Тютчев слезы людские. Фёдор Иванович Тютчев

С поэзией Тютчева все мы знакомимся в начальных классах, читая его произведения о природе. Чуть позже, примерно в средних классах, на ум пытливому читателю приходит мысль, что этот поэт не просто рисует природу, главное для него - ее осмысление. Становясь еще старше, мы знакомимся с философскими стихотворениями поэта, своеобразным размышлением о смысле жизни, об устройстве мира и места человека в нем. Самый увлекшийся поэзией Тютчева читатель обратит внимание и на его религиозные стихи, занимающие особый пласт среди философских мыслей.

Исчерпав все возможности, которые представляет Природа, Тютчев стремительно движется навстречу религии. По его мнению, есть всё же не Природа, а нечто Иное, Что человеку не так легко понять. К этому нужно идти, стремиться, лишь человек, имеющий жизненный опыт за плечами, может осознать это Иное.

Тютчев восхищается природой, он выражает свой восторг, вызванный деталями, которые дарует человеку природа в обыденной жизни: красота и манящий аромат плодов, созревших на деревьях, пурпур свежего вина в бокале, ощущение наступления весны, когда мир начинает просыпаться после долгого сна, запах распустившейся розы.

Но большее внимание Тютчев уделяет слезам, каплям, в которых хранится вся чистота и непорочность. Автор испытывает к ним почти божественное чувство: они чисты и ни с чем не сравнимы. В них преломляется свет, они очищают душу, останавливают течение времени - лишь, когда человек перестает плакать, все в мире продолжает для него идти своим чередом.

Автор считает, что слезы даны человеку для очищения души. Человек по Тютчеву существо низкое, но не падшее и слезы, капающие из глаз в минуты страданий или восхищения как будто сами по себе, тому доказательство.

Психологизм лирики Ф. И. Тютчева

Психология - это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди, занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас играть его чувствами, тем самым управляя его сознанием. Вспоминается Порфирий Петрович из романа Достоевского “Преступление и наказание”, который был искусным психологом и смог, ловко воздействуя на сознание Раскольникова, разоблачить его. Тютчева тоже можно назвать своеобразным психологом, в своих стихотворениях он изображает душу как реально существующую материю, он живет мыслями о ней.
Чуть ли не в каждом стихотворении Ф. И. Тютчева мы встречаем тему души, несмотря на то что часто психологизм скрыт под пеленой таинственности. Эта тема очень волновала поэта. А теперь рассмотрим психологизм лирики Тютчева на конкретных примерах.
Наиболее часто мотив души у Тютчева ассоциируется с состоянием природы. Недаром мы, изучая поэму Гоголя “Мертвые души”, говорили о том, что сад - это метафора души. У Тютчева природа берет на себя эту функцию. Состояние природы - состояние поэта. В качестве примера мы можем взять стихотворение “Тени сизые смесились. ”:

Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул.
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном.

В этом отрывке упоминается мотив полета, мотив бабочки, а бабочка - это душа, поэтому мы можем говорить о полете души. В этом отрывке с точки зрения эвфонии преобладает звук “у”, что создает настроение тоски.

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утиши.

Эта строфа, по сравнению с вышеприведенными строками, более спокойна, все становится на свои места, сумрак поглощается. Душа все утихомиривает, спасает мир. Здесь преобладают такие звуки, как “т”, “и”, “у”, что создает ощущение гнева, зависти и в то же время нежность, ласку.
Тютчев, как и любой творческий человек, был неуравновешенным. Это состояние поэта наложило свой отпечаток на его творчество, в особенности на психологические стихотворения. Например, стихотворение “Еще земли печален вид. ”:

Душа, душа, спала и ты.
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты.

В этом примере душа изображается очень беспокойной, можно предположить, что в тот момент, когда поэт писал это стихотворение, душа его не была на месте, что-то ее волновало, тревожило. Человеческую душу всегда что-нибудь тревожит, она не может находиться в покое. Человек все время придумывает себе какие-либо заботы, в его голове всегда формулируются какие-либо странные мысли. Душа человека всегда терзается и при жизни ее носителя, и после смерти.
Мотив души, психологизм наиболее часто встречаются в стихотворениях о временах года. Самым печальным временем является осень. Осень - это не только время года, но и этап в жизни человека, это самая унылая пора. Вот стихотворение “Осенний вечер”, где можно увидеть мотив души:

Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,

Здесь нет конкретного упоминания о душе и даже нет слова “душа”, но ее присутствие мы видим в “кроткой улыбке увяданья”. В этом отрывке душа тоже страдает. Страдания, боль, тоска всегда являются причиной, по которой люди души роняют слезы. Самыми горькими и мучительными слезами являются слезы горя:

Слезы людские, о, слезы людские,

Неистощимые, неисчислимые, -
В осень глухую порою ночной.

В этом стихотворении Ф. И. Тютчева “слезы людские” льются из-за мучений, терзаний “в осень глухую” - пору тоскливую, пору, когда терзаются души. С точки зрения поэтической техники в этом стихотворении мы встречаем такие приемы, как анафора.

Это нам указывает на мучительные страдания, здесь слезы - не просто капли из глаз, а слезы, как “струи дождевые”. Это стихотворение окружено печалью, горестью, быть может, это и есть типичное состояние Ф. И. Тютчева.
Хотя душа такая же несчастная, как и мы - люди, но все же душа безжалостна по отношению к нам. Например, стихотворение “Она сидела на полу. ”:

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело.

Человек не умирает, это просто душа покидает его тело. Жизнь человека обречена на смерть. Он не может жить вечно, а душа, покинувшая тело, продолжает существовать. В этом отрывке можно предположить, что душа смеется над “брошенным телом”. Эти строки заключают в себе великое пространство, гнев, зависть, печаль, боязнь.
Завершить наше путешествие по лирике Ф. И. Тютчева хотелось бы стихотворением “Видение”. В этом стихотворении душа предстает перед нами как часть хаоса. Возникает вопрос: “Почему душа относится к хаосу?”В хаосе все неопределенно, как писал Лаврецкий: “Хаос, по Тютчеву, - бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая, бурная основа Мира”. В душе тоже все сумбурно, непонятно. В душе человека всегда присутствует смятение, непонятость. Поэтому душа, как хаос - что-то бесформенное и беспорядочное.

Тогда густеет ночь, как хаос на водах,
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!

В этом стихотворении “Видение” душа изображена как нечто нетронутое, девственное, как младенец, который делает первые шаги. Этот отрывок наполнен нежностью, лаской и в то же время великолепием, великим пространством.
Таким образом, рассмотрев некоторые примеры психологической лирики Ф. И. Тютчева, мы можем сделать вывод, что мотив души выражается через природу, ее состояние, через мотив времен года и состояние самого человека, через мотив двойного бытия, а также через полет, полет души. Лаврецкий писал о Тютчеве: “Личное, как хрупкое, как совершенно нереальное, по сравнению с вечной материей, - нечто противоположное ей, непреходящей и всемогущей”. То есть противопоставляется личное, хрупкое Ф. И. Тютчева хаосу, которого поэт боится.

2062 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Слёзы людские, о слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой…

<< Гражданская лирика Тютчева

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная >>

Слайд 28 из презентации «Фёдор Иванович Тютчев»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Фёдор Иванович Тютчев.ppt» можно в zip-архиве размером 1533 КБ.

«Урок по творчеству Тютчева» - 2.В каком году Ф.И.Тютчев поступает в Московский ун-т? А) « Умом Россию не понять. » Б) « Я встретил вас - и все былое. » С) «Славянам». 3.Назовите произведения, которые входят в любовную лирику поэта? «Известно ли вам. ». Неверно! Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

«Федор Иванович Тютчев» - Федор Иванович Тютчев был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. В 1844 году Тютчев вернулся в Россию и поступил на службу в Министерство иностранных дел. SILENTIUM!». «Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня… Ангел мой, где б души ни витали, Ангел мой, ты видишь ли меня?». Ты и блаженство, и безнадежность.».

«Биография Тютчева» - Эрнестина Дёрнберг. Тютчев начал писать стихи в ранней юности. Эрнестина Пфеффель - вторая жена поэта. Тютчев остро ощущал переломный характер своей эпохи. Е.И. Денисьева с дочерью Еленой Тютчевой. Элеонора Ботмер - первая жена Ф.И. Тютчева. С.Е. Раич - домашний учитель Ф.И. Тютчева. Федор Иванович Тютчев, 1838 год.

«Тютчев чародейкою - зимою» - Получил хорошее домашнее образование. А.С. Степанов. Ф. Тютчев «Чародейкою - зимою…». Снежное слово зимы. К.Ф. Юон. Вопросы для самоанализа. Тема Зимы в картинах великих художников. Ф.И. Тютчев (1803-1873). С. Лывин. Поэт родился в культурной стародворянской семье среднего достатка. Отец был радушным, гостеприимным и добросердечным человеком.

«Анализ пейзажной лирики Тютчева» - Чародейкою Зимою околдован, лес стоит. Фоника стихотворения. Усадьба Тютчева. Тема "дня и ночи". Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. Усадьба Тютчева в селе Овстуг. Философская подоснова. Композиционный приём. Всеобъемлющее море. Философская подоснова не делает тютчевскую лирику природы абстрактной.

«Фёдор Тютчев» - В Туне с Тютчевым случилось забавное недоразумение. Отель Bellevue в Туне. И душевных бездн. Эрнестина дёрнберг. Фёдор Иванович Тютчев. М.Каченовский. Библиотечная комната. «Глядел я, стоя над Невой». Учителя университета. Иван Николаевич, отец. Дочери Тютчева от первого брака - Анна, Дарья и Екатерина.

Слёзы людские

Умом Россию не понять >>

Слёзы людские, о слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой… Льётесь безвестные, льётесь незримые Неистощимые, неисчислимые, – Льётесь, как льются струи дождевые, В осень глухую, порою ночной. Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Стихотворение «Эти бедные селенья» (1855) проникнуто любовью и состраданием к нищему народу, удручённому тяжёлой ношей, к его долготерпению и самопожертвованию: А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:

Слайд 29 из презентации «Основные темы лирики Тютчева» . Размер архива с презентацией 1545 КБ.

«Жизнь и творчество Тютчева» - Вторая жена поэта. Любовь в жизни и лирике поэта. Возлюбленная мюнхенского периода. Осень. Фонтан. Годы учёбы. Елена Александровна Денисьева. В полях белеет снег. Природа в творчестве поэта. Поэт-философ. Девушка. Великий поэт. Волна моя морская. Люблю грозу в начале мая. Детство. Мюнхенский период. Фёдор Иванович Тютчев. Основные темы творчества. Эрнестина Дёрнберг. Тютчев возвращается на родину.

«Биография Ф.И.Тютчева» - Душа хотела б быть звездой. Тютчев едет в Петербург. Последняя любовь Тютчева. Детство поэта. Мать Тютчева. Ф.И.Тютчев родился в усадьбе Овстуг. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Еще томлюсь тоской желаний. Тютчев выступает с политическими статьями. Глашатай истины. Мюнхенский период в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева. Тютчев учится в Московском университете. Тютчев возвращается на Родину. Преломлялись сами собой лучи мысли.

«Мотивы лирики Тютчева» - Ключевые фрагменты текста. Творческое воображение. Душа. Выступления. Мифотворчество. День и ночь. Мировидение поэта. Осмысление. Ф.И. Тютчев: философские мотивы лирики. Эвристическая беседа. Погружение. Реализация. Океан. Стихотворение. Вызов интереса. Сад темнозеленый.

«Особенности лирики Тютчева» - Гражданская лирика. Сфинкс. Подготовка к анализу. Лексический повтор. Интерпретация. Слово. Особенности лирики поэта. Любовь героя. Тематика произведения. План анализа стихотворения. Единство мира. Умом Россию не понять. Жизненный опыт. Стихи «денисьевского» цикла. Природа. Любовная лирика поэта. Любовная лирика. Стихотворения для анализа. Что губит любовь. Предопределение. Лирика Фёдора Ивановича Тютчева.

«Основные темы лирики Тютчева» - Произведения Тютчева. Умом Россию не понять. Весна. Слёзы людские. Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Елена Денисьева. Последняя любовь. Таинственная прелесть. Пластинки. Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. Время золотое. Вопросы и задания. Осень. Один из многих памятников Ф.И.Тютчеву. Тютчев женился на вдове русского дипломата. Детство. Весна, как торжество жизни над увяданием. Последние годы жизни. Тютчев.

«Тютчев и Денисьева» - Общественное гонение. Фёдор Иванович Тютчев. Елена Денисьева. Тютчев и Денисьева. Сближение Тютчева с Денисьевой. Анна Дмитриевна. «Денисьевский» цикл. Любовная лирика Тютчева. Поэт-переводчик. Е.И. Денисьева с дочерью Еленой. Прощальный свет.

Всего в разделе «Тютчев» 6 презентаций

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Многие читатели нашей газеты одновременно являются подписчиками журнала «Русский язык в школе». В этом журнале больше 40 лет проработала редактором Тамара Александровна Злобина – вела раздел «Методика и опыт», последние 10 лет занимала пост заместителя главного редактора. Талантливый филолог, чутко относящийся к слову, вдумчивый и внимательный редактор, постоянно проявляющий заботу об авторе-учителе, она особенно дорожила материалами, подготовленными именно учителем. Благодаря Тамаре Александровне анализ художественного текста в журнале занимал особое место. В разделе «Уголок русского языка» (4-я страница обложки) Тамара Александровна давала собственные размышления о поэтических произведениях, говорила о том, что больше всего любила в поэзии. Одна из ее последних публикаций – анализ известного стихотворения Ф.И. Тютчева «Слезы людские». Интересно, что первая публикация Тамары Александровны об этом же стихотворении относится к 1982 году.

Т.А. ЗЛОБИНА,
г. Москва

Читаем стихи

Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой.
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, –
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.

Это стихотворение написано более 150 лет назад. Но время не коснулось его: не устарели слова, не устарели мысли и чувства, живущие в них. И завораживает музыка стиха. Совершенство его формы таково, что уже и непонятно, в чем оно заключается, где его секрет, – так все естественно и просто в этом стихотворении. Настолько просто, что достаточно прочитать его раз, другой – и оно остается в вашей памяти надолго, если не навсегда.

Эти шесть строчек по своей композиции соответствуют всем музыкальным и поэтическим канонам: тема – ее развертывание – кульминация – завершение.

В начало стихотворения вынесено ключевое словослезы . которое задает и тему, и – главное – настроение: оно ведет нас в область глубоких человеческих переживаний (характер определения людские сразу исключает ассоциации со слезами радости или благодарности ); оно получает тяжелое звучание: инверсия заставляет нас произнести его с особым ударением, особой силой (сравните: людские слезы и слезы людские ). К тому же ведь это – обращение, которому тоже свойственна выделительная интонация. Повтор словосочетания и коротенькая частица (о слезы людские) в пределах одной строки создают явственно ощущаемое нарастание напряжения, волнения.

Потом короткая интонационная передышка во второй строке. Она начинается словом льетесь – этому единственному на все стихотворение глаголу выпала очень важная роль: он не только означает действие, состояние; его фонетика ведет главную «музыкальную» тему: подхватывает прозвучавшие в первой строчке ударные [л о, л у ] – и повторяет снова и снова их вариации [л jо, л’jу ]. Этого нельзя не услышать – повторенные пять раз льетесь, льетесь. льются словно завораживают, создавая почти физическое ощущение, что льются слова и строки самого стихотворения.

Новой интонацией выделены третья и четвертая строчки: каждая распадается на две симметрично построенные части с паузой-цезурой посредине. Эта пауза, выделяющая очень важные определения, почти сказуемые (льетесь безвестные . льетесь незримые ) . заставляет наш слух насторожиться, чтобы потом мы могли явственно услышать в следующей строке всплеск отчаяния: неистощимые, неисчислимые . Здесь нет «льющихся» звуков, здесь господствуют ст, щ, сч . Ударные гласные здесь высокие и трагические (и и ) . и расстояние между ними такое (вместо четырех ударных на эту строку приходится только два), что получаются они сильными, похожими на перебои в ритме сердца.

За этой кульминацией – спокойный, хотя и мрачный, завершающий аккорд – развернутое сравнение, переводящее мысль и воображение в другую плоскость, в сферу природы; словно восстанавливается дыхание стиха: снова четырехударный ритм, нет цезур, снова льетесь. льются. Но эмоциональную окраску определяют гласные совсем другого регистра: мрачные и «темные» у, у, у (удивительно сливаются смысл и звучание в так точно найденном определении глухую (осень) .

Это и есть совершенная гармония содержания, смысла и формы, которая и втягивает нас в сопереживание автору, затрагивая не только нашу мысль, но и наши чувства, жизнь нашего сердца («О память сердца! ты сильней рассудка памяти печальной. »).

Только не надо думать, что поэт пересчитывает ударения или выбирает синтаксические конструкции. Это мы анализируем, «поверяем» алгеброй гармонию единого и неделимого целого: нам очень важно понять, что такое истинное совершенство, в чем и как оно выражается.

Гармоничность этого стихотворения поражает тем больше, что по сути оно трагическое. Ведь не о слезах оно – слезы только знак, только метонимическое обозначение человеческих страданий. Это о них – безвестные, незримые, неисчислимые . За каждым прилагательным – вечный вопрос: почему? зачем? доколе? («Доколе матери тужить?» – как спросит Блок.) Страдание объединяет и уравнивает всех: оно ведомо старым и молодым, добрым и злым, правым и виноватым. И перед каждым встают эти вечные вопросы, и каждый (в меру своего серьезного отношения к жизни) ищет ответа на них.

Совершенно удивительным для современного человека было отношение к страданию у Тютчева. В молодости еще он написал стихотворение «Осенний вечер», которое кончается так:

и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Страдание настолько лично, глубоко, настолько значимо для человека, что страшно к нему прикоснуться. И даже назвать его. «В разлуке есть высокое значенье», – писал Тютчев. Это «высокое значенье» было скрыто для него и в страдании. Он и нас заставляет думать о нем, даже не произнося это слово – страдание . Потому, наверное, что если существует «божественная стыдливость страдания», то есть и «божественная стыдливость» сострадания. Это она определяет весь строй стихотворения, которое мы читаем.

Слезы – вы – традиционный прием олицетворения – обращения к неодушевленному предмету – играет в этом стихотворении совсем особую роль. Мы и не замечаем, что обращаются не к нам, что нам ничего не объясняют, не советуют, нас не учат. Нам позволяют просто быть рядом, слышать внутренний монолог, и наша воля – услышать, почувствовать, проснуться – или нет. И такая сдержанность сильнее самых громких слов.

Последние две строки – словно дань тому дождливому осеннему вечеру, в который и родилось это стихотворение. Мысль о единстве человека и природы не может утешить – закон для них один: осень – страдания – увядание. Но ведь ни дождь, ни осень не вечны. Природа возрождается. Будем учиться по-тютчевски понимать ее «душу», ее «язык».

Послушайте стихотворение Тютчева Слезы людские

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Слезы людские

Фёдор Иванович Тютчев

Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,-
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.

Знаменитая тютчевская миниатюра «Слезы людские, о слезы людские…» написана в конце 1840-х годов. Историю ее создания рассказал литератор и один из лидеров славянофильского движения в Российской империи Иван Сергеевич Аксаков. С Федором Ивановичем его связывали дружеские отношения. В частности, в 1866 году Аксаков женился на дочери поэта - фрейлине Анне Федоровне, в браке с которой прожил до самой смерти. Кроме того, его перу принадлежит очерк «Биография Ф. И. Тютчева», написанный в 1874 году. По словам Ивана Сергеевича, в один из дождливых осенних вечеров Тютчев вернулся домой на «извозчичьих дрожках, почти весь промокший». Вышедшей ему навстречу дочери он сказал, что по дороге сочинил несколько стихотворений. Пока его раздевали, поэт продиктовал проникновенную миниатюру «Слезы людские, о слезы людские…», состоящую всего из шести строк.

В лирике Тютчева не встречается изображение социальных низов, так как Федор Иванович редко с ними сталкивался и практически ничего об их быте не знал в отличие от того же Некрасова, общепризнанного «певца народного горя». Тем не менее, это совсем не значит, что поэт равнодушно относился к страданиям простого русского народа. Достаточно хотя бы взглянуть на стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…». Конечно, здесь напрямую ничего не говорится о Российской империи и тяжелой доле большей части населяющих ее людей, но боль за родную страну затаилась между строк. Важную роль в тексте играет анафора - четыре раза в шести строках поэт повторяет глагол «льетесь», в пятый раз он употребляет его словоформу - «льются». Для усиления эмоционального воздействия на читателей используются красочные эпитеты, которыми характеризуются слезы, — «безвестные», «незримые», «неистощимые», «неисчислимые». В финале появляется сравнение несколько банальное, но от этого не менее точное, — слезы поэт сопоставляет с дождевыми струями, льющимися осенней ночью. Получается, безысходность людского горя словно погружается в «тоскливое рыдание самой природы» над своими сынами. Стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…» — по сути, представляет собой то, каким Тютчев увидел мир во время сильного осеннего дождя, как воспринял его. Миниатюра проникнута гуманизмом, сочувствием к несчастьям всех людей на земле, а не только к тяжелой жизни простого народа в Российской империи эпохи правления Николая I.

Слёзы людские, о слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой.

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, -

Льётесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

Ф. И. Тютчев

Это стихотворение написано в 1849 году. Но время не коснулось его: не устарели слова, не устарели мысли и чувства, живущие в них. И завораживает музыка стиха. Совершенство его формы таково, что уже и непонятно, в чём оно заключается, где его секрет, - так всё естественно и просто в этом стихотворении. Настолько просто, что достаточно прочитать его раз, другой и оно остаётся в вашей памяти надолго, если не навсегда.

Эти шесть строчек по своей композиции соответствуют всем музыкальным и поэтическим канонам: тема - её развёртывание - кульминация - завершение.

В начало стихотворения вынесено ключевое слово - слёзы , которое задаёт и тему, и - главное - настроение: оно ведёт нас в область глубоких человеческих переживаний (характер определе-ния людские сразу исключает ассоциации со слезами радости или благодарности ); оно получает тяжёлое звучание: инверсия заставляет нас произнести его с особым ударением, особой силой (срав-ните: «людские слёзы » и «слёзы людские»). К тому же ведь это обращение, которому тоже свойствен-на выделительная интонация. Повтор словосочетания и коротенькое междометие (о слёзы людские ) в пределах одной строки создают явственно ощущаемое нарастание напряжения, волнения.

Потом короткая интонационная передышка на второй строке. Она начинается словом льётесь - этому единственному на всё стихотворение глаголу выпала очень важная роль: он не только означа-ет действие, состояние: его фонетика ведёт главную «музыкальную» тему: подхватывает прозвучав-шие в первой строчке ударные л’о , л’у - и повторяет снова и снова их вариации: л’jо , л’jу . Этого нельзя не услышать - повторенные пять раз льётесь, льётесь . льются словно завораживают, со-здавая почти физическое ощущение, что льются слова и строки самого стихотворения.

Новой интонацией выделены третья и четвёртая строчки: каждая распадается на две симмет-рично построенные части с паузой-цезурой посредине. Эта пауза, выделяющая очень важные оп-ределения, почти сказуемые («льётесь безвестные , льётесь незримые »), заставляет наш слух на-сторожиться, чтобы потом мы могли явственно услышать в следующей строке всплеск отчаяния: неистощúмые , неисчислúмые . Здесь нет «льющихся» звуков, здесь господствуют ст , щ , сч . Ударные гласные здесь высокие и трагические (ú - ú ), и расстояние между ними такое (вместо четырёх ударных на эту строку приходится только два), что получаются они сильными, похожими на пере-бои в ритме сердца.

За этой кульминацией - спокойный, хотя и мрачный завершающий аккорд - развёрнутое срав-нение, переводящее мысль и воображение в другую плоскость, в сферу природы; словно восста-навливается дыхание стиха: снова четырёхударный ритм, нет цезур, снова льётесь . льются . Но эмоциональную окраску определяют гласные совсем другого регистра: мрачные и «тёмные» у , у , у (удивительно сливаются смысл и звучание в так точно найденном определении глухую (осень ).

Это и есть совершенная гармония содержания, смысла и формы, которая и втягивает нас в сопереживание автору, затрагивая не только нашу мысль, но и наши чувства, жизнь нашего сердца («О, память сердца! ты сильней рассудка памяти печальной».).

Только не надо думать, что поэт пересчитывает ударения или выбирает синтаксические конст-рукции. Это мы анализируем, «поверяем» алгеброй гармонию единого и неделимого целого: нам очень важно понять, что такое истинное совершенство, в чём и как оно выражается.

Гармоничность этого стихотворения поражает тем больше, что по сути оно трагическое. Ведь не о слезах оно - слёзы только знак, только метонимическое обозначение человеческих страданий. Это о них - безвестные, незримые , неисчислимые . За каждым прилагательным - вечный вопрос: почему? зачем? доколе? («Доколе матери тужить?» - как спросит Цветаева). Страдание объединя-ет и уравнивает всех: оно ведомо старым и молодым, добрым и злым, правым и виноватым. И перед каждым встают эти вечные вопросы, и каждый (в меру своего серьёзного отношения к жизни) ищет ответа на них.

Совершенно удивительным для современного человека было отношение к страданию у Тютче-ва. В молодости ещё он написал стихотворение «Осенний вечер», которое кончается так:

И на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Страдание настолько лично, глубоко, настолько значимо для человека, что страшно к нему при-коснуться. И даже назвать его. «В разлуке есть высокое значенье», - писал Тютчев. Это «высокое значенье» было скрыто для него и в страдании. Он и нас заставляет думать о нём, даже не произ-нося это слово - страдание . Потому, наверное, что если существует «божественная стыдливость страдания», то есть и «божественная стыдливость» сострадания. Это она определяет весь строй стихотворения, которое мы читаем.

Слёзы - вы - традиционный приём олицетворения - обращения к неодушевлённому предмету - играет в этом стихотворении особую роль. Мы и не замечаем, что обращаются не к нам, что нам ничего не объясняют, не советуют, нас не учат. Нам позволяют просто быть рядом, слышать внутренний монолог, и наша воля - услышать, почувствовать, проснуться - или нет. И такая сдер-жанность сильнее самых громких слов.

Последние две строки словно дань тому дождливому осеннему вечеру, в который и родилось это стихотворение. Мысль о единстве человека и природы не может утешить - закон для них один: осень - страдания - увядание. Но ведь ни дождь, ни осень не вечны. Природа возрождается. Будем учиться по-тютчевски понимать её «душу», её «язык».

О поэзии Ф. И. Тютчева

Первые опыты Тютчева являются. попытками удержать монументальные формы «догматической поэмы» и «философского послания». Но монументальные формы XVIII века разлагались давно, и уже державинская поэзия есть разложение их. И Тютчев находит… выход в художественной форме фрагмента . Все современные критики от-мечают краткость его стихотворений: «Все эти стихотворения очень коротки, а меж-ду тем ни к одному из них решительно нечего прибавить» (Некрасов); «Самые ко-роткие стихотворения г. Тютчева почти всегда самые удачные» (Тургенев). Эта фраг-ментарность сказывается и в том, что стихотворения Тютчева как бы «написаны на случай». Фрагмент узаконяет как бы внелитературные моменты; «отрывок», «запис-ка» - литературно не признаны, но зато и свободны. Вместе с тем «фрагмент» у Тютчева закончен. У него поразительная планомерность построения. Каждый образ усилен тем, что сперва дан противоположный, что он выступает вторым членом анти-тезы.

Фрагментарность, малая форма, сужающая поле зрения, необычайно усиляет все стилистические её особенности. И прежде всего, словарный, лексический колорит.

Слово важно в поэзии (да и в жизни) не только своим значением. Иногда мы даже как бы забываем значение слова, вслушиваясь в его лексическую окраску. по-мимо значения действуют в поэзии различные лексические строи; архаизмы вводят в высокий лексический строй.

Тютчев вырабатывает особый язык, изысканно архаистический. Нет сомнения, что архаизм был осознанной принадлежностью его стиля.

На фоне Пушкина Тютчев был архаистом не только по своим литературным тра-дициям, но и по языку, причём нужно принимать во внимание густоту и силу его лексической окраски на небольшом пространстве его форм.

С необычайной свободой Тютчев использует варваризмы в высоком стиле, несмот-ря на то что употребление варваризмов в стихе было традиционно ироническое:

Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой.

Но не только в своём лексическом колорите, а и по стилю Тютчев отправляется от XVIII века (преимущественно в державинском преломлении). Тютчев охотно пользуется перифразой.

Металл содрогнулся, тобой оживлён.

Высокий дуб, перунами сраженный.

День, земнородных оживленье.

Последняя перифраза наиболее характерна, ибо кроме того она и сложное прила-гательное, что также является архаистическим средством стиля.

Найдя на Западе форму фрагмента, найдя тематический материал «оттенков» натурфилософии, новую литературную «мифологию». Тютчев разложил монумен-тальную форму XVIII века. Пушкин на малом материале создаёт (или стремится создать) монументальные формы. Тютчев - предельное разложение монументаль-ных форм ; и одновременно Тютчев - необычайное усиление монументального сти-ля. Его лирика приучает к монументальному стилю в малых формах.

(Ю. Н. Тынянов . Вопрос о Тютчеве)

Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, С.А. Леонов и др.; Под ред. Ю.И. Лыссого. - М.: Просвещение, 1997

«Слезы людские, о слезы людские…» (1849)

«Однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, почти весь промокший, он сказал встретившей его дочери: «Я сочинил несколько стихов» и, пока его раздевали, продиктовал ей следующее прелестное стихотворение:

Слезы людские, о слезы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой,

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые,

Льётесь, как льются струи дождевые,

В осень глухую, порою ночной…»

Задание № 1

«Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель частого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слёз и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самой музыкальностью своей, производят в нас и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя… И всё это в шести строчках!»

И.С. Аксаков. Фёдор Иванович Тютчев. Биографический очерк. 1874

«Проблема «отчуждённой» личности и в силу этого страдающей в 40-х гг. перерастает у него в проблему «маленького» человека, обиженного и ущемлённого жизнью. В эти годы Тютчев осознавал и художественно пережил то, что страдающей в современной действительности оказывается не только отдельная личность, но и целая категория людей. Вначале в его стихах она не получила социального обозначения. Она предстала в его сознании как группа людей плачущих и как художественный образ слёз… Объективно стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…» развивает тему униженных и оскорбленных, бедных людей, «маленького» человека».

В.Н. Касаткина. Поэзия Ф.И. Тютчева. 1978

К.В. Пигарев охарактеризовал стихотворение как «согретое подлинным гуманизмом», что «оно является одним из лучших произведений русской реалистической поэзии». «И хотя оно лишено какого-либо конкретного намёка на современную поэту действительность, читатель имел основание относить его прежде всего к придавленному нищетой и бесправием русскому народу. Тем самым стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…» становилось в один ряд со стихотворением такой открыто общественной направленности, как «Русской женщине».

Примерно так же, как Касаткина и Пигарев, воспринимает стихотворение и Петрова, в котором выразилось, по её мнению, «очень определённое ощущение современной поэту жизни. Ощущение это было безрадостным». В то же время исследовательница склонна увидеть и обобщённо-философский смысл стихотворения, трагическое осмысление человеческого бытия. «Осенний дождь заставил поэта почувствовать бесконечность и беспросветность человеческих страданий. Совершенная образная структура стихотворения с характерными для Тютчева смысловыми и звуковыми повторами, единая стиховая «вязь» строк делают пугающе ощутимыми эти «безвестные», «неисчислимые» слеза - символ горестного удела человека»

И.В. Петрова. Мир, общество, человек в лирике Тютчева. 1988

Сопоставьте восприятие стихотворения «Слезы людские, о слезы людские…» разными исследователями творчества Тютчева. Какая оценка содержания стихотворения, мыслей и чувств поэта показалась вам ближе и почему?

Чем объясняется различие в подходах к стихотворению, проявившееся в приведённых высказываниях?

В чём видите вы основную тему раздумий поэта и основную тональность?

Задание № 2

«Художественное обаяние этих строк заключается в полном соответствии их словесного и метрико-ритмического строя лирическому содержанию стихотворения. Оно написано четырёхстопным дактилем, который является, если можно так сказать, самым грустным из стихотворных размеров. Интонация неизбежной грусти достигается усиленными повторами слов и созвучий, в частности введением дополнительной внутренней рифмы в четвёртом стихе: «…льётесь незримые, неистощимые, неисчислимые».

Кирилл Пигарев. Ф.И. Тютчев и его время. 1978

Прав ли, по-вашему, автор, считая четырёхстопный дактиль самым грустным из стихотворных размеров? Докажите правильность этого утверждения или опровергните его на примеры разбора текста «Слезы людские, о слезы людские…» или другого тютчевского стихотворения, написанного этим размером.

1)История создания. Лирическое произведение «Слезы людские, о, слезы людские…» написано Фёдором Ивановичем в осенний дождливый вечер 1849 года, когда он возвращался домой.

2)Тема. Тема стихотворения - это слезы людские, страдание русского и, вообще, любого народа.

3)Жанр. Стихотворение написано в форме афоризма, так как автор в шести строках смог передать нам глубокий смысл.

4)Основная мысль.

Основной идеей стихотворения является неистощимость и неисчерпаемость людских страданий.

5)Композиция. Композиционно состоит из одной строфы-шестистишия. Я поделил стихотворение

на три смысловые части. В первых двух стихах говорится, что слёзы льются всегда: и ранние, и поздней порой. В вторых двух стихах Тютчев дает характеристику слезам, используя яркие эпитеты. В заключительных стихах используется сравнение слез с дождевыми струями.

6)Анализ образов. Основной и единственный образ в стихотворении - это слезы людские, но не о слезах это стихотворение, а о людских страданиях. Именно страдания уравнивают и объединяют всех: и детей, и взрослых; и хороших, и плохих. Каждый в той или иной мере чувствовал страдания в своей жизни. И автор знает, что людским страданиям нет конца, как и струям дождя, которые, хотя и могут прекратиться на некоторое время, но всё равно вернутся вновь.

7)Рифма, размер, синтаксис. Стихотворение написано необычным для Тютчева размером, трехсложным размером – дактилем. Рифмовка у этого стихотворения смешанная. Стихотворение состоит из 27 слов и это подчеркивает меткость и целостность мысли автора.

8)Изобразительные средства. Стихотворение очень удивительно тем, что Тютчев использовал здесь множество интересных литературных приемов. В первом же стихе используется инверсия «слезы людские», которая заставляет нас произнести данное словосочетание с большей силой и значимостью. Также «слезы людские» должно быть выделено интонационно, так как это обращение. Повтор словосочетания и частица «о» создают возвышенный образ слез. Таким образом, первый стих должен сильно интонационно отличаться от второго. Эпитеты третьего и четвертого стиха «безвестные», «незримые», «неистощимый», «неисчислимый» ознаменовывают кульминационную часть стихотворения. После этой кульминации следует размеренный, хотя и мрачный финал, которым является развернутое сравнение «льётесь, как сольются струи дождевые». Стихотворение наполнено мрачность, унылостью и сопереживанием к людям.

9)Моё мнение. Я считаю, что данное стихотворение является глубоким афоризмом, значение которого не каждому понятно. Я восхищаюсь философским гением Тютчева, так как он, практически не сталкиваясь в своей жизни с обычным людом, смог так прочувствоваться их страданием и даже смог сочувствовать им.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -