Когда на берегах нила возникло государство. Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске

Выбирали те места, которые были самыми удобными для полноценной жизнедеятельности. Часто ими оказывались берега морей и рек.

Нил берет свое начало в Центрально - восточной Африке и впадает в Средиземное море, образовывая широкую разветвленную дельту.

Нил - оазис жизни

Благодаря тому, что ежегодно в июле Нил разливался, его каменистые берега становились плодородными.

Нил также связывал людей, которые жили вдоль его течения с другими цивилизациями, так как предоставлял выход в Средиземноморье.

Древние египтяне предавали Нилу божественную окраску и считали его благословением богов, ведь благодаря реке они могли заниматься земледелием, рыбной ловлей и налаживать торговые связи.

Удивительно, но именно древнегреческие торговцы дали название стране на берегах Нила - Египет. Из камыша, который рос на берегах реки, египтяне делали папирус, который позже стал неотъемлемой частью их культуры.

Земледелие древних египтян

Земледелие играло значительную роль в жизнедеятельности древних Египтян. Летом, когда воды Нила разливались, они строили специальные каналы, чтобы вода смогла увлажнить отдаленные территории.

В этот период работы на земле прекращались - требовалось время для того, чтобы вода смогла достаточно хорошо увлажнить почву и сделать ее плодородной. К земледелию возвращались спустя три месяца после разлива.

Грунт вскапывали специальными бронзовыми плугами, в которых запрягали волов. Самыми распространенными культурами были злаковые, горох, фасоль, огурцы, чеснок и лук.

Время сбора урожая приходилось на апрель-май. Также древние египтяне выращивали инжир, гранаты и финики: сухой и жаркий климат этому способствовал.

Возникновение единого египетского государства

Подобно древним грекам, египтяне создавали отдельные самостоятельные города-государства - номы. Но в отличие от греческой политики колонизации, египетские номы часто воевали друг с другом за право владения землей.

Борьба между номами закончилась тем, что вся территория Египта стала представлять собой два царства - Верхний и Нижний Египет.

Царю Верхнего Египта Мину, в 3 тыс. до н.э. , удалось объединить два царства в одно государство, столицей которого стал город Мемфис. А правителей, которые возглавляли государство, после объединения стали называть фараонами.

Быт древних египтян

Фараоны жили в роскошных дворцах, которые украшались необычными растениями, скульптурами. Зачастую дворцы фараонов были покрыты золотом. Внутри помещение поражало необыкновенной росписью, для создания которой приглашали лучших в мире художников.

Аристократы и обеспеченные египтяне во всем старались подражать фараону. Очень часто их дома представляли собой уменьшенную копию дворца правителя. Низшие слои населения жили в собственных маленьких домах, зачастую однокомнатных.

Одежда египтян была выполнена из легких тканей. Женщины носили сарафаны, мужчины - набедренные повязки. Обязательными для египтян, независимо от возраста, пола и сословия, к которому они принадлежали, были парики.

В древнем Египте не существовало денег, поэтому торговля представляла собой обмен. Основным эквивалентом, по которому определяли стоимость того или иного товара было зерно. В древнем Египте существовал культ матери и семьи, который хорошо сочетался с

МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА ИЛЬИНСКАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

Открытый урок по истории 5 класс по теме

«Государство на берегах Нила»

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Открытый урок по истории 5 класс

Дата проведения: 27.10.16 год

Тема урока: « Государство на берегах Нила»

Цель урока: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.

Задачи урока:

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: дельта, пороги, папирус, фараон

Оборудование урока: презентация, тест, учебник: Вигасин А.А. История древнего мира.

Ход урока.

    О рганизацио н ный момент .

    Изучение нового материала.

    Местоположение и природа Египта .

Примерно 5 тысяч лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Давайте попробуем, разгадав ребус, узнать в какую страну, мы перенесемся и останемся на несколько уроков. (слайд № 1).

Мы с вами оказались в Древнем Египте. Сегодня нам предстоит познакомиться с природой и местоположением этого государства.

А) географическое положение

Определяется вместе с учащимися по карте (слайд № 2). Показываются части света, учащиеся их называют. На карте находится Африка.

Древний Египет был расположен в северо-восточной Африке

(учащиеся показывают север континента, восток континента, находят Египет). По карте выясняется, какими морями омывается государство (слайд № 3).

(Выясняется, какие представления имеют учащиеся о Египте.)

На территории, где располагается Египет, огромные пространства занимают безжизненные пустыни (слайд № 4). Климат здесь – сухой и жаркий, крайне редко выпадают осадки. Жизнь в этих краях развивается лишь благодаря реке Нил, которая является одной из самых полноводных рек мира (слайд № 5). Она берет свое начало в Центральной Африке, далеко за пределами Египта и течет на север к Средиземному морю. Длина реки достигает 6671 км.

Что необычного в течение реки? Как она впадает в море?

Нил впадает в море несколькими рукавами, ту низменность, где он делится на рукава, древние греки называли дельтой, так как она была похожа на греческую букву «дельта» (имеет форму равнобедренного треугольника), но в перевернутом виде. (слайд №:6)

(В атласах учащиеся с помощью карандаша и линейки строят равнобедренный треугольник в дельте реки)

Разбор и заучивание термина «ДЕЛЬТА»

Течение Нила на своем пути встречает ПОРОГИ. (слайд №7).

Учащиеся, глядя на картинку, пытаются ответить на вопрос: что такое пороги?

Пороги - это опасные каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Преодолев их, Нил медленно и величаво течет на север, к морю. (работа и заучивание термина)

Севернее 1 порога расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудился в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды, беспощадно палит солнце, вокруг горячие пески – жизнь возможна только в долине реки. В пустыне иногда встречаются ОАЗИСЫ

(учащиеся предлагают версии, что это может быть). Разбор термина (слайд №8).

В оазисах и на берегах Нила росло удивительное растение – ПАПИРУС, высокий тростник, из которого делали материал для письма. Затем и рукопись стали называть также. (слайд № 9)

Б ) Закрепление.

Учащийся на доске рисует меловую схему расположения Египта.

Коллективно вспоминаются термины.

    Разливы Нила

В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой как камень. Но вот, в конце месяца, в Центральной Африке, откуда берет начало Нил, начинается сезон дождей и тает снег в горах. Нил выходит из берегов и затопляет поля, вода в реке становится мутно-зеленого, а затем красного цвета (слайд № 10).

(?учащимся: почему вода красного цвета?)

Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила. (учащиеся в учебнике находят термин и заучивают). Благодаря ему почва была мягкая и жирная, ее было легко обрабатывать, и она давала большие урожаи.

Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Им казалось, разливы происходят по воле могущественного бога ХАПИ, который сидит в пещере и держит в руках два сосуда с водой. Летом он сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов и приносит плодородный ил. Поэтому Хапи почитали и пели ему хвалебные песни.

(2-е учащихся читают вслух хвалебные песни.

Обсуждение:

Кого восхваляют? За что восхваляют?)

Сами египтяне называли свою страну «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ » (слайд № 11). Как вы думаете почему?

А греки позднее эту страну назвали Египет, что означало «ЗАГАДКА», «ТАЙНА».

Один философ сказал: «Египтяне самый счастливый народ, так как отец Нил делал все за них сам: орошал, разливаясь на поля, удобрял илом, делая их плодородными, египтянам оставалось только посеять семена, дождаться урожая и собрать его»

Согланы ли вы с этим высказыванием? Так ли легко было египтянам, как описал философ?

Закрепление.

Учащиеся пытаются сделать общий вывод о роли Нила в жизни египтян.

    Объединение Египта.

Государство, которое охватывало весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств, которые постоянно воевали между собой в стремлении покорить соседей. После длительных войн долина Нила оказалась поделенной на два царства: Северный Египет (располагался в дельте) и Южный Египет (располагался выше по течению). Царь Южного Египта носил белую корону, а царь северного Египта – красную корону. (слайд № 12). Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Примерно за 3тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта подчинил Северный Египет и объединил всю страну и захотел носить сразу две короны, поэтому ее сделали двойной. (слайд № 13). Повелителя всего Египта стали называть ФАРАОНОМ

(Заучивание учащимися термина).

Своей столицей фараон сделал город МЕМФИС

(поиск города на карте)

Закрепление.

Учащийся рассказывает, как образовалось единое государство.

    Первичное закрепление.

Тест.

    Д / З.

Ответить на вопрос: «Почему Египет в древности называли «даром Нила»?

Отзыв

об открытом уроке истории

Класс 5

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема: « Государство на берегах Нила» .

Тип урока:

Оборудование

Урок окружающего мира по теме « Государство на берегах Нила » в 5 классе был направлен на формирование предметных и универсальных учебных действий, показал хорошие знания детей учебного материала, индивидуальную творческую работу учащихся.

К уроку были поставлены цели : знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства; задачи урока:

    выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта

    показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации

    познакомить с понятием «разлив Нила»

    рассмотреть, как образовалось единое государство

    развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал

    развивать устную монологическую речь

    воспитывать интерес к истории

В ходе проведения урока чётко отслеживались этапы актуализации знаний, совместное открытие новых знаний. На этапе закрепления нового материала был представлен материал учащегося класса по теме « Дары Нила».

Учитель использовал на уроке различные виды оборудования: слайды цифровых образовательных ресурсов.

В ходе работы над статьёй учебника учитель применил технологию проблемного диалога и продуктивного чтения.

Материал урока позволил учащимся познакомиться местоположением и природными условиями Древнего Египта. Учитель добился осознанного усвоения нового материала.

В качестве закрепления новых знаний была проведена практическая работа на уроке в рабочих тетрадях, заслушивались краткие сообщения.

Ребята активно работали на уроке. Учитывались индивидуальные особенности учащихся с разным уровнем успеваемости.

Урок обеспечивал развитие у учащихся, как учебных умений, так и коммуникативных способностей, способствовал воспитанию бережного отношения к природе, был выдержан в рамках программных требований ФГОС

Выводы:

    Урок носил деятельностный характер, применялись проблемно – поисковые методы подачи нового материала, технологии проблемного диалога, продуктивного чтения, применения ИКТ, цифровых образовательных ресурсов.

    Урок способствовал формированию коммуникативных личностных качеств: учил детей выслушивать ответы своих товарищей, излагать подобранный к уроку материал, делать выводы и обобщения.

    Был направлен на воспитание у учащихся бережного отношения к природе, значительно расширял знания учащихся об истории

    Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными задачами. Цели, поставленные на урок, достигнуты.

Заместитель директора по УВР: /Плешакова Е. Ю./

Отзыв

об открытом уроке истории

Класс 5

Дата проведения: 27.10.2016 год

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема:" Государство на берегах Нила" .

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом.

Оборудование : цифровые образовательные ресурсы, таблицы, ИКТ.

В начале урока четко сформулированы образовательные задачи. При проведении урока Ольга Юрьевна использовала различные методические приёмы, стимулирующие творческий и интеллектуальный потенциал учащихся:

Учитель использовал на занятии групповую форму работы: класс был разделён на группы, состоящие из 3-5 человек. Группы были сформированы учителем с учётом уровня обученности учащихся, внеурочной информированности по предмету, совместимости, что позволило им взаимно компенсировать и дополнять недостатки друг друга. Каждая группа выбрала самостоятельно задания и выполняла их сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы.

Педагог в начале урока обозначила правила работы в группе и определила систему оценок: каждый ученик в группе получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. Учитель указал на важность того, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.

В конце занятия были подведены итоги: выработанные каждой группой решения обсуждались всем классом. Учитель вынес решение о результатах выполнения задания и работе групп. Каждый участник группы получил соответственно по две оценки.

Используемая учителем групповая форма работы способствовала:

    повышению учебной и познавательной мотивации учеников;

    снижению уровня тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении поставленной задачи;

    содействовала личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков;

Учитель биологии МБОУ СОШ №16 /Башкатова И. А./

УУД:

Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов.

Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают ее, представляют информацию на основе схем, сообщений.

Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.

Учебное оборудование:

карта “Древний Восток. Египет и Западная Азия”;

презентация “Древний Египет”; (Приложение 1)

маршрутные листы (Приложение 2) и визы (Приложение 3) для учащихся.

Задание 1: Древнегреческий историк Геродот говорил: «Египет - дар Нила». Согласны ли вы с Геродотом?

Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?

Дельта.

Папирус.

Ил.

Пороги.

Оазис.

А. Островки зелени в пустыне.

Б. Высокий тростник, который рос по берегам Нила.

В. Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море.

Г. Плодородная земля по берегам Нила.

Д. Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству.

На доске: тема урока, новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон, пороги, номы

Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма проведения : урок-путешествие.

Ход урока

1.Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока.

Цель урока.

- Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

2 . Изучение новой темы.

План.

1.От первобытности к цивилизации.

2.Страна Египет.

3.Разливы Нила.

4.Объединение Египта.

I . Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске.

Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна.

государство

власть (царь)

войско неравенство сбор налогов (казна)

В Древнем мире существовало неравенство одни были богатые и свободные, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.

А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта.

- Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация?

«цивилизация» - новый этап развития человеческого общества, культура определённой эпохи. Первые цивилизации появились более 5 тысяч лет назад.

На слайде №4 ученики читают определение:

Цивилизация - объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

- Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!

Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу (лежат на столе).

Для того чтобы вернуться домой вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания и получить как можно больше печатей - символа власти любого государства. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом.

И так, в путь!

II .

А. Работа с настенной картой и показывает место их путешествия, беседуя с учениками:

Какие части света вы знаете? (Дети перечисляют, учитель останавливается на Африке).

Где на карте север, юг, запад, восток? (Учитель, слушая детей, двигает указку к северо-востоку и показывает реку Нил, по берегам которой находится Египет).

Ваша задача: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

Б. Каждой группе в ходе путешествия необходимо заполнить маршрутный лист .1-я группа ставит себе печать.

Самостоятельная работа с учебником. Для этого вы должны прочитать текст учебника §6 п. 1,2 и воспользоваться картой учебника на странице 31. После чего заполнить предложенную таблицу (маршрутный лист).

Заполнение таблицы.

Работа по карте.

Ответы учащихся.

Слайд №5 Проверка заполнения маршрутного листа

Слайд-карта №6

Слайд-вывод №7 : Египет - страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

В. Работа с историческими словами.

Обратите внимание на эти слова (папирус, дельта, оазис, ил, пороги)

Выполнение задания №2

Физкультминутка.

Г. Работа с историческим документом.

За каждый правильный ответ группа ставит себе печать в визу.

Д. Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте:

Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет).

Где находится Египет? (в северо-восточной части Африки).

Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней).

Чем защищена восточная часть страны? (рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами»).

Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным).

О какой реке идет речь в документе? (о реке Нил).

Куда впадает Нил? (В Средиземное море).

Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (начинается разлив Нила).

III .

Е. Сообщение обучающегося:

Путешествие продолжается, и мы переходит к следующему пункту плана «Разливы Нила».

часть сообщения такого содержания: «В июле, когда стоит страшная жара, всё сохнет, земля трескается, вдруг в реке Нил начинает прибывать вода, и он разливается. Египтяне объясняли это так: «Далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».

- Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни.

Слайд №9 - “Хвалебные песни Нилу”.

За что хвалили египтяне Нил и Солнце? (Нил орошает землю, оживляет природу, помогает вырастить урожай.)

Д. Задание №1: решите творческую задачу. Почему древнегреческий историк Геродот называл «Египет - дар Нила?» Подумайте, прав ли был Геродот?

(Плодородный ил давал возможность заниматься земледелием. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить людей. После разливов Нила оживала природа и хозяйственная жизнь человека).

Не забываем ставить печати за правильный ответ!

IV .

Е. Рассказ учителя:

- Единое государство Египет сложилось не сразу. Давайте узнаем как?

Демонстрация слайдов №10 -№11 - Объединение Египта. Карта.

Первоначально в Долине и Дельте складываются:

Номы - общины, связанные с местными ирригационными системами.

Затем, согласно преданию, 22 нома долины и 20 номов дельты объединились в два государства. Цари южного государства носили белую корону, цари северного - красную. Длительный период времени государства враждовали, пока царь Верхнего Египта Мина не подчинил себе дельту. Около 3-го тыс. до н.э. страна объединилась под властью одного царя, увенчавшего себя бело-красной короной и ставшего основателем первой династии фараонов.

Кто такой фараон?

Фараон - повелитель всего Египта.

С этого полулегендарного события начинается история Египетского государства. Первой столицей египетского государства стал город Мемфис названа дата объединения 3118 год до н. э. .

3 . Закрепление. Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.

1) Чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задания теста.

Слайд-викторина №12-№13

ИЛИ

Беседа по вопросам:

Назовите столицу Египетского государства. (Мемфис.)

Как называли повелителя Египта? (Фараон.)

Посчитайте, сколько лет назад образовалось Египетское государство. (Приблизительно 5127 лет назад образовалось государство в Египте.)

Завершив первое путешествие в Древний Египет, мы можем перенести наши знания на контурную карту:

2) Работа с контурной картой: р.т. с. 20, з.25

4 . Итог урока. Оценки (по количеству печатей на визе).

5. Д.З. §6 вопросы. Словарная работа. Р.т. стр.18, зад. №22

6. Рефлексия:

Ребята, что вам понравилось в путешествии?

Или не понравилось?

Что вы узнали нового, интересного?

Хотели бы еще совершить путешествие в другую страну?

Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?

Дельта.

Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море.

Папирус.

Высокий тростник, который рос по берегам Нила.

Ил.

Плодородная земля по берегам Нила.

Пороги.

Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству.

Оазис.

Островки зелени в пустыне.

Географическое положение страны специфично, оно стало залогом высочайшего уровня развития древнеегипетской цивилизации. Египет занимал северо-восточную оконечность материка, а Суэцкий перешеек связывал с Передней Азией. По тонкому перешейку и велась активная торговля с ее поселениями и культурными центрами, так как по нему проходила большая караванная дорога. Нескончаемым потоком тянулись в обе стороны огромные караваны верблюдов, нагруженных зерном, овощами и фруктами, тканями, золотом и драгоценными камнями. Нил же связывал Египет со Средиземноморским регионом и Тропической Африкой. Естественно, освоить сухопутное, проходившее по руслам высохших рек, и водное сообщение египтяне смогли уже на довольно высоком уровне развития своей цивилизации. До этого же вынужденная географическая изоляция определила самобытный и обособленный характер создаваемого государства. Болотистая дельта Нила, труднопроходимые для водного транспорта пороги, многочисленные пустыни с хищными зверями и ядовитыми змеями вокруг ставили египтян в особые условия существования. Это, в то же время, сделало их выносливыми и работящими, и научило приспосабливаться к капризам Природы, максимально используя все ее богатые дары.

Территории, включаемые в Древний Египет

Та-кемет или Кеми – именно такое имя дали своему государству его первые жители. В него входила область, образуемая рукавами Нила – Нижний Египет, и земля, доходящая до первых порогов, называемая Верхним Египтом, плюс оазис Эль-Файюм. Высокая гряда широких холмов и суровая Ливийская пустыня отделяли зеленый и цветущий Эль-Файюмский оазис от основной территории. В те времена оазис занимал большую, нежели сейчас, местность с богатыми садами и обильными посевами сельскохязяйственных культур. Там же располагалось известное древним историкам и довольно большое Меридово озеро, которое создал Аменемхет III. Однако со временем этот сложный гидротехнический объект уменьшился в размерах, потеряв свое значение.

(5 класс, учебник “История Древнего мира”, авт. А.А. Вигасин и др., 2011 г.)

Цель урока:

  1. Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
  2. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.
  3. Обеспечить усвоение учащимися понятия “цивилизация”.
  4. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника, историческим документом.

Учебное оборудование:

  1. карта “Древний Восток. Египет и Западная Азия”;
  2. электронный учебник по истории Древнего мира (диск);
  3. презентация “Древний Египет”; (Приложение 1 )
  4. маршрутные листы (Приложение 2 ) и визы (Приложение 3 ) для учащихся.

На доске: тема урока, новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

1. Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока.

2. Цель урока.

3. Изучение новой темы.

  1. От первобытности к цивилизации.
  2. Страна Египет.
  3. Разливы Нила.
  4. Объединение Египта.

4. Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске.

Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию , на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна .

А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта.

– Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация ?

Ответы учащихся.

На слайде ученики читают определение:

Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

5. – Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!

Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу (лежат на столе), а каждой группе в ходе путешествия необходимо заполнить маршрутный лист.

Для того чтобы вернуться домой вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания и получить как можно больше печатей – символа власти любого государства. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом.

И так, в путь!

Ваша первая задача: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

Для этого вы должны прослушать небольшую лекцию (диск), прочитать текст учебника §6 п. 1,2 и воспользоваться картой учебника на странице 31. После чего заполнить предложенную таблицу (маршрутный лист).

  • Ответы учащихся.
  • Заполнение таблицы.
  • Работа по карте.

Слайд-карта

Слайд-вывод: Египет – страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

6. Работа с историческим документом.

Диодор Сицилийский (греческий историк). Историческая библиотека.

П. 36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лето еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет.

– О каком явлении идёт речь?

Ответы учащихся.

– Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни. Диск – “Хвалебные песни Нилу”.

7. Решение творческой задачи: Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет “даром Нила”? Подумайте, прав ли был Геродот?

Ответы учащихся.

8. Физкультминутка.

9. Комментированное чтение текста учебника. п. 3

– Единое государство Египет сложилось не сразу. Давайте узнаем как?

Демонстрация слайдов – Объединение Египта. Карта.

10. Закрепление. Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог. Не забываем ставить печати за правильный ответ!

1) Работа по карте:

  • Показать: реку Нил, дельту, 1-й порог, Мемфис, Средиземное море.

2) Чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задания теста.

Слайд-викторина

11. Итог урока. Оценки (по количеству печатей на визе).

12. Д.З. §6 вопросы. Словарная работа. Контурная карта задание 1,2.

13. Рефлексия: Ребята, что вам понравилось в путешествии?

Или не понравилось?

Что вы узнали нового, интересного?

Хотели бы еще совершить путешествие в другую страну?