Неформальный лидер может оказывать. В чем разница между формальным и неформальным лидером в группе? Разница между номильным и реальным лидерством

Это метод изучения генетических закономерностей на близнецах. Впервые он был предложен Ф. Гальтоном в 1875 г. Близнецовый метод дает возможность определить вклад генетических (наследственных) и средовых факторов (климат, питание, обучение, воспитание и др.) в развитии конкретных признаков или заболеваний у человека. При использовании близнецового метода проводится сравнение:

1) монозиготных (однояйцевых) близнецов - МБ с дизиготными (разнояйцевыми) близнецами - ДБ;

2) партнеров в монозиготных парах между собой;

3) данных анализа близнецовой выборки с обшей популяцией.

Монозиготные близнецы образуются из одной зиготы, разделившейся на стадии дробления на две (или более) части. С генетической точки зрения они идентичны, т.е. обладают одинаковыми генотипами. Монозиготные близнецы всегда одного пола. Имеют одну плаценту.

Особую группу среди МБ составляют необычные типы близнецов: двухголовые (как правило, нежизнеспособные), каспофаги ("сиамские близнецы"). Наиболее известный случай - родившиеся в 1811 г. в Сиаме (ныне Таиланд) сиамские близнецы - Чапг и Эиг. Они прожили 63 года, были женаты на сестрах-близнецах; Чанг произвел на свет 10, а Энг - 12 детей. Когда от бронхита умер Чанг, спустя 2 часа умер и Энг. Их связывала тканевая перемычка шириной около 10 см от грудины до пупка. Позднее было установлено, что соединявшая их перемычка содержала печеночную ткань, связывающую две печени. Любая хирургическая попытка разделить братьев вряд ли в то время была бы успешной. В настоящее время разъединяют и более сложные связи между близнецами.

Дизиготные близнецы развиваются в том случае, если одновременно две яйцеклетки оплодотворены двумя сперматозоидами. Естественно, дизиготные близнецы имеют различные генотипы. Они сходны между собой не более, чем братья и сестры, т.к. имеют около 50 % идентичных генов.

Общая частота рождения близнецов составляет примерно 1 %, из них около 1/3 приходится на монозиготных близнецов. Известно, что число рождений монозиготных близнецов сходно в разных популяциях, в то время как для дизиготных эта цифра существенно различается. Например, в США дизиготные близнецы рождаются чаще среди негров, чем белых. В Европе частота появления дизиготных близнецов составляет 8 на 1000 рождений. Однако в отдельных популяциях их бывает больше. Самая низкая частота рождения близнецов присуща монголоидным популяциям, особенно в Японии. Отмечается, что частота врожденных уродств у близнецов, как правило, выше, чем у одиночно рожденных. Полагают, что многоплодие генети­чески обусловлено. Однако это спра­ведливо лишь для дизиготных близ­нецов. Факторы, влияющие на часто­ту рождения близнецов, в настоящее время мало изучены. Есть данные, по­казывающие, что вероятность рожде­ния дизиготных близнецов повыша­ется с увеличением возраста матери, а так же порядкового номера рождения. Влияние возраста матери объясняет­ся, вероятно, повышением уровня гонадотропина, что приводит к учаще­нию полиовуляцни. Имеются также данные о снижении частоты рожде­ния близнецов почти во всех индуст­риальных странах.


Близнецовый метод включает в себя д иагностику зиготности близнецов. В настоящее время используются следу­ющие методы для: ее установления.

1. Полисимптомный метод. Он за­ключается в сравнении пары близне­цов по внешним признакам (форма бровей, носа, губ, ушных раковин, цвет волос, глаз и.т.п.). Несмотря на очевидное удобство, это -метол до известной степени субъективный и может давать ошибки.

2. Иммуногенетический метод. Более сложный, он основывается на анализе групп крови, белков сыворотки крови лейкоцитарных антигенов, чувстви­тельности к фенилтиокарбамиду и др, Если у обоих близнецов по этим при­знакам различий нет, их считают моно­зиготными.

Для монозиготных близнецов веро­ятность сходства по всем показателям равна.

3. Достоверным критерием зиготности близнецов является приживляемость

кусочков кожи. Установлено, что у ди­зиготных близнецов такая пересадка всегда заканчивается отторжением, в то время как у монозиготных пар отмеча­ется высокая приживляемость транс­плантантов.

4. Метод дерматоглифики заключает­ся в изучении папиллярных узоров пальцев, ладоней и стоп. Эти признаки строго индивидуальны и не изменяются в течение всей жизни человека. Не слу­чайно, что эти показатели используются в криминалистике и в судебной медици­не для опознания личности и установ­ления отцовства. Сходство дерматогли-фических показателей у монозиготных близнецов значительно выше, чем у ди­зиготных.

5. Близнецовый метод вкл ючает так­же сопоставление групп моно- и дизи­готных близнецов по изучаемому при­знаку.

Если какой-либо признак встречает­ся у обоих близнецов одной пары, то она называется конкордантной, если же у одного из них, то пара близнецов назы­вается дискордантной (конкордантность - степень сходства, дискордантность - степень различия).

При сопоставлении моно- и дизигот­ных близнецов определяют коэффици­ент парной конкордантностн, указыва­ющий на долю близнецовых пар. в кото­рых изучаемый признак проявился у обоих партнеров. Коэффициент кон­кордантностн (К п) выражается в долях единицы или в процентах и определяем­ся по формуле:

Кп = С \ С+Д где С - число конкордантных пар. Д - число дискордантных пар.

Сравнение парной конкордантностн у моно- и дизиготных близнецов дает ответ о соотносительной роли наследственности и среды в развитии того или иного признака или болезни. При этом исходят из предположения о том, что степень конкордантностн достоверно выше у монозиготных, чем у дизигот­ных близнецов, если наследственные факторы имеют доминирующую роль в развитии признака.

Если значение коэффициента кон­кордантностн примерно близко у монозиготных и дизиготных близнецов, счи­тают, что развитие признака определя­ется главным образом негенетическими факторами, т.е. условиями среды.

Если в развитии изучаемого призна­ка участвуют как генетические, так и негенетические факторы, то у монозигот­ных близнецов наблюдаются опреде­ленные внутрипарные различия. При этом различия между моно- и дизиготными близнецами по степени конкор­дантностн будут уменьшаться. В этом случае считают, что к развитию призна­ка имеется наследственная предраспо­ложенность.

Для количественной оценки роли на­следственности и среды в развитии того или иного признака используют различ­ные формулы.

Чаще всего пользуются коэффициентом наследуемости, кото­рый вычисляется по формуле:

Н = КМБ - КДБ (в процентах) или (в долях единицы),

где Н - коэф­фициент наследуемости. К - коэффи­циент парной конкордантностн в группе монозиготных (МБ) или дизи­готных (ДБ) близнецов.

В зависимости от значения Н судят о влиянии генетических и средовых факторов на развитие признака. На­пример, если значение Н близко к 0, считают, что развитие признака обус­ловлено только факторами внешней среды. При значении Н от 1 до 0,7 - наследственные факторы имеют доми­нирующее значение в развитии при­знака или болезни – это группы крови, цвет глаз, резус – фактор, а среднее значение Н от 0,4 до 0,7 свидетельствует о том, что признак развивается под действи­ем факторов внешней среды при нали­чии генетической предрасположеннос­ти.

Например, конкордантность МБ по заболеваемости шизофрении равна 70%, а у ДБ – 13%. Вычисляем по формуле Н = КМБ – КДБ / 100 – КДБ = 70 -13 \ 100 – 13 = 0,65 или 65 %. В данном случае преобладают генетические факторы, но существенную роль играют и условия среды.

С помощью близнецового метода было выявлено значение генотипа и среды в патогенезе многих инфекци­онных болезней. Так, при заболева­нии корью и коклюшем ведущее зна­чение имеют инфекционные факто­ры, а при туберкулезной инфекции - существенное влияние оказывает ге­нотип. Исследования, проводимые на близнецах, помогут ответить на такие вопросы как: влияние наследствен­ных и средовых факторов на продол­жительность жизни человека, разви­тие одаренности, чувствительность к лекарственным препаратам. В клинической фармакологии нет более эффективного метода способа оценки действия новых лекарственных препаратов и схем лечения, чем сравнение терапевтических результатов на однояйцовых близнецах. Также оценивают эффективность разных педагогических приёмов в процессе обучения.

Биохимические методы

Биохимические показатели отражают сущность болезни более адекватно, чем клинические симптомы. Эти методы направлены на выявление биохимического фенотипа организма. Им принадлежит ведущая роль в диагностике моногенных наследственных болезней. Принципы биохимической диагностики менялись на разных этапах развития генетики:

  • до 50-х годов – искали метаболиты в моче (алкаптонурия, фенилкетонурия);
  • 50- 70-е – выявление энзимопатий и метаболитов;
  • с 70-х – белки.

В настоящее время все эти объекты являются предметом биохимических исследований.

Так как биохимических методов очень много, поэтому при их использовании дол-жна быть определенная система Þ схема обследования строится на:

· клинической картине болезни;

· генеалогических сведениях;

· поэтапном исключении определенных классов болезней (просеивающий метод).

Биохимические методы многоступенчаты.

Объекты биохимических исследований:

ü плазма и сыворотка крови;

ü форменные элементы крови;

ü культуры клеток (фибробласты, лимфоциты).

При использовании просеивающего метода в биохимической диагностике выделяют уровни: первичный и уточняющий.

Цель первичной диагностики – выявление здоровых индивидов и отбор индивидов для последующей диагностики. На этом этапе используется моча и небольшое количество крови.

Программы первичной биохимической диагностики бывают массовыми и селективными.

В каждой организации независимо от вида деятельности есть руководитель и лидер. Причём чаще всего это разные люди. Руководство, или формальное лидерство, представляет собой властное положение, которое не зависит от качеств личности. Другими словами, это власть, дарованная служебным положением. Неформальное лидерство характеризуется набором качеств, с помощью которых осуществляется эффективное влияние на людей. Неформальный лидер не всегда занимает руководящие должности, но в любой момент персонал пойдёт за ним против администрации предприятия.

Далеко не каждый человек способен стать лидером. Многие эксперты предполагают, что лидерские качества даются от природы. Конечно, в процессе социализации человек приобретает недостающие способности и качества. По мере того, как индивид взрослеет и набирается опыта, повышается талант к лидерству.

Сущность лидерства

Лидерство - ключевой компонент эффективного руководства. Оно представляет собой процесс управленческих взаимоотношений, основанный на сочетании источников власти и направленный на мотивацию людей к достижению целей. Выделяется два основных вида лидерства: формальное и неформальное. В первом случае сотрудники находятся под влиянием человека, который занимает высокое должностное положение. Во втором случае воздействие на людей оказывается через личностные способности, умения и качества.

Формальный и неформальный лидер в одном лице - довольно редкая ситуация, но в большинстве случаев она является оптимальной. Здесь нельзя не учитывать характерную черту россиян. Если начальник хорошо относится к своим подчинённым, идёт им навстречу, то отдача будет аналогичной. За такими руководителями работники готовы следовать в любое время.

Неформальный лидер: кто он?

Организационная структура предприятия обычно чётко выстроена. Глядя на неё, понимаешь, какие должности существуют в компании и какие люди их занимают. Неформальными лидерами являются люди, которые не занимают высокого положения в организации, но имеют влияние на сотрудников.

Мнение таких людей (или одного человека, это зависит от компании) всегда расценивается как важнейшее. Коллеги по работе независимо от властных полномочий и занимаемых должностей просят дать совет в той или иной ситуации. Лидер в большинстве случаев отличается харизмой и привлекательностью, что позволяет ему выделяться из толпы.

Предпосылки для того, чтобы стать человеком, готовым повести за собой других:

  • опыт в работе, наличие профессиональных умений и навыков;
  • широкий кругозор, знания в различных областях;
  • умение завязать разговор, расположить к себе людей;
  • уверенность, самоконтроль, умение преодолевать сложности.

Роль неформального лидера в организации трудно переоценить. От него зависит общее настроение сотрудников, и фактическому руководителю не следует закрывать на это глаза. Хорошим вариантом станет налаживание отношений с авторитетными людьми в компании, особенно если руководитель пришёл после них.

Признаки выявления лидера

Так называемый серый кардинал не всегда настолько очевиден, как это можно представить. Зачастую руководитель организации не знает, кто именно оказывает влияние на работников. Чтобы это выяснить, необходимо действовать осторожно и не привлекать много внимания. Неформальный лидер в группе отличается следующими признаками:

  1. Самый коммуникабельный человек. Немного времени понадобится, чтобы определить наиболее общительного работника. Чаще всего он обладает способностью легко находить общий язык с людьми любого возраста и темперамента.
  2. Авторитет. Необходимо выяснить, к кому люди постоянно обращаются за советом, просят чем-то помочь или решить какую-либо проблему. Стаж и опыт работы играют здесь важную роль.
  3. Уверенность и организаторские способности. В большинстве случаев идейный лидер выражает несогласие со спорными решениями руководства, выступает от коллектива как представитель.
  4. Хорошее отношение, как ко всему коллективу, так и каждому человеку. В процессе работы это можно определить, если он с разными людьми ходит на обед или в курилку.

Неформальные лидеры в организации появляются обычно тогда, когда возникает неожиданная ситуация, например, заканчивается срок сдачи проекта или заболел важный сотрудник. Тогда один или несколько человек берут инициативу на себя и организовывают работу, поднимая свой авторитет. Впоследствии к ним будут обращаться за советом.

Амплуа неформального лидера

Эксперты утверждают, что появление таких людей неизбежно. Руководитель из-за своей занятости не может регулировать внутренние взаимоотношения в коллективе, и на помощь ему приходит один из сотрудников. Помимо профессиональных качеств, он может сплотить людей и решить межличностные проблемы.

Неформальный лидер в коллективе может играть разную роль. Это зависит от многих факторов, начиная от стиля руководства и заканчивая личностными качествами. Выделяют пять основных амплуа лидеров:

  • Инноватор. Такого человека по-другому можно назвать генератором идей. Это тот тип людей, которые постоянно придумывают что-то новое и готовы сразу применить на практике. Они незаменимы при организации какого-либо мероприятия или внедрения нового оборудования.

  • Коммуникатор. Общительный человек, который всегда окружён людьми. Обычно он имеет хорошее чувство юмора и готов поддержать советом.
  • Кризис-менеджер. Сильные стороны такого лидера проявляются в сложных стрессовых ситуациях. Он способен сплотить людей и направить свои мысли в нужное русло. Он часто находит решение этой проблемы, а в обычной жизни ничем не выделяется.
  • Вдохновитель. Влияние неформального лидера такого амплуа нельзя назвать определяющим, но его эмоциональное воздействие даёт положительный результат.
  • Серый кардинал. Это самый опасный тип лидера. Эти люди обладают хорошими знаниями в психологии. Оставаясь в тени, они способны контролировать работу не только обычных сотрудников, но и руководства.

Каким образом можно способности лидера направить на развитие предприятия?

Руководитель и неформальный лидер не всегда состоят в хороших отношениях. Выявить вдохновителя - непростая задача, а сделать так, чтобы его качества были направлены на развитие организации - ещё тяжелее. Для того чтобы эффективно взаимодействовать с лидером, руководителю следует использовать следующие методы:

  • Признание авторитета. Формальный и неформальный лидер взаимными усилиями могут достичь небывалых высот.
  • Открытость по отношению к коллективу. Необходимо работников привлекать к обсуждению той или иной проблемы. Если будет существовать полное доверие команды и руководителя, то потребность в неформальном лидере сама по себе пропадёт.

Тип лидера: "дирижёр"

Существует четыре основных вида лидера, которые сформировались по мотивационно-поведенческому признаку.

"Дирижёр" отлично подходит для взаимодействия с руководством компании. Начальник выбирает для него определённый путь, по которому неформальный лидер должен вести людей. В качестве мотивации для него служит ощущение значимости и важности в организации. "Дирижёр" по своему характеру довольно дружелюбный и трудолюбивый.

Такие люди могут побуждать к действию других, передавать им собственное желание прийти к определённому результату. Менеджер среднего звена - наиболее приемлемая должность для "дирижёра", так как он готов медленно, но верно идти вверх по карьерной лестнице. Лидер такого типа охотно организует работу людей в рамках чёткой задачи. Те области, где нужно всю ответственность брать на себя, неподвластны "дирижёрам".

Рубаха-парень

Дружелюбный, эмоциональный человек, который способен заряжать позитивом других людей. Такой неформальный лидер отлично подходит для того, чтобы оказывать влияние на конкретных людей, которые в силу различных причин не хотят выполнять поставленную задачу.

При помощи обаятельности и привлекательности он может сеять положительные эмоции внутри коллектива. Отказать ему практически невозможно, даже самая нудная и неинтересная работа заиграет новыми красками в его присутствии. Мотивацией для такого лидера является ощущение равенства с начальством. Ему важно понимать, что он способен оказывать влияние на людей.

Серый кардинал

Неформальный лидер такого типа является загадочной личностью. С одной стороны, он может быть полезен руководству, так как с лёгкостью справляется с задачей. Причём для решения проблемы он использует неожиданные и эффективные шаги. Но с другой стороны, эти люди настолько хитры, что могут использовать руководителя в своих целях.

Серый кардинал чаще всего довольно замкнут и необщителен, но запоминает даже самые незначительные детали, с помощью которых можно манипулировать людьми. Он желает оставаться в тени и для себя знать, что он имеет огромное влияние на организацию.

Бунтарь

Самый сложный тип лидера. Для него характерно состояние постоянной борьбы, причём борьбы за справедливость. Он любит устраивать забастовки, выдвигать свои условия и т. д. Он готов везде и в любое время найти несправедливость и выступить против этого.

Бунтарь всегда отстаивает каждого работника, и в спорах с руководителем ему нет равных. Но если администрация чётко, аргументированно объяснит, что были задеты её права, лидер с таким же рвением будет защищать эту позицию. Этот тип лидера самый непостоянный, и подчинить его руководству необычайно сложно. В любой момент он может перейти на другую сторону из-за того, что нашёл долю несправедливости.

Использование лидера в целях руководства

Чаще всего руководитель не считает нужным сотрудничать с ярко выраженным лидером и использовать его в своих целях. Однако это неверно. Неформальный лидер, который не контролируется, может создать множество проблем для предприятия. Например, по его настоянию люди перестанут работать, будут требовать повышения зарплаты и т. д. Взаимосвязь руководства и лидера принесёт свои плоды для организации.

Наиболее лояльными типами считаются "дирижёр" и рубаха-парень. Однако в некоторых ситуациях и они могут создать проблемы. Например, "дирижёр" в рамках выполнения задачи может сделать шаг, который считает правильным для себя. А ввиду незнания планов предприятия этот шаг может оказаться неверным или даже критичным. Но особое внимание нужно уделить бунтарям. Для этого нужно всегда его загружать работой, чтобы у него не было времени на организацию забастовок.

Заключение

Появление неформального лидера в коллективе может оказать на компанию как положительное, так и отрицательное влияние. Здесь всё зависит от типа лидера и поведения руководителя. В любом случае начальнику необходимо доверять своим сотрудникам, привлекать их к решению проблем и обсуждению проектов. Таким образом образуется связь и дружелюбная атмосфера, и чтобы её нарушить, неформальному лидеру нужно будет сильно постараться.

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. Так и в лагере, по истечению некоторого времени после заезда в отряде постепенно формируются группы. Некоторые их участники начинают играть более активную роль.

Трудные лидеры

Традиционно лидеры в таких группах - это ребята, которые не первый год в лагере или те, у которых здесь старшие братья и сестры. Часто это дети из многодетных, неблагополучных семей, неуспевающие – так называемые «дворовые» дети. Причина проста – нигде больше таким ребятам не уделялось внимание, на которое они рассчитывают. При этом надо сказать, что неформальными лидерами чаще всего становятся личности сильные, яркие и неформатные. А таким оставаться без внимания со стороны общества предельно трудно. Зато в их собственной, стихийно созданной группе им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они наконец-то приобретают доминирующее положение.

В целом, наличие неформального лидера в отряде – явление вполне закономерное, ведь именно подростковый возраст (от 10 до 12 лет) характеризуется смещением ориентиров с авторитета взрослого (или выбранного взрослым) лидера на товарищей.

Однако бывает, что сформировавшиеся из «трудных» неформальные лидеры утверждают свой авторитет грубыми нарушениями дисциплины, начинают сознательно противодействовать вожатым: ведут себя дерзко и вызывающе, мешают проведению мероприятий, провоцируют непослушание и шалости всех ребят в отряде.

Зачем? Агрессия как политика поведения

«Агрессивное поведение помогает неформальным лидерам оставаться хозяевами положения, такими выходками подтверждая свою смелость, способность «брать огонь на себя», выделиться и одновременно вызвать восхищение у отряда. Лидер будто говорит всем: «Я нестандарт! Делайте как я, и вы тоже будете нестандартными!» Характерной ошибкой вожатых будет в этом случае резкое изменение статуса такого лидера-бунтаря (например, неожиданное назначение его помощником вожатого)».

Все еще более осложняется, когда неформальный лидер-дезорганизатор не хочет идти на сотрудничество с воспитателем, вовлекая в свои затеи весь отряд или группу. В этих случаях бывает полезно показать несостоятельность его поведения в коллективе, помочь ребятам критически взглянуть на его действия, найти способ лишить его ореола Робин Гуда.

Секреты приручения

Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающая найти общий язык с неформальным лидером - это изначально невысокое мнение о нем. Привычно считать, что это недалекие личности с примитивными способностями, агрессивные и с неустойчивой психикой. Однако практика доказывает, что именно таки «лидеры» недолго держатся на плаву. Другие же, сдержанные, умные, яркие и целеустремленные надолго остаются в сердцах ребят. И, что уж говорить, порой могут организовать их быстрее и эффективнее любого вожатого. Основная ошибка вожатого - попытка «взять быка за рога». Сначала нужно заручиться поддержкой отряда. Не забывайте, что сложившийся коллектив может запросто объединиться против вас. Некоторые ребята сдружились уже давно и, признав неформала, они тем самым лишают вас возможности управлять группой.

Есть и еще несколько негласных методов, позволяющих нейтрализовать влияние неформального лидера или же задать ему нужное направление:

1) Обычно индивидуумы и группы лучше реагируют на затрагивающие их решения, если с ними заранее советуются. Беседы вместо попытки навязать произвол демонстрируют уважение к достоинству и тем самым ослабляют сопротивление. Коллективные обсуждения также дают возможность неформальному лидеру взять на себя часть заслуг в принятии решения - это неосязаемая ценность, которая расположит его к вам и сделает вас союзниками.

2) Психологические игры, тренинги на сплочение коллектива, взаимопонимание. Необходимо сформировать лояльность посредством неявных методик. Играя, общаясь, моделируя ситуации, лидер и группа в целом будут оказываться в острых ситуациях и на примере упражнений, в мини-формах, смогут найти решение, приятное вам.

3) Насыщение деятельности неформального лидера в рамках решения необходимых вам задач. Другими словами, стоит задать единый вектор движения, не «ломая» при этом взгляды самого лидера. Формулировка «он ничем не интересуется», к которой прибегают в этом случае вожатые, означает только, что взрослые не нашли, не догадались, не сумели подсказать. Если хотите, чтобы группировки «играли» по вашим правилам - измените их взгляды, заинтересуйте чем-то общим для них, а не нужным для вас.

4) Вывести деятельность неформального лидера за рамки отряда. Кроме того, важно обеспечить неформальному лидеру успех в новой деятельности, где он сможет раскрыться для окружающих. Это может быть организация новой полевой игры, где он вместе с выбранным вами лидером на пару станет «сражаться» с общими противниками. Превратить неформала в достояние всего лагеря возможно: подойдет должность ведущего радиопрограммы, лидера вожатской планерки, организатора дня самоуправления для всего лагеря и т.д. Выведя его за рамки отряда, вы тем самым позволите ему самореализоваться и перестать выражать себя с помощью агрессии.

«Как у них это получается?»

Рассказывая о неформальных лидерах, невольно задумываешься: «А как это у них получается?». В возрасте от 10 до 14 лет все яркие, тем более, непослушные, выделяющиеся на фоне стандартно правильных сверстников, ребята – явные претенденты на роль лидеров. Однако стоит сказать, что не каждый бунтарь сможет занять место предводителя. Для этого ему необходимо обладать некоторыми особенными качествами. Согласно С. Норткоту, таких существует шесть:

Первый элемент - воображение. Умение превратить «ничто» во что-то интересное - ведущее умение неформального лидера.

Второй элемент - знание. Оно необходимо для того, чтобы придать лидеру уверенность. Пустомеля не выбьется в лидеры - он должен «отвечать» за свои слова.

Третий элемент - талант. Тот, кто умеет что-то, что не могут другие, держит ситуацию под контролем.

Четвертый элемент - решимость. Спокойная уверенность придает силы остальным членам команды.

Пятое качество - жесткость. Удивительно, но у подростков, один из самых эффективных способов добиться признания – безжалостность к желаниям других.

И наконец, шестой элемент - притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще он оказывается на виду.

Как найти лидера?

Для того чтобы направить деятельность «вожака стаи» в нужное вам русло или банально «обезвредить» лидера-зачинщика, в лагере применяют несколько методик. Самые эффективные – социометрия, тестирование и психологические игры.

Психоигра: «Веревочка»

Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы образовалось кольцо. Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

«Семейная фотография»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка», он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Более никаких установок для детей не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята.

Точка отсчета

В лидерстве много трудностей, а тем более, если лидер - неформальный, вставший в оппозицию взрослому. В любом случае неформальный лидер – личность сильная, заслуживающая уважения. И уже потому требующая внимания. Разбудите в нем таланты, покажите пути их применения, и перед вами окажется уже не трудный подросток-бунтарь, а одаренный человечек с горящими глазами и огромным желанием вести за собой.

Вы успешный руководитель и компетентный менеджер, ваша команда работает как единое целое, один за всех, и все за одного. Уверены? А может, команда идёт не за вами, а за тем, кого в психологии называют неформальным лидером?

Ещё Рузвельт говорил: «Лидер ведёт за собой, а босс управляет». Попробуем разобраться, так ли это, и понять, кто такой неформальный лидер (НЛ), как его вычислить, какими бывают неформальные лидеры и как с ними сотрудничать.

Нередки случаи, когда неформальное лидерство порождает бесконечные склоки, конфликты и расслоение коллектива на враждующие группировки. Перетягивание каната между руководителем и неформальным лидером может серьёзно отразиться на производительности труда и психологическом климате в коллективе.

Кто такой неформальный лидер

Чтобы не погружаться в сложные психологические термины, поясним просто. Начальника на руководящую должность назначают. Неформальный лидер может быть как младшим специалистом, так и менеджером среднего звена.

Здесь главное не пост, а набор личных качеств, жизненный опыт и авторитет.

Ведущие игроки есть во всех сферах деятельности. Ведь каждый коллектив - это мини-общество. А обществу нужно за кем-то идти. И в этой ситуации авторитет личности сильнее, чем авторитет должности. Каждому руководителю важно знать и понимать, как сотрудничать и вообще сосуществовать с НЛ.

Для начала определите, кто это.

Как вычислить неформального лидера

Самый точный способ определить НЛ - социометрический тест. Помните, подобные проводили психологи в школах? Если возможности пригласить специалиста и провести тестирование нет, то проанализируйте самостоятельно:

  • с кем чаще общаются сотрудники по нерабочим вопросам;
  • к кому обращаются за профессиональным советом;
  • кто озвучивает причины недовольства в коллективе;
  • кто вносит новые предложения и идеи.

Наверняка при составлении планов, обсуждении нововведений кто-то из подчинённых выражал общее мнение, чаще других задавал вопросы либо выступал зачинщиком . Присмотритесь к этому человеку и манере его поведения с коллегами.

Есть два стиля: конструктивный и деструктивный. В первом случае неформальный лидер генерирует идеи, организовывает рабочий процесс и мотивирует коллег, во втором - вносит разлад и создаёт конфликтные ситуации.

С конструктивным важно наладить партнёрские отношения, ведь его деятельность идёт на пользу как отделу, так и бизнесу. С деструктивным сложнее, но и его энергией можно управлять. Главное - распознать истинные мотивы лидерства: желание власти, желание самореализоваться. Когда вы поймёте, что движет этим сотрудником, будете знать, что делать.

6 типов неформальных лидеров

Грамотный руководитель умеет и управлять подчинёнными, и выстраивать доверительные отношения с разными неформальными лидерами. Описание ниже поможет правильно идентифицировать НЛ и понять, как действовать.

1. Инноватор

Эмоциональный и творческий. Его идеи оригинальны. Этот неформал способен дать заряд энергии в коллективе и сдвинуть стереотипные подходы в сторону новаторства. Если он не находит поддержки или сталкивается с критикой - быстро опускает руки, как любой творческий человек.

Как это использовать

  • Советуйтесь с ним, когда бизнесу нужен глоток свежего воздуха. Коллектив готов идти за инноваторами и воплощать их идеи в жизнь. Возможно, за такими нововведениями будет стоять ещё один виток успеха компании.
  • Этот тип получает удовлетворение от поиска и внедрения нового. Каждый мозговой штурм в вашей команде должен проходить при участии, а лучше под руководством инноватора.
  • Эмоциональные всплески в поведении этого человека помогут оголить проблемы в коллективе. Используйте этот сигнал, чтобы вовремя решить неурядицы и нейтрализовать недовольство среди подчинённых.

2. Координатор

Деловой и организованный. Готов спланировать работу и чётко скоординировать процессы. У него есть аргументированные ответы на все вопросы, поэтому в коллективе он пользуется большим авторитетом. А некоторые могут даже побаиваться сухой натуры координатора.

Как это использовать

  • Поручайте деловому лидеру организаторскую работу - он будет с радостью её выполнять.
  • Сделайте координатора своей правой рукой. Можете смело возложить часть своих контролирующих обязанностей на этот тип. Легализируйте его власть повышением и сделайте партнёром.
  • Используйте авторитет координатора, чтобы заработать пару очков в глазах сотрудников и для себя. Он может стать вашим голосом или проповедником непопулярных решений.

3. Серый кардинал

Живёт в тени начальника. Но в то же время знает всё: у кого горят дедлайны, кто недавно поссорился с мужем (или женой), а кто подыскивает новую работу. Но эту информацию кардинал собирает не для сплетен в курилке.

Как это использовать

  • Узнавайте полезную информацию, чтобы быть в курсе внутренних процессов в коллективе.
  • Будьте осторожны: серые кардиналы влияют на самого начальника. Поэтому даже компетентные советы подвергайте анализу.
  • Уважайте серого кардинала и дайте ему это почувствовать. Тогда он не будет играть против вас.
  • Кардинал никогда не возьмёт ответственность за принятые вами решения. Даже если он повлиял на это.

4. Революционер

Бунтарь и критикан. Тот, кто стоит во главе настроений недовольства в коллективе. Ему ничего не нравится. Революционер высказывает, что не так, но не предлагает, как это исправить. Этот тип может послужить причиной конфликтов и образования враждующих группировок.

Как это использовать

  • Предложите революционеру решить проблему, а не просто сотрясать воздух. Скорее всего, это поставит его в тупик. А тем членам коллектива, которые идут за ним, поможет понять, что НЛ силён только на словах.
  • Направьте буйную энергию революционера на общественную деятельность.
  • Поручите дополнительные проекты или переведите в другой отдел, где контакты с коллегами минимальны.
  • Если же эти шаги не помогут, а конфликты продолжатся, выход один - вводить штрафы или уволить бунтаря.

5. Весельчак

О таких говорят «душа компании». Коллектив идёт за ним, потому что он обаятельный и с ним не скучно. Под лёгким и непринуждённым руководством сотрудники готовы выполнять даже монотонную работу.

Как это использовать

  • Сотрудничайте на равных. Ведь в глазах подчинённых он свой.
  • Передавайте некоторые сложные задания через весельчака, назначьте его руководителем проекта.
  • Определите такого НЛ главным по работе с новичками. Тогда процесс адаптации пройдёт быстрее.
  • Весельчак создаёт комфортную атмосферу в отделе. Поручите ему придумать совместный досуг для коллег. Мероприятия вне офиса - его конёк.

6. Кризис-менеджер

Это ситуативный лидер. Он может никак не проявлять себя в ежедневной работе, но при форс-мажорах быстро ориентироваться и принимать решения.

Как это использовать

  • Дайте проявить себя в стрессовых ситуациях. Скажите прямо: «Сейчас ты главный!»
  • По результатам оцените работу кризис-менеджера и поблагодарите при остальных членах коллектива.
  • Поощрение - это важный фактор для НЛ. Но хвалить нужно, когда действительно есть за что.

В заключение

Сотрудничайте с неформальным лидером и попытайтесь сделать его союзником. Не бойтесь появления НЛ. Проанализируйте его личность, компетенции, авторитет и определите, каких качеств не хватает вам.

Возможно, Теодор Рузвельт прав и ваша главная задача как начальника - управлять? Используйте лидерство коллег на пользу бизнесу. И тогда успех будет не за горами!

Здравствуйте, дорогие читатели! Понаблюдайте за любой группой людей: малышами, играющими на детской площадке, подростками в классе, взрослым рабочим коллективом — в каждом из этих сообществ найдется харизматичная личность, оказывающая влияние на других. Зачастую, официальный статус этого человека не дает ему права руководить товарищами — формально они находятся на одной ступени иерархической лестницы. При этом неформальный лидер — самый авторитетный в коллективе, и его право руководить никто не оспаривает.

Как правило, личные качества, энергетика и активная позиция неформального лидера дают ему не меньше, а порой даже больше власти, чем имеет лидер формальный — управленец, назначенный вышестоящим руководством. Если второму члены коллектива вынуждены подчиняться, то за первым они готовы следовать без принуждения, подчиняясь энтузиазму и своим внутренним убеждениям.

Неформальное лидерство может проявляться в любых масштабах. Кто-то влияет на жизнь своего отдела, а кто-то способен увлечь за собой миллионы и оставить свой след в истории — примеры этого широко известны. Среди наиболее значимых личностей чаще всего называются такие деятели, как Сахаров, Махатма Ганди или Мартин Лютер Кинг — каждый из них смог повлиять на целое государство. То есть, неформальный лидер — это человек весьма и весьма .

Какими чертами должен обладать неформальный лидер?

Психология человека такова, что любой член группы мечтает быть значимым и влиятельным. Естественно, у каждого свое видение и понимание этих процессов, но управлять ситуацией в своем окружении одинаково желают и топ-менеджер отдела продаж, и сантехник Василий. Однако, не всегда такое стремление приводит к успеху. Одного желания стать лидером недостаточно — многое зависит от личных качеств человека.

Наверняка вам не раз попадалась на глаза яркая цепляющая реклама трансформационных тренингов, обещающая в самые короткие сроки сделать лидера даже из самого большого тихони. Увы, ни один тренинг не даст хороших результатов, если у человека от природы нет даже задатков лидерских качеств. Многие не выдерживают заданий, рассчитанных на людей, которые не боятся рисковать, брать на себя ответственность и быть в центре внимания, и просто бросают обучение. Другие преодолевают себя и доходят до конца, но для них такое насилие над своей личностью оборачивается жестоким стрессом.

Если же вам хочется развить в себе лидерские качества, отдайте предпочтение не сомнительным тренингам, а проверенному руководству, эффективность которого подтверждают миллионы людей. Бестселлер Дейла Карнеги “Как располагать к себе людей. Как эффективно общаться с людьми. Как преодолеть тревогу и стресс. Как сделать свою жизнь легкой и интересной. Как стать эффективным лидером ” — это лучшее пособие для тех, кто желает повысить свой уровень коммуникации и добиться признания в коллективе.

Для того, чтобы стать неформальным лидером, одного желания недостаточно. Особый потенциал руководить и организовывать — вот чем отличается человек, способный возглавить группу людей. Как минимум претенденту нужно обладать следующими качествами:

  • — человек, стремящийся к лидерству должен уметь обаять людей, буквально влюблять их в свою личность. Тот, кто вызывает неприязнь у окружающих, по определению никогда не сможет сплотить коллектив вокруг себя.
  • — чтобы вступить в контакт, важно уметь чувствовать собеседника и находить точки соприкосновения с ним.
  • Инициативность — человек, избегающий каких-либо проявлений инициативы и избегающий ответственности вряд ли окажется способным увлечь других своими идеями.
  • — являясь частицей серой безликой массы, невозможно над ней возвыситься. Желаете стать лидером? Отличайтесь от остальных! Развивайте свой интеллект, учитесь быстро обрабатывать входящую информацию и принимать нестандартные решения.
  • — мало просто генерировать оригинальные мысли и идеи. Важно уметь донести их до окружающих, зажечь ними коллектив. По этой причине лидер должен быть хорошим оратором.
  • — тихий задумчивый меланхолик заведомо проигрывает активному взрывному холерику. Люди склонны следовать за сильными деятельными личностями, умеющими заряжать позитивом всех вокруг.
  • Выдающиеся способности в какой-либо сфере. Причем, это не обязательно должны быть особые таланты, связанные с вашей сферой деятельности. Коллеги могут отдавать дань вашему умению играть на бильярде, виртуозному владению шестиструнной гитарой или же таланту печь бесподобные пироги.

Человек, у которого эти характеристики присутствуют, с большой вероятностью займет лидирующие позиции в любом коллективе. Возможно, вы не обладаете всеми перечисленными качествами одновременно. Но даже их часть дает хорошие шансы укрепиться на позиции лидера.

Типы неформальных лидеров

В зависимости от того, какие черты характера преобладают у человека, он может относиться к тому или иному типу лидеров. Вот четыре портрета людей, обладающих потенциалом руководить.

Абсолютный лидер

Его высказывания цитируют, в правильности поступков никто не сомневается, ему стремятся подражать остальные, а его распоряжения выполняются быстро и беспрекословно. Человек этого типа — незаурядная личность, обладающая такими признаками лидера, как врожденный талант организатора и огромная харизмой.

Антилидер

Такой “вожак стаи” представляет немалую угрозу для руководства. Как и абсолютный лидер, он имеет большое влияние на коллектив, но при этом горит пламенными революционными идеями, которыми быстро заражает окружающих. Антилидер не боится выразить свою точку зрения и вступить в открытую конфронтацию, если руководитель его не поддерживает. В пылу борьбы за справедливость он не побоится на стол начальнику. Но не стоит радоваться — следом за скандалистом может последовать и вся его группа поддержки, порой составляющая добрую половину штата компании.

Лидер-организатор

Если в коллективе есть абсолютный лидер, организатору приходится довольствоваться ролью “второй скрипки”. Как правило, выраженной харизмой он не обладает, а потому конкурировать за первое место с яркой личностью не способен. Зато ему нет равных в планировании и распределении задач, а также в генерировании оригинальных идей и решений. Он имеет понятие, как наилучшим образом распределить задачи, чтобы каждый сотрудник работал с максимальной отдачей. Зачастую организатор и абсолютный лидер образуют тандем, являющийся движущей силой всего коллектива.

Эмоциональный лидер

Это самая неоднозначная личность из всех. Такой человек с замашками лидера обладает недюжинными ораторскими способностями, генерирует десятки нестандартных идей и может долго и вдохновенно делиться ими с коллегами. При этом он любыми путями избегает рисков и связанной с этим ответственности. Если его идею раскритикуют или предложат взять на себя ответственность за предложенный проект, он обязательно найдет причины для отказа.

Что делать руководителю, если в коллективе появился ярко выраженный неформальный лидер?

Как правило, узнав о том, что в рабочем коллективе правит “серый кардинал”, руководство начинает нервничать и прикидывать стратегию и тактику борьбы с подобным явлением.

На самом деле, наличие неформального лидера не является чем-то критическим, требующим немедленного вмешательства и изгнания нахала, посягнувшего на бразды правления. Но и делать вид, что никакого “второго эшелона власти” не существует, тоже не следует. Это позиция слабого руководителя, не уверенного в своем авторитете и опасающемся бунта подчиненных.

Прежде всего следует выяснить, какие цели преследует негласный лидер. Бывают случаи, когда сотрудника разрушают коллектив, но чаще наоборот. А потому, сделав его своим союзником, руководитель только выиграет от такого взаимодействия. Чтобы понять, как правильно поступить в вашей конкретной ситуации, прежде всего определите, какой линии поведения придерживается неформальный лидер.

Конструктивизм

Человек, выбравший конструктивный тип поведения, приносит компании ощутимую пользу. Под его руководством новички быстрее вливаются в коллектив, сотрудники проявляют высокую продуктивность, текущие задачи и проекты выполняются вовремя, без дедлайнов.

Если в вашей компании есть именно такой неформальный лидер, нет нужды выступать против его авторитета. Напротив, постарайтесь заручиться поддержкой этого человека. Союз с лидером особенно важен, если по какой-то причине коллектив выполняет ваши распоряжения без особого энтузиазма. Увидев, что ваши решения поддерживает лидер, остальные также проникнутся уважением к вам и вашим идеям.

Часто руководитель, стремясь завоевать расположение неформального лидера, повышает его в должности. Этот ход не всегда верен. Прежде чем подписать приказ о назначении, поговорите с сотрудником и выясните, к чему он на самом деле стремится. Одни с удовольствием занимают руководящие позиции, позволяющие им в полной мере реализовать весь потенциал. А некоторые вовсе не стремятся получить официальный статус начальника — их вполне устраивает текущий расклад.

Деструктивизм

Лидер, выбравший деструктивную линию поведения, негативно воздействует на всю организацию. Большая часть его действий направлена на то, чтобы поставить под сомнение компетентность руководства и пошатнуть его авторитет. В результате подобных диверсий общая продуктивность значительно снижается, многие функции не выполняются, а некоторые решения откровенно саботируются.

Казалось бы, самое просто и очевидное решение — уволить оппозиционера и тем самым восстановить статус-кво. Но этот шаг сопряжен с определенными рисками. Порой влияние неформального авторитета на остальных сотрудников столь велико, что они готовы поддерживать своего лидера любыми способами, вплоть до увольнения вслед за ним. Поэтому, прежде чем переходить к решительным действием, пригласите революционно настроенного лидера за стол переговоров и постарайтесь решить проблему мирным путем.

Часто причины, вызвавшие агрессию неформального лидера, вполне банальны. Одни подобными действиями выражают несогласие с политикой руководства, другие злятся из-за того, что им не предоставляют возможности в полной мере проявить профессионализм и творческий потенциал, а третьих просто не устраивает размер материального вознаграждения.

Выяснив корень проблемы, постарайтесь решить ее малой кровью. Если по здравому размышлению станет ясно, что претензии коллектива и его лидера обоснованы, найдите пути для выхода из сложившейся ситуации. Естественно, идти на поводу и выполнять все условия бунтовщиков не стоит, но разумный компромисс придется отыскать.

Если же становится очевидным, что никаких обоснований выходкам протестующего лидера нет и такое поведение обусловлено исключительно его личными качествами, вам придется , пока он окончательно не разрушил организацию. Прежде чем подписать приказ, проведите совещание и поставьте сотрудников в известность о предстоящем событии.

Будьте предельно откровенны, объясняя почему вы решились на такой шаг. Искренний разговор с подчиненными гораздо лучше подействует на них, чем информация о том, что начальство втихую избавилось от народного героя и борца за справедливость.

Думаю, теперь вы разобрались в понятии неформального лидерства. Само по себе это явление не несет угрозы коллективу и его руководителю. Наоборот, приложив некоторые усилия можно задать правильный вектор действиям лидера. Поделитесь, приходилось ли вам сталкиваться с неформальным лидером и какой путь взаимодействия с таким человеком вы выбирали?