчить транспортное напряжение, построили известную транзитную магистраль. Особенно после выступления товарища Дэн Сяопина во время поездки по южной части страны, национальная экономика стремительно развилась, что привело к нагнетению напряженности железнодорожного транспорта. ЦК КПК и Госсовет придали большое значение развитию железной дороги, затем один за другим опубликовали ряд политических мер, после чего железная дорога вступила в новый период развития.

    В период с 1990 по 1996 гг протяженность национальной железной дороги выросла на 7129 км и достигла длины 64900 км, в том числе железные дороги совместного предприятия 3043 км, местных железных дорог 5210 км, национальных железнодорожных двухпутных линий 18 423 км, электрифицированных железнодорожных линий 10082 км. Двухпутные линии Пекин-Коулун, Баочжун, Ланьсинь, двухпутные линии Чжэцзян, Цзянси, линии Дацинь на 100 миллионов тонн вспомогательных работ, Хоуюе ж-д. линии, Гуанчжоу-Шэньчжэнь квази-скоростной железной дороги, Пекин Западный железнодорожный вокзал были один за другим построены и сданы в эксплуатацию, а также значительно улучшилось расположение дорожной сети страны, способность перевозок выросла, были созданы все условия для устойчивого, быстрого и здорового развития национальной экономики Китая.

    В период "Восьмой пятилетки" мощность производства тепловозов в Китае составила 600 машин, 300 электровозов, 3100 пассажирских машин (в том числе дороги за пределами завода мощностью 200 машин), 48 000 грузовиков (включая дорогу за пределами завода мощностью 9000 машин).

    8 августа 1992 года Государственный Совет одобрил политику по совместному строительству железных дорог в центральной и местной части страны. Осуществление политики совместного строительства железных дорог подняло активность в строительстве центральных и местных железных дорог, внесло преобразования в строительство железных дорог и в системе эксплуатации, а также ускорило темпы строительства железных дорог и содействовало экономическому развитию региона.

    До 1996 года совместное строительство железных дорог было завершено по всей стране, были построены следующие линии: Саньмао, Цзитун, Янше, Хэцзиу, Гуанмэйшань, Чжанцюаньсяо, Чэнда, Сии, Бэйцзян и Сяулиу. На данный момент идет строительство линий Гуанда, Цзиньвень, Шичжан, Хуаннань, Ганьцзи, Шуйбо, Охуан и других железных дорог.

    В целях решения проблемы нехватки средств на строительство железных дорог в марте 1991 года Государственный совет утвердил создание фонда по строительству железных дорог, принял решение в два раза повысить степень взимания налогов. В настоящий момент общий объем фонда достиг 2,7 балла на каждый тонно-километр, в год можно накопить более 300 миллиардов юаней финансового фонда на строительство железной дороги. Начиная с апреля 1991 года в провинциях Фуцзянь, Сычуань, Шаньдун и других государство одобрило дополнительный сбор на строительство железной дороги, что позволило поднять ежегодный объем денежных средств на строительство железной дороги до 600 млн юаней.

    В 1997 году по плану Национальная железная дорога за весь год перевезла до 1,62 млрд тонн груза, грузооборот составил 1305 млрд тонн, годовой объем пассажирских перевозок составил 920 млн. чел., пассажирооборот 350 млрд чел./километр.

    В 1997 г национальная железная дорога начала стратегию ускорения, усилила пассажирский и грузовой маркетинг и повысила конкурентоспособность железной дороги. С первого апреля с введением нового графика движения на железной дороге оптимизировалась структура пассажирских и грузовых поездов. Повысилась скорость пассажирских поездов, были введены специальные контейнерные поезда. Это получило широкое признание в обществе. Повсеместно активно распространился способ покупки билета с использованием компьютера. На железной дороге улучшилось качество обслуживания, смягчились условия покупки билетов.

    На сегодня система управления министерством путей сообщения объединяет три ответственных подразделения: управление действующих железнодорожных путей, администрация железнодорожных путей и подразделение администрации железнодорожных веток. В настоящее время национальная железная дорога включает 14 железнодорожных бюро в Харбине, Шэньяне, Пекине, Цзинане, Шанхае, Наньчане, Гуанчжоу, Чжэнчжоу, Лючжоу, Куньмине, Чэнду и Хух-Хото, Ланьчжоу, Урумчи, а также 50 филиалов. Среди них в Наньчане, Хух-Хото, в Лючжоу реализуется новая система прямого руководства низшими уровнями железной дороги. Предприятие железнодорожного транспорта осуществило попытку смены управленческого механизма предприятия. В Гуанчжоу железнодорожное бюро реализовало попытку создания корпорации, а также создало Даляньскую железнодорожную компанию с ограниченной ответственностью, железнодорожную корпорацию Гуанчжоу-Шэньчжэнь, которые успешно вышли на гонконгский и американский рынки.

    В течении последних 60 лет были построены железные дороги Чэню, Баочэн, Чэнкунь, Ланьсинь, Баолань, Цзинцзиу, Нанькунь и десяток других железных дорог по макету национальной железнодорожной сети в Пекине, протяженность западного железнодорожного полотна составила уже 35% от общегосударственного.

    В 2008 году протяженность железной дороги достигла 79700 км, что составило третье место в мире и первое место в Азии. Среди них протяженность двухпутной железнодорожной линии составила 29000 км, что составило 36,2 %. Протяженность электрифицированных железных дорог составила 28 000 км, электрификация достигла 34,6 %. Протяженность двухпутных и электрифицированных железных дорог была одной из первых в Азии.

    Пройдя реконструкции, крупномасштабные преобразования, строительство новых линий, железные дороги Китая, несмотря на количество и уровень оборудования, поднялись на новый уровень. Расширился масштаб железнодорожной сети. Сетевая структура была оптимизирована. Напряженная обстановка основной пропускной способности была значительно снижена. Фундаментально изменилась способность железнодорожного транспорта адаптироваться в социально-экономическом развитии.

    Железные дороги страны шесть раз претерпевали крупномасштабное повышение скорости. Скорость движения поездов заметно повысилась. Увеличилась плотность движения поездов. Развился тяжелый транспорт Китая. Пропускная способность железнодорожной сети значительно выросла. Объемы пассажирских и грузовых перевозок в последующие годы существенно выросли, коэффициент транспортировки и эффективность значительно увеличились.

    (8) Курс на развитие высокоскоростной железной дороги.

    В январе 2004 года Государственное исполнительное заседание Совета обсудило и одобрило в основе первый в истории "китайский долгосрочной план железнодорожной сети", который предполагал более 12000 км специальной сети быстрых пассажирских линий из "четырех вертикальных и четырех горизонтальных ".

    В том же году в Китае на железной дороге Гуанчжоу-Шэньчжэнь впервые был запущен быстрый пассажирский поезд, развивающий скорость до 160 километров в час, сделанный в Китае. Железная дорога Гуанчжоу-Шэньчжэнь стала известна как высокоскоростная железная дорога в Китае, "поле для испытаний", которое растет, созревает.

    2004-2005 гг. Циндао Сыфан, Китай СНР и компания Танчэ, компании Бомбардьер из Канады, Кавасаки из Японии, Альстом из Франции и Сименс из Германии внедрили технологии и объединились в группу для разработки и производства высокоскоростных поездов.

    18 апреля 2007 национальная железная дорога осуществила в шестой раз новую схему движения поездов на большой скорости. На загруженной дистанции магистрали была достигнута скорость 200-250 километров в час. На тот момент это самый высокий показатель скорости на железной дороге в мире. Наряду с этим группа скоростных поездов "Гармония" с этого момента вошла в жизнь рядовых граждан.

    26 февраля 2008 года министерство путей сообщения и министерство науки и технологий подписали план, совместно разработали высокоскоростные поезда нового поколения с операционной скоростью 380 км.

    1 августа 2008 в Китае начала действовать первая супервысокоскоростная железная дорога междугородних железнодорожных перевозок Пекин-Тяньцзинь высшего класса с полностью независимыми правами на интеллектуальную собственность.

    26 декабря 2009 была открыта и сдана в эксплуатацию первая и на 2009 г самая длинная в мире по протяженности высокоскоростная железная дорога Ухань-Гуанчжоу, построенная по одному из самых сложных проектов.

    6 февраля 2010 первая в мире построенная в сложных районах высокоскоростная железная дорога Чжэнчжоу-Сиань была открыта и сдана в эксплуатацию, она развивает скорость 350 километров в час.

    1 июля 2010, была открыта и ведена в эксплуатацию междугородная высокоскоростная железная дорога Шанхай-Нанкин.

    После долгих лет неустанных усилий в материковой части Китая были введены в эксплуатацию высокоскоростные железные дороги, протяженность которых достигла 6920 км. Среди них 4044 км новопостроенных супервысокоскоростных железных дорог, развивающих скорость от 250 до 350 километров в час, и 2876 км существующих линий высокоскоростных железных дорог, развивающих скорость от 200 до 250 км/ч. По протяженности высокоскоростных железных дорог Китай занял первое место в мире. В настоящее время строится более 10 тыс. км. высокоскоростных железных дорог.

    На сегодняшний момент общее состояние высокоскоростных железных дорог Китая очень хорошее во многих отношениях. Во-первых, высокие качество оборудования и надежность. Как основные линии, сигналы связи, оборудование, так и другие фиксированные устройства или мобильные устройства имеют стабильное качество и работают бесперебойно.

    Во-вторых, высокая транспортная безопасность и стабильность. Высокоскоростная система безопасности совершенствуется с каждым днем, отличное качество рабочей силы сохраняет хорошие показатели безопасности, нет пассажирских смертей и травматизма.

    В-третьих, хорошая обстановка в эксплуатации. Высокоскоростные железные дороги привлекли внимание большинства пассажиров, вырос рыночный спрос.
    В настоящее время по национальной железной дороге каждый день ходят около 1000 высокоскоростных поездов, в среднем наполняемость достигла 101,7%. Высокоскоростные железные дороги для большинства туристов создали новую лучшую жизнь, чем завоевали всеобщую похвалу.

    Высокоскоростные железные дороги являются одним из новых способов перевозок в современном обществе, это является явным превосходством. Максимальная скорость составляет 350 км. В 2012 году сдана в эксплуатацию высокоскоростная железная дорога Пекин-Шанхай, называемая "земной полет", на которой поезд достигает максимальную скорость 380 км/ч.

    В декабре 2012 открылась самая длинная в мире высокоскоростная железная дорога, связавшая Пекин с Гуанчжоу. Протяженность магистрали - 2300 км. Поезда будут курсировать по ней в среднем со скоростью 300 км/ч. Время в пути - 8 часов.

    В потенциале один поезд из группы высокоскоростных может перевезти более 1000 человек, поезд могут отправляться каждые три минуты, потенциал мощен. Скоростные поезда приспособлены к природной среде, могут идти целый день, в основном на них не влияют дожди, снег, туман. Для поезда была взята модель "автобуса", что позволяет пассажиру передвигаться в нем в любом направлении. В энергосбережении и охране окружающей среды высокоскоростной железнодорожный транспорт является экологичным транспортом, хорошо адаптированным к требованиям энергосбережения.

    В ближайшие несколько лет высокоскоростное железнодорожное строительство в Китае вступит в период сбора урожая. На 2012 год протяженность железной дороги в Китае составляет более 110 000 км, включая новые скоростные железные дороги - 13000 км.

    В ближайшее время будут открыты для движения Харбин - Далянь, Пекин-Шицзячжуан, Шицзячжуан - Ухань, Гуанчжоу - Шэньчжэнь и Шанхай - Ханчжоу, Нанкин - Ханчжоу, Ханчжоу - Нинбо, Тяньцзинь - Циньхуандао, Бэнбу ~ Хэфэй, Сямэнь- Шэньчжэнь, Ханькоу ~ Ичан, Нанкин - Аньцин и другие высокоскоростные железные дороги и скоростная железнодорожная сеть Китая примет заданные масштабы.

    Рядом с провинциальной столицей будет сформировано 1-2 часовое движение, в провинциальном центре и окрестных городах - от получаса до 1 часа трафика.

    От Пекина до большей части провинций в стране можно будет доехать менее, чем за восемь часов, например один час нужен будет, чтобы достичь Тяньцзиня, Шицзячжуана и других городов, за два часа можно будет доехать до Чжэнчжоу, Цзинаня, Шэньяна, Тайюаня и других. Три часа, чтобы доехать до Нанкина, Хэфэя, Чанчуня, Даляня и др. Четыре часа, чтобы доехать до Шанхая, Ханчжоу, Уханя, Сианя, Харбина и других городов.

    Кроме того, от Пекина до провинциальных столиц Хайкоу, Урумчи, Лхаса, Тайбэй можно будет доехать меньше, чем за 8 часов. До 2012 года на железных дорогах Китая ситуация с ограничениями под названием "тяжело добиться одного билета, тяжело сесть в один вагон" будет значительно улучшена.

    К 2020 году протяженность железной дороги в Китае составит более 120 000 км. Среди них, новой высокоскоростной железной дороги - более 16000 км, а также добавятся новые железные дороги и существующие линии высокоскоростной железной дороги. Железнодорожная скоростная пассажирская транспортная сеть в Китае составит более 50000 км, объединив все областные центры и города с населением свыше 500 000 чел, что составит более 90% населения страны. Будет достигнута цель: «Население быстрее передвигается, товары быстрее расходятся».

    Транспорт в Китае
    Железнодорожные перевозки грузов из Китая

    Железная дорога в Китае была и остаётся транспортом №1 для перемещений между городами. Пассажирская ж.д. сеть в Китае, наверное уже самая крупная в мире и продолжает постоянно расти и крепнуть. В принципе для страны с такой высокой плотностью населения сложно было бы придумать что-то другое.


    1. Итак, если вы путешествуете по Китаю, то так или иначе столкнётесь с китайскими железными дорогами. Поездов на любой станции страны будет очень много в любом направлении. Даже, казалось бы, маленький задрипанный городок обязательно будет связан с центром провинции 10-12 поездами в сутки, с Пекином – 2-3, как минимум, ну и другими соседними облцентрами.

    2. На любой китайской станции жизнь кипит практически круглосуточно. Помнится, когда наш поезд «Пекин – Москва» стоял на глуховатой но узловой станции Цзининь, что находится во Внутренней Монголии, то на соседнем пути за время нашей 20-минутной стоянки успело остановиться и уехать в нашем же направлении четыре поезда! Ещё другие поезда ехали навстречу от других платформ.

    3. Практически из любой провинции можно доехать в любую без пересадок на прямом поезде. Маршрутов очень много, какие-то протянуты через всю страну, идут 2-3 суток. Вот, например, поезд Шеньчжень-Баотоу. :) Или из +25 в -25.. Более понятный нашему человеку аналог: "Адлер-Воркута".

    4. С крупных станций, как видим, поезда отходят практические каждые несколько минут.

    Все китайские поезда делятся на несколько типов, обозначаемых буквой перед номером поезда.
    K – пассажирские укаждостолбные поезда.
    Z – скорые поезда.
    D –скоростные поезда (до 200 км/ч).
    G – cверхскоростные поезда (до 300 км/ч).
    C – скоростные поезда на недалёкие расстояния (100-200 км).

    5. Есть также поезда Т (среднее между Z и K) и совсем немного поездов c номером без буквы.

    Рассмотрим каждый из типов более подробно.

    6. Поезда типа Z и K больше всего похожи на наши дальние спальные поезда. Градация вагонов здесь практически такая же, как у нас. Цены на Z, T, K и безбуквенные одинаковые.

    7. Но в целом, даже такие поезда едут существенно быстрее российских. Разгоняются они до 130-140 км/ч, обычно держат 100-110, средняя выходит чуть меньше 100. После этого как-то совсем грустными кажутся наши средние 50-70..

    Купе. Аналог нашего купе. Несколько отдельных комнат с четырьмя полками. Фото нет, т.к. на таком не ездил.
    8. Плацкарт. Китайский плацкарт несколько отличается от нашего. В каждом отсеке тут про три полки: нижняя, средняя и верхняя. Вдоль прохода стоят столики, за которыми можно сидеть, кушать.

    9. Стоит примерно 20 юаней на 100 км. (6,3 юаней = 1 доллар. 1 юань примерно 11-12 рублей сейчас)

    10.
    При этом стоимость разных полок различается примерно на 10%. Самая дорогая - нижняя, самая дешёвая - верхняя, самая средняя - средняя.

    11.
    Проводница забирает билет после посадки и выдаёт вместо него специальную карточку. С этой карточкой можно ходить в вагон-ресторан (она нужна чтобы вернуться обратно, дверь в дорогие вагоны часто бывает закрыта).

    12. Сидячий вагон. Самый популярный в народе класс. Цены - 10-12 юаней на 100 км.

    13. В отличие от России, где сидячих вагонов мало и встречаются они лишь в отдельных поездах, здесь их обычно около 40% от всего состава, и присутствуют сидячие вагоны в каждом поезде.

    14. Раньше в сидячие вагоны продавали столько билетов, сколько было желающих. Соответственно тем, кому места не хватило, продавались билеты без места, они ехали стоя, или валяясь в проходах. Сейчас, похоже, такую практику прекратили, хотя может мне просто такие перегруженные вагоны не попадались.

    15. В принципе, в сидячку почти всегда есть места. Но долго ехать там реально некомфортно, особенно ночью. Кресла не откидываются как в электричке. Китайцы вокруг всё заваливают вещами, едой, спят в проходах и у туалетов, разговаривают, лузгают семечки, жрут свою лапшу и т.д. Свет горит всю ночь. Если повезёт и не будет соседей, можно разлечься на тройном сидении, что все по возможности и делают. Но такое далеко не всегда случается.

    16. Но зато в сидячке весело, колорит. :) Иногда негры попадаются.

    17. В любом вагоне есть туалеты и бесплатный кипяток. Ну всё как у нас.

    18.

    19.

    20. На всех вагонах двухалфавитные таблички. Что удобно для иностранцев. На автобусах такого нет.

    21. Очень хорошо, что таблички сохранились на вагонах, а не как теперь у РЖД, где вообще невозможно разглядеть куда поезд идёт.

    22. Скоростные поезда типа C. По сути это междугородние электрички, встречаются они далеко не везде. Так, например, поезда C ходят между Гуанчжоу и Чжухаем, Гуанчжоу и Шеньчженем, Тянцзинем и Пекином.

    23. Стоимость везде разная. Гуанчжоу-Чжухай (110 км) стоит 70 юаней! Альтернативы никакой нет.

    24. Максимальная скорость чуть меньше 200 км/ч.

    25. Скоростные поезда типа G. Самые крутые скоростные поезда, развивающие скорость до 300 км/ч. Если вы большой любитель ж.д. – вам определённо стоит хоть раз на таком поезде прокатиться. Стоимость заоблачная – самый дешёвый класс стоит примерно 0,5 юаня за км.

    26. Зато каково представить, что тысячу км вы можете проехать за какие-то пять часов!

    27. Есть и другие скоростные поезда, не такие дорогие. Это тип D. Подвижной состав тот же самый, однако максимальную скорость они развивают лишь 200 км/ч. Стоимость уже будет 0,3-0,4 юаня за км (30-40 юаней за 100 км).

    28. Китайские "сапсаны" часто сцепляют в СМЕ

    29. Скоростные поезда C, D и G ходят по отдельным специально проложенным под скоростное движение путям. Как правило, эта пара путей, проложенная вдоль основной линии. Иногда маршруты слегка отклоняются. Обычные пассажирские и грузовые туда не заезжают.

    30. Кажется невероятным, что можно было вот просто так взять и проложить тысячи новых километров путей. Однако вот так и есть. Более того, эти скоростные пути часто проложены по многокилометровым эстакадам и тоннелям. Попробуйте представить эстакаду длиной в несколько десятков километров? Причём не через какие-либо водные или другие преграды, а просто эстакады, проложенные по обычной местности. Тут такое в порядке вещей!

    31. Очень часто скоростные поезда С, D и G отправляются от отдельных вокзалов. Обычно в любом городе есть специальный вокзал для скоростных поездов. В Пекине, например, это Пекин-Южный, в Даляни – Далянь-Северная, в Ханчжоу – Ханчжоу-Северный. Если вы покупаете билет на них, внимательно проверьте точную станцию отправления. Отдельные скоростные поезда могут отправляться и от главных вокзалов, равно как и отдельные обычные – с вокзала для скоростных.

    32. Поездов много, поэтому вокзалы порой просто гигантские! Вокзал города Гуанчжоу напоминает больше аэропорт.

    33. Ханчжоу тоже не отстаёт. Это, кстати, вокзал для скоростных поездов Ханчжоудон (Ханчжоу-Северный).

    34. Вообще, когда покупаете билет, или смотрите расписание, обращайте всегда внимание на то, откуда поезд уходит. В Пекине, например, 4 ж.д. вокзала, поезд может уходить с любого. Пекин-Западный (Beijingxizhan).

    35. Увы, большинство ж.д. вокзалов построены недавно и представляют собой унылые функциональные коробки.

    36. Особенно это ж.д. вокзалы для скоростных поездов.

    37. Но есть и красивые вокзалы. Например, в Циндао

    38.

    39. Или ж.д. вокзал Пекин-Главный.

    40. Внутри

    41. Как выглядит весь процесс проезда на поезде из точку А в точку Б? Увы, тут нельзя просто как у нас купить билет, выйти на платформу и сесть в поезд. Из-за китайской параноидальной терроризмофобии войти на вокзал и уж тем более на платформу чтобы просто, например, пофотографировать поезда, невозможно! Всё чётко регламентировано.

    42. Прибыв на вокзал, вы сначала проходите через процедуру досмотра. Металлические рамки, конвейеры.

    43. Затем вы идёте в кассу и покупаете билет. Кассы всегда имеют отдельный вход. Без билета вас в вокзал не пустят.

    44. Как покупать билет? Советую предварительно посмотреть расписание поездов, цены и доступные места на www.travelchinaguide.com\china-trains, а затем идти в кассу, зная нужный номер поезда (можно выписать его на бумажке).

    45. Если станция большая, то кассир всегда найдёт того, кто говорит по-английски. Если нет – лучше на всякий случай выучить типы вагонов (ying wo – спальный плацкартный вагон, ying zo – сидячий вагон). Вы называете пункт назначения, кассирша вбивает его, и вам показывается список доступных поездов на мониторе, где вы можете выбрать нужный вам.

    46. Для оформления билета нужен паспорт. Лучше всегда приходить сильно заранее, т.к. в кассе могут быть очереди (а может и не быть, тут не угадаешь).

    47. Купив билет, вы идёте внутрь вокзала, где находятся залы ожидания. Повторюсь, залы ожидания ВСЕГДА имеют отдельный вход. Тут у вас строгие сотрудники проверяют билеты, сверяя их с номером паспорта…

    48.

    49. И… снова рамки и конвейеры. Второй раз извольте провериться. А что, мало ли, вам кто-то через забор бомбу передал?

    50. В Уйгурии дополнительные проверки ещё также при в входе в кассовый зал. Так вот вас проверят три раза на пути от улицы к поезду. Справедливости ради, вот так перегорожены привокзальные площади далеко не везде. В основном это встречается в городах запада страны.

    51. Пройдя этот повторный контроль вы, наконец-таки оказываетесь в зале ожидания. Тут есть магазинчики, кафешки.

    52. Можно налить себе кипяточку в ожидании поезда.

    53. И даже подзарядить телефон или ноутбук!

    54. Но на платформу выйти нельзя пока не разрешат! Ни-ни!

    55. На платформы выход вот через такие двери. Прямо как в аэропорту.

    56. Где-то за 15-20 минут до отправления выход открывается и сотрудники по билетам выпускают пассажиров на платформу.

    57.

    58. Иногда вместо сотрудников стоят турникеты, считывающие штрих-код.
    И вот, мы на платформе, садимся в нужный поезд. Третий раз проверяют билеты уже в нём. Мышь не проскочит!

    59. Проводники всегда стоят как штыки перед своими вагонами. Вытянуты, будто военные. Впрочем, это вообще характерно для Китая.

    60. Впрочем, в некоторых скоростных поездах при посадке билеты не проверяют. Можно спокойно садиться и ехать в любом вагоне.

    61.

    62. На промежуточных станциях можно выйти погулять, но не дальше платформы. Куда вы с подводной лодки денетесь?

    63. Проблема ещё и в том, что стоянки, как правило, короткие. А расписания в вагоне не висит. Если вы заранее не позаботились о его распечатке, то и не узнаете, где можно долго гулять, а где нет.

    64. Впрочем, я не знаю насколько возможно при длительной стоянке выйти в город через выход, а потом обратно попытаться зайти через вход. Попробуйте, интересно что будет.

    65. По прибытию, выходящие пассажиры выходят через выход. Обычно залы ожидания находятся над путями, и пассажиры их них спускаются в поезда. А выходы находятся под путями в подземных переходах. Так входящие и выходящие потоки не пересекаются.

    На выходе финальный четвёртый контроль билетов. Впрочем, тут обычно смотрят их довольно халатно, можно сунуть им что угодно – не заметят. Однако не всегда.

    66. В поездах есть вагоны-рестораны. Там, конечно, дороже, чем в уличных забегаловках, однако при большом желании покушать можно. В скоростных поездах вместо вагонов-ресторанов буфеты.

    Как ездить зайцем на китайских поездах?
    70. Начнём с того, что попасть в поезд без билета в принципе вам не удастся. Поэтому какой-никакой билет купить всё же придётся. Единственный вариант – покупать билет до ближайшей станции и ехать далеко. Важно понимать, что вы практически ничем не рискуете. В случае поимки на станции назначения вам в худшем случае предложат заплатить разницу между вашим билетом и билетом до этой станции. А скорее всего – просто, помурыжив, выпустят, т.к. подобные случаи крайне редки и совершенно внештатны.

    71. По мне ездить зайцем лучше в скоростных поездах. Во-первых, проверки в них куда более халатные, чем в обычных. Во-вторых, если уж и рисковать, то ради большой суммы. А экономить стоимость половины пути в дешёвой сидячке как-то и не красиво и малоосмысленно. В третьих, в плацкартных и купейных вагонах выйти позже своей станции не получится. Тут проводники выдают вам вместо билета карточку, а перед станцией прибытия её забирают. Разве что, забрав у проводницы билет, вы пойдёте в вагон-ресторан и будете там сидеть долгие часы. Но вагоны-рестораны имеют свойство закрываться.

    72. В скоростных же поездах тоже, бывает, ходят проводники, и записывают себе на бумажку, кто на каком месте до какой станции едет. Однако раз на раз не приходится – один раз на моей памяти в поезде G так записывали, а другой – вообще билет в поезде не проверили (это был поезд D), хотя я ехал не очень долго, около часа.

    73. В любом случае, лучше стараться выбирать поезда с меньшим количеством остановок. Проверки, как правило, бывают после посадки. Ну и если вас запалят, то хотя бы сильно больше проедете. Если в поезде есть признаки строгого контроля, то после окончания «оплаченного» участка, лучше уходить в другие вагоны, а лучше всего – в буфет. Я так сидел несколько часов с ноутбуком, у розетки, якобы заряжаясь, в самом логове проводников. Никому не пришло в голову проверить мой билет.

    74. В случае, если вдруг вас попросили показать билет, лучше не показывать настоящий. Не надо нервировать проводников тем, что вы проехали свою станцию. Лучше сделайте вид, что не можете его найти, и на первой же станции постарайтесь выйти. Также и на выходном контроле – не надо показывать настоящий билет. Лучше иметь всегда какой-нибудь старый и показать его. В случае проверки всегда можно сделать вид, что по ошибке не тот достали, и пойти на другой выход (как правило, их два на крупном вокзале). Выходить лучше тогда, когда идёт большая толпа – в этот момент бдительность проверяющих сотрудников притуплена.

    75. А так, китайская железка развивается бурными темпами. Как вы знаете, несколько лет назад была построена линия в Лхасу, ставшая самой высокогорной железной дорогой мира, отобравшая этот титул у перуанской линии Лима - Уанкайо. Я очень хотел проехаться, но такие проблемы с пермитом... Лучше в следующий раз как-нибудь.

    76. Но в целом, несмотря на то, что железных дорог становятся больше, происходят здесь сходные с российскими процессы: обычные поезда заменяются постепенно на скоростные. Есть маршруты, по которым на обычных дешёвых поездах не проехать в принципе: Гуанчжоу-Гуйлинь, Шанхай-Циндао, Гуанчжоу-Шеньчжень (только поезда С). Это, кстати, была одна из причин, почему я считал оправданным ездить зайцем (дешёвой альтернативы то нет).

    77. Ещё интересный момент. Несмотря на то, что такое бурное развитие железной дороги, несмотря на полчища дальних поездов во всех направлениях, в Китае отсутствуют в принципе где-либо пригородные поезда.

    На написание этого текста меня неожиданно сподвигла дискуссия на форуме, можно ли передвигаться и ориентироваться на китайских жд самостоятельно, или нужно, чтобы вас водили за ручку. Как результат - мне ужасно захотелось рассказать, как же работают жд Китая в реальности. Сразу оговорюсь, что мы ездили только на скоростных поездах и, конечно, охватили не все вокзалы даже Пекина, но в целом представление о местных железных дорогах составили.

    Обычно в начале статьи про железные дороги я даю ссылку на официальный сайт местных жд, где можно посмотреть расписание и купить билеты. Увы - сайт китайских жд вам ничем не поможет, ибо все там указано иероглифами и лаовая , вроде нас с вами, только напугает:) Предприимчивые люди и фирмы этим активно пользуются, продавая билеты с небольшой наценкой, например, мы для трех поездок в Китай пользовались сайтом ctrip.com . У них приемлемая комиссия и довольно понятный интерфейс. Оплачиваешь билеты картой, получаешь от сервиса письмо с кодом, распечатываешь и везешь с собой в Китай. Предполагается, что ты чуть раньше придешь на вокзал и получишь этот билет в кассе, предъявив код бронирования и свой паспорт.

    Сразу скажу, что на некоторых вокзалах мы видели автоматы по продаже билетов, но купить там билеты иностранцам нельзя - требуются местные реквизиты.

    Железнодорожные вокзалы Китая вызвали у нас шок и трепет: вот, к примеру, Северный вокзал Пекина, который выглядит как вполне себе современный европейский аэропорт.

    Едем вниз поесть

    Под вокзалом - торговый центр и кафе

    Кассы и табло

    Табло крупно - да все понятно!

    Турникеты на перрон

    Посадка

    Еще одно табло у турникетов

    А вот Северный вокзал Нанкина (3 км в поперечнике, настоящая махина).

    Вокзал в Сиане

    Справедливости ради не могу не отметить, что даже в Пекине не все жд вокзалы такого уровня: тот же Центральный вокзал гораздо ближе к какому-нибудь нашему Курскому до реконструкции, включая толпы крестьян с баулами, сидящих на площади прямо на полу, невнятными закутками, торгующими разной ерундой.

    В Китае повсеместная проверка безопасности: в ключевых туристических местах просто так не войдешь: стоит рамка металлоискателя и лента для вещей, точно так же все на входе в место и вокзалы, движение "закинул руку за плечо, достал рюкзак, положил на ленту, закинул на спину" отработан у меня до автоматизма. Кроме проверки вещей, безопасность на входе на станции проверяет ваши билеты и паспорта (хотя мне до сих пор непонятно, что они там понимают).

    Контроль безопасности сверху

    ***
    В наших поездках в Китай мы только один раз ездили на более-менее привычном поезде средней скорости - когда ездили в Бадалин, смотреть Великую китайскую стену.

    Специально для туристов - билеты на поезд в Бадалин продаются на улице в специальном окошке, в вокзал входить не надо

    Советую прийти пораньше - мы пришли за час примерно, чтобы осмотреться, и не зря - весь немаленький зал сидел и ждал нашего поезда. Выход на платформу - на противоположной от входа стороне, лучше сразу переместиться туда и стоять у выхода, потому что как только начнут открывать двери, в зале мгновенно выстроится огромная очередь.

    Поезд внутри - этакая электричка какой-нибудь трениталии

    Поезд до Бадалина рядом со скоростным на вокзале Пекина

    Вокзал довольно стремный (единственный такой мы видели именно в Бадалине), но чистый, просто очень бедненький, что странно, учитывая, что отсюда идут к Великой Китайской стене и потоп довольно значимый.

    На каждой китайской станции и даже на каждой станции место обязательно есть бесплатный туалет, где есть кипяток - китайцы носят с собой термосы и заваривают чай с жасмином, я писала об этом в рассказе о китайской еде.

    Все прочие переезды по стране мы осуществляли на скоростных поездах - я называю такие паровозы утятями

    К слову о дублировании на английском - это Нанкин

    Билеты в кассе получить довольно просто : вы суете в окошко паспорт и бумажку с бронью, вам выписывают билет. Помню, когда мы делали это впервые, за нами тут же выстроилась очередь из туристов, которые до нас просто слонялись возле касс и, вероятно, прикидывали, что им делать со своими бронями. Я, наверное, так уверенно топала к кассе, что все решили, что я знаю, что делаю, и потопали за нами, что оказалось верным решением:)

    И тут мы осознали сюрприз - никто не гарантирует, что билеты будут рядом, и даже что они будут в одном вагон . У нас был один случай, когда билеты за 3 дня до выезда выдали нам в разные вагоны. Делать нечего - пришлось топать в разные (меняться местами у местных не особо принято, они просто не понимают, чего от них хотят). Придя на свое место, я увидела две пары кресел, повернутых друг к другу, сидящих на них четырех китайцев, играющих в карты. Я так растерялась, что уперла руки в боки и на чистом русском сказала: "Мужики, чего сидим, место вон то - мое!" Китайские мужики тоже растерялись, но моя мимика и интонация обычно настолько доходчивы, что местное населения меня отлично понимает. Сперва они попросили показать билет - я показала - издалека. Затем они жестами попытались отправить меня в другой вагон (у нашего друга там, мол, есть место), я продолжала на русском же объяснять, что никуда с сумкой не потопаю, в итоге китайцы вздохнули и пошли играть в тамбур, сидя на корточках, а я в итоге несколько часов сидела одна как прынцесса. Можно было, конечно, зазвать Дениса из соседнего вагона, но у нас не было уверенности, что хозяева мест не вернутся:)

    Не могу не отметить полное безразличие китайцев к личному пространству : совершенно нормальная практика толкаться в очереди в кассу, как только между вами и впереди стоящим человеком образуется хотя бы пара сантиметров, туда тут же пытается втиснуться кто-то без очереди. Совершенно нормально (для них) влезть и посмотреть, что я там подаю кассиру (один раз не выдержала и сказала "цирк что ли!", так половина очереди удивилась, чего это я возмущаюсь, антиресно же, чо там лаоваи делают)

    У выхода с номером билеты проверяют тетеньки в форме и пропускают вас через турникеты. Это и дополнительный контроль, чтобы вы не прошли без билета, и контроль за тем, чтобы местное население не запуталось, на какой поезд садиться (да-да, местные там тоже путаются). До прихода поезда на перрон часто не пускают. И не из вредности, а из соображений безопасности: как-то мы стоили у турникета первыми и двери на перрон были приоткрыты - от проходящего поезда шла такая ударная волна, что нас чуть не снесло даже в здании вокзала, представляю, как это ощущается на самом перроне (напоминаю, что скоростные поезда ходят со скоростью 400 км/ч и выше, внутри этой скорости не ощущается и меня даже не укачивает).

    На платформе

    Номер вагона

    Меня жутко волновал вопрос - когда стоянка проходящего поезда 2 минуты, как такое количество народу умудряется сесть? Все просто: на перроне есть разметка, где какой вагон и где двери, все выстраиваются по разметке в линейку, затем быстро заходят, поэтому 2-3 минуты - это нормальное время, чтобы весь вагон вышел через одни двери и вошел через другие двери (потоки не смешиваются).

    Расселись

    Туалеты. Есть европейские, есть с дыркой в полу (это, кстати, для Китая вполне нормально, ненормально то, что они двери не закрывают, толкаешь дверь - а там дед над дыркой сидит и даже не смущается, подмигивает мне, мол, дело житейское:)

    Кипяток

    По запросу дополнительно нашла дома парочку билетов, можно посмотреть, какая информация есть на билете.
    Итак, смотрим:
    1 билет - Пекин Южный - Сиань, 2 билеты - Лоян - Пекин Южный

    Красные цифры - номер билета.
    Слева вверху дата и время отправления.
    Справа вверху - номер вагона и номер места. т.е. 6-й вагон и 98-е место.
    515,50 - цена в юанях.
    ФИО - понятно
    Ниже, номер удостоверяющего дока/паспорта (российский загранпаспорт)
    Пекин - Сиань иероглифами и ниже латиницей.
    Между ними стрелкой направление движения, номер поезда. G - буквенное обозначение скоростных поездов, "утять".

    Китай имеет одну из самых разветвленных железнодорожных сетей в мире. Китайские железные дороги связывают почти каждый город Поднебесной. Это удобный способ путешествовать по территории Китая. Нередко, прилетев в Китай, внутри страны путешественники перемещаются именно на поезде. Надо сказать, что поезда в Китае отличаются от привычных российских поездов.

    Категории китайских поездов

    Номер китайского поезда обычно начинается с буквы, которая указывает на категорию поезда. Чем выше категория поезда, тем он быстрее, современнее и дороже.

    C, D и G - современные скоростные дневные и спальные поезда с кондиционерами.

    Z - высококачественный спальный экспресс, с кондиционерами. В нем есть только мягкие вагоны (soft seat и soft sleeper).

    T и K - скорые поезда (extra fast), идут с остановками в крупных городах. Могут быть и с кондиционерами.

    Встречаются и другие буквенные коды.

    Поезда с номером без буквы - самые медленные, останавливаются на каждом полустанке.

    Типы вагонов

    Основные типы вагонов: hard seat, soft seat, hard sleep и soft sleep.

    Hard seat - жесткий сидячий - что-то вроде электрички. Не-откидные сиденья друг напротив друга, между ними столик. Шумно, может быть грязно, много китайцев. Иногда продают билеты без мест, это значит, нужно ехать стоя или сидя на полу на газетке. Такой способ путешествовать не все смогут перенести. Тем более ночью. Но в буквенных поездах hard seat может быть поприличней.

    Soft seat - мягкий сидячий - удобные чистые вагоны - самое то для несколько часовой поездки на небольшие расстояния (например, от Пекина до Шанхая можно доехать за 5 часов).

    Hard sleep - жесткий спальный. Многие находят его самым оптимальным по цене и качеству. Это что-то вроде нашего плацкартного вагона - открытые купе. Но койки располагаются по другому - друг над другом по три койки - верхняя, средняя и нижняя. В новых вагонах есть розетки для ноутбуков и мобильных.

    Soft sleep - мягкий спальный - 4-местные закрывающиеся купе. В некоторых есть телевизоры и розетки (зависит от категории поезда). Если иностранец не уточнит тип вагона, то ему, скорее всего, продадут билеты именно в soft sleep.

    В поездах дальнего следования есть вагоны-рестораны . Есть багажные вагоны, но это необходимо уточнять. Если вы везете, к примеру, велосипед, то скажите кассиру - он продаст билет на поезд с багажным вагоном.

    Туалеты бывают двух видов - "европейского" и "китайского" варианта. С собой лучше прихватить туалетную бумагу. Туалеты в поездах классов D и Z безупречны.

    Курение в коридорах и купе вагонов не допускается. В высокоскоростных поездах курение запрещено везде, даже в тамбурах. В поездах категорий T и K курение может быть разрешено в вагонах-ресторанах.

    Посадка на поезд

    Всегда приезжайте на вокзал заблаговременно. В крупных городах станции большие и многолюдные, может потребоваться время, чтобы найти свой поезд. На крупных станциях, таких как в Пекине и Шанхае, есть проверка безопасности, в том числе и "просвечивание" багажа.

    Название маршрута поезда на китайском языке, но вы можете сориентироваться по номеру и времени отправления поезда. Всегда можно обратиться за помощью к китайским ближним в форме, показав билет. Все путешественники рассказывают, что помогают китайцы охотно.

    На крупных станциях могут быть разные залы ожидания . Найдите зал ожидания для своего поезда - информацию ищем на электронных досках и у проходящих мимо китайцев 🙂

    Примерно за 30 минут до отправления поезда начинается регистрация - то есть вы можете пройти через контроль билетов на платформу. За 5 минут до оправления выход на платформу закрывается.

    При входе в вагон билеты проверяются, так что вы можете быть уверены, что сели в свой поезд.

    Когда покупать билеты на поезд

    Билеты можно без проблем купить за 2-3 дня до отправления, но в пиковые периоды нужно покупать их с момента открытия продаж. Пиковые периоды - праздники 1 мая, 1 октября и в китайский новый год плюс минус неделя.

    Как купить билет на станции

    В больших городах есть кассы для иностранцев на английском языке.

    Возьмите паспорт свой и тех, на кого покупаете билеты. С 2011 года для покупки билетов на поезда категорий C, D и G требуется паспорт. Также паспорт понадобится при посадке на поезд.

    С относительно недавних пор у китайской железной дороги есть центральная система бронирования билетов, так что билеты на любой маршрут можно купить с любой станции.

    На основных станциях есть автоматы самообслуживания, но иностранцу нельзя будет купить через них билеты на поезда C, D и G, так как они принимают только китайское удостоверение личности. Но на поезда T и K можно купить билет, к тому же есть английский язык.

    На вокзале Пекин-Главный (北京站) касса для иностранцев расположена в северо-западном углу на 1 этаже. Открыта с 5.30 до 23.00 с двумя 30-минутными перерывами.

    На вокзале Пекин-Западный (北京西站) касса на английском расположена в основном зале и работает круглосуточно.

    Билеты можно купить только на внутренние маршруты. Чтобы купить билет из/в Россию, воспользуйтесь сайтом http://www.rzd.ru/ (сайт Российских Железных Дорог).

    Как купить билеты заранее, за пределами Китая

    1 способ . Забронируйте отель и попросите их купить вам билет на поезд. Но помните, что на категории C, D и G требуется паспорт, поэтому отель не сможет купить билеты на эти поезда, но на другие (Z, T, K) - пожалуйста, за не большую плату примерно в 50 RMB.

    2 способ . Купите билет на сайте агентства, например:

    Эти агенства могут принять заказ до открытия продаж, и сразу в момент начала продаж забронировать билет. Билеты не могут быть переданы за границей. Обычно их отправляют в отель в Китае, там и нужно забирать их. Но эти агенства дорого берут за услугу, поэтому обращаться к ним имеет смысл только в пиковые периоды, если вам действительно очень нужно попасть на определенный поезд в определенное время.

    ВНИМАНИЕ! Билет можно обменять на лучший уже в вагоне

    Если при покупке билетов не было мест в более удобный вагон, а ехать нужно обязательно, то покупайте билеты, какие есть на данный момент. Уже сев в вагон, попросите проводницу "поменять билет" - 补票 - Bǔpiào. После некоторых станций могут освободиться места в подходящих вагонах - и вас за дополнительную плату переведут туда.

    При этом цена будет такой же, как если бы вы покупали билет в кассе, и даже дешевле, так как вы меньше станций проедете на этом месте. Вам выдадут билет с указанием нового места.

    Например, мне очень было нужно ехать определенным поездом из Шанхая до Пекина в ночь. Билеты были только в сидячий вагон. Я не могу ехать и спать на сиденье. Когда мы проехали Нанкин, я попросила поменять билет. Места были, и меня тут же проводили на мое новое место. По пути в каком-то вагоне я доплатила необходимую сумму и получила дополнительный билет. И хорошо выспалась в купейном вагоне.

    Как читать китайский железнодорожный билет

    Учтите, что вы находитесь в Китае, а в Китае много народу. Так что и в кассу, и на выходе на перрон придется отстоять очередь, а то и право выйти с использованием локтей 🙂 (как в китайском фильме ). Проявляйте терпение, не раздражайтесь - это неизбежно, но не страшно 🙂

    Счастливого пути!

    Некоторые полезные ссылки:

    Китайские железные дороги - карты на английском и на китайском - http://www.johomaps.com/as/china/chinarail.html .

    Расписание поездов :

    Китайский сайт - можно посмотреть стоимость в юанях: http://www.huochepiao.com (火车票 - Huǒchēpiào - железнодорожный билет).

    А на этом сайте по указанному маршруту, дате и типу вагона составляется табличка с просьбой продать нужный билет на английском, китайском упрощенном и в транскрипции пиньинь (ее остается распечатать и подать в кассу при покупке билета):

    Проведение олимпийских игр в Китае в 2007 году дало толчок для развития сверхскоростного железнодорожного движения в стране. была открыта железнодорожная линия для высокоскоростных поездов со скоростью 330 км в час.

    Линия связала столичный Пекин и портовый Тиаджин. И это не предел! Бенджин и Шанхай связаны линией для высокоскоростного поезда со скоростью 350 км в час. Для создания высокоскоростного движения были использованы технологии японской компании Kawasaki. Последнее время существует тенденция использования Китайских технологий в этом направлении. Китайские компании продают свои поезда в страны северной и южной Америка. Для сравнения: скоростные поезда в Европе могут развивать скорость до 270 км в час, японский сверхскоростной экспресс движется со скоростью 234 км в час.



    В 2010 Китайский скоростной поезд поставил новый рекорд скорости в 486,1 километра в час, почти на 70 километров в час превысив прежнее достижение, сообщают в пятницу китайские СМИ.

    Рекорд был поставлен в ходе тестового прохода состава серии CRH380A на участке между городами Цзаочжуан и Бэнпу на скоростной железной дороге Пекин-Шанхай.

    Новый рекорд значительно превзошел предыдущий показатель в 416,6 километра в час, который поезд китайского производства достиг в конце сентября текущего года.


    Китайские специалисты начали проектировать поезд, который будет развивать скорость свыше 500 километров в час.

    Рекорды скорости пока ставятся лишь в рамках исследовательских тестов. При этом, по информации министерства железных дорог Китая, в настоящее время КНР обладает 337 железнодорожными составами, способными развивать скорость до 380 километров в час, которые используются для перевозки пассажиров.

    Китай обладает 7,55 тысячами километров скоростных железных дорог. В процессе строительства находится еще более 10 тысяч километров скоростного железнодорожного полотна.

    В 2011 Китай открыл очередную линию скоростной железной дороги. На этот раз — между Уханем и Гуанджоу. Её построили всего за четыре года и теперь это самая длинная скоростная линия железной дороги в мире — 1068 км.
    Поезда на ней развивают скорость в 350 км/ч. Так что из Уханя в Гуанджоу можно доехать не за десять часов, как обычно, а всего за 2 часа 58 минут. Стоимость проезда — от 70 до 114 долларов в один конец. В 2012 году в Китае будет находиться в эксплуатации около 13 000 км скоростных железных дорог (200-350 км/час).

    К 2012 году в Китае высокоскоростные перевозки будут осуществляться по 42 железнодорожным линиям, что даст еще больший толчок к развитию экономики. То расстояние, на преодоление которого раньше нужно было десять часов, сейчас всего три. Это прекрасная альтернатива автомобильному транспорту с извечными пробками и самолетам с необходимой предварительной регистрацией. Внутри поезд не разделен на вагоны и представляют единое пространство. Тряска, вибрация, толчки при передвижении отсутствуют. В поездах установлены мягкие анатомические кресла, телевизоры, автоматы с напитками. Также предоставляются горячие обеды, которые разносят вышколенные стюарты. Стоимость обедов включена в билет.

    На что это похоже? На гигантский аэропорт? На космодром? На кадр из фильма про будущее? Нет, ребята, это китайский вокзал. Гигантское здание. Футуристичная архитектура. Лифты, эскалаторы, десятки и сотни информационных табло, мраморный пол, наполированный до зеркального блеска, живые пальмы, комфортная температура, идеальная чистота. Тут одновременно находится несколько тысяч человек. Но все они так равномерно распределены в общем гигантском пространстве, что не создается ощущение толпы, свойственное вокзалам.

    Тут расположены и рестораны, и Макдональдс, и Старбакс, и брендовые магазины. Тут есть и зоны отдыха, и игровые площадки для детей. В кассе для покупки билетов есть специальное окошко для иностранцев. Взрослая и серьезная китаянка в очках продает билеты «лаоваям» с таким видом, будто они — ее ученики, а она — преподаватель английского.

    На этот вокзал не приезжают обычные поезда. Тут поезда скоростные. Дело в том, что сейчас Китай отстраивает по всей стране гигантскую паутину скоростных железных дорог. Эта паутина уже сейчас связывает между собой десятки стратегических миллионников. А в ближайшие несколько лет она будет накрывать собой в прямом смысле всю страну.

    акие поезда - это великолепная альтернатива сразу двум видам транспорта. Во-первых, автомобилям. Раньше, чтобы попасть из одного города в другой, нужно было брать машину, долго стоять в городских пробках, выезжать на автостраду, платить за дорогу (дороги в Китае платные), заправляться и ехать со скоростью 100 километров в час в соседстве с безумными китайскими водителями грузовиков. Теперь на скоростном поезде это можно сделать в три раза быстрее и в три раза дешевле. При этом вы проведете время в комфортных условиях и не устанете за рулем.

    А во-вторых, это альтернатива самолетам. Потому что сейчас практически из любого крупного города в другой крупный город можно не только долететь на самолете, а еще и доехать вот на таком скоростном поезде. Зачастую это намного удобнее. И всегда дешевле. И это работает.


    На вокзале все пассажиры ждут своего поезда в общем зале ожидания. И только когда скоростной поезд подают на платформу и он открывает свои герметичные двери, пассажиров приглашают на посадку. Система посадки тут такая же, как и в аэропортах. Именно поэтому на самих платформах всегда пустынно и безупречно чисто.


    AP Photo/Xinhua, Cheng Min // Депо в Ухане и одни из самых быстрых поездов в мире.

    Покупка билетов, поиск нужного выхода на платформу, путь из зала ожидания до поезда - все это организовано настолько логично и предсказуемо, что разобраться в этом сможет любой. Даже «лаовай». И даже «лаовай», который прилетел в Китай впервые и только что.

    Поезда приходят вовремя. И уходят вовремя. Это система. Четкая и продуманная матрица.

    После того как поезд подали, пассажиры через автоматические ворота попадают на одну из платформ, которых тут несколько десятков. И почти сразу же оказываются внутри поезда.


    AP Photo // Машинист в кабине поезда CRH3.



    Внутри поезд - это единое пространство. Без перегородок и разделенных вагонов. Вы можете пройти из конца поезда в начало, не открыв и не закрыв ни одной двери. Мягкие, удобные кресла, информационные табло (где высвечиваются названия остановок, время и скорость), жк телевизоры, розетки для ноутбуков, кулеры с горячей и холодной водой…

    Обслуживают такие поезда специально заточенные проводники. Симпатичные, но строгие китаянки в синей униформе. Именно им вы можете задать свой наивный вопрос и получить на него вполне серьезный ответ. На работе они не флиртуют…

    Обратите внимание на этого молодого человека в красной жилетке. Это сотрудник железной дороги. Он разносит обеды. Рис с мясом. Курицу с мясом. И сладкие пончики.


    Несмотря на то, что эти поезда ходят действительно быстро, скорость внутри них не ощущается совсем. Они очень стабильны. Тут нет ни тряски, ни вибрации. И понять, насколько быстро движется поезд, можно лишь тогда, когда за окном проносится встречный состав. Встречные поезда длиной более двухсот метров пролетают мимо менее чем за две секунды. При этом аэроволна от них бьет по окнам с такой силой, что каждый раз невольно вздрагиваешь. Ощущения — довольно прикольные. Первые несколько раз я вообще не понял, что это такое. И лишь потом догадался: «Уфф, это же встречные поезда!»

    Новое поколение поездов в Китае - это не «чтобы было» и не «а у нас тоже есть», и не «блаблабла». Это продуманный, удобный и востребованный проект федерального масштаба. Ориентированный не на столичную элиту, а на народ. (Кстати, как и многое в Китае).

    Несмотря на всю свою футуристичность и грандиозность, цены тут совсем не высокие. И на соседних сиденьях запросто могут сидеть и бизнесмен из Шанхая в костюме и галстуке, и рисовый фермер, который возвращается из столицы к себе в деревню. При этом они обязательно будут громко разговаривать, обсуждать погоду, политику, индекс Доу Джонса, сельскохозяйственные удобрения и еще кучу всего…


    Китаю необходимо передвигаться. Передвигаться быстро, удобно и доступно. Скорость передвижения по стране - это очень важно для того, чтобы экономика и бизнес продолжали развиваться так же безумно быстро. В этом заинтересованы все. И государство, которое «создает условия». И «народ и бизнес», который этими условиями пользуется. И мне в целом понятно, почему такие скоростные железные дороги строятся именно здесь, а не где-то еще.

    Принципиальная схема жд и скоростных жд в районе Восточного Китая

    Принципиальная схема скоростных дорог Китая(построеных, строящихся и планируемых к строительству)


    Вот что пишет блогер imajarov о сыоей поездке на этом поезде.

    Движение по скоростной трассе Шанхай-Ханчжоу. Время в пути - 45 минут.
    Билеты стоят 82 юаня - втрой класс, 131 юань - первый класс. Есть еще купе(отгороженный загон на 6 человек в вагоне 1-го класса) - 240 юаней на человека.

    Первое ощущение довольно впечатляет: поезд сначала неторопливо отходит от станции и лениво, со скоростью 120-130 км час "плетется" по подъездным путям. Потом выходит на скоростную эстакаду, за 10-20 секунд стремительно ускоряется до 220-250 км. А дальнейшее ускорение до 350 км/ч осязаемо захватывает дух. Пролетающие внизу домики, машинки и пашенки навевают мысль о бренности всего сущего. И почему то сразу начинает думаться о том, что наверное правильно, что в таких поездах нет пристяжных ремней: если что - то не помогут. Особенно когда эстакада достигает метров 20 в высоту - возникают полные ассоциации бреющего полета на вертолете(летал как-то на "Хулигане" Ка-26 вдоль побережья).



    AP Photo/Xinhua, Cheng Min // Вокзал в Ухане, центральный Китай.


    REUTERS/Stringer // Максимальная скорость поезда 350 км/ч.







    REUTERS/Stringer // Пассажиры садятся в один из самых скоростных поездов в мире.