Подготовка к заданию 15.3 огэ. Обязательные предметы и дисциплины на выбор. Примеры из жизненного опыта или литературный пример

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону № 313-ФЗ все педагоги должны пройти обучение навыкам оказания первой помощи.

Заготовки для выполнения задания 15.3 ОГЭ

Библиотека
материалов

«Заготовочки» для сочинений по заданию 15.3.

(материал подготовлен в соответствии темам

ОБЗ ФИПИ)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 1 г. Лаишево»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

Не первый год наши детки пишут сочинение лингвистического формата, а мы ломаем голову, как им помочь: облегчить «огэшные страдания», свести их к минимуму. Вот несколько советов по подготовке учащихся 8-9 классов к написанию сочинения по заданию 15.3.

Обратите внимание:

1. дать определение понятию вам поможет текст сжатого изложения, т.к. его тема перекликается с темой сочинения;

2. прежде чем сформулировать определение, проанализируйте содержание текста для изложения и сопоставьте его с содержанием авторского текста; это необходимо сделать для того, чтобы избежать несоответствия между определением и примерами-аргументами из указанного текста и вашего жизненного опыта; в тексте для изложения может быть названо несколько отличительных признаков того или иного явления, но не нужно в определении перечислять все признаки, укажите только тот, который можно проиллюстрировать примером из авторского текста;

3. объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: Дружба - это когда... ;

3. выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ:
а) назвать понятие (например, дружба),
б) назвать более широкое понятие (например, отношения),
в) указать отличительный признак (например, основанные на...);

5. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей: Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

По материалам сайта «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» Марины Анатольевны Крюковой http://uchimcauchitca.blogspot.ru/

Дружба

Дружба – это не всегда , отношения людей, имеющих общие интересы. Дружба, прежде всего, предполагает глубокую внутреннюю привязанность друг к другу и особую откровенность.

- Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

- Настоящий друг готов прийти на помощь в любой момент, причём совершенно бескорыстно.

- Друг всегда будет радоваться успехам, причём делать это искреннее. В дружбе нет места зависти.

- Друзья принимают друг друга со всеми недостатками и причудами, они никогда не станут пытаться что-то изменить.

    « Маленький принц». Антуан Сент-Экзюпери. Дружба между Маленьким принцем и Лисом.

    «Мальчик в полосатой пижаме» Джон Бойн. История о дружбе двух мальчиков, разделенных колючей проволокой, Бруно - сына "управляющего" концлагерем и еврейского мальчика Шмуэля.

    «Три мушкетера» А. Дюма. О четверке доблестных мушкетеров, ставшей для целых поколений читателей воплощением молодости, благородства, отваги, дружбы.

    «Бег на трех ногах» повесть Чарльз. П. Кроуфорд.

    «Поющее сердце» И.А. Ильин /публиистика/

    «Письма о добром и прекрасном» Д.Лихачев./публицистика/

    При меры из жизни извсетных людей. Например, лицейская дружба А.С. Пушкина. Его поэзия о дружбе.

Душевные силы

Душевные силы – это те силы, что связаны с внутренним миром человека, те искренние, сердечные порывы, которые идут от души. Это умение увидеть, почувствовать и понять окружающий мир, природу.

Душевно сильным считают человека, имеющего внутри себя богатый запас душевных сил . Этот человек, как правило, развит с двух сторон: он не только имеет силу духа и является сильной личностью – но он еще и душевен . А значит, в нем сохранены и преумножены лучшие человеческие качества: любовь, понимание, жертвенность, доброта и другие .

Душевно сильная личность отличается от просто сильных, стойких, мужественных своих собратьев именно тем, что при всех своих победах она способна к бесконечной любви. Именно любовь является здесь первым двигателем, а не просто упорность или целеустремленность, которые оказываются на втором месте.

    «Ангел» Г.Х. Андерсен.

    Михаил Афанасьевич Булгаков. Этот писатель, которого многие считали сумасшедшим, был настоящим, сильным человеком. Он не переставал писать, несмотря ни на что. Он писал, слушая свой внутренний голос. Не сломленный ничем стержень, на котором держалась пирамидка его сознания, имеет название - душевная сила.

    Андрэ Нортон «Семь чудес к воскресенью». Герои всех повестей, собранных в книге, - дети, - сталкиваясь с волшебством или попадая в совершенно невероятные ситуации, открывают в себе новые душевные силы, тягу к добру, стремление помочь слабым.

Добро

Добро – это отзывчивость, это душевное расположение к людям, стремление совершать добрые поступки. ДОБРО – понятие нравственное, противоположное понятию «зло», это намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Нравственный человек видит разницу между добром и злом, сознательно совершает добродетельные поступки, избегая порочных.

1. «Юшка» А. Платонов.

2. «Корова» А. Платонов.

3. «Чем люди живы» Л. Толстой.

4. А. Платонов « Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

5. «Мститель». В. Солоухин.

6. Девиз Л. Толстого «Делай каждый день добро». Живя по этому принципу, писатель каждый день совершал какое-нибудь доброе дело. Даже в дневнике записал: не просто совершать добрые поступки, когда это необходимо, а искать причину делать добро. День, проведенный без добра, считал никчёмным, пустым.

7. Девиз А.П. Чехова: « Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

Притча о доброте и вежливости Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него. - Зачем тебе это? - спросил мастер. - Хочу стать сильным и непобедимым. - Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. - Почему? - Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю. - Что тебе нужно? - спросил старый мастер. - Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь. И тогда Учитель взял его в ученики.

Доброта

Доброта – это черта характера, очень близкая к состраданию. Добрый человек стремиться помочь окружающим людям, проявляет к ним щедрость, уважение, заботу. Добрый человек ценит и уважает чувства и взгляды другого человека, как свои собственные. На настоящую доброту способны великодушные люди , которые не ждут за свои добрые дела благодарности.

    В. Распутин. «Уроки французского».

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа.

    «В дурном обществе» В. Короленко.

    Рассказы А.П. Чехова.

    В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Под влиянием доброты бабушки и деда происходит формирование личности героя.

Человечность

Человечностью называют заботливое и бережное отношение к другим людям. Это способность сострадания и готовность прийти на помощь в трудную минуту. Человечность выражается в уважении и терпимости, а также доброжелательном отношении не только к своим, близким, но и к чужим людям. Кроме того, человечность предполагает самопожертвование ради других.

    В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя .

    Самый яркий пример проявления человечности - благотворительность и волонтерство. Данные действия направлены на бескорыстное оказание помощи нуждающимся. Помогать можно бедным и больным, детям и пожилым людям, инвалидам, бездомным, животным. Помогая окружающим, вы вносите свой вклад в решение чужих проблем.

    Человечность зачастую имеет место быть в некоторых профессиях. Например, врачи, пожарные, спасатели, учителя.

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

А. Платонов «Юшка».

    «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н. Троепольский

Самовоспитание

Самовоспитание – это сознательная работа человека над самим собой, выработка у себя положительных качеств и устранение отрицательных. Самовоспитание предполагает наличие ясных целей, взглядов, идеалов. Наиболее активно самовоспитание проявляется в подростковом возрасте, когда молодой человек уже понимает, чего он хочет в жизни.

    Николай Островский писал: «Для самовоспитания надо прежде всего призвать себя на собственный суровый суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюблённости, выяснить свои недостатки, пороки и решить раз и навсегда, буду ли я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить её за борт».

    "Два капитана" В. Каверин.

    «Чудак из 6 б» В.К. Железников

    Л. Н. Толстой в юношеском возрасте заводит дневник, отмечает в нем свои недостатки, составляет планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывает ход работы над собой, анализирует ошибки; намечает новые, общие и частные планы самовоспитания.

    Можно обратиться к другим текстам из

    вариант 14 (о Демосфене),

    вариант 15 (о честном слове),

    вариант 16 (о Мересьеве).

Сострадание

Сострадание- это глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами других людей. Это сопереживание страдающему, соучастие в страданиях, разделение скорби со страдающим. Сострадание проявляется в желании помочь другому человеку, посочувствовать ему, утешить его словом и делом. Это ощущение признается очень

добродетельным для духовного развития человека.

В чем еще выражается чувство сострадания? Это не только понимание чужой боли. Оно проявляется в чуткости к окружающим, внимании к их проблемам и переживаниям и, конечно же, в помощи. Пожалуй, высшая цель сострадания – это именно посильная помощь страждущим. Неважно, на сколько вы обеспечены, красноречивы. Считается, что увидеть человека, нуждающегося в чем-то, – это знак для каждого из нас, говорящий о том, что ему нужно помочь ему всем возможным, что мы имеем.

    «Студент» А.П. Чехова.

    «Уроки французского» В.Распутин.

    «Сашка» С.В. Кондратьев

    «Чучело» В.К. Железников.

    «Убить пересмешника» Харпер Ли.

    «Нетерпение сердца» Стефан Цвейг.

    «Тарасов» Б. Екимов.

    Сборник рассказов «Живая душа» Б. Екимов.

    «Деньги для Марии» В. Распутин.

    «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н. Троепольский.

Сильный

человек

В первую очередь, это самостоятельный человек, который все трудные вопросы решает без посторонней помощи.

Сильный человек всегда отвечает за свои слова и поступки. Он не бросает обещаний на ветер и знает цену каждой своей фразы. Кроме того, он знает, как оказать воздействие на окружающих. Его манера поведения всегда заставляет их не позволять себе лишнего и даже невольно подчиняться. При этом поистине сильные люди не используют дешевых уловок или методов давления на людей (речь не о “власть имущих” и способных манипулировать массами). Они открыто демонстрируют свою настоящую сущность, не опасаясь критики или непонимания. Отличительной чертой таких людей является объективная уверенность в собственных силах. Они способны реально оценивать свои возможности, поэтому проходят там, где большинство людей теряется от страха и бежит прочь.

    «Сильный человек» Андрей Кудряшов./Портал Проза.ру/

    М. Шолохов, "Судьба человека" (Андрей Соколов)

    С. Шелдон, "Пески времени" (Хайме Миро)

    В. Кожевников, "Щит и меч" (Александр Белов - Иоганн Вайс)

    В. Каверин, "Два капитана" (Александр Григорьев)

    Ф. Стендаль, "Красное и чёрное (Жюльен Сорель)

    Б. Шоу, "Святая Иоанна"

(Жанна Д*Арк).

    "Мартин Иден" Джек Лондон

    «Будь сильным» Ник Вуйчич.

    «Жизнь без границ» Ник Вуйчич.

    Сама жизнь Ника Вуйчича как пример жизни сильного человека, умения преодолевать себя.

Красота

По словарю Ожегова: красота – это всё красивое , прекрасное , всё то , что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение . К . русской природы . К . поэтической речи .

Красота – понятие субъективное. Кто-то считает красивым все то, что вызывает визуальное наслаждение. Кто- то за понятием красоты закрепил понимание духовного, душевного начала. Истинная красота все-таки заключает в себе духовное, высокое начало. Произведения искусства, литературы и т.д. – это истинно красивые «вещи».

    Максим Горький «Красота».

    Дмитрий Кедрин «Красота»

    «Портрет Дориана Грея» О. Уальд.

    Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого.

    Идея Ф. Достоевского - «красота спасёт мир».

    Федор Сологуб «Красота».

    Стихи «Краса отношений», «Песчаный берег», «Ссора» Анатолия Лобутенко.

    «О красоте человеческих лиц» Н.А. Заболоцкий.

Учитель

Учитель от слова учить, человек передающий свои знания другим, для общего блага и повышения уровня знаний людей (учеников).

Учитель – это наставник, который не просто передает знания своего предмета нам, а учит жить в этом современном многоликом мире.

Учитель при общении с детьми должен не только полагаться на свое сердце и любовь, но и обращаться к опыту и разуму.

Настоящим учителем можно назвать лишь человека, который способен преподать уроки мудрости, доброты, понимания.

    «Уроки французского» В. Распутина.

    «Первый учитель» Чингиз Айтматов.

    «Безумная Евдокия» А.Алексин.

    «Перевал» В. Астафьев.

    «Фотография, на которой меня нет» В. Астафьев.

    «Обелиск» В.Быков/о судьбе сельского учителя Алеся Мороза/.

    «Завтра была война» Б.В.Васильев.

    «Тетрадки под дождем» В.В. Голявкин.

    «Благие намерения» А. А. Лиханов.

    «Песчаная учительница» А. Платонов.

    «Легенда об учителе». Северина Г.И.

    «Весенние перевёртыши» В.Ф. Тендряков.

Природа

Это все, что появилось во Вселенной и существует независимо от деятельности или желания человека. Именно так отвечает на вопрос о том, что такое природа, энциклопедия.

Но есть и еще один ответ на вопрос о том, что такое природа. Природа - это место нашего обитания. Это комплекс всех естественных условий существования человеческого общества и среды, в котором оно живет. По сути, природа – это наша жизнь.

    Мамин –Сибиряк Д.Н. «Рассказы старого охотника»

    И.С. Тургенев «Записки охотника».

    Даниэль Пеннак «Собака Пёс».

    Юрий Коваль. Циклы рассказов и миниатюр «Бабочки», «Весеннее небо», «Жеребенок», «Журавли».

    Эрнест Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных».

    Михаил Пришвин. Рассказы.

    Сергей Аксаков. Рассказы о природе.

    Виктор Астафьев. «Конь с розовой гривой».

    Павел Бажов. «Серебряное копытце».

    Иван Тургенев. «Муму».

Настоящее искусство

Настоящее искусство – это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства.

    В. Тендряков «Свидание с Нефертити».

    Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».

    Л. Н. Толстой «Альберт».

    Л.Н. Толстой "Крейцерова соната".

    Анна Гавальд. «Просто вместе»

    РЭЙ Брэдбери «Улыбка»

Материнская любовь

Материнская любовь – это любовь, которая безмерна и безгранична. Она терпит и прощает. Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Мать просит в слезах Бога о своих детях, когда те болеют и мучаются, забывая о собственных болях, просит больше чем за кого- либо. В Христианстве говорят: «Молитва матери столь сильна, что достанет со дна моря». Материнская любовь является и посредником между отцом и детьми, увеличивая тем самым любовь и уважение детей к отцу и укрепляя семейный очаг своей мудростью.

Россия держится благодаря таким матерям, поскольку такая мать хранит очаг семьи – а сохранение семьи ведет к сохранению и укреплению России.

Данный материал поможет ученикам подготовиться к выполнению задания 15.3 ОГЭ 2017. Все понятия взяты из ОБЗ ФИПИ. Дается их трактовка, есть ссылки на произведения, которые можно прочитать и использовать как читательский опыт во 2 аргументе. Материалы представлены таблицей, что значительно упрощает их использование.

Просмотр содержимого документа
«Заготовки для выполнения задания 15.3 ОГЭ 2017»

«Заготовочки» для сочинений по заданию 15.3.

(материал подготовлен в соответствии темам

ОБЗ ФИПИ)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 1 г. Лаишево»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

Не первый год наши детки пишут сочинение лингвистического формата, а мы ломаем голову, как им помочь: облегчить «огэшные страдания», свести их к минимуму. Вот несколько советов по подготовке учащихся 8-9 классов к написанию сочинения по заданию 15.3.

Обратите внимание:

1. дать определение понятию вам поможет текст сжатого изложения, т.к. его тема перекликается с темой сочинения;

2. прежде чем сформулировать определение, проанализируйте содержание текста для изложения и сопоставьте его с содержанием авторского текста; это необходимо сделать для того, чтобы избежать несоответствия между определением и примерами-аргументами из указанного текста и вашего жизненного опыта; в тексте для изложения может быть названо несколько отличительных признаков того или иного явления, но не нужно в определении перечислять все признаки, укажите только тот, который можно проиллюстрировать примером из авторского текста;

3. объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: Дружба - это когда... ;

3. выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ:
а) назвать понятие (например, дружба),
б) назвать более широкое понятие (например, отношения),
в) указать отличительный признак (например, основанные на...);

5. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей: Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

По материалам сайта «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» Марины Анатольевны Крюковой http://uchimcauchitca.blogspot.ru/

ПОНЯТИЕ

Трактовка понятия +комментарий к нему

ПРИМЕРЫ из жизненного опыта или литературный пример

Дружба

Дружба – это не всегда , отношения людей, имеющих общие интересы. Дружба, прежде всего, предполагает глубокую внутреннюю привязанность друг к другу и особую откровенность.

- Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

- Настоящий друг готов прийти на помощь в любой момент, причём совершенно бескорыстно.

- Друг всегда будет радоваться успехам, причём делать это искреннее. В дружбе нет места зависти.

- Друзья принимают друг друга со всеми недостатками и причудами, они никогда не станут пытаться что-то изменить.

    «Маленький принц». Антуан Сент-Экзюпери. Дружба между Маленьким принцем и Лисом.

    «Мальчик в полосатой пижаме» Джон Бойн. История о дружбе двух мальчиков, разделенных колючей проволокой, Бруно - сына "управляющего" концлагерем и еврейского мальчика Шмуэля.

    «Три мушкетера» А. Дюма. О четверке доблестных мушкетеров, ставшей для целых поколений читателей воплощением молодости, благородства, отваги, дружбы.

    «Бег на трех ногах» повесть Чарльз. П. Кроуфорд.

    «Поющее сердце» И.А. Ильин /публиистика/

    «Письма о добром и прекрасном» Д.Лихачев./публицистика/

    При меры из жизни извсетных людей. Например, лицейская дружба А.С. Пушкина. Его поэзия о дружбе.

Душевные силы

Душевные силы – это те силы, что связаны с внутренним миром человека, те искренние, сердечные порывы, которые идут от души. Это умение увидеть, почувствовать и понять окружающий мир, природу.

Душевно сильным считают человека, имеющего внутри себя богатый запас душевных сил . Этот человек, как правило, развит с двух сторон: он не только имеет силу духа и является сильной личностью – но он еще и душевен . А значит, в нем сохранены и преумножены лучшие человеческие качества: любовь, понимание, жертвенность, доброта и другие .

Душевно сильная личность отличается от просто сильных, стойких, мужественных своих собратьев именно тем, что при всех своих победах она способна к бесконечной любви. Именно любовь является здесь первым двигателем, а не просто упорность или целеустремленность, которые оказываются на втором месте.

    «Ангел» Г.Х. Андерсен.

    Михаил Афанасьевич Булгаков. Этот писатель, которого многие считали сумасшедшим, был настоящим, сильным человеком. Он не переставал писать, несмотря ни на что. Он писал, слушая свой внутренний голос. Не сломленный ничем стержень, на котором держалась пирамидка его сознания, имеет название - душевная сила.

    Андрэ Нортон «Семь чудес к воскресенью». Герои всех повестей, собранных в книге, - дети, - сталкиваясь с волшебством или попадая в совершенно невероятные ситуации, открывают в себе новые душевные силы, тягу к добру, стремление помочь слабым.

Добро

Добро – это отзывчивость, это душевное расположение к людям, стремление совершать добрые поступки. ДОБРО – понятие нравственное, противоположное понятию «зло», это намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Нравственный человек видит разницу между добром и злом, сознательно совершает добродетельные поступки, избегая порочных.

1. «Юшка» А. Платонов.

2. «Корова» А. Платонов.

3. «Чем люди живы» Л. Толстой.

4. А. Платонов « Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

5. «Мститель». В. Солоухин.

6. Девиз Л. Толстого «Делай каждый день добро». Живя по этому принципу, писатель каждый день совершал какое-нибудь доброе дело. Даже в дневнике записал: не просто совершать добрые поступки, когда это необходимо, а искать причину делать добро. День, проведенный без добра, считал никчёмным, пустым.

7. Девиз А.П. Чехова: « Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

Доброта

Доброта – это черта характера, очень близкая к состраданию. Добрый человек стремиться помочь окружающим людям, проявляет к ним щедрость, уважение, заботу. Добрый человек ценит и уважает чувства и взгляды другого человека, как свои собственные. На настоящую доброту способны великодушные люди , которые не ждут за свои добрые дела благодарности.

    В. Распутин. «Уроки французского».

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа.

    «В дурном обществе» В. Короленко.

    Рассказы А.П. Чехова.

    В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Под влиянием доброты бабушки и деда происходит формирование личности героя.

Человечность

Человечностью называют заботливое и бережное отношение к другим людям. Это способность сострадания и готовность прийти на помощь в трудную минуту. Человечность выражается в уважении и терпимости, а также доброжелательном отношении не только к своим, близким, но и к чужим людям. Кроме того, человечность предполагает самопожертвование ради других.

    В. Г. Короленко . «В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.

    Самый яркий пример проявления человечности - благотворительность и волонтерство. Данные действия направлены на бескорыстное оказание помощи нуждающимся. Помогать можно бедным и больным, детям и пожилым людям, инвалидам, бездомным, животным. Помогая окружающим, вы вносите свой вклад в решение чужих проблем.

    Человечность зачастую имеет место быть в некоторых профессиях. Например, врачи, пожарные, спасатели, учителя.

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

А. Платонов «Юшка».

    «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н. Троепольский

Самовоспитание

Самовоспитание – это сознательная работа человека над самим собой, выработка у себя положительных качеств и устранение отрицательных. Самовоспитание предполагает наличие ясных целей, взглядов, идеалов. Наиболее активно самовоспитание проявляется в подростковом возрасте, когда молодой человек уже понимает, чего он хочет в жизни.

    Николай Островский писал: «Для самовоспитания надо прежде всего призвать себя на собственный суровый суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюблённости, выяснить свои недостатки, пороки и решить раз и навсегда, буду ли я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить её за борт».

    "Два капитана" В. Каверин.

    «Чудак из 6 б» В.К. Железников

    Л. Н. Толстой в юношеском возрасте заводит дневник, отмечает в нем свои недостатки, составляет планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывает ход работы над собой, анализирует ошибки; намечает новые, общие и частные планы самовоспитания.

    Можно обратиться к другим текстам из сборника И.П.Цыбулько:

    вариант 14 (о Демосфене),

    вариант 15 (о честном слове),

    вариант 16 (о Мересьеве).

Сострадание

Сострадание- это глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами других людей. Это сопереживание страдающему, соучастие в страданиях, разделение скорби со страдающим. Сострадание проявляется в желании помочь другому человеку, посочувствовать ему, утешить его словом и делом. Это ощущение признается очень

добродетельным для духовного развития человека.

В чем еще выражается чувство сострадания? Это не только понимание чужой боли. Оно проявляется в чуткости к окружающим, внимании к их проблемам и переживаниям и, конечно же, в помощи. Пожалуй, высшая цель сострадания – это именно посильная помощь страждущим. Неважно, на сколько вы обеспечены, красноречивы. Считается, что увидеть человека, нуждающегося в чем-то, – это знак для каждого из нас, говорящий о том, что ему нужно помочь ему всем возможным, что мы имеем.

    «Студент» А.П. Чехова.

    «Уроки французского» В.Распутин.

    «Сашка» С.В. Кондратьев

    «Чучело» В.К. Железников.

    «Убить пересмешника» Харпер Ли.

    «Нетерпение сердца» Стефан Цвейг.

    «Тарасов» Б. Екимов.

    Сборник рассказов «Живая душа» Б. Екимов.

    «Деньги для Марии» В. Распутин.

    «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н. Троепольский.

Сильный

человек

В первую очередь, это самостоятельный человек, который все трудные вопросы решает без посторонней помощи.

Сильный человек всегда отвечает за свои слова и поступки. Он не бросает обещаний на ветер и знает цену каждой своей фразы. Кроме того, он знает, как оказать воздействие на окружающих. Его манера поведения всегда заставляет их не позволять себе лишнего и даже невольно подчиняться. При этом поистине сильные люди не используют дешевых уловок или методов давления на людей (речь не о “власть имущих” и способных манипулировать массами). Они открыто демонстрируют свою настоящую сущность, не опасаясь критики или непонимания. Отличительной чертой таких людей является объективная уверенность в собственных силах. Они способны реально оценивать свои возможности, поэтому проходят там, где большинство людей теряется от страха и бежит прочь.

    «Сильный человек» Андрей Кудряшов./Портал Проза.ру/

    М. Шолохов, "Судьба человека" (Андрей Соколов)

    С. Шелдон, "Пески времени" (Хайме Миро)

    В. Кожевников, "Щит и меч" (Александр Белов - Иоганн Вайс)

    В. Каверин, "Два капитана" (Александр Григорьев)

    Ф. Стендаль, "Красное и чёрное (Жюльен Сорель)

    Б. Шоу, "Святая Иоанна"

(Жанна Д*Арк).

    "Мартин Иден" Джек Лондон

    «Будь сильным» Ник Вуйчич.

    «Жизнь без границ» Ник Вуйчич.

    Сама жизнь Ника Вуйчича как пример жизни сильного человека, умения преодолевать себя.

Красота

По словарю Ожегова: красота – это всё красивое , прекрасное , всё то , что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение . К . русской природы . К . поэтической речи .

Красота – понятие субъективное. Кто-то считает красивым все то, что вызывает визуальное наслаждение. Кто- то за понятием красоты закрепил понимание духовного, душевного начала. Истинная красота все-таки заключает в себе духовное, высокое начало. Произведения искусства, литературы и т.д. – это истинно красивые «вещи».

    Максим Горький «Красота».

    Дмитрий Кедрин «Красота»

    «Портрет Дориана Грея» О. Уальд.

    Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого.

    Идея Ф. Достоевского - «красота спасёт мир».

    Федор Сологуб «Красота».

    Стихи «Краса отношений», «Песчаный берег», «Ссора» Анатолия Лобутенко.

    «О красоте человеческих лиц» Н.А. Заболоцкий.

Учитель

Учитель от слова учить, человек передающий свои знания другим, для общего блага и повышения уровня знаний людей (учеников).

Учитель – это наставник, который не просто передает знания своего предмета нам, а учит жить в этом современном многоликом мире.

Учитель при общении с детьми должен не только полагаться на свое сердце и любовь, но и обращаться к опыту и разуму.

Настоящим учителем можно назвать лишь человека, который способен преподать уроки мудрости, доброты, сочувствия, понимания.

    «Уроки французского» В. Распутина.

    «Первый учитель» Чингиз Айтматов.

    «Безумная Евдокия» А.Алексин.

    «Перевал» В. Астафьев.

    «Фотография, на которой меня нет» В. Астафьев.

    «Обелиск» В.Быков/о судьбе сельского учителя Алеся Мороза/.

    «Завтра была война» Б.В.Васильев.

    «Тетрадки под дождем» В.В. Голявкин.

    «Благие намерения» А. А. Лиханов.

    «Песчаная учительница» А. Платонов.

    «Легенда об учителе». Северина Г.И.

    «Весенние перевёртыши» В.Ф. Тендряков.

Природа

Это все, что появилось во Вселенной и существует независимо от деятельности или желания человека. Именно так отвечает на вопрос о том, что такое природа, энциклопедия.

Но есть и еще один ответ на вопрос о том, что такое природа. Природа - это место нашего обитания. Это комплекс всех естественных условий существования человеческого общества и среды, в котором оно живет. По сути, природа – это наша жизнь.

    Мамин –Сибиряк Д.Н. «Рассказы старого охотника»

    И.С. Тургенев «Записки охотника».

    Даниэль Пеннак «Собака Пёс».

    Юрий Коваль. Циклы рассказов и миниатюр «Бабочки», «Весеннее небо», «Жеребенок», «Журавли».

    Эрнест Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных».

    Михаил Пришвин. Рассказы.

    Сергей Аксаков. Рассказы о природе.

    Виктор Астафьев. «Конь с розовой гривой».

    Павел Бажов. «Серебряное копытце».

    Иван Тургенев. «Муму».

Настоящее искусство

Настоящее искусство – это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства.

    В. Тендряков «Свидание с Нефертити».

    Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».

    Л. Н. Толстой «Альберт».

    Л.Н. Толстой "Крейцерова соната".

    Анна Гавальд. «Просто вместе»

«Огэшные страдания» М.И. Козина

Обязательный государственный экзамен с недавнего времени стал неотъемлемой частью общего оценивания уровня образования учащихся после завершения среднего обязательного образования, то бишь по окончании девяти классов. Для всех детей и родителей, чьи чада заканчивают 9 класс в будущем году, вопрос о том какого числа ОГЭ 2017 является животрепещущим. Наша статья поможет узнать о сроках проведения выпускных экзаменов, а также о тех тонкостях, которые поджидают учеников в процессе сдачи ОГЭ в наступающем году.

Какого числа ОГЭ в 2017 году — расписание экзаменов

Ответить на поставленный вопрос на данный момент однозначно не представляется возможным, ведь сроки проведения обязательного государственного экзамена пока ещё не установлены. Но и сейчас можно предположить с немалой вероятностью когда будет ОГЭ-2017, опираясь на опыт прошлых лет.

Следует отметить, что ОГЭ 2017 года, будет проходить в два этапа: дополнительный и основной. Дополнительный этап назначается на конец апреля (не ранее 20-го апреля). Это происходит для того, чтобы учащиеся успели адаптироваться к форме сдачи экзамена, определить свой уровень подготовки и имели некоторое время, чтобы подтянуть знания по необходимым предметам, если того будут требовать обстоятельства. Основной этап ожидается в конце мая – начале июня (не ранее 25-го мая). Именно в этот промежуток учащиеся будут сдавать обязательные (основные) предметы на ОГЭ.

ОГЭ 2017 — сколько предметов сдавать?

В то время, когда практика проведения ОГЭ только набирала силу, девятиклассники сдавали 4 предмета, являющимися обязательными. После было решено облегчить жизнь выпускникам, и количество необходимых предметов сократилось до двух: русского языка и математики (см. обязательные ЕГЭ 2017). Но такой опыт оказался неоправданным, ведь основная масса школьников стала значительно отставать по иным дисциплинам, ведь они были просто не нужны для получения аттестата. Потому было решено ввести дополнительные предметы, из которых ученик 9 класса, может выбрать самостоятельно, какие он хочет сдать вместе с основными.

Обязательные предметы и дисциплины на выбор

Повторимся, что обязательными предметами для сдачи ОГЭ в 2017 году будут: русский язык и математика, остальные два предмета можно будет выбрать на выбор из следующих предметов:

Информатика;
физика;
иностранный язык: английский, испанский, итальянский, немецкий, французский или региональный;
литература (можно заменить литературой края или региональной);
химия;
биология;
история;
география.

Результаты ОГЭ 2017 года

После проведения основного гос-экзамена, результаты экзаменов будут оказывать немалое влияние на оценку, записываемую в аттестате. В 2017 году влияющих на аттестат предметов после сдачи ОГЭ-2017 будет 4: по русскому языку и математике и 2-ум предметам по выбору. Удачи Вам на экзаменах!

Также смотрите: , изменения и свежие новости.

Ноябрь 9, 2016

Что учесть при подготовке к ОГЭ по обществознанию в 2017 году? Этот экзамен становится популярнее год от года, его выбирают все больше выпускников. Почему? Это связано не только с тем, что он является вступительным во многих учебных учреждениях, но и с тем, что этот предмет «про жизнь», интересен школьникам. Данная дисциплина помогает им разобраться в своих отношениях с окружающими, дает представление о правах и обязанностях, о том, по каким законом устроено государство, в котором они живут, и как оно функционирует.

Экзаменационная работа состоит из двух частей и включает в себя пять модулей: «Человек и общество. Духовная культура», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право».

Всего 31 задание, из них 16 - базового уровня, 13 - повышенного и 2 - высокого.

Часть 1 состоит из двадцати пяти заданий с кратким ответом. Двадцать первых самые простые уже потому, что из четырех данных вариантов ответа один является верным. Значит, отпадает возможность неправильно сформулировать ответ. Какие здесь бывают досадные ошибки? Невнимательно читают содержание задания. Сказано, что нужно написать номер одного правильного ответа, пишут зачем-то два, а то и три. Но уже есть же подсказка: правильный только один!

Задания 21-25 предполагают указание в качестве ответа последовательности цифр. Их необходимо написать без пробелов, а также без запятых и прочих разделительных знаков.

Часть 2 предлагает проанализировать текстовый фрагмент. Она состоит из шести заданий, требующих развернутого аргументированного ответа (200 - 250 слов) с приведением примеров. Вопросы заданы конкретно по содержанию приведенного в экзаменационной работе текста, отвечать необходимо соответственно. Не будут учитываться ответы, путь даже очень интересные, умные, но ушедшие в сторону от поставленного вопроса. Приведенные школьниками аргументы должны быть логичными и корректными.

Вызывает проблемы у девятиклассников и составление плана предложенного фрагмента. Но ведь в самом задании дана подсказка: выделите смысловые части текста и озаглавьте каждый из них. Это и будет план. Название пункта должно отражать его основную суть. Кажется, что это простое задание: прочитал и напиши. Ошибаетесь! Для правильного его выполнения необходимо не только внимательно прочитать текст, но и вникнуть в его суть. Если выделено меньше частей, чем имеется в приведенном фрагменте, или на части разделил правильно, но не сумел четко сформулировать основную идею каждой - оценка либо ниже, либо «ноль».

При подготовке к экзамену обязательно обратить особое внимание на термины: нужно знать их, понимать и уметь легко применять.

Максимальный первичный балл, который можно получить за правильно выполненную работу, — 39 баллов.

Можно пользоваться на экзамене каким-то дополнительным материалом? Нет, нельзя.

Черновик использовать разрешается, однако проверяться он не будет.

Продолжительность экзамена - 180 минут (3 часа).

Изменения в ОГЭ-2017 по сравнению с предыдущим годом отсутствуют.

Удивляет, почему обществознание не является обязательным для сдачи ОГЭ и ЕГЭ? А математика - да? Если с «большой» математикой после школы многие вообще не пересекаются, но вынуждены сдавать, с ужасом ожидая экзамен, не понимая данный предмет, - не потому, что лентяи, а просто не дано и все. Не могут осилить, вникнуть, хоть и сидят некоторые день и ночь, честно пытаются разобраться в столь простой и совершенной по красоте и логике (по мнению школьников с техническими способностями) науке.

Человек - и взрослые, и дети - живет среди других людей, в определенной стране. Как же не знать о качествах личности и условиях ее формирования, о правах и обязанностях каждого, об устройстве государства, в котором живет? Разве не с четкими знаниями по обществознанию должны выходить из школы ученики? А математику пусть сдают те, кому она нужна для поступления, дальнейшей учебы, возможно для кого-то она - и будущая профессия. Но как бы то ни было математика - избранница немногих, а обществознание - необходимейшая наука для всех.

Есть учебные предметы, про которые можно сказать: каждому свое. Кому-то легко дается математика, кому-то иностранные языки, кому-то физика. А обществознание - это основа основ будущей осознанной, успешной жизни человека, и она как раз - для каждого. Какой еще экзамен не только проверяет наличие определенной суммы знаний, умений и навыков, но и дает возможность более глубоко понять себя, окружающих, свои права и обязанности, устройство государства, законы?

1. внутренний мир человека 2. выбор 3. доброта 4. драгоценные книги 5.дружба 6. жизненные ценности 7. любовь 8. материнская любовь 9. настоящее искусство 10. неуверенность в себе 11. нравственный выбор 12. сила духа 13. взаимовыручка 14. счастье 1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.
2. ВЫБОР - это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.
3. ДОБРОТА - это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.
4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ - это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
5.
ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.
ДРУЖБА
- это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.
6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.
7. ЛЮБОВЬ - это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
8. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.
9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.
ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.
ИСКУССТВО - это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.
10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.
11.
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. 12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.
13.
ВЗАИМОВЫРУЧКА - это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип "ты - мне, я - тебе". Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.
14. СЧАСТЬЕ - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.