Когда на берегах нила возникло государство. Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске
Выбирали те места, которые были самыми удобными для полноценной жизнедеятельности. Часто ими оказывались берега морей и рек.
Нил берет свое начало в Центрально - восточной Африке и впадает в Средиземное море, образовывая широкую разветвленную дельту.
Нил - оазис жизни
Благодаря тому, что ежегодно в июле Нил разливался, его каменистые берега становились плодородными.
Нил также связывал людей, которые жили вдоль его течения с другими цивилизациями, так как предоставлял выход в Средиземноморье.
Древние египтяне предавали Нилу божественную окраску и считали его благословением богов, ведь благодаря реке они могли заниматься земледелием, рыбной ловлей и налаживать торговые связи.
Удивительно, но именно древнегреческие торговцы дали название стране на берегах Нила - Египет. Из камыша, который рос на берегах реки, египтяне делали папирус, который позже стал неотъемлемой частью их культуры.
Земледелие древних египтян
Земледелие играло значительную роль в жизнедеятельности древних Египтян. Летом, когда воды Нила разливались, они строили специальные каналы, чтобы вода смогла увлажнить отдаленные территории.
В этот период работы на земле прекращались - требовалось время для того, чтобы вода смогла достаточно хорошо увлажнить почву и сделать ее плодородной. К земледелию возвращались спустя три месяца после разлива.
Грунт вскапывали специальными бронзовыми плугами, в которых запрягали волов. Самыми распространенными культурами были злаковые, горох, фасоль, огурцы, чеснок и лук.
Время сбора урожая приходилось на апрель-май. Также древние египтяне выращивали инжир, гранаты и финики: сухой и жаркий климат этому способствовал.
Возникновение единого египетского государства
Подобно древним грекам, египтяне создавали отдельные самостоятельные города-государства - номы. Но в отличие от греческой политики колонизации, египетские номы часто воевали друг с другом за право владения землей.
Борьба между номами закончилась тем, что вся территория Египта стала представлять собой два царства - Верхний и Нижний Египет.
Царю Верхнего Египта Мину, в 3 тыс. до н.э. , удалось объединить два царства в одно государство, столицей которого стал город Мемфис. А правителей, которые возглавляли государство, после объединения стали называть фараонами.
Быт древних египтян
Фараоны жили в роскошных дворцах, которые украшались необычными растениями, скульптурами. Зачастую дворцы фараонов были покрыты золотом. Внутри помещение поражало необыкновенной росписью, для создания которой приглашали лучших в мире художников.
Аристократы и обеспеченные египтяне во всем старались подражать фараону. Очень часто их дома представляли собой уменьшенную копию дворца правителя. Низшие слои населения жили в собственных маленьких домах, зачастую однокомнатных.
Одежда египтян была выполнена из легких тканей. Женщины носили сарафаны, мужчины - набедренные повязки. Обязательными для египтян, независимо от возраста, пола и сословия, к которому они принадлежали, были парики.
В древнем Египте не существовало денег, поэтому торговля представляла собой обмен. Основным эквивалентом, по которому определяли стоимость того или иного товара было зерно. В древнем Египте существовал культ матери и семьи, который хорошо сочетался с
МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА ИЛЬИНСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
Открытый урок по истории 5 класс по теме
«Государство на берегах Нила»
Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна
Открытый урок по истории 5 класс
Дата проведения: 27.10.16 год
Тема урока: « Государство на берегах Нила»
Цель урока: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.
Задачи урока:
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: дельта, пороги, папирус, фараон
Оборудование урока: презентация, тест, учебник: Вигасин А.А. История древнего мира.
Ход урока.
О рганизацио н ный момент .
Изучение нового материала.
Местоположение и природа Египта .
Примерно 5 тысяч лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Давайте попробуем, разгадав ребус, узнать в какую страну, мы перенесемся и останемся на несколько уроков. (слайд № 1).
Мы с вами оказались в Древнем Египте. Сегодня нам предстоит познакомиться с природой и местоположением этого государства.
Определяется вместе с учащимися по карте (слайд № 2). Показываются части света, учащиеся их называют. На карте находится Африка.
Древний Египет был расположен в северо-восточной Африке
(учащиеся показывают север континента, восток континента, находят Египет). По карте выясняется, какими морями омывается государство (слайд № 3).
(Выясняется, какие представления имеют учащиеся о Египте.)
На территории, где располагается Египет, огромные пространства занимают безжизненные пустыни (слайд № 4). Климат здесь – сухой и жаркий, крайне редко выпадают осадки. Жизнь в этих краях развивается лишь благодаря реке Нил, которая является одной из самых полноводных рек мира (слайд № 5). Она берет свое начало в Центральной Африке, далеко за пределами Египта и течет на север к Средиземному морю. Длина реки достигает 6671 км.
Что необычного в течение реки? Как она впадает в море?
Нил впадает в море несколькими рукавами, ту низменность, где он делится на рукава, древние греки называли дельтой, так как она была похожа на греческую букву «дельта» (имеет форму равнобедренного треугольника), но в перевернутом виде. (слайд №:6)
(В атласах учащиеся с помощью карандаша и линейки строят равнобедренный треугольник в дельте реки)
Разбор и заучивание термина «ДЕЛЬТА»
Течение Нила на своем пути встречает ПОРОГИ. (слайд №7).
Учащиеся, глядя на картинку, пытаются ответить на вопрос: что такое пороги?
Пороги - это опасные каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Преодолев их, Нил медленно и величаво течет на север, к морю. (работа и заучивание термина)
Севернее 1 порога расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудился в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды, беспощадно палит солнце, вокруг горячие пески – жизнь возможна только в долине реки. В пустыне иногда встречаются ОАЗИСЫ
(учащиеся предлагают версии, что это может быть). Разбор термина (слайд №8).
В оазисах и на берегах Нила росло удивительное растение – ПАПИРУС, высокий тростник, из которого делали материал для письма. Затем и рукопись стали называть также. (слайд № 9)
Б ) Закрепление.
Учащийся на доске рисует меловую схему расположения Египта.
Коллективно вспоминаются термины.
Разливы Нила
В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой как камень. Но вот, в конце месяца, в Центральной Африке, откуда берет начало Нил, начинается сезон дождей и тает снег в горах. Нил выходит из берегов и затопляет поля, вода в реке становится мутно-зеленого, а затем красного цвета (слайд № 10).
(?учащимся: почему вода красного цвета?)
Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила. (учащиеся в учебнике находят термин и заучивают). Благодаря ему почва была мягкая и жирная, ее было легко обрабатывать, и она давала большие урожаи.
Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Им казалось, разливы происходят по воле могущественного бога ХАПИ, который сидит в пещере и держит в руках два сосуда с водой. Летом он сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов и приносит плодородный ил. Поэтому Хапи почитали и пели ему хвалебные песни.
(2-е учащихся читают вслух хвалебные песни.
Обсуждение:
Кого восхваляют? За что восхваляют?)
Сами египтяне называли свою страну «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ » (слайд № 11). Как вы думаете почему?
А греки позднее эту страну назвали Египет, что означало «ЗАГАДКА», «ТАЙНА».
Один философ сказал: «Египтяне самый счастливый народ, так как отец Нил делал все за них сам: орошал, разливаясь на поля, удобрял илом, делая их плодородными, египтянам оставалось только посеять семена, дождаться урожая и собрать его»
Согланы ли вы с этим высказыванием? Так ли легко было египтянам, как описал философ?
Закрепление.
Учащиеся пытаются сделать общий вывод о роли Нила в жизни египтян.
Объединение Египта.
Государство, которое охватывало весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств, которые постоянно воевали между собой в стремлении покорить соседей. После длительных войн долина Нила оказалась поделенной на два царства: Северный Египет (располагался в дельте) и Южный Египет (располагался выше по течению). Царь Южного Египта носил белую корону, а царь северного Египта – красную корону. (слайд № 12). Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Примерно за 3тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта подчинил Северный Египет и объединил всю страну и захотел носить сразу две короны, поэтому ее сделали двойной. (слайд № 13). Повелителя всего Египта стали называть ФАРАОНОМ
(Заучивание учащимися термина).
Своей столицей фараон сделал город МЕМФИС
(поиск города на карте)
Закрепление.
Учащийся рассказывает, как образовалось единое государство.
Первичное закрепление.
Тест.
Д / З.
Ответить на вопрос: «Почему Египет в древности называли «даром Нила»?
Отзыв
об открытом уроке истории
Класс 5
Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна
Тема: « Государство на берегах Нила» .
Тип урока:
Оборудование
Урок окружающего мира по теме « Государство на берегах Нила » в 5 классе был направлен на формирование предметных и универсальных учебных действий, показал хорошие знания детей учебного материала, индивидуальную творческую работу учащихся.
К уроку были поставлены цели : знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства; задачи урока:
выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта
показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации
познакомить с понятием «разлив Нила»
рассмотреть, как образовалось единое государство
развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал
развивать устную монологическую речь
воспитывать интерес к истории
В ходе проведения урока чётко отслеживались этапы актуализации знаний, совместное открытие новых знаний. На этапе закрепления нового материала был представлен материал учащегося класса по теме « Дары Нила».
Учитель использовал на уроке различные виды оборудования: слайды цифровых образовательных ресурсов.
В ходе работы над статьёй учебника учитель применил технологию проблемного диалога и продуктивного чтения.
Материал урока позволил учащимся познакомиться местоположением и природными условиями Древнего Египта. Учитель добился осознанного усвоения нового материала.
В качестве закрепления новых знаний была проведена практическая работа на уроке в рабочих тетрадях, заслушивались краткие сообщения.
Ребята активно работали на уроке. Учитывались индивидуальные особенности учащихся с разным уровнем успеваемости.
Урок обеспечивал развитие у учащихся, как учебных умений, так и коммуникативных способностей, способствовал воспитанию бережного отношения к природе, был выдержан в рамках программных требований ФГОС
Выводы:
Урок носил деятельностный характер, применялись проблемно – поисковые методы подачи нового материала, технологии проблемного диалога, продуктивного чтения, применения ИКТ, цифровых образовательных ресурсов.
Урок способствовал формированию коммуникативных личностных качеств: учил детей выслушивать ответы своих товарищей, излагать подобранный к уроку материал, делать выводы и обобщения.
Был направлен на воспитание у учащихся бережного отношения к природе, значительно расширял знания учащихся об истории
Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными задачами. Цели, поставленные на урок, достигнуты.
Заместитель директора по УВР: /Плешакова Е. Ю./
Отзыв
об открытом уроке истории
Класс 5
Дата проведения: 27.10.2016 год
Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна
Тема:" Государство на берегах Нила" .
Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом.
Оборудование : цифровые образовательные ресурсы, таблицы, ИКТ.
В начале урока четко сформулированы образовательные задачи. При проведении урока Ольга Юрьевна использовала различные методические приёмы, стимулирующие творческий и интеллектуальный потенциал учащихся:
Учитель использовал на занятии групповую форму работы: класс был разделён на группы, состоящие из 3-5 человек. Группы были сформированы учителем с учётом уровня обученности учащихся, внеурочной информированности по предмету, совместимости, что позволило им взаимно компенсировать и дополнять недостатки друг друга. Каждая группа выбрала самостоятельно задания и выполняла их сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы.
Педагог в начале урока обозначила правила работы в группе и определила систему оценок: каждый ученик в группе получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. Учитель указал на важность того, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.
В конце занятия были подведены итоги: выработанные каждой группой решения обсуждались всем классом. Учитель вынес решение о результатах выполнения задания и работе групп. Каждый участник группы получил соответственно по две оценки.
Используемая учителем групповая форма работы способствовала:
повышению учебной и познавательной мотивации учеников;
снижению уровня тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении поставленной задачи;
содействовала личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков;
Учитель биологии МБОУ СОШ №16 /Башкатова И. А./
УУД:
Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов.
Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают ее, представляют информацию на основе схем, сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.
карта “Древний Восток. Египет и Западная Азия”;
презентация “Древний Египет”; (Приложение 1)
маршрутные листы (Приложение 2) и визы (Приложение 3) для учащихся.
Задание 1: Древнегреческий историк Геродот говорил: «Египет - дар Нила». Согласны ли вы с Геродотом?
Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?
Дельта.
Папирус.
Ил.
Пороги.
Оазис.
А. Островки зелени в пустыне.
Б. Высокий тростник, который рос по берегам Нила.
В. Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море.
Г. Плодородная земля по берегам Нила.
Д. Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству.
На доске: тема урока, новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон, пороги, номы
Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма проведения : урок-путешествие.
Ход урока
1.Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока.
Цель урока.
- Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
2 . Изучение новой темы.
План.
1.От первобытности к цивилизации.
2.Страна Египет.
3.Разливы Нила.
4.Объединение Египта.
I . Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске.
Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна.
государство
власть (царь)
войско неравенство сбор налогов (казна)
В Древнем мире существовало неравенство одни были богатые и свободные, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.
А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта.
- Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация?
«цивилизация» - новый этап развития человеческого общества, культура определённой эпохи. Первые цивилизации появились более 5 тысяч лет назад.
На слайде №4 ученики читают определение:
Цивилизация - объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
- Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!
Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу (лежат на столе).
Для того чтобы вернуться домой вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания и получить как можно больше печатей - символа власти любого государства. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом.
И так, в путь!
II .
А. Работа с настенной картой и показывает место их путешествия, беседуя с учениками:
Какие части света вы знаете? (Дети перечисляют, учитель останавливается на Африке).
Где на карте север, юг, запад, восток? (Учитель, слушая детей, двигает указку к северо-востоку и показывает реку Нил, по берегам которой находится Египет).
Ваша задача: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
Б. Каждой группе в ходе путешествия необходимо заполнить маршрутный лист .1-я группа ставит себе печать.
Самостоятельная работа с учебником. Для этого вы должны прочитать текст учебника §6 п. 1,2 и воспользоваться картой учебника на странице 31. После чего заполнить предложенную таблицу (маршрутный лист).
Заполнение таблицы.
Работа по карте.
Ответы учащихся.
Слайд №5 Проверка заполнения маршрутного листа
Слайд-карта №6
Слайд-вывод №7 : Египет - страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.
В. Работа с историческими словами.
Обратите внимание на эти слова (папирус, дельта, оазис, ил, пороги)
Выполнение задания №2
Физкультминутка.
Г. Работа с историческим документом.
За каждый правильный ответ группа ставит себе печать в визу.
Д. Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте:
Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет).
Где находится Египет? (в северо-восточной части Африки).
Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней).
Чем защищена восточная часть страны? (рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами»).
Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным).
О какой реке идет речь в документе? (о реке Нил).
Куда впадает Нил? (В Средиземное море).
Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (начинается разлив Нила).
III .
Е. Сообщение обучающегося:
Путешествие продолжается, и мы переходит к следующему пункту плана «Разливы Нила».
часть сообщения такого содержания: «В июле, когда стоит страшная жара, всё сохнет, земля трескается, вдруг в реке Нил начинает прибывать вода, и он разливается. Египтяне объясняли это так: «Далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».
- Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни.
Слайд №9 - “Хвалебные песни Нилу”.
За что хвалили египтяне Нил и Солнце? (Нил орошает землю, оживляет природу, помогает вырастить урожай.)
Д. Задание №1: решите творческую задачу. Почему древнегреческий историк Геродот называл «Египет - дар Нила?» Подумайте, прав ли был Геродот?
(Плодородный ил давал возможность заниматься земледелием. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить людей. После разливов Нила оживала природа и хозяйственная жизнь человека).
Не забываем ставить печати за правильный ответ!
IV .
Е. Рассказ учителя:
- Единое государство Египет сложилось не сразу. Давайте узнаем как?
Демонстрация слайдов №10 -№11 - Объединение Египта. Карта.
Первоначально в Долине и Дельте складываются:
Номы - общины, связанные с местными ирригационными системами.
Затем, согласно преданию, 22 нома долины и 20 номов дельты объединились в два государства. Цари южного государства носили белую корону, цари северного - красную. Длительный период времени государства враждовали, пока царь Верхнего Египта Мина не подчинил себе дельту. Около 3-го тыс. до н.э. страна объединилась под властью одного царя, увенчавшего себя бело-красной короной и ставшего основателем первой династии фараонов.
Кто такой фараон?
Фараон - повелитель всего Египта.
С этого полулегендарного события начинается история Египетского государства. Первой столицей египетского государства стал город Мемфис названа дата объединения 3118 год до н. э. .
3 . Закрепление. Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.
1) Чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задания теста.
Слайд-викторина №12-№13
ИЛИ
Беседа по вопросам:
Назовите столицу Египетского государства. (Мемфис.)
Как называли повелителя Египта? (Фараон.)
Посчитайте, сколько лет назад образовалось Египетское государство. (Приблизительно 5127 лет назад образовалось государство в Египте.)
Завершив первое путешествие в Древний Египет, мы можем перенести наши знания на контурную карту:
2) Работа с контурной картой: р.т. с. 20, з.25
4 . Итог урока. Оценки (по количеству печатей на визе).
5. Д.З. §6 вопросы. Словарная работа. Р.т. стр.18, зад. №22
6. Рефлексия:
Ребята, что вам понравилось в путешествии?
Или не понравилось?
Что вы узнали нового, интересного?
Хотели бы еще совершить путешествие в другую страну?
Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?
Дельта. | Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море. |
Папирус. | Высокий тростник, который рос по берегам Нила. |
Ил. | Плодородная земля по берегам Нила. |
Пороги. | Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству. |
Оазис. | Островки зелени в пустыне. |
Географическое положение страны специфично, оно стало залогом высочайшего уровня развития древнеегипетской цивилизации. Египет занимал северо-восточную оконечность материка, а Суэцкий перешеек связывал с Передней Азией. По тонкому перешейку и велась активная торговля с ее поселениями и культурными центрами, так как по нему проходила большая караванная дорога. Нескончаемым потоком тянулись в обе стороны огромные караваны верблюдов, нагруженных зерном, овощами и фруктами, тканями, золотом и драгоценными камнями. Нил же связывал Египет со Средиземноморским регионом и Тропической Африкой. Естественно, освоить сухопутное, проходившее по руслам высохших рек, и водное сообщение египтяне смогли уже на довольно высоком уровне развития своей цивилизации. До этого же вынужденная географическая изоляция определила самобытный и обособленный характер создаваемого государства. Болотистая дельта Нила, труднопроходимые для водного транспорта пороги, многочисленные пустыни с хищными зверями и ядовитыми змеями вокруг ставили египтян в особые условия существования. Это, в то же время, сделало их выносливыми и работящими, и научило приспосабливаться к капризам Природы, максимально используя все ее богатые дары.
Территории, включаемые в Древний Египет
Та-кемет или Кеми – именно такое имя дали своему государству его первые жители. В него входила область, образуемая рукавами Нила – Нижний Египет, и земля, доходящая до первых порогов, называемая Верхним Египтом, плюс оазис Эль-Файюм. Высокая гряда широких холмов и суровая Ливийская пустыня отделяли зеленый и цветущий Эль-Файюмский оазис от основной территории. В те времена оазис занимал большую, нежели сейчас, местность с богатыми садами и обильными посевами сельскохязяйственных культур. Там же располагалось известное древним историкам и довольно большое Меридово озеро, которое создал Аменемхет III. Однако со временем этот сложный гидротехнический объект уменьшился в размерах, потеряв свое значение.
(5 класс, учебник “История Древнего мира”, авт. А.А. Вигасин и др., 2011 г.)
Цель урока:
- Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
- Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.
- Обеспечить усвоение учащимися понятия “цивилизация”.
- Продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника, историческим документом.
Учебное оборудование:
- карта “Древний Восток. Египет и Западная Азия”;
- электронный учебник по истории Древнего мира (диск);
- презентация “Древний Египет”; (Приложение 1 )
- маршрутные листы (Приложение 2 ) и визы (Приложение 3 ) для учащихся.
На доске: тема урока, новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма проведения: урок-путешествие.
Ход урока
1. Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока.
2. Цель урока.
3. Изучение новой темы.
- От первобытности к цивилизации.
- Страна Египет.
- Разливы Нила.
- Объединение Египта.
4. Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске.
Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию , на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна .
А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта.
– Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация ?
Ответы учащихся.
На слайде ученики читают определение:
Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
5. – Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!
Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу (лежат на столе), а каждой группе в ходе путешествия необходимо заполнить маршрутный лист.
Для того чтобы вернуться домой вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания и получить как можно больше печатей – символа власти любого государства. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом.
И так, в путь!
Ваша первая задача: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
Для этого вы должны прослушать небольшую лекцию (диск), прочитать текст учебника §6 п. 1,2 и воспользоваться картой учебника на странице 31. После чего заполнить предложенную таблицу (маршрутный лист).
- Ответы учащихся.
- Заполнение таблицы.
- Работа по карте.
Слайд-карта
Слайд-вывод: Египет – страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.
6. Работа с историческим документом.
Диодор Сицилийский (греческий историк). Историческая библиотека.
П. 36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лето еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет.
– О каком явлении идёт речь?
Ответы учащихся.
– Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни. Диск – “Хвалебные песни Нилу”.
7. Решение творческой задачи: Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет “даром Нила”? Подумайте, прав ли был Геродот?
Ответы учащихся.
8. Физкультминутка.
9. Комментированное чтение текста учебника. п. 3
– Единое государство Египет сложилось не сразу. Давайте узнаем как?
Демонстрация слайдов – Объединение Египта. Карта.
10. Закрепление. Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог. Не забываем ставить печати за правильный ответ!
1) Работа по карте:
- Показать: реку Нил, дельту, 1-й порог, Мемфис, Средиземное море.
2) Чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задания теста.
Слайд-викторина
11. Итог урока. Оценки (по количеству печатей на визе).
12. Д.З. §6 вопросы. Словарная работа. Контурная карта задание 1,2.
13. Рефлексия: Ребята, что вам понравилось в путешествии?
Или не понравилось?
Что вы узнали нового, интересного?
Хотели бы еще совершить путешествие в другую страну?