Какой исторический период породил ненормативную лексику. Особенности использования ненормативной лексики в русской речи

Ребенок начал воровать? Не спешите брать в руки ремень, узнайте виды детских краж и их причины.

Детское воровство – не редкость, но для каждой семьи это становится трагедией, нарушающей привычный ритм спокойных будней. Сначала родители замечают, что из кошелька пропадают мелкие купюры, а потом о нечестности ребенка сообщают учителя, родственники, соседи. Не стоит спешить впадать в панику, сначала нужно разобраться, почему дети воруют, какой бывает детская клептомания и как с ней бороться.

Как становятся маленькими ворами

Как утверждают психологи, дети воруют у родителей часто. Родители скрывают этот поступок, как алкоголизм у своего взрослого родственника. Они связывают воровство с криминальным миром и, как правило, испытывают неловкость и растерянность.

Одни родители ругают своего малыша, другие стараются уверить себя, что это они ошиблись в подсчете денег в своем кошельке.

Чтобы правильно реагировать и уберечь свое чадо от неприятных последствий, нужно разобраться, почему ребенок начал воровать? Может быть, его соблазняет легкость добывания денег, на которые в магазине можно приобрести сладости или другие полезные мелочи. Или он протестует против одиночества.

После первой неловкости и боязни за свой поступок, постепенно дошкольник начинает чувствовать себя смелым, ловким и хитрым. Он понимает неблаговидность своего поведения, но желание купить понравившуюся вещь пересиливает чувство стыда. Маленького ребенка часто удерживает от кражи только страх наказания. Но, когда есть надежда, что кража останется незамеченной, то ничего не остановит даже воспитанного малыша. Определив тип кражи, проще найти решение проблемы.

Импульсивное воровство

Поведение малыша, подчиненное требованиям социума, формируется ближе к школьному возрасту. Но подвижные возбудимые дети с трудом сдерживают свои желания.
Причины возбудимости малыша:

  • олигофрения;
  • повышенная возбудимость;
  • психические травмы.

Причиной психической травмы могут быть ссоры родителей, переезд на другое место, поступление в первый класс.

При импульсивном воровстве ребенку сильно хочется чем-то обладать, и он не в состоянии удержаться. За такими детьми нужно строго следить, контролировать их покупки или новые мелкие вещи. Он должен знать, что даже за мелкое воровство его ждет неминуемое наказание. Не следует закрывать глаза на воровство малыша, но не нужно также впадать в панику и жаловаться соседям и родственникам.

Если ребенок ворует у чужих людей, то ни в коем случае замалчивать факты краж не нужно. Как бы ни было неприятно, следует рассказать потерпевшим о краже и заставить виновника вернуть все украденное. Неприятная процедура может послужить хорошим уроком, возможно, она спасет от более тяжких поступков.

Воровство как знак протеста

Ребенок может начать воровать в знак протеста, борясь тем самым с кажущейся ему несправедливостью. Вот реальная история с наглядным примером и советом специалиста, как отучить ребенка воровать.

Мама Васи пришла к психологу с просьбой помочь разобраться с семейной проблемой. Ее сын ворует не только у родителей, но и чужих людей. Выяснилось, что Вася родного отца своего не помнит. Его мама очень удачно вышла второй раз замуж за бизнесмена. Вскоре у них родился общий ребенок, в котором отец и мать души не чаяли.

Мама устроилась на работу, заботилась о младшем, а Вася рос беспризорным парнем. Он замкнулся, мало разговаривал, не имел друзей. Мальчик остро чувствовал свое одиночество, потому что в отличие от младшего брата, на него мало обращали внимание.

Сначала мальчик украл кольцо у бабушки. Она, жалея внука, утаила факт кражи. Но потом он начал брать деньги у своего отчима. На ворованные средства он покупал сладости и просто раздаривал своим менее обеспеченным друзьям. Иногда уносил вещи из дома и дарил их нищим.

Психолог посоветовал родителям выделять сыну деньги на его личные нужды, а часть средств держать в тайном для мальчика, месте. Он порекомендовал ненужные вещи сдавать в благотворительное общество, поручив это старшему сыну. Но, главное – проявлять к мальчику больше внимания и любви.

Забирая у родителей деньги, заброшенный ребенок, таким образом, хочет обратить на себя их внимание. В деньгах такой ребенок не нуждается. Пусть его поругают и даже накажут, но обратят на него, наконец, внимание. Тогда специалисты советуют просто не обращать внимания на пропажу денег или просто пожурить малыша.

Поможет простая похвала за школьные успехи и домашние дела. Попробуйте купить ему долгожданный подарок или сводить в парк, кино, кафе. Маленький человек испытает чувство стыда, которое удержит его от дальнейшей кражи.

Воспитание вора своими руками

Нередко случается, что родители сами виноваты в детском воровстве. Они мечтают, чтобы дети в старости были им опорой и поощряют предприимчивым наклонностям. Взрослые не контролируют детские расходы и бывают довольны, что они не просят у них деньги. Потом удивляются, когда их приглашают в отделение полиции.

Там родители и слышат о страшных поступках своего сына или дочери. Они узнают, что подросток вымогал деньги у учеников младших классов или шантажировал старших. Родители только поощряли самостоятельность своего наследника, желая вырастить его сильной личностью. Но ребенок в определении «сильная личность» может глубоко ошибаться.

Зависть как толчок к краже

Иногда ребенок ворует в школе из зависти. Он завидует более богатым детям и хочет им отомстить. Такое происходит, если родители при школьнике осуждают зажиточных соседей или просто знакомых. Подросток, стремясь восстановить классовую несправедливость, начинает красть. Если его вовремя не остановят родители, то это сделает полиция.

Необходимо следить за своим малышом и вовремя устранять непорядки в его воспитании. Даже если вам свойственно чувство зависти, не выражайте эмоции при детях.

Клептомания – редкое заболевание

Клептомания – это психическое, заболевание, но оно встречается нечасто – из ста взрослых воров клептоманией страдают примерно пять человек. Но, многие из них просто симулируют заболевание. Дети клептоманией почти не болеют, поэтому не спешите ставить диагноз самостоятельно.

Что делать если ребенок ворует деньги без видимых на то причин? Отведите его к психологу, чтобы исключить или подтвердить неприятный диагноз. Постарайтесь отвлечь сына или дочь, например, заведите домашнее животное, воспользовавшись нашими , или помогите ему освоить новые .

Профилактика и осторожность

Если ребенок ворует деньги, советы психолога, начинаются с профилактических мер.

  1. Лучшая профилактика – не давать малышу повода украсть деньги. Нельзя, чтобы он знал, где родители хранят сбережения.
  2. Ребенок должен знать границу между своими и чужими вещами. Своими вещами он может пользоваться, но не имеет право дарить или продавать их. Чужие вещи он не имеет право брать.
  3. Нужно выделять деньги на карманные расходы. К таким деньгам ребенок будет относиться ответственно. Даже младшие школьники, считая эти средства своими, копят их на дорогие вещи. Таким образом, они преодолевают свою импульсивность. Регулярная выдача маленькой суммы научит его бережно относиться к чужой собственности и не воровать.

Теперь вы знаете основные причины детских краж и что делать, если ребенок ворует деньги и врет. Если эти советы не помогут, не затягивайте, а как можно раньше обратитесь к профессионалу.

Дата добавления: 2009-11-01

«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это невидимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом» .

Владимир Даль

Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. К глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова.

Сколько всего слов составляет матерный язык? В целом где-то около сотни. В активном словарном запасе находится в основном приблизительно 20-30. Но очень активно используются замены этих слов (блин, ё-моё, едрёна-матрёна, япона мать, ёлки-палки, ёксель-моксель, ёршь твою медь, ёклмн и др.)

егодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в средства массовой информации. А вот о том, каковы последствия подобного словоблудия, знают немногие.

Так что же такое матерная речь или, как принято говорить в народе, мат?

Недавно заведующий кафедрой иностранных языков Волгоградской сельскохозяйственной академии, профессор, доктор филологических наук А.Олялин, провёл целое научное исследование, посвященное ненормативной лексике. «Если сравнивать родную лексику с мощным водным потоком, то мат – это своего рода «сбросы» нечистот, загрязнение речи», - полагает учёный.

Исследователь пришёл к выводу, что матерные слова произошли от древних заклинаний. Профессор считает, что в древности слова, которые сегодня считаются непристойными, служили проклятьями и заговорами. Матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер.

Человек, произнося некоторые из слов, которые мы называем нецензурной бранью, проклинает как себя, так и окружающих людей. Существуют и матерные слова – имена бесов. Произносящий подобное слово автоматически призывает беса на себя, своих детей, свой род. Эти бесы влияют на настроение, здоровье, состояние финансов, а также взаимоотношения с другими людьми.

Именно поэтому в древнерусских рукописях употребление матерной речи рассматривалась как черта поведения человека, одержимого бесами.

Известный врач-психофизиолог, член Всемирной экологической академии Л. Китаев-Смык уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей.

Матерная речь стимулирует выработку мужских половых гормонов – андрогенов, которые являются антагонистами гормона стресса. По словам Л.Китаева-Смыка, человек прибегает к мату в том случае, когда он не уверен в своих силах, т.е. чувствует свою неполноценность. Как показали исследования,регулярное употребление нецензурной лексики может свидетельствовать о скрытой гомосексуальности (о которой человек может даже не подозревать) или о проблемах с потенцией. Нормальный, здоровый человек далёк от подобной лексики. Употребление матерных слов ведет к гормональным нарушениям.

Особенно это заметно у женщин. Косметологи замечают, что клиентки, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей. Голос таких женщин со временем становится всё ниже. Другими словами, если женщина матерится, в её организме происходит гормональный дисбаланс.

Научный руководитель Центра экологического выживания и безопасности Г. Чеурин опытным путём пришел к выводу о тлетворном влиянии матерной речи на человеческий организм. Результаты были представлены в 20-минутном документальном фильме «Как слово наше отзовется…»

Их подтверждают и недавние исследования группы российских ученых, испробовавшие влияние нецензурной брани на воде, которая, как считает Г. Чеурин, обладает «памятью». Учёные обругали жидкость отборным матом, после чего полили её семена пшеницы. В результате семена, которые поливали «обматеренной» водой, всходили лишь в 49 случаев из 100. Те же, что поливали водой, над которой произносили молитвы, прорастали в 96 случаях.

Г. Чеурин также уверяет, что мужчин, злоупотребляющих матом, неминуемо ждет импотенция. «Обилие матерной речи в повседневной жизни – это серьезный симптом, - считает ученый. – Выходит, общество пребывает в состоянии хронического стресса, испытывает сексуальные проблемы. В России формируется культура труда, но до сих пор нет культуры отдыха, которая блестяще развита на Западе.

Наш народ, как и прежде, после изматывающей работы снимает напряжение алкоголем, а он подавляет сексуальную энергию. Естественно, подсознательно человек пытается усилить свою сексуальность матом. Как видите, всё взаимосвязано…»

В институте квантовой генетики кандидат биологических наук П.П.Горяев и кандидат технических наук Г.Т.Тертышный несколько лет тому назад проводили интересное исследование. С помощью разработанной учёными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК, отвечающих за наследственность человека.

Если человек постоянно употребляет в своей речи бранные слова, его хромосомы начинают активно менять свою структуру, в молекулах ДНК вырабатывается «отрицательная программа». Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передаётся потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации».

Учёные зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Человек, употребляющий матерные слова, подобен получающему такую же дозу облучения, как в эпицентре атомного взрыва. Особенно губительное воздействие оказывает на детородные органы и половые функции как мужчин, так и женщин.

Это в конечном итоге может привести не только к неспособности родить здорового ребенка, но и даже к невозможности иметь интимные отношения.

Волновые «уши» молекул ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания. При этом для них не имеет значения, является ли собеседник живым человеком ил телевизионным героем…

Молекулы ДНК слышат человеческую речь. Их «уши» специально приспособлены к восприятию таких акустических колебаний. Мало того, молекулы наследственности получают и световую информацию: человек может не воспроизводить вслух, а мысленно читать текст, но содержание всё равно «дойдёт» до его генетического аппарата по электромагнитным каналам.

Но самое главное то, что ДНК небезразличны к получаемой информации. Одни сообщения оздоравливают их, другие травмируют. Слова, несущие свет любви, пробуждают резервные возможности генома, а проклятия повреждают даже те проклятия, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Таким образом, самый большой вред, сквернослов наносит себе и своему потомству. Как считают многие современные ученые, человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию следующему поколению.

Вызывают тревогу, что значительная часть россиян, по данным опросов, в своей речи использует матерные слова (часто – 13%, иногда – 52%). Вообще не используют 35 % граждан, т.е. меньшая часть населения страны.

Мужчины часто употребляют нецензурную брань, чем женщины. Старики бранятся реже, чем молодежь и люди среднего возраста. Люди с высоким уровнем дохода позволяют себе «выражаться» чаще, чем россияне, имеющие средний достаток. В крупных городах матерная речь звучит реже, чем в сельской местности.

Понравилась эта статья?

Включает в себя и отношение к употреблению инвективной , обсценной, т.е . ненормативной лексики.

Происхождение обсценной лексики

Ученые считают, что происхождение такой лексики в русском языке связано с культом матери-земли, процессами зачатия и рождения. Т.е. можно говорить, что эта лексика достаточно древняя. Отмечается, что в русской жизни в период принятия христианства возможны были молебны о дожде и как молитвы, и как обращение к богу эмотивными словами. Рассмотрим этот феномен с нескольких позиций:

1.Психология. Психологи считают, что обсценнаялексика необходима человеку для снятия стресса. Причем не всякого стресса (вот если молотком по пальцу!)

2.Религия. Любая религия считает с квернословие грехом и пороком, что, впрочем, не мешает людям, относящим себя к верующим, сквернословить.

4.Люди, общество. Отношение общества и людей к таким словам разное и разнообразное. До 1917 года за сквернословие на улице околоточный мог отвести человека в участок. В художественных текстах такие слова заменялись многоточием. В знаменитой книге Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» одна из глав целиком состояла из матерных слов. В предисловии Ерофеев писал, что людям, которые не приемлют такую лексику, не надо читать эту главу, но этим он добился только обратного: начинали читать именно с этой главы, что привело впоследствии к тому, что автор снял эту главу вообще.

Анатолий Найман вспоминал, что Анна Андреевна Ахматова любила щеголять такими словами, говоря:

«Мы филологи, нам можно».

Не думаю, что это было через каждое слово. Борис Гребенщиков в одном из интервью сказал:

«Ненормативная лексика сопряжена с такой долей гнева, что при любом ее использовании даже в юмористических целях или для украшения речи рискуешь лишиться части собственной энергии. Иногда я этим грешил, но только не в песнях, песни – это слишком сильное оружие»

Как же относится к обсценной лексике?

Считаю, что это моральный выбор каждого. Задайте себе вопрос:

«Вы хотите, чтобы ваши дети ругались матом, или вам нравится, когда матом ругаются дети?».

На сто процентов взрослые относятся к этому отрицательно. Но дети не понимают значения это лексики, они ее используют, только когда так говорят взрослые.

Как бороться с этим у детей? – такой вопрос задают довольно часто. Ни в коем случае не фиксировать внимание детей на этих словах запретом

(запретный плод сладок),

постарайтесь отвлечь ребенка, переключить его внимание.

Один психолог рассказывал, что, когда его сын принес из сада такие слова, то этот психолог провел целую беседу (есть плохие слова, от них надо избавиться, иначе тебе будет плохо). Они пошли на берег реки, и когда отец сказал, что надо прокричать эти слова, чтобы от них избавиться, то сын спросил: «А что кричать?»

Итак, у Вас есть моральный выбор для себя и для своего окружения. Выбирайте!

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Документ без названия

Почти три четверти наших сограждан (73 %) полагают, что нецензурные выражения недопустимы «ни при каких обстоятельствах». Особенно часто декларируют приверженность этой норме женщины (82 % — при 62 % среди мужчин), пожилые россияне (82 % среди тех, кому за 60 лет), обладатели вузовских дипломов (78 %), москвичи (78 %). Однако им приходится постоянно сталкиваться с пренебрежением ею (что очевидно и без всякого опроса), причем не только при контактах с «чужими». Более половины из числа респондентов, считающих сквернословие категорически недопустимым (53 %), заявляют, что большинство их знакомых употребляют в своей речи нецензурные выражения. Противоположный ответ дают 44 % этой группы опрошенных, что, впрочем, говорит вовсе не об отсутствии в их кругу людей, пользующихся обсценной лексикой, а лишь о том, что последние в нем не преобладают.

Почти две трети опрошенных признают, что иногда употребляют нецензурные выражения, причем 15 % — что делают это часто. И только треть (33 %) — никогда. Как нетрудно догадаться, чаще прочих говорят, что не пользуются такой лексикой, пожилые граждане (54 %), женщины (47 %), москвичи (47 %), граждане с высшим образованием (41 %). Между тем распределение ответов по одному социально-демографическому параметру не столь предсказуемо: оказывается, ненормативная лексика особенно широко применяется относительно состоятельными гражданами. Среди тех, чей ежемесячный доход, по их словам, превышает 20 тыс. рублей в месяц, ею пользуются 80 % (23 % — часто, еще 57 % — редко), тогда как по выборке в целом — 65 % (три группы с меньшими доходами, выделяемые на основании опроса, в этом отношении между собой почти не различают-

ся). Трудно сказать, чем это обусловлено. Но вряд ли материальное благополучие само по себе способствует склонности к ненормативной лексике. Скорее можно предположить обратную причинно-следственную связь: эта склонность чаще свойственна людям напористым, агрессивным — то есть носителям качеств, повышающих в нашем обществе шансы на успех.

Так или иначе, нельзя не обратить внимания на то, что внушительное большинство респондентов применяют нецензурные выражения, тогда как еще более внушительное, подавляющее большинство — считают это недопустимым «ни при каких обстоятельствах». Присмотримся к этому противоречию повнимательнее (табл. 1).

Таблица 1

данные в %

Как видим, люди, сквернословящие «редко», определенно склоняются к мнению, что ненормативная лексика недопустима — в соотношении 3: 1. А среди использующих такую лексику «часто» доли считающих это приемлемым и неприемлемым практически равны.

Отметим по ходу, что в данном случае представление участника опроса о «часто» и «редко», несомненно, очень сильно зависит от среды, к которой он принадлежит. И если в социальном окружении респондента матом, по известному выражению, не ругаются, а разговаривают, то он может искренне считать, что пользуется ненормативной лексикой «редко», хотя бы уже потому, что способен время от времени изъясняться без нее. Так что разница между представителями двух групп — не столько в количестве соответствующих терминов на единицу времени, сколько в том, выделяются ли они в этом плане, по их собственным ощущениям, на фоне окружающих. Но, так или иначе, очевидно, что среди пользующихся обсценной лексикой преобладает мнение о ее недопустимости.

Между тем трудно предположить, что матерщинники, осуждающие сквернословие, в массовом порядке терзаются своим моральным несовершенством. Надо полагать, в массовом сознании существует определенная система оправданий, скрадывающая, «снимающая» противоречие между признаваемой нормой и попирающей ее практикой, — подобные коллизии никогда без этого не обходятся. И первое, самое напрашивающееся оправдание — ссылка на разного рода стрессы: половина россиян, судя по данным опроса, используют ненормативную лексику исключительно под влиянием «сильных эмоций» (и лишь 12 % позволяют себе это без них). Причем среди тех, кто употребляет нецензурные выражения «редко», 84 % делают это, по их словам, исключительно под воздействием таких эмоций (среди тех, кто «часто» — 59 %). Излишне говорить, что поводы для «сильных эмоций» могут быть самыми разными — от внезапного падения метеорита или курса национальной валюты до нерасторопности продавца в магазине или непослушания собственных детей. Но важен сам принцип: использовать нецензурные выражения, конечно, нехорошо, но ежели сгоряча — то, пожалуй, простительно.

Как явствует из приведенной ниже таблицы (табл. 2) , выражать отрицательные эмоции посредством нецензурной речи принято у нас в гораздо большей мере, нежели сквернословить от восторга.

Таблица 2

данные в %

Население в целом

Считают употребление в речи нецензурных выражений

допустимым

недопустимым

А какие эмоции Вы чаще выражаете с использованием нецензурных выражений — положительные или отрицательные? Или положительные и отрицательные в равной мере?

Положительные

Положительные и отрицательные в равной мере

Отрицательные

Затрудняюсь ответить

Вопрос не задавался (никогда не употребляют нецензурных выражений либо затрудняются сказать, употребляют ли)

И вот что любопытно: респонденты, считающие использование ненормативной лексики категорически неприемлемым, почти так же часто говорят, что применяют ее при отрицательных эмоциях, как и люди, не видящие в ней ничего предосудительного (46 и 40 % от этих групп соответственно). Между тем противники такой лексики втрое реже, чем защитники, заявляют, что пользуются ею по преимуществу для изъявления положительных эмоций, а также что с равной охотой употребляют эту лексику для выражения позитивных и негативных эмоций. Иначе говоря, хотя большинство наших сограждан полагают, что «ни при каких обстоятельствах » нельзя применять нецензурные выражения, на деле расстройство чувств, гнев, разочарование являются для них весьма весомыми смягчающими обстоятельствами — в отличие от восхищения красотами природы или радости от встречи с другом.

Составить более или менее полное представление о механизме легитимации ненормативной лексики можно по ответам на открытый вопрос, в каких ситуациях допустимо употреблять нецензурные выражения . Вопрос этот задавался, конечно, лишь тем респондентам (21 % от всех опрошенных), которые в принципе считают допустимым использовать их. Но было бы очень большим упрощением считать, что аргументация защитников обсценной лексики совершенно чужда ее противникам: скорее всего, многие из них также согласились бы признать доводы, приводимые в поддержку этой лексики, — пусть и не настолько вескими, чтобы вынести оправдательный вердикт. Итак, что же это за доводы?

Чаще всего, как нетрудно догадаться, люди говорят, что употреблять нецензурные выражения допустимо, когда надо выплеснуть сильные эмоции (4 % от всех опрошенных): «чтобы сбросить отрицательную энергию»; «когда нервы не выдерживают»; «чтобы снять стресс»; «в запале»; «сброс адреналина»; «когда уже нет слов, а остались одни эмоции»; «молотком по пальцу»; «простыми словами эмоции не опишешь» , а также в конфликтных ситуациях (3 %): «когда доведут до точки кипения»; «когда спорные вопросы»; «в порыве гнева»; «в конфликтах».

Довольно часто употребление ненормативной лексики интерпретируется как экстремальная коммуникативная стратегия, способ добиться понимания (3 %): «облегчает понимание»; «когда не понимают русскую речь»; «это часть общения, человек не понимает по-другому иногда»; «такое общество. Для доходчивости»; «чтобы увеличить силу убеждения» .

Некоторые (3 %) полагают, что ненормативная лексика допустима при любых обстоятельствах («в любых»; «почти во всех» ), поскольку составляет неотъемлемую часть нашей культуры — «в нашей стране по-другому нельзя»; «мы родились и выросли с этим»; «это русская речь такая»; «без этого никак нельзя»; «вся Россия построена на нецензурных выражениях». Причем любопытно, что иногда респонденты апеллируют к устоям, традициям, не без пафоса провозглашая: «не нами придумано и не нам убирать»; «ведь и деды наши употребляли» . Но приводят — то ли в шутку, то ли всерьез — и вполне «либеральный» довод: «мы живем в свободной стране».

Нередко респонденты говорят, что употреблять нецензурные выражения можно дома, с родными, друзьями (2 %): «в своем круге общения»; «в кругу близких друзей»; «с подругами»; «со своими людьми»; «дома, когда на деда ругаюсь»; «с мужем, в ответ ему»; «в закрытом семейном кругу».

Кроме того, некоторые россияне считают, что ненормативная лексика допустима «для связи слов» (1 %), на работе — особенно «когда работа не ладится» (1 %), «между мужиками»; «при отсутствии женщин и детей» (1 %). Периодически звучит и еще один мотив — заставляют тяготы российской жизни (1 %): «при нашем государстве по-другому не получается»; «при нашей жизни — кругом обман»; «устал от нашего государства, от борьбы за существование; на все это хочется выругаться»; «при такой жизни все допустимо».

Нельзя сказать, что репертуар оправданий очень уж разнообразен и изощрен, но, похоже, вполне достаточен — и для тех, кто считает ненормативную лексику допустимой, и для тех, кто, не соглашаясь с ними, все же прибегает к ней в повседневной жизни.

Когда речь заходит о публичном пространстве, наши сограждане склонны не только демонстрировать нетерпимость к такой лексике, но и оправдывать запреты и санкции — в особенности если речь заходит о СМИ.

За запрещение художественных произведений, содержащих нецензурные выражения, высказываются 65 % россиян (среди женщин и пожилых граждан — по 70 %). Возражают — 23 %. Отметим, что наиболее толерантны здесь москвичи: в столице за запрет высказываются 52 % опрошенных, а против — 37 %. Штрафы за использование таких выражений в СМИ готовы поддержать уже 84 % опрошенных (в Москве — 69 против 15 %). Причем даже те, кто считает применение соответствующей лексики в обыденной речи допустимым, склоняются здесь на сторону ее противников: за запрет художественных произведений с обсценными вкраплениями высказываются 46 % защитников «бытового» сквернословия (против — 40 % этой группы), за штрафы в случаях таких вкраплений в СМИ — 70 % против 16 %.

При этом 74 % респондентов говорят, что нецензурные выражения в СМИ их лично раздражают (19 % — что не раздражают). Это, естественно, несколько меньше, чем доля считающих нужным штрафовать СМИ за сквернословие, поскольку некоторые готовы поддержать санкции, беспокоясь о воспитании детей, щадя чувства людей более «трепетных», чем они сами, полагая, что СМИ должны блюсти и транслировать определенные нормы речевого поведения, и т. д. Но даже среди тех, кто, по их собственной оценке, злоупотребляет крепкими словами, почти каждый второй (49 %) раздражается, услышав такие слова в теле- или радиоэфире или прочитав в прессе. Кстати, это раздражение скорее всего относится к числу «сильных эмоций» и выражается с помощью той же самой терминологии.

Вместе с тем можно предположить, что на деле значительная часть наших сограждан склонна применять к художественным произведениям и, в меньшей мере, к СМИ те же двойные стандарты, какие они применяют к себе. Если в художественном произведении персонаж испытывает сильные эмоции или расслабляется в кругу близких друзей, то, вероятно, крепкое выражение ему простится. Впрочем, это только предположение.

Что же касается повседневного сквернословия, то можно, видимо, заключить, что жесткость осуждающей его моральной нормы компенсируется необязательностью следования этой норме — подобно тому как суровость российских законов, по известному выражению, компенсируется необязательностью их исполнения. И это очень устойчивая ментальная конструкция.

Еженедельный опрос 9—10 февраля 2013 г., 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500респондентов ї Фонд «Общественное мнение»

Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатнаябрань ) илиобсценная лексика (отангл. obscene - непристойный, грязный, бесстыдный) - сегментбранной лексики различныхязыков , включающий грубейшие (похабные ,непристойно мерзкие , вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Лингвисты отделяют понятияненормативная лексика итабуированная лексика от обсценной лексики [ источник? ] . Обсценная лексика является лишь одним из видов этих двух лингвистическихфеноменов [ источник? ] .

Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке являетсярусский мат .

[убрать ]

    1 Функции употребления

    2 Ненормативная лексика в русском языке

    • 2.1 Ненормативная лексика и общество

      2.2 Прецедент «Ароян против Киркорова»

      2.3 Использование ненормативной лексики в искусстве и СМИ

      2.4 Исследователи русской ненормативной лексики

      2.5 Происхождение русской обсценной лексики

      2.6 Категоризация русской бранной лексики

      2.7 Обсценная лексика в государственном языке России

    3 См. также

    4 Примечания

    6 Список научных работ и словарей второй половины XX века

Функции употребления

Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи:

    повышение эмоциональности речи;

    разрядка психологического напряжения ;

    оскорбление , унижение адресата речи;

    демонстрация раскованности, независимости говорящего;

    демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;

    демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т. п.

В. И. Жельвис выделяет 27 функций инвективной лексики, хотя здесь иногда смешаны первичные и вторичные функции, и деление иногда выглядит слишком дробным :

    1. как средство выражения профанного начала, противопоставленного началу сакральному,

    2. катартическая,

    3. средство понижения социального статуса адресата,

    4. средство установления контакта между равными людьми,

    5. средство дружеского подтрунивания или подбадривания,

    6. «дуэльное» средство,

    7. выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,

    8. криптолалическая функция (как пароль),

    9. для самоподбадривания,

    10. для самоуничижения,

    11. представить себя «человеком без предрассудков»,

    12. реализация «элитарности культурной позиции через её отрицание»,

    13. символ сочувствия угнетённым классам,

    14. нарративная группа – привлечение внимания,

    15. апотропаическая функция – «сбить с толку»,

    16. передача оппонента во власть злых сил,

    17. магическая функция,

    18. ощущение власти над «демоном сексуальности»,

    19. демонстрация половой принадлежности говорящего,

    20. эсхрологическая функция (ритуальная инвективизация речи),

    21. в психоанализе применяется для лечения нервных расстройств,

    22. патологическое сквернословие,

    23. инвектива как искусство,

    24. инвектива как бунт,

    25. как средство вербальной агрессии,

    26. деление на разрешенные и неразрешенные группы,

    27. как междометие.