Любовная лирика фета некрасова и тютчева сравнение. Любовная лирика Ф.И

Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных поэтов эта тема звучит всегда по-разному. Любовная лирика занимает большое место в поэзии и Тютчева, и Фета, при этом существенно отличаясь как раскрытием темы любви в целом, так и отдельными акцентами, настроениями, нюансами.

У Тютчева тема любви полностью раскрывается в лирическом цикле, посвященном Е. А. Денисьевой. В поэзии Тютчева до 50-х годов прошлого века образы женщин появлялись редко и на втором плане. Женская тема в этих стихах была побочной и второстепенной. Теперь же в лирику Тютчева входит женский образ, многосторонний, сложный женский характер. Тютчев одним из первых поэтов попытался в своих стихах встать на позицию женщины, попытался изобразить ее внутренний мир. Пушкин и Лермонтов в любовной лирике описывали только свои переживания и чувства, не уделяя особого внимания тому, что происходило в душе женщины. Тютчев продолжает традицию Некрасова и создает цикл стихотворений с одной героиней, чей образ имеет даже большее значение, чем образ самого героя. Для понимания стихотворений этого цикла важно знать реальную историю любви Тютчева и Денисьевой.

Будучи женатым, в 1849 году Тютчев познакомился с Денисьевой и влюбился в нее. Тютчев не делал тайны из своего увлечения, не скрывал его от петербургского света. И поэтому жизнь его возлюбленной, оказавшейся в таком сложном положении, превратилась в настоящий ад. Перед Денисьевой закрылись двери многих петербургских салонов и домов, ее перестали принимать, игнорировали ее существование. Однако Тютчев не считался с мнением света и продолжал жить в двух семьях (от Тютчева у Денисьевой рождались дети, которых поэт потом усыновлял). Тютчев вытерпел немало косых взглядов и не мог чувствовать себя совершенно свободным в столичном обществе. Еще тяжелее были его переживания за свою возлюбленную, положение которой было невыносимым (Тютчев это сознавал). Отсюда в любовной лирике Тютчева основной является тема вины лирического героя за страдания, принесенные своей возлюбленной. Эта тема звучит почти в каждом любовном стихотворении Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

........................

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Образ толпы - частый спутник любовных стихотворений Тютчева. Толпа, свет попрали самые заветные, ценные чувства женщины:

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело...

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала...

Любовь для Тютчева - это роковой поединок, всепоглощающая роковая страсть, слепая, разрушительная стихия. Во

многих стихотворениях любовь - это не радость и счастье, а муки, горести, страдания, прежде всего, для героини.

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть вижу, нож в руке его дрожит...

.....................................

Я стражду, не живу... им, им одним живу я.

Но эта жизнь!.. О, как горька она! -

пишет Тютчев от лица своей героини. В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи...» Тютчев описывает последствия той роковой страсти, показывает, как опустошает и убивает любовь душу женщины:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. И это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось...

Денисьевский цикл - это художественный дневник. От стихотворения к стихотворению нам раскрывается история любви Тютчева и Денисьевой. Однако цикл лишен сюжетности. В стихах описываются лишь некоторые, самые важные моменты отношений двух влюбленных. В цикле мало сведений и о динамике любви, о ее возникновении, развитии. Поэтика денисьевского цикла отличается от поэтики других произведений Тютчева. В любовных стихотворениях возникают психологизм и детализация чувств, ранее не характерные для поэзии Тютчева.

Читая стихи денисьевского цикла, читатель представляет образ его героини. Тютчев всегда подчеркивает, что его героиня выше, чище, чем герой, она нравственно превосходит героя, так как страдает больше, чем он. Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в этом цикле. Большой трагедией для Тютчева стала смерть Денисьевой.

Жизнь, как подстреленная птица.

Подняться хочет и не может...

Нет ни полета, ни размаху -

Висят поломанные крылья.

И вся она, прижавшись к праху,

Дрожит от боли и бессилья...

Жизнь в такой тяжелой обстановке, постоянные переживания подорвали ее здоровье, она умерла. После ее смерти Тютчев не перестает писать стихи, посвященные ей. Однако Тютчеву невыносимее всего, страшнее всего было ощущать, как в его душе умирают все лучшие воспоминания, связанные с его возлюбленной:

Минувшее не веет легкой тенью,

А под землей, как труп, лежит оно.

Тютчев просит Бога не дать забыть ему о своей любимой, просит, чтобы память о ней навсегда осталась с ним:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья.

Живую муку мне оставь о ней.

В жизни Фета тоже была огромная потеря. Трагически погибла его возлюбленная Мария Лазич. После ее смерти Фет очень меняется, меняются его взгляды на жизнь и на искусство. Фет разделяет свою жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Теперь в Фете стали жить как будто бы два человека: один - жестокий, прагматичный помещик, другой - мелодичный поэт, певец любви и природы. Фет стал поэтом и идеологом «чистого» искусства. Он был твердо уверен, что действительность и поэзия - диаметрально противоположные, несовместимые вещи и что никакие отголоски реальной жизни не должны проникать в поэзию. Выше всего Фет ценил красоту, преклонялся перед ней. Красотой для него является природа, любовь и музыка. Все стихотворения Фета в основном посвящены этим трем идеалам, среди которых любовь занимает главное место.

Любовь, по Фету, - это сладостные моменты сближения и соединения душ. Фет не описывает целиком любовное чувство, как Тютчев, любовь у Фета распадается на отдельные впечатления, переживания, поэт передает момент чувства, мимолетное движение человеческой души. Показательно в этом отношении стихотворение «Шепот. Робкое дыханье...». Мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными в этом стихотворении. В этих «мирах» поэт выделяет еле заметные переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах. Однако у читателя они складываются в единый образ свидания, создают единое впечатление. Стихотворение лишено глаголов, оно состоит из одних имен (прилагательных и существительных). Это придает ему особую мелодичность, напевность. Вообще музыкальность - это неотъемлемое качество всех любовных стихов Фета и поэзии Фета в целом. Музыка, любовь и природа слиты в поэтическом мире Фета, они неотделимы друг от друга.

«На заре ты ее не буди...» - один из ярких примеров музыкальности лирики Фета. Жанр этого стихотворения можно определить как романс. Стихотворение лишено сюжета, читатель ничего не знает о его героине, потому что Фет не рассказывает о ней и о ее внутреннем мире, а как бы рисует картину. Но это картина не статичная, она не лишена движения. Фет описывает едва уловимые оттенки душевных переживаний героини. Именно эти штрихи и составляют, по Фету, существо человека.

В стихотворении «Сияла ночь...» героиня именно через музыку, пение выражает все свои чувства, любовь:

Ты пела до зари, от слез изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

У Фета нет конкретного цикла любовных стихотворений, посвященных Марии Лазич. Однако Фет не мог забыть свою первую, самую большую любовь. Образ Марии Лазич, память об их отношениях не переставали возникать в поэзии Фета на протяжении всей его жизни, причем более всего и проникновеннее всего Фет пис&л о своей первой любви в стихотворениях, вошедших в цикл «Вечерние огни», в период, наиболее удаленный от драматического романа с М. Лазич:

Та трава, что вдали на могиле твоей,

Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,

И я знаю, взглянувши на звезды порой,

Что взирали на них мы, как боги, с тобой.

Как-то Фета спросили, как может он в его годы так по- юношески писать о любви; он ответил: по памяти. Действительно, память имела большое значение в жизни Фета. В отличие от Тютчева, постепенно забывающего образ своей возлюбленной, Фет ничего не забыл из своих отношений с М. Лазич:

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд углей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, -

Когда ты здесь, передо мной.

Фет, в отличие от Тютчева, не только способен хранить воспоминания о давно умершей любимой женщине, он ощущает себя и любимую навсегда нераздельно слитыми в одном мире - мире поэзии:

И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю,

И нежности былой я слышу дуновенье,

И, содрогаясь, я пою.

Именно такое «узнавание» в новом женском образе все того же, на всю жизнь вошедшего в его поэтическое сознание дорогого и прекрасного образа и составляет основу его любовных песен в цикле «Вечерние огни». Истинным предметом фетовских песен любви являются не столько те, кто в данную минуту снова затронул его сердце, сколько сами чувства восторга, счастья, умиления, влюбленности в красоту, которые они вызывают в поэте. Любовь для Фета - это не роковой поединок, это всегда радость, счастье. Без любви, как и без природы и искусства, невозможно жить полноценной жизнью. В своих «песнях любви» поэт так полно отдается любовному чувству, упоению красотой любимой женщины, что это уже само по себе приносит ему ни с чем не сравнимое счастье.

Таким образом, в раскрытии темы любви в творчестве Тютчева и Фета больше различий, но есть и сходство. Любовные стихотворения у того и другого поэта посвящены переживаниям, связанным в основном с одной любимой женщиной, причем эти переживания постоянны для каждого поэта, они не меняются со временем. Для этих двух поэтов чувства и настроения любовной лирики различны, можно сказать, противоположны. У Тютчева любовь - это роковая страсть, губящая героиню, приносящая страдания, боль, чувство вины герою. За мгновения счастья возлюбленные расплачиваются всю жизнь и даже самой жизнью.

У Фета любовная лирика хотя и отражает личную трагедию, которую также пережил поэт, в целом окрашена в светлые, радостные тона, связанные с воспоминаниями поэта об упоительных мгновениях первой любви.

Любовная лирика Тютчева и Фета передает всю гамму чувств, связанных с любовными переживаниями: от упоения, восторга до боли и страдания. Поэтому современный читатель, не обязательно знающий личные любовные истории поэтов, тем не менее хорошо понимает их стихотворения, находит в них выражение настроений, созвучных его личным переживаниям.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, А.А.Фета («денисьевский», «лазичевский» циклы).
  • Показать своеобразие стиля каждого автора.
  • Углубить представления о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа.

ХОД ОТКРЫТОГО УРОКА

Учитель читает эпиграф (на мультимедийной доске представлена презентация урока).

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…

Учитель: Эти слова принадлежат Ж.Б. Мольеру. Сегодня на уроке мы рассмотрим истории любви двух великих поэтов 19 века Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Что же это такое любовь? По мнению А.И.Куприна, любовь – это чувство, « которое до сих пор не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, художники, композиторы, и мы с вами попытаемся понять это чувство.

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Иль обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Любовь – великое чувство. Оно возвышает, окрыляет человека, делает его жизнь осмысленной. Во власти этого чувства были многие русские и зарубежные поэты и писатели. Это может быть любовь к одному человеку, и она прошла с ним через всю жизнь, сквозь все беды и невзгоды. Но это встречается крайне редко. Примером такого чувства является любовь Петрарки к Лауре. А иногда поэт влюбляется не раз, но всё равно чувство любви не мельчает, а, наоборот, с возрастом только углубляется.
«Жизни блаженство в одной лишь любви» – эта строка из стихотворения Ф.И.Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом по всей его жизни. Предмет, занимавший Федора Ивановича непрерывно, от юности и до старости – были женщины и отношения с ними.
Истории любви…

История первая. Музы Ф.И.Тютчева

«Я помню время золотое…»

Учитель: Первой, ранней любовью поэта была Амалия Максимилиановна Крюденер. Они познакомились во второй половине 1823 года, когда приписанный сверхштатным чиновником к русской дипломатической миссии в Мюнхене двадцатилетний Федор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была графиня Амалия Максимилиановна Лерхенфельд. Но влечение, которое молодые люди почувствовали друг к другу с первых встреч, отметало все сомнения по поводу их разного положения в обществе.

Учитель: О тех временах осталось слишком мало сведений, но зато картину их отношений воссоздают воспоминания Тютчева о прежней влюбленности.

Чтение стихотворения (А. Хортик):

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мглистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолётом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
Над нами пролетала тень.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной.

Учитель: Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьез подумывать о женитьбе. Но по настоянию родителей, Амалия, несмотря на нежные чувства к Тютчеву, дала согласие на брак с Крюденером. Тютчев был убит горем, он продолжал пребывать в Мюнхене, надеясь на то, что Амалия одумается, сможет уговорить родителей переменить решение. Но, к сожалению, все было напрасно.

Учитель: И все-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. В это время сюда на целебные воды съезжалась европейская и русская знать, многие были знакомы Тютчеву. Но самой радостной для него стала встреча с Амалией Максимилиановной, которая с мужем также приехала на лечение.
Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на написание одного из самых прекрасных его стихотворений, которое стало известным во всем мире романсом.

Исполнение романса:

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, –
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

«Твой милый образ, незабвенный…»

Учитель: Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами.
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Эмилии Элеоноре Петерсон.
«…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать…, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда… она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня», – писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям. К Элеоноре Петерсон обращено стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний…»

Чтение стихотворения (В. Чикина):

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой.
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный, –
Как ночью на небе звезда…

Учитель: Но, к сожалению, их брак длился недолго. 30 мая 1838 года Тютчев получает известие о гибели у берегов Пруссии парохода «Николай I», на котором, по предположению, следовало его семейство. После нервного и физического потрясения, в жесточайших страданиях умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя».

Ученик (Новиков Артем) : Из письма В.А.Жуковскому: «Есть ужасные годины в существовании человеческом… пережить все, чем мы жили – жили в продолжение целых двенадцати лет… Что обыкновеннее этой судьбы – и что ужаснее? Все пережить и все – таки жить. Есть слова, которые мы всю нашу жизнь употребляем, не понимая… и вдруг поймем… и в одном слове, как в провале, как в пропасти, все обрушится».

Учитель: Поэт долго не может забыть свою Элеонору, все вспоминает о ней.

Чтение стихотворения «Я очи знал…» (О. Плотникова):

Элеоноре Петерсон (Тютчевой):

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;
Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам не смешны –
Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам;
И с тверди благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг ветер благовонный
В окно на нас пахнет…
Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.
Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше мы тоскуем,
И легче нам дышать…
Так мило – благодатна,
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
Любовь твоя была.

Учитель: После смерти первой жены – Элеоноры на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства. Эти звезды – две женщины – Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева – Нести и Лёля.

Учитель: Эту мучительную раздвоенность своей «греховной» любви Тютчев, прежде всего, осознавал сам, но ничего не мог с собой поделать.

Чтение стихотворения (Г. Мартысь):

Эрнестине Дернберг





Но если бы душа могла

Мне благодатью ты б была –

Учитель: Эрнестина боготворила Тютчева, хотя была сброшена его человеческой слабостью « в бездну страданий, в море печали» .
В минуты великой радости и в пору глубокого отчаянья у изголовья страждущего, больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она в пору его великого горя, после утраты Лёли, сказала любопытствующим и злорадствующим: «… его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина». Величие и красоту её души Тютчев оценил давно.

Учитель: Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало и отталкивало от собственного «я». В такие минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева-человека.
Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за одним, пробегала глазами дорогие её памяти строки любви и признаний и также машинально, словно механическая заведенная кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие листки. Они корчились в пламени, пока черными клочковатыми обрывками их не затягивало внутрь вытяжной трубы.

Чтение стихотворения (Ф. Меметова):

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут.
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, –
И страшно грустно стало мне.
Как от присущей милой тени.

Учитель: Что можно в этом изменить, что исправить, было слишком поздно. Тринадцать лет назад, когда эта история любви только началась, он написал жене искреннее, пронизанное душевной мукой письмо: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в 10 раз больше, чем я того стою. Чем дальше, тем больше я падаю в собственном мнении, и когда все увидят меня таким, каким я вижу самого себя, то дело моё будет кончено».

Учитель: Когда Федору Ивановичу было 47 лет, началось его новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. «Денисьевский цикл» – вершина любовной лирики Тютчева.

Чтение стихотворения (А. Магалов):

О, как на склоне наших лет

Сияй, сияй прощальный свет

Полнеба охватила тень,





О, ты последняя любовь...

Учитель: В ряде стихотворений «денисьевского цикла» нашла отражение драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств. Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг, и имея от неё троих детей, не считал себя вправе разорвать узы законного брака, к тому же он по-своему любил жену благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе. Но самые тяжелые испытания выпали все же на долю Денисьевой. Быть отвергнутой обществом и родным отцом, подвергнутой жесточайшим обвинениям – эту горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна.

Чтение стихотворения (Д.Шабельникова):

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Учитель: В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года была невосполнимой утратой для поэта. Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» – последнее из произведений «денисьевского цикла».

Чтение стихотворения (Ю. Мирошникова):

Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали,
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
О, как все это я любила!
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось,
О, Господи! И это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Учитель: Смерть Е.А. Денисьевой вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода.

Чтение стихотворения (А.Новиков):


В тихом свете гаснущего дня.
Тяжело мне, замирают ноги…


Память рокового дня…

Учитель: Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.

История вторая. Музы А.А.Фета

Учитель: А.А. Фет так же, как и Тютчев воспевает это прекрасное чувство в своих стихотворениях. Любовь – это объединяющее людей начало, то, на чем основана духовная жизнь каждого человека. Для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. В стихотворении «Шепот, робкое дыханье..» мы видим начало любви, нет еще тягостных переживаний, в нем передано состояние упоения счастьем.

Чтение стихотворения (Д. Иутина):

Шепот сердца, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Учитель: О Марии Лазич: В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о ней.
Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта – это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним. Можно отметить, что любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви – это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет душевные муки и страдания. Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения.

Чтение стихотворения (А. Грачева):

Ты отстрадала, я еще страдаю…
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, ночных лучей, –
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном твоих очей!
Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в небытие!

Учитель: Любовь Фета – это костер, как и поэзия – пламя, в котором сгорает душа. Поэзия поэта – это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которым он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Конечно же, потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, он пережил душевное потрясение, в результате чего у него проявился великолепный талант. Стихотворения этой группы отличаются особым эмоциональным колоритом: они наполнены радостью, упоением, восторгом. Лирика Фета становится воплощенной памятью о Марии, памятником, «живым изваянием» любви поэта. Трагический оттенок придают любовной лирике Фета мотивы вины и наказания, которые явственно звучат во многих стихах.

Чтение стихотворения:

Долго снились мне вопли рыданий твоих, -
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,
Как тебя умолил я - несчастный палач.
... Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.

Учитель: Фет долгое время был одинок, и лишь в 1857 г. женился на дочери богатейшего московского чаеторговца и в то же время сестре его литературного единомышленника и почитателя В. П. Боткина – Марии Петровне Боткиной. О том, что это был брак отнюдь не по сердечному влечению, красноречиво свидетельствует рассказ брата Л. Н. Толстого, Сергея Николаевича. Как-то, когда он был нездоров, Фет пришел навестить его; "они дружески разговорились, и Сергей Николаевич, будучи всегда очень откровенен и искренен, вдруг спросил его: "Афанасий Афанасьевич, зачем вы женились на Марии Петровне?" Фет покраснел, низко поклонился и молча ушел. Сергей Николаевич с ужасом впоследствии рассказывал об этом".
Однажды, находясь в гостях в усадьбе Л.Н.Толстого, Фет встретил М.А.Кузминскую. Ее прекрасный голос очаровал поэта, после этой встречи появилось стихотворение «Сияла ночь…», ставшее романсом.
Фет писал, что по-настоящему любил два раза. Г. П. Блок выдвигает гипотезу, что второй любовью, относящейся уже к совсем позднему периоду жизни Фета, была А. Л. Бржеская, подруга Лазич.
Природное и человеческое в слиянии дают гармонию, чувство красоты. Лирика Фета внушает любовь к жизни, к ее истокам, к простым радостям бытия. Этому подтверждением является стихотворение «На заре ты ее не буди», ставшее впоследствии известным романсом.

Исполнение романса.

Учитель: Любовь для Тютчева и Фета – основной мотив творчества, источник вдохновения и обогащения души, способ связи с миром, со всем живым.
Любовь поэта – действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах чувство получает вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками сердца», облегчающимися только в момент творчества.
Тема любви наиболее широко отражена в русской литературе в стихах Тютчева и Фета. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром, но и и особым талантом поэта.
Подводя итог всему сказанному, я хочу добавить, что любовь – это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса. "Любви все возрасты покорны".
Любовь – прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым. Любовная лирика дает нам возможность проникнуть в глубину души и понять взгляды поэта.
«Любовь – бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – « сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей трагедией в мире!..» – говорил генерал Аносов в «Гранатовом браслете».
И сейчас, через века, мы читаем прекрасные стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, восторгаемся силой их любовного чувства. Их романсы звучат и по сей день. Послушайте романс «Я встретил Вас и все былое…» в современной интерпретации.

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать
Пройдет ли обморок духовный.
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты мое земное провиденье!..

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней.
Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе бродит сиянье.
Помедли, помедли вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О, ты последняя любовь...
Ты и блаженство, и безнадежность.

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня..
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Домашнее задание:

  1. Используя сведения о поэтике и биографической основе циклов Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, полученные на уроке и самостоятельно, доказать, что выбранные стихотворения принадлежат именно этому автору и входят именно в этот цикл.
  2. Докажите правильность своего выбора.
  3. Определите, какая из «Историй любви» отображена в рассматривавшемся вами цикле.

Приложение 1 (Стихотворения)

Приложение 2 (Презентация)

Приложение 3 (Музыка к открытому уроку)

Сочинение

Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к ней, и отдельными штрихами изображения.

До 50-х гг. в творчестве Тютчева женские образы появлялись довольно редко, зачастую на втором плане, и роль женщины и ее любви была не столь важна для автора. С появлением же в жизни поэта Е.А. Денисьевой в поэзии Тютчева, можно сказать, тема любви была раскрыта полностью, он ввел в нее разносторонний женский образ, и, очевидно, одним из первых сумел встать на место женщины, с ее точки зрения посмотрев на мир. Можно говорить о традиции Некрасова в тютчевской лирике – поэт создал ряд стихотворений с одной героиней, чей образ оказывается даже более значимым, чем образ героя.

Биография Тютчева сложилась трагически, свет осуждал его за то, что он, будучи женатым, не скрывал своей любви к Денисьевой. Это не могло не отразиться в его стихотворениях:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

…………………………….

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Нередко сравнение любви со стихией, сопоставление их разрушающей силы, любовь – это борьба. И, прежде всего, она приносит беду и страдания для героини.

Я стражду, не живу…им, им одним живу я.

Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Так называемый Денисьевский цикл – это своего рода дневник поэта, концентрация его личных переживаний. Буря страстей, бушующих в душе, сочится из каждой строчки:

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Поэт не раз подчеркивал превосходство своей героини над лирическим героем, женщина стала в поэзии Тютчева символом чистоты и света. Вероятно, это связано с той трагедией, которую пережил поэт – смерть возлюбленной. Но и после этого он продолжает любить ее, моля бога навсегда сохранить память о ней:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь о ней.

А.А. Фет также пережил трагедию, его возлюбленная Мария Лазич погибла, и его мировоззрение после ее смерти тоже меняется, но иначе, нежели у Тютчева. Он четко разделяет жизнь на реальную и идеальную, оставляя место в своей поэзии лишь идеальной. В поэте борются два человека – жестокий помещик и лиричный певец красоты. Природа, любовь и музыка – вот идеалы его поэзии, и только они заслуживают быть воспетыми в поэзии.

Любовь у Фета – это отдельные моменты, проявления чувств, что тонко изображено в стихотворении \"Шепот. Робкое дыханье…\". Здесь нет движения, только образы и звуки, что придает особенную музыкальность стихотворению, не раз отмеченную критиками и в других произведениях поэта. Недаром на стихи Фета создано множество романсов, таких как \"На заре ты ее не буди…\".

Несмотря на идеализацию любви в своей поэзии, на четкую установку воспевания идеала, Фет не мог забыть о своей возлюбленной, и тема их отношений прослеживается в стихотворениях, сочетаясь с темой памяти.

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд углей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, –

Когда ты здесь, передо мной.

Для Фета любовь – необходимая часть жизни человека, без нее жизнь неполноценна. Он старается \"увидеть\", \"узнать\" образ любимой в других женщинах.

Таким образом, мы понимаем, что тема любви в творчестве Фета и Тютчева раскрывается и показывается различно, у Тютчева она весьма реальна и трагична, Фет же отказался от этого, посвятив себя служению \"чистому искусству\". Однако, сходство этих двух поэтов очевидно: их переживания, выраженные по-разному, относятся к одной любимой женщине и не меняются со временем. Любовная лирика и Фета, и Тютчева насыщена всей разнообразной гаммой чувств, от полного восторга до тяжелейшей боли, и остается неизменной близкой и понятной даже современному читателю.

Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета - это мир красоты и любви. Любовная лирика Фета - это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, он заботлив и нежен по отношению к ней это показано в стихотворении «На заре ты ее не буди...»

Чувство любви у Фета лишено разрушительной страсти, как у Тютчева. Поэт любуется возлюбленной, наполняющей своим существованием мир красоты и покоя. Лирический герой добр и внимателен, он настоящий защитник для любимой от всего злого. Он основателен, надежен и спокойно счастлив, его любви ничто не угрожает. Это показано в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом...»

Природа, любовь и музыкальное искусство в лирике Фета слиты воедино. Поэт не рассказывает историю взаимоотношений двух людей, не описывает внешний вид своей любимой женщины, а существует только ее изумительный голос, поет ее душа, обращаясь к возлюбленному. Только музыка может передать все оттенки чувств, объяснить то, на что не хватает слов. Разлука не убила любовь.

В жизни Фета была высокая любовь к дочери помещика Марии Лазич, которая трагически погибла молодой. Девушка знала, что Фет никогда не женится на ней. Эта любовь всю жизнь вдохновляла поэта, его мучило чувство вины. Только в мире его стихов влюбленные были вместе.

Шедевром лирики Фета является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…». Картина пейзажа включает в себя сцену свидания влюбленных. Общение людей и жизнь природы переданы в динамике, хотя в стихотворении нет ни одного глагола. Природа отражает пылкие чувства влюбленных в стихотворении «Шепот. Робкое дыханье...»

Следуя своей художественной манере, поэт не показывает развитие отношений молодых людей, а изображает минуты высшего восторга, самые значимые для них. Фет, как никто другой, сумел описать мир прекрасных человеческих чувств, его стихотворения стали классикой русской лирики XIX века.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 16» г.о. Самара

Урок литературы в 10 классе

Учитель русского языка и литературы

Клинова Ольга Ивановна

«Особенности поэтического мира в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета»

Тип урока : повторно-обобщающий.

Цель : Совершенствование читательской компетенции старшеклассников при сопоставительном анализе стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева.

Задачи :

Познакомить учащихся с основными чертами творческой манеры каждого из двух поэтов.

Развивать навыки сравнительного анализа поэтических текстов.

Воспитывать эстетически развитого, вдумчивого читателя.

Оборудование урока:
Тексты стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева, мультимедийная установка для презентации материалов к занятию: презентация включает портреты поэтов, репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», В. Борисова-Мусатова «Весна», видеофрагмент «Путешествие в Овстуг», словарную работу, высказывания великих людей о творчестве Фета и Тютчева, тестовое задание для учащихся). На уроке учащиеся звучат на фортепианнные пьесы: К. Дебюсси «Лунный свет», Э. Грига «Лирическая пьеса», Л.В.Бетховена «Соната № 14».

Ход урока

Установку на эмоциональное восприятие создает звучащая в начале урока фортепианная музыка (звучит мелодия Грига- музыкальная заставка урока).

Слово учителя:

На прошлом уроке вы познакомились с биографией Ф. И. Тютчева (1803-1873) и А.А. Фета (1920-1892). Они были современниками, Тютчев старше на 17 лет. Их имена часто ставят рядом, хотя в их творчестве больше различий, чем сходства.

«Эта книжка небольшая томов премногих тяжелей»,- так отзывался А. Фет о вышедшем из печати сборнике стихов Ф. Тютчева.

-« О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»,- это мнение И. С. Тургенева.
- А вот как сказал самый авторитетный в литературе человек - Л. Толстой: «Когда-то Тургенев и Некрасов едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато, когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта».

А. Фет считал: «Поэт – тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит».

П. И. Чайковский отмечал необычайную музыкальность лирики Фета: «Фет в лучшие свои минуты выходит из, пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область». –

«Все торжество гения, не вмещенное Тютчевым, вместил Фет», - под этим высказыванием поэта начала ХХ века А. Блока, наверное, могли бы подписаться многие.

Вы в течение одной недели должны были самостоятельно познакомиться с рядом стихотворений Фета и Тютчева, предложенных учителем. Каковы основные темы и мотивы произведений обоих поэтов? Кто мне ближе и почему? Эти вопросы домашнего задания были направлены на выявление первичного читательского восприятия. (Приводятся примеры наиболее интересных ответов, кратко анализируются). Постараемся вместе углубить ваше понимание художественных произведений обоих поэтов, сопоставляя близкие по тематике тексты, ибо именно в сравнении часто выявляются существенные признаки. И помните, что хороший читатель – это тот, кто способен глубоко чувствовать и анализировать, или, как сказал Александр Сергеевич Пушкин, «мыслить и страдать».
Перед вами два текста:

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижной, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

А. Фет
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста –
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.

Прослушайте две мелодекламации: эти стихотворения прозвучат в исполнении двух учениц и в сопровождении фортепианной музыки. Музыка помогает чтецу донести до слушателей настроение лирического героя стихотворения, а у слушателей вызывает свои эмоции и ассоциации. (Звучат две мелодекламации. Музыкальный фон – пьесы «Лунный свет» К. Дебюсси и «Лунная соната» Л. В. Бетховена). Ученица, подбиравшая музыку, объясняет свой выбор тем, что музыка Дебюсси родственна импрессионизму, в ней есть динамика чувства, переданы оттенки настроения, как и в стихотворении Фета, а мелодия «Лунной сонаты» Бетховена завораживает своей таинственностью, как и стихотворение Тютчева).

Работа с текстами

Сравните душевное состояние лирическогогероя каждого стихотворения. Статично оно или динамично, т.е. меняется ли на протяжении стихотворения? (Фет : от уныния – к надежде и мечте Тютчев : созерцательность; это состояние наблюдения и размышления)

В классической русской литературе традиционно противопоставляются ум и сердце, чувство и разум. Каково соотношение чувства и мысли в стихах Тютчева и Фета? (Фет: преобладает чувство . Тютчев: преобладает мысль ).

Подчеркните ключевые слова и примыкающие к ним в каждом стихотворении, подумайте, как они помогают осознать видение мира лирического героя Фета и Тютчева. (Фет: весна, красота , мечта, надежда, душа, цветет, помолодеет. Тютчев: Чародейка, Зима, чудная жизнь , очарован, неподвижная, немая.)

Подберите эпитет к слову «грусть» и объясните, почему Зима – существительное собственное. (У Фета грусть сладкая, прекрасная, как у Пушкина -«печаль светла» (оксюморон ); даже в печали есть красота, это «радость страдания». У Тютчева природа одухотворена, используется прием олицетворения ).

Каким видит мир лирический герой Фета и лирический герой Тютчева? (Фет: мир прекрасный, таинственный и очень красивый, лирический герой любуется этой красотой – обращаем внимание на эмоциональную живописную деталь - метафору: «серебряные змеи»; он любит этот мир. Тютчев : мир загадочный, таинственный).

Подведем некоторые итоги: как соотносятся человек и природа у Тютчева и Фета? Может ли человек постичь тайну природы? (Фет : «посвященным только зримо цветет весна и красота».Тютчев : тайна природы непостижима для человека.)
-Иллюстрацией к какому из прочитанных стихотворений могла бы быть картина И. Грабаря «Февральская лазурь? Почему? (Это Фет, т.к. мир такой же светлый; радость жизни, любование красотой, сильное эмоциональное впечатление сближают художника и поэта).

Послушайте впечатление от этой картины одного из любителей живописи: «Как стремительно энергичны и одновременно грациозны вертикальные линии стволов и веером расходящиеся лучи веток; как ослепительна белизна берез и синева снега; как пронзительно светозарна вся картина, залитая радостной, певучей голубизной! Насколько явственно и музыкально выражено в ней настроение, впечатление художника, испытавшего истинное потрясение от зрелища фантастической красоты, открытого ему природой! Душа художника и душа зрителя, кажется, не могут не устремиться ввысь, в звенящую бездонную лазурь ликующих небес »

Видение мира Тютчева пантеистично (пантеизм- отождествление природы и бога). Лирику Тютчева называют натурфилософской (натурфилософия – философия природы).
-В каких стихах Тютчева, прочитанных самостоятельно, есть размышление о тайне природы или ярко проявляется натурфилософское и пантеистическое видение мира?

Ф. Тютчев
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Ф. Тютчев
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит…
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.

Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьям изнуренным,
Молниевидный брызнет луч.

Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь. Так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!..

- Какие стихи Фета, прочитанные вами самостоятельно, передают эстетический восторг перед красотой мира и способность лирического героя слиться с природой в единое целое?

А. Фет
Учись у них - у дуба, у березы
Кругом зима. Жестокая пора,
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

А. Фет
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Что вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.

Послушайте стихотворение Фета «В дымке-невидимке», Л. Н. Толстой в письме к Фету так выразил свое впечатление от него: «Стихотворение ваше крошечное прекрасно. Это новое, никогда не уловленное прежде чувство боли от красоты выражено прелестно».

В дымке – невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью,черешней..

Так и льнет, целуя
Тайно и нескромно.
И тебе не грустно?
И тебе не томно?

Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы.
Уронила косы
Голова невольно.
И тебе не томно?
И тебе не больно?

Сравним еще два стихотворения:

А.Фет
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!

Ф. Тютчев

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем ты сетуешь безумно?
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке –
И роешь, и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..

О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным хочет слиться!..
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится.

Сравните масштаб изображаемого в двух стихотворениях. (Фет : фиксация внимания на мелких, едва уловимых деталях. Можно ли эти детали сфотографировать? – нет! Все постоянно меняется, переливается, трудно уловить и зафиксировать оттенки, отблески, переливы. Тютчев : космический масштаб, беспредельность, это размышление, стремление постичь тайну мироздания).

Сопоставьте синтаксические особенности двух стихотворений. Как они связаны с воплощением авторской позиции ? (Фет: одно длинное предложение, состоящее из «нанизанных» на «стержень эмоции» назывных, не ни одного глагола, т. к. важны не действия, но чувства взволнованности, эстетического восторга перед красотой человеческих отношений и красотой природы. Тютчев: Риторические вопросы и восклицания передают напряженность мысли и чувства –«мыслящее чувство»)

Найдите ключевые образы стихотворений (Фет: нет ключевых образов, есть ряд равнозначных подробностей. Чей шепот? Чье дыханье? Это шепот человека или шепот листвы, самой природы? Человек и природа нераздельно слиты. Каков образ возлюбленной? Он «размыт», нет определенных черт лица, лирического героя волнует «ряд волшебных изменений милого лица». Поэт передает неуловимые душевные движения, тайна этого мира, как и тайна чувств человека – в движении, изменчивости, тонких оттенках и полутонах, запечатлеть эту смену мгновений может лишь посвященный.)

Для какого направления искусства конца 19- начала 20 века характерно стремление запечатлеть мир в его подвижности, изменчивости, передать впечатление художника-творца, а не реалии действительности? (Импрессионизм. Сегодня на уроке звучала пьеса К. Дебюсси, вы видели репродукцию картины И. Грабаря. И композитор, и художник – яркие представители импрессионизма в живописи и музыке).

Посмотрите на репродукцию картины русского художника

В.Борисова – Мусатова «Весна». Согласны ли вы, что это удачная иллюстрация к сборнику стихов Фета? Что общего со стихами Фета можно заметить в этом произведении? (Тема весны, красоты и любви; эмоциональность пейзажа, выражение мечты о прекрасном мире, где человек находится в гармонии с природой).

Назовите ключевые слова и примыкающие к ним в стихотворении Тютчева. Определите их стилистическую окраску (ночь, ветер, хаос , неистовые, страшных песен, мука, смертной груди, беспредельное. Высокая стилистическая окраска, что характерно для философских размышлений и сущем, онтологическом. Хаос – понятие античной философии, обозначающее первобытное состояние природы.

Какие понятия можно поставить в один ряд в качестве контекстных синонимов с понятием «хаос» (страх, смерть, бездна, ночь, ветер).

Найдите контрастные понятия или контекстные антонимы в стихотворении, запишите их парами (глухо - шумно, понятный - непонятный, страшных - родимый, смертное – беспредельное).

Что же мучит человека, вышедшего из «древнего хаоса родимого»? Каково мироощущение лирического героя? Что передает прием антитезы? (Трагическое мироощущение порождено тем, что загадка мироздания, тайна бытия осмыслена как роковая , она и влечет, и страшит человека, его мучит сознание трагичности собственного существования в этой вселенной).

Вспомните другие стихи Тютчева, в которых природа – это часть космоса, а существование человека и человечества трагично, даже катастрофично:

ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

-«Последний катаклизм», кажется, о разрушении мира, конце света, а, может быть, перед нами первый акт нового творения Бога, ибо образ всему дает Бог?

Ф. Тютчев
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебной ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод,
горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Послушайте профессиональное исполнение этого стихотворения в записи. (видеозапись: «Как океан…») Как видеоряд помогает прочувствовать стихотворение? (Мы ощущаем масштабность, космизм лирика Тютчева.)

Ночь. Беспредельное звездное небо. Этот видеоряд выбран не случайно. М говорили, что тайна бытия непостижима у Тютчева, но ночью срывается покров с этой тайны:

И тайна нам обнажена
Своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами,
Вот почему нам ночь страшна.
(«День и ночь»)

Мы рассмотрели общую для обоих поэтов проблему взаимоотношений человека и природы, места человека в мире. А какова роль любви в этом мире?
Сравним еще два стихотворения.

А.Фет
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветет.

И в больную усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

Ф. Тютчев
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Любовь, любовь – гласит преданье-
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой …

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

Передайте словами душевное состояние лирического героя (Фет: душевный трепет . Тютчев: страдание ).

Что вызывает душевный трепет? (Красота природы, чувство любви

Что необычного в строке «И я слышу, как сердце цветет»? Как называется этот прием? (Метафора основана на явлении синестезии (греч: совместное чувство, одновременное ощущение) - дополнительно возникающие зрительные или слуховые ощущения (например, «цветной слух»). Цветение сердца – это выражение духовного единения с природой, так выражено чувство, пронзительное до содрогания.

Как композиция помогает передать внутренне состояние лирического героя? («Зеркальная композиция помогает воплотить идею гармонии, благодаря такой композиции, читатель испытывает сильное эмоциональное воздействие стихотворения).

Послушайте стихотворение, в котором причудливые, завораживающие метафорические образы основаны на явлении синестезии. Понаблюдайте над звукописью стихотворения. Какова ее роль?

ПЕВИЦЕ
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.

О дитя! Как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей:
Выше, выше плыву серебристым путем,
Будто шаткая тень за крылом.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль.
Где кротка, как улыбка, печаль,
И все выше помчусь серебристым путем
Я, как шаткая тень за крылом.

(Аллитерация на звуки З. С, Ц создает сложные звуковые, зрительные и эмоциональные ассоциации; ассонанс на звуки И, Э, А придает напевность, мелодичность стихотворению. Многие стихи Фета стали романсами, которые, по словам С. Щедрина, поет вся Россия).
-Вернемся к стихотворению Тютчева. Что вызывает страдания лирического героя? (противоречия любви, мучения, неизбежные в отношениях двух людей. Какой образ является ключевым? «Поединок роковой » двух сердец. Почему же любовь так трагична? Не поможет ли это понять другое стихотворение Тютчева:

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Так, ты жилица двух миров,
Твой день - болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески- неясный,
Как откровения духов…

Пускай страдальческую грудь
волнуют страсти роковые,-
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Какова душа человека? Она тоже тайна, загадка, она разрывается от мучительных, неразрешимых противоречий).

Почему же человеческая любовь так трагична? (Это объясняется противоречивостью человеческой души).

Сегодня мы лишь прикоснулись к двум беспредельным мирам. Один из них – Фет, другой – Тютчев. Итоги сейчас подводить рано, но прошу вас выполнить небольшое задание, своеобразный тест, проверяющий понимание того, о чем мы говорили на уроке. Распределите следующие характеристики на две группы:
1)имеющие отношение к творчеству Ф. Тютчева,
2)имеющие отношение к творчеству А. Фета.

1. Логизация хаоса.

2. «Мысль, чувствующая и живая».
3. Иррациональность и внелогичность.

4. Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия.

5. Рациональное обуздание «горя и вдохновения».

6. Эстетизация окружающего мира.

7. Трагическое мироощущение.

8. Полутона и смутные оттенки душевных движений.

9.Колдовская музыкальность.

10. «Тайновидец природы».

12.Ощущение счастья бытия.

13. Идеализация любви.

14 Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души. 15. Оксюморонное сочетание мучения и восторга.

А теперь проверьте себя:

ТЮТЧЕВ
Логизация хаоса
«Мысль, чувствующая и живая» (А. Аксаков)
Рациональное обуздание «горя и вдохновения»
Трагическое мироощущение
«Тайновидец природы»
«Самая ночная душа русской поэзии» (А, Блок)
Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души.
ФЕТ
Иррациональность и внелогичность
Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия
Эстетизация окружающего мира.
Полутона и смутные оттенки душевных движений.
Колдовская музыкальность
-Оксюморонное сочетание мучения и восторга.
Ощущение счастья бытия
Идеализация любви

Домашнее задание:

1. Выучить понравившиеся стихотворения Фета и Тютчева.

2. Выбрать стихотворение одного из поэтов для самостоятельной интерпретации из списка, предложенного учителем.

Индивидуальное задание: сообщение «Фет и музыка» (проиллюстрировать звучанием романсов).