Восстановление деформированного предложения и работа над ним. Уточнение знаний о частях речи

УРОКИ 64 – 66 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ

Прочитай. Как ты думаешь, слово и предмет – это одно и то же или нет?

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

Александр Шибаев

– Какой вывод о словах и предметах помогло тебе сделать стихотворение?

Рассмотри рисунки, прочитай предложение.

Лиза надела… и заскользила по льду. У Юры в руках… поет. Бабушка испекла… с яблоками.

– Какого слова не хватает в каждом из предложений? Что называют эти слова? Запиши предложения, дополнив их недостающими словами. Эти слова подчеркни.

Названия предметов – это слова. К словам – названиям предметов можно поставить вопросы ч т о? или к т о?

Рассмотри рисунки. Ответь на вопросы.

Прочитай. Подумай, почему в одних случаях мы спрашиваем к т о?, в других – ч т о?

1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?..

2. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седельце на носу?

Самуил Маршак

Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос к т о? (дедушка, внучка, друзья, журавль, тигр, дельфины, пчелы). Слова, которые называют предметы, чувства людей, явления природы, отвечают на вопрос ч т о? (венок, роса, ветер).

Ответь на вопросы одним словом и запиши ответы.

1. Кто пишет интересные книги? 2. Кто учит детей в школе? 3. Кто выпекает хлеб? 4. Кто

Строит дома? 5. Как называется книга, по которой учатся?

Отгадай загадки.

1. Кто в лесу глухом живет неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу. 2. Стоит в саду милашка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое?

– Запиши слова-отгадки, в скобках поставь к ним вопрос.

– Объясни орфограммы в выделенных словах.

Прочитайте текст и рассмотри рисунок.

В зоопарке – детский сад. Каждый день сюда приводят Мамы маленьких зверят. Здесь отдыхают, резвятся, играют (к т о?).

Дополни последнее предложение и запиши его.

Прочитай слова. Подумай, какое из них “лишнее”. Речка, ветер, мороз, синичка, снежинка. Запиши только слова, которые отвечают на вопрос ч т о?

Прочитай. Поставь к словам вопросы.

Дверь, лук, щит, ком, полк, лист.

– Замени в слове первую букву так, чтобы слово, отвечало на вопрос к т о? Запиши слова парами.

Образец. Дверь – зверь.

Рассмотри рисунок.

– Назови предметы. Запиши слова, поставь к ним вопросы. Как назвать эти предметы одним словом? Запиши.

Прочитай.

Ложка, пила, глобус, тарелка, нож, книги, доски, тетради, молоток, поварешка, ручка, мел, рубанок, кастрюля, указка, сковорода.

– Выбери слова, которые называют предметы, нужные для работы учителя, повара, столяра. Запиши слова.

Прочитай и отгадай загадки. Слова-отгадки называют один предмет или несколько? Запиши отгадки.

1. В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ластик, ручку, скрепки, кнопки –

Что угодно для души.

2. В ранце я твоем лежу,

Как ты учишься, скажу.

3. Он на моей сидит спине

И носит в школу книги мне.

Какие слова – названия предметов в загадке называют много предметов, а какие – один?

Дополни предложение и запиши его.

Тетрадь, пенал, ручка, … , … – учебные вещи.

1. Яблоня, груша, слива, дуб, ель.

2. Ласточки, скворцы, журавли, гуси, лебеди.

– Составь и запиши с этими группами слов три предложения по образцу упр. 339.

Рассмотри рисунки и прочитай слова.

Весна, зайцы, листья, погода, медведи, волки, дерево, лесники, белки, орех, грибы.

Запиши в первый столбик слова, называющие один предмет, во второй – называющие много предметов

Составь по рисункам два предложения и запиши их.

Прочитай и подумай, почему слова разделены на две группы. Какие слова должны быть на месте точек?

Спиши, дополнив каждую группу еще одним словом. Составь и запиши предложение с любой парой слов

Прочитай. Что в этом тексте нужно изменить?

Повалил густой снег. Загремел гром. Вдруг поднялся ветер. Началась сильная метель. Погода испортилась.

Исправь ошибку, озаглавь текст и запиши. Объясни орфограмму в выделенном слове.

Подчеркни слова, называющие предметы. Устно поставь к ним вопросы.

Прочитай. Поставь к каждому слову вопрос.

Девочки, мальчики, тетради, друзья, зайцы, медведи, учебники, деревья.

Сколько предметов называет каждое слово: один или много? Измени слова по образцу и запиши их.

Образец. (Кто?) подруги – (кто?) подруга.

Из данных слов выбери только названия предметов, запиши эти слова. Докажи с помощью вопроса правильность своего выбора.

Клеить, клей, труд, трудимся, линия, линейка, ножницы, рисовать, рисунок, красивый, работать, работа, дневник, инструменты, хороший.

– О чем можно рассказать с помощью этих слов? Составь из трех-четырех предложений рассказ на тему “Урок труда”.

Прочитай. Устно поставь к словам вопросы.

Ученик – … , дежурный – … , ребенок – … , пенал – … , ботинок – … , сапог – … .

– Измени слова так, чтобы каждое из них называло много предметов. Запиши слова парами. Со словами одной пары составь предложения, запиши их.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    Урок 49 Повторение Повторяем изученный материал 345. Прочитай стихотворение. О каком времени года идет речь? Какие приметы весны рисует автор? Под самым карнизом, над самым...

    Урок 24 Оглушение звонких согласных Учимся правильно произносить и писать слова со звонкими согласными перед глухими и на конце слова 170. Отгадай загадку. Ела, ела...

    Урок 32. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВСЛУХ И МОЛЧА Совершенствуем умения читать молча и вслух, понимать содержание текста 189. Прочитай скороговорку, постепенно ускоряя темп чтения. Выбери при...

    4 класс Слова для запоминания 1 КЛАСС: Кто, что, этот, эта, это, все, все, ему, его (у него), ее, у нее, кого, кому, тебе, у...

    6. СЛОВО ГРУППЫ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ 4 1. Прочитай стихотворение Я. Акима. Почему дом именно такого цвета? РАЗНОЦВЕТНЫЕ ДОМА Нарисую дом з..леный Под еловой крышей...

    3. ЗВУКИ И БУКВЫ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ МЯКИМ ЗНАКОМ (ь) 74 1. Прочитай стихотворение Т. Боковой. О чем оно? Выбери заглавие и запиши его. СТАРШАЯ...

    ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ ХОРОШИЕ ПОСТУПКИ К какому рисунку какие слова относятся? Составь с ними предложения, объедини их в связное высказывание так, чтобы его можно было озаглавить...

Ирина Сахарова
Открытый урок русского языка во 2–3 классе «Слова, обозначающие названия предметов» (школа VIII вида)

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»

Конспект открытого урока

русского языка

во 2 – 3 классе

Тема урока : «Слова , обозначающие названия предметов »

Подготовила и провела :

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Сахарова И. В.

Цель : закрепить представление об одушевленных и неодушевленных словах , обозначающих предметы .

Задачи :

Учить правильно, задавать вопросы к словам , обозначающих предметы .

Упражнять в употреблении слов , обозначающих предметы .

Совершенствовать каллиграфические навыки.

Развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;

Развитие внимания, памяти, мышления речи;

Воспитывать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.

Воспитывать аккуратность и самостоятельность через выполнение упражнений в тетради.

Оборудование и наглядность :

А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская «Русский язык 3 класс » - учебник для специальных (коррекционных учреждений VIII вида ) М., «Просвещение» 2012.

Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова «Русский язык 2 класс » - учебник для специальных (коррекционных учреждений VIII вида ) М., «Просвещение» 2013

Мультимедиа проектор

Компьютер

Колонки

Презентация

Учебно-методический комплекс для педагога и ребенка «Играем и учимся» .

Ход урока

Этапы урока Деятельность педагога Деятельность учащихся

I Организационный момент.

Эмоциональный настрой

Целеполагание и мотивация

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку . Тихо сели.

Сдача рапорта.

Сегодня к нам на урок пришли гости . Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой.

На уроке мы будем выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать учителя, ответы своих товарищей, помогать друг другу.

Какую тему мы изучаем по русскому языку ?

На какие вопросы отвечают слова названия предметы ?

К каким предметам мы ставим вопрос кто?

Каким предметам мы ставим вопрос что?

Приведите примеры предметов , отвечающих на вопрос что? на вопрос кто?

Сегодня мы продолжим работу над словами названиями предметов . Но сначала давайте проверим, как мы выполнили домашнее задание.

Дежурный сдает рапорт.

Дети улыбаются.

Названия предметов .

Что? и Кто?

К живым предметам : люди и животные.

К неживым предметам .

Дети приводят примеры.

II Проверка домашнего задания - 2кл. (с. 107 упр. 2) Прочитайте, какое предложение вы записали . На какие вопросы они отвечают? Как подчеркнули названия предметов ? –

3кл. – (по карточкам) . Прочитайте, какие предложения вы составили из данных слов . Ответы детей

III Работа в тетрадях.

Пальчиковая гимнастика

Прежде чем начнем писать в тетрадях, разомнем наши пальчики.

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог ?

Потянули,

Покрутили,

Постучали

И - открыли !

Сели правильно. Открыли тетради . Записали число, классная работа .

Дети вместе с учителем выполняют ф/ м

Дети записывают число, классная работа .

1. Чистописание

Ребята, какое сейчас время года?

К нам на урок прилетела снежинка и принесла на минутку чистописания букву «с» .

2кл. «с» - гласный или согласный?

3кл. «с» - глухой или звонкой?

2кл. записывает строчку одинарных строчных букв с.

с с с с сс ссс

Отгадайте слово , которое начинается с буквы «с» .

Загадка :

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой и прохладной тает

На ладони и во рту.

Снег - написать всю строчку.

3кл. – какую согласную напишем на конце слова снег ?

с - согласная, глухой

дети записывают

Снег – проверочное слово снега

2. Практическая работа

Продолжаем работать со словами названиями предметов . Сейчас вы будете записывать слова в два столбика :

1-й – слова , отвечающие на вопрос что?

2-й – слова , отвечающие на вопрос кто?

А какие это слова , вам придется отгадать. Внимание на экран.

санки лиса

шапка заяц

лыжи волк

По очереди все ученики работают у доски, остальные работают в тетрадях.

Физкультминутка - Теперь немножко отдохнем - физкультминутку проведем.

3. Работа по карточкам.

Самостоятельная работа.

2кл. Вставьте нужное слово название предмета .

Хитрая (кто) … лиса

Тёплая (что) … шапка

3 кл. Допишите вопрос к названиям предметов .

Злой) волк.

Быстрые) санки

Подчеркните .

Первое словосочетание разбор вместе . Второе самостоятельно.

IV Работа c тренажёром «Играем и учимся» - А сейчас мы поработаем устно. Внимание на экран. Называем предметы , изображенные на рисунках, ставим к ним вопрос. Какое слово нужно вставить в предложение ? Дети работают у сенсорной доски.

Физкультминутка

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…

Ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко…

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать !

Какую тему мы повторяли на уроке ?

На какие вопросы отвечают слова названия предметов ? Названия предметов .

VI Домашнее задание.

Выставление оценок. 2кл. – с. 108. упр. 2 (записать слова , поставить вопрос кто? или что)

3кл. – с. 161 упр. 15 (списать стихотворение и подчеркнуть названия предметов одной чертой ) Дети записывают домашнее задание в дневник

Публикации по теме:

2016–2017 уч. г. «Моя будущая профессия» Цели: способствовать сближению, формирование умения совместной деятельности родителей и детей.

Формирование вербальной коммуникации средствами родного языка у обучающихся с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ. Нарушения речи.

Конспект урока русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Знакомство со звуком и буквой Пп» Тема урока: Знакомство со звуком и буквой Пп. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Знакомить со звуком и буквой Пп.

Конспект занятия во 2 классе коррекционной школы VIII вида «Музей игрушки» Конспект занятия «Музей Игрушки». Цели. Образовательные. Дать представление о музее, о видах музеев. Формировать знания об игрушках, учить.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые.

Урок английского языка в 7 классе по теме «Спорт» (работа с лексикой) УМК: М. З. Биболетова Место урока в учебном плане: Lesson 2, Unite.

Урок математики в 3 классе школы 8 вида «Прибавление числа 6. Решение примеров с помощью счетных палочек» Тема урока: Прибавление числа 6. Решение примеров с помощью счетных палочек. Тип урока: закрепление нового материала. Цель урока: закрепить.

Тема: слова, обозначающие признаки предметов. Цель: формировать умение определять и правильно использовать в речи слова, обозначающие признаки.

Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России») Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России») Цель: формировать умения определять падеж.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (УМК «Система развивающего обучения Занкова») Учитель ___Качалина Валентина Васильевна___ Класс: 3 Предмет:.

Библиотека изображений:

Тема: «Слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия»

Цели урока:

1. Образовательные:

Закреплять знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названия действий; закреплять умения учащихся находить данные слова в тексте по вопросам кто? что? что делает?

2. Коррекционно-развивающая:

Развивать и корригировать устную и письменную речь учащихся.

3. Воспитывающие:

Воспитывать интерес, активность и любознательность.

Оборудование:

У учащихся:

Учебник, тетради;

Письменные принадлежности.

У учителя:

Учебник;

Наглядный и демонстрационный материал (картинный словарь, карточки-слоги, рисунок «Начало весны», ребусы).

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Психологический настрой на урок. (Солнышко)

Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим друг другу прекрасное настроение!

Поработать час настал.

Так что время не теряем и работать начинаем!

2. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы должны будем вспомнить всё, что мы знаем о словах-названиях предметов и словах-названиях действий, поэтому надо быть внимательными, старательными и аккуратными.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Чистописание.

Ребята, а давайте узнаем какое слово мы будем писать на минутке чистописания. Для этого один ученик должен пойти к доске и прочитать слово, затем поменять слоги местами и прочитать новое слово.

на-сос сос-на

а) звуко-буквенный анализ

С какой буквы начинается слово, прописанное на доске? Какой звук она обозначает?

Назовите слова, которые начинаются с этого звука.

Разделите слово на слоги. Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Сколько всего звуков? А букв?

Пропишите в тетради слово, правильно соединяя буквы.

2. Словарный картинный диктант.

Учитель поочередно прикрепляет рисунки, ученики называют то, что на них изображено, один ученик комментирует у доски.

Корова, берёза, собака.

Поставьте ударение, выделите безударную гласную.

III. Обобщение по теме: «Слова-названия предметов».

1. На доске написаны заранее слова: чашка, кот, книга, стол, волк, врач.

Что обозначают эти слова? (Слова-названия предметов)

На какие вопросы отвечают слова-названия предметов? (слова-названия предметов отвечают на вопросы кто? или что?)

На какие два столбика можно разделить эти слова? (слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?)

На доске: Кто? Что?

кот чашка

волк книга

врач стол

Повторите, какие слова отвечают на вопрос кто? что?(1. слова, обозначающие неживые предметы, вещи, отвечают на вопрос что? 2. Слова, обозначающие живые существа- животных, людей, отвечают на вопрос кто?

IV. Физминутка

V. Обобщение

Тема: Слова, обозначающие предметы, признаки, действия и количество.

Цель: повысить уровень знаний учащихся; добиться более прочного усвоения материала; развивать устную и письменную речь учащихся; расширить круг знаний учащихся; научить детей работать вместе, дружно; проводить самоконтроль, взаимоконтроль; воспитать чувство ответственности за работу, которую ты выполняешь; вызвать интерес учащихся к предметам.

Оборудование: набор для блок-схемы «Части речи», раздаточный материал, «Дерево достижений», правила работы в группе.

Вид урока: урок-исследование

Ход урока

    Организация класса. Составление правил работы в группе.

Сегодня у нас необычный урок. Сегодня вы не ученики, исследователи. И мы находимся не в классе, а в настоящей лаборатории. Вы будете работать в группах, поэтому девизом нашего урока будет….(прочитать на экране). Прежде чем мы приступим к исследованиям, давайте вспомним какие правила необходимо соблюдать. (дети проговаривают, я вывешиваю на доске).

    Актуализаия опорных знаний.

А) каллиграфическая минутка

А начнем с небольшой разминки. Напишем каллиграфическую минутку. Каждая группа получила загадку, ваша задача правильно отгадать её. (пила, помидор, поганка, пенал)

Скажите, что общего в этих словах? (буква П) Молоды, сегодня мы прописываем букву Пп.

С первым заданием вы справились отлично и мы можем смело приступать к следующему.

Б) словарно- орфографическая работа

Ребята, посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете, какое задание мы могли бы выполнить с этими буквами? (составить слова). Собирать слова мы будем с помощью вопросов. (помидор, песок, очки, погода).

П п о е с м и о д к о р п о о ч г о к д и а

Давайте запишем эти слова и выясним, почему же их написание нам необходимо запомнить (уч-ся пишут на доске и выясняем, что безударные гласные нельзя проверить). Если мы не можем проверить написание буквы, то как называются такие слова? (словарные). Правильно, написание этих слов мы запоминаем.

А теперь каждая группа возьмет слово (рассчитать по порядку) и составит предложение с этим словом. Только я вам усложню немного задачу: 1 гр.- повествов., 2 гр. – вопросит., 3 гр. – побудит., 4 гр. – восклиц.

Послушаем какие предложения вы составили. (уч-ся читают)

    Работа над новым материалом.

А) вступительное слово

Я увидела, что у вас хорошо получается работать в группах, поэтому мы можем приступать к исследованию. Сегодня в нашей лаборатории мы будем изучать языковые явления, которые называются «Части речи». Каждая группа получит своё задание. Какую часть речи будет изучать ваша группа, вы узнаете, выбрав пробирку с заданием (на столе пробирки с заданиями, дети выбирают по цвету).

Б) работа с квадратами (определение части речи)

В) составление блок – схем «Части речи»

Ваша задача изучить все данные, которые есть в конверте и составить схему. После этого каждая группа презентует свою работу. (после выполнения работы каждая группа выступает). Скажите, пожалуйста, все части речи мы изучали? (числительное)

Да, это новая новая часть речи, с которой мы ближе познакомимся на следующих уроках. Кто мне скажет, на каком уроке мы ещё встречаем числительное? (математика).

    Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Г) тренировочное упражнение (работа в парах)

А сейчас мы потренируемся находить в тексте части речи. В тексте, который вы получите, нужно найти и выписать слова той части речи, которую изучала ваша группа.

Вы работаете в парах, внимательно прочитайте текст, подчеркните слова и запишите их в тетрадь. Представитель команды запишет слова на доске. (сначала дети работают в парах, затем 1 уч. Записывает на доске, а остальные в тетрадь)

Давайте проверим, справились ли группы с заданием.

Д) математическая мозаика

Мы с вами уже выяснили, что одна часть речи используется в математике. Какая это часть речи? (числительное) Поэтому сейчас я предлагаю вам небольшую математическую мозаику. Решив примеры, узнаете, какие слова спрятались. Решать будем цепочкой и если ваша группа правильно выполнит задание, то сможет прочитать слово. (уч-ся решают примеры на листочке цепочкой и расшифровывают слово) – звонок, весёлый, первый, звучит.

Какими частями речи являются эти слова? (ответы детей) составьте предложение из этих слов.(дети читают полученное предложение)

Е) письмо по памяти

Вы знаете ребята, настоящие ученые должны обладать отличной памятью. Поэтому сейчас вы внимательно смотрите на экран, читаете предложение и запоминаете его.

Запишите в тетрадь.

Как называется это предложение? Как вы понимаете эту пословицу?

Наука даром не дается, она трудом берется.

    Рефлексия. Итог урока

Наше занятие подходит к концу, но исследование ещё не закончено. Мы будем больше узнавать о частях речи на следующих уроках. А сейчас я проверю, как вы работали на уроке, что узнали и запомнили о нашем исследовании. Постараемся заполнить «Дерево достижений». По одному выходите, выбираете кубок и отвечаете на вопрос. Если ответ будет верным, ваш кубок поместим на дерево.

Наш урок окончен. Вы ребята молодцы, отлично поработали.

Цели.

  1. Формировать умения ставить вопросы к словам, обозначающим предметы и признаки предметов.
  2. Развивать умения распознавать слова, обозначающие предметы и признаки предметов, находить их в тексте.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

Свинья - (символ 2007 года) , снежинки, снеговики, картинки с изображением старичка-волшебника и художницы, звукозапись музыки “ Январь” П. И. Чайковского.

Ход урока

1. Организационный момент

Урок русского языка. Открыли тетради, запишите дату.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке будем продолжать учиться ставить вопросы к словам, которые обозначают

предметы и признаки предметов, будем учиться различать эти слова и находить их в тексте.

3. Минутка чистописания.

Урок, как всегда, начнем с минутки чистописания.

Чтобы пальчики хорошо работали, сделаем гимнастику для рук.

Сегодня будем учиться писать безотрывно букву с. Взяли ручки правильно, пишем в воздухе букву с. Пишем эту букву безотрывно в тетради.

Снег, снежинка, сугроб.

Прочитайте эти слова. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?

1) Правило проверки слов с безударными гласными;

2) Правило проверки слов с парными согласными;

3) Правило правописания сочетания жи.

Пишем эти слова в тетради.

Давайте поставим вопросы к этим словам.

Что обозначают эти слова? Снег, сугроб, снежинка – когда это бывает?

Зима вам подарила снежинки (Рисунок 1) , которые лежат у вас на партах. Это подарок, которым нас одаривает природа зимой.

4. Путешествие в город “ Речь”

Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный город “Речь” и эти снежинки

будут путешествовать вместе с нами в течение всего урока.

Но прежде, давайте вспомним, какой год наступил? (год свиньи) .

Он будет следить за вашей работой на уроке. В конце урока вас ждёт сюрприз, который находится в конверте у волшебника. У волшебника есть волшебная палочка, с помощью которой он может превращаться в любой предмет.

Ребята, назовите предметы.

Почему мы к одним словам ставим вопрос кто? А к другим – что?

(Кто? – так спрашивают про людей, про животных.

А на вопрос что? отвечают все остальные предметы.)

Волшебник спрятался в загадках, найдём его.

В 1 столбик записываем отгадки, которые отвечают на вопрос кто? Во 2столбик – отгадки, отвечающие на вопрос – что?

Что обозначают все эти слова? (предметы) .

К словам заяц, ёжик подберите слова, обозначающие признаки.

Заяц (какой?) белый, пушистый. Ёжик (какой?) колючий, сердитый.

И вот нас встречает 2 житель этого города. Это весёлая художница (Рисунок 4) . Всё, к чему прикасается её волшебная кисточка, всё преображается. Каждый предмет становится особенным.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие

Какая? Какое? Какие?

Какое платье у нашей гостьи? (красивое, нарядное, зелёное)

Эти слова украшают нашу речь, делают её выразительной. Художница будет следить сегодня на уроке за вашей речью, как вы умеете употреблять такие слова.

Проверяем, какие слова выписали. Если согласны, поднимаем снежинки.

(Русская, белоснежная, зимний, хороший, пушистый, снежная)

Жители города очень любят делать зарядку. Сейчас и мы с вами отдохнём.

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного.

Что обозначают слова, которые вы записали? (признаки предметов)

На какой вопрос они отвечают? (Какая? Какой?)

Для чего нужны эти слова?

Эти слова делают нашу речь богатой, красивой, выразительной, чтобы подтвердить эту мысль, я предлагаю вам побывать в зимнем лесу.

Звучит музыка. П. И. Чайковский “Времена года” Январь.

Положите головки на парты и закройте глазки. Зима…Мы с вами в лесу. Тишина. Кругом белым – бело. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки.

Открыли глазки.

Рассмотрите, какие птички, какие снежинки.

Составьте словосочетания по этой картине. В словосочетаниях найдите слова, которые обозначают признаки предметов. (Пушистые снежинки, красногрудые снегири, ёлочные игрушки, зелёные иголки, нарядная ветка)

7. Работа по карточкам.

Великолепен лес зимой! Сколько интересного можно увидеть в нём. Это вы узнаете, когда составите предложения на карточках, которые лежат у вас на столе.

Составьте предложение, запишите в тетрадь. Слова, которые обозначают признаки предметов, подчеркните волнистой линией.

Проверяем. Читаем предложение. Называем слова, которое обозначает предмет. Если согласны, поднимаем снежинки.

Прочитаем предложение без слов, которые обозначают признак предмета.

Какое стало предложение? (некрасивое, неточное)

Без этих слов нам никак нельзя, без них не обойтись, они делают нашу речь точной, красивой, выразительной.

Над какими словами мы сегодня работали на уроке?

На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы, признаки предметов?

Придумайте слова, которые обозначают признаки предметов.

Наши гости: старичок-волшебник и весёлая художница следили за вашей работой на уроке и хотят поблагодарить вас за ваш труд. Давайте посмотрим, что в волшебном конвертике у нашего гостя.

За отличную и хорошую работу на уроке волшебник и художница дарят вам этих замечательных снеговиков. Молодцы, спасибо вам за работу.

9. Домашнее задание.

Домашнее задание сегодня необычное. Вам нужно провести наблюдение за природой и составить устно рассказ на тему “Зима”. Может быть кто – то из вас сочинит небольшое стихотворение о зиме. На следующем уроке мы с вами проведём конкурс о зиме на лучший рассказ или стихотворение о зиме.