Константин паустовский - золотая роза.

Вариант 4 .

(1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

(2) Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. (З)Случилось и у меня такое лето открытий в ле­систой и луговой стороне Средней России-лето, обильное грозами и радугами.

    Прошло это лето в тени сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и пес­нях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

    В это лето я узнал наново - на ощупь, на вкус, на запах - мно­го слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. (6) Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. (7)А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

(8) Какие же это слова? (9)Их так много, что неизвестно даже, с каких начинать. (Ю)Легче всего, пожалуй, с «дождевых». (11)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, гриб­ные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, силь­ные скатные дожди и, наконец, ливни(проливни).

    Но одно дело знать умозрительно, а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена свояпоэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, креп­нут, наполняются выразительной силой. (14) Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь
его машинально, по одной привычке. (15) Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя(1б)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

    Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли,
    чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (18) В этом, очевидно, и заключена тайна так называемого под­текста.

(К. Паустовский)

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ навопрос: «Почему К.Г. Паустовского можно назвать тонким знатоком русской природы?»

    К.Г. Паустовский знал, как надо общаться с пажитями и ле­сами.

    К.Г. Паустовский умел любоваться стаями журавлей и зарос­лями таволги.

    К.Г. Паустовский познал летние дожди на ощупь, на вкус и на запах.

    К.Г. Паустовский умел подметить, какими были летом сосновые леса и ночное небо, облака и туман, дожди и ливни.

В каком предложении наиболее полно выражена мысль рассказчика о том, что лето, проведённое им в лесистой и луговой стороне средней России, было для него счастливым в творческом плане.

    Прошло это лето в гуле сосновых лесов и в журавлиных криках.

    Он узнал много новых, неизвестных слов.

А 3. Как характеризует К.Г. Паустовского информация, заклю­чённая в предложениях 5-12?

    К.Г. Паустовский - человек хозяйственный, практичный.

    К.Г. Паустовский - метеоролог.

    К. Г. Паустовский - тонкий знаток русского языка.

    К.Г. Паустовский - писатель-романтик.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово овладения (предложение 1).

    Взять 2) подчинить себе 3) охватить, наполнить 4) усвоить, изучить

А 5. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «При каком условии, по мнению К.Г. Паустовского, писатель может оказать воздействие на читателя посредством слова?» Создавая художественное произведение,

    писатель должен использовать простые слова.

    писатель должен познавать на ощупь, на вкус, на запах много слов.

    писатель должен познать тайну подтекста.

    писатель должен за каждым словом видеть, чувствовать, пе­реживать то, о чём пишет.

А 6. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: «Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время».

    Эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение

А 6. Определите стиль и тип(-ы) речи, представленные в тексте.

    публицистический стиль; повествование с элементами опи­сания

    художественный стиль; повествование с элементами опи­сания

    публицистический стиль; повествование с элементами рас­суждения

    художественный стиль; повествование с элементами рассуж­дения

В1. Замените устаревшее слово пажить из предложения 1 стилисти­чески нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 8-10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне:

В3. Из предложений 5-7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:«Не пишется слитно с полными причастиями, не имеющими зависимых слов».

В4.Из предложений 5-10 выпишите слово, в котором право­писание -Н- определяется правилом: «В кратких страда­тельных причастиях прошедшего времени пишется одна буква -Н-».

В 5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обознача­ющие запятые при вводном слове.

Какие же это слова? Их так много, (1) что неизвестно даже, (2) с каких начинать. Легче всего, (3) пожалуй, (4) с «дождевых».

В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначаю­щие запятые между частями предложения с разными видами связи - с сочинением и подчинением.

Но одно дело знать умозрительно (1) а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, (2) что в каждом из них заключена своя поэзия, (3) свои признаки, (4) отличительные от признаков других дождей.

В 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обознача­ющие запятые между частями сложноподчинённого пред­ложения.

Между прочим (1) существует своего рода закон воздействия писатель­ского слова на читателя. Если писатель (2) работая (3) не видит за словами того (4) о чём он пишет (5)то и читатель ничего не увидит за ними.

В 8. Замените словосочетание писательского слова (предложе­ние 15), построенное на основе связи согласование, синони­мичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В 9. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

В 10. Среди предложений 4-9 найдите предложение с однородны­ми членами. Напишите номер этого предложения.

В 11. Среди предложений 13-18 найдите предложение с обособлен­ным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В 12. Укажите количество грамматических основ в седьмом (7) предложении.

В 13. Среди предложений 1-7 найдите простое осложнённое с уточняющим обстоятельством образа действия. Напишите номер этого предложения. Часть 3. Помогите Татьяне доказать свою точку зрения. Напишите сочи­нение-рассуждение на тему: «Зачем нужны запятые в предложениях с однородными членами?»

Конспект урока русского языка для учащихся 11 классов

Описание материала. Вашему вниманию предлагается конспект урока русского языка для учащихся 11 класса. Данный материал будет интересным и для учителей, работающих в старшей школе, и для учеников, готовящихся к ЕГЭ. Материал урока раскрывает структуру написания сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ, дает пошаговую инструкцию ученикам при выполнении этой работы.

Цель урока – 1. продолжить работу по формированию навыка написания сочинения в формате С1.
2. приобщить учащихся к тайнам языка, показать красоту и богатство исконно русских слов.

Задачи урока : 1. научить ребят работать с текстом (выделять ключевые слова) при написании сочинения С1. 2. формировать навык семантического анализа слова 3. воспитывать любовь к родному языку.

На уроке использованы технология проблемного обучения, прием – маркировка текста, методика развития речи учащихся.

1.Организационный момент.

На прошлом уроке «Душа слова», проведенном в рамках фестиваля Дни Русского языка, мы с вами говорили о красоте русского языка, обращали внимание на смысловое наполнение слов. Сегодня мы продолжим этот разговор. Однако результатом нашей работы станет не беседа, сегодня мы продолжим учиться писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

Вы знаете, что вся ваша работа имеет одну цель – подготовиться к написанию части С на ЕГЭ. Текст, который я предложу вам для обсуждения, содержит ряд проблем о современном состоянии нашего языка и поэтому является прекрасным материалом для составления сочинения-рассуждения.

Итак, цель нашего урока - продолжить работу по формированию навыка написания сочинения в формате С1. И в процессе работы приобщиться к тайнам языка, постараться увидеть красоту и богатство исконно русских слов. Хочу напомнить вам приемы работы с текстом: чтение текста, беседа по прочитанному, маркировка текста, поиск ключевых слов.

2. Основная часть урока.

Порассуждать о красоте родного языка приглашает нас с вами К. Г. Паустовский. Перед вами текст для написания части С1 ЕГЭ. Давайте прочитаем его и попробуем выяснить, о чем пишет Паустовский, на что обращает наше с вами внимание. Я читаю текст вслух, потом ребята читают его про себя.

Паустовский К.

1.Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
2.Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России - лето, обильное грозами и радугами.
4.Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.
5.В это лето я узнал наново - на ощупь, на вкус, на запах - много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далекими и не пережитыми.6.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 7.А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов. 8.Какие же это слова? 9.Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. 10.Легче всего, пожалуй, с «дождевых».
11.Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). 12.Но одно дело - знать умозрительно, а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей. 13.Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. 14.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.15 Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. 16.Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. 17.Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
18. В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

О чем текст? – запишите ответ в своих тетрадях. (О красоте родного языка, о тайнах родного языка, о великих открытиях П., об умении писателя видеть в обычном, так привычном нам, новое необычное, неоткрытое)

Определите стиль речи данного текста. (публицистический)

Прочитайте текст еще раз, возьмите карандаш, промаркируйте слова, которые являются ключевыми в каждом абзаце.

Что значит ключевые слова? - Ключевые слова – это слова в тексте, способные в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст. Кроме того, это близкие, но не сводимые друг к другу понятия, объединенные в одну семантическую группу и «работающие» на идею текста. Ключевые слова, необходимые для определения проблемы и составления комментария.

При прочтении текста следует помнить, что каждый писатель имеет свой особый стиль, каждый писатель по - особому воздействует на читателя. Он может использовать в тексте одно и то же слово, так называемое сквозное слово, использовать прямое и переносное значение слов, тропы. Кроме того, особого внимания заслуживают «редкие» слова и сочетания слов, так как они служат для обозначения особо важных элементов текста.

На основе сказанного выше (о чем текст, то есть теме текста), на основе подчеркнутых вами ключевых слов, подумайте, что хотел до нести до нас писатель? Каково его видение проблемы? В каком предложении это отражено? Действительно, предложение №17 содержит мнение автора по данной проблеме. Давайте прочитаем и запишем ее.

Опираясь на тему текста, ключевые слова и выделенную позицию автора, давайте с вами попытаемся определить проблему данного текста.

Вы помните, что проблема текста шире позиции автора – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Давайте вместе обозначим проблему или проблемы текста.

Не забывайте, что проблема формулируется или в виде вопроса или в сочетании ПРОБЛЕМА ЧЕГО?

ПРОБЛЕМЫ : овладения тайнами языка; воздействия писательского слова на читателя.

Перечитаем текст еще раз. Обратите еще раз свое внимание на ключевые слова-маркеры. Давайте их прокомментируем. Почему именно это слово вам показалось важным?

Ребята называют слово/слова и комментируют по отношению к записанной проблеме.

Выписывают слова в тетрадь.

Подумайте и запишите, какие чувства испытывал автор в процессе написания этого текста, на что он хотел обратить внимание читателя.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ И КЛИШЕ:

Запишите знакомые вам фразы-клише, отражающие авторское отношение к исследуемой нами проблеме.

Самый сложный для учеников раздел написания части С1 – подбор аргументов. Мы с вами говорили, что аргументы должны зеркально отражать то, о чем пишет автор. В качестве примера для аргумента можно использовать высказывания великих писателей о языке.

Я же сегодня предлагаю вам окунуться в тайны языка, совместно в группах провести маленькую исследовательскую работу – проанализировать предложенные предложения, дать толкования слов, сделать для себя открытия, обогатить свой жизненный и читательский опыт.

Объединитесь между собой по 4 человека. Каждая группа получит карточку и задание.

ГРУППА 1,3,7

1. определите его ЛЗ;

2. подберите однокоренные слова. Выделите в них корень, определите значение корня.

4. подберите синонимы

СЛОВО: ГОСТЬ

«Пристают к заставе гости,

Князь Гвидон зовет их в гости»

«Ой, вы, гости-господа,

Долго ль ездили, куда?»

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?»

(А.С.Пушкин)

ГОСТЬ м. посетитель, человек пришедший по зову или незваный, навестить другого, ради пира, досуга, беседы.

ГОСТЬ . Общеслав. Родственно нем. Gast "гость", лат. hostis "чужеземец, враг" и др. Некоторые ученые считают суф. производным (суф. -t-) от индоевроп. *hos "поедать" (ср. др.-инд.ghasati). В таком случае гость буквально - "тот, кто ест, когда его в знак гостеприимства потчует хозяин".

ГРУППА 2,5

Проанализируйте предложения, дайте толкование указанному слову, для этого

1.определите его ЛЗ;

3. подберите близкие слова этому слову, подумайте над их значением.

4. подберите синонимы

Подумайте и запишите, изменилось ли значение слова? Как? Почему?

СЛОВО: ГНЕВ

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»: «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность?»

А.К.Толстой: «Князь Курбский от царского гнева бежал.»

Ответ:
ГНЕВ , бешенство, досада, исступление, запальчивость, злоба, злость, негодование, недовольство, немилость, неудовольствие, нерасположение, несочувствие, озлобление, опала, остервенение, раздражение, свирепость, ярость.

ГНЕВ . Общеслав. Происхождение неясно. Скорее всего, является суф. производным, родственным гнить, др. диал. гнев "гниль", В таком случае гнев буквально - «чувство раздражения».

ГНЕВ . Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и гнить. Развитие значения шло таким образом: "гниение", "гниль", "гной", "яд", "злоба", "гнев".

ГРУППА 4,6

Проанализируйте предложения, дайте толкование указанному слову, для этого

1.определите его ЛЗ;

2.подберите однокоренные слова. Выделите в них корень, определите значение корня.

3.подберите близкие слова этому слову, подумайте над их значением.

4.подберите синонимы

Подумайте и запишите, изменилось ли значение слова? Как? Почему?

СЛОВО: Вежливый

«Капитан был подчеркнуто вежлив той грубоватой вежливостью, которой щеголяют старые моряки» (И.С.Соколов – Микитов «Морской ветер»)

«Аринин говорил о докладе на пресс-конференции и встретил вежливое сопротивление» (В.А.Каверин «Косой дождь»)

«Вы когда-нибудь слышали о вежливой ведьме? Обычно эти существа, как известно из сказок, обладают скверным нравом и к вежливости отнюдь не склонны» (этимологический словарь)

Вежливый . Прил. Соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный.

ВЕЖЛИВЫЙ . Др.-рус. суф. производное от вежа "знаток" Первоначально - "знающий", опытный".

Скажите, ваши исследования совпадают с тем, о чем пишет Паустовский в своем тексте? Значит, данные примеры и ваши рассуждения можно использовать в качестве аргументов к данному тексту.

Итак, перед вами на доске представлена структура сочинения – рассуждения, этимология рассматриваемых слов. Оформите свои рассуждения в виде сочинения, обозначив проблему текста, дайте ее комментарий, укажите позицию автора, подберите аргументы.

Домашнее задание: завершить написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту
К. Г. Паустовского.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка – язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.

Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение для разговора о русской речи.

Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород – ель и сосна, осина и береза – растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице.

Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.

Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром.

– Родник! – сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук. – Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?

– Да, должно быть, – согласился я.

– Я большой любитель разбирать слова, – неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. – И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.

Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил:

– Вы, говорят, вроде книги пишете?

– Да, пишу.

– Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается.

Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простой обходчик.

– А какое слово к вам привязалось сейчас? – спросил я.

– Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, – родник, родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой. Как бы родня! – повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.

Язык и природа

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с "дождевых".

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

Но вернемся к дождям.

С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово "крапать" хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится . Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково – дождиком. "Дождик собрался", "дождик припустил ", "дождик траву обмывает".

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово "спорый" означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы – липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба – плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: "Царевна плачет". Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Все это – только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой:

– Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мертвой природе. Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит. Вы просто фантазер!

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

1. я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком. 2. должно быть у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3. случилось и у меня такое лето открытий, обильное грозами и радугами. 4. прошло это лето в тени сосновых лесов, журавлиных криках, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и в песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза. 5. в это лето я узнал заново много слов, которые до той поры были хотя и известными мне, но далёкими и не пережитыми. 6. раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 7. а вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов. 8. какие же это слова? 9. их так много. 10. неизвестно даже с каких начать. 11. между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. 12. иногда писатель не видит за словами того, о чём он пишет. 13. а если писатель не видит,то и читатель ничего не увидит за ними. 14. надо видеть. 15. и тогда писатель пишет так, что самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну. 16. вызывают у читателя те мысли, чувства, состояние какие писатель хотел ему передать. помогите, 1. определить стиль и тип речи текста; 2. записать № предложения, в котором содержится основная мысль текста; 3. из предложения№4 выписать слово с чередуюей гласной в корне; 4. заменить словосочетание с пересвистом птиц (управление) на словосочетание со связью согласования; 5. выписать грамматическую основу из предложения №8. 6. среди предложений 1-4 найти предложения с вводнымсловом.

От Гость >>

1. Я уверен что для полного овладения русским языком нужно (не)только постоя..ое общение с простыми русскими людьми но и общение с лесами водами старыми ивами с пересвистом птиц и с каждым цветком.2. Должно быть у каждого человека случает..ся своё счастливое время открытий.3. Случилось и у меня такое лето открытий обильное грозами и радугами.4. Прошло это лето в тени сосновых лесов журавли..ых криках игре ноч..ного неба в (не)пр..лазных п..хучих зар..слях таволги в воинстве..ых петуши..ых воплях и песнях девушек среди веч..реющих лугов когда закат золотит девичьи глаза.5. В это лето я узнал наново много слов которые до той поры были хотя и извес..ными мне но д..лёкими и (не)пер..житыми. 6. Раньше они вызывали только один обыч..ный скудный образ. 7. А вот теперь ок..залось что в каждом таком слове заложе..а бездна живых обр..зов.8. Какие(же) это слова? 9. Их так много. 10. Неизвес..но даже с каких нач..нать.11.Между прочим сущ..ствует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.12. Иногда писатель (не)вид..т за словами того о чём он пиш..т. 13. А если писатель (не)вид..т то и читатель (н..)чего не увид..т за ними. 14. Надо вид..ть. 15. И тогда писатель пиш..т так что самые простые и порой даже стёртые слова пр..обретают новизну. 16. Вызывают у читателя те мысли чувства сост..яния какие писатель хотел ему пер..дать.

1. Определить стиль и тип речи текста.2. Записать № предложения, в котором содержится основная мысль текста.3. Из предложений № 7 - 11 выписать слово с орфограммой З – С на конце приставок.4. Заменить словосочетание много слов (примыкание) на словосочетание со связью согласование. 5. Выписать грамматическую основу предложения № 11.6. Среди предложений 1 – 4 найти предложение с обособленным определением.7. Сделать морфологический разбор слова извес..ный. (предл.№ 5) 8. Сделать синтаксический разбор предложения № 12.

Ответ оставил Гость

1). Художественный, повествование.
2). 1, 7, 11, 15.
4)птичий пересвист
6). должно быть
7)
ИзвесТный - извесТен.
3,5,8, не знаю
Я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком.
Должно быть у каждого человека случается свое счастливое время открытий.
Случилось и у меня такое лето открытий, обильное грозами и радугами.
Прошло это лето в тени сосновых лесов, журавлиных криках, игре ночного неба, в неприличных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза.
В это лето я узнал? много слов, которые до той поры были хотя и известными мне, но далекими и неприжитыми.
Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.
А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
Какие же это слова?
Их так много.
Неизвестно даже с каких начинать.
Между прочим, существует своего рода закрн воздействия писательского слова на читателя.
Иногда писатель не видит за словами того, о чем он пишет.
А если писатель не видет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Надо видеть.
И тогда писатель пишет так, что самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну. (Запятую тут нужно еще, где не пойму)
Вызывают у читателя те сысли, чувства, состояния, какие писатель хотел ему передать.

текст пиши так все что смог удачи!