Что первым сдает автор публикуемого издания. В какие издательства отправить книгу? Стоит ли присылать на рассмотрение рассказы

Страничке я писал о том, что являюсь действующим гларедом глянцевого журнала и работаю в крупном издательском доме. Поэтому расскажу о процессе подробно. Не факт, что уложусь в одну статейку, но в течение какого-то времени непременно выложу все детали. Сегодня же постараюсь объяснить, что нужно делать и как сотрудничать с издательствами авторам своих произведений.

Любая работа с издательством начинается с предоставления рукописи (разумеется, в печатном варианте). Но перед тем, как ее (рукопись) туда принести (прислать), нужно выбрать организацию, которая напечатает вашу книгу.

Сегодня существует масса издательств, как мелких, так и крупных. Среди них, самыми большими и желанными, являются российские ЭКСМО и АСТ. Весной прошлого года ходили слухи о том, что эти два гиганта сливаются в одну большую компанию, но пока — воз и ныне там.

Почему желанными? Потому, что господа из этих структур могут за свой счет тиражировать и продвигать вашу книгу, выплачивая вам проценты согласно контракту (о котором мы тоже будем говорить).

Обычно автор отправляет свою рукопись сразу нескольким издателям с надеждой, что кто-то из них возьмет ее в работу. Бывает так, что сразу несколько организаций предлагает свои услуги. В этом случае автор уже сам выбирает то, которое ему больше подходит по условиям оплаты и продвижения.

Я не буду сегодня перечислять все издательства, куда можно обратиться (сделаю это чуть позже на отдельной странице. Уведомление об этом вы получите по почте, если подпишитесь на обновления), но советую, конечно же, обратиться в ЭКСМО и АСТ в первую очередь. Особенно, если вы не хотите платить свои деньги за тираж и продвижение. Последний – самый легкий вариант «увековечить» свое имя, но это слишком затратно. В среднем тираж в 1000 экземпляров твердого переплета вам обойдется в 8000 у.е. В два раза дешевле обойдется мягкая обложка и формат А6.

Можно прислать свои работы и в «Книжный клуб» (Харьков), но добиться того, чтобы они вас напечатали за свой счет будет очень не легко.

Идем дальше. Вы выбрали себе издателя, теперь нужно представить ему свое произведение. На ресурсах всех издательств есть специальный раздел «авторам», где указаны все условия предоставления материалов. Необходимо очень скрупулезно ознакомиться с этим разделом, поскольку, если вы допустите какую-нибудь оплошность, можете попрощаться с мечтою напечататься в этом издании. Я спрашивал литредакторов компании, к которой работаю, почему так проиходит? Они ответили следующее (не дословно): «мы – литредактора, люди очень и очень скрупулезные и любим точность во всем. Если автор присылает нам неряшливый текст или не выполняет условия, которые мы предлагаем, значит и произведение такого человека не достойно внимания, поскольку будет так же неряшливым и бестолковым ». Вот такие у них принципы.

Отсюда совет : в точности выполняйте требования издателя. Если там требуют текст в формате RTF, то не стоит им присылать работу с расширением DOC. Если хотят 5 авторских листов, то не высылайте им 3 или 8. И т.п.

После того, как вы ознакомитесь с условиями и поймете, что они все выполнимы, вам необходимо подготовить краткое «превью» к своему тексту. Т.е. грубо говоря, необходимо ответить на вопрос: чем ваш роман будет интересен читателю? Как правило, превью является составной частью аннотации к произведению.

Например:

Роман «Бухгалтер » — о злободневных буднях мелкого финансиста

О себе : Лучший бухгалтер года по версии Форбс

Сюжет : Как бухгалтер Вася стал директором Василием Ивановичем. Его путь, тернии и награда.

В описании к произведению вы напишете более шире (без «о себе»), но это превью именно тот материал, с которым ваш редактор будет решать на комиссии судьбу, скажем, романа.

После того, как у вас готово произведение, превью написано, издательство выбрано и условия поняты и приняты, вы отправляете свои материалы им либо по Email либо обычным методом посредством почты.

Если отправляете по электронке, то следите за тем, чтобы ваша переписка была официальной (не нужно писать сообщение типа «Приветики! Я тут наваял классный роман, посмотрите его пожалуйста:)»). Будьте краткими, пишите без ошибок и в тему письма обязательно впишите тематику произведения, название и фамилию.

Не думайте, что ответ вам придет на следующий день. Обычно рассмотрение вашей рукописи занимает в среднем месяц. В больших издательствах – до 90 дней, в малых – и 10 хватает.

Спустя какое-то время, скажем дней 15, смело звоните в редакцию и поинтересуйтесь – дошло ли к ним ваше послание. Если дошло – смиренно ждите вердикта. Если нет – повторите отправку.

Одна российская писательница, о которой я не раз упоминал, советует не отправлять материалы в период книжных ярмарок (изучите предварительно графики книжных мероприятий), поскольку все издательства в этот период заняты и им нет до вас никакого дела.

Теперь поговорим о критериях , которыми пользуются редактора в издательствах, решая судьбу книги:

Эксклюзивность : необычная точка зрения тематика и способ преподнесения сюжета

Коммерческая составляющая (востребованность): редколлегия анализирует ситуацию на рынке и смотрит – будет ли ваша книга продаваться или нет. Интересна ли на данный момент тема вашего произведения. Если ваша книга не востребована, то ее печатать не будут, не смотря на то, что она может быть гениальной. Помните – издательства – это компании, целью которых является извлечение прибыли!

Качественный текст : развлекателен, полезен, грамотен, выдержан и соблюдены все принципы композиции.

На основании выводов, сделанных по указанным критериям, книгу либо не берут, либо берут в серию, либо, если у вашего произведения есть потенциал бестселлера, выделяют на нее еще и рекламный фонд для раскрутки и пиара.

Чтобы вам сразу не отказали, постарайтесь не перекладывать на издателя обязанности редактировать и корректировать текст. Сделайте это сами или наймите частного редактора, который вам поможет справиться с этой задачей. Пусть текст в редакцию придет полностью «белым».

Думаю, для затравки хватит. В будущих публикациях мы поговорим о следующих шагах молодого автора в рамках работы с издательствами.

Никита Прохоров, соучредитель «Сидорин Лаб » и автор книги «Управление репутацией в интернете», рассказывает о простых правилах, которые нужно знать каждому, кто однажды решится написать (и издать) свою книгу.

Что нужно, чтобы издать книгу

Почти все медийные и деловые персонажи рано или поздно издают свою книгу. Это престижно, это стильно, это запоминается. Если вкратце, то нужно пройти следующие этапы:

  1. Договор с издательством
  2. Выработать концепцию написания
  3. Найти нишу для темы
  4. Выбрать тему
  5. Написать контент
  6. Заказать или самому сделать иллюстрации
  7. Вычитка и редактура
  8. Верстка
  9. Издание

Теоретически, можно дописать сюда много других пунктов, но это главные. Первым же пунктом идет поиск и выбор издательства – на самом деле, этот пункт хронологически не первый, но он один из самых важных и именно вокруг работы с издательствами возникает больше всего дискуссий.

Издать и заработать: поехали!

Зачем, вообще, писать книгу? Кто-то скажет, что это слишком олдскульно, формат неактуальный, все в YouTube давно и так далее. Однако, для делового человека книга – весьма необычный и стильный способ для продвижения личного бренда.

Мне впервые пришла мысль написать книгу на встрече с крупным предпринимателем, когда я ему протянул визитку, а он, усмехнувшись, взамен дал мне собственную книгу с подписью от автора.

Ну и согласитесь, что титул «ученый, лектор, преподаватель, бизнесмен» звучит не так красиво как «ученый, лектор, преподаватель, бизнесмен, автор книги ххххх и бестселлера ууууу».

Хорошо, начинаем создание великой (или не очень) книги...

Как издать книгу?

Есть несколько ответов на это вопрос:

  • За счет издательства и в издательстве;
  • В издательстве и за свой счет;
  • Самиздатом;
  • Еще есть вариант электронной книги. Такие книги можно сделать вообще без издательства и распространять на своём сайте, как вариант.

Кстати, серьезное издательство в итоге само выпустит и электронную версию вашей книги. Основное преимущества выпуска книги издательством – издательство заинтересовано в продажах, а значит его сотрудники постараются распространить книгу в максимальное количество магазинов, плюс берет на себя часть работ по продвижению.

На самом деле общение с издательством можно начать, когда готова треть или половина книги. Просто открываете в любом интернет-магазине карточки известных вам книг, на которые вы ориентируетесь при написании своей.

Например, вы пишете книгу «10 приемов вирусного маркетинга», а ваш ориентир по уровню написания «вся правда про сарафанное радио и вирусный маркетинг». Выписываете себе список издательств, где издавались такие книги. Потом идете на сайты издательств, находите раздел «для авторов», скачиваете бриф, заполняете, посылаете на рассмотрение.

Для издания книги по бизнесу подойдут такие издательства, как «Альпина», «Питер», «Синергия», «МиФ». Примеры их страниц «для авторов» с инструкциями по предложению сотрудничества – и .

Обычно для заявки в издательство требуется примерно такой список данных:

  • название;
  • тезисы содержания;
  • краткое описание;
  • данные об авторах;
  • описание целевой аудитории;
  • рассказ, как собираетесь продвигать сами;
  • рассказ, как можете помочь в продвижении издательству;
  • рассказ, почему именно вы заслуживаете быть изданным;
  • прогноз сроков готовности;
  • файл с готовым контентом;

Всё это посылается или на указанный email, или прикрепляется и заполняется к форме заявки на сайте. Далее ожидание. На некоторых сайтах прямо указано, что срок ожидания может быть вплоть до года. Как показывает лично мой опыт – при издании художественной литературы сроки ожидания сильно выше, чем у бизнес-литературы.

И вот, на почте появляется ответ от издательства. Там будет что-то из четырех вариантов:

  1. Вы крутой, подписываем договор;
  2. Крутой, но не достаточно. Издательство готово работать, но за ваш счет;
  3. Отказ вообще или перенос обсуждения на год, два, три…
  4. Нужны дополнительные данные – пришлют вопросы.

Первые два варианта очень близки. В обоих случаях вам положено некое авторское вознаграждение – обычно это процент с продаж книги. А что касается платного заказа у издательства, то на моей практике в итоге предложение было примерно следующим: мягкий переплет, пилотный тираж 200-300 экземпляров, стоимостью 190 000 рублей, при этом автору полагается 50 экземпляров. Второе издательство позже выдало аналогичное предложение.

Если вы получили отказ – это не значит, что книги не будет. Самиздат никто не отменял. Не стоит смущаться этого явления. Можно самому напечатать книгу даже в качестве лучше, чем у именитых издательств и при этом распространить ее в основные магазины.

Если у вас нет никакого опыта в этом вопросе – есть сервисы, которые вам помогут. Советую ознакомиться с сайтами вроде Ridero – с его помощью вы можете сделать верстку, дизайн, вычитку, они же напечатают тираж и распространят книгу в магазины. Плюс издательств в том, что они присваивают книге код ISBN (международная кодировка). В том же Ridero это тоже можно заказать. Еще есть аналогичный сервис SelfPub , в их партнерской сети есть и «Литрес», Ozon и другие площадки по продажам книг.

Расценки можно посмотреть на самих сайтах. На том же Ridero тираж 100 книг с параметрами А5, мягкий переплет, 200 страниц, черно-белая печать – 16 748 рублей за тираж, а это примерно 168 рублей за экземпляр.

Как издать книгу бесплатно

Так или иначе, если текст уже написан – книгу всегда можно издать, причем и за счет своей же аудитории. Например, книга «101 способ раскрутки личного бренда» продвигалась как фандрайзинговая кампания на «Планете.ру» . При этом у ведущих в России площадках по фандрайзингу есть отдельные целые разделы для литературы – вот и вот . Посмотрите, какие авторы по разным тематикам продвигают свои будущие издания через фандрайзинг.

Если есть желание издать книгу в издательстве, но получается договориться только о платном тираже, можно собрать нужную сумму на открытых площадках.

При любом общении с издательством сразу советую проговорить следующие пункты:

  • Количество книг в авторском тираже – сколько книг вам выдадут при релизе книги на руки. Чем больше – тем лучше – см. следующий пункт;
  • Возможность самому выкупать книги в издательстве со скидкой после релиза – или будете как все покупать ее в магазине по розничной цене;
  • Порядок и срок выпуска электронной версии – некоторые издательства могут пытаться забрать у вас авторские права, при этом не выпускать электронную версию. Или выпускать её, но через полгода/год/два;
  • Срок передачи прав на книгу издательству. Чем меньше реально этот срок – тем вам лучше. Если сотрудничество будет успешным – потом продлите договор. Если что-то не устроит – можно попробовать потом подписаться с другим издательством;
  • Страны, в которых будет издаваться книга. Иногда есть смысл подписаться с другими издательствами в других странах;

Ну и главное – если из одного, двух, трех издательств пришел отказ – не стоит паниковать. Шлем брифы в другие издательства. А отказавшим можно честно задавать вопросы – что не так? Иногда мотивировка отказа может служить инструкцией к действию – что-то исправить, переписать главы, сменить стиль.

В какой момент и где начинается заработок на книге?

  1. Издает и распространяет издательство – вам % от продаж;
  2. Издает за ваш счет и распространяет издательство – вам % от продаж;
  3. Самиздат – распространяете сами, возможно, с помощью сервисов – % будет уходить сервисам;
  4. Дополнение 1 и 2 пункта – авторские экземпляры продаете самостоятельно – деньги вам.

Хочу также отметить, что заработок на бизнес-книге может быть не от самой книги, а от активностей вокруг них. Например, продажа билетов на презентацию книги. В стоимость билета включены книга, шампанское, общение с автором. Снимаете на вечер небольшой ресторанчик, а билеты продавать можно через сервисы вроде Timepad .

Всегда стоит помнить, что издание своей книги по тематике бизнеса – это история не только про деньги, но, что важнее, и про престиж. Примеры, которые мне нравятся, – Дитрий Кот «Продающие тексты», Тимур Асланов «Альфа-продавцы», Вячеслав Семенчук «101 способ раскрутки личного бренда».

Чем хорошие такие книги – авторы в них описывают именно свое видение, поэтому в них минимум официоза и много примеров. Никто не мешает и вам укрепить свой престиж в отрасли. В любом случае, если решили, то творите дальше. Как известно – книгу про Гарри Поттера отвергло более десяти издательств. А сегодня все знают автора.

18 мин

18 мин

Текст Мария Овсеец, журналист сайт

Фото Обложка: Firestock.ru

Кому и зачем стоит писать книгу, можно ли на этом заработать и как сделать так, чтобы издательство заинтересовалось вашей рукописью. Говорим исключительно о деловой литературе и книгах о саморазвитии. Художественная литература - совсем другая история.

Зачем писать книгу?

Вы наверняка заметили, что о некоторых предпринимателях и специалистах говорят чаще, чем о других. Интервью, комментарии в качестве экспертов, телеэфиры. Кто-то скажет:«Повезло». Но скорее всего, человек занимается своим персональным брендом.

«Книга - отличный способ заявить о себе, а также хорошая возможность структурировать то, что есть в вашей голове, «разложить все по полочкам». Писать книгу стоит, если вы своим личным примером сможете побудить человека к действию - к улучшению жизни например, или дать ему ценные знания в той области, в которой являетесь профессионалом».

Неважно, кто вы - психолог, художник, косметолог или предприниматель. Если вы обладаете ценным багажом знаний, вы можете написать книгу.

Вот лишь несколько примеров:

Натали Ратковски - художник-иллюстратор, дизайнер, автор книг «Рисуй каждый день» , «Разреши себе творить» , «Профессия - иллюстратор» .

Максим Ильяхов - редактор Дизайн-бюро Артема Горбунова, создатель сервиса «Главред» , автор книги «Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст» .

Александр Левитас - консультант по маркетингу, бизнес-тренер, автор книг «Экспресс-маркетинг» , «Больше денег от вашего бизнеса» .

Максим Батырев - известный российский менеджер, автор книги « 45 татуировок менеджера » , «Согласовано» !

Как издать книгу самостоятельно

Нужна рукопись, типография и деньги. Все затраты в этом случае ложатся на вас: редактура, дизайн обложки, верстка, печать. Распространением и продажей тиража тоже придется заняться самостоятельно.

«Если у человека есть четкая цель, для чего ему нужна бумажная книга, то вопрос с распространением будет довольно ясным. Я писала книгу для тех, кто приходит учиться в нашу школу - понятно, что и распространять ее я буду через этих людей.

Если автор рассчитывает продавать книгу через книжные магазины, советую заранее узнать их отношение к этому, чтобы не было разочарований. Обычно крупные организации не любят связываться с «одиночками» (одной товарной позицией) и могут просто отказать. Еще может потребоваться регистрация предпринимательской деятельности.

Складские площади у магазинов ограниченны. У вас примут на реализацию 5 экземпляров, а за месяц продадут 2 или 3. Чтобы продать много книг, придется найти дюжину, если не больше магазинов, и следить за «движением товаров». И отдельно с бухгалтериями решать вопрос получения денег. В общем, «книжная торговля» - это отдельный бизнес, и, если вы в него ввязываетесь, придется погружаться в дело полностью».

На издание книги может уйти в среднем от полугода до года

»

Через специальные сервисы

Например, Ridero . Это цифровая платформа для самостоятельного издания книг без посредников. Позволяет авторам любых жанров за несколько минут бесплатно превратить текстовый файл (например, в формате doc) в сверстанную электронную или бумажную книгу и разместить ее в книжных интернет-магазинах (при условии, что книга пройдет модерацию, этот процесс занимает в среднем 5 дней). Ridero совместно с интернет-магазином Ozon обеспечивает распространение бумажных книг от 1 экземпляра без предварительной печати тиража.

Платить на начальном этапе ничего не придется. Ridero получает комиссионные с продажи каждого экземпляра вашей книги: из цены вычитается комиссия магазинов, стоимость печати (в случае с бумажными экземплярами), из остатка автор получает 80%, Ridero - 20%.

Сервис также предлагает платные услуги: продвижение, создание буктрейлера, корректура, дизайн обложки и т.д.



Когда обращаться в издательство

«В идеале – когда есть продуманная до мелочей концепция и пара глав. В случае заинтересованности издатель успеет скорректировать направление. Или же, совершив круг почета по электронным ящикам издательств, автор что-то для себя поймет. Это не универсальная рекомендация, но мое личное мнение, основанное на многолетнем опыте работы с нехудожественной литературой».

Как найти издательство

«Зайдите в книжный магазин, найдите книги, наиболее подходящие к вам по тематике (заодно и увидите, сколько их на самом деле). Затем посмотрите, кто издает, и найдите издательство в Интернете. Обычно, если издательства заинтересованы в сотрудничестве с авторами со стороны, на сайте есть специальная форма, которую можно заполнить и отправить.

Такую форму - план-проспект можно скачать на нашем сайте . Она очень удобна. План-проспект можно использовать для образца. Лучше, после отправки заявки найти телефон человека, заведующего тем или иным направлением, и позвонить ему, это обратит на вас внимание.

Если вы начнете раскручивать свой текст в виде электронной книги или блога в Интернете и завоюете популярность, издательство найдет вас само».

Писать ради денег в России - задача не из легких

»

Шанс попасть в издательство

«Мы оцениваем тему и основную идею книги, ценность контента, авторский стиль, ситуацию по теме на рынке, бюджет проекта, что зависит от сложности подготовки, смотрим, кто автор. Это очень индивидуальный процесс. В целом книга должна нам нравиться. Автор «Альпины» - это умный, разбирающийся в своей тематической области профессионал, который умеет складывать слова в предложения, а предложения в абзацы таким образом, что по прочтении его книги читатель обогатится новыми знаниями, вдохновится на свершения и отправится делать себя и мир лучше.

В неделю приходит 20-25 заявок через форму на сайте или писем от потенциальных авторов напрямую, значит, в месяц до 100, в год более 1 000. В 2015-м мы издали рекордное количество «самотечных» авторов - 9 книг. В среднем обычно не более 5».


Можно ли заработать денег на книге

«Писать ради денег в России - задача не из легких. Мы обычно работаем с автором без аванса и по схеме роялти - процентов от продажи экземпляров книги. Стандартная ставка роялти: 10% от оптовой цены бумажной книги, 25% от чистой выручки по электронной. Рекомендованная розничная цена (та, которую вы должны видеть в магазине, если он прислушается к мнению издательства) обычно превышает оптовую более чем вдвое. То есть, если на полке магазина книга стоит 790 рублей, то автору мы будем считать роялти от 324 рублей. В последние годы первый тираж обычно не превышает 2 000 экземпляров».

Опыт авторов

«Я писал книгу в свободное от работы время, иногда на выходных. Писать каждый день, к сожалению, не получалось. Всего на работу ушло 2 года. После того как книга была готова, я прочитал множество советов, как издать ее. Один из них гласил: если ваша книга подходит под какую-то серию издательства, порекомендуйте ее именно им.

В 2014 году серия бизнес-романов была только у «МИФа», но на мое предложение оперативно ответили отказом, пояснив, что бизнес-романы у них продаются хуже всего. Немного расстроившись, я составил список всех издательств деловой литературы в России и стал отправлять им запросы на публикацию книги. На поиск издательств и контактов, заполнение различных форм на сайтах и выполнение требований по сдаче рукописи ушла пара месяцев. Большинство запросов так и осталось без ответа.

Несколько издательств предложило издать книгу за мой счет, это при том, что рукопись книги никто не запрашивал и не читал. Один редактор прямо написал, что был бы я известным блогером (с десятками тысяч подписчиков) или медийной личностью, то они готовы печатать даже фотографии моих домашних животных или рецепты мамы.

Издательства боятся брать на себя риск, издавая неизвестного автора, а тут был двойной риск - неизвестный автор и редкий жанр на стыке бизнес- и художественной литературы.

В итоге, когда я уже был готов выложить книгу бесплатно на своем сайте, вспомнил, что мне не пришел ответ от издательства «Эксмо», хотя у них на сайте написано, что они отвечают в течение месяца. Я позвонил им, чтобы уточнить судьбу своей рукописи. Оказалось, редактор ее не видела и попросила выслать повторно.

Через несколько месяцев редактор ответила, что книга ей понравилась и она будет разговаривать с руководством насчет ее издания. Спустя несколько месяцев получил очередной отказ: издательство не знало, как продвигать на рынке бизнес-роман.

Поскольку я - профессиональный маркетолог, то решил подготовить план продвижения книги самостоятельно. Сделал и отправил его редактору. Спустя два «Эксмо» согласилось издать мою книгу.

В рукопись было внесено немного правок. Примерно полгода ушло на подготовку макета, согласование обложки и печать книги. Название книги «Маркетинг Girl» тоже предложило издательство, изначально я просто назвал рукопись «Маркетинговый роман».

Тираж книги - 3 000 экземпляров. Большая часть распродалась. Книга была бестселлером на ozon.ru и litres.ru. На сайте электронной библиотеки Mybook у нее больше 14 000 читателей. По моим расчетам книгу прочитало около 20 000 человек.

Я лично заработал на книге чуть меньше месячной зарплаты. Заработать на бизнес-литературе можно, только если у вас серия книг либо вы используете книгу для самопродвижения».


«Издавали книгу своими силами. Производственный процесс в моем случае было легко воспроизвести силами сотрудников нашей компании: редактор, корректор, верстальщик - все эти специалисты у меня есть. На рисование обложки я потратила 10 минут. Услуги типографии недешевы, но и не разоряют - примерно 150 рублей за экземпляр получилось.

Около 1 000 читателей цифровой версии. Напечатали 100 экземпляров. 20 оставили в офисе, остальные за день распродали на двух конференциях. Продавали на доверии: положили стопки книг, повесили плакат «Бери сейчас - плати потом», в каждую книгу вложили инструкцию, как заплатить. Около 50% взявших заплатили (остальные халявщики, да и ладно). Тираж отбился. А цели заработать денег передо мной не стояло».

Совет напоследок...

Как издать книгу начинающему писателю? Этот вопрос волнует многих, кто открыл в себе творческий потенциал и хочет реализовать свой талант. Ведь каждому писателю хочется, чтобы его детище увидел мир, и дело остается за «малым» – напечатать книгу. Но как к этому грамотно подойти? Обратиться в литературное агентство? А так ли это просто? Данная статья прольет свет на то, с чего должен начинать автор в издании своей книги.

Прежде всего, начинающий писатель должен четко осознавать, что мало просто написать книгу, какой бы интересной она не была. Ни одно литературное агентство не возьмет в печать произведение новичка. Почему? Потому что у начинающего автора пока нет имени, и рисковать не захочет никто. И если есть такая возможность, лучше издать книгу за свой счет. Согласитесь, издательство не может гарантировать успех вашего творения, потому что для любого книжного агентства это, прежде всего, бизнес. А значит, и денежная прибыль. Но давайте рассмотрим все возможные варианты того, как издать свою книгу.

Популярные у читателей жанры

Какова главная цель содержания любой книги? В первую очередь – это заинтересовать читателя. А значит, нужно отдавать предпочтение популярным у народа жанрам. Что в них сегодня входит? Детективы, фантастика, любовные романы, сказки, мистика, кулинария и психология. Начинающий писатель должен четко осознавать, насколько выбранный им жанр будет востребован, от этого зависит не только успех у читательской аудитории, но и заработок. Кроме того, чем жанр популярнее – тем больше у автора реальных шансов найти литературное издательство, которое согласится принять рукопись в печать.

Ищем хорошего корректора и редактора

Каждый начинающий писатель должен понимать, что каким бы грамотным он не был, избежать ошибок в тексте ему не удастся, хоть он по десять раз внимательно вычитает каждую главу. Именно поэтому перед тем, как предлагать свою рукопись издательству, необходимо найти грамотного корректора, который исправит все грамматические, стилистические, пунктуационные и орфографические ошибки. А также редактора – он поможет привести порядок общее содержание книги, чтобы она соответствовала формату.

Если вы неуверенны в своих силах – доверьте продвижение вашей будущей книги более знающему человеку. Всё, что от вас потребуется, это найти хорошего литагента, который сделает за вас всю «грязную работу». Литературный агент найдет издательство, проведет переговоры, договорится о гонораре и сделает всё, чтобы рукопись дошла до типографии, ведь он тоже заинтересован в продажах книги. Грамотный литагент – это прекрасный шанс выпустить свое творение, кроме того – вы постоянно будете ощущать поддержку. Но и не забывайте, что хороший литературный агент и обойдется вам весьма недешево.

Целеустремленный и креативный писатель, не привыкший пасовать перед трудностями, вполне может издать книгу самостоятельно. Конечно, при условии наличия финансовой возможности.

Сколько стоит издать книгу? Ответ зависит от конкретной ситуации. Узнайте расценки в типографиях вашего города. Определитесь с тиражом. Помните, что вам потребуются финансы на продвижение готовой книги.

Для начала вы печатаете небольшой тираж – это может быть как сто, так и тысяча экземпляров. Но будьте готовы к тому, что вам придется самим придумывать себе рекламу, договариваться о презентации, встречаться с издателями – в общем, потратить много времени и сил. А если совсем нет никакого опыта, то это весьма рискованно. Но при удачном завершении вам гарантирована хорошая прибыль и круг постоянных читателей.

Если вы решили обратиться в литературное агентство, чтобы напечатать книгу, то ваша рукопись должна быть написана полностью, от и до, то есть – в случае успеха быть готовой к публикации. Единственное, что вам потребуется сделать дополнительно – это составить синопсис. Это краткое содержание книги, которое должно уместиться на одном листе, максимум – на двух. Вы должны будете выделить все ключевые моменты книги, чтобы по максимуму заинтересовать издательство. Затем вам останется только отправить синопсис с рукописью во все агентства, которые вы нашли (у каждого есть сайт в Интернете) и ждать. Но будьте готовы к тому, что ждать ответа придется очень долго, и что в результате большинство (если не все) вам откажут. Тогда пытайтесь еще раз.

Почему непременно стоит попробовать «продвинуть» свою рукопись в литературное агентство? Потому что, в случае удачи, если вашу книгу примут в печать, вы можете считать, что вам крупно повезло, по крайней мере, в трех важных нюансах. Во-первых, все расходы по верстке и печати издательство берет на себя, от автора требуется лишь текст. В-вторых, абсолютно любое агентство будет по максимуму рекламировать ваше творение, чтобы выгодней его продать, и делать это будет за собственный счет. Ну и, в-третьих, продажу книги издательство также полностью берет на себя, тут от вас не потребуется ничего. Разве что правильно и грамотно оформить и отредактировать рукопись.

Периодически, как правило – раз в год, разные издательства устраивают конкурсы для начинающих писателей разных жанров. И это отличный шанс себя показать! В основном, подобные конкурсы проводятся бесплатно, в некоторых случаях – за символические цены. Победитель получает возможность опубликовать книгу бесплатно, но выиграть в таком конкурсе будет непросто – ваша история должна быть действительно интересной, можно сказать, уникальной, чтобы не оставить шанса другим участникам. Все присланные рукописи оцениваются опытными писателями, что тоже, согласитесь, весьма неплохо. Конечно, выиграть такой конкурс будет очень трудно, но попытаться всё же стоит.

Издание книги в электронном формате

Еще один способ показать свое творение читателям – создать книгу онлайн в электронном формате. Это не требует много времени (вполне можно управиться за вечер) и уж тем более затрат, поскольку рукопись к продаже готова. От вас потребует только правильное оформление, чтобы читатель просто нажал на кнопочку «купить» – и вот книга уже у него, а деньги у вас. Никаких рассылок по агентствам, никакой потери времени и средств, а только полная свобода действий. Но и здесь есть свои подводные камни, называемые пиратством, ведь книгу могут банально украсть. Кроме того, нужно будет провести пиар и обязательно учесть все форматы, чтобы ваше творение открывалось на любых гаджетах. А при желании и возможности можно сделать еще один популярный вариант – аудиокнигу.

Продвижение книги через площадку продаж

Суть данного способа состоит в том, что начинающий писатель заключает договор с каким-либо агентством, которое работает по требованию. Например, всем известный сайт «Озон». Но от вас потребуется создать своей книге достойную рекламу всеми возможными способами: вы должны будете везде, где только можно, пиарить свое детище, создавать посты в блогах и на форумах, рассказывать о произведении и распространять ссылку на его продажу. В общем, сделать всё, чтобы о книге узнало как можно больше читателей и им захотелось ее купить. Такое продвижение даст вам большой процент прибыли от продаж, принесет определенную известность в социальных сетях, и даже даст шанс на заключение контракта с литературным издательством. Но только учтите, что в данном случае вы должны разбираться в вопросе продвижения товара через Интернет. В противном случае есть риск банально не заинтересовать читательскую аудиторию.

Сколько может заработать начинающий писатель?

Один из главных вопросов, который волнует каждого автора: сколько он может заработать на своем произведении? Ведь на сегодняшний день книжный рынок буквально переполнен книгами самых разных жанров и содержаний, и на книжных полках сейчас можно найти что угодно. Конкуренция высока.

Но есть и обратная сторона медали: в нашу современную эру Интернета люди стали читать гораздо меньше. Соответственно, и книги покупают всё реже. Именно поэтому начинающий писатель должен понимать, что какое бы гениальное произведение он не написал, «золотых гор» он на нем не заработает. По сути, это будут какие-то гроши.

По этой причине издательствам всё чаще и чаше приходится отказывать в публикации, поскольку творения неизвестных авторов сейчас практически невозможно продать. И, учитывая такую нестабильность, многие начинающие писатели готовы ночами сидеть над рукописями бесплатно, лишь бы их печатали, и люди эти книги читали.

Хочется верить, что остались в наше время великие книголюбы. Такие люди, читая очередную книгу, испытывают восторг от каждой строчки произведения. Вспомните себя! Сколько книг Вы прочитали на сегодняшний день? А сколько повестей и романов остались недочитанными? Но точно можно сказать, что авторы этих книг представляются нам необычными и счастливыми людьми. Ведь, как нам думается, им не надо каждое утро бежать на нелюбимую работу, они не зависят от начальников, а работают в удобное для себя время, сидя дома у камина с чашкой вкусного чая. Они как будто живут в каком-то своем особом мире с вымышленными персонажами. И при всем при этом еще и гонорары хорошие получают. Но все ли так гладко на самом деле?

На этот вопрос Reconomica обязательно сегодня ответит. Нашего нового гостя зовут Солоницкий Владислав Владимирович, он профессиональный писатель-фантаст. В интервью молодой человек делится своим писательским опытом, дает полезные советы начинающим писателям: как начать писать свои книги, как привлечь внимание читателей и издательств к своим произведениям, какие нюансы нужно обязательно учитывать при подписании контракта с издательствами, чтобы потом не остаться “в дураках”.

Вы хотите стать известным писателем, получать высокие гонорары, иметь поклонников своего творчества? Тогда наша новая статья именно для Вас!

Я гордо называюсь писателем

Я, Солоницкий Владислав Владимирович, гордо называюсь писателем уже немногим более 5 лет; с момента самых первых прочтений моего самого раннего произведения, выложенного однажды в сеть Интернет. С тех пор я издал три книги: какие-то зашли – какие-то нет, но подробнее об этом мы поговорим в других разделах данного материала. Между тем, прежде, чем углубиться в крупицы моего опыта, хотелось бы вкратце пробежаться по всей истории.

Свое первое произведение я написал еще в школе

Писать я начал еще в школьное время. Средняя школа, если быть точным. В то время тетрадки впервые стали жертвами моих долгих малеваний .

Далее я пересел за компьютер, откуда и начались писаться большие объемы. В интернете я получил первичные знания о возможностях издания книг, и это мотивировало меня на более грандиозные работы, которые мне еще предстояло написать.

Первое произведение было написано в школьной тетрадке

В одиннадцатом классе, когда за плечами уже были выбиты сотни тысяч печатных символов, удаленных мною нарочно (мало кому нравится собственная писанина - взять того же Гоголя, сжегшего второй том Мертвых душ), я закончил свое первое громадное продуманное произведение.

Издавался я под своей настоящей фамилией и инициалами (да, Солоницкий – это всего лишь рабочий псевдоним), поэтому книгу вы сейчас вряд ли найдете. Впрочем, и не хотелось бы. По одной простой причине, описанной ранее – художники не любят своих творений. И чем оно дальше в прошедших годах – тем противнее.

Но моя первая книга более года прокрутилась в редакциях различных издательств художественной литературы.

Мой жанр - фантастика

Я писатель-фантаст, романист, поэтому, начитавшись успехов других писателей, решил, что стоит бесконечно трезвонить в двери книжных домов, чтобы меня издали. Увы, никаких результатов.

После прохождения всех формальностей я стал следить за ходом продаж. Спустя три месяца понял, что книга не зашла.

Вторая книга появилась на свет в студенческие годы

Будучи уже на втором курсе высшего учебного заведения, я написал вторую книгу. Также под своими паспортными данными.

На написание ушло два с половиной месяца, после чего я вновь попытался разослать рукопись во все издательства, список которых у меня висит до сих пор, но, в конечном счете, вновь вернулся в электронное издательство.

Вторая книга вышла уже в электронном формате

Это была более осмысленная книга в плане издательских понятий, правильных подходов, о которых мы еще поговорим ниже. В это же время мне удается стать ридером в одном из издательств.

Вторая книга принесла мне небольшой успех. После издания я занялся рекламой. Вернее, пиаром.

В общей сложности мне удалось продать чуть более 1 500 копий, что феноменально много для никому неизвестного писателя.Вложив не более 500 рублей, я умудрился заработать чуть более 15 000.

Это конечно не показатель великого заработка, но это начало, которое нужно развивать. Небольшой успех для книги - большой успех для меня. Для меня это был прорыв. Стимул работать дальше.

Сегодня я создаю свой бренд в литературе

Подходя к настоящему времени, я обзавелся псевдонимом, Солоницкий , и стал разрабатывать большую кампанию. К третьей книге, изданной также в электронном формате, я подошел с наибольшим умом. Создал сообщества в сети, стал участвовать в различных конкурсах. Меня стали поддерживать и консультировать разного рода «специалисты» (такие же, как и я), и вместе с ними мы постепенно движемся вперед, шаг за шагом добиваясь результатов.

Всё это потихоньку стало складываться в своеобразный бренд . В мой бренд , который в будущем может привести к неплохому контракту.

Быть писателем – это как?

Стоит сразу отметить, что писатели бывают трех видов:

  • те, кто методом лотереи превращает свои художественные работы (хобби) в большой заработок, которого хватает на повседневные нужды;
  • те, кто осознанно добивается поставленной цели, затрачивая на это немалые материальные и трудовые средства;
  • те, кто пишет просто так, публикуя всё в свободном доступе для своих читателей.

Кстати, да, стоит сразу оговориться, что писателя определяет не сам писатель – писателя определяет читатель. Писатель без читателя – никто. Поэтому, если вас не читает хотя бы один десяток человек – вы не писатель.

Цитата великого человека

Быть писателем – это умение сплачивать людей в одном поле, чтобы задаваться одними вопросами, думать над одними ответами. По сути, писатель не приносит в нашу жизнь ничего полезного, кроме развлечения (для некоторых) и объединения людей со схожими мыслями в неформальные или формальные группы. В остальном же писатель – не более, чем заноза на попе общества: мол, больно, но прикольно.

Что нужно, чтобы стать писателем?

Как уже говорилось мною ранее, писателем нельзя стать без читателей. Можно написать уйму книг, но они будут полезны только тогда, когда вам нечем будет распалить дрова. Однако, всех вас интересует, скорее, не вопрос становления писателя, как центра какой-то микрокультуры, а выход в писатели, как человека зарабатывающего, что сидит за ноутбуком, пьет кофе и пишет.

Пишем первую книгу

Итак, первое, что вам понадобится – это сама книга. Конечно, писателя не может быть без читателей, а читателя без книги. Поэтому в вас само по себе должно быть воспитано чувство композиции текста, умение передавать мысль, либо при помощи текста приводить читателя к вашей конечной философии. Как правило, этим навыкам человек легко обучается, будучи еще учеником в школе. Если вы всегда сами писали сочинения, и вам это даже нравилось, то у вас есть фундамент, чтобы создавать книги.

Находим своего читателя

Далее нужен только опыт, выраженный в обтачивании ваших умений при помощи читателей. Только они могут указать, что им нравится, а что нет. Писатель пишет для читателя, а не для издательства, что, однако, тоже имеет свои тонкости, о которых расскажу чуть позже.

Важно понимать, что образование писателя не существует. А если кто-то и предлагает таковое, то это не более, чем просто заработок на мастер-классах, которые дадут вам ровно столько же знаний, сколько я в данном материале. С той лишь разницей, что я делаю это бесплатно.

Писатель пишет для читателя

Всё, что вам нужно знать, чтобы написать первую книгу – это умение грамотно передавать свою мысль. Да-да! Даже если вы пишете с бесконечными орфографическими и пунктуационными ошибками, вашу книгу всегда исправят штатные корректор и редактор издательства (если, конечно, они увидят потенциал в вашей рукописи). В противном случае, сетуйте на понимающих читателей – в сети сотни книг, если не тысячи, написанных черти-как, но популярных в среде читателей.

Итак, мы определили, что писателями становятся люди, написавшие книгу и нашедшие своего читателя. Писатель-профессионал – это всё тот же писатель, но которому удалось пробиться в издательство и выпустить свою книгу.

Сотрудничество с издательствами

В писательской сфере на всех сайтах и форумах популярно и справедливо такое мнение – легче написать книгу и найти читателя, нежели издать книгу в издательстве.

Вашу книгу никто никогда не издаст, какой бы гениальной она ни была, если в ней не увидят потенциал товара, который можно продать. Издательствам не нужны книги, которые не будут продаваться. Но об этом несколько ниже.

Как найти издательство и предложить свою книгу

Как правило, последние несколько лет (уже с десяток) коммуникация с издательским домом проходит следующим образом: вы находите список издательств, которые издают книги той жанровой направленности, как у вас; затем вы находите официальные сайты этих издательств и через форму «для авторов» отправляете в редакции свои книги.

На первый взгляд всё очень просто. Для некоторых даже необычно. Мол, написал – отправил – издался на следующий день. Нет, увы, это не так.

После того, как вы отправили свою рукопись в издательство, вы получите ответ по ней только через три месяца. И это в лучшем случае. Чаще всего через полгода. А бывает и через год. Честно говоря, чаще всего ответов вообще никто не получает.

Почему можно не дождаться ответа от издательства

Всё дело в том, что таких писателей как я, вы, мы – очень много. Людей, которые умеют писать в настоящее время явно больше сотни тысяч. И каждый из них хоть раз задумывался о финансовой независимости, что приносят книги.

Поэтому издательства всегда завалены кучей рукописей, большую часть которых сразу же удаляют в корзину, прочитав только аннотацию (вступление с целью заинтересовать читателя) или синопсис (краткое содержание, которое вы обязаны отправлять в издательство вместе с текстом рукописи).

Несмотря на всю ту грустную информацию, изложенную выше, прошу не огорчаться. Ведь издательский бизнес – это лишь бизнес. Поэтому, чтобы нырнуть в него, необходимо быть угодным издательству, а значит представлять из себя какую-то ценность, потенциальную выгоду.

Как стать нужным для издательства

Как нам уже известно, издательство только тогда подпишет с вами контракт, когда убедится, что сможет вас продать. Следовательно, вывод напрашивается сам собой: нужно убедить издательство, что вы потенциально продаваемы .

Нужно обрести постоянных читателей

В сети Интернет известно много случаев, когда редакции издательств сами находили авторов, выискивая их контактные адреса, оставляемые хоть где-то. То есть бывают ситуации, когда редакторы сами находят книги, которые им нужны, и пытаются связаться с их авторами для подписания контракта.

Но кто же эти загадочные авторы? Чем они зацепили? А всё просто. Такие авторы цепляют большими количествами просмотров/прочтений книг, продажами, если книга издана в электронном издательстве (об этом еще поговорим), бесконечными отзывами и так далее. То есть всем тем, что говорит о потенциальной аудитории, которая может конвертироваться в потребителя/клиента.

Пиарим свою книгу разными путями

Есть сотни способов, которые уже давно придуманы, и до которых не додумался еще никто. Самые простые – пиариться через своих знакомых. Прочитал один друг – дал почитать другому.

Так вы можете создать свое сообщество (публичная страница) в социальной сети и потихоньку набирать подписчиков. Зайдете хотя бы за 20 000 подписчиков – можете ждать письма или звонка от издательства.

Другой способ – платная реклама. В интернете множество фирм, специализирующихся на этом. И я бы ими безусловно воспользовался, если бы сам не имел соответствующего образования. Иначе говоря, я сам грамотно пиарил свою книгу, в связи с чем мне удавалось выходить на определенные уровни.

Как я и сказал, мне стали приходить уведомления о сотрудничестве. Итоговый тираж моего первого издания был небольшой – всего 500 бумажных книг (основные продажи шли через интернет-площадки – электронные книги), но это бесспорный результат, которым можно не только похвастаться, но от которого можно и отталкиваться, двигаясь дальше, прыгая выше.

Контракт с издательствами дает стабильность в работе

С первым издательским договором вы можете смело чувствовать себя профессиональным писателем, ведь теперь у вас будет предрешен не только процесс издания ваших книг, но и контент, так как зачастую вам придется писать то, что требуют, а не то, что вы хотите по собственной воле.

Конечно, процесс написания следующей книги много раз согласуется с редактором издательства, но, как правило, вы решаете лишь то, как подать свой текст читателю, нежели какой текст подать ему.

Издательства заинтересованы в длительном сотрудничестве

Несомненно, в этом есть множество плюсов. Потому что вы обретаете какой-то более-менее точный заработок, который навряд ли будет меньше, чем прописано в договоре.

Скажу больше, заработок может быть в разы выше, что зависит от допечаток тиража вашей книги, переводы на другие языки и тем более экранизации. Всё это проценты, которые будут начисляться на ваш счет, пока вы готовите смузи у себя на кухне.

Важные моменты в процессе подписания контракта

Хотелось бы сразу описать случай, с которым, наверняка, придется столкнуться каждому писателю, который достигнет уровня первого контракта. Дело в том, что все издательства заинтересованы в эдаком «рабстве» писателя на себя. В следующем разделе я обязательно опишу условия контракта, гонорары, роялти и прочее, чтобы более-менее ориентировались в данном вопросе. А пока кратко опишу все эти ситуации, которые нужно иметь в виду, чтобы в будущем быть готовым к сюрпризам.

Не подписывайте контракт на длительный период

Первый контракт издательство всегда пытается подписать на длительное время (период), будь то 5 лет или даже 10. Для них чем больше, тем выгоднее. Почему? Потому что в случае, если издательство перестает видеть в вас коммерческую выгоду, оно продолжает держать вас и вашу книгу как товар, который однажды можно продать методом «трансфера».

Обычно это происходит так: какое-то издательство замечает вас и хочет издать – права принадлежат издательству, с которым у вас контракт – вам или новому издательству приходится выкупать права на свою же книгу, чтобы переиздаваться. Вот такая вот реальность.

Поэтому лучше подписать контракт на 2-3 года, а затем продлить его, нежели заранее прописывать 10 лет.

Гонорар или роялти? Что выгоднее для писателя

Другой случай, с которым вы также должны быть ознакомлены, кроется в разнице между гонораром и роялти . Кто-то считает, что это одинаковые понятия, кто-то считает их сходными, а кто-то вообще не разбирается. Дело в том, что раньше издательство расплачивалось с писателями при помощи системы гонораров.

Гонорар – это процент с отпускной или даже розничной цены тиража.

То есть, если ваша книга издана тиражом в 50 000 экземпляров, стоимость одной книги, скажем, 100 рублей, а ваш гонорар составляет 10%, то сразу же после издания вы получаете 500 000 рублей.

Что выгодно для издательства, то невыгодно для писателя

В настоящих реалиях это очень выгодно для писателя, но невыгодно для издательства. Ввиду всеобщего упадка книжного рынка (падение спроса), издательствам всё труднее сбывать свою продукцию. В связи с этим стала внедряться система роялти .

Роялти – это процент с отпускной (очень редко с розничной) цены проданного тиража. Тут важно принять во внимание, что выплату (свой процент) автор получает не с самого факта, что тираж напечатан, а только с факта осуществления продажи.

То есть, если среди 50 000 напечатанных книги будет продано лишь 5 000 копий, то ваш роялти составит 50 000 рублей вместо 500 000 рублей гонорара.

Внимательно читайте все пункты контракта

Но и это еще не все хитрости издательских договоров. Некоторые издательства умудряются прописать контракт так, что автор получит свой роялти только в случае, если будет реализован тираж. Что это значит? А это значит, что деньги вы получите только в том случае, если все 50 000 книг будут проданы.

Некоторые недобросовестные издательства нарочно оставляют на складе десяток книг, чтобы автор никогда не получил своего вознаграждения. Поэтому прежде, чем подписать контракт, стоит внимательнейшим образом просмотреть все пункты.

Напоследок хотелось бы сказать, что писательское поприще - дело динамичное. Тут как ни на есть кстати действует правило мейнстрима - одно сменяется другим. Поэтому каждый год книжная индустрия открывает все новые и новые имена, среди которых может оказаться и ваше.

Книги всегда будут актуальны

Книжный бизнес очень гибок. Равно, как гибок уровень доходов и нагрузки писателя. Вы можете каждый месяц пыхтеть над новой книгой, но с трудом зарабатывать на оплату коммуналки, а можете писать два раза в год, но зарабатывать миллионы долларов. Помните, всё зависит от вашей аудитории.