Рассказ про музей заповедник полотняный завод. Музей-заповедник «Полотняный Завод

Полотняно-Заводская бумажная фабрика

Давным-давно мы побывали в местах, связанных с именем Александра Сергеевича Пушкина, - летом две недели провели в Михайловском, а в сентябре следующего года жили в Яропольце, усадьбе тещи Пушкина (матери Натальи Николаевны Гончаровой). Вот тогда и появилось устойчивое желание посетить ещё и Полотняный Завод в Калужской области. И только теперь это желание осуществилось! В общем, если вы любите, чтобы всё было восстановлено и ухожено, то пока надо воздержаться от посещения усадьбы, а если вам нравится заброшенность старинных усадеб и запущенные старые парки, то самое время.
Потому что в планах дальнейшее развитие Полотняного Завода - реставрация сохранившихся усадебных объектов (каретного сарая, конного двора) и восстановление утраченных строений (церкви, ткацких палат), воссоздание паркового ансамбля и создание современной туристской инфраструктуры .

1. В своё время эта усадьба была одной из самых больших и богатых по убранству в России. Конечно, от былого великолепия мало, что осталось, но представить себе можно всё очень живо. Особенно, если посмотреть на панораму, представленную в экспозиции музея.


Панорама Полотняного Завода, усадьбы Гончаровых и Щепочкиных. Начало XIX века (по реконструкции архитектора А.А. Кондратьева, 2000). Манаенков В.С. Холст, масло

2. Весь усадебный комплекс, включая бумажную мануфактуру и две усадьбы её владельцев, сложился к 1767 году, а уникальность его состояла в том, что производство находилось в непосредственной близости от господского дома.
В 1718 году купец Тимофей Карамышев получил от Петра I указ о постройке заводов для изготовления парусных полотен. Через два года последовал еще один указ о строительстве бумажной мануфактуры. В 1732 году компаньонами в дело вошли Афанасий Гончаров и Григорий Щепочкин. После смерти Карамышева с 1735 года они остались в деле вдвоем. Главенствующее положение занял Гончаров: его капитал втрое превосходил долю Щепочкина. Тогда же произошел раздел фабрик. Гончаров сделал свой завод процветающим и получил потомственное дворянство. Парусно-полотняная мануфактура прекратила свою деятельность в середине XIX века. Бумажная мануфактура действует и сейчас. К 2017 году здесь собираются открыть большой музей бумаги.

3. Главный усадебный дом Гончаровых отреставрирован и больше похож на дворец, чем на провинциальную усадьбу. Он был построен в 30-х годах XVIII века. Существует предположение, что архитектором мог быть Б. Растрелли. Первоначально дом имел всего два этажа, был тёмно-красного цвета с белоснежными деталями барочного декора.

4. Перестройка дома в стиле классицизма осуществлялась по проекту московского архитектора К.И. Бланка и к концу XVIII века это был, как и сейчас, трёхэтажный дом светлого цвета с ризалитами по основным фасадам. Именно таким видел этот дом дважды приезжавший в Полотняный Завод А.С. Пушкин. На третьем этаже особняка останавливался М.И.Кутузов во время Отечественной войны 1812 года.

5. Музей в особняке был открыт 5 июня 1999 года, к двухсотлетию со дня рождения А.С. Пушкина. Территория вокруг особняка ещё не полностью благоустроена.


Парадный вход барского дома

6. Вход в музей со стороны реки Суходрев, экспозиция располагается на втором парадном этаже.

8. Общее впечатление от экспозиции и интерьеров - очень приятное, много подлинных предметов, широкая дубовая лестница ведёт на верхние этажи.

9. На первом этаже находится поселковая библиотека, на третьем - детская школа искусств им. Н.Н. Гончаровой.

10. Во время войны (1941-1945) сильно пострадал парк и дом, об утратах рассказывают фотографии, представленные по проходу в залы особняка. Считается, что в настоящее время все видовые точки сохранились, но панорамы, с них открывающиеся, претерпели изменения. Главное - утрата основной высотной доминанты, церкви Спаса с колокольней.

11. Одновременно с церковью Спаса Преображения были возведены Спасские ворота (1736-1741). Они выполняли функцию церковных ворот и вместе с тем въездных ворот в усадьбу. Ворота представляют собой своеобразное архитектурное сооружение. Устои проездной арки поддерживают массивный аттик, увенчанный фронтоном в стиле барокко. Сами устои оформлены приставленными к ним с четырех сторон приземистыми колоннами тосканского ордера - по три в каждом углу. Спасские ворота со времени возведения практически не меняли своего облика.

12. Вот такой вид открывался с балкона особняка в период расцвета усадьбы.

13. После пожара во время войны от дома Гончаровых остались только каменные стены.

14. Экспозиция состоит из 12 залов. В первом зале - большой портрет Натальи Николаевны Гончаровой, копия с известного акварельного изображения А. Брюллова.

15. Наталья Николаевна провела на Полотняном заводе ранние детские годы, девушкой гостила тут у деда Афанасия Николаевича, здесь же жила два года после гибели А.С. Пушкина.


Наталья Николаевна Гончарова, праправнучка Афанасия Гончарова и супруга Александра Сергеевича Пушкина

16. Сохранился восторженный отзыв Пушкина о Полотняном заводе: "Боже мой! кабы Заводы были мои, так меня бы в Петербург не заманили и московским калачом. Жил бы себе барином."

17. В этом же зале представлены подлинные предметы, принадлежащие Гончаровым.

18. В кабинете на одной из стен находится портрет А.А. Гончарова (прапрадеда Н.Н.Пушкиной) кисти неизвестного живописца XVIII века. Рядом портреты старшего сына хозяина Николая Афанасьевича и невестки Екатерины Андреевны. Вплоть до 1917 года в кабинете находились многочисленные фамильные портреты, стояло три шкафа с книгами, и размещалась коллекция оружия, часть которой экспонируется в настоящее время.

19. Напротив портрета хозяина находится портрет императора Петра I, с чьего Указа началось становление и развитие Полотняного Завода как промышленного посёлка.

20. Именным указом от 6 сентября 1742 года императрица Елизавета Петровна пожаловала А.А. Гончарову чин коллежского асессора в ранге майора, что дало ему право на потомственное дворянство. Именной патент Гончарова от 1744 года подтвердил это почётное право. 2 октября 1789 года его внук А.Н. Гончаров был пожалован Дипломом на дворянское достоинство. Герб рода Гончаровых был внесён в общий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи.

21. Долгие годы в кабинете на рабочем столе стояла модель парусного судна как напоминание о былой славе гончаровского полотна.

22. В бывшей бильярдной сейчас находится выставка "Славный брат Серёжа", посвященная 200-летию со дня рождения Сергея Николаевича Гончарова - младшего брата Н.Н. Пушкиной.

23. В этом же зале показано родословное древо рода Гончаровых, составленное в 1999 году краеведом из Подмосковья Г. Ровенским, на противоположной стене картина художницы Н.С. Гончаровой "Дом над прудом. Полотняный Завод".

24. На выставке представлены многочисленные фотографии Сергея Николаевича и его потомков. Здесь же его детский портрет вместе с портретами братьев и сестер, а также миниатюрные портреты его родителей, деда и бабушки.

27. В этом же зале экспонируется мебельный гарнитур середины XIX века в стиле "русский жакоб". Предметы находились в московском доме С.Н. Гончарова и были подарены музею его потомками к 200-летнему юбилею Сергея Николаевича.

28. Дело было к вечеру, и после осмотра музея времени на прогулку по парку и посещение усадьбы Щепочкина уже не оставалось. Как всегда, первое посещение оказалось немного сумбурным, но составить общее впечатление всё же удалось.

29. Заглянули в парк - в усадьбу ведёт старинная липовая аллея.

30. Ворота в парк находятся по центральной оси главного дома. Они отделяли двор от фруктового сада с оранжереями и теплицами, сооружены были в конце XVIII века. Ворота представляют довольно интересное архитектурное сооружение из двух пилонов в виде стройных белых башен. Башни украшены изысканными рельефными пластинами и увенчаны остроконечными гранеными шатрами с шариками наверху. Стиль ворот - псевдоготический, излюбленный в архитектуре парковых сооружений XVIII века.

31. А это, по-видимому, и есть каретный сарай, который планируют восстанавливать.

34. Однако туристическая инфраструктура уже возникла, вот только название кафе смущает...

37. Река Суходрев огибает территорию усадьбы.

38. Лодочная станция при музее тоже уже функционирует.

39. Раньше на территории усадьбы находились большой храмовый комплекс в честь Преображения Господня 1741 года и церковно-приходская школа. После национализации усадьбы в 1921 году церковь с колокольней и усыпальницей Гончаровых была разрушена. Восстановление началось с марта 2011 года.

40. Около Спасских воротах действует временная часовня, организованы церковная лавка и приходская библиотека. Работы ещё непочатый край...

Музей-усадьба «Полотняный Завод» (Калуга, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Перед нами тот нечастый случай, когда название достопримечательности способно сбить с толку даже самого опытного туриста: старинная барская усадьба у тихой реки Суходрев, Музей Гончаровых с подлинными картинами и меблировкой, Пушкинские чтения и даже «дворянские» балы, в которых с удовольствием принимает участие современная молодежь... и причем тут завод? Да еще полотняный?

Все начиналось с Петра Великого

В 1718 г. по монаршему указу недалеко от Калуги, рядом с рекой Суходрев был построен завод «для делания парусных полотен», а два года спустя - мельница и бумажная мануфактура. Начинал предприятие купец Тимофей Картамышев, а позже его компаньонами стали Афанасий Гончаров и Григорий Щепочкин. После смерти Картамышева они унаследовали его долю и продолжили общее дело. Каждый совладелец выстроил собственную усадьбу - обе они располагались неподалеку от заводов, чтобы было легче наблюдать за производственным процессом. Такое непривычное сочетание хозяйских усадеб и заводских цехов было редкостью даже в те времена.

Гончарову принадлежало три четверти предприятия, и усадьбы компаньонов наглядно отражают разницу в статусе. Дом Гончарова - почти дворец, а дом Щепочкина... просто дом, хотя и немаленький. Зато он расположен на крутом берегу, прямо в излучине реки Суходрев. Многие считают панораму, открывающуюся с этого места, самой живописной в Калужском крае.

Наследие пушкинской эпохи

Много знаменательных событий связано с усадьбой Гончаровых: ее посещала сама Екатерина Великая, во время Отечественной войны 1812 г. фельдмаршал Кутузов устроил здесь штаб-квартиру, а в 1849 г. тут гостил Николай Васильевич Гоголь. Но широкую известность Полотняный завод получил благодаря правнучке основателя - той самой Натальи Гончаровой, что стала женой и музой Пушкина. Сам же великий поэт останавливался здесь дважды, в 1830 и 1834 гг.

Вторая жизнь «Полотняного завода»

В 1999 г., в честь двухсотлетней годовщины рождения Пушкина, на территории бывшего имения создается мемориально-архитектурный заповедник. Это один из самых молодых музеев в Калужской области, и как положено подростку, он активно растет и развивается: в наше время помимо 14 музейных залов посетителям доступны Дом Щепочкиных, пейзажный парк 19 века с воротами в готическом стиле, беседкой и памятником Пушкину, а также живописная цепь прудов.

Хотя изготовление полотна для парусов закончилось с эпохой фрегатов, бумажная мануфактура до сих пор действует. В ближайших планах музея - возобновление экскурсий по ее цехам, а также изготовление сувенирной гербовой бумаги по технологиям пушкинских времен.

В наши дни помимо свободного осмотра музей предлагает театрализованные экскурсии для взрослых («История рода Гончаровых»), детей («Ищем ученого Кота») и даже молодоженов («Роза Гименея»). Также можно взять напрокат лодку и совершить самостоятельную прогулку, любуясь речными видами. Если вы задумали провести здесь весь день, необязательно тащить съестное в рюкзаке: к услугам посетителей кафе «Гончаров» с вполне демократичными ценами. Лучшая пора для посещения музея-усадьбы - июнь либо сентябрь. Это время Пушкинских чтений (июнь), праздника «Натальин день» (сентябрь) и костюмированных представлений. Правда, в остальные месяцы вам тоже соскучиться не дадут: в музее часто размещаются временные экспозиции из фондов московского Пушкинского музея, а в последние годы при содействии исторического общества «Бал в русской усадьбе» в имении Гончаровых, как и встарь, проводятся бальные вечера.

Практическая информация

Точный адрес: Калужская область, Дзержинский район, п. Полотняный завод, ул. Трудовая, 1-а. (порядка 170 км от Москвы и 30 км от Калуги на автомобиле).

Как добраться общественным транспортом: от автовокзала у метро «Теплый стан» автобусом Москва - Кондорово, либо из Калуги - автобусом Калуга - Кондорово (от железнодорожного вокзала Калуга-1).

Время работы: среда-пятница с 10:00 до 17:00. Последняя пятница месяца - санитарный день.

Стоимость билетов: в музее довольно сложная система ценообразования. Посещение самого природно-архитектурного комплекса бесплатное. Простые входные билеты в усадьбу Гончаровых обойдутся вам в 150 RUB (детский билет - в 100 RUB). Экскурсионные - в 100 и 50 RUB. Дороже всего театрализованные экскурсии - соответственно 300 и 100 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод»

Историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод» едва ли не самый молодой в Калужской губернии. Он был торжественно открыт 5 июня 1999 года, к двухсотлетию со дня рождения А.С. Пушкина, как филиал Калужского областного краеведческого музея.
Полотняный Завод - уникальный усадебно-фабричный архитектурный комплекс, возникший в XVIII столетии. Здесь сохранились две усадьбы - Гончаровых и Щепочкиных.
Начало истории Полотняного Завода восходит к 1718 году, когда купец Тимофей Карамышев получил от Петра I Указ о постройке заводов «для делания парусных полотен». В 1720 году последовал еще один Указ: «…построить своим коштом бумажную мельницу и делать бумагу» В 1732 году компаньонами в дело вошли Афанасий Гончаров и Григорий Щепочкин, а после смерти Карамышева с 1735 года они остались в деле вдвоем. Главенствующее положение занял Гончаров: его капитал втрое превосходил долю Щепочкина. В том же 1735 году произошел раздел фабрик, чтобы «каждый в своей части прилежнее рачить мог». К 1767 году сложился усадебный ансамбль, уникальность которого состояла в том, что производство находилось в непосредственной близости от господского дома.
Парусно-полотняная мануфактура прекратила свою деятельность в середине XIX века. Бумажная мануфактура действует и поныне.
Экспозиция музея включает 14 залов, в том числе выставочный, который находится в бывшей бильярдной. Приоритетным направлением работы музея стало проведение театрализованных экскурсий для школьников: «Здравствуй, музей!», «В гостях у Ученого Кота», «Сказки Арины Родионовны». Разработана событийная экскурсия: «Розы Гименея» для молодоженов. При музее организован литературный клуб «Под сенью дружных муз» для любителей поэзии. Впервые в этом году состоялся районный детский фестиваль «Здравствуй, племя младое, незнакомое!», посвященный
211-ой годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. С июля 2010 года при музее действует лодочная станция. Постоянно проводятся экскурсии по парку и Дому Щепочкиных. Ежегодно в первую субботу июня проводятся Пушкинские праздники поэзии. Другое традиционное мероприятие - День Натали, который организуется совместно с Детской школой искусств им. Н.Н. Гончаровой. Новое веяние в работе музея - устройство дворянских балов при содействии членов московского исторического общества «Бал в русской усадьбе». Первый такой бал с успехом прошел в Полотняном Заводе 28 августа нынешнего года.
Музей поддерживает тесные связи с ОАО «Полотняно-Заводская бумажная фабрика». Стало доброй традицией ежегодно 1 сентября проводить «Праздник школьной тетради» и выставку школьной продукции в экспозиции музея - усадьбы. Дружеские взаимоотношения связывают наш музей с Государственным музеем А.С.Пушкина в Москве. Столичные коллеги неоднократно предоставляли Полотняному Заводу свои экспонаты для выставок, в частности, на Натальин День была организована выставка картины «амазонки русского авангарда» Н.С. Гончаровой «Дом над прудом. Полотняный Завод».
Постоянную поддержку ощущает коллектив музея со стороны поселковой Управы и мэра Полотняного Завода А.В. Иванова.
Сотрудники музея неизменно находятся в творческом поиске новых идей. Наша последняя разработка - костюмированное представление «Новогодняя сказка в доме Гончаровых», действие которой разворачивается в парадной анфиладе комнат музея. А после представления Дед Мороз приглашает ребят прокатиться в деревянных санках с горки рядом с музеем.
Среди перспектив развития музея-усадьбы «Полотняный Завод»:
- историческая реконструкция фрагментов развития бумажного и ткацкого производства (выпуск сувенирной бумаги с водяными знаками);
- создание системы объектов социальной и туристской инфраструктуры (кафе, гостиница);
- возобновление экскурсий по территории ОАО «Полотняно-Заводская бумажная фабрика».

Ежегодно музей становится центром областных мероприятий:

    Пушкинский праздник. Июнь.

    Пушкинские чтения. Июнь.

    Натальин день. Сентябрь.

Огромный парковый ансамбль Полотняного Завода создавался несколько десятилетий, с середины XVIII века до начала XIX столетия. Парковый ансамбль состоял из трех частей: Большого парка, Нижнего парка и Красного парка. Красный парк был самым старым. Его под именем Красного сада упоминал в одном из писем А.А. Гончаров еще в 1737 году. Это был небольшой регулярный парк с многочисленными цветниками и характерными для XVIII века «затеями» вроде земляных горок - «улит». Так назывались земляные насыпные горки-пирамиды с винтовыми дорожками. Нижний, или Водяной парк украшала цепочка живописных прудов, образующих полуостров с куртинами и беседками. Большой парк был типичным пейзажным, с прихотливой сеткой дорожек в лесных кущах и бегавшими на свободе оленями. Посыпанные красным песком дорожки окаймляли аккуратно подстриженные липы, в зелени аллей белели мраморные статуи, через каналы были переброшены легкие мостики. На крутом берегу реки Суходрев стояла романтическая беседка - миловида, от которой открывались виды на заречные луга и леса. Чтобы любоваться этими видами, была сделана просека от беседки. Семейство Гончаровых славилось на всю округу своим хлебосольством. В Полотняный Завод на пиры и охоты съезжались все окрестные помещики, гости из Москвы. Для них в усадьбе Гончаровых ставились спектакли, устраивались концерты, иллюминации, прогулки на лодках.

Вряд ли предполагал московский художник Александр Валентинович Средин, что его поездка в 1907-1909 годах в усадьбу Гончаровых Полотняный Завод обернется нежданным "звездным часом" всей его жизни, что именно она оставит его имя в летописи отечественной культуры. Приехал он по приглашению владельцев имения, чтобы написать его интерьеры. Потом увлекся историей усадьбы, былями ее и загадками. Особенно связанными с пребыванием здесь Пушкина. Засел за изучение семейного архива Гончаровых. И - о, неожиданная удача! - отыскал неизвестное даже для тогдашних хозяев имения письмо Пушкина, направленное 25 апреля 1831 года деду Натальи Николаевны Гончаровой - Афанасию Николаевичу. Впервые опубликовал его в журнале "Старые годы" за июль-сентябрь 1910 года в своей статье, посвященной Полотняному Заводу. Письмо сразу вошло в обязательную пушкиниану и ныне широко известно. Учитывая трагическую судьбу архива Гончаровых в Полотняном Заводе после 1917 года, можно утверждать, что Средин спас его от неминуемой гибели.

В статье также впервые и весьма подробно рассказал Средин о посещении гончаровского дома великим поэтом, об исторических, художественных, книжных и архивных его богатствах. И - какая ирония судьбы! - именно эта статья и приведенное в ней письмо Пушкина, а не его творчество, принесли ему много лет спустя признательность потомков. Теперь ни один ученый, литератор или журналист, занимающийся Полотняным Заводом, не может обойтись без цитаты из статьи Средина.

Но как художник Александр Средин почти неизвестен. Его работы, разбросанные по разным музеям, не изучаются, не публикуются. Его жизнь и творчество обойдены вниманием искусствоведов. Словно какое-то зловещее табу наложено на его имя.

Во время Великой Отечественной войны усадьбе был нанесен огромный ущерб: сгорел главный дом, был сильно вырублен парк. Усадьба была частично восстановлена только в 1970-х годах. Реставрационные и восстановительные работы ведутся и поныне. Сейчас в Полотняном Заводе действует музей. Ежегодно в первое воскресенье лета проводится Пушкинский праздник поэзии, собирающий огромное количество гостей.

ПОЛОТНЯНЫЙ ЗАВОД - посёлок городского типа в Дзержинском районе Калужской области; мемориальный историко-архитектурный и природный музей-усадьба.

Рас-по-ло-жен на реке Су-хо-древ. Население 5,0 тысяч человек. (2013). Железно-дорожная стан-ция.

Ис-то-рия Полотняного завода ве-дёт своё на-ча-ло с 1718 года, ко-гда по ука-зу ца-ря Пет-ра I ка-луж-ский ку-пец Т.Ф. Ка-ра-мы-шев ос-но-вал здесь па-рус-но-по-лот-ня-ную ма-ну-фак-ту-ру, а в 1720 году бу-маж-ную ма-ну-фак-ту-ру (ны-не По-лот-ня-но-За-во-дская бу-маж-ная фаб-ри-ка). В 1732 году ком-пань-о-на-ми Ка-ра-мы-ше-ва ста-ли А.А. Гон-ча-ров и Г.И. Ще-поч-кин. По-сле смер-ти Ка-ра-мы-ше-ва его ком-пань-о-ны в 1735 году осу-ще-ст-ви-ли раз-дел соб-ст-вен-но-сти, по-сле че-го сфор-ми-ро-ва-лись 2 уса-деб-ных ком-плек-са По-лот-ня-но-го За-во-да.

Пер-вую усадь-бу ос-но-вал А.А. Гон-ча-ров (1704/1705-1784), один из круп-ней-ших ма-ну-фак-ту-ри-стов Рос-сии, воз-ве-дён-ный в 1742 году ука-зом императрицы Ели-за-ве-ты Пет-ров-ны в по-томственное дво-рян-ст-во. По-лот-но его ма-ну-фак-ту-ры поль-зо-ва-лось ог-ром-ным спро-сом как на ро-ди-не, так и за гра-ни-цей (в пе-ри-од рас-цве-та, в 1750-1770-е годы, про-из-во-ди-ла от 1 /4 до 1 /3 об-ще-российского про-изводства па-рус-но-го по-лот-на), бу-ма-га про-изводства фаб-ри-ки Гон-ча-ро-ва счи-та-лась од-ной из луч-ших в Рос-сии. В 1736-1741 годы воз-ве-де-на церковь Спа-са Пре-об-ра-же-ния (в ней по-строе-на се-мей-ная усы-паль-ни-ца Гон-ча-ро-вых; раз-ру-ше-на в 1930-е годы). Усадь-ба на-хо-ди-лась во вла-де-нии Гон-ча-ро-вых вплоть до 1917 года.

Усадь-бу Гон-ча-ро-вых по-се-ща-ли: в декабре 1775 года - императрица Ека-те-ри-на II, в 1837-1839 годы - В.А. Жу-ков-ский и П.В. На-що-кин, в 1849-1850 годы - Н.В. Го-голь в со-про-вож-де-нии поэ-та графа А.К. Тол-сто-го, на ру-бе-же XIX и XX веков - пиа-нист-ка Е.Ф. Гне-си-на, ак-три-са О.Л. Книп-пер-Че-хо-ва, ху-дож-ни-ца Н.С. Гон-ча-ро-ва, от-бы-вал ссыл-ку А.В. Лу-на-чар-ский. Во вре-мя Отечественной вой-ны 1812 года в усадь-бе в те-че-ние не-сколь-ких дней рас-по-ла-гал-ся главный штаб российской ар-мии. В Полотняном заводе про-ве-ла дет-ство Н.Н. Гон-ча-ро-ва, впо-след-ст-вии она не-од-но-крат-но гос-ти-ла там. Два-ж-ды по-се-тил ро-до-вое име-ние Гон-чаро-вых А.С. Пуш-кин: в мае 1830 года про-вёл здесь не-сколь-ко дней, прие-хав для официального пред-став-ле-ния в ка-че-ст-ве же-ни-ха Н.Н. Гон-ча-ро-вой и для пе-ре-го-во-ров о при-да-ном; в августе - сентябре 1834 года в те-че-ние двух не-дель гос-тил вме-сте с суп-ру-гой и стар-ши-ми деть-ми.

Вто-рая усадь-ба ос-но-ва-на Г.И. Ще-поч-ки-ным (1707-1881), с 1834 года при-над-ле-жа-ла его внуч-ке - баронессе М.П. фон Би-ст-ром, за-тем до конца XIX века её до-че-рям, с конца 1890-х годов - по-лот-ня-но-за-вод-ским куп-цам Ер-шо-ву и Про-хо-ро-вым. В ию-не 1850 года в усадь-бе гос-тил Н.И. Пи-ро-гов , же-нив-ший-ся в Полотняном заводе вто-рым бра-ком на до-че-ри вла-де-ли-цы - ба-ро-нес-се А.А. фон Би-ст-ром. С 1909 года на 3-м эта-же уса-деб-но-го до-ма рас-по-ла-га-лось 4-лет-нее выс-шее на-чаль-ное учи-ли-ще - пер-вая в по-сёл-ке шко-ла (дей-ст-во-ва-ла до 2007 года).

Во-круг промышленных пред-при-ятий Полотняного завода сло-жил-ся по-сё-лок ра-бо-чих. В 1874 году от-кры-то по-сто-ян-ное дви-же-ние по про-шед-шей че-рез Полотняный завод железно-дорожной ли-нии Вязь-ма - Па-ве-лец. В 1925 году Полотняный завод по-лу-чил ста-тус ра-бо-че-го по-сёл-ка. В Великую Отечественную вой-ну ок-ку-пи-ро-ван германскими вой-ска-ми 10.10.1941 года. В пер-вый же день ок-ку-па-ции усадь-ба Гон-ча-ро-вых бы-ла прак-ти-че-ски пол-но-стью унич-то-же-на по-жа-ром. Ос-во-бо-ж-дён час-тя-ми Крас-ной Ар-мии в ночь с 18 на 19.1.1942 года.

Ре-ше-ние о вос-ста-нов-ле-нии усадь-бы Гон-ча-ро-вых в Полотняном заводе бы-ло при-ня-то обл-ис-пол-ко-мом Ка-луж-ской области в октябре 1967 года. Вос-ста-но-вительные ра-бо-ты про-во-ди-лись в 1972-1999 годы. В августе 1997 года в Полотняном заводе от-крыт фи-ли-ал Ка-луж-ско-го об-ла-ст-но-го крае-ведческого му-зея, ко-то-рый в 1999 году пре-об-ра-зо-ван в Ме-мо-ри-аль-ный ис-то-ри-ко-ар-хитектурный и при-род-ный му-зей-усадь-бу «По-лот-ня-ный За-вод».

Ны-не в ком-плекс му-зея-усадь-бы вхо-дят: вос-ста-нов-лен-ный главный дом усадь-бы Гон-ча-ро-вых (2-я половина 1730-х годов, про-ект архитектора Б.Ф. Раст-рел-ли, пе-ре-стро-ен в 1780-х годах), въезд-ные Спас-ские во-ро-та (1736), въезд-ная баш-ня Кон-но-го дво-ра (1773), пи-ло-ны во-рот Боль-шо-го пар-ка в сти-ле псев-до-го-ти-ки (1773) и другое. В 2008 году му-зею-усадь-бе пе-ре-дан главный дом усадь-бы Ще-поч-ки-ных (1770-е - начало 1780-х годов, пе-ре-стро-ен в 1790-1800-х годах), где со-хра-ни-лась уни-каль-ная внутренняя от-дел-ка 1-й четверти XIX века, в том числе по-ли-хром-ная рос-пись пла-фо-нов и стен ком-нат, фа-ян-со-вые пе-чи в фор-ме ко-лонн и другое.

В экс-по-зи-ции му-зея-усадь-бы - ме-бель XVIII века и китайский фар-фор середины XVIII века, при-над-ле-жав-шие А.А. Гон-ча-ро-ву, вось-ми-гран-ный сто-лик из ка-рель-ской бе-рё-зы, за ко-то-рым в 1834 году ра-бо-тал А.С. Пуш-кин. Жи-во-пис-ное со-б-ра-ние вклю-ча-ет ряд порт-ре-тов XVIII века, в том числе хо-зя-ев усадь-бы и их род-ст-вен-ни-ков, а так-же пред-ста-ви-те-лей ди-на-стии Ро-ма-но-вых (императора Пет-ра I, императрицы Ека-те-ри-ны II, императрицы Ма-рии Фё-до-ров-ны). Еже-год-но в Полотняном заводе про-во-дит-ся Пуш-кин-ский празд-ник по-эзии в 1-ю суб-бо-ту ию-ня (с 1979) и в На-таль-ин день 26 августа (8 сентября), ког-да празд-ну-ют-ся име-ни-ны Н.Н. Пуш-ки-ной-Лан-ской (с 1999).

В по-сёл-ке со-хра-нил-ся бывший ста-ро-об-рядческий мо-лит-вен-ный дом (XIX век; с 1993 года пра-во-слав-ная церковь Спа-са Пре-об-ра-же-ния; ко-ло-коль-ня, 2000 года).

По-лот-ня-но-За-во-дская бу-маж-ная фаб-ри-ка (тет-ра-ди, блок-но-ты, бу-ма-га для гоф-ри-ро-ва-ния, кар-тон для пло-ских сло-ёв гоф-ро-кар-то-на), пред-при-ятие ком-па-нии «Эко-по-ли-мер» (обо-ру-до-ва-ние для очи-ст-ки сточ-ных вод), ще-бё-ноч-ный за-вод.