Лавр Дмитриевич Проскуряков: биография.

День рождения 18 августа 1858

русский учёный, инженер, выдающийся специалист в области мостостроения и строительной механики

Родился в многодетной (18 человек) крестьянской семье. С рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учебы, поступил на общих основаниях в Петербургский институт путей сообщения, который окончил 1884 году. К этому времени относятся его первые публикации.

С 1887 - преподаватель кафедры мостов в том же институте.

1895 - автор моста через Енисей. По величине пролетов этот мост был вторым в Европе после Квиленбургского моста в Голландии и самым большим в России. По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку и Волхов и через Волгу у Казани . На Транссибе Проскуряков проектирует мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень -Омск .

В том же году Проскуряков едет в Лондон на сессию Международного железнодорожного конгресса, посещает лаборатории Цюриха , Парижа , Мюнхена , Вены , Берлина , знакомится с лучшими механическими лабораториями Запада и, разумеется, привозит оттуда в Институт новейшие механизмы и приборы.

1896 - мост через реку Которосль у Ярославля .

1900 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже за проект моста через Енисей.

1904 - железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа

В 1905-1907 гг. в Москве, на трассе МК МЖД, по проекту Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева , были построены два железнодорожных моста через реку Москву - Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский). Эти мосты были реконструированы в 1956 г. (архитектор Б. М. Надежин), а в 2000-2001 гг. - перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными (архитекторы Ю. П. Платонов, Д. А. Метаньев и др.).

Выдающимся достижением русского мостостроения можно считать мост Проскурякова через Амур у Хабаровска длиной 2590 м, открытый для движения 5 октября 1916 года. В честь наследника-цесаревича мост назвали Алексеевским.

В 1902 году Проскуряков публикует полный курс строительной механики «Сопротивление материалов» (ч. 1), а в 1907 году - «Статика сооружений» (ч. 2) и работу «К расчету сквозных ферм». Эти труды вошли в золотой фонд науки. Курс «Строительной механики» выдержал шесть изданий, а седьмое, посмертное, стало учебником для всех технических вузов страны.

Проскуряковым впервые была предложена т. н. статически определимая треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. Проскуряков предложил также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики, введённые Проскуряковым, используются в современной высшей школе.

Проскуряков, Лавр Дмитриевич

Сов. ученый, специалист в области проектирования мостов и строительной механики. По окончании Петербург. ин-та инженеров путей сообщения (1884) работал мостовиком-проектировщиком. С 1887 П. - преподаватель Петербург. ин-та инженеров путей сообщения, с 1896- проф. Моск. инженерного училища (ныне Моск. ин-т инженеров ж.-д. транспорта). П. спроектировал большое количество мостов, совершенных по своей конструкции, экономичных и легких, с фермами нового типа (мосты через pp. Нарву, Западный Буг, Волхов, Оку, Амур, Енисей, Зею и др.). За проект моста через Енисей на Всемирной выставке в 1900 в Париже П. была присуждена золотая медаль.

П. был новатором в области проектирования ж.-д. мостов, своими работами содействовал развитию отечественного мостостроения. Им впервые была предложена статистически определимая треугольная решетка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решеткой взамен применявшихся раньше статически неопределимых ферм с параллельными поясами и многорешетчатыми и многораскосными решетками, предложены консольные мостовые фермы и арочные ж.-д. мостовые фермы. Детально разработанные П. графо-аналитич. методы расчета и теория линий влияния (разбирающая вопросы влияния подвижных грузов) явились основанием для изменения (в конце 19 в.) методов расчета мостовых ферм. Для практич. расчетов им составлены спец. "таблицы моментов". У П. учились многие крупные ученые и инженеры. Методы преподавания строительной механики, введенные П., широко используются в высшей школе.

Соч.: К расчету сквозных ферм, "Инженер. Журнал Министерства путей сообщения", 1885, т. 1, кн. 2; Исследование значений момента внешних сил от сосредоточенных грузов в прямых балках, в кн.: Сборник Института инженеров путей сообщения, т. 13, СПб, 1888; Строительная механика, ч. 1-2, 6 изд., М.-Л., 1925-26.

Лит.: Ординарный профессор Московского инженерного училища Л. Д. Проскуряков, М., 1912; Прокофьев И. П., Лавр Дмитриевич Проскуряков, "Строительная промышленность", 1953 (№) , советский учёный в области мостостроения и строительной механики. По окончании в 1884 Петербургского института инженеров путей сообщения работал мостовиком проектировщиком. С 1887 … Большая советская энциклопедия

ПРОСКУРЯКОВ Лавр (Лаврентий) Дмитриевич (1858 1926) российский ученый, профессор (1896). По проектам Проскурякова созданы мосты через реки Нарва, Волхов, Ока, Амур, Енисей и др. Предложил новые методы расчета мостовых ферм …

Лавр Проскуряков Лавр Дмитриевич Проскуряков (18(30) августа 1858, с. Борисовка, Воронежская губ. 14 сентября 1926, Москва) русский учёный, инженер, выдающийся специалист в области мостостроения и строительной механики. Родился в многодетной (18… … Википедия

- (1858 1926), учёный в области мостостроения, профессор (1896). По проектам Проскурякова построены мосты через рр. Нарва, Волхов, Ока, Амур, Енисей и др. Предложил новые методы расчёта мостовых ферм … Энциклопедический словарь

- (1858—1926), учёный в области мостостроения, профессор (1896). По проектам Проскурякова созданы мосты через реки Нарва, Волхов, Ока, Амур, Енисей и др. Предложил новые методы расчёта мостовых ферм … Большой Энциклопедический словарь

Род. 1858, ум. 1926. Специалист в области строительной механики и мостостроения, ученый. Автор проектов мостов Нарву, Волхов, Оку, Амур, Енисей и др. Разработал новые методы расчета мостовых ферм … Большая биографическая энциклопедия

Русская фамилия. Известные носители: Проскуряков, Илья Вячеславович российский хоккеист Проскуряков, Лавр Дмитриевич русский учёный, инженер … Википедия

Лавр Дмитриевич Проскуряков родился 30 августа 1858 в селе Борисовка, что в нескольких верстах от Валуек в семье крестьянина, потомка ямщиков и казаков. В многодетной семье было 18 человек. В таких семьях на Руси, чтобы оторваться от земли и посвятить себя иной деятельности, надо было обладать недюжинными способностями. И Лавр Дмитриевич ими обладал, что сразу же бросилось в глаза первым его учителям. В местной сельской школе и позднее в Валуйках Проскуряков учился на «отлично», был пытлив, а из учебных предметов больше интересовался естествознанием, математикой, физикой…

По окончании средней школы местным управлением образования ему, как отличнику учебы, была дана рекомендация для поступления в высшее учебное заведение. Проскуряков выбрал Петербургский институт путей сообщения. Это соответствовало его увлечениям, хотя железной дороги он еще и в глаза не видел - она пройдет через Валуйки

и неподалеку от его села только через 20 лет. Экзамены в институт Лавр Дмитриевич сдавал наравне со всеми: крестьянский юноша из самой глубинки прошел абитуриентские перипетии без сучка, без задоринки. И вот он - студент одного из самых престижных высших учебных заведений Российской империи!

После успешного окончания института Проскурякову в 1884 дают место в Министерстве путей сообщения, в службе, ведающей железными дорогами. И в качестве государственного служащего он исполнителен, инициативен, на хорошем счету у высшего начальства. Однако бюрократическая сторона работы (формуляры, циркуляры, инспекторские вояжи) его не удовлетворяют - он выкраивает время и параллельно занимается научной и конструкторской деятельностью. А вскоре вновь возвращается в родной институт, на преподавательскую и исследовательскую работу. Защитив при совете института докторскую диссертацию, Проскуряков за короткое время становится известным ученым и специалистом в области строительной механики. В это время его больше всего привлекает проблема мостов - больших и малых, которые стали важнейшими объектами на бурно развивающейся сети железных дорог в России. Как противостоять их деформации, разрушению и выходу из строя? Из какого материала они должны сооружаться? Что нового требуется, чтобы их конструкции были надежными и долговечными? Все эти вопросы находили решение в проектах Проскурякова.

Он первый в Европе отказался от существовавших, сложных по конструкции и расчетам, многорешётчатых мостовых ферм. Проскуряков спроектировал ферму с одной треугольной мощной решеткой, что обеспечивало точное распределение в конструкции усилий от подвижной нагрузки. В 1887 году с использованием этого новшества был построен железнодорожный мост через р. Сулу в украинском городе Ромны, который выдержал все испытания. Данным проектом Проскуряков положил начало новому направлению в мостостроении. И тут перед ним открывается захватывающая перспектива. В 1891 начинается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали «Челябинск - Омск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток», протяжённостью почти семь тысяч километров. Сам Министр путей сообщения Сергей Юльевич Витте поручает Проскурякову ответственный участок этого грандиозного проекта - сооружение мостов на Транссибе. А их в проекте было ни много, ни мало – а целых 28. Как расширились теперь горизонты Проскурякова! И он, приняв предложение, становится ведущим проектировщиком и конструктором мостов через строптивые сибирские реки и одновременно проводит на этой практической базе научные работы по строительной механике и продолжает преподавать в Петербургском институте путей сообщения, где в 1896 его избрали профессором. И во всех сферах своей деятельности Проскуряков преуспевает. В 1896 году, проектируя мост через реку Которосль, он впервые разрабатывает таблицу «моментов для поезда», другими словами, определяет внутренние усилия на отдельных участках моста по мере поступательного наезда на них движущегося груза.

Учёный продолжает совершенствовать и ферму моста. Он находит, что ферма еще более эффективна в своём арочном исполнении и сооружает несколько арочных мостов на Москва-реке, которые оправдывают его расчеты и ожидания. Наконец, Проскуряков проводит серию испытаний материалов для изготовления ферм и определяет самые надежные из них.

Лавр Дмитриевич в течение сорока лет проектировал мосты различных пролетов от 20 до 145 метров. «Проскуряковскими фермами», лёгкими и рациональными по восприятию нагрузки, были перекрыты сотни мостовых пролетов на российских и зарубежных железных дорогах - через реки Нарва, Волхов, Ока, Амур и др. Все научно-практические изыскания Проскурякова были направлены на создание идеального мостового сооружения. И оно родилось. Это был построенный по его расчетам в 1898 многокилометровый мост через могучий Енисей. В проекте пролетного строения (в 144,5 м) Енисейского моста, как констатировали ученые, Проскуряков применил совершенно новую конструкцию - оригинальную шпренгельную ферму. Придав верхнему ее поясу ломаное очертание, проектировщик довел высоту главных ферм почти до 1,7, а ширину до 1/24 длины пролёта при увеличении длины панелей до 8-ми метров. Автором проекта был также произведен расчёт главных ферм по линиям влияния, позволивший точно определить внутренние усилия от подвижной нагрузки. Все эти показатели были необычными для того времени, и Проскурякову пришлось с немалой энергией отстаивать свое новшество. И он его отстоял. …1900 год. Париж. Марсово Поле. Здесь открывается Всемирная выставка научно-технических достижений уходящего 19 века. А достижения были впечатляющими. 35 стран, и среди них Российская империя, разместили здесь свои павильоны. Парижские газеты писали, что экспонаты выставки являют собой настоящий парад искусств, науки и техники. …Конечно же, всех прежде всего завораживала Эйфелева башня - символ прогресса века, самое высокое в мире сооружение, построенное Александром Эйфелем в 1889 году. К слову сказать, основным инженерным профилем этого выдающегося француза было именно мостостроение… Вслед за парижской ажурной башней-гигантом восхищение участников и посетителей выставки вызывают двигатель внутреннего сгорания немецкого инженера Дизеля, демонстрационные радиоприемники Попова и Маркони. Поражают воображение только что изобретенная турбина, усовершенствованная модель автомобиля «Пежо», лампа накаливания с вольфрамовыми и молибденовыми нитями Лодыгина, модель первой электростанции общественного назначения Эдисона… …Александр Эйфель, Рудольф Дизель, Гульемо Маркони, а с ними участвовавший в выставке Дмитрий Иванович Менделеев - целая свита из 10 респектабельных конструкторов, ученых пришли в российский павильон. Их внимание приковали к себе образцы стали с заводов Донбасса, ижевское оружие и… русские матрёшки. Но больше всего - почти полдня - ученые разглядывали заявленное на выставке и воспроизведенное в чертежах, картах, схемах строительство Сибирской магистрали. Поражали не только масштабы свершающегося, но сам смысл задуманного: ведь не только Россия, но и вся Европа теперь будет связана стальными магистралями с Азией - Японией, Китаем, Кореей. Достижения русских ученых и инженеров просматривались в фотографиях отдельных участков Транссиба, в коллекции карт, в снимке и модели парового парома на озере Байкал, в моделях мостов через множество сибирских рек. При виде моста через Енисей Александра Эйфеля охватило волнение. - Боже мой, да это же чудо! - воскликнул Эйфель, доселе не имевший равных себе в мостостроении. - Где этот гениальный конструктор… позовите его сюда, - обратился Эйфель к Менделееву, своему давнему товарищу и почти ровеснику. Менделеев попросил устроителей русского павильона разыскать автора проекта, коим был… Лавр Проскуряков. Когда Проскуряков, смущенный, подошел к группе ученых-светил, Эйфель сказал в его адрес:

«Этим проектом Вы сразили меня… победа за Вами…».

Дизель, Маркони и все остальные учёные рукоплескали. Лавр Проскуряков за проект моста через Енисей безоговорочно получил на Парижской выставке высшую награду - Большую золотую медаль. А это означало, что такого же признания заслужили и десятки других, уже сооруженных по его задумке, сибирских мостов. Это была победа русской науки и техники. …

Уникальным является и научно-педагогическое наследие Лавра Дмитриевича Проскурякова. В своей преподавательской деятельности он просто-таки предвосхитил время. Тому, правда, способствовала ситуация. Во время работы в Московском инженерном училище путей сообщения Проскуряков столкнулся с неожиданным условием: на прохождение курса строительной механики программой предусматривался всего лишь один год. Ничтожно мало для трудных и объемных предметов! Надо было найти и использовать такие приёмы подачи материала, которые в рамках отведённого времени могли бы помочь студентам разобраться в сопромате. Проскуряков нашёл такой путь. Он искусно синтезировал в ходе своих лекций три основных дидактических принципа: наглядность, доступность и природосообразность. В его практике это значило - толковать сложные аналитические выводы обязательно графически, а также сопровождать лекции упражнениями по индивидуальным заданиям (в курс лекций вводилось 26 упражнений), которые соединяли бы теорию со строительной практикой. Результаты были впечатляющими: студенты стопроцентно посещали лекции Проскурякова и успешно постигали науку. А написанный Лавром Дмитриевичем двухтомник по строительной механике был в своё время признан лучшим учебником и положен в основу преподавания этой отрасли науки не только в транспортных вузах, но и во всех строительных и родственных им институтах. Умер Лавр Дмитриевич Проскуряков в 1926 году. В настоящее время он по праву признан пионером русской науки о мостах, выдающимся ученым и педагогом-новатором. Своей творческой и научной деятельностью он прославился далеко за пределами нашей страны.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Областной конкурс

«Память храня»

Номинация «Знатоки родного края»

Тема конкурса «Мои знаменитые земляки»

Исследовательская работа

«Лавр Дмитриевич Проскуряков и «Амурское чудо»

Выполнила:

ученица 8 класса

Жидкова Виктория

Руководитель :

Борисова Светлана Викторовна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Рождественска СОШ»

Валуйского района

Белгородской области

С.Рождествено, 2017 год

Введение

Актуальность данного исследования продиктована тем, что сейчас в России поставлена цель - воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, патриотизм к своей стране и к малой родине, патриотизм, опирающийся на примеры заслуг выдающихся наших соотечественников.

История Белгородской области неразрывно связана с именами многих деятелей науки, техники, культуры, искусства и других сфер жизни общества, известными не только в нашей стране, но и за рубежом. Но есть в ней и белые пятна – незаслуженно забытые имена людей, вписавших немало ярких страниц в летопись родного края.

Так можно сказать об известном русском инженере и ученом в области строительной механики и мостового дела Лавре Дмитриевиче Проскурякове, уроженце слободы Борисовка Валуйского уезда.

Лавра Дмитриевича по праву называют одним из создателей отечественной науки о мостах. Он является автором смелых проектов грандиозных мостов через реки Енисей, Амур, Ока, Зея, Западный Буг, «золотым» лауреатом Всемирной выставки в Париже.

Творческое наследие Л.Д. Проскурякова огромно: это созданная им школа отечественных мостостроителей, которую прославили такие имена, как: академики Е.О. Патон и Г.П. Передерий, профессор П.А. Зелихов; это и труды по строительной механике, грандиозные мостовые сооружения, многие из которых и сейчас служат верой и правдой.

Своей деятельностью он внес значительный вклад в развитие российской науки и достоин благодарной памяти потомков. Поэтому мы выбрали в качестве объекта исследования архитектурное наследие, оставленное Проскуряковым для своих потомков.

Предмет исследования: жизненный путь Проскурякова Л.Д.

Цель исследования: Показать значимость деятельности Проскурякова Л.Д. как для нашего края, так и для всей страны.

Задачи исследования:

    Изучить и проанализировать исторические материалы, касающиеся жизни и деятельности Проскурякова Л.Д;

    Найти документы, которые свидетельствуют о значительной роли Проскурякова Л.Д. в отечественном мостостроении.

    Показать в своей работе то, что люди нашей страны гордятся своими знаменитыми соотечественниками.

Мотивация выбора темы: Я хочу знать намного больше о людях, живущих когда-либо на моей родине, более глубоко окунуться в историю моего края и рассказать своим друзьям и близким о таких талантливых людях как Л.Д. Проскуряков.

Практическая значимость: Это исследование о малоизвестном сейчас человеке, поэтому этот материал пополнит летопись родного края.

Гипотеза: Я предполагаю, что архитектурная и строительная инженерная мысль Проскурякова Л.Д. изменила отечественное мостостроение и поэтому его можно считать выдающимся земляком-белгородцем.

1 глава. Биография моего земляка, Л.Д.Проскурякова

Что может сравниться со строительством моста? Прокладывая сушу над водой, мы соединяем миры.

Из фильма "Призрак и Тьма".

Из всего, что воздвигает и строит человек, повинуясь жизненному инстинкту, на мой взгляд, нет ничего лучше и ценнее мостов.

Иво Андрич

Кто же не знает знаменитую реку Амур. Находится она на Дальнем Востоке в Восточной Азии. Протекает по территории России и границе России и Китая. Длина - 2824 км. Впадает в Японское море. Амур в переводе с китайского «чёрная река». Согласно легенде, в давние времена чёрный дракон, обитавший в реке и олицетворявший добро, победил злого, белого, дракона, который топил лодки на реке, мешал людям рыбачить и вообще нападал на любое живое существо. Победитель остался жить на дне реки. С тех пор эта река и называется рекой Чёрного Дракона. В 1906 году был объявлен конкурс на лучший проект Амурского моста, в нём приняли участие ведущие инженеры-мостостроители, рассматривались варианты строительства тоннеля под Амуром. Окончательно самым подходящим был признан проект Лавра Дмитриевича Проскурякова.

Лавр Дмитриевич Проскуряков – на то время состоявшийся архитектор мостостроитель (см. прил. 1), родился 30 августа 1858 в селе Борисовка, что в нескольких верстах от Валуек в семье крестьянина, потомка ямщиков и казаков. В семье было 18 человек. Чтобы материально поддержать родных он рано начал трудиться. Это на всю жизнь выработало у него исключительное трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели. В местной сельской школе и позднее в Валуйках Проскуряков учился на «отлично», был пытлив, а из учебных предметов больше интересовался естествознанием, математикой, физикой… По окончании средней школы местным управлением образования ему, как отличнику учебы, была дана рекомендация для поступления в высшее учебное заведение. Проскуряков выбрал Петербургский институт путей сообщения. Это соответствовало его увлечениям, хотя железной дороги он еще и в глаза не видел - она пройдет через Валуйки и неподалеку от его села только через 20 лет.

Экзамены в институт Лавр Дмитриевич сдавал наравне со всеми: крестьянский юноша из самой глубинки прошел абитуриентские перипетии без сучка, без задоринки. И вот он - студент одного из самых престижных высших учебных заведений Российской империи!

После успешного окончания института Проскурякову в 1884 дают место в Министерстве путей сообщения, в службе, ведающей железными дорогами. И в качестве государственного служащего он исполнителен, инициативен, на хорошем счету у высшего начальства. Однако бюрократическая сторона работы (формуляры, циркуляры, инспекторские вояжи) его не удовлетворяют - он выкраивает время и параллельно занимается научной и конструкторской деятельностью. А вскоре вновь возвращается в родной институт, на преподавательскую и исследовательскую работу.

Защитив при совете института докторскую диссертацию, Проскуряков за короткое время становится известным ученым и специалистом в области строительной механики. В это время его больше всего привлекает проблема мостов - больших и малых, которые стали важнейшими объектами на бурно развивающейся сети железных дорог в России. Как противостоять их деформации, разрушению и выходу из строя? Из какого материала они должны сооружаться? Что нового требуется, чтобы их конструкции были надежными и долговечными? Все эти вопросы находили решение в проектах Проскурякова. Он первый в Европе отказался от существовавших, сложных по конструкции и расчетам, многорешётчатых мостовых ферм. Имя Л.Д. Проскурякова становится хорошо известным, и когда в Лондоне состоялась сессия Международного конгресса, в том числе делегатов от России на ней присутствовал молодой ученый. Затем он побывал в Соединенных Штатах Америки, ознакомился с рядом крупных мостовых сооружений и механических лабораторий.

В 1887 году был построен железнодорожный мост через р. Сулу в украинском городе Ромны, который выдержал все испытания. Данным проектом Проскуряков положил начало новому направлению в мостостроении. И тут перед ним открывается захватывающая перспектива. В 1891 начинается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали «Челябинск - Омск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток», протяжённостью почти семь тысяч километров. Сам Министр путей сообщения Сергей Юльевич Витте поручает Проскурякову ответственный участок этого грандиозного проекта - сооружение мостов на Транссибе. А их в проекте было ни много, ни мало – а целых 28. Как расширились теперь горизонты Проскурякова!

И он, приняв предложение, становится ведущим проектировщиком и конструктором мостов через строптивые сибирские реки и одновременно проводит на этой практической базе научные работы по строительной механике и продолжает преподавать в Петербургском институте путей сообщения, где в 1896 его избрали профессором.

Учёный продолжает совершенствовать и ферму моста. Он находит, что ферма еще более эффективна в своём арочном исполнении и сооружает несколько арочных мостов на Москва-реке (см. прил. 2), которые оправдывают его расчеты и ожидания. Наконец, Проскуряков проводит серию испытаний материалов для изготовления ферм и определяет самые надежные из них. Лавр Дмитриевич в течение сорока лет проектировал мосты различных пролетов от 20 до 145 метров. «Проскуряковскими фермами», лёгкими и рациональными по восприятию нагрузки, были перекрыты сотни мостовых пролетов на российских и зарубежных железных дорогах - через реки Нарва, Волхов, Ока, Амур и др.

В 1896 году в Москве было открыто второе высшее учебное заведение МПС - Императорское инженерное училище (теперь Московский государственный университет путей сообщения). По приглашению первого его директора профессора Ф.Е. Максименко Лавр Дмитриевич занял в училище должность помощника директора по учебной части, стал первым профессором и заведующим кафедрой строительной механики и мостов, а позднее руководителем Механической лаборатории. Эта лаборатория сейчас носит имя Л.Д. Проскурякова. В училище Л.Д. Проскуряков разработал собственную методику преподавания строительной механики. На изучение этого предмета отводится только лишь один учебный год, и только талант Проскурякова как педагога, отличного методиста дал возможность студентам глубоко изучить курс строительной механики в сжатые сроки учебной программы. Методика Проскурякова была положена в основу преподавания строительной механики во всех технических вузах страны и не утратила своего значения в наше время.

1900 год. Париж. Марсово Поле. Здесь открывается Всемирная выставка научно-технических достижений уходящего 19 века. А достижения были впечатляющими. 35 стран, и среди них Российская империя, разместили здесь свои павильоны. Парижские газеты писали, что экспонаты выставки являют собой настоящий парад искусств, науки и техники. …Конечно же, всех прежде всего завораживала Эйфелева башня - символ прогресса века, самое высокое в мире сооружение, построенное Александром Эйфелем в 1889 году. К слову сказать, основным инженерным профилем этого выдающегося француза было именно мостостроение…

Вслед за парижской ажурной башней-гигантом восхищение участников и посетителей выставки вызывают двигатель внутреннего сгорания немецкого инженера Дизеля, демонстрационные радиоприемники Попова и Маркони. Поражают воображение только что изобретенная турбина, усовершенствованная модель автомобиля «Пежо», лампа накаливания с вольфрамовыми и молибденовыми нитями Лодыгина, модель первой электростанции общественного назначения Эдисона…

…Александр Эйфель, Рудольф Дизель, Гульемо Маркони, а с ними участвовавший в выставке Дмитрий Иванович Менделеев - целая свита из 10 респектабельных конструкторов, ученых пришли в российский павильон. Их внимание приковали к себе образцы стали с заводов Донбасса, ижевское оружие и… русские матрёшки. Но больше всего - почти полдня - ученые разглядывали заявленное на выставке и воспроизведенное в чертежах, картах, схемах строительство Сибирской магистрали. Поражали не только масштабы свершающегося, но сам смысл задуманного: ведь не только Россия, но и вся Европа теперь будет связана стальными магистралями с Азией - Японией, Китаем, Кореей. Достижения русских ученых и инженеров просматривались в фотографиях отдельных участков Транссиба, в коллекции карт, в снимке и модели парового парома на озере Байкал, в моделях мостов через множество сибирских рек.

При виде моста через Енисей Александра Эйфеля охватило волнение.

Боже мой, да это же чудо! - воскликнул Эйфель, доселе не имевший равных себе в мостостроении.

Где этот гениальный конструктор… позовите его сюда, - обратился Эйфель к Менделееву, своему давнему товарищу и почти ровеснику.

Менделеев попросил устроителей русского павильона разыскать автора проекта, коим был… Лавр Проскуряков. Когда Проскуряков, смущенный, подошел к группе ученых-светил, Эйфель сказал в его адрес: «Этим проектом Вы сразили меня… победа за Вами…». Дизель, Маркони и все остальные учёные рукоплескали. Лавр Проскуряков за проект моста через Енисей безоговорочно получил на Парижской выставке высшую награду - Большую золотую медаль (см. прил. 3). А это означало, что такого же признания заслужили и десятки других, уже сооруженных по его задумке, сибирских мостов. Это была победа русской науки, техники и таланта.

В 1912 году была учреждена Золотая медаль и премия им. Проскурякова за лучшие работы по строительной механике. Сослуживцы и близко знавшие Лавра Дмитриевича люди отзывались о нем как о исключительно трудолюбивом и скромном человеке, обладающем острым аналитическим умом, огромной силой воли в решении сложных проблем.

Жизнь талантливейшего человека оборвалась в ночь с 13 на 14 сентября 1926 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище.

2 глава. Мост длиною в жизнь

«Амурское чудо»

«Амурским чудом» называют крупнейший на Транссибе и один из самых больших в нашей стране мост через Амур(см. прил. 4). Его длина – 2,6 км, полная высота – 60 метров, пролёты моста – по 127 метров. На строительство потребовалось 17 800 тонн металла. Российской казне мост обошёлся в 13,5 млн рублей и был построен за три с небольшим года.
Металлические фермы для моста изготавливались в Варшаве, в разобранном виде доставлялись в Одессу, оттуда морским путём во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск.

Многое восхищает в организации работ по созданию «Амурского чуда»: острота инженерной мысли и творческий подход к архитектурному оформлению, глубина и историчность мышления, отношение к качеству работ.

Первые изыскания по определению места для мостового перехода через Амур были проведены еще в конце XIX века в ходе строительства Уссурийской железной дороги (Владивосток-Хабаровск). Но для того, чтобы ускорить и удешевить прокладку Транссиба, железнодорожную линию из Забайкалья на Владивосток провели через Маньчжурию по Китайско-Восточной дороге.

Поскольку Хабаровск оказался в стороне от главного пути, то отпала и необходимость строить Амурский мост. Однако горькие последствия Русско-японской войны 1904-1905 годов показали, что главная магистраль страны должна проходить полностью по российской территории.

Проектировщикам моста предстояло разрешить сложнейшую инженерную задачу. Амур – река во многом необычная и своенравная, у нее особая гидрология: быстрое течение, глубина – до 14 метров в районе мостового перехода, два паводка – весенний и летний, сокрушительной силы ледоход. Думается, не случайно авторство в создании Амурского моста разделили два выдающихся русских инженера – Лавр Дмитриевич Проскуряков, проектировавший основную русловую часть моста, и Григорий Петрович Передерий – автор левобережной подъездной эстакады через амурскую протоку с характерным названием Бешеная

Созданный ими проект был во многом новаторским. Он предусматривал необычное сочетание железобетона и стали: Амур перекрывался цепью металлических ферм, а над его протокой должна была подняться железобетонная арочная эстакада. Мост поражал и небывалой длиной – 2600 метров. Это был крупнейший мостовой переход из всех построенных к тому времени на железных дорогах Евразии.

Торжественная закладка Амурского моста состоялась 30 июля (12 августа по новому стилю) 1913 года. На стройке было задействовано около 5 тысяч человек: вольнонаемных, контрактных, арестантов.

Привлекались специалисты – минеры, кессонщики, каменщики, клепальщики. Все они размещались в специальном мостовом городке, расположенном на обоих берегах Амура и на острове вблизи строящегося моста. Здесь же находились складские и компрессорные помещения, производилась сборка кессонов и пролетов с последующей надвижкой последних на опоры. Работы велись круглосуточно, по сменам продолжительностью 10 часов.

На сооружении Амурского моста использовалась кессоны из дерева, деревобетона, железобетона и сложных металлических конструкций. Кессон – воздухонепроницаемая камера, закрытая с боков и сверху и открытая внизу, имеющая в плане форму и размеры возводимой на ней опоры, в которую предотвращается поступление воды путем нагнетания сжатого воздуха, образуя тем самым рабочее пространство .

Опускали кессоны зимой со льда, летом – со специально отсыпанных искусственных островов с деревянным шпунтовым ограждением. Для заполнения камеры кессонов использовалась бутовая и бетонная кладка.

Металлические фермы весом свыше 1000 тонн каждая изготовлялись в Варшаве на машиностроительном и чугунолитейном заводе «К. Рудзкий и Ко».

Невероятные темпы строительства «амурского чуда» обеспечивались за счет отлаженного механизма финансирования и организации труда. Таких темпов не могли добиться и в советское время – не помогала даже самая современная техника. Строительство «чуда» было завершено в рекордно короткий срок: за 3 года и 3 месяца.

Сдать мост в эксплуатацию еще раньше помешала Первая мировая война. Многие опытные рабочие ушли на фронт, их место заняли случайные люди и каторжане. Осенью 1914 года немецкий крейсер «Эмден» потопил в Индийском океане пароход «Кортейк», который вез две последние фермы для Амурского моста. Новые фермы пришлось заказывать в нейтральной Канаде, и это отодвинуло на год сроки сдачи моста.

В тот день сомкнулись все звенья Великого сибирского пути, связавшего центр России с дальневосточными окраинами. Окончание строительства совпало с днем рождения наследника престола, мост назвали Алексеевским в честь сына последнего российского императора Николая II. Но экономического эффекта от него ни вся страна, ни Дальний Восток почувствовать не успели. Помешали революция и Гражданская война. В октябре 2010 года на Дальневосточной железной дороге-филиале ОАО «РЖД» открылся музей истории Амурского моста. Первым и главным экспонатом музея стала 127-метровая металлическая ферма образца 1916 года конструкции профессора Л.Д. Проскурякова, демонтированная в ходе реконструкции старого Амурского моста. Царская ферма установлена на стилизованных опорах неподалеку от реконструированного мостового перехода как своеобразный памятник таланту и труду россиян минувшего ХХ века.

Железнодорожный мост через р. Енисей

30 августа 1896 года состоялась закладка моста через Енисей. Молебен при закладке моста был совершен Епископом Енисейским и Красноярским Акакием(см. прил. 5). В фундаменте нижней части берегового устоя был уложен камень с крестом, на этот камень был положен манускрипт, на котором обозначено время закладки, фамилии строителей и почетных гостей.

Перед мостостроителями стояла непростая задача: покорение крупнейшей реки России - Енисея, отличавшегося большой шириной и глубиной, значительным подъемом воды в паводки и ледоходом с толщиной льда 1,5 метров. Проект моста через Енисей стал выдающимся творением Лавра Дмитриевича Проскурякова. Он первым в России на практике, не считаясь с «традициями», дерзнул ввести новую систему и применить новый способ расчета ферм.

Фермы, предложенные Л. Проскуряковым, отличались большей, чем принято было до тех пор, высотой и длиной панелей. Конструкция становилась более четкой для расчета и простой в изготовлении. Для постройки моста расходовалось значительно меньше металла.

Проезжая часть моста шириной в осях 5,85 метров была приспособлена для движения экипажей в часы, свободные от поездов. Исполнение этого условия утяжелило конструкцию и, тем не мене, пролетные строения были на 20% легче, чем на других мостах Сибирской железной дороги. Общий вес сооружения составил 5440 тонн. Мост был спроектирован со значительным запасом прочности и рассчитан на увеличение нагрузки до 40%.

Между тем, скептиков и критиков смелого проектного решения хватало как в инженерных кругах, так и в среде неспециалистов. Особенно ненадежной считали конструкцию пролетных строений, которые были «гвоздем сооружения». Высказывались мнения, что они из-за своих грандиозных размеров, не устоят против сильных ветров, динамических нагрузок от движения поездов и т.д.

Все это причиняло много огорчений составителю проекта, но мост простоял больше 100 лет и выдержал нагрузки не только от поездов 19 века, но и составов 20-го, превышающих по весу своих собратьев в 20 раз. Осуществил проект выдающийся инженер-механик Евгений Карлович Кнорре.

Мост через Енисей это талантливое воплощение талантливого проекта. Сплав проектных идей, не потерявших свое значение и актуальность доныне, с поразительно четко выверенной и воплощенной технологией и организацией строительства, приравнивает этот мост к величайшим достижениям строительной техники своего времени, и позволяет отнести его к выдающимся памятникам инженерной мысли в России.

27 марта 1899 года «особо командированная комиссия провела испытание моста». В воскресенье 28 марта в Красноярске состоялся благодарственный молебен по случаю окончания работ и открытию по мосту скоростного движения (см. прил. 6).

Главный строитель написало строительстве моста книгу, но она вышла небольшим тиражом и сразу стала библиографической редкостью. Автор там сказал: «…строил мост так, дабы Бог и потомки никогда не сказали худого слова обо мне».

Мост прослужил почти 100 лет россиянам, но в январе 1999 года движение по мосту прекратилось. Его функции взяли на себя два других собрата, возведенные рядом. Из-за отсутствия денег на реконструкцию моста, он стал представлять реальную угрозу для судоходства на Енисее, и в 2007 был отправлен на металлолом.

Другие проекты Проскурякова Л.Д.

Енисейский и Амурский мосты относятся к самым грандиозным проектам Л.Д. Проскурякова, но это далеко не единственные его проекты.

Первые проекты двух мостов через Западный Буг с пролетами 49 и 76,7 м и ездой понизу Проскуряков составил в 1885 году – через год после окончания института.

В 1887 году по его проекту был построен железнодорожный мост через реку Сулу в украинском городе Ромны, а в 1896 – мост через реку Которосль у Ярославля.

В 1905-1907 гг. в Москве, на трассе МК МЖД, по проекту Л.Д. Проскурякова и архитектора А.Н. Померанцева построены два железнодорожных моста через реку Москву – Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский).

В 1904 году построен железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа.

По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку и Волхв, и через Волгу у Казани. В 1911 году, на Транссибе – мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень-Омск.

Заключение

Перечисляя лавры мостостроителя Лавра Проскурякова, хочется отметить, что в г. Белгороде есть улица Проскурякова, на здании Воронежской Духовной семинарии (проспект Революции, 29) размещена мемориальная доска памяти Проскурякова, а также 14 октября 2011 года в Воронежском филиале Московского государственного университета путей сообщения был торжественно открыт бюст нашему земляку, Лавру Дмитриевичу Проскурякову (см. прил. 7). На открытии присутствовали: начальник Юго-Восточной железной дороги А. Володько, ректор МИИТ Б. Левин, директор Воронежского филиала МИИТ Б. Соловьев, автор бюста скульптор Алексей Викулов, профессорско-преподавательский состав и студенты вуза… Это говорит нам, что память предков мы храним и чтим, мы помним заслуги и уважаем наследие этого выдающегося и, одновременно, скромного, человека.

Мы выяснили в ходе исследования:

1. Изучив биографию Л.Д. Проскурякова, мы узнали, что, несмотря на свою нелегкую жизнь, он первым из русских ученых своим трудом и талантом добился небывалых высот в области строительной механики и мостового дела.

2. Лавр Дмитриевич сконструировал множество грандиозных проектов известных не только в России, но и за границей.

3. Л.Д.Проскурякова заслуженно можно причислить к выдающимся землякам, поскольку уроженцу Валуйского района рукоплескали самые знаменитые инженеры мира.

Главным проектом Лавра Дмитриевича стал «мост длиною в жизнь», ведь он всю свою жизнь посвятил науке и мостостроению и мы обязаны гордиться, что живем на одной земле с таким великим человеком.

Список литературы

1. Пионер русской науки о мостах (к 155-летию со дня рождения Проскурякова Л.Д.) : библиографический сборник / сост. : Е.В. Бутенко, Т.И. Жерлицина. – Валуйки: МУК «МЦБ Валуйского района», 2013. – 44 с.

2. Осыков Б.И. Проскуряков Лавр (Лаврентий) Дмитриевич / Б.И. Осыков, Ф.П. Тройно // Белгородская энциклопедия. – Белгород, 2000. – 312 с.

3.Проскуряков Лавр (Лаврентий) Дмитриевич // Ими гордится земля белгородская. Вып. 2. Деятели науки и техники: рек. Указ. Лит. – Белгород, 1987. – С. 42-43.

4. Календарь знаменитых и памятных дат Белгородской области на 2008 год / Белгор. гос. универс. науч. б-ка, Отд. краевед. лит. ; состав. : Г.Н Захарова, Е.Н. Зубов, И.В. Медведева. – Белгород, 2007. – 114 с. – С. 54-55. : ил.

5. Белгородская энциклопедия. Страницы истории Отечества, Русской православной церкви, культуры, ратных и трудовых подвигов белгородцев / гл. ред. : В.В. Овчинников. – Белгород, 1998. – 360 с. – С. 252.

6. Наши замечательные земляки / ред.-сост. : Н.А. Кузнецов, Б.И. Осыков. – Белгород, 1974. – 96 с. – С. 56-58.

7. Проскуряков Лавр Дмитриевич [Электронный ресурс]. Электрон. текст и граф. дан. – Режим доступа: http :// bridgelife . ru . – Загл. с экрана.

8. Проскуряков Лавр Дмитриевич [Электронный ресурс]. Электрон. текст и граф. дан. – Режим доступа: http :// ru . wikipedia . org . – Загл. с экрана.

9. Инженеры России. Проскуряков лавр Дмитриевич [Электронный ресурс]. - Электрон. текст и граф. дан. – Режим доступа: http :// rus - eng . org / eng / Proskuryakov . – Загл. с экрана.

10. Марунин В.Н. Проскуряков Лавр (Лаврентий) Дмитриевич [Электронный ресурс]. - Электрон. текст и граф. дан. – Режим доступа: http :// russika . ru . – Загл. с экрана.

11. Красота инженерных конструкций [Электронный ресурс]. - Электрон. текст и граф. дан. – Режим доступа: http :// www . c - a - s . ru / krasota - inzhenernh - konstruktsiy . html . – Загл. с экрана.

12. Гойзман Ш. Проскуряков Лавр Дмитриевич [Электронный ресурс]. - Электрон. текст и граф. дан. – Режим доступа: http :// old - kursk . ru / people / – Загл. с экрана.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПРИСВОЕНИИ НАЗВАНИЙ НОВЫМ УЛИЦАМ,

ПЕРЕУЛКАМ И ПРОЕЗДАМ В МИКРОРАЙОНЕ

ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ "СПУТНИК"

На основании протокола N 1 от 13 июня 2007 года заседания комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории, наименованию улиц, площадей и микрорайонов города Белгорода постановляю:

1. Принять предложения комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории, наименованию улиц, площадей и микрорайонов города Белгорода:

1.1. Увековечить в названиях новых улиц в микрорайоне жилой застройки "Спутник" имена выдающихся деятелей:

Архитектора Алексея Квасова, проектировавшего город Белгород после пожара 1766 года,

Инженера Лавра Дмитриевича Проскурякова, ученого-мостостроителя, уроженца с. Борисовка Валуйского района,

Заслуженного строителя, почетного гражданина города Белгорода Александра Першина.

1.2. Присвоить новым улицам, переулкам и проездам в микрорайоне жилой застройки "Спутник" названия согласно прилагаемой схеме улиц и в следующих полной и краткой формах записи в адресах:

бульвар Строителей

улица Квасова

улица Клыкова

улица Проскурякова org / eng / Proskuryakov . – Загл. с экрана.

Лавр Дмитриевич Проскуряков (1858--1926), советский ученый в области мостостроения и строительной механики. По окончании в 1884 г. Петербургского института инженеров путей сообщения работал мостовиком-проектировщиком. С 1887 г. преподаватель Петербургского института инженеров путей сообщения. С 1896 г. профессор Московского инженерного училища (ныне Московский государственный университет путей сообщения). По проектам Л.Д. Проскурякова построены крупные мосты через реки Нарва, Западный Буг, Волхов, Оку, Амур, Енисей и др. За проект моста через Енисей Л.Д. Проскурякову была присуждена золотая медаль на всемирной выставке в Париже (1900 г.). Л.Д. Проскуряковым впервые предложена так называемая статически определимая треугольная решетка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решеткой, а также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики, введенные Л.Д. Проскуряковым, используются в современной высшей школе.

Григорий Петрович Передерни

Григорий Петрович Передерни (1871--1953), советский ученый в области мостостроения и строительной механики, академик Академии наук СССР (1943 г.). В 1897 г. окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. С 1902 г. преподавал в Московском инженерном училище, а с 1907 г. в Петербургском институте путей сообщения, затем в других институтах. В 1901 г. организовал издание журнала «Инженерное дело», проводившего новые технические идеи в вопросах инженерно-строительного дела. Основные труды Г. П. Передерий посвящены теории и расчету мостов. Он дал ряд ценных инженерных решений по вопросам сооружения сборных мостов, индустриальных методов работ и применения электросварки в мостостроении. Автор новой методики преподавания курса мостов.