Раздельное написание наличие местоимения то. Правописание суффиксов неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь и приставки кое

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении Урок русского языка в 9 классе Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ Сандовская СОШ Бойцова Ольга Алексеевна 2018 г.

2 слайд

Описание слайда:

Задачи урока: 1.Образовательная: углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным; формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова; с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части; составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами; 2.Воспитательная: воспитывать языковое чутьё; внимание к происходящим процессам. 3.Развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;

3 слайд

Описание слайда:

«Лови ошибку» Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.

4 слайд

Описание слайда:

Работа над темой урока - Роль указательных слов в организации СПП неодинакова. Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких СПП: какой? с. с. [ тот] , (кого...) Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова. какого? х с. с. [того + сущ.], (который...) Указательные слова являются членами главного предложения

5 слайд

Описание слайда:

Способ выражения указательных слов Разряд Перечень слов Примеры 1.Указательные местоимения и местоимённые наречия Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько,потому, оттого и др. Так вот тот что онобещалей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский). Нет величия там, где нетпростоты, добра и правды (Л. Н. Толстой). Нет 2.Определителные местоимения и местоимённые наречия Весь, все, каждый, вся­кий, везде, всюду, всегда и др. 1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев).2.Везде, где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин). 3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия Никто, ничто, нигде, ни­когда и др. Я не знаю никого, кто бы могзаменитьстарого графа (Н. С. Лесков). 4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия Кто – то, что – то, где-то, когда-то и др. По какой – то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков). 5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) А это удаётся в том случае, если сам он относится к словамнеравнодушнои непривычно (С. Я. Мар­шак).

6 слайд

Описание слайда:

Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника. Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения? Какой частью речи являются указательные союзы? В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?

7 слайд

Описание слайда:

Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите эксперимент: замените предложенные союзные слова словом который; опустите ука­зательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова? 1.Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может за­быть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).

8 слайд

Описание слайда:

Практическая работа с языковым материалом Задание № 1. Прочитайте. Как вы думаете, есть ли в данных сложноподчинённых предложениях указательные слова? Докажите свою точку зрения, Найдите и охарактеризуйте обособленные члены предложения. Какой частью речи является в данном случае слово блестящий в 3-м предложении? 1. Если с цитадели смотреть, то вёрст на пятьдесят вокруг видно (Ю. О. Домбровский). 2. Так как я приехал с целью поступить в какой-нибудь полк и побывать на войне, то седьмого мая, в четыре часа утра, я уже стоял на улице в серых рядах, выстроившихся перед квартирой полковника 222-го Старобельского пехотного полка (Б. М. Гаршин). 3. Чем ближе я знакомился с ним, тем больше он удивлял меня своим блестящим умом (А. С. Новиков-Прибой).

9 слайд

Описание слайда:

Задание № 2. Спишите. Подчеркните средства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложениях указательные слова являются необходимыми членами главного предложения, а в каких их можно опустить? 1. Урожай с гектара здесь таков, какого не знают в других местах (Г. Я. Кублицкий). 2. Закончив, оркестранты повернулись в ту сторону, где сидел с друзьями Пётр Ильич, и зааплодировали, стуча смычками по пюпитрам (Е. В.Дулова). 3. Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками, весёлыми возгласами (К. И. Чуковский). 4. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли не деревьями (В. М. Гаршин), 5. Жгли всё, что только могло гореть (А. С. Новиков-Прибой). 6. На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Па­устовский). Укажите неопределённо-личные предложения. Объясните правила пунктуации во 2-м и 4-м предложениях. К какой тематической группе принадлежат выделенные слова? Продолжите ряд слов, принадлежащих к этой группе.

10 слайд

Описание слайда:

«Тренинг начинающего редактора» Задание № 1. Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите. 1. Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2. Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3. Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы. К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое значение и составьте с антонимом предложение.

11 слайд

Описание слайда:

Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения указательные слова. Матери ненавидят оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.

12 слайд

Описание слайда:

Задание № 3. В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в приведённых фразах. 1.Заслони лампу бумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу. Расскажи - ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.

13 слайд

Описание слайда:

Задание из печатной тетради №10(1) Найдите СПП, в главной части которых есть указательное слово; определите, каким членом предложения оно является.

Предмет русский язык

Класс 9 б

Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.(Слайд 1.)

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи урока: .(Слайд 2.)

1.Образовательная:

    углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;

    формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;

    с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;

    составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;

2.Воспитательная:

    воспитывать языковое чутьё;

    внимание к происходящим процессам.

3.Развивающая:

    расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;

Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока

Время (мин.)

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

Проверка домашнего задания

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении

Подготовительная беседа

Актуализация имеющихся у учащихся знаний о сложноподчинённом предложении

Знакомство с новым материалом

Указать на то, что учащиеся должны запомнить;

дать дополнительные сведения о структуре сложноподчинённого предложения

Практическая работа

Научить систематизировать полученные знания

Работа по развитию речи

Развить речевые умения учащихся

Самостоятельная работа

Отработка умения расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; схематически изображать структуру СПП.

Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

ХОД УРОКА

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний

    Проверка домашнего задания

Первый ученик рассказывает о том, как отличить со­юзы от союзных слов, учащиеся рецензируют монологи­ческую речь отвечающего.

Второй ученик читает сложноподчинённые предложе­ния из упр. 96, указывает, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в ка­ких - союзные слова.

Третий ученик читает сжатое изложение «Почему эти­мология вызывает интерес», указывает сложноподчинён­ные предложения, учащиеся рецензируют ответ, указыва­ют грамматические и речевые недочёты.

Обратите внимание, ребята, на памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.

2.«Лови ошибку» .(Слайд 3.)

Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.

2.Практическая работа: конструирование безличных предложений .(Слайд 4.)

Работа с предложениями, записанными на доске.

Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слыш­ны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и гра­чиные следы. На опушке были вырублены все старые де­ревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.

      Перестройте предложения так, чтобы они из двусо­ставных превратились в безличные предложения.

      Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.

      Объясните лексическое значение слова вольеров.

      Словарная ра­бота по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.

Вольер (и вольера) (фр. vоliеге) - открытая или закры­тая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназна­чена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.

    Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Сложное предложение всегда интонационно закончено. Как следует про­износить сложноподчинённые предложения? Обычно между главным и прида­точным предложениями соблюдают паузу, а на указательном слове (если оно есть) в главном предложении делают логическое ударение. Указательные слова в главном предложении обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синта­ксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция ука­зательных слов - быть предвестниками придаточных предложений. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение. Какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?

    Работа над темой урока .(Слайд 5.)

    Объяснение учителя

Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.

Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких

[тот] , (кого...)

Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предло­жим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.

[того + сущ.], (который...)

Указательные слова являются членами главного предложения.

2.Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (запись на доске) .(Слайд 6.)

Способ выражения указательных слов

Разряд

Перечень слов

Примеры

1.Указательные местоимения и местоимённые наречия

Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, пото­му, оттого и др.

Так вот тот что он обе­щал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский).

Нет величия там, где нет просто­ты, добра и правды (Л. Н. Толстой).

2.Определителные местоимения и местоимённые наречия

Весь, все, каждый, вся­кий, везде, всюду, всегда и др.

В 1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев). 2.Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин ).

3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия

Никто, ничто, нигде, ни­когда и др.

Я не знаю никого ,кто бы мог заме­нить старого графа (Н. С. Лесков).

4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия

Кто – то, что – то,где-то, когда-то и др.

По какой – то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков).

5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями

При условии (что, если, когда),в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)

А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам нерав­нодушно и непривычно (С. Я. Мар­шак).

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока .(Слайд 7.)

Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.

    Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?

    Какой частью речи являются указательные союзы?

    В чём отличие сложноподчинённых предложений с двой­ными союзами и сложноподчинённых предложений с со­ставными союзами?

    Систематизация, обобщение знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент .(Слайд 8.)

Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите экспери­мент: замените предложенные союзные слова словом который ; опустите ука­зательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?

    Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может за­быть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцело­вали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).

Слайд 1

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении

Слайд 2

продолжим разговор о средствах связи в СПП;
поговорим об указательных словах в СПП;
узнаем, зачем нужны указательные слова в СПП.
Сегодня мы…

Слайд 3

Сложноподчинённое предложение – предложение, части которого связаны на основе подчинительной связи, при помощи подчинительных союзов (союзных слов, указательных слов) и интонации.
Вспомним…
1. Одна часть – главная, а вторая – придаточная.
2. От главной части к придаточной ставится вопрос.

Слайд 5

Наши собеседники не знают, что мы хотим использовать СПП.
Но откуда мне знать, что в главном предложении ты сообщил не всю информацию?
Я видел картину, которую ты представить себе не можешь.
Это было в музее, где сейчас выставка.
Для меня очевидно было, что картину рисовал мастер.
Правда?!
Ух ты!
Неужели?!

Слайд 6

Поэтому в CПП используются указательные слова.
Я видел такую картину, которую ты представить себе не можешь.
Это было в том музее, где сейчас выставка.
Для меня очевидно было то, что картину рисовал мастер.
Теперь главные части предложений какие-то неполные!

Слайд 7

Указательные слова подчеркивают неполноту главного предложения. Они указывают на то, что за главным предложением следует придаточное.
Где я могу получить информацию?
Сложноподчинённое предложение
Придаточное вон там!

Слайд 8

Указательные слова
Местоимения
тот, таков, этот, все, всё, всякий, каждый, который, какой, никто, кто-то, что-то и т.д.
Наречия
туда, оттуда, везде, всюду, так, тогда и т.д.

Слайд 9

Запомните!
Т
от
ак
уда
огда
аков
акой
В
се
сё
езде
сюду
сякий

Слайд 10

Запомните!
К
акой
аждый
оторый
то-то
ни
то

Слайд 11

В предложениях указательные слова образуют пары с союзами и союзными словами.
то − что
Мы с союзом ходим парой.
тот − кто
такой − какой
такой − который
столько − сколько
так − как
там − где
тогда − когда

Слайд 12

Передай мне тот учебник, что лежит в верхнем ящике стола.
Я хотел бы такой подарок, который запомнится до конца жизни.
Путешественники устремились туда, откуда доносились звуки.
В предложениях указательные слова образуют пары с союзами и союзными словами.

Слайд 14

В других CПП указательные слова необходимы.
Я с удовольствием выслушаю то, что ты скажешь.
Ты знаешь столько историй, сколько я никогда не знала.
Счастье иногда находят не там, где искали.

Слайд 15

Указательными словами могут становиться части некоторых союзов.
потому
что
Указательные слова
Союзы
так
как
оттого
что
для того
чтобы
,
,
,
,

Слайд 16


Союз.
Сравните!
Указательное слово + союз.

Слайд 17

Чем отличаются такие предложения?
Я не пришёл в школу, потому что заболел.
Я не пришёл в школу потому, что заболел.
Потому! Потому! И ещё раз потому!
Вот причина.
При помощи указательного слова подчеркивается событие в главной части СПП.

Слайд 18


потому
что
Указательные слова
Союзы
так
как
оттого
что
для того
чтобы
,
,
,
,
Слова-подсказки
и, не, только, лишь, ещё и, именно, прежде всего, очевидно, вероятно, может быть

Слайд 19

Он брал уроки у репетитора, для того чтобы выучить английский язык.
Союз.
Он брал уроки у репетитора только для того, чтобы выучить английский язык.
Сравните!
Указательное слово + союз.
Он брал уроки у репетитора именно для того, чтобы выучить английский язык.
Указательное слово + союз.

Слайд 20

Указательные слова такого рода в предложении выделяются дополнительно.
Союз
Доп. слово
Указ. слово

1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются союзами: части сложносочиненного предложения соединяют сочинительные союзы, а части сложноподчиненного предложения – подчинительные. Части сложноподчиненного предложения находятся в подчинительных отношениях: одна из них главная, а другие зависимые (придаточные), в сложносочиненном же предложении части не подчинены друг другу, а соединены, подобно однородным членам предложения.

2. Какие средства связи в сложноподчиненным предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?

Части сложноподчиненного предложения могут быть связаны подчинительными союзами или союзными словами. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые применяются в качестве связи в сложноподчиненном предложении. Они отличаются от союзов тем, что отвечают на вопросы и являются членами предложения. Например, в предложении Я взял яблоко, которое лежало на столе. слово которое является союзным словом: оно связывает части сложного, а в придаточном является подлежащим. Общее между союзами и союзными словами – это функция, которую они выполняют предложении – связь между частями.

3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?

Указательные слова помогают связывать части сложного и могут подчеркнуть какой-либо аспект. Например, в предложении Мне понравилась та картина, которая висела в гостиной. указательное слово та подчеркивает указание на конкретную картину, кроме того, помогает связать части сложного. Указательные слова – это указательные местоимения или наречия, они всегда стоят в главном предложении.

4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?

Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному: они могут стоять перед ним, после него или разрывать его и стоять в середине. Например: Если мы опоздаем, дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде. Дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде, если мы опоздаем. Дедушка предупредит Марию Петровну, если мы опоздаем, о нашем приезде.

5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?

В сложноподчиненных предложениях могут выражаться отношения уточнения, причины, следствия и многие другие. Они зависят от того, какой союз употреблен в предложении. Кроме того, придаточная часть может быть присоединена ко всему предложению в целом (Это случилось, когда он был в отъезде.) или к отдельным словам (Мне хотелось купить то платье, которое я увидела в витрине.).

6. Расскажите о видах сложноподчиненных предложений, приведите примеры.

Вид сложноподчиненного предложения зависит от типа придаточного. Они могут быть
Изъяснительными: Я думал, что урок уже закончился.
Определительными: Виктор выбрал те розы, которые показал ему продавец.
Обстоятельственными, которые, в свою очередь, делятся на
Места: Мы пришли туда, откуда начинала свой бег Москва-река.
Времени: это случилось, когда он приехал на каникулы.
Условия: Если он согласится, то и я спорить не буду.
Причины: Он опоздал, потому что подвернул ногу.
Цели: Михаил заскочил домой, чтобы пообедать.
Следствия: Уже сильно похолодало, так что по утрам на лужицах стала появляться ледяная корочка.
Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
Сравнения: Он так же агрессивно вел машину, как перед этим ездил его отец.
Меры и степени: Он виноват в той же мере, что и все мы.
Образа действия: Уже было холодно, как обычно бывает в эту пору.