Нахождение фтора в природе. Фториды в зубной пасте: быть или не быть (кариесу)? I


Фтор как химический элемент, – широко распространенный в природе не металл, который занимает 16 место среди элементов входящих в состав земной коры. Чаще всего в природе находится в виде труднорастворимых солей апатита, топаза, полевого шпата, креалита и др. (Моришна Г.И., Гапонюк Э.И., 1993).

На степень загрязнения почв фтором большое влияние оказывает вид сельскохозяйственных угодий. Так, по результатам крупномасштабного картирования в зоне Красноярского алюминиевого завода (пригородная зона г. Красноярска) площадь почв с чрезвычайно и высокоопасным загрязнением на сенокосах и пастбищах составляет 8,1 тыс. га или 25,7% от обследованных, а на пашне только 5,5% (5,4 тыс. га). Этот факт обусловлен тем, что в непахотных почвах фтор в основном концентрируется на самой поверхности почвы. В пахотных же почвах в результате систематической обработки, почвы легко перемешиваются и в результате взаимодействия с почвой фтор быстрее переходит в неактивные формы за счет процессов адсорбции и минералообразования (Танделов Ю.П., 1996; Кремленков Н.П., Гапонок Э.И., 1983).

Применение высоких доз фосфорных удобрений может привести к загрязнению почв фтором (Потатуева, Капаев, 1979; Крейдман Ж.Е., 1998; Антонов И.С., 1996). От применения балластных и концентрированных удобрений на дерново-подзолистых тяжелосуглинистых почвах, отмечено повышенное содержание водорастворимого фтора в верхнем горизонте. Регулярное внесение аммофоса, увеличила на 50% содержание подвижного фтора только в пахотном горизонте, почти не изменив его в слоях 20–50 см и 50–80 см (Антонов И.С., 1996).

По данным Потатуевой Ю.А. внесение навоза из расчета 10 т/га ежегодно, привело к повышению содержания в почве (дерново-подзолистой тяжелосуглинистой) водорастворимого фтора в 2 раза, количество которого достигало тех же величин, что и при систематическом внесении аммофоса.

По данным Ю.П. Танделова на мощном черноземе Мироновского НИИ селекции и семеноводства пшеницы в опыте с бессменной культурой кукурузой, где за время проведения опыта (1929–1974 гг.) было внесено Р2О5 2320 кг/га общее содержание фтора в почве возросло на 22–28%.

Длительное применение суперфосфата в опыте во ВНИИ сахарной свеклы и сахара, повысило содержание фтора в почве на 90% по сравнению с контролем.

Во Франции, где в течении длительного времени применяются высокие дозы минеральных удобрений содержание фтора в пище составляет 10 мг/кг сухого вещества в США интенсивно удобряемая кукуруза содержит фтор в концентрациях 8 мг/кг сухого вещества. Тогда как в нормальных условиях, фтора содержится в мг/кг: в зерне – 0,2–0,7; соломе – 2–7; картофеле – 0,2–0,9; в свекле – 0,2–0,6; в сене – 0,2–2,3.

Одним из источников загрязнения агросистем являются химические средства защиты растений. Так Н.Н. Мельниковым и Ю.А. Баскаковым (1962) установлено, что в течение длительного времени загрязнение агроэкосистем фтором происходило от применения пестицидов.

Имеются данные о снижении ферментативной активности некоторых почв при добавлении в почву NaF (Russel, Swiecicki, 1978). В эксперименте проведенном Г.В. Цаплиным (1994), на дерново-подзолистой, слабоокультуренной почве наблюдалось подщелачивание почвы, как следствие NaF. При высоком уровне загрязнения (1000 мг фтора на кг почвы) почва заплывала, нарушалась ее структура, появлялись признаки осолонцевания. Высокий уровень загрязнения вызывал деструкцию гумусовых веществ. Фтористые соединения могут оказать заметное влияние на почвенные микроорганизмы (Гапонюк Э.И. и др, 1981). При содержании фтора в почвах выше 1000 мг/кг наблюдается снижение активности почвенных микроорганизмов (уреазы, фосфатазы, дегидрогеназы) по сравнению с контролем. Фтористые соединения замедляют рост систематических групп почвенных микроорганизмов (Оглоблина Р.И., 1977).

Для валового фтора ПДК не определено. Степень загрязнения почв фтором оценивается по водо-растворимым формам, содержание которых не должно превышать 10 мг/кг почвы (Санитарные нормы, 1987).

Поступление фтора в растения, изменение его миграционных свойств в почве зависит от его общего содержания в почвах, форм его соединений, свойств почвы: кислотности, механического состава, минералогического состава, наличия карбонатов, окисления железа и алюминия.

Среди отечественных и зарубежных ученых давно установилось мнение, что щелочные и слабощелочные, богатые кальцием черноземы, каштановые почвы (в нашей республике они составляют более 90%) химически прочно связывают выпадающий на поверхность с аэровыбросами фтор, приводя его в нерастворимые флюоритные, фтораппатитовые и другие соединения (Антонов И.С., 1996).

Фтор влияет на метаболизм растений и способен вызывать снижение темпов поглощения кислорода, расстройства респираторной деятельности, снижение ассимиляции питательных веществ, уменьшение содержания хлорофилла, подавление синтеза крахмала, разрушение ДНК и РНК и ингибировать ряд других процессов.

Установлено, что фториды ингибируют ферменты: энолазу, фосфорглюкомутазу, фосфотазу (Власюк П.А, Мищенко В.Н., 1967).

Потатуева Ю.А. и Копаева М.Н. (1978) указывают на неравномерность распределения фтора по органам растений: большая его часть накапливается в корнях, чуть меньше его в вегетативной массе (солома, листья, стебли) и менее всего фтора содержится в зерне. По сообщению Беляковой Т.М. (1997) в культурных растениях фтор в основном накапливается в листьях и стеблях, меньше в плодах.

В своей работе Безикова О.А. (1997) прослеживает прямую связь между уровнем фтора в почве и накоплением его в соломе. При содержании фтора в почве 60,6 мг/кг в соломе его накапливалось 43, 7 мг/кг, при 17,6 мг/кг – 35,8, при 1,8 мг/кг – только 28,6 мг/кг. При этом на урожайность зерна это не оказывало ни какого влияния.

А. Хеннинг (1976, Германия) считает, что чувствительность растений к фтору наступает при очень высокой концентрации его в почве, для гречихи, например, 900 мг/кг.

Злаковые растения имеют ряд симптомов при действии на них фторидов высокой концентрации. Кончики листьев могут приобретать бледно-коричневый или даже белый цвет, хлоротические точки и полосы расположенные вдоль листа жилки по краю и направлению к кончику листа. Часто хлоратическая узкая полоса отделяет некротическую (мертвую) ткань от здоровой (Антонов И.С., 1996; Хольбваш Г., 1998).

Передерий О.Г. и Мишлевич Н.В. (1991) приводят данные, что содержание в луговой траве 60–71 мг/кг фторидов, не дает каких-либо видимых признаков поражения растений, тогда как ПДК фтора в траве 1,5 мг/кг. Есть сообщения авторов Орлова Д.С., Воробьевой Л.А., Мотузовой Г.С. и др. (1988), Морошиной Г.И., Гапонюк Э.И. (1993), Майкла Трешой (1998), что даже при наличии очень высоких концентраций фтора в листьях, еще не означает, что эти листья станут обязательно поврежденными. Десслер Х.Г. (1981) же утверждает, что местные растения отрицательно реагируют на наличие в воздухе токсических веществ даже в малых дозах, в зависимости от длительности экспозиции, это приводит к многочисленным нарушениям физиологических функций, угнетению и отмиранию отдельных групп клеток, участков тканей, что нередко приводит к гибели растений.

Некоторые растения настолько восприимчивы к загрязнению воздуха и почвы, что поражаются при концентрации фторидов незначительно превышающей фоновую. Это свойство растений используется в мониторинге загрязнения воздуха, почв и других средств, как метод биоиндикации и симптомологии (Антонов И.С., 1996).

Обнаружение симптомов на растениях, распределение пораженных растений на местности, влияние на вид растения описаны в работе Трешоу М. (1998).

Однако, в каких концентрациях фторидов в воздухе, воде, почве, в каких фазах произрастания растений проявляются эти отрицательные эффекты, имеются слишком мало официальных публикаций.

Реакция растений на загрязнение фтором даже до появления каких-либо симптомов токсичности, проявляется в ослаблении темпов роста, снижение урожайности. Однако наиболее опасным последствием фторидного загрязнения является накопление его в кормовых растениях (Miller, 1973). По данным Петрухина И.В. (1989) предельно допустимыми концентрациями фтора в кормах, принятыми в некоторых зарубежных странах являются:

Трава 1,5 (мг/кг);
- корнеплоды 2,3;
- сено 30,0;
- солома 15,0;
- зерновые корма 3,0.

При повышении этих значений существует вероятность заболевания животных флюорозом. Клинические признаки развиваются через 6 – 12 месяцев при поступлении фтора с водой, содержащей элемент в концентрациях от 5 мг/кг и выше или же с кормами, в которых уровень фтора превышает 100 мг/кг (Таланова Г.А., Хмелевский Б.Н., 1991). Допустимая концентрация фтора в ежегодном рационе составляет: для овец – 50, коров – 30, свиней – 70 мг/кг (Танделов Ю.П., 1997).

В республике Хакасия загрязнением фтором окружающей среды занимаются сотрудники станции агрохимической службы «Хакасская» Антонов И.С., Градобоева Н.А., Сачкова Г.В. и др., однако изучение данной проблемы требует дальнейших исследований, а нами сделана лишь незначительная попытка затронуть вопросы влияния фторосодержащих соединений на почву и естественный травостой.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок является примером работы с одарёнными детьми. Я использовала несколько прогрессивных методик:

  • «Попеременное обучение» – (на уроке учащиеся 4-х и 9-х классов) даёт возможность:
    1. учащимся разных возрастов находить себе равных в академическом отношении;
    2. возможность доступа к избранным предметам;
    3. получить социальные навыки.
  • «ПОПС-формула» – позволяет сформулировать чётко обоснованное, краткое мнение. Выступление состоит из 4-6 предложений.
    1. П – позиция;
    2. О – обоснование;
    3. П – пример;
    4. С – следовательно.
  • «Живая линия» – стоящие вдоль диагоналей линий высказывают аргумент в защиту своей точки зрения. Создаётся возможность переноса приобретённых знаний и опыта из учебной ситуации в реальную;
  • «Обмен знаниями» – предполагает кооперативно-групповую форму учебной деятельности. Выделяются несколько равнозначных проблем в рамках темы одного урока. Ученики каждой группы изучают свой вопрос и знакомят всех с результатами своей работы.
  • Для выставления оценки работы группы используется «Линейка оценки»
  • Участие ученика в совместной деятельности группы следует оценивать по критерию «Коммуникация в учебном диалоге»:
    • «3» – способен воспринять либо эмоционально поддержать чужую позицию;
    • «4» – способен сформулировать свою позицию;
    • «5» – способен сформулировать свою позицию и активно её отстаивать и развивать.

Цели:

  • создать условия для самостоятельного решения поставленной проблемы, используя предложенный материал, личные, научные и бытовые знания;
  • научить работать с ПОПС-формулой, как новым методом получения и переработки знаний;
  • развивать умения работать в группах;
  • защищать своё мнение, используя метод «Живая линия»;
  • оценивать свою работу на уроке;
  • подводить итог работы;
  • формировать навык работы со специальным и справочным материалом.

Оборудование и материалы: таблица Менделеева, телевизор, DVD-плеер, диск с записанным материалом о Фторе, 2 коробки с вырезанными жетонами разных размеров и цветов, подготовленные учащимися плакаты по теме: «Фтор и его соединения», ножницы, клей, маркеры, «Линейки оценки».

На столах:

  • 5 листов формата А4, с заранее подобранными и пронумерованными фактами использования фтора;
  • бумага формата А3;
  • листы с напечатанными рисунками о применении соединений Фтора.

План урока:

  1. Подготовительный этап.
    1. Формирование групп.
    2. Вступительное слово учителя.
    3. Инструктаж учащихся.
  2. Защита своих позиций.
  3. Заключительный этап.
    1. Решение Суда
    2. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Подготовительный этап.

a) Формирование групп.


Рис. 1. Жетоны

На перемене, когда учащиеся заходят в класс, им предлагается достать из коробки жетон. Учащиеся 4-х классов достают из маленькойкоробки жетоны зелёного, красного, синего и чёрного цветов небольшого размера. (Рисунок 1) Учащиеся 9-х классов достают из коробки зелёного цвета жетоны таких же цветов, но большего размера. Рабочее место каждая из групп определяет по цвету приклеенного к парте круга (цвет вытащенного жетона соответствует цвету круга на рабочем месте). В каждой из групп по пять человек (по два учащихся четвёртого класса и по три учащихся 9-го класса). На перемене DVD-плеер воспроизводит видеоматериалы об открытии Фтора и использовании его соединений.

b) Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы поговорим об использовании достижений науки в нашей с вами жизни. Вы внимательно посмотрите слайды и послушаете меня, после чего сформулируете тему нашего урока.

Итак, люди древности не отделяли себя от окружающей природы, считая себя её неотъемлемой частью, поклонялись богам и духам природы. Бог Святобор - бог лесов и лесных угодий. Он предопределял участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе. Водяные следили за порядком водной среды, а лешие наказывали злых людей в лесах. В начале 20-го века взаимоотношения людей с природой обострились. Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим перегрузкам, какие она начинает испытывать на рубеже XX–XXI веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же и создал. Новейшие технологии в фармацевтическом производстве позволили создать целый ряд синтетических препаратов для лечения традиционных заболеваний, таких как грипп, простуда и т.д., вытесняя народные методы лечения травами. В прошлое ушли многие ранее неизлечимые заболевания, но появились другие, не менее опасные заболевания, связанные с употреблением химических веществ в лекарствах. Методы селекции привели к урожаям, о которых сто лет назад даже не приходилось мечтать. Генная инженерия создала новые организмы устойчивые к заболеваниям и вредителям. Технологии генной модификации широко применяются в сельском хозяйстве. Результаты исследования, проведенного ОАГБ совместно с Институтом проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН в период 2008-2010 годов, свидетельствуют о значительном негативном влиянии кормов, содержащих ГМО, на репродуктивные функции и здоровье лабораторных животных. Атомная энергетика сделала электроэнергию дешёвой, но за 20-25 лет, когда атомная энергетика активно развивалась, многие процессы на Земле совсем сбились со своего устоявшегося ритма, и Природа была просто вынуждена после этого жестоко реагировать на неразумное вмешательство. Катастрофических последствий такого реагирования в последние годы становится все больше: страшные лесные пожары, небывалые в прошлом наводнения, резкие подъемы температуры, уносящие десятки тысяч жизней, ураганы, стирающие с лица земли города. Обратите внимание на последний слайд и сформулируйте, тему урока.

Ответы учащихся.

Учитель: правильно ребята. Мы должны выяснить, существует ли «Золотая середина» в использовании соединений Фтора, а тема урока «Соединения Фтора в быту и промышленности. Польза и вред».

с) Инструктаж учащихся


Рис. 2. Дело о фторе

    Обсуждение этой проблемы предлагаю провести в виде суда, в процессе которого вы, ребята, будете приводить доводы «за» и «против» использования соединений Фтора. И, конечно как в любом суде, у нас будут адвокаты и обвинители.

    Адвокатами будут те, у кого в руках зелёные и синие жетоны, а обвинителями те, у кого красные и жёлтые жетоны.

    Те ребята, которые не участвуют в заседании суда выступят в качестве присяжных. Присяжные будут очень внимательно следить за ходом процесса и в конце заседания вынесут свой вердикт.

    В качестве судьи сегодня выступлю я (Ф И О), секретарём суда будет учитель химии (Ф И О) к судье можно обращаться «Ваша Честь».

    Предупреждаю вас о том, что рассматриваться будут только научно доказанные факты.

    Каждое выступление нужно начинать со слов:

    Моя П озиция…(в чём заключается ваша точка зрения)
    О боснование – довод в поддержку вашей позиции
    П ример – факты иллюстрирующие ваш довод
    С ледовательно – (вывод).


Рис. 3. Знакомимся с делом

    В ходе процесса Судья может дать вам право голоса или запретить выступление.

    Решение Судья не обсуждается

    Для ознакомления с делом Суд предоставляет вам материалы на пронумерованных листах. Номер листа соответствует номеру вашего жетона.


Рис. 4. Готовимся к защите позиций

    Время для ознакомления с делом, обсуждения в группах – 10 минут.

    За это время вы должны будете обсудить доказательства между собой, изготовить постеры.

    К каждому делу прилагается инструкция, в соответствии с которой будет строиться ваше выступление.

    Защита своих позиций проходит в виде «Живой линии»

(Инструкции прилагаются)

II. Защита своих позиций.

Секретарь: Ваша Честь, рассматривается «Дело о Фторе». По диагоналям класса проведены линии, на которых через одинаковое расстояние нанесены метки. Представители каждой группы становятся в начале каждой линии на позиции №1. Каждый из учащихся, выступая со своей точкой зрения, в случае одобрения судьи, продвигается вперёд, на одну метку. На полу, в центре класса, изображён круг, возле которого и должны встретиться представители групп.


Секретарь: Ваша честь, получилось так, что количество веских аргументов в защиту использования соединений Фтора равно количеству аргументов против использования этих соединений. Постеры, которые ребята изготовили, прекрасно иллюстрируют противоречивые факты использования соединений Фтора.


Рис. 6. Постеры

III. Заключительный этап. Подведение итогов.

а) Решение Суда.

Судья: прошу представителя присяжных озвучить своё решение.

Представитель присяжных: Ваша Честь, мы посовещались и пришли к выводу о необходимости разумного использования соединений Фтора. Люди должны научиться использовать полезные свойства Фтора, при этом не нарушать экологического равновесия.

Судья: ребята, поднимите руки, кто согласен с данным решением присяжных. Итак, Суд выносит решение: «Необходимо разумно использовать соединения Фтора, так, чтобы не загрязнять окружающую среду, и не нарушать экологическое равновесие в природе».

b) Подведение итогов урока.

Ответы учащихся.

Ребята, что необычного было в нашем уроке сегодня?

Ответы учащихся.

Учитель: появилась ли у вас позиция в отношении использования достижений науки, в частности использования соединений Фтора?

Ответы учащихся...

Учитель: Тогда давайте оценим свою работу, используя ЛИНЕЙКИ ОЦЕНКИ, которые лежат у вас на столах. Справились? МОЛОДЦЫ!


Рис. 7. Линейки оценки

А теперь покажите, что у вас получилось. Молодцы. Всем спасибо.

Было очень приятно с вами работать.

На полках магазинов мы, как правило, видим фторированные зубные пасты или ополаскиватели для полости рта. Однако, многие люди в последнее время стараются избегать таких средств гигиены. Покупатели сомневаются в пользе для здоровья фтористого натрия из-за некоторой открывающейся информации об этой добавке. И это несмотря на заверения ряда стоматологов о важности фтора для зубной эмали. Почему же так происходит?
Вы когда-нибудь задумывались, почему фторированные пасты имеют такие предупреждающие надписи на этикетке, как: «Детям до 6 лет рекомендуется использовать зубную пасту размером с горошину и под присмотром взрослых», «Не глотать», «В случае попадания фторида внутрь обратитесь за медицинской помощью» и т.д.
Причина, по которой зубные пасты имеют предупреждающие надписи, заключается в защите их производителей от судебных процессов, связанных с отравлением фторидом. Не содержащие фтор зубные пасты обычно не имеют таких предупредительных этикеток, потому что у них нет ингредиентов, способных нанести серьезный вред организму.
Сегодня фторируется стоматологические пасты, водопроводная вода, и даже молоко. Фтор может содержаться в фосфорных удобрениях, следовательно, черный и зеленый чай (при выращивании которого используются фосфорные удобрения) может содержать фтор.
И еще один факт, на который важно обратить внимание. В ряде стран существует запрет на фторирование питьевой воды: Австрия, Бельгия, Китай, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Индия, Израиль, Япония, Люксембург, Нидерланды, Северная Ирландия, Норвегия, Шотландия, Швеция, Швейцария.
И это совсем не случайно. Когда в этих странах узнали о «пользе» фтора, то сразу приняли необходимое решение на законодательном уровне – запретили его использование. Поскольку теперь у вас существует большее понимание того, что причина наличия предостережений на этикетках фторированных зубных паст есть, давайте разберемся в различиях между природным и синтетическим фтором, чтобы знать, какого фторида следует избегать.

Различия между природным и синтетическим фтором

Природный образец фторида – это не то же самое, что синтетическая промышленная версия (фторид натрия). Фторид, который содержится в природе, известен как фторид кальция. Этот природный минерал в природе встречается в виде флюорита преимущественно в земной коре и грунтовых водах на малых уровнях.

Синтетическая версия фторида называется фторид натрия, который является побочным продуктом фосфатной промышленности. Когда речь идет об этом синтетическом промышленном варианте, термин «фторид» используется для обозначения множества различных химических веществ, из которых состоит фторид, включая, но, не ограничиваясь ими: свинец, алюминий, кадмий, мышьяк, гидрофторосиликарную кислоту и даже радиоактивные материалы.
Во времена нацисткой Германии фторид натрия был передан заключенным в концентрационных лагерях, потому что нацистские врачи обнаружили, что его компоненты оказывают лоботомическое воздействие на заключенных, что делает их покорными и ими становится легче управлять.
Слышали ли вы когда-либо, что многие эксперты связывают фторид натрия с понижением IQ и возрастанием раковых болезней? Может ли в действительности этот токсин быть одной из основных причин этих проблем?

Почему важно уменьшить потребление фторида натрия

Если вы используете фторированную зубную пасту, крайне необходимо проявлять осмотрительность в отношении контроля количества, которое вы используете при чистке зубов, поскольку фторид кальция может биоаккумулироваться в организме.
Фтор способен постепенно накапливаться в организме, что со временем приводит к проблемам со здоровьем. Накопление фторидов ускоряется с возрастом, что рано или поздно дает о себе знать в виде развития дегенеративных заболеваний. Многие эксперты советуют избегать фторидов насколько это возможно.
Синтетический вариант фторида также был обнаружен в России в питьевой воде и молоке!!! Вода фторируется в России!

Фторирование – одна из операций, применяемых при подготовке питьевой воды. Ее проводят на станциях водоочистки. В качестве реагентов для фторирования воды применяют кремнефтористый натрий, фтористый натрий, кремнефтористый аммоний, кремнефтористоводородную кислоту.
Новое исследование, опубликованное в журнале Environmental Health Perspectives подтверждает, что фторированная вода вызывает повреждения головного мозга у детей .
«Это 24-е исследование, которое сделано этой ассоциацией», – объяснил Павел Коннетт, доктор философии, директор Fluoride Action Network (FAN). «У данного исследования есть сильные стороны по сравнению с предыдущими исследованиями, потому что авторы контролировали ключевые переменные совместно с дополнительной корреляцией, и обнаружили, что снижение IQ у детей напрямую зависит от содержания фтора в воде и крови детей…»
«В этом исследовании мы обнаружили значительное соотношение доза-реакция между уровнем фтора в сыворотке крови и IQ детей» – утверждают авторы исследования.
Хотя, уже имели место многочисленные исследования на протяжении многих лет по определению фтора, как нейротоксина, большинство основных медицинских работников в США проигнорировали эти исследования и впредь поддерживают идею фторирования воды. Но доказательства продолжают нарастать, и рано или поздно медицинское сообщество должно будет прислушаться к правде о фторе.

Повреждения органов, вызванные фторидами

Если потреблять фтористый натрий ежедневно, организм загрязняется этим синтетическим токсином, что может привести к различным видам проблем со здоровьем, включая, но, не ограничиваясь, сердечную болезнь и кальцификацию шишковидной железы.
Мозг очень чувствителен к фториду натрия, особенно шишковидная железа, расположенная в области четверохолмия среднего мозга. Она отвечает за выработку мелатонина, серотонина, адреногломерулотропина, диметилтриптамина.

Когда мозг и шишковидная железа насыщены слишком большим количеством фторида натрия, они не могут функционировать должным образом.
Типичными симптомами фторидной токсичности являются флюороз зубов, хроническая усталость, пониженный IQ, головные боли, потеря памяти, помутнение зрения, потеря слуха, расстройство сна, кальцификация шишковидной железы и неврологические проблемы. Эти проблемы со здоровьем приводят к отсутствию целостного мышления, творчества и навыкам критического мышления.
Фтор приводит к преждевременному старению, появлению морщин, плохому состоянию волос, ногтей. Суставной хрящ быстрее изнашивается, что увеличивает риск артрита.
Фтор способствует задержке кальция в костной ткани, в результате чего увеличивается ее плотность. Но от высокой степени кальцификации, кости становятся более хрупкими, и при ударе, либо падении они больше подвержены переломам. Несмотря на увеличение костной массы риск разрушения высок.
Фтор причиняет значительный ущерб слизистой оболочке желудка, кишечника, а также стенкам артерий, вен, гематоэнцефалическому барьеру. В результате этого может произойти кальцификация стенок сосудов, что в дальнейшем проводит к атеросклерозу и др.

Что можно сделать?

Многие исследователи считают, что фтор не имеет безопасной дозы. Даже незначительные регулярные дозы вызывают нагрузку на организм, укоряют старение, снижают здоровье, приводят к развитию хронических заболеваний.
Как только человек перестает употреблять фтористый натрий, организму становится легче устранить его из тела. Чем быстрее он будет покидать тело, тем быстрее здоровье начнет улучшаться.
Кто согласится повышать риск снижения интеллекта ребенка и своего собственного, в целях сокращения небольшого количества кариеса для зубов? Хотя и по этому вопросу – вопросу кариеса – тоже нет достаточных доказательств.

ИТАК:

1 Не используйте зубную пасту с добавлением фтора. К таким пастам относятся «Paradontax с фтором», «Colgate «Максимальная защита от кариеса», «Blend-a-Med с активным фтором». Здесь названия говорят сами за себя, но если вы хотите на 100% быть уверенными в том, что паста не содержит фтор, убедитесь, что в составе нет следующих соединений:
- Монофторофосфат;
- Фторид алюминия;
- Фторид натрия;
- Аминофторид (также может встречаться под названием олафлур);
- Фторид олова.
Зубные пасты без фтора: «Президент», «Сплат», «Рокс», «Асепта», «Новый жемчуг с кальцием» и ряд других зубных паст, состав которых вы можете изучать самостоятельно.

2 При покупке молока, изучайте состав продукта. Не приобретайте молоко с добавлением фторида натрия.

3 По возможности, приобретите многоступенчатую систему очистки воды, которая использует технологию обратного осмоса и установите ее в вашем доме. Такая очистка воды снизит риск токсичности фтора.

Проявляйте бдительность в вопросах, касающихся вашей безопасности и безопасности родных и близких, и будьте здоровы!

Зубная паста считается хорошей, когда она не только бережно очищает зубы, но и защищает их от кариеса. Для профилактики кариеса в состав зубных паст обычно входят соединения фтора — фториды. При этом именно их многие считают чистейшим ядом — на российском рынке можно встретить пасты с пометкой «без фтора», а на европейских образцах, например, видим «fluoride-free». Что делать c кариесом? LookBio и ekokosmetika.ru проверили факты.

Поговорим по понятиям

Фтор (engl: Fluorine) — химический элемент , реактивный и ядовитый газ. Соли фтора называются фторидами (fluorides), они встречаются повсеместно в природе, в продуктах питания, например, рыбе, черном чае, минеральной воде. Фториды есть и в организме человека — в костях и зубах.

Фториды известны своей способностью предотвращать кариес, поэтому их можно встретить в большинстве зубных паст. Чаще всего в пастах используются следующие соединения фтора:

фторид натрия (Sodium fluoride)
фторид калия (Potassium Fluoride)
фторид олова (Stannous Fluoride)
аминофторид/олафлур (Aminofluorid/Olaflur)
монофторфосфат натрия (Sodium monofluorophosphate)
фторид кальция (Calcium fluoride)

Десятилетия использования фторидов при производстве зубных паст и соответствующее снижение кариеса у населения доказывают эффективность фторидов в борьбе с кариесом. В некоторых странах, например, США и Канаде, фториды добавляют в питьевую воду и в продаже можно встретить пищевую соль с фторидами.

Здесь стоит сказать, почему мы настаиваем на корректном употреблении терминов и сами не будем говорить неправильно. Дело в том, что сочетание «зубная паста без фтора» или «фтор в зубной пасте» — именно такие формулировки встречаются на продуктах для гигиены зубов на российском рынке или в обличающих статьях в интернете, неверно и с химической, и с лингвистической точки зрения. Почему фториды «ушли в народ» в виде фтора достоверно известно, наверное, только зубной фее. Фтора — реактивного и ядовитого газа, в пасте в чистом виде нет, а есть именно его соединения, ионы фтора — фториды.

Действие фторидов в зубной пасте

Бактерии флоры полости рта расщепляют сахара, поступающие из пищи, на кислоты. Эти кислоты вымывают минералы из зубной эмали. Слюна в полости рта отвечает за восполнение необходимого уровня минералов, однако при чрезмерном потреблении сахара слюна уже не может справляться со своей задачей. И здесь на помощь приходит зубная паста с фторидами, которые формируют защитную пленку на зубах, снижая образование кислоты в полости рта и таким образом стабилизируют минералы в зубной эмали. Фториды также помогают фосфатам кальция, содержащимся в слюне, быстрее проникать в зубную эмаль. Все это работает только тогда, когда мы чистим зубы. Поэтому регулярная чистка зубов пастой с фторидами должна сохранять здоровье зубов и бороться с кариесом. Именно так звучат рекомендации большинства стоматологов во всем мире.

От пользы до вреда

Фториды классифицируются как токсичные вещества — их избыточное количество, попадающее в организм, особенно в течение длительного периода, может нанести значительный вред. Именно поэтому существуют ограничения по проценту ввода соединений фтора в детскую и взрослую зубную пасту. Например, в странах Европейского Союза и в США количество фторида в зубной пасте должно быть указано на упаковке в форме «ppm F» (parts per million). Фториды могут быть указаны в списке активных ингредиентов или в общем списке компонентов пасты. Согласно Директиве ЕС (EU Directive 76/768/EEC), косметический продукт (в том числе, зубная паста) не может поступить в продажу, если количество фторида в нем превышает 1500 ppm F. Современные зубные пасты для взрослых, продающиеся на территории ЕС, содержат от 1000-1500 ppm F. При этом на упаковке должна содержаться отметка «только для взрослых». На детских зубных пастах с фторидами должно быть указано «для детей до 6 лет: используйте небольшое количество зубной пасты». Поскольку дети часто частично проглатывают зубную пасту, детские пасты либо не содержат фторидов, либо имеют ограничение лимитированное 250-500 ppm. Также детские пасты с фторидом рекомендуют делать без сладкого вкуса, который и провоцирует проглатывание пасты.

В России ограничения по количеству фторида в зубной пасте также существуют. Они регулируются Техническим Регламентом Таможенного Союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» и составляют 0,15% в пересчете на фтор. Следовательно, если 10000ppm=1%, то европейские 1500 ppm и есть «наши» 0,15%.

Чрезмерная концентрация фторидов в уходе за зубами или частый прием жидкостей, продуктов питания или медикаментов, содержащих соединения фтора, может вызвать флюороз зубов, для которого характерно изменение эмали, ведущее к утрате ее естественного цвета и появлению меловых, желтых и темных полос на зубах. Длительная передозировка фторидами может привести к флюорозу костей, проблемам с почками и др.

Тем не менее, взрослым, которые чистят зубы дважды в день пастой с фторидами, волноваться не о чем, даже при параллельном употреблении столовой соли с фторидами. Подавляющее большинство специалистов на сегодняшний день считают, что фториды в зубной пасте — лучшая профилактика кариеса, и допустимые нормы в средствах гигиены для зубов не представляют опасности для здоровья.

Да, теоретически, если ребенок проглотит полный тюбик взрослой зубной пасты с фторидами, то он отравится. В любом случае, если у родителей есть сомнения относительно передозировки, им нужно обратиться к детскому врачу-педиатру.

Фториды в сертифицированной натуральной косметике

Натуральные сертификаты, такие как COSMOS (BDIH, Soil Association, ICEA, Cosmebio, Ecocert) и NaTrue разрешают использование фторидов в зубной пасте. Тем не менее, большинство производителей и потребителей натуральной и органической косметики являются противниками фторидов: они верят в профилактику кариеса с помощью здоровой слюны и корректное очищение зубов, считая, что потенциально токсичным фторидам не место во рту (и организме) даже в минимальных количествах. В связи с подобными убеждениями экосертифицированные зубные пасты для взрослых и детей содержат другие компоненты для профилактики кариеса. Это могут быть различные травяные экстракты или ксилит. Однако, на сегодняшний день не существует достоверных научных исследований, что ксилит (без фторидов) в зубной пасте эффективен для профилактики кариеса.

Немецкие производители натуральной косметики сейчас расширяют свои линейки продуктов по уходу за зубами, добавляя в ассортимент пасты с фторидами. Дело в том, что в тестах продуктов (например, в популярном немецком журнале Oekotest), которым доверяют потребители, пасты без фторидов зачастую попадают в последние строчки рейтингов.

Осторожно! Шарлатанство в рунете

Серьезные исследования, которые могли бы доказать вред фторидов, на данный момент, затруднительны. При этом в интернете можно найти сайты, обличающие фториды со всех сторон и в значительной степени преувеличивающие их опасность и уровень токсичности. Как правило подобной информацией запугивают площадки, созданные в коммерческих интересах производителей какой-нибудь «здоровой альтернативы» пастам с фторидами. При поиске информации о вреде фторидов, пожалуйста, обращайте внимание на достоверность источника и наличие ссылок на научные исследования и исходные данные.

Выводы

  • Фториды в составе зубных паст признаны эффективным современным средством для профилактики кариеса.
  • Наличие кариеса также может быть обусловлено низким качеством гигиены полости рта, недостатками питания и проблемами со здоровьем.
  • Да, фториды токсичны, но не в том объеме, в котором они содержатся в зубной пасте.
  • Если вы можете полностью исключить потребление сахара, можете исключить и пасту с фторидами.
  • Для гигиены полости рта у детей допустимы только пасты без фторидов либо с пониженным содержанием фторидов.
  • С фторидами или без будет ваша паста — вопрос личного выбора каждого.
  • Правильно говорить «зубная паста без фторидов», а не «зубная паста без фтора».