Методика преподавания итоги проверки знаний по истории. Методика контроля знаний на уроках истории

Функции проверки. Содержание и методика проверки знаний и умений.

Формы, виды и приемы проверки.

Требования к проверке: мотивация и активизация опроса, дифференциация, связь с другими уроками.

Текущая и отсроченная проверка.

Устный, письменный и практический контроль.

Применение карточек, тестирование. Задания и задачи.

Итоги проверки знаний. Качество ответов, их рецензирование.

Обеспечение успеха в деятельности учащихся. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

Основным видом проверки знаний учащихся как по всем предметам, так и на уроках истории и обществознания является опрос.

Опрос учащихся - прежде всего определенная часть урока. К проведению опроса на уроке надо серьезно готовится, потому что формулировка вопросов на уроках истории и обществознания - дело ответственное, всякая неясность, нечеткость формулировки может дезориентировать учащихся и сказаться на результате контроля. Если учитель не готовится к опросу, то, хотя бы он обладал и достаточной квалификацией, вопросы его могут носить случайных характер и учащиеся не смогут логически осмыслить переход от ранее изученного материала к новому, проследить динамику развития исторических событий. Функции опроса очень многообразны. Наиболее ярко и в полной мере, т.е. в течение 40 минут он проявляется на контрольном уроке.

Контрольный урок является предпоследним в изучении темы, раздела, курса. На данном уроке учитель выбирает необходимые задания для проверки знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. Контрольный урок проводится перед уроком повторения и обобщения и позволяет учителю на основе контрольного среза, теста, контрольной работы и других форм проверки определить слабые участки в знаниях класса. Учитель тщательно выбирает наиболее важный материал для закрепления, опираясь на программу, в которой указаны знания, умения, навыки, которыми должны овладеть учащиеся в овладении знаниями данного предмета. На уроках в старших классах по истории и обществознанию форма урока может носить иную специфику, например - зачет.

Организация проверки знаний и умений важный этап организации учебного процесса.

Опрос - это первая проверка на практике полученных знаний, это важнейший вид управления.

На уроках по новой теме опрос может быть одним из видов самостоятельной работы и проходить не столько с целью контроля, сколько развития нужных навыков и приобретения новых знаний. Такой опрос развивает самостоятельность, закрепляет полученные знания, активизирует процесс обучения.

По мере накопления знаний меняется и опрос.

Обратная связь осуществляется в двух направлениях:

1. В процессе самого объяснения материала, выделив отдельные структурные элементы темы, учитель дифференцирует вопросы к сильным, средним, слабым ученикам - с просьбой повторить, уточнить, привести примеры, решить задачу, найти на карте, прочитать раздел, привести цитату из первоисточника. Учитель корректирует знания учащихся.

2. После изучения раздела, темы учитель проверяет, как усвоены термины, даты, факты, добивается связных, развернутых ответов на вопросы по текущему материалу с объяснением связей, решением задач, хронологией, работой по карте;

3. Итоговая проверка по целым разделам, темам, по итогам четверти, полугодия, года: обобщающий опрос, контрольная работа, экзамены.

Формы опроса :

фронтальный (аналитическая, эвристическая беседа, тестирование, диктант, контрольная работа).

Групповой (работа по карточкам, задание группе с защитой проекта, доклады, содоклады, оппонирование, рецензирование и др.)

Индивидуальный - письменный и устный (ответ у доски, работа по карточке, карте, заполнение таблиц, составление или отгадывание кроссвордов, сочинение-описание по картине, ответ на контрольные вопросы, решение задач, работа с первоисточниками, документами и т.д.

Комбинированный опрос сочетает в себе проведение фронтального, группового и индивидуального опроса.

Контроль проводится на основе программы курса, содержания учебника с учетом дополнительного материала, который вводит в процесс обучения учитель.

Не претендуя на полноту анализа, можно назвать несколько функций опроса:

1. Опрос - средство контроля: это элемент контроля имеет место там и в тех случаях, когда ученикам ставятся какие-либо вопросы (наводящие, развивающие логическое мышление, эвристические, направленные на творческий поиск и т.д.).

2. Опрос - средство закрепления знаний: ученик, отвечая на те или другие вопросы преподавателя, естественно, еще раз закрепляет изученный материал, часто с новых точек зрения, в разных ракурсах (присущи аналитическая беседа, проблемная ситуация, заполнение сравнительной таблицы, систематизация материала и т.д.).

3. Опрос - средство повторения того или иного раздела, курса, той или иной суммы вопросов курса (подготовка сообщений, докладов, рефератов к семинарскому занятию, выполнение творческих проектов, подбор материала к уроку-игре и т.д.)

4. Опрос - средство анализа и разбора изучаемых документов.

Сводить опрос только к контролю не следует, как бы ни важна была его функция.

Опрос играет большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует воспитанию у учащихся практических навыков - умения раскрывать тему и докладывать ее аудитории, умения обосновывать и доказывать высказываемые им положения, воспитывает самостоятельное мышление учащихся при решении поставленных вопросов, способствует воспитанию чувства ответственности за свою работу.

В условиях изменения структуры и содержания образования в средней школе на первый план выдвинулись такие проблемы, как необходимость коррекции содержания и методов организации контроля в гимназических профильных классах, а также классах коррекции.

Дифференцированный подход к отработке содержания учебного материала заставляет учителя диагностировать учащихся:

По уровню подготовленности;

Характеру мыслительной деятельности;

Направленности их познавательной активности.

Особенно сложно работать тем, где история не является профильным предметом. Вторым видом разноуровневого подхода является выявление различий у учащихся в одном классе. Диагностика проводится внутри класса по тем же критериям, с целью содействовать успешной деятельности и сильных, и слабых.

Разноуровневые задания позволяют преодолеть отставание слабых, неуверенных в себе учеников. Посильные для них формы работы будут способствовать росту уверенности в себе, помогут преодолеть страх перед контролем со стороны учителя. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволяет в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность.

Важной задачей является отработка методического обеспечения перехода от репродуктивной деятельности га уроке к деятельности, преобразующей и творчески поисковой.

Индивидуальная, групповая и парная формы работы на уроке давно известны и широко используются, но не всегда учитываются индивидуально-личностные характеристики и качества различных учеников, особенности тех или иных классов.

Разноуровневый подход - это не только обучающая, но и развивающая методика, в результате использования которой происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных навыков, навыков мыслительной деятельности, умений анализировать, обобщать, делать выводы.

Самое главное - с помощью разноуровневого индивидуально-личностного подхода появляется возможность добиться достижения этих целей каждым конкретным классом, каждым конкретным учеником.

Система проверки знаний в старших классах может иметь тестовые задания с различными видами:

свободные по форме :

Небольшие высказывания, точность и полнота которых могут быть восстановлены учеником после того, как им понята остальная часть смысловой фразы;

предполагающие выборы ответа :

Из предложенных 4-х альтернатив, одна из которых соответствует верному ответу;

На основе сопоставления двух суждений;

- на установление соответствия между двумя списками;

- на дополнение предложенного перечня;

Задания открытого типа с кратким эталоном ответа.

Другим видом работ является реферирование. В энциклопедиях и справочниках слово «реферат» (от лат. refere - докладываю, сообщаю).

В любом реферате выделяют:

Собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Наличие именно этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;

Справочный аппарат.

Различают несколько видов реферата: в зависимости от количества реферируемых источников выделяют монографические (результат переработки одного источника), и обзорные, написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования.

В устном представлении реферата предполагается:

Обоснование актуальности избранной темы (почему данная работа представляет интерес для самого автора и в чем объективная необходимость обращения к данной теме);

Анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;

Подготовленный текст работы, снабженный необходимым научным аппаратом, аккуратно переписанный или перепечатанный, заблаговременно, в установленные в образовательном учреждении сроки, сдается рецензенту, а на экзамене представляется на публичную защиту.

Итоговая аттестация по истории и обществознанию может проводится в виде экзамена и собеседования.

Традиционные экзаменационные испытания могут проводится на основе примерных билетов, которые ежегодно с небольшими модификациями публикуются в сборниках Минобразования, как примерные вопросы к собеседованию.

Одним из направлений реформы системы образования в Российской Федерации является подготовка к введению единого национального экзамена, который совместит в себе функции выпускного экзамена в школе и вступительного экзамена в высшие учебные заведения.

В 2001 г. в нескольких регионах России прошел эксперимент по выработке содержания, форм, организации единого национального экзамена. Подготовлены демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов по всем предметам учебного плана. Они адресованы учителям, преподавателям высшей школы, ученикам, абитуриентам, родителям, всем кто связан с российским образованием. Демонстрационные материала предназначены, в частности, для публикации в средствах массовой информации. Материалы к ЕГЭ по истории и обществознанию опубликованы в журналах «Преподавание истории и обществознания в школе» 2001. № 6,7.Они содержат инструкцию для учащихся по выполнению 58 заданий, которые разделены на 2 части. В 1-30 заданий в каждом нужно выбрать один верный ответ. В заданиях 31-38 выбрать верный ответ из предложенных четырех вариантов и записать его в бланке ответов. Задания 39-50 требуют краткого ответа в виде одного-двух слов или сочетаний, цифр и букв, которые также надо записать на бланке ответов.

Объектами проверки учебных достижений школьников по истории являются:

Знание исторических фактов, событий, дат, имен, терминов;

Усвоение общих исторических представлений, понятий, идей;

Владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий и др.);

Умение оперировать историческими знаниями, извлекать их из исторических источников, применять в новой ситуации;

Умение оценивать исторические явления, действия людей в истории;

Обоснованность личностного отношения к историческим со­бытиям, их участникам, творениям культуры и т. д.

Специфика проверки знаний по истории определяется особен­ностями истории как области знания. Она содержит объективную информацию о конкретных свершившихся, необратимых событиях и их участниках и вместе с тем субъективное восприятие, толкова­ние этих событий, связанное с системой индивидуальных и общест­венных ценностей. Исходя из этого, компоненты исторической под­готовки школьников могут быть условно разделены на «объективи­зированные» (формализованные) и «субъективные».

К первым относятся:

Точное указание исторических дат, фактов, имен и т. п.;

Соотнесение события с десятилетием, веком, эпохой;

Рассмотрение событий с учетом их хронологического предше­ствования и последовательности;

Выявление места локального события в серии однотипных событий по «горизонтали» и по «вертикали»;

Сравнение событий по заданным параметрам, выявление об­щего и особенного в них и др.

Эти компоненты знаний проявляются в определенных (однознач­ных) ответах и действиях школьников («Куликовская битва произо­шла в 1380 г.»). Они могут быть проверены с помощью конкретных измерителей, содержащих правильный ответ (или его элементы). В этом случае возможна проверка с использованием ЭВМ.

С другой стороны, в знаниях учащихся отражается присущая истории неоднозначность объяснения событий. Прежде всего речь идет о разных версиях, трактовках одних и тех же сюжетов, с кото­рыми школьники могут встретиться в различных учебниках. Элемен­ты субъективного привносятся в знания учащихся и вследствие их личностного восприятия истории. Субъективные, вариативные свой­ства исторических знаний школьников проявляются:

В выборе фактического материала для характеристики собы­тий, процессов;

Основаниях для классификации и оценки значения событий, действий людей (критерии оценки);

Характере обобщений, выводов и т. д.

В силу этого при проверке исторической подготовки школьника изложение им материала остается в значительной степени «откры­тым», не предполагает единственно возможной формулировки. Про­верка в этом случае осуществляется с помощью «рамочных» пара­метров (в пределах используемых учебных пособий). В ответах оцениваются точность сообщаемых фактов, полнота и логика изло­жения, использование материала в рамках учебника или сверх того и т. д. Проверка и оценка проводятся экспертом (экспертной груп­пой, комиссией).


Все виды проверки знаний по истории - текущая, этапно-тематическая, итоговая - должны быть ориентированы как на «объек­тивизированные» (формализованные), так и на «субъективные» их компоненты. Это условие применимо и к тестам по истории (существующие в настоящее время варианты тестов, к сожалению, чаще всего ограничиваются выявлением формализованных знаний, что нельзя считать достаточным).

В отличие от других учебных дисциплин история имеет дело не с существующим в данный момент объектом, а с его реконструкцией. Отсюда специфика ее требований к мыслительным умениям, в ко­торых должны сочетаться критическое восприятие и синтез инфор­мации источников, воображение, воспроизведение и моделирование хода событий, личностное сопереживание («вживание» в ситуацию) и осмысление явлений, определение, обоснование своей позиции.

В классификации учитываются как содержательный состав зна­ний, так и характер деятельности учащихся. Опорными содержатель­ными категориями являются историческое время, пространство, движение. По каждой из этих категорий указываются знания, мыс­лительные действия школьников, которые могут быть предметом проверки.

Историческое время:

Знание дат, хронологии событий;

Соотнесение даты (единичного события) и явления, процесса;

Периодизация событий, процессов.

Историческое пространство:

Знание исторической топографии;

Представление о геополитическом положении цивилизаций, государств;

Знания об изменении исторической карты мира, регионов, стран в разные эпохи.

Историческое движение:

Знание фактов, событий, имен, названий, терминов;

Описание событий, явлений;

Соотнесение факта (единичного события) и процесса, явления; обобщение фактов;

Выявление причинно-следственных связей, взаимосвязаннос­ти исторических событий;

Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов;

Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений;

Определение сущности, принадлежности, типологии событий и явлений;

Оценка событий, деятельности людей и др.

Приводимые далее образцы вопросов и заданий для проверки уровня подготовки школьников по истории могут быть использова­ны учителем в текущей работе и органами народного образования при проведении контрольных проверок.

Все виды проверки по истории предполагают и устную, и пись­менную формы ответов. В одних случаях может быть избрана одна из этих форм: устная или письменная. В других обе формы сочета­ются. Так, при итоговой аттестационной проверке (на экзамене) письменный ответ (реферат) может сопровождаться устным коммен­тарием, защитой и т. д.

Основным квалификационным видом проверки учебных дости­жений школьников по истории служит полугодовая и годовая про­верка. Отсроченная проверка (за 2-3 года, этап обучения) выявляет главным образом формализованные знания. Для повествовательной дисциплины, каковой является история, такая проверка не может считаться достаточно полной.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методическая разработка раздела программы по математике «Обыкновенные дроби» учитель математики Белова Н.П. М Б ОУ « Основная общеобразовательная ш кола № 13 »

Цель современного образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся Федеральные государственные стандарты второго поколения: Формирование совокупности универсальных учебных действий; Новые требования к результатам обучения 1. Л ичностные; 2. Метапредметные; 3. Предметные; Системно – деятельностный подход: 1. Организация разнообразной учебной деятельности; 2. Учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого учащегося.

Особенности программы учебного курса «Математика» Увеличение активных форм работы учащихся; Развитие интеллекта учащихся; Приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения и доказательства.

Раздел программы «Обыкновенные дроби» Предметные цели обучения: Систематическое развитие понятия числа Выработка умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами. Цели личностного развития: Развитие логического мышления. Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность Развитие интереса к математическому творчеству. Метапредметные цели обучения: Создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности

Индивидуальный подход в обучении Ребенок – субъект собственного развития Учет физиологических, психических, возрастных особенностей Личное изучение педагогом особенностей развития и общения каждого учащегося. Учет склонностей и интересов учащихся. Уровневая дифференциация заданий

Цели и задачи раздела «Обыкновенные дроби» Основная цель: познакомить каждого учащегося с понятием дроби. Познавательные задачи: Познакомить учащихся с основными понятиями данной темы; Формировать умения отмечать дробные числа на оси координат; Формировать умения читать, сравнивать, понимать, выполнять арифметические действия.

Развивающие задачи: Развивать восприятие, внимание, память; Развивать умения сравнивать, анализировать; Развивать навыки реализации теоретических знаний на практике. Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес к предмету; Воспитывать чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе; Содействовать рациональной организации труда.

Психолого- педагогическое объяснение специфика восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Познавательные процессы школьников Произвольность Устойчивость Продуктивность

Психологические особенности учащихся 5 класса ПАМЯТЬ Преобладание механического запоминания, которое вызывает затруднения в обучении МЫШЛЕНИЕ Преобладает словесно – логическое и образное, менее развито абстрактное мышление. САМОКОНТРОЛЬ Недостаточное сформированное произвольное внимание, требует развития. РЕЧЬ Речь влияет на развитие мышления, требуется постоянное развитие речи.

Ожидаемые результаты Учащиеся будут знать и понимать Учащиеся будут уметь Понятия окружности, круга и их элементов. Изображать окружность и круг Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя. Читать и записывать обыкновенные дроби Правило сравнения дробей Называть числитель и знаменатель Понятия правильной и неправильной дроби Изображать дроби Правила сложения и вычитания дробей Распознавать и решать три основные задачи на дроби

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм, организации деятельности учащихся Технология индивидуального обучения Дифференцированный подход Дидактические игры Устная работа Тестирование

Система знаний и система деятельности Система знаний – общенаучные знания и законы, знания профильного характера. Система деятельности – познавательная, преобразующая, общеучебная, самоорганизующая деятельность.

2 блок 5 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 6 Деление и дроби 5 Смешанные числа

Система уроков по теме № урока в разделе программы Тема урока. Изучаемый материал на уроке Тип урока Форма урока Форма организации познавательной деятельности учащихся 1 Окружность и круг. Понятия: окружность, круг, центр, радиус, диаметр, полукруг, дуга. Окружность, круг и точка. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – лекция Фронтальная 2 Окружность и круг. Задачи на построение по радиусу и диаметру. Комбинированный Урок - практикум Коллективная 3 Доли и дроби. Работа с долями: половина, треть, четверть. Понятие обыкновенных дробей. Комбинированный Урок- игра Фронтальная 4 Доли и дроби. Работа с долями. Изображение на координатном луче. Урок закрепления изучаемого материала. Урок решения задач Индивидуальная 5 Доли и дроби. Решение задач. Урок системати-зации и обобщения знаний. Урок - соревнование Групповая 6 Сравнение дробей. Графическое изображение равенства дробей. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – практикум. Индивидуальная

7 Сравнение дробей. Изображение дробей и их сравнение на координатном луче. Запись неравенств. Комбинированный Урок решения задач Коллективная 8 Сравнение дробей. Вывод правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Закрепление изученного материала. Урок – исследование. Групповая 9 Правильные и неправильные дроби. Понятия правильных и неправильных дробей. Комбинированный Урок- лекция. Фронтальная 10 Правильные и неправильные дроби. Решение задач с использованием дробей. Урок закрепления изучаемого материала Урок- практикум. Коллективная 11 Обобщение. Обобщение и систематизация знаний. Урок – путешествие Коллективная 12 Контрольная работа №7 Урок проверки знаний Контрольная работа Индивидуальная 13 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Вывод правила сложения и вычитания графическим способом. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – исследование. Коллективная 14 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнение действий в примерах, выражениях, уравнениях. Урок закрепления изучаемого материала. Урок решения задач Групповая 15 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач на сложение и вычитание дробей. Урок проверки знаний Самостоятельная работа Индивидуальная

16 Деление и дроби. Объяснение связи деления и дроби. Перевод записи. Получение дробного числа путем деления. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – практикум. Индивидуальная 17 Деление и дроби. Решение задач на деление с получением дробного числа. Комбинированный Урок решения задач Индивидуальная 18 Смешанные числа. Понятие смешанного числа, его представления в виде суммы целого и дробного числа. Комбинированный Урок – практикум. Групповая 19 Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Урок повторения Урок решения задач Групповая 20 Смешанные числа. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Комбинированный Урок решения задач Фронтальная 21 Сложение и вычитание смешанных чисел. Сложение смешанных дробей. Случай получения неправильной дроби при сложении дробных частей. Комбинированный Урок - практикум. Коллективная 22 Сложение и вычитание смешанных чисел. Случай, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого. Урок проверки знаний. Урок - зачет Индивидуальная 23 Сложение и вычитание смешанных чисел. Вычитание дроби из целого числа. Решение задач и уравнений с обыкновенными дробями. Систематизация знаний Урок взаимообучения Групповая 24 Обобщение. Обобщение, закрепление изучаемого материала. Урок - игра Групповая 25 Контрольная работа №8 Урок проверки оценки знаний. Контрольная работа Индивидуальная

Актуальность курса 1.Определяется значимостью понимания школьниками особого положения курса «Обыкновенные дроби» в школьном курсе математики 2.Безупречное знание действий с обыкновенными дробями требуется от каждого ученика для дальнейшего усвоения математики

Пояснительная записка

Урок № 24 «Обобщение.Подготовка к контрольной работе» Цели урока: 1. Систематизировать знаний учащихся по теме, совершенствовать умение складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем

Знают 1.Понятие дроби, правильной и неправильной дроби.понятие смешанного числа 2.Понятие сравнения дробей

Умеют 1.Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем 2.Выделять целую часть из неправильной дроби. 3.Записывать смешанное число в виде неправильной дроби 4.Отмечать дроби на числовом луче 5.Сравнивать дроби с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями

Осознают 1. Роль аналогии и обобщения в получении новых знаний 2. Роль темы для дальнейшего изучения курса

Методы и формы организации деятельности Применяемые методы обучения: Частично- поисковый; Исследовательский; Проблемный; Репродуктивный. Формы организации деятельности. Коллективная; Парно- групповая; Фронтальная работа; Индивидуальная.

Оборудование урока Компьютер, мульти - медийный проектор, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы. Карточки самооценки


Предмет: информатика

Класс: 8

«Обобщение и систематизация знаний по теме «Системы счисления».

Урок – игра «Научное кафе»

Пятый урок по теме: «Математические основы информатики»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный

Форма: дидактическая играприменяются: практическая, фронтальная форма, работа в группе, ИКТ

Цель урока

Задачи урока

В игровой форме создать условия для обобщения и проверки усвоения, полученных знаний, умений и навыков учащихся, полученных по теме «Системы счисления».

    Систематизировать и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Системы счисления».

    Повторить основные понятия темы; правила перевода из одной системы счисления в другую;

    Стимулировать познавательную деятельность учащихся;

    Развивать логическое мышление, путем решения нестандартных задач;

    Воспитывать умение работать командой.

Предполагаемый результат

Знать:

Уметь:

Компетенции УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательная, коммуникативная

Технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

Мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, карты оценивания

Ход урока

Компетенции/

аспекты/УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

I этап: организационный 3мин.

Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» «могу»

Здравствуйте, ребята! Приглашаю сегодня вас в наше «Научное кафе». Число – это величина, которое по определенным правилам складывается из цифр. Эти правила называются...Чтобы ответить разгадайте ребус (слайд 3).

Перед уроком вы получили приглашения, номер которого записан в двоичной системе счисления, переведите его в десятичную систему счисления и займите свои места в командах. Обсудите, как будет называться ваша команда и выберите капитана.

Проявление интереса к материалу урока. Правила проведения урока-игры, правила поведения работы в группе. Учащиеся знакомятся с составом команд, придумывают название команд и представляют ее.

Коммуникативная

Включение в учебный процесс

II этап: постановка цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цели урока.

«Все сущее есть число. Пифагор». (слайд 5).Прочитайте наш эпиграф к уроку, как вы думаете, почему я выбрала этот эпиграф?Обоснуйте свой ответ.

Обсуждение вариантов формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

Учебно - познавательная, коммуникативная

Появление цели урока. Умение сотрудничать, анализировать, доказывать правоту ответа. Умение ставить цели и планировать работу.

III этап: актуализация знаний 7 мин.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

«Мир построен на силе чисел» говорил Пифагор, подчеркивая важную роль чисел в жизни человека. Как умеете работать с числами вы, нам предстоит узнать сегодня.

Предлагаю вам первое задание, давайте вспомним основные понятия темы «Системы счисления». Каждой команде я буду задавать вопрос, за правильный ответ 1 бал. (слайд 6-10)

В какой системе счисления количество цифр не зависит от ее положения в числе?

При помощи этих символов записывается число?

Позиция цифры в числе, это?

Совокупность различных цифр, используемых в системе счисления для записи чисел, называется?

Как называется распространенная непозиционная система?

Демонстрируют знания, умения и навыки по теме.

Обсуждают, обмениваются мнением, отвечают на вопросы задания.

Непозиционная, цифра, разряд, алфавит, римская.

Учебно-познавательная

Формирование конкретного образовательного результата

IV этап: Усвоение новых знаний и способов деятельности 20 мин.

« Информационный коктейль ».

Работа с пословицами, перевод из двоичной системы в десятичную

«Числовой винегрет»

Решение нестандартных задач

«Кто быстрее»

Работа в группах(командах) по карточкам, перевод из одной системы в другую

«Числа под шубой»

Конкурс капитанов «Гвоздь программы»

«Числовой гарнир»

Практическое применений знаний и умений при решении конкретной задачи

Задание оценивается в 1 бал.

- Что не так в этих поговорках? Что необходимо сделать, что бы они прозвучали правильно. Следуя правилам перевода из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления, выполните задание. (Слайд 11)

-На все 100 сторон.

-111 одного не ждут.

- 10 сапог пара.

- Плакать в 11 ручья.

За правильный ответ 2 балла.

Представьте последовательностью числа из стихотворения «Слон живет у нас в квартире». (Слайд 12)

Решите задачу: Сколько лет девочке? (Слайд 13)

Сколько учеников в классе? Если в классе 111100% девочек и 1100 мальчиков. (Слайд 14)

Каждая команда получает карточку с заданием правильный ответ 2 балла.

Переведи из данных систем счисления в десятичную систему.

Переведите из непозиционной системы в позиционную систему счисления.

MMLVIII , DCCCIV , LXXXVI

- Выполните действия и запишите результат римскими цифрами:

1. DXXXIII – (XXXV : V + MCCXV ): V ;

2. (MCCCXXV – (MCDXXXIX CCXXVI )): IV .

- Представьте числа в десятичной системе и заполните кросснамбер.

Капитаны, задание для вас, на карточках вопросыответьте на данные утверждение да\нет, за каждый правильный ответ, вы принесете команде 1 балл.

Следующее задание, перед вами карточки, по заданным координатам начертите рисунок, для этого вам необходимо перевести числа в десятичную систему.

Анализируют задание, обсуждают, выдвигают и проверяют варианты и способы ответа на поставленный вопрос.

-На все 4 стороны.

-7 одного не ждут.

- 2 сапога пара.

-Плакать в 3 ручья.

12 лет 5 класс, 4 книги

60% девочек и 12 мальчиков

Самостоятельно работают по алгоритму.

467

234

555

1058, 804,85

Использование приобретенных знаний в практической деятельности.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Работа в группах, самостоятельная работа по карточкам. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Методы логического мышления, решение нестандартных задач

Работа в группах, работа по карточкам. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Индивидуальная работа по карточкам

Умение систематизировать, обобщать изученное. Высказывать суждение, логически мыслить, сравнивать. Формирование собственного представлений о предмете изучения. Реализации личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия. Использовать творческий подход к выполнению нестандартных заданий.

V этап: Подведение итого. Рефлексивно-оценочный 5 мин

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всей команды в целом

Подведем итоги нашей встречи, подсчитаем набранные баллы и выявим победителей нашего «Научного кафе».

Посмотрите на экран, закончив предложение(слайд 17):

    Сегодня на уроке я….

    Самым полезным и интересным для меня было…

    я встретился с трудностью при…

    У меня хорошо получилось…

    Теперь я могу…

Подготовить домашнее задание: Подготовить творческий проект «Системы счисления в повседневной жизни». (слайд 18)

Анализируют, что вспомнили, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли.

Учащиеся анализируют деятельность группы, себя по достижению цели урока

Фронтальная

Учебно-познавательная

Организовывает подведение итогов урока.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам. Оценка - осознание уровня и качества усвоения; контроль

Приложение 1

« Информационный коктейль ».

На все 100 сторон.

111 одного не ждут.

10 сапог пара.

Плакать в 11 ручья.

Числовой винегрет»

«Кто быстрее»

3.Конкурс капитанов

Ответ

да\нет

1

Верно ли то, используемая нами система счисления возникла, потому что у человека 10 пальцев?

2

Верно ли то, что число764 может быть записано в восмиричной системе счисления?

3

Верно ли то, что арабскую нумерацию изобрели арабы?

4

Верно ли то, что по узелкам на веревке в древности считали?

5

Верно ли, что систем счисление множество?

6

Верно ли то, арабская система счисления – непозиционная?

Числовой гарнир

По теме:

«Формы и приемы проверки знаний на уроке истории»

Выполнила: Городенко Надежда Павловна, учитель МБОУ «ООШ с.Руновка» Кировского района 2016 год

Содержание

1.Введение…………………………………………………………….3-4 стр.

2. Из истории педагогики……………………………………………4- стр.

3. Основы контроля знаний…………………………………………4-10стр.

3.1. Цели и задачи проверки знаний и умений учащихся………..4-5 стр.

3.2. Функции и виды контроля………………………………..........6- стр.

3.3. Виды и организация уроков контроля знаний……………….6-10стр.

4. Методы проверки и оценки знаний на уроках истории……...10-14стр.

4.1. Методика организации контроля знаний……………………..10-12 стр.

4.2.Методы организации тестирования на уроках истории……..12-14 стр.

5. Заключение………………………………………………………..14-15 стр.

6. Список использованной литературы……………………………15 стр.

Введение.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся является важной частью учебного процесса. От её правильной организации зависит успех обучения. Принято считать, что контроль является “обратной связью” между учителем и учеником, возможностью влияния на учебно-педагогический процесс. Контроль – это соотношение достигнутых результатов с целями обучения.

Эффективность проверки знаний и умений учащихся во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения контрольного урока.

Правильно организованный контроль дает возможность учителю определить уровень усвоения обучающимися изученного материала, увидеть элементы практического усвоения, восприятие детьми нового материала. Поэтому, готовясь к уроку, педагог должен знать: кого, когда, скольких учащихся, по каким вопросам, с помощью каких средств нужно спросить и оценить. Каждый учитель должен сформировать свою систему оценивания, используя различные средства и приемы контроля усвоения знаний. Учащиеся должны знать, что педагог постоянно контролирует их успехи, уровень и качество усвоения знаний. Кроме того, ученики должны воспринимать это как соответствие их знаний и умений предъявляемым требованиям образовательной программы.

Использование разнообразных форм проведения уроков позволяет не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, даёт учителю возможность проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.

После проведения уроков контроля знаний необходимо провести специальный урок для анализа и выявления ошибок, недостатков в знаниях учащихся, в организации педагогом учебно-познавательной деятельности, чтобы внести необходимую коррекцию на последующих уроках.

Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе, которые определены в Послании Президента РФ к Федеральному собранию (2006), Концепции модернизации российского образования и других документах, ориентируют ее, прежде всего, на формирование конкурентоспособной личности, свободно адаптирующейся в быстро меняющихся социально-экономических, политических, жизненных условиях.

2. Из истории педагогики.

Учебно-педагогический процесс формировался в жизни общества с древних цивилизаций. Контролирование и оценивание являлось непременным звеном обучения, позволяло развиваться школе. Многие педагоги спорят о том, что должна показывать оценка: качество знаний обучающегося или успех какой-либо системы обучения. Я.А.Коменский призывал педагогов «разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку». Оценивание должно быть объективным, гуманным по отношению к детям.

Первая балльная система появилась в средневековых школах Германии. С тех пор она постоянно переживала существенные изменения.

К.Д.Ушинский, основатель научной педагогики в России, строго критиковал формы контроля знаний того времени, подчеркивал, что «существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся». Он считал, что не должно быть формального контроля, «дидактический контроль должен иметь обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным самому обучающемуся».

За годы XX века менялись различные подходы к школьному контролю успеваемости, складывалась система методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

3. Основы контроля знаний на уроке истории.

3.1. Цели и задачи проверки знаний и умений учащихся.

Выделяют следующие цели проверки знаний и умений учащихся:

Диагностика и коррекция знаний и умений учащихся;

Учет результатов отдельного этапа процесса обучения;

Определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Основная задача контроля и оценки знаний и умений учащихся – определение качества освоения обучающимися учебного материала, уровня овладения знаниями, меры ответственности учащихся за результаты обучения и умения добывать самостоятельно знания.

Важным элементом являются и педагогические требования к контролю:

Должен быть мотивированным;

Систематическим и регулярным;

Разнообразным по формам;

Быть всесторонним и объективным.

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения истории. Оценку знаний, умений, навыков в дидактике рассматривают как процесс определения количественных и качественных показателей подготовки учащихся. Количественная оценка выражается в баллах (отметках), качественная - это оценочные суждения и заключения учителя, в которых он характеризует ответы учащихся. Кроме того, проверка не только определяет уровень и качество обученности учащихся, но и объём труда.

Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.

Диагностика учебной деятельности учащихся включает пять функций и три вида .

3.2.Функции и виды контроля :

Контролирующая и диагностическая функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения;

Образовательная функция выполняет повышение качества знаний;

Воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории, влияющего на формирование его взглядов и убеждений, воспитание ответственности;

Методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения историческими знаниями учащимися;

Стимулирующая функция создаёт основу для развития познавательной активности учащихся;

Корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся, и собственные усилия по управлению ею.

Виды контроля:

Текущий контроль проводится систематически и на всех видах занятий.

Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени (по итогам изучения главы, раздела).

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью выявления полноты и глубины полученных учащимися знаний.

Оценка, являясь частью учебного процесса, выполняет важные функции: обучающую, воспитывающую, ориентирующую, стимулирующую. Каждая из них дает информацию о состоянии развития обучаемого, что позволяет учителю грамотно управлять учебным процессом.

3.3.Виды и организация уроков контроля знаний .

Устный опрос . Этому виду контроля может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким темам.

При проведении опроса необходимо соблюдение организационных моментов, обязательных во всех классах:

1) во время опроса учебники могут лежать на парте в закрытом виде;

2) вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом, включая каждого в учебный процесс;

3) прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости: отклонения от темы, от существа поставленного вопроса, перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет основного.

В ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умение рассказывать и планировать свой рассказ; вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его показом по карте; анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать. Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением нового материала.

ПРИМЕР. На уроке истории в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном» на этапе актуализации знаний использую задания, которые охватывают значительный материал:

А) Назовите даты событий:

Основание Рима (753 г. до н.э.);

Установление республики в Риме (509 г. до н.э.);

Нашествие галлов (390 г. до н.э.);

Отмена долгового рабства (326г. до н.э.);

Установление Римом господства над Италией (280г. до н.э.).

Б) Что означают данные термины?

ВЕТО, СЕНАТ, ПАТРИЦИИ, ПЛЕБЕИ, РЕСПУБЛИКА, КОНСУЛ, НАРОДНЫЙ ТРИБУН.

В ходе устного опроса необходимо привлечь внимание всех учащихся. Для этого предложить учащимся составить план ответа своего одноклассника, оценить ответ по плану (полнота ответов, правильность, выявить ошибки, подготовить дополнительные вопросы отвечающему).

Тестирование. В последнее время наибольшее распространение получила тестовая форма проверки знаний учащихся. Педагогов привлекает быстрота и четкость проверки достаточно объёмного материала. Тестирование доступно во всех классах. Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.

Тесты делятся на два вида:

Припоминание и дополнение;

Избирательные тесты.

Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

Длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);

Периодичность (на каждом занятии, при изучении каждой темы, каждого раздела и т.д.);

Комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-событийных, хронологических, синхронических).

Многие дидакты уделяют большое внимание такому виду контроля, как тестирование. Профессор Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова предполагают использовать тест при отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью:

а) выявления хронологических знаний;

б) выявления картографических знаний и умений;

в) выявление знания главных и неглавных исторических фактов;

г) выявление теоретических исторических знаний.

В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням (понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество), соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.

Разработка и использование тестов должны осуществляться дифференцировано.

Контрольная работа (диктант, тематический реферат) носит письменный характер. При выделении времени на контрольную работу обязательно учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы и способы ее проведения.

Опрос с помощью карточек – своеобразная форма «немого» отчета в знаниях.

Уроки взаимоопроса . Во время занятия учащиеся читают по абзацам текст параграфа или документа. Ученики задают вопросы друг другу или учителю. Уроки представляют большую сложность в организации и проведении, но способствуют развитию мышления, самостоятельности.

Викторина . Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания». Викторина- это соревнование в виде игры. Наиболее важными факторами для её проведения являются:

Актуальность тематики;

Доступность вопросов;

Учет возрастных особенностей участников.

Необходимо подготовить побольше вопросов, а продолжительность определить по ходу игры, когда возможно пропадает интерес у игроков.

Зачеты и экзамены . Зачеты практикуются лишь к той части учащихся, которые имеют высокие текущие показатели в учебе: они их получают автоматически. Зачетная система отличается характером проведения и системой оценивания. Её целью является проверка достижения обучающимися уровня обязательной подготовки. Зачеты делятся на два вида: тематические и текущие.

Экзамены являются заключительным этапом изучения образовательной программы. Имеют целью проверку знаний по предмету, выявление навыков самостоятельной работы с учебной литературой и историческими источниками.

Сочетание на отдельных уроках устной и письменной проверки знаний: развернутых или кратких устных ответов учащихся с одновременным составлением другими учениками на классной доске плана, тематической или хронологической таблицы, схематического чертежа, рисунка, картосхемы и т.п.

4. Методы проверки и оценки знаний на уроках истории.

4.1 Методика организации контроля знаний.

Функции контроля тесно связаны с функцией педагогического анализа, так как предметом педагогического анализа становится информация, полученная в ходе контроля. Чаще всего существующая практика контроля знаний имеет следующие недостатки:

    отсутствие системы контроля;

    формализм в организации контроля, отсутствие четкой цели, отсутствие или не использование объективных критериев контроля, организация контроля для администрации, для отчета и набора количества оценок;

    односторонность контроля, контроль какой-либо одной темы, одного учебного умения учащихся;

    отсутствие работы по формированию самоконтроля знаний учащимися.

Чтобы избежать этих недостатков, важно соблюдать общие требования к организации контроля: системность, объективность, действенность контроля.

Контроль учебных достижений обучающихся ведет каждый учитель и отражает его результаты в виде текущих и итоговых отметок в журнале, а также в портфолио учащихся. Каждому уроку должен предшествовать анализ результатов предыдущего урока. Каждый контроль знаний должен начинаться анализом и завершаться анализом полученных результатов. Из предложенных этапов развития творческих способностей учащихся на уроках истории целесообразно использовать такой вид контроля - “Разминка”.

Разминка” позволяет контролировать внимание, развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. В активной фронтальной работе принимает участие весь класс.

Перед началом разминки учитель может пояснить, что выполнять эту работу надо в высоком темпе. Задача ученика, прослушав внимательно вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ.

Для учащихся 7-го класса

Блок 1.

    Как звали отца Петра Великого?

    Что было раньше – стрелецкий бунт или Северная война?

    Кто родился раньше – Петр или Софья?

    Как звали сыновей Петра?

    Что было раньше – битва при Лесной или Полтавская битва?

Блок 2. Я утверждаю, что…

    Столица Российской империи Москва.

    Петр создал Приказы.

    При Петре было отменено крепостное право.

    Петр ввел новое летоисчисление.

    Петербург построен на Неве.

Для учащихся 5-го класса

Блок 1.

    Чему равна сумма цифр начала Троянской войны?

    В каком году закончилась война, если она длилась 10 лет?

    В каком году Одиссей вернулся на родину?

    На сколько лет позже проходили реформы Солона?

Блок 2. Цифровой диктант .

Этот прием позаимствован из программирования. От ученика требуется не формулировать ответ на тот или иной вопрос, а умение правильно отреагировать на утверждение учителя. Если ученик считает высказывание педагога правильным, он должен молча поставить в тетради “1”, а если нет – “0”. Ответ группируется в число, которое можно быстро проверить.

В связи с переходом к единому государственному экзамену проблемы развития быстроты реакции, объема памяти, концентрации внимания имеют большое значение.

4.2. Методика организации тестирования на уроках истории

Тесты - это краткие испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности учащихся.

Тестирование широко используется в школах для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.

Результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов.

В настоящее время наиболее часто используются следующие варианты тестовых контрольных мероприятий:

    "автоматический", когда обучаемый выполняет задание в непосредственном диалоге с компьютером, результаты сразу переносятся в блок обработки;

    полуавтоматический”, когда задания выполняются письменно, а ответы со специальных бланков вводятся в компьютер (решения не проверяются);

    автоматизированный”, когда задания выполняются письменно, решения проверяются преподавателем, а в компьютер вводятся результаты проверки.

При создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий.

Оценка знаний - один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Оценка должна побуждать учащегося к повышению качества учебной деятельности.

В существующих системах тестирования предполагается, что педагог заранее выбирает определенную шкалу оценок, т.е. устанавливает, например, что, если испытуемый набирает от 31 до 50 баллов, то он получает оценку “отлично”, от 25 до 30 баллов - ”хорошо”, от 20 до 24 - “удовлетворительно”, менее 20 - “неудовлетворительно”.

При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил. Необходимо проанализировать содержание заданий, так чтобы были представлены в тесте разные учебные темы, понятия, действия. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключалась возможность простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да-нет”, “верно-неверно”.

Использование тестов на уроках истории и общественных дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся.

Использование КИМов (тестов) может позволить решить проблему создания условий:

Для объективной оценки учебных достижений учащихся с помощью «безличного» инструмента;

Для развития индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка через ограничение давления на личность.

Эффективнее всего применять КИМы на этапах первичной проверки усвоения изученного материала и контроля за усвоением изученного материала. Они позволяют учащимся формировать умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия, общие положения и конкретные факты, умение актуализировать прошлый опыт и ранее усвоенные знания, способствуют логическому осмыслению информации.

Таким образом, КИМы можно использовать на различных этапах учебного занятия в соответствии с логикой усвоения знаний учащихся.

5. Заключение .

Процесс обучения истории в школе состоит из ряда связанных между собой звеньев. Основные из них: подготовка учащихся к изучению нового материала; изучение нового материала; его первичное закрепление и применение; домашняя работа учащихся по дальнейшему закреплению, совершенствованию знаний и умений, приобретенных в классе; пополнение и углубление знаний, развитие умений школьников на последующих уроках в процессе опроса и повторения.

Для того, чтобы учитель мог успешно организовать учебную деятельность учащихся, ему должны быть присуще такие характеристики:

Способность выстраивания учебного предмета в виде учебных задач, несущих понятийное содержание;

Знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности, развития личности ребенка;

Владение системой педагогических методов, позволяющих решать учебные задачи в ситуации совместной коллективной деятельности.

В то же время следует иметь в виду, что формирование исторических знаний, воспитание и развитие учащихся происходят не только в процессе урочных занятий. Большую роль играют также внеурочные источники информации (самостоятельное чтение учащихся, телевидение, кино, интернет и т. д.), факультативные занятия, внеклассная и внешкольная работа.

Важно понимать, что без получения информации о состоянии знаний обучающихся невозможно вести учебный процесс. Без систематической работы учащихся нельзя сформировать у них устойчивые навыки и умения.

6. Список использованной литературы

    Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М.: Владос, 2001.- 240 с.

    Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999 - 174с.

    Кущенко Н. В. Уроки-путешествия// Преподавание истории в школе, 2003.- №3 - 11с.

    Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. Учеб. заведений/В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.В. А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 184 с.

    Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2ч.- М.: «Владос», 1998,-ч.1.- 253 с.

    Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории». М.:2002 – 252 с.

    Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе.- М., 2000. – 240 с.

    Шкодкина Н. Н., Борисова С. А. Внедрение компьютерной технологии обучения//Специалист, 1999.-№1.- С.25-28.

    Щапов А., Тихомирова Н., Ершиков С., Лобова Т. Тестовый контроль в системе рейтинга//Высшее образование в России. №3, 1995. С. 100-102.

10.Аванесов В. С. «Форма тестовых заданий». Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., переработанное и расширенное. М.: «Центр тестирования»,2005г., 156с.