Краткое сообщение тему человек на земле. Презентация на тему: "Реферат На тему: Как человек изменил Землю. Реферат К Как человек изменил Землю Н На протяжении своей истории человечество не только познавало природу.". Скачать бесплатно и без регистрации

В ходе этого урока мы познакомимся с влиянием человека на окружающую среду и последствиями этого влияния.

Тема: Человек на Земле

Урок: Как человек изменил Землю

Человечество с древних времен не только познавало окружающую природу, но и использовало все ее богатства. С увеличением численности, развитием техники эти изменения становились все более заметными. Считается, что исчезновению мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей (Рис. 1, 2) и других древних животных во многом способствовала охота пещерных людей. Таким образом, в те далекие времена наша природа понесла самые первые раны от рук человека.

Рис. 1

Рис. 2

Со временем люди стали заниматься сельским хозяйством и животноводством. Но это привело к новым жертвам со стороны природы. Создавая поля, огороды, сады, люди вырубали леса и осушали болота, что нанесло огромный ущерб окружающей среде.

Рис. 3

Животные, которые паслись на пастбищах, поедали траву, что приводило к опустыниванию земель.

Рис. 4. Домашние животные

Новые географические открытия показали, что наша планета огромна и ее богатства неисчерпаемы, и люди пользовались этими богатствами, изменяя облик нашей планеты. Особенно сильно изменился облик островов. На них исчезли многие виды растений и животных. Зато другие виды приспособились к изменившимся условиям. И со временем люди стали их называть сорняками, а животных - вредителями. Человек стал искать эффективные способы воздействия на сорные растения и на животных - вредителей. Так были созданы ядохимикаты - это новые вещества, которые не существовали в природе до этого времени. Они оказывали свое пагубное действие не только на животных-вредителей и сорняки, но и на всю окружающую среду и человека в том числе.

Выделяют следующие ядохимикаты:

Инсектициды - борьба с вредными насекомыми;

Акарициды - против клещей;

Нематициды - против нематод;

Родонтициды - против грызунов;

Фунгициды - против грибов;

Гербициды - борьба с сорными растениями;

Арборициды - против сорной древесной растительности;

Бактерициды - против бактерий;

Рис. 5

Рис. 6

Также появились химические вещества, из которых стали изготавливать пластмассу, стиральные порошки, лаки (Рис. 7). Но эти вещества тоже плохо влияют на окружающую среду и на здоровье человека.

Рис. 7

Загрязнения от химических веществ распространились на почву, атмосферу, гидросферу.

Помимо ядохимикатов также существуют радиоактивные вещества . Их используют в вооружении, на АЭС (Рис. 8). Эти вещества очень опасны, они не имеют цвета, вкуса, запаха. Их наличие определяется специальными приборами. Они опасны тем, что вызывают лучевую болезнь, которая воздействует на многое органы человеческого организма.

Рис. 8

В 1986 году на Чернобыльской АЭС произошел мощный взрыв (Рис. 9). Последствия этой аварии ощущаются до сих пор. Радиоактивные вещества попали в воду, почву. Многим людям пришлось эвакуироваться, и теперь они проживают совершено в других местах. Многие виды растений и животных на этой территории исчезли.

Рис. 9

Для того чтобы человечество не исчезло с лица Земли, нужно решить несколько экологических задач.

2. Избавить нашу планету от всех видов загрязнений (химических, биологических, радиационных).

3. Остановить опустынивание земель, которое возникает в результате их неразумного использования, осушения болот.

4. Бороться с исчезновением лесов на нашей планете, поскольку они дают кислород.

Только решив эти экологические проблемы, мы сумеем сохранить жизнь на нашей планете.

Колорадский жук

Колорадский жук - это опаснейший вредитель посадок картофеля (Рис. 10). Он был завезен в Россию в 1953 году из Северной Америки. А к 1980 году распространился практически по всей России. Это небольшое насекомое, его длина 9-12 мм. Имеет 10 продольных ярких полосок. Он накапливает в своем организме токсичные вещества, содержащиеся в пасленовых растениях (картофель, томаты, баклажаны). Поэтому это насекомое не съедобно для многих видов птиц. Этот жук имеет высокую устойчивость к ядохимикатам. Обычно у насекомых на территории России всего один период покоя (наступает в конце осени), а у колорадского жука таких диапауз 6. Поэтому снова могут появиться колорадские жуки, которые несколько лет находились в паузе.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. - М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др.Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А.- М.: Баласс.

1. Как повлиял человек на древних животных?

2. Как влияет сельское хозяйство на природу?

3. Какие экологические проблемы связаны с освоением новых земель?

4. * Подготовьте небольшое сообщение об одной из современных экологических проблем.

Каждого из нас на определенном этапе жизни посещает мысль о том, как образовалась Земля, кто мы, откуда появились люди на Земле. Эти неразрешимые проблемы не давали покоя многим философам на протяжении веков. До сих пор никто не смог привести неопровержимые доказательства своей теории, поэтому мы точно не знаем, как человек появился на Земле. На этот счет существует много версий, и ни одна из них не считается единственно верной в настоящее время. Несмотря на это, все гипотезы происхождения человека на Земле можно разделить на 4 больших группы. Теория эволюции Как человек появился на Земле согласно теории эволюции? Предположения эволюционной теории заключаются в том, что человек произошел от человекообразных обезьян, то есть от высших приматов. Постепенное видоизменение шло под влиянием естественного отбора, и выделялось в нем 4 стадии: Время существования австралопитеков. По другому их можно назвать "южными обезьянами". Они уже отличались прямохождением, способностью манипулировать предметами с помощью рук и стадными отношениями. Весили австралопитеки 30-40 кг., а рост их достигал 120-130 см. Древнейший человек или питекантроп. К предыдущим характеристикам добавилось умение пользоваться огнем, но в форме черепа и лицевого скелета остались обезьяньи черты. Древний человек или неандерталец. По общему строению скелета они походили на современного человека, но череп также отличался. Появление современного человека приходится на начало позднего палеолита (70-35 тысяч лет назад). Несостоятельность теории эволюции заключается в том, что до сих пор ученые не могут объяснить, каким образом мутации привели к образованию более сложных форм жизни. Дело в том, что в процессе мутации, довольно редкого явления, повреждаются отдельные гены, что приводит к ухудшению качества новой формы. Так и до сих пор не нашли ни одной полезной мутации. Теория творения Как появились первые люди на Земле по теории творения? Согласно креационизму, человек сотворен Богом из ничего, либо материал не является биологическим. Самая известная библейская версия гласит, что первые люди появились на Земле из глины - Адам и Ева. В других народах существуют свои версии и мифы на этот счет. Теология считает, что эта версия не требует доказательств, главное - вера. Некоторые современные течения теологии рассматривают вариант эволюционной теории, но указывают, что человек произошел от обезьяны по Божьей воле. Теория внешнего вмешательства Есть еще теория внешнего вмешательства о том, откуда появились люди на Земле. В первую очередь, здесь предполагается обязательное наличие иных цивилизаций. А появление людей непосредственно связано с их деятельностью. Упрощенно говоря, теория внешнего вмешательства предполагает, что человек есть потомок инопланетян, которые высаживались на Землю в древние времена. Существуют варианты данной теории: Предполагается, что ранее произошло скрещивание инопланетян с предками человека. С помощью методов генной инженерии появился человек разумный. Гомункулярный способ (в пробирке). Существует внеземной сверхразум, который в силах управлять эволюционным развитием жизни на Земле. Теория пространственных аномалий Как человек появился на Земле по теории пространственных аномалий? Данная теория подобна эволюционной, но она признает наличие определенной программы развития жизни и случайных факторов. То есть существует определенная пространственная аномалия или гуманоидная триада (материя, энергия, аура). А антропогенез есть элемент этой аномалии. В гуманоидных вселенных биосфера развивается по одному и тому же пути, по определенной программе на уровне ауры или информационной субстанции. В том случает, если условия будут благоприятными, возможно появление гуманоидного разума.

1. Какие существа считаются предками человека и человекообразных обезьян?
Обезьяны – по мнению ученых, являются предками человека и человекообразных обезьян, а именно, вымершие дриопитеки («древесные обезьяны»).

2. Кто такие австралопитеки?
Австралопитеки («южные обезьяны), некрупные существа, передвигавшиеся в основном на двух ногах. Передние конечности использовались для добывания пищи и защиты от врагов орудиями, которые они подбирали.

3. Какие три вида людей различают учёные?
Человек прямоходящий, человек умелый, человек разумный.

4. Какой вид человека первым появился на Земле и когда?
Человек умелый. Он появился примерно 2 миллиона лет назад.

5. Чем Человек прямоходящий отличался от Человека умелого?
Он сам изготавливал для себя орудия, умел строить себе жилища и возможно, уже пользовался и огнем.

6. К какому виду - Человек умелый. Человек прямоходящий или Человек разумный - относятся неандертальцы и кроманьонцы? Расскажите о внешнем облике и образе жизни этих предковых форм человека.
Неандертальцы и кроманьонцы – это формы Человека Разумного.
Неандертальцы имели мозг около 1,2 кг, невысокий рост, были коренастыми, плотными. Они укрывались в пещерах или строили хижины, покрывая их шкурами убитых животных. Свои жилища они обогревали огнем. Эти люди шили себе одежду из шкур, используя вместо ниток сухожилия животных. Охотились они на самых разных животных, в том числе и на таких крупных, как мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь.
Кроманьонцы имели больший по объему мозг, более высокий рост. Они изготавливали орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили украшения. Владели речью. Приручили собаку. Они были более развиты, чем неандертальцы.

7. Сравните орудия труда неандертальцев и кроманьонцев. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения?
Кроманьонцы изготавливали орудия не только из камня, но и из рога и кости, умели добывать огонь и по развитию были на более высокой ступени эволюции.

8. У кого из предков человека, по мнению большинства учёных, впервые начала развиваться членораздельная речь?
У кроманьонцев.

9. Используя дополнительные источники информации, выясните, на основании каких фактов учёные составили представление о внешнем облике и образе жизни предков современного человека.
На основании раскопок археологов. О внешнем облике – по технологиям восстановления лица по черепу, скелета по костям. Об образе жизни – по найденным предметам обихода, например, по кухонной утвари, украшениям, орудии труда.

10. Назовите черты сходства человека и человекообразных обезьян. А в чём, на ваш взгляд, различия между ними?
Сходства: одинаковое выражение чувств; у обезьян хорошо развита память; они способны использовать предметы природы как простейшие орудия; имеют конкретное мышление; могут ходить на задних конечностях; на пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти; зубы, как у человека; группы крови; общие болезни; сходное с человеком строение всех систем органов. Это означает, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка и это является доказательством их родственности.
Отличия: больший мозг у человека; прямохождение; речь и мышление; внешний облик; строение скелета отличается; меньше волос у человека; создание орудий труда; сознание; жизнь в обществе; человек развивает культуру и искусство. Труд – основной фактор в процессе превращения обезьяны в человека.

11. Какое значение для древних людей имело умение изготавливать орудия труда и охоты, отличавшее их от животных?
С его помощью они могли охотиться и добывать себе пищу.

12. Как вы считаете, почему первым домашним животным стала собака?
Собаки – потомки волка, всегда находились поблизости от человека,так как питались мясом. У собаки долговременная память, хороший нюх, и собака привязывается к хозяину, тем самым может его спасти в разных ситуациях. Он поддается дрессировке и очень умна.

13. Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Закончилась ли эволюция человека, или Каким вы видите человека будущего?».

План подготовки:

История эволюции человека
Эволюция живого мира – происходит ли сейчас?
Каким я вижу человека будущего?
Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу и ее биоразнообразие, или Человек – самое разумное существо в природе.

14. Как вы думаете, можно ли ожидать, что современная человекообразная обезьяна при определённых условиях превратится в человека? Почему?
Нет, потому что эволюционировала определенная ветвь обезьян человекообразных, остальные же обезьяны должны занимать свою экологическую нишу, как и любой другой вид.


Люди уже сравнялись по силе воздействия на природу и с реками, и с ветром, и с волнами. Сегодня им подвластно всё: они могут передвигать горы, останавливать реки, осушать моря. Однако не всегда человек рассчитывает свою силу и думает о последствиях содеянного. Он окружил себя благами цивилизации, за которые ему приходится платить дорогой ценой: своим здоровьем, погибшими землями.

Как могут гибнуть растения и животные - это ясно. Но как гибнут земли? Они ведь не живые. «Погибшие» - это такие земли, на которых ничего нельзя вырастить и построить.

Причём люди уничтожают не земли своих врагов, чтобы легче было их победить, а свои собственные, являющиеся национальным достоянием той страны, в которой они родились и выросли.

Масштабы влияния человека на земную кору
Древние люди поклонялись могучим силам природы и старались приспособиться к окружающему их миру. Прошли века, и положение изменилось: современный человек бесцеремонно вторгается в тайны планеты и приспосабливает окружающий мир для своих нужд. Он активно использует уже более половины суши. Почти 10% её площади занимают города, заводы, рудники, дороги; чуть больше 13% - распахано, занято садами и плантациями, 25% - используется как сенокосы и пастбища. На 5% площади суши человек посадил новые леса.

С каждым годом используется всё больше и больше земель. Только пашен, садов и плантаций за последние 60 лет стало почти в 2 раза больше. Но влияние человека распространяется не только вширь, но и вглубь - в недра Земли. При строительстве крупных сооружений роют котлованы глубиной до 100 м. Когда добывают уголь и РУДУ открытым способом, образуются огромные ямы - карьеры глубиной до 800-1000 м. В Европе угольные шахты достигают 1300 м. Для добычи серебра требуются ещё более глубокие шахты - 2200 м. Глубина некоторых рудников в Южной Африке и Индии достигла почти 4000 м - там добывают золото. Нефть, газ и вода откачиваются с глубин до 8-10 км.

Ежегодно при добыче полезных ископаемых, строительстве и других видах деятельности из недр Земли извлекается и перекладывается с места на место не менее 100 млрд т горных пород. В пересчёте на одного жителя планеты получается, что он «перелопачивает» около 25 т каменного материала. Ежегодно Земля теряет примерно 3 млрд т нефти и газа, которыми обогреваются наши дома, приводятся в движение машины. Превратившись в синтетические материалы, нефть и газ обувают, одевают нас и делают ещё много-много полезных дел. Ещё больше сжигают каменного угля.

Человек извлекает из недр Земли необходимое сырьё. Попутно он перемещает огромные массы «бесполезных ископаемых», под которыми или внутри которых находится желанное вещество. В результате возникает вопрос: «Что делать с отходами?» Чаще всего их складируют неподалёку, засоряя, обезображивая и фактически уничтожая природу окрестностей. Всё это напоминает трапезу некоего гигантского неряшливого обжоры Гаргантюа, который разбросал объедки вокруг стола. Сейчас уже скопилось более 1600 трлн м 3 «пустых» горных пород и отходов переработки руд.

В настоящее время свыше 4% площади суши занимают «погибшие» земли, по вине людей полностью утратившие плодородие и ставшие непригодными для жизни. Это прежде всего горные разработки: отвалы, карьеры и возвышающиеся конусоподобные терриконы. Удручающую картину представляют собой созданные человеком пустыни - бедленды (от англ. bad lands - «дурные земли»).

Самое губительное воздействие человек оказывает на земную кору, когда хозяйничает в её недрах, добывая полезные ископаемые. Но не только это изменяет лик Земли. Человек пашет, строит дома, плотины на реках, испытывает новые виды оружия, ведёт войны - всё это наносит непоправимый вред нашей планете. О некоторых изменениях люди уже догадываются и даже стремятся предотвратить их. Непредсказуемых последствий наших поступков всё-таки больше, и мы должны быть готовы к неожиданным катастрофам.

МБОУ «Кирилловская средняя школа»

Разработка урока

по географии (5 класс)

«Как человек изменил Землю.

«Подарки» человека самому себе и своей планете».

Учитель: Буханова М.А.

Цели урока:

1 . Изучить источники загрязнения окружающей среды.

2 . Ознакомить с мерами по защите природы.

3 . Развивать внимание, мышление, память, речь

4 . Воспитывать экологическую культуру.

Оборудование:

Ноутбук, интерактивная доска.

Ход урока.

Эпиграф:

«Пора бы человечеству понять,

Богатства у природы отбирая,

Что Землю тоже нужно охранять,

Она как мы - такая же живая.»

    Оргмомент . Приветствие учителя и учеников. Психологический настрой.

    Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли. Люди использовали природные богатства. И по мере того как людей становилось больше, а развитие науки и техники давало им новые возможности, всё заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определённую роль сыграл человек… В те далёкие годы живой мир планеты понёс первые большие потери от рук человека.

Развитие сельского хозяйства потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Увеличивая стада домашних животных, люди не замечали, как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое-где угрожающе разрастаются пустыни…

Географические открытия проложили дорогу в новые земли. Люди заселяли и осваивали многочисленные острова и целые материки. Планета казалась огромной, а её богатства – безграничными. Не было и речи о том, чтобы бережно к ним относится. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости. На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

Одни виды растений и животных исчезли, зато другие приспосабливались к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Такие растения человек называл сорняками, а животных – вредителями. Человек упорно искал эффективное средство борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство – ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили, что эти вещества губят всё живое, да к тому же чрезвычайно опасны и для самого человека.

Между тем в химических лабораториях «рождались» не только ядохимикаты, но и огромное количество других веществ, которых никогда не было в природе. Эти вещества и изделия из них (стиральные порошки, лаки и краски, лекарства, пластиковые пакеты, бутылки и многое другое), попадая в окружающую среду, загрязняют её. Оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами.

Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами производства. Особенно опасны радиоактивные отходы. Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. У человека, подвергшегося облучению, дети тоже могут родиться больными. Причём многих радиоактивные вещества «живут» в окружающей среде очень долго: одни – несколько лет, другие – тысячи лет! Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного, или ядерного оружия, а также при работе атомных электростанций.

Человек действительно изменил Землю. Он считал её во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. И чтобы не исчезнуть с лица Земли, подобно динозаврам, люди должны:

    бороться с уничтожением лесов;

    остановить наступление пустынь;

    защитить планету от всех видов загрязнений.

Это основные задачи, которые должно решить человечество, чтобы справиться с важнейшими экологическими проблемами.

ТРИ «ПОДАРКА» ЧЕЛОВЕКА САМОМУ СЕБЕ И СВОЕЙ ПЛАНЕТЕ:

Озоновая дыра

СЛАЙД № 2 Озо́новая дыра́ - локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли . По общепринятой в научной среде теории, во второй половине XX века всё возрастающее воздействие антропогенного фактора привело к значительному утончению озонового слоя. СЛАЙДЫ № 3

Согласно другой гипотезе, процесс образования «озоновых дыр» может быть в значительной мере естественным и не связан исключительно с вредным воздействием человеческой цивилизации.

Озоновая дыра диаметром свыше 1000 км впервые была обнаружена в 1985 году в Южном полушарии над Антарктидой группой британских учёных. Каждый август она появлялась, к декабрю или январю прекращая своё существование. СЛАЙД № 4 Над Северным полушарием в Арктике образовывалась другая дыра меньших размеров.

Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на землю и вызывает у людей рост числа раковых образований кожи. Также от повышенного уровня излучения страдают растения и животные.

Хотя человечеством были приняты меры по ограничению выбросов хлор- и бромсодержащих фреонов, процесс восстановления озонового слоя займёт несколько десятилетий. Прежде всего, это обусловлено огромным объёмом уже накопленных в атмосфере фреонов, которые имеют время жизни десятки и даже сотни лет. Поэтому затягивание озоновой дыры не стоит ожидать ранее 2048 года.

Кислотные дожди

СЛАЙД № 5 Кисло́тный дождь - все виды метеорологических осадков - дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, при котором наблюдается понижение pH дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами (обычно - оксидами серы, оксидами азота). СЛАЙД № 6

Впервые термин «кислотный дождь» был введен в 1872 году английским исследователем Робертом Смитом. Сегодня уже никто не сомневается, что кислотные дожди являются одной из причин гибели жизни лесов, урожаев, и растительности. Кроме того, кислотные дожди разрушают здания и памятники культуры, трубопроводы, приводят в негодность автомобили, понижают плодородие почв и могут приводить к просачиванию токсичных металлов в водоносные слои почвы. СЛАЙД № 7

Кислотный дождь образуется в результате реакции между водой и такими загрязняющими веществами, как оксид серы и различными оксидами азота. Эти вещества выбрасываются в атмосферу автомобильным транспортом, в результате деятельности металлургических предприятий, тепловых электростанций. Затем, вместе со снегом или дождем, они выпадают на землю. СЛАЙД № 8

Кислотный дождь оказывает отрицательное воздействие на водоемы - озера, реки, заливы, пруды - повышая их кислотность до такого уровня, что в них погибает флора и фауна. Выделяют три стадии воздействия кислотных дождей на водоемы. Первая стадия - начальная. С увеличением кислотности воды водяные растения начинают погибать, лишая других животных водоема пищи, уменьшается количество кислорода в воде. Первая стадия заболачивания водоема. Вторая стадия - погибают донные бактерии, которые разлагают органические вещества и листья, и органический мусор начинает скапливаться на дне. Затем гибнет планктон - крошечное животное, которое составляет основу пищевой цепи водоема и питается веществами, образующимися при разложении бактериями органических веществ. Третья стадия - погибает вся рыба, большинство лягушек и насекомых. Первая и вторая стадии обратимы при прекращении воздействия кислотных дождей на водоем. Кислотный дождь наносит вред не только водной флоре и фауне. Он также уничтожает растительность на суше. Единственный способ изменить ситуацию к лучшему, по мнению многих специалистов,- это уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу.

Парниковый эффект

СЛАЙД № 9 Парнико́вый эффе́кт - повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.
В парниках на наших огородах стекло или плёнка удерживает тепло. В последнее время что-то подобное стало происходить и на всей Земле. СЛАЙД № 10 Она, кажется, начинает превращаться в огромный парник. Только роль стекла и плёнки в нём играет углекислый газ, которого всё больше становится в атмосфере. Он выделяется при сжигании людьми топлива. Ежегодно человечество сжигает 2 млрд. тонн топлива, при этом образуется 5,5 млрд. тонн углекислого газа! Он удерживает тепло в атмосфере. В результате происходит потепление климата. Это явление назвали парниковым эффектом. СЛАЙД № 11 Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, растают полярные льды и горные ледники, уровень моря поднимется и вода затопит огромные площади суши вместе с полями и городами. Повсюду изменится погода, разладится работа сельского хозяйства и вся жизнь людей.

В связи с загрязнением окружающей среды встает задача охраны природы. Запишем в тетрадях: Охрана природы - комплекс межгосударственных, государственных и региональных законов и мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и восстановление природы (растительного и животного мира, земель, вод, атмосферы).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Слайды № 12-13

Проверьте свои знания:

    Как влияли на природу Земли древние люди?

    Какие изменения на Земле вызвало развитие сельского хозяйства?

    К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ?

    Чем опасны радиоактивные отходы?

    Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.

Подумайте!

    Предложите и обсудите в классе способы решения важнейших экологических проблем, о которых рассказано в учебнике.

    Познакомьтесь с материалами учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте. Какие меры борьбы с этими опасными явлениями вы можете предложить?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ слайд № 14

    Стр. учебника 155 – 159

    Нарисовать рисунок о защите природы.