Экологические проблемы чукотского моря кратко. Чукотское море - бывшая берингия

Сыгравшей решающую роль в становлении современной мировой цивилизации, было обусловлено как историческими, так и природными факторами. К наиболее значимым природным факторам можно отнести:

  1. компактность, «миниатюрность» (в масштабе земного шара) территории, что облегчало обмен опытом между очагами развития и трансграничное распространение инноваций по территории Европы на всех этапах ее развития;
  2. приморское положение большой части территории (максимальная удаленность от моря внутренних районов Зарубежной Европы - 800 км). Сильная расчлененность побережий, наличие многочисленных удобных для мореходства бухт способствовали развитию мореплавания и стали одним из факторов общепланетарной экспансии европейцев в период и колониального раздела мира;
  3. благоприятное сочетание разнообразных форм , в том числе равнинных и горных территорий. Средняя высота - 300 м над ур. м. Более половины территории расположено ниже 200 м над ур. м.;
  4. умеренный океанический и средиземноморский типы климата, обеспечившие условия для развития разнообразной хозяйственной деятельности;
  5. относительно благоприятные, но ограниченные по площади почвенные ресурсы, в сочетании с мягким климатом создали хорошие условия для развития . Раннее исчерпание территориальных возможностей для экстенсивного развития сельскохозяйственного производства стимулировало поиски путей его интенсификации;
  6. разнообразие и их удачное сочетание. Сосредоточенные на относительно небольших территориях, они удовлетворяли потребности человека на разных стадиях развития вплоть до эпохи зрелой индустриализации.

К главным историческим предпосылкам становления Европы как важнейшего цивилизационного центра II тысячелетия можно отнести:

  1. культурно-историческое наследие древних цивилизаций Средиземноморья, прежде всего античной;
  2. христианство, сыгравшее огромную роль в становлении европейской цивилизации. Лютеранство, раскрепостившее мысль в борьбе с католическим фундаментализмом, заложило основы европейских демократических традиций и свободного рынка;
  3. внешняя экспансия ведущих европейских стран, включение в сферу влияния колониальных владений в Новом Свете, и .

Геополитическое положение Европы на менялось. Начиная с в течение нескольких столетий Европа была общемировой метрополией, а весь остальной мир - ее периферией.

Колониальные империи в начале XX в. (1918 г.)

Метрополия Общая площадь колониальных владений (млн км 2 ) Численность населения колоний (млн чел.)
Великобритания 33,6 344.4
Франция 10,7 55,0
Германия 3,0 12,4
Бельгия 2,4 15,0
Португалия 2,1 8,8
Нидерланды 2,0 47,6
Испания 0,3 0,6

Закат евроцентрического мира, Старого Света, наступил только в конце XIX в., когда началось стремительное развитие - «отпочковавшегося» от Европы ответвления европейской цивилизации в Новом Свете. Во второй половине XX в. европейские страны потеряли почти все свои колониальные владения.

Страшными потрясениями, дважды кардинально менявшими геополитический расклад сил в Европе, стали две мировые войны. Первая мировая война (1914-1918) похоронила три империи - Германскую, Австро-Венгерскую и Российскую, на востоке Европы появилось первое социалистическое государство (с 1922 г. - СССР).

После Второй мировой войны (1939-1945) Европа надолго раскололась на две части. Одну образовали страны, продолжившие развитие по капиталистическому пути, вторую - страны, перешедшие на путь построения социализма.

Раздел между блоками прошел в основном по границам зон оккупации союзных войск и Советской армии. В течение нескольких десятилетий Европа жила в условиях военного противостояния двух систем, оформившихся в мощные военные блоки НАТО и Варшавского договора.

В первые послевоенные десятилетия западноевропейские страны пошли по пути либерализации внутри- и межгосударственных экономических отношений, результатом чего стало образование и последующее расширение Европейского экономического сообщества (ЕЭС- ЕС, подробнее см. гл. 2). Немалую роль в развитии того времени сыграл план экономической помощи европейским странам, выдвинутый госсекретарем США Джорджем Маршаллом в 1947 г., который был успешно реализован.

В послевоенном восстановлении хозяйств восточноевропейских стран большую помощь оказал Советский Союз. Однако плановые экономические механизмы интеграции в рамках социалистического лагеря упразднили конкурентную борьбу в экономике. Они создали «парниковые» условия тысячам предприятий, получавших вместе с гарантированным сырьем и энергией директивно организуемые стабильные каналы сбыта выпускаемой продукции. Эта «стабильность» довольно быстро обернулась торможением, а затем и застоем в развитии социалистических стран. Вместе с тем послевоенный политико-идеологический и экономический раскол Европы привел к разрыву многих традиционных связей между западноевропейскими и восточноевропейскими странами.

Значительные ограничения (в , Чехословакии, Югославии) или полная отмена (в , ) рыночных механизмов хозяйствования, несостоятельность планово-административного регулирования обусловили экономическое отставание и более низкий уровень благосостояния населения Восточной Европы по сравнению с западными соседями. Это послужило одной из главных причин того, что в период ослабления тоталитаризма в СССР, в эпоху «перестройки», один за другим обвалились все политические режимы в восточноевропейских странах, что ознаменовало не только крах социалистического лагеря, но и конец полувекового геополитического раскола Европы.

В 1990-х гг. в Зарубежной Европе происходили значительные геополитические изменения, среди которых наиболее значимы:

  • переход стран Восточной Европы от тоталитаризма к демократии;
  • вывод советских войск из бывших социалистических стран;
  • начало процесса расширения блока НАТО на восток Европы;
  • объединение ;
  • распад экономической интеграции (Совета экономической взаимопомощи) в рамках социалистического лагеря;
  • усиление дезинтеграционных процессов. «Бархатный развод» и Словакии, кровавый распад Югославии;
  • усиление сепаратистских движений. Терроризм в (баскские сепаратисты), федерализация ;
  • существенное углубление интеграции, прежде всего в рамках Европейского союза;
  • вовлечение в интеграционные процессы стран Восточной Европы (Маастрихтское соглашение 1992 г., Шенгенское соглашение 1995 г.);

Несмотря на серьезные проблемы, Европа шаг за шагом повышает свой геополитический вес в мире. Ключевой стратегией на этом пути стало поступательное углубление общеевропейской интеграции.

Территория важна для государства как геополитический ресурс, поэтому страны борются за обладание различными землями. Многообразна роль колоний /земель, территорий/.
Важными становятся территории, обладающие выгодным географическим положением и природными ресурсами /вспомним Ф. Ратцеля/.
Оценка экономико - политико - географического положения:
- выход к морю, имеющие выход к открытым морям;
- «запертые» государства, лишенные выхода к морю;
- контроль за коммуникациями /Турция, Дания, Панама, Сингапур/;
- анклавные государства /Сан-Марино, Лесото/;
- полуанклавные /Гамбия, Бруней, Монако/;
- характер отношений с соседями - геополитический код /Непал и Бутан - односторонняя ориентация на Индию, у Монголии код эквидистанции /экви - равно//;
- островные и архипелажные государства /архипелаг - много, группа островов/;
- полуостровные /Италия, Корея/;
- эсклавные /провинция Кабинда Анголы, шт. Аляска США, Калининградская область РФ/;
- с коридорами («афганский коридор», созданный Британией; выход = доступ к реке, морю, океану);
- компактные /Франция, Польша/;
- удлиненной формы /Чили, Вьетнам, Норвегия/.
При оценке ПГП государства необходимо учет таких параметров, как:
- количество соседей;
- коммуникации, связывающие государство с соседями;
- характер и интенсивность связей с внешним миром /конфликты и союзнические отношения, притяжение и отталкивание стран - своеобразная географическая гравитация/.
В целом можно говорить о ПГП как комплексе отношений данного государства с другими странами и территориями на трех уровнях - локальном, макрорегиональном и глобальном, - дополненных экономическими, историческими, этническими, конфессиональными, культурными связями.
В ПГ особое место уделяется анализу таких особенностей территории, как размеры и морфология.
Свои плюсы и минусы, специфические проблемы имеются как у большой, так и у малой территории. Классики геополитики говорили о преимуществе «больших территорий» /Grossraum/. Важно значение и малых, ключевых территорий (стран).
Для ПГ важна оценка не только размеров территорий, но и ее качественных характеристик, морфологии, формы.
В ПГ сложилось представление об «идеальном государстве», у которого территория круглой или шестиугольной (гексагональной) формы. Гексагон (гр.)
- шесть+угол=шестиугольник. С другой стороны, государство вытянутой, неправильной формы, имеющее труднодоступные части, которые сложно оборонять и развивать экономически, трудности с инфраструктурой, связью, управлением и т.д./.
Поэтому проблемы неудобства государственной территории исследуются в ПГ. Возможны следующие случаи:
- государство «неправильной» формы (территория Хорватии напоминает подкову, где в месте схождения вогнутой части живут сербы, буквально разрывая страну на две части во время конфликта);
- вытянутые, «шнурочные» государства (Чили, Норвегия, Вьетнам);
- фрагментарное государство / Филиппины - христиане и мусульмане на острове Минданао, Индонезия - христиане и мусульмане, в прошлом двух членный Пакистан, «двойная» Малайзия - п-ов и острова/;
- государства, имеющие крупные природные барьеры и труднодоступные территории /Перу разделено Андами, Бадахшан на Памире/ «крыша мира»), Ферганская долина - автономизм, обособленность/.
Характеристику территории следует дополнить проблемой комплексного использования международных /пограничных/ рек, коридорами для доступа к реке, морю, океану.

России, плюсы и минусы расположения нашего государства. Также обозначим объекты, входящие в состав нашей бескрайней страны. Сравним расположение Франции, Англии и географическое положение России, плюсы и минусы которых различны.

Наша страна широка и необъятна. Российская Федерация территориально находится на севере Азии и востоке Европы. На 2017 год на ее площади (17 миллионов квадратных километров) проживает порядка 147 миллионов человек. В составе РФ восемьдесят пять субъектов:

Еще одна отличительная черта ЭГП - это границы с 18-ю государствами (сюда относятся как сухопутные, так и морские). Россия занимает первое место по количеству православного населения (70%), несмотря на это, она является многонациональным государством с величайшим этнокультурным разнообразием.

России, плюсы и минусы которого мы выявим, уникально. Страна обладает огромными запасами природных ресурсов (около 20% мировых запасов).

Экономико-географическое положение России

Экономико-географическое положение страны позволяет нам судить о развитии данного государства, в первую очередь о хозяйственной деятельности. Мы кратко проследим эту зависимость на трех уровнях:

  • макроположение;
  • микроположение;
  • мезоположение.

Географическое положение России, плюсы и минусы которого мы рассматриваем, довольно удачное. Одна восьмая часть всей суши принадлежит именно данному государству. Расположена страна на материке Евразия. Благодаря военному потенциалу, она считается мировой державой.

В первую очередь мы рассмотрим положение России по отношению ко всему миру, то есть ее макроположение. Территория страны составляет более 17 миллионов квадратных километров. Как было сказано выше, Россия охватывает восточную часть Европы и северную часть Азии.

Теперь немного о расположении регионов (мезоположение). Начнем с того, что ранее выделяли 11 экономических регионов России:

  • Северо-Западный;
  • Северный;
  • Центральный;
  • Центрально-Черноземный;
  • Волго-Вятский;
  • Поволжский;
  • Северо-Кавказский;
  • Уральский;
  • Западно-Сибирский;
  • Восточно-Сибирский;
  • Дальневосточный.

Россия признает наличие границ с 18 государствами. (без учёта Крыма ) составляет 60933 км.

Теперь рассмотрим положение нашей страны по отношению к соседям (микроположение). В этой части очень важно упомянуть про юго-восток Эта территория, возможно, в ближайшее время будет именоваться Восточным Роттердамом - зоной свободной торговли. Данным проектом заинтересовались многие инвесторы.

Плюсы

Мы рассмотрели географическое положение и границы России. Теперь предлагаем выделить плюсы расположения нашего государства. К ним можно отнести:

  • Россия невероятно богата многими ресурсами, среди которых минеральные, топливно-энергетические и биологические;
  • имеет выход к Северно-Ледовитому океану, что открывает доступ к энергетическим запасам шельфовой части Евразии;
  • обладает крупными реками, что помогает в судоходстве и строительстве плотин;
  • развито судоходство и морские промыслы из-за хорошо открытого выхода в море;
  • еще одно преимущество заключается в большом количестве соседских государств, Россия выступает в роли транзитера стран Европы и Азии.

Минусы

Несмотря на большое количество плюсов, можно выделить и недостатки географического положения России. Приведем их в виде списка. Недостатки географического положения России заключаются в следующем:

  • хоть территория велика, большая часть находится в районах вечной мерзлоты, эти земли очень тяжело благоустраивать для комфортного проживания людей;
  • преобладает суровый климат, что приводит к большим экономическим и трудовым затратам на энергоснабжение и теплоснабжение;
  • последним недостатком можно назвать большую протяженность России, что приводит к некоторым затруднениям с транспортировкой различного груза.

Сравнение географического положения России и других стран

Если сравнить географическое положение России с Англией и Францией, то можно выделить некоторые отличия:

  • природные условия России более суровые, так как она находится севернее;
  • страна обладает невыгодным положением относительно выхода в мировой океан, а точнее, далеко от торговых путей.

Россия - самая большая по площади страна мира. Благодаря обширности территории, обеспечиваются все необходимые условия рационального географического разделения труда.


Политико-географическое положение России

Политико-географическое положение России изменилось в результате распада СССР. Это привело к увеличению числа соседних государств, сокращению территории России, сокращению численности населения России и снижению объема ВВП.
На мировой арене геополитические позиции России ослабли. Это связано с тем, что:
1) территориально расширилось геополитическое влияние США;
2) расширился блок НАТО;
3) появились новые мощные геополитические центры – Китай и Япония;
4) активизировались агрессивные устремления исламского фундаментализма;
5) снизился военный потенциал России.
В настоящее время зоной преимущественного политического влияния России является территория СНГ. Страны СНГ активно участвуют в территориальном разделении труда и имеют много общего в своем экономическом развитии и адаптации к новым условиям хозяйствования. На геополитическое положение страны оказывает влияние экономико-географическое положение.
Экономико-географическое положение постоянно изменяется. Анализ экономико-географического положения проводится по следующим компонентам:
- транспортно-географическое положение;
- промышленно-географическое положение;
- рыночное положение;
- демографическое состояние;
- рекреационно-географическое положение.
По экономико-географическому положению Россия занимает центральное место. Особенно выгодным и уникальным является расположение крупных городов – на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.
Россия – это федеративное государство, состоящее из 89 субъектов. Среди них республики, края, области, автономные округа, автономная область и два города федерального значения.
Особенность территориально- государственного устройства России состоит в том, что девять автономных округов входят в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией РФ и автономные округа, и области являются равными субъектами Федерации.
В 2000 году административно- территориальное устройство России включало:
1) 21 республику;
2) 6 краев;
3) 49 областей;
4) 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
5) 1 автономная область (Еврейская) ;
6) 10 автономных округов;
7) 1867 районов;
8) 1091 городов;
9) 329 городских районов;
10) 1922 поселков городского типа;
11) 24444 сельских администраций.
Большая часть республик расположена в европейской части страны (16 из 21), остальные пять – в азиатской части. Два края находятся в европейской части (Краснодарский и Ставропольский), четыре – в азиатской части. Все десять автономных округов расположены в районах Крайнего Севера, два из них – в европейской части.
Все республики, автономные округа и автономная область сформированы по национально-территориальному принципу и соответствуют компактным ареалам размещения этносов.
В мае 2000 г. в России образовано семь федеральных округов. Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа не затрагивают административно- территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти. Центрами Федеральных округов являются общепризнанные региональные столицы:
1) Центральный округ – Москва;
2) Северо-Западный округ – Санкт- Петербург;
3) Приволжский округ – Нижний Новгород;
4) Северо-Кавказский (Южный округ) – Ростов-на-Дону;
5) Уральский округ – Екатеринбург;
6) Сибирский округ – Новосибирск;
7) Дальневосточный округ – Хабаровск.
Причинами социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в. в России являются большие расходы на содержание армии и военизированных формирований, значительные внутренние и внешние долги, война в Чеченской республике, ошибки в проведении экономических реформ и отток капитала за границу. В результате сократился в два раза объем ВВП страны, в 2,5 раза – объем промышленного производства, на 1/3 – уровень производительности труда, в 1,3 раза – объем сельскохозяйственного производства. В стране сократился уровень жизни и усилилось расслоение населения по доходам.
В наибольшей мере от экономического кризиса пострадали старопромышленные отрасли европейской части России, где наибольший удельный вес занимают отрасли обрабатывающей промышленности.
К положительным элементам экономических реформ можно отнести:
- появление новых форм собственности;
- внедрение рыночных отношений;
- закрытие нерентабельных производств;
- сокращение объемов производства ВПК;
- сокращение численности вооруженных сил.

Социально-экономический кризис отразился на уровне социально-экономического развития России. Для оценки уровня социально-экономического развития используют ряд показателей. К ним относят:
1) величину ВВП;
2) уровень производительности труда;
3) уровень потребления на душу населения;
4) отраслевую структуру хозяйства;
5) удельное топливо-, энерго-, сырье- и материалоемкость экономики.
6) уровень образованности населения;
7) среднюю продолжительность жизни в регионе.
Российская внешняя политика в конце XX в. стала более определенной, нацеленной на перспективу и учитывающей геополитические факторы. Но остаются серьезные проблемы, связанные с возможностями ее реализации. Они обусловлены такими обстоятельствами, как: несовпадение представлений в нашей стране и за рубежом о будущем России, в т.ч. о ее позициях в миропорядке; риски новой изоляции страны; появление альтернативных геополитических моделей, не учитывающих или ущемляющих интересы нашего государства.
Для реалистической оценки возможностей российских геополитических проектов, заложенных во внешней политике страны во второй половине 1990х годов, нужно еще раз проанализировать особенности современной ситуации. Геополитическое положение государства определяется не только физической географией, но и изменениями в мировом геополитическом порядке, геоэкономическими процессами. После распада СССР геополитический статус России снизился. На постсоветском пространстве, не исключая и части территории самой РФ, начали утверждаться внешние центры силы. Дезинтеграционные процессы поставили под вопрос геополитическую субъектность России.
Нынешнее политико-географическое положение нашей страны в мире может рассматриваться с двух точек зрения. В первом случае Россия оценивается как географический центр глобальной системы (хартленд) и интеграционное ядро Евразии. Распространено и представление о России как о своеобразном "мосте" между Европой и Азией (это имеет и философское обоснование: отечественные мыслители, в частности Н. Бердяев, говорили о России как о "посреднике" между Западом и Востоком).
Современная Россия сохраняет свой геополитический потенциал центра Евразии, но с ограниченными возможностями использования, что ведет к ее превращению в региональную державу с тенденцией к дальнейшему снижению - геополитического статуса. Экономическая слабость (по данным ИМЭМО на 1998 г., наша страна производит лишь 1,7% мирового ВВП), отсутствие государственной воли и общественного консенсуса по поводу путей развития не позволяют реализовать модель хартленда в ее новой трактовке: Россия как интеграционное ядро Евразии.
и т.д.................

Политико-географическое положение России изменилось в результате распада СССР. Это привело к увеличению числа соседних государств, сокращению территории России, сокращению численности населения России и снижению объема ВВП.

На мировой арене геополитические позиции России ослабли. Это связано с тем, что:

1) территориально расширилось геополитическое влияние США;

2) расширился блок НАТО;

3) появились новые мощные геополитические центры – Китай и Япония;

4) активизировались агрессивные устремления исламского фундаментализма;

5) снизился военный потенциал России.

В настоящее время зоной преимущественного политического влияния России является территория СНГ. Страны СНГ активно участвуют в территориальном разделении труда и имеют много общего в своем экономическом развитии и адаптации к новым условиям хозяйствования. На геополитическое положение страны оказывает влияние экономико-географическое положение.

Экономико-географическое положение постоянно изменяется. Анализ экономико-географического положения проводится по следующим компонентам:

Транспортно-географическое положение;

Промышленно-географическое положение;

Рыночное положение;

Демографическое состояние;

Рекреационно-географическое положение.

По экономико-географическому положению Россия занимает центральное место. Особенно выгодным и уникальным является расположение крупных городов – на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.

Россия – это федеративное государство, состоящее из 89 субъектов. Среди них республики, края, области, автономные округа, автономная область и два города федерального значения.

Особенность территориально-государственного устройства России состоит в том, что девять автономных округов входят в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией РФ и автономные округа, и области являются равными субъектами Федерации.

В 2000 году административно-территориальное устройство России включало:

1) 21 республику;

2) 6 краев;

3) 49 областей;

4) 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

5) 1 автономная область (Еврейская);

6) 10 автономных округов;

7) 1867 районов;

8) 1091 городов;

9) 329 городских районов;

10) 1922 поселков городского типа;

11) 24444 сельских администраций.

Большая часть республик расположена в европейской части страны (16 из 21), остальные пять – в азиатской части. Два края находятся в европейской части (Краснодарский и Ставропольский), четыре – в азиатской части. Все десять автономных округов расположены в районах Крайнего Севера, два из них – в европейской части.

Все республики, автономные округа и автономная область сформированы по национально-территориальному принципу и соответствуют компактным ареалам размещения этносов.

В мае 2000 г. в России образовано семь федеральных округов. Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа не затрагивают административно-территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти. Центрами Федеральных округов являются общепризнанные региональные столицы:

1) Центральный округ – Москва;

2) Северо-Западный округ – Санкт-Петербург;

3) Приволжский округ – Нижний Новгород;

4) Северо-Кавказский (Южный округ) – Ростов-на-Дону;