Доминирующая субличность ребенок. Какие субличности живут в каждом из нас

Как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue ) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые и называются субличностями.

Понятие субличности введено в научный обиход в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), разработанной итальянским психиатром и психологом Р. Ассаджиоли . В соответствии с его представлениями субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека - те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т. д.

Субличности проявляются опосредованно, например, в том случае, когда человек разговаривает сам с собой, ведёт внутренний диалог. Голоса, которые при этом говорят, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, и есть проявление его субличностей. Качества, способности и навыки человека, которые он демонстрирует в своей жизни, также являются проявлениями его субличностей.

В структуре сознания создатели «Диалога с голосами» выделяют три уровня:

  • уровень наблюдения, или осознания;
  • уровень субличностей;
  • уровень Эго , - золотая середина, которая лежит между «первичными Я» и «отстранёнными Я» человека.

Наблюдение отличается от ума тем, что при восприятии окружающего мира на этом уровне человек не дает никаких оценок, не делает никаких выводов.

По теории Сидры и Хэла Стоун , «первичные Я», возникшие в процессе созревания психики человека, служат для защиты «внутреннего ребёнка» от уязвимости и беззащитности и позволяют достигать поставленных в жизни целей.

Напишите отзыв о статье "Субличность"

Литература

  • Стоун Х., Уинкельман С. Принимая собственные «Я»: Руководство по Диалогу голосов / Хэл Стоун, Сидра Уинкельман. - М. : Эксмо; СПб. : Домино, 2003. - 304 с. - ISBN 5-699-04499-X (Эксмо). - ISBN 5-8142-0113-4 (Домино).
  • Руффлер М. Игры внутри нас. Психодинамические структуры личности / Маргарет Руффлер; пер. с англ. Т. Чхеидзе. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 1998. - 208 с. - ISBN 5-89939-001-8 .

Отрывок, характеризующий Субличность

– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.

В обыкновенном общении двух человек реально принимают участие значительно больше, чем два «собеседника». Нет, нет, это не про , это про нормальных людей. На самом деле мы не одноплановы и не совсем уж целостны в общении и вообще.

Внутри каждого из нас под одной крышей личности живут субличности.

В нашей личности присутствует одновременно несколько субличностей (осознавая полную условность этого термина, назовем его так для удобства). Каждая субличность также принимает участие в диалоге со всеми своими установками, целями и методами их достижения.

Очень редко они говорят в унисон. Часто каждая субличность тянет одеяло на себя. Это они ведут у нас в голове внутренние беседы. И именно с ними мы очень часто спорим, переливаем из пустого в порожнее, при этом тратим большое количество времени и сил на борьбу с самим собой.

В общении с другим человеком часто правдива одна субличность , а вслух высказывается совершенно другая, одна понимает все правильно, а другая выпячивается и внушает нам более приемлемую ложь. Вот такой внутренний базар.

Читайте также: Упражнения коммуникативного общения

Теперь по-подробнее и на примере.

Вот вам анекдот:

Сидит Баба Яга на пне, прискакивает к ней Кащей Бессмертный и говорит:
— Эй, карга, выходи за меня замуж!
— Отвянь, дряхлый, не для тебя роза расцвела!

Вот вроде бы диалог. Но на самом деле в разговоре присутствует как минимум шесть субличностей !

Первая и вторая — это собственно наши герои, как они есть на самом деле. Реальная Баба Яга и реальный Кащей.
Третяя субличность — это Баба Яга, в своем собственном видении. Она представляет себя «вечно юной розой», слегка хромающей, что лишь добавляет ей обаяния в собственных глазах.
Четвертая субличность — Кащей, в своем собственном видении. Несколько худощавый молодой человек, богатый, умный, хороший воин.
Пятая — Баба Яга в представлении Кащея — неплохой вариант, знает магию и зельеварение, собственный участок с жилплощадью (на куриных ногах), транспорт (ступа с метлой). С виду кончно она не шик, нужен

Вчера, после поста о внутренних детях, народ некоторый возмутился: « Кто все эти люди внутри меня и почему их так много. И вообще, чем дальше, тем их больше. Тут периодически о личностной целостности речь идет, так не выходит ли, если мы там вычленяем субличности у себя, что мы себя дробим на кусочки. Не противоречит ли это идее целостности?» Отвечу: «Нет, не противоречит».

Согласна, что термин «субличности» звучит несколько смущающе. То есть выглядит это так, что внутри тебя живет какой-то странный муравейник из черт знает кого. Все эти персонажи что-то хотят и что-то делают и, сразу возникает вопрос: «А я-то тут где?» Вот, говорим о «внутреннем ребенке». Он там чего-то хочет и как-то себя чувствует и будто этот ребенок вовсе некий демон, который живет внутри своей собственной жизнью.

Это отчасти так и не так. На самом деле все эти субличности - нейрональные сети, которые работают в привычном режиме. Режим этот сложился в какой-то период жизни и является в принципе самодостаточным, если он построен верно и все его части получают достаточно энергии (химической и электрической и т.п.) для того чтобы существовало некое физиологическое равновесие. Если там, в этой схеме непорядок, то она будет работать неверно, давать сбои и требовать извне вмешаться и сделать что-то, что ее сбалансирует.

Сколько внутри нас таких схем? Сказать невозможно. Предположительно, каждый наш навык и даже новый инсайт является новой схемой. Какие-то схемы и сети в определенный момент завершают свое формирование и остаются в одном состоянии до конца жизни, некоторые продолжают формироваться. Вероятно, что окончание формирования одной схемы совпадает с ситуацией, когда из конкретного обретенного навыка уже больше ничего не выжмешь. Например, навык есть за столом. Либо нет ресурсов и возможностей закончить строительство схемы. Опять, к примеру, можно было бы дальше развивать эмпатию, но нет никого вокруг, кто бы мог помогать это делать.

Но не стоит забывать, что даже завершенным схемам все так же нужна энергия. Они должны функционировать.Схемы складываются как кирпичники в более сложные системы, а те в свою очередь в личность в целом. И если где-то на более низшем уровне будет сбой, то вся система будет работать плохо и всю личность может перекосить.

Возможно «перекосить личность» опять же звучит сурово. На самом деле вся прелесть всей человеческой личности заключается в том, что от перекашивания она может довольно умело защищаться, за счет развития других частей системы. Если что-то не так, то другие части будут работать больше, брать на себя какие-то функции с разной степенью успеха.

Теперь почему собственно «субличности» приложены к всем этим нейрональным путям? Дело в том, что пути и сети эти очень сложные и мы точно не можем их не то чтобы описать, но и даже понять полностью. Мы о них знаем по внешним проявлениям. Это как будто мы слышим, как работает машина под корпусом. Что-то жужжит, что-то стучит, что-то рокочет. Для того чтобы увидеть как это работает, нужен ключ доступа к механизму. Но что такое для психики код доступа? Это не набор инструментов для трепанации черепа и даже не электронный микроском или позитронно-эмиссионный томограф. Это некий язык, на котором говорят наши схемы.
Учитывая, что информация для их образования поступала извне, то и обратиться к ним можно при помощи той же самой информации, которая для их строительства когда-то использовалась. Да, то самое «аудио-визуально-кинестетическое» в разных сочетаниях и разной сложности. И если Вы с ними разговариваете на правильном языке, то они вам ответят. В том числе и дадут знать о том, что у них дисбаланс и что-то им надо.

Как они нам ответят? Ну, так же как мы их и спросим. Мы им вводим внешнюю информацию, она кодируется в мозге и передается в нужные отделы. Те нам отвечают, и информация раскодируется в том виде, в котором был составлен запрос. (в принципе человек сам для себя довольно дружественный интерфейс, но он не застрахован от сбоев).

Как составить правильный запрос и понять ответ? Вот тут нам помогает метафора с «субличностями». Нам легче представить параметры той самой внутренней схемы в виде метафорического условного человека с тем или иным набором качеств. Так мы ему делаем запрос на нужном языке.

С ответом метафора тоже очень сильно помогает. Дело в том, что мы очень плохо сами себя видим со стороны. Считается, что мы осознаем только 5% своей личности. Нужна очень сложная абстракция, чтобы видеть себя как другую личность и беспристрастно за собой наблюдать. А это основа эффективной работы с психикой. Но вот когда мы представляем, что беседуем с некой «субличностью», то нам легче держать дистанцию и видеть все с позиции наблюдателя. Работа идет гораздо эффективней.
Таким образом никакого дробления психики не происходит. Методика работы с субличностями просто позволяет видеть отдельные схемы- компоненты самого себя и общаться с ними. И чем больше в этом случае вы в себе распознаете таких схем, тем легче найти маленькие сбои в общей системе. Например, в свое время были выделены Персона и Тень. Это 2 лагеря схем, которые описывают предъявляемые и скрываемые субличности. Прекрасно знать и говорить о Тени, потому что она, окаянная, источник всяких неприятностей. Но вот работать с ней сложно, потому что на самом деле, это очень большой коллектив субличностей со сложной судьбой и характером. Кто-то из них совсем отвержены, кто-то подавляемы, а у кого-то другие нюансы существования. Они могут хотеть многого и даже порой противоположенного. Поэтому удовлетворить ее одним махом практически невозможно.

Можно выделить «ребенка» из группы подавляемых субличностей в Тени (у большинства он к сожалению именно там). Но и с ним работать тяжело, потому что это детский сад от 0 до подросткового возраста. У детей тоже разные потребности, в их коллективе разные лидеры и взаимодействуют они по разному.

И самое главное, что из всего множества этих субличностей подавляющее большинство нормально работает. Они в балансе и мы о них не знаем, потому что им ничего не надо. Погоду портят единицы. С ними и работают чаще всего во время психотерапии.
Таким образом, говоря с субличностями вы, фактически, модифицируете работу своего мозга, исправляете проблемы функционирования. Да, звучит пафосно, но все что вы в принципе делаете в жизни, находит свое отражение в работе мозга. Что-то активируется, что-то затухает. Вы можете так же произвольно через ключ доступа вмешаться в привычную стереотипную работу отдельных систем и изменить ее. Это не просто, потому что процесс более сложен, чем гаечным ключом подкрутить ослабшие винтики, но возможно.

И не только методика «субличностей» такая волшебная. Фактически любое психотерапевтическое воздействие имеет такой принцип работы. Просто используются другие метафоры и другие ключи доступа.

Тайлер Дерден и Джек из «Бойцовского клуба», - хорошая визуальная метафора того, что в каждом человеке сосуществует несколько личностей. Они могут договариваться друг с другом, помогать или вступать в конфликты, а в крайних случаях - по очереди захватывать власть над телом и сознанием. «Теории и практики» объясняют, откуда берутся субличности, из кого состоит наш «внутренний коллектив» и как примирить его участников друг с другом.

Тройственный союз

(или множественные личности) - это крайнее проявление внутренних противоречий, когда в одном теле, часто не зная друг о друге, по-настоящему живут несколько человек разного возраста, пола и характера. Такое явление встречается крайне редко, несмотря на то что этот эффектный сюжет регулярно появляется в кино и литературе. Так, в сериале «Обмани меня» одна из субличностей свидетельницы помогала другой расследовать преступление, а в основанной на реальных событиях книге Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана» боролись между собой 24 полноценные субличности с разными IQ, талантами, религиями и сексуальными предпочтениями.

В норме же, судя по различным психологическим концепциям, у всех есть свой внутренний коллектив, однако в том, кто его участники, мнения расходятся.

Американский психолог и психиатр Эрик Берн выделял трех субличностей - три состояния «я», которые по очереди вступают во взаимодействие с теми же участниками триады других людей. Эти субличности - Родитель, Ребенок и Взрослый, по мнению Берна, есть в каждом, и у каждого ведут себя сходным образом.

Ребенок - это желания и эмоции, к его сфере относятся радость и искренность, спонтанное творчество и при этом же импульсивные преступления, ведь силе желаний Ребенка трудно противостоять. Родитель, напротив, это долг, мораль, нормы и правила. Он несет ответственность за себя и за других, знает, как надо, но не задумывается, зачем, оценивает и требует. Обоим противостоит Взрослый, разделяющий личное мнение и окружающую реальность. Взрослый работает с фактами, логично рассуждает, умеет сдерживать порывы Ребенка и подвергать сомнению предрассудки и заученные правила Родителя.

Естественно, каждая из субличностей может обладать специфическим характером (Ребенок может быть и веселым, и агрессивным, Родитель - и заботливыми, и карающим). Субличности могут быть разной силы и выраженности, и каждая из них может пытаться захватить полную власть над человеком.

В этой концепции субличности важны не сами по себе, а, прежде всего, своей коммуникативной функцией - поэтому и метод, который с ними работает, называется трансакционным анализом. При встрече двоих людей, на самом деле, разговаривают не две, а целых шесть личностей, то есть два набора Родителей, Детей и Взрослых, а успех или неудача в общении будут зависеть от того, кого они выберут своими представителями. Так, например, при серьезном разговоре Взрослому одного человека с его логическими раскладками будет трудно с Родителем другого, который умеет только укорять и наказывать, или с Ребенком, который капризничает или дурачится.

В норме хозяин трех субличностей легко переключается между ними для эффективного делового или личного общения. А все сбои случаются либо при застревании только в одной роли, либо при неудачном сочетании выбранных для коммуникации «представителей».

Между Персоной и Тенью

Гораздо большее разнообразие внутренних жителей встречается в теории Карла Густава Юнга и его последователей. В этой концепции у каждого есть не только личное, но и коллективное бессознательное, которое составляют универсальные психические структуры - архетипы.

Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины.

Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину. Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины.

В силу бесконечной растяжимости коллективного бессознательного некоторые авторы создали целые системы ролевых архетипов, составляющих личность человека. В отечественной школе сказкотерапии считается, что в каждом живут деперсонализированные персонажи сказок - Царь/Царица, Крестьянин/Крестьянка, Воин/Воительница и так далее, сильные стороны которых человеку необходимо научиться грамотно использовать. Так, крестьянина нужно «включать» для терпеливой работы, Воина - для здоровой агрессии, Царя - для управления и ответственности, Купца - для зарабатывания денег в удовольствие, а Монаха - для самопогружения и размышлений.

Сходным образом устроен коллектив субличностей у Джин Шиноды Болен и Галины Бедненко, которые показали внутренний мир человека населенным образами богов и богинь древнегреческой мифологии. Аполлон и Афина, Посейдон или Гера во всем разнообразии своих качеств и функций могут с разной силой проявляться в человеке и в равной степени вести его к успеху или к неудачам.

Подобная визуализация человеческих качеств, стремлений и потребностей - это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях. Например, заметив у себя перфекционизм и снобизм - свойства Аполлона, можно сразу же вспомнить о его противоположности Дионисе и подумать о том, как внести в свою жизнь больше спонтанности и веселья.

Болен сравнивает систему ролевых архетипов с комитетом, где в норме каждому дают высказаться и где процесс возглавляет здоровое эго. То есть в норме человек видит все богатство своих социальных ролей, мотиваций и особенностей, а также умеет с ними управляться: кого-то пропустить вперед, кого-то попридержать, кого-то помирить. Однако при слабом эго - председателе комитета (можно думать о нем как о воле или как об осознанности) могут начаться бесконечные конфликты или произойдет единоличный захват власти. Поэтому человек, во всех ситуациях ведущий себя, например, как Воин (если говорить в терминах сказкотерапии), большей частью будет действовать во вред себе и окружающим, несмотря на безусловно яркий образ.

Как договориться с внутренним критиком

Наконец, субличностям человека самим по себе даже посвящено отдельное направление психотерапии. Ричард К. Шварц в работе «Системная семейная терапия субличностей» рассказывает о Центре личности, (несколько похожем на Самость у Юнга), который всегда здоров и должен управлять субличностями, и приводит свою классификацию субличностей, которые могут быть травмированы и с которыми можно работать в процессе терапии. Это Менеджер и Изгнанник, Защитник и Пессимист, Критик и опять же Ребенок. Эти субличности могут бороться за власть, мешать друг другу, а также заботиться или помогать.

Шварц смотрит на субличностей как на семью, члены который связаны общей памятью и довольно непростыми отношениями. Каждый из семьи нужен и полезен, если не захватывает власть или просто не начинает вести себя неконструктивно. Например, за травмированного Ребенка, то есть за раненую творческую и искреннюю составляющую личности может вступиться Защитник, но защита эта может выражаться в возведении границ и запрете на дальнейшие активные действия и новые контакты. На уровне человека это будет выражаться в творческом застое и обеднении эмоций, поэтому при психотерапии или даже при простом самоанализе придется договариваться с Защитником, чтобы тот отпустил Ребенка на волю.

Двум другим неоднозначным субличностям, внутреннему Цензору и внутреннему Критику, особое внимание уделяют иконы творческого сэлф-хелпа Джулия Кэмерон («Путь художника»), Барбара Шер («Мечтать не вредно») и Энн Ламотт («Птица за птицей»). В норме они, как и остальные субличности, позволяют человеку быть более адаптивным и лучше справляться с жизненными задачами. Цензор позволяет контролировать то, что, где и кому можно говорить, а что нет; а Критик показывает, где можно улучшить свои результаты, и не дает останавливаться на достигнутом. Однако, получив слишком много власти (здесь привет берновскому Родителю всей нашей культуры, указывающему на проблемные, а не на удачные моменты), Критик и Цензор не дают творческому процессу даже начаться, все время осаживая и придираясь. А если хоть какое-то дело и будет доведено до конца, то оно мгновенно обесценится. Так полезные навыки самоконтроля и самокритики могут привести исключительно к неврозам и прокрастинации, ведь зачем начинать дело, если невозможно выполнить его идеально.

Однако с субличностями, как и с живыми людьми, можно договариваться, а если не получается, то и обманывать их. Так, для взаимодействия с Критиком можно использовать специальные техники, например, поставить себе задачу написать или нарисовать как можно больше в ограниченный срок - за такое время Критик не успевает «проснуться». Кстати, болезненную тему работы в самый последний момент перед дедлайном можно обратить во благо и использовать для борьбы с этой субличностью.

Важно помнить, что «обман внутреннего критика», «возрождение внутренней богини» или простое желание порассуждать вслух на разные голоса не стоит рассматривать как лайт-версию диссоциативного расстройства. При нем субличности часто не знают друг о друге, а, кроме того, для его развития необходима довольно серьезная травма, скорее всего, в детстве, и, возможно, изначальная предрасположенность. А письма себе-Ребенку или руководство коллективом внутренних сказочных персонажей - понятные способы самопомощи через работающие метафоры.

Иконки: 1) Juan Pablo Bravo, 2) Björn Andersson, 3) Michael Stüker.

Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.

По определению П. Ферручи субличности - это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, организатор и добряк и т.д. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.

В контексте трансперсональной психологии "личное Я" и "Духовное Я" являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы. Работа с субличностями - это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное pacкрытие личностного потенциала. Любая проблема рассматривается как возможность внутреннего роста, а собственно работа с проблемой - как непосредственное участие в раскрытии нашего внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет нам выработать к нему более позитивное отношение.

Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. Через самовыражение субличности выявляют наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изменение трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом.

Согласно Г. Спикер, формирование субличностей происходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются нашим психическим наследием, уходящим корнями к нашим родителям, их предкам и к более далеким поколениям. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.

Субличности кристаллизуются путем повторения приобретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания, а т.к. разные субличности имеют разные желания часто они вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные качества. Этот процесс обычно протекает бессознательно и coпровождается знакомым ощущением: "Я не хотел так делать и все-таки сделал снова!"

Для того, чтобы проявить себя субличности необходимы такие инструменты как тело, эмоции и мыслительные паттерны, причем каждая субличность, выходя на передний план в определенных обстоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей личности. Человек слышит в себе мысли: "Я хочу...,. сделаю..., Я люблю..." и ошибочно думает, что он, как целостная личность действительно этого хочет, любит и т.д. В действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию часть психики.

Почти каждый из нас может вспомнить жизненные ситуации, когда он поступал так, как не хотел бы поступать, но никак не мог изменить свое поведение. Это часто сопровождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами, где каждый старается убедить в собственной правоте. Для относительно уравновешенного человека этот процесс ощущается как внутреннее колебание, сомнение, взвешивание "за" и "против". Он не слышит отдельных от себя "голосов", т.к. отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решения. Даже если это решение неудачное - он склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, считая себя цельной личностью, а в худшем - он ищет виноватого на стороне.

Методика работы с субличностями на первом этапе психосинтеза предполагает исследование только тех из них, которые попадают в поле нашего сознания из среднего бессознательного, а это значит, что общаясь с ними мы можем держать ситуацию под контролем. Содержание этой области "втягивается" в поле сознания легче всего. Тем не менее, осваивать и проводить соответствующие упражнения желательно под руководством опытного тренера.

М.Браун и К.Басквин предлагают рассматривать каждую субличность, в свою очередь, состоящей из трех уровней. По примеру строения всей психики в целом, они выделяют у каждой субличности подсознание , сознание и сверхсознание. Каждая субличность имеет Высшее Я и животную энергию, энергию жизни, расположенную в нижней ее части.

Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отстраниться от нее и наблюдать со стороны. Нередко разотождествление с той или иной субличностью сопровождается чувством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности вызывает тревогу или страх. Например, когда одна женщина внезапно обнаружила в себе субличность Жертвы, она воскликнула: "Если я перестану жаловаться, то что мне еще останется?"" Фактически, это сама Жертва говорила из нее.

Однако какой бы ни была первоначальная эмоциональная реакция, осознание действительного положения вещей повышается и, следовательно, увеличивается степень свободы.

Глядя на плоскую схему устройства психики, может возникнуть впечатление, что здесь что-то "выше", а что-то "ниже", что-то "лучше", а что-то "хуже" Но следует помнить, что в действительности просто существует своего рода среда, окружение, из которого мы черпаем любые содержания. Нет плохих или xороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут представляться нам отрицательными. Субличности становятся вредными только когда контролируют нас. Тогда они навязывают нам свойственные себе стереотипы.

Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как "Я", как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих суб-"я". Центр личности можно сравнить с местом, где сохраняется полная тишина, в то время как вокруг может быть очень шумно. Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно уметь сочувствовать субличностям, и, по возможности, не игнорировать их потребности.

Существует опасность, что человек может пуститься в бесконечный поиск субличностей. В результате этого, вместо того, чтобы почувствовать себя сильнее и богаче от приобретенного опыта, он получает ощущение утраты собственного единства. Наступает момент, когда человек начинает воздвигать для себя новые лабиринты вместо того, чтобы искать выход из уже существующих. Поэтому необходимо выработать фундаментальное чувство меры. Задача состоит не в том, чтобы отыскать как можно больше субличностей, но прежде всего в том, чтобы стать их хозяином, постепенно содействуя согласованию интересов в рамках живого целого.

До того как, мы приступили к работе с ними, субличности - это миры не связанные между собою, не знающие о существовании других. Но едва их соединяет осознание, как между ними начинают устанавливаться связи, они сливаются, объединяются, создавая новые образования. При этом освобождается большое количество энергии, которая может использоваться для дальнейшем работы.

П. Ферручи видит в субличностях "падшие проявления архетипов высших качеств" . Субличности - это падшие или извращенные проявления преходящих качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать - как извращение архетипа энергии, субличность упрямца - как извращенную форму воли и т.д. Но как далеко не отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить средством для воссоединения с последним.

Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Не принимая ее, мы способствуем ее вырождению. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали лучшие свои стороны, к ним нужно относиться с пониманием.

Следующее упражнение познакомит вас с концепцией субличностей на материале вашего личного опыта.

1. Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов.

2. Закрыв глаза, начните осознавать эту свою часть. Дайте возникнуть представляющему ее образу. Не следует пытаться сознательно подыскать какой-то образ. Пусть он появится сам собой, как если бы вы смотрели на экран и не знали, что на нем скоро возникнет. Это может быть совершенно любое живое существо, или фантастический образ, или неодушевленный предмет.

3. Как только образ появится, позвольте ему раскрыть себя вам, никак в это не вмешиваясь и не давая никаких оценок. Помните, что даже неодушевленный казалось бы предмет в этой ситуации может стать живым существом, способным к переменам. Позвольте ему измениться, если он сам этого хочет. Почувствуйте, какое он вызывает у вас общее ощущение.

4. Теперь пусть он говорит и как-то выражает себя. Поговорите с ним, спросите о его потребностях (в этом мире даже неодушевленные предметы способны разговаривать). Перед вами ваша субличность - разумное существо, живущее своей жизнью.

5 Теперь откройте глаза и запишите все, что только что произошло. Дайте этой субличности подходящее имя, которое поможет вам определять ее в дальнейшем: Нытик, Артист, Гад, Дед Мороз, Скептик, "Сама знаю", "Я тебе сказал"" и т.д. Опишите ее характерные черты, привычки, особенности.

6. После того, как вы назовете и исчерпывающе опишите одну субличность, можете переходить к другим.

Не всегда с первого раза получается предоставить субличности какую-либо самостоятельность. Часто ожидание какого-то конкретного образа тормозит настоящее проявление субличности и человек видит застывшую, созданную волевым усилием картину. Бывает, что образ не появляется вообще и мы заявляем, что не способны к такого рода упражнениям. В этих случаях можно предположить, что наше "Я" выставляет по каким-то причинам защиту от вторжения новой информации. Иногда полезно представить субличность, которая ассоциируемся с этой защитой, и попробовать сначала выяснить у нее причины такого поведения и, насколько возможно, с ней договориться.

В любом случае не следует отчаиваться. Если пытаться проделывать это упражнение снова и снова, день за днем - можно довольно быстро получить желаемый результат. Кроме этого, эффективным может оказаться прием "если бы я увидел:"". Он заключается в следующем: человек, утверждающий, что он не способен увидеть подвижный независимый образ субличности начинает описание со слов: "Если бы я увидел свою субличность, например, страха, то я увидел бы:; далее следует описание того, что представляется при этом человеку. По мере описания установка: "Я не могу увидеть..."" уходит на второй план, или совсем исчезает. Человек может сам не заметить, как его субличность "оживает".

В области работы с субличностями накопился обширный арсенал разнообразных упражнений. Но в каждом конкретном случае тренеру приходится подключать свои творческие способности , чтобы помочь при необходимости, т.к. трудно предсказать, как поведет себя та или иная субличность.