Лечение алкоголизма по методу шичко. Метод шичко для похудения

Трезвое состояние является единственным нормальным состоянием человека. Однако очень большое количество людей не представляют жизни без употребления спиртных напитков, отравляя при этом свой организм, а также жизнь себе и окружающим людям. Принятие спиртных напитков становится причиной появления конфликтных ситуаций, из-за систематического применения алкоголя рушатся семьи, теряется интерес к интимной жизни, притупляется интерес к профессиональной сфере деятельности. Поэтому борьба с алкогольной зависимостью ведется уже многие годы. Существует много различных способов бросить пить. Одним из самых эффективных в последние годы является метод Г. А. Шичко.

Лечение алкоголизма по методу Шичко можно проводить самостоятельно. Данный метод разрабатывался на протяжении почти 30 лет. Основой его является теория социального программирования на уничтожение вредных привычек. В каждом человеке изначально заложена установка на трезвость. Лечение алкоголизма методом Шичко помогает вернуть данную установку, исключив вредное влияние различных факторов в жизни. Нередко причиной негативного воздействия является открытая пропаганда алкогольной продукции.

В течение продолжительного времени человек программируется на принятие алкогольных напитков, вследствие чего развивается алкоголизм. Метод Шичко направлен в первую очередь на разрушение этого негативного влияния. Методика позволяет человеку осознать, что он может самостоятельно избавиться от алкогольной зависимости. Вследствие этого сознание очищается от негативных программ. Так как трезвость заложена самой природой, человек в силах самостоятельно преодолеть все патологии, которые были вызваны из-за систематического принятия алкоголя.

Основа метода Геннадия Андреевича Шичко

Прежде чем начинать процедуру самостоятельного избавления от алкогольной зависимости, каждый человек должен осознать суть своей проблемы и принять твердое решение избавиться от нее.

Метод Шичко основан исключительно на добровольной основе.

В противных случаях все лечение будет бессмысленно.

Действия, которые необходимо предпринять для избавления от алкогольной зависимости согласно методу Шичко:

  1. Фотографирование. Первое фотографирование производится перед самым началом лечения. Последующие фотографии делаются спустя 10, 30 и 100 дней с того момента, как зависимый человек отказался от принятия спиртных напитков. Снимки обязательно сравниваются и выявляются положительные результаты и сдвиги. В данном случае производится наглядная демонстрация результатов собственных усилий.
  2. Аутоанамнез. Его необходимо составлять самостоятельно. В аутоанамнезе следует описать всю свою жизнь с начала принятия алкогольных напитков. Описание должно обязательно включать в себя ощущения, которые были связаны с алкоголем, финансовые потери, отношение и реакции на алкогольное состояние родных и близких, болезненные состояния и прочее. Описание следует регулярно перечитывать и дописывать другие детали, которые получилось вспомнить.
  3. Ведение дневника. Дневник следует завести в самом начале лечения. В письменном виде больной описывает свое самочувствие, произошедшие события, общее настроение, появившиеся планы на будущее. Дневник регулярно перечитывается, а записи, сделанные в различные периоды, сравниваются между собой.
  4. Внушаемость. На ней в основном и базируется метод Шичко, благодаря чему можно самостоятельно бросить пить. На сколько человек подвержен внушаемости, можно проверить с помощью методиста, а можно и самостоятельно.
  5. Самовоздействие. Самовоздействие производится на основе уже полученных результатов, которые характеризуют степень самовнушения. При этом составляются определенные тексты, в которых содержится установка на здоровый образ жизни и вырабатывается устойчивое отвращение к алкоголю. Тексты перечитываются каждый день для создания определенного настроя. При необходимости тексты можно менять и дополнять.

Закрепление полученных результатов

Во время этого заключительного этапа перечитывается специальная литература и прочие материалы, которые несут антиалкогольное содержание. При этом пациенты объединяются в небольшие группы, регулярно встречаются и обмениваются опытом. Одни описывают свою новую трезвую жизнь, другие советуются по поводу повышения уровня самоконтроля и силы воли. В этот период рекомендуется провести полное медицинское обследование, чтобы выявить заболевания, которые возникли в период алкогольной зависимости и назначить курс лечения.

Изучив данный метод, можно сделать вывод, что в нем полностью исключено применение техник гипноза и медикаментов. Поэтому лечение не может оказать какое-либо негативное влияние на психическое или физическое состояние человека, который хочет бросить пить. При прохождении полного курса лечения происходит полный отказ от алкоголя.

Ниже можете ознакомиться с отзывами пациентов, возраста от 22 до 55 лет, различного пола, профессий и социального статуса.

Отзывы пациентов после прохождения курса лечения

Алиса М., 23 года, частный предприниматель: «Помогает ли метод Шичко бросить пить? Однозначно да, но только при наличии желания, которое необходимо в себе постоянно укреплять. Выпивать алкоголь начала, чтобы избавиться от комплексов при общении с покупателями на работе. После того как выпивала, торговля шла гораздо удачнее, уходили комплексы и зажатость, становилось легко находить контакт с людьми. При составлении дневника начала разбирать ситуацию глубже. Тут же всплыли утренние головные боли, ситуация, когда обсчитала покупателя и начался конфликт, отсутствие внимания к близким людям. Лечение пьянства по данному методу пошло довольно легко. Очень стимулируют продолжать лечение сделанные фотографии. Уже через месяц стало заметно, как стали более четкими черты лица и улучшилось состояние кожи. Открытое общение в группе помогло устранить комплексы, которые проявлялись во время налаживания контактов с людьми».

Артур И., 33 года, конструктор: «После 25 лет жизнь приобрела какую-то монотонность, каждый день становился похож на предыдущий день. Чтобы как-то скрасить будни, начал употреблять алкоголь с друзьями после работы. После 4 месяцев такой жизни все проблемы стали отходить на второй план. Не хотелось ничего делать дома, из-за чего начались конфликты с женой. Постоянные ссоры заканчивались еще большим принятием алкоголя. Данный метод порекомендовали коллеги на работе, когда чуть не уволили за прогулы. Пить алкоголь бросил сразу после того, как осознал, сколько людей страдает от моего алкоголизма».

Иван Ф., 43 года, безработный: «Какие только способы не испробовал, чтобы бросить пить: кодирование, гипноз, иглоукалывание, проходил курс лечения гомеопатическими препаратами. Алкоголь регулярно принимал на протяжении более 20 лет. В данный способ бросить пить не верил. В группу привел друг, которому удалось вылечиться за 2 месяца. Благодаря его поддержке и методу Шичко удалось и не пить уже почти год».

Ирина Ч., 30 лет, домохозяйка: «Когда пьете в домашней обстановке 2-3 раза в неделю, то почти всегда даже не считаешь себя алкоголиком. Осознание того, что появилась проблема, появилось после насмешек друзей, когда попытки отказаться от принятия спиртного оказались безуспешными. Никакие способы взять волю в кулак не подействовали. Когда человек пьет на протяжении нескольких лет, задача отказаться от вредной привычки кажется совсем невыполнимой. О методе Шичко узнала от подруги, которая лечила мужа от привязанности к алкоголю. Сразу же приняла решение попробовать. День за днем все больше осознавала вред, который приносит алкоголь в семейную жизнь, а сколько денег уходит! Пьянство бросить помогло в основном ведение дневника и занятия спортом».

Благодарим за отзыв

Комментарии

    Megan92 () 2 недели назад

    А у кого-нибудь получилось избавить мужа от алкоголизма? Мой пьет не просыхая не знаю уже что делать((думала развестись, но ребенка не хочется без отца оставлять, да и мужа жалко, так-то он отличный человек, когда не пьет

    Дарья () 2 недели назад

    Я столько всего уже перепробовала и только прочитав эту статью , у меня получилось отучить мужа от спиртного, теперь вообще не пьет, даже по праздникам.

    Megan92 () 13 дней назад

    Дарья () 12 дней назад

    Megan92, так я же в первом своем комментарии написала) Продублирую на всякий случай - ссылка на статью .

    Соня 10 дней назад

    А это не развод? Почему в Интернете продают?

    Юлек26 (Тверь) 10 дней назад

    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала посмотрели, проверили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.

    Ответ Редакции 10 дней назад

    Соня, здравствуйте. Данный препарат для лечения алкогольной зависимости действительно не реализуется через аптечную сеть и розничные магазины во избежание завышенной цены. На сегодняшний день заказать можно только на официальном сайте . Будьте здоровы!

    Соня 10 дней назад

    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.

    Margo (Ульяновск) 8 дней назад

    А кто-нибудь пробовал народные методы, чтобы избавиться от алкоголизма? Отец пьет, никак не могу повлиять на него((

    Андрей () Неделю назад

    Каких только народных средств не пробовал, тесть как пил, так и пьет

    Екатерина Неделю назад

Геннадий Андреевич Шичко - известный советский психофизиолог, открывший и запатентовавший методику избавления от зависимостей. Она основана на разрушении заложенной в мозге алкогольной программы и создании здоровой. Метод Шичко - это единственный научно подтвержденный способ избавления от алкоголизма и наркомании. С помощью ведения дневника и записывания фраз–самовнушений перед сном у человека пропадает тяга к принятию спиртного, и меняется поведение.

Про человека, который пьет, часто говорят «катится по наклонной». И действительно, развитие алкоголизма происходит по нисходящей лестнице, которую открыл и объяснил Г.А. Шичко.

Так называемая «лестница порока» состоит из 5 ступеней:

  1. алкогольная программа - закладывается в детском возрасте в виде игр, подражания поведению родителей, благодаря рекламе и т.д.;
  2. приобщение к привычке - происходит в подростковом возрасте. По статистике, около 30% школьников регулярно употребляют алкогольные напитки;
  3. привычка - соответствует первой стадии алкоголизма, когда прием спиртных напитков приурочивается к праздникам, событиям, для поднятия настроения и т.д. Такое поведение формирует привычку выпивать;
  4. потребность - вторая стадия алкоголизма. На этой ступени человек испытывает необходимость пить спиртное, проявляется абстинентный синдром;
  5. установка - третья стадия алкоголизма. Эта ступень, как правило, приходится на возраст около 50 лет. Все мысли сосредоточены вокруг бутылки, человек попадает в замкнутый круг своей зависимости. Выйти из этой стадии в трезвую жизнь практически невозможно.

Г.А. Шичко в своих работах указывал возраст приобщения к привычке - 18 лет. На сегодняшний день контингент, начинающий употреблять алкоголь, значительно помолодел.

Как закладывается в мозг алкогольная программа

Головной мозг человека содержит примерно 15 миллиардов нервных клеток, образующих между собой устойчивые нейронные связи. Эти связи ответственны за возникновение различных программ и установок, начиная реакцией на собственное имя и заканчивая отношением к употреблению алкоголя. Разрушительная программа употребления спиртного записана даже у детей.

Был проведен эксперимент: в дошкольной группе детям 4–5 лет дали задание изобразить праздник. Большинство малышей стали поднимать стаканы, чокаться, произносить тосты, некоторые из них изображали пьяную походку. Таким образом, поведение взрослых, особенно родителей, бесконтрольный просмотр телевизора и интернет-ресурсов закладывают в детях алкогольную программу на всю жизнь.

Привычка

Привычка выпивать начинает укореняться в человеке начиная с первых рюмок. Причем чем он моложе, тем быстрее развивается привычка и тем труднее от нее избавиться.

Спустя несколько лет после начала принятия алкогольных напитков развивается первая стадия алкоголизма. На этом этапе самому больному и его близким может казаться, что все в порядке. Распитие спиртного происходит нечасто и всегда связано с каким-либо поводом - праздники, усталость, «обмывание» покупки, встреча жены из роддома, посиделки с подружками и т.д.

Потребность

Потребность в алкоголе соответствует второй стадии алкоголизма. Человек начинает замечать, что у него серьезные проблемы - распитие спиртных напитков становится необходимостью. Большинство пациентов наркологических диспансеров находятся как раз на этой стадии «лестницы порока».

Распознать потребность несложно - человек все чаще ждет повода для выпивки, начинает оправдывать себя, опьянение наступает даже от малой дозы алкоголя, появляется выраженное похмелье.

Если не предпринимать никаких действий, заболевание переходит в заключительную стадию.

Чем ниже ступень «лестницы порока», тем быстрее человек по ней спускается.

Установка

Установка является третьей стадией алкоголизма и заключительной ступенью «лестницы порока». На этом этапе человек не принадлежит себе, все его мысли и действия подчинены бутылке. Он осознает свою зависимость, но ничего не может с ней сделать. Средний возраст развития стадии установки - около 50 лет.

Например, в голове у человека заложены негативные и ложные программы: «Алкоголь - весело и модно», «Все пьют - это нормально», «В праздник нужно выпить» и т.д. А перед сном в дневник записывается установка: «Алкоголь - это яд, разрушение и смерть». Человек засыпает с этими словами, и его мозг образует новую программу относительно одного и того же вопроса.

Сознание человека так устроено, что не может содержать двух разных мнений об одном предмете одновременно. Начинается борьба старой и новой программ. После того, как прежняя установка разрушается, происходит полное изменение приоритетов. Человек больше не может жить по-старому, у него появляется отвращение к алкоголю и открываются глаза на собственную жизнь.

Программа лечения алкоголизма Г.А. Шичко

В своих научных трудах ученый выделил 6 основных шагов, позволяющих перейти от пьянства к трезвой жизни:

  1. фиксация - никакие личные ощущения не обладают такой силой убеждения как фотография или видео. Пациента снимают на камеру в начале терапии, спустя месяц, полгода и год. Разница во внешнем виде является прекрасным стимулом не возвращаться к прежнему образу жизни;
  2. история болезни - человек, желающий избавиться от алкоголизма, должен взглянуть на свою жизнь, вспомнить начало зависимости, как она развивалась и укреплялась. На этом этапе понадобится помощь близкого человека или квалифицированного психолога;
  3. ведение специального дневника - записи необходимо делать каждый вечер, строго перед сном. Указываются свои мысли, события, разговоры, связанные с алкоголем;
  4. определение уровня внушаемости - психолог с помощью специальных тестов определяет степень работы защитного механизма мозга и помогает человеку составить подходящие фразы - внушения, способные пройти через этот фильтр;
  5. использование самовнушений - после заполнения ежедневной заметки прописываются фразы–внушения;
  6. утверждение результатов - на этом заключительном этапе человек старается подвести итоги: сравнивает свои фотографии, ощущения, разговаривает с родными и друзьями, принимает осознанное решение никогда не возвращаться к приему спиртного.

Заметки по ведению дневника и самовнушениям

Слова, записанные непосредственно перед засыпанием, воздействуют на мозг в сотни раз лучше, чем произнесенные, прочитанные или услышанные. На этом основано ведение специального дневника, в который перед сном записываются ответы и установки, направленные на разрушение старой программы или установки новой:

  • вера в успех. При ведении записей в дневнике первое от чего необходимо отказаться - от сомнения. Если перед сном писать: «наверное, ничего из этого не выйдет» - значит, действительно не выйдет;
  • никакого негатива - все фразы должны употребляться в утвердительном ключе. Например, нельзя писать «я не могу бросить пить», а необходимо - «я начинаю трезвую жизнь»;
  • все записи ведутся в первом лице. Каждая фраза должна содержать слова «я», «мое», «мне»;
  • никаких сокращений - каждое слово прописывается внимательно, разборчиво и полностью.

После дневниковых заметок пишутся самовнушения. Обязательным условием будет написание их непосредственно перед сном. Самовнушения могут быть такими:

  • Алкоголь - это яд, мое плохое самочувствие, болезни, ранняя старость и смерть;
  • Трезвая жизнь - мой выбор, здоровье, красота и жизнь;
  • Я - сильный и ответственный за свою жизнь человек;
  • Я навсегда разрушаю алкогольную программу в своем сознании;
  • Я умею расслабляться и веселиться без алкоголя;
  • Я стремлюсь к восстановлению своего здоровья.

Алкоголизм является настоящей эпидемией, разрушающей здоровье и жизнь миллионов людей во всем мире. С помощью методики знаменитого ученого Г.А. Шичко пьянство можно предотвратить и вылечить. Благодаря способности мозга изменять заложенную алкогольную программу происходит положительное изменение в сознании пьющего человека и полное изменение его жизни.

Геннадий Андреевич Шичко.


Геннадий Андреевич Шичко родился 18 мая 1922 г. в белорусском селении Груд Пуховического района Минской области, куда привёз Андрей Васильевич Шичко (отец Геннадия Андреевича) свою молодую жену Ольгу Григорьевну. Встретились они в Петрограде в смутное время 1918 года.
Вскоре семья переехала в Иноземцево - райский уголок северного Кавказа. Закончив школу, Геннадий Андреевич поступил в Военно-морское артиллерийское училище.
Война для Геннадия Андреевича началась в Волжской военной флотилии с 1942 года, куда он был переведён из Северо-Кавказского военного округа. В ноябре 1942 года был тяжело ранен в обе ноги, общее заражение крови надолго приковало его к больничной койке. Полтора года в госпиталях Вольска, Кирова. Были минуты полнейшей безысходности. Главный врач госпиталя настаивал на ампутации ноги. Геннадий Андреевич не давал согласия, и только забота младшего мед. персонала, лечащего врача, которая сама варила снадобья на травах, и богатырское здоровье победили.
В 1943 году, в Сталинграде, Геннадий Андреевич был снова ранен. Оперировал его нетрезвый хирург - в результате он навсегда остался с негнущейся ногой. Собственная беда, а также нелепые смерти, происходившие на войне из-за бойцов, заставили его поклясться себе в том, что в дальнейшем, по возвращении с войны, он будет оказывать помощь людям с . 35 лет своей жизни он посвятил созданию метода избавления от зависимости, который стал применяться в 1980 году.
После госпиталя с 1944 года началась педагогическая деятельность. Был назначен преподавателем Военно-Морской кафедры Института точной механики и оптики в Ленинграде. Окончил Ленинградский университет психологическое отделение философского факультета. После окончания университета принял приглашение в Институт экспериментальной медицины, где проработал 32 года. Его работа (1969) положила начало психолого-педагогическому методу избавления от наркотических зависимостей. 3 ноября 1986 года Геннадий Андреевич Шичко скоропостижно скончался.

Основы метода Шичко.

Метод гуманистического психоанализа, разработанный кандидатом биологических наук ленинградским учёным Геннадием Андреевичем Шичко, принципиально отличается от всех ныне существующих методов освобождения людей от никотиновой и алкогольной зависимости.
В основе метода лежит разработанная Г. А. Шичко теория социального программирования на вредные привычки. Её суть заключается в следующем:
Поведение человека во многом определяется социальными стереотипами, которые закладываются в его сознание с детства. Мозг человека можно сравнить с компьютером, в который закладываются тысячи всевозможных программ, предписывающих, как нам одеваться, как питаться, строить свои взаимоотношения с членами семьи, друзьями, родственниками и другими людьми.
Существуют всевозможные профессиональные программы. К примеру, у учителя в сознание заложена программа ведения урока. Поэтому, когда он заходит в класс, он не задумывается, как построить занятие, кому какую оценку поставить, кого спрашивать, а кого - нет, и т.д.
Со временем эти программы переходят из сознания человека в его подсознание и руководят его поведением в автоматическом режиме.
Всё вышесказанное справедливо и в отношении к курению и употреблению алкоголя. Люди рождаются трезвыми, и до тех пор, пока не вступит в силу воспитание, живут трезво, поскольку трезвость - это естественное, природное состояние человека. Но так как в современном обществе, к превеликому нашему сожалению, принято курить и пить спиртное, в сознание людей закладывается положительное отношение к потреблению алкоголя и табака.
Чуть позже из этой положительной установки, как из зерна, вырастет пагубная программа на курение и алкоголепитие. В неё войдут убеждения, основанные на ложных представлениях о и табака (снимет стресс, помогает расслабиться, сосредоточиться, общаться, согревает и т.д.). Но, впервые закурив или выпив спиртного, приобщившийся вовсе не испытывает тех ощущений, которых ожидал. Наоборот, он ощущает все признаки отравления: тошноту, головокружение, холодный пот, слабость и т.д.
- табачным дымом и этиловым спиртом?
Программа, заложенная в мозг, которая гласит, что курение и потребление алкогольных жидкостей - это необходимые, неизбежные и даже полезные занятия.
Со временем из этого семени - программы - вырастет «дерево» вредной привычки и физиологической потребности - сначала будут сломлены защитные реакции, вырабатываемые организмом для нейтрализации поступающего яда в виде тошноты, пота, потери сознания и т.д. Затем выработается привыкание, психологическая зависимость: человек уже не может без подобного «допинга» веселиться, расслабляться, и т.д. В подсознании формируются и закрепятся устойчивые стереотипы определённых последовательностей действий в определённых ситуациях, на которые выработаются устойчивые условные рефлексы, в конце концов, и приводящие к физиологической зависимости. Началом же всей этой цепочки, венчающейся табачной наркоманией и алкоголизмом, является программа.
Чтобы освободиться от последнего звена, необходимо уничтожить первое - разрушить в сознании и подсознании человека программу, заставляющую его совершать противоестественные поступки - втягивать ядовитый табачный дым и вливать в себя жидкости, содержащие наркотик и токсикант - этиловый спирт.
Можно ли эту программу убрать из сознания и подсознания с помощью лекарств, иглоукалывания, гипноза и других средств общепринятого воздействия?
Разумеется, нет. Сознание человека можно изменить только с помощью слова. Геннадий Андреевич Шичко назвал свой метод методом гортоновической дезалкоголизмии. В основе его лежит разрушение программы в сознании и подсознании человека с помощью целенаправленной речи, основанной на научно обоснованной информации. Это величайшее открытие психофизиологии ХХ века.
Метод абсолютно безопасен, высокоэффективен, так как устраняет корень проблемы. Даёт полное освобождение от зависимости, чувство свободы, гармонии, душевного благополучия.

Рассуждения о эффективности реабилитации алкоголиков по методу Геннадия Шичко...

Родился в 1922 году в белорусском селении Груд. После учебы на психологическом отделении философского факультета Ленинградского университета он проработал 32 года в Институте экспериментальной медицины, где занимался вопросами высшей нервной деятельности человека. Изучая мозг, Шичко пришел к выводу, что от сознания человека, которое считал высшей функцией коры головного мозга, зависят его поступки, здоровье и сама жизнь.

Шичко овладел методами гипноза и внушения и постепенно ввел свой опыт в практику. Весной 1970 года к нему за помощью обратился первый алкоголик – писатель Леонид Семин, который подвигнул Геннадия Андреевича к открытию его метода самоизбавления от пьянства. Гипнабельность – качество индивидуальное, всеобщее свойство – убеждаемость. Поскольку убедить можно всех, и убежденность – более стойкое состояние, Шичко не стал строить свою работу в расчете на гипноз, а решил использовать стремление человека получать и усваивать правдивую информацию.

Слово и дело

Наука рассматривает слово как основу второй сигнальной системы, которую И.П. Павлов делил на три группы: 1) слова произносимые; 2) слова слышимые; 3) слова видимые. Шичко полагал, что для полноты классификации сюда следовало отнести и слова изображаемые, то есть "производимые с помощью письма".

По Шичко, пишущая рука связана с сознанием и подсознанием. То есть, для полноты введения словесной информации в сознание нужно вовлекать слух, зрение, речь и руку. Самый большой эффект в перепрограммировании сознания и в разрушении привычки играют слова, изображаемые с помощью письма. Вот почему особую роль Шичко отводил ведению дневников. Он рекомендовал своим слушателям больше думать на алкогольные темы, наблюдать за собою и за окружающими, сравнивать, сопоставлять, фиксировать свои состояния, а вечерами, перед сном, писать дневник.

Программа

В Приложениях к книге Л. Шичко–Дроздовой приведены статьи Г.А. Шичко – единственный источник, в авторстве которого не приходится сомневаться.

В них Шичко определяет алкоголизм как психологическое страдание, основными признаками которого являются потребность в периодическом поглощении спиртного и питейная запрограммированность или такое нарушение сознания, которое заставляет человека употреблять спиртные напитки, даже если они вызывают отвращение и тяжелые реакции (тошнота, рвота и т.п.).

Запрограммированный вынужден выполнять программу, которая сформировалась в его голове под влиянием окружающей среды. Первыми "программистами" (по Шичко) выступают родители. А поскольку "программистов" более чем достаточно – это все пьющие и заинтересованные в спаивании, – то программа быстро переходит в питейное убеждение, в твердую уверенность, что пить – это нормально, полезно, необходимо.

Шичко отмечает, что в прошлом Церковь играла ведущую роль по питейному программированию российского населения. По его мнению, Церковь оправдывает, поддерживает и распространяет умеренное алкоголепотребление .

***

Читайте также по теме:

  • Одобрена программа "12 шагов" для реабилитации людей с алкогольной и наркотической зависимостью - Благовест-инфо
  • Незачем спорить о 12 шагах - Леонид Виноградов
  • Грех или болезнь? - Антон Курилович, Мария Ермаченко
  • Анонимные Алкоголики: конечно, это – секта! - Джек Тримпи
  • Спасение лежит через "Семью"? - иерей Алексий Плужников
  • Слово в поддержку программы "12 шагов" - игумен Иона Займовский
  • Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы "12 шагов" - иеромонах Анатолий Берестов
  • 12 шагов: скажи мне, кто твой "бог", и я скажу, кто ты... - Анна Журавлева.
  • Заявление Пресс-службы Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи в связи с публикацией агентством "Русская линия" статьи "12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь"
  • 12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь - Андрей Голубков
  • Служение анонимных алкоголиков - Сергей Ворохов

***

18 шагов?

Г.А. Шичко предлагает следующий порядок действий по избавлению от алкоголизма:

1. Установление факта страдания алкоголизмом.

2. Изучение данной статьи .

3. Фотографирование.

4. Написание аутоанамнеза.

5. Ведение дневника.

6. Составление текстов самовоздействий.

7. Выявление своих индивидуальных особенностей.

8. Угашение потребности в спиртном.

9. Настройка на временную или пожизненную трезвость.

10. Размышления на противоалкогольные темы.

11. Заучивание основных противоалкогольных фактов и высказываний.

12. Чтение противоалкогольной литературы.

13. Написание сочинений на противоалкогольные темы.

14. Пропаганда трезвости и агитация бывших собутыльников воспользоваться методом самоизбавления или прибегнуть к наркологическому лечению.

15. Проведение противоалкогольной работы с членами своей семьи.

16. Организация союза трезвенников по месту работы или жительства.

17. Выработка у себя увлечения чем-либо полезным.

18. Обращение в поликлинику с целью выявления имеющихся заболеваний и получения необходимой медицинской помощи.

Классификация

Г.А. Шичко составил классификацию пьющих, среди которых выделил 4 группы:

Случайно пьющие – питейно запрограммированные люди, нерегулярно и обычно понемногу употребляющие этанольные напитки. НО: пьянство и алкоголизм развиваются из случайного потребления спиртного.

Матебремники – люди, на которых их матери в период беременности возложили бремя собственного пьянства, у них до появления на свет сформировался "зародышевый алкогольный синдром", проще говоря, потребность в этаноле. Поскольку грудным детям алкогольные напитки не дают, она угасает, но в дальнейшем, когда несчастный станет случайником, воскреснет, и он превратится в матебремника , а с переходом к регулярным попойкам – в алкоголика. Данная подгруппа очень быстро спивается, иногда для обретения алкоголизма хватает нескольких выпивок.

Пьяницы – проалкогольно запрограммированные люди, обладающие привычкой к регулярному потреблению спиртного и поглощающие его. Привычка вырабатывается в процессе регулярного употребления хмельного, например, по праздникам. В данном случае количественный показатель играет второстепенную роль. Привычку нельзя смешивать с привыканием организма к этанолу. Привыкание проявляется в повышении переносимости яда (толерантности), а также в затухании и полном подавлении защитного рвотного рефлекса.

Алкоголики – проалкогольно запрограммированные люди, привыкшие к спиртному, испытывающие потребность в нем и поглощающие его. В зависимости от выраженности потребности в спиртном и некоторых сопутствующих признаков алкоголики делятся на первостадийных, второстадийных и третьестадийных.

Занятия

Г.А. Шичко не удалось достаточно полно изучить последствия своей программы, поскольку в 1986 году он умер. Последователи и ученики Г.А. Шичко "творчески" отнеслись к тому методу самоотрезвления, который приведен в книге Л. Шичко–Дроздовой.

Захарова Л.Ю., Соколов Ю.А., Кривомаз Ю.А. в учебнике "Путь к трезвости" (www.spast.ru/book/book.htm) пишут, что занятия по дезалкоголизации строятся на тех же принципах, что и любой учебный процесс. Это могут быть курсы ежедневных занятий, длящиеся от 5 до 15 дней, либо курсы выходного дня. В любом из этих вариантов организации занятий основным педагогическим элементом является триада Бехтерева: убеждения (знания), внушение, самовнушение.

Знания - основная составляющая убеждений и элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей, но основным смыслом курсов относительно такого элемента как "знания" является формула - не только знать, но и, главное, осознать. То есть довести знания через сознание к подсознанию слушателей. А это можно сделать, используя только наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации.

Внушение в состоянии бодрствования - элемент, которым заканчивается каждое занятие (1,5-2 часа). Это есть максимально необходимый суггестивный элемент. Иными словами, информационное воздействие на слушателей оказывается в момент их бодрствования, минуя критические центры сознания.

Перед первым внушением слушателям следует объяснить смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха перед "гипнозом". Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для взрослых людей, чьё сознание отягощено грузом их житейских проблем, и производится только с целью закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё чистая правда, которую необходимо донести до слушателей обязательно. Занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Оно должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, чтобы все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

Внушение состоит из трёх основных частей:

1. Настройка слушателей, активизация внимания.

2. Основная часть - краткое изложение сути проведенного занятия .

3. Финал - ориентация слушателей на будущее без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление здоровья вообще.

Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать пяти минут. Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов внимания, лучше гасить свет и просить закрыть глаза; текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц "не", "анти" и слова "нет". Хорошим подспорьем во время проведения таких аутофиксаций (внушения) может быть музыкальное сопровождение, выдержанное в спокойных, умиротворяющих мелодиях.

Эти элементарные требования легко соблюсти после тренировок, но не на практике в группах, так как во время внушения преподавателю остаётся полагаться только на память и профессиональные навыки.

Самовнушение. Этот элемент исполняется в три стадии (сочинение, анкета, дневник), каждая из них представляет самостоятельное значение и поэтому обязательна.

Сочинение является так же необходимым элементом занятий.

1. Подготовка к сочинению предшествует его написанию, занимает примерно сутки и ведётся в два этапа. Первый этап проходит во время занятия, и его суть представляет разъяснение целей написания сочинения. Второй этап слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании темы и сути предстоящего сочинения.

2. Написание сочинения, которому отводится, как правило, весь второй час последующего занятия, которое, как и все предыдущие заканчивается внушением.

3. Анализ сочинений, их групповое прочтение преподавателем и обсуждение ведется после разбора дневников в начале последующего за сочинением занятия.

Анкета. В отличие от сочинения, анкета может быть оставлена для заполнения слушателями вне курсов, но при этом желательно разъяснение слушателям основных понятий, содержащихся в анкете. Цель анкетирования - выяснение степени алкоголизмии, склонностей и среды существования слушателей. Сведения содержащиеся в анкете, необходимы для выполнения индивидуального подхода.

Дневник это элемент курсов, который слушатели обязательно выполняют самостоятельно и в наиболее удобное для них время. Дневник ведётся слушателями ежедневно и во время курсов используется преподавателем для анализа. Дневник ведется и после окончания первичного курса, ежедневно в течении первого месяца, с последующим убыванием частоты написания.

Дневник это и элемент аутотренинга; при этом учитывается что, допустим, в среднем ремиссия составляет около 30 дней, а это позволяет слушателю совершить до 30 тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую провокацию, но при этом удерживается сознательно от совершения патологического поступка и осуществляет тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким образом пагубные подсознательные программы. Не подтверждённая сознательная и подсознательная мотивации, возникающие при написании дневника, угасают, чем и преодолевается, например, возможность очередного "планового" запоя, а в последующем ведёт к закреплению трезвенных жизненных установок.

Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время, проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и провести возможную коррекцию работы с дневником, что обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный эффект. Однако, анализу дневников слушатели должны быть обучены преподавателем предварительно на первичном курсе, то есть проводить анализ необходимо таким же образом и беспристрастно.

К сожалению, человечество до настоящего времени не смогло выработать эффективных, массовых методов по устойчивому избавлению людей от «наркотических» веществ. Все ранее выдвигаемые концепции во взгляде на проблему в целом и подходе с целью практического разрешения ее не учитывали особенностей свойств человека, как социопсихобиологического феномена, у которого все приобретенные пороки возникают и развиваются социально.

Анализ проблемы с позиции системного подхода позволил установить, что доминирующим в профилактике и избавлении от порока являются не психосамотические факторы, а социальные, заключающиеся в исключении порочной запрограммированности посредством воздействия на сознание человека второй сигнальной системы (слова).

Многолетняя практика устойчивого группового избавления людей от алкоголепития и табакокурения в общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист» /19 лет/, а также первичная и вторичная профилактика молодёжного наркотизма в подростковом клубе «Аметист» /8лет/ методом ленинградского ученого, кандидата биологических наук Геннадия Андреевича Шичко доказывает правильность созданного им научного направления, на основании которого профессионально разработано теоретическое обоснование и выведена стержневая суть его — формула социального порока, что позволило создать методологию, методику и популярные, высокоэффективные курсы занятий по избавлению от табакокурения, пьянства и алкоголизма и позволяет разработать аналогичные курсы по избавлению людей от других социальных пороков.

Курс базируется на учениях В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.К. Анохина и других великих знаменитых ученых, а также безусловной демократической основе и совершенно исключает давление, запугивание, применение каких-либо медицинских средств и препаратов, более того, заучивания, зачетов, экзаменов. Даже во время перерывов не запрещается курить. Только доброжелательное целенаправленное воздействие на сознание человека, исключительно доверительной информацией. На основании, которой и для глубокого, устойчивого восприятия ее, включены ситуационные игры, аутотренинг (релаксация), гетеротренинг, ненавязчивый, завуалированный самоконтроль в виде ведения дневника.

Курс прост, не требует каких-либо материальных затрат и содержит в себе достаточный информационно-психологический потенциал воздействия на сознание человека, чтобы обеспечить устойчивое стопроцентное избавление от вредной привычки, при условии выполнения слушателями всех несложных рекомендаций, изложенных в методических указаниях.

Занятия по избавлению от алкогольно-табачной зависимости строятся на принципе учебного процесса. Это курсы ежедневных занятий (не считая выходные дни) — десять дней, исключая вводное и выпускное занятие. Длительность занятий при этом не должна превышать двух часов, с обязательным перерывом для отдыха слушателей.

Хотелось бы отметить, что Г.А. Шичко при разработке метода в его основу положил вторую сигнальную систему. Т.е. воздействие слова «Услышанного», слова «Прочитанного» и слова «Произнесенного». Так же исследуя различные сигналы, обратил внимание на слово «Произнесенное мысленно» (не вслух), и особенно на слово «Написанное рукой». Им же экспериментально доказано, что слово, «Написанное перед сном», перед тем как ложиться спать, действует на сознание и подсознание человека в большинстве случаев, значительно сильнее всех других ранее перечисленных видов «Слова».

Основными педагогическим элементом занятий по методу Шичко является триада академика Бехтерева: убеждения (знания), внушение и самовнушение.

I. Знания — основная составляющая убеждений и важный элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей:
Ликвидация пробелов в информированности слушателей относительно проблем алкоголизма и курения табака. Нередко, например, приходится слышать от слушателей утверждение, что они, мол, и так все знают. Однако, на поверку оказывается, что их знания весьма поверхностны, и часто сводятся к ничем не обосновываемому ими же утверждению: «Это вредно». Тем не менее, они оказались на курсах дезалкоголизации, и этот факт должен служить в минимуме сигналов для них самих, а для преподавателя лишь сигналом делать упор на углубление и систематизацию знаний слушателей.

Систематизация знаний слушателей по алкопроблеме обязательно подразумевает освещение исторического и медицинского аспектов, указание на связь с современным состоянием проблемы, а так же элементарных знаний, касающихся теории психологического программирования.

Основным смыслом курсов относительно такого элемента как «знания» является формула — не только знать, но и главное, осознать. А это можно сделать через доведение знания через сознание к подсознанию слушателей. При этом используются наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации. Естественно, необходимо проведение нескольких устных опросов, с обязательным возвратом к непонятным или не усвоенным слушателями знаниям.

Следует учитывать, что основной контингент — это алкоголики, когнитивистические (познавательные) способности которых ослаблены. Поэтому комплекс знаний должен быть максимально понятен и прост для усвоения, с отсутствием диалектических противоречий их анализа и даже их обсуждения, а система проверки максимально ориентирована на повторение материала, оказавшегося сложным для понимания и усвоения.

Специфика аудитории диктует и необходимость ограничения продолжительности занятий. Так, для ослабленного мозга алкоголиков это время не должно превышать 1,5-2 часа, с обязательным перерывом на 10-15 минут. В противном случае «усталость» восприятия аудитории может свести к нулю все усилия педагога и привести к необходимости многократного изложения материала, т.е. к затягиванию курсов или их низкой информационно-просветительской функции.

II. Внушение в состоянии бодрствования (релаксация) — это элемент, которым начинается и заканчивается каждое ежедневное занятие. Релаксация является первой ступенью психологического тренинга и заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации, возможно, услышать свой внутренний голос и почувствовать связь со своей глубинной мудростью. Это моменты внимания и тишины. Релаксация означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, оказывает на человека благотворное психологическое и физиологическое влияние. Обязательно следует объяснить слушателям перед первой релаксацией смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха. Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для таких людей, чье сознание отягощено грузом их житейским проблем, и производится только с целью снятия негативных и отрицательных эмоций и напряжений, а так же закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё только чистая правда, которую необходимо обязательно донести до слушателей. Но при этом надо помнить, что само занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Значит, занятие должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, что все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

Внушение состоит из трех основных частей:

  1. Настройка слушателей, активизация внимания.
  2. Основная часть — краткое изложение сути проведенного занятия.
  3. Финал — ориентация слушателей на будущее без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление здоровья вообще.

Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать 5-10 минут.

Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов, лучше гасить свет и просить закрыть глаза: текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц «не», «анти» и слова «нет». Хорошим подспорьем во время проведения таких аутофикcаций может быть музыкальное сопровождение, воздержанное в спокойных, умиротворяющих мелодиях.

III. Сочинение — так же необходимый элемент занятий. Этот элемент исполняется в три стадии, каждая из которых представляет самостоятельную ценность и поэтому обязательна:
1. Подготовка к сочинению предшествует его написанию, занимает примерно сутки и ведется в два этапа.

Первый этап проходит во время занятия, и его суть представляет разъяснение целей написания, как акта самонаблюдения, а именно:

  • анализ прожитого или пережитого периода слушателем или его «знакомыми»;
  • обязательное требование назначения (в будущем самому себе) даты написания сочинения после события, заслуживающего последующего анализа, алкогольного срыва или другого сильного переживания;
  • чтение наиболее ярких сочинений трезвенников, с обязательным обсуждением и анализом, в будущем как пример анализа собственного опыта.

Второй этап (скрытый), — слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании темы и сути предстоящего сочинения.

2. Написание сочинения, которому отводится, как правило, весь второй час последующего занятия. Сочинение так же может быть написано дома. Обычные темы сочинений: «Алкоголь — наркотик номер один, или как я пришел в клуб „Оптималист“»; «Кого нет с нами рядом»; «Как я стал рабом табачной вонючей соски» и т.д.

3. Анализ сочинений, их групповое прочтение преподавателем и обсуждение ведется в начале следующего за сочинением занятия, давая возможность самим слушателям прочитать свое сочинение перед группой, анализируя и останавливаясь на особенно важных элементах.

IV. Анкета в отличие от сочинения заполняется слушателями вне курсов, но при этом желательно после сообщения и разъяснений слушателям основных понятий, содержащихся в анкете. Цель анкетирования — выявление степени алкоголизации, склонностей и среды существования слушателей. Сведения, содержащиеся в анкете, необходимы для выполнения индивидуального подхода, или выполнения принципа сингулизма. Здесь следует заметить, что написание анкеты лучше проводить в первый день занятий, или по крайней мере анкетирование всех слушателей следует закончить к третьему дню занятий, когда работа с дневниками становится одним из основных инструментов дезалкоголизации на всем курсе.

V. Дневник — это элемент курсов, который слушатели обязательно выполняют самостоятельно. Написание дневника производится строго перед сном (далее сон, исключить секс), а в другое время суток малоэффективно. В дневнике описываются события прошедшего дня. Дневник ведется слушателями ежедневно и во время курсов используется преподавателем для анализа (обратная связь). Отсутствие дневника перед занятиями считается грубейшим нарушением курсов занятий. Дневник пишется разборчиво, обязательно отвечать на все вопросы полными и понятными ответами (не менее пяти — семи слов в ответе). В ответе должен звучать вопрос. Дневник ведется слушателями, и после окончания первичного (очного) курса. Факт в том, что форма ведения их уже по определенному графику: ежедневно с 1 по 15; через день с 16 по 24; два раза в неделю с 25 по 34; один раз в неделю (по выходным) с 35 по 45 дневник. При написании 45-го дневника завершается шестой месяц очно-заочного курса. Частоту ведения дневников, возможно, увеличить, и график написания дневников выдается каждому слушателю индивидуально и в соответствии со стадией алкоголизма и табакизма, характером запоев, ремиссии, наклонностями, выявленными на занятиях, используя дневники, анкету и сочинение.

Дневник это и очень важный элемент аутотренинга. Допустим в среднем у человека ремиссия (восстановление после запоя) около 30-ти дней, это позволяет такому слушателю совершить до 30-ти тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую провокацию, но при этом удерживается сознательно от совершения патологического поступка и осуществляет тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким образом пагубные подсознательные программы. Не подтвержденная сознательная и подсознательная мотивации, возникающие при написании дневника, угасают, чем и преодолевается, например, возможность очередного «планового» запоя, а в последующем ведет к закреплению трезвенных жизненных установок.

Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время, проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и провести возможную коррекцию работы с дневником, что обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный эффект.

Клуб берет на себя такую обязанность — помочь алкоголику или табакокурильщику обрести трезвость и научиться трезвому общению. В задачу клуба не входит удержание человека, если что-то не понравилось, поищи другой, который работает в этом направлении.

Тебе надо научиться общаться трезвому, люди не умеют общаться в трезвом виде, заметьте, не пьющие, а люди вообще, поэтому это проблема не твоя, а человечества в целом. Как только будет найдена форма группового общения без использования «наркотиков», люди откажутся от них. У тебя сейчас появляется возможность пообщаться на трезвую голову и получить радость от трезвого общения.

Человек, создающий клуб трезвости должен сам пройти специальный курс по методу Г.А. Шичко, избавится от вредных привычек, и стать сознательным трезвенником. Очень важно договориться с помещением на каждый день (идеальный вариант это квартира на первом этаже, или же отдельное нежилое здание). Цель клуба — это объединение не пьющих и не курящих людей в группы по интересам, а также для пропаганды трезвого и здорового образа жизни, как на личном примере, так и привлечении к альтернативному способу жизни, исключающего отравление алкоголем и табаком. Особенно важно это сплочение членов клуба во время «государственных питейных ситуаций», во избежание срывов. Важен фактор собственного примера, т.е. всяческая поддержка нового члена клуба «Оптималист». Для вновь организованных клубов: не пугайтесь малого количества людей, группа формируется сложно, идет притирка людей друг к другу. Для создания группы достаточно желания, опыт появится потом. Самое главное, это твоя стабильность в посещении клуба. Очень многие появляются один-два раза и потом приходят через год, два, три, но все эти годы они знали — их ждут в клубе.

Каждую неделю в клубе «Оптималист» проводится клубный день, в Нижнекамске это среда (1800 часов). В это время в клубе собираются оптималисты-соратники, которые прошли курсы в разных группах по избавлению от вредных привычек. За 19 лет существования клуба — 276 групп (от 5 и более человек в каждой). Собрание открывает председатель клуба, обсуждается информация за неделю, план намеченных мероприятий и работа в клубе на будущий период, распространяются печатные органы «Соратник», «Оптималист», «Феникс», «Зернышко трезвости» и «Аек Булу». Соратники обсуждают всесторонне «наболевшие» проблемы клубной работы, тот контингент, которые не закончили курсы до конца сдают дневники наставникам — преподавателям. В этот «оживленный» день приходят семьями, ведь не зря «Нижнекамский Оптималист» называют семейным клубом, в нем происходит коррекция семейных отношений.

Опытом клубной работы, ее изучением приезжают учиться со всех уголков России и СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В Татарстане от «Нижнекамского Оптималиста» родились клубы в Набережных Челнах, Заинске, Бугульме, Лениногорске, Альметевске и Азнакаево, прекрасно, что возрождается и в Казани. Отрадно, что в Нижнекамске и Альметевске созданы клубы при управлении по делам молодежи — это «Аметист» и «Саулык», их основа антинаркотическое воспитание подрастающего поколения.

В основе принципов движения оптималистов лежат тезисы: «Спешите делать добро!», «Если не я, то кто же?», «Выбрался сам — помоги другому!». Они основополагающие в жизни клубов трезвости и здоровья. Мы оптималисты верим в трезвое и некурящее будущее нашего города, республики, страны. Основная задача движения оптималистов — это передача по эстафете «родители — подростки» трезвого и здорового воспитания.

Человек, поменявший свое мировоззрение, отношение к ядам «алкоголю» и «табаку», другим наркотическим отравам всесторонне изменяет свою жизнь (свой круг общения в целом). Островком трезвости называют соратники клуб «Оптималист», очень важным для начинающих первые робкие шаги (как первые шаги младенца) в трезвости. «Причал последней надежды», так назвал один из соратников наш клуб. Это действительно так. Могу правдиво заявить, что среди моих слушателей, а я сам провёл более 100 групп по методу Шичко, было много людей, потерявших даже последнюю надежду на спасения, уже почти смерились со своей судьбой. Но «луч света в пьющем царстве алкоголя, табака и наркотиков — Оптималист», вывел уже более 6000 тысяч из этого омута, этой паутины смертоносного греха.

Глаза, раскрытые очень широко, прозрение, наступившее от истинной правдивой информации и взгляд трезвым оком преобразует отношение и веру. Патриотами не рождаются, ими становятся.

Вот и члены нашего клуба, есть патриоты своего народа, Родины. Кому, если не нам — сыновьям и дочерям нашей страны помочь достичь перемен, конечно же, в позитивную (лучшую) сторону. Трезвый человек — это лучший человек. И этим все сказано…

Сергей Коновалов, руководитель общественной организации трезвого и здорового образа жизни «