Методическая разработка на тему: Методическая разработка "По повести А.М.Горького «Детство»"

В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой, основываясь на собственных фактах биографии, рассказал о становлении личности маленького человека. Это и определило своеобразие жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть.

Рассказ ведется от первого лица, от имени главного участника событий. Это дает возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алеша вспоминает о бабушке как о самом его близком сердцу, самом понятном и дорогом человеке. В повести герой признается в своей нелюбви к деду.

Задача писателя – не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести. Цель М. Горького – не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил – до и по сей день живет – простой русский человек».

События детства переданы писателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алеша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

В повести одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а все второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алеши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «…да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Итак, описывая детство, раннюю стадию становления маленького человека, М. Горький создает произведение, своеобразное по жанру – автобиографическую повесть.

(2 вариант)

Повесть М. Горького «Детство» – художественная автобиография. Когда умер отец Горького, столяр-краснодеревщик, его мать, дочь владельца красильного заведения, возвратилась с трехлетним ребенком в семью его деда. Здесь и прошло детство писателя. В 11 лет автор стал сиротой и ушел «в люди». Все было бы так просто и неинтересно, но главный герой повести «Детство» настолько живо воспроизводит образы своей матери, бабушки, деда, дядьев, братьев, своих друзей и врагов, что мы ощущаем эффект присутствия. Кажется, что все это происходит на наших глазах.

Семейство Кашириных-Пешковых, мягко говоря, не очень симпатично, но за каждым из членов семьи – судьба, жизнь, сложная, интересная и поучительная. Дед учит внука с помощью розог, Псалтыря и рассказов о своей жизни, о том, как пробивался, что вытерпел. Бабушка учит терпению, силе, добру, учит сказками и рассказами о своей, не менее сложной судьбе. Благодаря бабушке текст повести полон притч, рассказов о Боге, Богородице, ангелах и чертях, она рассказывает были и небылицы, пересказывает, придумывает. Много в произведении песен, грустных и веселых, стихов, озорных и мудрых. Каждый новый человек – рассказ о своей судьбе. О ком и о чем только не рассказывают люди… Они поют, пляшут, рожают, умирают, богатеют и разоряются, гордятся и смиряются. Все это показано глазами ребенка, который все судит по-своему, которому нельзя сказать «так надо», не объяснив почему. Каждый из встреченных им людей что-то добавляет в сложившуюся у него картину мира, что-то меняет.

На страницах повести происходит формирование характера, показывается взросление героя: вспомните первое наказание и реакцию на него, а потом даже не замечаешь, сколько раз и за что наказан дедом, матерью, дядьями, учителями и ровесниками этот парень. В какой-то момент он задал вопрос: «Детей всегда бьют?» и, получив утвердительный ответ, перестал обращать на физическую расправу внимание. Гораздо больше ранят его

психологически. Эти раны не имеют привычки зарубцовываться, так как ранят уже не тело, а душу.

Юный герой не желает привыкать к несправедливости, незаслуженным обидам. Многому его научила жизнь в доме Кашириных, разные советы ему давали люди, разное он сам видел. Школой его становится жизнь.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

По повести А.М.Горького «Детство»

Цели и задачи урока Познакомить с важными событиями из жизни и творчества М.Горького Познакомить с портретами Горького русских художников История создания повести «Детство» Герои повести «Детство» Проблематика повести

«Свинцовые мерзости русской жизни» Повесть «Детство» (1913 г) Нередко я плакал, читая, - так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задёрганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту. М.Горький Портрет Горького работы В.Серова 1905г.

Встреча с писателем Портреты художников Бродский И.И. 1937 Борис Григорьев П.Д.Корин 1932 Любите книгу, она облегчит вам жизнь….она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. М.Горький

Место действия повести М.Горького «Детство » Дом деда Каширина Автобиографический характер повести Нижний Новгород Василий Каширин Акулина Ивановна Варвара Васильевна Максим Савватиевич Пешков

Герои повести Алёша Дед Каширин Бабушка Акулина Ивановна Мастер Григорий Иванович Дядья Михаил и Яков Подмастерье Ваня Цыганок Нахлебник Хорошее Дело

Вопросы и задания Глава 1 Почему первые встречи с бабушкой произвели такое сильное впечатление на Алёшу? Какими средствами (сравнения, эпитеты, метафоры) пользуется писатель, рассказывая о бабушке и о её значении в жизни внука? Особенности речи бабушки

Глава 2. Вопросы и задания Как содержание этой главы раскрывает слова писателя: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми.. И даже дети принимали в ней живое участие»? Найдите описание внешности деда Каширина. Чем отличается дед от других обитателей дома? Чем объяснить противоречивые впечатления о деде Алеши? Что выгодно отличает деда от его сынов? Речь деда, когда вспоминает о молодости и о бурлаках?

Глава 3 Вопросы и задания Расскажите историю Цыганка. Какие мысли и чувства у вас вызывает он, его гибель? Какова в этой главе бабушка? Какой представляется она Алёше во время пляски? Что переживает она в момент смерти Цыганка и как свои выражает чувства? Чему учит Алёшу мастер Григорий?

Главы 4,5 Вопросы и задания Как рисует Горький картину пожара в восприятии Алёши? Какими средствами поэтического языка нарисована эта картина? Что нового прибавляет эта глава к облику бабушки? Почему Горький вспоминает: « Она была так же интересна, как и пожар»? Почему 5-я глава оканчивается словами о нестерпимой грусти и «невыносимой тоске»?

Глава 7 Вопросы и задания Какие чувства вызывали в Алёше уличные впечатления? Что в 4,5 и 7 главах дополняет ваши представления о характере деда Каширина? Почему дед постоянно вспоминает о Боге? Как оцениваете вы его слова о божьем гневе в момент смерти Цыганка, во время пожара и его обращение к Богу после избиения бабушки?

Глава 8 Почему Горький называет Хорошее Дело «чужим» и в то же время «лучшим» из людей родной страны? Глава 12 Прочитать со слов « Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя…» Какое значение для понимания идейного смысла повести имеет этот отрывок? О чём говорят заключительные слова этого отрывка? Глава 13 Каковы ваши впечатления от рассказанного М.Горьким о жизни детей улицы и об их отношении друг к другу? Почему повесть «Детство» нельзя считать только автобиографическим произведением?

Удачи в работе! Удачи в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по повести М Горького "Детство"

Проверочная работа включает три тестовых вопроса, также вопрос по теории литературы и задания, предполагающие развернутый ответ...

Образ бабушки Акулины Ивановны (по повести М.Горького "Детство")

Презентация к уроку литературы в 7 классе, раскрывающая образ бабушки Акулины Ивановны. В презентации использованы иллюстрации Б.А.Дехтерева к повести "Детство"....

Уроки по повести М. Горького "Детство" в 7 классе.

Представлен материал по проведению уроков по повести М. Горького "Детство" в виде тематического плана и опорных схем, с которыми работают одновременно учитель и ученики. Такая форма помогает выстроить...

В этом удивительном рассказе, речь пойдет про одного мальчика детство, которого, было очень трудным, так как он рос в довольно неспокойной семье. Вся эта история, была написана с реальной жизни нашего писателя, который и сделал себя главным героям этой истории.

Эту повесть, можно смело назвать автобиографической, так как в ней мы прослеживаем все детство известного русского писателя. Эта прекрасная литературная работа, может всем читателям дать достаточно большое количество поучительных моментов, а это очень полезно для пождростающего поколения, так как тут, рассматриваются очень серьезные вопросы, которые касаются отношения взрослых и детей. Главный герой, простой мальчуган, которого все его домашние очень сильно обижают, и ему это доставляет очень много страдания, но он пытается держатся, а это в данной ситуации очень непросто.

Однажды, его избивают до полусмерти, и паренек просто лежит в постели. Вся его жизнь, это сплошной ужас, который ему очень сложно пережить. Что делать? Как ему дальше жить? Необходимо что-то предпринимать, так как вся эта ситуация может выйти из-под контроля и уже будет поздно, что-либо делать, но самостоятельно ему этот вопрос не решить, а помочь некому, и нужно просто наедятся на свои силы.

В этой семье, постоянно происходили конфликты и драки, которые очень негативно сказывались на молодой и неокрепшей психике парня, но во всем этом ужасе, у него был один единственный друг, который ему во всем помогал. Это друг, был цыганенком, и именно он во всем поддерживал нашего героя, которому приходилось очень непросто. Между ребятами возникла очень большая и крепкая дружба. Они всегда поддерживали друг, друга, но это не помогало нашему герою, так как всегда происходили очень неприятные семейные драмы.

Парню, пришлось пережить очень многое, но он постоянно терпит все унижения, которые он испытает от своих родных и близких людей. Наш герой, пережил очень много неприятностей, но он продолжает жить и надеется на лучшее, так как у него нет выхода и нужно бороться за свое существование. Читатель переживает за судьбу этого маленького героя, который желает жить лучше, но у него это слабо получается.

Писателю очень хорошо удается передать все переживания, которые испытывает наш герой. Читатель, который прочитает этот рассказ, то у него появится очень страшное чувство, которое будет очень сложно пережить.

Сочинение Максима Горького Детство 7 класс

Знаменитое произведение прославленного русского писателя Максима Горького "Детство", пожалуй одно из тех произведений, которое способно перевернут всё человеческое представление о жизни с ног на голову.

Безусловно, сразу же нужно отметить, что в данной повести показано очень большое количество жизненных ситуаций и неурядиц, которые порой актуальны и по сей день. Особенно если учесть что сегодня многие люди, всё острее хотят чувствовать свою свободу и не зависит ни от кого, отдавая своих совсем ещё крошечных детей на воспитание бабушкам, и навещая их лишь в выходные, да и то не всегда.

События повести, которые происходят с совсем ещё маленьким мальчиком заставляют читателей сопереживать ему, сочувствовать и вызывают желание помочь.

Стоит заметить, что все произведения данного творца являются искренними и наполненными обычной жизнью, обычных людей. Большинство людей, к которым однажды попадают эти произведения в последствии не один раз перечитывают знакомы строки. Что же касается повести "Детство" то справедливо нужно отметить важный факт, она по своей сути является автобиографической. То есть, в ней автор описывает свою жизнь и своё детство. Может быть именно из-за этого, большинству читателей и приходятся по душе произведения данного писателя.

Совсем маленький мальчик жил со своими родителями, но по причине преждевременной смерти своего отца он вынужден был переехать в дом к бабушке и деду. Именно в этом доме и началась его новая, совершенно другая жизнь, которая по своим событиям отдаленно стала напоминать детскую пору.

Мать мальчика, женщина довольно строптивая, постоянно желающая быть независимой и самодостаточной, а при наличие маленького ребёнка сделать это порой очень трудно. Именно поэтому воспитанием мальчика всё чаще занимается бабушка, женщина к которой у писателя до конца своих дней было особенное отношение. Она совмещала в своём характера совершенно противоречивые черты, и всегда старалась научить маленького внука тому, что умела и знала сам.

Несмотря на довольно не простое детство, мальчик не сломается и вырастет замечательным человеком, с золотым характером, который как и у бабушки будет содержать в себе противоречивые черты. Сможет получить достойное по тем временам образование, сделать замечательную карьеру, стать настоящим человеком.

Однако, до конца своих дней он будет помнить своё не простое детство в самых мельчайших чертах.

Сейчас читают:

  • Тема свободы в поэме Мцыри 8 класс сочинение

    Поэма «Мцыри» является романтическим произведением с достаточно простым сюжетом. В ней рассказывается о юноше, который всю свою прожил пленником и его стремление к свободе. И оно понятно, так как он родился на свободных просторах и должен

  • С самого детства нас учат ценить и уважать то, что находится вокруг нас. И это всё не просто так, ведь всё что нас окружает, например воздух, которым мы дышим, трава, по которой мы ходим-это всё природа. Сколько всего прекрасного нас окружает.

  • Образ Раскольникова в романе Преступления наказания Достоевского сочинение

    В своих произведениях Фёдор Михайлович Достоевский рассматривает глубокие философские проблемы, персонажи его романов незаурядные люди, целью которых является поиск истины. Одним из ярчайших героев романов Достоевского является Родион Раскольников.

  • Смысл жизни Мцыри (Что значит жить для Мцыри) сочинение

    В чем смысл жизни? Это, пожалуй, один из самых сложных философских вопросов, но многие люди находят для себя смысл жизни в повседневных делах, путешествиях, детях и во многом другом. В поэме «Мцыри» М.Ю.Лермонтов по-своему отвечает на этот вопрос.

  • Сочинение-рассуждение Что такое добро? 9 класс ОГЭ 15.3

    На протяжении многих лет, философы, режиссеры и просто заинтересованные люди ищут ответ на один непростой вопрос- что такое добро? Но никто и никогда еще не пришел к однозначному выводу.

В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой, основываясь на собственных фактах биографии, рассказал о становлении личности маленького человека. Это и определило своеобразие жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть.

Рассказ ведется от первого лица, от имени главного участника событий. Это дает возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алеша вспоминает о бабушке как о самом его близком сердцу, самом понятном и дорогом человеке. В повести герой признается в своей нелюбви к деду.

Задача писателя – не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести. Цель М. Горького – не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил – до и по сей день живет – простой русский человек».

События детства переданы писателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алеша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

В повести одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а все второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алеши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «…да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и

позорной».

Итак, описывая детство, раннюю стадию становления маленького человека, М. Горький создает произведение, своеобразное по жанру – автобиографическую повесть.

(2 вариант)

Повесть М. Горького «Детство» – художественная автобиография. Когда умер отец Горького, столяр-краснодеревщик, его мать, дочь владельца красильного заведения, возвратилась с трехлетним ребенком в семью его деда. Здесь и прошло детство писателя. В 11 лет автор стал сиротой и ушел «в люди». Все было бы так просто и неинтересно, но главный герой повести «Детство» настолько живо воспроизводит образы своей матери, бабушки, деда, дядьев, братьев, своих друзей и врагов, что мы ощущаем эффект присутствия. Кажется, что все это происходит на наших глазах.

Семейство Кашириных-Пешковых, мягко говоря, не очень симпатично, но за каждым из членов семьи – судьба, жизнь, сложная, интересная и поучительная. Дед учит внука с помощью розог, Псалтыря и рассказов о своей жизни, о том, как пробивался, что вытерпел. Бабушка учит терпению, силе, добру, учит сказками и рассказами о своей, не менее сложной судьбе. Благодаря бабушке текст повести полон притч, рассказов о Боге, Богородице, ангелах и чертях, она рассказывает были и небылицы, пересказывает, придумывает. Много в произведении песен, грустных и веселых, стихов, озорных и мудрых. Каждый новый человек – рассказ о своей судьбе. О ком и о чем только не рассказывают люди… Они поют, пляшут, рожают, умирают, богатеют и разоряются, гордятся и смиряются. Все это показано глазами ребенка, который все судит по-своему, которому нельзя сказать «так надо», не объяснив почему. Каждый из встреченных им людей что-то добавляет в сложившуюся у него картину мира, что-то меняет.

На страницах повести происходит формирование характера, показывается взросление героя: вспомните первое наказание и реакцию на него, а потом даже не замечаешь, сколько раз и за что наказан дедом, матерью, дядьями, учителями и ровесниками этот парень. В какой-то момент он задал вопрос: «Детей всегда бьют?» и, получив утвердительный ответ, перестал обращать на физическую расправу внимание. Гораздо больше ранят его

психологически. Эти раны не имеют привычки зарубцовываться, так как ранят уже не тело, а душу.

Юный герой не желает привыкать к несправедливости, незаслуженным обидам. Многому его научила жизнь в доме Кашириных, разные советы ему давали люди, разное он сам видел. Школой его становится жизнь.