Ученые в древнем риме. Образование и наука в древнем риме

Древний Рим

Натуралисты Древнего Рима внесли огромный вклад в развитие мировой медицины, преобразовав иррациональные традиции Египта и Вавилона. Итогом творческого подхода к устаревшим системам стал переход медицины в научное русло. К сожалению, несовершенство техники и невозможность глубокого познания фундаментальных законов природы не позволили великим ученым отойти от некоторой догматичности. Заблуждения в области внутренних болезней являлись следствием скудных сведений о строении тела человека.

Источниками информации о медицине Древнего Рима являются законодательства, сочинения философа Тита Лукреция Кара («О природе вещей»), медика Авла Корнелия Цельса («О назначении частей человеческого тела»). Кроме того, в отрывках сохранились эпиграммы, представляющие деятельность римских врачей того времени. Большая часть письменных памятников времен царства утрачена, однако раскопки древних городов позволили сделать вывод о высокой культуре народов, населявших Апеннинский полуостров в древности. Знаменитые акведуки, термы и клоаки, сохранившиеся во владениях Римской империи на территории Европы, Азии и Африки, представляли собой вершину инженерного искусства. Наряду с гидротехническими сооружениями и предметами, представлявшими ремесла, археологи обнаружили наборы врачебных инструментов. Около 150 хирургических принадлежностей найдены в Бадане, Помпеях и Бингене. На раскопках Херсонеса обнаружена надгробная плита с именем врача, служившего у римского полководца.

Историческое развитие государства и формирование медицинских знаний в Древнем Риме прошло три стадии:

Царство (VIII–VI века до н. э.);

Республика (510 - 31 годы до н. э.);

Империя (до 476 года).

Писатель Марк Теренций Варрон определил датой основания Рима 753 год до н. э. Однако формирование государственности началось гораздо позже, с приходом к власти этрусской династии Тарквиниев. Последние правители царского рода воздвигли к северу от Рима величественный город с мощными укреплениями, с храмами и зданиями, украшенными скульптурой и росписями. В VI веке этруски осушили болота вокруг столицы и начали строительство грандиозной канализации Cloaca maxima, действующей до сегодняшнего дня. Проходя по многочисленным каналам, нечистоты стекали в Тибр, довольно быстро сделав его воду непригодной для питья.

Медицина царского периода представлена деятельностью гаруспиков (от этрусск. harus - «кишки»). Так называли жрецов, совмещавших траволечение с магическими методами. Странное именование этрусских целителей произошло от рода их занятий. Они гадали по внутренностям, чаще всего по печени, жертвенных животных, таким образом объясняя мироздание и делая прогнозы на будущее. Гаруспики пользовались уважением в обществе, лечили правителей, давали советы сенаторам.

Cloaca maxima в настоящее время

До III века до н. э. на Апеннинах не было профессиональных медиков, поэтому терапия ограничивалась молитвами и снадобьями, приготовленными из природных компонентов. Излюбленным средством этрусских знахарей являлась капуста, которую полководец М. Порций Катон считал «…первой из всех овощей. Ешь ее вареной и сырой, она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего». Далее почтенный государственный деятель давал показания к применению целебного овоща: «Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам. Она очистит язвы, безболезненно излечит их. Если есть гнойник, она заставит его прорваться. Здоровее нет еды - она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз».

При полном незнании физиологии этруски имели отдельные достижения в стоматологии. В развалинах древней столицы были обнаружены зубные протезы, выполненные в виде золотого моста с искусственными зубами из кости теленка.

Зубной протез этрусков. VII–VI века до н. э.

Начало республиканского этапа (от лат. res publica - «народное дело») в истории Рима отмечено конкретной датой. В 510 году до н. э. восставшие горожане свергли Тарквиния Гордого и утвердили демократическое правление. Ранний республиканский период характеризуется становлением врачебного дела на государственном уровне. Народные власти разработали санитарное законодательство, распорядились начать строительство водопровода и канализации. Римляне немало преуспели в развитии теоретической части медицинской науки, выработав материалистические основы естествознания.

Внимание свободных граждан Рима к своему здоровью наглядно выразилось в 451–450 годах, когда по требованию плебеев были созданы «Законы XII таблиц». Древние законоположения удивляют современников краткостью и простотой изложения. Начертанные на медных плитках, они были вывешены на колоннах перед зданием сената. Помимо социальных, политических и военных вопросов, свод содержал параграфы, посвященные медицине, прежде всего санитарному состоянию Рима. В таблице X жителям приписывается:

Не хоронить и не сжигать мертвецов на территории города;

Не собирать костей мертвецов для захоронения, если только человек не погиб на поле боя или на чужбине;

Устраивать погребальный костер или могилу без согласия собственника земли на расстоянии ближе, чем 60 футов (18 м) от его строения.

Гражданам запрещалось «приобретать по давности место захоронения, а равно место сожжения трупа»; отменялось бальзамирование и настойчиво рекомендовалось питье только из своей посуды. Согласно положению I в таблице I V, умертвлялись дети, имевшие врожденные уродства. Жесткое правило, безусловно, диктовалось суровыми условиями жизни, необходимостью в сильных, здоровых людях, способных защитить государство в случае войны. Отдельные части законодательства посвящались защите прав каждого члена общества, правда, сообразно существующей обстановке: «Если муж причинит членовредительство и не помирится с потерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено то же самое. Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов (фунт бронзы), если рабу - 150 ассов».

Наблюдение за исполнением законов входило в обязанности эдилов, как ранее называли чиновников, следивших за постройкой зданий, состоянием санитарно-технических сооружений. Эдилы штрафовали нечистоплотных домовладельцев, наблюдали за порядком на рынках, раздавали хлеб плебеям, организовывали культурный досуг горожан, охраняли общественную казну. Права чиновников закреплялись в каждом новом законодательстве; в частности, Гераклейская таблица, выпущенная во времена Юлия Цезаря, гласила: «Собственник здания, перед которым имеется пешеходная дорожка, должен содержать ее на всем протяжении этого здания хорошо вымощенной плитами без трещин, в соответствии с указаниями эдила, на которого в этой части города возложено наблюдение за дорогами согласно настоящему закону».

С увеличением численности горожан подземные источники уже не обеспечивали население чистой водой, а Тибр был сильно загрязнен нечистотами. Первый римский акведук, названный Аппиевым, был построен цензором Аппием Клавдием в 312 году до н. э. Каменный водопровод протяженностью 16 км доставлял воду из родников долины реки Анио. Собственно акведук не является изобретением римлян, заимствовавших идею подачи воды посредством подземных труб у восточных народов. В Ассирии VII века до н. э. ирригационная система близ Ниневии включала в себя плотину, водохранилища, канал и арочные мосты для транспортировки воды через ущелья. После образования империи такие системы начали строить во всех провинциях.

Водопроводы, подобные римским, имелись в Херсонесе. В течение многих веков чистая вода по керамическим трубам стекала с Балаклавских высот на расстояние около 10 км. Акведуком пользовались во время Крымской войны 1854–1855 годов; одна из его линий снабжает водой современный Севастополь.

Через 40 лет был воздвигнут акведук Ветус общей длиной 70 км. В 144 году до н. э. римляне начали пользоваться водопроводом Марсия, который функционирует в настоящее время. В начале I века в столице Римской империи действовало 11 акведуков, хотя 4 из них было достаточно, чтобы полностью обеспечить водой крупный современный город. В пересчете на душу населения Рим ежедневно потреблял 600–900 л воды. Для сравнения: в дореволюционном Петербурге этот показатель составлял лишь 200 л воды в сутки.

Сохранность акведуков обеспечивалась законодательством. За умышленное повреждение труб и водонапорных башен на виновного налагали крупный штраф. В том случае, если человек действовал без злого умысла, его обязывали немедленно произвести починку. Наблюдение за техническим состоянием водопровода осуществляла специально организованная коллегия.

В отличие от Мохенджо-Даро, вода в частные дома Рима не подавалась. Горожане покупали ее у водовозов или набирали в фонтанах, которых только в столице насчитывалось более 600. В отсутствие канализации римляне пользовались общественными уборными или выносили нечистоты на «кучу», а нередко выливали помои из окна прямо на улицу. Огромное количество воды, потребляемой Римом, распределялось между императорским дворцом, рынками, садами, амфитеатрами. Наличие хорошо организованной системы водоснабжения и слива позволило организовать строительство знаменитых терм - так римляне называли общественные бани.

Диоклетиановы термы в Риме. Реконструкция

Возведение первых терм относится к I веку до н. э. Вначале они располагались в пригороде, на левом берегу Тибра, где ранее проходили военные смотры в честь бога войны Марса, а позже устраивались народные собрания. Место, получившее название Марсово поле, император Октавиан Август счел идеальным для устройства публичных бань. Здесь состоятельные граждане Рима мылись, парились, пировали, вели философские споры, занимались спортом, посещали небольшие театры, художественные галереи и даже читали книги.

Красочное описание римских купален того времени можно найти в письмах философа Сенеки: «Жалким бедняком сочтет себя человек, если в стенах его бани не сверкает огромных кругов драгоценного мрамора; если вода льется не из серебряных кранов… Теперь норой назовут баню, если она поставлена не так, чтобы солнце круглый день заливало ее через огромные окна, если в ней нельзя в одно и то же время и мыться, и загорать, если нельзя из ванны видеть и поля, и море». Целебное действие горячей воды и приятного общества описал известный римский поэт в стихотворении «Похвала баням»:

Даров источник многих в банях мы найдем:

Смягчить мокроту могут, влагу тела взять,

Избыток желчи гонят из кишок,

Смягчают зуд, приятен и докучен он,

И обостряют зренье; если ж кто-нибудь

Стал плохо слышать, уши прочистят тем,

Забывчивость уносят, память же хранят,

Для размышленья разум проясняют вмиг,

К беседе оживленной направляют речь,

А тело все блестит от омовенья…

Общественные бани представляли собой колоссальный комплекс сооружений, где каждый посетитель мог насладиться водой горячей (кальдарий), теплой (тепидарий) и холодной (фригидарий). Богатая обстановка терм делала их похожими на музеи. Стены отделывались мраморными плитами, трубы для обогрева горячим воздухом или водой укладывались внутри стен и под полом. В термах имелись отдельные помещения для раздевания, занятий гимнастикой, места для натирания маслами, парильни, бассейны с холодной и теплой водой. Залы украшали колонны и скульптуры из белого мрамора; высокие потолки расписывали лучшие мастера, специально приглашавшиеся со всех концов империи. Настенные рисунки, помимо остальных богов, непременно представляли Асклепия и Гигиею.

Строительство терм считалось престижным занятием; в разное время их возводили императоры Нерон, Тит, Каракалла. Отличаясь пристрастием к произведениям искусства, Каракалла оставил себе памятник в виде терм, названных его именем. Грандиозное сооружение, оборудованное гидравлическими, нагревательными и дренажными устройствами, было рассчитано на 1600 купальщиков. Главное здание окружали сады и гимнастические площадки. Плавательный бассейн располагался в центральном зале под высоким бетонным сводом, державшимся на четырех огромных столбах. В развалинах некогда роскошных терм Каракаллы обнаружены изваяния Геракла, богини Флоры, а также скульптурная группа под названием «Фарнезский бык». Термы Тита украшала скульптурная группа «Лаокоон».

Римский полководец Марк Агриппа прославился не только как соратник Октавиана Августа. Он известен постройками водопровода, Пантеона и терм в столице, которые были переданы в бесплатное пользование гражданам. После него богатые римляне, желая завоевать признание сограждан, дарили им вечное право бесплатно пользоваться своими банями. К началу нашей эры число «народных» терм достигало 170, а в IV веке их было около 1000. Каждое заведение вмещало одновременно до 10 - 100 тысяч человек.

Катон, признавая целебное действие некоторых трав, все же отрицал лекарственную терапию. Будучи ярым противником греческой медицины вкупе с греческим образом жизни, он считал лечение прерогативой неженок. При поддержке большинства римлян подобные воззрения препятствовали развитию медицины. В ранний период республики врачеванием занимались рабы родом из Греции, Малой Азии, Египта. Однако необходимость в эскулапах все же имелась: каждый обеспеченный римский гражданин стремился обзавестись рабом-медиком, используя его труд в своей семье и предоставляя сородичам. Высокий профессионализм подневольного врача создавал авторитет хозяину. Постепенно такого рода специалисты стали заниматься свободной практикой, что представлялось рабовладельцу чрезвычайно выгодным делом. Свидетельством доходности медицинской практики служит надпись на могиле некоего Публия Децимия:

«Отпущенник Публия, врач-терапевт, хирург, окулист. Он за свое отпущение на свободу дал 50 000 сестерциев. Он за севират в республике дал 2000 сестерциев. Он дал на сооружение статуй в храме Геракла 30 000 сестерциев. Он дал на мощение общественных дорог 37 000 сестерциев. Он за день до своей смерти оставил имущества на… сестерциев». Несмотря на то, что последняя цифра не сохранилась, по предыдущей записи можно предположить немалую величину оставшегося имущества.

Баня Форума в Помпеях. І век до н. э.

Частью формирования врачебного дела в Древнем Риме являлось узаконивание отношений вольноотпущенного врача и его владельца. Медику вменялось в обязанность бесплатно лечить хозяина, его домочадцев, рабов, друзей, отдавая долю своих заработков. Однако реально он оставался рабом, поэтому испытывал презрение со стороны горожан. В числе свободных медиков греческого происхождения первым упоминается Архагат, рожденный в Пелопоннесе. Он появился в Риме примерно в 220 году до н. э. и сразу заслужил уважение граждан. Едва начав врачебную деятельность, грек Архагат получил римское гражданство, хорошее обеспечение, здание для проживания и приема больных. Заслужив лавры лекарственной терапией, грек неосмотрительно начал практиковать прижигания и болезненные хирургические операции, за что был прозван живодером, а затем лишился клиентуры.

Престиж греческой медицины в Риме был восстановлен лишь спустя несколько столетий, когда медицинское дело оказалось в поле зрения правителей. В 46 году до н. э. Юлий Цезарь принял закон, разрешавший местным и приезжим врачам-чужестранцам получать римское гражданство. Со временем положение римских медиков еще более укрепилось. На время проведения военной кампании эскулапа вместе с сыновьями освобождали от воинской повинности. Большие права и льготы привлекали в республику врачей из других стран, что часто приводило к переизбытку специалистов определенного профиля. Необходимость узкой специализации обусловила появление таких профессий, как стоматолог, окулист, уролог, хирург. Более того, разделение имело место даже в рамках определенной специальности. Например, были врачи, которые лечили только мочевой пузырь, или хирурги, производившие только камнесечение или устранение грыжи.

Мировоззрение римских мыслителей испытало огромное влияние древнегреческой философии. Материалистические тенденции Левкиппа, Демокрита, Эпикура получили продолжение в трудах римского поэта Тита Лукреция Кара (I век до н. э.). Его философская поэма «О природе вещей», представленная в форме нравоучительного эпоса, является своеобразной модификацией идей сенсуалиста Эпикура (341–270 годы до н. э.). Автор касается преимущественно физики, лишь упоминая этику и теорию познания: «…о великих вещах помогают составить понятье малые вещи, пути намечая для их постиженья». (Книга II)

Шесть книг поэмы Лукреция включают в себя учение о душе, о человеке, о чувственных восприятиях, о происхождении языка. Среди разнообразных тем рассматриваются космогония, история развития человеческого рода и атомистическая теория мироздания, отвергавшая вмешательство богов в земные дела. Согласно Лукрецию, путь от первобытного состояния к формированию общества начался с огня и образования семьи. Культура и возникновение языка ускорили этот путь. Происхождение религии объясняется вполне естественными причинами. Во-первых, фантастические образы, увиденные во сне, становились предметом культа. Во-вторых, необъясненные явления природы приписывались небесным созданиям. Последним доводом послужило доказательство трусости и лени «диких» обитателей планеты, не решавшихся бороться с природой.

Долго, в течение многих кругов обращения солнца,

Жизнь проводил человек, скитаясь, подобно дикому зверю.

Твердой рукой никто не работал изогнутым плугом,

И не умели тогда ни возделывать поле железом,

Ни насаждать молодые ростки, ни с деревьев высоких

Острым серпом отрезать отсохшие старые ветви.

Чем наделяли их солнце, дожди, что сама порождала

Вольно земля, то вполне утоляло все их желанья.

Большею частью они пропитанье себе находили

Между дубов с желудями… (Книга V)

Великолепно изложенная поэма «О природе вещей» стала энциклопедией того времени, отразив передовые позиции римлян в области философии, истории, естествознания, психологии и медицины. Ею восхищались (Цицерон и Вергилий), ею раздражались (Отцы Церкви), справедливо подозревая гений автора и его опасность. Произведение древнеримского мыслителя определило мировоззрение И. Ньютона и М. Ломоносова.

Лукреций осмелился обсуждать вопросы медицины и естествознания с точки зрения атомизма. Сложным стихотворным слогом он изложил собственное мнение о строении живых организмов из атомов. Высказав мудрую мысль о постепенном формировании флоры и фауны, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании слабых и выживании сильнейших, римский поэт попутно дал характеристику отдельным болезням. Метко описаны причины распространения инфекций в следующих строках:

Ну а теперь, отчего происходят болезни, откуда

Может внезапно прийти и повеять поветрием смертным

Мора нежданного мощь, и людей, и стада поражая,

Как указал я уже, из которых одни животворны,

Но и немало таких, что приводят к болезни и смерти,

К нам долетая. Когда они вместе сойдутся случайно

И небеса возмутят, зараженным становится воздух.

Весь этот гибельный мор. Все повальные эти болезни

Или приходят извне и, подобно туманам и тучам…

…Сверху чрез небо идут, иль из самой земли возникают

Вместе сбираясь, когда загнивает промокшая почва…

Новая эта беда иль зараза, явившись внезапно,

Может иль на воду пасть, иль на самых хлебах оседает,

Или на пище другой для людей и на пастьбах скотины,

Иль продолжает висеть, оставаясь в воздухе самом;

Мы же, вдыхая в себя этот гибельно смешанный воздух,

Необходимо должны вдохнуть и болезнь, и заразу.

Фразой «гибельно смешанный воздух» Лукреций, вероятно, представил миазматическую концепцию появления заразного заболевания. С открытием микробов эта гипотеза будет признана ошибочной. Однако, заметив стремительность распространения инфекционного заболевания через воду и пищу, он обозначил элементы контагиозной теории (от лат. contagieux - «заразный»). Это учение получило развитие в трудах итальянского ученого Д. Фракасторо.

Передовые мысли Тита Лукреция Кара определили направление деятельности римского врача Асклепиада родом из Вифинии. С его именем связано утверждение материалистической тенденции в теории, рациональной установки в практике и основания методической школы. Выгодно отличаясь от живодера Архагата, медик из Вифинии рекомендовал коллегам простое правило: «лечить надежно, скоро и приятно». Имея глубокие анатомические знания, Асклепиад ввел в медицину трахеотомию. Ранее не применявшийся способ представлял собой вскрытие трахеи и введение в ее просвет специальной трубки, что способствовало восстановлению дыхания при отеке гортани.

Эллинский врач был полностью освобожден от общественных обязанностей. Его привлекали на службу лишь в случае эпидемии и на время военных походов, но только в добровольном порядке. Зависимость от государства значительно отличала медика-римлянина от его коллеги в Древней Греции.

Развитие медицинского дела в Римской империи продолжилось закреплением высокого статуса врача посредством введения института архиятров. Вначале была утверждена должность archiatri palatini (старший придворный врач), при которой совмещалось лечение и некоторые административные функции. Затем в Риме и отдельных провинциях республики появились archiatri provinciales - главные медики населенного пункта, взявшие на себя заботу о здоровье воинов и местных чиновников. Городские архиятры сплачивались в союзы, но находились под неусыпным наблюдением властей и правительства. Процедура выборов и назначений проходила в столице, напоминая экзамен. После тщательной проверки знаний кандидат обретал право носить почетное звание «государственный врач».

Немного позже высокий статус archiatri populares получили народные медики, то есть те, кто обслуживал население. Их знания использовались преимущественно во время эпидемий, хотя в хрониках упоминались архиятры, работавшие при объединениях ремесленников, в цирках, театрах и термах. Знаменитый врач Гален, также грек по происхождению, первые годы своей врачебной деятельности посвятил обслуживанию гладиаторов в школе Пергама. Изредка archiatri populares выступали в качестве судебных медиков. В 44 году до н. э. врач Антилл принимал участие в дознании по делу убийства Юлия Цезаря. Архиятры получали жалованье от государства, но им не запрещалась частная практика.

В организованные имперские времена подготовка медиков проходила в специальных школах, учрежденных в Риме, Афинах, Александрии, Антиохии и в других крупных центрах. Слушатели изучали анатомию, вскрывая животных, а клиническая практика проходила в военных госпиталях. В качестве преподавателей в школы привлекались городские архиятры. Права и обязанности обучающихся регулировались указами императора. Им запрещалось участие в пирах, подозрительные знакомства и лень. Нарушителей строго наказывали, вплоть до порки. Однако самым неприятным считалась ссылка в родной город. Помимо государственных медицинских школ, в городах Римской империи действовали частные учебные заведения; одно из них принадлежало Асклепиаду.

Потомки смогли составить мнение о состоянии медицины Рима во многом благодаря пунктуальности Авла Корнелия Цельса. Не имея образования и государственного звания, он всю жизнь лечил рабов, полагая, что такое занятие лучше утраты опытного специалиста. Ему принадлежит заслуга в составлении энциклопедического свода знаний, собранных в трактате «О медицине». Римский врачеватель работал совместно с группой переводчиков, уделив особое внимание хирургии, но еще глубже затронул хирургию александрийскую. Труд Цельса обогатил мировую медицину научной терминологией. Великолепный классический язык его сочинений, по словам философа Плиния, является « золотой латынью».

Плиний Старший - самый знаменитый представитель энциклопедического направления в научной литературе, писатель, ученый и государственный деятель. Из многочисленных трудов ученого сохранились только 37 книг сборника «Естественная история». Обобщив известные знания по естественным наукам, в том числе и медицине, Плиний Старший был одним из последних римских энциклопедистов. В I–II веках кропотливое авторское изложение сменилось компилярными трудами. Латинское слово «compilatio» буквально означает «ограбление». Снижение уровня научных знаний вылилось в составление книг на основе чужих произведений без самостоятельной обработки источников. Сочинения, произведенные таким методом, не представляли особой ценности, ибо в них не отражалась авторская мысль.

Под именем Плиний Старший (23–79 годы) получил известность Гай Плиний Секунд, родившийся в Цизальпинской Галлии. Старшим его назвали современники, так как он приходился дядей другому известному писателю, прозванному Плинием Младшим. Римский энциклопедист провел юность в Верхней Италии; усердно служил в коннице, участвуя в военных походах. Побывал на Дунае, в Бельгии, Испании. Длительное пребывание в разных странах дало ему возможность собрать сведения о войнах римлян с германцами. Обосновавшись в Риме, он получил хорошее образование. Позднее Плиний был назначен прокуратором в Нарбонской Галлии. Дружба с сыном Веспасиана (император из рода Флавиев) определила дальнейшую судьбу: он занял пост государственного чиновника, но вскоре перешел на должность главы мизенского флота.

Место службы Плиния находилось недалеко от Помпеев, где в 79 году произошло извержение вулкана Везувий. Для того чтобы лучше рассмотреть грозное явление природы, ученый подошел на корабле слишком близко к берегу и «погиб жертвою своей любознательности». Подробности его гибели изложены Плинием Младшим в письме к Тациту. Племянник сообщал о необыкновенном трудолюбии дяди: он работал в дороге, в бане, за обедом, после обеда, отнимая время от сна. Пропавшее наследие Плиния состояло из 160 книг «мельчайшего письма, с выписками и заметками». Кроме «Естественной истории», наиболее известны труды «О кавалерийском метании», «Биография Помпония Секунда», «Германия», сочинения по риторике, грамматике, около 30 книг по истории. Все произведения представляют автора человеком, обладавшим высокой нравственностью, страстно любящим науку, преклоняющимся перед величием естества.

Собственно естественная история рассматривает животный мир и человека как его представителя. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII–XXXII. В разделе о растительном царстве сказано об уходе за деревьями, об употреблении трав с лечебной целью, подробно описаны их целебные свойства. Затронув вопрос о неорганической природе, камнях и металлах, Плиний попытался обосновать ее приспособленность к нуждам человека. Здесь рассказано о получении лекарственных средств из металлов, об использовании камня в искусстве и медицине. Кроме того, множество разделов посвящено истории, астрономии, географии, сельскому хозяйству.

Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII–XXVII. Среди сведений об аномалиях человеческой природы содержатся факты рождения двойни и тройни, младенцев с врожденными уродствами. Эти данные дополнены размышлениями о передаче характерных признаков по наследству. Помимо строго научных взглядов, Плиний рассмотрел мистические воззрения и народные поверья, что не противоречило энциклопедической традиции времен Античности. Плиний пересказал суеверия, описав птицу феникс и гиппокентавра, которого якобы лицезрел в мумифицированном виде.

Упадок государственности в обширной Римской империи сказался на развитии римской науки и культуры. Еще в I веке до н. э. начала зарождаться идея христианства, а с торжеством этой религии естествознание медленно возвращалось к идеализму. Созерцательно-магические тенденции особенно ярко прослеживались в поздней античной астрономии, впитавшей в себя два противоположных направления. С одной стороны - достижения вавилонской математической астрономии, с другой - эллинская астрология. Таким образом, придворные римские астрологи начала тысячелетия не утруждали себя наукой, ограничиваясь составлением гороскопов.

Период поздней Античности характеризуется ожесточенной борьбой философских школ Демокрита и Платона, отстаивавших, соответственно, материалистические и идеалистические взгляды. В медицине подобная двойственность проявилась в деятельности великого медика Галена. Философские «шатания», свойственные римской науке эпохи империи, отражены в работах древнегреческого ученого Клавдия Птоломея (90 - 160 годы). Создатель учения о геоцентрическом движении планет одновременно являлся астрологом, изучавшим влияние небесных тел на человека, континенты и природу.

Учение Птолемея подробно изложено в его основном произведении - астрономической энциклопедии, известной под арабским названием «Альмагест». Здесь приведены сведения по тригонометрии, дано решение сложных математических задач. Ученый разработал стройную математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, что позволило вычислить их положение на небосводе. Вкупе с идеей движения Солнца и Луны она составила Птолемееву систему мира.

В трактате «Тетрабиблис», целиком посвященном астрономии, автор поставил вопрос: какое знание достижимо астрономическими средствами и как далеко оно простирается? В заключение размышлений о влиянии Солнца на Землю Птолемей сделал интересный вывод: «…бросаемые науке упреки в неспособности к предсказанию, хотя и звучат вполне правдоподобно, лишены оснований. Ошибки тех, кто в своей практике не слишком строго следует наставлениям, привели ко всеобщему убеждению, что даже сбывшиеся предсказания зависят от случая, а это неверно. Ибо такого рода случаи свидетельствуют о бессилии, но не самой науки, а тех, кто эту науку практикует».

Автор «Тетрабиблиса» пытался оправдать ложные воззрения придворных астрологов, сравнивая их прогнозы с врачебными ошибками. «Ведь и с философией дело обстоит точно так же, - утверждал Птолемей, - нам не следует лишать ее своего внимания по той причине, что среди тех, кто занимается ею, встречаются люди недостойные… Нам не следует отвергать все предсказания по той лишь причине, что они иногда бывают неверными. И подобно тому, как мы не усматриваем ничего ошибочного в действиях врача, который, осматривая больного, говорит и о самой болезни, и об особенностях его характера, в нашем случае мы не должны возражать против астрологов, берущих за основу вычислений родовую принадлежность, страну, воспитание или какие-нибудь другие из имеющихся случайных качеств».

Римская империя прославилась высоким уровнем военной медицины. Беспрерывные завоевательные войны требовали постоянной армии, а войска, в свою очередь, нуждались в профессиональных полевых врачах. Согласно указу сената, в каждом легионе на 1000 солдат имелось 4 хирурга; без медика не мог выйти из гавани ни один корабль. Полковой медик снабжал воинов обязательным перевязочным материалом, учил пользоваться бинтами во благо себе и раненым товарищам. Постепенно в войске сформировались санитарные команды, состоящие из 8 - 10 человек.

Физически здоровые, крепкого телосложения санитары называли себя deputati, что буквально означает «посланец». Каждому депутату полагалась лошадь и седло со стременами на одну сторону. Работая за линией огня, санитары возили с собой фляги с водой, подбирали раненых, по необходимости делая первую перевязку. За каждого спасенного воина они получали золотые монеты.

С поля битвы раненых отправляли в ближайший город (военный лагерь), где устраивались госпитали. Количество полевых лечебниц также определялось законом: по одному на 3–4 легиона. Обслуживали раненых профессиональные врачи, экономы, инструментарии и санитары. В обязанности инструментариев входило наблюдение за количеством и чистотой инструментов, они отвечали за наличие лекарств и перевязочных материалов. Санитары набирались из рабов. Их труд использовался для ухода за больными, а также для уборки помещений. Во времена расцвета империи создавались лечебные учреждения, где невольников лечили медики-рабы. Все же это было исключением: как правило, рабов не лечили, а отправляли умирать на остров Бартоломея. Если кому-либо посчастливилось выздороветь, то он по указу императора Клавдия получал свободу и мог отправляться на родину.

С падением Западной Римской империи в 476 году закончилась история Древнего Рима. Культура Средневековья основывалась на достижениях Греции и Рима. Бесценные знания предшественников легли в основу динамичного развития не только европейской, но и всей мировой науки.

Рим Древний Рим Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем - средиземноморская держава, включавшая западную и юго-восточную части

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

ДРЕВНИЙ МИР ДАЛИЛА - САМСОН Самсон (Шамшон) - великий герой древнего Израиля. Имя его означает «сильный». Самсон родился в семье израильского судьи Маноя и его красавицы жены. Существует следующая легенда о рождении мальчика. Однажды к Маною явился во сне ангел и

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Древний Мир Древний Египет Неизвестные авторы Только богам открыты предначертания судьбы.Не рассчитывай на завтрашний день, пока он не наступил, ибо никто не знает, какие беды этот день принесет.Кто видит слишком далеко, не спокоен сердцем. Не печалься же ни о чем

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

Древний Рим Аммиан Марцеллин (ок. 330 – ок. 400 гг.) историк из Антиохии Сарацин [ближневосточных бедуинов] нам лучше бы не иметь ни друзьями, ни врагами.Сборщики податей доставляли ему [императору Констанцию] больше ненависти, чем денег.Он был старше доблестью, чем

Из книги Родос. Путеводитель автора Фюрст Флориан

ДРЕВНИЙ РИМ 753 год до н.э. 21 апреля, как гласит легенда, на холме Палатин Ромул основал город Рим, Убив своего брата Рема, Ромул становится первым царем нового города.С 575 года до н. э. Оказавшись во власти этрусков, Рим только выигрывает. Вскоре он становится богатым и

Из книги 100 великих битв автора Мячин Александр Николаевич

**ДРЕВНИЙ КАМИРОС **Камирос (18), самый маленький из трех античных городов острова, ни разу не перестраивался ни в Средние века, ни в Новое время. Поэтому в 1930-х годах итальянские археологи могли беспрепятственно проводить здесь раскопки. Они откопали не только развалины

Из книги Знаменитые киллеры, знаменитые жертвы автора Мазурин Олег

ДРЕВНИЙ МИР Марафонская битва (490 год до н. э.) Персидская держава, завоевавшая и объединившая во второй половине VI века до н. э. огромную часть тогдашнего культурного мира (в том числе - Вавилонию, Египет, Малую Азию), столкнулась с греческой цивилизацией на восточных

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

ДРЕВНИЙ РИМ VIII век до. н. э.Один из основателей Рима Ромул убит сенаторами, которые хотели сами управлять государством. Однажды, окруженный вооруженными сенаторами, Ромул делал смотр своему войску. Вдруг налетела внезапная буря, солнце померкло, народ в ужасе разбежался.

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Древний Рим Марк Порций Катон Старший 234–149 гг. до н. э. Римский писатель и видный политический деятель. Гнев от безумия отличается лишь непродолжительностью.Говоря с мудрым, употребляй немного слов.Добавь радость к заботам.Если кто-либо похвалит тебя, проверь сам, верно

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Древний мир Елена Прекрасная и Менелай Микенский XIII век до нашей эрыЭто была самая громкая свадьба в Древней Спарте. Царь Тиндарей выдавал замуж свою дочь, самую выдающуюся красавицу во всей Греции, а то и на всем белом свете: Елену, которую называли не иначе как

Из книги Странники Вселенной автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Древний Рим Тит Ливии, Дно Кассий, Плиний Старший и другие древнеримские авторы безоговорочно принимали то положение, что все происходящее на Земле предопределено свыше, считали, что в преддверии великих событий боги дают о них знать небесными знамениями.В своей

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги автора

Древний мир Как выглядел древний город? Укрепленные поселения с перпендикулярно пересекающимися улицами, святилищами богов и общественными зданиями существовали уже в 8–6 тысячелетиях до н. э. (Чатал-Хююк, Иерихон). Но стать экономическим, политическим и культурным

Древний Рим имеет богатейшую историю и культуру. Было время, когда Древний Рим считался самой могущественной империей среди всех прочих цивилизаций. На пике своего могущества в 1-м и 2-м вв. н.э. Римская империя занимала огромную территорию в 6,5 миллионов квадратных километров. Численность населения составляла от 50 до 90 миллионов человек. Среди этих людей были личности, оставившие заметный след в истории. Это и императоры, и тираны, и гладиаторы, и поэты. Многие из них нам хорошо знакомы по учебникам истории, фильмам и художественным произведениям.

Самые знаменитые и известные люди древнего Рима

Юлий Цезарь

Юлий Цезарь – это самый знаменитый и известный римский полководец и государственный деятель. Он был великим военачальником, который одержал победу во многих войнах, что позволило ему заполучить власть и стать единоличным правителем Рима.

За время своего правления ему удалось завоевать Галлию, вторгнуться в Британию и отразить бесчисленные набеги германских племен.

Октавиан Август

Октавиан Август был сыном богатого римского банкира. Юлий Цезарь приходился ему двоюродным дедушкой. Август был усыновлен Юлием Цезарем и назначен его наследником. Октавиан Август начал активную борьбу против Марка Антония, который захватил власть в Риме после кончины Юлия Цезаря. Впоследствии они пришли к взаимному соглашению и согласились разделить власть над Римской Республикой. Они также нашли и покарали убийц Цезаря. Когда Октавиан узнал о любовной связи между Марком Антонием и царицей Египта Клеопатрой, то он посчитал это угрозой Риму и отвернулся от Антония. После смерти Марка Антония Октавиан Август стал первым императором Рима.

Рим значительно расширил свои территории в период правления Октавиана Августа. Он завоевал Иберийский полуостров и расширил границы Римской Империи на север до реки Дунай. Также он на регулярной основе восстанавливал ветхие здания и строил дороги к дальним границам империи.

После смерти Октавиан Август высоко почитался в Риме благодаря своему успешному правлению.

Нерон

Нерон стал императором Рима в 54 году н.э. в достаточно юном возрасте – ему было всего 17 лет. Он оказался очень жестоким и беспощадным правителем, который убил свою собственную мать.

Поначалу Нерон был достаточно добродушным и разумным правителем. Он активно занимался вопросами торговли и культуры в империи. Но со временем его действия становились все более жестокими и непредсказуемыми.

Согласно слухам именно он устроил пожар в Риме, разрушивший большую часть города. Он обвинил в поджоге христиан, которых он преследовал на протяжении всего времени правления. В 68 году Нерон осознал, что у него не осталось поддержки в Сенате, и он закончил жизнь самоубийством.

Рем и Ромул

Рем и Ромул были близнецами, которые согласно легенде основали город Рим. По преданию они были брошены родителями в раннем возрасте. Те уложили их в корзину и пустили ее по реке Тибр. Эта корзина была найдена волчицей, которая вытащила ее из реки и отнесла близнецов пастуху, который взял их на воспитание.

Время шло. Близнецы выросли и стали мужчинами. Они решили построить город, но между ними возник спор по поводу места строительства. Спор перерос в драку, в результате которой Рем был убит своим братом Ромулом. Ромул построил город и стал первым царем Рима. Он стал известным правителем и великим полководцем.

Марк Брут

Марк Брут был римским сенатором, которого считают организатором убийства Юлия Цезаря в борьбе за политическую власть. 15-го марта 44 года до н.э. Марк Брут и его единомышленники совершили покушение на убийство Юлия Цезаря, когда тот вошел в Сенат на собрание. После этого власть в Риме перешла к Сенату, который назначил Брута управленцем восточных территорий Римской Империи. Впоследствии он потерпел поражение от Октавиана Августа и Марка Антония в битве при Филиппах в 43 году, после чего он покончил с собой.

Адриан

Адриан стал императором Рима в 117 году н.э. Адриан особенно известен тем, что в период своего правления он активно занимался строительством. Он завершил строительство Римского Пантеона, построил каменную стену в Британии для защиты от иноземцев. Также Адриан очень много путешествовал и посетил каждый уголок империи. Он восхищался Древней Грецией и даже хотел сделать Афины культурной столицей Римской Империи. Его по праву считают одним из самых мирных правителей Рима. Адриан скончался в 138 году н.э.

Вергилий

Вергилий был величайшим поэтом Рима. Он родился в 70 году до н.э. на севере Италии. Свою творческую деятельность он начал в период учебы в Риме и Неаполе. Самой известной его работой считается незаконченный эпос «Энеида». Взяв за основу «Одиссею» и «Илиаду» Гомера, Вергилий рассказывает в ней о приключениях троянского героя по имени Эней, который странствовал на западные земли и основал город Рим. В этой эпической поэме Вергилий показывает величие Рима и свое восхищение его правителями.

В других своих поэмах Вергилий описывает жизнь Рима и его жителей. После смерти, слава Вергилия распространилась на весь Рим. В римских школах ученики читали его поэмы и изучали его биографию. Писатели времен Средневековья очень часто ссылались на Вергилия в своих работах.

Гай Марий

Гай Марий жил в период между 157 и 86 гг. до н.э. Он был известным военачальником, государственным деятелем и несколько раз избирался консулом. Гай Марий реорганизовал римскую армию и нанес поражение множеству северных племен. Он известен тем, что любил набирать бедных жителей в римскую армию, обещая сделать их счастливыми и гордыми за свою страну гражданами.

Цицерон

Цицерон (106-43 гг. до н.э.) был великим римским философом, оратором и писателем. Его считали наиболее видным переводчиком с греческого языка на латынь. Он был изгнан из Рима первым триумвиратом, но позднее ему разрешили вернуться обратно. Он отличался оппозиционными взглядами на политику, из-за чего был убит в 43 году до н.э. До сих пор студенты по всему миру изучают труды Цицерона на латыни.

Константин Великий

Константин Великий (275-337 гг. н.э.) стал первым римским императором, принявшим христианство. Во времена его правления христиане и другие религиозные группы получили свободу от преследования. Он заново перестроил древнегреческий город Византий, назвав его Константинополем и христианским центром Древнего Рима.

Клеопатра

Клеопатра (69-30 гг. до н.э.) была царицей Египта в период римского владычества. Она очень следила за своей внешностью и всегда прекрасно выглядела. В то же время, она проявила себя в качестве безжалостной правительницы. Она взошла на египетский трон в возрасте 18 лет. Больше всего она стала известна благодаря своим связям с Юлием Цезарем и Марком Антонием.

Понтий Пилат

Понтий Пилат был римским префектом Иудеи, римской провинции. Он стал известен в качестве судьи во время суда над Иисусом Христом. Он вынес смертный приговор Иисусу Христу за государственную измену, т.к. Иисус провозгласил себя царем евреев. Правители Иудеи посчитали его опасным человеком для Римской Империи.

Однако согласно Библии Понтий Пилат утверждал, что он не желал распятия Христа.

Мы рассмотрели только некоторых, самых известных людей того времени. Были и другие, менее известные деятели. Все вместе они творили историю Древнего Рима.

Древний Рим имеет богатейшую историю и культуру. Было время, когда Древний Рим считался самой могущественной империей среди всех прочих цивилизаций. На пике своего могущества в 1-м и 2-м вв. н.э. Римская империя занимала огромную территорию в 6,5 миллионов квадратных километров. Численность населения составляла от 50 до 90 миллионов человек. Среди этих людей были личности, оставившие заметный след в истории. Это и императоры, и тираны, и гладиаторы, и поэты. Многие из них нам хорошо знакомы по учебникам истории, фильмам и художественным произведениям.

Самые знаменитые и известные люди древнего Рима

Юлий Цезарь

Юлий Цезарь – это самый знаменитый и известный римский полководец и государственный деятель. Он был великим военачальником, который одержал победу во многих войнах, что позволило ему заполучить власть и стать единоличным правителем Рима.

За время своего правления ему удалось завоевать Галлию, вторгнуться в Британию и отразить бесчисленные набеги германских племен.

Октавиан Август

Октавиан Август был сыном богатого римского банкира. Юлий Цезарь приходился ему двоюродным дедушкой. Август был усыновлен Юлием Цезарем и назначен его наследником. Октавиан Август начал активную борьбу против Марка Антония, который захватил власть в Риме после кончины Юлия Цезаря. Впоследствии они пришли к взаимному соглашению и согласились разделить власть над Римской Республикой. Они также нашли и покарали убийц Цезаря. Когда Октавиан узнал о любовной связи между Марком Антонием и царицей Египта Клеопатрой, то он посчитал это угрозой Риму и отвернулся от Антония. После смерти Марка Антония Октавиан Август стал первым императором Рима.

Рим значительно расширил свои территории в период правления Октавиана Августа. Он завоевал Иберийский полуостров и расширил границы Римской Империи на север до реки Дунай. Также он на регулярной основе восстанавливал ветхие здания и строил дороги к дальним границам империи.

После смерти Октавиан Август высоко почитался в Риме благодаря своему успешному правлению.

Нерон

Нерон стал императором Рима в 54 году н.э. в достаточно юном возрасте – ему было всего 17 лет. Он оказался очень жестоким и беспощадным правителем, который убил свою собственную мать.

Поначалу Нерон был достаточно добродушным и разумным правителем. Он активно занимался вопросами торговли и культуры в империи. Но со временем его действия становились все более жестокими и непредсказуемыми.

Согласно слухам именно он устроил пожар в Риме, разрушивший большую часть города. Он обвинил в поджоге христиан, которых он преследовал на протяжении всего времени правления. В 68 году Нерон осознал, что у него не осталось поддержки в Сенате, и он закончил жизнь самоубийством.

Рем и Ромул

Рем и Ромул были близнецами, которые согласно легенде основали город Рим. По преданию они были брошены родителями в раннем возрасте. Те уложили их в корзину и пустили ее по реке Тибр. Эта корзина была найдена волчицей, которая вытащила ее из реки и отнесла близнецов пастуху, который взял их на воспитание.

Время шло. Близнецы выросли и стали мужчинами. Они решили построить город, но между ними возник спор по поводу места строительства. Спор перерос в драку, в результате которой Рем был убит своим братом Ромулом. Ромул построил город и стал первым царем Рима. Он стал известным правителем и великим полководцем.

Марк Брут

Марк Брут был римским сенатором, которого считают организатором убийства Юлия Цезаря в борьбе за политическую власть. 15-го марта 44 года до н.э. Марк Брут и его единомышленники совершили покушение на убийство Юлия Цезаря, когда тот вошел в Сенат на собрание. После этого власть в Риме перешла к Сенату, который назначил Брута управленцем восточных территорий Римской Империи. Впоследствии он потерпел поражение от Октавиана Августа и Марка Антония в битве при Филиппах в 43 году, после чего он покончил с собой.

Адриан

Адриан стал императором Рима в 117 году н.э. Адриан особенно известен тем, что в период своего правления он активно занимался строительством. Он завершил строительство Римского Пантеона, построил каменную стену в Британии для защиты от иноземцев. Также Адриан очень много путешествовал и посетил каждый уголок империи. Он восхищался Древней Грецией и даже хотел сделать Афины культурной столицей Римской Империи. Его по праву считают одним из самых мирных правителей Рима. Адриан скончался в 138 году н.э.

Вергилий

Вергилий был величайшим поэтом Рима. Он родился в 70 году до н.э. на севере Италии. Свою творческую деятельность он начал в период учебы в Риме и Неаполе. Самой известной его работой считается незаконченный эпос «Энеида». Взяв за основу «Одиссею» и «Илиаду» Гомера, Вергилий рассказывает в ней о приключениях троянского героя по имени Эней, который странствовал на западные земли и основал город Рим. В этой эпической поэме Вергилий показывает величие Рима и свое восхищение его правителями.

В других своих поэмах Вергилий описывает жизнь Рима и его жителей. После смерти, слава Вергилия распространилась на весь Рим. В римских школах ученики читали его поэмы и изучали его биографию. Писатели времен Средневековья очень часто ссылались на Вергилия в своих работах.

Гай Марий

Гай Марий жил в период между 157 и 86 гг. до н.э. Он был известным военачальником, государственным деятелем и несколько раз избирался консулом. Гай Марий реорганизовал римскую армию и нанес поражение множеству северных племен. Он известен тем, что любил набирать бедных жителей в римскую армию, обещая сделать их счастливыми и гордыми за свою страну гражданами.

Цицерон

Цицерон (106-43 гг. до н.э.) был великим римским философом, оратором и писателем. Его считали наиболее видным переводчиком с греческого языка на латынь. Он был изгнан из Рима первым триумвиратом, но позднее ему разрешили вернуться обратно. Он отличался оппозиционными взглядами на политику, из-за чего был убит в 43 году до н.э. До сих пор студенты по всему миру изучают труды Цицерона на латыни.

Константин Великий

Константин Великий (275-337 гг. н.э.) стал первым римским императором, принявшим христианство. Во времена его правления христиане и другие религиозные группы получили свободу от преследования. Он заново перестроил древнегреческий город Византий, назвав его Константинополем и христианским центром Древнего Рима.

Клеопатра

Клеопатра (69-30 гг. до н.э.) была царицей Египта в период римского владычества. Она очень следила за своей внешностью и всегда прекрасно выглядела. В то же время, она проявила себя в качестве безжалостной правительницы. Она взошла на египетский трон в возрасте 18 лет. Больше всего она стала известна благодаря своим связям с Юлием Цезарем и Марком Антонием.

Понтий Пилат

Понтий Пилат был римским префектом Иудеи, римской провинции. Он стал известен в качестве судьи во время суда над Иисусом Христом. Он вынес смертный приговор Иисусу Христу за государственную измену, т.к. Иисус провозгласил себя царем евреев. Правители Иудеи посчитали его опасным человеком для Римской Империи.

Однако согласно Библии Понтий Пилат утверждал, что он не желал распятия Христа.

Мы рассмотрели только некоторых, самых известных людей того времени. Были и другие, менее известные деятели. Все вместе они творили историю Древнего Рима.

источник

luchshii-blog.ru

10. Вклад древних римлян в науку

Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей растущей Римской империи. Математика, география, естествознание и прочие науки у римлян носили узкоприкладной характер. Заметный след в науке оставили труды Менелая Александрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея, труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален вплотную подошел к открытию значений нервов для двигательных рефлексов и кровообращения. Развивалась строительная техника, позволившая создать Колизей Флавиев, полуторакило-метровый мост через Дунай при Траяне, и т. п. Усовершенствовались механика, использовались грузоподъемные механизмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для нагревания помещений, особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей. Распространилась искусство мозаики: даже в домах на Рейне в окна вставлялись стекла. И Менелай, и Птолемей были греческими учеными, работающими в Риме.

Большой популярностью пользовалась астрология, которой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые постигали и комментировали греков. «Особое место в культуре древних римлян занимали философия и юриспруденция. В древнеримской философии эклектически сочетаются принципы различных учений греческих мыслителей, особенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное значение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже - в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм.

Золотому веку римской науки присуще не столько умножение знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась целая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных ученых. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую «Естественную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны в флоры, от описания стран и народов до минералогии.

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Древний Рим - родина юриспруденции.

Если в небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосредственного волеизъявления правящей верхушки или всеобщего собраний граждан, то управление огромной Римской дермы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулирующий уголовные, финансовые, торговые отношения. Постоянное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного права, регулирующего отношения между латинянами и покоренными народами, живущими в провинциях.

studfiles.net

Наука Древнего Рима Учёные Древнего Рима Клавдий

Учёные Древнего Рима Клавдий Птолимей Клавдий Птолемей (примерно 87 – 165 годы н. э.) – математик, астроном, географ. Среди наук, к которым Клавдий Птолемей в биографии проявлял особый интерес, – астрономия, физика (в частности, оптика), география. Главная его астрономическая работа – «Великое построение» (или Альмагест). В ней ученый описал геоцентрическую модель мира. Также за свою краткую биографию Птолемей создал каталог звездного неба из 48 созвездий, которые он мог наблюдать в Александрии.

Большой известностью пользовалось и другие сочинения Птолемея – «Руководство по географии» (8 книг) (с 1475 по 1600 гг. вышло 42 издания этого сочинения). В нём дана полная, хорошо систематизированная сводка географических знаний древних.

Он дал координаты 8000 пунктов (по широте – от Скандинавии до верховьев Нила, а по долготе – от Атлантического океана до Индокитая), основанные, впрочем, почти исключительно на сведениях о маршрутах купцов и путешественников, а не на астрономических определениях. К трактату приложены одна общая и 26 специальных карт земной поверхности.

Астрономические наблюдения датировались в древности годами правления царей. В связи с этим Птолемей составил «Хронологический канон царей» , являющийся важным источником для хронологии. Написанный им пятитомный трактат по оптике считался окончательно утраченным. Но в 1801 г. был найден почти полный латинский перевод его, сделанный с арабского. Наибольший интерес в нём представляют развитая Птолемеем теория зеркал, таблицы углов преломления при переходе светового луча из воздуха в воду и в стекло, а также теория и таблица астрономической рефракции

Марин Тирский -древнегреческий географ, картограф и математик, считается основателем математической картографии Марин родился во второй половине I в. н. э. в городе Тире, принадлежавшем в то время римской провинции Сирия. Труды Марина Тирского до наших дней не дошли, о них известно по ссылкам Птолемея в его работе География

Согласно Птолемею, Марин Тирский пересмотрел подход к составлению морских карт. Его главная заслуга состоит в том, что он первым ввёл понятие широты и долготы для каждой точке на карте. В качестве нулевого меридиана он использовал долготу мифических Островов блаженных; широта острова. Родос служила нулевой широтой, или экватором. Птолемей упоминал несколько работ Марина Тирского датируемых 114 годом н. э. В этих работах Марин оценивал длину экватора в 180 000 стадиев. Если принять, что Марин оперировал греческими стадиями, то длина экватора составит 33 300 км, что примерно на 17% меньше настоящего размера.

На картах Марина впервые для Римской империи появляется изображение Китая. Марин Тирский считается основоположником до сих пор используемой в картах равнопромежуточной проекции. Часть идей Марина приводит Птолемей. Среди них - предположение, что омывающий океан делится тремя континентами: Европой, Азией и. Африкой. Марин считал, что люди населяют Землю на широтах между островом Туле на севере (ассоциируемом с. Шетландскими островами), и Южным тропиком соответственно на Юге; по долготе - от Островов блаженных до Китая. Марин Тирский впервые ввёл термин Антарктика как области противоположной Арктике.

present5.com

Дизентерийная амеба, гельминты и прочие прелестные существа во множестве обитали в Древнем Риме, а точнее, в древних римлянах, выяснил исследователь Пирс Митчелл, преподаватель биологической антропологии в Кембриджском университете в Великобритании.

Несмотря на то что современные люди восхищаются древнеримскими водопроводом, банями и туалетами, ни одна из этих вещей, похоже, не улучшила санитарию Вечного города, но, возможно, позволяла древним римлянам хорошо пахнуть, отметил ученый.

Около 2000 лет назад в Риме появились общественные бани и туалеты, канализация, а чистейшая питьевая вода начала поставляться в город по акведукам. Власти приняли законы, согласно которым отходы человеческой жизнедеятельности вывозились за город.

www.moya-planeta.ru

Реферат Выдающиеся ученые Древнего Рима

Выдающиеся ученые Древнего Рима

Большое развитие в I - II веках нашей эры получили образование и наука. В Риме и многих провинциальных центрах были организованы обучения для детей. Так, частные учителя или у себя дома, или в общественных местах, или просто в садах собирали группы детей и за плату обучали их читать, писать и считать. Это происходило так: учитель произносил буквы и слова, а ученики повторяли их вслух, потом он на вощеных дощечке писал буквы и слова, а ученики списывали их. В подобных начальных школах учились дети от 7 до 12 лет. Следующим звеном образования была "грамматика", где курс обучения длился четыре года. Помещение таких школ украшались бюстами писателей и философов. Здесь ученики читали и комментировали отрывки из произведений поэтов и писателей, делали письменные упражнения. Греческий и латинский литературы изучались как отдельные предметы. Достигнув 36 лет, ученики переходили в школу "риторики", которую можно сравнить с современной высшей школой. Подобные школы пользовались большой популярностью, поскольку, несмотря на усиление императорской власти, в стране продолжало цениться искусство красноречия. Сами императоры предоставляли средства на содержание школ латинской и греческой риторики. "Риторы" - учителя красноречия были частыми гостями в имениях аристократии. Они учили своих слушателей искусству построения фраз, изысканности языка, организовывали соревнования слушателей, победителям, как правило, дарили книгу.

В Римской империи продолжали развиваться исторические центры научной мысли - собственно Рим, Александрия, Пергам, Родос, Афины, Карфаген, Массилия. В Александрии существовали Музейон и библиотека, в Афинах - знаменитые философские школы, основанные еще Платоном (Академия) и Аристотелем (Ликейон). Большими культурными центрами оставались Пергам и Родос, куда приезжали дети римской знати завершать свое образование. А возле города Пергам возник крупный научно-медицинский центр - Асклепион.

Теперь, собственно, о научных достижениях. Во второй половине I в. Плиний Секунд написал большую "Естественную историю", которая была первой энциклопедией по физической географии, ботаники, зоологии и минералогии. В конце I - начале II в. известный римский историк Тацит в своих двух произведениях "Деяния Публия Валерия Агриколы" и "Германия" описал быт и общественный строй племен Центральной Европы, продолжали сохранять свою независимость от Римской империи.

Во II в. высокого уровня развития достигла медицинская наука. Еще во время правления императора Августа в Риме была создана школа для подготовки врачей. Такие школы существовали и в Малой Азии. В конце II в. прославился врач Гален, проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга.

Наряду с естественными науками получили дальнейшее распространение астрономия и астрология, но здесь успехи были не так много, как в других областях знаний. Так, Клавдий Птолемей отказался от гелиоцентрической теории Аристарха Самосского. Вместо нее он предложил теорию, согласно которой центром Солнечной системы была Земля, а Солнце и другие небесные тела вращались вокруг нее. Позже эта теория была заимствована христианскими теологами и стала основой средневекового понимания устройства Вселенной. Астрология была занесена в Рим из Месопотамии и была популярна во II и особенно в III веках.

Главным философским центром в I - II веках оставались Афины. На первых этапах большой популярностью пользовались стоицизм и эпикурейство. Среди плебса популярностью пользовались бродячие философы - Киник, которые часто выступали с резкой критикой представителей аристократии. Наиболее известным философом-стоиком во II в. был император Марк Аврелий Антонин (121 - 180 г.г.). Годы его правления знаменательны тем, что в настоящее время кризисные явления внутри империи становились все более интенсивными, высшие общественные классы отказывались что-либо менять для того, чтобы сохранить существующий общественный строй. В стоической этике они видели определенные средства нравственного возрождения общества. В своих размышлениях "К самому себе" император провозглашал: "Единственное, что находится во власти человека, - это его мысли... Загляни в свое нутро. Там, внутри, находится источник добра, который способен бить, НЕ иссякая, если к нему постоянно докапываться ".

Естественной, отчетливо материалистической для своего времени философией античности в Риме было эпикурейство, которое значительно распространилось в последние годы Римской республики и в начале императорского правления. Основоположники этой философского течения, как, например, Тит Лукреций Кар (95 - 55 г.г. до нашей эры), поддерживали убеждение ранних представителей атомистического учения и защищали основные принципы атомизма. Они говорили о нестворюванисть материи как таковой. С неуничтожимости и нестворюванистю материи, то есть с ее бесконечностью во времени, они связывали и бесконечность материи в пространстве. Атомам, согласно Лукрецию, свойственно движение. Лукреций пытался обосновать отклонения от прямолинейного движения атомов. Вместе с величиной и формой атомов, движение, по мнению философа, является причиной пестроты и разнообразия вещей в мире. Душа Лукреций считает материальной - особой соединением воздуха и тепла. Она протекает через все тело и образована тончайшими и наименьшими атомами.

Лукреция, ТИТ Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (около 99 - около 55 до н.э.), римский поэт, автор дидактического эпоса О природе (De rerum natura). Лукреций - римский гражданин, возможно благородного происхождения, судя по выражениям, в которых он посвящает свой труд видном государственному деятелю Гаю Меммию (претор в 58 до н.э.). Все, что мы знаем о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, по всей вероятности цитатой Свитония, говорит: «Наполненный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позже выданных Цицероном, и лишил себя жизни». История безумия и самоубийства Лукреция (вдохновленная Теннисона на создание поэмы Лукреций) и роль Цицерона в его литературной судьбе сделались предметом жарких споров. В письме брату Квинту, написанном в феврале 54 до н.э., то есть вскоре после смерти поэта, Цицерон упоминает его поэму, но лишь для того, чтобы признать в ней «много проблесков гения, но также и большое искусство».

Поэма О природе является самым крупным из изложений философии, дошедших до нас, Эпикура (ок. 340-270 до н.э.). Она состоит из шести книг. В первых трех устанавливаются фундаментальные принципы («Ничто не возникает из ничего», «Ничто никогда не погибает»). Далее Лукреций систематически излагает учение о вселенной, состоящей из бесконечного множества крошечных неделимых частиц (атомов) и бесконечного пустого пространства, через которое вечно падают эти частицы. Лукреций утверждает также, что атомы не имеют никакие качества, кроме определенного размера и формы, а все остальные воспринимаемые нами свойства объектов (цвет, запах, тепло и т.д.) возникают в результате воздействия на человеческие органы чувств различных сочетаний атомов. Все, что создано из атомов, в том числе

В сфере образования римляне также выступали преемниками эллинов. В Риме еще в республиканский период сложились три ступени образования: начальная школа для детей 7 – 12 лет, грамматическая школа для юношей 12 – 16 лет и риторическая школа для молодых людей 16 – 20 лет, соответствовавшая высшему образованию. В начальной школе учили чтению, письму и счету. В грамматической школе изучали римскую литературу, латинский язык, как отдельные предметы учили греческих классиков и древнегреческий язык. В риторической школе изучали красноречие, философию, историю, право. Школы были частными, обучение было платным. Императоры оказывали финансовую поддержку риторическим школам. Кроме этого в период империи продолжали действовать Александрийский мусейон, Афинские Академия и Ликей.

Римская наука обычно оценивается как упадочная. Это справедливо только отчасти. Рим стал родиной новой науки – юриспруденции, которая продолжала совершенствоваться в период империи. Отцом юриспруденции называют Гнея Флавия. Он происходил из семьи вольноотпущенника. В 304 году до нашей эры, будучи писцом коллегии понтификов, он опубликовал свитки понтификов и фасты, сделав их объектом свободного обсуждения и толкования. В дальнейшем Гней Флавий избирался трибуном, претором и закончил карьеру сенатором. Он же в 509 году до нашей эры ввел новое летоисчисление от установления республики. Во II веке до нашей эры появляются первые трактаты по праву, например, «De iure civile» Катона Младшего и Юния Брута. В I веке нашей эры возникли правоведческие школы – Сабинианская и Прокулианская, получившие названия по именам самых выдающихся правоведов того времени – Сабина и Прокула. Во II–III веках сформировалось классическое римское право, высшими авторитетами в котором признавались Павел, Папиниан, Гай, Ульпиан, Модестин. Им принадлежит заслуга разработки частного и публичного права, основных правовых категорий и понятий. В IV веке сочинения этих правоведов были наделены нормативной силой, как законы. В 426 году был принят закон о цитировании, согласно которому нормой становятся ссылки на указанные авторитеты.

Получила развитие политическая теория. Здесь наиболее значительными представляются труды Цицерона и Полибия о республике как о смешанной форме правления, обладавшей одновременно разделением властей.
В естественных науках отмечается значительная степень заимствования эллинских знаний. Цельс обобщил достижения греческой медицины. Гален продолжил практику анатомических вскрытий. Основателем собственно римской науки нередко называют Варрона, составившего энциклопедию наук; помимо обширных естественнонаучных познаний он демонстрировал глубокое понимание римских религиозных и бытовых традиций, римских памятников древности, римского театра, латинского языка и пр. Универсальным энциклопедистом выступал Плиний Старший, автор «Естественной истории». Вергилий, пользующийся славой первого поэта Древнего Рима, обнаруживал незаурядные агрономические познания в своем сочинении «Георгики». Создавались теоретико-практические трактаты по архитектуре (Витрувий), об акведуках (Фронтин), по ботанике (Диоскордий), создавались географические сочинения (Помпоний Мела, Клавдий Птолемей), дорожные карты, например, «Таблицы Пейтингера»; геометр Паппа продолжал совершенствовать исчисления площадей и объемов; математик Диофант пользовался буквенными, а не цифровыми значениями при решении уравнений, предвосхитив появление алгебры; астроном Сосиген производил календарные вычисления, заложив основы Юлианской реформы календаря; алхимик Зосима открыл свойства серы, ртути, кислот. Вместе с тем можно отметить отступление римской науки периода империи в область эзотерии: астрономия превращалась в астрологию, медицина – в магию, математика и геометрия – в мистику чисел и фигур, химические познания становились алхимией, то есть особой символической химией.

В гуманитарных науках римляне также отталкивались от греческих идей. Сципион Эмилиан – первый римский философ – говорил и писал по-гречески, придерживался учения греческих стоиков. Лукреций, автор философской поэмы «О природе вещей», развивал доктрину Эпикура; он отвергал идею бога, выдвигал теорию прогресса, вводил трехчленную периодизацию развития человечества – каменный, медный и железный века. Значительна роль Цицерона в разработке латинской философской терминологии. Основателем римского стоицизма был Сенека, воспитатель будущего императора Нерона, которого называют «дядей христианства»; он развивал учение о внутреннем достоинстве человека, которое могло делать раба возвышающимся над свободным; учил о загробном воздаянии. Стоиком был и Марк Аврелий, император-философ; он проповедовал отказ от всего внешнего, покорность судьбе.
В период принципата возникло учение гностиков, основателем которого считается Филон Александрийский; он различал избранных, обладавших духовным знанием (гносис), и чернь, чуждую духовности. Тогда же зародилась и христианская теология, подвергшая резкой критике языческую науку за ложное многознание. Один из первых теологов – Тертуллиан – провозгласил принцип превосходства веры над знанием: «Верю, ибо абсурдно» (credo quia absurdum est). В период домината получил развитие неоплатонизм, виднейшим представителем которого был Плотин – последнее достижение умозрительного знания римской и вообще античной культуры.

Родоначальником римской исторической науки считается Энний (II век до нашей эры). Высшего расцвета римская историография достигла в период империи. Самым блестящим историком был Тит Ливий, оставивший «Историю Рима от основания города». Из представителей греческой интеллигенции, писавших на латинском языке, наибольшей известностью пользовались Дионисий Галикарнасский, написавший книгу «Римская археология» и утверждавший о родстве римлян и греков, и Плутарх, автор знаменитых «Сравнительных жизнеописаний». Вершиной римской исторической мысли стали «История» и «Анналы» Тацита; он резко отрицательно относился к империи и императорам, крайне болезненно воспринимал деградацию римского гражданского общества.

Марк Теренций Варрон (лат. Marcus Terentius Varro; 116 - 27 гг. до н. э.). Римский учёный-энциклопедист и писатель I века до н. э., по месту рождения именуемый Варрон Реатинский. Авторитет Варрона как учёного и оригинального писателя уже при жизни был неоспорим.

Философские взгляды Варрона эклектичны, он близок к киникам, стоикам, пифагорейству. Высшее благо, по его мнению, должно удовлетворять потребностям души и тела. Добродетель определяется как ведущее к благополучию искусство жизни, которому можно научиться. Варрон был поборником старых римских нравов, однако никогда не выступал в роли непреклонного защитника традиций. Он ценил подлинную культуру вне зависимости от её внешней формы.

Марк Теренций Варрон родился в 116 году до нашей эры в сабинской Реате. На государственной службе прошёл все должности до претуры. Во время гражданской войны в 49 году до н. э. воевал на стороне Помпея в Испании. По окончании войны Цезарь простил его и назначил начальником публичной библиотеки.

Поселившись в Риме, Варрон окончательно посвятил себя давно уже интересовавшим его историческим изысканиям и литературной деятельности. Однако, из личных мотивов, Марк Антоний подверг его проскрипции, причём Варрон потерял часть своей библиотеки и свою землю. С 43 г. стал заниматься только научной работой и литературной деятельностью. Работал до глубокой старости. Некоторые произведения написал в восьмидесятилетнем возрасте.

Основной литературной работой Варрона считаются философско-нравственные «Менипповы сатиры» (лат. Saturae menippeae) в 150 книгах (каждой книге соответствует одна сатира; сохранился 591 короткий фрагмент из 96 книг; ни одной целостной сатиры Варрона реконструировать не удалось). Названы по своей специфической форме, заимствованной автором у кинического писателя Мениппа, которого Варрон высоко ценил. Собственно, от Варрона идёт название соответствующего жанра - мениппова сатира. Согласно , написаны в юношеском возрасте.

Существует составленный Иеронимом неполный каталог произведений Варрона, на основании которого установлено, что Варрон написал свыше 70 произведений, общим числом свыше 600 книг. Он занимался, в частности, грамматикой, юриспруденцией, искусством, историей, историей литературы, теорией музыки.

Сохранились трактат «О сельском хозяйстве» («Res rusticae») в 3-х книгах, 5-10 книги работы «О латинском языке» («De lingua Latina»; всего было 25 книг). Это произведение основано на выводах его учителя Стилона.

Большое значение имела 9-томная энциклопедия Варрона «Disciplinae» (утеряна), отклики на которую можно найти у выдающихся учёных поздней античности и раннего Средневековья, среди которых , Марциан Капелла, Кассиодор, Исидор Севильский. По традиции считается, что энциклопедия Варрона состояла из грамматики, диалектики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии (астрологии), музыки (т.е. теории музыки), медицины и архитектуры, из чего делается вывод, что Варрон первым описал свободные искусства в виде цикла (правда, с добавлением медицины и архитектуры).

Ныне достоверным считается, что Варрон - автор, как минимум, трактатов о музыке и землемерии (De mensuris, которое также трактуется как геометрия), следы остальных трактатов не прослеживаются. Независимо от того, входила ли «Музыка» в 9-томник или была написана как самостоятельный трактат (второе вероятней), Варрон может считаться первым римским теоретиком музыки.

Широко известны его работы под общим названием «Логисторики» («Logistorici»), состоящие из 76 книг в форме философских диалогов, основное содержание которых образуют этические рассуждения с примерами из мифологии и истории. Слово logistoricus - неологизм Варрона, его точное значение неизвестно. В одной из монографий «О философии» (De philosophia) автор представляет философию как учение о правильном образе жизни.

В исторических исследованиях выделяются «Человеческие и божественные древности» («Antiquitates rerum humanarum et divinarum») в 41 книге (труд утерян). Это энциклопедия истории римской культуры. Благодаря христианским писателям, прежде всего Августину, известно содержание второй части исследования (кн. 26 - 41), которую Варрон посвятил Цезарю. Ценные цитаты из «Древностей» и «Логисториков» также приводит Цензорин.

В книгах «О происхождении римского народа» (De gente populi Romani) и «О жизни римского народа» (De vita populi Romani) (та и другая в 4 томах) Варрон посвятил истории римлян и вкладу Рима в историю цивилизации.

В книге «Образы» («Hebdomades vel de imaginibus»; 15 книг) Варрон представил 700 портретов великих личностей Греции и Рима. В ней он доказывал равноправное положение греческой и римской культур.

Велика роль Варрона в становлении грамматики и лингвистики. Сохранились фрагменты трудов Варрона «История алфавита» («Historia litterarum»; 2 книги), «О происхождении латинского языка» («De origine linguae Latinae»; 3 книги) и некоторые другие фрагменты.