Проект здоровьесберегающей программы с использованием определенных технологий. Здоровьесберегающие технологии применяемые в доу составила проект

Проектное задание на тему: Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Актуальность
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных отношений сотрудников МБДОУ с родителями.
Таким образом, с одной стороны объединить работу педагогов, психологов и родителей, с другой стороны все действия выполнять системно, что в дальнейшем будет способствовать укреплению и развитию здоровья детей. Отсутствие целенаправленной, системной работы привели к выбору темы проекта
Цель проекта : формирование отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе.
Задачи проекта:
1. Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни
2. Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию
3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников
4. Повысить профессиональные мастерство педагогов по теме «Здоровый образ жизни.

Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный. Выявление проблемы.
формирование проблемы;
определение задач;
анкетирование родителей на тему: “Ведете ли вы здоровый образ жизни”
диагностика физической подготовленности детей, их физического развития;
изучение методической литературы по данной теме.

2 этап: основной. Организация работы над проектом:
освоение алгоритма создания проекта;
составление плана работы с родителями;
консультирование родителей по темам: “Нетрадиционные средства оздоровления детей”, “Как избежать искривления осанки”, “Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления детей”, проведение семинара – практикума по теме: «Использование дыхательной гимнастики»;
составление плана совместных бесед с родителями;
организация спортивного развлечения с активным участием родителей по теме: «Ай, да папы»;
повторная диагностика физического состояния детей.

3 этап: заключительный. Практическая деятельность по решению проблемы:
выступление с анализом проделанной работы на педагогическом часе;
презентация деятельности на общем родительском собрании по теме: “Здоровье – главная ценность в жизни”;
обмен опытом семейного воспитания по внедрению здоровье сберегающих технологий в средствах массовой информации.

Виды здоровьесберегающих технологий
*Медико-профилактические
* Физкультурно-оздоровительные
*Технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребёнка
*Технология здоровьесбережения и здоровьеобогащение педагогов
*Валеологического просвещения родителей

Формирование представлений о здоровом образе жизни включает следующие разделы
Режим дня
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Питание
Закаливание
Организация двигательного режима
Воспитание положительных эмоций
Работа с родителями

Традиционные методы закаливания
* Утренняя гимнастика
* Одежда в группе на улице по погоде
* Прогулки каждый день с подвижными играми
* Сон без маек (с учётом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей)
* Хождение босиком до и после сна
* Гимнастика пробуждения и прохождение дорожки здоровья
* Умывание холодной водой

Структура физкультурно – оздоровительной работы

Развивающая среда
Полифункциональна, трансформируема, вариативна, насыщена, доступна и безопасна.

Перспективы дальнейшей работы
Активно вести пропаганду здорового образа жизни и взаимодействовать с семьями;
Продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей и воспитанию культурно-гигиенических навыков;
Продолжать формирование представлений о ЗОЖ и познавательной сферы ребёнка-закреплять знания о строении своего тела и отдельных систем организма.

В результате реализации проекта
Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту
Снизился уровень заболеваемости детей
У детей сформирована потребность в здоровом образе жизни
Повысился уровень подготовки педагогов и родителей в вопросах развития и охраны здоровья детей.
Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни.

Таким образом, в ходе реализации проекта, направленного на формирование потребности у детей ЗОЖ – в дошкольном учреждении и семьях была создана здоровьесберегающая среда, способствующая полноценному и гармоничному развитию ребёнка, формированию потребности быть здоровым.
В процессе совместной деятельности между детьми и родителями сложились доверительные отношения, что позитивно отразилось на эмоциональном состоянии всех участников проекта и на работе дошкольного учреждения.

Используемая литература
1. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2009 .
3. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007 .
4. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008.
5. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
6. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009

Презентация на тему: Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - «Детский сад № 3 «Солнышко»

Проект по здоровьесбережению

«Если хочешь быть здоров»

Воспитатель старшей группы:

Малиновская Валентина Олеговна

ЗАТО Сибирский

Актуальность.

Принципы.

Этапы: организационный, основной (практический), заключительный.

Средства.

Список литературы.

Актуальность проекта «Если хочешь быть здоров»

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей - одна из главных задач дошкольного образования. От состояния здоровья детей зависит благополучие современного общества. В последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, разнообразные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей. Поэтому необходимо постоянно помнить о том, что сейчас здоровых детей очень мало.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне огромного роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

На основании вышесказанного, перед коллективом детского сада ежегодно стоят задачи, касающиеся здоровьясбережения дошкольников.

На основании вышесказанного, был разработан долгосрочный проект по здоровьесбережению воспитанников «Если хочешь быть здоров» на 2 года.

Цель проекта: формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Объектами проекта:

воспитанники образовательной организации (от 3 до 7 лет);

семьи воспитанников;

педагогический коллектив.

4. Задачи проекта:

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Работа с педагогическим коллективом:

Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям;

Формирование потребности в ЗОЖ.

Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей дома.

Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ.

Обмен опытом;

Организация взаимодействия с узкими специалистами

5. Принципы:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровьесбережению детей.

Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

6. Основные этапы:

1 этап - организационный:

Изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;

Составление схем взаимодействия с узкими специалистами;

Систематизированный материал:

«Беседы о ЗОЖ»,

«Пальчиковые игры»,

«Игровой массаж»,

«Артикуляционная гимнастика»,

«Элементы дыхательной гимнастики»,

«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.

2 этап - основной (практический).

На втором этапе была реализована здоровьесберегающая направленность образовательного процесса: использование здоровьсберегающих технологий: в ходе организованной образовательной деятельности (НОД, развлечения, индивидуальная работа, подгрупповая работа):

«беседы о ЗОЖ»,

«игры с элементами психогимнастики»

«пальчиковые игры»

«артикуляционная гимнастика»,

«игровой массаж»;

«элементы дыхательной гимнастики».

Здоровьсберегающие технологии:

При проведении режимных моментов: подвижные игры на прогулке, игровой массаж при просыпании;

Развитие общей моторики - при организации двигательного режима.

Совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях организуется двигательный режим, используется артикуляционная гимнастика.

Совместно с педагогом-психологом проводятся игры с элементами психогимнастики.

3 этап - заключительный.

В конце каждого года подводятся итоги:

Знания о ЗОЖ;

Развитие двигательной сферы, общей и мелкой моторики

Стабильность эмоционального благополучия детей.

Стабильность физической и умственной работоспособности.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы средств:

1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе.

2. Физкультминутки и динамические паузы.

Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

3. Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

4. Дыхательная гимнастика.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба - бо - бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

5. Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Массаж глаз - проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика - даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

«Солнышко»

«В небе солнце катится -

Словно жёлтый мячик.

То за тучку спрячется,

То по ёлкам скачет.

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось».

6. Закаливание.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

7. Гимнастика после сна.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

  • звуковые сигналы (например, музыка)
  • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
  • импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

8. Самомассаж.

Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.

9. Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

10. Релаксация.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Чаще используйте минутки покоя:

Посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.

11. Аромотерапия.

Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны - очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы - улучшает работу сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя - очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Список литературы

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.

Проект : «Зелёная аптека » (группа «Сказка») Руководитель проекта : воспитатель - Черных Мария Тимофеевна.
Участники проекта : воспитатель, дети группы их родители.
Срок реализации проекта : апрель 2013 год.
Описание проекта :
Актуальность: Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Нашу группу посещают разные дети, есть и часто болеющие. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы .
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека , решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Зелёная аптека». Цель проекта : Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровительного человека. Задачи проекта :
  1. Сформировать представления о роли растения в оздоровлении и сохранении здоровья человека .
  2. Формировать умения проявлять познавательную и продуктивную инициалу.
  3. Развивать мышление.
  4. Развивать все виды речи детей.
  5. Развивать любознательность, наблюдательность.
  6. Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
  7. Формировать эстетическое восприятие окружающего вида, экологически грамотное в природе.

Ожидаемый результат: Какие полезные растения растут вокруг нас (комнатные растения, растения в огороде, в лесу, на участке в детском саду). Рост и развитие лука, календулы. Как влияет в употребление лука, чеснока и настой шиповника в период эпидемий на организм человека.
Работа над проектом началась с модели трёх вопросов:

  1. Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать?
  2. Что мы знаем?(Щавель люди едят, чтоб быть сильными, в луке много витаминов).
  3. Что хотели бы узнать (какими растениями помогают, чтоб глазки хорошо видели, зачем мама меня заставляет, как дома можно вырастить лук, как можно есть семена шиповника).

Были применены следующие методы исследования:

  1. Наблюдение (в повседневной жизни был организован цикл наблюдений за луком в разные отрезки времени). Наблюдение было направлено на познание и практическое преобразование (осмотр объектов, заполнение дневников наблюдения).
  2. Словестный метод (Чтение книг по нашей тематике).
  3. Непосредственно образовательная, познавательная, продуктивная и трудовая деятельность.
  4. Совместная практическая деятельность (воспитание - дети, воспитатель - родители, родитель - дети).

Этапы проведения работы:
1 этап. Подготовительный
Мы познакомились с темой, выделили её актуальность, планировали деятельность , распределили обязанности.
2 этап. Практический этап
Дети проводили опыт, эксперименты.
3 этап. Аналитический этап. Заключительный
Совместно с родителями был выпущен «Сборник лекарственных растений»,
включающий в себя народные рецепты, фотоматериалы, рисунки, сказки, стихи о лекарственных растениях, выращенных на огороде.
Организационные формы работы над проектом :
Мероприятия
Подготовительный этап Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки рассказы, сказки.
Родительское собрание, участвуем в проекте «Зелёная аптека».
Приобретение необходимого оборудования семян.
Трудовая деятельность - полив цветников.
Основной этап Экскурсии в лес, прогулки по экологической тропе.
Посадка лука в горшочки.
Посадка семян и рассады.
Опытно-экспериментальная деятельность : «Строение растений», «Размножение, рост, развитие лука», «Как заварить целебный чай».
Экскурсии в лес с родителями в выходной день.
Занятия с детьми «Зелёная аптека», « Комнатные лекарственные растения», «Лекарственные растения».
Тематическое занятие: «В мире лекарственных растений»
Занятия в гостях у доктора Айболита. Индивидуальная работа с детьми по проекту .
Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях.
Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «Какого растения часть?».
Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.
Заключительный этап Оформление совместного альбома детских работ «Зелёная аптека».

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» - Здоровьесберегающие технологии. Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ. Система здоровьесбережения в ДОУ. Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Гимнастика пальчиковая. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья.

«Здоровьесберегающие технологии» - Анималотерапия. Игровая терапия. Целебная сила и негативное влияние цвета. Виды здоровьесберегающих технологий и их классификация по важности. Использование здоровьесберегающих технологий. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Куклотерапия. План проведения. Арт-терапия.

«Здоровье дошкольника» - Физкультура. Биоэнергопластика. Организация двигательной активности. Кроссворд. Способы укрепления и сохранения здоровья. Цель анкетирования. Физкультурный калейдоскоп. Анализ состояния здоровья воспитанников. Итоги тематической проверки. Деловая игра. Дистанция. Жан-Жак Руссо. Черный ящик. Результаты анкетирования родителей.

«Санитарные требования к детским садам» - Определение режима питания детей. Организация медицинского обслуживания детей. Вид деятельности. Функционирование дошкольных образовательных организаций. Организация работы пищеблока. СанПиН. Минимальный набор служебно-бытовых помещений. Возрастная категория детей. Семейные группы. Санитарно-эпидемиологические требования.

«Здоровье детей в детском саду» - Гимнастика после сна. Работа с родителями. Принципы организации питания. Первые представления. Основные факторы закаливания. Режим дня. Ходьба по тактильным дорожкам. Создание представлений о здоровом образе жизни. Разработка комплексной стратегии. Обширный комплекс закаливающих мероприятий. Формы работы с родителями.

«Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ» - Проектная деятельность. Проект «Азбука здоровья». Знания педагогов о формах работы с детьми. Рубрика. Воспитатели. Педагогический совет. Участники проекта. Безопасность. Проект решения. Организация работы по здоровьесбережению. Растишка. Лучший завтрак. Будь здоров. Создание условий для здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

Физическое и психическое здоровье «маленького человека» – важнейшая тема, вызывающая пристальное внимание как родителей, так и педагогов. Ребёнок большую часть дня проводит в садике, следовательно, дошкольная организация в значительной степени отвечает за сохранение и укрепление его здоровья. Здоровый, полный сил и энергии малыш с энтузиазмом включается в игру, развивающую деятельность, он активен и жизнерадостен, поэтому тема применения методических наработок и технологий, обеспечивающих сохранность здоровья детей, расценивается как важнейшая в современном дошкольном образовании. Ниже расскажем, какие здоровьесберегающие технологии есть и как их правильно применять в ДОУ согласно правилам ФГОС.

Что это такое и как применять в ДОУ

Гимнастика и физические упражнения должны прочно войти в повседневность каждого, кому дороги работоспособность, здоровье, полноценная и радостная жизнь.

Гиппократ

Цели и задачи

Здоровьесберегающие технологии - это инструмент реализации профилактических мероприятий, нацеленных на сбережение, поддержание и обогащение ресурса здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций.

«Научным отцом» самого понятия стал профессор, кандидат медицинских наук Н.К. Смирнов, по его мнению, оно включает в себя комплекс взаимосвязанных мер, совокупность педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала физического и психического здоровья детей и педагогов.

Усилия работников ДОУ сегодня направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни

Формирование привычки грамотного и заботливого отношения к собственному организму, уважения к здоровому образу жизни начинается с раннего детства. Этап дошкольного детства в физиологическом и психосоматическом развитии ребёнка является определяющим в формировании основ здоровья на перспективу всей жизни человека. В настоящее время, по информации системы здравоохранения, вызывают тревогу статистические показатели, свидетельствующие о проблеме снижения качественных показателей здоровья детей. По результатам медицинских осмотров только 50 % старших дошкольников в возрасте 6–7 лет можно считать здоровыми, у остальных были выявлены различные врождённые или приобретённые нарушения. Сегодня особенно значимым является поиск эффективных мер совершенствования оздоровительных методик в детском саду.

Цель - сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учётом индивидуальных потребностей и способностей, формирование ответственности за своё здоровье у детей, родителей, воспитателей.

Задачи:

  • создать условия для физического и психического благополучия воспитанников и педагогического коллектива;
  • в доступной форме закладывать базовые знания о пользе занятий физической культурой, необходимости соблюдения гигиенических правил;
  • развивать двигательные навыки и физические способности детей;
  • формировать теоретические знания и практические навыки основ безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать поддержку семье в её желании сохранить здоровье ребёнка и привить ему культуру здорового образа жизни.

Весёлые костюмированные уроки гигиены могут проводиться в игровой форме с участием сказочных персонажей и ярких образов

Виды

Основные группы мер по сохранению здоровья:

1. Медико-профилактические - направлены на сохранение здоровья воспитанников при непосредственном участии администрации садика и коллектива медицинских работников, руководствующихся медицинскими нормами и использующих медицинские средства.

Практические меры:

  • Проведение врачом поликлиники и медсестрой детского сада мониторинга детского здоровья и подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.
  • Контроль уровня физического развития, который осуществляет заведующая, старший воспитатель и медицинский работник.
  • Организация и контроль полноценного трёхразового питания. Материально-технические условия пищеблока должны соответствовать СанПину 2.4.13049–13 (раздел XIII), за утверждение картотеки питания и создание условий отвечает администрация детского сада и медсестра, контроль за качеством и соблюдением меню осуществляет старшая медсестра.
  • Пропаганда и распространение оздоровительных техник в образовательных учреждениях. Это направление работы включает создание специальных информационных стендов, папок-передвижек для родителей, например «Проблемы правильной осанки у детей», «Движение - это жизнь», организацию лектория для родителей и педагогов. Актуальными будут практические занятия, например, по проблеме плоскостопия или неправильной осанки с демонстрацией комплекса оздоровительных упражнений.
  • Проектирование и создание специальной среды, способствующей заботе о здоровье, т. е. спортивной площадки, зала для физической культуры, специальных уголков в группах.
  • Организация работы в соответствии гигиеническим стандартам СанПиН - комфортная температура и свежесть воздуха, достаточный уровень освещения группы. За соблюдение нормативов отвечает администрация дошкольного учреждения и медицинский работник, контроль проводит санстанция.

Спортивный уголок группы должен быть оснащён стендами и папками передвижками с информацией о разных видах спорта, правилах безопасного поведения на дорогах

2. Физкультурно-оздоровительные - опираются на природные свойства двигательной активности ребёнка, стремятся к повышению качественных характеристик физических данных, воспитанию навыков заботы о здоровье и формированию физической культуры детей.

Практические меры:

  • Оздоровительные процедуры закаливания, водные процедуры и воздушные ванны (сон, прогулки). Закаливание, бесспорно, является одной из эффективнейших оздоровительных методик, но важно придерживаться основных правил её проведения: постепенность, систематичность, учёт медицинских показаний, индивидуальной восприимчивости ребёнком процедуры, например, если малыш испытывает психологический барьер пред обливанием холодной водой, то не стоит ускорять события.
  • Солнечные процедуры (только в утреннее и послеобеденное время), которые способствуют укреплению иммунитета, улучшают сон и аппетит.
  • Профилактика проблемы плоскостопия и неправильной осанки.
  • Упражнения по дыхательной гимнастике и гимнастике для глаз.
  • Изучение техник массажа и самомассажа.
  • Организация и проведение дней здоровья и спортивных мероприятий, например, «Мама, папа, я - здоровая семья».

На улицу берут только тех, кому исполнилось хотя бы 4 года. Обливания в помещении продолжаются не менее года

3. Методический комплекс социальной самореализации и психологического комфорта ребёнка - обеспечивает психическое здоровье воспитанника. Основная цель этих методов работы состоит в создании позитивного настроя эмоционального благополучия и гармоничного психологического самочувствия ребёнка в ситуации общения с окружающими сверстниками и взрослыми. Реализует эти технологии психолог в сотрудничестве с коллективом воспитателей.

Практические меры:

  • Создание условий для релаксации, воспитатель должен вовремя обратить внимание на возникшее перенапряжение и усталость у детей и посвятить несколько минут снятию умственного и эмоционального напряжения с помощью физкультминутки.
  • Нестандартные занятия, внедрение педагогических приёмов с использованием ролевых и дидактических игр, которые сделают процесс познания и развития увлекательным.
  • Психологическая поддержка ребёнка в период адаптации и разъяснительная работа с родителями по поводу их правильного поведения, которое минимизирует эмоциональные травмы, связанные с началом нового этапа жизни малыша.
  • Работа консультативной психологической службы в помощь детям и родителям, которая включает проведение психологического тестирования по определению уровня интеллектуального и психоэмоционального развития ребёнка и выявление особенностей, о которых должны знать родители и учитывать их в своём общении с ребёнком. Кроме того, психолог при необходимости разрабатывает комплекс коррекционных мероприятий персонально для ребёнка и осуществляет их во взаимодействии с семьёй малыша.

Уголок психологической разгрузки - это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором, каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно

4. Бережное отношение к потенциалу здоровья педагогического коллектива школы - развитие здравоохранительной профессиональной культуры и популяризация мировоззрения здорового образа жизни. За реализацию этого направления отвечает администрация, психолог и старшая медсестра.

Практические меры:

  • Практикумы по ознакомлению с методами нейтрализации негативных последствий нервной перегрузки.
  • Мастер-классы по валеологии и фармакологии.
  • Организация работы клубов здоровья при дошкольном учреждении.
  • Использование методов ароматерапии, арттерапии для создания благоприятной эмоциональной атмосферы и снятия психологического и физического напряжения, а также методов фитотерапии для профилактики инфекционных заболеваний.

Организационные аспекты работы по здоровьесбережению, организация специальной среды

Усилия педагогического коллектива детского сада и медицинских работников, нацеленные на заботу о здоровье своих воспитанников, базируются на данных диагностического исследования. Результаты фиксируются в персональной карте развития малыша и в дальнейшем эти данные определяют направление и допустимые формы работы с ребёнком. Желательно, чтобы каждая группа имела свою тетрадь здоровья, куда заносятся результаты работы, проанализированные на совместном совещании педагогов и медиков.

Медицинская сестра наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима

Мониторинг состояния здоровья и физического состояния воспитанников осуществляют:

  • заведующая дошкольной образовательной организации;
  • старший воспитатель;
  • медсестра;
  • врач поликлиники, к которой относится детский сад по месту расположения.

Все результаты диагностического исследования в обязательном порядке заносятся в журнал выводов, рекомендаций и предложений для работников дошкольного учреждения и родителей. Этап диагностики может включать анкетирование родителей, например, по такой теме: «Роль физической культуры в жизни вашей семьи» с целью популяризации интересного опыта, а также выявления проблем и установления их причин. Конкретизация подобной информации позволит выработать эффективную стратегию, уточнить ближайшие задачи комплексной работы с семьями детей.

Для создания полноценных условий осуществления политики здоровьесбережения детей важнейшей задачей является организация специальной среды, которая будет способствовать, с одной стороны, повышению двигательной активности малышей, а, с другой, позволит вовремя подключить режим расслабления и отдыха.

Спортивная площадка должна быть частью игровой зоны. На ней обычно присутствуют мячи разных размеров, горки для ходьбы, коврики для фитнеса

Двигательная развивающая среда включает:

  • Физкультурный зал, оснащённый необходимым оборудованием (мини-комплекс, горка) и спортивными снарядами, которые усилят эффективность занятий, разовьют спортивный характер, повысят интерес к подвижным играм и физическим упражнениям.
  • Спортивная площадка, включающая беговую дорожку, яму с песком для прыжков, полосу препятствия, создаст материально-технические условия проведения занятий с ребятами на свежем воздухе.
  • Динамические уголки в группах, представляющие собой комбинацию различных дорожек и гимнастических модулей, оснащённые страховочными матами для профилактики травматизма. Разнообразные «косички», дуги, обручи помогут развить гибкость, укрепить мышцы спины, усовершенствовать пластические навыки, кроме того, снимут психологическое напряжение от умственных занятий.
  • Небольшие подручные тренажёры, часть которых является плодом творчества и изобретательности педагогов, будут работать в направлении профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики. Подобные пособия должны быть доступными для детей.
  • Уголки уединения и умиротворения создадут комфортную для малыша обстановку, располагающую к созерцанию, расслаблению на мягких ковриках, телефонной задушевной беседе с мамой, если вдруг почувствовал себя одиноким.
  • Кабинет психолога, где профессионал проводит с детьми тренинги и занятия, которые помогут ребёнку овладеть своими эмоциями, минимизировать спонтанные реакции, держать под контролем своё поведение.
  • Медицинский кабинет, оснащённый специальным физиотерапевтическим оборудованием (кварцевые лампы, ингаляторы) для оздоровительных процедур, направленных на профилактику простудных, инфекционных заболеваний и укрепление иммунитета детей.

Лечебная физкультура позволяет оказывать общеукрепляющее воздействие на детский организм, осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического процесса

Список литературы в помощь педагогу:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
  4. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России.
  5. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях/А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС

1. Профилактические и оздоровительные технологии.

Методика В.Ф. Базарного

К практическим методам разрешения здравоохранительных проблем в дошкольной образовательной организации относятся технологии, предложенные доктором медицинских наук Владимиром Филипповичем Базарным, который в своих исследованиях аргументированно доказал, что существующая система обучения и развития детей игнорирует природу ребёнка, что приводит к угасанию его жизнеспособности и активности. Его авторская методика сохранения здоровья предполагает такие нововведения:

  • Включение в работу ритмической сменяемости динамических и статических поз. Для решения выше обозначенной задачи используются специальные ростомерные столики и конторки с наклонённой поверхностью с углом наклона в среднем до шестнадцати градусов, таким образом, у ребёнка возникает возможность менять положение тела, стоя за конторкой или периодически сидя за столиком, сохраняя комфортные условия для занятия лепкой или рисованием. Ребёнок сам определяет временной промежуток, который он проведёт за столом или за конторкой, обычно дети среднего и старшего дошкольного возраста могут выдержать за конторкой не более пяти минут, постепенно этот временной показатель увеличивается. Такой необычный подход, меняющий традиционно статические сидячие позы детей во время занятий на режим свободной моторики, позволяет добиться укрепления мышечного каркаса спины, улучшить осанку детей, активизировать работу нервной системы, гармонизировать сердечно-сосудистую систему.
  • Практика «расширения зоны зрительного восприятия». Работа с наглядностью организована с помощью методической подвески крест, на которой в подвешенном положении располагается сенсорно-дидактический материал на уровне, который позволяет ребёнку дотянуться до неё на цыпочках и снять необходимую карточку. Такое методическое изобретение является эффективной профилактикой близорукости, поскольку для выполнения учебной задачи дети должны совершить многочисленные поисковые движений глазами.
  • С целью расширения пространства зрительной активности детей, совершенствования творческого мышления и воображения, формирования целостной картины мира на занятиях применяется настенное панно «Экологическое путешествие», состоящее из изображений природных объектов, расположенных по законам перспективы.
  • В проведении физкультурных пауз применяется тренажёр, состоящий из изображения разноцветных траекторий, которые дети зрительно прорисовывают, совмещая движения головы и движения глаз. Дети с увлечением ищут глазами нарисованных «гостей» своей группы, которые в виде ярких изображений солнышка, облаков, цветов, радуги или сказочных героев разместились на потолке или на стенах помещения группы.
  • Использование массажных ковриков, по которым дети ходят или стоят во время занятий в носочках.
  • Раздельное обучение мальчиков и девочек, этот подход основан на убеждении в том, что у мальчиков и у девочек разные способы восприятия информации и мироощущения. В условиях смешанных групп обычных садиков можно разделить игровые зоны, соответственно девочкам подбираются игрушки, развивающие женскую природу, а мальчикам - мужскую.

Видео: детский сад по системе доктора В. Ф. Базарного

Технологические приёмы

Для разных возрастных групп существует своя направленность и длительность физкультурных занятий:

  • Младших дошкольников важно научить элементарным приёмам безопасности и грамотной страховке на случай падения, развивать навыки ориентации в пространстве, привить вкус к регулярным занятиям физической культурой. Утренняя гимнастика длится 4–5 минут, все упражнения показывает воспитатель. Занятия физической культурой проводятся дважды в неделю по 20 минут.
  • Для воспитанников средней группы актуальны будут упражнения, развивающие физическую силу и выносливость. Продолжительность утренней гимнастики увеличивается до 7 минут, физкультура - три раза в неделю по 20–25 минут.
  • Старших дошкольников необходимо нацеливать на совершенствование своих двигательных способностей, стимулировать проявления самостоятельности. Утренний оздоровительный комплекс длится от 10 до 15 минут в подготовительной группе, продолжительность занятий по физкультуре 30 минут трижды в неделю.

Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. д

  • Динамические паузы - проводятся в течение десяти минут во время занятий по мере утомляемости детей. Можно комбинировать гимнастические упражнения для глаз, дыхания, на тренировку мелкой моторики в зависимости от востребованности именно этих упражнений. Цель подобных упражнений - понижение умственного и эмоционального напряжения и профилактика переутомления.
  • Пальчиковая гимнастика - рекомендована в индивидуальной или групповой форме ежедневно, особенно необходимо проводить с детьми, имеющими речевые проблемы.
  • Дыхательная гимнастика (отлично себя зарекомендовала методика А. Н. Стрельниковой) – система ритмических упражнений, состоящая из поочерёдной смены фаз вдоха через нос и выдоха через рот, обязательной паузой после выдоха, применяется как часть разнообразных форм оздоровительных процедур для всех детей. Такого рода гимнастика очень важна, поскольку способствует укреплению дыхательных мышц грудной клетки, формирует правильное дыхание. Необходимым требованием является хорошо проветренное помещение, желательно, пред началом упражнения проконтролировать гигиеническую процедуру очистки полости носа.
  • Гимнастика для глаз - используется для всех детей в качестве профилактики зрительного утомления, расслабления глазных мышц, практикуется ежедневно на занятиях по 3–5 минут. Желательно включать в работу демонстрацию иллюстраций. Гимнастика для глаз Э.С. Аветисова состоит из набора упражнений для профилактики близорукости и укрепления мышц глаза.

Видео: дыхательная гимнастика Стрельниковой в ДОУ

Комплекс гимнастики для глаз (каждое упражнение повторять три раза):

  1. Поочерёдно зажмуривать и открывать глаза с периодичностью 3–5 секунд.
  2. Скоростное моргание в течение 10–15 секунд, затем остановиться на 7–10.
  3. Круговыми движениями указательного пальца массажировать закрытый глаз.
  4. Спокойные плавные горизонтальные движения глазами справа налево и наоборот, движения глазами по вертикали вверх-вниз.
  5. Необходимо вообразить вращающееся колесо, «поймать» взглядом точку и следить за её движением.
  6. Сконцентрировать взгляд на кончике носа, зафиксировать и держать до возникновения чувства утомления, затем расслабиться.
  7. Смотреть на указательный палец вытянутой правой руки до пяти секунд, закрыть левый глаз и, сгибая и разгибая правую руку, т. е. меняя расстояние продолжать сосредотачивать взгляд на указательном пальце правой руки. Сменить руки и повторить до восьми раз.
  8. «Точка на стекле». На уровне глаз поставить точку диаметром до пяти миллиметров, затем концентрировать взгляд в течение двух секунд на объекте за стеклом, находящимся за меткой, потом перевести взгляд на точку, затем вновь на объект. Это упражнение практикуем в течение семи минут.

Видео: зарядка на коврике в детсаду

Для осанки:

  1. Принимаем ровную осанку, идём с высоко поднятыми руками.
  2. Лёгкий бег на носках.
  3. Ходьба на носках, сочетая с разведением рук в стороны, сдвигая лопатки.

Профилактика плоскостопия:

  1. Неглубокое приседание на наружных сводах стопы.
  2. Встать на носки, сгибая колени, из положения пятки наружу, носки внутрь.
  3. Поднять ногу из положения стоя с разворотом стопы наружу, затем внутрь.

Видео: подвижные игры для малышей

Самомассаж, точечный массаж:

  1. Выполнение поверхностного кругового поглаживания от запястья к плечевому суставу и вниз.
  2. Кулачками слегка постукиваем по бедру в течение двадцати-тридцати секунд.
  3. Стретчинг - комплекс упражнений на растяжку и гибкость под музыку, создающую хорошее настроение, продолжительность занятий у младших дошкольников не более 15 минут. Желательно проводить утром или после дневного сна, особенно с детьми, имеющими проблемную осанку и склонностью к плоскостопию. Проводится в просторном, хорошо проветренном помещении, например, зале для музыкальных или физических занятий.
  4. Спортивные игры разного уровня подвижности - используются ежедневно как часть занятия в группе, на прогулке или в физкультурном зале. Игры выбираются в зависимости от возраста детей, развивают ловкость, координацию, благотворно воздействуют на эмоциональный настрой, стимулируют активность, способствуют бодрости тела и духа.
  5. Релаксация - для всех воспитанников, в зависимости от потребности детей в эмоциональном расслаблении, умиротворении. Для проведения подойдёт любое помещение с атмосферой уюта и покоя, рекомендуется использовать классические музыкальные произведения (Моцарт, Шопен), звуки природной среды.
  6. Ортопедическая гимнастика - предусмотрена для детей с проблемами плоскостопия, а также патологией опорного свода стопы, применяется как дополнительный компонент различных упражнений физкультурно-оздоровительного комплекса.
  7. Видео: гимнастика пробуждения

    2. Обучающая группа технологий, решающая задачи формирования правильного понимания здорового образа жизни и закрепление теоретических знаний как осознанного опыта:

  • игровые тренинги;
  • беседы и встречи с интересными людьми.

Воспитатели уделяют особое внимание формированию навыков безопасного поведения детей в быту, природе, на улице

3. Коррекционная группа мероприятий, которые проводит психолог и педагог:

  • сказкотерапия, арттерапия, аромотерапия, цветотерапия;
  • психогимнастика, комплекс ритмических упражнений логопедического профиля.

Видео: песочная терапия и комната релаксации

Главная задача взрослых состоит в том, чтобы создать для детей целостную психолого-педагогическую систему образования, оздоровления, базирующуюся на традициях и инновационных технологиях, которые будут способствовать полноценному и гармоничному развитию личности каждого ребёнка. Именно физкультурно-оздоровительная работа призвана решать важнейшие задачи формирования физически развитой и творчески активной личности, ориентированной на успех и сохраняющей жизненный оптимизм.

Поделитесь с друзьями!