Чорная русь. Чёрная Русь в широком смысле

- Вовочка, а почему ты нарисовал папе волосы зеленого цвета?
- А у меня не было краски лысого цвета.
(анекдот)

Чёрная Русь? Где это? Нет, это не в Африке, это ближе.

Чёрной Русью (Russia nigra) иногда называли все русские земли, находившиеся под властью Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, противопоставляя им Белую Русь (Russia alba), находившуюся под властью Великого княжества Московского. Данное название известно по западноевропейским источникам XV—XVII вв. и не встречается ни в одном из восточнославянских источников. Одним из первых в России Чёрную Россию упоминает историк Василий Татищев со ссылкой на немецких географов, пытаясь, однако, внести собственные коррективы в их определении


Мнения в вопросе о причинах возникновения разных названий Руси существуют разные, но наиболее правдоподобными представляются те, которые высказывают следующие положения. "Белая Русь" получила свое название от шерстяной и холщовой самодельной ткани белого цвета, из которой местные жители изготавливали для себя одежды с незапамятных времен. "Черная Русь" названа от дремучих и темных лесов и пущ, покрывавших некогда огромные пространства этой области. От города Червеня, существовавшего с Х века, произошло название "Червоная Русь". Город Холм, основанный в ХIII веке галичским князем Даниилом Романовичем на высоком холме в лесу, дал название "Холмская Русь". "Галичская Русь" названа от древнего стольного города Галича. Эта область названа австрийцами Галицией. "Малая Русь" как название стало известно впервые в ХIII веке, когда холмско-белжский князь Юрий Андреевич, владевший и Галичской Русью, именовал себя князем "Малой Руси". Отсюда это название распространилось на Волынь и Киевскую Русь. Юго-восточные области Киевской Руси уже с ХII века назывались Украиной. Название "Великая Русь" появилось с образованием Московского государства. Таким образом, все названия Руси сложились в далекие времена и имеют за собою историческую традицию.
Малая Русь - это название придумано греческими православными иерархами, когда после монгольского нашествия остались только две Руси, Галицко-Волынская и Владимиро-Суздальская, сохранившие активные сношения с Константинопольской Патриархией. Как пишет А. В. Стороженко: "явилась необходимость отличать одну Русь от другой каким-нибудь определением. Византийцы воспользовались готовыми географическими терминами: страна Малая или Великая, унаследованными ими от классической древности", а согласно им, Малыми считались исконные земли, бывшие "прародиной, одного народа или нескольких родственных племен… Великими назывались у классических географов страны, колонизованные населением из малых, иначе говоря: разросшиеся из недр страны-матери"10. Поэтому в 1347 году византийский император Иоанн Кантакузин писал литовскому князю Любарту Гедиминовичу: "Ты знаешь, что так было установлено и узаконено с той поры, как народ русский познал Бога и просветился святым крещением, дабы был один митрополит - Киевский, для всей России, как для Малой, так и для Великой". Это самое раннее сохранившееся свидетельство использования указанного термина со стороны греков. Но он, очевидно, появился значительно раньше, поскольку уже в 1335 г. галицкий князь Юрий-Болеслав II в грамоте к великому магистру немецкого ордена Дитриху, от 20 октября 1335 года, называет себя "Dei gratia natus dux totius Russiae mynоris" ("Божией милостью прирожденный князь всея Малыя Руси") В конечном итоге названия "Великая Русь" и "Малая Русь" вышли на официальный уровень - в 1361 г. патриарх учредил две митрополии, одну в "Великой Руси", с центром во Владимире и Киеве, и другую - в "Малой Руси" ("Микра Росиа"), с центром в Новгородке и Галиче

Многими западными географами в XVI—XVIII веках предпринимались попытки соотнести колористическую схему с дихотомической византийской схемой Малой и Великой Руси, отождествляя Чёрную Русь с Малой Русью, а также подгоняя эти понятия под политические границы. Сложности наложения тройственной колористической схемы на двойственную политическую, а также дихотомическую византийскую схему приводили подчас к противоречивым результатам. В некоторых случаях термины Чёрная и Красная Русь выступали как альтернатива друг другу в обозначении всей Малой, либо польско-литовской части Руси, иногда упоминались как синонимы. Отдельные авторы, такие как немецкий географ Хюбнер, соотносил Красную Русь с Малой, а Чёрную — с Великой.
Верхнее Принеманье
Тут нужно пояснить происхождение названия Черная Русь. Уже у итальянского географа XIV в. Фра-Мауро фиксируется разделение Руси на "Russia bianca, negra, rossa". В XIV - XVI вв. "Черной Русью" называли в основном земли Северо-Восточной Руси, попавшие под власть Золотой Орды и платившие ей поголовную дань - "черный бор". Этимология названия поэтому ясна - "черными" в Древней Руси называли людей или земли, облагаемые повинностями или налогами, например податное сословие называлось "черные люди", в противоположность "обеленным", т. е. тем, которые подати не платили. Итак, по состоянию на первую половину XVI в. в Московском государстве находились Черная Русь и часть Белой, т. е. Смоленск и Псков; в Польше - Червоная Русь, т. е. Галичина; в Литве - Белая и Малая Русь.

Чёрная Русь (Schwarzreussen)на немецкой карте 1892 года, отображающей Речь Посполитую в 1660 году. Чёрная Русь расположена между Литвой, Волынью и Северской землей

В более узком смысле, Чёрная Русь — название, применяющееся в историографии и литературе (чаще с XVIII в.) в отношении территории Верхнего Принеманья в период существования Городенского княжества (XII в.) и становления Великого княжества Литовского (ВКЛ) в XIII—XIV вв. Охватывала верхнее течение Немана с Городеном (Гродно), Новгородком, Слонимом, Волковыском, а также Несвижем, Здитовом, Турийском и Мозырем.
История

Чёрная Русь до XIII в. частично принадлежала Полоцкому княжеству, а в XIV в. вместе с литовскими землями составляла основное ядро ВКЛ.

В 1240-е годы Чёрная Русь (в частности, города Волковыск, Новогрудок и Слоним) вошла в состав владений великого князя литовского Миндовга, в 1253 коронованного как «король Литвы». Насчёт столицы Миндовга и места его коронации ведутся споры; наиболее вероятно, что это был именно Новогрудок.

Но в 1255 году Чёрная Русь была уступлена Даниилу Галицкому, который «захватил всю землю Литовскую и Гальшанскую — Гродно, Волковыск, Слоним — всю вотчину земли их, и пришёл Миндовг просить мира». Даниил Галицкий передал Чёрную Русь своему сыну — Роману Данииловичу, за которым она оставалась в течение нескольких лет.

Затем эти земли вновь перешли под контроль Миндовга (правда, тот в начале 1260-х вернулся к язычеству и формально потерял право оставаться христианским королем), а после его убийства в 1263 — последующих правителей ВКЛ. Так, замки именно Чёрной Руси часто служили резиденциями князей ВКЛ; в частности, на рубеже XV в. в Гродненском Старом Замке держал свой двор Витовт.
Этимология

По одной из версий, название могло происходить от восточно-азиатской цветовой аналогии сторонам света. Входит в тройку «цветных» русских земель: Чёрная Русь (то есть «северная»), Червонная Русь («южная») и Белая Русь («западная») (ср., например, Синяя Орда («восточная»), Белая Орда («западная») и т. д.). Впервые вся тройка «цветных» русских земель (Белая Русь соседствует с Белым озером, а Чёрная Русь находится между ней и Красной (Червонной) Русью) появилась на известной карте монаха фра Мауро 1459 года.
Татары Орды по своей национальной традиции именовали стороны света цветами: черный, синий, красный и белый. Соответственно сторонами света у них были названия для своих частей Орды, где Московия именовалась как Западная Орда ”Белой Ордой”. На момент создания карты в 1507 году (второй год правления сына Ивана III Василия III) Московия только-только обрела статус независимой части Орды и стала активно захватывать в Орде власть. Вполне логично предположить, что украинцы (тогда именовавшиеся русинами и Русью) , видели в Московии старые владения своих киевских князей и именовали их тоже “Русью” - но для смыслового отделения эту колонию называли, как было принято, с некоей “приставкой”. Какой? Такой приставкой как раз и могло быть именование Московии “Белой Русью” - ибо она была Белой Ордой на протяжении трех веков. То есть, не надо было ничего изобретать: термин “Белая” был закреплен за Московией в течение трех веков ее пребывания в Орде. В переписке с Ордой Иван III себя именовал князем “Белой Орды”, в переписке с Европой - князем “Белой Руси”.
С укреплением своего значения Москва раздает своим соседям цвета в ТОЧНОСТИ по национальным нормам Орды в отношении названий Орд по цветам сторон света! Не появилось у нас никаких оранжевых, зеленых, желтых и прочих Русей. А появились только с подачи Москвы Руси Белая, Красная и Черная - означающие у татар географически запад, север и восток и равнозначные аналогичным названиям Орд. Восточной Синей Руси не возникло в этом ряду просто потому, что восточнее Москвы Руси не было.
Московию называли “Белой Русью” все историки того времени - при этом ни в коей мере не относя это название к землям нынешней Беларуси.

Белая Русь - сейчас - территория на запад от Москвы или России (БЕЛАРУСЬ) .
ЧЕРНАЯ РУСЬ: Псковское государство в понимании древних. Черной Русью называли и земли, лещащие возле Гродно, Новогрудка, Слонима.
МАЛАЯ РУСЬ - УКРАИНА
Исторически известно, что в старину существовали названия: Червоная Русь, Галичская Русь, Холмская Русь, Черная Русь, Белая Русь, Великая Русь, Малая Русь.

Кстати, название Червоная Русь произошло от названия города Червень (так пишут в Интернете) , но по моему, это бред. Червень до революции назывался Игумен.

Чёрная Русь (Schwarzreussen)на немецкой карте 1892 года, отображающей Речь Посполитую в 1660 году. Чёрная Русь расположена между Литвой, Волынью и Северской землей.

Среди историков имеется ещё одна гипотеза происхождения: на ту часть Западной Руси, где уже было распространено христианство, перешло название «Белая Русь», а территория современной Гродненской области долго оставалась языческой и поэтому могла обозначаться соседями ВКЛ как «Чёрная Русь».

Итак: ЧЕРНАЯ РУСЬ термин означал “подчиненная, меньшая” страна, название, применявшееся в XIII—XIV вв. к области, лежавшей в бассейне верхнего течения Немана с городами Городно (Гродно) , Новгородком, Слонимом, Волковыйском, Несвижем, Турийском (Турец) , Здитовом. До XIII в. Черная Русь, возможно, входила в состав Полоцкого княжества. В 1240-х Черную Русь захватил литовский князь Миндовг. В XIV в. Черная Русь наряду с литовскими землями составляла основное ядро Великого княжества Литовского.
Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Черной Русью, а Великороссию - Белой.

Первое упоминание о Белой Руси в письменных источниках приходится на середину XIV в. Поначалу это обозначение относилось к восточной Руси или к землям, принадлежавшим Московскому княжеству. На одной из европейских карт того времени (1507) даже указано: «Россия Белая, или Московия» . Судя по всему, происхождение названия связано с древнерусским городом Белоозеро, в котором, согласно «Повести временных лет» , правил еще брат Рюрика Синеус.
Определение «Белая» , закрепившееся в названии ныне суверенного государства Белоруссия. На территории между Двиной и Днепром в XV--XVI веках образуется ареал нового восточнославянского народа. За этой территорией и закрепляется название Белая Русь. С середины XVI столетия название Белая Русь постепенно распространяется на территории Центрального региона и восток Понеманья, а потом и на земли вплоть до реки Принять. Употребление термина Белая Русь во второй половине XVI столетия обретает значение общебеларуского. В решениях Люблинского сейма 1569 года под Белой Русью подразумевались все вышеобозначенные территории. Земли Белой Руси, согласно документов сейма, начинались от Припяти и далее на север от неё. В XV веке термином Белая Русь все чаще называют северо-восточную Русь. Возможно, что он обозначал “вольную, великую или светлую” державу. Но в разные эпохи термин Белая Русь менял свое содержание. Так, в начале XVII века в Москве под Белой Русью понимали не только Белоруссию, но и украинские Киев и Волынь. Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Черной Русью, а Великороссию - Белой.

Выражения “Малая” Русь начинает появляться лишь в XIV веке, но ни этнографического, ни национального значения не имеет. Зарождается она не на русской территории, а за ее пределами. Возникла в Константинополе, откуда управлялась русская церковь, подчиненная константинопольскому патриарху. Пока татары не разрушили киевского государства, вся его территория значилась в Константинополе под словом “Русь” или “Россиа”. Назначавшиеся оттуда митрополиты именовались митрополитами “всея Руси” и резиденцией имели Киев, столицу русского государства. Так продолжалось три с половиной столетия. Кусок за куском русская территория попадала в руки поляков и литовцев. Раньше всех захвачена была Галиция. Тогда в Константинополе установилась практика именовать эту отошедшую под польскую власть русскую территорию — Малой Русью или Малой Россией. Когда вслед за поляками литовские князья стали забирать одну за другой земли юго-западной Руси, эти земли в Константинополе, подобно Галиции, получали наименование Малой Руси. Термин этот, так не понравившийся в наши дни украинским сепаратистам, приписывающим его происхождение “кацапам”, сочинен не русскими, а греками и порожден не бытом страны, не государством, а церковью. Но и в политическом плане стал он употребляться впервые не в московских, а в украинских пределах. В XIV веке галицкий князь Юрий II в своих латинских грамотах именовал себя “князем всей Малой Руси” . Под “великой” Русью патриаршая константинопольская канцелярия разумела все то, что осталось подвластно митрополиту киевскому. Сам Киев, пока его не захватили литовцы, относился к “великой” Руси, но с 1362 года, будучи взят Ольгердом, великим князем литовским, становится “Малой Русью”.

Чёрная Русь - название, применяющееся в историографии и литературе (чаще с XVIII в.) в отношении территории Верхнего Принеманья в период существования Городенского княжества (XII в.) и становления Великого княжества Литовского (ВКЛ) в XIII-XIV в.в. Охватывала верхнее течение Немана с городами Городен (Гродно), Новгородком , Слонимом , Волковыйском , Несвижем , Турийском , Здитовом . Известно по западно-европейским источникам XV-XVII в.в., но ни в одном из восточно-славянских источников не встречается.

Историческая Чёрная Русь

В 1240-е годы значительная часть Верхнего Принеманья, в частности Новогрудок, вошло в состав владений великого князя литовского Миндовга , в 1253 коронованного как «король Литвы». Насчёт столицы Миндовга и места его коронации ведутся споры; наиболее вероятно, что это был именно Новогрудок.

Но в середине 1250-х годов Чёрная Русь была подчинена Даниилу Галицкому , который «захватил всю землю Литовскую и Нальшанскую - Гродно, Волковыск, Слоним - всю вотчину земли их, и пришёл Миндовг просить мира». Даниил Галицкий передал Чёрную Русь своему сыну - Роману Данииловичу , за которым она оставалась в течение нескольких лет.

Затем эти земли вновь перешли под контроль Миндовга (правда, тот вернулся к язычеству и формально потерял право оставаться христианским монархом), а после его смерти - последующих правителей ВКЛ. Так, замки именно Чёрной Руси часто служили резиденциями князей ВКЛ; в частности, на рубеже XV в. в Гродненском Старом Замке держал свой двор Витовт .

По одной из версий, название могло происходить от восточно-азиатской цветовой аналогии сторонам света. Входит в тройку «цветных» русских земель: Чёрная Русь (т.е. «северная»), Червонная Русь («южная») и Белая Русь («западная») (ср., например, Синяя Орда («восточная»), Белая Орда («западная») и т.д.) . Правда, у древних слявян была своя «раскраска» мира [источник не указан 151 день ] : белый (север), красный (запад), чёрный (юг) и зеленый (восток), и с этой точки локализация Чёрной Руси затруднительна. Впервые вся тройка «цветных» русских земель (Белая Русь соседствует с Белым озером, а Чёрная Русь находится между ней и Красной (Червонной) Русью) появилась на известной карте монаха фра Мауро 1459 года .

Среди историков имеется еще одна гипотеза происхождения [источник не указан 151 день ] : на ту часть Западной Руси, где уже было распространено христианство, перешло название «Белая Русь», а территория современной Гродненской области долго оставалась языческой и поэтому могла обозначаться соседями ВКЛ как «Чёрная Русь».

Чёрная Русь как вымышленное государство

Действие компьютерной игры ArmA 2 разворачивается в 2009 году, на территории выдуманной пост-советской страны Чернарусь (англ. Chernarus ).

Гражданская война, которая началась после длительного периода политической дестабилизации, длится вот уже два года в государстве Чернарусь. Этому поспособствовали стычки между прозападной коалицией и коммунистическо-националистическим движением «Чернорусское Движение „Красная Звезда“» (англ. сокр. ChDKZ, «Чедаки» ). После того, как ChDKZ была побеждена демократическим крылом на выборах 2008 года, напряжение в стране возрослo во время так называемого «Сентябрьского Кризиса».С поддержкой этнического русского населения в северной провинции Чернаруси, повстанцы силой попытались вновь объединить север Чернаруси с Россией, но были остановлены антиповстанческой операцией «Северный Ветер».Летом 2009 оставшиеся силы повстанцев отступили к горам на севере.Осенью 2009 «Чедаки» под руководством известного военачальника по кличке «Акула» внезапно развернули крупное наступление на правительственные силы. Буквально спустя несколько недель повстанцы захватили практически всю северную провинцию и объявили независимость.После переговоров с Россией о присоединении, когда Москва им отказала, они установили своё правительство и ввели военный закон, при этом продолжая наступать на западную часть страны. Правительственные силы понесли большие потери и ситуация стала критической. Александр Баранов, премьер-министр Чернаруси, попросил помощи у сил НАТО, чтобы восстановить мир и порядок на территории страны.Альянс уведомляет силы быстрого реагирования и принимается решение отправить морских пехотинцев, чтобы предотвратить дальнейшие гражданские убийства в конфликте между «Чедаки» и остатками сил обороны Чернаруси. Морские экспедиционные войска берут на себя контроль над ситуацией.

В игре представлена не вся Черноруссия, а её северо-восточная провинция Южная Загория (граничащая с входящей в состав России Северной Загорией). Вымышленная Чернорусь основанна на реальной местности в северной Чехии. Население - 3 млн этнических черноруссов и 800 тыс. русских. Чернорусский язык иммитируется Чешским. Южный и восточный берега Черноруссии омывает Зелёное море, с севера она граничит с Российской Федерацией, с запада - с Такистаном. Столица - город Новиград. Жители Черноруссии имеют явно чешские имена и фамилии. Bohemia Interactive разработала технологию, которая позволяет преобразовывать реальные данные о высотах и ландшафте в виртуальное представление. Таким образом, в игре:

  • 225 км² реальной местности. Игра имеет две карты - Загория и остров Утес с расположившимся неподалёку вертолётоносцем ВМФ США «Кхесань ».
  • 1 миллион объектов
  • 350 км дорог
  • 50 городов и посёлков, порты и фабрики
  • Живое окружение (гражданские и дикая живность)
  • Две крупные и несколько малых дамб, а также небольшие озера и пруды.
  • Большой военный аэродром - «Аэродром Выбора» с бетонным покрытием, два малых грунтовых аэродрома, крупный военный аэродром на Утесе
  • Руины замка XII века - «Чертов замок» («Замок дьявола») и другие исторические достопримечательности

Для большей достоверности происходящего, разработчики придумали государству историю начиная с

26.03.2017 13.02.2018

Чёрная Русь - историческое западноевропейское название части земель Руси .
Название происходит от дремучих и тёмных лесов, покрывавших некогда огромные пространства этой области.
В широком смысле, Чёрной Русью (Russia nigra) называли все русские земли, находившиеся под властью Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, противопоставляя им Белую Русь (Russia alba), находившуюся под властью Великого княжества Московского . Термин Чёрная Русь известен по западноевропейским источникам XV-XVII вв. и не встречается ни в одном из восточнославянских источников. Одним из первых в России Чёрную Россию упоминает историк Василий Татищев со ссылкой на немецких географов.
Многими западными географами в XVI—XVIII веках предпринимались попытки соотнести колористическую схему с дихотомической византийской схемой Малой и Великой Руси , отождествляя Чёрную Русь с Малой Русью, а также подгоняя эти понятия под политические границы. Сложности наложения тройственной колористической схемы на двойственную политическую, а также дихотомическую византийскую схему приводили подчас к противоречивым результатам. В некоторых случаях термины Чёрная и Красная Русь выступали как альтернатива друг другу в обозначении всей Малой, либо польско-литовской части Руси, иногда упоминались как синонимы. Также отдельные авторы, такие как немецкий географ Хюбнер, соотносили Красную Русь с Малой, а Чёрную - с Великой.
В более узком смысле, Чёрная Русь - название, применяющееся в историографии и литературе в отношении территории Понеманья (регион, названный по реке Неман, занимающий ныне территорию Гродненской и смежных частей Брестской и Минской областей). Территория Чёрной Руси охватывала верхнее течение Немана с Городеном (Гродно), Новгородком, Слонимом, Волковыском, а также Несвижем, Здитовом, Турийском и Мозырем.
Земли Чёрной Руси до XIII в. частично принадлежали Полоцкому княжеству, а в XIV в. были оккупироввны ВКЛ: 1240-е годы Чёрная Русь (в частности, города Волковыск, Новогрудок и Слоним) вошла в состав владений великого князя литовского Миндовга.

Белая и Чёрная Русь.
Оккупированная Польшей и Литвой территория обозначалась западными авторами как Чёрная Русь , а территория России - Белой Русью . Белая в данном случае - независимая, свободная от польско-литовской оккупации. Под Белой Русью западные авторы понимали великую, свободную, независимую русскую державу, коей являлась Россия. (М. Довнар-Запольский, М. Любавский. А. Потебня)
Термин Чёрная Русь был противоположным по смыслу Белой Руси и обозначал оккупированные Польшей и Литвой западные русские земли. Термин Чёрная Русь означает - меньшая, подчинённая, зависимая.
Кроме того, есть версия, которая предполагает, что Белой Русью называли земли, население которых было христианским в противоположность Чёрной Руси , где долгое время сохранялось язычество.
- одна из самых ранних и самых достоверных исторических карт Северной Европы, созданная шведским церковным деятелем, дипломатом и писателем Олафом Магнусом. Карта была напечатана в 1539 в Венеции. Carta Marina - конкретный исторический документ, отражающий представления той эпохи о том, где какие земли находились. На этой карте вся территория так называемой “Беларуси” именуется как RVSIA Regalis Nirga, то есть Чёрная Русь . Чёрная. А не Белая. RUSSIA ALBA (или Белая Русь) на этой карте расположена прямо за Чудским озером, то есть там, где находятся современные Псков, Великий Новгород, Великие Луки. Белая Русь и Московия - синонимы согласно карте. На карте чётко написано: MOSCOVIE Pars RVSSIA ALBA (Московия часть Белой Руси). PARS: означает сокращённо “часть” по латыни. Нынешняя “Беларусь” совершенно чётко определена как RVSIA Regalis Nigra (Чёрная Русь ), но никак не RVSSIA ALBA (Белая Русь), которая является русской землёй. Также стоит отметить, что даже названия Русь Белая и Русь Чёрная написаны на карте по-разному. С одной стороны Белая Русь (RVSSIA ALBA) и с другой Чёрная (RVSIA Nigra). Название Чёрной Руси написано с одной буквой “S”. Две буквы “S” закономерно отражают здесь суть именно России, ибо по отношению к землям России всегда в названия писали две буквы “S” в словах Russia как в иностранных, так и в местных источниках. Что и отражает совершенно точно данная историческая европейская карта.
В Великом Княжестве Литовском термин Белая Русь известен с конца XV века и в большинстве случаев касался Великого Княжества Московского (например, это отражено на карте Вида-Ляцкого 1542 года, первой карте, созданной на территории ВКЛ), реже - Великого Новгорода .
Французский офицер Жак Маржерет в своей книге «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» (Париж, 1607) отмечал, что поляки называли Белой Русью территорию России, а Чёрной Русью - территорию современной “Беларуси”.
Многие западные авторы подчёркивали, что часть Белой Руси находится под польской оккупацией. Так, в книге на итальянском языке “Geografia” (1621) говорится, что “Московия занимает всю Русь”, “однако та часть Руси, которая принадлежит московскому князю, зовётся Белой Русью, а та, которая подчинена польскому королю, зовётся Чёрной Русью , несмотря на то, что польский король владеет также частью Белой Руси”.
Немецкий учёный Яков Рейтенфельс в своём труде «Сказание о Московии» (1676) повествует, что столицей Белой Руси был сначала Владимир , потом стала Москва:
“Великая , называемая иногда и Западною, занимает громадное пространство земли около Пскова, Новгорода и Ярославля, Малая или Червонная, считающая своим главным городом Киев, чаще называется, более распространенным именем, Южною, а Белая - область больше остальных, но часть её принадлежит Польше. Она, у некоторых писателей, стяжала царю прозвание Белого, так как, действительно, обитатели её по большей части носят белые одежды. Главным городом этой области был сперва Владимир, а потом Москва , и это звание остаётся за нею и в настоящее время”.

«Белой» Русью называли именно Московскую Русь

Белая Русь это Россия, а так называемая “Беларусь” это Чёрная Русь.


Бо льшая часть территории современной Белоруссии не имеют никакого отношения к Белой Руси . Территория на которой расположены города Гродно, Слоним, Несвиж, Здитово и т.д не являются Белой Русью. Исключение: Поозерье (Витебская область), Поднепровье (Гомельская и Могилёвская области), но до 1924 года эти земли входили в состав России. До этого БССР включала только несколько уездов Минской губернии. А Брест и Гродно (Чёрная Русь ) тогда вообще были в составе Польши. В 1924 году Витебская и Гомельская губернии были незаконно переданы от РСФСР в состав БССР. Передача Советской Белоруссии западнорусских губерний России ничуть не более правомерна, чем передача Крыма УССР в 1954 году. Жители западнорусских регионов присоединяться к БССР не хотели по той причине, что в БССР проводилась насильственная белорусизация - заставляли изучать белорусский язык, навязывали нерусское самосознание.
Документы сохранили многочисленные свидетельства неприятия белоруссизации населением западнорусских регионов. Так, достоверно известно, что жители Гомеля собирали подписи за то, чтобы остаться в составе РСФСР. Но большевистское руководство мнение жителей западнорусских губерний совершенно не интересовало: Гомельская (включая территорию упразднённой в 1919 году Могилёвской губернии) и Витебская губернии были переданы Советской Белоруссии аки мешок картошки.


При этом губернии были переданы БССР без каких-либо законных оснований и вопреки воле народа. Официально заявлялось, что там якобы полно “белорусов”, ведь “многие” там говорят на “белорусском” говоре, а раз они говорят на “белорусском”, значит, эти земли населены “единым белорусским племенем”.
Вот этнографическая карта, 1903 г .:

На этой карте хорошо видно, что “белорусский” говор практически отсутствует в Поднепровье (Гомельская и Могилёвская области), в Полесье (Брестская область) и в Поозерье (Витебская область). Разумеется, носители “белорусского” говора там есть, но их количество незначительно по сравнению с русским населением, что и видно на этой карте. Получается, что Витебская и Гомельская области были переданы БССР только потому, что там было несколько человек говорящих на “белорусском” говоре. Ну, тогда по такой логике вся нынешняя “Беларусь” точно также должна быть передана в состав России, на том основании, что большинство жителей этой территории говорят по-русски. Особенно это касается жителей Витебской, Гомельской и Могилёвской областей, ибо в этих областях люди вообще практически не говорят по-белорусски и традиционно настроены пророссийски.
Подведя итог, можно с уверенностью утверждать, что

В Прибалтийском регионе есть одна территория со своеобразной этнической историей, весьма отличающейся от истории всех остальных земель этих трех республик. Речь идет о городе с небольшой окружающей территорией с тремя названиями, из которых на сегодня господствует одно, самое позднее в историческом смысле - Вильнюс. Исконные исторические славянские названия города - Вильна (по-русски) и Вильно (по-польски) в наши дни считаются устарелыми. Впрочем, история этого города настолько своеобразна, что возможны самые неожиданные варианты его дальнейшего существования.

Территория Виленщины всегда, вплоть до нашего времени, находилась на месте достаточно условной границы чересполосного расселения славян и балтов. При этом какой-либо четкой линии разграничения славян и балтов не существовало вплоть до 1940-х гг. до официального территориального разграничения Литовской и Белорусской советских республик.

Исторически Виленщина входила в состав региона, который древнерусские летописцы назвали Черной Русью. О причинах такого названия существует множество версий, хотя только одна может считаться более или менее научной - среди жителей этого края долго, вплоть до XIV века господствовало язычество. Кстати, язычниками здесь долго были не только балты, но и местные славяне. Так, в 1346 году языческие литовские жрецы, обеспокоенные распространением православия, добились от князя Ольгерда казни православных литвинов - Иоанна, Антония и Евстафия. В истории Православия они известны как виленские мученики, день памяти которых - 14 (27) апреля. Мирские язычески имена казненных были Кумец, Нежило и Круглец, что свидетельствовало об их славянском происхождении.

В свои пределы Черная Русь включала треугольник между современными Вильнюсом, Гродно и Минском. В этих местах население было этнически смешанным, причем это смешение только усилилось из-за притока беженцев, спасавшихся от крестоносцев, которые в XIII веке завоевали Пруссию и Ливонию. Единого стольного города Черной Руси не было, но уже несколько веков существовали города Новгородок (ныне - Новогрудок), Слоним, Волковыск, и ряд других, со этнически и религиозно смешанным населением, но игравшие важную хозяйственную роль.

В дальнейшем, как это часто бывает в истории, языческие князьки Черной Руси подчинили себе владения своих прежних сюзеренов, но это было вовсе не создание некоего национального Литовского государства. В Великом княжестве Литовском предки современных литовцев были не только меньшинством, составляя лишь 1/10 часть населения, но отнюдь не были привилегированным меньшинством. Кстати, все подданные Гедеминовичей называли себя литвинами или литвой, если же надо было подчеркнуть свою этническую особенность, то православные славяне называли себя русскими, а язычники (а затем католики) из балтских племен назывались жмудью (от названия самого крупного из литовских племен жемайтов). Современным литовцам, считающим себя цивилизованными европейцами, очень неприятно напоминание, что в белорусском и польском фольклоре существует масса юмористических рассказов о жмуди, напоминающих современные анекдоты про чукчу, а само слово «жмудь» означает у белорусов дикаря или примитивного, ограниченного человека. Когда после отмены крепостного права многие белорусы стали переселяться в Сибирь, то они по привычке стали называть жмудью сибирских аборигенов. Когда в начале ХХ века некоторое количество белорусов переселилось в Южную Америку, то они и индейцев стали называть жмудью. Кстати, хулиганов, пьяниц и драчунов белорусы называют «гедвигой», а то и просто «литвой».

Возникновение Великого княжества Литовского пришлось на время батыева нашествия и начала ордынского ига над большинством русских земель. Полоцкие земли, Турово-Пинское княжество и северная часть Галицко-волынского княжества избежали татарского разорения и ига, но в целом, будучи ослабленными, не смогли возглавить борьбу за вызволение остальных земель. Эту роль взяли на себя представители новой русской династии.

В Черной Руси в 30-60-х гг. ХIII века сложилось объединение местных языческих балтских племен под властью своих князьков - кунигасов. Парадоксальным образом, в сложении этого объединения главной причиной была агрессия крестоносцев. Отобрав к 1230-ым гг. у полоцких князей земли ливов, латгалов и куршей, крестоноцы, рыцари-меченосцы обрушились на жмудь. Одновременно рыцари другого Ордена - Тевтонского, приглашенные в 1226 году польским князем Конрадом Мазовецким для борьбы с язычниками - пруссами, начали завоевание Пруссии, зажав месте с меченосцами литовцев в клещи.

В этих условиях произошло объединение литовцев вокруг князя Миндовга (западные хронисты называли его Мендольфом, а литовские историки ХХ века переименовали его в Миндаугаса). Черная Русь, в которую устремились беженцы из языческих балтских племен, спасавшиеся от крестоносцев, теперь также устремились переселенцы из русских земель, надеющиеся укрыться за густыми лесами и болотами Черной Руси от татар. В результате в этом скудном лесном крае скопилось множество отчаянных сорвиголов, прекрасно умевших обращаться с оружием. Под властью Миндовга эти пассионарии сумели остановить продвижение крестоносцев. Сам Миндовг сумел создать небольшое, но воинственное княжество со столицей в городе Новгородок (Новогрудок), получившее название Литва. Миндовг вполне мог считаться русским князем. Он имел союз с Александром Невским, выдал свою дочь за сына Даниила Галицкого. Правда, в области религии Миндовг проявлял полнейшую веротерпимость, привлекая к себе на службу всех, кто мог быть ему полезен, не спрашивая: «Како веруешь?». В 1246 году Миндовг принял православие, взяв христианское имя Василий. Кстати, по-гречески «Василий» означает «царь». Миндовг также умело сражался с татарами, одержав над ними ряд побед. В 1249 году Миндовг-Василий разбил татар мурзы Койдана под Крутогорьем. Кстати, после этого старый город Крутогорье, известный с 1146 года, стал называться Койдановым (в 1932 году город в третий раз сменил имя, получив название Дзержинск, в честь руководителя ЧК, родившегося неподалеку).

Но после неудач в войне с рыцарями, Миндовг вынужден был заключить мир с Тевтонским орденом и принять католичество. Папа Римский Иннокентий IV объявил Миндовга королем. В современной Литве день коронации Миндовга, которым на основании неизвестно каких данных, считается 6 июля, отмечается как национальный праздник. Впрочем, вскоре Миндовг, укрепив власть, отказался от христианства и королевского титула. Он начал новую войну с крестоносцами, нанес им поражение. Победу литовцы отметили по древнему языческому обряду, принеся пленных рыцарей в жертву богам.

В 1263 году Миндовг был убит в результате заговора. Но небольшое чернорусское княжество Литва не развалилось. Сын Миндовга Войшелк правил уже как русский князь. Он не просто хранил верность Православию, но даже стал монахом, передав власть Галицкому князю, с которым был в свойстве. Впрочем, междоусобицы русских князей не пощадили и Войшелка, убитого по приказу Галицкого князя Льва. Литва отбила нападения крестоносцев, ее воины самого разного этнического происхождения и вероисповедания громили прорывающихся на земли Руси татар. И вскоре начали «собирание русских земель».

После батыева нашествия на Руси возникло явление, которое на языке политологии называется вакуумом власти. Сильнейшие русские княжества были опустошены, разорены данью татарам, погибли тысячи воинов, лежали в пепелище города и крепости. И в этих условиях русские люди были готовы поддержать любую политическую силу, которая будет защищать от татар. И литовские князья не могли не воспользоваться этим. Поскольку в Литве скопились значительные военные силы, то вскоре княжества северо-запада Руси стали переходить под власть Литвы.

Литовский князь Гедемин (1316-1341) примерно в 1323 году сделал своей резиденцией город, находящийся на стыке славянских и балтских поселений, что должно было подчеркнуть единый характер его разноплеменной державы. Сочетание столичности и пограничности навсегда отложило своеобразный отпечаток на весь этот город, его население и архитектуру. Поселение на территории Вильны существовало и до 1323 года. У ряда западноевропейских хронистов XII-XIII веков упоминается город в этой местности с названием Vеlni, Ville, Vilda, Vilenski. Как и вся Черная Русь, этот город входил во владения Полоцких князей. Правда, более важными городами Черной Руси в XII-XIII веках были Новгородок (Новогрудок), Слоним, Волковыск, Несвиж, Лида. Центром же Черной Руси до начала XIV века был город Городня (ныне - Гродно). В дальнейшем чернорусские земли стали ядром будущей Литвы, центром которой стала Вильна.

Вероятно, поскольку для литовских князей необходимо было подчеркнуть свою самостоятельность, то история Вильны должна была начинаться именно с них. Польский хронист конца XVI века Матвей Стрыйковский рассказал легенду об основании Вильны князем Гедемином. Согласно Стрыйковскому, Гедимин однажды охотился на горах, окаймляющих правый берег реки Вилейки, при впадении ее в Вилию. После удачной охоты он лег спать и во сне увидел железного волка, который страшно выл. Верховный жрец Лиздейко объяснил князю, что железный волк предзнаменует, большой и крепкий город, который должен будет возникнуть на этом месте, а вой волка указывает на будущую славу этого города. Гедимину понравилось такое объяснение, и он действительно на горе, на которой видел свой сон, построил замок.

Впрочем, славянское население, его язык и культура в городе преобладали все века существования. Само название города русского происхождения. Очевидно, он получил свое имя от речки Вильны, впадающей подле города в Вилию (Виляющая). Виганд Магдебургский, один из немецких хронистов, описывающий походы немецких рыцарей на Жмудь и Литву, еще в XIV столетии называет Вильну русским городом (civitas Ruthenica). В остатках стен Виленского замка весьма много сходства с постройками древнейших городов южной России - Киева и Овруча. Со времен Гедемина в Вильне существовали православные церкви. Впрочем, определенную часть горожан составляли язычники, и это, пожалуй, единственное, что отличало Вильну от других русских городов той эпохи.

Постоянные войны Литвы с Тевтонским Орденом отразились и на городе, который несколько раз сжигался крестоносцами. После крещения Литвы (точнее, великого князя и его языческих подданных) Вильна постепенно покрывается католическим костелами и стала центом католической епископии. Но это стало только началом медленно окатоличевиния города. Вильна была одним из 47 городов Великого княжества Литовского, имевшее широкое самоуправление согласно Магдебургскому праву. Городом правила Рада, членами которой были богатые купцы («патрициат»). В Вильно Рада имела 24 члена, из которых выбирались 12 бургомистров, и двое из них, представлявший католическую и православную общины, один год руководили городом.

Православные еще два века преобладали в Вильне. В 1415 Вильна стала резиденцией особого западнорусского православного митрополита. Только в 1469 году последовало великокняжеское запрещение строить и подновлять православные русские храмы. Но и после этого Вильна была одним из центров православия. Даже первая, напечатанная в 1525 году в первой виленской типографии книга была русская - «Деяния и послания Апостольские», изданная Франциском Скориной. Только в 1555 году была напечатана первая книга на польском языке. Но после объединения Литвы и Польши в Речь Посполитую для православных всего государства и виленских в том числе настали черные дни. Постепенно, к концу XVII века католики стали преобладающей частью горожан.

Все процессы, характерные для восточных территорий Речи Посполитой в Вильне приняли особый размах. Если на землях бывшего Великого княжества Литовского произошла полонизация только правящего класса, то в Вильне ополячилось большая часть горожан. За XVIII столетие произошла окончательная полонизация города. Примерно на два века Вильно стал польским городом, одним из центров польской культуры и политики. При этом какой-либо значительной миграции из Польши в город не происходило, так что в основном здесь происходило добровольное ополячивание местных католиков. Особенно полной было ополячивание собственно литовцев, которых объединяло с поляками общность религии. Восточные славяне, по крайней мере, могли защищать свою русскую идентичность при опоре на православную или, в меньшей степени, униатскую церкви. В Вильно православных осталось 20 % жителей, хотя многие из местных русских, даже перейдя в католицизм, в основном продолжали пользоваться местным вариантом русского языка.

С конца XIV века в городе стала появляться еще одна этно-конфессиональная группа - евреи. С 1568 года виленские евреи - вильнеры, имели свое самоуправление. Со временем евреев стало так много, а город стал одним из мировых центров еврейства, в результате чего Вильну стали назвать «Литовским Иерусалимом». Наконец, поселились в городе с XV века татары и караимы

По мере упадка Речи Посполитой происходил и определенный упадок Вильны. Население, достигшее примерно 30 тысяч человек в XVI веке, практически не возрастало.

Тем временем, восходящая Российская империя начала борьбу за возвращение прежних русских земель в состав единого государства. В 1655 году, в ходе русско-польской войны за Украину Вильна в первый раз была взята русскими войсками, устроивших там, по обычаю того времени, весьма жестокое разорение. В 1795 году, после третьего раздела Польши, Вильна, наконец, вошла в состав России. Став губернским центром, в составе империи Вильна переживала рост населения и промышленности. В 1811 году Вильна, имевшая 56 тысяч жителей, стала даже третьим по численности городом России, после Санкт-Петербурга и Москвы. И хотя «бронзу» Вильна вскоре уступила другим быстро растущим городам России, но оставалась довольно крупным городом. В 1875 году Вильна имела уже 84 тысячи жителей, в 1897 году - 154 тысяч, и в 1909 году - 205 тысяч.

Как и во всей своей истории, Вильна оставалась многонациональным городом. Так, в 1897 году из числа жителей города евреев насчитывалось 61 847 человек, поляков - 47 795, в русских - 37 998, (из них великороссов - 30 967, белорусов - 6 514, малороссов - 517), литовцев - 3 131 человек, немцев - 2 170. Как видим, ни одна этническая группа не преобладала.

За первые годы нового XX столетия Вильна не утратил свой многонациональный характер. По данным, собранным местной администрацией, в 1909 году из 205 250 жителей города было 77 500 (37,8%) поляков, 75 520 (36,8%) евреев, 2 453 (1,2%) литовцев, 7 158 (3,5%) лиц других национальностей, а также 37 341 (18,2%) русских православных, плюс 5 236 (2,5%) русских старообрядцев и 42 русских иного вероисповедания.

Помимо самого города, Виленский уезд также отличался этнически от собственно Литвы и Белоруссии. В 1897 году русские всех трех ветвей составляли большинство - 132 359 человек (большинство - белорусы), евреев - 77 224, литовцев было 76 030 человек, поляков было 73 088 человек. Таким образом, население Виленского уезда от населения губернской столицы отличалось более высокой долей русских и литовцев.

Евреев было фактически несколько больше, поскольку перепись не учитывала крещенных евреев («выкрестов») именно как евреев. Но при этом часть евреев постепенно переходили на русский язык, большая часть сохранила верность идишу, некоторое количество евреев говорили по-польски. В политическом плане многие виленские евреи активно участвовали в социал-демократическом движении, сделав Вильну центром деятельности партии Бунд. Одновременно Вильна стала одним из центров сионистского движения. Среди виленских евреев начала возрождаться литература на иврите, продолжала развиваться литература на идиш. К концу имперского периода истории виленское еврейство все больше переходило на русский язык.

Пошатнулись позиции поляков, хотя они составляли треть населения, относились к довольно образованной и зажиточной части виленцев. Ряды виленских поляков продолжали пополнять белорусы-католики. Но в результате роста русского населения и перехода на русский язык ряда этнических групп горожан Вильна за XIX век постепенно утрачивала черты польского города, хотя оставалась одним из главных центров польской культуры.

Русские Вильны не представляли собой единой этнической общности, будучи расколоты в политическом отношении. Не случайно Вильна стала одним из центров белорусского сепаратизма. Именно в Вильне публиковались первые литературные произведения на современном белорусском языке, действовали белорусские организации, издавалась первые белорусские газеты - «Наша Ніва», «Гомон» и прочие.

Но в целом русские определяли характер города к началу XX века. Еще в 1868 году один из авторов «Виленского Вестника» отмечал, что хотя русское население города без войск составляет менее 10%, оно доминирует, а повсеместно звучащая русская речь, православные храмы и церковная жизнь суть «внешние явления, сообщающие Вильне русскую физиономию» . Русское искусство обогатили такие уроженцы Вильны, как композитор Цезарь Кюи, полу-француз полу-литовец по происхождению, замечательный актер Василий Качалов, скульптор Марк Антоколький, еврей, нарушивший религиозные запреты иудаизма.

Зато почти не было видно в городе этнических литовцев, которых насчитывалось лишь около 2 % населения. В Санкт-Петербурге, Чикаго и Буэнос-Айресе литовцев было гораздо больше. Но поскольку Вильна вызывала ассоциацию с историей Великого княжества Литовского, которую приватизировали деятели литовского национализма, то не удивительным было стремление литовцев именно в Вильне издавать свои газеты (которые в самом городе почти не имели читателей) и открывать штаб-квартиры своих организаций. Российские власти им не препятствовали, рассматривая литовское движение как антипольское, и, следовательно, вполне лояльное империи.

Показательно, что в 1911 году в Вильне издавались 69 газет, из них 35 польских, 20 литовских, 7 русских, 5 еврейских на идиш, 2 белорусские. Впрочем, многие городские газеты помещали материалы сразу на нескольких языках, так что подсчитать «национальную принадлежность» того или иного издания было затруднительно. Хотя русских газет было значительно меньше, чем польских и литовских, но зато общий тираж газет на русском языке был самым крупным. Кроме того, виленцы выписывали множество петербургских газет и журналов

Все изменилось с 1914 года с началом Первой мировой войны. Через год город был занят германскими войсками. Немцы с удовольствием смотрели на грызню польских, литовских и белорусских самостийников, одинаково претендовавших на город и одинаково готовых служить немецким хозяевам. Что бы усилить верноподданнический восторг своих лакеев, немцы выпускали манифест, в котором Вильну назвали «жемчужиной польского королевства» и одновременно провели в польском театре на улице Погулянка конференцию из 214 никем не выбранных депутатов, создавший некую Тарибу (национальный совет), которая позднее, 16 февраля 1918 году, провозгласила присоединение всей Литвы к Германии. В современной Литве день 16 февраля на полном серьезе отмечается как «день независимости».

Дальше последовали события, которые радикально изменили судьбу Вильны. После поражения Германии, Вильна переходила из рук в руки, успев побывать под властью большевиков, сделавших Вильну столицей Литовско-Белорусской советской республики (Литбел), затем поляков, затем опять большевиков, которые 27 августа 1920 года передали город Литве. Причина такого доброжелательства большевиков была понятна - за Вильну буржуазная Литва объявила нейтралитет в продолжающейся советско-польской войне 1920 года. Антанта также требовала от Польши признать Вильну литовской, поскольку также не была заинтересована в слишком сильной Польше.

Однако, «начальник Польского государства» Пилсудский все же захватил Вильну, инсценировав в октябре 1920 года «мятеж» польских частей, укомплектованных из виленских поляков генерала Люциана Желиговского, также уроженца Вильны. Подняв «мятеж», Желиговский двинулся на Вильну, которую и захватил после стычек с литовским частями. Поскольку Антанта не признавала присоединения Виленщины к Польше, то Желиговский объявил о создании «независимого государства» под названием Срединная Литва. Это псевдогосударственное образование просуществовало до апреля 1922 года, когда Антанта перестала настаивать на своем, и комедия со Срединной Литвой была закончена официальным присоединением его к Польше. Территория Срединной Литвы составляла 13 тыс км2 с населением в 500 тысяч человек, из которых 128 тысяч приходилось на жителей Вильны. По официальным польским данным, 70 % населения составляли поляки, хотя в их число записали всех католиков, а также людей, более или менее владеющих польским языком.

Итак, с 1920 года наступил продолжавшийся до сентября 1939 года период второго польского господства в городе. Как и вся Польша, Виленщина переживала кризис. Помимо военных разрушений, особенно резко сказывалось потеря рынков и пограничное положение Виленщины на границе с Литвой и СССР. Вильна перестала быть крупным железнодорожным и промышленным центром. Справедливости ради надо отметить, что польские власти были обеспокоены тяжелым положением Виленщины, что особенно было невыгодно и в стратегическом, и в пропагандистском плане. В силу этого официальная Варшава действительно пыталась развивать экономику, построив ряд промышленных предприятий. Однако справиться с кризисом власти были не в состоянии. Безработица была постоянным явлением, заработная плата в Виленском воеводстве составляла лишь 60 % от зарплаты той же категории в центральной Польше (при том, что Польша и без того была нищей страной). Впрочем, оплата труда в Виленском воеводстве была выше, чем в Литве.

Население Вильны, резко сократившееся за период двух войн, постепенно стало расти за счет переселения польских осадников и репатриации части беженцев. В 1931 году в Вильне проживали 195 тысяч человек, то есть меньше, чем 20 лет назад. Этнический состав населения также изменился - уменьшилось число евреев из-за массовой эмиграции, сократилось и число русских, поскольку в новой Польше они были в положении людей второго сорта. Поэтому в Польше не только не возникло крупного очага белой эмиграции, но и многие местные русские покидали родину. Политика полонизации привела к тому, что к концу 30-х гг. в Виленском воеводстве остались лишь 2 литовские школы, а все белорусские школы были закрыты. Неудивительно, что в 1931 году по официальным польским данным в Вильне поляки составляли уже 71 % горожан, русские - 3, 8 %, а литовцы - 0, 8 %!

Польские власти начали старательно очищать Вильну от всего, что напоминало о русском прошлого города. Русские названия улиц и площадей срочно переименовывались. Сносились православные храмы. Георгиевский сквер, одно из наиболее любимых мест отдыха горожан, был срочно переименован в улицу Элизы Ожешко. Название сквера объяснялось тем, что там находилась небольшая православная часовня. Эта часовня была заложена в 1865 году, в память русских воинов, погибших во время усмирения польского восстания 1863 года. Разумеется, эта часовня была снесена (справедливости ради надо отметить, что разрушать ее стали еще большевики в 1919 году). Новые власти устроили на ее месте фонтан, единственной достопримечательностью которого было то, что он никогда не работал

Наконец, политический режим за все время польской власти был весьма жестким, все время длилось военное положение. В результате здесь не действовали даже те скромные демократические нормы, что были в собственно Польше. Впрочем, виленцы в 30-х гг неоднократно проводили крупные политические забастовки и демонстрации.

Каунасская Литва постоянно заявляла о своих правах на Вильну и почти двадцать вела бесплодные переговоры с Польшей. Между Польшей и Литвой не было дипломатических отношений, поскольку именно признание Вильны столицей Литвы было непременным требованием литовской стороны для установления нормальных взаимоотношений. Наконец, в марте 1938 года, как раз одновременно с аншлюсом Австрии, Польша, которая открыто называла Литву своей «Австрией», также попробовала осуществить свой аншлюс. Варшава предъявила Каунасу ультиматум, ссылаясь на гибель польского солдата, требуя установления дипотношений. Литва капитулировала, установив дипломатические отношения, официально отказавшись от Вильны. (Это обстоятельство означает незаконность владения Вильной нынешней Литвы, объявившей себя правопреемницей довоенной Каунасской республики).

А затем произошел вновь новый перелом в жизни Вильны. 17 сентября 1939 года, сразу после разгрома Гитлером польской армии и бегства правительства и военного командования Польши из страны, советская армия пересела западную границу СССР, начав освобождение исторических русских земель. Уже на другой день части Красной армии подошли к Вильне. Хотя в городе находились 7 тысяч польских солдат и 14 тысяч ополченцев, сопротивление оказались только некоторые группы молодежи из числа студентов и гимназистов, активистов правых партий. К вечеру 19 сентября Вильна была взята. В уличных стычках Красная армия потеряла 13 человек убитыми и 24 ранеными, были повреждены 5 танков и 4 бронемашины . Но в отличие от других восточных «кресов» Польши, советская власть в Вильне не была пока установлена.

1 ноября 1939 года большевики вторично подарили город Литве. Вильна, срочно переименованная на литовский манер в Вильнюс, с ближайшей округой, всего 7.120 кв. км. с 457 тыс. жителей, теперь стала принадлежать государству, считавшей его исконной столицей, но почти не имевшей в числе жителей представителей своего народа.

В Вильну торжественно вступили литовские войска, встретив холодный прием. Как вспоминал 72 года спустя ветеран литовской армии Йонас Вайнаускас, «Когда мы входили в Вильнюс, было грустно. Мы видели, что никто не рад этому, хотя официально и утверждалось, что нас встречали с цветами. Разве мы там были нужны»? У польского эмигрантского правительства, засевшего в Лондоне, передача Вильны вызвала такую ярость, что оно немедленно объявило войну СССР (заметим, что это не было сделано в сентябре 1939 года, когда Красная армия, ведя небольшие бои, занимала часть территории тогдашней Польши).

Литовская оккупация была короткой, жестокой и неэффективной. Началась «литуанизация» (литовизация) города. Все вывески было приказано писать только на литовском языке. В марте 1940 г. власти Литвы лишили гражданства всех поляков, поселившихся в Виленском крае после 1920 г. В результате этого решения около 150 тысяч человек (без малого треть населения края) были одномоментно лишены важных политических и экономических прав: права свободно передвигаться, приобретать недвижимость, устраиваться на работу. Чуть раньше литовские власти развернули репрессии против нашедших приют в Виленском крае польских военных беженцев. Для «представляющих общественную опасность» беженцев начиная с декабря 1939 г. начали создаваться концентрационные лагеря, официально называвшиеся «лагерями принудительного труда».

Литуанизация Виленского университета привела к его фактическому закрытию, поскольку и студенты и профессура, получив приказ немедленно выучить литовский язык и именно на нем вести занятия, дружно отчислились из университета, создав свой нелегальный польский. Были уволены все польские чиновники и полицейские, срочно замененные привезенными из Каунасской Литвы литовскими. Интересно, что все литовские полицейские, отправленные в новый литовский Вильнюс, должны быть ростом выше метра восьмидесяти (кажется, это весьма яркое проявление комплекса маленькой нации).

Литовская полиция государственной безопасности проводила аресты поляков, подозревавшихся в принадлежности к польскому национальному подполью. В период с ноября 1939 по середину июня 1940 г. в Виленском крае было арестовано более 1500 человек, что процентном отношении к численности населения края было втрое больше, чем число арестованных НКВД за первые семь с половиной месяцев советской власти в Литве в процентном отношении к количеству населения республики .

Впрочем, уже летом 1940 года Сталин вернул Вильну Советскому Союзу, заодно со всей Литвой.

В годы Великой Отечественной войны произошло радикальное изменение этнического состава населения города. Уже 24 июня 1941 года Вильна была занята немцами. Буквально сразу же в городе начались расправы литовских националистов не только над советским активистами, но и над евреями, причем делали это националисты по собственной инициативе, не дожидаясь официального разрешения со стороны немцев. Интересно, что сами немцы считали ненужным немедленное и беспорядочное уничтожение евреев, затруднявшую эффективность организации тыловых работ, поэтому они прекратили самосуды литовцев и организовали в Вильне гетто. Летом 1943 года гетто было ликвидировано, часть евреев была уничтожена сразу, часть вывезли в концлагеря.

Всего из 60 тысяч не успевших эвакуироваться виленских евреев к моменту освобождения города советской армией в 1944 году уцелело 600 человек. После возвращения эвакуированных, демобилизованных, а также освобожденных узников гитлеровских концлагерей, количество евреев в Вильне увеличилось. В 1959 году в советском Вильнюсе евреев насчитывалось 16 354 человека. Но с тех пор количество евреев все сокращается, и в 2001 году в «литовском Иерусалиме» евреи составляли лишь 0,5 % жителей, причем среди них преобладали люди преклонного возраста. Так заканчивается история виленского еврейства.

С литовцами немцы заигрывали, стремясь привлечь их к сотрудничеству, сохранив на своих постах многих чиновников прежнего литовского режима. Впрочем, немцы имели свое представление о судьбе города и населяющих его народов. Посетивший город в ноябре 1941 года Йозеф Геббельс записал в своем дневнике: «Литовцы представляли, что им позволят восстановить старое государство в расширенных границах. Они, конечно, ошиблись. Мы не хотим повторять предвоенный обман: проливать немецкую кровь за то, чтобы маленькие пограничные государства начали самостоятельную жизнь, потом опять от нас отвернулись в сторону плутократии. Литовцы - раса невысокого качества» .

Поляки Виленщины (и Литвы в целом) оказались в столь же угнетенном положении, как и на территории собственно Польши. В крае возникло польское партизанское движение (Армия Крайова, АК), подчиняющееся эмигрантскому лондонскому правительству. Впрочем, как и в других местах прежней Польши, аковцы «стояли с оружием у ноги» и не предпринимали никаких действий против оккупантов. На Виленщине, впрочем, аковцы активно занимались уничтожением местных литовцев, что, впрочем, часто было самозащитой от аналогичных попыток уничтожения поляков со стороны литовцев. Иногда, впрочем, аковцы и литовцы объединялись для совместного уничтожения евреев.

Вильна была освобождена после пятидневных боев 13 июля 1944 года войсками под командованием генерала армии Ивана Черняховского. Перед штурмом Черняховский распорядился не применять тяжелую артиллерию при взятии города, дабы спасти архитектурные достопримечательности Вильны.

Еще в ходе боев поляки из Армии Крайовой попытались, точно также, как во Львове и Варшаве, захватить город раньше советской армии. Аковцы впервые за три года вступили в настоящий бой с немцами, и были почти полностью ими перебиты. Впрочем, часть города они сумели захватить и, самое главное, попытались устроить символическую акцию, водрузив польский бело-красный флаг на горе Гедемина.

Но советские власти также готовили символическую акцию, призванную доказать, что Вильнюс станет советским, но останется литовским. В опубликованных воспоминаниях офицера НКВД, уроженца Вильны, Нахмана Душанского описание того, как чекисты закрепляли Вильнюс за Литвой, сражаясь с поляками: «Спец. группа ГБ Литвы получила приказ лично от Снечкуса (Антанас Снечкус - с 1940 по 1974 годы 1-й секретарь ЦК КПЛ) - первыми, впереди наступающих частей, войти в Вильнюс и тем самым показать всем, что Вильнюс - столица Литвы». Эта спецгруппа, в основном состоявшая из виленских белорусов, заняли здание Президиума Верховного Совета Литвы. Когда же по ним аковцы открыли огонь, чекисты без всяких колебаний взяли гору Гедемина и сорвав польский флаг, водрузили красный. Уцелевших аковцев раздели до трусов, что было смертельным оскорблением для шляхтичей, и отпустили по домам .

Итак, город стал советским, столицей Литовской Советской республики. Согласно Справке о регистрации жителей Вильнюса в августе 1944 года проживало 99 100 человек. 82,7% населения столицы составляли поляки. На долю русских приходилось 7,4%. Третью позицию в этом списке занимали литовцы - 6,9%, что составило 6 852 человека. Большинство литовцев были чиновниками, прибывшими из СССР или территории прежней буржуазной Каунасской Литвы. Евреев, как уже говорилось, осталось 600 человек. Но этнический состав виленцев продолжал меняться.

22 сентября 1944 года правительства Литовской ССР (заметим, не всего Союза!) и Польши подписали протокол соглашения об эвакуации бывших граждан Польской Республики польской и еврейской национальностей из Литовской ССР в Польшу и соответственно литовцев из Польши в Литву. Соглашение предусматривало прохождение репатриации на добровольных началах. Выезд поляков начался в октябре 1944 года, еще в условиях войны и закончилась в ноябре 1946 года. Всего из Литовской ССР в Польшу переехало 171 158 человек - из них 98,6 % поляки, 1,4 % евреи.

Вильнюс покинули 89,6 тысячи человек, или 80% всех жителей. Часть польского населения все же в городе осталась. В основном осталось и сельское польское население Виленщины. В ряде мест юго-востока современной Литвы на селе польское население абсолютно доминирует. В целом поляки составляют 8 % населения Литвы.

Власти Литвы были не прочь выселить всех поляков поголовно, как выселили украинцы всех поголовно поляков из Львова. Если этого не произошло, то только по той причине, что советские хозяйственные руководители были обеспокоены организацией городского хозяйства и промышленности, для чего требовалась квалифицированная рабочая сила. Между тем литовские переселенцы в основном не отвечали этим качествам. Большинство литовских мигрантов приехали из деревни, зачастую были малограмотными, не владели никакими городскими профессиями. Эти новые вильнюсцы могли работать при расчистке развалин, но не могли дать городу даже водопроводчиков и электриков, (а эти специальности после выезда поляков оказались дефицитнейшими). В результате часть необходимых для восстановления города польских кадров были задержаны, а затем, когда накал страстей утих, они так и остались в родном городе.

Изрядно опустевший Вильнюс стали заселять хлынувшие потоком литовцы. Большинство из них были выходцами из села и порой вообще не бывали в крупных городах, и по своей бытовой культуре напоминали западноукраинских рагулей во Львове или сенегальцев в Париже. Следует заметить, что многие литовцы прибыли жить и работать в столицу своей республики по мобилизации (именно так это и называлось). Многие литовцы всеми силами старались уклониться от этой обязанности. В результате план по заселению Вильнюса был сорван - к лету 1945 года в Вильнюс прибыло лишь 322 человека мобилизованных, что составляло всего лишь 2,7% плановых установок . (Как ни странно, в современной Литве это не считается «пассивным сопротивлением советской оккупации»). Пришлось, как всегда, для восстановления города привлекать русских.

Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров Литовской ССР от 12 июня 1945 года в республику был разрешен въезд членам семей мобилизованных рабочих и служащих из других районов Советского Союза. А вскоре приезд в Литву всем гражданам СССР стал свободным. В Вильнюсе сразу же возросло количество жителей из других союзных республик. Коллективы вильнюсских организаций и предприятий формировались из прибывших советских тружеников.

Итак, советский Вильнюс стал единственной из столиц союзных республик, в котором большую часть населения, в том числе и подавляющую часть представителей «коренной национальности», составляют послевоенные мигранты. Заметим, что часть «русскоязычного населения» как раз и может, наряду с поляками, считаться исконными жителями города.

В целом советский Вильнюс демонстрировал быстрый хозяйственный и культурный и вместе с тем, демографический рост. По данным Всесоюзной переписи населения на 15 января 1959 года в столице Литовской ССР проживало 236 078 человек. Из них: литовцы - 79 363 (33,6%), русские - 69 416 (29,5%), поляки - 47 226 (20%), евреи - 16 349 (7%), белорусы - 14 686 (6,5%).

В период между переписями населения 1959 и 1970 количество жителей города увеличилась на 136 тыс., т. е. на 57 %, достигнув 372 тысячи жителей. Две трети от этого числа составил механический прирост за счёт приезда в Вильнюс жителей окрестных сельских районов и других республик Советского Союза. По переписи 1970 литовцы составляли 42, 8 %, русские - 24, 5 %, поляки - 18, 3 %, белорусы - 6, 5 %. Несмотря на все возраставшее количество литовских мигрантов, город оставался русским по языку и культуре. Со второй половины 70-х годов миграция русских в Вильнюс фактически прекратилась, и рост русского населения шел в результате естественного прироста. Литовцы же продолжали активно переселяться в Вильнюс.

К 1980-ым годам численность виленцев перевала за полмиллиона. К этому времени впервые в своей истории количество литовцев превысило 50 % горожан.

Вильнюс активно застраивался. Новый жилой район Лаздинай, при строительстве которого архитекторы творчески использовали рельеф местности, и умело распланировали, стал городской достопримечательностью, а его творцы стали лауреатами Ленинской премии. Бывший Георгиевский сквер стал площадью Черняховского. Памятник на могиле освободителя города поставили 10 декабря 1950 года. Четырехметровая бронзовая статуя возвышалась на трехметровом постаменте - танковой башне. На ней - надпись по-литовски: «Генералу армии Черняховскому от литовского народа».

Но после того, как в 1991 году Литва была провозглашена «независимым государством», вновь начались переименования, хотя «исконных» литовских названий в городе не было вообще никогда. Как и во времена польской оккупации, начались гонения на православие и русские школы. Литовские оккупанты также сносят памятники. Так, памятник генералу Черняховскому был уничтожен, и его прах пришлось перезахоронить в Москве на Новодевичьем кладбище. Площадь имени освободителя была названа «площадью самоуправления»! На месте памятника генералу теперь стоят мрачные черные колонны, вырастающие прямо из земли. Это памятник поэту, автору гимна Литвы Винцасу Кудирке. (Скорее, это памятник того, что современные литовские политиканы - «раса невысокого качества»).

После провозглашения независимости Литвы Вильнюс, в силу своего столичного статуса, не испытал столь массовой эмиграции и экономических потрясений, как другие города республики. Население города продолжает медленно расти, несмотря на депопуляцию, по причине продолжающегося притока литовских мигрантов, в результате Вильнюс постепенно становится литовскоязычным городов. Согласно переписи 2001 года, в Вильнюсе насчитывалось 542 тысячи жителей. В этническом плане из них составляют: литовцы-57, 8 % , поляки-18, 7 % , русские-14 %, белорусы-4 %, евреи- 0,5 %, прочие-5 %. Несмотря на «литуанизацию» и дикие гонения на русский язык и все русское, позиции русского языка в старом русском городе Вильне остаются сильны - лишь 2,7 % вильнюсцев заявили в ходе опроса в 2010 году, что они совершенно не владеют русским языком. Впрочем, часто многие активисты различных ультраправых партий, громогласно заявляя, что не понимают ничего по-русски, на деле прекрасно им владея, поскольку в Вильнюсе без знания его не прожить, все - лишь демонстрируют своеобразное понимание своей «культурности». Все это означает, что Вильна остается славянским городом, и вряд ли его современная «литовскость» является необратимой.

Виленский вестник, 1868, № 76, 9 июля.

Широкорад А. Б. Давний спор славян: Россия, Польша, Литва. М, АСТ, 2007, с. 768

Http://inosmi.ru/baltic/20111109/177347805.html

Http://szhaman.livejournal.com/

Венцлова Т. Вильнюс: город в Европе. СПб, 2012, с. 239

Www.segodnia.ru/content/19208

В старину существовали названия Червонная Русь, Чёрная Русь, Белая Русь, Великая Русь, Малая Русь. Что означали и откуда пошли такие названия?

В Киевской Руси к середине ХII века сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII века — 50, в ХIV веке — 250. Все эти территории носили свои названия, АиФ.ru рассказывает, откуда произошли названия некоторых из них.

Малороссия и Великороссия

Малороссия (Малая Русь) — название, которое появилось в начале XIV века. После татаро-монгольского порабощения русских земель свободными на Руси оставались лишь две области: Галицко-Волынская и Владимиро-Суздальская, которые активно поддерживали отношения с Константинопольским патриархатом. После того как в 1300 году Киевский митрополит покинул свою резиденцию, галицкие князья стали добиваться создания своей отдельной метрополии. В 1305 году была создана Галицкая метрополия, независимая от Киевской. Чтобы различать одну Русь от другой, в Константинополе установилась практика именовать отошедшую часть территории Галицко-Волынских земель — Малой Русью, или Малой Россией.

Понятия Малая и Великая Русь вошли в официальное употребление в 1361 году: когда были сформированы две митрополии — одна в Великой Руси с центром во Владимире и Киеве, а вторая в Малой Руси с центром в Новгороде и Галиции.

«Малая Русь» включала в себя 6 епархий Галицко-Волынского княжества. Великой Русью стали называть оставшиеся 12 епархий, включая и Киев. По названию территории «Малая Русь» («Малороссия») местных жителей стали звать малороссами.

Белоруссия

Белоруссия («Белая Русь») — историческая область Руси. В XII–XVII веках «Белая Русь» служила названием земель Северо-Восточной Руси. С XVI века «Белой Русью» называют земли Подвинья и Поднепровья.

В отношении современной территории Белоруссии употребление термина «Белая Русь» впервые зафиксировано в XIII веке.

Происхождение названия некоторые историки связывают с цветом волос местных жителей и одеждой жителей этих земель, другие считают, что «белая» в данном случае является синонимом слов «великая», «независимая» и «свободная». Третья версия исходит из того, что белой в далёкие времена называли древнюю территорию, а четвёртая предполагает, что «Белой Русью» называли земли, население которых было христианским, в противоположность Чёрной Руси — русских земель, находившиеся под властью Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Так, на карте мира 1459 года Новгородско-Московская Русь именуется Белой Русью (Rossia Biancha), территория в районе Днепра названа Красной Русью (Rossia Rossa), а северо-западная часть русских земель — Чёрной Русью (Rossia Negra).

Белая Русь (Russia Alba) около озера Ильмень (Lacus Irmen). Фрагмент карты Carta Marina, 1539. Commons.wikimedia.org / Олаф Магнус

В современном понимании термин «Белоруссия» распространяется на земли исторической Белой Руси (белорусские Подвинье и Поднепровье), Чёрной Руси (районы Новогрудка), Завилейской Литвы (районы Гродно и Сморгони), Полесья (районы Бреста, Пинска и Мозыря), а также Северщины (район Гомеля, Чечерска и Рогачёва).

Современное белорусское государство носит официальное наименование «Республика Беларусь». В 1991 году Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической республики установил своим декретом, что новую независимую республику нужно назвать Беларусью (Беларусь) на русском языке и на всей другой языковой транскрипции его имени. Изменение было произведено, чтобы отразить языковую форму названия на белорусском языке.

Красная Русь

Красная Русь (Червоная Русь) — историческая область в XV–XVIII веках на западе современной Украины и востоке и юго-востоке современной Польши — район Галичины (Галиция) или Червенских городов, которые князь Владимир Великий присоединил к Киевской Руси. В 1018 году ими овладела Польша, а в 1031 году они были вновь возвращены в состав древнерусского государства. В 1349 году польский король Казимир III захватил Галичину, и Червонная Русь вошла в состав Польши, в составе которой она пробыла как Русское воеводство вплоть до XVIII века. В XVIII–XIX веках Россия опять вернула эти земли в состав Российской империи.

Название происходит от города Червеня — крупнейшего из червенских городов.

По мнению московского историка Михаила Тихомирова , название города Червен произошло от слова «червень», что означающее тёмно-красную ткань, или от слова «червец», означающего пурпурную или багряную краску, в переносном смысле могло означать красивый город, или город в красивой местности.

Чёрная Русь

Чёрной Русью в XIII–XIV веках называли области, лежавшие в бассейне верхнего течения Немана с городами Городно (Гродно), Новгородком, Слонимом, Волковыйском, Несвижем, Турийском (Турец), Здитовом.

Название происходит от дремучих и тёмных лесов и пущ, покрывавших некогда огромные пространства этой области.

Жемайтия (страна между низовьями Немана и Виндавой) и другие регионы на Carta Marina, 1539 год. Commons.wikimedia.org / UrusHyby

До XIII века Чёрная Русь входила в состав Полоцкого княжества. В 1240-х годах Чёрную Русь захватил литовский князь Миндовг. В XIV веке Чёрная Русь вместе с литовскими землями входила в состав Великого княжества Литовского. Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Чёрной Русью, а Великороссию — Белой.

Новороссия

Новороссией (Новая Русь) называли Новороссийскую губернию. Это было историческое название территории северного Причерноморья, присоединённой к Российской империи в результате русско-турецких войн во второй половине XVIII века.

Территория Новороссии включала в себя Херсонскую, Екатеринославскую, Таврическую, Бессарабскую, Ставропольскую губернии, а также Кубанскую область и Область Войска Донского. Название употреблялось до начала XX века.

С середины XX века для обозначения данной территории использовалось географическое определение «Северное Причерноморье», а во второй половине XX века территория Новороссии в пределах Украинской ССР стала обозначаться названием «Южная Украина».