Что такое лабиринт? Греческие, римские, индийские лабиринты. Термин «лабиринт»: лексическое значение

С детства многие помнят легенду о страшном чудище Минотавре, которого его мать, дабы скрыть от людских очей свое необычное чадо, поселила в Кносский лабиринт. Это строение было столь запутанным, что никто, кроме его хозяина, не мог найти оттуда выход. Постройка лабиринтов была популярной не только в древние времена, но и в Средневековье и последующие эпохи. Какова же история появления самого понятия "лабиринт" и есть ли у него другие значения?

Этимология термина «лабиринт»

Прежде чем узнать значение этого слова, стоит обратить внимание на его происхождение. Как и миф о Минотавре, так и это существительное пришло в русский язык от древних греков.

Распространены две версии происхождения данного названия. По одной из них, на острове Крит словом «лабиринт» называли место, где хранился ритуальный топорик, именуемый лабрисом. По другой, лабиринт - это крепость. В пользу данной теории говорит то, что в греческом языке есть однокоренное с ним слово, которое переводится как «улочка» или «переулок».

К славянам греческий термин labyrinthos пришел через посредничество немецкого языка и используемого в нем слова labyrinth . Это произошло во времена Петра I, который очень любил эту модную европейскую забаву. Ему приписывают строительство около десяти лабиринтов во всей империи, но это не совсем верно.

В действительности царем был сооружен лишь «Сад у павильона Темпль» в Петергофе. Он представлял собою запутанный парк с бассейном в центре общей площадью в 2 гектара. Построен он был по проекту Жана Батиста Леблона и был прекрасным местом для прогулок летним жарким днем.

Как и о всяком нововведении, об этом ходили самые разнообразные слухи. Одни полагали, что некоторые путники бесследно исчезали в этом диковинном месте. Другие же искренне верили, что петровский лабиринт - это тайное место встреч масонов. Насколько правдивыми были эти предположения - неизвестно.

А вот среди простого народа само слово «лабиринт» (значение его - ниже) приживалось очень долго, поскольку вместо него давно использовалось название «вавилон». К вавилонам всегда относились с опаской, полагая, что они имеют некие магические свойства.

К примеру, известная икона XVIII в. - «Лабиринт духовный» - символизировала собою, как непросто найти путь в Царствие Небесное. Считалось, что, если смотреть на нее, предварительно не исповедовавшись, можно сойти с ума.

Термин «лабиринт»: лексическое значение

Благодаря популярности греческой легенды сегодня это слово до сих пор активно используется в речи. Причем помимо основного значения оно приобрело еще и несколько дополнительных. Начиная с XIX в. можно уже встретить «лабиринт» (значение слова) в толковом словаре Даля, а позже у Ожегова, Ушакова и других.

Владимир Даль в своем труде называет лабиринтом место, из которого сложно найти выход из-за системы запутанных дорожек и переходов. Похоже трактуют лексическое значение слова «лабиринт» и другие российские языковеды.

Сегодня этим словом называют двух- или трехмерное сооружение с запутанной системой путей к выходу. Оно может быть как каменным, так и растительного происхождения.

Другие значения слова

Помимо основного значения этого существительного Владимир Даль в своей книге приводит и второстепенное. Так, он называет лабиринтом внутреннею часть человеческого уха.

А вот Ушаков перечисляет в своем толковом словаре больше определений для этого термина. Так, помимо вышеназванных он упоминает и переносное значение слова: запутанное переплетение чего-то (лабиринт мыслей, лабиринт чувств). В качестве примера приводится цитата из Салтыкова-Щедрина: «Ежели я не оборву разом, то, наверное, запутаюсь в лабиринте самовопрошений и самовозражений».

Сегодня лабиринт - это еще и защитное устройство компьютерного жесткого диска, а также название настольной игры российского издательства и книжного магазина.

Кроме того, популярность это термина послужила тому, что за последние 30 лет снято 5 кинофильмов, в названии которых фигурирует данное слово. Также есть несколько книг с таким названием и музыкальных альбомов.

Фаюмский лабиринт

Одно из первых упоминаний о строении-лабиринте принадлежит отцу истории - Геродоту.

Он описал храм египетского божества с головой крокодила, которому поклонялись в Шедите (Геродот назвал этот город «Крокодилополь»). Точно неизвестна цель построения Фаюмского лабиринта, принято считать, что он предназначен был для проведения разнообразных религиозных ритуалов, а также для хранения сокровищ. По рассказам древних, система ходов, колонн и ниш позволяла человеку, не знающему его устройства, блуждать в этом месте несколько дней, а то и недель.

Из руин, оставшихся на его месте сегодня, трудно понять, насколько сложным было это строение на самом деле, но, судя по описанию отца истории, оно выглядело поистине роскошно. Кстати, этот лабиринт описан в романе Болеслава Пруса «Фараон».

Греческие, римские, индийские лабиринты

Известный Кносский лабиринт был сделан по образу Фаюмского, однако значительно уступал ему размерами. Он также выполнял роль культового строения, однако божеством был не крокодил, как у египтян, а бык (вероятно, отсюда и легенда о Минотавре). Его создание приписывают самому Дедалу. В отличие от египетского местонахождение этого до сих пор неизвестно.

Помимо Критского существовал еще один известный греческий лабиринт. Однако, где он точно находился, неизвестно. Разные историки называли местом его расположения острова Эгейского моря: Самос или Лемнос. В связи с эти существует версия, что лабиринт Минотавра мог быть вовсе не на Крите. Но пока не найдены руины хотя бы одного из них, все это - лишь голые теории.

Римляне, перенявшие у греков их культуру, конечно же, не могли устоять и не построить собственные лабиринты. Большинство из них не дошли до наших дней, однако в призрачном городе Помпеях, где время, казалось, застыло, сохранились в целости два небольших дома-лабиринта с изумительными мозаиками, иллюстрирующими миф о Минотавре. Считается, что у римлян лабиринт - это была еще и популярная детская забава. Так же как и у греков, у них это строение иногда использовалось и в культовых целях, о чем свидетельствует царский погребальный курган в Клузиуме, состоящий из запутанной системы погребальных комнат.

Кстати, в Индии тоже был распространен культ этого строения. Индусы верили, что злые демоны могут передвигаться только прямо, поэтому при входах в храмы и дома делали небольшие лабиринты, чтобы оградить себя.

Лабиринты во времена Средневековья

С превращением христианства в главенствующую религию Европы любовь к запутанным постройкам пережила свой новый подъем.

Первоначально лабиринтами украшали полы церквей и соборов, символизируя этим человеческую греховность. Чуть позже религиозные лабиринты стали использоваться для различных постановок, в частности для инсценировок походов на Иерусалим.

Лабиринты в Великобритании и Франции

Начиная с XIII в. эти строения стали использоваться в качестве экзотического декора в миру. Поскольку строить и содержать каменные постройки такого типа было непрактично, постепенно в моду вошли лабиринты-сады.

Особой популярностью они пользовались во Франции, Великобритании, а также Италии. Создание таких развлечений превратилось в настоящее искусство, популярное и по сей день.

Классический «каменный лабиринт» на острове Олений, Белое море

История создания лабиринтов уходит корнями в древние времена, когда у людей преобладало не логическое, а образное мышление. Понять, почему затрачивались огромные усилия для выкладывания каменных кругов и спиралей, современным ученым не так-то легко. История лабиринта по-прежнему не закончена.
Есть множество версий. Одна из них - лабиринты в древние времена являлись ловушками для рыбы. По другой - лабиринты являют собой схему Солнца и планет. А возможно, извилистые линии лабиринта повторяют фигуры древнего магического танца…
Версия, которой придерживаются многие современные исследователи, состоит в том, что лабиринты задумывались как своего рода лаборатории совершенствования духа, внутри совершались особые мистические ритуалы. Не случайно строение лабиринта напоминает строение мозга!

Но лабиринты - это не только сооружения, гораздо чаще они встречаются как знаки, нанесенные на стены жилищ или храмов, вплетенные в орнамент, отпечатанные на керамике. Изображение лабиринта было очень популярно в Римской империи, где использовалось как элемент оформления стен и полов.
Найденные во время раскопок мозаичные лабиринты, выложенные, как правило, на полу разных зданий, приобрели у римлян более сложные геометрические формы. Для их создания обычно использовались мелкие кубики из цветных камней или стекла, которые выкладывали в раствор, смешанный с терракотой (обожжённой землёй).
Лабиринты располагались недалеко от входа или прямо на пороге зданий и, вероятно, рассматривались как защитный символ. Сегодня археологи обладают большой коллекцией подобных лабиринтов, обнаруженных на огромной территории от Португалии до Кипра и от Англии до Северной Африки.

Лабиринт - это задача, которая в основном решается наугад. Лабиринт может представлять тупиковую ситуацию или запутанное дело, из которого очень сложно найти выход. Обычно правильный путь решения в лабиринте один. Чем больше выходов, тем легче решить лабиринт.

Устроенные в парках и на туристских маршрутах лабиринты предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость. Степень трудности продвижения в них определяется длиной пути и количеством тупиков и выходов.

Садовые лабиринты





Существуют и садовые лабиринты - особого рода садовые украшения, состоящие из более или менее высоких живых изгородей. Изгороди расположены так, что между ними образуются дорожки, ведущие к одному центру. Дорожки изгибаются в разные стороны и сообщаются между собой настолько замысловато, что человеку нелегко добраться как до центра, так и найти обратный путь.

Разгадывание лабиринтов - любимое занятие для всех! От самых маленьких до самых больших!

Попробуй пройти по всем лабиринтам, которые расположены ниже!



Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Нарисованные лабиринты

Отрывок, характеризующий Лабиринт

– Еще измайловский товарищ, – сказал он. – Храбрый офицер! Ты доволен им? – спросил Кутузов у полкового командира.
И полковой командир, отражаясь, как в зеркале, невидимо для себя, в гусарском офицере, вздрогнул, подошел вперед и отвечал:
– Очень доволен, ваше высокопревосходительство.
– Мы все не без слабостей, – сказал Кутузов, улыбаясь и отходя от него. – У него была приверженность к Бахусу.
Полковой командир испугался, не виноват ли он в этом, и ничего не ответил. Офицер в эту минуту заметил лицо капитана с красным носом и подтянутым животом и так похоже передразнил его лицо и позу, что Несвицкий не мог удержать смеха.
Кутузов обернулся. Видно было, что офицер мог управлять своим лицом, как хотел: в ту минуту, как Кутузов обернулся, офицер успел сделать гримасу, а вслед за тем принять самое серьезное, почтительное и невинное выражение.
Третья рота была последняя, и Кутузов задумался, видимо припоминая что то. Князь Андрей выступил из свиты и по французски тихо сказал:
– Вы приказали напомнить о разжалованном Долохове в этом полку.
– Где тут Долохов? – спросил Кутузов.
Долохов, уже переодетый в солдатскую серую шинель, не дожидался, чтоб его вызвали. Стройная фигура белокурого с ясными голубыми глазами солдата выступила из фронта. Он подошел к главнокомандующему и сделал на караул.
– Претензия? – нахмурившись слегка, спросил Кутузов.
– Это Долохов, – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Кутузов. – Надеюсь, что этот урок тебя исправит, служи хорошенько. Государь милостив. И я не забуду тебя, ежели ты заслужишь.
Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира, как будто своим выражением разрывая завесу условности, отделявшую так далеко главнокомандующего от солдата.
– Об одном прошу, ваше высокопревосходительство, – сказал он своим звучным, твердым, неспешащим голосом. – Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России.
Кутузов отвернулся. На лице его промелькнула та же улыбка глаз, как и в то время, когда он отвернулся от капитана Тимохина. Он отвернулся и поморщился, как будто хотел выразить этим, что всё, что ему сказал Долохов, и всё, что он мог сказать ему, он давно, давно знает, что всё это уже прискучило ему и что всё это совсем не то, что нужно. Он отвернулся и направился к коляске.
Полк разобрался ротами и направился к назначенным квартирам невдалеке от Браунау, где надеялся обуться, одеться и отдохнуть после трудных переходов.
– Вы на меня не претендуете, Прохор Игнатьич? – сказал полковой командир, объезжая двигавшуюся к месту 3 ю роту и подъезжая к шедшему впереди ее капитану Тимохину. Лицо полкового командира выражало после счастливо отбытого смотра неудержимую радость. – Служба царская… нельзя… другой раз во фронте оборвешь… Сам извинюсь первый, вы меня знаете… Очень благодарил! – И он протянул руку ротному.
– Помилуйте, генерал, да смею ли я! – отвечал капитан, краснея носом, улыбаясь и раскрывая улыбкой недостаток двух передних зубов, выбитых прикладом под Измаилом.
– Да господину Долохову передайте, что я его не забуду, чтоб он был спокоен. Да скажите, пожалуйста, я всё хотел спросить, что он, как себя ведет? И всё…
– По службе очень исправен, ваше превосходительство… но карахтер… – сказал Тимохин.
– А что, что характер? – спросил полковой командир.
– Находит, ваше превосходительство, днями, – говорил капитан, – то и умен, и учен, и добр. А то зверь. В Польше убил было жида, изволите знать…
– Ну да, ну да, – сказал полковой командир, – всё надо пожалеть молодого человека в несчастии. Ведь большие связи… Так вы того…
– Слушаю, ваше превосходительство, – сказал Тимохин, улыбкой давая чувствовать, что он понимает желания начальника.
– Ну да, ну да.
Полковой командир отыскал в рядах Долохова и придержал лошадь.
– До первого дела – эполеты, – сказал он ему.
Долохов оглянулся, ничего не сказал и не изменил выражения своего насмешливо улыбающегося рта.
– Ну, вот и хорошо, – продолжал полковой командир. – Людям по чарке водки от меня, – прибавил он, чтобы солдаты слышали. – Благодарю всех! Слава Богу! – И он, обогнав роту, подъехал к другой.
– Что ж, он, право, хороший человек; с ним служить можно, – сказал Тимохин субалтерн офицеру, шедшему подле него.
– Одно слово, червонный!… (полкового командира прозвали червонным королем) – смеясь, сказал субалтерн офицер.
Счастливое расположение духа начальства после смотра перешло и к солдатам. Рота шла весело. Со всех сторон переговаривались солдатские голоса.
– Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?
– А то нет! Вовсе кривой.
– Не… брат, глазастее тебя. Сапоги и подвертки – всё оглядел…
– Как он, братец ты мой, глянет на ноги мне… ну! думаю…
– А другой то австрияк, с ним был, словно мелом вымазан. Как мука, белый. Я чай, как амуницию чистят!
– Что, Федешоу!… сказывал он, что ли, когда стражения начнутся, ты ближе стоял? Говорили всё, в Брунове сам Бунапарте стоит.
– Бунапарте стоит! ишь врет, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется. А то, говорит, в Брунове Бунапарте стоит! То то и видно, что дурак. Ты слушай больше.
– Вишь черти квартирьеры! Пятая рота, гляди, уже в деревню заворачивает, они кашу сварят, а мы еще до места не дойдем.
– Дай сухарика то, чорт.
– А табаку то вчера дал? То то, брат. Ну, на, Бог с тобой.
– Хоть бы привал сделали, а то еще верст пять пропрем не емши.
– То то любо было, как немцы нам коляски подавали. Едешь, знай: важно!
– А здесь, братец, народ вовсе оголтелый пошел. Там всё как будто поляк был, всё русской короны; а нынче, брат, сплошной немец пошел.
– Песенники вперед! – послышался крик капитана.
И перед роту с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик запевало обернулся лицом к песенникам, и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «Не заря ли, солнышко занималося…» и кончавшуюся словами: «То то, братцы, будет слава нам с Каменскиим отцом…» Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на место «Каменскиим отцом» вставляли слова: «Кутузовым отцом».
Оторвав по солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто осторожно приподнял обеими руками какую то невидимую, драгоценную вещь над головой, подержал ее так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил ее:
Ах, вы, сени мои, сени!
«Сени новые мои…», подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому то ложками. Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу. Сзади роты послышались звуки колес, похрускиванье рессор и топот лошадей.
Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.
Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:
– Друг сердечный, ты как? – сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.
– Я как? – отвечал холодно Долохов, – как видишь.
Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.
– Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
– Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
– Прикомандирован, дежурю.
Они помолчали.
«Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
– Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
– А чорт их знает, говорят.
– Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
– Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
– Или у вас денег много завелось?
– Приходи.
– Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
– Да что ж, до первого дела…
– Там видно будет.
Опять они помолчали.
– Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.

Часто случается, что для поиска ответа или выхода из, казалось бы, тупиковой ситуации приходится пройти долгий и запутанный путь, а порой бывает, что его и вовсе невозможно найти. Сегодня мы расскажем о лабиринте — запутанном и таинственном объекте.

Древние греки писали это слово так — λαβύρινθος и подразумевали под ним обширное пространство, состоящее из запутанных ходов, помещений, дворов, камер или живой изгороди. Его особенностью были извилистые дорожки, большинство которых не имели конца или заводили человека в тупик. Чаще всего лабиринт бывает круглой и прямоугольной формы, встречаются также лабиринты-многогранники, их структура различима только при взгляде сверху. Стены лабиринта имеют функцию направления и указания пути. Есть заблуждение, что если всегда держаться одной стены, тогда лабиринт будет успешно пройден, но это не так, существуют лабиринты с непримыкающими друг к другу стенами. Такой вид лабиринта называют лабиринт-путаница. В обычном лабиринте нет пересекаемых поворотов и ответвлений, он огорожен наружной стеной. Чтобы его пройти, человеку не нужно делать выбор, он сосредотачивается на самом процессе прохождения, у него всегда одна тропа. В лабиринте-путанице человеку предстоит делать выбор, опираясь на свою интуицию и анализ окружающих стен. Чтобы достичь центра, в таком лабиринте человеку необходимо делать правильный выбор на каждом перекрёстке, часто полагаясь на предыдущий опыт.

Лабиринты путают с меандрами, важно разъяснить их отличия. У меандр, в отличие от лабиринта, нет наружных стен, они не находятся в замкнутом пространстве, но основаны по принципам извилистых тропинок. Своё название меандр получил от малоазиатской реки, имеющей извилистую, лентообразную форму. Лабиринт – это совокупность линий. Он всегда имеет чёткий план и, как мы говорили ранее, он бывает разной формы. Различие форм не зависит от общей схемы линий внутри лабиринта. Внешнее пространство чётко отделено линией от внутреннего и имеет только один вход, от которого всегда идет извилистая тропа, проложенная к центру, где она безусловно заканчивается.

Меандры Чулыма


Стоит выделить основные правила построения лабиринта:

  1. Тропа должна постоянно менять направление;
  2. Она идет извилистым путём;
  3. Она должна как можно чаще огибать пространство кругом;
  4. Она должна проводить объект мимо центра несколько раз;
  5. Рано или поздно она должна вывести человека к центру;
  6. Она должна вернуть его к выходу, следуя аналогичному пути.

Историю возникновения лабиринта относят к 1400 году до нашей эры, этот вывод был сделан, когда в Кноссе была найдена табличка из глины, относящаяся к микенской культуре. На ней был написан текст с использованием алфавита бронзового века, получивший распространение в Греции и на Крите. В переведённом тексте говорилось о некой амфоре с мёдом для богов и амфоре для владычицы лабиринта. Толкование этого письма указывает на то, что «Владычица» — это скорее всего богиня Ариадна, а лабиринт – это некое строение.

В мире существует несколько мест, где лабиринты использовались массово и имели сакральный характер, одним из таковых является Египет. Геродот и Диодор Сицилийский в своих работах описывали некий лабиринт, расположенный на берегу озера Мерид в городе Крокодилополе. Лабиринт состоял из трёх корпусов, его внутренний периметр был 200 метров в длину и 150 в ширину, а одна из сторон служила соединением с пирамидой. Это строение включало в себя множество различных помещений и коридоров. Его схема ходов была настолько запутанной, что человек, туда попавший, мог выйти только в сопровождении проводника. Считается, что этот комплекс использовался для ритуального приношения жертв египетским богам. Историки полагают, что этот лабиринт был центром управления для фараонов, управлявших Египтом. После заката этой древней цивилизации все материалы, использованные для постройки данного лабиринта, были применены для строительства других зданий.

лабиринт Минотавра

В античном мире лабиринты строили не только египтяне, но и греки. Археологи обнаружили лабиринт на северном берегу острова Крит. Они полагают, что он использовался Дедалом — мифическим персонажем, известным нам по рассказам Софокла, для удержания в нём чудовища с телом человека – Минотавра. Его размеры были меньше египетских лабиринтов, но строение было очень похожим.
Ещё один лабиринт находился в Италии, его размеры впечатляют — почти 300 метров в окружности и целая сеть погребальных склепов. Этот лабиринт называли надгробным памятником этрусского царя и правителя города Клузий (сейчас Кьюзи) Ларса Парсены. Также в Италии существовали так называемые «декоративные лабиринты», разрушенные после извержения Везувия, находившиеся в городе Помпее. В одном из таких домов с лабиринтом был мозаичный пол с изображением борьбы Минотавра и Тесея. Известный автор – Марсель Брион, полагает, что эта аллегория изображает трудности, с которыми сталкивается человеческая душа во время пути из этого мира в мир иной.

В средневековье выращивали живую изгородь, по своей форме напоминающую лабиринты. Такие садовые декорации были распространены в Англии 13-19 веков. Общество использовало их в развлекательных целях, хотя также они использовались на территории церкви, для придания религиозного значения. Один из самых известных лабиринтов такого рода располагается в графстве Эссекс. Специалисты утверждают, что ему порядка 800 лет, а длина его дорожек составляет два километра.