Метод медиации в конфликтологии. Медиация, как технология регулирования конфликта

Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования конфликтов. Медиация (от лат Mediation - посредничество) - это частное и конфиденциальное использование посредников для выхода из конфл ликтнои ситуации. Она позволяет избежать потери времени в судебных разбирательствах и дополнительных и непредсказуемых материальных издержкахрат.

. Медиация - это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между стр. сторонами, помогает глубже понять их позиции и интересы, ищет эффективные пути решения проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти собственной соглашенийи.

В древние времена правосудие было быстрым, непредсказуемым и субъективным. Людям, которые нуждались делового решения дел, не нравилось рисковать при принятии решений, поэтому ими создавались свои в собственные системы, такие как торговые палаты. Это позволяло предпринимателям тех времен улаживать конфликтные ситуации без убийств и непредсказуемых решений судей и присяжных. Так появился прообраз современных. Арби тиражного судедів.

Его преимущество заключалось в том, что результат был более предсказуем и решение было окончательным. Недостатком была абсолютная победа или абсолютное поражение из-за того, что обе стороны обязаны были подчиняется рыться результата, независимо от того, согласны они с ним или нет. Чаще арбитражное решение завершало не только конфликт, но и отношения между его сторонами. Многие изменилось с тех времен. Некоторые вещи стал и намного лучше, более быстрыми и дешевыми. К большому сожалению, это не касается отечественного судопроизводства. Рассмотрение дела в судах стал намного длиннее и дороже. Поэтому во многих развитых странах возродился древний метод медиацийедіації.

Во многих случаях, если люди могут решить проблему путем обсуждения и переговоров, они достигнут более быстрого и лучшего результата, чем при противостоянии или судебном разбирательстве. Однако в основном им этого не удается сделать без помощи кого-то третьего. Сильные эмоции, враждебность, тактика противостояния и неравенство социального положения могут стать препятствиями на пути к конструктивным переговорамів.

Как утверждает известный российский конфликтолог. ОВ. Вишневская, статистика развитых стран показывает, что 83-85% всех конфликтов с использованием медиаторов успешные. Даже если желаемого результата не добьюсь уто, то привлечение медиаторов способствует взаимопониманию между сторонами и положительно влияет на восприятие действия противоположной стороны в судебном процессеесі.

Принципы медиации

1. Беспристрастность

Медиатор должен выполнять свою работу объективно и честно. Он должен проводить медиацию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. Идея беспристрастности является центральной в о оцеси медиации. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс бесстрастно, он обязан прекратить медиацийцію.

Медиатор должен избегать такого поведения, которая давала бы повод почувствовать предубежденность относительно определенной стороны. Качество процесса медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в беспристрастности медиатора

Когда медиатор назначается судом или иным учреждением, то эта организация должна приложить максимум усилий для обеспечения беспристрастности услуг медиатора

Медиатор должен остерегаться предвзятости или предубеждений, основанных на личных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведения на медиации

Обратной стороной беспристрастности является отсутствие заинтересованности в конфликте

Медиатор должен выявить имеющиеся или потенциальные собственные интересы в конфликте. После этого он должен отказаться от медиации или получить согласие сторон на проведение медиации. Если все стороны согласуют ься на медиацию после того, как были проинформированы, медиатор может продолжить медиацию. Однако интерес в конфликте порождает некоторые сомнения в объективности процесса, медиатор должен отказаться от процессесу.

2. Конфиденциальность

Медиатор должен обеспечить ожидания сторон относительно конфиденциальности, зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения, к которому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и резуль ьтаты медиации, если на это нет согласия всех сторон или если этого не требует закон.

Поскольку гарантия конфиденциальности является важной для сторон, медиатор должен обсудить ее с конфликтующими сторонами. Если медиатор проводит частные заседания со сторонами, содержание таких заседаний, с пог рассмотрения конфиденциальности, должен быть обсужден со всеми сторонами заранее. С целью защиты целостности процесса медиации медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во процессе медиации, качества прохождения дела или предлагаемых решениях. Если стороны договорились, что вся или часть информации, выявленной в процессе медиации, является конфиденциальной, то такая сделка сто. Сторон должно быть для медиатора обязательновою.

Конфиденциальность не может толковаться как ограничение или запрет на мониторинг, научные исследования или оценку программ медиации соответствующими людьми. При соответствующих обстоятельствах ученым может быть разрешен и доступ к статистическим данным и, с согласия сторон, к зарегистрированным дел, присутствие во время самого процесса медиации и на интервью с участниками медиацийї.

3. Добровольность

Процедура медиации является сугубо добровольным. Никто не может заставить стороны воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация - это добровольный процесс, основанный на стремлении сторон достичь и честной и справедливой соглашенийди.

Добровольность проявляется в том, что:

Одну сторону нельзя принудить к участию в медиации;

Каждый участник может выйти из процесса медиации на любом этапе;

Согласие с результатом процесса медиации также сугубо добровольным;

Стороны сами контролируют ход и результаты медиации;

Услуги медиатора течение всей процедуры принимаются обеими сторонами добровольно

Медиатором может выступать кто угодно, однако существуют группы людей, которые вследствие своего статуса относятся к официальным медиаторов:

Межгосударственные организации (ООН);

Государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура);

Государственные специализированные комиссии (например, по урегулированию

конфликтов);

Представители правоохранительных органов (участковый инспектор в бытовых конфликтах);

Руководители относительно своих подчиненных;

Общественные организации (профсоюзы);

Профессиональные медиаторы-конфликтологи

В неофициальных медиаторов, к которым можно обратиться за помощью благодаря их образованию или большом жизненному опыту, можно отнести:

Представителей религиозных организаций;

Профессиональных психологов;

Социальных педагогов;

Юристов

В роли спонтанных медиаторов могут выступать свидетели конфликтов, ваши друзья и родственники, неформальные лидеры и коллеги по работе. Впрочем в этом случае речь не идет о профессиональной помощи

Медиация необходима в следующих случаях:

1. Когда нужно прийти к тому или иному решению в результате переговоров и зафиксировать его документально

2. Когда между сторонами есть договоренности, которые они не могут или не желают раскрывать третьим лицам (а тем более в суде) и хотят сохранить конфиденциальность

3. Когда раздражение и эмоции конфликтующих сторон препятствуют эффективному общению сторон

4. Когда стороны ограничены временными рамками и экономят средства

5. Когда стороны хотят оставаться в партнерских или дружеских отношениях

Медиация позволяет сторонам выйти из тупиковой ситуации, продемонстрировать высокий уровень культуры общения сторон, тогда как после судебного разбирательства обычно все заканчивается разрывом отношений или иным мы неприятными последствий.

Конфликты, которые необходимо решать в суде:

2. Когда одна из сторон хочет использовать суд для наказания другой стороны

3. Когда существует необходимость контроля правоохранительных органов за поведением одной из сторон после вынесения решения

4. Когда в конфликте является наличие нарушений норм уголовного кодекса или положений. Конституции Украины

функцию медиатора

1. Оценщик конфликтов. В этой роли медиатор должен взвешенно и тщательно изучить все, что касается участников конфликта, собрать информацию о всех ее участников. Эту информацию можно получить такими способа амими:

Изучить досье или газетные статьи, что есть в его распоряжении;

Определить участие и поведение противоборствующих сторон в предыдущих конфликтах;

Определить позиции сторон в процессе предварительных разговоров ("вентиляции");

Наблюдать действия сторон во время дискуссий по процедурным вопросам

2. Активный слушатель. В этой роли медиатор должен все внимательно выслушать, чтобы уяснить как содержательную, так и эмоциональную составляющие конфликта. Активное слушание включает следующее:

Обеспечение обратной связи между сторонами с тем, чтобы удостовериться, что одна сторона услышала и поняла, что говорит другой;

Отделение эмоциональных факторов от содержательных вопросов конфликта;

Поиск и раскрытие истинных интересов сторон;

Отделения вопросов, не связанных с реальными интересами сторон, от проблем, связанных с интересами сторон;

Проявление гнева, если он целесообразен и имеет конструктивный характер;

Обеспечение возможности конфликтующим сторонам понять их позиции;

Определение моментов ощущение сторонами несправедливости или принуждение к сделке;

Понимание того, когда сторонам нужно больше информации, консультаций или предоставления времени для обдумывания проблем

3. Беспристрастный организатор процесса. В этой роли медиатор должен:

Оказывать помощь в установлении основных положений, которые лягут в основупроцедурних соглашений;

Наносить тон процесса переговоров;

Помогать сторонам в достижении процедурных соглашений;

Создавать условия для установления корректных отношений между сторонами;

Удерживать стороны в пределах правил ведения договорного процесса; "

Обеспечивать и поддерживать психологическое удовлетворение каждой из сторон ходом и результатами переговорного процесса

4 быть генератором альтернативных предложений

В этой роли медиатор обязан помочь противодействующим сторонам найти другие решения, которые в итоге могут спасти репутацию сторон

5 статей источником информации

Медиатор должен обеспечивать участников конфликта информацией или оказывать им помощь в ее поиске, но не должен давать никаких юридических толкований, разъяснений или советов, даже если он является адвокатом, не зависеть от всякого рода побочной информации, уточнений и интерпретаций. Медиатор не может вмешиваться в позиции сторин.

6. Служить помощником в выработке сторонами окончательных домовл иен остей

В этой роли медиатор должен удостовериться, что конфликтующие стороны точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании конфликта. Кроме того, стороны должны полностью согласовываться с условиями соглашения и б быть способными выполнить свою часть договоренностей. Роль медиатора - не просто помочь сторонам договориться, но и позаботиться о том, чтобы эти договоренности были надежными и долгосрочнымми.

7. Обучать стороны правилам ведения партнерских переговоров. В этой роли медиатора нужно учить стороны думать, действовать и вести

переговоры с установкой на сотрудничество. Большинство участников конфликта не знают, как вести переговоры с установкой на сотрудничество, и нуждаются в обучении и помощи при выработке и поиска решений, которые зад довольнялы как их собственные, так и интересы другой стороны. В научной литературе выделяют пять типов медиаторов: 1. Третейский судья. Обладает максимальными возможностями для решения проблемы изучает проблему всесторонне, его решение не оскаржуютують.

2. Арбитр характеризуется так же, но стороны конфликта могут не согласиться с его решением и обратиться к другому

3. Посредник обладает необходимыми знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта, но играет нейтральную роль и окончательное решение принадлежит оппонентам

4. Помощник организует встречи, но не участвует в обсуждении проблем

5. Наблюдатель только присутствует в зоне конфликта и своим присутствием смягчает его протекания

Ученые выделяют несколько сценариев развития медиации:

Классическая медиация начинается с принятия соглашения сторонами и заканчивается исполнением договоров. Она дополняет возможности судебного регулирования, распутывает конфликт, налаживает связи между сторонами и прив водит стороны к выполнению условий соглашенийи.

Внутрисистемные медиация действует тогда, когда медиатор является частью конфликтующей системы. Например, внутрисистемным медиатором выступает директор, который помогает персоналу решить конфликт между двумя с сотрудниками.

Адвокатское посредничество происходит тогда, когда медиатором выступает адвокат или адвокаты сторон. Они работают в этом случае и как юристы, и как посредники

Тактика действия медиатора:

Тактика поочередного выслушивания участников конфликта-применяется для выяснения ситуации и выслушивания предложений;

Директивная действие - акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов с целью склонить их к примирению;

Операция - медиатор ведет переговоры при одновременном участии обеих сторон;

Давление на одного из оппонентов - посредник доказывает одному из участников конфликта ошибочность его позиции;

Челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя их позиции

Стадии медиации

Стадия 1. Формирование структуры и доверия

Эта стадия закладывает основу взаимоотношений и делает процесс медиации понятным и приемлемым для участников

На первом шаге целесообразно расположить участников так, чтобы они удобно сидели (согласно их желаниям - командой, индивидуально), хорошо слышали и видели друг друга. Таким образом, учитываются три в важные аспекты: комфорт, коммуникация и возможность контроля. Что касается позиции самого медиатора, то она должна подчеркивать его нейтральность по проблеме и оппонентамів.

Второй шаг - объявление медиатором ролей, которые будут выполняться им и участниками в ходе переговоров. Необходимо сразу же поблагодарить участников за то, что они выбрали именно этот способ урегулирования кон го пункта и пришли на встречу. Далее происходит обсуждение и принятие правил поведения, когда участники должны осознать, что их поведение не может быть бесконтрольной и безнаказанной. Например, за серьезное за пизнення на переговорный процесс виновник платит штраф, а преждевременный выход из переговорного процесса должно сопровождаться письменным заявлениемвою.

Во время третьего шага медиатор сообщает участникам все, что знает о них и ситуацию, вновь демонстрируя, что ни от кого не имеет секретов

На четвертом шаге участники конфликта рассказывают о своем видении проблемы. Он направлен на выяснение скрытых проблем -"айсбергов", которые пока лишь поверхностно понимаются участниками. Применяю кая открытые вопросы и слушая их молча, медиатор постепенно берет ход дискуссии в свои руки и начинает управлять ею. Если участники переговоров очень раздражены и обстановка становится взрывоопасной, имеет смысл перебивать их в определенный момент. Чтобы такое прерывание не выглядело недемократичным, можно заранее договориться о фиксированном время каждого выступлениятупу.

Пятый шаг - это изучение ожиданий участников. Выслушивая их пожелания, медиатор в первом приближении оказывает мысленный прогноз о возможности удовлетворения ожиданий и необходимые для этого технологии

Стадия 2. Анализ фактов и выявление проблем. Для того чтобы решение было принято, все участники должны иметь равный объем информации и хорошо понимать состояние проблем. Ведь чтобы разрешить конфликт, сначала по отрибно хорошо осознать его причины и сущность. Задача медиатора на этой стадии - выявить все существующие проблемы, поскольку большинство конфликтов имеют, как известно, комплексный характер. Здесь участники водовороте шують, хотят ли они достичь соглашения по всем заявленных проблем или только по некоторым, а также определяют очередность их рассмотрения, так же принимается принципиальное решение о продлении или свертывания робот и. Стадия 3. Поиск альтернативыернатив.

Эта стадия должна быть направлена??на то, что вы хотите сделать с наибольшим эффектом. К поиску решения привлекаются все участники переговорного процесса. При этом следует понимать, что несмотря на обилие пробл лем, обнаруженных и зафиксированных медиатором на данный момент, ключевое решение, возможно, кроется лишь в одной или нескольких их нужно определить в первую очередейгу.

После осмотра всех проблем и определения среди них главных медиатор приглашает участников высказаться по поводу путей их решения и фиксирует высказывания. Затем делается следующий шаг - анализ предложений на предмет их соответствия некоторым критериям. Эти критерии также производятся на сессии, а как ориентиры могут фигурировать такиеі:

Прогноз развития событий в случае принятия данного решения;

Последствия (экономические, социальные, политические), возникшие при принятии решения;

Правовые и финансовые ресурсы, способствующие выполнению данного решения или препятствовать ему;

Новые обстоятельства, которые могут возникнуть при выполнении данного решения

На этой стадии медиатор выполняет две важные задачи:

1 помогает сторонам лучше сформулировать те предложения, которые у них уже есть

2. Стимулирует участников конфликта к поиску новых предложений, которые могли бы удовлетворить всех лучше, чем предыдущие

Свои решения медиатору следует предлагать только после того, как все участники высказались. Тон предложений должен быть таким, чтобы не создавалось впечатления о давлении со стороны медиатора или его симпатии к одной из и сторон. При отсутствии конструктивных предложений смысл попросить участников еще раз подумать над ними дома или во время перерв.

Стадия 4. Переговоры и принятия решения

Главной задачей стадии является направление участников на совместную работу с целью реализации этой задачи полезно начать диалог сторон из наименее значимых вопросов, а затем сделать акцент на тех компроми исах, которые можно достичь в результате диалога. Следует помнить, что очень длинный список предложений для обсуждения затрудняет принятие решения. Роль медиатора на этом этапе состоит в том, чтобы рассказать о процедурах и технологии, способные помочь принятию эффективного решения. Далее медиатор контролирует организационно-технологическую сторону переговоров, тогда как разговор по содержанию ведут сами участникники.

Таким образом, на этом этапе медиатор дает старт взаимодействия между сторонами и следит за тем, чтобы каждому участнику была предоставлена??возможность высказаться, внести свои предложения и оценить предложения других бе ез всякого давления. Медиатор может остановить негативные выпады участников в адрес друг друга, напомнив им о правилах поведения во время переговоров. Эта стадия является достаточно тяжелой, и следует помнить, что от повидальнисть за принятие решений является исключительной прерогативой участников конфликтту.

Стадия 5. Составление итогового документа

Медиатор организует составление плана, уточняет формулировки и записывает принятые решения. В процессе выработки приемлемого соглашения следует помнить, что в повестку дня включаются сначала те пункты, по которым х готовность участников к договоренностям наиболее высока. Это готовит свою основа для перехода к следующим, более проблемных вопросов. Часто стороны согласны с пунктами по сути, однако их не устраивают по фиксированные в документе слова, поэтому медиатор должен позаботиться о том, чтобы сделка была приемлема и в стилистическом смысленсі.

Идеальная итоговое соглашение - это такие равноправные, законные и прочные обязательства, выработанные в результате переговоров и с которыми соглашаются конфликтующие стороны. Особое внимание следует уделить процедур ре подписания совместно разработанного и принятого сторонами документа рукопожатия или поднятия бокалов с шампанским послужат здесь символом того, что стороны преодолели конфронтацийію.

По окончании переговоров их участники обычно готовят отчет. При составлении отчета целесообразно ответить на следующие вопросы:

Что способствовало успеху переговоров, которые возникали трудности, как они преодолевались;

Что не было учтено при подготовке к переговорам и почему;

Неожиданности возникли во время ведения переговоров;

Какова была поведение партнера на переговорах;

Какие принципы ведения переговоров возможно и необходимо использовать при ведении иных переговоров;

Стадия 6. Утверждение соглашения

медиатор вместе со сторонами соглашения следует определить, какие механизмы обеспечат наиболее быстрое и эффективное утверждении принятого документа, представители сторон этим заниматься и какие ресурсы для этого потребуются.

Таким образом, медиация - это процесс урегулирования конфликта между двумя конфликтующими сторонами с участием третьей нейтральной стороны. Будучи альтернативой судебной процедуре и другим силовым способам развитием тку событий, медиация имеет ряд преимуществ, главным из которых является то, что разрешение конфликта достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе, одинаково устраивает заи нтересовани сторони.

Медиация (посредничество) – это способ разрешения конфликтов с помощью третьей, независимой и незаинтересованной, стороны. В последние годы медиация стала отдельной профессией и закреплена официально в Федеральном законе от 27.07.2010 № 193-ΦЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". При этом медиация – это внесудебная практика, не требует участия государственных органов. Медиация может осуществляться на профессиональной и непрофессиональной основе. Медиатором иа профессиональной основе может стать человек старше 25 лет, имеющий высшее образование и прошедший специальный курс подготовки медиаторов (такие курсы открываются во многих вузах) . Медиатором на непрофессиональной основе может быть человек старше 18 лет, не имеющий судимости. Стороны конфликта сами выбирают медиатора, которому доверяют и который не является вовлеченным в конфликт. В отличие от судебного решения, медиатор не принимает решения в пользу какой-либо из сторон, а пытается привести стороны конфликта к консенсусу.

Процедура медиации включает в себя следующие этапы.

  • 1. Письменное предложение одной из сторон конфликта о применении медиации. Если в течение 30 дней после получения предложения ответа не последует, предложение считается отвергнутым.
  • 2. При получении согласия второй стороны заключают письменное соглашение о применении медиации, в котором оговаривается:
    • – предмет спора;
    • – личность медиатора;
    • – организация, обеспечивающая проведение медиации;
    • – порядок проведения медиации;
    • – участие сторон в расходах на медиацию;
    • – сроки проведения медиации.
  • 3. Медиатор осуществляет свою деятельность, которая включает:
    • – изучение точек зрения сторон;
    • – беседы с оппонентами;
    • – поиск компромисса и принятие решения.

Медиатор не выносит сам решения и не принуждает стороны к его выполнению, а подводит стороны к принятию самостоятельного решения и наиболее приемлемому выходу из ситуации.

  • 4. Заключение медиативного соглашения между сторонами. В соглашении описываются обязательства сторон и сроки их исполнения. По желанию сторон соглашение может быть утверждено судом как мировое соглашение.
  • 5. Выполнение принятого решения сторонами. Стороны добровольно выполняют принятое решение.

Факторы успешности медиации:

  • 1) отношения сторон: чем хуже отношения сторон, тем маловероятнее успех медиации;
  • 2) способность сторон к кооперации: чем она выше, тем успешнее медиация;
  • 3) мотивация сторон к урегулированию разногласий и принятию соглашения: низкая мотивация снижает эффективность медиации;
  • 4) доверие сторон к медиативному процессу повышает успех медиации;
  • 5) характеристики самого процесса медиации, используемых им методов .

Технология медиации

При описании процесса медиации принято различать следующие группы техник:

  • 1) техники рефлексивного вмешательства – направлены на установление и поддержание контакта с участниками конфликта;
  • 2) техники контекстуального вмешательства – направлены на формирование благоприятного климата переговоров;
  • 3) техники независимого вмешательства – обеспечивают процесс принятия решений и анализа вариантов .

Во время первой же встречи необходимо ввести правила общения во время процесса медиации, которые затем следует неукоснительно соблюдать:

  • – отсутствие оскорблений, ругательств, угроз в адрес другой стороны;
  • – четкое изложение фактов с предоставлением подтверждающих документов;
  • – конфиденциальность – неразглашение информации, полученной в процессе медиации, в том числе в качестве свидетельских показаний в суде;
  • – полная добровольность участия в медиации: каждый из участников может выйти из процесса медиации в любой момент, если посчитает дальнейшее ее проведение бессмысленным;
  • – рекомендуется делить расходы на медиацию между сторонами конфликта поровну .

На стадии начала медиации медиатор знакомится с участниками. В процессе медиации медиатор следит за тем, чтобы правила соблюдались участниками, создает доверительную атмосферу диалога, предлагает сторонам по очереди высказать свое мнение о ситуации.

На стадии прояснения конфликта выясняются внутренние позиции участников конфликта, ценности и позиции сторон.

На стадии разрешения конфликта обсуждаются варианты решения, на этом этапе можно использовать метод "мозгового штурма" и предложить участникам высказывать любые варианты, даже самые неожиданные. Далее происходит оценка приемлемости каждого варианта для каждой из сторон, а также преимущества и недостатки каждого варианта. Медиатор помогает участникам выработать критерии оценки альтернатив решения конфликта.

В заключении процесса медиации выбирается наиболее приемлемый вариант и составляется соглашение. Текст соглашения должен быть четким, без двусмысленностей, в позитивных формулировках (вместо "не буду делать..." надо писать "буду делать") – это облегчает выполнение соглашения сторонами. Действия сторон должны быть определены максимально четко, с описанием содержания, времени, места выполнения.

В процессе медиации могут использоваться методы бихевиоральной терапии, фаилитации, коучинга, многих психотерапевтических подходов. Медиаторы могут работать по одиночке и в парах (ко-медиация), например, с разнополыми участниками конфликта (как в случае бракоразводного процесса) могут работать медиаторы разного пола, чтобы исключить эффект гендерной коалиции.

Пример 5.3

Техника контракта (списков)

Техника списков предложена С. Кратохвилом для решения семейных конфликтов, но может также применяться для конфликтов в любой сфере .

Этапы проведения техники

  • 1. Участники (стороны) конфликта письменно излагают свои претензии друг другу в виде списка требований. Необходимо добиться максимальной конкретности изложения претензии, например: "Хочу, чтобы муж приходил домой не позднее 20.00". Под каждым пунктом списка должно быть только одно требование, например фраза "Хочу, чтобы муж приходил домой не позднее 20.00, а не сидел с друзьями в баре и не играл в бильярд до полуночи" содержит три требования (приход домой, общение с друзьями, игра в бильярд), соответственно, ее надо разбивать на три пункта и конкретизировать каждый. Следует избегать общих претензий типа: "Хочу, чтобы муж ко мне хорошо относился". Такую претензию необходимо конкретизировать: "Что именно должен делать муж, чтобы показать свое хорошее отношение к вам?"
  • 2. По каждой паре требований с каждой стороны заключается договор: каждый будет делать то, что требуется другому, в ответ на собственные уступки. За одну сессию следует рассматривать не больше трех пар требований (табл. 5.2). Психолог при этом выступает в роли посредника (медиатора). Когда находятся такие нары, супруги заключают соглашение о соблюдении договора в течение недели.

Таблица 5.2

Супружеский договор Енды и Марии

Сфера конфликта

Домашнее хозяйство – претензия жены: "не помогает мне по дому"; претензия мужа: "командует и указывает, когда надо что делать, я хочу это делать, когда мне удобно"

Буду два раза в неделю приводить в порядок кухню и ванную, пылесосить

Пусть муж убирает, когда и как сам захочет, не буду им "командовать"

Воспитание детей – претензия жены: "мало уделяет времени детям"; претензия мужа: "критикует меня при детях, указывает, что делать и как играть"

Буду каждый день не менее получаса играть с детьми, а в воскресенье ходить с ними на прогулку

Пусть муж ведет себя с детьми так, как ему нравится; не буду его при детях критиковать

Свободное время – претензия жены: "уделяет мне мало времени, по выходным уезжает к своему отцу"; претензия мужа: "все время пилит, что я уезжаю в выходные"

Предусмотреть один раз в две недели в выходные дни программу развлечений, приятную для жены (выставки, экскурсии)

Не буду ничего говорить, если муж один раз в две недели поедет навестить своего отца (один или вместе с детьми)

3. Через неделю супруги вновь встречаются у психолога и обсуждают, что получилось и что не получилось выполнить, и на основании этого корректируют договор. Если все получается – можно добавить еще один-два пункта из списка претензий.

Для повышения эффективности техники можно попросить участников конфликта вести дневник, в котором отмечать положительные изменения в поведении партнера. Можно также использовать специальные формуляры и затем на их основе строить графики освоения навыков решения проблем.

Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991. С. 197-199.

  • Приводится по: Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. С. 198.
  • Столкновение интересов, ссора, вызванная расхождением взглядов по поводу того или иного вопроса, - все Порой оба оппонента теряют самообладание и не могут прийти к консенсусу, что только усугубляет положение. Единственным выходом здесь является привлечение третьего лица - посредника. Чем полезен посредник в разрешении конфликта? Какие функции он выполняет? Ответить на эти вопросы помогает информация, изложенная ниже.

    Кто такой посредник?

    Посредник (медиатор) - человек (группа людей), помогающий в Отнюдь не любая заслуживает внимания медиатора. Споры, в которых оппоненты могут самостоятельно прийти к перемирию, не нуждаются во вмешательстве извне. Посредничество в разрешении конфликтов используется при наличии большого количества проблем между сторонами, а также применяется в качестве модели разрешения будущих конфликтных ситуаций.

    Что такое медиация (посредничество)?

    Данный процесс представляет собой планомерное выявление проблем, их решение, поиск альтернативы, а также помощь в достижении консенсуса (с учетом интересов обеих сторон).

    Разрешение конфликтов с помощью посредника позволяет свести негативный настрой на нет, ослабить накал страстей, избежать разрыва длительных взаимоотношений и рукоприкладства, незаконных действий. При медиации не учитываются личностные качества каждого участника конфликта, если они не мешают процессу становления перемирия.

    Медиация направлена на устранение самой и на предотвращение ее развития, повторения в будущем. События, предшествующие конфликту, а также черты характера оппонентов не особо важны, хотя и должны учитываться посредником.

    Медиатор должен обладать беспрекословным авторитетом у обеих сторон, иначе процесс разрешения не будет эффективным, а сам посредник может стать непосредственным участником конфликта. Немаловажна заинтересованность посредника в разрешении спора: он должен объективно оценивать ситуацию и не занимать ни одну из сторон в противовес другой.

    Чем полезен в разрешении конфликта посредник? Обществознание дает такой ответ: медиатор в состоянии вывести оппонентов из конфликта без нанесения какого-либо морального ущерба, ущемления прав и интересов обеих сторон.

    Главные задачи посредника

    Прежде чем начать работу, медиатор должен убедиться в том, что все участники спора осведомлены о желаниях и потребностях друг друга, а также в том, что его подопечные признают наличие конфликтной ситуации.

    Прерогативой посредника является:

    1. Разработка проекта соглашения, который каждая из сторон должна безоговорочно принять.
    2. Доведение до оппонентов того, что вся ответственность за принятые решения будет лежать исключительно на них.
    3. Устранение негатива между участниками спора, вызванного конфликтной ситуацией, при помощи переговоров.

    Чем полезен посредник в разрешении конфликта? Тем, что соблюдает полный нейтралитет. Медиатор должен быть беспристрастен, его прерогативой является рассмотрение мнения каждой из сторон, при этом он не может занимать чью-либо сторону во время разрешения конфликта.

    Медиатор помогает:

    • Преодолеть препятствия на пути к нормальному сосуществованию участников столкновения интересов.
    • Направить все силы на поиск альтернативных решений.
    • Справиться с негативом, прийти к консенсусу, при этом учитывая интересы и потребности всех участников конфликта.

    Чем отличается помощь посредника от психологической консультации

    Цель медиатора - найти компромисс, выработать определенный план действий, чтобы устранить сам конфликт и его последствия. То есть посредник прикладывает усилия, дабы разрешить конкретную проблему при помощи конструктивного диалога обеих сторон. Здесь отсутствует анализирование внутренних неурядиц участников конфликта, восстановление личных отношений, а также корректировка поведенческих особенностей индивидуумов. Этими вопросами занимается психология, а посредничество относится к социологии, так как не принимает во внимание аспекты человеческой души.

    Чем полезен посредник в разрешении конфликта? Медиатор контролирует действия и диалог участников спорной ситуации, являясь тем самым инструментом регулирования социального мира. Посредник способствует становлению равноправия в споре, а также нормализации повседневного общения (на работе, учебе, дома).

    Методы воздействия

    Существуют три основных метода регулирования конфликтной ситуации посредником:

    1. Давление на одну из конфликтующих сторон.
    2. Склонение всех участников спора к примирению.
    3. Дипломатия.

    В первом случае медиатор пытается при помощи внушения и аргументов заставить поверить в свою неправоту одну из сторон. В итоге оппонент сдается и идет на уступки.

    Склонение к примирению заключается в постоянной работе с каждым из участников спора, объяснении неправильности позиции. Медиатор разъясняет индивидуумам, насколько неверны их поступки и слова, направленные в сторону оппонентов.

    При дипломатическом разрешении проблемы посредник использует индивидуальные беседы с участниками конфликта, доводя до них возможные способы выхода из негативной ситуации и согласовывая их с каждой из сторон.

    Какими знаниями должен обладать посредник

    Участвуя в урегулировании конфликтной ситуации, медиатор должен знать, что:

    1. Необходимо беседовать по-отдельности с каждой из сторон.
    2. Во время диалога следует устанавливать собственные правила, запрещающие проявление агрессии и физического насилия.
    3. Процедура устранения негатива проводится исключительно в доверительной и спокойной обстановке.
    4. До оппонентов важно донести информацию о том, что предмет спора и есть та преграда на пути к конструктивному диалогу, которую необходимо преодолеть.
    5. Стимуляция беседы - его прерогатива.
    6. Решение о прекращении конфронтации должно устраивать каждого и быть обоюдным.

    Чем полезен посредник в разрешении конфликта? Тем, что при затяжном споре обе стороны могут избежать вмешательства силовых структур только благодаря участию медиатора. Однако стоит знать, что сами по себе посредники не являются адвокатами и не могут давать какие-либо консультации, связанные с правовыми нормами.

    Молодежные конфликты и посредничество

    Наиболее непредсказуемый, эмоциональный и психически неуравновешенный возраст - это пубертатный период. Конфликтные ситуации в среде сверстников могут возникать по любому вопросу, будь то элементарная внешняя непохожесть или соперничество, борьба за внимание противоположного пола.

    Как полезен посредник в разрешении молодежных конфликтов? Благодаря медиатору спор может разрешиться быстро и без некоторых опасных моментов (насилия, взаимных оскорблений). Посредником здесь может быть взрослый либо более опытный индивидуум одного возраста с участниками негативной ситуации. Авторитет медиатора должен быть непоколебим у обеих сторон, иначе какого-либо соглашения достигнуть будет невозможно.

    В роли посредников обычно выступают волонтеры из общественных организаций, учителя, родители и близкие родственники, а также более авторитетные сверстники.

    Чем полезен в разрешении конфликта посредник? Примеры из жизни

    Посредничество необходимо в тех случаях, когда начинает выходить за рамки, то есть стороны переходят на личности, начинают оскорблять друг друга, отстаивая свои интересы. Но достаточно им объяснить, что их потребности могут быть удовлетворены в полной мере, как появляется возможность ведения конструктивного диалога.

    Примеры деятельности посредника:

    • В семье. Между сестрой и братом возник конфликт на почве недопонимания, они начинают бурно выяснять отношения. В негативную ситуацию вмешивается отец детей - его авторитет непоколебим, а значит, к мнению родителя они прислушаются. Выступая в роли посредника, отец использует метод давления или метод склонения обеих сторон к примирению. Еще один пример - бракоразводный процесс. Третье лицо помогает участникам конфликта урегулировать вопрос о дальнейшем воспитании детей.
    • На работе. Один из работников выразил недовольство в отношении другого члена коллектива, на что тот ответил взаимными упреками. Это эскалировало конфликт. В роли посредника здесь выступает лицо, занимающее руководящий пост. Именно начальник может грамотно рассудить участников ссоры. В большинстве случаев посредник использует метод давления или для урегулирования ситуации.
    • На учебе. Конфликтующие школьники или студенты могут быть рассужены учителем, директором, деканом, лицом, обладающим авторитетом в их глазах. Столкновение подростков трудно предотвратить, но еще сложнее его урегулировать. Посредник в данной ситуации применяет метод дипломатии либо пытается мягко склонить к миру всех участников конфронтации.

    – Председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов. (1

    Аннотация. В статье раскрывается проблема инструментального обеспечения деятельности конфликтологов и медиаторов. Раскрываются разные позиции, рассматривающие конфликт в своем предметном содержании, которое сложно согласуется между собой. Показаны инструментальные возможности медиации, основные ограничения. Дан критический анализ Федерального Закона о медиации, сформулированы проблемные вопросы. Дано содержательное различие между профессионалом и любителем. Сформулированы рекомендации.

    Ключевые слова. Конфликт, медиация, любитель, профессионал, закон о медиации, конфликтология, конфликтолог, медиатор.

    Преамбула.

    Становление и развитие относительно новых для Российского общества профессий/позиций, таких как конфликтолог и медиатор, вынуждает профессиональные сообщества осмыслять и обсуждать возникающие в деятельности проблемы разного характера, в том числе инструментального (понятийного).

    В наши дни управленцы находятся перед непростым выбором инструментария, который наиболее применим для успешного выхода из конфликта. Технология разрешения конфликтов, основанная на насилии, редко приводит к их урегулированию. Она лишь может временно отсрочить их, создать видимость разрешения, в действительности усугубляя и ожесточая противостояние. Люди не в состоянии договариваться в ситуации, когда даже сама мысль об обсуждении проблемы не приходит им в голову [Медиация… 2008].

    Исходя из вышесказанного, возрастает роль научных и практических дисциплин, ориентированных на выработку и применение инструментов разрешения конфликтов, таких, как конфликтология и медиация.

    В литературе по конфликтологии можно обнаружить разные роли/позиции в конфликтологической деятельности, функции которых как пересекаются, так и различаются: юрист, судья (арбитр), медиатор (посредник), переговорщик, конфликтолог, психолог, конфликтменеджер.

    Многолетние дискуссии показывает, что у специалистов, деятельность которых в той или иной степени связана с управлением/разрешением конфликтов, нет четких и понятных представлений о роли и месте каждой функции в процессе разрешения конфликта.

    Медиаторы считают себя конфликтологами, чем вводят в заблуждение людей, не особо различающих специфические требования профессиональных функций. Вопрос «является ли медиатор конфликтологом ?» появился не из чистого любопытства. Этот вопрос выводит нас в область инструментального обеспечения (обучения и требований к профессиональным стандартам) как конфликтолога, так и медиатора.

    Анализ кейса: постановка проблемы.

    На очередном семинаре по управлению конфликтами, один из участников (потенциальный клиент) рассказал, что у него есть конфликт в организации, который он хотел бы разрешить с помощью собравшихся здесь специалистов в области практической конфликтологии. В работе семинара принимали участие: медиаторы, психологи, юристы, социологи, философы, конфликтологи. Участник кратко рассказал о конфликте и попросил совета, с чего надо начинать в первую очередь. Мы не будем пересказывать содержание конфликта, нам важно отметить, как ответили разные функциональные позиции на вопрос «начала начал» — с чего в первую очередь надо начинать в «работе» с конфликтом.

    Медиатор: В целях до судебного разбирательства конфликта и достижения согласия, требуется привлечь медиатора .

    Психолог: Начать надо с анализа психологических проблем в коллективе для оказания психологической помощи.

    Юрист: Начать надо с анализа правовой базы и сбора правовых фактов, нарушающих ваши права конфликтующих сторон.

    Социолог: Надо провести социологическое исследование (анкетирование) и выявить реальные причины конфликта в организации.

    Конфликтолог: Для начала необходимо провести первичную диагностику и картографию конфликта, чтобы определить - ЧТО является самым главным звеном (проблема, предмет, норма и пр.) в этом конфликте.

    Разные советы указывают одновременно, как на специфический инструментарий функциональных позиций, так и на их ограничения. Не вызывает сомнения о том, что между функциональными позициями, коммуникация затруднена, а вопросы понимания и прояснения требуют времени. Как любая прикладная, технологическая дисциплина, медиация носит ярко выраженный междисциплинарный характер, совмещает в себе несколько отраслей знания [Алешина А.В., Косовская В.А. 2012]. (Схема №1)

    Схема №1. Медиация как область специализации нескольких дисциплин.

    На наш взгляд, вопросы о методологических, технологических и предметно-содержательных различениях, являются основополагающими в становлении и развитии медиации и конфликтологии в России, как системных дисциплин.

    Медиация: возможности инструментария и его основные ограничения.

    Усложнение процессов взаимодействия государства и общества несет в себе опасность актуализации потенциальных конфликтов, опасность необратимой дезорганизации и даже катастрофы распада государства. Именно государство является основным механизмом, который должен быть нацелен на интеграцию общества. В этом плане государство является медиатором, как организационное воплощение интеграции общества, как объединяющий его костяк. Медиация (от лат. medius – занимающий середину между двумя точками зрения) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны – посредника (медиатора), оказывающего содействие для урегулирования спора.

    На вопросы, какова основная функция медиации, тождественна ли эта функция государству и др. размышляет А.Ахиезер, который считает, что «медиатор и государство в принципе тождественны» [Ахиезер А.С. 1998: 99-101]. Логика рассуждения автора такова. Если основной функцией государства является сохранение целостности государства, создание правовых условий для разрешения конфликтов между разными социальными группами и институтами, то основной медиационной задачей государства является интеграции общества и поиск меры между конфликтующими силами. Решать медиационную задачу - это значит преодолевать противоречия между массовым сознанием, т. е. культурой, господствующей в обществе, точнее ее массовой основой, и интеграцией общества, его организационной формой. Медиационную задачу могут выполнять и другие социальные институты, такие как партия, церковь, профсоюзы и т. д., потенциально - все гражданское общество, которое способно воспроизводить механизм интеграции общества и договоренностей между конфликтующими сторонами.

    Можно сформулировать стратегическую цель медиации и основную медиационнную задачу. Цель медиации — формирование социальной среды для разрешения разного рода конфликтов в обществе. Основная медиационная задача — досудебное разрешение конфликтов.

    Федеральный Закон о медиации: проблемные вопросы.

    В 2010 году в России был принят Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [Федеральный закон..2010]. Указанный Закон достаточно четко, хоть и не без изъянов, регулирует правоотношения, возникающие в связи с осуществлением медиации. В частности, установлено, что итогом процедуры медиации служит медиативное соглашение, которое заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Правительством России утвержден и профессиональный стандарт медиатора [Приказ министерства …2011].

    Важный момент: ответственность за достижение соглашения лежит на самих сторонах, у медиатора нет полномочий решать проблемы, вместо сторон [Клечкин А.А. 2008:138].

    Что в Законе вызывает недоумение, так это Статья 15. п.1. «Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе» .

    А что такое на НЕпрофессиональной основе, это значит на основе любительства. Между любителем и профессионалом есть содержательные различения. (Таблица № 1)

    Таблица №1 . Основные различия между любителем и профессионалом.

    Наименование Любитель Профессионал
    Цели Своевольные и не осознаются Развитие профессиональной деятельности
    Задачи Любые по настроению и желанию Профессиональные, для решения конкретных проблем: теоретических и практических
    Инструментарий (методы, подходы, знания, теория и пр.) Не осознается Рефлексируется и критически обсуждается в профессиональном сообществе
    Язык Свободный Профессионально-понятийный
    Мотивация действий Делает то, что нравится (хочу) Делает то, что необходимо деятельности (должное)
    Профессиональное образование Не требуется Требуется
    Требование соответствия профессиональному стандарту Игнорируется, не обязательное соответствие Соответствует требованиям профессионального стандарта
    Профессиональный контроль НЕ осуществляется Осуществляется
    Повышение квалификации НЕ требуется Требуется для аттестации и профессионального роста
    Оплата за труд Нет Оплата в разных формах, как подтверждение и признание качества профессиональной работы
    Коммуникация Нет требований Ограничение принципами и нормами профессионально-этического кодекса

    Итак, ФЗ о медиации уравнял любителей и профессионалов, в равной степени имеющих одинаковое право заниматься этой деятельностью. К любителям нельзя предъявлять профессиональные нормы деятельности. Представьте такую ситуацию, если бы к преподаванию в вузе, школе, лечению больных, градостроительству, архитекторе и т.д. был бы открыт доступ любителям, заниматься этой деятельность на уровне государства.

    В понимании современного российского законодателя, медиатор – это, в большей степени, пассивный участник разрешения конфликта. И возможно, что при таком подходе есть, безусловно, внутренняя логика, однако здесь важно соблюсти разумный баланс, который в действующем Федеральном законе все-таки нарушен. Так, в литературе высказывается довольно справедливое предложение расширить сферы применения процедуры медиации до вопросов уголовного права [Давыденко А.В. 2015: 15]. Также представляется, что многие запреты для медиатора, установленные действующим законодательством, нецелесообразны. Но самым главным запретом, который способен сделать бессмысленной всю процедуру медиации, является запрет оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь [Шаманова Р.А. 20014: 63]. Возникает вопрос о том, можно ли урегулировать правовой спор, не применяя нормы права? Ответ очевиден — невозможно. Данный запрет оказания медиатором помощи (в первую очередь юридической) подрывает весь интерес к медиации в целом.

    Сама медиация может быть предметом изучения конфликтологии, так как вмешательство в конфликт третьей стороны – это всегда его обострение, в связи с проявлением сокрытого, того, что отвергается и не принимается конфликтующими сторонами. Нельзя не согласиться с замечанием российских исследователей, что сущность любого конфликта такова, что при любом вмешательстве извне напряжение в нем возрастает. Даже в том случае, когда профессионал (конфликтолог или медиатор.) оказывает вмешательство в конфликт - это на первом этапе способствует его обострению.

    Конфликтология: кратко об общем и место медиации в конфликте

    Конфликтология – это теоретическая и практическая наука.

    1) Теоретический уровень конфликтологии имеет дело с объектом под названием «конфликт», что полагает наличие рефлексивной дистанции между исследователем и объектом исследования. Развитая научная дисциплина должна содержать, как минимум, не менее восьми основных типов единиц, которые включают в себя: эмпирические факты;

    • средства выражения (язык описания, оперативные системы математики, системы понятий);
    • методики (системы методик, процедуры научно-исследовательской работы); онтологические схемы, изображающие модель идеальной ситуации; модели, репрезентирующие частные объекты исследования; знания, объединяемые в систему, теории;
    • проблемы, которые исследуются данной научной дисциплиной;
    • задачи научного исследования.

    Между всеми этими единицами-блоками существуют отношения и связи рефлексивного отображения [Щедровицкий Г.П. 1995: 648-650]. Конфликтология изучает природу конфликта, причины, факторы и другие элементы/процессы/связи конфликта, как объекта исследования/анализа/диагностики.

    (Медиация с таким объектом дело не имее т).

    2) В конфликтологии выделяются три уровня, на которых разворачиваются конфликты: макроуровень, мезоуровень и микроуровень. В основу классификации уровней конфликта положен территориальный масштаб и границы конфликтной ситуации.

    Масштабность и степень эскалации конфликта показывают количество участников, вовлеченных в конфликт. Чем большей людей и государств вовлечено в конфликты, чем мощнее оружие, применяемое в их борьбе, тем большей опасности подвергается все человечество.

    Микроуровень, первичный/локальный уровень объединяет внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Мезоуровень объединяет конфликты между организациями и регионами. Макроуровень – конфликты между государствами и конфликт цивилизаций.

    Судя по работам отечественных исследователей, медиаторы в России работают на микроуровне.

    Для конфликтолога важно использовать профессиональные средства для того, чтобы:

    • распознать конфликт на ранних стадиях;
    • выявить проблемы и противоречия;
    • способствовать актуализации конструктивных процессов в конфликте;
    • смоделировать развитие конфликта;
    • выявить деструктивные и конструктивные процессы в конфликте;
    • разработать технологию локализации деструктивных форм конфликтного взаимодействия.

    (Для задач медиации вышеперечисленные средства работы с конфликтом – не нужны ).

    5) Конфликтная ситуация включает в себя три этапа: предконфкликт, развитие конфликта и постконфликтная ситуация. Медиация востребована только после второго этапа (постконфликтная ситуация) когда конфликт уже приобрёл четкие ориентиры, формы и процессы. Остальные этапы не находятся в поле зрения медиаторов. А значит основной инструментарий медиатора – это технологии переговоров.

    Резюме.

    Таким образом, методологический анализ показывает, что средства медиаторов — это малая часть конфликтологии, которая востребована на этапе постконфликтной ситуации с привлечением технологий переговоров…

    На наш взгляд, требуется широкое профессиональное обсуждение следующих вопросов:

    1. Внесение в Закон о медиации корректировки в части ограничений и возможностей взаимодействия с другими функциональными позициями в процессе разрешения конфликтов и споров в досудебном порядке.
    2. Обсуждение учебной Программы подготовки медиаторов в контексте практической конфликтологии.

    Управление конфликтом требует выбора конкретного конфликтологического инструментария, который наиболее применим не только для рационального /эффективного/успешного выхода из конфликта, но и для решения проблем в системе деятельности.

    Список литературы

    Алешина А.В., Косовская В.А. Медиация как результат взаимодействия конфликтологии и юриспруденции // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). №2. 2012.

    Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: От прошлого к будущему. Т. II. Социокультурный словарь / 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1998. — 600 с.

    Давыденко А.В. Актуальность применения в Российской Федерации института медиации // Российский судья. 2015. №2. С. 15.

    Клечкин А.А. Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта // История государства и права. 2008. №9.

    Медиация — понять, принять и применять (интервью с А.Д. Карпенко) // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2008. №5.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.02.2011 №187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // Российская газета. №60. 23.03.2011.;

    Профессиональный стандарт медиатора УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. №1041н

    Федеральный закон от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. №168. 30.07.2010.

    Шаманова Р.А. Некоторые проблемы реализации медиации в России // Вопросы российского и международного права. 2014. №8 — 9. С. 63.

    Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с.

    (Цой Л.Н., Иванов О.Б. Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия// Журнал «Власть». № № 10 (2016) с. 69-75 (Реферативный журнал, ВАК). )

    Медиация как способ урегулирования конфликтов активно применяется в международном сообществе, но в России, несмотря на наличие необходимых правовых инструментов, не очень востребована. В настоящей статье мы подробно рассмотрим, как проводится данная примирительная процедура и каковы проблемы ее применения.

    Медиация относится к неюрисдикционным формам защиты

    Медиация относится к неюрисдикционным формам защиты прав, т. е. является способом разрешения конфликтов при участии независимого лица — медиатора, без обращения в суды или административные органы. Суть заключается в самостоятельном урегулировании спора сторонами, причем таком, при котором нет проигравших. Ищется решение, удовлетворяющее всех, а не компромиссный вариант. Посредник, используя свой опыт и знания, обеспечивает конструктивный диалог, создает условия для взаимопонимания между участниками конфликта (далее — участники).

    ВАЖНО! Проведение медиации допускается с момента возникновения спора до вынесения решения судом. Она обязательна, если не установлена в договоре или дополнительном соглашении в качестве способа досудебного урегулирования. В противном случае несоблюдение процедуры послужит основанием для возврата иска, а если дело возбуждено — для его оставления без рассмотрения.

    Согласительные процедуры

    Согласительные процедуры представляют собой различные виды посредничества и содействия при разрешении споров:

    • переговоры;
    • сотрудничество;
    • рассмотрение третейским судом;
    • медиация.

    Все они имеют 1 цель — обеспечить условия для урегулирования конфликта. Медиация отличается от других видов тем, что осуществляется с привлечением третьего лица, не являющегося специалистом в правовых вопросах, к тому же не имеющего права консультировать участников.

    Положительные стороны этого примирительного механизма:

    • конфиденциальность;
    • безопасность (всегда есть возможность перенести разрешение спора в суд);
    • безвозмездность (закон позволяет воспользоваться услугами посредника без их оплаты);
    • эффективность (цель посредника — обеспечить достижение договоренности, судьи — разрешить спор по закону);
    • универсальность (позволяет выйти за правовые рамки спора, всецело оценив отношения участников и урегулировав их в одном документе);
    • скорость (занимает меньше времени, чем судопроизводство).

    Медиация как правовой институт в России

    Медиация в России действует с 01.01.2011, а именно с даты вступления в силу ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ (далее — закон № 193-ФЗ). Однако применяется нечасто в основном из-за проблем, связанных с пробелами и коллизиями законов, а также отсутствием должного информирования общества.

    Основные недостатки института:

    1. Отсутствует возможность принудительного исполнения медиативного соглашения, заключенного на стадии досудебного урегулирования.
    2. Соглашение признается гражданско-правовой сделкой и исполняется на основании добровольности, добросовестности (ч. 4 ст. 12 закона № 193-ФЗ). Следует иметь в виду, что судебное медиативное соглашение может быть оформлено как мировое (ч. 3 ст. 12 закона № 193-ФЗ) и защита прав, вытекающих из него, происходит уже в другом порядке (подробнее см. в статье «Как может быть заключено мировое соглашение в 2015 году?»).
    3. Законом не предусмотрена обязанность суда утвердить медиативное соглашение в качестве мирового. При этом согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, гл. 15 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 32 ФЗ «О третейских судах в РФ» от 24.07.2002 № 102-ФЗ мировое соглашение обязательно к утверждению, если оно не противоречит закону.
    4. Медиатору запрещается оказывать помощь участникам конфликта, в т. ч. юридическую.
    5. Медиатору не обязательно иметь юридическое образование (ст. 15, 16 закона № 193-ФЗ).
    6. В процессе реализации необходимо оформить в письменном виде 3 соглашения (о применении, проведении и медиативное).

    Что вправе делать медиаторы

    Медиаторы вправе:

    • решать организационные вопросы;
    • получать вознаграждение за оказание услуг, если иное не установлено соглашением;
    • раскрывать информацию, предоставленную одним участником, другому, если на то имеется согласие передающего;
    • вносить предложения об урегулировании спора, если стороны предусмотрели такое право в соглашении о проведении медиации;
    • в любой момент прекратить процедуру, если она нецелесообразна (причем нецелесообразность определяется по их усмотрению, т. к. закон этот термин не раскрывает);
    • быть членами саморегулируемой организации;
    • осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность согласно закону.

    Подробнее — в законе № 193-ФЗ (ст. 6, 10, чч. 4 и 5 ст. 11, ч. 4 ст. 15).

    К каким спорам может быть применима медиация

    Медиация может быть применима к гражданско-правовым (в т. ч. вытекающим из экономической и предпринимательской деятельности), семейным и трудовым конфликтам. Однако ее использование невозможно при разрешении коллективных трудовых споров, а также споров, где затрагиваются права третьих лиц и публичные интересы. Что подразумевает законодатель под публичными интересами, точно неизвестно, т. к. это понятие, будучи достаточно широким, не раскрывается ни в каких нормативных актах.

    В настоящее время обсуждается возможность введения рассматриваемого института в административное, исполнительное производство и т. д. В уголовном праве России медиация не предусмотрена, за исключением новелл в отношении несовершеннолетних (подробнее см. ниже).

    Применение данного способа урегулирования спора невозможно, когда это напрямую следует из норм законодательства (например, при признании лица недееспособным, умершим).

    ВАЖНО! Использование медиации приостанавливает течение срока исковой давности (ч. 3 ст. 202 ГК РФ).

    Какие принципы предполагает медиация

    Медиация основана на таких принципах, как:

    • взаимное волеизъявление сторон;
    • добровольность;
    • конфиденциальность;
    • сотрудничество;
    • равноправие сторон;
    • беспристрастность;
    • независимость посредника.

    Приведем пример прямого действия норм о принципах медиации. Так, 18-й арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.10.2014 по делу № 18АП-10760/2014 признал законным отказ в предоставлении ответчику времени на проведение медиации, т. к. ее реализация основана на принципах взаимности и добровольности, а истец соответствующего желания не выразил.

    Виды медиации

    Виды медиации официально в российском законодательстве не закреплены. Теоретики подразделяют ее на досудебную и судебную.

    Встречаются следующие разновидности данного примирительного механизма:

    • ориентированная (приоритет — цели, а не отношение к конфликту);
    • трансформативная (приоритет — услышать другую сторону);
    • нарративная (участники излагают свою точку зрения относительно спора);
    • экосистемная (используется для разрешения семейных проблем);
    • оценочная (посредник оценивает конфликт);
    • восстановительная (основана на понимании).

    Посредники могут объединять несколько вышеуказанных видов в процессе оказания услуг.

    На международном уровне можно выделить следующие виды (на основании сферы разрешения конфликтов):

    • коммерческие (выгоднее судов за счет меньших сроков разрешения спора и более эффективные, т. к. посредник — узкопрофильный специалист);
    • семейные (более деликатный подход к семейным проблемам с учетом психологического аспекта);
    • общественные (специализируются на примирении коллективов, общества, государства);
    • уголовные.

    Служба медиации

    Служба медиации имеет мало общего с договорной процедурой разрешения гражданско-правового спора. Это запланированная сеть учреждений, которые будут заниматься защитой интересов детей, восстановительным правосудием в области детской преступности и разрешением конфликтов. То есть в данном случае цель медиации — обучение детей конфликтологии, что должно помочь в борьбе с попытками детей решить спор путем совершения деликта.

    Данная служба должна быть развита в России к 2017 году согласно распоряжению Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р. Указанным документом утверждена Концепция по развитию сети служб медиации в целях реализации правосудия в отношении детей, в т. ч. совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста уголовной ответственности. Эта Концепция направлена на создание условий для полноценного развития и социализации детей, в т. ч. трудных (из неблагополучных семей, совершивших преступления и т. д.).

    Сеть служб медиации имеет следующую структуру:

    • Вышестоящий Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия.
    • Нижестоящие службы медиации на региональном и местном уровнях. Их представляют секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и педагогические работники.

    В последнее время активно развивается служба школьной медиации.

    Суть медиации заключается в проведении переговоров между конфликтующими сторонами с участием нейтрального посредника, обеспечивающего возможность урегулирования взаимоотношений. Данная процедура не имеет самостоятельных договорных или принудительных средств реализации. Ее итогом является медиативное соглашение, которое в зависимости от этапа его достижения является гражданско-правовой сделкой или мировым соглашением.

    Процедура медиации крайне непроста и пока сильно в России не развита. Однако у нее большой потенциал. Стоит отметить, что термин «медиация» применяется также к организуемой в стране системе восстановительного правосудия для детской преступности.